Наиболее высокая точность результатов исследования обеспечивается при

Тесты

  • 1. Установите правильную последовательность построения психологического исследования:
    • а) формулирование гипотезы;
    • б) проведение формирующего эксперимента;
  • в) постановка задач, определение цели;
  • г) определение предмета и объекта;
  • д) проведение контрольного эксперимента;
  • е) проведение констатирующего эксперимента;
  • ж) вывод.
  • 2. Лонгитюдный метод исследования по Б. Г. Ананьеву относится:
    • а) к организационным методам;
    • б) эмпирическим методам;
    • в) экспериментальным методам;
    • г) интерпретационным методам.
  • 3. Метод познания, который ограничивается регистрацией выявленных фактов в исследованиях, называется:
    • а) наблюдением;
    • б) констатирующим экспериментом;
    • в) формирующим экспериментом;
    • г) квазиэкспериментом.
  • 4. Скрытое наблюдение как разновидность наблюдения выделяется в зависимости:
    • а) от регулярности;
    • б) экспериментального метода;
    • в) упорядоченности;
    • г) контент-анализа.
  • 5. Наиболее высокая точность результатов исследования обеспечивается:
    • а) при экспериментальном методе;
    • б) наблюдении;
    • в) контент-анализе;
    • г) методе анализа продуктов деятельности.
  • 6. В наибольшей мере соответствует биогенетическому подходу к изучению психического развития следующий эксперимент:
    • а) формирующий;
    • б) констатирующий;
    • в) естественный;
    • г) квазиэксперимент.
  • 7. Контрольные вопросы анкеты дают возможность:
    • а) установить правдивость сообщаемых респондентом сведений;
    • б) исключить из дальнейшего рассмотрения недостоверные ответы;
    • в) контролировать полноту заполнения анкеты;
    • г) контролировать правильность заполнения анкеты.
  • 8. Валидность как достоверность вывода зависит:
    • а) от характера реальных условий;
    • б) адекватности выбора средств;
    • в) выбранных методов исследования;
    • г) испытуемых.
  • 9. Вопросы-контакторы ставятся:
    • а) в самом начале анкеты;
    • б) в середине анкеты;
    • в) в конце анкеты;
    • г) в специальном месте.
  • 10. Вопросы-фильтры — это:
    • а) вопросы для определения категории опрашиваемых;
    • б) вопросы на искренность ответов;
    • в) вопросы для контроля качества ответов;
    • г) вопросы разделения разделов анкеты.
  • 11. Гипотеза — это:
    • а) конкретизация некоторой догадки;
    • б) решение проблемы;
    • в) оценка сходства и различия предположений;
    • г) задача исследования.
  • 12. Постановка научной проблемы предполагает:
    • а) обнаружение дефицита знания;
    • б) осознание потребности в устранении дефицита знания;
    • в) формулирование проблемы в научных терминах;
    • г) описание проблемной ситуации на естественно-житейском языке.
  • 13. Научное наблюдение должно иметь:
    • а) план;
    • б) цель;
    • в) регистрацию;
    • г) систему;
    • д) анализ;
    • е) синтез.
  • 14. В наибольшей мере обеспечивает изучение отношения ребенка к деятельности:
    • а) наблюдение;
    • б) беседа;
    • в) лабораторный эксперимент;
    • г) метод анализа продуктов деятельности.
  • 15. Лабораторный эксперимент может быть:
    • а) констатирующим;
    • б) формирующим;
    • в) обучающим;
    • г) воспитывающим;
    • д) естественным.
  • 16. Для лабораторного эксперимента наличие лаборатории:
    • а) обязательно;
    • б) не обязательно;
    • в) желательно;
    • г) не имеет значения.
  • 17. Экспериментальные исследования позволяют проверить гипотезу:
    • а) о наличии явления;
    • б) о наличии связи между явлениями;
    • в) о наличии как самого явления, так и связей между соответствующими явлениями;
    • г) о наличии причиной связи между явлениями.
  • 18. Прослеживание изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на исследуемого — это:
    • а) констатирующий эксперимент;
    • б) формирующий эксперимент;
    • в) пилотажный эксперимент;
    • г) включенное наблюдение.
  • 19. Надежность психологических измерений и надежность данных — это:
    • а) одно и то же;
    • б) разные понятия.
  • 20. Репрезантативность больше относится:
    • а) к степени адекватности;
    • б) «представленности»;
    • в) выборке испытуемых;
    • г) безупречности эксперимента.
  • 21. В межличностном общении необходимо выяснить роль и функции визуальных знаков внешнего облика ученика. Что является объектом и предметом исследования?
  • а) межличностное общение;
  • б) роль и функция визуальных знаков внешнего облика ученика.
  • 22. В первом случае объект исследования определяется как процесс (явление), порождающее проблемную ситуацию, избранную для изучения. А предмет определяет тему исследования.

Во втором случае объект определяется через испытуемых, а предмет — через то, что у них изучается. Какой подход верный?

  • а) первый подход;
  • б) второй подход;
  • в) оба подхода верные.
  • 23. Психодиагностика служит в основном:
    • а) для оценки и измерения индивидуальных особенностей;
    • б) для научного исследования личности;
    • в) для а) и б).
  • 24. Для определения жизненного плана старшеклассника необходимо воспользоваться психодиагностикой:
    • а) клинической;
    • б) образовательной;
    • в) профессиональной;
    • г) военной.
  • 25. Косвенный вопрос — это:
    • а) вопрос с однозначным пониманием смысла;
    • б) вопрос со скрытым пониманием смысла;
    • в) безличный вопрос, относящийся к кому-то другому;
    • г) описание ситуации с вымышленной личностью.

Психодиагностический метод

А. Объективный подход

Б. Субъективный подход

В. Проективный подход

  • *
  • *
  • *
  • *
  • *
  • *
  • *
  • *
  • *
  • *

Распределите методы по соответствующим подходам:

  • и) апперциптивно-динамические методики;
  • к) опросники состояния и настроения.
  • 27. Вопросы в беседе как методе исследования предпочитаются:
    • а) определительного типа;
    • б) выясняющие согласие собеседника;
    • в) вопросы, позволяющие собеседнику делать выбор;
    • г) внушающие вопросы.
  • 28. Генетический метод интерпретации позволяет:
    • а) выявить развитие процесса (явления);
    • б) установить связи между всеми изучаемыми характеристиками;
    • в) и а), и б);
    • г) что-иное.

Ответы:

Тест №1.Психология как наука, грани взаимодействия

Тест №1.Психология как наука, грани взаимодействия

Психологии и медицины.

1.К методам психологии относят:

Наблюдение

Эксперимент

Тестирование

4)антропометрию

2.Диагностический инструментарий, с помощью которого внутренний мир испытуемого оценивается по «проекции» его личности на своеобразный «экран» тестовых материалов:

1)тест задание

2)тестирование

Проективный тест

3.Наиболее эффективный научный метод исследования психической реальности. Позволяет выявить сущностные характеристики и причинно-следственные связи между субъектами.

1)наблюдение

Эксперимент

3)тестирование

4)анкетирование

4.Метод познания, который ограничивается регистрацией выявленных фактов в психолого-педагогических явлениях, называется:

Наблюдение

2)формирующий эксперимент

3)констатирующий эксперимент

4)беседа

5.Наблюдение бывает:

1)смешанное

Внешнее

Внутреннее

6. В недрах какой науки зародилась психология:

1)политология

2)биология

Философия

4)социология

7. Какой философ античности соединил в своем представлении о душе два противоположных философских направления – материализм и идеализм:

1) Платон

Аристотель

3) Демокрит

4) Сократ

8.Эксперимент различают:

Естественный

2)искусственный

Лабораторный

4)трансактный

9.Данный показатель дает возможность определить разницу между независимыми и зависимыми переменными.

Квазиэксперимент

Корреляционное исследование

3) наблюдение

10.Данный показатель определяет достоверность полученных результатов, которая близка к результатам «безупречного» эталонного эксперимента.

1)надежность

Валидность

3)значимость

4)проективность

11. Исходя из предмета изучения, психология — это наука

1) точная

2) естественная

3) педагогическая

4) медицинская

Гуманитарная

12.Холистический подход психологии опирается:

1)на клиническую картину личности

2) на изучение психики

3)на изучение поведенческих процессов

На всестороннее гармоничное развитие личности

13.Способ­ность человека развивать интеллект и уметь им пользоваться; умение
приобретать объективные знания и воплощать их в жизнь, относится к:

1)духовному потенциалу человека

2)потенциал тела

Потенциал разума

4) потенциал чувств

14.Основными принципами этического отношения к испытуемым являются:

Принцип минимизации риска

Принцип информированного согласия

3)принцип этической справедливости


Принцип права испытуемого на конфиденциальность

Тест №2 Педагогика как наука, педагогические составляющие деятельности врача

1.В качестве объекта педагогики рассматривают:

Образование

Обучение

3. Процессы самовоспитания и самообразования.

1.В качестве предмета педагогики рассматривают:

Учебно-воспитательный процесс

Педагогический процесс

3. Продуктивные модели поведения.

3.Цель высшего медицинского образования связанна:

С формированием личности будущего врача

2. С обучением клинического мышления

Со становлением компетентности будущего врача.

4.Функции педагогической науки в медицинском образовании:

Аналитическая

Прогностическая

Проективно-конструктивная

4. Идеологическая

5.К основным категориям и понятиям педагогики относят:

Обучение

Образование

Воспитание

6. Педагогическое общение это:

Процесс организации, установления и развития коммуникации

2. Изучение личностных характеристик

3. Изучение познавательных процессов.

7.Барьером для установления доверительных отношений и полноценного общения между врачом и пациентом и другими могут послужить:

Личностные черты

Барьер отрицательных эмоций

3. Невербальные компоненты.

8.Виды конфликтов:

Внутренний

2. Внешний

Межличностный

Межгрупповой.

9.Определите последовательность степени развития остроты конфликтной ситуации:

Противостояние

Противоборство

Разногласие

1. Недовольство.

11.Жесткий стиль решения конфликтов. Такие люди настаивают на своей точки зрения, защищая свою позицию, во что бы то ни стало, стараются выиграть. Уверенны, что всегда правы. Это характерно при:


1.Сотрудничестве

2.Компромиссе

Конкуренции.

12.Примиренческий стиль — ориентирован на «сглаживание углов» с учетом того, что всегда можно договориться, а так же на поиск альтернативы и решения, которое способно удовлетворить обе стороны. Это характерно при:

1. Избегании

2.Компромиссе

Сотрудничистве

13. Положительный эффектконструктивный решения конфликта состоит в том, что все субъекты выходят на новый более высокий уровень отношений, предполагающий уважение других интересов.

14. Метод познания, который ограничивается регистрацией выявленных факторов в психолого-педагогических явлениях, называется:

Наблюдением

2. Формирующим экспериментом

3.Беседой.

15. Наиболее высокая точность результатов исследования обеспечивается при:

1.Наблюдении

Эксперименте

3.Методе анализа продуктов деятельности

4. Контент анализе.

16. Способность учащегося к усвоению знаний, восприимчивость к помощи другого, активность ориентировки в новых условиях, переключаемость с одного способа работы на другой — это показатели:

Обучаемости

2.развитости

3.развиваемости

17. Педагогика-это…

1.Наука, разрабатывающая способы реализации конкретных предметов

на основе осуществления целей дидактических норм.

Мышления.

20.Степень автоматизированности и быстрота выполнения действия

характеризует:

1.Меру развернутости

2.Меру освоения.

3.Меру самостоятельности.

Ощущение восприятие.

1. Непосредственное воздействие предмета или явления на рецепторы — обязательная черта таких познавательных процессов, как:

1) ощущение

2) восприятие

3) мышление

4) воображение

5) внимание

2. Интегральный результат непосредственного воздействия на человека каких-либо раздражителей (цветовых, звуковых, химических и т.д.) называется:

1) восприятием;

2) перцепцией;

3) ощущением

3. Отражение отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, это:

1) восприятие;

2) эмоция;

3) ощущение;

4) внимание.

4. Основными свойствами ощущений являются указанные, кроме:

1) модальности;

2) константности;

3) интенсивности;

4) длительности.

5. Минимальная разница между стимулами, вызывающая различие в ощущениях, это:

1) абсолютный нижний порог ощущений;

2) дифференциальный порог;

3) абсолютный верхний порог;

4) пространственный порог.

6. Изменение чувствительности органов чувств под влиянием действующего раздражителя, это:

1) сенсибилизация;

2) адаптация;

3) синестезия;

4) апперцепция.

7. К свойствам восприятия относятся указанные, кроме:

1) целостности;

2) структурности;

3) реминисценции;

4) апперцепции.

8. Когда человек носит жесткие контактные линзы, они ему очень мешают, но со временем он перестает их замечать. Что является причиной этого?

1) адаптация;

2) сенсибилизация;

3) реминисценция;

4) иллюзия.

9. Минимальная величина раздражителя, вызывающего едва заметное ощущение, называется:

1) абсолютным верхним порогом ощущений

2) абсолютно нижним порогом ощущений (порогом чувствительности)

3) болевым порогом

4) дифференциальным порогом ощущений

5) оперативным порогом ощущений

10. Ощущения, связанные с сигналами, возникающими вследствие раздражения рецепторов, находящихся в мышцах, сухожилиях, суставах, называются:

1) экстерорецептивные

2) интерорецептивные

3) проприорецептивные

4) эндоцептивными

11. Ощущения, имеющие рецепторы, расположенные во внутренних органах и отражающие состояние внутренней среды организма, называются:

1) интерорецептивные

2) проприорецептивные

3) контактные

4) дистантные

12. Ощущения, отражающие свойства предметов и явлений внешней среды и имеющие рецепторы на поверхности тела, называются:

1) интерорецептивные

2) контактные

3) дистантные

4) проприорецептивные

13. Ощущения, рецепторы которых находятся в связках, суставах, и дают информацию о движении и положении тела в пространстве, называется:

1) экстерорецептивные

2) интерорецептивные

3) проприорецептивные

4) контактные

14. Психический процесс отражения предмета или явления в целом, в совокупности его свойств и частей, называется:

1) эмоции

2) ощущение

3) восприятие

4) мышление

15.Психический процесс отражения единичных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств, это:

1) ощущение

2) восприятие

3) мышление

4) установка

16. Феномен выделения «фигуры из фона» характеризует какое свойство внимания?

1) целостности

2) избирательности

3) константности

4) осмысленности

17. Свойство восприятия, которое обеспечивает относительное постоянство по форме, цвету, величине и др. параметрам воспринимаемых нами предметов, это:

1) апперцепция

2) константность

3) предметность

4) осмысленность

Тест №4. Внимание и память.

1) Память – это

Психический процесс отражения, заключающийся в запечатлении и сохранении с последующим воспроизведением и узнаванием следов прошлого опыта, делающим возможным его повторное использование в деятельности

2) отражения единичных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

в) психический процесс отражения предмета или явления в целом, в совокупности его свойств и частей

3) познавательный психическ5ий процесс создания нового образа (представления) предмета или ситуации путем перестройки (преобразования) имеющихся у человека представлений.

2. Психические процессы памяти подразделяются:

Запечатление

Хранение

Воспроизведение

4)представление

3. Обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, является промежуточным звеном на пути перевода информации из кратковременной памяти в долговременную – это:

1) кратковременная память

2) сенсорная

Буферная память

4) долговременная память

4. Наиболее прочно в памяти сохраняется информация:

Осмысленная

2) вызубренная

3) малознакомая

4)неотрефлексированная

5. К свойствам памяти относят:

Объем

Скорость

3) устойчивость

Точность

6. Память на абстрактный, отвлеченно — символический материал – это:

1)двигательная память

2) образная память

Символическая память

4) эмоциональная память

7. Психический процесс, которой обеспечивает направленность и сосредоточенность психики на определенных предметах и явлениях внешнего мира – это:

1)ощущение

Внимание

3) восприятие

4) мышление

8. Внимание тесно связанное с волей человека, сознательно поставленной целью – это:

1) послепоизвольное внимание

Произвольное внимание

3) непроизвольное внимание

4) моторное внимание

9. К свойствам внимания относятся:

Объем внимания

2) скорость

Устойчивость

Переключаемость

10. Привлечению непроизвольного внимания способствуют такие свойства объекта как:

Сила раздрожителя

2) привычность

Неожиданность

4) статичность

11. Привлечению произвольного внимания способствуют такие свойства объекта как:

Новизна

2) привычность

Речевые стимулы

4) статичность

12. Объем внимания взрослого человека составляет:

Простых фигур

2) 6-9 простых фигур

3) 9-11 простых фигур

4) 12-13 простых фигур

13. Вид памяти, наблюдаемый только в ранний период развития, сразу после рождения. Заключается в одномоментном установлении очень устойчивой специфической связи человека или животного с конкретным объектом внешней среды.

1) Генетическая

Импритинг

3)Буферная.

4)Двигательная.

14. Различают следующие виды внимания:

Генетическое

Произвольное

3)Абстрактное

4)Символическое

Наглядно-образное

3.Абстрактно-логическое

3. Операция процесса мышления, которая требует умения выделить существенные свойства и признаки предметов при одновременном отвлечении от несущественных свойств:

1.Обобщение

Абстрагирование

3.Классификации

4.Умозаключение

4.К основным формам мышления относят:

Понятия

Суждение

3.Новизна

4.Умозаключение

5.К операциям мышления относятся:

Анализ

2.ретенция (сохранение)

Обобщение

4.воспроизведение

Абстракция

Конкретизация

6. Умозаключение относится к:

1.мыслительным операциям

Формам мышления

3.мыслительным факторам

4.мыслительным видам

5.мыслительным механизмам

7. Плацебо-эффект связан с:

1.параметрами лекарственного вещества

Психологической установкой

3.длительностью предъявления раздражителя

4.наркотической зависимостью

5.фактором неожиданности

8.Выделяют следующие виды мышления:

Наглядно-игровое

Наглядно-действенное

3.наглядно-образное

4.паррологическое

Абстрактно-логическое

9.Исследованием детской психологии мышления длительное время занимался:

1.З Фрейд

Ж.Пиаже.

3.К.Гальперин

4.Л.Выготский

10.Познавательный психический процесс создания нового образа предмета или ситуации путем перестройки имеющихся у человека представлений:

1.Ощущение

Воображение

3.Восприятие

4.Сохранение

11.Виды воображения

Пассивное

Активное

3.Двигательное

4.Воссоздающее

12.Данный вид воображения характеризуется непроизвольностью возникновения, что проявляется в сновидениях и грезах.

1.Репродуктивное

2.Продуктивное

Пассивное

13.Для человека является основным средством общения, средством мышления, носителем сознания и памяти.

1.Восприятие

Коммуникативная способность

3.Язык

Речь

14.Разновидностью устной речи является:

Диалог

2.Внутренняя речь

Импрессивная речь

Монологическая речь

Тест №6 Эмоции

1. К функциям эмоций относятся:

Экспрессивная

2) Органическая

Побуждающая

Компенсаторная

2. Первая попытка классифицировать эмоции принадлежит:

Декарту

2) Павлову

3) Ланге

4) Харди

3. Эмоции – сложный психический процесс, включающий в себя три компонента:

Физиологический

2) Созидательный

Поведенческий

Психологический

4. Эмпатия – это:

1) стрессовая реакция

2) чувство вины

Сопереживание

4) эмоциональное реагирование

5. Автором биологической теории эмоций является:

1) Гальперин

Анохин

3) Иванов

4) Изард

6. К нравственным чувствам относят:

Товарищество

Дружба

Любовь

4) Чувство прекрасного

7.Различают эмоции:

Стенические характеризующиеся повышением активности (восторг, гнев)

астенические сопровождающиеся понижением активности (грусть, печаль)

8. По интенсивности, длительности, а также по степени осознанности причин их появления эмоции называются:

Настроением

2) Страхом

3) Гневом

4) Аффектом

9. Страх, гнев, радость относятся к:

1) установкам

Эмоциям

3) чувствам

4) способностям

10. Эстетич.чувства чувства — это отношение человека к прекрасному и уродливому, связанное с пониманием красоты, гармонии, возвышенного и трагического. Эти чувства реализуются через эмоции, которые по своей интенсивности простираются от легкого волнения до глубокой взволнованности, от простой эмоции удовольствия до чувства настоящего восторга.

11. Мышечное расслабление называется:

1) Эмпатия

Релаксация

3) Стресс

4) Эмоция

12. К свойствам эмоций относятся указанные, кроме:

1) нейтральности;

2) возвышенности;

3) лабильности;

4) ригидности.

13. Автором периферической теории эмоций является:

Джеймс

2) Фрейд

Ланге

4) Харди

14. аффект- быстро возникающее, очень интенсивное и кратковременное эмоциональное состояние, вызываемое сильным или особо значимым для человека стимулом. Чаще всего аффект является следствием конфликта. Он всегда проявляется бурно и сопровождается снижением способности к переключению внимания, сужением.

15 .Переживания отношений к предметам и явлениям – это:

Эмоции

2) установки

3) действия

4) комплексы

5) акцентуации

16.Воздействие на эмоциональную, бессознательную сферу психики учащихся нередко помимо, а иногда и против их воли убеждение:

1) внушение

Поощрение

3) похвала

4) акцент на достоинствах

5) психическими травмами

17. Автор информационной теории эмоций:

1) Рейковский;

2) Изард;

3) Симонов;

4) Шлозберг.

18.Эмоции представлены в психике человека в виде четырех основных феноменов:

Эмоциональные реакции, ,

Эмоциональные состояния,

Эмоциональные свойства.

Чувства

5)психогенные расстройства

19. Эмоции :

Холерик

2. флегматик

3. сангвиник

4. меланхолик

4. Характер человека — это совокупность индивидуально-психологических особенностей, проявляющаяся в:

1. задатках и способностях

2. сенсорной организации личности

Интроверсия-экстраверсия

2. темперамент-характер

3. психоанализ-психосинтез

4. акцентуация-психопатия

5. аналитичность-синтетичность

6. Осознанная, целенаправленная активность человека называется:

Деятельность

2. индивидуальность

3. интеракция

4. десигнация

7. Свойство психики, характеризующее динамику протекания нервных процессов

1. способность

Темперамент

3. характер

4. креативность

8. Активный, общительный, эмоционально уравновешенный человек по типу темперамента:

1. холерик

2. флегматик

Сангвиник

4. меланхолик

9. Спокойный, неспешный, любящий размеренность и обстоятельность человек по типу темперамента:

1. холерик

Флегматик

3. сангвиник

4. меланхолик

10. Сильный, неуравновешенный тип высшей нервной деятельности характерен для:

Холерика

2. флегматика

3. сангвиника

4. меланхолика

11. Дисгармоничность характера, чрезмерная выраженность отдельных его черт называется:

Акцентуация

2. поляризация

3. интеракция

4. аттракция

5. сенсибилизация

12. Повышенная впечатлительность, бурное реагирование на происходящее — признак такой акцентуаций характера:

1. дистимной

2. педантичной

3. циклотимной

Экзальтированной

13. Понятие «личность» используют, когда хотят подчеркнуть

1. биологически обусловленные свойства человека

Я-концепция

3. проекция

4. атрибуция

5. метапознание

15. Активность, связанная с достижением частных целей деятельности, называется:

1. мотивировка

2. операция

3. адаптация

Операнд

5. действие

16. Свойствами индивида являются указанные, кроме:

1. пола

2. темперамента

Ценностных ориентаций

4. задатков

17. Свойствами личности являются указанные, кроме:

1. ответственности

2. позиции и статуса

3. направленности

Конституции

18. Свойствами темперамента являются указанные, кроме:

1. активности

2. эмоциональности

3. темпа деятельности

Аккуратности

19. В структуру индивидуальности входят все нижеперечисленные составляющие за исключением:

1. индивидуальные свойства организма;

2. индивидуальные психофизиологические свойства;

3. индивидуальные генетические качества;

4. индивидуальные психические свойства;

5. индивидуальные социально-психологические свойства.

20.Есть несколько базовых инстинктов, которые являются общими для всех людей. Они

имеют врожденный характер, они не измены и составляют суть человеческой природы. Кто автор этой теории?

1. С.Анохин.

2. 2. Р.Симонов.

3. З. Фрейд.

4. Г.Салливан

Изменения

Понятие возраста

Закономерности

4) Двигательная активность

5) Специфические виды деятельности

3.Возрастная психология включает:

Геронтопсихология

4.Психологические исследования в возрастной психологии направлены на:

1) Поиск психологических состояний

Сравнительный

3) Коррекционный

Комплексный

6.К эмперическим методам относят:

1) Сравнительный

Наблюдение

Экспериментальные методы

4) Комплексные

7.Эксперимент бывает:

Естественный

2) Искусственный

Формирующий

Лабораторный

8.К интерпритационным методам относят:

Генетический

2) Искусственный

Структурный

4) Инженерный

9.Эмпатия это:

1) Стрессовая реакция

2) Чувство вины

Сопереживание

4) Эмоциональная причастность к происходящему.

10.Тестирование это:

Психологическая диагностика

В.Штерн

2) К.Геккель

3) К. Бюллер

4) Л. Выготский

14.Зоны (уровни) психического развития выделял:

1) З.Маркова

Л.Выготский

3) Айзенк

4) К.Бюллер

15.Зоной актуального развития (ЗАР) называют те действия, которые:

Хронологический

2) Генетический

Биологический

Психологический

17.Стадии развития интеллекта по Ж.Пиаже включают в себя:

Сенсомоторная стадия

Стадия конкретных операций

3) Стадия мыслительных операций

4) Стадия логических действий

18Автором периодизации, основанной на изучении уровня морального развития человека, является:

1) Ж.Пиаже

2) З.Фрейд

Колберг

4) Л.Выготский

19Качественные особенности психики, впервые появляющиеся в определенный возрастной период, называются:

1) Ведущая деятельность

2) Преобразования

3) Новообразования

4) Ситуация развития

20.Возрастные кризисы развития бывают:

Кризис 1-го года

2) Кризис прямохождения

Кризис 3-х лет

4) Кризис невроза

Социальная психология

5.К Методам социальной психологии относят:

Наблюдение

Эксперимент

3) Изучение литературных источников

Интервьюирование

6.Процесс социализации личности происходит благодаря задействованию следующих механизмов:

Эмоциональное заражение

Внушение

Убеждение

7.Нормативный образец поведения, ожидаемый от личности в соответствии с его статусом, с местом, занимаемым ею в структуре общественных отношений, обозначает:

1) Черты характера

2) Черты личности

Социальную роль

4) Социальные ожидания

8.К.Левин выделил следующие стили лидерства:

Авторитарный

Попустительский

Демократический

4) Смешанный

5) Благочестивый

9.В процессе общения задействуются следующие механизмы и эффекты межличностного восприятия и понимания:

Идентификация

Эмпатия

Рефлексия

4) Проекция

5) Систематизация

10.Этот эффект возникает при восприятии незнакомого человека, когда информация, ставшая известной в первую очередь, оказывает решающее влияние на представление о человеке.

Эффект первичности

2) Эффект новизны

3) Эффект стериотипизации

11.Модель взаимодействия врача и пациента, при которой, врач относится к пациенту как к механизму, лишенному личностного начала, носит название:

1) Упрощенная

2) Бесчувственная

Инженерная

12. Модель взаимодействия врача и пациента, при которой отношения врача и пациента основываются на моральных нормах отеческого отношения и заботы:

Патерналистическая

2) Инженерная

3) Попустительская

4) Коллегиальная

13.Биоэтикой сформирован свод принципов, позволяющих врачу выстраивать взаимоотношения с больным, который включает в себя:

Принцип справедливости

4) Принцип толерантности личности

14. Биоэтикой сформирован свод правил, позволяющих врачу выстраивать взаимоотношения с больным, который включает в себя:

Правило правдивости

Гуманитарная

2. В понятие гармоничной личности включается все из нижеперечисленного за исключением:

Доброты

2) ответственности

3) самостоятельности

4) нравственности

5) автономности

3. К параметрам гармоничного характера относится все из нижеперечисленного за исключением:

1)зрелость

2)здравомыслие

3)автономность

Гибкость самооценки

5)нравственность

4.Способ­ность человека развивать интеллект и уметь им пользоваться; умение
приобретать объективные знания и воплощать их в жизнь, относится к:

1)духовному потенциалу человека

2)потенциал тела

Потенциал разума

4) потенциал чувств

5.Процесс самопознания субъектом своего внутреннего мира, своего психического состояния:

1) самораскрытие

Рефлексия

3) эмпатия

4) саморегуляция

6. Стресс в ситуациях угрозы, опасности, обиды, приводящий к изменениям в протекании психических процессов, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности, нарушениям двигательного и речевого поведения.

1)физиологический стресс

2) информационный стресс

Эмоциональный стресс

7.Стресс, связанный с желательным эффектом и приводящий к улучшению внимания, повышению заинтересованности, положительной эмоциональной окраске процесса работы- эустресс

8. Неблагоприятный фактор, вызывающий в организме состояние напряжения – стресс:

Стрессор

2) реакция тревоги

3) реакция истощения

9.Основоположник концепции стресса:

1)З. Фрейд

Г. Селье

3)Э. Берн

4)А. Адлер

10. Приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды, это — адаптация

11.Фазы стресса следуют в таком порядке:

1) Истощение 3

2)Тревога 1

3)Резистентность 2

12.Негативное действие стресса, приводящее к угнетению эмоциональных состояний человека, снижению работоспособности, активности и общего самочувствия- дистресс

13. Стресс, ведущий к истощению иммунных запасов организма, замедляющий обменные процессы организма.

Дистресс

2) информационный стресс

3) эустресс

4) эмоциональный стресс

14.Стресс, возникающий под воздействием неблагоприятных физических условий (очень высокие или низкие температуры, острые химические или механические воздействия), вызывающих нарушение целостности организма и его функций.

Физиологический стресс

2)информационный стресс

3) эмоциональный стресс

15. Допишите правильный ответ.

Стадия Сопротивление- почти полное исчезновение признаков реакции тревоги, уровень сопротивляемости организма значительно выше обычного, эта стадия сбалансированного расходования адаптационных резервов.

Стадия Истощение — стрессорный фактор является чрезвычайно сильным или длительно действующим, в результате чего организм посылает сигналы – призывы о помощи, которая может придти только извне.

Стадия тревога — непосредственная реакция организма на воздействие стрессора, мобилизация адаптационных возможностей организма.

16. Неблагоприятные факторы,, воздействующие на организм человека – холод, голодание, психические и физические травмы, кровопотеря, и т.д., называются стрессор

17. Стресс, возникающий в ситуациях информационных перегрузок, когда субъект не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе – при высокой ответственности за последствия решений.

1) физиологический стресс

Информационный стресс

3) эмоциональный стресс

18. Набор личностных черт, который определяет устойчивость человека к различного вида стрессам- стрессоустойчивост

19.Совокупность защитных физиологических реакций, наступающих в организме человека или животного в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов.

1) фрустрация

2) страх

Стресс

4)тревога

20.Особая форма стрессовой реакции, когда стрессор перегружает психологические, физиологические, адаптационные возможности человека и разрушает защиту.

1) физиологический стресс

2) информационный стресс

Травматический стресс

Повышение квалификации

6.К методам и средствам, используемым в системе непрерывного медицинского образования, относят:

Интернет- технологии

Игровые технологии

Интерактивные методы.

7.Метод проектов разработан американским философом и педагогом:

1) В.Киркпатриком

2) Д.Локком

Д.Дьюи

8.В основе метода проектов лежит:

Самостоятельную деятельность

Наличие значимой проблемы

2) самостоятельная деятельность

Телекоммуникационный проект

4) Образовательный проект

13. Свойство действия, которое отражает адекватность действия условиям, в которых оно выполняется, — это:

Разумность

2) Осознанность

3) Прочность

4) освоенность

14. Формированию научного мировоззрения учащихся в наибольшей мере способствует:

Традиционное обучение

2) проблемное обучение

3) Программированное обучение

4) Догматическое обучение

Просветительская работа

3) Всеобщая диспансеризация

2.К методам просветительской работы относят все, кроме:

1) Наглядных

2) Комбинированных

3) Устных

Творческих

3.В рамках устного метода чаще всего используют:

1) Определенный набор средств и приемов медико-педагогической деятельности

Лекции

Тематические беседы

4.Для всех форм устного метода просветительской работы важен:

Наглядный метод

6.К объемным средствам реализации в медицине профилактической работы, используют:

Муляжи

Макеты

Фантомы

Брошюры

5) Беседу

7.К психолого-педагогическим задачам и принципам работы врача в рамках профилактических программ относят:

Адресность

Правдивость

Доверие

10.Здоровый образ жизни, как система, складывается из следующих основных культур:

Культуры движения

Культуры эмоций

Культуры питания

4) Культуры взаимного общения

5) Культуры национальной принадлежности.

Тест №1.Психология как наука, грани взаимодействия

Психологии и медицины.

1.К методам психологии относят:

Наблюдение

Эксперимент

Тестирование

4)антропометрию

2.Диагностический инструментарий, с помощью которого внутренний мир испытуемого оценивается по «проекции» его личности на своеобразный «экран» тестовых материалов:

1)тест задание

2)тестирование

Проективный тест

3.Наиболее эффективный научный метод исследования психической реальности. Позволяет выявить сущностные характеристики и причинно-следственные связи между субъектами.

1)наблюдение

Эксперимент

3)тестирование

4)анкетирование

4.Метод познания, который ограничивается регистрацией выявленных фактов в психолого-педагогических явлениях, называется:

Наблюдение

2)формирующий эксперимент

3)констатирующий эксперимент

4)беседа

5.Наблюдение бывает:

1)смешанное

Внешнее

Внутреннее

6. В недрах какой науки зародилась психология:

1)политология

2)биология

Философия

4)социология

БРК

Виды заданий
1 ТЕСТЫ:
Методы педагогической психологии
Характеристика учебной деятельности
Мотивация учебной деятельности
Функции педагогической деятельности
Социально-психологическое взаимодействие
Методы воспитания
Принципы воспитания
Методы обучения
Принципы обучения
Закономерности обучения
Контрольный тест
2 Конспекты по структуре учебной деятельности:
Шадриков …
И.А.Зимняя …
Письменные задания:
10 принципов воспитания «Не навреди»
План самовоспитания (10-12 пунктов)
Характеристика авторитарного и гуманного воспитания (таблица, см. ниже)
Дополнительные задания:
Словарь терминов (Айсмонтас Педагогическая психология)

Методы педагогической психологии

1. Лонгитюдный метод исследования (по Б. Г. Ананьеву) относится к:

а) организационным методам в) способам обработки данных

б) эмпирическим методам г) интерпретационным методам

2. Метод познания, который ограничивается регистрацией выявленных фактов в психолого-педагогических исследованиях, называется:

а) наблюдением в) констатирующим экспериментом

б) формирующим экспериментом г) квазиэкспериментом

3. Скрытое наблюдение как разновидность наблюдения выделяется в зависимости:

а) от регулярности в) от позиции наблюдателя

б) от упорядоченности г) от активности наблюдателя

4. Наиболее высокая точность результатов исследования обеспечивается при:

а) наблюдении в) методе анализа продуктов деятельности

б) экспериментальном методе г) контент-анализе

5. Применяемый в возрастной и педагогической психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого — это:

а) пилотажный эксперимент в) констатирующий эксперимент

б) формирующий эксперимент г) включенное наблюдение

6. Эксперимент в психолого-педагогических исследованиях позволяет проверить гипотезы:

а) о наличии явления б) о наличии связи между явлениями

в) как о наличии самого явления, так и связей между соответствующими явлениями

г) о наличии причинной связи между явлениями

7. В наибольшей мере соответствует биогенетическому подходу к изучению психического развития следующий эксперимент:

а) констатирующий б) формирующий в) квазиэксперимент г) естественный

8. Синонимами формирующего эксперимента являются:

а) квазиэксперимент б) контрольный эксперимент

в) генетико-моделирующий эксперимент г) проективный эксперимент

9. В наибольшей мере обеспечивает соединение психологических исследований с педагогическим поиском и проектированием эффективных форм учебно-воспитательного процесса:

а) наблюдение б) формирующий эксперимент в) лабораторный эксперимент

г) метод анализа продуктов деятельности

10. В исследовании предполагается построение или порождение объекта внутри его структуры, после чего он и становится предметом исследования:

а) естественнонаучный эксперимент в) констатирующий эксперимент

б) формирующий эксперимент г) естественный эксперимент

Методы психологии

Выберите из указанных суждений те, которые описывают:

– общие требования (6 ответов);

характеристику отдельных методов:

– наблюдения (3 ответа);

– беседы, опроса, анкеты, интервью (5 ответов);

– эксперимента (5 ответов);

– тестов (5 ответов).

Варианты ответов:

1. Свободный диалог между психологом и испытуемым.

2. Полученные данные обрабатываются с помощью специальных стандартизированных шкал.

3. Связь с методологией.

4. В ходе изучения человека необходимо обеспечить ему хорошее самочувствие.

5. Измеряют не только способности, но и влияние социальной среды.

6. Метод не является самостоятельным средством, а связан с методологией.

7. Бывает: лабораторный, естественный, преобразующий.

8. Организованное взаимодействие психолога с индивида (группы) с определенной экспериментальной ситуацией (импульсом).

9. Выбор метода вытекает из целей исследования.

10. Устанавливается причинно-следственная связь между изменяющимися явлениями: зависимой и независимой переменной.

11. Идет «выравнивание» контрольных и экспериментальных групп и контрольных переменных.

12. Получение информации о человеке на основе вербальной коммуникации.

13. Хотя исследователь изучает отдельные свойства психики, но и следит за состоянием испытуемого в целом.

14. Фиксация проявлений психики и поведения человека в естественных условиях (испытуемый не знает об этом).

15. Некоторая пассивность метода.

16. Бывает включенным и невключенным, скрытым (скрытая камера, зеркало Гезелла) и открытым.

17. Выделяются контрольные и экспериментальные группы лиц, общностей.

18. Хороший эмоциональный контакт с испытуемым.

19. Дает информацию о мнении, настроении, личностных качествах.

20. Изучаются индивидуально-психологические особенности человека, играющие важную роль в учебной и профессиональной деятельности.

21. Влечет за собой серьезные социальные последствия.

22. Данные о психике человека сохраняются в тайне.

23. Отвечают требованиям валидности, надежности, стандартизации.

24. Готовность испытуемого поделиться с исследователем своим мнениями и проблемами.

Мотивы учения

1. Проблему учебной мотивации анализировала(и):

а) В. В. Давыдов, В. В. Рубцов в) Н. Ф. Талызина

б) А. К. Маркова, Ю.М. Орлов г) И. А. Зимняя

2. Связь умственного развития и мотивации исследовали:

а) А. К. Маркова в) М. В. Матюхина

б) Г. И. Щукина г) А. Б. Орлов

3. Проблемы возникновения и развития познавательных интересов у детей в отече­ственной психологии изучал(а):

а) Т. В. Габай в) М. И. Махмутов

б) Н. Г. Морозова г) И. Я. Лернер

4. Психологические причины неуспеваемости установлены:

а) 3. А. Решетовой в) Н. А. Менчинской

б) И. С. Якиманской г) И. Я. Лернером

5. Сводную карту состояния мотивации учения учащихся и хода ее формирования разработала:

а) А. К. Маркова в) Н. А. Менчинская

б) Л. И. Божович г) М. В. Матюхина

6. Понятие «мотив» и «мотивация» соотносятся следующим образом:

а) понятие «мотив» уже понятия «мотивация»

б) понятие «мотивация» уже понятия «мотив»

в) эти понятия – синонимы

г) понятие «мотив» является родовым по отношению к «мотивации»

7. Мотивы самообразования — это:

а) форма проявления учебных мотивов

б) этап усвоения учебных мотивов

в) уровень познавательных мотивов

г) качественная характеристика учебных мотивов

8. Вид мотивов учения, характеризующийся ориентацией учащегося на овладение новыми знаниями — фактами, явлениями, закономерностями, называется: а) широкими познавательными мотивами

б) широкими социальными мотивами

в) учебно-познавательными мотивами

г) узкими социальными мотивами

9. Стремление к контактам со сверстниками и к получению их оценок характеризует:

а) широкие социальные мотивы в) мотивы социального сотрудничества

б) узкие социальные мотивы г) учебно-познавательные мотивы

10. Обращение к учителю за дополнительными сведениями является формой проявления:

а) широких познавательных мотивов в) мотивов самообразования

б) учебно-познавательных мотивов г) мотивов социального сотрудничества

11. Обращение учащегося к учителю по поводу рациональной организации учебно­го труда демонстрирует:

а) вид учебного мотива в) уровень познавательных мотивов

б) форму проявления учебных мотивов г) тип отношения школьника к учению

12. Четыре понятия из следующих пяти слов — осознанность, самостоятельность, обобщенность, действенность, выраженность — можно объединить в одну группу. Лиш­ним является:

а) осознанность б) самостоятельность в) обобщенность г) выраженность

13. Зависимость успешности формирования навыков от уровня мотивации учащего­ся называется:

а) законом эффекта в) законом упражнений

б) законом Йеркса – Додсона г) законом плато в формировании навыка

14. Особенностями мотивации слабо успевающих школьников являются:

а) интерес к вопросам узкого прагматического характера

б) охотное выполнение однотипных заданий

в) все ответы верны

г) стремление найти самое ясное решение

15. Показателем психологической готовности ребенка к школе является:

а) умение строить взаимоотношения со взрослыми, сверстниками на основе соподчинения мотивов

б) наличие специальных знаний, умений и навыков

в) желание быть школьником

г) самостоятельность в умственной деятельности

III . Верно или нет?

1. Общение – это тоже функция педагога, так как ему приходится постоянно общаться с учащимися?

2. Общение – естественная человеческая потребность. Оно не может быть служебной функцией.

3. Общение – не функция. Это естественный процесс взаимодействия учителя с учениками.

4. Общение принадлежит к числу важнейших педагогических умений, поэтому является функцией.

IV . Верно или нет?

1. Надо обращаться к ученику так: «Молодец, я тобой доволен!»

2. Так нельзя обращаться к ученику: » Ты обязан это сделать, потому что я так сказал».

3. Успех в общении педагога с учащимися не зависит от способностей педагога.

4. Школьника нельзя заставить заниматься нелюбимым делом с полной отдачей сил.

5. При нарушении дисциплины целесообразно отвлечь ученика, переключив его внимание на новое задание.

6. Педагогу сердиться – все равно, что хворать.

7. Улыбкой нельзя выразить спокойное отношение к проказе учащегося, умение держать себя в руках.

8. Нельзя сердиться, услышав шутку ученика в свой адрес.

9. Старшеклассники характеризуют педагога по первому впечатлению.

10. Неостороумные учителя не могут использовать юмор в своей работе.

V . Об отношении учащихся к своему учителю можно узнать, задавая следующие вопросы:

1. Охотно ли вы идете к учителю со своими вопросами?

2. Берет ли на себя учитель часть вины за плохую учебу и поведение учащихся?

3. Не слишком ли часто педагоги пользуются местоимением «Я»?

4. Идет ли учитель с жалобой на плохое поведение к администрации?

5. Все ответы верны?

ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

I Найдите правильный ответ: Чтобы выбрать оптимальные методы воспитания нужно:

1. Выяснить сущность каждого метода и выбрать из имеющегося множества путей методы, отвечающие заданным требованиям.

2. Проанализировать ситуацию и подобрать соответствующий метод.

3. Установить, какой метод позволяет быстрее других достигнуть намеченной цели.

4. Установить критерий оптимальности и по нему определить пригодность каждого метода.

II Укажите, под какими номерами перечислены общие условия, определяющие выбор методов воспитания:

1. коллективизм, 2) цели и задачи воспитания, 3) трудовое воспитание, 4) содержание воспитания, 5) возрастные особенности школьников, 6) эстетическое воспитание, 7) уровень сформированности коллектива, 8) индивидуальные особенности школьников, 9) условия воспитания, 10) профориентация, 11) систематичность, 12) комплексный характер воспитания, 13) среда воспитания, 14) уровень педагогической квалификации, 15) время, 16) демократизация школы, 17) ожидаемые последствия, 18) пожелания родителей воспитанников, 19) требовательность, 20) дифференциация воспитания, 21) нравственное воспитание.

VIII Что такое поощрение?

1. Способ педагогического воздействия, выражающий положительную оценку его поведения с позиций интересов одноклассников и с целью закрепления положительных качеств.

2. Метод воспитания, предполагающий вынесение воспитаннику благодарности.

3. Когда воспитатель поощряет воспитанника с целью формирования положительного отношения к своим обязанностям.

4. Метод вознаграждения за хорошие поступки.

5. Прием стимулирования деятельности воспитанников.

IX Что такое соревнование?

1. Игра, в которой определяется победитель.

2. Путь к закреплению достигнутых результатов.

3. Метод формирования и закрепления необходимых качеств личности в процессе сравнения собственных результатов с достижениями других участников.

4. Метод установления превосходства одних воспитанников над другими.

5. Стремление к приоритету любыми путями.

X Что такое наказание?

1. Метод воспитания, проявляющийся в форме требования.

2. Решающий фактор торможения отрицательных действий воспитанников с целью формирования у них боязни за совершенные действия.

3. Способ воздействия на воспитанника с позиции интересов коллектива с целью прекратить его отрицательные действия.

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

Методы обучения

II. Можно ли считать анализ, синтез, дедукцию и индукцию методами обучения? Опираясь на знания из области философии, психологии, педагогики, проанализируйте альтернативы и придите к правильному ответу, определив тем самым свое отношение к правомерности выделения индуктивных и дедуктивных методов обучения.

1. Можно, так как они показывают путь овладения знаниями.

2. Анализ, синтез, дедукция и индукция являются основными формами мышления учащихся, посредством которых они овладевают знаниями, следовательно, это и есть методы обучения.

3. Анализ, синтез, дедукция и индукция являются категориями психологии, а не дидактики, поэтому к методам обучения они никакого отношения не имеют.

4. Анализ, синтез, дедукция и индукция являются методами логического мышления, а не обучения, поэтому неправомерно считать их методами обучения.

5. Нельзя, так как индукция и дедукция не ведут к достижению цели обучения.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

Вопросы к экзамену по педагогической психологии

1. Предмет, задачи и основные проблемы педагогической психологии.

2. История становления и развития педагогической психологии: основные этапы.

3. Структура педагогической психологии. Взаимосвязь с другими науками.

4. Методы педагогической психологии: классификация и характеристика.

5. Понятие научения, обучения, учения. Л.С.Выготский о ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка.

6. Понятие учебной деятельности, ее специфика и структура.

7. Виды мотивов учения. Проблема диагностики и формирования учебной мотивации в практике учителя.

8. Теория П.Я.Гальперина о поэтапном формировании знаний, умений и умственных действий.

9. Когнитивная теория Ж.Пиаже.

10. Дидактическая система Л.В.Занкова.

11. Развивающее обучение по Д.Б.Эльконину – В.В.Давыдову.

12. Проблемное обучение: сущность, достоинства, недостатки.

13. Особенности программированного обучения: сущность, достоинства, недостатки.

14. Классификация методов воспитания.

15. Методы самовоспитания и самообразования.

16. Проблема психологической готовности к школьному обучению.

17. Сущность Вальдорфской педагогики.

18. Педагогическая система Марии Монтессори.

19. Психологические причины школьной неуспеваемости

20. Младший школьник как субъект учебной деятельности.

21. Специфика, психологическая структура и функции педагогической деятельности.

22. Характеристика педагогических умений и способностей.

23. Особенности профессионального педагогического мышления и самосознания.

24. Понятие профессионального педагогического общения. Стили педагогического общения и взаимодействия.

25. Конфликты в педагогическом процессе и пути их разрешения.

26. Психология педагогической оценки.

27. Психологические особенности педагогического коллектива

Тест 1 (базовый уровень)

1. Педагогическая психология возникла:

а) в начале XIX в, в) во второй половинеXIX в.

б) в середине XIX в. г) в начале XX в.

2. Термин «педагогическая психология был предложен:

а) К. Д. Ушинским в) П. П. Блонским б) П.Ф. Каптеревым г) Дж. Дьюи

3. Течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже XIX— XX вв., обусловлен­ное проникновением эволюционных идей в педагогику, психологию и развитием при­кладных отраслей психологии, экспериментальной педагогики, называется:

а) педагогика в) дидактика б) педология г) психопедагогика

4. Ценным в педологии было стремление изучать развитие ребенка в условиях:

а) комплексного подхода б) деятельностного подхода

в) практической направленности на диагностику психического развития

г) кибернетического подхода

БРК

Виды заданий
1 ТЕСТЫ:
Методы педагогической психологии
Характеристика учебной деятельности
Мотивация учебной деятельности
Функции педагогической деятельности
Социально-психологическое взаимодействие
Методы воспитания
Принципы воспитания
Методы обучения
Принципы обучения
Закономерности обучения
Контрольный тест
2 Конспекты по структуре учебной деятельности:
Шадриков …
И.А.Зимняя …
Письменные задания:
10 принципов воспитания «Не навреди»
План самовоспитания (10-12 пунктов)
Характеристика авторитарного и гуманного воспитания (таблица, см. ниже)
Дополнительные задания:
Словарь терминов (Айсмонтас Педагогическая психология)

Методы педагогической психологии

1. Лонгитюдный метод исследования (по Б. Г. Ананьеву) относится к:

а) организационным методам в) способам обработки данных

б) эмпирическим методам г) интерпретационным методам

2. Метод познания, который ограничивается регистрацией выявленных фактов в психолого-педагогических исследованиях, называется:

а) наблюдением в) констатирующим экспериментом

б) формирующим экспериментом г) квазиэкспериментом

3. Скрытое наблюдение как разновидность наблюдения выделяется в зависимости:

а) от регулярности в) от позиции наблюдателя

б) от упорядоченности г) от активности наблюдателя

4. Наиболее высокая точность результатов исследования обеспечивается при:

а) наблюдении в) методе анализа продуктов деятельности

б) экспериментальном методе г) контент-анализе

5. Применяемый в возрастной и педагогической психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого — это:

а) пилотажный эксперимент в) констатирующий эксперимент

б) формирующий эксперимент г) включенное наблюдение

6. Эксперимент в психолого-педагогических исследованиях позволяет проверить гипотезы:

а) о наличии явления б) о наличии связи между явлениями

в) как о наличии самого явления, так и связей между соответствующими явлениями

г) о наличии причинной связи между явлениями

7. В наибольшей мере соответствует биогенетическому подходу к изучению психического развития следующий эксперимент:

а) констатирующий б) формирующий в) квазиэксперимент г) естественный

8. Синонимами формирующего эксперимента являются:

а) квазиэксперимент б) контрольный эксперимент

в) генетико-моделирующий эксперимент г) проективный эксперимент

9. В наибольшей мере обеспечивает соединение психологических исследований с педагогическим поиском и проектированием эффективных форм учебно-воспитательного процесса:

а) наблюдение б) формирующий эксперимент в) лабораторный эксперимент

г) метод анализа продуктов деятельности

10. В исследовании предполагается построение или порождение объекта внутри его структуры, после чего он и становится предметом исследования:

а) естественнонаучный эксперимент в) констатирующий эксперимент

б) формирующий эксперимент г) естественный эксперимент

Методы психологии

Выберите из указанных суждений те, которые описывают:

– общие требования (6 ответов);

характеристику отдельных методов:

– наблюдения (3 ответа);

– беседы, опроса, анкеты, интервью (5 ответов);

– эксперимента (5 ответов);

– тестов (5 ответов).

Варианты ответов:

1. Свободный диалог между психологом и испытуемым.

2. Полученные данные обрабатываются с помощью специальных стандартизированных шкал.

3. Связь с методологией.

4. В ходе изучения человека необходимо обеспечить ему хорошее самочувствие.

5. Измеряют не только способности, но и влияние социальной среды.

6. Метод не является самостоятельным средством, а связан с методологией.

7. Бывает: лабораторный, естественный, преобразующий.

8. Организованное взаимодействие психолога с индивида (группы) с определенной экспериментальной ситуацией (импульсом).

9. Выбор метода вытекает из целей исследования.

10. Устанавливается причинно-следственная связь между изменяющимися явлениями: зависимой и независимой переменной.

11. Идет «выравнивание» контрольных и экспериментальных групп и контрольных переменных.

12. Получение информации о человеке на основе вербальной коммуникации.

13. Хотя исследователь изучает отдельные свойства психики, но и следит за состоянием испытуемого в целом.

14. Фиксация проявлений психики и поведения человека в естественных условиях (испытуемый не знает об этом).

15. Некоторая пассивность метода.

16. Бывает включенным и невключенным, скрытым (скрытая камера, зеркало Гезелла) и открытым.

17. Выделяются контрольные и экспериментальные группы лиц, общностей.

18. Хороший эмоциональный контакт с испытуемым.

19. Дает информацию о мнении, настроении, личностных качествах.

20. Изучаются индивидуально-психологические особенности человека, играющие важную роль в учебной и профессиональной деятельности.

21. Влечет за собой серьезные социальные последствия.

22. Данные о психике человека сохраняются в тайне.

23. Отвечают требованиям валидности, надежности, стандартизации.

24. Готовность испытуемого поделиться с исследователем своим мнениями и проблемами.

1. При проведении исследований часто встаёт вопрос о том, насколько характерный материал вы используете. Как называется мера соответствия по некоей характеристике испытуемого той популяции, к которой он принадлежит:
а) валидность;
б) вариабельность;
в) репрезентативность;
г) надёжность.

2. Как называется стадия исследования, на которой формулируются идеи о причинах и следствиях избранных для исследования явлений:
а) стадия наблюдения;
б) корреляционная стадия;
в) контрольная стадия;
г) стадия формирования гипотезы.

3. Какое из утверждений описывает понятие валидности:
а) способность теста определять меру дефекта;
б) характеристика единства способов использования теста;
в) показатель того, что тест измеряет то, для измерения чего предназначен;
г) мера вероятности получения ошибочных результатов.

4. Репрезентативность теста указывает на:
а) возможность применения к данной выборке норм, указанных в тесте;
б) степень однородности диагностируемой выборки;
в) насколько результат по данному тесту одного испытуемого отличается от результата другого испытуемого.

5. Какое утверждение определяет понятие стандартизации тестов:
а) приведение теста в соответствие со стандартами;
б) использование единообразных процедур проведения и обсчета результатов;
в) согласование популяционных нормативов с культурными и социальными стандартами.

6. Какое из утверждений точнее всего описывает, что такое коэффициент интеллекта:
а) характеристика имеющихся познавательных способностей;
б) характеристика врожденных способностей;
в) мера приобретенных интеллектуальных навыков;
г) характеристика зоны ближайшего развития.

7. Оценка психологического состояния при помощи системы тестов называется:
а) психодиагностика;
б) диагноз;
в) измерение;
г) психологический эксперимент.

10. Используемая в детской диагностике методика обучающего обучения А.Я. Ивановой направлена на изучение:
а) интеллектуального уровня;
б) зоны ближайшего развития;
в) мотивации учебной деятельности;
г) эмоциональных блоков интеллектуальной работы.

11. Целевые установки пробы Бурдона и матриц Равена соотносятся как:
а) предпосылки интеллекта — интеллект;
б) интеллект — мышление;
в) ригидность — гибкость.

12. Что одно из перечисленного является существенным элементом предложенного А.Ф. Лазурским «естественного эксперимента» в отличие от лабораторного:
а) условия эксперимента не связаны с искусственными условиями и требованиями;
б) эксперимент проводится без использования технических средств;
в) экспериментатор включен в выполнение задания вместе с испытуемым;
г) наблюдение в естественных условиях с точностью и научностью эксперимента, когда испытуемый не осведомлен о проводящемся исследовании;
д) применяется специальная аппаратура и четко спланированные задания.

13. Тест фрустрации Розенцвейга относится к одной из названных групп:
а) личностные опросники;
б) тесты достижений;
в) психометрические тесты;
г) проективные методы;
д) свободное интервью.

14. Оценка коэффициента интеллекта опирается на сопоставление:
а) паспортного возраста и уровня образования;
б) умственного и эмоционального возраста;
в) интеллектуального и паспортного возраста;
г) максимальных и минимальных показателей;
д) уровень актуального развития и потенциальных возможностей.

15. Включенное наблюдение – это:
а) наблюдение, использующее «батареи» психологических тестов;
б) длительное наблюдение;
в) наблюдение в условиях лаборатории;
г) наблюдение, при котором психолог является непосредственным участником событий;
д) наблюдение включает в себя несколько этапов.

16. Метод познания, который ограничивается регистрацией выявленных фактов при исследовании возрастных особенностей, называется:
а) формирующим экспериментом;
б) наблюдением;
в) констатирующим экспериментом;
г) квазиэкспериментом;
д) моделированием.

17. Метод активного воздействия исследователя на изменения психики ребенка – это:
а) включенное наблюдение;
б) пилотажный эксперимент;
в) контрольный эксперимент;
г) формирующий эксперимент;
д) констатирующий эксперимент.

18. Синонимом формирующего эксперимента является:
а) квазиэксперимент;
б) проективный эксперимент;
в) контрольный эксперимент;
г) генетико-моделирующий;
д) лабораторный эксперимент.

20. Б.Г.Ананьев относит лонгитюдный метод исследования:
а) к организационным методам;
б) к эмпирическим методам;
в) к способам обработки данных;
г) к интерпретационным методам.

22. Целенаправленное, планомерно осуществляемое восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность, является:
а) экспериментом;
б) контент-анализом;
в) наблюдением;
г) методом анализа продуктов деятельности.

23. Длительное и систематическое наблюдение, изучение одних и тех же людей, позволяющее анализировать психологическое развитие на различных этапах жизненного пути и на основе этого делать определённые выводы, принято называть исследованием:
а) пилотажным;
б) лонгитюдным;
в) сравнительным;
г) комплексным.

24. Понятие «самонаблюдение» является синонимом термина:
а) интроверсия;
б) интроекция;
в) интроспекция;
г) интроскопия.

25. Краткое, стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психологический процесс или личность в целом, — это:
а) наблюдение;
б) эксперимент;
в) тестирование;
г) самонаблюдение.

26 Получение субъектом данных о собственных психических процессах и состояниях в момент их протекания или вслед за ним – это:
а) наблюдение;
б) эксперимент;
в) тестирование;
г) самонаблюдение.

27. Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для установления психологического факта называется:
а) контекст-анализом;
б) анализом продуктов деятельности;
в) беседой;
г) экспериментом.

28. Способ исследования структуры и характера межличностных отношений людей на основе измерения межличностного выбора называется:
а) контент-анализом;
б) методом сравнения;
в) методом социальных единиц;
г) социометрией.

29. Возможность исследователя вызвать какой-то психический процесс или свойство является главным достоинством:
а) наблюдения;
б) эксперимента;
в) контент-анализа;
г) анализа продуктов деятельности.

30. Оценка согласованности показателей, получаемых при повторном тестировании тех же испытуемых и тем же самым тестом или эквивалентной его формой, характеризует тест с точки зрения его:
а) валидности;
б) достоверности;
в) надёжности.

31. Первые интеллектуальные тесты для детей были разработаны:
а) Бине-Симоном;
б) И.П. Павловым;
в) Эббингаузом.

34.Стандартизация — это:
а) единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста;
б) согласованность результатов теста при первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых
в) понятие, указывающее, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает

35.Надежность- это:
а) единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста;
б) согласованность результатов теста при первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых
в) понятие, указывающее, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает

36.Валидность — это:
а) единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста;
б) согласованность результатов теста при первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых
в) понятие, указывающее, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает

37. Прием, используемый для повторного обследования испытуемых с помощью одной и той же методики для проверки стабильности диагностируемого признака, называется:
а) константностью;
б) контент-анализ;
в) тест-ретест.

38. Таблицы Шульте предназначены для исследования объема внимания, а таблицы Шульте-Горбова для исследования:
а) устойчивости внимания;
б) концентрации внимания;
в) переключаемости внимания;
г) динамической асимметрии внимания.

39. В каком пункте указаны методики, лучше всего позволяющие выявить разноплановость мышления:
а) классификация и сложение фигур;
б) сложение фигур и исключение предметов;
в) пиктограмма и сложение фигур;
г) классификация и исключение предметов;
д) пиктограмма и классификация.

40. Методика Дембо-Рубинштейн представляет собой:
а) тест уровня самооценки;
б) экспериментально-психологическую методику изучения свойств личности по самооценке;
в) экспериментально-психологическую методику изучения самооценки.

41. Какое из приведенных утверждений НЕ отражает основных правил оценки профиля MMPI:
а) профиль должен оцениваться как единое целое;
б) при оценке профиля наиболее существенно значение Т-нормы по каждой шкале, сравнение с которой отражает степень выраженности психопатологии;
в) профиль характеризует особенности личности и актуальное психическое состояние;
г) при оценке профиля наиболее существенно отношение уровня каждой шкалы к среднему уровню профиля в целом и, особенно, по отношению к соседним шкалам.

42. Тест «чернильных пятен» создан Г. Роршахом:
а) в 1912 г.;
б) в 1921 г.;
в) в 1935 г.;
г) в 1951 г.

44. «Кубики Кооса», «куб Линка» являются методиками для исследования:
а) процесса решения конструктивных задач;
б) абстрактно-логического мышления;
в) дискурсивного мышления;
г) оперативной памяти.

45. Во взрослом и детском вариантах теста Векслера наиболее культурально-зависимы результаты по тесту:
а) недостающие детали;
б) арифметика;
в) лабиринт;
г) осведомленность.

46. Какой из перечисленных факторов может приводить к снижению показателей по вербальному тесту Векслера:
а) высокий уровень тревоги;
б) высокая потребность в самореализации;
в) высокий уровень внимания;
г) высокая самооценка.

47. Какой из перечисленных тестов НЕ является проективным:
а) ТАТ;
б) тест Роршаха;
в) тест тревожности Спилберга-Ханина;
г) тест незаконченных фраз.

48. Какой из перечисленных тестов НЕ предназначен для оценки интеллектуальных способностей:
а) ТАТ;
б) тест Векслера;
в) тест общих способностей;
г) тест Стенфорд-Бине.

49. Опросник Спилберга-Ханина позволяет:
а) оценить уровень депрессии;
б) выявить склонность к полярным колебаниям аффекта;
в) сопоставить истинную и ситуационную самооценку;
г) сопоставить ситуационную и конституциональную тревожность.

50. Какой из тестов позволяет сопоставить вербальные и невербальные способности:
а) тест Роршаха;
б) тест Векслера;
в) тест Бендер;
г) тест Кеттелла.

51. 16-факторный личностный опросник разработал …..
а) Кеттел
б) Рорших
в) Векслер
г) Бендер

52. Какой из тестов содержит 3 шкалы валидности и 10 клинических шкал:
а) тест Векслера для взрослых;
б) тест Айзенка;
в) MMPI;
г) Тест Кеттелла.

53. Тесты способностей показывают:
а) уровень предшествующей подготовки;
б) степень вклада наследственности в способности;
в) возможности успеха в той или иной области;
г) общий уровень умственных способностей.

54. Какой из цветов в тесте Люшера НЕ относится к основным:
а) синий;
б) желтый;
в) фиолетовый;
г) сине-зеленый.

55. Надежность теста показывает:
а) какую стабильность результатов измерения обеспечивает сам тест;
б) насколько стабильны те свойства и качества, которые измеряются с помощью теста;
в) насколько стабильна процедура подсчета суммарного балла по тесту.

56. Каково исходное назначение опросника Т. Лири:
а) изучение групповой динамики;
б) изучение взаимоотношений в семье;
в) изучение ролевых идентификаций личности;
г) изучение социальной конфликтности.

57. Какое из утверждений верно описывает назначение теста Розенцвейга:
а) выявление агрессивных реакций на стресс;
б) определение уровня стрессоустойчивости;
в) определение типов реагирования на фрустрацию;
г) диагностика клинических типов агрессивности.

58. Методологической основой психодиагностики является:
а) хорошо разработанная психологическая теория;
б) психометрика;
в) практическая область применения психодиагностических методов.

59. Фактор социальной желательности оказывает наибольшее влияние в:
а) ситуации клиента;
б) ситуации экспертизы;
в) патопсихологической диагностики.

60. Содержательная валидность теста – это:
а) степень представленности (репрезентации) исследуемого психологического конструкта в результатах теста;
б) отражение в содержании теста ключевых сторон изучаемого психологического феномена;
в) показатель внутренней однородности (согласованности) теста.

61. Если выборка репрезентативна срезу популяции, то:
а) результаты выборочного распределения можно описать распределением близким к нормальному;
б) результаты выборочного распределения можно описать любым математическим распределением;
в) по результатам выборочного распределения вообще нельзя судить о репрезентативности выборки.

62. Нелинейное преобразование стандартных показателей необходимо для того, чтобы:
а) удобства интерпретации полученных результатов;
б) добиться сопоставимости результатов, принадлежащих к распределениям полученным по различным тестам;
в) добиться сопоставимости результатов, принадлежащих к распределениям различной формы.

63. Социально-психологический норматив – это:
а) статистическая норма, эмпирически полученная на какой-либо выборке;
б) система требований общества к индивиду;
в) индивидуальная норма, рассчитанная для данного конкретного индивида.

64. Идея стандартизации методик и тестов принадлежит:
а) Дж. Кеттелу;
б) В.Вундту;
в) А. Бине.

65. Проективные тесты и методики отличаются от объективных тестов и стандартизированных самоотчетов тем, что:
а) не могут давать объективных и надежных результатов;
б) результаты по тесту не поддаются никакой формализации;
в) интерпретация результатов по тесту зависит от компетентности и уровня квалификации психодиагноста.

66. Экспертная эмпирическая валидизация относится к:
а) теоретическому типу валидизации;
б) практическому типу валидизации;
в) теоретическому и практическому типам валидизации.

67. Конструктная валидность теста – это:
а) степень представленности (репрезентации) исследуемого психологического конструкта в результатах теста;
б) показатель внутренней однородности (согласованности) теста;
в) отражение в содержании теста ключевых сторон изучаемого психического свойства.

68. Между валидностью и надежностью существует следующее соотношение:
а) валидность ≤ надежность;
б) валидность ≥ надежность;
в) валидность = надежность;

69. Достоверность теста – это:
а) его защищенность от фальсификации результатов психодиагностом;
б) его защищенность от влияния на результаты различных внешних воздействий;
в) его защищенность от фальсификации результатов испытуемым;

70. Валидность теста доказывает:
а) независимость результатов теста от мнения психодиагноста;
б) можно ли применять данный тест на практике;
в) измеряет ли тест тот психический феномен, для измерения которого он предназначен.

1. Существенный элемент предложенного А.Ф. Лазурским «естественного эксперимента» в отличие от лабораторного:
а) условия эксперимента не связаны с искусственными условиями и требованиями;
б) эксперимент проводится без использования технических средств;
в) экспериментатор включен в выполнение задания вместе с испытуемым;
г) наблюдение в естественных условиях с точностью и научностью эксперимента, когда испытуемый не осведомлен о проводящемся исследовании;+
д) применяется специальная аппаратура и четко спланированные задания.

2. К какой группе относится тест фрустрации Розенцвейга?
а) личностные опросники;
б) тесты достижений;
в) психометрические тесты;
г) проективные методы;+
д) свободное интервью.

3. На сопоставление чего опирается оценка коэффициента интеллекта?
а) паспортного возраста и уровня образования;
б) умственного и эмоционального возраста;
в) интеллектуального и паспортного возраста;+
г) максимальных и минимальных показателей;
д) уровень актуального развития и потенциальных возможностей.

4. Что такое включенное наблюдение?
а) наблюдение, использующее «батареи» психологических тестов;
б) длительное наблюдение;
в) наблюдение в условиях лаборатории;
г) наблюдение, при котором психолог является непосредственным участником событий;+
д) наблюдение включает в себя несколько этапов.

5. Кто предложил систему тестирования MMPI?
Ответ: С. Хатуэй и Дж. Маккинли

6. При помощи чего получают Q-данные?
Ответ: при помощи опросников и других методов самооценки

7. Как называется метод познания, который ограничивается регистрацией выявленных фактов при исследовании возрастных особенностей?
а) формирующий эксперимент;
б) наблюдение;+
в) констатирующий эксперимент;
г) квазиэксперимент;
д) моделирование.

8. Что такое метод активного воздействия исследователя на изменения психики ребенка?
а) включенное наблюдение;
б) пилотажный эксперимент;
в) контрольный эксперимент;
г) формирующий эксперимент;
д) констатирующий эксперимент.+

9. Синоним формирующего эксперимента:
а) квазиэксперимент;
б) проективный эксперимент;
в) контрольный эксперимент;
г) генетико-моделирующий;+
д) лабораторный эксперимент.

10. Ко разработал (опросник терминальных ценностей) «ОТеЦ»?
Ответ: И. Сенин

12. К каким методом относит лонгитюдный метод Б.Г.Ананьев?
а) к организационным методам;+
б) к эмпирическим методам;
в) к способам обработки данных;
г) к интерпретационным методам.

14. Кто создал теорию поля?
Ответ: К. Левин

15. Чем является целенаправленное, планомерно осуществляемое восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность?
а) экспериментом;
б) контент-анализом;
в) наблюдением;+
г) методом анализа продуктов деятельности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *