Соотношение прокурорского надзора и контроля

3.2. Соотношение прокурорского надзора и государственного контроля. Совпадение и различие

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что органы контроля как государственные, так и негосударственные, общественные, действующие на основании закона, а также органы прокурорского надзора выполняют в государстве, обществе необходимые и важные задачи.

Главное, что достижение неуклонного соблюдения установленного правопорядка, законов способствует успешной и эффективной деятельности в любой отрасли государственной и общественной деятельности. Поэтому и во многом совпадают понятие и определение «контроля» и «надзора».

Действительно, в деятельности органов прокуратуры, как органов надзора за соблюдением законности, так и органов контроля, многое совпадает и пересекается, что как раз и требует постоянного, целенаправленного и четкого взаимодействия надзорных и контролирующих органов.

Можно выделить следующие характерные черты, определяющие деятельность рассматриваемых органов:

Органы надзора и контролирующие органы руководствуются и добиваются исполнения закона. Именно поэтому мы полагаем, что необходима четко разработанная Концепция развития этих органов, законодательно регламентированные задачи, полномочия, основные задачи и принципы деятельности.

Органы надзора и органы контроля имеют основную цель на основе конституционных требований — это обеспечение соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Органы надзора и органы контроля должны быть максимально открыты для общества, осуществлять свою деятельность на основе принципа гласности в пределах, установленных законом, чтобы обеспечить соблюдение права человека на охрану частной жизни и соблюдение охраняемых законом государственной и специальной тайн.

Задачей органов прокурорского надзора и контролирующих органов, наряду с осуществлением надзора и контроля за соблюдением закона и надлежащей деятельности, является не только и не столько выявление нарушений, что, несомненно, очень важно с любой точки зрения, а установление причин нарушений, условий, которые способствуют их совершению, недоработкам и упущениям. Именно это дает возможность разрабатывать необходимые меры для предотвращения любых нарушений, будь то нарушения порядка, которые не являются опасным, дисциплинарно наказуемым нарушением либо влекущим административную ответственность, либо преступления. Именно поэтому мы полагаем и ранее высказывались об этом46, что требуется подготовка и издание специального Федерального закона «О предупреждении правонарушений», поскольку в таком законе должны быть разработаны и предусмотрены различные меры как по линии государства и его органов, так и общественных объединений и организаций, всей общественности для предупреждения различного рода нарушений, а также форм и видов контроля (надзора) за соблюдением и исполнениемтакого закона.

У органов надзора и контролирующих органов во многом, и это естественно, совпадают методы их деятельности: проведение проверок, получение объяснений, истребование и анализ документов, использование экспертных оценок. Разумеется, что тактики проведения и использования названных методов различны. Здесь, как нам представляется, необходимо как для органов надзора, так и для контролирующих органов четкое и полное регламентирование на уровне закона порядка, пределов, сроков, оформления использования тех или иных методов контроля (надзора), с установлением также порядка обжалования, в том числе в суд, причем с определением в законе, что должно представляться в суд и в какие сроки должно быть рассмотрено обращение.

То есть необходимо установить приемлемый для граждан порядок, когда правильность действий должен был бы доказывать не обратившийся в суд (или в иной орган, уполномоченный на это законом) гражданин, а соответствующий представитель органа контроля (надзора), то есть тот чиновник, который принял решение или выдвинул определенное требование. Должна быть предусмотрена, как сказал швейцарский адвокат Карл Экштайн, определенная административная процедура, которая поможет бороться с имеющим иногда место произволом чиновника47.

6. Как органынадзора, так и контролирующие органыв своих решениях и действиях подконтрольны органам судебной власти,

47 См.: Дымарский В. Нормы бюрократии на душу населения // Рос- сийская газ. 2002. 25 янв.

куда любой гражданин, различные предпринимательские структу-рыи общественные объединения вправе обжаловать их решения.

Взаимодействие органов надзора и контролирующих органов должно быть не только в форме передачи контролирующими органами материалов органам надзора, когда требуется вмешательство в силу создавшихся обстоятельств органов правоохранительных, но и в процессе проведения каких-то проверочных мероприятий, как это правильно отметил руководитель Счетной палаты РФС. В. Степашин48, а также для обсуждения возникающих проблем, неясных вопросов, организации работы по пропаганде и разъяснению законодательства, проведения совместных мероприятий по предупреждению правонарушений. Думается, что необходимо по примеру «Положения о взаимодействии правоохранительных органов в борьбе с преступностью», утвержденного Указом Президента РФ18 апреля 1996 г., подготовить соответствующее Положение о взаимодействии правоохранительных органов и органов контроля и всех органов исполнительной власти, а может быть и законодательной власти. Представляется, что это, в частности, можно регламентировать и отрегулировать в предлагаемом Законе «О предупреждении правонарушений».

Названные нами весьма существенные совпадающие признаки в деятельности органов надзора и контролирующих органов и организаций определяют возможность их совместной работы, которой не могут и не должны мешать некоторые, хотя и важные отличия, характеризующие орган надзора — прокурорскую систему. Эти особенности, по нашему мнению, весьма важны для понимания положения, значения и роли прокурорского надзора в государстве, обществе. Они, как нам представляется, заключаются в следующем:

1. Органы прокуратуры как единая федеральная система осуществляют надзор от имени Российской Федерации и подчинены только закону. Органы контроля, как государственные, так и негосударственные, общественные, кем бы они не были образованы, таким правом и положением не обладают. Они осуществляют контроль от имени и по поручению того органа организации, которым они образованы и уполномочены, что требует

См.: Настольная книга прокурора…

и соответствующего законодательного оформления. Вот, в частности, почему мы полагаем, что прокурорскому надзору должна быть отведена специальная глава, раздел в Конституции Российской Федерации, как это сделано в конституциях многих зарубежных государств и как было ранее в Конституции СССР.

2. На Прокуратуру Российской Федерации — единую федеральную, централизованную систему — возложено осуще- ствлять надзор за соблюдением Конституции Российской Феде- рации и исполнением действующих на ее территории законов. Ни одному органу контроля, так же как и органам надзора, не поручено осуществление этого рода надзора. Целью такого над- зора, которая поставлена также перед прокурорским надзором, является обеспечение верховенства закона, единства и укрепле- ния законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Нам представляется, что регламентация и регулирование деятельности такого органа, которому поручена реализация вышесказанных целей, должна производиться на уровне Федерального конституционного закона, то есть в том же порядке, как деятельность Правительства, судебной системы:!. Только это будет способствовать достижению поставленных целей и задач, повысит авторитет и возможности надзора, который выполняется по поручению государства, поможет Президенту страны в выполнении его обязанности быть гарантом Конституции РФ, а также соблюдению прав и свобод человека и гражданина.

Органыпрокуратуры—единая, федеральная, централизованная система, возглавляемая Генеральным прокурором РФ и подчиненная ему. Это дает возможность добиваться поставленной цели — обеспечения верховенства закона и единства законности во всей Федерации. В этом отличие прокуратуры, и весьма существенное, от контролирующих органов, которые подчинены различным органам, подотчетны им и обязаны выполнять их указания и учитывать их мнение, что не всегда правильно и соответствует закону.

Органы прокуратуры действуют и подчинены Конституции и Федеральному закону «О прокуратуре РФ», а также законам!, которые указаны в этом акте (в основном процессуальному законодательству в сфере осуществления судопроизводства). Это также дает возможность укреплять верховенство закона и единство законности, особенно с учетом независимости прокуратуры от федеральных органов исполнительной власти, местных органов власти (законодательной и исполнительной) и местного самоуправления. Органы, осуществляющие контрольную деятельность, руководствуются различными правовыми актами, нередко противоречащими друг другу, зависимы от создавших и уполномочивших их органов, что не может не сказаться на их деятельности. Именно поэтому многие ученые и практические работники высказываются о необходимости в законодательном порядке усилить независимость контролирующих органов, что нам представляется совершенно правильным.

Органыпрокуратуры, не являясь органомуправления, при осуществлении надзора не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность, деятельность органов контроля, не подменяют их и не пользуются правом решений, отмены решений. Они вправе только реагировать при нарушении закона теми средствами и методами, как это установлено законом. Это отличает их от органов контроля, являющихся органами управления.

Прокуратура как орган надзора имеет единый федеральный центр, который на основании закона направляет деятельность всей системы, обеспечивая согласованность действий, создавая возможность сосредоточить в нужный момент усилия всей системы на решении наиболее важных задач в установленные сроки. Контрольная система такого центра не имеет, хотя, несомненно, нуждается в нем, что вызывает необходимость проработки данной проблемы и разработки основополагающего по принципиальным вопросам федерального закона о контролирующей системе Российской Федерации, ее отраслевом подразделении, полномочиям, мерам воздействия, взаимодействии.

Прокуратура имеет единые средства и мерыреагирования, установленные законом, апробированные практикой, что обусловливает необходимость их сохранения и некоторого расширения и конкретизации, о чем мы уже говорили выше. Думается, что подобные меры воздействия для каждого уровня контролирующих органов должны быть разработаны и для органов контроля.

Названные различия еще раз убеждают в том, что органы контроля и надзора по их сущности — это органы разноплановые по своему характеру и содержанию, своим целям и задачам и направленности деятельности. Именно поэтому органами надзора являются органы прокурорского надзора, а все остальные, именуемые «надзором», — органами государственного контроля.

§ 4. Соотношение прокурорского надзора с другими видами надзора и контроля

Прокурорский надзор не единственный способ обеспечения законности в нашем государстве. В тех же целях реализуются и другие формы надзора и контроля. Строго говоря, все органы правового государства обязаны бороться с правонарушениями и применять действенные меры по их устранению и предупреж­дению. Чтобы выяснить специфику прокурорского надзора и его роль в укреплении законности, необходимо сравнить его с другими видами надзора и контроля. Положение осложняется тем, что термины «надзор» и «контроль» но существу тождест­венны: и тот и другой толкуются как «наблюдение с целью проверки»27. Безусловно, смысловое сходство имеется. И не случайно при осуществлении надзора или контроля часто соверша­ются однотипные действия — проверки деятельности различных учреждений, предприятий, организаций, граждан в целях уста­новления каких-либо недостатков, нарушений законности. При этом как бы утрачивается различие в применении данной терминологии.

В литературе прокуратура иногда рассматривается как ор­ган контроля. Например, Е.В. Шорина утверждает, что в си­стеме органов контроля особое место занимает прокуратура28. С.А. Авакьян и Г.В. Барабашев включают прокурорский надзор в так называемый общий контроль29. Наблюдается и другая крайность, когда все виды контрольной деятельности именуют­ся надзором. А.В. Мицкевич утверждает, что надзор помимо прокуратуры осуществляется судом, другими правоохранитель­ными органами, органами управления, общественными органи­зациями30. И.Е. Фербер деятельность всех органов государст­венной власти по обеспечению законности именует надзором за соблюдением законов31. Сходство терминологии, однако, не означает единства надзорной и контрольной деятельности. Они различны по содержанию, имеют свои особенности.

Как правильно отметила О.Ю. Шубина, понятие контроля шире понятия надзора32. Контроль, как правило, осуществляется вышестоящими органами по отношению к нижестоящим и ос­новывается на власти и подчинении. Обычно вышестоящий орган руководит подчиненными ему учреждениями, предпри­ятиями, организациями, поручая им различные задания, прове­ряя точность их выполнения. Контроль таким образом становится элементом руководства, управления определенными про­цессами, происходящими в том или ином регионе. Например, Законом Российской Федерации о краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации от 5 марта 1992 г. на администрацию возложена обязанность обес­печивать выполнение законодательства РФ, решений краевого, областного Совета, осуществлять контроль за их соблюдением на территории края, области (ст. 64)33.

Контроль характеризуется еще одной особенностью. Реали­зующие его должностное лицо, орган вправе не только выяв­лять различные недостатки, нарушения законности, но и непо­средственно устранять их. Контроль касается и качества рабо­ты, выполняемой подчиненными органами, учреждениями, предприятиями, организациями.

Главная особенность надзора — строго определенная спе­циализация. В качестве его предмета предстает не вся деятель­ность поднадзорных субъектов, а только какое-либо её направ­ление, аспект. Иными словами, надзор — это своеобразный специализированный контроль, но в отличие от последнего он, как правило, не строится на отношениях власти и подчинения. Орган, выполняющий надзорные функции, установив различ­ные недостатки, нарушения законности, часто сам не уполномо­чен их устранить и обращается к компетентным органам влас­ти, управления, должностным лицам с требованиями о приня­тии необходимых мер. В этом отношении типичен прокурор­ский надзор, предназначенный только для борьбы с правонару­шениями в целях обеспечения строгого и точного исполнения законов. При его осуществлении проверяется не работа учреж­дений, предприятий, организаций, а лишь исполнение ими пра­вовых предписаний. И согласно общему правилу устранением установленного прокурором правонарушения по его требова­нию занимается компетентный орган или уполномоченное на то должностное лицо.

По правовой природе формы контроля и надзора можно подразделить на высшие и обычные (все остальные). Высшей формой контроля является контроль Конституционного Суда. Он распространяется на все органы законодательной и исполнительной власти РФ и входящих в ее состав субъектов. Кон­ституционный Суд рассматривает дела, проверяет соответствие Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, а также конституций республик, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов РФ (подп. «а» и «б» п. 2 ст. 125 Конституции РФ).

Хотя в Конституции прямо не указывается на осуществле­ние контрольных функций Советом Федерации, Государствен­ной Думой, практически эти законодательные органы ими обладают. Поскольку они могут обращаться в Конституцион­ный Суд по поводу несоответствия Конституции различных нормативных актов, в том числе актов Президента РФ, постольку они осуществляют контроль за их законностью. Ясно, что прежде чем обратиться в Конституционный Суд с запро­сом, эти органы устанавливают незаконность того или иного акта.

Довольно широкими контрольными полномочиями обладает Совет Федерации. В соответствии с п. 3 ст. 105 Конституции все принятые Государственной Думой федеральные законы в тече­ние пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Рассмотрение выражается в проверке этих нормативных актов не только с точки зрения их соответствия Конституции РФ, но и на предмет целесообразности, полезности для государства и общества. Акт может быть не одобрен Советом Федерации, и тогда создается согласительная комиссия по устранению содержащихся в нем недостатков. После этого закон направля­ется на повторное рассмотрение Государственной Думы. Закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей общего числа депутатов Думы (п. 5 ст. 105).

Совет Федерации осуществляет также контроль за деятель­ностью Президента, утверждая его указы о введении военного и чрезвычайного положений (подп. «в» и «б» п. 1 ст. 102). К ком­петенции Совета относится и отрешение Президента от долж­ности (подп. «е» п. 1 ст. 102). Разумеется, реализация указан­ных полномочий предполагает проверку обоснованности этих актов, деятельности Президента как главы государства.

Контрольные полномочия Президента в отношении Совета Федерации и Государственной Думы еще более обширны. Прак­тически все принимаемые этими органами законы ему подкон­трольны. Согласно п. 1 ст. 107 Конституции принятые федеральные законы в течение пяти дней направляются Президенту для подписания и обнародования. Прежде всего, Президент про­веряет их с точки зрения соответствия Конституции, практи­ческой целесообразности и может отклонить, если признает некачественными. Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривают отклоненный закон, и если при повторном рас­смотрении он будет одобрен в ранее принятой редакции боль­шинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то под­лежит подписанию Президентом в семидневный срок и обнаро­дованию (п. 3 ст. 107). Но это не означает, что контрольные возможности Президента исчерпаны. Президент может обратить­ся в Конституционный Суд с запросом о соответствии Консти­туции подписанного им закона (п. 2 ст. 125).

В литературе контроль высших органов государственной власти именуется верховным34. Прокурорский же надзор явля­ется производным от верховного контроля, ибо осуществляется от имени указанных органов, но имеет иную сферу воздейст­вия, ибо касается органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, министерств и ведомств, органов местно­го самоуправления. В отношении последних верховный контроль может осуществляться постольку, поскольку в этом воз­никает необходимость. Его основное назначение — обеспечение законности в верхах, в центральных органах власти.

В известном смысле верховный контроль осуществляют так­же законодательные и исполнительные органы субъектов РФ, республик, входящих в ее состав, краев, областей, националь­ных округов, городов Москвы, Санкт-Петербурга, хотя в Кон­ституции конкретных указаний по этому поводу не имеется. Но они руководят подчиненными им органами, а значит, вправе контролировать их деятельность, в том числе соблюдение ими законности.

Согласно п. 2 ст. 46 Конституции действия (или бездей­ствие) органов государственной власти, органов местного само­управления, общественных объединений и должностных лиц, принятые ими решения могут быть обжалованы в суде. Суды всех уровней выполняют юрисдикционную функцию, а именно — правосудие, оно включает в себя и проверку законности всех правовых актов, издаваемых различными органами власти и уп­равления. В связи со становлением правового государства пол­номочия судов в этом отношении весьма расширены.

Верховный контроль за соблюдением законности в нашем государстве выполняют Верховный и Высший Арбитражный суды РФ. Самый высший контроль осуществляет Конституци­онный Суд, наделенный полномочиями проверять соответствие Конституции РФ законов, принятых Федеральным Собранием, указов Президента, признавать их незаконными и, следова­тельно, не подлежащими применению. Конституционный Суд, олицетворяющий высшую справедливость и строгое соблюде­ние законности, полностью самостоятелен и не подконтролен каким-либо органам, в том числе высшим органам власти; вы­носимые им решения обжалованию и опротестованию не под­лежат.

Все нижестоящие суды при рассмотрении уголовных, граждан­ских, административных дел тоже выполняют контрольные функ­ции. Их контроль уже не имеет ранга верховного, хотя роль его в укреплении законности и правопорядка в соответствующих регионах весьма значительна. Прокуроры участвуют в рассмотре­нии судами дел и осуществляют надзор за законностью и обосно­ванностью приговоров, решений, определений.

Контроль за соблюдением законности (но не верховный) осуществляют и другие органы государства. Можно выделить три вида контроля и надзора: общий, ведомственный и специа­лизированный.

Общий— это контроль, выполняемый краевой, областной администрацией, а также органами местного самоуправления, не являющимися государственными. Осуществляя руководство на закрепленной за ними территории, они оказывают влияние на все изменения, выявляют различные недостатки, в том числе нарушения законности, и принимают меры по их устранению, предупреждению.

Вместе с тем подобный контроль нередко отражает местные интересы, не всегда соответствующие интересам общегосударст­венным, выраженным в законе. Вот почему в отношении этих органов прокурорский надзор должен быть более действенным и активным.

Ведомственный (внутренний)контроль применяется в сис­теме министерств, ведомств. В силу принципа централизма каждый нижестоящий орган подчиняется вышестоящему, кото­рый руководит им, контролирует качество работы. Проверка же законности совершаемых действий нередко находится на вто­ром плане, а потому правонарушения часто не обнаруживаются. Данный контроль зачастую отражает сугубо ведомственные интересы, а потому и здесь прокурорский надзор должен быть эффективным, оперативным. Являясь межведомственным, он защищает охраняемые законом интересы государства, общества.

Специализированныйконтроль или надзор касается тех сфер производственной, хозяйственной и иной деятельности уч­реждений, предприятий, организаций, которые связаны со строго определенным режимом работы. Осуществляется он различного рода государственными, ведомственными инспекциями: сани­тарными, ветеринарными, торговыми, автомобильными, техни­ческими и т.д. Инспекторы — это должностные лица, обладаю­щие специальными научными познаниями (врачи, зоотехники, энергетики, инженеры и т. д.). Отношение прокурорского надзора к специализированным видам надзора или контроля двоякое.

С одной стороны, прокуратура при выполнении своих функций не вправе подменять различные инспекции, а при необходимос­ти должна привлекать специалистов для проведения проверок исполнения законов. А с другой — она обязана осуществлять надзор за законностью выполняемых ими функций.

Прокурорский надзор по сравнению с другими видами над­зора и контроля характеризуется следующими особенностями: 1) он является представительным, ибо осуществляется от име­ни и по поручению высших органов власти РФ; 2) по целевому назначению он строго специализированный, что выражается только в надзоре за соблюдением законности, так как прокуро­ры не управляют, а лишь надзирают за исполнением законов; 3) данный надзор имеет широкую сферу действия, ибо распро­страняется на все регулируемые правом общественные отноше­ния; 4) наблюдается определенная ограниченность полномочий прокуроров при выполнении надзорных функций. Они, выявляя нарушения законности, часто не уполномочены самостоятельно их устранять, а потому вынуждены обращаться к компетент­ным органам с требованием о принятии соответствующих мер. Только в виде своеобразного исключения при осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания и предва­рительного следствия прокуроры вправе отменить незаконные постановления следователя или инспектора по дознанию.

Сущность прокурорского надзора: предмет, объекты, пределы. Соотношение прокурорского надзора с другими видами государственного контроля и надзора.

Прокурорский надзор – специфическая деятельность государственных органов прокуратуры, осуществляемая от имени РФ и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции и исполнения законов, действующих на её территории. Указанная деятельность не может осуществляться иными органами. Прокурор, осуществляя надзор, защищает интересы и действует от имени всех членов общества, объединенных общей системой государства.

Осуществляет поддержание порядка в государстве различными способами, но главным образом при помощи государственного контроля. Направлен на обеспечение эффективности деятельности государственного аппарата. Надзор — это контрольная деятельности за исполнением только законов.

Прокурор – физическое лицо, состоящее на постоянной или временной службе в органах прокуратуре, принятое на работу в соответствии с ФЗ и исполняющее обязанности в соответствии с ФЗ и распоряжениями генерального прокурора. Понимается под понятием прокурора – генеральный прокурор, прокурор субъекта, прокурор города, района, специализированной прокуратуры, заместители генерального прокурора, его помощники, советники, старшие помощники, по особым поручениям, прокурор-криминалист. Осуществляют специфическую деятельность. Также в системе органов работают прокурорские работники – работники, занимающие вспомогательные должности, научно-педагогические работники и другие. Прокурорский надзор как отрасль науки – сумма знаний о формах, средствах, методах, осуществления прокурорской деятельности. Предмет прокурорского надзора.

Общественные отношения, на регулирование которых и обеспечение законности направлена еятельность органов прокуратуры. Объект прокурорского надзора. Предприятия, учреждения, организации, государственные органы, их должностные лица, в которых проводятся прокурорские проверки исполнения законов. Субъект прокурорского надзора. Прокурор как должностное лицо органа прокуратуры, но также к субъектам относится и сам орган. Сущность. Выявление и установление правонарушений, а также применение правовых средств для устранения выявленных правонарушений.

Пределы прокурорского надзора

По предмету к пределам прокурорского надзора относятся то, что прокуратура не вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорного объекта.

По объектам прокуратура не осуществляет надзор в отношении:

— президента

— федерального собрания

— правительства

— судов;

— граждан

Средства подразделяются на:

Средства выявления – проведение проверок, истребование документов

Средства устранения – направление официального представления

Средства предупреждения – направление предостережения

Основными целями является обеспечение верховенства закона и обеспечения иерархии законов. Другими целями прокурорского надзора являются:

Обеспечение единства и укрепление законности

Обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина

Обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства в целом

Конкретные виды деятельности направленной на достижение целей отражены в пункте 2 статьи 1 ФЗ «о прокуратуре». Одним из важнейших направлений деятельности является координация деятельности других органов. Для достижения вышеуказанных целей принимаются различные по содержанию, по кругу субъектов, по средствам решения задачи. Они определяются конкретными ситуациями. Задачи делятся на три уровня:

Общие – наиболее важные. Определяются в конституции, в ФЗ «О прокуратуре», в иных ФЗ.

Укрепление законности и охрана от посягательств общественного и государственного строя

Охрана от посягательств на политические, трудовые, жилищные и другие личные права граждан.

Охрана прав и законных интересов предприятий и организаций, независимо от форм собственности.

Специальные – задачи по конкретным направлениям.

Контроль за исполнением нормативно-правовых актов

Частные – различаются в зависимости от направления, а также от вида применяемого правового средства прокурорского надзора.

Прокурорский надзор не единственный способ обеспечения законности в нашем государстве. В тех же целях реализуются и другие формы надзора и контроля. Строго говоря, все органы правового государства обязаны бороться с правонарушениями и применять действенные меры по их устранению и предупреж­дению.

По правовой природе формы контроля и надзора можно подразделить на высшие и обычные (все остальные). Высшей формой контроля является контроль Конституционного Суда. Он распространяется на все органы законодательной и исполнительной власти РФ и входящих в ее состав субъектов. Конституционный Суд рассматривает дела, проверяет соответствие Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, а также конституций республик, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов РФ (подп. «а» и «б» п. 2 ст. 125 Конституции РФ).

Хотя в Конституции прямо не указывается на осуществление контрольных функций Советом Федерации, Государственной Думой, практически эти законодательные органы ими обладают. Поскольку они могут обращаться в Конституционный Суд по поводу несоответствия Конституции различных нормативных актов, в том числе актов Президента РФ, постольку они осуществляют контроль за их законностью. Ясно, что прежде чем обратиться в Конституционный Суд с запросом, эти органы устанавливают незаконность того или иного акта.

Довольно широкими контрольными полномочиями обладает Совет Федерации. В соответствии с п. 3 ст. 105 Конституции все принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Рассмотрение выражается в проверке этих нормативных актов не только с точки зрения их соответствия Конституции РФ, но и на предмет целесообразности, полезности для государства и общества.

Совет Федерации осуществляет также контроль за деятельностью Президента, утверждая его указы о введении военного и чрезвычайного положений (подп. «в» и «б» п. 1 ст. 102). К компетенции Совета относится и отрешение Президента от должности (подп. «е» п. 1 ст. 102). Разумеется, реализация указанных полномочий предполагает проверку обоснованности этих актов, деятельности Президента как главы государства.

Контрольные полномочия Президента в отношении Совета Федерации и Государственной Думы еще более обширны. Практически все принимаемые этими органами законы ему подконтрольны.

Контроль высших органов государственной власти именуется верховным. Прокурорский же надзор является производным от верховного контроля, ибо осуществляется от имени указанных органов, но имеет иную сферу воздейст­вия, ибо касается органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, министерств и ведомств, органов местного самоуправления.

Все нижестоящие суды при рассмотрении уголовных, гражданских, административных дел тоже выполняют контрольные функции. Их контроль уже не имеет ранга верховного, хотя роль его в укреплении законности и правопорядка в соответствующих регионах весьма значительна. Прокуроры участвуют в рассмотрении судами дел и осуществляют надзор за законностью и обоснованностью приговоров, решений, определений.

Контроль за соблюдением законности (но не верховный) осуществляют и другие органы государства. Можно выделить три вида контроля и надзора: общий, ведомственный и специализированный.

Общий — это контроль, выполняемый краевой, областной администрацией, а также органами местного самоуправления, не являющимися государственными.

Вместе с тем подобный контроль нередко отражает местные интересы, не всегда соответствующие интересам общегосударственным, выраженным в законе. Вот почему в отношении этих органов прокурорский надзор должен быть более действенным и активным.

Ведомственный (внутренний) контроль применяется в системе министерств, ведомств. В силу принципа централизма каждый нижестоящий орган подчиняется вышестоящему, который руководит им, контролирует качество работы. Данный контроль зачастую отражает сугубо ведомственные интересы, а потому и здесь прокурорский надзор должен быть эффективным, оперативным. Являясь межведомственным, он защищает охраняемые законом интересы государства, общества.

Специализированный контроль или надзор касается тех сфер производственной, хозяйственной и иной деятельности учреждений, предприятий, организаций, которые связаны со строго определенным режимом работы. Осуществляется он различного рода государственными, ведомственными инспекциями: санитарными, ветеринарными, торговыми, автомобильными, техническими и т.д. Инспекторы — это должностные лица, обладающие специальными научными познаниями (врачи, зоотехники, энергетики, инженеры и т. д.). Отношение прокурорского надзора к специализированным видам надзора или контроля двоякое.

С одной стороны, прокуратура при выполнении своих функций не вправе подменять различные инспекции, а при необходимости должна привлекать специалистов для проведения проверок исполнения законов. А с другой — она обязана осуществлять надзор за законностью выполняемых ими функций.

Прокурорский надзор по сравнению с другими видами надзора и контроля характеризуется следующими особенностями: 1) он является представительным, ибо осуществляется от имени и по поручению высших органов власти РФ; 2) по целевому назначению он строго специализированный, что выражается только в надзоре за соблюдением законности, так как прокуроры не управляют, а лишь надзирают за исполнением законов; 3) данный надзор имеет широкую сферу действия, ибо распространяется на все регулируемые правом общественные отноше­ния; 4) наблюдается определенная ограниченность полномочий прокуроров при выполнении надзорных функций.

5. Функции, осуществляемые прокуратурой, их содержание. Соотношение функций, отраслей прокурорского надзора и направлений деятельности прокуратуры

Функции и направления деятельности прокуратуры РФ – это правовые категории, которые раскрывают и объясняют содержание, структуру и пределы деятельности прокуратуры. Надзор за исполнением законов – главная функция прокуратуры. Прокуратуры осуществляют надзор за исполнением Конституции РФ, уставов субъектов РФ, а также за исполнением законов субъектов РФ, принятых ими согласно своей компетенции, не противоречащих Конституции РФ и ФЗ. Общим для всех надзорных функций является то, что органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением действующих на ее территории законов; уголовное преследование за совершение преступлений. Генеральный прокурор РФ участвует в правотворческой деятельности. Он вправе обратиться с предложениями об изменении, дополнении, отмене или принятии законов к любому органу или должностному лицу, правомочному вносить такие акты. Иные прокуроры вправе обращаться с указанными предложениями к органам или должностным лицам соответствующего или нижестоящего уровня. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью преследует цель наиболее успешно осуществлять меры по выявлению, раскрытию, расследованию преступлений, принимать или рекомендовать компетентным органам меры по устранению обстоятельств, способствовавших их совершению. Основные направления деятельности прокуратуры обусловлены различными факторами политического, социально-экономического и иного характера. Постоянные направления деятельности – это сферы правовых отношений, состояние законности в которых определяющим образом влияет на положение дел в целом. К их числу относится соблюдение законов при издании правовых актов федеральными, региональными органами власти, на которые распространяется компетенция прокуратуры, органами местного самоуправления. Динамичные – конкретизирующие эти приоритеты с учетом состояния правовой ситуации в районе, городе, регионе, в стране в целом.

Функции органов прокуратуры.

Функции прокуратуры – виды деятельности прокуратуры, которые предопределяются социальным предназначениям прокуратуры, выраженным в ее задачах, и характеризуются определенным предметом ведения, направленным на решение этих задач и требующие использование присущих им полномочий и правовых средств.

Отрасли прокурорского надзора – отдельные области реализации надзорной функции прокуратуры характеризующиеся определенной сферой правоотношений.

Основные направления деятельности – определяются Генеральным прокурорам и обеспечивают приоритетное направление реализации той или иной отрасли прокурорского надзора в зависимости от состояния законности и правопорядка РФ

Функции прокуратуры:

1 прокурорский надзор;

2 иные функции: уголовное преследование; участие в правотворческой деятельности; координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; участие в рассмотрении дел судами; международное сотрудничество.

Отрасли прокурорского надзора:

1 надзор за исполнением законов ( экологического законодательства, о труде)

2 надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

3 надзор за исполнением законов органами осуществляющими ОРД, дознание, предварительное следствие

4. надзор за исполнением законов судебными приставами

5 надзор за исполнением законов органами исполняющими уголовное наказание, администрациями мест содержания задержанных , т.е. органами уголовно-исполнительной системы.

6. Соотношение и связь курса «Прокурорский надзор в Российской Федерации» с другими юридическими дисциплинами.

Прокурорский надзор в РФ как учебный курс находится в тесном взаимодействии и системной связи с другими юридическими дисциплинами. Общая теория государства и права исследует прокурорский надзор в качестве самостоятельного вида государственной деятельности, влияет на деятельность органов прокуратуры своими рекомендациями о толковании основных понятий, применяемых в деятельности прокуратуры, например о применении права, о соответствии права и закона, права и судебной практики.

В конституционном праве прокуратура рассматривается как один из конституционных институтов, являющихся составной частью механизма правовой защиты Конституции РФ. Конституционное право устанавливает основные руководящие положения (принципы), в том числе и для прокурорского надзора. В тесной связи с рассматриваемым курсом находятся такие отрасли права, как гражданско-процессуальное, арбитражное и уголовно-процессуальное. Они регламентируют порядок отправления правосудия по гражданским и уголовным делам, определяют права и обязанности соответствующих субъектов процессуальной деятельности, в том числе и прокурора, который участвует в судебном процессе в качестве стороны судебного разбирательства. Курс «Правоохранительные органы РФ» исследует как общую систему правоохранительных органов, их цели, задачи,

содержание деятельности, так и соответствующие общие характеристики прокуратуры в системе этих органов как органа надзора за соблюдением и исполнением законов всеми правоохранительными структурами. Связь курса «Прокурорский надзор» с уголовно-исполнительным правом проявляется в том, что прокурор в силу своего правового статуса является структурой государственной власти, которая объективно осуществляет надзор за соблюдением законов, защитой прав лиц, осужденных к отбыванию наказания.

Связь прокурорского надзора и криминологии заключается прежде всего в том, что на базе положений криминологии, изучающей закономерности преступности и преступного поведения как социального явления, в прокурорском надзоре разрабатываются необходимые теоретические положения и практические рекомендации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *