Элементы сценического действия

Если бы актёры просто стояли или сидели на стульях на сцене, при этом рассказывая о предмете постановки – разве вы бы назвали это театром? Даже несмотря на то, что современное искусство приучило нас ко всякому – нет. Драматическое искусство – это действие, представление, активность образов, чувств, игра страстей. С течением времени менялся театр, но смысл, заложенный в самом слове древними греками, не изменился. Театр – это зрелище, а его основа – действие.

Сценическое действие – краеугольный камень и основа актерского и театрального искусства, который соединяет в себе все составляющие игры актера. В нём они объединяются в целостную систему мыслей, чувств, движений. В этой статье мы предлагаем вам небольшое разъяснение этого важного и объёмного понятия.

Природа сценического действия

Искусство как образное осмысление действительности существует в разных формах и видах. Отличительной чертой каждого, выдающей его специфику, является материал, который использует творец для создания художественных образов. Для музыканта это звук, для писателя – слово. Для актёра таким материалом является действие. В самом масштабном понимании, действие – это волевой акт, направленный на достижение определённой цели. Актёрское или сценическое действие – одно из основных выразительных средств, единый психофизический процесс достижения цели в борьбе с предлагаемыми обстоятельствами малого круга, выраженный каким-либо образом во времени и пространстве. Через него артист воплощает свой сценический образ, раскрывает цели, внутренний мир персонажа и идейный замысел произведения.

Говоря простыми словами, сценическое действие – это умение видеть, слышать, двигаться, думать и говорить в данных предлагаемых обстоятельствах для реализации образа. Таким определение кажется более понятным, но в то же время оно отсылает нас к выводу о сложности структуры составляющих частей. По сути, действие подразумевает их слаженную работу и является синтезом сценического движения, внимания, эмоциональной памяти, актёрской речи.

Исследователи системы Станиславского обращают внимание на то, что её суть как раз и выражается в сценическом действии. На нём педагог построил своё учение, ведь с действием связано всё. Его природа такова, что процесс творчества совершается на грани реальности и искусства. Это называют «феноменом маятника»: актёр качается от правды жизненного случая к условности театра. Он вынужден работать «на грани» – между правдой и художественным вымыслом, точностью и импровизацией, перевоплощением и стремлением к самовыражению, сходством и несхожестью в разных ролях. Это и есть суть театра.

Основами сценического действия являются субъективная правда актёра-образа и импровизация. По поводу первого К. С. Станиславский требовал от своих учеников не копировать образ героя, а «оправдывать» его. Каждый шаг, каждое чувство, каждый поступок. «Играешь злого – ищи, где он добрый», – только так можно достичь субъективной правды.

Второе требование, выдвигаемое к действию – импровизация. Каждый раз, возвращаясь к однажды сыгранной роли, артист должен находить в ней новое: не играть механически заученный образ, а приспособляться к его нуждам по-новому. К. С. Станиславский утвердил в театральном искусстве примат жизни человеческого действия с бесконечной сменой приспособлений, пристроек к живому партнеру.

Физическое и психическое действие

Выше мы говорили, что любое действие – акт психофизический. Разделять его на составляющие, физическое и психическое, некорректно, и делается это лишь с целью детализации понимания. Итак, физическое действие приводит к переменам в окружающем нас материальном мире. На его совершение расходуется физическая (мускульная) энергия. К этому виду действий относятся: физическая работа (копать, косить, пилить); спортивные занятия (грести, плавать, играть с мячом); бытовые операции (одеваться, накрывать на стол, заваривать чай); действия по отношению к другому человеку (обнимать, целовать, бороться). О важности физического действия в творчестве актера, упражнениях на развитие этого навыка, можно прочитать в статьях, посвящённых сценическому движению и чувству правды.

Психические действия характеризуются направленным влиянием на психику (чувства, сознание, волю) как другого человека, так и свою собственную. Уже с этого определения видно, что психические действия в профессии актёра – одна из главных категорий, ведь через неё реализуется роль. Они также разнообразны – просьба, шутка, укор, предупреждение, убеждение, признание, похвала, ссора – это лишь короткий список примеров.

Психические действия в зависимости от средств осуществления бывают словесными и мимическими. Они одинаково применяются в разных ситуациях. Например, человек вас разочаровал. Вы можете сделать ему выговор, а можете – посмотреть с укоризной и покачать головой, не произнося ни слова. Разница в том, что мимика более поэтична, но не всегда понятна со стороны, слово же – более выразительно.

Как было сказано выше, физическое действие невозможно без психического, ровно, как и наоборот. Для того чтобы утешить человека, выразить ему поддержку, нужно сначала подойти к нему, положить руку на плечо, обнять. Психическое действие в таком случае накладывает отпечаток на выполнение физического. Ведь никто не станет бежать, подпрыгивая, к человеку, чтоб утешить его в горе.

Но и физическое действие влияет на психическое. Представим такую ситуацию. Желая склонить человека к какому-то действию, вы хотите поговорить с ним наедине. Выбираете момент, заводите его в комнату, и, чтоб никто вам не помешал, хотите закрыть дверь на ключ. Но найти его ни в карманах, ни на журнальном столике рядом, не можете. Это приводит к раздражению, суетливости, накладывает отпечаток на разговор.

Из всего этого напрашивается простой вывод – хороший актёр должен одинаковое внимание уделять как физической, так и психической стороне предполагаемой роли и, соответственно, развивать необходимые навыки.

Органичное сценическое действие

Из самого определения видно, что действия актёра должны быть гармоничными, натуральными, правдоподобными, лишь в таком случае можно достичь органичности роли и представления. Чтоб быть достоверным, сценическое действие артиста должно обладать такими качествами как:

Индивидуальность. Личный характер и его неповторимость являются одним из тех качеств, которые придают сценическому действию достоверность. К. С. Станиславский писал: «Пусть актер не забывает, что нужно всегда жить от своего собственного существа, а не от роли, взяв у последней лишь ее предлагаемые обстоятельства».

Уникальность. Мы уже писали о необходимости импровизации, которая каждый спектакль делает неповторимой. Лучше всего это отражает требование К. С. Станиславского каждый раз играть «сегодня, здесь, сейчас».

Эмоциональность. Действие должно быть не только логичным и последовательным, что необходимо для чувства правды, но и принимать эмоциональную окраску, которая передаёт порыв и страсть, воздействуя на зрителя.

Многомерность. Как и в жизни, на сцене сосуществование различных поведенческих тенденций, их смена, даёт ощущение достоверности.

Как развить описанные способности? Ответы на эти вопросы имеются в предыдущих статьях блога. Вспомним основные положения.

Во-первых, актер должен всё время «находится на сцене». Не думать о зрителях, не замечать их, сосредотачиваясь на предлагаемых обстоятельствах постановки. Для этого нужно развивать сценическое внимание.

Во-вторых, начинающему артисту важно уметь управлять своим телом. Сценическое движение – важная составляющая актёрского мастерства. Оно не только делает игру выразительной, но и способствует достоверности всего действия.

В-третьих, актёр должен научиться жить повторными чувствами, вызывать в себе эти чувства, несмотря на условность декораций и всего произведения.

В-четвертых, действие как психофизический акт невозможно без овладения мастерством слова. Сценическая речь – необходимый и полезный навык.

Упражнения на развитие актёрских навыков ищите в тренинге на нашем сайте и тематических статьях блога.

Сценическое действие основное выразительное средство зрелищного искусства. Законы его организации

Режиссура как вид художественного творчества. Функции режиссуры. Режиссура (режиссер) – управляющий игрой актеров, назначающий что делать или ставить, раздающий роли. От ЛАТ. слова «управляю», ФРАН. – «дающий направление». Когда режиссер воплощает драматургию на сцене, он создает новый вид художественного творчества Это Искусство – отображение жизни через систему изобразительных, выразительных и иносказательных средств. вид художественного творчества, заключающийся в создании единого, гармонически целого художественного произведения с помощью творческой организации всех элементов сценического искусства. Режиссер объединяет в едином замысле творческие усилия исполнителей, художника, композитора и других участников постановки. Он является организатором всех работ, связанных с созданием сценического произведения. Режиссура как профессия прошла множество этапов своего становления. И только чуть более 100 лет назад она приобрела то назначение и те функции, которые характеризуют сегодня эту профессию. Организацией спектаклей занимались и актеры (Щепкин, Мочалов, Каратыгин), и драматурги (Островский, А.Толстой, Н. Гоголь). Сначала скоморохо, потом 17 век придворный театрАлексей федорович «Комедийная хоромина» спект 10 часов, актеры иностранцы. +школьный театр семен полоцкого- часть придворного церемониала. 1756 год директор сумароков, пом. Актеры Дмитриевский и Волков, реж админ Сер. 18 века классический театр- пышные декор., амплуа актеров, вывереные жесты твечал Шаховской, — что у нас до сих пор режиссера не было и нет. Я вот такого мнения об режиссере: режиссер, по-моему, должен быть человек образованный, с полными сценическими сведениями и глубоко изучивший вкус зрителей и те тайные пути, которыми он посредством театральных представлений, как необходимою потребностью народа, должен вести его к изощрению вкуса малый театр Щепкин принцип ансамбля 1830 императорский театр красивые декорации, но нет худ целостного образа спекта +суфлер его партитура много значила, без него никак, но это ужасно для зрителя С. В Владимиров об истоках и пред возн.режиссуры Режиссер – автор спектакля, как профессия зародилась в 20 веке. Драматург — режиссер — актер – зритель Немирович-Данченко сформировал функции (Режиссера): 1. ТОЛКОВАТЕЛЬ: • Освоение текста • Социальная среда – время. • Образование, опыт, мировоззрение режиссера • Возможности 2. РЕЖИССЕР – ЭТО ЗЕРКАЛО АКТЕРА. Режиссер должен настолько отразиться в актере, чтобы его не было видно. (Немирович) Процесс воплощения. 3. РЕЖИССЕР-ОРГАНИЗАТОР ВСЕГО ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА. Цель праздника – спонтанное общение. Режиссер должен создать зрелище. Режиссура – особый вид художественного творчества. Режиссер – носитель идеи, разбирает пьесу, находит в ней определенную идею, и готовит пьесу к постановке на сцене. Переводит пьесу в сценическое пространство, тем самым, создавая новое произведение искусства. Режиссер массовых праздников – работает не с пьесой, а со сценарием, и реализует свой сценарий не обязательно на сцене, а на площади, или под открытым небом. У работы Режиссера праздников, есть специфические отличия от режиссера в театре. 1. В основе ТП и П – сценарий. В театре — пьесса, где все изначально заложено драматургом (предполагаемые обстоятельства, герои, диалоги и т.д) 2. В сценарии, как правило, использованы документальные и художественные материалы, и его режиссер пишет самостоятельно. 3. В режиссуре праздников – репетиционный процесс занимает достаточное количество времени, режиссер на прямую, не работает с актером, он распеределяет куски и задачи и дает задания. 4. Праздник нельзя целиком прорепетировать! Мы не сможем предугадать, как будет себя вести зритель, но мы можем с планировать и настроить зрителя. Ленских смена амплуа, длительный репет. Процесс, понятие макет, жизненная правда Волков 1950 год

Система Станиславского. Три части системы.

(1863- 1938) Система Станиславского — условное наименование сценической теории, метода и артистической техники, это практическое учение об органических, природных законах творчества.

Принадлежит органической природе — как уховной, так и физической. Законы искусства основаны на законах природы».

Станиславским «решающее открытие»: «Органические, природные законы творчества подвластны сознательному освоению. Творческий процесс может и должен бытьуправляем».

К.С Станиславский вел свой экспериментальный поиск в течение всей сознательной творческой жизни. Его система прошла в своем разви- тии 😕 основных этапа. Как и всякая классификация, эта — тоже довольно усло вна, но в основе своей, думается, достаточно достоверна. Первый этап «Театр настроений». —Стремление определить: «Что я чувствую?» И постараться выявить, поймать и зафиксировать нужное чувство. Второй этап. «Театр нолевой». — Выявление: «Чего я хочу?» Определение целенаправленности «хотений», «волевых» посылов.

Третий этап. «Театр действия». — Основой поисков сталс выявле- ние «действия»: «Что я делаю?» Определение поступков, умение дейст- вовать словом. «Психофизическое» и «словесное» действие. В этот период и возникло 2 метода: 1. Метод физических действий. 2.Метод д анализа

3 части: сценическая теория, актерская техника и метод.

1. Сценическая теория. (Взгляды Станиславского, идейное содержание искусства, предназначение театра как соц.- культ. института, положение о драматургии)

• Этика актера (Правила поведения, взаимоотношения, отношения актеру к своему делу,)Ст. Дисциплина в театре должна быть солдатской. Т. К.от работы и поведения каждого зависит работа и настрой всех.Этика основа эстетики

• Учение о сверхзадаче и сквозном действии. (Всем движет мысль).

Учение Станиславского о творчестве актера.К.С.Станиславский выделял три направления в актерской игре. Это искусство переживания, искусство представления и сценическое ремесло.
Сам Станиславский был приверженцем искусства переживания. Оно связано прежде всего с внутренней стороной роли. Актер этого направления создает на сцене «жизнь человеческого духа». Процесс переживания для этих актеров является главным моментом творчества. Искусство переживания — это способность актера при каждом исполнении роли переживать чувства и мысли изображаемого персонажа, как свои собственные. Станиславский утверждал, что если актер на основе текста драматурга в предлагаемых пьесой обстоятельствах будет «логично, последовательно, по-человечески» мыслить и действовать на сцене, он неизбежно начнет жить чувствами своего героя. Актер этого направления стремиться создать внутреннюю жизнь изображаемого лица и на репетиции, и на каждом спектакле.

Работа актера над собой в творческом процессе переживания.

-воображение – задача актера превратить вымышленные пьесы в художественную сценическую быль. Вымысел воображения должен быть последователен и логичен.

-действие – активность – то на чем держится драматическое искусство актера. Действовать нужно обоснованно целесообразно, продуманно. Для того, что бы сцен.действие выглядело подлинно, нужно использовать прием магического «если бы».

-внимание – сосредоточение на объекте. Малый круг – все, что охватывает взгляд, средний – я-партнер, большой – зрительный зал и далее.

-приспособление – ухищрения, с помощью которых актер действует на сцене.

-освобождение от зажима – на сцене не должно быть необоснованных поз.

-чувство правды и веры – на сцене правдой называется то, чего нет в действительности, но могло бы быть.

-общение – важно, что бы во взгляде, глазах зритель видел и чувствовал переживания героя, содержание его души. Процесс общения между героями необходим, для того, чтобы зритель понимал все происходящее. Задача артиста – не терять сверхзадачу.

-предлагаемые обстоятельства (режиссер)

-предполагаемые обстоятельства (драматург)

Работа актера над собой в процессе воплощения.

Обаяние, речь, внешность, тренинг и муштра.

МЕТОД ФИЗ, ДЕЙСТВИЙ Станиславский выявил прием психотехники – «от жизни человеческого тела к жизни человеческого духа», то есть любое физическое действие при своем реальном

.Действуя по схеме физических действий и задач, познанных при анализе, создавая «жизнь человеческого тела», актер рефлекгорно, благодаря связи физического и психического, создает невольно и «жизнь человеческого духа», выявленную также в процессе действенного анализа. Это и было удивительным открытием К.С.Станиславского, которое позволяло творить по законам органического творчества самой природы-

1. Простейшее физическое действие порождает внутреннее волне- ние! (Удар кулаком вызывает чувство и ответное действие). 2. Физическое легко поддается тренировке, репетиции — повтору, что нельзя сказать о чувстве, эмоции, волевом посыле. 3. Надо идти от внешнего к внутреннему. 4. Строить физическую жизнь тела, исходя из особенностей собст- венного организма. 5. Актер должен жить простыми физическими действиями и задача- ми, а они порождают — духовные. Необходимо создавать партитуру физических действий. 6 В основе человеческого поведения лежит двигательная память, как наиболее древний вид памяти. 7 Однако, ни физическое, ни психологическое не бывает в кристаль- но чистом виде в природе. Они постоянно — в соединении, в единстве. Отсюда — название «психофизическое действие». 8. Но всегда, и течении всякого действия, следует искать его физиче- скую основу (например, — действие: «утешить»; надо добиться, чтобы партнер перестал «лить слезы», всхлипывать и, в конце концов — улыб- нулся бы!).

МЕТОДОМ ДЕЙСТВЕННОГО АНАЛИЗА:

1. Анализ действия — «Застольный период»:

— «разведка умом»» (изучения литературного, авторского материала).

— «роман жизни» (пересказ артистами литературного материала по линии действий своих персонажей, но «через себя», от своего имени, приближая тем самым материал к себе, себя — к материалу).

2. Анализ действиЕМ — «Этюдный метод» (практическое освоение «застольного периода»: работа на площадке, «на ногах»).

Сценическое действие основное выразительное средство зрелищного искусства. Законы его организации

Одним из основных открытий К.С.Станиславского в системе органи- ческого творчества актера является «закон действия».

1. Определение сценического действия. Действие — это единый психофизический процесс, направленный на достижение определенной цели, имеющий причину, протекающий в борьбе с предлагаемыми обстоятельствами, в условиях вымысла, осуще- ствляемый средствами воображения. Дейсгвие — не самоцель, а ю\юч для подманивания, выуживания орга- нического чувства. Ибо цель всякого искусства — воспроизведение подлинного человеческого чувства. 2. Качества действия. Всякое действие на сцене должно обладать следующими основными качествами: 1) целенаправленность. Для чего? Зачем? совершается. Наличие определенной цели; 2) непрерывность. Каждый элемент связан с предыдущим и последующим. Без разрывов;

3) последовательность. Элементы следуют один за другим, не опе- режая, не отставая; 4) логичность. Каждая часть процесса должна соответствовать дру- гим составляющим и не противоречить им; 5) продуктивность. Весь процесс со всеми его качествами должен стремиться к достижению поставленной цели. Ц

. 3. Процесс действия. 1) Ориентировка в пространстве и времени. 2) Выбор объекта. 3) Восприятие объекта. 4) Отношение к объекту. 5) Оценка. 6) Возникновение цели действия. 7) Выбор средств действия (приспособлений). 8) Принятие решения действовать. 9) Собственно действие. 10) Проверка результативности действия — изменения объекта. (Про- дуктивность действия. Продукт есть, если был процесс действия) Далее процесс повторяется, в зависимости от достижения цели и из- мнения объекта, и процесс действия движется дальше

2) Действие m сцене всегда происходит в условиях вымысла и правдопо- добия. СКхтоягельства на сцене вымышлены и предложены сознательно. Из жизненных обстоятельств необходимо перейти в область вымыс- ла. «Этот процесс происходит посредством введения и магического «если бы…» (Открытие и термин К.С.Станиславского). Для овладения этим процессом необходима постоянная тренировка органов чувств и всего психофизического аппарата творящего артиста. 6. Этапы овладения органическим процессом сценического действия. 1) Преодоление неблагоприятных условий публичности творчества. Необходим поис:к приемов, отвлекающих внимание актера от зрителя (рассматривание предметов, улавливание звуков и т. д.). Осуществляется процесс вовлечения актера в зону «публичного оди- ночества (по Станиславскому), или «публичного существования» (по Л.Ф.Макарьеву). Второе определение — «публичное существование» — мне ближе и, думается, оно точнее отражает то сложное «психофизическое» самочув- ствие, в котором акгер находится на сценической площадке в момент действия. 2) Существование в условиях первичного вымысла — импровизацион- ное действие, пробное (без повтора). 3) ВоспроизЕедение первичной логики поведения в условиях вы- мышленных обстоятельств (наличие повторности — процесс репетиций). Овладение вымыслом требует обязательной повторности, постоянной выработки новых условных рефлексов. Сцена заставляет заново учиться всему: ходить, слышать, видеть, го- ворить, общаться и т. д. Материалом этого процесса являются органические действия, кото- рые, соединяясь, создают поступки, а поступки образуют линию поведе- ния. Действие — поступок — линия поведения — вот этапы развития орга- югаеского действия на сцене. 7. Элементы действия. (Элементы школы актерского мастерства). Элементы «систем bD> Станиславского, «системы» органического творче- ства актера — эволюция понятия. Сюда входят: ]) Внимание. 2) Воображение. 3) Мышечная свобода. 4) 3;1жим. 5) Эмоциональная память. 6) Предлагаемые обстоятельства. 7) «Если бы…»

4. сценическое общение. Общение в условиях праздника.

Сценическое общение – взаимодействие. Его задача – повлиять. Через приспособления. Приспособление – внутреннее и внешнее ухищрение при общении, помогают воздействовать на объект. Один из важных приемов всякого общения. Приспособления дополняют слова. Приспособление – то, как я буду вести себя, какие краски использую при акте общения. Субъект à воздействие à Объект Общение: -с залом -с группой -с напарником -с предметом Общение есть — 1.Принятие информации 2.Анализ 3.Принятие решения 4.Поиск приспособлений (ухищрений, с помощью которых актеры примеряются друг к другу при общении) 5.Действие Общение: -физическое -словесное Необходимо держать линию общения, избегая отвлечений. 1.Самообщение – разговор с самим собой. Возмущение, втолкование какой-то трудноусвояемой мысли, высказывание мучащего чувства, зубрежка. Редко в жизни, часто на сцене. В этот момент Головной центр (сознание) + Нервный центр (подсознание) – ум общается с чувством. 2.Общение между действующими лицами должно происходить постоянно, даже при отсутствии слов. На уровне чувств, эмоций. Разговор глаз при молчании. 3.Общение с воображаемым объектом – объект не видит ни артист, ни зритель. Общение происходит всегда, для этого необязательно иметь партнера, это может быть воображаемый объект. Не представлять объект, а поставить его на место «если бы».

4.Общение с коллективным объектом – общение со зрительным залом. Косвенное общение с залом необходимо. При процессе общения между актерами зритель косвенно участвует в акте общения. Зритель отдает свои эмоции, смех, слезы, аплодисменты, волнение. Зритель воспринимает наши живые эмоции и возвращает обратно, как резонатор. 5.Разширенное общение – общение в народных сценах с коллективным героем. Коллективность расширяет темперамент каждого в отдельности и всех вместе. Общение должно быть направлено в зрительный зал, через партнера. Общение: Внешнее. Для этого вида общения необходимо задействовать все органы общения: глаза, лицо с мимикой, голос, речь, интонация, тело. Внутреннее. Более важный вид. Невидимое, душевное общение. Ощущение исходящего волевого тока. Лучеиспускание и лучевосприятие. Общение из души в душу без мышечного напряжения. Ряд логических, связанных между собой переживаний и чувствований вырастает до наибольшей силы общения – хватка. Хватка – большое активное внутреннее действие. При общении необходимо внимание. Необходимо увлечься тем, что происходит на сцене. Внимание + действие = крепкая связь с объектом. Внимание: внешнее (сосредоточение на объекте) внутреннее (сосредоточение на себе) Объекты внимания: Партнер, Я, Зритель Три круга внимания: -малый круг (публичное одиночество) -средний круг (объекты на сцене) -большой круг (зрительный зал)

5. Событие – действенный, конфликтный факт, меняющий линию развития действия/линию развития роли. Каждое событие имеет причину и начинается от того, что получилось в предыдущем событии. Действие развивается через событийный ряд, следовательно – создаются причинно-следственные связи, которые формируют цепь событий — а это путь к постановочному решению представления.

Виды:

1. Исходное событие — своеобразный эмоциональный «зачин» спектакля или представления, его камертон, оно начинается за пределами спектакля и заканчивается на глазах зрителя; оно фокусирует, отражает в себе исходное предлагаемое обстоятельство, зарождаясь в его недрах.

2. Основное событие — здесь начинается борьба по сквозному действию, вступает в силу ведущее предлагаемое обстоятельство пьесы.

3. Центральное событие — это в спектакле высший пик борьбы по сквозному действию.

4. В финальном событии — кончается борьба по сквозному действию, исчерпывается ведущее предлагаемое обстоятельство.

5. Главное событие — самое последнее событие спектакля, заключающее «зерно» сверхзадачи; в нем как бы «просветляется» идея произведения; здесь решается судьба исходного предлагаемого обстоятельства — мы узнаем, что стало с ним, изменилось ли оно или осталось прежним.

Изучая события, логику и последовательность поступков и действий персонажей, режиссер и актер начинают постепенно оценивать их, начинают осознавать мотивы поступков героев.

Всегда одни действующие лица стремятся к одному, другие — к другому. У одних одна цель, у других — другая. Вследствие этого происходят столкновения, происходит борьба.

Определить причины этих столкновений, понять цели и мотивы поведения тех и других персонажей пьесы — значит определить идею произведения.

Основная задача первоначального периода — понять основные события, понять, в чем действие и контрдействие, то есть определить на основе глубокого анализа драматургический конфликт.

Это, прежде всего — процесс. Непрерывный процесс взаимного воздействия. Друг на друга. И обя- зательно — для партнера. Процесс, обладающий всеми свойствами дейст- вия. Психофизический процесс передачи своих мыслей, действий, пере- живаний чувств, видений другому. Необходимо уметь их передавать. Тогда заразишь ими партнера. Не только передача своих качеств и умений, но и взаимное «ощупы- вание» друг друга. Внутренняя сцепка, схватка. Умение что-то взять от объекта общения. Смотреть и видеть, улав- ливать качества и свойства партнера. Непрерывно «цепляться» друг за друга: «Ты — Mire крючочек, я — те- бе — петельку; ты — мне — петельку, я — тебе — крючочек,» — как говорила О.О.Садовская — великая актриса Малого театра

«Сценическое действие-основа актерского мастерства» план-конспект занятия (6 класс) на тему

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Горнозаводска Невельского района Сахалинской области»

Конспект

открытого занятия в объединении «Школьный Театр»

» Сценическое действие – основа актерского мастерства»

Педагог дополнительного образования

Бакалец Ольга Васильевна

с. Горнозаводск, 2014г.

Конспект открытого занятия в объединении «Школьный Театр» по теме: » Сценическое действие – основа актерского мастерства».

Название детского объединения: объединение «Школьный Театр».

Дата, время и место проведения: 12.11.2014 г.

Номер и год обучения учебной группы: средняя группа, 2 год обучения.

Возраст учащихся: 11-12 лет.

Продолжительность: 30 минут

Ф.И.О. полностью: педагог дополнительного образования первой квалификационной категории Бакалец Ольга Васильевна.

Раздел программы: Актерское мастерство.

Тема учебного занятия: «Сценическое действие – основа актерского мастерства».

Цель занятия: Практическое освоение элементов сценического действия.

Задачи:

Обучающие задачи:

Обучение действенному поведению в предлагаемых обстоятельствах.

Обобщение понятия «Сценическое действие», «Предлагаемые обстоятельства», «Этюд».

Формирование навыка публичного выступления на сцене.

Развивающие задачи:

Развитие психических процессов: памяти, внимания, воображения.

Развитие максимальной органики поведения в условиях вымысла.

Развитие познавательно-поискового интереса, кругозора детей.

Развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике.

Воспитывающие задачи:

Воспитание доброжелательного отношения друг к другу, навыков коллективного творчества в процессе группового общения через совместные упражнения, этюды, сценические постановки.

Воспитание нравственного отношения к окружающему миру.

Мотивирование на дальнейшие занятия театральным творчеством.

Средства обучения:

Визуально — аудиальные: ноутбук, презентация, фонограмма для этюдов, миниатюры, реквизит, костюмы.

Методика и приемы обучения: проблемное обучение, творческое.

Методы обучения:

Словесный: беседа, тренинг, диалог.

Практический: тренинг, упражнения, этюды, работа над миниатюрой.

Наглядный: презентация, реквизит.

Метод усложнения заданий.

Приемы: обобщение и систематизация теоретических знаний через практическую работу: этюды, работу над миниатюрой.

Создание интереса к предлагаемой проблеме поиска ответа через комплекс упражнений, создание проблемных ситуаций.

Выявление знаний терминов театра детьми.

Прогнозируемые результаты:

Дети приобретают практический навык сценического поведения в предлагаемых обстоятельствах, умение органично действовать в условиях вымысла, навыки коллективного взаимодействия и сотрудничества.

План занятия:

I. Организационный момент.

Приветствие.

Настрой и мотивация обучающихся в объединении на восприятие и практическое освоение материала.

II. Основная часть.

  1. Сообщение темы и цели занятия.
  2. Актерский тренинг.
  3. Беседа по теме занятия.
  4. Практическая часть по освоению темы:

Творческие задания: этюд на действие в предлагаемых обстоятельствах.

Миниатюра «Школа дворников».

III. Подведение итогов занятия.

Рефлексия.

Ход занятия

I. Организационный момент:

Участники объединения входят в театральный зал и садятся в полукруг;

Приветствие педагога;

Позитивный визуальный контакт с каждым воспитанником.

II. Основная часть.

1. Объявление темы занятия.

Педагог: На предыдущих занятиях мы говорили с вами о том, что человек всегда действует. В действии в одно непрерывное целое объединяются мысль, чувство, воображение и физическое (телесное, внешнее) поведение актера. Сегодня мы продолжаем работу над практическим освоением элементов сценического действия через ряд творческих упражнений и заданий.

Тема нашего занятия: «Сценическое действие – основа актерского мастерства».

2. Актерский тренинг.

Педагог: Начинаем занятие с актерского тренинга. Прошу всех встать на сценической площадке в шахматном порядке. (Дети становятся в шахматном порядке).

Проводится актерский тренинг:

Упражнения: «На слуховое восприятие» (3 круга внимания), «Поймай хлопок», «Невидимая нить», «Большое зеркало», «Тень», «Суета», «Зеркало» (действие с воображаемыми предметами), «Перестроение» (на счет «5»), «Ходьба» (в различных предлагаемых обстоятельствах — по снегу, по горячему песку, по узкой дощечке, по лужам), «Взрыв».

Спасибо. Теперь занимаем места в просмотровом полукруге.

3. Беседа по теме занятия.

Педагог: Повторим основные понятия по теме нашего занятия.

— Что такое сценическое действие? (ответы детей)

— Назовите основные элементы действия (ответы детей).

«Действие – единый психофизический процесс, направленный на достижение цели в предлагаемых обстоятельствах»

  • Цель – Чего я хочу.

Цель должна быть конкретной, активной, направленной на кого – то.

  • Действие — что я делаю для достижения цели (Глагол)
  • Приспособление (способ) достижения цели – как я это действие осуществляю.

Итак, возникает цепочка: цель – я хочу, действие — глагол. Зачем — оправдываю своё действие предлагаемыми обстоятельствами. Что я должен сделать чтобы добиться цели, как я её буду добиваться: приёмы – приспособления.

— Какие предлагаемые обстоятельства вы знаете? (ответы детей).

  • Обстоятельства места
  • Обстоятельства времени
  • Личные обстоятельства
  • Ситуативные обстоятельства

— Что такое этюд? (ответы детей)

Этюд – событийный эпизод, который возникает, развивается, исчерпывается.

Событийный ряд: Исходное событие – конфликт – развязка.

Педагог: Молодцы. Теперь переходим к практической части нашего занятия.

4. Практическая часть по освоению темы.

Педагог: Предлагаю вам показать на сценической площадке свои творческие работы. Одна группа показывает, остальные — зрители. Помните главное правило: » Я действую в предлагаемых обстоятельствах». С какой целью я здесь нахожусь? Что я делаю? Как достигаю цели?

Сначала мы смотрим этюд на следующие предлагаемые обстоятельства:

Исходное событие — день рождения подруги. Вдруг — неожиданная находка. Выход из проблемной ситуации. (Показ этюда на площадке)

Обсуждение работы: Какое название можно дать этому этюду. Какие действия выполнялись на площадке? Какое первоначальное действие было. Что случилось. Как изменилось действие. Получилось ли выстроить логическую цепочку. Какие были трудности работы в предлагаемых обстоятельствах.

Спасибо участникам этюда. Вы хорошо справились с поставленной задачей. Теперь приглашаю всех на сцену для показа миниатюры «Школа дворников».

Показ миниатюры «Школа дворников» (с использованием фонограммы, костюмов, реквизита).

Спасибо. Прошу вас занять места в творческом полукруге.

III. Подведение итогов занятия.

Заключение. Рефлексия.

Педагог: Ребята, наше занятие подошло к концу.

  • Чему вы сегодня научились?
  • Что сегодня получилось?
  • Какие были трудности?
  • Что больше всего понравилось?
  • Довольны ли вы своей работой?

(Ответы детей, обсуждение занятия).

Сегодняшняя тема очень важная в освоении азов актерского искусства. Я считаю, что постоянный тренинг поведения в условиях предлагаемых обстоятельств через творческие задания, упражнения и этюды поможет вам органично вести себя в предлагаемых обстоятельствах роли в наших спектаклях.

Как говорил Константин Сергеевич Станиславский: «Сценическое творчество – это постановка больших задач и подлинное, продуктивное, целесообразное действие для их выполнения».

Ребята, спасибо за занятие. Вы хорошо справились с поставленной задачей. И заслужили аплодисменты. Давайте подарим друг другу аплодисменты. (Дети аплодируют друг другу).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *