Экономическая безопасность реального сектора экономики

Раздел II. СОВРЕМЕННЫЕ УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ В РЕАЛЬНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ

На этой странице:

Глава 9. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РЕАЛЬНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ

9.1. Основные контуры и методология обеспечения экономической безопасности реального сектора экономики

Динамизм современной экономики и ее реального сектора, возрастание роли научно-технического прогресса, необходимость перехода к новой «инновационной экономике» при активизации глобализационных процессов ведут не только к усложнению социально- экономической реальности, но и обусловливают появление новых вызовов и опасностей, под влиянием которых безопасность экономики и особенно реального сектора возрастает многократно. При этом наличие широкого ряда негативных процессов является для реального сектора серьезными ограничителями экономического роста. В этих условиях исследование и выработка современных мер нейтрализации существующих и потенциальных угроз развитию реального сектора приобретают особое значение.

Многие методологические и теоретические проблемы обеспечения экономической безопасности нашли решение в опубликованных работах. Настоящее исследование опирается в определенной степени на уже отработанные и обоснованные концепции, схемы и модели и ориентировано на анализ и обоснование теоретических подходов к решению проблем экономической безопасности в ключевом сегменте экономики — отраслях реального сектора.

Авторами разработана принципиальная схема «Основы методологии экономической безопасности в реальном секторе экономики страны» (табл. 9.1), в которой систематизированы основные этапы и направления решения комплекса проблем по созданию системы обеспечения безопасности в реальном секторе экономики.

Данная схема является вступительным этапом решения проблем инжиниринга экономической безопасности, представляющим собой новые механизмы обеспечения безопасности и операционные схемы для практического применения в современных конструкциях информационно-технологического обеспечения этого процесса.

Необходимо критически подойти к построению схем обеспечения экономической безопасности на основе традиционной триады: «интересы — угрозы — зашита»2. Использование ее (при всей ее правомерности) несколько ограничивает концептуальное видение проблем экономической безопасности в различных сферах, сужает возможности выработки системы необходимых практических мер в этой области.

Интересы — это только часть широкого спектра объектов национальной безопасности, причем субъективно выделяемая и динамично связанная с реализуемой экономической и социальной политикой, которая во многом — результат влияния отдельных групп людей и партий (на базе социально-политических предпочтений), к тому же это достаточно динаТаблица 9.1. Основы методологии экономической безопасности в реальном секторе экономики страны

Методологические аспекты экономической безопасности реального сектора

Основополагающие понятия методологии. Цели и задачи. Механизмы и инструменты достижения целей

Основные методы решения

Формирование модели стратегии обеспечения экономической безопасности. Систематизация методов нейтрализации угроз безопасности

Состояние реального сектора с позиций экономической безопасности

Ситуационно-системный анализ положения отдельных отраслей реального сектора. Экспертно-аналитическая оценка динамики развития реального сектора в целом

Выбор индикаторов — параметров пороговых значений безопасности

Общая классификация. Выбор основных параметров. Методологические расчеты параметров

Государственное управление системой

Обоснование роли государства. Определение содержания и объема функций в этой области, реализуемых органами госуправления. Федеральные целевые проекты и программы. Отражение региональных проблем безопасности в прогнозах, стратегии, бюджетной политике. Правовое обеспечение

Управление корпоративными образованиями реального сектора

Основные тенденции в развитии корпоративного сектора. Оценка эффективности используемых механизмов и инструментов регулирования корпорацией. Выбор основных параметров деятельности, связанных с угрозами безопасности корпораций. Методы нейтрализации негативных тенденций

минная категория, которая может либо революционно преобразовываться, либо эволюционировать.

Угрозы — это один из многочисленных деструктивных факторов безопасности, который имеет широкий диапазон негативных проявлений, в частности опасность, кризис, кризисная ситуация, катастрофа, деструкция, деформационные процессы и др. К этому надо добавить, что угрозы в контексте триады безопасности постоянно трансформируются: в течение короткого времени они могут превращаться из реальных в потенциально деструктивные и наоборот.

Зашита — часть мер, связанная с обеспечением стабильного и нормального развития экономики. С некоторым допущением можно утверждать, что любые механизмы и инструменты, ориентированные на обеспечение устойчивого развития экономики, могут рассматриваться как меры по защите экономической безопасности.

Не претендуя на окончательность, но опираясь на трактовку обеспечения безопасности в качестве глобального проекта нового века, можно использовать следующую схему проекта: стратегические объекты жизнеустойчивости общества, экономики, государства — деструктивно-негативные тенденции развития ключевых сфер жизнеустойчивости — позитивная деятельность по отладке механизмов и инструментов регулирования цивилизованного развития общества и государства.

При относительной аморфности данной схемы в широком плане она, как нам представляется, отражает реальный спектр отношений в развитии экономики и общества, ориентированный на снижение уровня потенциальных угроз цивилизованному развитию, а также на ликвидацию возможных и требующих оперативной реакции деструктивных отклонений в развитии экономики и государства. Обеспечение безопасности реализуется в диапазоне выживаемость — стабильное развитие, и ближайшая ключевая задача — активная трансформация и ускорение решения проблемы выживания и стабильного, устойчивого развития экономики и общества на цивилизованной основе.

Следует отметить, что в настоящее время Россия участвует в «конкурсе цивилизационных проектов», один из которых — обеспечение безопасности. Цен — тральное звено этого проекта — реальный сектор экономики, ибо стабильность и цивилизация «спрятаны» не в процветании спекулятивно-финансового сектора, а в реальном производстве благ, эффективной работе, занятости населения, удовлетворении его потребностей и сохранности жизни. Принципиальная схема сущностной декомпозиции понятия «экономическая безопасность реального сектора экономики» представлена на рис. 9.1.

Построение цивилизованного демократического государства должно ориентироваться на обеспечение жизненно важных национальных интересов России. В ходе преобразований экономика должна приобрести способность функционировать в режиме расширенного воспроизводства, в стране должны быть достаточно развиты отрасли и производства, имеющие жизненно важное значение для функционирования государства как в обычных, так и в экстремальных ус-

Рис. 9.1. Экономическая безопасность реального сектора экономики (сущностная декомпозиция понятия)

ловиях, обеспечивающие воспроизводство независимо от внешнего воздействия.

Преобразования и модернизация должны привести к реальному цивилизованному вхождению в мировое экономическое сообщество, созданию рациональной структуры внешней торговли, обеспечивающей доступ отечественных товаров перерабатывающей промышленности на внешний рынок, максимально допустимому уровню удовлетворения внутренних потребностей за счет импорта (с учетом региональных особенностей).

Сложнейшая общественно-политическая и соци — альная обстановка, сложившаяся в России на рубеже веков, диктует необходимость рассматривать макроэкономические и межрегиональные тенденции и пропорции в плоскости их влияния на экономическую безопасность страны, прежде всего ее реального сектора.

Статус России как державы, независимого единого государства напрямую зависит от того, насколько успешно ей удастся реализовать струк — турпый маневр и модернизацию производственной и финансовой сфер экономики, в которых накопились большие противоречия, требующие разрешения в ближайшее время. Так, в развитых странах уже начался новый этап технологической перестройки, свя — занной с переходом на альтернативные источники энергии, внедрением новых технологий добычи и переработки нефти, кардинальной смены концепции автомобилестроения (автотранспорт, работающий на воде, воздухе, солнечной энергии и проч.). В долгосрочной перспективе это приведет к кардинальным изменениям в структуре и облике мировой экономики.

Геополитическое положение России, размеры ее территории, потенциал интеллектуальных и природносырьевых ресурсов, особенности самосознания россиян таковы, что настоятельно требуют обеспечения адекватной поддержки ее исторически сложившегося международно-политического и военного статуса.

При определении категории «экономическая безопасность» необходимо анализировать подходы, базирующиеся на оценке ее объективных сторон:

  • — качественное определение состояния экономики страны, которое, с точки зрения общества, желательно сохранить и активно развивать; возможность и готовность экономики обеспечить достойные условия жизни и развития личности, социально-экономическую и политическую стабильность общества и государства;
  • — возможность и готовность противостоять влиянию внутренних и внешних угроз;
  • — способность поддерживать нормальные условия развития экономики, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов России;
  • — уровень развития экономики, который обеспечивает экономическую, социально-политическую и военную стабильность при воздействии неблагоприятных факторов;
  • — способность эффективной адаптации экономики к изменяющимся условиям развития.

Каждая из указанных сторон отражает только определенные аспекты исследуемой категории в силу того, что она, во-первых, определяет какой-либо один аспект явления; во-вторых, здесь экономическая безопасность рассматривается изолированно от процессов, порождающих необходимость защиты, противостояния и т.п.; в-третьих, все они отражают данное явление в статическом состоянии, лишенном возможности развития.

Более продуктивны подходы к экономической безопасности через состояние экономических отношений в целом, систему государственных гарантий, обеспечивающих защищенность личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Ее объект (производственные отношения, выражаемые через экономические интересы разного уровня) и субъекты (институты власти различного уровня) характеризуют экономику страны как единую систему. При таком подходе экономическая безопасность предстает как система отношений, прямо и непосредственно связанных с обеспечением нормального функционирования экономики страны и ее конкретных сфер.

В конце прошлого века доминировало традиционно-аналитическое понимание экономической безопасности как одной из характеристик глобально — го военно-стратегического противостояния двух систем. Безопасность понималась как обеспечение жизнеспособности экономики страны в условиях военных действий (больших или меньших масштабов). В то же время многолетний мировой опыт, в частности Японии, одной из сильнейших и одновременно безъядерных держав мира, показывает, что мощь и национальная безопасность государства характеризуются прежде всего состоянием экономики страны, ее финансовым могуществом.

Разновидностью и модификацией традиционного подхода стало понимание экономической безопасности как обеспечения выживаемости страны в случае природных бедствий или экологических катастроф. На Западе достаточно широко распространен подход, в рамках которого экономическая безопасность трак — туется как обеспечение живучести национальных экономик в условиях мировых экономических кризисов. Однако с сентября 2001 г. (после теракта в США), а также в связи с банкротством компании Enron (США) и ряда других на первый план стали выдвигаться такие аспекты безопасности в экономической сфере, как:

  • — противодействие экономической поддержке терроризма, раскрытие движения финансовых пото — ков, связанных с этими действиями (одна из мер в этой области — раскрытие информации о подозрительных счетах, об отмывании криминальных денег и др.);
  • — обеспечение прозрачности экономической информации о вливании фиктивных капиталов, коррупционных банкротствах и выявление нарушений, связанных с капитализацией, собственностью и др.

Вполне обоснованно в настоящих условиях использование понятия «цивилизованная безопасность», ассоциируемого с реализацией современных эффективных механизмов снижения уровня угроз в рамках устоявшихся регламентов социально-экономических отношений цивилизованного мирового рыночного сообщества.

Следует отметить, что наблюдаются трансформационные процессы в понятийно-практических трактовках экономической безопасности и в России. В частности, это касается введения в обиход (научный и практический) термина «экономическое обеспечение безопасности национальных интересов», что можно рассматривать как придание большей важности проблемам экономической безопасности при выработке и реализации современной политики страны.

Понятийно-категориальные проблемы, связанные с экономической безопасностью, достаточно широко анализируются в ряде опубликованных работ, однако считаем необходимым определить свою позицию применительно к одному из аспектов этой проблемы, а именно к экономической безопасности реаль — ного сектора экономики.

В литературе, посвященной проблемам экономической безопасности, формулируются различные ее определения, причем в большинстве из них акцент делается на такие критерии, как устойчивость, экономический рост, экономическая независимость, зашита национальных интересов, социальная направленность политики . Несмотря на различия в акцентах определения понятия экономической безопасности, большинство из них обоснованно ориентировано на вышеизложенные критерии.

Сложность и многогранность категории «экономическая безопасность» предопределяются действием многих объективных и субъективных факторов и обстоятельств. В решающей степени экономическая безопасность страны — функция от реализуемого политического и экономического курса. В связи с этим представляется, что существо проблемы наиболее полно отражает определение экономической безопасности как устойчивого состояния активного развития, как основы стабильности национальной экономики, при которых она способна обеспечить:

  • — эффективное удовлетворение общественных потребностей при условии поддержания на достаточном уровне социальной стабильности общества и государства;
  • — технико-экономическую независимость, а также неуязвимость страны от внешних и внутренних угроз и влияний;
  • — защиту экономических интересов России на внутреннем и внешнем рынках в условиях глобализационных тенденций.

Применительно к реальному сектору экономики в трактовку понятия экономической безопасности целесообразно включить следующие критерии: совокупность условий и факторов, обеспечивающих устойчивость, конкурентоспособность, эффективное использование потенциала, способность к динамичному экономическому подъему и характеризующих экономический суверенитет страны. Представленный комплекс критериев достаточно полно отражает содержание такой сложной категории, какой является экономическая безопасность реального сектора страны.

Анализ устойчивости и безопасности реального сек — тора’ в одном контексте обусловлен их близостью и идеологической направленностью на обеспечение нормального, эффективного, цивилизованного развития реального сектора экономики (без кризисов, скачков, угроз, катастроф, кризисных рисков, опасностей). Они определенным образом дополняют друг друга при выработке организационных и экономических мер и стратегических направлений развития, обеспечении нормального воспроизводственного цикла экономического развития.

Устойчивость — это категория экономических тео — рий развития общества, производства, государства, активно используемая в различных теоретико-методологических построениях и обоснованиях существующих и будущих процессов.

Безопасность — категория теорий, объясняющих кризисы, катастрофы, негативные явления в социально-экономическом развитии. Гносеологические корни этой категории (безопасность) находятся в воен- но-оборонной сфере, области обеспечения национальных интересов, а также частично в технико-технологических системах и биологических сферах жизнеобеспечения человека.

Учитывая вышеизложенное, считаем обоснованным и целесообразным использование в системной связке этих основополагающих категорий, ориентированных на поиск современной стратегии социально- экономического развития общества, государства, экономики и ее ключевого сегмента — реального сектора.

В общей постановке понятие «экономическая безопасность» можно трансформировать в понятие «устойчивость социально-экономического положения». Устойчивость экономики характеризует прочность и надежность ее базовых элементов, вертикальных, горизонтальных и других связей внутри системы, спо — собность выдерживать внутренние и внешние нагрузки.

В эпоху глобальной деструкции общественных связей и отношений «лавинообразная ломка социальных институтов и устойчивость к флуктуациям несовместимы» . Непринятие во внимание этих очевидных постулатов подвергло национальную безопасность страны катастрофическому риску. Реформаторская элита не учла (а возможно, не могла учесть) положения, связанного со следующей аксиомой: «развитие и есть неустойчивость, и оно возможно только через нестабильность, случайность. Стадии возникновения устойчивости и ее распада, равновесия и неустойчивости сменяют друг друга».

Реальное развитие требует определения официальных стратегических ориентиров, которые находят — ся еще в стадии разработки. Экономике необходим внятный образ реальности, являющийся основой долгосрочного планирования.

Развитие без угроз и кризисов, по существу, означает, что реальный сектор экономики в значительной мере может снизить непредсказуемость развития от подчинения слепым случайностям (или скрытым негативным последовательностям). Опорой в этом развитию экономики всегда служит надежность механизмов регулирования, инструментов законодательства, соответствующих объективным тенденциям развития экономики. «Естественные, максимально объективизированные решения, обладающие последовательностю и логичностью, способны противостоять слабым, хаотичным, неэффективным мерам и механизмам регулирования, которые являются скрытыми тормозами развития». Принимаемые в экономике решения могут только приблизить или отдалить выход реального сектора на траекторию устойчивого и стабильного развития, но не изменить целевую ориентацию.

Для форсированного развития государство должно быть субъектом развития. Анализ генезиса и источников развития позволяет утверждать, что наиболее распространена идея линейного однонаправленного развития, несмотря на очевидную упрощенность линейной теории прогресса. В действительности, в процессе развития реального сектора есть тупики, скачки, фазовые переходы, бифуркации. Однако нам необходим устойчивый рост, неинфляционный и сырьевой сценарий развития экономики, с учетом того, что реализуемая модель экономического роста в долгосрочном плане слабоустойчива.

Сложность достижения отношений асимптотического состояния, связанного с отсутствием внутренних катастроф и кризисов, преодолевается обеспечением устойчивости отдельных сфер экономики (отраслей производства) и ключевых ее субъектов (ячеек). История экономического развития характеризуется медленным уходом от простейшего устойчивого состояния экономики, когда властвовал один критерий — выживание. В настоящих условиях многокритериальность оценок развития обусловливает и множественность форм существования, когда кризисы, угрозы, катастрофы становятся нормой общественно-экономического развития. И в этих уело — виях актуальной становится задача предвидения этих неизбежных негативов развития и выработки мер по их смягчению (при невозможности полного устранения).

Эволюция теории экономической безопасности находит отражение в постулировании ряда следующих концептуальных положений:

  • — трактовка безопасности в плане экономического обеспечения национальной безопасности страны, а не как локализованного сегмента проблемы защиты государственных интересов;
  • — классическое разделение угроз безопасности на внутренние и внешние с приоритетом (в настоящих условиях) внутренних угроз (при этом необходимо иметь в виду, что грани между ними постепенно стираются);
  • — внерыночный генезис экономической безопасности, так как возникновение проблем безопасности вызвано не только объективно присущими нега — тивами рыночного регулирования, но и угрозами субъективно-функционального порядка, обусловленными просчетами регулирования (ошибки стратегии реформирования, допущение масштабной коррупции, криминализации и др.);
  • — необходимость определения пороговых значений индикаторов безопасности для получения более жесткого инструментария выявления болевых точек развития экономики и использования количе — ственных ориентировок при принятии государственных решений в области регулирования воспроизводственного процесса;
  • — отражение национальных интересов безопасности в сфере экономики при составлении прогнозов и программ ее развития.

При этом необходимо отметить, что содержательно-понятийная трактовка экономической безопасности пока находится в стадии становления, в научной литературе встречаются различные ее толкования специалистами, что свидетельствует, с одной стороны, о важности и сложности проблемы, а с другой — о незавершенности методической проработки и необходимости дальнейших исследований как в общетеоретическом плане, так и в теоретико-прикладном, направленном на решение проблем обеспечения безопасности в ключевых сегментах экономики, в частности в реальном секторе.

Особое внимание должно быть уделено необходимости учета, во-первых, специфического характера объекта исследования, во-вторых, особенностей угроз, трудно локализующихся в рамках одного сегмента развития экономики страны.

Не все используемые технологии экономического регулирования могут иметь исторические аналоги. И одной из этих технологий является (в известной мере) технология обеспечения (защиты) экономической безопасности страны, особенно ее реального сектора экономики. Ряд объективных и субъективных причин нарушил глобальную управляемость экономики, породил затяжной кризис основных жизнеобеспечивающих ее сфер, что и обусловило необходимость постановки вопроса не только об общей экономической безопасности, но и о безопасности реального сектора — ее ключевого сегмента. В настоящее время речь идет не о локальных мерах по обеспечению экономической безопасности, масштабы явления требуют проведения целого комплекса мер. Практически должна быть сформирована система безопасности реального сектора, которая могла бы обеспечить необходимый уровень безопасности, причем в таких ее сегментах, как продовольственная, энергетическая и, что особенно важно, техногенная безопасность. Именно на формирование этой системы и должны быть направлены усилия государства.

Методы экономической безопасности

На практике деятельность служб экономической безопасности должна быть основана на применении типовых процедур, схем и действий. Общий алгоритм действий, который является основой работы службы безопасности и включает ряд операций:

  1. Система предупредительных мер
  2. Выявление угроз системе экономической безопасности
  3. Оценка воздействия возникших угроз на экономическую безопасность
  4. Разработка мероприятий для нейтрализации угроз
  5. Собственно нейтрализация угроз экономической безопасности

Система предупредительных мер

Определение 1

Система предупредительных мер – это деятельность по анализу контрагентов, по изучению условий договоров, соблюдения правил обработки конфиденциальной информации, защите компьютерных систем и пр.

Эта деятельность должна осуществляться непрерывно и постоянно. С ее помощью обеспечивается защита экономической безопасности на базе постоянно функционирующей системы организационных мер.

Но даже самой лучшей системе предупредительных мер не под силу предугадать, а, значит, и преодолеть внезапно появляющиеся нетипичные угрозы, которые нанести фирме значительный урон. Чтобы противодействовать этим угрозам следует использовать специфический механизм.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Методы реагирования на угрозы экономической безопасности

Активная модель реагирования в случае обнаружения мошенничества состоит из следующих блоков:

Замечание 1

Совершение случаев мошенничества → информирование о случившемся → проведение расследования → соответствующие мероприятия → решение проблемы → анализ ситуации и ее огласка → повышение эффективности методики контроля → оценка ее пригодности → проведение профессиональной подготовки→ активные аудиторские проверки.

Отличительная особенность этой модели заключается в том, что она предполагает обязательную реакцию на любую мошенническую угрозу и состоит из таких блоков, которые повышают эффективность системы экономической безопасности.

Вместе с тем, какая бы модель защиты экономической безопасности ни не была выбрана предпринимателем, следует понимать, что эффективная система предупредительных и профилактических мер стоит гораздо дешевле борьбы с последствиями уже случившегося правонарушения, реализованной угрозы.

Методы предупредительной работы с персоналом

Работники, имеющие доступ к конфиденциальной информации, которые выступают потенциальным источником ее разглашения или других неправомерных действий, представлены работниками бухгалтерии, кассирами, лицами, имеющими право распоряжаться бланками, печатями, работники ИТ-подразделений.

Нанесение ущерба персоналом может быть выражено в следующей форме: порча или кража имущества, перепродажа или разглашение коммерческой тайны, выведение из строя вычислительной техники и технических средств связи, заражение компьютерными вирусами ЭВМ, неисполнение должностных обязанностей.

Замечание 2

На практике работы служба экономической безопасности предприятия должна проверять как хранение персоналом коммерческой тайны, так и их отношение к своим функциональным обязанностям, аккуратность обращения с документацией, чрезмерный «интерес» к остальным подразделениям.

Для сотрудников службы экономической безопасности индикаторами в установлении конкретных работников, которые осуществляют разглашение конфиденциальных данных, занимаются хищением денежных средств, либо совершают другие неправомерные деяния, представляющие угрозу экономической деятельности предприятия, являются следующие:

  • проявление внезапного активного интереса к конфиденциальной информации или деятельности прочих подразделений;
  • изменения в поведении работника в части общения с коллегами, разговорах, его неуверенность, страх;
  • резкий рост расходов работника, покупка дорогостоящей продукции или недвижимости.

В современных условиях одной из стратегических задач страны является обеспечение национальных интересов в сфере экономики и, прежде всего, в ее реальном секторе. В частности, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года предусматривается, что стратегическими целями обеспечения национальной безопасности являются вхождение России в среднесрочной перспективе в число пяти стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта, а также достижение необходимого уровня национальной безопасности в экономической и технологической сферах.

Между тем, интенсификация экономического развития, усиление конкурентной борьбы, неустойчивость рыночных институтов, финансовая нестабильность и трудности в реализации реформ, рост напряженности в отношениях между Россией и странами Запада, сопровождающийся санкциями, принятыми против отдельных секторов российской экономики, создают непосредственные угрозы экономической безопасности России, и прежде всего в ее реальном секторе. Это предполагает серьезный анализ негативных факторов, отрицательно сказывающихся на нормальном развитии реального сектора экономики, препятствующих его динамичному росту, а также разработку и реализацию системы действенных мероприятий по снижению степени и масштаба угроз безопасности российской экономики.

Главными стратегическими рисками и угрозами национальной безопасности в экономической сфере на долгосрочную перспективу являются сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики, снижение конкурентоспособности и высокая зависимость ее важнейших сфер от внешнеэкономической конъюнктуры, потеря контроля над национальными ресурсами, ухудшение состояния сырьевой базы промышленности и энергетики, неравномерное развитие регионов и прогрессирующая трудонедостаточность, низкая устойчивость и защищенность национальной финансовой системы, сохранение условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений, а также незаконной миграции.

Недостаточная эффективность государственного регулирования национальной экономики, снижение темпов экономического роста, появление дефицита торгового и платежного баланса, сокращение доходных статей бюджета могут привести к замедлению перехода к инновационному развитию, последующему накоплению социальных проблем в стране.

Прямое негативное воздействие на обеспечение национальной безопасности в экономической сфере могут оказать принятие дискриминационных мер и усиление недобросовестной конкуренции в отношении России, а также кризисные явления в мировой финансово-банковской системе.

Угрозы функционированию реального сектора экономики России обусловливаются сохраняющимся нестабильным состоянием рынка, просчетами в управлении реформационными процессами, несоблюдением пропорций общественного воспроизводства. С учетом специфических особенностей проявления угроз и симптомов кризисных ситуаций, становятся все более значимыми поиски решения проблем создания действенных механизмов их устранения. Недостаточные возможности и способности приспособления реального сектора российской экономики, его важнейших отраслей и сфер к кардинально изменяющимся реалиям экономического и социального развития во многом обусловлена отсутствием соответствующих научно-обоснованных программ и рекомендаций.

Следует отметить, что под экономической безопасностью реального сектора экономики, понимается такое состояние его экономических, организационных и правовых институтов, производственных и интеллектуальных факторов, при котором достигается устойчивое функционирование и интенсивное научное и техническое развитие реального сектора .

Устойчивость реального сектора российской экономики определяется прочностью и надежностью ее основополагающих элементов, горизонтальных, вертикальных и иных внутренних связей, способностью преодолевать внутренние и внешние угрозы. Вследствие этого, экономическая безопасность реального сектора экономики включает в себя:

— внешнеэкономическую безопасность;

— безопасность экономических субъектов;

— безопасность производства с иностранными партнерами в сфере отношений собственности;

— внутреннюю экономическую безопасность;

— безопасность в области реализации структурной политики;

— безопасность в инвестиционном секторе;

— научно-техническую безопасность;

— безопасность в сфере окружающей среды;

— безопасность функционально-отраслевых сфер реального сектора, включающую в себя энергетическую безопасность, продовольственную безопасность, информационную безопасность.

Необходимость постановки проблемы экономической безопасности обусловливается наличием в экономике как внешних (экзогенных), так и внутренних (эндогенных) негативно действующих факторов (угроз) в отношении реального сектора и экономике в целом.

К внешним деструктивным факторам относится экономическая и политическая нестабильность, пробелы в законодательстве, диверсионную деятельность непорядочных фирм, волотильность рынка ценных бумаг, недостаток необходимой информации о состоянии фондового рынка для потенциальных инвесторов и др. К внутренним факторам относятся недостаточные возможности страхования рисков, отсутствие ясных и понятных процедур взаимодействия профессиональных участников рынка, имеющаяся институциональная неразвитость институтов рыночной экономики, сложная и во многом противоречивая система взаимосвязей в реальной и финансовой сферах экономики и др.

В настоящее время особое значение, в том числе и в связи с введенными против России санкциями, приобретают внешние угрозы. Среди основных причин их возникновения следует отметить:

– глобализацию экономических связей, интеграцию национальных финансовых рынков, интернационализацию мирового хозяйства;

– ослабление действия механизмов, регулирующих мировые финансовые рынки при одновременном росте их размеров, осуществляемых на них трансакций, а также ужесточении конкуренции между отдельными рынками;

– развитие мировой финансовой системы посредством втягивания в международные экономические отношения экономик развивающихся стран, что усиливает глобальную неустойчивость международных валютно-кредитных и финансовых отношений;

– наличие огромной массы капиталов, вовлеченных в международные миграционные потоки, крайняя подвижность которых (вызванная ростом скорости перемещения с одного международного рынка на другой) создает нестабильную обстановку, повышенную концентрацию финансовых ресурсов на макроэкономическом уровне и уровне международной экономической интеграции;

– возрастающую автономизацию ТНК, а также государственных корпораций, располагающих огромной финансовой мощью, рост их влияния на национальные экономики;

– увеличение количества финансовых трансакций, высокую мобильность и устойчивые взаимосвязи финансовых рынков (например, финансовый кризис 2008-09 годов, начавшийся в США, быстро распространился на финансовые рынки других стран, создав опасные последствия для мировой финансовой системы);

– усиление взаимосвязей между внутренней и внешней политикой государств (в том числе и в России);

– обострение политических и экономических противоречий между Россией и странами Запада, проявляющиеся в принятых против России санкциях и дискриминации российских предпринимателей на мировых рынках);

– ущерб, наносимый российскому экспорту посредством использования необоснованных дискриминационных ограничений;

– высокую зависимость национальной экономики (в том числе и бюджетного сектора) от иностранного краткосрочного спекулятивного капитала, делающую уязвимой финансовую систему страны.

К основным причинам возникновения внутренних угроз относятся:

– возрастание топливно-энергетической и сырьевой направленности российской экономики;

– отставание объемов разведки запасов природных ресурсов от объемов их добычи;

– неконкурентоспособность продукции, производимой большинством российских предприятий;

– сокращение, а зачастую и свертывание производства в основных наукоемких отраслях обрабатывающей промышленности, например, в машиностроении;

– низкая эффективность, отсутствие технологического единства научных исследований и разработок, уничтожение крупных научных коллективов, ведущее к подрыву научно-технического потенциала страны.

– контроль со стороны иностранных фирм внутреннего рынка России в отношении большинства потребительских товаров и медикаментов;

– скупка иностранными фирмами российских в целях устранения конкурентов и дальнейшего вытеснения российской продукции с внешнего и внутреннего рынков;

– чрезмерная зависимость отечественного аграрного комплекса от импортных поставок посевного, селекционного и племенного фондов, сельскохозяйственной техники и оборудования.

Дифференциация угроз экономической безопасности реального сектора экономики на внутренние и внешние приводится в подавляющем большинстве научных исследований по данной проблеме . Представляется, что кроме вышеприведенной классификации угроз, с учетом сложности проявления и многообразия форм влияния разных угроз на реальный сектор экономики, целесообразно также более детально классифицировать угрозы экономической безопасности России, разделив для этого названные угрозы на прямые и опосредованные.

К основным прямым угрозам безопасности развития реального сектора экономики относятся:

— кризис (спад) производства;

— структурная разбалансированность экономики страны;

— высокий физический и моральный износ основного капитала;

— устаревший технический и технологический уровни производства;

— недостаточные объемы инвестиций в большинстве отраслей российской экономики;

— кризисное уменьшение инновационного потенциала экономики;

— рост материало- и энергоемкости выпускаемой продукции;

— увеличение вынужденной безработицы;

— резкое снижение профессионального уровня трудовых кадров;

— развитие теневого сектора экономики, криминализация экономических отношений;

— коррупция в области регулирования экономической сферы.

К основным опосредованным угрозам безопасности развития реального сектора экономики относятся:

— недостаточная конкурентоспособность отечественной продукции;

— сырьевая и энергетическая направленность российского экспорта;

— чрезмерная зависимость отечественной экономики от поставок импортной техники и технологий;

— дискриминационные и санкционные меры к российским товарам на внешнем рынке;

— фактическое отсутствие реальных инвестиций на российском фондовом рынке;

— продолжающаяся борьба за передел собственности, ведущаяся, в том числе, и криминальными методами;

— недостаточная эффективность валютной, налогово-бюджетной, денежно-кредитной и таможенной политик государства;

— массовый отток капитала из страны;

— наличие ценовых диспаритетов между продукцией разных отраслей реального сектора экономики;

— отсутствие действенной поддержки отечественным производителям;

— слабая кредитная поддержка реального сектора.

В заключение отметим, что достижение безопасности в реальном секторе национальной экономики составляет комплексный процесс, реализация которого предполагает необходимостью использования разных методов и рычагов контроля и регулирования в зависимости от целей, преследуемых в каждом отдельном случае.

Список литературы:

Безопасность сектора экономики

Понятие экономической безопасности

Экономическая безопасность представляет собой совокупность факторов и условий, которые обеспечивают независимость экономических систем, их устойчивость и стабильность, а также способствуют их непрерывному совершенствованию и обновлению.

Рисунок 1. Базовые компоненты экономической безопасности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В том случае, если экономическая система не способна к развитию, ее возможности к сопротивляемости, выживаемости и приспособлению к угрозам внешней и внутренней среды сокращаются. Именно поэтому развитие выступает неотъемлемым элементом обеспечения безопасности национальной экономики государства.

Вторым основополагающим компонентом экономической безопасности выступает устойчивость экономики. Свое проявление она находит в надежности и прочности ее элементов, а также характеризует способность к выдерживанию внешней и внутренней нагрузки.

Основополагающей целью экономической безопасности выступает обеспечение устойчивости экономического развития государства в интересах удовлетворения его экономических и социальных потребностей.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Экономическая безопасность характеризуется наличием субъектов и объектов:

Рисунок 2. Субъекты и объекты экономической безопасности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Основным критерием экономической безопасности выступает стабильный прирост производительности общественного труда, как правило, на уровне не менее 5%. Данный показатель определяется как отношение национального дохода к среднегодовой численности работников, которые заняты в сфере материального производства.

К основным уровням экономической безопасности относится страна в целом, отдельно взятый регион, хозяйствующий субъект, гражданин или предприниматель.

Таким образом, экономическая безопасность имеет многоуровневый характер, однако на каждом из них она сохраняет свою важность.

Угрозы экономической безопасности

Экономическая безопасность подвержена влиянию множества угроз внешней и внутренней среды.

Угрозы внешней среды формируются вне объекта экономической безопасности и фактически не поддаются влиянию со стороны ее субъектов. К ним, в частности, относятся:

  • дискриминация российских товаров на мировом рынке;
  • сырьевая направленность экспорта;
  • высокая зависимость многих видов продукции стратегического назначения от импорта;
  • агрессивная политика иностранных компаний в сфере завоевания рынков сбыта;
  • большой уровень внешнего долга и пр.

Угрозы внутренней среды формируются внутри экономики страны и поддаются влиянию со стороны государства и прочих ее субъектов. В внутренним угрозам экономической безопасности относятся:

  • криминализация экономики;
  • низкая инвестиционная активность;
  • спад производства;
  • рост безработицы;
  • неравномерность регионального развития;
  • низкая конкурентоспособность отечественной продукции и пр.

И внешние и внутренние угрозы экономической безопасности в равной степени важны и заслуживают внимания. Ключом к обеспечению безопасности экономики страны и ее отдельных секторов выступает их устранение.

Общие представления о безопасности экономического сектора

От безопасности отдельно взятых секторов экономики, в конечном счете, зависит экономическая безопасность страны в целом. Именно поэтому данным вопросам уделяется большое внимание на уровне государственной власти.

Замечание 1

Сектор экономики представляет собой крупную часть национальной экономики, обладающую общими (сходными) целями, функциями, характеристиками и поведением, что, в целом, дает возможность отделить ее от других частей экономики.

Как известно, экономические сектора поддаются множественной классификации по различным основаниям. В частности по содержанию создаваемых ценностей выделяют первичный, вторичный и третичный сектора. Первый связан с добычей и первичной обработкой природных ресурсов, второй – с преобразованием первичного сырья в конечный продукт, а третий – основан на оказании услуг.

Помимо этого, по характеру отношений собственности выделяют частный и государственный сектор. Существуют и иные подходы к их группировке, однако важность каждого из них является общепризнанной.

Экономическая безопасность отдельного сектора экономики может быть определена в качестве определенного состояния производственных, организационных и юридических отношений, а также интеллектуальных и материальных ресурсов, при котором достигается стабильность функционирования, финансовый успех и прогрессивное развитие экономического сектора.

Фактически экономическая безопасность секторов экономики – это особое состояние общепроизводственных отношений, общественных связей и наложенных взаимодействий, а имущественных благ и интеллектуальных ресурсов, обусловленное совокупностью факторов внешней и внутренней среды, при котором проявляется постоянство функционирования системы, ее устойчивый прогресс и финансовый успех.

Безопасность реального сектора экономики

Реальный сектор играет важнейшую роль в экономике страны. Именно он выступает экономической базой создания прибавочного продукта, обеспечивающего функционирование сектора финансов. Фактически он представляет собой важнейшую сферу материального производства. Поэтому его безопасности отводится первоочередная роль.

Прочность реального сектора экономики предопределяется устойчивостью и надежностью базы его элементов, возможностями по преодолению трудностей (внешних и внутренних), а также прочной связью между вертикальными и горизонтальными составляющими системы.

Для обеспечения экономической безопасности реального сектора первоочередное значение приобретают:

  • продуктивное обеспечение общественных нужд;
  • защита от возможных угроз и воздействий;
  • экономико-политическая и научно-техническая самостоятельность;
  • отстаивание государственных экономических интересов на внешнем и внутреннем рынках.

В основе результативности системы обеспечения экономической безопасности реального сектора лежит регулярный мониторинг процессов, протекающих в экономико-политической и социальной среде.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *