Конституционные основы политической системы РФ

Содержание

Взаимодействие конституции США и ее политической системы

Процесс взаимосвязи и взаимодействия конституции и политической системы — это весьма сложный, двусторонний процесс, предполагающий не только прямое, но и обратное воздействие данных институтов друг на друга. Оказывая активное влияние на политическую систему страны, конституция сама, в свою очередь, подвергается со стороны последней обратному воздействию. Чтобы убедиться в этом, достаточно напомнить, что политическая система (через государственные рычаги и непосредственно) оказывает огромное влияние на процесс выработки и принятия конституции, на процесс реализации заложенных в ней государственно-правовых велений и ее адаптации к изменяющейся среде, наконец, на осуществление контроля и обеспечение гарантий соблюдения конституционных положений.

Конституция, как известно, отражает и закрепляет не только существующий экономический, но и социальный, духовный, политический строй того или иного общества. В силу уже одного этого она должна рассматриваться соответственно не только в «чисто» правовом или материальном, но и во всех других, отражающих различные стороны жизни общества, аспектах, в особенности в политико-идеологическом аспекте. Справедливыми являются замечания отечественных ученых, занимающихся проблемами государственного права США и других стран о том, что конституция неизменно выступает в виде политико-юридического и политико-идеологического акта Мишин А.А. Государственное право США. М., 1976. С. 10-35.

Политический, а вместе с тем и идеологический характер Конституции США находит свое конкретное выражение в том, что с помощью норм, содержащихся в этом основополагающем правовом документе, а также в актах, изданных на его основе и в его развитие, опосредствуется, в конечном счете, вся сеть политических институтов, политических связей и отношений, существующих между ними, система политико-правовых ценностей, включающих в себя значительное число принципов, лозунгов, правил, максим, заклинаний, заповедей и т.д.

Исходя из сложившейся в отечественной и зарубежной юридической литературе классификации существующих конституций на писанные и неписанные, гибкие и жесткие, формально-юридические и «живые», конституцию США предпочтительнее рассматривать в последнем плане.

Такой подход обусловлен тем, что подразделение конституций современных государств по иным признакам, кроме степени их соответствия реальной действительности, отличается большей мерой условности и неопределенности.

Подразделение существующих конституций на формально-юридические и «живые» дает возможность, отталкиваясь от основного текста и поправок к конституции, исследовать в то же время все те явления и составные части политической системы общества, которые возникли и существуют в реальной действительности если не вопреки, то, во всяком случае, помимо главных положений, зафиксированных в Основном законе. Данное замечание относится, в первую очередь, к Конституции Соединенных Штатов Америки, где реальная политическая система во многом создавалась, а ее структурные подразделения институционализировались помимо текста Основного закона страны.

В подтверждение сказанного можно сослаться на процесс образования политических партий, различных объединений бизнеса (Комитет экономического развития, Национальная ассоциация промышленников, Ассоциация американских банкиров и др.), системы комитетов Конгресса, исполнительного аппарата при президенте и ряда других государственных и общественно-политических институтов, о которых нет даже упоминаний в тексте ныне действующей Конституции.

Понятие реальной или «живой» конституции признается и достаточно широко используется не только в отечественной и зарубежной юридической и политологической литературе. Красноречивыми в этом отношении являются высказывания западных авторов относительно того, что в настоящее время только «не в меру прямолинейный, юридический ум может свести понятие и содержание Конституции США лишь к одному единственному документу — ее письменному тексту», что конституционное право — это не только выражение того, что записано в конституции ее создателями, но и продукт процесса непрерывного изменения социально-политических ценностей и результат их повседневной «конституционной интерпретации». Конституция Соединенных Штатов Америки, заключают западные политологи и социологи, находится в состоянии постоянного изменения и приспособления к действительности, «во многих отношениях она заново пишется каждым новым поколением».

Разумеется, данное представление о динамике, а, следовательно, и о характере Конституции США не следует абсолютизировать, ибо наряду с ним в специальной литературе существуют и противоположные мнения, стремящиеся свести конституцию и закрепленные в ней принципы к чисто юридической трактовке. Кроме того, судебная практика, особенно на уровне отдельных штатов, не всегда идет по пути безоговорочного признания факта существования «живой» конституции, отражающей процесс непрерывного изменения и развития политической системы общества, не всегда рассматривает «соответствующие концепции и политическую практику как составную часть конституции».

Однако, несмотря на это, все более прочные позиции среди американских юристов и политологов завоевывает точка зрения, согласно которой «слова, составившие еще в 1787 г. текст старейшей в мире конституции — Конституции США, плюс выражения, определившие содержание 26 поправок к ней, соотносятся со словами и содержанием конституции сегодняшних дней лишь метафорически … Основные рамки и ограничения в отношении системы государственного управления, предусмотренные в тексте Конституции США, ныне сохраняют свою силу только в области теории. Что же касается практики и фактов современной американской общественно-политической жизни, то они совсем иные. В силу этого, хотя слова, составляющие текст Конституции США, по-прежнему остаются одними и теми же, но содержание их весьма существенно изменилось».

Среди других исходных посылок, касающихся механизма взаимодействия Конституции США с политической системой, следует выделить положение о том, что не все разделы Основного закона имеют одинаковое отношение к политической системе общества. Одни из них имеют прямые, непосредственные связи с политической системой и ее составными элементами, другие — косвенные, опосредствованные.

Прямые связи проявляются, например, в ст. I (разд.1) конституции, провозглашающей, что «все установленные здесь полномочия законодательной власти принадлежат Конгрессу Соединенных Штатов, который состоит из Сената и Палаты представителей»; в ст. II (разд.1), устанавливающей, что «исполнительная власть осуществляется Президентом Соединенных Штатов Америки»; в ст. III (разд.1) Конституции, закрепляющей, что «судебная власть Соединенных Штатов осуществляется Верховным Судом и теми низшими судами, которые будут время от времени учреждаться Конгрессом».

Что же касается других статей и поправок к Конституции США, то их взаимоотношения с политической системой общества и ее отдельными структурными элементами носят косвенный характер. Взаимосвязь и взаимодействие конституционной системы с политической в данном случае выступает не прямо, а через посредство экономической, социальной, духовной, правовой и других систем, в той или иной мере закрепляемых с помощью норм, содержащихся в конституции.

В качестве примеров можно сослаться на такие статьи и разделы Конституции США, имеющие лишь опосредствованное отношение к политической системе общества, как ст. I (разд.7), гласящая, что «все билли по сборам поступлений дохода, исходят от Палаты представителей, но Сенат может предлагать поправки к ним и участвовать в их обсуждении, как и по другим биллям»; ст. IV (разд.1), устанавливающая, что «в каждом штате должны пользоваться уважением и полным доверием публичные акты, официальные документы и судебные решения всякого другого штата»; ст. VI, провозглашающая, что «настоящая Конституция и законы Соединенных Штатов, изданные в ее исполнение, равно как и все договоры, которые заключены или будут заключены Соединенными Штатами, являются высшими законами страны, и судьи каждого штата обязаны к их исполнению, хотя бы в Конституции и законах отдельных штатов встречались противоречащие постановления»; XVI поправка к Конституции, закрепляющая, что «Конгресс имеет право устанавливать и взимать налоги с доходов, из какого бы источника они ни происходили, вне зависимости от их распределения между отдельными штатами и безотносительно к каким-либо переписям или исчислениям населения» и др.

Разумеется, подразделение взаимосвязей, существующих между Конституцией и политической системой США, на прямые и косвенные, носит условный характер. Помимо статей Конституции, имеющих прямое или косвенное отношение к политической системе США, существуют такие ее составные части, которые практически не поддаются классификации.

В числе таковых можно назвать, например, III поправку к Конституции США, устанавливающую, что «в мирное время ни один солдат не должен помещаться на постой в какой-либо дом без согласия его владельца; во время же войны это допускается только в порядке, установленном законом»; VIII поправку, декларирующую, что «не должны требоваться непомерно большие залоги, взыскиваться чрезмерные штрафы, налагаться жестокие и необычные наказания»; и др.

Современная политическая система Российской Федерации.

Конституция — правовая основа политической системы России

Правовой основой политической системы демократического государства является Конституция, которая определяет политическое устройство, характер взаимоотношений общества и органов государственной власти, права и свободы человека, порядок и принципы образования органов власти.

Россия рассматривает себя как часть мирового сообщества, в котором все его члены добровольно берут на себя обязательство закрепить в праве, в первую очередь в конституциях, эти принципы и их последовательно реализовать. Причем речь идет не о любых принципах, а только о тех, которые официально признаны Россией.

В преамбуле Конституции называются шесть основополагающих целей, реализация которых является главной задачей государства:

  • · утверждение прав и свобод человека,
  • · утверждение гражданского мира и согласия в Российской Федерации,
  • · сохранение исторически сложившегося государственного единства,
  • · возрождение суверенной государственности России,
  • · утверждение незыблемости демократических основ Российского государства,
  • · обеспечение благополучия и процветания России.

Политическая система Российской Федерации определена Конституцией, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

Согласно части первой статьи первой Конституции Российской Федерации 1993 года: Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Согласно ст. 7 Конституции Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В ст. 14 Россия обозначена как светское государство, то есть никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Статьей 13 Конституции установлено, что в России признаются политическое многообразие, многопартийность.

Статья 10 Конституции устанавливает, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Тем самым конституционно закреплено признание теории разделения властей. (Разделение власти — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Предложена Джоном Локком. Термин введён Монтескье)

В статье 11 Конституции России в качестве субъектов осуществления государственной власти указаны:

  • · Президент Российской Федерации,
  • · Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума),
  • · Правительство Российской Федерации,
  • · Суды Российской Федерации.

Отдельно подчёркивается, что государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Причём разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией России, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Согласно ст. 12 органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Однако они в пределах своих полномочий самостоятельны, а в Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление.

Главой российского государства является Президент Российской Федерации (ст. 80 Конституции).

Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Как глава государства он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Президент избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд.

В качестве основных принципов демократической организации общества, требующих закрепления в Конституции, необходимо выделить следующие:

  • — создание политических институтов, способных исключить тиранию, что предполагает возможность законной смены правителя;
  • — создание условий, при которых защита прав граждан станет определяющей в карьере политиков
  • — соблюдение прав меньшинств;
  • — установление пределов полномочий государственных институтов;
  • -разделение властей по горизонтали (на законодательную, исполнительную и судебную) и вертикали (федеральную, региональную и местную);
  • — создание условий, предотвращающих посягательство на всевластие, для чего необходимо, чтобы институциональные интересы каждой ветви или этажа власти не совпадали.

Для создания такого политического механизма необходимо соблюдение двух принципов. Первый принцип гласит: политический процесс должен действовать и развиваться в соответствии с правилами и процедурами, которые неподконтрольны одному человеку, даже самому могущественному. Этому критерию наша Конституция, по мнению российского политолога, скорее не отвечает, так как была написана людьми, находившимися в эпицентре политической борьбы, поэтому Конституция закрепила их успех в этой борьбе. Не случайно часто действующую Конституцию называют «ельцинской».

Второй принцип заключается в том, что существующие конфликты, которые порождает эпоха, не должны диктовать процесс создания политической системы. Конституция писалась под влиянием вполне конкретной политической ситуации, когда стояла задача принизить значение законодательной власти после ожесточенного столкновения Президента России со Съездом народных депутатов Российской Федерации. Таким образом, конфликт начала 1990-х гг. наложил неизгладимый отпечаток на Конституцию, что отражается на российском политическом процессе.

Конституционные основы политической системы Российской Федерации

Характеристика современной политической системы РФ по Конституции 1993г

Народовластие реализуется в России через совокупность организаций и институтов — через политическую систему.

Согласно ч. 1 ст. 3 Конституции единственным источником власти и носителем суверенитета в Российской Федерации является ее многонациональный народ. На первый взгляд положение лишь редакционно отличается от соответствующей записи в ч. 2 ст. 68 Конституции 1978 г., утверждавшей, что носителем суверенитета и источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Однако названные положения качественно различны по организационно — правовым формам, в которых народ может осуществлять свое полновластие.

Во-первых, Конституция не содержит специальных норм, закрепляющих порядок реализации высших форм народовластия. В ней отсутствует глава, посвященная основам избирательной системы в Российской Федерации, хотя она имелась в прежней Конституции. О референдуме из Конституции можно узнать, что он назначается Президентом Российской Федерации, однако не определены ни круг вопросов, по которым можно проводить референдум, ни количество голосов, необходимых для принятия позитивного решения по вопросу, вынесенному на референдум.

Во-вторых, конституционное умолчание относительно вопросов народовластия позволило изъять из государственно-правовой практики такие формы участия народа в управлении делами государства, как регулярные отчеты депутатов перед своими избирателями и отзыв депутатов, не оправдавших доверия своих избирателей. Конституция также не содержит права населения вносить проекты федеральных законов через федеральные общественные организации и политические партии. Население ограничено в возможностях действенно влиять на процесс досрочного прекращения полномочий федеральных органов и должностных лиц.

Политическая система — это система власти, поэтому нельзя причислять туда классы управленцев, государства и общественных организаций. Алексеев С.С. в политическую систему включает государство в целом, политические партии и иные общественные объединения через посредство которых осуществляется управление обществом.

Политическая система понимается, как целостная социальная система, предназначенная для управления обществом. Это взаимосвязано с интегративной совокупностью государства, политических партий и иных общественных объединений, служащих для управления обществом, возникающие между ними отношения и регулирующие эти отношения нормы.

Ядром политической системы при советской власти считали правящую политическую партию. Это неправильно, т.к. правящие партии уходят и приходят и при смене правящей партии может рухнуть вся политическая система (что видно на примере нашей страны). Ядро — это такая часть явления, которая в наиболее концентрированной форме объединяет присущие явлению качества. Политическая система создана для управления, и поэтому ядром надо считать государство. Роль правящей политической партии заключается в том, что она является направляющей силой в политической системе и обществе в целом. Правящая политическая партия — это руководящая сила политической системы. Формы взаимодействия: правящая политическая партия или блок партий проводят свои решения только через государство. Правящие партии не имеют права иметь своей первичной организации в органах государственной власти и местного самоуправления. Она не имеет права получать деньги от государства за исключением случая финансирования государством для проведения избирательной кампании. При приходе к власти ключевые должности занимают либо члены правящей партии, либо сторонники, но согласование кандидатур с партией запрещено.

Политическая партия — это общественная организация, которая создается специально для борьбы за власть (создается с целью прихода к власти). Она имеет не только устав, но и программу, она же формирует правительство. Например: в парламентарной монархии правящей будет та партия, которая будет иметь большинство в парламенте; в президентской республике — которая приводит к власти президента; в смешанной республике возможна ситуация паритета интересов разных партий. Помимо правящей партии, есть партии оппозиции. Они занимаются отслеживанием всех действий правящей партии, критикуют ее действия, создает теневой кабинет власти. (Это такой механизм, когда из рядов парламентского меньшинств создаются органы, курирующие конкретные министерства или действительное правительство. Эти органы называются теневыми министрами, которые при приходе оппозиции партии занимают соответствующие государственные посты.)

Статья 13 Конституции РФ устанавливает меру и принципы политической и идеологической свободы в Российской Федерации. Следует сразу же отметить, что эта мера предоставляет необычайно широкий простор для деятельности личности, партий и общественных объединений Комментарий к Конституции Российской Федерации. — М: Изд-во БЕК, 2000. — С.24..

Идеология — это система политических, правовых, религиозных, философских взглядов на социальную действительность, общество и отношения людей между собой. Характерная особенность идеологии состоит в том, что она непосредственно связана с практической деятельностью людей и направлена на утверждение, изменение либо преобразование существующих в обществе порядков и отношений Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Под. ред. В.В. Лазарева. — М.: Изд-во «СПАРК», 2001. — С. 28..

Идеологическое многообразие понимается как право отдельной личности, социальных групп, политических партий и общественных объединений:

  • 1) беспрепятственно разрабатывать теории, взгляды, идеи относительно экономического, политического, правового и иного устройства Российской Федерации, зарубежных государств и мировой цивилизации в целом;
  • 2) пропагандировать свои взгляды, идеи с помощью средств массовой информации: прессы, радио, телевидения, а также путем издания монографических и научно-популярных работ, трудов, статей и т.п.;
  • 3) вести активную деятельность по внедрению идеологии в практическую сферу: разрабатывать программные документы партий, готовить законопроекты, иные документы, предусматривающие меры по совершенствованию социального и политического строя Российской Федерации;
  • 4) публично защищать свои идеологические воззрения, вести активную полемику с иными идеологиями;
  • 5) требовать по суду или через иные органы государства устранения препятствий, связанных с реализацией права на идеологическое многообразие.

Конституционный принцип, согласно которому никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, закрепляет равноправие идеологий в обществе. Ни одна из них не имеет приоритета, который закреплялся бы официально государством законодательным или иным способом. Граждане России вправе придерживаться той или иной идеологии, принимать активные меры по ее реализации в жизнь. Но такой выбор делается ими осознанно, добровольно и самостоятельно. В то же время государство не может навязывать гражданам какую-либо идеологию в качестве общеобязательной, которую они должны под страхом уголовного и иного наказания разделять, изучать и пропагандировать.

Отсутствие государственной или обязательной идеологии нельзя понимать в том смысле, что органы государственной власти вообще действуют вне и независимо от каких-либо идеологических взглядов, идей, находятся как бы вне идеологической борьбы в обществе, стоят над нею.

Зависимость государственной власти от идеологических установок лиц, проводящих эту власть, а также последствия, к которым может привести и приводят ситуации, когда разные органы государственной власти или лица придерживаются различных идеологических воззрений, наиболее ярко показывают взаимоотношения бывшего Верховного Совета Российской Федерации и Президента Российской Федерации в 1993 г.

Именно возможность с помощью государственного аппарата проводить идеологические воззрения в жизнь и заставляет социальные группы и партии весьма активно бороться за внедрение своих сторонников в те или иные государственные структуры, что еще раз убедительно продемонстрировали выборы в Федеральное Собрание.

Действенной гарантией принципа идеологического многообразия служит закрепленный в ч. 3 данной статьи Конституции принцип политического многообразия, многопартийности Комментарий к Конституции Российской Федерации. — М: Изд-во БЕК, 2000. — С.27..

Партии, выражая политическую волю своих членов, своими основными задачами видят участие в формировании органов государственной власти и управления, а также в осуществлении власти через своих представителей, избранных в законодательные и иные представительные органы власти. Партии принимают программные документы, публикуемые для всеобщего сведения, ежегодно оглашают свои бюджеты, не могут получать финансовую и иную материальную помощь от иностранных граждан, государств и организаций.

Партии имеют право выдвигать кандидатов в депутаты и на иные выборные должности, в том числе единым списком, вести предвыборную агитацию, формировать фракции из своих сторонников в представительных органах.

Равенство общественных объединений перед законом проявляется в равенстве требований государства к уставам общественных объединений, к порядку их регистрации и прекращения их деятельности. Так, в уставе, положении или ином основополагающем акте общественного объединения должны быть определены цели, задачи, структура и территория деятельности общественного объединения, условия и порядок приема и выхода членов, их права и обязанности, полномочия, порядок образования и сроки полномочий руководящих органов, источники образования средств и иного имущества общественного объединения и его организаций.

Равенство общественных объединений перед законом проявляется также в равенстве их прав в общественной и хозяйственной деятельности.

Во-первых, это возможность свободного распространения информации о своих целях и деятельности, участие в формировании органов государственной власти и управления и в выработке их решений, представление и защита законных интересов своих членов и осуществление иных полномочий в соответствии со своими уставами и законодательством России.

Во-вторых, это права всех общественных объединений учреждать средства массовой информации, осуществлять издательскую деятельность, создавать в целях выполнения уставных задач предприятия и хозрасчетные организации, иметь в собственности здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, имущество культурно-просветительского и оздоровительного назначения. Денежные средства равным образом могут формироваться из вступительных и членских взносов (если это предусмотрено уставом общественного объединения), добровольных взносов, пожертвований, поступлений от лекций, выставок, лотерей, спортивных и иных мероприятий, доходов от производственной, хозяйственной, издательской и иной деятельности, не запрещенной законом.

В ч. 5 ст. 13 Конституции предусматривается перечень оснований, при наличии которых запрещаются создание и деятельность общественных объединений. Если при регистрации устава проверяются цели общественного объединения, то после регистрации — его действия. И то и другое возложено на учреждения Министерства юстиции Российской Федерации, которые вправе требовать от руководящего органа общественного объединения представления принятых решений, направлять своих представителей для участия в проводимых общественным объединением мероприятиях, получать объяснения от членов общественного объединения и других граждан по вопросам, связанным с соблюдением законодательства и устава общественного объединения Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Под. ред. В.В. Лазарева. — М.: Изд-во «СПАРК», 2001. — С. 29..

Федеральным законом «Об общественных объединениях», принятым Государственной Думой Российской Федерации 14 апреля 1995 г., предусматриваются обязанности общественных объединений: соблюдать законодательство России, общепризнанные принципы и нормы международного права, свои уставы и иные учредительные документы, ежегодно информировать орган, регистрирующий общественные объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия, представлять данные о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

В случае нарушения общественными объединениями ч. 5 ст. 13 Конституции, а также совершения иных действий, противоречащих законам, уставным целям, прокуроры вносят в руководящие органы данных общественных объединений представление об указанных нарушениях и устанавливают срок для их устранения. Если в установленный срок эти нарушения не устраняются, деятельность общественных объединений приостанавливается на срок до шести месяцев решением соответствующего суда на основании заявления прокурора Комментарий к Конституции Российской Федерации. — М: Изд-во БЕК, 2000. — С.29..

Орган, регистрирующий общественные объединения, вправе подать заявление в суд о приостановлении деятельности общественных объединений после двух письменных предупреждений, если эти предупреждения не были обжалованы в суд в установленном законом порядке или не признаны судом как основанные на законе.

В случае приостановления деятельности общественного объединения на срок, установленный решением суда, приостанавливаются его права как учредителя средств массовой информации; ему запрещается организовывать собрания, митинги, демонстрации и другие публичные мероприятия; принимать участие в выборах; использовать банковские вклады, за исключением расчетов по хозяйственной деятельности и трудовым договорам, возмещению убытков, причиненных его действиями, и уплате штрафов.

Если в течение установленного срока общественное объединение устраняет нарушение, послужившее основанием для приостановления его деятельности, то после окончания указанного срока общественное объединение возобновляет свою деятельность.

Конституционные основы политической системы Российской Федерации

КУРСОВАЯ РАБОТА

Конституционные основы политической системы Российской Федерации

Реферат

ПЕРЕЧЕНЬ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ: конституция, политическая система, политическая партия, политические права и свободы, политические объединения, народовластие.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: конституционные основы политической системы РФ.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: изучить и проанализировать важнейшие аспекты конституционных основ политической системы РФ.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: абстрактно-логический, монографичес-кий, методы сравнения и сопоставления.

ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: изучить и проанализировать важнейшие аспекты конституционных основ политической системы РФ.

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ: в практике юридического работника.

Содержание

  • Введение
  • 1 Важнейшие аспекты формирования политической системы РФ
  • 2 Конституционные основы политической системы РФ
    • 2.1 Характеристика современной политической системы РФ по Конституции 1993 г.
    • 2.2 Политические права и свободы граждан по Конституции РФ
  • 3 Проблемы и перспективы развития политической системы РФ
  • Заключение
  • Список использованных источников

Распавшийся Советский Союз оставил весьма сложное наследство России в виде экономического кризиса, всеобщего социального недовольства и, наконец, отсутствия реальной российской политической системы.

Тема конституционных основ российской политической системы рассматривается множеством научных работ и монографий известных российских ученых: Алексеева С.С., Лазарева В.В., Хропанюка В.Н., Спиридонова Л.И., Черданцева А.Ф., Бабаева В.К. и др.

Тем не менее сложившаяся ситуация в России обусловливает выдвижение проблем конституционных основ политической системы в ряд наиболее значимых проблем юридической и политической наук, требующей тщательного изучения и постоянной доработки.

Все вышеизложенное и обусловило выбор темы настоящей курсовой работы и ее основную цель: дать масштабный системный анализ политической системы РФ в контексте положений Конституции.

В процессе изучения и обработки материалов применялись следующие методы исследований: абстрактно-логический, монографический, методы сравнения и сопоставления.

Изложенная цель настоящей работы ставит перед автором следующие задачи:

рассмотреть важнейшие аспекты формирования политической системы РФ;

рассмотреть конституционные основы современной политической системы РФ;

выявить основные проблемы и пути совершенствования российской политической системы.

1 Важнейшие аспекты формирования политической системы РФ

Таким образом, в течение 1992 — 1995 гг. процесс формирования новой российской государственности приобрел большую динамику в его высшем звене, тогда как формирование взаимоотношений по линии «центр — регионы» заметно отстало.

Народовластие реализуется в России через совокупность организаций и институтов — через политическую систему.

1) беспрепятственно разрабатывать теории, взгляды, идеи относительно экономического, политического, правового и иного устройства Российской Федерации, зарубежных государств и мировой цивилизации в целом;

5) требовать по суду или через иные органы государства устранения препятствий, связанных с реализацией права на идеологическое многообразие.

Партии имеют право выдвигать кандидатов в депутаты и на иные выборные должности, в том числе единым списком, вести предвыборную агитацию, формировать фракции из своих сторонников в представительных органах.

Равенство общественных объединений перед законом проявляется также в равенстве их прав в общественной и хозяйственной деятельности.

2.2 Политические права и свободы граждан по Конституции РФ

В отличие о личных прав, принадлежащих каждому человеку, политические права принадлежат только гражданам государства. Однако все политические права и свободы (и человека, и гражданина) пользуются равной судебной защитой государства.

если она применяется для возбуждения социальной розни (социальная рознь — это трения между членами различных социальных групп; при таком определении сюда можно включить любую ситуацию, напр., запретить деятельность профсоюзов);

Право на информацию. Зачастую отождествляется со свободой слова, однако это разные формы поведения:

Основы политической системы Российской Федерации

Становление политической системы современной России

Согласно Конституции Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Государственная власть в России осуществляется в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Все ветви власти являются независимыми и взаимодействуют между собой с использованием системы сдержек и противовесов, направленных на выполнение задач, стоящих перед государством при соблюдении прав, свобод и законных интересов граждан. Организация государственной власти на основе принципа разделения властей позволяет распределить полномочия между самостоятельными и независимыми ее ветвями, усилить взаимный контроль органов государственной власти, сделать процесс функционирования государственного аппарата более гласным и открытым.

Поскольку Россия является федеративным государством, задачи и полномочия власти распределены между ее федеральными органами и органами государственной власти субъектов Федерации.

Основные этапы политического развития современной России. Хотя история России насчитывает более 1000 лет, ее современная государственность сформировалась сравнительно недавно, после распада Советского Союза в 1991 г. Основными вехами, отмечающими процесс ее становления, обычно считают следующие события:

  • – 1985–1989 – либерализация внутренней политики Советского Союза: от начала горбачевской «перестройки» до проведения всеобщих выборов народных депутатов СССР, образовавших властную структуру, способную составить реальную оппозицию Центральному комитету Коммунистической партии Советского Союза (ЦК КПСС) и его Политбюро;
  • – 1989–1991 – крушение коммунистического режима: от оформления Съезда народных депутатов СССР до запрета КПСС и роспуска Союза Советских Социалистических Республик с формальным прекращением функционирования политических институтов прежнего режима;
  • – 1991 – 1993 – период неопределенности, когда политические институты старого режима уже прекратили свое существование, а институты нового еще только формировались;
  • – 1993–1996 – становление демократического режима: от роспуска Съезда народных депутатов СССР и принятия Конституции РФ до всенародных выборов Президента РФ и начала функционирования новых институтов власти.
  • 2. Высшие органы федеральной власти России. Разделение властей, являющееся важнейшим принципом демократического государственного устройства, закреплено в ст. 10 Конституции РФ, утверждающей самостоятельность всех трех ветвей власти. Их самостоятельность предполагает, что законодательная, исполнительная и судебная власти одинаковы по силе и могут служить «противовесами» но отношению друг к другу, т.е. способны взаимно сдерживать претензии любой из ветвей на обладание всей полнотой власти.

Форма государственного устройства. Россия согласно Конституции РФ является демократическим государством с республиканской формой правления. Однако в зависимости от строения и порядка формирования органов власти такое государство может быть парламентским, президентским или смешанным. Различие между ними, как уже отмечалось в параграфах 3.9–3.10, состоит в том, что в парламентских государствах центральную роль играет парламент, в президентских – президент, который является одновременно главой и государства, и правительства, а в смешанных президент формирует правительство и назначает ключевых министров, но непосредственно работой правительства не руководит. В России установлена смешанная форма правления.

Президент РФ является главой государства, он определяет основные направления внутренней и внешней политики и представляет страну в международных отношениях.

За Президентом конституционно закреплены важные полномочия по отношению к Правительству: он определяет состав Правительства, включая его председателя; ему дано право назначать и смещать членов Правительства; Председатель правительства вправе вносить лишь предложения о назначении и освобождении своих заместителей и федеральных министров; Государственная Дума может лишь дать согласие или отказать в согласии на кандидатуру Председателя Правительства, но сама не выдвигает кандидата и не решает вопрос о его назначении – все решения такого рода принимает Президент. Он же формирует и возглавляет Совет Безопасности.

Аппаратом президентской власти является Администрация Президента, территориальными органами – его полномочные представители в российских регионах – федеральных округах. Представитель Президента в федеральном округе обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах округа, является федеральным государственным служащим и входит в состав Администрации Президента. Он назначается и освобождается от должности Президентом.

Конституция РФ предусматривает возможность сдерживать неправомочные действия Президента РФ. В случае нарушения Президентом действующего законодательства ст. 103 Конституции РФ дает право Государственной Думе выдвигать против него обвинение и ставить вопрос об отрешении его от должности. С другой стороны, ст. 109

Конституции РФ дает право Президенту на роспуск Думы и назначение новых выборов. Таким образом, формируется система сдержек и противовесов, предохраняющая от чрезмерной концентрации власти в одних руках или в одном властном органе.

Законодательная власть в России представлена Федеральным Собранием – двухпалатным парламентом, состоящим из Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации – верхняя палата – представляет интересы всего многонационального народа страны. В него входят по одному представителю от представительного и исполнительного органа власти каждого из субъектов РФ. К ведению Совета Федерации относятся:

  • – утверждение и изменение границ между субъектами России;
  • – утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положений;
  • – решение вопроса об использовании Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;
  • – назначение выборов и отрешение от должности Президента РФ;
  • – назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ;
  • – назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;
  • – назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Государственная Дума – нижняя палата – состоит из 450 депутатов, избираемых сроком на пять лет. К ведению Государственной Думы относятся:

  • – дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
  • – решение вопроса о доверии Правительству;
  • – заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
  • – назначение и освобождение от должности Председателя Центрального Банка РФ;
  • – назначение и освобождение от должности председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
  • – назначение и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;
  • – объявление амнистии;
  • – выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Исполнительная власть состоит из органов, распределенных по трем уровням:

  • – федеральные органы, важнейшим из которых является Правительство РФ;
  • – органы исполнительной власти субъектов РФ, формируемые самими этими субъектами;
  • – органы местного самоуправления в городских и сельских поселениях, городах, поселках, станицах и районах.

Правительство состоит из Председателя, заместителей Председателя и федеральных министров. Правительство ответственно перед Президентом, который производит кадровые перемены в нем, и перед Государственной Думой, которая дает согласие на назначение Председателя Правительства.

Правительство формируется Президентом, поэтому срок его действия ограничен сроком пребывания его у власти. Перед вновь избранным Президентом оно слагает свои полномочия, и он формирует новое Правительство. Однако Президент обладает правом досрочно прекратить полномочия Правительства и отправить весь кабинет в отставку.

Правительство РФ наделено значительными полномочиями, включая разработку и представление в Государственную Думу федерального бюджета, обеспечение проведения единой государственной политики в сфере экономики, культуры, здравоохранения, управления федеральной собственностью, осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики.

Судебная власть. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Создание каких бы то ни было чрезвычайных судов не допускается. С целью обеспечения независимости судебной власти Конституцией предусмотрено подчинение судей только Конституции РФ и федеральному закону, а также их несменяемость и неприкосновенность. Высшими органами судебной власти РФ являются:

  • – Конституционный Суд РФ;
  • – Верховный Суд РФ;
  • – Высший Арбитражный Суд РФ.

Все высшие судебные органы формируются Советом Федерации из кандидатур, представленных Президентом. Высшие органы судебной власти РФ занимаются разрешением следующих вопросов.

Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов и нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы и Правительства РФ, а также конституций, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов РФ. Конституционный Суд разрешает споры о компетенции между органами государственной власти и дает толкование Конституции РФ.

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Он осуществляет судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Он осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения но вопросам судебной практики.

Особое место в системе высших органов государственной власти занимает Прокуратура РФ. Формально она является органом исполнительной власти, по не подчиняется Правительству РФ. Прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору, назначаемому на должность Советом Федерации РФ по представлению Президента РФ. Основная функция Прокуратуры РФ – осуществление от имени РФ надзора за соблюдением Конституции РФ и законов, действующих на се территории.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *