Правовая мысль средневековья

Философско-правовая мысль Средневековья

Философско-правовая мысль эпохи Средневековья внесла свою лепту в сохранение традиций изучения и преподавания римского частного права. Но вместе с тем Jus divinum, jus sacrum – «божественное право есть священное право» — этот тезис сопровождает философско-правовую мысль на протяжении всего Средневековья.

Крупнейшим христианским мыслителем одним из выдающихся «отцов церкви» был Аврелий Августин Блаженный (354-430). Основные его тракты «Исповедь» и «О граде Божием»

Главные тезисы учения Августина: первенство веры над разумом; высший источник веры это церковь; неравенство – вечный и неизменный принцип общественной жизни.

Августин выдвигает мысль о единстве человеческой и божественной истории, которые текут в противоположных, но взаимно неразделимых сферах. Содержанием их является бой двух царств (градов) – Божьего и земного. Дуализм Бога и природы переносится, таким образом, и на общественное развитие. Божий град представляет меньшую часть человечества. Это те, кто своим морально-религиозным поведением заслужили у Бога спасение и милосердие. В земном граде, напротив, остаются самолюбивые, алчные, эгоистичные, люди, забывающие о Боге. Божий град постоянно усиливается в общественно-историческом развитии, особенно после прихода Иисуса. Главная предпосылка принадлежности к граду Божиему – смирение и покорность перед Богом и церковью.

Мыслителем, которой предпринял попытку систематизировать христианские идеи, свести их в единое непротиворечивое целое, стал Фома Аквинский (Аквинат) (1225-1274). Его философско-правовые воззрения изложены в трактах «Сумма теологии», «О правлении государей», а также в комментариях к «Политике» и «Этике» Аристотеля.

Государство, по мнению Аквинского, является созданием человека, который выполняет веление Бога. Сам человек – существо разумное, обладающее свободной волей.

Свобода – способность человека действовать в соответствии с разумно познанной необходимостью, вытекающей из божественного статуса, характера и целей порядка мироздания и обусловленных этим законов.

Под правом Аквинский понимает уравнение действий и одновременно действие божественной справедливости в обществе. Право у него подразделяется на три уровня:

· Божественное право: установления, данные Богом человеку как «твари Божьей», и нормы церкви как представительницы Божьей власти на земле;

· Право народов, понимаемое как естественное право в его аристотелевской трактовке;

· Человеческое право как писанное, позитивное право светского государства.

Каждому уровню соответствуют свои законы. Божественное право претворяется в Вечном законе, т.е. нормах Бога; право народов — в законах естественных (стремление к самосохранению, продолжению рода, уважение достоинства), соответствующих природе человека; человеческое право – в светских законах, силой и страхом принуждающих людей не делать зла.

Система законов Фомы Аквинского предусматривает строгое соблюдение принципов иерархии (подчиненности) и непротиворечия низших законов высшим.

Фома Аквинский разработал христианско-теологический вариант юридического правопонимания. Его философско-правовые взгляды получили дальнейшее развитие в томистских и неотомистских концепциях естественного права.

Таким образом, можно отменить, что главная особенность философских учений христианского Средневековья состоит в их теоцентрическом характере. Принцип теоцентризма, последовательно проводимый и Августином, и Фомой Аквинским утверждал Бога как центр мироздания и главного хранителя мирового и социального порядка. Бог выступал как законодательное первоначало, из которого исходят все религиозные, моральные и правовые нормы. Благодаря божественному покровительству социальная жизнь людей не превращалась в хаос, а сам человек успешно боролся с дьявольскими искушениями, толкавшими его к порокам и преступлениям.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается особенность стихийной философско-правовой мысли?

2. Раскройте благородные истины в учении буддизма.

3. В чем суть древнекитайских философско-правовых принципов жень, ли, вэнь, фа у Конфуция?

4. В чем сущность взглядов на проблемы права у Сократа?

5. Как определял Платон понятия «закон», «справедливость», «государство», «человек»?

6. Как понимал Аристотель понятия «справедливость», «равенство», «закон», «свободу»?

7. Раскройте сущность правовых концепций Августина Блаженного и Фомы Аквинского?

8. Как понимал право и закон Фома Аквинский?

Рекомендуемая литература

Августин Блаженный. Исповедь. – М.: 1991.

Алексеев С.С. Философия права. – М.: 1998.

Аристотель. Политика // Соч.: В 4-х т. – М.: 1984. Т. 4.

Гусейнов А.А. Великие моралисты. – М: 1995.

Конфуций. Беседы и суждения. – СПб.: 1999.

Лукьянов А.Е. Начало, древнекитайской философии. – М.: 1994.

Материалисты Древней Греции. – М.: 1955.

Моисеев С.В. Философия права. – Новосибирск: 2004.

Нерсесянс В.С. Философия права. – М.: 2003.

Овидий. Метаморфозы. – М.: 1997.

Платон. Диалоги. – М.: 1986.

Тихонравов Ю.В. Основы философии права. – М.: 1997.

Философия права. Учебник / Под ред. О.Г. Данильяна. – М.: 2005.

Фома Аквинский. Выдержки из работ // Антология мировой философии. – М.: 1969. Т. 1.

Лекция 3. Философско-правовые учения в Западной Европе в XV – XVIII столетиях.

Вопросы: 1. Философско-правовая мысль эпохи Возрождения и Реформации.

Философско-правовые идеи в Средние века, как и само право, носи­ли идеациональный (божественный) характер Все правовые реалии этого периода интерпретируются сквозь призму двух основных по­нятий: Бог и человек. Jus divinum, jus sacrum — «божественное право есть священное право» — тезис, сопровождавший философско-правовую мысль на протяжении всего Средневековья.

Философия права стремится не только обосновать правовые ос­новы бытия Бога, но и доказать, что именно божественная благодать позволяет судить и соизмерять поступки людей. Однако в оценке роли благодати Бога мнения средневековых мыслителей разделились.

Так, христианский монах Пелагий (настоящее имя Морган; IV— V вв.) считал, что человек может совершенствоваться без божествен­ной силы (благодати), а Августин Блаженный (354—430), напротив, убеждал, что человек греховен, зол и направляет его к добру только воля Бога. Причем человечество обрело греховность, нарушив запрет Бога и пожелав жить не по божественным установлениям, а по сво­им законам. Первородный грех предопределил образование двух ми­ров — «градов»: «града Божьего» (его на земле представляет церковь) и «града земного» (его олицетворяет светское государство). Соответ­ственно и люди: одни (праведники) живут в «граде Божьем» по зако­нам Бога, другие (грешники) — жители «града земного» — руковод­ствуются иными законами, вторичными по отношению к божест­венным. Законы «града земного», учил Августин, должны подчи­няться законам «града Божьего» и формулироваться как заповеди Бога, а церковь может и обязана осуществлять контроль над всей де­ятельностью светского государства.

Проблема взаимоотношения светского государства и церкви явля­ется центральной и для Фомы Аквинского (1225—1274), который од­нозначно встает на сторону церкви и провозглашает: «Вся власть от Бога». Под правом он, как и Аристотель, понимал уравнение действий и одновременно действие божественной справедливости в обществе. Причем право, по Фоме Аквинскому, подразделяется на три уровня:

  • божественное право, установления, данные Богом человеку
    как «твари Божьей», и нормы церкви как представительницы Божь­ей власти на земле;
  • право народов, понимаемое как естественное право в его ари­стотелевской трактовке;
  • человеческое право как писаное, позитивное право светского
    государства.

Каждому уровню соответствуют свои законы. Божественное пра­во претворяется в Вечном законе, т.е. нормах Бога; право народов — в законах естественных (стремление к самосохранению, продолже­нию рода, уважение достоинства), соответствующих природе чело­века; человеческое право — в светских законах, силой и страхом принуждающих людей не делать зла.

Система законов Фомы Аквинского предусматривает строгое соблюдение принципов иерархии (подчиненности) и непротиворе­чия низших законов высшим. Если человеческие законы противоречах естественным, то они не должны исполняться и подлежат за­мене. Понятно, что Вечный закон ни пересмотру, ни даже обсужде­нию не подлежит.

ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

В Средние века в Западной Европе основными вопросами становятся вопросы соотношения государства и церкви, а так­же божественных и человеческих законов. В XII в. в Запад­ной Европе открывается Болонский университет — первый в Западной Европе, а в XIII в. — Парижский и Оксфордский университеты. В это время появляется первый латинский пе­ревод книги Аристотеля «Политика». В университетах начи­нают изучать Аристотеля, под влияние которого подпадают такие яркие мыслители, как Фома Аквинский и Марсилий I Гадуанский. Фома Аквинский использует философию Арис­тотеля для оправдания догматов католической веры, а Мар­силий Падуанский, опираясь на Аристотеля, развивает свет­скую теорию государства и права. Основным источником :шаний о мире продолжает оставаться Священное Писание.

4.1. Учение Фомы Аквинского о праве и государстве

Фома Аквинский(1225/1226-1274) — итальянский ка­толический философ, доминиканский монах.

Эпоха. В XII—XIII вв. в Западной .Европе появились нищенствующие монашеские ордена (францисканцы, до­миниканцы). Обители этих орденов располагались в круп-пых городах. В этих же городах находились и универси­теты. Францисканцы и доминиканцы «продублировали монастырские кафедры университетскими, где, утвердив­шись, затмевали всех других» (Жак Ле Гофф)1. Известны-

ш т

1 Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

60 Глава 4. Политико-правовая мысль эпохи Средневековья

ми профессорами Парижского университета стали доми­никанец Фома Аквинский и францисканец Бонавентура.

В XII—XIII вв. по всей Европе прокатилась волна ере­тических движений, которые имели антифеодальную на­правленность. Борьбу с ересью возглавили доминиканцы, используя инквизицию.

Биография. Родился в семье графа Ландольфо, которо­му принадлежал домен (поместье) в окрестностях города Аквино (Ломбардия). Получил имя Томазо, или, по-гре­чески, Фома. Сначала учился в школе при аббатстве, затем в университете Неаполя, основанного Фридрихом II. В Не­аполе сблизился с доминиканцами — нищенствующими монахами, и стал одним из них, отказавшись от графского титула. Его семья отнеслась к этому поступку враждебно: некоторое время его держали под домашним надзором.

Получив свободу, Фома продолжил обучение у домини­канца Альберта Великого — сначала в Париже, а затем — в Кёльне. Целью доминиканского ордена была борьба с ере­сями «при помощи костров и силлогизмов». В 1252 г. глав­ный магистр доминиканского ордена пригласил Фому в ка­честве своего ассистента в Париж. С 1252 по 1254 г. Фома Аквинский — бакалавр «библикус», с 1254 по 1256 г. — ба­калавр «сентенциариус». С 1256 по 1259 г. он преподает в Парижском университете, являясь магистром теологии и возглавляя кафедру в этом университете. Затем, по тради­ции ордена, начинаются странствия Фомы, связанные с преподаванием в университетах Кёльна, Болоньи, Рима, Неаполя. 7 марта 1274 г. по пути в Лион, куда он направ­лялся по приказу папы Григория X для участия в Соборе, Фома Аквинский умер, канонизирован 18 июля 1323 г. В 1368 г. его останки были перенесены в Тулузу.

Основные работы: «Сумма теологии» (1265-127’4), «О правлении государей» (1266).

«Сумма» (лат. summa — итог) — созданный схоластикой жанр философской литературы, огромный по объему и стро­гий по композиции обзорно-итоговый труд.

Словарь научных трудов Фомы Аквинского содержит 13 000 000 терминов (весь русский язык, по данным Ин­ститута русского языка, насчитывает 440 000 слов).

Логическое основание политико-правового учения.На Фому Аквинского оказал большое влияние Аристотель. Фома Аквинский предложил синтез католической веры и

4.1. Учение Фомы Аквинского о праве и государстве 61

философии Аристотеля. По остроумному замечанию одно­го из исследователей, Фома Аквинский обратил Аристоте­ля в христианство и крестил его.

Содержание правового учения. Понятие закона. Фома Аквинский сформулировал следующие характеристики за­кона:

• «закон есть не что иное, как некое установление разу­
ма в целях общего блага, принятое и обнародованное теми,
кто имеет попечение об обществе»;

• «закон относится к тому, что составляет основу чело-
исческих поступков, поскольку для них он является прави­
лом и мерилом»;

• «любой закон направлен к общему благу»;

• «закон вызывает движение к цели».
Классификация законов. Существуют четыре вида зако­
нов, три из которых представляют собой иерархию (табл. 5).

1. Вечный закон (lex aeterna) — естественный божествен­
ный закон, рациональный проект Бога, который знаком
только самому Богу и блаженным святым: «замысел управ­
ления вещами, существующий у Бога как государя вселен­
ной, имеет значение закона». Вечный закон нигде не запи^
сап, а обнародован Богом в устной форме божественного
слова и адресован твари внимающей.

2. Естественный закон (lex naturalis) — отражение Бо­
жьего закона человеческим разумом, это «печать боже­
ственного света на нас». Человек как разумное создание
частично может постигать lex aeterna. Это «свет естествен­
ного разума, с помощью которого мы различаем, что хоро­
шо, а что плохо». Естественный закон представляет собой
некие моральные предписания, провозглашенные разумом
и результате размышления о природе человека, живущего в
обществе. Этот закон предписывает все то, что соответ­
ствует существованию человеческого рода: союз мужчины
и женщины, воспитание детей и др.

Как обнародуется естественный закон? Он «обнародо-иап уже тем, что Бог вложил его в умы людей так, чтобы те познали его естественным путем».

3. Человеческий позитивный закон (lex humana) — фео­
дальное право того времени. Этот закон представляет со­
бой «частные распоряжения, выработанные человеческим
разумом»: исходит из факта несовершенства людей, поэто­
му является самым несовершенным в иерархии законов;
служит человеку в достижении его земных целей; нужен
потому, что люди вследствие грехопадения имеют извра-

62 Глава 4. Политико-правовая мысль эпохи Средневековья

щенную волю, свобода которой сводится к возможности творить зло; призван четко определить естественный закон (как должны заключаться браки, каковы санкции за совер­шенное правонарушение).

Проблема непогрешимости человеческих позитивных за­конов. Фома Аквинский полагал, что «человеческие законы не могут обладать той непогрешимостью, которая отличает выводы наук, подкрепленные доказательствами».

Соотношение человеческого позитивного закона и есте­ственного закона. Человеческий позитивный закон должен соответствовать lex naturalis: «каждый закон, установленный людьми, постольку является законом, поскольку выведен из закона природы». Иначе это не закон, а «порча закона», и та­кому закону можно не подчиняться. Принудительное осуще­ствление такого закона — признак тирании. Однако Фома де­лает оговорку: такой закон может считаться обязательным, если необходимо пресечь беспорядок.

4. Позитивный божественный закон (lex divina) — со­держится в Библии. Он адресован «твари читающей» и только этот закон может привести человека к достижению сверхъестественной цели, блаженству сверхприродному, что является актуальным для верующего христианина.

Правовые взгляды Аристотеля и Фомы Аквинского

Аристотель Фома Аквинский
Два вида законов: • естественные; • положительные Четыре вида законов: • божественный естественный закон; • человеческий естественный закон; • божественный позитивный закон; • человеческий позитивный закон
Законы дополняют друг друга Иерархия законов

Политическое учение Фомы Аквинского посвящено рас­смотрению трех важнейших проблем.

1. Церковь и государство.

Фома решает вопрос, актуальный для того времени: имеет ли право церковь ограничивать светских правителей и судить о законности их власти? В то время светские

4.1. Учение Фомы Аквинского о праве и государстве 63

правители отрицали это право, ссылаясь на положение (‘иященного Писания о том, что «нет власти не от’ Бога» (т.е. светская власть также происходит от Бога).

Решая этот вопрос, Фома предлагает различать три эле­мента государственной власти:

S сущность;

■S происхождение;

S использование.

Сущность государственной власти г/становлена Богом, доказательством чего служат слова апостола Павла: «Су­ществующие власти от Бога установлены».

Происхождение государственной власти может быть и незаконным (насилие, подкуп).

Использование государственной власти часто ведет к ллоупотреблению властью.

Фома считал, что церковь не посягает на власть как на божественный принцип, но она оставляет за собой право •■.удить о законности происхождения власти и использова­нии ее тем или иным правителем.

Фома решает вопрос о разграничении компетенции татской власти и церковной власти. Он высказывает идею автономии властей: светская власть должна управлять только внешними действиями подданных, а церковь — ду­шами людей. Фома так аргументировал эту идею: «Так как духовная власть и светская, обе производны от власти Бо­жьей, то светская власть настолько находится под духов­ной, насколько она ей Богом подчинена, а именно в делах, которые касаются спасения души; вследствие этого в таких делах следует скорее повиноваться церковной власти, а не < петской. В том же, что касается гражданских благ, следует оолсе повиноваться светской власти, чем церковной, в со­ответствии с поучением «Отдайте кесарево кесарю» >.

Вместе с тем Фома Аквинский выдвигал и идею взаимо­действия властей. Государство должно помогать церкви в (юрьбе с ересью: «Извращать религию, от которой зависит жизнь вечная, гораздо более тяжкое’преступление, чем подделывать монету, которая служит для удовлетворения потребностей временной жизни. Следовательно, если фальшивомонетчиков, как и других злодеев, светские госу­дари справедливо наказывают смертью, еще справедливее казнить еретиков, коль скоро они уличены в ереси». 2. Проблема тираноубийства.

Можно ли сопротивляться ли тирану? Фома высказы-иал следующие аргументы против тираноубийства:

Г В

64 Глава 4. Политико-правовая мысль эпохи Средневековья

S после убийства тирана может прийти новый тиран, который будет еще свирепее. В обоснование этого аргумен­та Фома приводит замечательный пример: «…когда-то в Сиракузах, в то время как все желали смерти Дионисия, некая старуха долго молилась о том, чтобы он был невре­дим и пережил бы ее. Узнав об этом, тиран спросил ее, по­чему она это делала. Тогда она сказала: «Когда я была де­вочкой и у нас был грозный тиран, я желала его смерти. Он был убит, и ему наследовал другой тиран, еще суровее; и когда его власть кончилась, я считала, что он был много су­ровее. Ты — третий, и теперь мы понимаем, что ты намного более суровый правитель. Так вот, если ты будешь уничто­жен, еще худший займет твое место»»;

■S убийство тирана не соответствует апостольскому уче­нию. Апостол Петр считал, что нужно смиренно подчи­няться не только добрым, но и злым господам.

Вместе с тем Фома допускал тираноубийство, которое должно совершаться не по собственному почину, а по ре­шению общества (католическая церковь в то время не раз обращалась к подданным с призывом не повиноваться тому или иному неугодному ей правителю).

3. Идеальная форма правления (табл. 6) .

Фома развивает свою политическую теорию в рамках теоцентристской картины мира, опираясь на идеи Аристо­теля. Вслед за Аристотелем он выделяет шесть форм прав­ления государства: монархию, тиранию, аристократию, олигархию, политию, демократию.

Таблица 6 Политические взгляды Аристотеля и Фоны Аквинского

Аристотель Фома Аквинский
Идеальная форма правления
Полития Монархия
Обоснование выбора
Полития — это государство, основой которого является средний класс Согласно природе вещей править должен один. Согласно жизненному опыту

В отличие от Аристотеля лучшей формой правления Фома признает монархию, а не политию.

Марсилия Падуанского 65

Он считал, что согласно природе вещей править должен один, поскольку:

S во вселенной единый Бог;

■S среди множества частей тела есть одна, которая дви­жет всем, — сердце;

S среди частей души главенствует одна — разум;

S у пчел один царь.

Согласно жизненному опыту провинции и города-госу­дарства, которыми управляет не один, одолеваемый раздо­рами, «и, напротив, провинции и города-государства, кото­рые управляются одним государем, наслаждаются миром, славятся справедливостью и радуются процветанию». Гос­подь говорит устами Пророка (Иеремия, XII, 10): «Множе-стио пастухов испортили мой виноградник».

* * *

По замечанию Р. Тарнаса, Фома Аквинский «обратил средневековое христианство к Аристотелю и тем ценнос­тям, каковые Аристотель провозглашал», соединив в еди­ное целое «греческое мировоззрение во всем его объеме с христианским вероучением в единую великую «сумму», где научные и философские достижения древних оказа-uiicb включенными в общий свод христианской теологии».

Учение Фомы Аквинского имеет своих последователей. И маетности, современная католическая теория права (нео-гом истекая теория права Ж. Маритена (см. 25.5) восприня-II.i идею Фомы о естественном законе и естественных правах чглоиека (право на жизнь и продолжение человеческого рпд.-i), которые вытекают из самого lex aeterna, на которые не может посягать государство, принимая lex humana).

Словарь

lex aeterna — вечный закон lex naturalis — естественный закон lex humana — человеческий закон lex divina — божественный закон

4.2. Политико-правовое учение Марсилия Падуанского

итальянский по-

Марсилий Падуанский (1280-1343) оптический и правовой мыслитель.

l M. II. Марченко

66 Глава 4. Политико-правовая мысль эпохи Средневековья

Эпоха. Конец Средневековья. В это время децентрали­зованная Северная Италия представляла собой мелкие княжества и небольшие города-республики. Войны и раз­доры были обычным явлением этой эпохи, а мир — горя­чим желанием людей.

Биография. Родился в Падуе, изучал медицину в Па-дуанском университете. Преподавал логику и метафизику Аристотеля в Парижском университете, в 1312-1313 гг. был ректором Парижского университета. За книгу «За­щитник мира» Марсилий был отлучен от церкви, выну­жден покинуть Париж и укрыться при дворе Людвига Баварского. Некоторое время он был его врачом и совет­ником.

Людвиг IV Баварский (1287-1347): с 1314т.— герман­ский король, претендент на престол Священной Римской им­перии, с 1328 г. — император Священной Римской империи. Вел борьбу с римскими папами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *