Значительная часть сезона знаменуется ликвидацией снежного Покрова

Модуль4. Тема 1. Понятие культуры речи. Аспекты культуры речи. Языковая норма, ее динамика и вариативность.

⇐ Предыдущая1234

Цель: Научить студентов говорить правильно, т.е. употреблять языковые единицы в соответствии с требованиями ортологии — науки о правильности речи; научить говорить выразительно, т.е. составлять текст в соответствии с требованиями риторики- науки о выразительности речи; научить студентов выбору языковых средств для научного и официально-делового стилей речи и основным правилам создания наиболее нужных студенту и будущему специалисту текстов, конспектов, рефератов, докладов, выступлений, деловых писем.

1. Понятие о культуре речи

2. Три аспекта культуры речи: нормативный, коммуникативный, этический. Нормативный аспект культуры речи. Языковые единицы, имеющие варианты.

3.Языковые единицы, имеющие варианты. Правила использования языковых единиц.

ЗАДАНИЕ 1.

Исправьте речевые ошибки.
1. Нужно подумать о кормах на зиму для животноводства.
2. Шел дождь и два студента, один – в университет, другой – в плаще.
3. Российские спортсмены прибыли на международные соревнования для того, чтобы принять участие в соревнованиях, в которых будут участвовать не только российские, но и зарубежные спортсмены.
4. Значительная часть сезона знаменуется ликвидацией снежного покрова.
5. В высокой вазе цветы будут выглядеть более красивее.
6. Я приобрела для сына настольную игру.
7. Мальчик навзничь упал на землю, уткнувшись лицом в ладони рук.
8. Удельный вес грамотных по переписи 1897 года определялся в 36,7 %.
9. Город обеспечит молочными продуктами новый завод в Житомире.
10. По получению ответа немедленно реагируйте.
11. Написав ей, он стал ждать ответа.
12. Я с сестрой собрались на пруд.
13. Вся семья Ростовых после обеда слушали манифест.
14. Выезжая на Сечь, казаков никто не остановил.
15. Поднявшись вверх по реке, их застигла буря.
16. Он был смелый человек, не боясь трудностей.
17. Петя с другом решили, что поедем в лагерь.
18. По дороге Владимир спросил у Павла, что какое дело у его отца в городе.
19. Кубанцы знают и радуются своим успехам.
20. Охотник увидел барса, но он был не из трусливых.
21. Мартын накинул на голову барса мешок и, когда увидел, что он не может его сбросить, он вмиг очутился на нем верхом.
22. Он дал щенку мяса, и он за несколько секунд съел его.
23. Наш интерес к медицине вполне понятный.
24. Дедушка пришел на концерт послушать выступление его внука.
25. Самый наибольший вред наносит человеку курение.
26. Свыше пятьсот народностей проживают на этом континенте.
27. Среди двадцать одного студентов группы четверо были отличниками.
28. Какая-то птица села на ветку, и с нее посыпался серебряный дождь.
29. Наиболее высочайшие здания в мире находятся в городе Нью-Йорке.
30. На обеих коленях были царапины.

ПРОВЕРОЧНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. Нужно подумать о кормах на зиму для животных.
2. Был сильный дождь. В университет шли два студента, один из них был в плаще.
3. Российские спортсмены прибыли на международные соревнования.
4. Значительная часть сезона характеризуется отсутствием снежного покрова.
5. В высокой вазе цветы будут выглядеть более красиво.
6. Я приобрела для сына настольную игру.
7. Мальчик навзничь упал на землю, уткнувшись лицом в ладони.
8. Количество грамотных по переписи 1897 года определялось в 36,7 %.
9. Новый завод в Житомире обеспечит город молочными продуктами.
10. По получении ответа немедленно принимайте меры.
11. Написав ей, он стал ждать ответа.
12. Я с сестрой собралась на пруд.
13. Вся семья Ростовых после обеда слушала манифест.
14. Никто не остановил выезжавших на Сечь казаков.
15. Когда они поднялись вверх по реке, их застигла буря.
16. Он был смелым человеком, не боявшимся трудностей.
17. Петя с другом решили, что поедут в лагерь.
18. По дороге Владимир спросил у Павла, какое дело у его отца в городе.
19. Кубанцы радуются своим успехам.
20. Охотник был не из трусливых, поэтому не испугался, когда увидел барса.
21. Мартын накинул на голову барса мешок и, когда увидел, что тот не может его сбросить, вмиг очутился на нем верхом.
22. Он дал щенку мяса, и тот за несколько секунд съел его.
23. Наш интерес к медицине вполне понятен.
24. Дедушка пришел на концерт послушать выступление своего внука.
25. Самый большой вред наносит человеку курение.
26. Свыше пятисот народностей проживает на этом континенте.
27. Среди двадцати одного студента группы четверо были отличниками.
28. Какая-то птица села на ветку, с которой посыпался серебряный дождь.
29. Высочайшие здания в мире находятся в городе Нью-Йорке.
30. На обоих коленях были царапины.

ЗАДАНИЕ 2

Определите место ударения в словах.

5. Бомбардировать, вероисповедание, воспроизведенный, кинематография, многоотраслевой, присовокупить, расформировать.

6. Тефтели, творог, петля, гренки, казаки.

ЗАДАНИЕ 1.

Найдите и исправьте ошибки в согласовании.
1.Восемь человек вошло в дом трактирщика.
2.Тридцать один ученик участвовали в походе.
3.Большая часть домов в этом районе каменные.
4.На протяжении веков крестьянство боролись против помещиков.
5.Иванов был круглая сирота.
6.Он такая растяпа!
7.Это было в проливе Босфоре.
8. Это случилось в штате Мичигане.
9. К уборке зерновых культур уже приступил ряд хозяйств.
10. Детвора благодарны шефам за подарок.
11. Автомобиль «Жигули» пришли первыми.
12. Три скамейки стояло у стены.
13. Большинство произведений поэта посвящено теме любви.
14. Не то снег, не то град выпадут завтра.
15. Музей-квартира закрыта на ремонт.
16. Плащ-палатка была уже сложена.
17. Космический корабль летит к планете Марсу.
18. Над горой Казбеком взлетел флаг.
19. Для этого потребуются несколько месяцев.
20. Вся в грязи «Жигули» остановилась.
21. Кто из подруг написала об этом?
22. При погрузке сэкономлены 32 часа.
23. Сейчас выступит русская ученая профессор Ахманова.
24. Мы изучаем сообщения космического аппарата «Луны-10».
25. Телескоп был направлен в сторону созвездия Близнецов.
26. Она опытная инженер.
27. Река Днепр этой весной вышел из берегов.
28. Веселый котенок Мурка смешила нас каждый день.
29. Детвора с утра резвились во дворе.
30. В конгрессе принимали участие тридцать одна страна.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. Восемь человек вошли в дом трактирщика.
2. Тридцать один ученик участвовал в походе.
3. Большая часть домов в этом районе каменная.
4. На протяжении веков крестьянство боролось против помещиков.
5. Иванов был круглый сирота.
6. Он такой растяпа!
7. Это было в проливе Босфор.
8. Это случилось в штате Мичиган.
9. К уборке зерновых культур уже приступил ряд хозяйств.
10. Детвора благодарна шефам за подарок.
11. Автомобиль «Жигули» пришёл первым.
12. Три скамейки стояли у стены.
13. Большинство произведений поэта посвящены теме любви.
14. Не то снег, не то град выпадет завтра.
15. Музей-квартира закрыт на ремонт.
16. Плащ-палатка был уже сложен.
17. Космический корабль летит к планете Марс.
18. Над горой Казбек взлетел флаг.
19. Для этого потребуется несколько месяцев.
20. Вся в грязи «Жигули» остановилась.
21. Кто из подруг написал об этом?
22. При погрузке сэкономлено 32 часа.
23. Сейчас выступит русский ученый профессор Ахманова.
24. Мы изучаем сообщения космического аппарата «Луна-10».
25. Телескоп был направлен в сторону созвездия Близнецы.
26. Она опытный инженер.
27. Река Днепр этой весной вышла из берегов.
28. Веселый котенок Мурка смешил нас каждый день.
29. Детвора с утра резвилась во дворе.
30. В конгрессе принимала участие тридцать одна страна

Упражнение 15. Исправьте речевые ошибки.

Вперед думай, потом отвечай.

Он декларировал громогласно о своих планах.

Он попал в противотуберкулезный диспансер.

Я кушаю фрукты каждый день.

Заглавную роль в пьесе «Враги» играет Сидоров.

За дорогой на вершине холма — лес, а на его склонах раскинулись луга.

В книге говорится о дружбе класса, о том, как они болеют за успеваемость.

Давыдов собирает крестьянство, чтобы посвятить их в свои планы.

В лесах особенно долго была зима, и снег медленно таял, так как их защищали от солнца деревья.

Своими соображениями о новом методе он поделился с коллегой по работе.

Специфическая особенность художественной речи состоит в том, что в ней много образных слов и выражений.

Ваше согласие играет для меня большое значение.

Я предприму усилия, чтобы сдать экзамен по русскому языку.

Он очень практический человек.

Все командировочные могут поселиться в гостинице.

Благодаря наводнению люди остались без крова.

Эти разрушения произошли за счет плохой работы труб.

Каждый тракторист был закреплен за определенным трактором, который следил за его состоянием.

Подъезжая к станции и глядя на вокзал в окно, меня охватила внезапная радость.

Проходя по цеху, на меня пахнуло жаром.

Глядя на ветку сирени, мне вспомнилась родина.

Жизнь должна изображаться в книгах, не приукрашивая ее.

Взобравшись на крышу, Павке виден был сад Лещинских.

Увидев револьвер, у него захватило дух.

Живя в монастыре, Мцыри захватили мечты о родине.


Газета «Известия» опубликовали статью о деятельности новой партии.

Живущие родственники в Сибири, приехав в Москву,
остановились у нас.

Сквозь щели в крыше проникает два солнечных луча.

В турнире принимали участие представители многих стран: Австрия,
Венгрия, Россия, Италия и другие.

Если цветы сразу же не поставить в вазу, они будут еще вялее.
Упражнение 16. Исправьте речевые ошибки.

Нужно подумать о кормах на зиму для животноводства.

Шел дождь и два студента, один — в университет, другой — в плаще.

Российские спортсмены прибыли на международные соревнования для того,
чтобы принять участие в соревнованиях, в которых будут участвовать не только
российские, но и зарубежные спортсмены.

Значительная часть сезона знаменуется ликвидацией снежного покрова.

В высокой вазе цветы будут выглядеть более красивее.

Я приобрела для сына настольную игру.

Мальчик навзничь упал на землю, уткнувшись лицом в ладони рук.

Удельный вес грамотных по переписи 1897 года определялся в 36,7 %.

Город обеспечит молочными продуктами новый завод в Житомире.

По получению ответа немедленно реагируйте.

Написав ей, он стал ждать ответа.

Я с сестрой собрались на пруд.

Вся семья Ростовых после обеда слушали манифест.

Выезжая на Сечь, казаков никто не остановил.

Поднявшись вверх по реке, их застигла буря.

Он был смелый человек, не боясь трудностей.

Петя с другом решили, что поедем в лагерь.

По дороге Владимир спросил у Павла, что какое дело у его отца в городе.

Кубанцы знают и радуются своим успехам.

Охотник увидел барса, но он был не из трусливых.

Мартын накинул на голову барса мешок и, когда увидел, что он не может его сбросить, он вмиг очутился на нем верхом.

Он дал щенку мяса, и он за несколько секунд съел его.

Наш интерес к медицине вполне понятный.

Дедушка пришел на концерт послушать выступление его внука.

Самый наибольший вред наносит человеку курение.

Свыше пятьсот народностей проживают на этом континенте.

Средидвадцать одного студентов группы четверо были отличниками.

Какая-то птица села на ветку, и с нее посыпался серебряный дождь.

Наиболее высочайшие здания в мире находятся в городе Нью-Йорке.

На обеих коленях были царапины.

Упражнение 17Определите, к какому стилю принадлежит приведенный ниже текст:

1) разговорному 2) художественному 3) газетно-публицистическому 4) официально-деловому 5) научному

События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизилосьвоспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов гражданско-патриотического воспитания. Как следствие, объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос.

В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам, правовой нигилизм, национальный снобизм, отсутствие уверенности в своих действиях как гражданина, социальная пассивность и др., проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы. Таким образом, в общественном сознании произошли подмены понятий «гражданственность», «гражданский долг», «патриотизм», которые оторваны от реалий общественной жизни.

Сократ считал, что «существуют всеобщие и неизменные нравственные понятия, которые человек должен стремиться осознать, к их числу он относил и любовь к Родине

Демокрит утверждал, что «результатом воспитания должен быть нравственный человек, умеренный во всем, действующий в соответствии с общественным долгом».

Согласно Я.А. Коменскому, одним из главных направлений воспитания должно быть воспитание у ребенка стремления оказывать пользу своими услугами возможно большему числу людей.

А.С. Макаренко, разрабатывая основы воспитания гражданина, установил тесные связи между гражданским сознанием и гражданским поведением. При этом он подчеркивал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках, — «от настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая»

Н.И. Новиков утверждал, что главным предметом воспитания является то, чтобы образовывать детей счастливыми людьми и полезными гражданами.

А.Н. Радищев полагал, что главная цель воспитания — подготовить «сына

Отечества», гражданина, истинного патриота, защитника интересов народа, готового ради него на все. «Сын Отечества» должен обладать всеми данными для разумной и полезной жизни в обществе: умом, здоровьем, твердой волей, честным характером, готовностью к благородному труду.

Нравственными чертами «сына Отечества» А.Н. Радищев определял: патриотизм, стремление к свободе, ненависть к рабству, человечность, честность, трудолюбие, сила воли, умение защищать достоинство.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *