Носовой катетер для оксигенотерапии

Содержание

Алгоритм проведения оксигенотерапии через носовой катетер

Подготовить:

Установить с пациентом доверительное отношение, объяснить механизм проведения процедуры и получить согласие на ее проведение; перчатки; дозиметр; носовой катетер; трубку для подачи кислорода; воду; глицерин; бинт; лейкопластырь; ножницы; шпатель; ёмкость со стерильной дистиллированной водой; источник кислорода; фиксатор канюли; контейнер для отходов и ширму.

Действие:

— поставить ширму; вымыть (гигиенический уровень), осушить руки и надеть перчатки;

— очистить носовые ходы пациента;

— вскрыть упаковку, извлечь катетер и определить длину, на которую он должен быть введён (расстояние от мочки уха до кончика носа);

— смочить катетер стерильным глицерином;

— ввести катетер в нижний носовой ход до нужной метки;

— осмотреть зев и убедиться, что конец катетера виден;

— зафиксировать катетер лейкопластырем, чтобы он не выпал и не причинял неудобств;

— соединить катетер с дозиметром, заполненным водой; открыть вентиль дозиметра и отрегулировать скорость поступления кислорода (4-5 литра в минуту);

— контролировать состояние пациента и периодически проверять состояние катетера;

— наблюдать за тем, чтобы увлажняющий сосуд был постоянно полон;

— осматривать слизистую носа пациента для выявления её возможного раздражения;

— по назначению врача извлечь катетер и осмотреть слизистую носа пациента;

— после окончания терапии провести дезинфекцию оснащения и утилизацию одноразового инструментария;

— снять перчатки и опустить их в контейнер;

— вымыть (гигиенический уровень) и осушить руки;

— заполнить документацию.

Внимание!

Кожа в области носа, соприкасающаяся с катетером, нуждается в тщательном уходе.

Проведение оксигенотерапии через носовой катетер

  • Проведение оксигенотерапии через носовую кислородную канюлю

    Механизм действия оксигенотерапии: при оксигенотерапии улучшается микроциркуляция крови и проницаемость клеточных мембран, усиливаются окислительно-восстановительные процессы в клетках организма. Это способствует стимуляции защитных сил организма, насыщению кислородом тканей, нормализации обменных процессов…
    (Сестринское дело и сестринский уход)

  • Проведение оксигенотерапии с помощью кислородной подушки

    Заполнение кислородной подушки Приготовить: кислородную подушку емкостью 25—75 л с резиновой трубкой в наволочке, краном и стерильным мундштуком (воронкой для подачи кислорода), источник кислорода. Последовательность действий 1. Открыть кран кислородной подушки. 2. Соединить трубку от кислородной…
    (Сестринское дело и сестринский уход)

  • Проведение спецопераций по устранению угроз национальной безопасности

    Спецопераций отечественной разведки Специальные операции — это деятельность разведывательных органов за рубежом, направленная главным образом не на добывание информации, а на решение иных задач, поставленных руководством. О том, насколько значим для нас этот аспект деятельности спецслужб, свидетельствует…
    (Методологические основы теории национальной безопасности)

  • ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ИВЛ

    ? обеспечить проходимость дыхательных путей перед проведением ИВЛ; ? обеспечить герметичность системы «легкие реаниматора — легкие больного» или «аппарат ИВЛ — легкие больного». Для этого при экспираторных методах ИВЛ необходимо тесно прижаться своими губами ко рту или носу пациента и при вдувании в…
    (Первая медицинская и доврачебная помощь)

  • Утверждение типа средств измерений и проведение их испытаний

    Утверждение типа СИ необходимо для новых марок (типов) СИ, предназначенных для выпуска с производства или ввоза по импорту. Эта процедура проводится в целях обеспечения единства измерений в стране, постановки на производство и выпуск в обращение средств измерений, соответствующих требованиям, установленным…
    (Метрология, стандартизация и сертификация)

  • Технологии проведения процессов измерений

    Процессы измерений, которые являются частью системы управления измерениями, подлежат планированию, валидации, выполнению, документированию и управлению. Факторы и их проявления, воздействующие на процессы измерений, необходимо идентифицировать и изучать. Полное описание каждого процесса измерений должно…
    (Метрология, стандартизация и сертификация)

  • Правила проведения соревнований по ката спортивной дисциплине «Ограниченный контакт»

    1. Возрастные группы соревнований по ката 1.1. Спортивные соревнования в ката проводятся в следующих возрастных группах: а) юноши, девушки 12-13 лет; б) юноши, девушки 14-15 лет; в) юниоры, юниорки 16-17 лет; г) мужчины, женщины (старше 18 лет). 1.2. Спортсмен может выступать лишь в одной возрастной…
    (Спортивный клуб каратэ «Нахабино»)

  • Правила проведения соревнований по кумитэ в спортивной дисциплине «Ограниченный контакт»

    1. Продолжительность поединка 1.1. Поединок состоит из одного раунда, время проведения до 5 мин. чистого времени. 1.2. В случае ничейного результата объявляется дополнительный раунд, если это предусмотрено положением (регламентом) спортивного соревнования. 1.3. Продолжительностью поединка считается время,…
    (Спортивный клуб каратэ «Нахабино»)

  • Правила проведения соревнований по шивари в школе Дзёсинмон Шорин-рю

    1. Соревнования по шивари проводятся среди мужчин. 2. Соревнования проводятся по следующей схеме: 2.1. До выхода на площадку спортсмен и его ассистенты должны стоять в шеренгу и выполнить поклон (рэй) в сторону судейской бригады. 2.2. Судья при участниках сверяет с протоколом количество заявленных спортсменом…
    (Спортивный клуб каратэ «Нахабино»)

Оксигенотерапия

Оксигенотерапия (кислородотерапия) представляет собой лечебный и профилактический метод, предполагающий использование кислорода. Кислород жизненно необходим организму — он отвечает за клеточное дыхание. Оксигенотерапия применяется для возмещения дефицита кислорода в тканях человеческого организма, что важно при гипоксии. Кроме того, кислородотерапия полезна и здоровым людям, проживающим в крупных городах с загрязненной атмосферой, так как нехватка кислорода в воздухе, которым они дышат, негативно сказывается на состоянии их здоровья.

Оксигенотерапия: показания и противопоказания

Оксигенотерапия является проверенным способом, повышающим оксигенацию крови, который начал применяться около двухсот лет назад и, благодаря своей высокой эффективности, продолжает использоваться по сей день. Оксигенотерапия позволяет насытить кислородом не только кровь, но и ткани человеческого организма.

Как любой терапевтический метод, кислородотерапия имеет свои показания и противопоказания.

Проведение оксигенотерапии может быть рекомендовано пациентам со многими заболеваниями. Высокоэффективна подобная процедура для больных с диагнозами «острая или хроническая дыхательная недостаточность» и «обструктивная болезнь легких».

Кроме того, её применение показано пациентам при следующих состояниях:

  • отек легких;
  • сердечная астма;
  • артрит и артроз;
  • муковисцидоз;
  • черепно-мозговая травма;
  • декомпрессионная болезнь;
  • метеоризм, связанный с хирургическими вмешательствами на кишечнике
  • офтальмологические заболевания;
  • приступы удушья, связанные с аллергическими реакциями.

Оксигенотерапия способствует быстрому восстановлению после химиотерапии, интоксикации алкоголем и отравлении угарным газом.

Проведение оксигенотерапии противопоказано пациентам с гиповентиляцией и гиперкапнией – состояниями, развитие которых провоцируется нарушениями легочной функции и сопровождаемыми стремительным возрастанием показателя углекислого газа в крови. Применение данной процедуры в таких ситуациях грозит развитием отека головного мозга, и, следовательно, увеличением вероятности смертельного исхода.

Еще одним противопоказанием к проведению оксигенотерапии является легочное кровотечение.

Оксигенотерапия: методы проведения процедуры

В центре терапии больницы Юсупова оксигенотерапия проводится двумя способами:

  • ингаляционным – при проведении данной процедуры используются кислородные маски, носовые катетеры, специальные трубки, применение которых обеспечивает поступление кислорода в организм человека через дыхательные пути;
  • неингаляционным – с использованием всех остальных путей введения: энтерального, внутривенного, подкожного и пр.

Процедура, как правило, предполагает использование не чистого кислорода (ввиду его токсичности), а газовых смесей с содержанием кислорода до 90%.

Оксигенотерапия при преэклампсии

Преэклампсия является тяжелой формой гестоза, для которой характерны: повышение артериального давления, обнаружение белка в моче, развитие отечности, головные боли, тошнота, рвота, раздражительность, вялость, желтуха, снижение уровня тромбоцитов, нарушение деятельности ЦНС, печени и другие тяжелые симптомы.

Данное состояние представляет собой серьезную угрозу для жизни беременной женщины и плода, так как может сопровождаться серьезными осложнениями: гипертоническим кризом, преждевременной отслойкой плаценты, задержкой развития плода, острой почечной недостаточностью, отеком головного мозга, отеком легких, кровоизлияниями в надпочечники и другие органы, а также развитием эклампсии с высокой вероятностью летального исхода.

Одним из мероприятий, которое применяется для лечения преэклампсии, является оксигенотерапия, позволяющая значительно улучшить состояние пациентки и предотвратить развитие гипоксии у плода. Поэтому преэклампсия является одним из важнейших показаний к проведению кислородотерапии.

Техника оксигенотерапии, алгоритм выполнения процедуры

Техника проведения оксигенотерапии зависит от приспособлений и инструментов, которые используются в ходе процедуры. Однако общий алгоритм действий состоит из следующих мероприятий:

  • предварительной подготовки оборудования и пациента;
  • подачи кислорода;
  • постоянного контроля за состоянием пациента;
  • ухода и наблюдения за больным после проведения процедуры.

Специалисты центра терапии больницы Юсупова гарантируют высокое качество проведения оксигенотерапии, с четким соблюдением алгоритма её выполнения от подготовительного до завершающего этапа, что обеспечивает высокую эффективность и абсолютную безопасность процедуры.

Наиболее распространенный ингаляционный путь введения кислорода – через носовой катетер. Следующими по популярности являются пути введения с использованием кислородной маски и кислородной подушки.

Оксигенотерапия: алгоритм выполнения процедуры через носовой катетер

При проведении оксигенотерапии с использованием носового катетера следует придерживаться следующих четких правил:

  • принятие пациентом удобной позы;
  • проверка врачом исправности оборудования (во избежание утечки кислорода и создания пожароопасной ситуации);
  • введение стерилизованного, смазанного вазелином катетера с условием его визуализации в зеве пациента. Закрепление его наружного конца на виске и щеке больного;
  • пальпация катетера, что позволяет проверить правильность его установки;
  • запуск подачи кислорода;
  • замена катетера (при необходимости), чередование ноздрей;
  • наблюдение за состоянием пациента после окончания процедуры и оказание экстренной помощи в случае его ухудшения.

Оксигенотерапия: алгоритм выполнения процедуры через кислородную маску

Процедура с использованием кислородной маски требует соблюдения следующих правил:

  • присоединение маски к оборудованию, проверка герметичности соединения;
  • подключение прибора;
  • накладывание маски на лицо больного, закрепление её на затылке;
  • проверка степени прилегания маски к коже пациента.

Оксигенотерапия: алгоритм выполнения процедуры через кислородную подушку

Для выполнения кислородотерапии с использованием кислородной подушки существует следующий алгоритм действий:

  • соединение кислородной подушки с баллоном;
  • наполнение подушки кислородом, закрепление на её кране мундштука после наполнения кислородом;
  • расположение мундштука на расстоянии 5 см от ротовой полости больного, открытие крана подушки;
  • повторное наполнение подушки после того, как кислород в ней закончился.

Оксигенотерапия: алгоритм выполнения процедуры в барокамере

Одним из наиболее современных и эффективных способов оксигенотерапии является гипербарическая оксигенация, которая предполагает нахождение пациента в кислородной барокамере.

Для её проведения также существуют несложные правила:

  • удобное расположение пациента в кислородной барокамере;
  • запуск процесса подачи кислорода под повышенным давлением.

Оксигенотерапия: алгоритм выполнения процедуры внутривенно

Самым популярным неингаляционным методом кислородотерапии является внутривенный, требующий соблюдения следующих правил:

  • укладывание пациента на кушетку;
  • внутривенное введение в организм пациента через капельницу физраствора, обогащенного озоном и перекисью водорода.

Применение данного способа чаще всего назначается для лечения и профилактики большинства известных патологий. Он может использоваться даже женщинам в период беременности, так как позволяет предотвратить развитие гипоксии у плода.

Кислородотерапия в домашних условиях

Для того, чтобы иметь возможность проводить оксигенотерапию в домашних условиях, необходим портативный аппарат оксигенотерапии. Купить концентратор кислорода, кислородную маску или назальные канюли к нему на сегодняшний день не представляет особого труда, это можно сделать и в магазине медицинской техники, и на специализированном сайте в интернете.

Кислородотерапия в домашних условиях имеет ряд преимуществ. По сравнению с кислородными баллонами концентраторы кислорода намного безопаснее. Кроме того, многие продавцы медицинского оборудования предоставляют их в аренду, так как купить кислородные концентраты по карману не всем людям.

Преимущества оксигенотерапии в больнице Юсупова

Оксигенотерапия является эффективным методом насыщения крови кислородом, что необходимо при многих заболеваниях. Одним из достоинств процедуры является отсутствие осложнений после её проведения. Кроме того, оксигенотерапия способствует укреплению иммунитета, нормализации артериального давления, улучшению метаболизма, усилению регенерации ткани, улучшению микроциркуляции тканей и обмена веществ в клетках.

Оксигенотерапия применяется в центре терапии Юсуповской больницы как в лечебных, так и в профилактических целях. Перед проведением процедуры пациенту необходима консультация врача-пульмонолога, который определит, насколько необходима в каждом конкретном случае кислородотерапия, показания и противопоказания к её проведению и подберет наиболее подходящий вид процедуры (ингаляционный, неингаляционный, либо наиболее эффективный — с помощью гипербарической барокамеры). Прием ведут ведущие пульмонологи Москвы – доктор медицинских наук, профессор Александр Вячеславович Аверьянов и кандидат медицинских наук Александр Евгеньевич Шуганов. Записаться на консультацию можно на сайте клиники.

АвторВрач-анестезиолог-реаниматолог, врач-кардиолог, врач функциональной диагностики

Список литературы

  • МКБ-10 (Международная классификация болезней)
  • Юсуповская больница
  • «Болезни органов дыхания». Руководство под ред. акад. РАМН, проф. Н.Р.Палеева. М., Медицина, 2000г.
  • Дыхательная недостаточность и хроническая обструктивная болезнь легких. Под ред. В.А.Игнатьева и А.Н.Кокосова, 2006г., 248с.
  • Илькович М.М. и др. Диагностика заболеваний и состояний, осложняющихся развитием спонтанного пневмоторакса, 2004г.

Наши специалисты

Доктор медицинских наук, профессор, врач высшей квалификационной категорииВрач-терапевт, врач-пульмонолог, кандидат медицинских наук, врач первой категорииЗаместитель генерального директора по медицинской части, врач-терапевт, врач-гастроэнтеролог, кандидат медицинских наук

Цены на услуги *

Наименование услуги Стоимость
Консультация врача-терапевта Цена 5 150 руб.
Повторная консультация врача-терапевта Цена 3 600 руб.
Консультация пульмонолога, профессора, доктора медицинских наук Цена 15 450 руб.
Исследование функции внешнего дыхания Цена 3 400 руб.
Рентгенография одной области (без контраста) Цена 5 280 руб.
МСКТ органов грудной клетки Цена 10 200 руб.

2. Оксигенотерапия через носовой катетер.

  • •1. Инфекционный контроль и профилактика вби
  • •1. Гигиеническая обработка рук (удаление загрязнений и снижение количества микроорганизмов)
  • •2. Гигиеническая обработка рук (обработка рук кожным антисептиком для снижения количества микроорганизмов до безопасного уровня)
  • •3. Обработка кожи рук при нарушении целостности перчаток и загрязнения рук кровью, выделениями и др.
  • •4. Надевание стерильных латексных перчаток и снятие их после использования.
  • •5. Надевание и снятие медицинского халата.
  • •6. Использование медицинской шапочки и маски.
  • •7. Обработка (дезинфекция) некритических предметов
  • •8. Обработка критических и полукритических предметов
  • •3 Этапа обработки: 1 — дезинфекция;
  • •Дезинфекция.
  • •9. Предстерилизационная очистка ручным методом.
  • •Примечание: приготовление моющих растворов
  • •10. Контроль качества предстерилизационной очистки изделий медицинского назначения многократного использования (фенолфталеиновая проба)
  • •11. Контроль качества предстерилизационной очистки изделий медицинского назначения многократного использования (азопирамовая проба)
  • •12. Предстерилизационная очистка химическим методом.
  • •13. Стерилизация изделий медицинского назначения.
  • •14. Техника укладки стерилизационной коробки
  • •15. Техника накрытия стерильного инстументального стола процедурнго кабинета
  • •16. Изготовление перевязочного материала (шарики)
  • •17. Изготовление первязочного материала (салфетки)
  • •2. Основы эргономики и безопасности перемещения пациента
  • •1. Удерживание пациента при поднятии (выполняется двумя и более лицами).
  • •2. Удерживание пациента методом «захват через руку»
  • •3. Удерживание пациента методом «захват при поднятом локте»
  • •4. Удерживание пациента методом «подмышечный захват» (выполняется одной медсестрой, пациент может помочь).
  • •5. Удерживание пациента за пояс (выполняется одной медсестрой, пациент может помочь).
  • •6. Поддержание пациента при ходьбе (выполняется одной медсестрой).
  • •7. Перемещение пациента к изголовью кровати
  • •8. Перемещение пациента к краю кровати (выполняется одной медсестрой, пациент может помочь).
  • •9. Перемещение пациента из положения «лежа на боку» в положение «сидя с опущенными ногами» (выполняется одной медсестрой).
  • •11. Перемещение пациента из положения «сидя на стуле» в положение, лежа на кровати (выполняется одномедсестрой)
  • •12. Перемещение пациента с обычной кровати на каталку и наоборот (выполняется тремя лицами)
  • •13. Поворачивание пациента и размещение его в положение на боку (выполняется одной медсестрой, пациент может помочь).
  • •14. Переворачивание и размещение пациента в положении лёжа на животе (выполняется одной медсестрой по назначению врача, пациент не может помочь).
  • •15. Размещение пациента в положении Фаулера (выполняется одной медсестрой).
  • •16. Размещение пациента в положении Симса (пациент может помочь лишь частично или не может помочь вообще, выполняется одной или двумя медсестрами)
  • •17. Размещение пациента в положении лёжа на спине (выполняется одной медсестрой).
  • •3. Осуществление сестринского процесса. Наблюдение за пациентом
  • •1. Определение числа дыхательных движений.
  • •2. Исследование пульса.
  • •3. Определение массы тела.
  • •4. Определение роста взрослого человека.
  • •5. Измерение температуры тела.
  • •6. Техника измерения артериального давления
  • •4. Работа младшей медицинской сестры в приёмном покое
  • •1.Осуществление санитарной обработки пациента при педикулезе.
  • •5. Работа младшей медицинской сестры в лечебном отделении
  • •1. Помощь пациенту во время гигиенической ванны и мытья головы.
  • •2. Помощь пациенту во время гигиенического душа и мытья головы.
  • •3. Смена постельного белья (пациент в постели), выполняют две медсестры.
  • •4. Смена нательного белья (ночной рубашки женщине). Пациентка может сидеть.
  • •5. Смена нательного белья (пижамы), Пациент может сидеть.
  • •6. Уход за глазами.
  • •7. Уход за носом.
  • •8. Уход за ушами.
  • •9. Чистка зубов пациента и очищение промежутков между зубами (пациент в сознании).
  • •10. Уход за съёмными зубными протезами и полостью рта (пациент в сознании).
  • •11. Уход за полостью рта у пациента в бессознательном состоянии.
  • •Мытьё головы в постеле.
  • •13. Подача судна и мочеприемника.
  • •14. Техника проведения туалета наружных половых органов у женщин.
  • •15. Техника проведения туалета наружных половых органов у мужчин
  • •16. Бритье пациента безопасной бритвой.
  • •17. Полное мытье пациента в постели.
  • •18. Проведение мероприятий по профилактике пролежней.
  • •6. Питание пациента
  • •1. Кормление тяжелобольного ложкой.
  • •2. Кормление с помощью поильника.
  • •1. Кормление тяжелобольного ложкой.
  • •2. Кормление с помощью поильника.
  • •7. Методы простейшей физиотерапии
  • •1. Оксигенотерапия через носовую канюлю.
  • •2. Оксигенотерапия через носовой катетер.
  • •3. Техника постановка горчичников.
  • •4.Техника постановки банок.
  • •5. Техника применения грелки.
  • •6. Техника применения пузыря со льдом.
  • •7. Техника постановки согревающего компресса.
  • •8. Постановка холодного компресса.
  • •8. Постановка клизм и газоотводной трубки
  • •1. Техника постановки очистительной клизмы.
  • •2. Техника постановки масляной клизмы.
  • •Техника постановки гипертонической клизмы.
  • •4. Техника введения газоотводной трубки.
  • •5. Техника постановки сифонной клизмы.
  • •9. Катетеризация мочевого пузыря
  • •1. Техника проведения катетеризации мочевого пузыря (мягким катетером, или одноразовым) мужчине.
  • •2. Техника проведения катетеризации мочевого пузыря (мягким катетером, или одноразовым) женщине.
  • •10. Уход за стомами
  • •1. Уход за трахеостомической трубкой в домашних условиях.
  • •11. Технологии оказания медицинских услуг при введении лекарственных средств
  • •1. Обучение пациента ингаляции лекарственного средства через рот.
  • •2. Обучение пациента технике ингаляции через нос.
  • •3. Техника закапывания сосудосуживающих капель в нос.
  • •4. Техника закапывания масляных капель в нос.
  • •5. Закапывание капель в уши.
  • •6. Закапывание капель в глаза.
  • •7. Закладывание мази за нижнее веко из тюбика.
  • •8. Введение пациенту суппозитория со слабительным действием.
  • •9. Применение присыпки.
  • •10. Втирание мази.
  • •11. Нанесение мази на кожу.
  • •12. Подготовка шприца однократного применения к использованию.
  • •12.Технология оказания медицинских услуг – дополнительные методы исследования
  • •2.Обучение пациента сбору мокроты на микобактерии туберкулёза
  • •3.Обучение пациента сбору мокроты на бактериологическое исследование
  • •4. Взятие материала из зева для бактериологического исследования.
  • •5. Взятие материала из носа для бактериологического исследования.
  • •6. Осуществление сбора мочи на общЕклинический анализ.
  • •7. Осуществление сбора мочи по Нечипоренко.
  • •8. Осуществление сбора мочи для исследования по методу Зимницкого.
  • •9. Обучение пациента сбору суточной мочи на сахар
  • •10. Обучение пациента сбору мочи на диастазу
  • •11. Обучение пациента (пациентки) сбору мочи для бактериологического исследования.
  • •12. Техника взятия кала на копрологическое исследование.
  • •Техника взятия кала на яйца гельминтов.
  • •Техника промывания желудка (толстым зондом).
  • •Осуществление ухода за пациентом при рвоте.
  • •18. Помощь пациенту при рвоте. (пациент ослаблен или без сознания)

Оксигенотерапия через носовой катетер

Практическое руководство

Основы сестринского дела

Оснащение: стерильный катетер, увлажнитель, дистиллированная вода, источник кислорода с расходомером, стерильный глицерин, лейкопластырь.

I. Подготовка к процедуре

  1. Уточнить у пациента (в том случае, когда это возможно) и(или) его близких понимание цели оксигенотерапии, последствий процедуры и получить его согласие.
  2. Вымыть руки.

II. Выполнение процедуры

  1. Вскрыть упаковку, извлечь катетер и смочить его стерильным глицерином.
  2. Ввести катетер в нижний носовой ход на глубину, равную расстоянию от мочки уха до крыльев носа (рис. 6.14).

Рис. 6.14. Постановка носового катетера

  1. Зафиксировать катетер лейкопластырем, чтобы он не выпал и не причинял неудобств.
  2. Прикрепить катетер к источнику увлажненного кислорода с заданной концентрацией и скоростью подачи.
  3. Обеспечить достаточную свободу движений катетера и кислородных трубок и прикрепить их к одежде безопасной булавкой.
  4. Проверять состояние катетера через каждые 8 ч.
  5. Наблюдать за тем, чтобы увлажняющий сосуд был постоянно полон.
  6. Осматривать слизистую носа пациента для выявления ее возможного раздражения.

III. Завершение процедуры

  1. Каждые 8 ч проверять скорость потока кислорода, концентрацию.
  2. Отметить способ, концентрацию, скорость подачи кислорода, реакцию пациента и результаты итоговой оценки удовлетворения потребности в нормальном дыхании пациента.

Кожа в области носа, соприкасающаяся с катетером, нуждается в тщательном уходе. За катетером тоже необходим уход.

Уход за катетером, введенным в нос

Оснащение: перчатки, емкость с теплой водой, махровая рукавичка, полотенце.

Последовательность действий:

  1. Надеть перчатки.
  2. Положить полотенце на грудную клетку пациента.
  3. Смочить рукавичку в теплой воде (можно использовать и жидкое мыло).
  4. Осторожно протереть катетер и снять скопившиеся на нем выделения.
  5. Тщательно промыть, а затем вытереть кожу вокруг катетера.
  6. Снять перчатки, вымыть руки.

Продемонстрируйте технику оксигенотерапии с применением носового катетера.

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 6

Эталон ответа

1. Обморок.

№п/п Алгоритм действий медицинской сестры Мотивация
Срочно вызвать врача. Для определения дальнейшей тактики оказания доврачебной и врачебной помощи.
а) Придать больному горизонтальное положение с приподнятым ножным концом крвоати Для усиления притока крови к головному мозгу.
б) Голову повернуть на бок, расстегнуть стесняющую одежду. Для профилактики аспирации рвотными массами.
Дать приток свежего воздуха по показаниям ингаляции, увлажнённым кислородом Для профилактики гипоксии
Дать понюхать нашатырный спирт, побрызгать холодной водой Для рефлекторного воздействия
По назначению врача ввести кордиамин или кофеин 2,0 мл Для лечебного воздействия
Дать крепкий сладкий чай Для поднятия тонуса сосудов
Измерить пульс, А/Д, ЧДД Для контроля состояния

3. Студент демонстрирует на муляже технику оксигенотерапии с применением носового катетера согласно алгоритму манипуляции:

Приготовьте: носовой катетер, пинцет, ватные турунды, стерильное вазелиновое масло, лейкопластырь.

— Осмотрите катетер, убедитесь, что в нём отсутствуют трещины, так как может быть отрыв и аспирация (катетер должен быть стерильным).

— Определите длину вводимой части катетера (она должна равняться расстоянию от крыла носа до козелка ушной раковины). Убедитесь, что увлажнитель наполнен водой.

— Очистите ватными турундами, смоченными в вазелиновом масле, полость носа.

— Прикрепите катетер к резиновой трубке аппарата Боброва.

— Смажьте стерильным вазелиновым маслом стерильный катетер (или анестезирующей смесью: раствор дикаина в глицерине).

— Введите катетер по нижнему носовому ходу до задней стенки глотки на длину, определённую выше.

— Убедитесь, что кончик введённого катетера виден при осмотре зева.

— Зафиксируйте катетер к коже лица лейкопластырем.

— Откройте кран централизованной подачи кислорода или вентиль кислородного баллона.

Задача № 1

Пациентка, 30 лет, находится на стационарном лечении в венерологическом отделении с диагнозом свежая гонорея. Лечащий врач назначил больной курс пенициллина внутримышечно по схеме. У пациентки после первой инъекции внезапно появились чувство стеснения в груди, слабость, чувство жара во всём теле, зуд, беспокойство, страх, головная боль, затруднённое дыхание, рвота, одышка, сердцебиение.

Объективно: состояние тяжёлое, кожные покровы бледные, холодный липкий пот, Ps. 100 ударов в минуту слабого наполнения, АД 80 мм рт. ст.

Задания

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры с мотивацией каждого этапа.

3. Назовите препараты, необходимые для оказания неотложной помощи при анафилактическом шоке.

Эталон ответа

1. Анафилактический шок.

Алгоритм действий м/с. Мотивация
1. Оценить тяжесть состояния пациента и обеспечить вызов врача 1.Для определения дальнейшей тактики оказания доврачебной и врачебной помощи
2. Немедленно прекратить введение препарата, наложить жгут выше места инъекции (если это конечность) 2.Для замедления всасывания аллергена.
3. Больного уложить горизонтально, голову на бок, выдвинуть нижнюю челюсть, удалить зубные протезы, приподнять ножной конец кровати 3.Для улучшения кровоснабжения головного мозга и увеличения притока крови к сердцу, профилактики асфиксии
4. Обколоть место инъекции 0,1 % раствором адреналина 0,5 мл с 5 мл физраствора 4-. Для сужения кровеносных сосудов и замедления всасывания аллергена
5. Холод на место инъекции (пузырь со льдом) 5. Для сужения кровеносных сосудов и замедления всасывания аллергена
6. Ингаляции увлажнённого кислорода. Доступ свежего воздуха 6. Для устранения гипоксии
7. Подготовить аппаратуру и инструментарий (систему для в/в введения, шприцы и иглы для в/м, п/к инъекций, аппарат ИВЛ, набор для интубации трахеи, стандартный набор препаратов «Анафилактический шок»)
8. Обеспечить в/в доступ
9. Обеспечить введение лекарственных препаратов по назначению врача

3. Студент подберет препараты, необходимые для оказания неотложной помощи при анафилактическом шоке:

Противошоковый набор:

1. Шприцы, одноразовые системы, жгут, электроотсос, баллон с кислородом, аппарат для ИВЛ, наборы для интубации трахеи.

2. Адреналин 0,1% — 1,0 – 5 ампул.

3. Норадреналин – 0,2% -1,0 – 5 ампул.

4. Преднизолон – 30 мг(*) – 5 ампул.

5. Гидрокортизон 125 мг (5 мг) – 5 ампул.

6. Мезатон 1% — 1,0 – 5 ампул.

7. Сульфокамфокаин- 2,0-1% — 5 ампул.

8. Строфантин – 0,05% — 1,0 5 ампул.

9. Кордиамин 2,0 – 5 ампул.

10. Коргликон 0,06% — 1,0 – 5 ампул.

11. Лазикс 1% — 2,0 – 5 ампул.

12. Антигистаминные средства:

— тавегил 0,1% — 5 ампул;

— супрастин 2%;

— димедрол 1%.

13. Морфин 1% — 0,1 – 2-3 мл.

14. Глюкоза 5% — 40% во флаконах.

15. Реополиглюкин 400 мл.

16. Гемодез 400 мл.

17. Седуксен 0,5% — 2,0-3,5 мл (противосудорожные средства).

18. Ингаляторы.

Задача № 2

Пациентка 20 лет находится на стационарном лечении в кожном отделении с диагнозом: крапивница. Вечером она обратилась к дежурной медсестре с жалобами на появление отёка на лице, чувство напряжённости, нарастающую одышку, осиплость голоса. Состояние ухудшилось через час после того, как съела креветки, принесённые родственниками.

Объективно: на коже лица, век, щёк, губ, имеется отёк, выступающий над уровнем окружающей кожи, эластической консистенции, бледно-розового цвета. Температура тела, Ps, АД в пределах возрастной нормы. Живот мягкий, безболезненный. физиологические отправления в норме.

Задания

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры с мотивацией каждого этапа.

3. Продемонстрируйте технику оксигенотерапии с применением носового катетора.

Эталон ответа

1. Отёк Квинке.

2. Алгоритм действий медсестры:

— срочно вызвать врача;

— успокоить пациента для снятия эмоциональной и физической нагрузки;

— обеспечить доступ свежего воздуха, дать увлажняющий кислород для устранения (уменьшения) гипоксии;

— показана горячая ванна,как отвлекающее средство;

— по назначению врача парентеральное введение преднизолона 30 мг, 0,1%-0,5% адреналина, 1% раствора супрастина с десенсибилизирующей целью и для снятия отёка слизистых верхних дыхательных путей;

— больного необходимо срочно госпитализировать в ЛОР-отделение.

3. Студент демонстрирует технику оксигенотерапии с применением носового катетера согласно алгоритму манипуляции.

Приготовьте: носовой катетер, пинцет, ватные турунды, стерильное вазелиновое масло, лейкопластырь.

— Осмотрите катетер, убедитесь, что в нём отсутствуют трещины, так как может быть отрыв и аспирация (катетер должен быть стерильным).

— Определите длину вводимой части катетера (она равняется расстоянию от крыла носа до козелка ушной раковины). Убедитесь, что увлажнитель наполнен водой.

— Очистите полость носа ватными турундами, смоченными в вазелиновом масле.

— Прикрепите катетер к резиновой трубке аппарата Боброва.

— Смажьте стерильным вазелиновым маслом стерильный катетер (или анестезирующей смесью: раствор дикаина в глицерине).

— Введите катетер по нижнему носовому ходу до задней стенки глотки на длину, определённую выше.

— Убедитесь, что кончик введённого катетера виден при осмотре зева.

— Зафиксируйте катетер к коже лица лейкопластырем.

— Откройте кран централизованной подачи кислорода или вентиль кислородного баллона.

Задача № 3

Дежурная медицинская сестра кожно-венерологического диспансера во время вечернего обхода в отделении обнаружила в палате пациента, 30 лет, без сознания.

При осмотре:

— сознание у пациента отсутствует;

— кожные покровы бледные;

— пульс на периферических и магистральных сосудах (лучевой, сонной) отсутствует;

— дыхания нет;

— АД не определяется;

— зрачки широкие, на свет не реагируют.

Задания

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры с мотивацией каждого этапа.

3. Продемонстрируйте технику простейшей сердечно-лёгочной реанимации.

Эталон ответа

1. Клиническая смерть.

2. Алгоритм действий медицинской сестры.

а). Срочно вызвать врача.

б). Восстановить проходимость дыхательных путей с целью устранения гипоксии, западения языка и проведения эффективной ИВЛ:

— уложить больного на жёсткое основание, расстегнуть стесняющую одежду;

— повернуть голову на бок с целью профилактики аспирации рвотными массами;

— пальцем или электроотсосом очистить полость рта от слизи, крови, рвотных масс, инородных тел;

— разогнуть голову в позвоночно-затылочном сочленении;

— поднять подбородок;

— выдвинуть вперёд и вверх нижнюю челюсть;

— под лопатки подложить валик.

в) Произвести один прекардиальный удар с целью восстановления кровообращения.

г) Приступить к непрямому массажу сердца и искусственной вентиляции лёгких по способу «рот в рот» с целью восстановления сердечной и дыхательной деятельности. Если один спасатель, производится два вдоха по 15 компрессий. Если спасателей двое, производится один вдох на 5 компрессий.

д) Каждые две минуты проверять пульс на сонных артериях с целью контроля эффективности СЛР.

3. Студент демонстрирует на муляже технику простейшей сердечно-лёгочной реанимации согласно алгоритму манипуляции.

— Положите больного на спину на жёсткую поверхность.

— Очистите полость рта от слюны, слизи, рвотных масс ручным способом (пальцем, салфеткой).

— Встаньте справа от больного, положите под шею правую руку и приподнимите шею, при этом голова больного запрокидывается назад и его дыхательные пути, закрытые до этого запавшим языком, открываются.

— Удерживайте голову больного в запрокинутом положении, надавливая ребром ладони на лоб больного, большим и указательным пальцем левой руки зажмите нос больного.

— Уберите правую руку из-под шеи и, надавив на подбородок, откройте рот больному, затем положите на рот салфетку.

— Глубоко вдохните и плотно прижав свой рот ко рту больного, энергично выдохните всё содержимое своих лёгких, смещая правой рукой нижнюю челюсть больного к верху для предупреждения западения языка. Дыхание должно быть ритмичным 16-20 раз в минуту.

— Если реанимацию проводят два человека, то проводящий массаж сердца становится со стороны сердца, а проводящий искусственное дыхание – с противоположной стороны.

— Массаж у взрослых проводят двумя руками (у детей одной рукой или двумя пальцами). Одну кисть следует положить запястьем поперёк грудины на нижнюю треть, вторую положить на первую параллельно оси грудины.

— Начинаем надавливать на грудину. Локти должны быть выпрямлены, и не сгибаться во время нажатия. Очень важно чтобы пальцы не касались грудной клетки. При надавливании грудина должна смещаться по направлению к позвоночнику на 4-5 см.

— После каждого толчка руки расслабляются, но не отрываются от грудины.

— Надавливания на грудину должны быть быстрыми, энергичными, около 60 раз в минуту. Сердце сдавливается между грудиной и позвоночником, и кровь из желудочков выбрасывается в аорту и лёгочную артерию. При прекращении надавливания грудина поднимается, и сердце вновь наполняется кровью из полых вен. Таким образом, осуществляется искусственное кровообращение. Массаж сердца продолжать до восстановления самостоятельной деятельности сердца, до появления пульса и повышения АД до 80-90 мм рт. ст. Массаж сердца обязательно сопровождается искусственной вентиляцией лёгких.

Задание № 4. Техника оксигенотерапии с применением носового катетера

Техника оксигенотерапии с применением носового катетера
Собрать информацию о пациенте до встречи с ним. До­брожелательно и уважительно представиться. Уточнить, как к нему обращаться, если медсестра видит пациента впервые. Выяснить, знаком ли он с данной манипуля­цией, когда, по какому поводу, как ее перенес.
Объяснить пациенту цель и последовательность про­ведения процедуры
Получить согласие пациента на проведение процедуры
Подготовить необходимое оснащение
Определить длину, на которую должен быть введен носовой катетер (расстояние от мочки уха до кончика носа)
Вымыть и осушить руки, надеть перчатки
Вскрыть упаковку, извлечь катетер и обработать гли­церином
Ввести катетер в нижний носовой ход до нужной мет­ки (примерно 15-18 см)
Осмотреть зев и убедиться, что конец катетера виден при осмотре
Закрепить катетер на щеке и крыле носа пациента лейкопластырем (катетер не должен выпадать из но­сового хода и причинять неудобства)
Соединить катетер с дозиметром, заполненным водой или этиловым спиртом (при отеке легких)
Открыть вентиль дозиметра и отрегулировать скорость поступления кислорода по назначению врача. Примечание: катетер может находиться в полости носа не более 12 ч
Извлечь катетер и осмотреть слизистую оболочку носа пациента
Помочь пациенту занять удобное положение. Спро­сить о самочувствии. Удостовериться, что он чувству­ет себя нормально
Провести дезинфекцию оснащения и утилизацию одноразового инструментария. Вымыть и осушить руки
Сделать запись в медицинских документах о выполне­нии процедуры и реакции на нее пациента

Задача 2

В онкологическом отделении находится на стационарном лечении мужчина 48 лет с диагнозом рак желудка.

Жалобы на рвоту, слабость, отсутствие аппетита, отвращение к мясной пище, похудание, сильные боли в эпигастральной области, отрыжку, вздутие живота. Пациент адинамичен, подавлен, вступает в контакт с трудом, замкнут, испытывает чувство страха смерти.

Объективно: Состояние тяжелое, температура 37,90С, кожные покровы бледные с землистым оттенком, больной резко истощен, при пальпации в эпигастральной области отмечаются болезненность и напряжение мышц передней брюшной стенки. Печень плотная, болезненная, бугристая, выступает на 5 см из-под края реберной дуги.

Задание № 1. Дайте определение, перечислите причины возникновения рака желудка.

Задание № 2. Определите проблемы пациента,

Задание № 3. Сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

Задание № 4. Продемонстрируйте технику постановки очистительнойклизмы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *