Психокоррекционная работа с агрессивными детьми

Содержание

Психокоррекционная работа с агрессивными детьми

Психокоррекция — это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия (И.В.Дубовина, А.А.Осипова).

Психологическая профилактика и коррекция агрессивного поведения детей должна носить комплексный, системный характер и учитывать основные характерологические особенности агрессивных детей.

Работа должна начинаться с выяснения причин агрессивного поведения у детей. Если агрессия не является сигналом нарушения в эмоционально-мотивационной сфере, то коррекционные действия могут быть направленны не на ее устранение, а на смягчение и недопущение негативных последствий агрессивного поведения ребенка. Кроме того, в этом случае необходимо подготовить родителей к адекватному восприятию агрессивных реакций ребенка.

Работа с родителями агрессивного ребенка, как отмечают А.И. Захаров, А.Спиваковская, Е.И.Рогов, является очень сложной, так как часто родители, имеющие агрессивного ребенка, испытывают к нему неприязнь и обращаются в психологическую консультацию лишь для «усмирения» ребенка, а не за помощью ему. Родители агрессивного ребенка часто оказываются фрустрированными и недовольными жизнью людьми. В большинстве случаев это бывшие агрессивные дети, которые передают свои психологические трудности собственным детям. Поэтому, по возможности, психолог должен проводить психотерапевтическую работу и с родителями.

Во-первых, необходимо избегать любого негативного воздействия на самооценку родителей, стремиться стабилизировать ее. Причем, часто заниженная самооценка проявляется как завышенная и сочетается с завышенным уровнем притязаний в отношении своих действий и успехов ребенка, на которого часто возлагаются надежды на реализацию тех целей, которые не достигнуты в собственной жизни.

Во-вторых, необходимо изменить установку родителей на ребенка.

Они считают агрессивного ребенка неблагодарным, ожидают, что в ответ на их раздражение и упреки ребенок будет раскаиваться, испытывать чувство вины, просить прощения и успокаивать их. Когда же этого не происходит, родители озлобляются, считают ребенка «скверным», «испорченным». Необходимо вызвать жалость к ребенку со стороны их родителей, показать, что агрессивный ребенок — это всегда в первую очередь несчастный ребенок.

В-третьих, надо вызвать воспоминания родителей о собственном детстве, о причинах их собственных агрессивных поступков в детском возрасте. Возможно, это «вскроет» многие личностные комплексы, тогда необходимо проводить стабилизацию личности каждого родителя, оказать психологическую помощь.

В-четвертых, необходимо выяснить отношение родителей к ребенку до рождения и в первые месяцы его появления. Если ребенок с самого начала был нежелателен (ситуация, когда ребенок родился «вынужденно» или «случайно»), то необходимо прийти к какому-то решению, причем, четко оговоренному (вербализованному, а не предполагаемому, «подразумевающемуся»), совместно с родителями действия.

Необходимую для себя информацию родители могут получить на лекциях, к проведению которых привлекают авторитетных специалистов. Кроме этого, для родителей агрессивных детей будет полезна наглядная информация, размещенная на стендах в классе, в кабинете психолога, в вестибюле школы. Когда мать или отец осознают необходимость коррекционной работы с сыном или дочерью, можно будет начать их обучение эффективным способам взаимодействия с ребенком. Организовать для родителей тренинг детско-родительских отношений, семинары, диспуты, клубы по интересам и т. д.

Схематично направления работы с родителями агрессивных детей можно представить следующим образом (схемы 1 и 2).

Работа с родителями

Обучение эффективным способам взаимодействия с детьми

Применение коррекционных методов полностью зависит от характера тех причин, которые обусловили агрессивное поведение. Выбор методики коррекции происходит с учетом конкретного случая и конкретного ребенка.

Т.П. Смирнова, опираясь на практический опыт работы с агрессивными детьми и анализируя характерологические особенности этих детей, а также их семей, выделяет шесть ключевых блоков или направлений, в рамках которых необходимо строить коррекционную работу:

  • · консультативная работа с родителями и педагогами, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей;
  • · снижение уровня личностной тревожности;
  • · обучение ребенка (выражению) своего гнева приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих, а также отреагированию негативной ситуации в целом;
  • · обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над деструктивными эмоциями.
  • · формирование конструктивных поведенческих реакций в проблемных ситуациях. Снятие деструктивных элементов в поведении;
  • · формирование осознавания собственных эмоций и чувств други людей; развитие эмпатии.
  • · развитие позитивной самооценки.

И.В. Дубровина, М.Битянова, О.В.Хухлаева считают, что коррекционная работа с ребенком должна вестись параллельно с работой со взрослыми, его окружающими, родителями и педагогами. В зависимости от выявленных причин в работе со взрослыми необходимо делать несколько акцентов:

  • · изменение негативной установки по отношению к ребенку на позитивную;
  • · изменение стиля взаимодействия с детьми;
  • · расширение поведенческого репертуара родителей и педагогов через развитие их коммуникативных умений.

Е.К.Лютова, Г.Б.Монина предлагают коррекционную работу с агрессивными детьми проводить в четырех направлениях:

  • — обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме;
  • — обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях;
  • — отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях;
  • — формирование таких качеств, как эмпатия.

М.И.Панфилова, Л.М.Шипицына выделяют основные задачи психокоррекционной работы с агрессивными детьми:

  • а) развитие умения понимать состояние другого человека;
  • б) развивать умение выражать свои эмоции в социально приемлемой форме;
  • в) обучение ауторелаксации;
  • г) обучение способам снятия напряжения;
  • д) развитие навыков общения;
  • е) формирование позитивного самовосприятия на основе личностных достижений.

Многие психологи Н.Кряжева, О.В.Хухлаева. Ю.Л. Касаткина считают, что детям важно давать выход своей агрессивности. Можно им предложить: подраться подушкой, использовать физические силовые упражнения; рвать бумагу; нарисовать того, кого хочется побить или что-нибудь сделать с этим рисунком; использовать «мешочек для криков»; поколотить стол надувным молотком.

В. Квинн, предлагает учить детей переносу чувств на неопасные объекты, для этого должны быть резиновые игрушки, каучуковые шарики, которые можно бросать в ванну, наполненную водой, поролоновые мячи, мишень с дротиком, «стаканчик для крика», кусок мягкого бревна, молоток и гвозди, спортивный инвентарь.

Р.В.Овчарова, М.И.Панфилова предлагают использовать в целях коррекции агрессивного поведения детей: занятия психогимнастикой, этюды и игры на развитие навыка регуляции поведения в коллективе, этюды и игры релаксационной направленности, игры и упражнения на развитие осознания детьми отрицательных черт характера, игры и упражнения на развитие позитивной модели поведения.

В работе с агрессивными детьми младшего школьного возраста, как указывают А.И.Захаров, А. Спиваковская особенно высокую эффективность показывает использование элементов изотерапии. Это игры с водой, с глиной, песком. Необходимо применять различные способы рисования: пальцами, ладошками, ступнями.

С целью отреагирования агрессии И.Медведева и Т. Шишова, рекомендуют ставить с детьми спектакли, в которых проблемным агрессивным детям необходимо давать роли с позитивной силовой характеристикой.

Е.К. Лютова и Г.Б. Монина предлагают использовать в работе подвижные игры, способствующие отреагированию агрессии, снятию накопившегося напряжения, обучению эффективным способам общения. А также они утверждают, что развитию контроля над собственными импульсивными действиями способствуют занятия пальчиковой гимнастикой.

Е.И.Рогов предлагает следующие коррекционные методы в работе с агрессивными детьми:

  • 1. Игнорирование агрессивной тенденции, нефиксирование на ней внимания окружающих;
  • 2. Включение агрессивного действия в контекст игры и придание ему нового социально приемлемого, эмоционально наполненного смысла. Этим обеспечивается возможность для ребенка разрядки агрессивных тенденций без ущерба для отношений с окружающими (например, в игре «казаки-разбойники» агрессивному ребенку целесообразно дать роль разбойника и т.п.);
  • 3. Установление запрета на агрессивные действия ребенка (не разрешать ребенку проявлять агрессию);
  • 4. Активное подключение психолога в игровой ситуации к разворачиванию или «растягиванию» агрессивных действий, в основе которых чаще всего лежит страх.
  • 5. Психодрама: произвольное вызывание аффекта с последующим катарсисом — разрешением, снятием эмоционального напряжения.

Р. Кэмпбелл (1997) советует выражать гнев прямо, словесно и в вежливой форме. В качестве технологий обучения ребенка выражению гнева вербально в вежливой форме Р.Кэмпбелл рекомендует «Лестницу гнева». М. Мак-Кей, П. Роджерс и Ю. Мак-Кей (1997) рекомендуют несколько приемов обретения самоконтроля. Например, в карман одежды можно положить нарисованный от руки дорожный знак «Стоп». Как только агрессивного ребенка начнут одолевать незваные мысли и желания, он может достать из кармана картинку и мысленно или шепотом произнести: «Стоп». Для того чтобы данный прием начал работать, необходима многодневная тренировка.

С.И. Семенака в книге «Уроки добра», «Учимся сочувствовать и сопереживать» предлагает следующие методы и приемы: имитационные игры, чтение и обсуждение художественных произведений, просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий; дискуссии, обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них, сочинения с детьми сказок и историй.

Многие ученые И.В.Дубровина, Р.В.Овчарова, Е.К.Лютова, Г.Б.Монина, М.И.Панфилова, рекомендуют начинать работу индивидуально, учитывая особенности каждого ребенка. После некоторого периода индивидуальной работы агрессивных детей необходимо включать в коллективную работу для того, чтобы они получили позитивную обратную связь и смогли научиться бесконфликтно взаимодействовать с окружающими.

Занятия с детьми лучше проводить в группах по 5- 6 человек и строить только на основе добровольного участия ребят.

Основной принцип организации занятий это принцип добровольности, который находит воплощение в правилах работы в группе:

  • — свобода высказываний, споров, вопросов;
  • — возможность участвовать либо только «присутствовать — слушать, думать, решать проблемы на внутреннем уровне, а высказываться только тогда, когда хочется;
  • — можно в любой момент, когда находишься в центре внимания группы, когда проигрываешь или анализируешь ситуацию, прекратить участие в работе, не объясняя причин;
  • — руководитель группы также имеет право применить это правило к любому из участников, но обещает делать это в самых крайних случаях;
  • — посоветовать детям не обсуждать за пределами работы группы ее участников и их проблемы, не сплетничать — это одно из главных этических правил общения и поведения в целом;
  • — есть такая пословица: где больше двух — там говорят вслух. Во время работы в группе ничего не говорить на ухо соседу, чтобы щадить чувства других и дарить мысли всей группе.

Один из сущностных принципов групповых занятий безусловное позитивное принятие руководителем группы каждого ребенка.

Психологическая профилактика и коррекция агрессивного поведения детей должна носить комплексный, системный характер и учитывать основные характерологические особенности агрессивных детей. Работу с детьми проводить, вначале индивидуально, учитывая особенности каждого ребенка. После некоторого периода работы агрессивных детей необходимо включать в коллективную работу для того, чтобы они получили позитивную обратную связь и смогли научиться бесконфликтно, взаимодействовать с окружающими.

Таким образом, психокоррекционная работа направлена на психологическую профилактику агрессивного поведения детей и обучение родителей эффективным способам взаимодействия с агрессивными детьми.

Агрессивные дети. Психокоррекционная работа с агрессивными детьми

Агрессивные дети. Психокоррекционная работа с агрессивными детьми.

Презентацию подготовила
педагог-психолог
ГБОУ школы № 1293
Структурного подразделения №1
Жигунова М.В.

Агрессия- это мотивированное деструктивное
поведение, противоречащее нормам и правилам
существования людей в обществе, наносящее вред объектам
нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее
физический и моральный ущерб людям или вызывающее у
них психологический дискомфорт.
Агрессия – отражение внутреннего дискомфорта,
неумения адекватно реагировать на происходящее.
Агрессивный ребенок часто чувствует себя
отверженным, никому ненужным.
Причины появления агрессии у детей:
-соматические заболевания
— воспитание в семье
— характер наказаний, применяемый родителями в ответ на
проявления гнева

Критерии агрессивности ( схема наблюдения за ребенком)

Ребенок:
Часто теряет контроль за собой.
Часто спорит, ругается со взрослыми.
Часто отказывается выполнять правила.
Часто специально раздражает людей.
Часто винит других в своих ошибках.
Часто сердится и отказывается сделать что-либо
Часто завистлив, мстителен.
Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия
окружающих(детей и взрослых), которые нередко раздражают
его.

Направления работы с агрессивным ребенком:

Работа с гневом
обучение
приемлемым
способам
выражения
гнева
Распознавание
ситуаций,
провоцирующих
вспышки гнева
Умение владеть
собой
Формирование
способности к
эмпатии,
доверию,
сопереживанию

Работа с гневом Что такое гнев? Это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. К

сожалению, в нашей культуре принято считать, что проявления гнева –
недостойная реакция.
Но нельзя становиться «копилкой» для гнева. Необходимо научиться
избавляться от накопившихся отрицательных эмоций приемлемыми, не
разрушительными способами.
В первую очередь взрослому самому необходимо научиться
контролировать свои чувства.

1.Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы начинаете заводиться, раздражаться: · отложите обсуждение с

1.Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы начинаете
заводиться, раздражаться:
·
отложите обсуждение с ребенком его поведение, отложите или отмените
совместные дела с ребенком (если это, конечно, возможно);
·
намеренно сбавьте громкость и тон голоса, не делайте резких движений;
·
по возможности выйдите в другую комнату или помещение;
·
используйте технику глубокого дыхания — сделайте вдох через нос и
замедленный плавный выдох через слегка разомкнутые губы.
2.Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии:
·
·
» Извини, я очень расстроена, у меня ужасное настроение»
«Давай поговорим чуть позже»
«Извини, я сейчас очень раздражена».
3. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под
действием стресса и вас легко вывести из равновесия:
·
·
·
·
·
старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения;
посчитайте до 10;
напрягайте и расслабляйте кисти рук,
дышите медленно и глубоко;
разорвите или сомните бумагу, ненужную газету;
· сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить : примите

теплую ванну, душ; выпейте воды мелкими глотками; позвоните друзьям;
послушайте любимую музыку; переключите мысли, подумав о чем-то хорошем.
Именно ваш пример того, как адекватно справляться с
раздражением, поможет ребенку освоить приемлемые формы выражения
гнева и использовать их в сложных ситуациях!

Способы работы с гневом и снятия физического напряжения ребенка Игры с песком, глиной, водой: 1. Из глины можно слепить фигурку

своего обидчика, смять ее,
расплющить между ладошками, а потом по желанию, востановить ее;
2. Закапывая и раскапывая игрушки, работая с сыпучим песком,
ребенок постепенно успокаивается и возвращается к играм в группе
сверстников;

Использовать воду в целях снятия агрессии и излишнего
напряжения детей:
— одним каучуковым шариком сбивать другие шарики, плавающие в
воде;
— сдувать из дудочки кораблик;
— сначала топить, а потом наблюдать, как «выпрыгивает» из воды легкая
пластмассовая фигурка
— струей воды сбивать легкие игрушки, находящиеся в воде ( для этого
можно использовать бутылочки из-под шампуня, наполненные водой)

Обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций Эмоциональный мир агрессивных детей очень скуден. Один из способов

научить ребенка понимать свое эмоциональное состояние и
развить потребность говорить о нем – рисование.
Темы для рисования: » Когда я радуюсь», » Когда мне грустно», » Когда
мне страшно»…
Для того, что бы научить ребенка понимать себя и сигналы своего тела
можно потренироваться перед зеркалом: пусть ребенок скажет, какое настроение у
него в данный момент и что он чувствует.
Кроме описанных способов работы, необходимо проводить с ребенком
беседы и конечно же играть

9. Формирование способности к эмпатии, доверию,сочувствию, сопереживанию Эмпатия – это способность чувствовать состояние другого

человека, умение вставать на его позицию.
Одна из форм работы по развитию у ребенка эмпатии –ролевая
игра, в процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на
место других, оценить свое поведение со стороны.
Разыгрывание конфликтной ситуации, обсуждение проблемы
сообща будет способствовать сплочению детской группы и установлению
благоприятного психологического климата внутри коллектива.
Так же необходимо вести с ребенком конструктивный диалог и
перейти от бесконечных обвинений ребенка во всех смертных грехах :
» Ты, негодник, от тебя одни проблемы! Почему ты не убрал
игрушки!» к разговору о тех ощущениях и эмоциях которые вы
испытываете: » Я расстраиваюсь, когда игрушки разбросаны»

10. Шпаргалка для взрослых, или правила общения с агрессивными детьми: — быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка —

демонстрировать модель неагрессивного поведения
— быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за
конкретные поступки
— наказания не должны унижать ребенка
— обучать приемлемым способам выражения гнева
— давать ребенку возможность выражать гнев непосредственно после
конфликта
— обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и
состояния окружающих людей
— развивать способность к эмпатии
— расширять поведенческий репертуар

— учить брать ответственность на себя
Непоследовательность в поведении родителей может
привести к ухудшению в поведении ребенка. Терпение и внимание – вот
что поможет родителям наладить взаимоотношения с сыном или
дочерью!
Терпения вам и удачи, дорогие родители!

Коррекционная работа с агрессивными детьми

Проблема детской агрессивности неизменно волнует как родителей, так и специалистов. Материалов по работе с такими детьми разработано множество и регулярно появляются новые идеи и приемы помощи детям с агрессивным поведением. Мне бы хотелось рассказать о некоторых ключевых принципах, которыми я руководствуюсь в работе с такими детьми и при консультировании их родителей. Сразу оговорюсь, что в статье пойдет речь о дошкольниках и младших школьниках, однако, думаю, и в работе с подростками они тоже важны.

Социализация агрессии

Первым принципом для меня является необходимость рассматривать агрессию в общем контексте развития ребенка. Формирование агрессивного поведения связано с развитием других психических функций.

Во-первых, это способность управлять своим поведением, то есть произвольность. Важность самоконтроля для снижения агрессивности как у детей, так и у взрослых доказывает большое количество исследований. Например, Murphy and Eisenberg (1997) показали, что дети с более низким уровнем самоконтроля по сравнению со сверстниками демонстрируют больше враждебных реакций в социальном взаимодействии. В исследовании Kochanska, Murray & Harlan было обнаружено, что дети со сниженной способностью к самоконтролю хуже справляются со своим гневом.

Важной задачей развития для ребенка является социализация агрессии, то есть освоение социально приемлемых способов ее выражения. Когда ребенок вообще с трудом контролирует свое поведение, он с большей вероятностью и агрессию контролировать не может.

Часто можно услышать мнение, будто гиперактивные дети агрессивны. Агрессия не является характерным признаком синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, однако эти дети могут демонстрировать агрессивное поведение на фоне слабого самоконтроля и выраженной импульсивности. Н.Я. и М.М. Семаго относят агрессивность к базовым составляющим психического развития (наряду с пространственными представлениями и аффективной организацией). Если агрессивный ребенок обладает низкой произвольностью, первоочередной задачей коррекционной работы должно стать именно формирование произвольности. Основным инструментом для этого являются игры с правилами в любом формате: настольные, подвижные, ролевые и др.

Агрессия и словарный запас

Во-вторых, это коммуникативные навыки. Недостаточный уровень развития коммуникативных навыков может сопровождаться агрессивным поведением. Это особенно ярко выражено у детей раннего возраста, дошкольников, однако и у младших школьников может быть выражена подобная тенденция. Так, в канадском исследовании (G. Dionne, R.E. Tremblay, M. Boivin, D. Laplante, D. Pérusse) была обнаружена связь между проявлениями физической агрессии и словарным запасом у детей раннего возраста.

Приведу пример. Папа четырехлетней Полины получил контракт на работу за рубежом. Родители переехали в новую страну и отдали Полину в детский сад, куда ходили дети экспатов. Полина и на родном языке заговорила с большим опозданием, а уж английский она осваивала и вовсе с огромным трудом. Ей очень хотелось играть с другими детьми, но вступить с ними в контакт не получалось. В итоге через несколько недель Полина начала кусаться: другого способа инициировать общение ей придумать не удалось.

Конечно, история Полины весьма нетипична: обычно кусание как способ вступления в контакт используют трехлетки и более младшие дети, да и ситуация необычная, однако проявление агрессии на фоне недостаточного уровня развития коммуникативных навыков встречается часто.

Вот еще один подобный пример. Родителей восьмилетнего Славы вызвали в школу, потому что их сын облил одноклассницу горячей водой из стоящего в классе кулера. Слава не ходил в детский сад, с ним сидела бабушка. Хотя мальчик посещал занятия по подготовке к школе, опыта общения с детьми у него практически не было. На занятиях рядом всегда находился педагог, а во время прогулки бабушка сразу вмешивалась, если назревал какой-то конфликт. В результате, когда Слава пошел в школу, он в первый раз в жизни столкнулся с необходимостью самостоятельно строить отношения с ровесниками.

Оказалось, что это не так уж и просто. В результате, когда одноклассница начала дразнить Славу, его это очень возмутило. И он не нашел ничего лучше, чем просто вылить на нее стакан горячей воды.

Если агрессия проявляется как способ инициирования контакта или возникает в коммуникативных ситуациях (например, ребенок подходит к играющим детям и, вместо того чтобы спросить разрешения вступить в игру, толкает кого-то из играющих), необходимо в коррекционной работе поставить задачу формирования коммуникативных навыков. Идеально было бы включить такого ребенка в группу. Если такой возможности нет или уровень его агрессивности пока препятствует групповой работе, можно решать эту задачу в индивидуальной коррекции. Важно найти реалистичный способ справиться с непростой ситуацией. Например, с Полиной, не владеющей английским языком, можно было выучить два-три приветственных слова.

Способ должен быть такой, чтобы ребенок мог его применить. Например, папа Славы предложил ему обнять девочку-обидчицу. Но даже Славе с его небольшим опытом общения было понятно, что объятия тут неуместны. Этот способ неудачен, надо искать другой.

Отработать этот способ нужно посредством ролевой игры: «Давай поиграем, как будто я складываю кубики, а ты хочешь складывать их вместе со мной». Такие игры можно проводить, как говорил один из моих юных клиентов, «собой», а можно разыгрывать эти сюжеты с помощью игрушек. Кроме того, важен эмоциональный интеллект как способность распознавать эмоции (других людей и свои собственные), а также управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

В обзоре исследований, посвященных связи агрессивности и эмоционального интеллекта (García-Sancho, José, Fernández-Berrocal), показано, что между ними существует устойчивая связь: более высокие показатели эмоционального интеллекта коррелируют с более низким уровнем агрессивности, причем эта связь проявляется на различных этапах развития. Из этого следует практический вывод: в работу с агрессивным ребенком необходимо включать упражнения и игры, направленные на развитие способности распознавать свои переживания и выражать их конструктивным образом. И это логически приводит нас ко второму принципу.

Легализация гнева

Вторым принципом коррекционной работы по проблеме агрессии является легализация гнева. Необходимо помочь ребенку понять, что сердиться нормально, любые ограничения могут накладываться только на способ выражения гнева: «Сердиться можно, драться нельзя». В процессе работы необходимо помочь ребенку найти конструктивные способы выражения гнева: что можно делать вместо того, чтобы драться. Ни в коем случае не следует осуждать ребенка за то, что он испытывает гнев, обесценивать гнев комментариями типа: «Здесь не на что сердиться». Если он рассержен, он имеет право на это чувство. Но выражать его следует приемлемыми способами.

В русском языке для обозначения чувства гнева могут использоваться два прилагательных — «злой» и «сердитый». При этом слово «злой» однокоренное со словом «зло». Согласно Толковому словарю Ожегова, зло трактуется как «нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок», а также «беда, несчастье, неприятность». Злой, соответственно «заключающий в себе зло», антоним слову «добрый». Слово «зло» и однокоренные слова в русском языке имеют однозначно негативную коннотацию.

Подчеркну, что это специфическая трудность, связанная именно с русским языком. Скажем, в английском такого смешения не возникает: там сердитый — angry и злой — evil — совершенно разные по смыслу слова.

Что же происходит, если для обозначения гнева мы используем слово «злиться», называем гнев «злостью»?

С моей точки зрения, мы тем самым неявно показываем, что гнев — чувство нежелательное, негативное. В результате часто оказывается, что разговоры о гневе завершаются разговором о доброте.

Но ведь сердитый человек совершенно не обязательно недобрый! Злой — это черта характера, а сердитый — преходящее эмоциональное состояние, причем вполне нормальное, как и любое другое эмоциональное состояние.

Очень важно помочь агрессивному ребенку, а заодно и его родителям и педагогам увидеть, что он не злой — он сердитый. Вполне можно быть добрым и сердитым.

Какой из всего этого следует вывод? С моей точки зрения, для легализации гнева лучше избегать слов «злой», «разозлился» и использовать вместо них слова «гнев», «сердитый», «рассердился». Также ни в коем случае не следует противопоставлять гнев и доброту.

Лучше сравнивать гнев с другими эмоциями: радостью, грустью, удивлением и др. Достаточно вспомнить очень удачный мультфильм «Головоломка», где гнев выступает как рядоположный с другими чувствами.

А кто хозяин?

Третий принцип коррекционной работы с агрессивными детьми — подчеркивать, что «хозяином» чувства гнева является сам ребенок. То есть вместо «Вася тебя рассердил» нужно говорить: «Ты рассердился на Васю». Тем самым мы помогаем ребенку понять, что с выражением чувства гнева он может справиться. Если Вася меня рассердил, это сильнее меня, ничего сделать с этим я не могу. Если я сержусь на Васю, я сам ищу способ выражения своего чувства.

Приведу примеры упражнений, построенных с использованием перечисленных принципов.

Арт-терапевтическое упражнение «Вулкан»

Цель: формирование конструктивных способов выражения гнева.

Материалы: белый картон или плотная бумага формата А4 или А3, набор цветной бумаги и клей или мягкий пластилин, бумажный или малярный скотч, пластиковый стакан (в зависимости от выбранного варианта).

Целевая аудитория: дети младшего школьного и младшего подросткового возраста.

Сперва необходимо спросить у ребенка, знает ли он, что такое вулкан. Если знает, попросить объяснить, что это такое. Если не знает, объяснить, что это гора, которая время от времени выбрасывает лаву и раскаленные камни.

Затем важно развернуть разговор в сторону гнева. Можно спросить, на какое чувство похож вулкан, или сразу развернуть эту метафору и сравнить бурный гнев с извержением вулкана.

Теперь нужно предложить ребенку сделать сердитый вулкан. Это можно сделать тремя способами:

1. Обрывная аппликация. В этом случае ребенок рисует на белом листе контур вулкана, а затем отрывает кусочки цветной бумаги и наклеивает их на контур вулкана, заполняя его и изображая лаву. Лучше выполнять это упражнение без использования ножниц. Не нужно стремиться к аккуратности, вулкан предполагает спонтанность.

2. Рисование пластилином. Здесь также предварительно ребенок рисует контур вулкана, а затем выбирает пластилин подходящего цвета и размазывает его пальцами по бумаге. Если пластилин жесткий, его надо сначала разогреть в руках. Но я для таких упражнений специально покупаю мягкий пластилин.

3. Объемная композиция. Для этого варианта требуется пластиковый стакан (можно прозрачный или белый), лист картона, тонкая цветная бумага и пластилин. Можно также воспользоваться малярным или бумажным скотчем. Стакан нужно развернуть донышком вверх и прикрепить на лист картона (пластилином или скотчем). Затем из цветной бумаги делается лава: для этого от листа бумаги просто отрываются полоски. Обычно дети выбирают красный, оранжевый или желтый цвет. Эти полоски нужно прикрепить сверху к донышку стакана опять же с помощью пластилина или скотча.

Важно поддерживать инициативу ребенка при выполнении задания: он может предлагать свои собственные варианты. Например, Слава, о котором шла речь выше, вырезал у стакана донышко и приклеил полоски, изображающие лаву, с внутренней стороны. В итоге у него получилось настоящее жерло вулкана. Когда вулкан готов, нужно поговорить с ребенком о его гневе: когда он бывает таким сердитым, как этот вулкан, что ему хочется сделать и т.д.

Затем психолог говорит: «Когда у вулкана внутри поднимается горячая лава, он не может ее сдержать, ему придется начать извержение. Но извергаться вулкан может по-разному. Извержение может снести все вокруг, а может пройти почти незаметно для людей, которые живут вокруг него. Как ты думаешь, что можно сделать, чтобы извержение вулкана не принесло людям никакого вреда?»

У детей бывают разные идеи: кто-то предлагает поставить забор, кто-то — сделать отводную трубу и так далее. Когда ребенок высказал свои идеи, психолог предлагает ему нарисовать это. И аппликация, и рисование пластилином позволяют внести поправки прямо поверх готовой композиции. Когда рисунок готов, психолог говорит: «Теперь вулкан может спокойно извергаться, если он сердит. Он нашел свой способ сердиться. А как можешь сердиться ты?»

Арт-терапевтическое упражнение «Сердитая рука»

При создании этого упражнения я вдохновлялась упражнением О.В. Хухлаевой «Страшная рука».

Цель: формирование конструктивных способов выражения гнева.

Материалы: белый картон или плотная бумага формата А4 или А3, набор цветной бумаги и клей или мягкий пластилин (в зависимости от выбранного варианта).

Целевая аудитория: дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Психолог предлагает ребенку положить руку на лист бумаги или картона и обвести ее карандашом. Если ребенок в силу возраста не справляется, обвести его руку может взрослый. Затем психолог говорит: «Представь, что эта рука очень сердита. Ее нужно раскрасить, чтобы сразу было понятно, какое чувство она испытывает». Для раскрашивания лучше использовать не карандаши или фломастеры, а пластилин или обрывную аппликацию. Эти техники дают больше экспрессии в выражении гнева.

Когда рука готова, можно побеседовать с ребенком о том, почему рука может оказаться такой сердитой (напомню, что вопрос «Что ее рассердило?» неудачен, лучше спрашивать «На кого или на что она рассердилась?»). Затем психолог просит показать, как рука сердится. Важно расширить спектр способов выражения гнева, спросить у ребенка, как еще рука может показать, что она сердита. Если способ выражения гнева, показанный ребенком, неконструктивен (например, рука начинает драться), психолог проговаривает недопустимость этого способа и совместно с ребенком ищет другие: «Даже если ты очень сердит, драться нельзя. Как еще можно выразить гнев?»

Часто дети хотят дополнить сердитую руку какими-то другими руками. Это вполне можно сделать, главное — чтобы вторая рука не становилась «доброй». Она может оказаться радостной, грустной, счастливой и пр.

ЛИТЕРАТУРА

Марина ЧИБИСОВА
кандидат психологических наук, доцент МПГУ

Журнал «Школьный психолог» №5 (2019 г.)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *