Термины по экологическому праву

Глоссарий

Окружающая среда – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;

Природная среда – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов;

Компоненты природной среды – земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;

Природные ресурсы – компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность;

Использование природных ресурсов – эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности;

Природопользование – это использование полезных для человека свойств окружающей природной среды: экологических, экономических, культурных, оздоровительных и др.

Общее природопользование не требует какого – либо специального разрешения. Оно осуществляется гражданами в силу принадлежащих им естественных прав, возникающих как результат рождения и существования человека (пользование атмосферным воздухом, водой для питья и культурно-бытовых нужд и т.д.).

Специальное природопользование – реализуется гражданами и хозяйствующими субъектами на основе разрешений компетентных органов государства. Оно носит целевой характер и по видам используемых объектов подразделяется на: землепользование, пользование недрами, водой и лесопользование, пользование растительным и животным миром, использование атм. воздуха и пр.

Под комплексным природопользованием понимается использование природных ресурсов и оказание воздействия на окружающую природную среду на определенной территории только одним природопользователем.

Природный объект – естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.

Природно-антропогенный объект – природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение.

Антропогенный объект – объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов.

Естественная экологическая система – объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией.

Качество окружающей среды – состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью.

Благоприятная окружающая среда – окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.

Негативное воздействие на окружающую среду – воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

загрязняющее вещество – вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Загрязнение окружающей среды – поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Вред окружающей среде – негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.

Охрана окружающей среды – деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также — природоохранная деятельность).

Экологический риск – вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характер.

Экологическая безопасность – состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде.

Экологический аудит – независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности.

Экологическое право – это отрасль российского права, представляющая собой систему норм права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения, оздоровления и улучшения окружающей природной среды в интересах настоящего и будущих поколений.

Предмет экологического права – общественные отношения в области охраны, оздоровления и улучшения окружающей среды, предупреждения и устранения вредных последствий воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности.

Принципы экологического права – приоритет охраны жизни и здоровья…, сочетание экологических и экономических интересов…, рациональное использование природных ресурсов…, соблюдение требований законодательства и ответственности…, гласность… и международное сотрудничество.

Лицензирование – предварительное получение разрешения на использование и потребление того или иного природного ресурса или вида деятельности.

Лимиты – система экологических ограничений (объемов предельного использования природных ресурсов и загрязнения окружающей природной среды), которые устанавливаются специально уполномоченными государственными органами конкретным природопользователям.

Управление в сфере регулирования экологических отношений – это совокупность предпринимаемых компетентными органами и уполномоченными лицами действий, направленных на обеспечение исполнения требований экологического законодательства о распоряжении природными ресурсами, обеспечении рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, сохранения и восстановления благоприятного состояния ОС, соблюдения, а также защите экологических прав юридических и физических лиц. Цель управления – обеспечение ООПС и рационального природопользования. Виды управления – общественное, производственное, отраслевое (внутриведомственное) и государственное (муниципальное).

Экологический контроль – одно из проявлений экологической функции государства и представляет собой совокупность мероприятий по наблюдению за состоянием окружающей природной среды и ее изменениями, а также проверке выполнения экологических требований всеми предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Объектом экологического контроля является, с одной стороны окружающая природная среда, с другой – деятельность органов государственной власти, предприятий, организаций, должностных лиц и граждан по соблюдению экологических правил и нормативов.

Система экологического контроля состоит из государственного экологического мониторинга, государственного, производственного, общественного контроля.

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) – процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий.

Механизм охраны окружающей среды – организационные, правовые и экономические меры, направленные на охрану окружающей среды и обеспечение благоприятных условий жизни человека.

Экологическое правонарушение – виновное, противоправное деяние (действие, бездействие), нарушающее нормы природоохранного законодательства и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека

Экологическое преступление – виновное общественно опасное деяние, посягающее на установленный в РФ экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека. Четыре вида ответственности должностных лиц и граждан за правонарушения: дисциплинарную (включая материальную), гражданско – правовую, административную и уголовную.

Виды объектов экологического вреда:

окружающая природная среда – антропогенный вред;

здоровье человека – физиологический вред;

будущее поколение человечества – генетический вред.

Формы вреда:

экологический вред: любые неблагоприятные последствия (материальные и нематериальные), вызванные нарушением экологического законодательства;

ущерб (реальные и предполагаемые потери количества или качества ОПС);

убытки (экономически невыгодные для природопользователя последствия потерь) в виде: расходов на восстановление прежнего состояния ОПС, утраты с/х продукции, рыбных запасов и т.д.; потери товарной продукции (имущества); упущенной выгоды, недополученных доходов.

Экологический вред проявляется в:

порче – нерациональном использовании, ведущем к потерям качественных и количественных характеристик природных объектов;

загрязнении – любом изменении физико-химического состава любым способом и в любой степени;

истощении – уменьшении полезных природных свойств;

повреждении – частичном приведении в негодность по качеству и количеству;

уничтожении – полном качественном и количественном приведении в негодность.

Понятие «вред природной среде» включает в себя прямой и косвенный ущерб, а также убыток.

Ущерб – это выражение в денежной форме результатов вредного воздействия на ОПС.

Убыток – материальные потери и финансовые издержки (прямые и косвенные) природопользователей (граждан, предприятий, учреждений и организаций), возникающие в результате:

ликвидации экологических последствий аварии и восстановления нарушенного состояния ПС;

потери здоровья, порчи имущества и продукции природопользователей;

упущенной выгоды от изменения состояния ОС и природных ресурсов и т.п.

Виды пользования животным миром классифицируются по целям (охота, рыболовство, использование животных в целях получения продуктов их жизнедеятельности и др.), способам (с изъятием животных из среды их обитания или без изъятия) и условиям пользования (бесплатное и платное).

Особо охраняемые природные территории – участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. К ним относятся:

государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

национальные парки;

природные парки;

государственные природные заказники;

памятники природы;

дендрологические парки и ботанические сады;

лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Применительно к каждому из перечисленных видов особо охраняемых природных территорий устанавливается специальный режим охраны. Так, на территории государственного природного заповедника устанавливается абсолютно – заповедный режим, исключающий хозяйственную и рекреационную деятельность и любое вмешательство, несовместимое с целями и задачами данного природного комплекса. В государственных природных заказниках действует относительно-заповедный режим, который допускает ограниченную хозяйственно-рекреационную деятельность. Для национальных и природных парков характерен смешанный режим, сочетающий в пределах одного и того же комплекса абсолютные запреты, распространяемые на отдельные участки природы или виды деятельности, с ограниченным и согласованным рекреационным использованием заповедной территории.

Предмет и основные понятия экологического права. Источники экологического права

Экологическое право является сравнительно молодой отраслью права России. Оно представляет собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений людей.
Из данного определения видно, что предметом экологического права являются общественные отношения, возникающие между людьми по поводу рационального использования окружающей среды, а также природных, природно-антропогенных и антропогенных объектов.
К компонентам природной среды отнесены земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Природный объект — это естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.
Природно-антропогенный объект — природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение.
Антропогенный объект — объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов.
Субъектами экологических правоотношений являются государство в лице его компетентных органов, а также физические и юридические лица, которые воздействуют на окружающую среду в процессе ее потребления, использования, воспроизводства либо охраны (природопользователи), а также общественные организации экологического профиля, наделенные правом участвовать в экологических правоотношениях и правом общественного контроля за выполнением экологических предписаний.
Метод правового регулирования — это совокупность приемов и средств правового воздействия на общественные отношения. Есть два основных метода — административно-правовой (императивный), который предполагает отношение власти и подчинения между субъектами, установление обязательных предписаний и запретов, и гражданско-правовой (диспозитивный), основанный на равенстве участников правоотношений и свободе их волеизъявлений. В экологическом праве используются оба эти метода, хотя основным является административно-правовой.
Экологическое право имеет свою структуру. Как любая отрасль права, оно состоит из правовых норм, институтов и подотраслей, которые образуют его систему. Нормами экологического права следует считать правила поведения, регулирующие отношения людей по поводу охраны и использования окружающей природной среды. Нормы экологического права делятся:

  1. на комплексные — принятые с целью охраны и использования окружающей среды в целом;
  2. отраслевые — посредством которых осуществляется правовое регулирование охраны и использования отдельных природных объектов (земля, недра, леса и т. д.);
  3. экологизированные — нормы других отраслей права, отражающие требования в области охраны окружающей среды.

Следующими элементами структуры отрасли экологического права являются институты права — совокупность правовых норм, регулирующих однородную группу общественных отношений. А также подотрасли права. Экологическое право подразделяется на две большие составляющие — природоохранительное и природоресурсное право. Они и представляют его подотрасли.
К источникам экологического права относятся нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие экологические правоотношения. Основу экологического законодательства составляет Конституция РФ 1993 г., в которой закреплены основные положения экологической стратегии государства и определены направления экологической деятельности человека в сфере взаимодействия общества и природы. В ст. 9 Конституции РФ сказано, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Конституция РФ закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).
Кроме того, Конституция РФ закрепила права граждан и юридических лиц на частную собственность на землю. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч. 2 ст. 9).
Все иные нормативно-правовые акты, составляющие систему экологического законодательства, можно разделить на две группы: природоохранительные и природоресурсные.
К природоохранительным относится, прежде всего, федеральный закон «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. Данный закон содержит основные понятия и принципы охраны окружающей среды, определяет порядок управления охраной окружающей среды, права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды, требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности и др. К природоохранительным также относится федеральный закон «Об особо охраняемых территориях» № 33-ФЗ от 14.03.1995 г. в ред. от 25.06.2012 г.
К природоресурсному законодательству относятся:
Земельный кодекс Российской Федерации (принят 25.10.2001 г. № 136-ФЗ);
Водный кодекс Российской Федерации (принят 03.06.2006 г. № 74-ФЗ); Воздушный кодекс Российской Федерации (принят 19.03.1997 г. № 60-ФЗ);
Лесной кодекс Российской Федерации (принят 04.12.2006 г. № 200-ФЗ); закон РФ «О недрах» (принят 21.02.1992 г. № 2395-1); федеральный закон «О континентальном шельфе» (принят 30.11.1995 г. № 187-ФЗ; в ред. от 21.11.2011 г.);
федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (принят 31.07.1998 г. № 155-ФЗ; в ред. от 21.11.2011 г.);
федеральный закон «О животном мире» (принят 24.04.1995 г. № 52-ФЗ; в ред. от 21.11.2011 г.) и другие законы и нормативные акты, регулирующие использование природных ресурсов.
Особое место среди источников экологического права занимают нормы международного права и международные договоры. К нм относятся:

Хартия экономических прав и обязанностей государств; принята 12.12.1974 г. Резолюцией 3281 (XXIX) на 2315-м пленарном заседании 29-й сессии Г енеральной Ассамблеи ООН;
Всемирная хартия природы; принята 28.10.1982 г. Резолюцией 37/7 на 48-м пленарном заседании 37-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН;
Конвенция о защите Черного моря от загрязнений; заключена в г. Бухаресте 21.04.1992 г. и др.

Основные понятия экологического права

1. Основные понятия экологического права представлены в статье 1 Федерального Закона РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. В статье предложен обширный перечень понятий, используемых в экологическом праве. Юридический смысл дефиниций заключается в том, что данные понятия должны трактоваться при реализации закона строго в том значении, которое придается им в данной статье. Кроме того, по общему правилу, именно это значение должно вкладываться в соответствующие термины и в том случае, когда они встречаются в иных законах или подзаконных актах, если только в самом нормативном акте не дается иное определение.

Понятийный аппарат закона представляет собой сложную систему, в которой все термины тесно взаимосвязаны, каждый из них интерпретируется с обязательным учетом всех остальных. Начальным звеном в этой терминологической цепочке можно считать понятие «природный объект».

Природный объект представлен тремя разновидностями. Во-первых, это естественная экологическая система, которая обладает следующими свойствами: а) объективно существующая часть природной среды; б) имеет определенные пространственно-территориальные границы; в) состоит из живых и неживых элементов; г) эти элементы обмениваются веществом и энергией, тем самым представляя собой функциональное целое. Таким образом, экологическая система — это единство среды обитания и населяющих ее организмов, обладающее некоторой самостоятельностью по отношению к окружающему миру, имеющее устойчивые внутренние связи.

Во-вторых, к природным объектам относится природный ландшафт. Если экосистема — часть природной среды, то ландшафт определяется более конкретно: это особая территория, основное качество которой заключается в том, что она не претерпела изменений в результате антропогенного воздействия и сохранилась в своем естественном виде. Природный ландшафт, кроме того, характеризуется целостным сочетанием таких характеристик, как рельеф местности, почва, растительность, сформировавшихся под влиянием общих климатических условий. В-третьих, природным объектом является и каждый отдельный элемент экологической системы или природного ландшафта, сохранивший свои изначальные природные свойства, то есть не преобразованный деятельностью человека. Законом также вводится понятие природного комплекса, который представляет собой более сложное образование — совокупность нескольких природных объектов, которые объединены между собой пространственно (своим местонахождением), а также естественной функциональной связью и взаимодействием.

Производным от природного объекта явлением выступает природно-антропогенный объект. Если природный объект полностью сохраняет свои естественные характеристики, то природно-антропогенный объект затронут деятельностью человека. Здесь также выделяются две разновидности. Во-первых, это может быть природный объект, который в той или иной форме подвергся изменениям в ходе хозяйственной или иной деятельности человека. Во-вторых, это может быть объект, обладающий свойствами природного объекта, но имеющий искусственное происхождение, то есть специально созданный человеком в своих целях, как правило, имеющий рекреационное назначение (т.е. служащий для организации отдыха) или предназначенный для природоохранных целей. Примерами таких природно-антропогенных объектов могут быть водохранилища, зеленые насаждения и т.п.

Наконец, антропогенный объект — это такой объект, который создан человеком для удовлетворения своих потребностей и, в отличие от природно-антропогенных объектов, он не обладает природными свойствами.

На этой основе закон дает определения окружающей среды и природной среды. Окружающая среда представляет собой совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Под компонентами природной среды понимаются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство. Иными словами, компоненты природной среды — это ее основные, укрупненные составляющие.

Природная среда, или природа, включает в себя компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты. Таким образом, это более узкое понятие, чем окружающая среда, поскольку за его рамки выведены антропогенные объекты. Следовательно, в природную среду входят лишь такие объекты, которые обладают естественными природными свойствами, будь эти свойства сохранены в неприкосновенности, в остаточном виде либо привнесены усилиями самого человека. Объекты и явления, носящие чисто антропогенный (технический, потребительский и т.п.) характер, являются частью окружающей среды, но исключены из состава природной среды.

2. Дальнейший терминологический словарь закона в значительной мере вращается вокруг понятия окружающей среды. Так, заглавный термин «охрана окружающей среды» определяется как деятельность, проводимая по следующим направлениям: а) сохранение и восстановление природной среды, б) рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, в) предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду; г) ликвидация последствий такого воздействия. Охрана окружающей среды, таким образом, выделяется лишь по своему содержанию, а не по субъектам, которыми могут быть не только органы государственной власти и местного самоуправления, но и общественные и иные некоммерческие объединения, любые юридические и физические лица. Синонимом охраны окружающей среды, в соответствии с законом, является понятие «природоохранная деятельность».

Важной характеристикой является качество окружающей среды — это ее состояние, оцениваемое с точки зрения физических (температура, радиация), химических (состав элементов, доля различных веществ), биологических (наличие микроорганизмов) и иных показателей, используемых по отдельности либо в комплексе. Благоприятной окружающая среда является в том случае, если ее качество создает условия для устойчивого функционирования природных и природно-антропогенных объектов (закон отдельно называет здесь естественные экологические системы, но в этом нет нужды, так как они представляют собой вид природных объектов). Устойчивое функционирование предполагает, что природные и природно-антропогенные объекты сохраняют свои основные качества и существуют в режиме, максимально приближенном к естественной среде обитания, ведут нормальную жизнедеятельность, их потребности в достаточной степени обеспечиваются, присутствуют возможности для развития и нет угрозы уничтожения или повреждения.

Под природными ресурсами закон понимает компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность. Таким образом, не требуется фактического использования каких-либо природных объектов, чтобы их можно было относить к природным ресурсам, достаточно того, чтобы они обладали определенными полезными свойствами, которые могут представлять интерес для производственной деятельности или прямого потребления. Использование природных ресурсов — эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности. Использование означает извлечение из природных ресурсов их полезных свойств.

3. Следующий терминологический блок связан с ограничениями негативного воздействия на окружающую среду. Это такое воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Загрязнение окружающей среды определяется как поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Таким образом, источником может быть как определенная субстанция, так и иной вид воздействия (шумовое, тепловое, радиационное), а опасность для окружающей среды может быть обусловлена не только вредоносными свойствами самого источника, но и объемом воздействия, превышающим нормальный, или попаданием относительно безвредного вещества в неподходящую для него среду.

Своеобразна законодательная трактовка загрязняющего вещества: таковым признается вещество (смесь веществ), которое не только обладает вредными для окружающей среды свойствами, но еще и превышает по своему количеству или концентрации установленные для данной группы веществ нормативы воздействия на окружающую среду (т.е. данное понятие имеет и качественное, и количественное содержание).

Обширен терминологический ряд, касающийся нормирования в сфере окружающей среды. Родовым понятием здесь является норматив в области охраны окружающей среды, или природоохранный норматив. Это установленные в соответствующем порядке нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие. Норматив в данном случае подразумевает четко определенный количественный порог, переход которого представляет опасность для окружающей среды.

Два основных вида природоохранных нормативов — нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на окружающую среду. Нормативы качества окружающей среды представляют собой такие измеримые, исчислимые характеристика окружающей среды, которые обеспечивают ее благоприятное состояние. Нормативы качества устанавливаются в виде физических, химических, биологических и других показателей окружающей среды. Нормативы допустимого воздействия — это требования уже не к самой окружающей среде, а к деятельности человека, оказывающей влияние на окружающую среду; это ограничения, налагаемые на источники антропогенного воздействия, с целью соблюдения нормативов качества.

Далее в законе предложен более развернутый, детализированный перечень природоохранных нормативов. В частности, в числе нормативов допустимого воздействия выделяется такой вид, как нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду — это такие нормативы, которые выражают величину допустимого суммарного воздействия всех источников на окружающую среду или отдельные компоненты природной среды в пределах конкретных территорий или акваторий. Еще один вид нормативов этой же категории — нормативы допустимых выбросов и сбросов химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, которые выражаются в показателях массы данных веществ или микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от тех или иных источников, с учетом технологических нормативов. Технологические нормативы, в свою очередь, — такие нормативы, которые устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников, технологических процессов, оборудования, причем особенность их состоит в том, что рассчитываются они на единицу выпускаемой продукции.

К нормативам качества окружающей среды, в свою очередь, относятся нормативы предельно допустимых концентраций, т.е. показатели максимально допустимого содержания химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающей среде. Другая разновидность — нормативы допустимых физических воздействий, отражающие уровни допустимого воздействия тех или физических факторов на окружающую среду, при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды. Особую группу ограничений составляют лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, отличительная черта которых заключается в том, что они устанавливаются на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе внедрения наилучших существующих технологий, и выступают средством соблюдения нормативов в области охраны окружающей среды.

4. Последний тематический цикл терминов, определяемых в законе, связан с проблемами государственного контроля и обеспечения экологической безопасности. Так, оценка воздействия на окружающую среду — это особая деятельность по выявлению, анализу и учету последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности; по результатам такой оценки принимается решение о возможности или невозможности осуществления соответствующей деятельности, в зависимости от того, каким по характеру и масштабу будет воздействие этой деятельности на состояние окружающей среды. Как видно из законодательного определения, во внимание принимаются не только прямые, но также косвенные и иные последствия намечаемой деятельности (хотя и не совсем ясно, какими еще могут быть последствия, помимо прямых и косвенных).

От оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) следует отличать мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг), который включает систему наблюдений за состоянием окружающей среды, оценку и прогноз изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.

До 1 января 2007 г. ОВОС понималась, прежде всего, как процедура, предшествующая государственной экологической экспертизе. С 2007 г. и по настоящий момент в отношении объектов капитального строительства, в том числе особо опасных объектов, проводится единая государственная экспертиза в соответствии с градостроительным законодательством, в ходе которой проектная документация проверяется и на соответствие экологическим требованиям. Правовыми основаниями для проведения ОВОС в целях государственной экспертизы являются ст. 49 ГрадК РФ, называющая в числе обязательных документов, предоставляемых на экспертизу план мероприятий по охране окружающей среды (ПМООС), и Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», определяющее, что ОВОС объекта капитального строительства является составной частью ПМООС.

Разница между ОВОС и экологическим мониторингом заключается, во-первых, в направленности (ОВОС призвана определить последствия конкретного вида планируемой деятельности, мониторинг охватывает состояние окружающей среды в целом), во-вторых, в юридических последствиях (ОВОС служит непосредственным основанием для принятия решения о возможности ведения намечаемой деятельности; мониторинг же предназначен для сбора информации, которая может быть использована в самых различных целях). В составе мониторинга окружающей среды выделяется государственный экологический мониторинг, субъектом которого может выступать лишь федеральный или региональный орган государственной власти.

Еще один смежный вид деятельности — контроль в области охраны окружающей среды, или экологический контроль. Эта деятельность носит скорее правоохранительный характер и представляет собой совокупность мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды. Требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования) — это юридически обязательные условия, предъявляемые законодательством и иными нормативными актами к хозяйственной и иной деятельности с целью охраны окружающей среды.

Наконец, экологический аудит — особый вид оценки соблюдения природоохранных требований, которому свойственны следующие черты: а) независимость (т.е. проводится какими-либо сторонними субъектами, специализирующимися на аудиторской деятельности и привлекаемых отдельно для каждого случая); б) комплексность (т.е. системный характер, оценка всех существующих аспектов хозяйственной деятельности с экологической точки зрения); в) документированность (результаты аудита выражаются в мотивированном заключении или акте, где описываются объекты проверки, ее ход и результаты); г) наличие практических рекомендаций по итогам проверки.

Таким образом, в ФЗ «Об охране окружающей среды» содержится определение четырех различных видов оценки состояния окружающей среды: ОВОС, экологического мониторинга, экологического контроля и экологического аудита. Достаточно четко указаны критерии их разграничения. Следует заметить, что понятие экологического аудита в законе более не употребляется; наряду с этим, по непонятным причинам в статье не дается определения экологической экспертизы.

Закон разъясняет и такое понятие, как «наилучшая существующая технология». Такая технология обладает следующими характеристиками: а) она базируется на последних, наиболее совершенных научных разработках; б) предусматривает реальное снижение негативного воздействия технологических процессов на состояние окружающей среды; в) имеет определенный срок применения с учетом социально-экономических факторов.

К сожалению, крайне неточно и заслуживает серьезной критики предложенное в законе определение экологического вреда как негативного изменения окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшего за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов. В частности, из данного определения следует, что ухудшение состояния окружающей среды, не принявшее таких крайних форм, как деградация или истощение, с точки зрения закона вообще не носит характера экологического вреда. Как представляется, в действительности экологическим вредом должно считаться любое загрязнение окружающей среды, которое привело к негативному изменению ее состояния, нарушило функционирование природных или природно-антропогенных объектов; деградация экологической системы или истощение природных ресурсов — не единственные, а лишь самые тяжкие проявления такого вреда.

Законом определяется также понятие экологического риска. Экологический риск — вероятность наступления такого события, которое окажет неблагоприятное воздействие на природную среду; такое событие может быть связано с осуществлением хозяйственной или иной деятельности (например, сверхнормативные выбросы) либо иметь характер чрезвычайной ситуации природного или техногенного происхождения. Риск — это не абстрактная возможность, а реальная вероятность, которая может быть спрогнозирована и рассчитана с точки зрения сроков, потенциальных последствий, путей предотвращения и ликвидации, и т.п.

Экологическая безопасность — своего рода конечная цель природоохранной деятельности, желаемый результат всех мероприятий по охране окружающей среды. Это состояние защищенности природной среды, а как следствие — экологических интересов личности, от любых негативных воздействий, будь то со стороны хозяйственной деятельности или вследствие чрезвычайных ситуаций. Понятие экологической безопасности дает юридический критерий для обобщенной оценки тех или иных реальных ситуаций, имеющих отношение к окружающей среде или ее отдельным элементам. Помимо экологической безопасности в законодательстве предусматривается обеспечение промышленной безопасности опасных производственных объектов, радиационной безопасности, а также безопасности гидротехнических сооружений.

Согласно ст. 1 Закона о промышленной безопасности, промышленная безопасность опасных производственных объектов означает состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий. Определение радиационной безопасности закреплено в Законе о радиационной безопасности. Данный вид безопасности понимается как «состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для здоровья воздействия ионизирующего излучения».

Безопасность гидротехнических сооружений представляет собой свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйствующих объектов (ст. 3 Закона о безопасности гидротехнических сооружений).

Указанные виды безопасности с одной стороны, нельзя рассматривать как виды экологической безопасности, поскольку объекты их регулирования выходят за рамки обеспечения экологической безопасности. Например, содержание промышленной безопасности включает в себя соблюдение, помимо экологических требований, правил по охране труда, а также различных нормативов по эксплуатации производственного оборудования.

С другой стороны, нельзя не признать, что сферы действия рассматриваемых видов безопасности во многом схожи. Можно констатировать, что они соприкасаются в области обеспечения требований по охране окружающей среды, а также по основной их цели, которой является защита человека от негативного антропогенного воздействия (о соотношении экологической и радиационной безопасности см. комментарий к ст. 48).

§ 1. Основные понятия экологического права.

Природа и ее богатства являются естественной основой социального, экономического, культурного развития и благосостояния общества.

Актуальность правового регулирования отношений в области взаимодействия общества и природы вызвана все большим и большим влиянием человека на ОС. Экологическое право регулирует общественные отношения, возникающие в процессе такого взаимодействия. Сюда относится весь спектр отношений, которые возникают в процессе использования естественных свойств природы (прогулки в лесу); проведения предварительной подготовки к дальнейшему использованию (экологическая экспертиза проекта); использования ее специальных свойств (добыча угля); в процессе владения, пользования, распоряжения ресурсами ОС; в процессе ее охраны от неправомерных действий, загрязнения и др.

Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»2 (далее Закон об ООС) закрепил (ст. 1) следующие основные понятия, используемые в экологическом праве:

окружающая среда — совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов (см. сх. 1);

компоненты природной среды — земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупность благоприятные условия для существования жизни на Земле;

природный объект — естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства;

природно-антропогенный объект — природный объект, который изменен хозяйственной или иной деятельностью и (или) создан человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение;

антропогенный объект — объект, который создан человеком удовлетворения для своих потребностей, не обладающий свойствами природных объектов;

естественная экологическая система — объективно существующая часть природной среды, имеющая пространственно-территориальные границы, в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществ и энергией; природные экологические системы разнятся своими масштабами: от океана, моря, тундры до отдельных участков территории. Такие участки, как правило, объявляются заповедниками, заказниками, парками;

природный комплекс — комплекс функционально и естественно связанных между собой природных объектов, которые объединены между собой географическими и иными соответствующими признаками;

природный ландшафт — территория, не подвергавшаяся изменению хозяйственной и иной деятельностью, характеризующаяся сочетанием определенных типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических условиях. Природные ландшафты — это естественные комплексы, в которых имеются или могут быть различные природные компоненты (земля, почвы, растительность, воды, животный мир), находящиеся в сложном взаимодействии, взаимообусловленности, образующие неразрывную экологическую систему. Главная черта природного ландшафта — рельеф местности. Типичные ландшафты интересуют человека, общество, государство как объекты охраны, учитываются и используются главным образом при строительстве городов и других населенных пунктов, лечебно-оздоровительных, туристических объектов и сооружений (для горнолыжного спорта, подвесных дорог, посадки декоративных растений);

благоприятная ОС — окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов;

природные ресурсы — компоненты природной среды, природные объекты, природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность;

экологическая безопасность — состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной или иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, их последствий.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 42), каждый имеет право на благоприятную ОС, на достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу экологическими правонарушениями. Это предполагает такое состояние природных объектов, а также качество жизни, которое соответствует законодательно установленным международным и государственным стандартам и нормативам, касающимся ее чистоты, ресурсоемкости, экологической устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства. Кроме этого общество должно иметь возможность контролировать исполнение принятых государственными органами решений. Для обеспечения этих прав в государстве существуют различные механизмы (правовые, экономические и др.).

На современном этапе особая роль в ООС принадлежит юридической экологии, в рамках которой разрабатывается система нормативных правовых актов, направленных на охрану природы.

Впервые этот термин был употреблен в 1838 г. американским философом, писателем-романистом и натуралистом Генри Дэвидом Торо (1817-1862) в книге «Жизнь в лесу». Она навеяна идеями Жан-Жака Руссо и представляет идеалистическое описание жизни человека в естественных природных условиях. Г. Д. Торо употребил слово «экология» (1858 г.) в смысле «природоведение», считая, что природу надо изучать, так как она является истинным домом для человечества.

В науке термин «экология» был предложен и 1866 г. крупнейшим немецким биологом-дарвинистом Эрнстом Геккелем (1834-1919). В программной речи «О пути развития и задаче зоологии» в 1869 г. Геккель указал на то, что экология исследует общие отношения животных к их неорганической и органической среде, их отношения к другим животным и растениям, с которыми они вступают в прямые (и непрямые) контакты.

Последние десятилетия стали годами осознания во всем мире серьезности экологических проблем, накапливающихся в процессе развития общества. К ним можно отнести: потепление климата, состояние «озонового щита», сокращение биоразнообразия, загрязнение Мирового океана, засорение околокосмического пространства, трансграничные переносы загрязнений и многие другие.

Для России наиболее остро стоят проблемы химического загрязнения, радиационного загрязнения, атомной энергетики, деградации возобновимых природных ресурсов и др.

В современных условиях, когда значительный объем поступлений в бюджет приходится именно на долю добывающих отраслей промышленности, выработка эффективных правовых и экономико-правовых механизмов обеспечения рационального природопользования приобретает особое значение.

Оценки экспертов по поводу ближайшей перспективы экологической ситуации в России не утешительны, но как и в любом вопросе возможны различные варианты развития событий. Две наиболее полярные точки зрения таковы:

1. Площадь ареалов и степень остроты неблагополучия экологической ситуации через 4-5 лет стабилизируется или уменьшится, хотя в отдельных регионах экологическая обстановка останется острой и сложной — при условии, что структурная перестройка экономики и государственной власти будет доведена до конца.

2. Усугубление проблемы уже в ближайшем будущем — при условии продолжении экологической политики «расхлябанного дрейфа», не сопровождающейся экологически направленной

перестройкой производства. Это следует из того, что по мере износа фондов и ухудшения социальной обстановки все большую опасность будут представлять объекты потенциального риска. В то же время будут нарастать проблемы, присущие отсталым государствам — деградация почв, импорт отходов и опасных производств и т. д. Отсутствие необходимых природоохранных мер приведет к тому, что при возможном в скором времени оживлении экономической активности негативное воздействие на природу будет возрастать темпами, превосходящими экономический рост.

В любом случае обеспечение экологической безопасности России потребует, во-первых, поддержания минимально необходимого уровня экологической безопасности в ближайшие годы до начала уверенного экономического подъема, во-вторых, создания условий для экологически толерантного устойчивого социально-экономического развития страны в ближайшие десятилетия.

Решение этих проблем неразрывно связано с эффективным контролем за процессом ООС.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *