Врачебный контроль за юными спортсменами

Врачебный контроль за юными спортсменами

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА

Институт заочного и дистанционного обучения

Контрольная работа на тему:

Врачебный контроль за юными спортсменами

Введение

1. Формы врачебного контроля

2. Содержание врачебного контроля за юными спортсменами

2.1 Диспансерное обследование и медицинские осмотры, медицинское обеспечение соревнований

2.2 Врачебно-педагогические наблюдения

2.3 Санитарно-гигиенический контроль

2.4 Средства восстановления

Заключение

Список литературы

Введение

В нашей стране впервые в мире врачебные наблюдения стали обязательным для всех физкультурников и спортсменов. Система медицинского обеспечения лиц, занимающихся физической культурой и спортом, называется врачебным контролем в физическом воспитании.

Как научная дисциплина врачебный контроль представляет собой самостоятельную отрасль медицинской науки, изучающую состояние здоровья, физическое развитие и функциональные возможности лиц, систематически занимающихся физическими упражнениями и спортом.

Врачебный контроль является важным звеном в научном обосновании теории и практики Российской (Советской) системы физического воспитания. Вместе с комплексом других научных дисциплин: физиологией, биохимией и гигиеной физических упражнений, спортивной травматологией — врачебный контроль составляет спортивную медицину.

Основная цель врачебного контроля в физическом воспитании — содействие эффективному использованию средств и методов физического воспитания для укрепления здоровья, повышения физического развития и физической подготовленности трудящихся нашей страны.

Принципиальное положение врачебного контроля заключается в том, что к спортивной тренировке допускаются только абсолютно здоровые дети.

1. Формы врачебного контроля

Основная форма врачебного контроля — врачебное обследование. Проводятся первичные, повторные и дополнительные обследования. Другими формами врачебного контроля являются: врачебно-педагогические наблюдения во время занятий физическими упражнениями, санитарно-гигиенический контроль за местами и условиями проведения занятий по физической культуре и спорту, предупреждение спортивного травматизма и заболеваемости; медицинское обслуживание массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий: медицинское обслуживание оздоровительно-спортивных лагерей; санитарно-просветительская работа и пропаганда физической культуры и спорта.

Врачебные обследования могут проводиться в лабораторных условиях и в условиях спортивной деятельности.

Комплексное врачебное обследование в лабораторных условиях включает в себя следующие методы: общепринятый комплекс методов — анализ общий и спортивный, определение физического развития, физикальное обследование систем и органов, комбинированная функциональная проба, клинические анализы крови и мочи, электрокардиография, рентгеноскопия грудной клетки, дополнительный комплекс инструментальных методов.

В условиях спортивной деятельности тренером применяются следующие методы: определение воздействия тренировочного занятия (используются показатели частоты пульса, частоты дыхания, кровяного давления, динамометрии, спирометрии, веса тела и дополнительные инструментальные методы); испытания с повторными нагрузками (используются показатели пульса и частоты дыхания, определение кровяного давления, регистрация внешних признаков утомления, учет показателей работоспособности, учет субъективных ощущений и дополнительные инструментальные методы).

Основной принцип врачебного контроля — комплексность исследования спортсмена в сочетании с индивидуальным подходом. Выражением этого принципа являются медицинский контроль, педагогический контроль и самоконтроль.

Ознакомление занимающихся с элементами самоконтроля, обучение их ему, консультации по вопросам спорта входят в обязанности спортивного врача.

Юные спортсмены обязательно должны научиться проводить самоконтроль, следить за изменениями своего организма, понимать до известной степени его сигналы, т. е. уметь самостоятельно наблюдать за состоянием своего здоровья во время занятий спортом.

Содержание самоконтроля может быть различным. Так, для начинающих и спортсменов младших разрядов это обычно выражается в наблюдении за самочувствием, работоспособностью, пульсом и весом. Спортсмены старших разрядов дополнительно отмечают в дневнике самоконтроля еще выполнение основных моментов режима дня (продолжительность и глубина сна, колебания аппетита, общая нагрузка), кратко фиксируют характер занятий и достигнутые результаты. Весьма желательно регулярно записывать показатели жизненной емкости легких, ручной и становой динамометрии, степень потоотделения на занятиях и соревнованиях, желание заниматься спортом и некоторые другие показатели. У ведущих спортсменов обычно имеется разработанная тренером и врачом схема самонаблюдения. Важно, чтобы все показатели отмечались регулярно в специальной тетради самоконтроля, которую один-два раза в месяц просматривают тренер и врач с целью внесения корректив в тренировочный процесс.

2. Содержание врачебного контроля за юными спортсменами

Стресс:

Стрессовое воздействие физических нагрузок на юного спортсмена, если специализация начинается в юном возрасте без достаточной разносторонней подготовки, ведет к снижению иммунитета, задержке роста и развития, к частым заболеваниям и травмам.

Ранняя специализация девочек, особенно в гимнастике, прыжках в воду, акробатике и других видах спорта влияет на половую функцию. У них, как правило, позднее начинается менструация, иногда она сопряжена с нарушениями (аменорея и др.).

Прием фармакологических препаратов в таких случаях пагубно действует на здоровье и детородную функцию.

Врачебный контроль (ВК) при занятиях физкультурой и спортом предусматривает:

— диспансерное обследование — 2 — 4 раза в год;

— дополнительные медицинские осмотры с включением тестирования физической работоспособности перед участием в соревнованиях и после перенесенной болезни или травмы, по направлению тренера;

— врачебно-педагогические наблюдения с применением и дополнительных повторных нагрузок;

— санитарно-гигиенический контроль за местами тренировок, соревнований, инвентарем, одеждой, обувью и др.;

— контроль за средствами восстановления;

— строгое выполнение тренером рекомендаций врача по объему, интенсивности, режиму и методике тренировок, срокам допуска к тренировкам (особенно к соревнованиям) после перенесенных травм и инфекционных заболеваний.

2.1 Диспансерное обследование и медицинские осмотры, медицинское обеспечение соревнований

В настоящее время вся работа по организации, планированию и руководству врачебным контролем осуществляется органами здравоохранения. Ими также проводится подготовка врачей — специалистов по физической культуре в системе институтов усовершенствования врачей и кафедр по врачебной физкультуре медицинских университетов (институтов). Общий контроль за постановкой медицинского обслуживания занимающихся физической культурой и спортом возложен на Комитет по физической культуре и спорту при СМ России (раньше при СМ СССР), который в этой работе опирается на Научно-методический Совет и Федерацию спортивной медицины. В областных центрах и крупных городах действуют физкультурно-врачебные диспансеры, которые непосредственно осуществляют врачебный контроль за ведущими спортсменами, обеспечивают медицинское обслуживание крупнейших соревнований, контролируют санитарное состояние спортивных сооружений, контролируют ведение врачебного контроля на предприятиях, в учебных заведениях, спортивных организациях. Врачебный контроль возложен на врачей городских и сельских лечебно-профилактических учреждений. В высших учебных заведениях, школах высшего спортивного мастерства, на крупных спортивных сооружениях и тренировочных центрах созданы кабинеты врачебного контроля.

При врачебном обследовании детей большое внимание уделяется анамнезу. Во время расспроса следует выяснить о перенесенных ребенком заболеваниях и травмах, так как последствия некоторых из них могут отрицательно сказаться на функциональных возможностях. Важны анамнестические данные о наследственных заболеваниях, особенностях телосложения и двигательных возможностях родителей, так как эти сведения могут иметь значение при спортивном отборе. Следует также выяснить материально-бытовые условия жизни ребенка, соблюдает ли он режим дня, как питается. Заслуживают внимания данные о том, совмещает ли ребенок занятия в общеобразовательной школе с занятиями спортом, балетом, музыкой, иностранным языком и т. д. У подростков необходимо выяснить вредные привычки (курение).

Спортивный анамнез позволяет уточнить представление о функциональном состоянии детей. При расспросе следует узнать, с какого возраста ребенок занимается физическими упражнениями, самостоятельно или под руководством тренера, какова успеваемость по физической культуре, участвовал ли в спортивных соревнованиях, имеет ли спортивный разряд.

У детей школьного возраста, занимающихся в ДЮСШ, необходимо выяснить, с какого возраста начались регулярные спортивные тренировки, в каких видах спорта, каким видом спорта занимается в настоящее время, какова динамика спортивных результатов в избранном виде спорта. При расспросе следует узнать о характере, объеме и интенсивности тренировочных нагрузок, количестве и масштабе соревнований, учебно-тренировочных сборов. Детям школьного возраста, особенно в период полового созревания, свойственны повышенная возбудимость и неустойчивость нервных процессов. Поэтому при исследовании ЦНС и нервно-мышечного аппарата детей школьного возраста следует учитывать высокую лабильность нервной системы, в том числе и центров, которые регулируют деятельность опорно-двигательного аппарата, кардиореспираторной и других вегетативных систем. Эти особенности следует принимать во внимание при оценке результатов исследования черепно-мозговых нервов, вегетативной нервной системы, функции анализаторов (зрение, слух).

Врачебное обследование спортсменов, имеющих I разряд или выше, осуществляется непосредственно врачебно-физкультурным диспансером, где заводится карточка диспансерного наблюдения (форма 227 а) за указанным спортсменом.

Врачами врачебно-физкультурного диспансера проводится углубленное обследование состояния тренированности спортсмена. И на основании этого обследования делается медицинское заключение, даются рекомендации тренеру по планированию и проведению тренировочного процесса. Под термином тренированности имеется в виду комплексное понятие, включающее в себя здоровье, функциональное состояние, уровень физической, технической, и тактической, и волевой подготовленности спортсменов. Тренированность определяет уровень работоспособности спортсмена, его готовность к достижению максимального результата в конкретном виде спорта.

При повторных медицинских обследованиях в медицинском заключении указывается, какие сдвиги произошли в здоровье и состоянии тренированности со времени предыдущего обследования, какие изменения нужно сделать в режиме и методике занятий, какие лечебно профилактические мероприятия провести.

Преподаватели физического воспитания и тренеры должны строить свою работу с учетом медицинского заключения, оно является обязательным также и для судей спортивных соревнований.

2.2 Врачебно-педагогические наблюдения

Физическая (спортивная) подготовка детей и подростков имеет следующие задачи: оздоровительную, воспитательную и физического совершенствования. Средства и методы их решения должны соответствовать возрастным особенностям организма школьника.

Спортивная специализация — это планомерная разносторонняя физическая подготовка детей и подростков к достижению высоких спортивных результатов в избранном ими виде спорта в наиболее благоприятном для этого возрасте. Тренеру (преподавателю физкультуры) следует помнить, что возраст, позволяющий допускать школьника к высшим тренировочным нагрузкам, зависит от вида спорта. Институт возрастной физиологии РФ рекомендует начинать занятия тем или иным видом спорта в следующем возрасте:

— акробатика — с 8 — 10 лет;

— баскетбол, волейбол — 10 — 13;

— бокс — 12 — 15;

— борьба — 10 — 13;

— водное поло — 10 — 13;

— гребля академическая — 10 — 12;

— легкая атлетика — 11 — 13;

— лыжный спорт — 9 — 12;

— плавание — 7 — 10;

— тяжелая атлетика — 13 — 14;

— фигурное катание — 7 — 9;

— футбол, хоккей — 10 — 12;

— гимнастика спортивная — 8 — 10 лет (мальчики), 7 — 9 лет (девочки).

Ориентация только на паспортный возраст современных детей и подростков в связи с задачами спорта высших достижений в настоящее время уже недостаточна. Важным условием эффективности врачебного контроля за физическим воспитанием и особенно спортивным совершенствованием современных детей и подростков является определение их биологического возраста. Недооценка тренером возрастных и индивидуальных морфо-функциональных особенностей юных спортсменов нередко является причиной прекращения роста спортивных результатов, возникновения предпатологических и патологических состояний, а иногда приводит и к инвалидизации.

Наблюдающийся в настоящее время феномен акселерации сопровождается не только увеличением размеров и массы тела, ускорением темпов морфологического и функционального созревания детей, но и увеличением количества случаев несоответствия между паспортным и биологическим возрастом. Подобные особенности роста и развития современных детей, подростков и юношей привели к тому, что среди сверстников можно выделить индивидуумов с различными вариантам развития:

а) обычное,

б) гармоничная акселерация или ретардация,

в) негармоничная акселерация или ретардация.

Вариант развития, при котором ребенок опережает или отстает от сверстников на 1-2 года по всем морфофункциональным показателям, определяется соответственно как гармоничная акселерация или ретардация. Случаи опережения или отставания от сверстников по одному или нескольким морфо-функциональным показателям относятся к негармоничной акселерации или ретардации.

Наиболее резко внутригрупповые различия в индивидуальных темпах роста и развития (в биологическом возрасте) выражены в период полового созревания. У гармонично акселерированных подростков показатели, характеризующие физическое развитие, уровень проявления силы, быстроты и выносливости, функцию кровообращения и внешнего дыхания, существенно отличаются от аналогичных у взрослых. В то же время у негармонично акселерированных подростков чаще, чем у их сверстников, встречаются случаи повышенного АД, нарушения сердечного ритма, гипоэволютивные варианты развития сердца. У гармонично ретардированных подростков морфофункциональные показатели соответствуют нормативам для более младших возрастных групп. Адаптивные реакции кардиореспираторной системы у юных спортсменов с различными вариантами индивидуального развития имеют ряд специфических особенностей. При выполнении стандартных физических нагрузок у негармонично акселерированных юных спортсменов обычно наблюдаются более выраженный рост частоты сердечных сокращений и дыхательных движений, большее снижение уровня насыщения крови кислородом, большее число атипичных реакций АД, а также затяжной восстановительный период.

При выполнении физических упражнений, требующих максимальных усилий, негармонично акселерированные юные спортсмены нередко показывают высокие результаты, которые, однако, сочетаются у них с большими сдвигами ЧСС, частоты дыхательных движений, уровня насыщения крови кислородом. Восстановление указанных показателей кардиореспираторной системы у данной категории подростков более продолжительное, что свидетельствует о менее совершенной адаптации организма к физическим нагрузкам.

Функциональная устойчивость к недостатку кислорода, судя по результатам выполнения гипоксемических проб (задержка дыхания на вдохе, дыхание в замкнутое пространство), также зависит от индивидуальных особенностей роста и развития юных спортсменов. У негармонично акселерированных юных спортсменов гипоксемия развивается более стремительно, предельный уровень снижения содержания кислорода в крови ниже, а ликвидация гипоксемических сдвигов происходит с большими компенсаторными изменениями функции внешнего дыхания.

Таким образом, у негармонично акселерированных юных спортсменов преобладают черты функциональной лабильности кардиореспираторной системы, менее эффективных адаптивных реакций на физические нагрузки и кратковременную гипоксию.

Индивидуальные особенности роста и развития детей и подростков необходимо учитывать и при спортивном отборе, так как успехи в спорте зависят от комплекса морфофункциональных показателей. Значимость отдельных компонентов этого комплекса неравноценна для различных видов спорта. Поэтому при отборе предъявляются специфичные для конкретного вида спорта требования, определяющие ведущие морфофункциональные показатели, а также уровень их развития у детей и подростков. Диагностика биологического возраста, отражающего индивидуальный уровень морфофункциональной зрелости детей и подростков, имеет существенное значение при оценке состояния здоровья, функциональных возможностей и отборе юных спортсменов. Учет биологического возраста позволяет не только определять морфофункциональную зрелость юного спортсмена в момент обследования, но и прогнозировать возможные тенденции его развития, сопоставляя полученные данные с дефинитивными характеристиками физического развития и функционального состояния представителей определенных видов спорта.

Таким образом, диагностика биологического возраста имеет существенное значение для повышения эффективности управления тренировочным процессом юных спортсменов.

Также важным участком работы школьных медицинских работников является врачебно-педагогический контроль за занимающимися, который должен охватывать все формы физического воспитания в школе: уроки физкультуры, занятия в спортивных секциях, самостоятельные игры на большой перемене и т.д. И главное — определение влияния занятий физкультурой на организм школьника.

2.3 Санитарно-гигиенический контроль

Важным направлением врачебно-педагогических наблюдений является проверка выполнения санитарно-гигиенических правил в отношении условий и мест проведения занятий физкультурой (температура, влажность, освещение, покрытие, готовность спортивного инвентаря и т.п.), соответствия одежды и обуви, достаточности страховки (при выполнении упражнений на спортивных снарядах), профилактика травматизма на уроках физкультуры, зависящая от качества страховки, разминки, подгонки инвентаря, одежды, обуви и т.п.;

Нередко можно слышать мнение, что спорту вообще присущи «легкие формы» травм, что на занятиях и соревнованиях будто бы невозможно обойтись без небольшого числа повреждений. Такое мнение, ошибочное по существу, дезориентирует преподавателей и врачей, не создает у них определенной профилактической направленности в работе. Между тем ведущие травматологи считают, что свыше 90% причин спортивного травматизма являются легкоустранимыми и ликвидация их зависит от тренера и врача, от знания ими своего дела.

Причины травматизма разнообразны. Обычно условно выделяют группы внешних и внутренних причин. Группа причин внешнего порядка включает в себя погрешности в состоянии мест занятий, оборудования и инвентаря, а также недостатки в методике и организации занятий и соревнований (плохо оборудованная площадка, неровности ее, скользкий пол, тесная или слишком свободная обувь участников, плохое освещение и пр.).

В группу внутренних причин входят: недостаточная физическая подготовка спортсмена; длительный перерыв в занятиях, ведущий к «растренировке»; значительное утомление спортсменов на занятии, ведущее к расстройству координации, ритма движений, а также понижению внимания; недостаточная готовность определенных мышечных групп и всего организма к выполнению упражнений, в основном это неправильная разминка или ее отсутствие. Как исключение повреждения наблюдаются вследствие несерьезного отношения отдельных занимающихся к тренировочной работе, неуместных шуток, грубости и пр.

Громадное значение в предупреждении травматизма имеет правильная организация учебно-тренировочных занятий. Многие наблюдения показали, что из общего числа зарегистрированных случаев спортивных повреждений более 2/3 связаны с погрешностями в организации занятий. Если же учебно-тренировочные занятия организованы правильно, в соответствии с требованиями педагогики и гигиены, то резко снижается сама возможность травм у занимающихся.

2.4 Средства восстановления

Многочисленными исследованиями и практикой установлено, что устойчивый рост спортивно-технических достижений, поддержание достигнутой спортивной формы и предупреждение переутомления возможны только на основе правильно построенного общего режима. Гигиенически правильный режим оказывает благотворное влияние на здоровье и физическое развитие подростков. Не подлежит сомнению и то, что даже идеально организованные учебно-тренировочные занятия не дадут желаемых результатов без соответствующей организации режима дня спортсменов, рационального питания и привития им гигиенических навыков. Ниже освещаются некоторые особенности режима школьников-спортсменов по сравнению с их сверстниками, не занимающимися регулярно спортом.

Ночной сон у юных спортсменов должен быть в среднем на 1 час продолжительнее, чем это рекомендовано гигиеническими нормативами для школьников, и составляет для учащихся 13-14 лет 10-10,5 часа, для учащихся 15-16 лет — 9,5-10 часов; юношам и девушкам 17-18 лет рекомендуется спать не менее 9 часов. Правильно поступают юные спортсмены, которые выкраивают ежедневно 1 -1,5 часа на дневной сон за счет некоторого сокращения продолжительности ночного. Надо рекомендовать такой же режим остальным учащимся, особенно перед соревновательном периоде с его повышенными требованиями к организму.

Дневной сон, как показали исследования, хорошо способствует восстановлению функционального состояния организма после физических нагрузок. Полноценное в качественном и количественном отношении питание очень важно для растущего организма.

Оно вдвойне необходимо юным спортсменам, чтобы покрывать, кроме всего прочего, затраты на физическую деятельность. Вместе с тем научно доказано, что правильное питание содействует повышению работоспособности организма.

Характер и режим питания юных спортсменов в общих чертах не должен отличаться от гигиенических рекомендаций, разработанных по отношению к школьникам, как-то: качественная полноценность пищи, витаминизация и достаточное количество минеральных солей, оптимальное соотношение белков, жиров, углеводов (1:1:4), четырех разовое питание в определенные часы с известным разделением обще суточной калорийности пайка, разнообразие блюд с учетом вкусов детей и пр.

И все же питание юных спортсменов имеет некоторые особенности, врач и тренер во время бесед с хоккеистами должны в доступной форме коснуться и этого вопроса. Так, суточная калорийность пищи у юных спортсменов составляет примерно 3600-4500 больших калорий. Суточный рацион для учащихся 15-18 лет включает белков 150-160 г (из них не менее 90 г животного происхождения), жиров 140-150 г и углеводов 650- 700 г. Потребление витаминов, особенно групп В и С увеличивается в 4-5 раз против обычных норм. Рекомендуется ежедневно принимать витамина B1 — 8- 10 мг, С -250-300 мг, А -3 мг.

Существенным является построение водно-солевого режима. Известно, что в период занятий и соревнований юные спортсмены могут терять в весе за день до 1,5 кг. Такая значительная потеря веса происходит преимущественно за счет изменений водно-солевого обмена, потери жидкости. Обычно на следующий день организм восполняет потери. Поэтому целесообразно рекомендовать учащимся пить нарзан, боржоми, разнообразные компоты, которые одновременно обеспечивают организм и минеральными солями. Не рекомендуется только пить сразу в больших количествах и после соревнований (не ранее 30-40 мин. после их окончания).

Суточный рацион по объему должен быть небольшим, чтобы не перегружать пищеварительный аппарат. Это касается прежде всего спортсменов старших разрядов в период соревнований и тренировочных сборов. В связи с этим пища должна состоять из высококалорийных продуктов (мясо, рыба, печень, мозги, сливочное и растительное масло, яйца, сыр, молоко, сметана, творог, шоколад, мед, сахар и др.). Хороши также овсяная, гречневая и рисовая каши, и совершенно необходимы овощи и фрукты. В зимне-весенний период следует дополнительно принимать препараты витаминов.

Юным спортсменам категорически запрещается применение каких-либо фармакологических веществ, искусственно возбуждающих организм, типа так называемых допингов. Преподаватели, тренеры и спортсмены должны знать, какие фармакологические вещества классифицируются как допинг, принципы антидопингового контроля, технику его проведения и соответствующие юридические нормативы.

Допинги, действуя возбуждающе на центральную нервную и сердечно-сосудистую системы, активизируют физическую и психическую деятельность организма. Среди этих лекарств много отличных, просто спасительных для больного организма средств, но нередко допинг наносит огромный, иногда непоправимый вред здоровью спортсмена и может даже стать причиной внезапной смерти.

Нельзя принимать их без консультации с врачом, лишь по совету тренера или знакомых. Самолечение в спорте опасно. Самостоятельное применение лечебных средств и методов без рекомендации и контроля врача приводит к осложнению заболевания, а иногда — к инвалидности и гибели человека, поскольку в таких случаях их используют без учета возраста, пола, функционального состояния почек, печени, желез внутренней секреции, желудочно-кишечного тракта, перенесенных ранее болезней и многих других факторов. Один и тот же препарат в определенной дозе в одних случаях дает положительный результат, в других — малоэффективен или даже вреден.

Наблюдения показывают, что самостоятельный прием стимуляторов, которые в обычных дозах помогают больным, у спортсменов нередко вызывает судороги и более серьезные осложнения, ведущие даже к летальному исходу, так как у спортсмена повышена активность психоэмоциональной сферы, многих желез внутренней секреции и т.д.

Крайне опасно самостоятельное применение лекарственных препаратов юными спортсменами, у которых особенно чувствительны нервная и эндокринная системы.

Не последнее место отводится приобретению юными спортсменами гигиенических навыков и использованию оздоровительно-закаливающих мероприятий (комплекс водных процедур, облучение кварцем в зимнее время и пр.). Особое внимание обращается на обучение правильному уходу за кожей. После занятий и соревнований каждому участнику должна быть предоставлена возможность принять теплый душ. Один раз в неделю необходимо мыться в бане горячей водой с мылом и мочалкой (париться учащимся младших и средних групп не рекомендуется).

Каждый спортсмен должен всегда иметь при себе запасные майку и трусы, нельзя пользоваться чужой мокрой от пота спортивной формой. Следует тщательно ухаживать за ногами, поскольку возможны опрелости из-за ношения спортивной обуви и коньков. Не реже 4-5 раз в неделю надо мыть ноги прохладной водой и менять каждый раз перед тренировкой носки. Все это вместе взятое играет большую роль в предупреждении гнойничковых заболеваний кожи у юных спортсменов.

Кроме того, врач (медсестра), учитель физкультуры, тренер перед допуском к занятиям должны тестировать школьников, перенесших те или иные заболевания.

Тестирующей нагрузкой может быть степ-тест, подъем на гимнастическую скамейку в течение 30 секунд с подсчетом пульса до и после восхождения.

Учитель физкультуры и тренер должны знать сроки допуска к занятиям физкультурой после перенесенных заболеваний.

Заключение

В заключение следует подчеркнуть, что вся работа с юными спортсменами должна строиться с таким расчетом, чтобы обеспечить непрерывное развитие физических качеств подростков и юношей, при которых наивысший уровень спортивных достижений приходился бы на период зрелости, когда отмечается наибольший расцвет функциональных возможностей организма. контроль медицинский спортсмен

Под таким углом зрения следует решать все основные вопросы методики и организации занятий юных спортсменов.

Список литературы

1. Спортивная медицина: Учебник для ин-тов физ. культ. / под ред. В.Л.Карпмана. М: Физкультура и спорт, 1980 г.

2. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л. Б. Кофмана.. — М.: Физкультура и спорт, 1998 г.

3. Максименко А.М. Теория и методика физической культуры / Учебник. М: Физкультура и спорт, 2006 г.

Размещено на Allbest.ru

ОСОБЕННОСТИ ВРАЧЕБНОГО КОНТРОЛЯ ЗА ЮНЫМИ СПОРТСМЕНАМИ

Врачебный контроль за юными спортсменами пре­дусматривает:

1. Углубленное медицинское обследование.

2. Этапные медицинские обследования.

3. Текущие медицинские осмотры после перенесенных травм и заболеваний.

4. Медицинские обследования перед соревнованиями.

5. Врачебно-педагогические наблюдения в процессе тренировочных занятий.

6. Своевременное лечение острых и хронических травм и заболеваний.

7. Контроль за полноценным питанием.

8. Санитарно-гигиенический контроль за режимом дня, местами тренировок и соревнований, одеждой и обувью.

9. Использование методов и средств восстановительной терапии на всех этапах подготовки.

10. Контроль за выполнением спортсменами рекоменда­
ций врача по состоянию здоровья, режима тренировок и
отдыха.

В работе с юными легкоатлетами постоянно надо помнить об анатомо-функциональных и индивидуальных особенностях ребенка. Принципиальным положением вра­чебного контроля за юными спортсменами является допуск к тренировкам и соревнованиям абсолютно здоровых детей.

Врачебно-педагогические наблюдения проводятся в про­цессе тренировочных занятий с целью оценки влияния тренировочной нагрузки на организм юного легкоатлета, адекватности ее функциональным возможностям спорт­смена, способности восстановления.

Кроме вышеописанных функциональных исследований имеют значение простые методы наблюдения за спортсме­ном, выявление признаков переутомления и перенапряжения. Выражаются они в значительном покраснении кожи, большой потливости, нарушении координации движений, сильном учащении дыхания, ухудшении внимания, снижении показателей динамометрии, снижении результатов пробы с задержкой дыхания, резком учащении пульса при ортостати-ческой пробе, снижении зубцов на ЭКГ, изменениях в анализах крови и мочи. Появление вышеописанных призна­ков в разной степени указывает на неадекватность нагрузок.

В настоящее время в практике врачебно-педагогических наблюдений за юными спортсменами широко пользуются клинико-биохимическими методами. Достаточно точно характеризует направленность тренировки и ее интенсив­ность содержание молочной кислоты в крови (лактат). Аэробная зона нагрузок соответствует лактату до 36 мг%, смешанная зона — 37—80 мг% (4—8 ммоль/л), анаэробная зона — свыше 80 мг% (более 8 ммоль/л). Условная граница порога (ПАНО) — 36 мг% (4 ммоль/л).

Определение лактата в крови можно заменить исследова­ниями рН крови (постоянство внутренней среды организма), показателем которого является кислотно-щелочное равно­весие (КЩР). Сдвиг КЩР в сторону кислой (ацидоз) или щелочной (алкалоз) реакции может служить объективным критерием уровня специальной работоспособности спорт­смена. В состоянии покоя рН крови равно 7,35—7,40. При выбросе в кровь продуктов обмена рН уменьшается (ацидоз/. Для хорошего состояния тренированности характерна более быстрая ликвидация ацидоза. Для характе­ристики проявления общего механизма адаптации можно использовать изменения рН крови в период восстановле­ния. Через 10 мин после субмаксимальной нагрузки на велоэргометре рН равна: при отличной адаптации к мыше­чной работе — 7,32; хорошей — 7,25—7,29; удовлетвори­тельной — 7,2—7,25; неудовлетворительной — 7,10—7,0.

Мочевина крови характеризует показатель переносимо­сти спортсменом нагрузок, выполненных накануне. Нор­мальным утренним показателем мочевины крови на фоне адекватных тренировочных нагрузок являются параметры

от 3,5 до 7 ммоль/л. Показатели, превышающие 8 ммоль/л, указывают на чрезмерность нагрузок.

Травматизм и его профилактика.Травматизм опорно-двигательного аппарата, как лимитирующей системы, у юных легкоатлетов довольно высок. При классификации травм учитывается тяжесть повреждения (легкие, средние и тяжелые травмы), локализация и нарушение целостности кожного покрова (открытые и закрытые травмы). У юных легкоатлетов преобладают повреждения нижних конечно­стей — легкие травмы (75,6%, по данным 3. С. Мироновой) и закрытые (до 66%). Для легкоатлетов характерно преиму­щественно поражение суставов, особенно коленного и голе­ностопного, связочного и мышечно-сухожильного аппаратов (табл. 34), Число костных повреждений, вывихов суставов незначительно.

Основными причинами различных травм у юных легкоатлетов являются неадекватная нагрузка на плохо подготовленные к работе мышцы, недостаточное развитие физических качеств спортсмена, плохая разминка, непра­вильная методика, нарушение дидактических принципов обучения, недооценка восстановительных мероприятий, отсутствие или плохая страховка и другие. Кроме этого, причинами травм могут служить неполноценное матери­ально-техническое обеспечение, плохая подготовка мест тренировок и соревнований, некачественный спортивный

инвентарь, неблагоприятные метеорологические условия, нарушение врачебных требований.

К травмам опорно-двигательного аппарата относятся: ушибы, разрывы мышц, сухожилий, повреждения связочно-сумочного аппарата, растяжения (табл. 35).

Лечение острых травм проводит врач с дальнейшими рекомендациями по режиму тренировок.

Основная нагрузка опорно-двигательного аппарата у легкоатлетов приходится на стопу. В связи с этим лимитирующим фактором в таких видах, как спринт, метания и прыжки, является функциональное состояние стопы. Относительная слабость стопы, проявляющаяся при больших тренировочных нагрузках, может предрасполагать к возникновению микротравм и дистрофических изменений.

Среди профилактических мероприятий травм у юных легкоатлетов можно выделить три направления:

1. Рационализация тренировочных нагрузок.

2. Повышение функциональных возможностей слабых звеньев опорно-двигательного аппарата при помощи специ­альных физических упражнений.

3. Активизация восстановительных процессов.
Самоконтроль юного легкоатлета.Юного легкоатлета

надо сразу же научить сознательно относиться к занятиям спортом. Самоконтроль — это систематическое наблюде­ние за состоянием своего здоровья, физического развития, переносимостью физических нагрузок. Данные самокон­троля делятся на субъективные (самочувствие, настроение, желание тренироваться, сон, аппетит и др.) и объективные (частота пульса, вес, рост, сила мышц, частота дыхания, спортивные результаты). Юный спортсмен должен вести дневник, куда ежедневно заносятся эти показатели. Само­контроль оказывает помощь не только спортсмену, но и тренеру в регуляции тренировочных нагрузок. Юного спортсмена необходимо научить определять пульс, который можно измерять либо в области сердца, либо на крупных сосудах шеи. Девочкам надо знать календарные сроки наступления у них менструаций. Дневник спортсмена систематически должен проверяться врачом и тренером.

Дата добавления: 2015-06-10; просмотров: 2249;

Особенности врачебного контроля за юными спортсменами

Регулярные занятия физическими упражнениями особенно важны в процессе роста и формирования организма. Именно в детском и подростковом возрасте закладываются основы здоровья и физического развития человека, а приобретенные в этом периоде нарушения в здоровье оказываются наиболее стойкими, существенно влияя на будущую жизнь и работоспособность человека. Тем более что здоровье детей и подростков — это прямое отражение здоровья населения в целом, о состоянии которого уже шла речь выше (тема 2). Напомним, что среди новорожденных уменьшилось число здоровых, увеличилась число детей с наследственными физическими и умственными дефектами, что сказывается на будущем здоровье и развитии ребенка. Каждый 3-4-й школьник и студент имеют различные хронические заболевания (чаще всего очаги хронической инфекции в полости рта и глотки, повышение артериального давления, заболевания сердечно-сосудистой системы, зрения, органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата). Даже в ДЮСШ, куда, казалось бы, должны были поступать здоровые дети, примерно в 20-25% случаев обнаруживаются изменения, в том числе почти у половины юных спортсменов снижение иммунитета, часты острые заболевания. Значительная часть детей не соответствует возрастным нормам физического развития и физической подготовленности, дети отстают в своем умственном развитии, обнаруживают различные невротические реакции, что обусловливает трудности в общении, неадекватное поведение, беспризорность, нарушения правопорядка, рост алкоголизма, курения, наркомании. И не случайно рост наркомании в последние годы произошел в основном среди молодежи. Значительная часть дошкольников в 6 лет еще не готова к школе. Существенные недочеты в здоровье детей подтверждаются недавно опубликованными материалами Всероссийской диспансеризации 31 млн школьников. Весьма велик процент отсева призывников в связи с нарушениями здоровья и низкой физической подготовленностью, особенностями психики.

Улучшению здоровья и физического развития детей, привитию им навыков здорового образа жизни и нормального поведения в обществе во многом могут помочь занятия спортом.

Современная спортивная наука располагает достаточными данными о существенном преимуществе физкультурников и особенно спортсменов (поскольку даже при полном выполнении школьной программы по физическому воспитанию потребность ребенка в двигательной деятельности удовлетворяется только на 35-40%) перед их не занимающимися спортом сверстниками. Это касается не только здоровья и физического развития, но и внешнего вида, образа жизни, умения держаться в обществе, нравственных устоев.

При регулярных занятиях физическими упражнениями импульсация с работающих мышц увеличивается, что активирует обмен, деятельность ферментативных систем и течение окислительно-восстановительных процессов в организме, повышает устойчивость клетки, улучшает усвояемость липидов и препятствует их отложению в стенках сосудов — все это увеличивает защитные силы организма, его способность активно противостоять различным неблагоприятным факторам.

При ограничении движений эти влияния уменьшаются, что ведет к снижению подвижности нервных процессов, угнетению обмена, деятельности желез внутренней секреции и ферментных систем, ухудшению кровоснабжения жизненно важных органов, что делает юного человека более уязвимым к различным заболеваниям, затрудняет приспособление к повышенным требованиям, увеличивает опасность перегрузки и несчастных случаев.

В детском и подростковом возрасте физические упражнения особенно важны для обеспечения гармоничного развития человека. Они повышают устойчивость нервных процессов, активируют пластический и генетический аппарат клетки, укрепляют костный скелет и способствуют пропорциональному развитию скелета и мускулатуры, стимулируют рост, формируют правильную осанку, предупреждают деформации стопы и позвоночника, улучшают кровоснабжение мозга и сердца, способствуют пропорциональному развитию двигательного аппарата. А между тем процесс формирования организма нередко сопровождается диспропорцией между быстрым ростом и зрелостью внутренних органов. Регулярная физическая тренировка способствует преодолению трудностей, связанных с половым созреванием, предотвращает или смягчает возможную при этом психологическую неустойчивость и нервные срывы. Хотя интерес детей и подростков к спорту достаточно велик, большая часть их спортом не занимается. Правительство в последнее годы стало уделять больше внимания привлечению молодежи к занятиям спортом и созданию для этого необходимых условий, в том числе увеличено число уроков физкультуры в школе.

Подготовка юных спортсменов должна сочетать решение оздоровительных, воспитательных и спортивных задач. Для обеспечения достаточного эффекта тренировки детей и подростков следует учитывать следующие особенности их организма:

— возрастные особенности юного организма, динамику возрастного развития;

— динамику развития основных физических качеств;

— особенности периода полового созревания;

— индивидуальные особенности тренирующихся.

На этой основе должны строиться отбор, тренировка, режим и врачебно-педагогический контроль. При этом следует учесть, что хотя тренированный юный организм очень пластичен и способен выдерживать значительные нагрузки, но грубое вмешательство в законы природы может привести к весьма неблагоприятным последствиям, затормозить, а порой и сделать вообще невозможным дальнейшее спортивное совершенствование.

Периоды возрастного развития

Организм ребенка и подростка находится в непрерывном развитии. Морфофункциональные показатели совершенствуются, формируется кровообращение, симпатическая регуляция постепенно уравновешивается, улучшается адаптация к нагрузкам.

Наибольшие темпы роста и развития характерны для детей среднего школьного возраста (13-14 лет): годичный прирост длины тела в это время обычно составляет 7-8 см у мальчиков и 5-7 см у девочек, массы тела — соответственно 5-7 и 3-6 кг. Продолжается окостенение скелета. В это время может деформироваться позвоночник, нарушиться осанка. Интенсивно увеличивается сила мышц. Формируется сердце, увеличиваются гемодинамические и дыхательные показатели, но рост сердца еще нередко отстает от роста скелета.

Активно развивается двигательная функция, сравнительно легко и быстро образуются двигательные навыки, но возможности кровообращения, при их сравнительно быстром росте, еще неустойчивы. К 12-14 годам формируется центральная нервная система, пространственные и временные отношения, способность к сложным действиям, но все еще несколько отстает тормозной процесс. Повышается экономизация процессов, растет масса сердца, минутный объем циркуляции крови все больше соответствует периферическому сопротивлению, что облегчает работу органов кровообращения и дыхания. Увеличивается адаптация к физическим нагрузкам, ускоряются восстановительные процессы.

Вместе с тем этот этап роста подростка совпадает с активным половым созреванием, в связи с чем организм испытывает дополнительные, и нередко значительные, трудности (см. ниже).

В 15-18 лет продолжается совершенствование организма, и он по всем параметрам постепенно приближается к взрослому. Но еще в 17 лет в отдельных случаях отчетливо отстает. Наибольший прирост работоспособности наблюдается в 15-16 лет у мальчиков, а в 16-18 лет у девочек. Реакция на нагрузку становится при этом более экономичной с более быстрым восстановлением.

Отставание роста сердца от роста скелета, несколько более низкие величины основных морфофункциональных и других показателей в ряде случаев наблюдаются еще в 17 лет. Девочки до 10-11 лет опережают в темпах развития мальчиков, далее на протяжении 3-4 лет вперед выходят мальчики. А затем девочки вновь формируются быстрее. Наибольший прирост показателей физического развития наблюдается у них в 15-16 лет, у мальчиков полное формирование организма происходит к 19-22 годам (а некоторые показатели и позже), девочки формируются несколько быстрее.

Формирование организма у спортсменов происходит быстрее, чем у нетренированных, с более высокими показателями и меньшим числом отклонений. По всем параметрам физического развития и подготовленности юные спортсмены имеют существенные преимущества перед занимающимися только по школьной программе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *