Регулирование отношений собственности

Государственное регулирование отношений собственности

Собственность — форма отношений между людьми по поводу присвоения материальных благ, и в особенности присвоения средств, факторов производства.

Разные виды государственного управления собственностью отличаются друг от друга объектами собственности, которыми управляет государство в лице уполномоченных органов, наделённых правами владения, распоряжения, пользования указанными объектами и несущих ответственность за их сохранность.

Три класса объектов собственности в зоне государственного воздействия:

1) объекты государственной собственности, принадлежащие государству как собственнику на правах владения и распоряжения;

2) объекты общей, смешанной собственности, принадлежащие государству лишь частично в виде определённых долей собственности либо части совместной, не разделяемой на доли собственности;

3) объекты негосударственной (частной, корпоративной, индивидуальной) собственности, не принадлежащие государству на правах собственности, но подверженные государственному воздействию на других правах и началах.

По отношению к объектам первой группы государство обладает самыми широкими полномочиями управления, выступает как полновластный распорядитель. Государственный собственник способен продавать свои объекты, передавать их в пользование, использовать самостоятельно, доверять другим субъектам, применять в качестве залога, ликвидировать в случае ненадобности. Применительно к объектам второй группы государство обладает правами и вытекающими из них возможностями ограниченного распоряжения, частичного владения и использования имущественных объектов наряду с другими собственниками. Государственное воздействие на объекты негосударственной собственности носит косвенный характер и относится скорее к области регулирования их использования, чем непосредственного управления. Государство как законодатель вправе устанавливать правила и нормы купли, продажи, передачи, использования имущественных объектов любых форм собственности, обязательные для всех собственников. Кроме того, государство вправе регулировать, контролировать процессы управления собственностью, использования объектов собственности любыми их владельцами, распорядителями, пользователями, устанавливать налоги на собственность.

Государство в некоторых случаях вправе осуществлять трансформацию собственности (перевод из одного вида в другой):

1. Национализация — обращение в государствен­ную собственность имущества, находившегося в собственности граждан и (или) юридических лиц. Национализируемое имуще­ство может находиться в негосударственной собственности пол­ностью или частично, де-юре или де-факто, временно (например, на период санации стратегически важных предприятий с исполь­зованием средств государственного бюджета) либо без ограниче­ния срока.

2. Приватизация — процесс разгосударствления собственности на средства производства, имущество, жилье, землю, природные ресурсы. Приватизация осуществляется посредством продажи государственной и муниципальной собственности в руки коллективов и частных лиц с образованием на их основе корпоративной, акционерной и частной собственности.

3. Коммерциализация — смена статуса государственного предприятия, функционирующего на основе публичного права, на статус частного права при сохране­нии ограничений в области распоряжения имуществом и одновре­менном снятии ряда введенных государством искусственных ба­рьеров, предохраняющих предприятие от воздействия конкурент­ного рынка

§4. Правовое регулирование отношений собственности

Отношения собственности занимают ведущее место в системе отношений,регулируемых нормами гражданского права. Будучи урегулированными нормами гражданского права, они также принимают характер гражданских правоотношений. Вследствие этого участникиотношенийсобственности выступают как носители определенных субъективных гражданских прав и обязанностей.

Право собственности рассматривается в двух аспектах:

.— объективном — система норм регулирующих отношения с принадлежностью вещи одному лицу и отчуждаемость её от других лиц;

.—субъективном — принадлежащие собственнику правомочия по владению, пользованию и распоряжению вещью (имуществом).

Правоотношения собственности характеризуются рядом лишь имсвойственных особенностей.

Во-первых, для правоотношения собственности характерным является то, что носителем субъективных прав в нем выступает только собственник а на противостоящих ему в этом отношении лиц возлагается только обязанности. Иначе говоря, главное значение в правоотношении собственности придается правомочиям собственника, связанным с владением, пользованием и распоряжением принадлежащем ему имуществом, а не обязанностям противостоящих собственнику лиц, которые сводятся лишь к воздержанию от совершения каких-либо действий. Поэтому правоотношение собственности и определяется через право собственности как урегулированное законом общественное отношение по владению, пользованию и распоряжению имуществом(ст. 23 Закона Украины «О собственности»).

Во-вторых, в правоотношениях собственности собственнику как управомоченному лицу противостоит в качестве обязанного субъекта неодно лицо или несколько лиц, а неопределенное число обязанных лиц. Все окружающие собственника лица, находящиеся от него в пределах юридической досягаемости, должны считаться с принадлежащим ему правом собственности. В этом смысле правоотношения собственности являютсяабсолютнымиправоотношениями.

В-третьих, в правоотношениях собственности собственник имеет возможность воздействовать на принадлежащую ему вещь, не прибегая к активному содействию обязанных лиц, поскольку его право собствен ности опирается непосредственно на закон и существует независимо от права какого-либо другого лица на данную вещь. В этом смысле право отношения собственности считаются вещнымиправоотношениями.

В-четвертых, право собственности связано с поведением самого собственника, а не обязанных лиц. Поэтому поведение последних законом особо(в положительном плане) не регламентируется.

Наконец, в-пятых, право собственности представляет собой наиболее широкое из всех имущественных прав. Если другие имущественные права предоставляют лицу возможность использовать вещь в одном каком-нибудь отношении (арендатор имеет право владеть и пользоваться, хранитель — только владеть), то собственнику принадлежит и право владения, и право пользования, и право распоряжения имуществом. Эти правомочия составляют содержание права собственности.

Под владениемпонимается физическое господство над вещью, подпользованием —извлечение полезных свойств из веши, а подраспоряжением —возможность определения юридической судьбы вещи (продажа, дарение, залог и т.д.).

Конституцией Украины предусмотрено, что собственность в Украине выступает в следующих формах: право собственности украинского народа, право частной собственности, право государственной и коммунальной собственности.

Субъектом права собственности украинского народаявляются все граждане Украины. От имени украинского народа права собственника осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах, определенных Конституцией Украины

Объектами права собственности украинского народа являются земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и иные природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Украины, природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны. Каждый гражданин имеет право пользоваться природными объектами права собственности народа в соответствии с законом.

Субъектами права частной собственностипризнаются физические лица или созданные физическими лицами юридические лица. Объектами их собственности могут быть жилые дома, квартиры, предметы домашнего хозяйства, средства производства, денежные средства, акции, другие ценные бумаги, а также иное имущество потребительного и производственного назначения. Состав, количество и стоимость имущества, которое может быть в собственности граждан, не ограничивается, кроме случаев, предусмотренных законом (например, в отношении земельных участков).

Право коммунальной собственности — это право территориальной общины владеть, экономно и эффективно пользоваться и распоряжаться по своему усмотрению и в своих интересах принадлежащим ей имуществом как непосредственно, так и через органы местного самоуправления.

Объектами права коммунальной собственности являются движимое и недвижимое имущество, доходы местных бюджетов, земля, природные ресурсы, предприятия, организации и учреждения, в том числе банки, страховые общества, а также пенсионные фонды, жилищный фонд, учреждения культуры, образования, спорта и иное имущество, определенное законодательством как объекты права коммунальной собственности.

Субъектом права государственной собственностипризнается государство. Объектами этой формы собственности является имущество, необходимое для осуществления государством социальной, хозяйственной, иной деятельности и для обеспечения его безопасности (имущество, обеспечивающее деятельность Верховной Рады Украины и образуемых ею государственных органов; имущество Вооруженных Сил, органов государственной безопасности, пограничных и внутренних войск; оборонные объекты; системы транспорта общего пользования; имущество государственных предприятий, организаций и учреждений и т.д.).

Государственные органы, уполномоченные управлять государственным имуществом, решают вопросы создания государственных предприятий и определения целей их деятельности, реорганизации и ликвидации, осуществляют контроль за эффективностью использования и сохранностью вверенного им имущества, а также осуществляют иные, предоставленные им правомочия.

Государственные предприятия и учреждения, за которыми закрепляется государственное имущество, субъектами права собственности на это имущество не являются. Государственные предприятия на это имущество имеют лишь право полного хозяйственного ведения, государственные учреждения и казенные предприятия — право оперативного управления (ст.ст. 37 и 39 Закона «О собственности»).

Государство обеспечивает защиту прав всех субъектов права собственности и хозяйствования, при этом все субъекты права собственности равны перед законом. Защита права собственности, учитывая его основополагающее значение во всей системе общественных отношений, осуществляется нормами различных отрас лей права: конституционного, административного, финансового, земельного, трудового, уголовного и гражданского. Вместе с тем гражданское законодательство предусматривает специфические способы зашиты права собственности, основанные на сущности этого права как абсолютного и вещного права. К ним относятся, прежде всего, иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения (виндикационный иск) и иск об устранении препятствий, мешающих собственнику осуществлять свое право собственности на имущество (негаторный иск).

Виндикационный иск —это требование невладеющего собственника к владеющему несобственнику о восстановлении права владения над вещью (ст. 50 Закона Украины «О собственности»). Истцом по данному иску является собственник, от которого имущество неправомерно выбыло, а ответчиком — лицо, владеющее его имуществом без достаточных на то оснований. Истребованной может быть только та вещь, которая ранее находилась у собственника. В случае гибели этой вещи, находившейся в незаконном владении у лица, к этому лицу предъявляется уже другой иск — иск из причинения вреда.

При решении вопроса о возврате вещи невладеющему собственнику следует также учитывать, является ли незаконный владелец этой вещи добросовестным или недобросовестным ее приобретателем, а также приобретена им эта вещь возмездно или безвозмездно. Если имущество приобретено возмездно у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не должен был знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя лишь в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было пере дано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли. От недобросовестного приобретателя в этих случаях имущество истребуется собственником без каких-либо ограничений. В случаях приобретения как добросовестным, так и недобросовестным незаконным владельцем имущества безвозмездно, собственник вправе истребовать свое имущество также без каких-либо ограничений (ст. 145 ГК).

Негаторный искнаправлен не на изъятие вещи, а на совершение определенных действий по освобождению вещей от препятствий, мешающих собственнику в полной мере использовать их свойства (ст. 48 Закона «О собственности»). Истцом по данному иску является владеющий собственник, а ответчиком лицо, которое своим противоправным поведением мешает собственнику осуществлять пользование вещью (например, если в результате складирования строительных материалов перекрыт выезд из гаража и невозможно использовать автомобиль по назначению). С помощью этого иска может быть защищено право собственности и в случаях, когда на имущество собственника незаконно наложен арест.

Следует особо отметить то обстоятельство, что и на государственную (публичную) власть возлагается обязанность бережного отношения к праву собственности субъектов гражданских правоотношений.

Так, в случае принятия Верховной Радой Украины законодательного акта, прекращающего право собственности, государство возмещает собственнику причиненные убытки (ст. 48 Закона «О собственности»). Всем государственным органам запрещено вмешиваться в осуществление собственником его правомочий по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом или устанавливать не предусмотренные законом какие-либо ограничения. Более того, если орган государственного управления издает не соответствующий за кону акт, нарушающий права собственника, то такой акт признается недействительным по иску собственника (ст. 57 Закона «О собственности»). В соответствии со ст. 41 Конституции Украины принуди тельное отчуждение объектов права частной собственности может быть применено только как исключение по мотивам общественной необходимости на основании и в порядке, установленных законом, и при условии предварительного и полного возмещения их стоимости. Принудительное отчуждение таких объектов с последующим полным возмещением их стоимости допускается только в условиях военного или чрезвычайного положения.

Однако и собственник, осуществляя свои права, обязан не причинять вреда окружающей среде, не нарушать права и охраняемые Юконом интересы граждан, юридических лиц и государства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *