Дух в философии это определение

Дух (философия)

Смотреть что такое «Дух (философия)» в других словарях:

  • Дух — Дух: В Викисловаре есть статья «дух» Дух (философия) философское понятие, часто отождествляемое с невещественным началом. Определение соотношения духа и материи зачастую считается основным вопросом философии. Дух (мифология) … … Википедия

  • ДУХ — (греч. nous, pneuma; лат. spiritus, mens; нем. Geist; фр. esprit; англ. mind, spirit) 1. Высшая способность человека, позволяющая ему стать субъектом смысло полагания, личностного самоопределения, осмысленного преображения действительности;… … Философская энциклопедия

  • дух — а ( у); м. 1. Сознание, мышление, психические способности человека. В здоровом теле здоровый д. Материя и д. Свойства человеческого духа. // В материалистической философии и психологии: мышление, сознание как особое свойство высокоорганизованной… … Энциклопедический словарь

  • ФИЛОСОФИЯ — (от греч. phileo люблю, sophia мудрость, philosophia любовь к мудрости) особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных… … Философская энциклопедия

  • ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ — течение в философии кон. 19 нач. 20 в., выдвигавшее в качестве исходного понятия «жизнь» как основополагающую основу мира. К этому течению относятся разные по типу философствования мыслители: Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон, О. Шпенглер, Г.… … Философская энциклопедия

  • ФИЛОСОФИЯ ОТКРОВЕНИЯ — ФИЛОСОФИЯ ОТКРОВЕНИЯ религиозно философское учение, разработанное Шеллингом в 1830 50 х IT. Изложено в многочисленных лекционных курсах, прочитанных в Мюнхене и Берлине. Основная задача философское обоснование и истолкование основ… … Философская энциклопедия

  • Философия общего дела — учение русского философа Николая Фёдорова. При жизни Н. Ф. Фёдоров, избегая известности и не желая получать деньги за свои сочинения, печатал свои статьи под псевдонимами или не печатал вовсе, давая на прочтение в рукописном виде. Название… … Википедия

  • ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ — (культурфилософия) филос. дисциплина, ориентированная на филос. постижение культуры как универсального и всеобъемлющего феномена. Термин “культурфилософия” был использован в нач. 19 в. представителем нем. романтизма А. Мюллером.… … Энциклопедия культурологии

  • ФИЛОСОФИЯ ПРАВА — ’ФИЛОСОФИЯ ПРАВА’ работа Гегеля (опубликована в 1821). Лекции Гегеля по праву, религии, эстетике, истории философии и философии истории были изданы уже после его смерти. Лично Гегелю принадлежит авторство лишь конспекта по философии права,… … История Философии: Энциклопедия

  • “ДУХ ПОЗИТИВНОЙ ФИЛОСОФИИ” — “ДУХ ПОЗИТИВНОЙ ФИЛОСОФИИ” (Discours sur l esprit positif. P., 1844; рус. пер. 1910) работа О. Конта, основоположника классического (“первого”) позитивизма. Содержание и характер этого издания был определен тем, что Конт, противопоставляя… … Философская энциклопедия

ДУХ

ДУХ (греч. νοῦς, πνεῦμα; лат. spiritus, mens; нем. Geist; франц. esprit; англ. mind, spirit) – 1) высшая способность человека, позволяющая ему стать источником смыслополагания, личностного самоопределения, осмысленного преображения действительности; открывающая возможность дополнить природную основу индивидуального и общественного бытия миром моральных, культурных и религиозных ценностей; играющая роль руководящего и сосредоточивающего принципа для других способностей души; 2) идеальная, правящая миром сила, к которой человек может быть активно и пассивно причастен.

Понятие «дух» в отличие от «разума» (и тем более «рассудка») не столь жестко связано с рационально-познавательными способностями; в отличие от «интеллекта» соотносится, как правило, со своим персонифицированным носителем, с «лицом»; в отличие от «души» акцентирует объективную значимость своего содержания и его относительную независимость от стихии эмоциональных переживаний, в отличие от «воли» на первый план выдвигает созерцания и смыслы, которые могут определять действия, а не акт свободного выбора, в отличие от «сознания» фиксирует не столько дистанцию между Я и его эмпирическим наполнением, сколько их живую связь; в отличие от «ментальности» не включает в себя несознаваемые механизмы традиционных и повседневных реакций и установок. В зависимости от идейного контекста дух может противопоставляться (как оппозиция или как альтернатива) природе, жизни, материи, утилитарной необходимости, практической активности и т.д.

Концептуальное и понятийное оформление дух получает в античной философии. У досократиков возникает учение о правящей миром, строящей из хаоса космос объективной силе, которая пронизывает собой мир и даже отождествляется с одной из вещественных стихий, но в то же время не растворяется в пассивной материальности. Чаще всего человек мыслится как носитель силы, которую он мог в себе культивировать, становясь ее сознательным сотрудником. Обычно эта сила обозначалась как одноименная какой-либо из высших человеческих способностей (душа, мышление, сознание, речь, счет и т.п.). Со временем доминировать стали понятия нус и пневма . Понятие «нус», которое в ряду ментальных терминов означало «ум», «образ мыслей», «умственное созерцание» и этим отличалось от терминов с перевесом психологического (псюхе, тюмос, френ), экзистенциального (софия, гносис) и дискурсивного (логос , дианойа, диалектикэ) значения, у Анаксагора стало означать мировой разум, цель космической динамики и организующе-различающую силу (ср. аналогичное, но не закрепившееся в традиции понятие Эмпедокла «священное сознание», «φρήν ίερή» – В 134, 4 DK). В философии Платона, Аристотеля и неоплатоников дух как мироправящая сила нотируется термином «нус», помешается в многослойную онтологическую иерархию: нус объединяет собой идеальные формы-эйдосы , внедряется через них в стихию мировой души-психеи и образует через нее мировую материю в космический организм. У Платона и неоплатоников нус порожден высшим принципом, невыразимым и непостижимым «благом», к которому нус тяготеет. У Аристотеля нус – высший уровень бытия, бог, который мыслит сам себя и тем творит мир.

Термин «пневма» (как и лат. аналог «спиритус») первоначально означал «воздух» или «дыхание». Довольно рано он приобретает психологическое и космологическое значение (напр., «бесконечной пневмой» дышит пифагорейский космос, в греческой медицине пневма есть вещественная жизненная сила-дыхание). Стоицизм понимает пневму как огненно-воздушную субстанцию, которая в виде эфира пронизывает мир, расслабляясь в материальных объектах и концентрируясь в «семенных логосах»: т.о., пневма выполняет роль мировой души как оживляющее Начало и роль духа как правящее начало. Неоплатонизм также использует понятие «пневма», описывая проникновение духа в низшие сферы бытия: дух и душа обволакиваются пневмой и через нее контактируют с материей (см. Эннеады, II 2,2; III 8; V 2). Генезис христианского понимания Духа восходит к эллинистическому религиозному синкретизму. В Септуагинте словами «пневма теу» передается еврейское понятие «руах элохим», Дух Божий (Быт. I, 2), что открывает возможность многообразных сближений эллинского и библейского богословия. Филон Александрийский также именует пневмой и высшее начало в человеке, и исходящую от Бога мудрость. Евангельское учение о Святом Духе (πνεῦμα ἂγιον) становится основой для понимания Духа как одной из ипостасей Троицы. В Троице Дух является источником божественной любви и животворящей силы. Бог есть Дух (Ин. 4.24), но в то же время существует и злая духовность. Способность «различать духов» понималась как один из особых даров Св. Духа (1 Кор. 12.10). Во многих случаях (особенно в посланиях ап. Павла) затруднительно отнесение слова «Дух» к ипостаси Бога или к человеческой способности. Однако средневековые богословы видели в этом указание на то, что Дух Божий, овладевая человеком, не растворяет в себе его индивидуальность. Единосущность (ὁμοούσιος) Духа другим лицам Троицы стимулировала в средневековой философии онтологические и логические споры о понятии бытия. Очевидна резкая граница, отделяющая античное понимание духа как высшей внутрикосмической силы от патриотического и средневекового христианского понимания Духа как сущности, запредельной тварному миру, но деятельно присутствующей в мире и преображающей его. Философия Ренессанса теряет интерес к средневековой пневматологии и возвращается к эллинистическим интуициям духа, понимая его как разлитую во Вселенной жизненную силу. В рамках натуралистического пантеизма и оккультной натурфилософии Возрождения находит себе место и учение античных медиков о «spiritus vitales», жизненном духе, локализованном в теле и сообщающем ему витальную энергию.

В 17–18 вв. происходит кристаллизация новых тем, связанных с проблемой духа: это темы духовной субстанции и структуры познавательных способностей. Дух как субстанция выполняет теперь роль онтологической основы универсума (ср. «нус») и роль основания связи субъективного разума и объективной действительности. Характерно категоричное размежевание духа и материи как замкнутых в себе, не имеющих точек соприкосновения субстанций и в то же время объединение в измерении духовной субстанции тех способностей, которые раньше находились на низших ступенях ментальной иерархии, напр. ощущения, переживания, стремления, воли и т.п. (ср. в этом отношении понятия cogitare Декарта, mens Спинозы, spiritus Лейбница, esprit Лейбница и Гельвеция, mind английских эмпириков). Так, по Декарту, духовная субстанция (res cogitans) и материальная (res extensa) не имеют ничего общего, но внутри себя воспроизводят различие высшего и низшего, простого и сложного, которое старая метафизика обычно распределяла между духом и материей. В рамках рационализма возникает проблема координации духа и материи, которая вынуждала апеллировать непосредственно к Богу – создателю «предустановленной гармонии», поскольку дух как субстанция оказывался своего рода безличной «духовной машиной». В традиции эмпиризма дух лишается субстанциональности и сводится к единичным состояниям души. «Дух есть нечто, способное мыслить», – говорит Локк, но построить на этом основании ясную идею субстанции духа, как и субстанции тела, невозможно, поскольку мы имеем дело лишь с предполагаемым субстратом «действий, которые мы испытываем внутри себя», каковы «мышление, знание, сомнение, сила движения и т.д.» (Опыт о человеческом разумении, II, 23, 4–6). Беркли, однако, переворачивает этот аргумент, поскольку обнаруживает в самом факте восприятия асимметричность статуса самодостаточного духа и его содержания. Кроме «идей» (т.е. любых предметов восприятия), согласно Беркли, есть «познающее деятельное существо… то, что я называю умом, духом, душой или мной самим», это – «вещь, совершенно отличная от идей» (О принципах человеческого знания, I, 2), «дух есть простое, нераздельное, деятельное существо; как воспринимающее идеи, оно именуется умом, как производящее их или иным способом действующее над ними – волей» (там же, I, 27). Поскольку все вещи Вселенной «либо вовсе не существуют, либо существуют в уме какого-либо вечного духа», то «нет иной субстанции, кроме духа» (там же, I, 6–7). Юм, в свою очередь, переворачивает это понятие духа, демонтируя принцип самотождественности Я. «Сущность духа (mind) так же неизвестна нам, как и сущность внешних тел, и равным образом невозможно образовать какое-либо представление о силах и качествах духа иначе как с помощью тщательных и точных экспериментов…» (Трактат о человеческой природе… Введение). Монадология Лейбница дает другую модель соотношения духа и мира: критикуя представление о «едином всеобщем духе», Лейбниц полагает, что неразумно допускать существование одного духа и одного страдательного начала, вещества; принцип совершенства требует допущения между ними бесконечно многих промежуточных ступеней, каковыми и являются индивидуальные души-монады, воспроизводящие всеобщий дух на свой неповторимый лад. Душа-монада, дорастая в своем развитии до самосознания, становится конечным духом и начинает воспроизводить в себе не столько Вселенную, сколько Бога, который есть бесконечный дух.

Немецкая философия эпохи Просвещения, обозначая понятие «дух», начинает отдавать предпочтение германскому слову «Geist», в основе которого – индоевропейский корень «ghei» со значением «движущая сила», «брожение», «кипение». Экхарт (13 в.) переводит «mens» как «Seele» и «anima» как «Geist». Лютер переводит словом «Geist» евангельское понятие «пневма». У Бёме «Geist» уже носит значение глубинной силы души, придающей ей форму и имеющей соответствие в макрокосме в виде «Seelengeist», души в оболочке духа (Drei princ. 8). Просвещение (начиная с вольфианцев) интеллектуализирует «Geist», понимая его как дух, выражающий себя в мыслях. «Geist» сближается с «Vernunft» (разум); это понятие предпочитает и Кант. Однако мистико-виталистические коннотации понятия «Geist» сохраняются в послекантовской спекулятивной философии, у Гёте и романтиков.

Кант ограничивает сферу употребления понятия «дух» («Geist») областью эстетики, где дух определяется как «оживляющий принцип в душе» и «способность изображения эстетических идей» (Критика способности суждения, § 49), и областью антропологии, где, в частности, различает духовные силы, осуществляемые рассудком (см., напр., Метафизика нравов, II, § 19). Критически относится Кант и к просветительской рационализации духа, и к его оккультной мистификации (см. полемику со Сведенборгом в «Грезах духовидца…»). Вместе с тем своим трансцендентальным методом Кант радикально изменил саму проблему, разделив традиционный для метафизики универсум сверхчувственного единства на три автономных царства – природа, свобода и целесообразность, которые уже не могли суммироваться отвлеченным понятием «дух».

В свете кантовских открытий Фихте, Гегель и Шеллинг дают новую трактовку понятия «дух». Если выделить ее смысловое ядро, сохранившееся на всех поворотах сложного пути немецкого трансцендентализма, то можно отметить следующие моменты. Все конечные феномены духа находят свой смысл в «абсолютном духе». Абсолютный дух творит себя и свою предметность. Абсолютный дух – это не объект, а процесс сверхэмпирической истории, в ходе которого дух порождает себя и в котором только он и существует. Абсолютный дух в своей истории отчуждается от себя (как от «Идеи») и, познавая отчужденный мир (как «Природу»), возвращается к себе (через историю человечества как «Абсолютный дух»). В результате абсолют приобретает конкретность и самосознание. Отвлеченные идеи эмпирической субъективности человека, т.о., суть лишь моменты в «биографии» абсолюта: чтобы стать истинным духом, он должен наполниться живым содержанием и придать ему форму вечности (шедевром изображения этого процесса остается гегелевская «Феноменология духа»).

Философия 19 в. в целом (если не считать консервативный спиритуализм) оказалась оппозицией немецкому трансцендентализму. Понятие духа оказывается естественной мишенью для критики таких направлений, как позитивизм, марксизм, волюнтаризм. «Дух» остается релевантным понятием для мыслителей постромантического толка (Карлейль, Торо, Эмерсон) и для некоторых представителей философии жизни, которыми он обычно понимается как более или менее удачный псевдоним «жизни» или, напротив, как опасный недуг, тормозящий самоутверждение витальности (линия Ницше в 19 в. до Шпрангера и Л.Клагеса в 20 в.).

В 20 в. философия отнеслась к понятию «дух» более лояльно. Оппоненты в некоторых случаях переоткрыли его в рамках своих учений (напр., версия Кассирера в неокантианстве, версия Юнга в психоанализе, версия Бергсона в витализме, версия Шеллера в феноменологии, версия Сантаяны и Уайтхеда в неореализме). Философия культуры (особенно немецкая ветвь), строя цивилизационные модели, обнаружила его функциональность. Такие направления, как неотомизм, русская религиозная философия или итальянский неоспиритуализм (Кроче, Джентиле), реанимировали классические представления о духе в свете «неклассического» опыта современности. Персонализм (Мунье), философия диалога (Бубер), экзистенциализм (Ясперс) используют не только лексику традиционных учений о духе, но и их концептуальные схемы. В новейшей философии понятие «дух» непопулярно.

Литература:

3. Мотрошилова Н.В. Путь Гегеля к «Науке логики». М., 1984;

5. Киссель М.А.Диалектика как логика философии духа (Б.Кроче – Дж.Джентиле – Р.Коллингвуд). – Там же, с. 119–53;

6. Быкова М.Ф., Кричевский А.В. Абсолютная идея и абсолютный дух в философии Гегеля. М., 1993;

7. Степанов Ю.С. Константы, Словарь русской культуры. М., 1997, с. 570–573;

8. Федотов Г.П. О Св. Духе в природе и культуре. – Собр. соч. в 12 т., т. 2. М., 1998, с. 232–44;

9. Class G. Untersuchungen zur Phänomenologie und Ontologie des menschlichen Geistes. Lpz., 1896;

10. Nöesgen K.F. Das Wesen und Wirken des Heiligen Geistes, Bd. 1–2. В., 1905–07;

11. Dreyer H. Der Begriff Geist in der deutschen Philosophie von Kant bis Hegel. В., 1908;

12. Brentano Fr. Aristoteles Lehre vom Ursprung des menschlichen Geistes. Lpz., 1911;

13. Leisegang H. Pneuma Hagion. Lpz., 1922;

14. Wechsler E. Esprit und Geist. Bielefeld, 1927;

15. Rothacker E. Logik und Systematik der Geisteswissenschaften. Münch., 1927;

16. Noltenius F. Materie, Psyche, Geist. Lpz., 1934;

17. Glockner H. Das Abenteuer des Geistes. Stuttg., 1938;

18. Armstrong A.H. The Architecture of the Intelligible Universe in the Philosophy of Plotinus. Cambr., 1940;

19. Ryle G. The Concept of Mind. L., 1949;

20. Hildebrand R. Geist. Tüb., 1966.

А.Л.Доброхотов

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me

Значения в других словарях

  1. дух — 1. дух I м. 1. Философское понятие, означающее невещественное начало; сознание, мышление, психические способности человека. || Мышление, сознание как особое свойство высокоорганизованной материи (в материалистической филисофии и психологии). Толковый словарь Ефремовой
  2. дух — ДУХ -а (-у); м. 1. Сознание, мышление, психические способности человека. В здоровом теле здоровый д. Материя и д. Свойства человеческого духа. Толковый словарь Кузнецова
  3. дух — ДУХ — ТЕЛО Духовный — телесный Бакунин был все тот же, он состарился только телом, дух его был молод и восторжен. Герцен. Былое и думы. Мир весь во зле лежит; тело есть гроб и темница для духа; общество есть гроб для мудрости и правды. В. Соловьев. Словарь антонимов русского языка
  4. Дух — Термин для обозначения нематериального начала, отличающегося от материального, природного. В культурологии понятие «дух» используется в широком и узком смыслах, как синонимы господствующей духовной культуры и ее ядра мировоззрения. Словарь по культурологии
  5. дух — Сущность, первопричина и главная действующая сила всего сущего (Рим.34:13 -15). Дух человеческий (1Кор.2:11), который иногда понимается как душа, отличается от нее (1Фес.5:23) и стоит выше нее, ибо только он один способен соединяться с Духом Божиим (Рим. Библейский словарь Вихлянцева
  6. дух — Древнерусское – духъ (душа, разум, ветер). Общеславянское – duchъ. Существительное «дух», пришедшее в древнерусский язык в XI в., многозначно. Этимологический словарь Семёнова
  7. дух — • мощный ~ Словарь русской идиоматики
  8. дух — 1. дух, духи, духа, духов, духу, духам, дух, духи, духом, духами, духе, духах 2. дух, духи, духа, духов, духу, духам, духа, духов, духом, духами, духе, духах Грамматический словарь Зализняка
  9. дух — сущ., кол-во синонимов… Словарь синонимов русского языка
  10. Дух — орф. Дух, -а (о Боге): Бог Дух Святой, Святой Дух Орфографический словарь Лопатина
  11. дух — орф. дух, -а и -у, мн. (в знач. «сверхъестественное существо») духи, -ов Орфографический словарь Лопатина
  12. дух — Общеславянское существительное индоевропейской природы, имеющее тот же корень, что глаголы дохнуть, дышать. Этимологический словарь Крылова
  13. дух — Дух/ (сверхъестественное существо). Морфемно-орфографический словарь
  14. дух — ДУХ м. бестелесное существо: обитатель невещественного; а существенного мира; бесплотный житель недоступного нам духовного мира. Относя слово это к человеку, иные разумеют душу его, иные же видят в душе только то, что дает жизнь плоти… Толковый словарь Даля
  15. дух — 1. ДУХ1, а (у), м. 1. Сознание, мышление, психические способности; начало, определяющее поведение, действия. Материя и д. В здоровом теле здоровый д. Д. противоречия (стремление спорить). Д. возмущения. 2. Внутренняя, моральная сила. Высокий боевой… Толковый словарь Ожегова
  16. дух — 1) отчаянный; 2) пьяный; 3) милиционер Словарь воровского жаргона
  17. дух — -а (-у), м. 1. Психические способности, сознание, мышление. В здоровом теле здоровый дух. □ Его болезнь, боярин, многосложна: Не плоть одна страдает — болен дух. А. К. Толстой, Смерть Иоанна Грозного. Малый академический словарь
  18. Дух — См. Психология. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  19. Дух — Вообще слово дух в Свящ. Писании употребляется в различных значениях: так, например, в значении ветра, веяния воздуха, — тихого или бурного (Быт 8:1-8, Еккл 11:5, Ин 3:8), иногда в значении жизненного дыхания, как начала низшей, животной жизни (Быт… Библейская энциклопедия архим. Никифора
  20. дух — ДУХ, -а, м. 1. Молодой, начинающий службу солдат. 2. Милиционер. 3. обычно пренебр. Неопытный, слабый человек. 4. Душман, афганский повстанец. 2. — Возм. из уг.; 1., 4. — из арм. (4. — со времен войны в Афганистане). Толковый словарь русского арго
  21. ДУХ — ДУХ — философское понятие, означающее невещественное начало, в отличие от материального, природного начала. Дух истолковывается как субстанция (пантеизм) — личность (теизм, персонализм). Большой энциклопедический словарь
  22. дух — см. >> душа, запах, зловоние, направление, настроение, обычай, сердце, смелость, стиль см. также -> в духе, во весь дух, воспрянуть духом, вышибить дух, достанет духу, единым духом, живым духом, злой дух, испускать дух, нет духа, нечистый дух… Словарь синонимов Абрамова
  23. Дух — Философское понятие, означающее невещественное начало, в отличие от материального, природного начала. Вопрос о соотношении Д. и материи есть Основной вопрос философии. Утверждение первичности материи, производным от которой выступает… Большая советская энциклопедия
  24. дух — • Вольный (Бальмонт). • Гордый (Хомяков). • Дрожащий (Бальмонт). • Зыбкий (Бальмонт). • Исступленный (Бальмонт). • Искаженный (Бальмонт). • Кипучий (Фет). • Пылкий (Майков). • Тлетворный (Фет). • Узывчивый (Бальмонт). • Уродливый (Полонский). • Ярко-певучий (Бальмонт). Словарь литературных эпитетов
  25. дух — ДУХ, духа, ·муж. 1. только ед. Психические способности, ум. Здоровый дух в здоровом теле. 2. только ед. Бодрость, моральная сила, готовность к действию. Дух войска. Подъем духа. Собраться с духом (см. собраться). Пасть духом (см. пасть1). Толковый словарь Ушакова
  26. дух — Род. п. ду́ха, укр. дух, род. п. ду́ху, ст.-слав. доухъ πνοή, πνεῦμα, ψυχή (Супр.), болг. дух(ъ́т), сербохорв. ду̑х, род. п. ду̏ха, словен. dȗh, чеш. duch, польск., в.-луж., н.-луж. duch. Другая ступень чередования: до́хну́ть (*dъxnǫti). Родственно лит. Этимологический словарь Макса Фасмера
  27. дух — сущ., м., употр. сравн. часто (нет) чего? духа, чему? духу, (вижу) что? дух, чем? духом, о чём? о духе 1. Духом называют нематериальную часть человека, к которой относят сознание, чувства, характер и т. п. Свойства человеческого духа. Толковый словарь Дмитриева
  28. дух — Общеслав. индоевроп. характера. Того же корня, с перегласовкой, что и дышать. Суф. производное (суф. -х- < -s-) от той же основы, что и дуть, нем. Tier «животное» (буквально — «дышащее»), лит. daũsos «воздух» и т. д. Первоначально — «дыхание», «воздух». Этимологический словарь Шанского
  29. дух — Не в духе, в духе (разг.) — в плохом, в хорошем настроении. ► Кажется, он опять сегодня не в духе. Как на духу (разг. устар.) — откровенно, чистосердечно. ► Все поведай, как на духу. Одним (или единым) духом (разг.) — сразу, в один прием. Фразеологический словарь Волковой

Субтитры

С вами программа «Путь к женскому счастью». В студии по-прежнему я, ее ведущая Лиза Питеркина и писатель, теле- и радиоведущий. автор книги «Психофилософия» Андрей Максимов. Мы продолжаем нашу практическую философию. И мудрые рецепты простого счастья прямо здесь, сейчас, за этим чайным столиком и за этим прекрасным чаем. – Вы знаете, я сразу хочу сказать, что женщины должны очень хорошо понимать: рецепта счастья нет. Когда вы начинаете думать о том, что есть некоторый рецепт счастья, это говорит о том, что вы не хотите жить. Вы ждете, что к вам придет некоторый врач, выпишет вам некоторые рецепты. Этого ничего нету. Есть жизнь, и есть жизнь, когда вы живете так, как вы хотите, и есть жизнь, когда вы живете не так, как вы хотите. Если вы живете не так, как вы хотите, вы должны задуматься над тем, почему так происходит и что в этом можно изменить. Я предлагаю делать такой тренинг: взять лист бумаги и вертикальной полосой разделить его пополам. Слева написать все события, которые происходят в жизни, все: вот я встала, позавтракала, оделась, пошла на работу, общалась с Ивановым, Петровым, Сидоровым, делала то, то, то. А справа написать буковку «Ж», то есть «желания», рядом с теми действиями, которые вы делали, потому что вам хотелось. Если этой буковки нет вообще, а так очень часто бывает, значит вы живете какую-то странную жизнь, вы все время делаете то, что вам не хочется. – То есть в общем-то вы и не живете… – И тогда надо посмотреть, почему вы завтракаете не то, что хотите, это же просто сделать, почему вы одеваете не то, что… Зачем вы общались с Ивановым, если вам это не нужно? Если нужно, то да, но если не нужно – зачем? Почему вы, например, работаете на работе, которую вы не любите? То есть вы идете на работу без желания. Это невозможно изменить? Вы пробовали это изменить? Вы уверены, что это невозможно изменить? А почему после работы вы не делаете то, что вам хочется? Если человек находится в таком состоянии, когда ему нужен рецепт счастья, психолог Ремарк называл это «трудное состояние» – термин, который используют в психофилософии: если человек находится в трудном состоянии, ему нужно начать себя анализировать и в первую очередь начать понимать, почему он живет несообразно своим желаниям. – Получается, человек по любви, условно говоря, или не по любви, но желание есть. – Любовь – очень хорошее слово, но, во-первых, оно достаточно истертое, а во-вторых, мы сейчас будем с вами бесконечно обсуждать, что такое любовь. Можно считать, что передатчик. Это не имеет значения. Мне кажется, хочется – не хочется, это проще. Вот ты делаешь то, что хочется, любишь – не любишь – это более такой сложный философский вопрос. – А позвольте, я Вас отвлеку немножечко еще по поводу книги. Потому что там была очень ценная ремарка для меня о том, что, чтобы понять человека, нужно его полюбить. То есть понять, что для него… Полюбить как пожалеть. Пожалеть? – Полюбить невозможно. Невозможно всех любить. Есть такие прекрасные христиане, которые умеют всех любить. Потрясающе! Преклоняюсь. Не у всех получается. Человека невозможно любого полюбить. Но любому человеку можно сочувствовать. Вот когда к вам приходит человек и делится своими проблемами, и эти проблемы могут казаться вам совершенно дурацкими, а он по их поводу страдает. Вот для того, чтобы его понять, надо ему сочувствовать. Сочувствовать можно всем уже хотя бы потому, что нет ни одного человека, которому не о чем поплакать на ночь. Любому человеку есть, о чем поплакать на ночь. Поэтому можно всем людям сочувствовать. – Еще для меня важная мысль, она совершенно в духе даосской философии, по поводу приобретений и потерь. Вы пишете о том, что потеря – это освобождение места для наполнения этого места каким-то новым событием… – Да, это очень трудно принять. – Очень сложно. – Это очень трудно принять, когда, скажем, речь идет о любви, когда от вас уходит человек, или просто уходит, или уходит навсегда, когда говорят, что у вас освобождается пустое место – это очень трудно принять, но, опять же, если стараемся задавать вопрос не «за что?», а «зачем?» – это происходит вот за этим; какие-то уроки из этих отношений ты должен извлечь и попробовать построить новые. Это очень тяжело. – Вы знаете, женщины постоянно чего-то ищут. Женщина ищет мужчину, женщина ищет работу, женщина… – Женщины ничего не ищут. Если бы женщины постоянно еще что-нибудь искали – прекрасно было бы. Они сидят… Как ко мне приходит девушка, у нее проблема: ей 23 года, она одинока, у нее проблема одиночества. Она мне говорит: «Я сижу дома, смотрю в окно, там ходят люди, я никому не нужна». Я говорю: «Вы не пробовали выйти к людям? Не пробовали?» Она ничего не ищет, она просто страдает. К сожалению, женщины, в чем Вы правы, ищут больше, чем мужчины – это правда. Но, к сожалению, очень часто женщины, как и мужчины, живут очень пассивно. Они ищут рецепт счастья, они ищут некоторый рецепт. – Вот знаете, даже в социальных сетях есть такой статус – «в поиске», женщина в поиске. Но на самом деле женщина так формулирует свое состояние, свое душевное состояние, в котором она пребывает. А в Вашей книжке есть очень ценная мысль, что прежде всего нужно найти себя, а не мужчину и не работу. Вот скажите, пожалуйста, почему найти себя, почему поиск себя важнее, чем поиск мужчины? – Потому что человек создает мир, человек создает свою реальность. Этому очень много примеров, мы все знаем Пушкина. Что такое Болдинская очень? Это когда во всей стране была эпидемия холеры, у Пушкина была Болдинская осень – человек сам создает тот мир, который… Я говорил про Франкла, который попал в концлагерь и превратил, будучи евреем, заключенным Освенцима, он превратил Освенцим в лабораторию, в которой он изучал людей в критическом состоянии, потом написал об этом книги и стал всемирно известным человеком. Человек создает мир таким, каким он хочет его создавать, поэтому надо менять не мир, а самого себя, если ты хочешь, чтобы в этом мире что-то изменилось. А когда приходит женщина и говорит, что все мужики сволочи и вокруг меня одни гады, это означает, что она так видит мир, значит что-то надо изменить в себе, чтобы мир видеть по-другому. Человек отвечает за ту реальность, в которой он живет. – Совершенно верно, это очень близкая китайцам концепция. Там же тоже Инь – Ян, и многие полагают, что Инь – Ян – это соотношение мужского и женского, а это совершенно неправильно. Инь – это внутреннее, Ян – внешнее. И поскольку первично Инь (внутреннее), все, что мы видим вокруг, – это только проекция нашего сознания. Все, что есть, вся энергия, информация, которая находится внутри, собственно говоря, она и окружает нас. Поэтому так просто притянуть… – Вот чтобы стало более понятным… Если у вас есть дети, то попробуйте обсудить с ними что угодно: к вам пришли гости, и вот где ребенок? Ребенок – это человек, от 3-х лет, скажем, от 2-х лет, когда с ним можно разговаривать, скажем, лет 12-13, даже до 15, а потом обсудите, что увидел ребенок в этой компании друзей – вы убедитесь, что он увидел то, чего не увидели вы вообще. У него совершенно свой мир. Так происходит со всеми людьми. Поэтому менять мир невозможно. То есть возможно, но очень тяжело. Менять своего любимого человека очень тяжело, а себя возможно. – То есть если у женщины, опять же, обращаясь к женщинам, такой простой совет: если женщина хочет изменить свою жизнь, то нужно прежде всего заглянуть в себя, найти себя. – Вы все время выделяете женщин как каких-то… – Потому что наши зрительницы в основном женщины. – И мужчина, и ребенок, и бабушка, и дедушка. Если ты хочешь что-то менять, не начни с себя, а занимайся собой: начни, закончи… Занимайся собой, тогда что-то поменяется. – То есть вообще, по сути, получается, надо посвятить жизнь себе, и тогда ты станешь счастливой. – Да. Но посвятить жизнь себе не значит наплевать на всех. – Конечно. – Потому что, если ты посвящаешь жизнь себе, ты прекрасно понимаешь, что вот в это понятие «Я» входят близкие люди, входит твое дело и масса всего другого. А в принципе, конечно, человек должен заниматься собой. – А не обвинят… Женщины еще очень боятся, что их упрекнут в эгоизме: ну как же так, я люблю себя, занимаюсь собой, думаю о себе, это не превратится в эгоцентризм? – Во-первых, если женщина боится, что ее в чем-нибудь обвинят, она должна успокоится, потому что это не имеет никакого отношения к делу. Если вас захотят, обвинить – обвинят, не захотят – не обвинят. Если все время… – Повод для обвинения найдется всегда. – Если все время думать о том, в чем меня обвинят – это совершенно бессмысленная история. Кто такой эгоист? Эгоист – это человек, который думает только о себе, то есть идиот, потому что если человек на самом деле думает о себе, он обязательно о других думает тоже. Невозможно думать о себе и думать о других, это невозможно. Ты тогда каким-то становишься сумасшедшим человеком, сумасшедшим одиночкой. Я не имею в виду других людей – ну ты придурок, ты просто придурок, потому что невозможно построить собственное счастье, не думая о других людях. Это надо понимать. Поэтому я не очень понимаю таких людей. Я вот таких эгоистов, которые очень любят говорить, что надо воспитывать… Я видел крайне редко в своей жизни. Человек, который вообще не имеет в виду других людей, то есть он обрекает себя на одиночество, он обрекает себя на то, что он будет… Это очень глупый человек, такими иногда начальники бывают. Ну это очень глупый человек, я не думаю, что вашу прекрасную программу смотрят настолько глупые люди. А в любом другом случае, человек, даже когда он думает о себе, он имеет в виду, что думать о себе – это думать и о других в том числе. – У вас прекрасная есть фраза в книге о том, что обычный человек и эгоист отличаются тем, что эгоист взваливает свои проблемы. Я может быть неточно цитирую, но это человек, который грузит собеседника своими проблемами, а не своими… – Это не эгоист. Это на самом деле бывает очень часто. Ну, собственно, я психофилософию придумал и понимаю, что мы постоянно грузим друг друга своими проблемами. – Да, да. – Это естественная вещь, это нормально абсолютно. Потому что а кого еще? Мы не ходим по специалистам. Это отдельная история развития психологии в России. Во всяком случае, психология в России развивалась под запретом Фрейда, это такая некротическая история. Хотя о ней читали (психологи). Но мы не ходим к психологам, в церковь ходят верующие люди, поэтому когда плохо, мы идем и грузим – это естественно. Психофилософия помогает в этой ситуации сориентироваться и как-то по-настоящему помочь другому человеку. – Андрей, еще одна очень важная мысль. Я общаюсь с женщинами и сталкиваюсь вот с каким вопросом: как найти свое призвание? Ведь поиск себя – это все равно поиск своего предназначения. И в вашей книге очень много этому уделено внимания. – У меня есть книжка, которая называется «Песталоцци 21» – книга для умных родителей. Пестолоцци – это величайший педагог границы 18-19 веков. Вот на основании его метода, который называется «метод проб и соответствия», я придумал систему, который помогает найти призвание. Призвание надо найти в 5-7-10 лет. – Андрей, нам что делать? – Это идеально. Если человек не нашел призвание в 10 лет, то в 16 лет он ищет не призвание, а институт. И дальше, я вам рассказывал, приходит женщина, которой 30 с чем-то лет… Это такая долгая система, я не смогу Вам сейчас так быстро рассказать, но самое главное понять, что такое призвание. Это желание. И все. Это не история про зарабатывание денег, это не история про престиж. Это то, что ты очень хочешь делать. И когда ты находишь то, что ты очень хочешь делать… Сейчас я говорю про детей. Вот мы видим, что наш ребенок любит рисовать. Возможно, он будет художником или архитектором. Как правило, родители реагируют на это каким образом? Они говорят: ой, как мило, как то, сё… А что надо делать? Надо ставить ему более сложные творческие задачи. Вот он, например, малюет что-то – нарисуй пейзаж, нарисуй портрет. Если это его дело, он будет это делать с удовольствием. У него может не получаться, но любимое дело тянет, вы знаете это очень хорошо, оно тянет. Если это не его дело, то не его дело, и не надо никогда в этом смысле обвинять детей в лени, потому что лень – это отсутствие смысла, больше ничего. Мы никогда не ленимся, когда делаем то, что нам хочется. Если ребенок рисовал, рисовал, а потом перестал рисовать, значит это не его дело. И бить его, давать ему подзатыльник… Это просто не его дело. Это очень важно наблюдать за ребенком и смотреть, что у него получается и усложнять эти задачи. Все это может делать взрослый человек сам с собой. Но только надо понимать, что в основе лежит не то, что я попробую работать вот этим, потому что я буду много получать денег, или я попробую работать вот этим, потому что это престижно или потому что это принесет мне славу, а я очень этого хочу. В основе призвания лежит желание и больше ничего. Дальше взрослый человек может сам с собой договориться, что ему хочется делать. Вот я не далее как позавчера, у меня была на консультации девушка, она хотела быть архитектором, а мама ее отправила учиться на кого-то (не помню). Вот она с тех пор, ей 32 года, очень красивая, очаровательная, чудесная девушка, вот она с тех пор мучается, потому что дальше у нее все стало рушиться: у нее брак разрушился. Потому что у человека выбили… Две почвы есть: любовь и работа. Это две почвы, на которой растет наша жизнь. Одну выкинули из нее. И вот она дожила до 32 лет, и мы решали с ней, чем она может заниматься, и вот она в конце концов вроде как мы поняли 2 вещи, которые она хотела бы делать, она попробует сначала одну, потом другую. – Андрей, насколько я понимаю, насколько я поняла книгу, мне показалось, что эта книга о естественности. Вообще, самый простой путь – это следование себе, следование своей естественности, своей природе. – Правда в том, что мы себя не знаем. – К сожалению. – Для того чтобы себе следовать надо себя знать, хотя бы себе не врать, хотя бы не говорить себе, что ты хочешь быть юристом, когда ты хочешь быть футболистом. Хотя бы тут не врать. Но футболист как-то не престижно, поэтому я вот пойду юристом. Если хотя бы не врать, что тебе нравится эта женщина – она тебе не нравится, она просто красивая и успешная, но ты прекрасно без нее проживешь. А вот эта вот некрасивая, неуспешная, которая проверяет документы, входящие на завод, у проходной, тебе очень нравится. Если бы человек себе не врал – я всегда говорю, что врать себе не продуктивно – то, конечно, тогда надо идти за собой. Но проблема в том, что мы врем себе все время. – Андрей, у нас такое роскошное чаепитие и такая прекрасная чайная церемония, которая вообще… Просто мне не хочется Вас отпускать из этой студии, но мы ограничены временем. Я бы хотела Вас попросить какую-то ремарку финальную, пожелание именно женщинам: что делать женщинам, чтобы… – Не бояться своих желаний. Не обращать внимание на фразы типа «бойтесь своих желаний, они не имеют тенденцию исполняться». Не бояться, поверить своим желаниям и попробовать их осуществить. Чаще всего мы не осуществляем свои желания не потому, что не можем, а потому что не хотим. Захотеть жить так, как хочется. – Большое Вам спасибо! Я очень Вам признательна, что Вы посетили нашу студию. – Спасибо, чай был замечательный, чудесный, спасибо большое! – Благодарю еще раз вас, мои дорогие зрительницы, благодарю Андрея. Напоминаю, что сегодня эту чайную церемонию с нами разделял писатель, теле- и радиоведущий, автор книги «Психофилософия» Андрей Максимов. Я, Лиза Питеркина, писатель, ученица китайского мастера Дао Де Цзина прощаюсь с вами, до новых встреч. Да пребудет с нами мудрость и простота.

От латинского spirĭtus дух — это разумная душа, сверхъестественный дар, который Бог дает некоторым созданиям, или добродетель, которую тело побуждает к действию. Например: «Я хочу работу, которая, помимо материальной поддержки, питает мой дух», «Он человек чистого духа», «Священник помог нам восстановить дух общества» .

Понятие духа используется по-разному. В области религии дух — это не телесная сущность (то есть он не имеет телесного или телесного проявления). Духовное существо может быть ангелом, призраком и т. Д.: «Легенда гласит, что в старом особняке холма они обитают злые духи», «Что с тобой происходит? Кажется, вы видели дух «, » Есть те, кто говорит, что они могут разговаривать с духами » .

Некоторые люди считают, что духи могут обладать телом живых людей . Таким образом, дух имеет телесное проявление, узурпируя тело субъекта: «Дух убитого человека проник в тело ребенка», «Фильм показывает, как дух захватывает тело ребенка. фермер «.

Также не забывайте, что есть много реальных историй или легенд, которые распространяются по всему миру об особняках, зданиях или местах, которые считаются волшебными, потому что они считаются живыми духами. Это было бы, например, в случае Casa de América в Мадриде.

Святой Дух, с другой стороны, является понятием христианского богословия, которое относится к божественной личности, которая является частью Святой Троицы (Отец, Сын и Святой Дух). В этом смысле это проявление Бога.

В области энологии также часто используется термин дух, с которым мы сейчас имеем дело. В его случае он используется для обозначения паров, которые выдыхают как ликеры, так и вина в целом, и которые отличаются своей тонкостью.

Есть также выражения, которые используются в разговорной речи и которые прибегают к цитируемому слову. Наглядным примером является «дух конфеты». Это терминология, с помощью которой указывается, что человек чрезмерно худой: «Мария проводила рабочие сессии марафона, которые вызывали дух леденца».

В дополнение ко всему этому мы должны подчеркнуть, что один из самых важных романов двадцатого века на кастильском языке озаглавлен именно «Дом духов». Престижный чилийский писатель Изабель Альенде была тем, кто в 1982 году опубликовал эту книгу, созданную в рамках магического реализма, который рассказывает нам историю четырех поколений семьи Труба.

Социальные классы, революции, политические идеи, личные конфликты, любовь, месть или необходимость соблюдать навязанные моральные нормы — вот некоторые из столпов, которые поддерживают эту историю, в которой вы узнаете, как идут персонажи сталкивается со всеми из них.

Дух также может быть синонимом характера, принципа, который движет духом или природной силой: «Команда проиграла, потому что у них не было духа», «Хуан Пабло обладает инновационным духом», «Требуется много духа, чтобы победить болезнь тип . «

МИРОВОЙ ДУХ

Смотреть что такое «МИРОВОЙ ДУХ» в других словарях:

  • МИРОВОЙ ДУХ — термин идеа листич. философии и теологии, употребляемый для обозначения якобы существующего объективно духа, к рый не только составляет сущность материального мира, но и творит его. Нередко понятия «М. д.» («абсолютная идея» ) и «мировой разум»… … Атеистический словарь

  • ДУХ — (греч. nous, pneuma; лат. spiritus, mens; нем. Geist; фр. esprit; англ. mind, spirit) 1. Высшая способность человека, позволяющая ему стать субъектом смысло полагания, личностного самоопределения, осмысленного преображения действительности;… … Философская энциклопедия

  • дух — а ( у); м. 1. Сознание, мышление, психические способности человека. В здоровом теле здоровый д. Материя и д. Свойства человеческого духа. // В материалистической философии и психологии: мышление, сознание как особое свойство высокоорганизованной… … Энциклопедический словарь

  • Дух времени: Следующий шаг — Zeitgeist: Moving Forward … Википедия

  • ДУХ СВЯТОЙ — (евр. rûãh ha qôdeš, арам. ruhâ dqûdsâ, греч.πνεϋμα άγιον, лат. spiritus sanctus), дух божий (евр. rûãh ĕlohim), Параклет или Параклит (греч.παράκλητος, «помощник», «утешитель», ср. церк. слав. «утешитель»), в представлениях иудаизма действующая… … Энциклопедия мифологии

  • Дух Святой — (евр. ruah haqqodes, арам. ruha qudsa греч. лат. Spiritus sanctus), Дух Божий (евр. ruah elohim), Параклет или Параклит (греч. шр&ккцхос,, «помощник», «утешитель», срв. церк. слав. оут кшитель), в представлениях иудаизма действующая сила… … Энциклопедия культурологии

  • Мировой общественный форум «Диалог цивилизаций» — Мировой общественный форум (МОФ) «Диалог цивилизаций» (анг. World Public Forum «Dialogue of Civilizations») международная неправительственная организация, которая объединяет в единое сетевое сообщество ученых, интеллектуалов, политиков,… … Википедия

  • Дух времени (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Zeitgeist. Дух Времени Zeitgeist … Википедия

  • ДУХ и ДУША — религиозно философские понятия, означающие невещественные начала, в отличие от материального Человек сравнительно легко познает материальную оболочку сотворенной природы, но у него нет легкого внешнего доступа к сущностям духа и души, что нередко … Современный философский словарь

  • АБСОЛЮТНЫЙ ДУХ — в философии Гегеля мировой разумов основе всех явлениях природы лежит абсолютное и духовное начало абсолютная идея, мировой разум или мировой дух. Это начало активно и деятельно, причем деятельность его состоит в мышлении, а точнее, в… … Тематический философский словарь

Мировой Дух — это…

— термин идеа-листич. философии и теологии, употребляемый для обозначения якобы существующего объективно духа, к-рый не только составляет сущность материального мира, но и творит его. Нередко понятия «М. д.» («абсолютная идея») и «мировой разум» употребляются в качестве идентичных, что в известных пределах оправдано. Однако, если в характеристике мирового разумаидеализм мистифицирует рациональные аспекты сознания и деятельности человека,/то в понятие «М. д.» он включает еще и эмоционально-волевые аспекты. Поэтому М. д. для него — это, как правило, единство познавательных, волевых и эмоциональных сил. Напр., согласно Гегелю, М. д. диалектически реализует себя в сфере чистой мысли (логика), в природе (инобытие М. д., идеи), в человеческом духе (история, социальные институты, индивидуальное и общественное сознание). В религии, искусстве и философии М. д. завершает круг своего движения. Хотя для Гегеля М. д. является богом, он остается на почве рационализма. В персонализме (Лосский и др.) М. д. — совершенная личность, некий мистич. деятель, выступающий посредником между сотворившим его богом и миром. Большинство религ. философов называют такого рода посредника мировой душой. В религии М- д. отождествляется с богом (евангельское «бог есть дух»). К. Маркс назвал понятие «М. д.» «метафизическим призраком» (т.3,с.45).

Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь — высшая божественная сила мироздания, одухотворяющая природный мира. Нередко мыслилась как Мировая Душа или же как Мировой разум и трактовалась пантеистически. Напр., у Я.Бёме проводится различие идеального прообраза нашей земной Природы в замысле Божием — Великой Тайны (…

8. Понятие «дух» в философии

Дух — совокупность и средоточие всех функций сознания, возникающих как отражение действительности, но сконцентрированных в единой индивидуальности, как орудие сознательной ориентации в действительности для воздействия на нее и в конце концов для ее переделывания. С точки зрения материализма, натурализма — дух возникает только как явление вторичное в сравнении с действительностью, воздействуя на нее и через общественную практику переделывая ее, без чего невозможна и ее история, либо с точки зрения идеализма, спиритуализма — предшествует действительности, порождая ее различными образами.

Первые представления о духе появились в первобытном обществе. Предметы и явления природы воспринимались человеком как живые и одушевленные силы — духи (или души), которые то ли прямо тождественны с вещами (фетишизм, от франц. fetiche — идол, талисман), то ли отделяются от них в той или иной мере (анимизм, от лат. animus — дух, душа; вера в духов, отдельных от вещей, населяющих мир). На этой стадии нет еще расчленения представлений о духе (душе) и теле.

С зарождением рабовладельческой формации погибает универсальное могущество мифологического мышления, поскольку человек, освободившийся теперь от родовых авторитетов, пытается действовать на собственный страх и риск и начинает отказываться от столь наивного переноса общественных отношений на весь мир. Для обозначения понятия духа греки пользовались терминами, выражающими постепенный отход от ранних представлений о всеобщей одухотворённости окружающих вещей и мира. Главным из этих терминов является нус, который буквально значит «ум» (у Платона и Аристотеля). Здесь сказалась характерная особенность греческой науки и философии: главным предметом для греческих мыслителей всегда оставался материальный, объективно существующий космос и присущие ему всегда наглядно данные закономерности. Нус (ум) тоже является перводвигателем космоса, адекватно мыслит сам себя, изливаясь своими энергиями в темную и бесформенную материю, сам будучи «формой форм» и «мышлением мышления» (т.е. самосознающим мышлением). Другим термином для выражения понятий дух был у греков логос, т.е. слово-смысл и слово-разум (слово и мысль одновременно). Стоики (Хрисипп) отождествляли логос (как и Гераклит) с огнем, трактовали его (как и Аристотель) энергийно, истекающим из космического нуса. Наконец, может быть наименее интеллектуалистическим термином для обозначения понятия духа был у греков термин «пневма» (у римлян spiritus), который, как и в русском языке, связан с функциями дыхания живого существа (дух — дыхание — воз-дух). В ранних натурфилософских школах эта пневма пока еще обозначает либо «воздух» (Анаксимен, Анаксимандр, Демокрит), либо «ветер» (Фалес, Эмпедокл), либо «дуновение» (Демокрит), или «дыхание» (Эмпедокл). Окончательную систематическую обработку это античное понятие духа получило у неоплатоников (Плотин), которые соединили вышеперечисленные понятия: нус, логос и пневму. Чем является нус — логос — пневма для всего космоса, стало свойственно также и каждой отдельной душе, т.е. дух везде является здесь тоже умом, активно созерцающим самого себя, но в то же время и активно действующим во вне, «чистым» и «беспримесным» мышлением, «самодовлеющим» и «божественным».

Полной противоположностью этой античной концепции духа является средневековое христианское учение о духе, который у средневековых философов так же объективен, чист от всего материального, полон творческих энергий и божествен, но который, кроме того, и в этом его специфика, является и личностью, личным абсолютом со своим определенным именем и со своей определенной, неповторимой судьбой в космосе, со своей т. н. священной историей. Теперь абсолютный личностный дух творит мир (из ничего) только однажды в вечности, и судьба этого мира неповторима. Дух («Дух святой») является животворящей функцией самого абсолюта, в отличие от его многих других таких же личностных функций. Средневековая христианская концепция духа есть монотеизм (единоначалие, единобожие, единодушие).

Новое время, начиная с эпохи Возрождения (с 14 века), богато разнообразными теориями духа. На первый план выходят здесь не античный космический дух, но и не средневековая надмировая личность (бог), а углубление в человеческое «Я», когда либо сам человеческий субъект, либо та или другая его способность начинала мыслиться как подлинно духовное начало. Индивидуализм, субъективизм и психологизм пускаются теперь в ход для конструкции самого понятия духа. Декартовское «мыслю — следовательно, существую» ярко свидетельствует о том, что человеческое мышление стало теперь рассматриваться как факт более достоверный и убедительный, чем объективное бытие.

У материалистов Нового времени трактовка духа — интеллектуалистическая. Так, Спиноза пользовался для понятия духа латинским термином mens (ум), что означает и дух, и душу, и ум. Для Спинозы дух равнозначен мышлению, дух есть качество, присущее человеку от природы (единое с материей). Возможности всякой вещи проявляются как природная «сила (мощь) » этой вещи и дух проявляет себя в познании ее (истины).

Кант уже открыто говорит, что дух есть только наша субъективная идея, могущая быть предметом веры, но никак не научной философии. Он везде есть для Канта только непознаваемая вещь в себе, действующая в человеке только в виде априорного (доопытного) принципа.

Философия духа у Гегеля наполняет дух идеей саморазвития, эволюции (дух — абсолютная идея, воплощающаяся в природе и истории). Дух у Гегеля диалектически (противоречиво) проходит стадии субъективного, индивидуального человеческого духа (антропология, феноменология и психология духа), объективного духа — духа народного, общественного (право, моральность, нравственность) и завершается абсолютным духом с его тремя воплощениями в искусстве, религии и философии.

В целом в истории развития понятия «духа» в философии нового времени и в современной философии можно выделить такие крайние точки зрения (исходящие из того, что первично в развитии природы и общества):

 материализм (вульгарный) (Фохт, Молешотт, Бюхнер), преувеличивавший чувственные ощущения, так что ничего не оставалось, кроме физической материи, из которой дух появлялся на манер какого-то физического же истечения или испарения;

В современной западной философии еще до сих пор не умирают ни материальные духи древности (теософия и спиритизм), ни личностный абсолют средневековья (у богословов христианской и др. религий, в неотомизме), ни кантовский субъективизм (в неокантианстве Г. Когена, Кассирера). С другой стороны, Гуссерль (феноменология) и неопозитивизм (Карнап, Рассел) вообще аннулировали проблему духа как философскую проблему и заменили ее той или иной совокупностью условных категорий («чувственных данных», сознанием), лишенных единой субстанции и реального существования, что явилось уже отрицанием вообще всего европейского философского учения о духе.

Марксистско-ленинская концепция духа, общественного сознания базируется на иных, диалектико-материалистических основах: материя первична, а дух, сознание, вторично. Дух есть свойственная человеку функция отражения материальной действительности, т.е. характерная особенность той ступени развития последней, на которой она приходит к самосознанию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *