Основы конституционного права Франции

Основы конституционного права Франции

Французская Республика — высокоразвитое капиталистическое государство, ее население несколько больше населения Великобритании (65,6 млн человек), но по территории она более чем вдвое больше Великобритании (48-е место в мире). Франция занимает 20-е место в мире по индексу развития человеческого потенциала.

Конституция Франции

Структура Конституции. Конституцией Франции обычно считается Основной закон 1958 г. (он имеет заголовок «Конституция»), хотя, строго говоря, она состоит из четырех документов: Декларации прав человека и гражданина 1789 г., принятой во время Великой французской революции (в ней говорится о некоторых аспектах правового статуса личности, в связи с чем в Конституции 1958 г. отсутствует соответствующий раздел); преамбулы Конституции 1946 г., принятой во время подъема демократического движения после Второй мировой войны (в ней говорится о возможности социально-экономических реформ и о некоторых социально-экономических правах личности); Конституции 1958 г., в которой имеются ссылки на указанные выше два документа и которая прежде всего регулирует отношения между высшими органами государства, и Хартии окружающей среды 2004 г. Конституция 1958 г. содержит также ссылки на некоторые международные акты, в которых участвует Франция (Договор о Европейском Союзе 1992 г.), и другие основополагающие внутренние законы. Французские юристы включают принципы этих документов в понятие «конституционный блок».

Конституция Франции 1958 г. — 17-я конституция со времени Декларации 1789 г. Она невелика по объему, хотя и немного пространнее Конституции США.

Подготовка и принятие Конституции 1958 г. Конституция была подготовлена и принята в условиях острого внутриполитического и внешнеполитического кризиса, заменив Конституцию 1946 г. Проект Конституции 1958 г. разрабатывался правительством под руководством Президента Ш. де Голля, который стремился к сильной государственной и личной власти. Делегируя правительству полномочия по разработке проекта новой Конституции, Парламент оговорил ряд условий, касающихся подготовки и содержания новой Конституции: Парламент участвует в ее разработке, имея две трети мест в Консультативном совете по ее подготовке; сохраняется принцип разделения властей; правительство ответственно перед Парламентом; источником власти должно быть всеобщее голосование и др. Проект Конституции был обсужден в Консультативном совете и Совете министров и одобрен на референдуме 28 октября 1958 г. Делегированный способ разработки конституции и ее принятие на референдуме были новым явлением во Франции — все предшествующие конституции принимались парламентами.

Основные черты Конституции. Конституция 1958 г. в отличие, например, от Конституции Италии 1947 г. не содержит положений о социально-экономической структуре общества; в ней почти нет положений о политической системе (кроме статьи о партиях), нет раздела о правовом статусе личности. Отдельные положения социально-экономического характера содержатся в Декларации 1789 г. (о собственности, о равном налогообложении с учетом состояния граждан), более детально некоторые экономические, политические и социальные принципы названы в преамбуле Конституции 1946 г. (обращение в коллективную собственность объектов, которые приобретают характер национальных общественных служб или фактических монополий, участие трудящихся в руководстве предприятиями, свобода труда и обязанность трудиться, право на образование, охрану здоровья, профсоюзные свободы, социальное обслуживание населения, отказ от войны в целях завоеваний, возможность ограничения государственного суверенитета для защиты мира и на условиях взаимности).

Конституция 1958 г. провозглашает принцип национального суверенитета, который осуществляется народом через его представителей и на референдуме. Она подтвердила девиз республики: «Свобода, Равенство, Братство», провозглашенный еще в XVIII в. во время революции, и принцип республики: «Правление народа, по воле народа и для народа» (эта формулировка впервые официально была провозглашена в США в XIX в.), определила основные условия для создания политических партий и их роль, провозгласила, что республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра. В Конституции определено соотношение внутреннего и международного права: договоры и соглашения, ратифицированные Францией, имеют приоритет над внутренним законодательством при условии взаимности.

По форме правления Франция — президентско-парламентарная республика, по форме территориально-политического устройства — сложное унитарное государство (Корсика — политическая автономия, Новая Каледония — нечто вроде «ассоциированного штата»). Во Франции существует демократический государственный режим. Поправка 2003 г. к Конституции устанавливает, что государство является децентрализованным.

Изменение Конституции. Право предлагать поправки к Конституции принадлежит президенту, который должен делать это по предложению правительства (Совета министров), но на деле действует самостоятельно, а также членам Парламента. Конституция 1958 г. «жесткая», ее изменение предусматривает две стадии. Сначала проект об изменениях принимается раздельно обеими палатами Парламента абсолютным большинством голосов в идентичной редакции (стадия принятия поправки), а затем конституционный закон принимается на референдуме абсолютным большинством или конгрессом Парламента (совместным заседанием палат) большинством в три пятых общего числа голосов (стадия ратификации, утверждения). На первой стадии законопроект обсуждается, в него вносятся поправки. На второй стадии (независимо оттого, референдум это или конгресс) можно лишь голосовать за, против или воздержаться. Вопрос о том, какую форму утверждения избрать, решает президент. Применялся и тот и другой способ.

В Конституцию 1958 г. внесено множество существенных поправок, последние — конституционным законом 2008 г. о модернизации институтов республики.

Конституционный контроль. Конституционный контроль во Франции осуществляет Конституционный совет. Основная часть Конституционного совета назначается тремя высшими должностными лицами: президентом, председателем Сената (верхней палаты Парламента) и председателем Национального собрания (нижней палаты) с 2008 г. после заключения постоянных комиссий палат Парламента, рассматривающих кадровые вопросы о назначении высших должностных лиц. Каждое из этих должностных лиц назначает одну треть членов Совета на девять лет; их мандат невозобновляем, быть членом Конституционного совета можно только один раз. Каждые три года обновляется одна треть членов Совета. Другая часть Конституционного совета — бывшие президенты республики.

Наряду с конституционным контролем в отношении законов и регламентов палат Парламента Конституционный совет рассматривает жалобы в связи с выборами в Парламент, следит за правильностью избрания депутатов и сенаторов, за тем, чтобы все кандидаты имели равные возможности, наблюдает за проведением референдума и объявляет его результаты. Подсчет голосов по выборам президента производится под наблюдением Конституционного совета. Он констатирует вакантность поста президента, с ним должен консультироваться президент при введении в стране чрезвычайного положения. На Конституционный совет возлагается рассмотрение споров между ветвями власти об их компетенции. К нему могут обращаться с запросами президент республики, председатель правительства, председатели обеих палат Парламента, группы депутатов и сенаторов в обоих случаях численностью не менее 60 человек, с 2008 г. — Кассационный (верховный) суд и Государственный совет, если в судебном процессе по конкретному делу будет поставлен вопрос о нарушении законом, применяемым в деле, прав человека. Граждане не вправе непосредственно обращаться в Конституционный совет с жалобами на нарушение их конституционных прав (такая поправка к закону была отвергнута). Конституционный совет рассматривает дело по системе досье: нет состязательного процесса, вызова свидетелей и т. д. По поручению председателя один из членов Совета готовит письменный доклад по делу, который затем рассматривается. Процесс в Конституционном совете письменный и закрытый. Решение должно быть принято в течение одного месяца, в срочных случаях — в восьмидневный срок.

Контроль в отношении актов исполнительной власти осуществляет Государственный совет. Он назначается президентом и дает заключения правительству о соответствии его актов конституции и закону, а также оценивает с точки зрения конституционности акты регламентарной власти (он несколько раз признавал такие акты президента и Совета министров не соответствующими закону). Государственный совет является также высшим административным судом.

Конституционный контроль во Франции по отношению к законам является предварительным. Последующий конституционный контроль осуществляется при обращении граждан в административные суды (в конечном счете в Государственный совет), но эти обращения должны быть связаны с актами управления, нарушающими конкретные права граждан (а не конституционные права).

14 Основы конституционного права Французской Республики

Тема № 15

Основы конституционного права французской республики.

Вопрос № 1

Конституция Пятой Республики, ее характерные черты и особенности.

Вопрос № 2

Основы правового положения личности.

Вопрос №3

Партийная система и основные политические партии.

Вопрос №4.

Статус президента и правительства во Франции.

Вопрос №5.

Парламент Франции: структура, полномочия.

Вопрос №6.

Система судебной власти Франции.

Вопрос №7.

Особенности регионального и местного управления.

Вопрос № 1

Конституция Пятой Республики,

ее характерные черты и особенности.

Франция имеет давнюю конституционную историю. Со вре­мени Великой буржуазной революции конца XVIII в. во Фран­ции было принято 17 конституций и конституционных хартий.

Конституция 1958 г., принятая на референдуме, учредила Пятую Республику во Франции, заложила основы новой орга­низации высших органов государственной власти, которая в литературе получила наименование полупрезидентской (смешан­ной) формы правления. Она была принята в условиях острого политического кризиса, неэффективности прежнего Основного Закона 1946г.

Впервые во французской республиканской истории консти­туционный текст не разрабатывался учредительным собранием. Законом от 1 июня 1958 г. его подготовка была делегирована популярному политику — генералу Шарлю де Голлю (1890— 1970), который наделялся чрезвычайными полномочиями в за­конодательной сфере.

В юридическом смысле действующая Конституция включает в себя три акта: Конституцию 1958 г., Декларацию прав челове­ка и гражданина 1789 г. и Преамбулу Конституции 1946 г. Пос­ледние два источника с 1970 г. Конституционным советом были признаны в качестве конституционных положений, имеющих равную юридическую силу с Конституцией 1958 г.

Декларация 1789 г. и Преамбула Конституции 1946 г. глав­ным образом касаются прав и свобод человека и гражданина, принципов национального суверенитета, признания народа в качестве единственного источника власти.

В действующей редакции Конституция 1958 г. состоит из краткой преамбулы и 15 разделов, объединяющих 85 статей. Два раздела были исключены конституционным законом 1995 г.

Франция провозглашается правовым светским социальным государством.

Большинство норм Основного Закона регулирует систему публичной власти, в основу которой положен принцип разделе­ния властей. Президент Республики наделяется широкими клю­чевыми полномочиями по управлению государством и по отно­шению ко всем ветвям власти. Следует отметить непропорцио­нальное конституционное регулирование высших органов государственной власти. При детальной регламентации право­вого статуса Президента практически не урегулированными оказались вопросы организации правительства, характер его взаимодействия с Парламентом. Хотя в целом доминирующее положение отводится исполнительной ветви власти, одновре­менно закрепляется принцип парламентской ответственности правительства и независимости судебной власти. Законодатель­ная деятельность Парламента Конституцией по ряду вопросов ограничена. Определен статус Конституционного совета — орга­на конституционного контроля. Ряд положений посвящен орга­низации местного самоуправления.

Специфика данной Конституции заключалась прежде всего в том, что ее переходные положения наделяли правительство пра­вом издания имеющих силу закона ордонансов с тем, чтобы в течение полугода после ее промульгации (опубликования) была создана норматив­ная база учрежденных ею новых государственных институтов.

Конституционная реформа фактически началась сразу же после принятия основополагающего акта 1958 г. Хотя его разра­ботчики и заложили серьезные препятствия для сиюминутных попыток пересмотра моделей и принципов Пятой Республики, конституционный текст неоднократно подвергался изменени­ям. Будучи жестким, Основной Закон предусматривает две про­цедуры изменения: утверждение конституционного закона на референдуме и принятие поправок к Конституции Конституци­онным конгрессом (специально созываемым представительным органом). Причем субъектами права внесения предложений по пересмотру фундаментальных положений являются: Президент, действующий по предложению Премьер-министра, и парламен­тарии. Только после одобрения квалифицированным большин­ством обеих палат национальной легислатуры (законодательный орган власти) конституционный закон выносится на референдум. Причем Конституция не обя­зывает Президента каждый одобренный Парламентом консти­туционный закон по изменению конституционного текста вы­носить на референдум. Это создает так называемую «практику отложенного пересмотра» Основного Закона. При этом одобренные Парламентом поправки не имеют никакого срока дав­ности.

Поправки касались изменения времени парламентских сес­сий, определения субъектов запроса в Конституционный совет, порядка избрания Президента, уголовной ответственности чле­нов правительства и др. Наиболее серьезным изменениям кон­ституционные положения подверглись в связи с вступлением государства в Европейские Сообщества и Европейский Союз в 1992 г. В 2000 г. на общенациональном референдуме был сокра­щен срок полномочий Президента Французской Республики с семи лет до пяти.

Конституция 1958 г. оговаривает важное условие — недопу­стимость пересмотра республиканской формы правления.

Вопрос № 2

Основы правового положения личности.

Хотя в Конституции Франции 1958 г. нет главы о правах человека, в ее преамбуле содержится ссылка на Декларацию прав человека и гражданина 1789 г. и Преамбулу Конституции 1946 г., которые являются действующими источниками права человека. В Декларации права рассматриваются в качестве естественных и неотъемлемых, к ним причислены: свобода, собственность, бе­зопасность и сопротивление угнетению, а также равенство. Преамбула дополняет перечень прав и свобод, закрепляя равен­ство мужчины и женщины, право на убежище, достоинство личности. Если первый акт в основном регулирует личные и политические права (а также право собственности), то второй — в большей степени социально-экономические.

Во французском праве сложилась двухзвенная градация прав и свобод, которые делятся на основные (фундаментальные) и не­основные (производные). К числу основных относится право на жизнь, здоровье, неприкосновенность личности, защиту иму­щества и безопасность. Производные от этих прав закреплены в отраслевом законодательстве.

Конституционно закрепляются индивидуальные права: пра­во на равенство, на сохранение личного статуса, свобода лично­сти. К правам гражданина относятся избирательное право, в том числе и право французов, проживающих за пределами Фран­ции, быть представленными в Сенате, право объединяться в политические партии, которые способствуют выражению мне­ний в ходе выборов.

К политическим правам относится и право жить в условиях демократии и республиканской формы правления, право на доступ к публичным постам, подотчетность долж­ностных лиц народу, право на сопротивление угнетению.

Социально-экономическими правами являются: право соб­ственности, право на забастовку, на участие в управлении пред­приятием, на охрану здоровья, на материальное обеспечение, отдых и досуг, на равный доступ к образованию, приобретению профессии, гласность налогообложения.

К конституционным обязанностям, указанным в Преамбуле, относится обязанность трудиться, солидарно участвовать в ликвидации последствий национальных бедствий.

Существенную роль в обеспечении прав и свобод играет право­защитный механизм. Юридической гарантией прав и свобод лич­ности является беспрепятственное обращение в суд. Право на су­дебную защиту во Франции складывается из ряда компонентов:

— свободный доступ к правосудию;

— возможность неоднократной проверки и пересмотра со­стоявшегося решения;

— право на обжалование состоявшихся решений и определений в высшие судебные инстанции.

Важным органом, защищающим права французов, является посредник, или медиатор.

Институт омбудсмана во Франции был учрежден в 1973 г. специальным законом. Медиатор рас­сматривает жалобы граждан, поданные через членов Парламен­та. После рассмотрения жалобы медиатор вправе предписать конкретному органу или должностному лицу выполнить всту­пившее в законную силу решение в установленный им срок, а также возбудить против них дисциплинарное производство или подать жалобу в суд, а также ходатайствовать о возбуждении против него уголовного дела. Однако, даже если медиатор при­знает жалобу обоснованной, он не вправе сам принять решение об отмене оспариваемого административного акта. Он может направить в соответствующие органы свои рекомендации о про­ведении необходимых мер для пресечения противоправной практики, а также зафиксировать это в своем ежегодном докла­де, представляемом в Парламент.

Вопрос №3

Партийная система и основные политические партии.

Франция наряду с Великобританией является родиной со­временных политических партий и имеет вековые традиции плюрализма и свободомыслия.

В 1958—1981 гг. во Франции существовала доминантно-партийная система, основанная на привилегиро­ванном положении влиятельной партии Объединение в поддерж­ку Республики (ОПР), причем название партии впоследствии неоднократно менялось.

Это буржуазная центристская партия, основанная в 1958 г. ближайшими соратниками генерала де Голля. Она проповедует традиционные либеральные ценности, выступает за ускоренную европейскую интеграцию при учете интересов Франции.

Партийными документами поставлена за­дача создания массовой и авторитетной политической органи­зации, имеющей поддержку в различных слоях общества под популистским лозунгом: «Быть везде». Последовательно отстаи­вается идеология величия Франции и ее культуры, а также идея сильной президентской власти и политической стабильности. Члены партии ОПР отличаются активным политическим пове­дением и ведут работу среди различных слоев избирателей.

На французской политической сцене с конца 50-х гг заметно присутствие социалистических организаций.

Однако современная Французская социалис­тическая партия (ФСП) была создана в 1971 г. на базе объеди­нения ряда небольших социал-демократических организаций под руководством популярного политика Ф. Миттерана — Пре­зидента Франции в 1981 — 1995 гг.

ФСП выступает под лозунга­ми демократического социализма, за справедливое распределе­ние под контролем государства произведенного общественного продукта, в защиту лиц наемного труда и мелких предпринима­телей.

С конца 80-х гг. партия переживает серьезный идейно-политический кризис, который еще не преодолен и даже уси­лился после поражения на последних президентских и парла­ментских выборах (2002 г.).

На левом фланге действует Французская коммунистическая партия (ФКП), основанная в 1920 г.

В 30—50-е гг. она была популярна не только среди лиц, занятых индустриальным или отчасти сельскохозяйственным производством, но и в среде интеллектуалов. Весома роль коммунистов и в Движении со­противления (1939—1945 гг.). В последние годы усилились кризисные явления в идеологии и партстроительстве. В последние годы ФКП теряет свой традиционный электорат и былое влия­ние, уменьшилась членская масса. В целом Компартия дрейфу­ет в сторону традиционной европейской социал-демократии. ФКП представлена в Парламенте небольшим числом депутатов.

В стране существует несколько активных буржуазных пар­тий, блоков и движений: Центр социальных демократов, Рес­публиканская партия, Республиканская партия радикалов и ра­дикал-социалистов, Союз за французскую демократию. На крайне правых позициях стоит группировка Национальный фронт, широко использующая внешне привлекательный, но по­литически опасный лозунг: «Франция только для французов».

Статус политических партий определен в самом общем виде в Конституции Пятой Республики. В стране отсутствует под­робная законодательная регламентация партийной деятельно­сти. Партии образуются свободно и не обязаны проходить госу­дарственную регистрацию, однако должны уважать принципы национального суверенитета и демократии.

Вопрос №4.

Статус президента и правительства во Франции.

Система органов власти Франции основана на принципе разделения властей. Еще в 1789 г. Декларация прав человека и гражданина закрепила этот важнейший системообразующий принцип французской государственности, однако реализация его в условиях Пятой Республики иная, чем это было в преды­дущий период республиканской истории.

Франция сегодня — это республика с сильной бицефальной исполнительной властью, носителями которой выступают Пре­зидент и правительство (Совет министров). Вместе они образу­ют центральную исполнительную власть.

Институт сильного президента, венчающий иерархию орга­нов государственной власти, был создан Конституцией 1958 г.

Президент с 2002 г. избирается на пять (ранее на семь) лет все­общими и прямыми выборами по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства в первом туре и относитель­ного большинства — во втором туре. Полномочия Президента могут прекратиться досрочно в случае признания его виновным в совершении государственной измены или любого тяжкого преступления, а также добровольной отставки. В этом случае его полномочия осуществляет председатель верхней палаты Парламента — Сената. Обвинение Президенту может быть предъявлено двумя палатами Парламента абсолютным боль­шинством голосов, после чего дело рассматривает специальный Высокий суд правосудия. В случае признания Президента ви­новным его полномочия прекращаются.

Президент наделен так называемыми «собственными едино­личными полномочиями», которые может осуществлять само­стоятельно. Так, например, он вправе распустить нижнюю па­лату Парламента, однако только после консультаций с Премьер-министром и председателями палат Парламента.

В условиях действующего государственного механизма очень важен партийный состав нижней палаты. В случае, когда боль­шинство Национального собрания составляют сторонники Пре­зидента, глава государства формирует свое президентское пра­вительство (такая модель существует с 2002 г.). В противном случае парламентское большинство вынуждает Президента об­разовывать правительство из оппозиции, как это неоднократно было в 80-90-х гг. XX в.

Президент является главой Республики, верховным главно­командующим, гарантом национальной независимости и тер­риториальной целостности страны. Ему принадлежат широкие полномочия по управлению государством. Велика его роль в решении вопросов безопасности и внешней политики. Как выс­шее должностное лицо, он осуществляет ряд полномочий в дис­креционном порядке, другие полномочия требуют контрасигнатуры Премьер-министра либо ответственных министров. Пре­зидент издает важнейшие регламентарные акты — ордонансы, имеющие силу закона, и декреты для текущего регулирования.

Президент имеет широкие полномочия в сфере управления. Он назначает Премьер-министра и по его предложению других членов правительства, принимает отставку этих высших долж­ностных лиц. Однако в решении он вынужден учитывать волю парламентского большинства и общественное мнение, иначе вопрос о доверии правительству после его формирования может инспирировать политический кризис. Правительство несет ог­раниченную парламентскую ответственность перед нижней па­латой, которая реализуется путем принятия резолюции порица­ния (вотум недоверия).

Правительство является коллегиальным органом. К испол­нительной власти относятся государственная администрация, полиция, органы национальной безопасности, вооруженные силы. Структура правительства конституционными нормами жестко не определена, поэтому вопрос его организации решает­ся всякий раз при формировании нового правительства либо при его реорганизации. Решающая роль в формировании пра­вительства принадлежит главе Французской Республики.

Правительство в полном составе именуется Советом минист­ров, его председателем является Президент. Правительство мо­жет собирать и премьер-министр, тогда заседания в отсутствие Президента называются Кабинетом министров. Премьер-ми­нистр обладает достаточными полномочиями. На него возложе­на ответственность за национальную оборону, исполнение за­конов, взаимодействие с Парламентом.

Акты правительства, являющиеся по природе подзаконны­ми, подлежат подписанию Президентом. Однако согласно Конституции в ряде случаев правительство вправе просить Парламент о разрешении в течение ограниченного срока осу­ществлять путем издания ордонансов (актов, имеющих силу) мероприятия, относимые к сфере законодательного регулиро­вания.

Вопрос №5.

Парламент Франции: структура, полномочия.

Высшим представительным и законодательным органом Франции является бикамеральный Парламент. Нижняя палата — Национальное собрание, депутаты которого избираются сроком на пять лет на основе всеобщего и прямого голосования, рас­сматривается как орган общенационального представительства. Сенат, члены которого избираются сроком на девять лет путем косвенных выборов, представляет интересы территориальных коллективов. Палаты фактически обладают одинаковой компе­тенцией, различия в основном касаются лишь законодательного процесса, а также сферы парламентского контроля. Глава госу­дарства обладает правомочиями по роспуску нижней палаты.

Парламент принимает три вида законов: конституционные (по изменению Конституции), органические (по указанным в конституционных нормах вопросам) и обычные. Правом зако­нодательной инициативы обладают парламентарии и правитель­ство. Обычно законы проходят три чтения, их подготовку осу­ществляет комиссия палаты. Закон будет принят в случае одобрения обеими палатами в идентичном виде. Если этого не происходит, то проект рассматривается палатами до тех пор, пока не будет выработан единый текст.

Принятые Парламентом законы должны быть в течение 15 дней подписаны Президентом. Если он не согласится с ка­ким-либо положением закона, то вправе потребовать его по­вторное обсуждение. Если закон будет принят повторно в пре­жней редакции абсолютным большинством голосов, Президент обязан его подписать. Любой законопроект может быть передан Президентом в Конституционный совет для проверки соответ­ствия его Конституции Франции.

Парламентский контроль за правительством во Франции ограничен, однако Парламент вправе выразить правительству недоверие, приняв резолюцию порицания.

Вопрос №6.

Система судебной власти Франции.

Судебная власть представлена судами общей юрисдикции и административными судами. Прокуратура, в задачу которой вхо­дит поддержание государственного обвинения, действует при судах. Возглавляет суды общей юрисдикции Кассационный суд. Административные суды разрешают административные споры и дают заключения о юридической сути конфликта. Высшим органом административной юстиции является Государственный совет.

Особенностью судебной системы Франции является наличие такого органа, как Трибунал по конфликтам, призванный раз­решать споры о компетенции между двумя ветвями судебной власти. В его состав входят представители Государственного совета, Кассационного суда и прокуратуры. Председателем но­минально считается министр юстиции.

В судебную систему не входит Конституционный совет, об­ладающий особым статусом. Это специальный орган, призван­ный контролировать соблюдение Конституции и осуществлять конституционный надзор. В его состав входят девять человек, назначаемых на девять лет. По три члена назначает Президент, председатели Сената и Национального собрания. В состав Кон­ституционного совета пожизненно входят по их желанию быв­шие президенты Французской Республики. Все законы до под­писания их Президентом проходят проверку на соответствие их Конституции Франции. Если Конституционный совет признает акт противоречащим Конституции, то вправе отменить его.

Кроме полномочий по осуществлению конституционного над­зора Конституционный совет наблюдает за ходом проведения президентских и парламентских выборов, общенациональных референдумов.

Вопрос №7.

Особенности регионального и местного управления.

В ст. 72 Конституции Франции говорится о том, что «терри­ториальными коллективами Республики являются коммуны, департаменты, заморские территории», которые «свободно уп­равляются выборными советами при соблюдении условий, пре­дусмотренных законом». Компетенция местных выборных орга­нов достаточно подробно регламентируется законодательством, и государство в лице своих чиновников следит за тем, чтобы они не превышали свои полномочия.

Нижним звеном административно-территориального деле­ния во Франции является коммуна, которых насчитывается около 37 тыс. Жители коммуны избирают сроком на шесть лет муниципальный совет, одновременно являющийся и низовым органом государственной власти, и органом местного самоуп­равления. Муниципальный совет из своего состава большин­ством голосов избирает представителя исполнительной влас­ти — мэра.

Объединение нескольких коммун — это кантон, который введен для удобства управления государственными делами. В кантоне действует ряд должностных и ответственных лиц — судья, нотариус, руководитель жандармерии и т. п.

Во французском округе от 100 до 150 коммун, всего их около 300. Главой округа является субпрефект, назначаемый прави­тельством.

Следующим звеном управления выступает департамент, включающий около 400 коммун, или 35 кантонов. Руководит его деятельностью Генеральный совет, куда каждый кантон из­бирает одного своего представителя — генерального советника. Во главе Генерального совета стоит префект, которого назнача­ет Президент. При этом префект не только решает общие воп­росы, но и руководит всей полицией департамента.

Крупнейшей административно-территориальной единицей Франции является регион. Регион имеет региональный совет, а возглавляется он префектом.

Таким образом, система управления Франции предполагает сочетание местного самоуправления с государственным управ­лением в различных формах. Одной из таких форм может быть административная опека, заключающаяся в том, что решения органов местного самоуправления не могут вступить в силу до одобрения назначенного государством местного администрато­ра. Другой формой является административный надзор за про­веркой законности решений органов самоуправления не местах. При этом администрация может оспорить решение только в судебном порядке.

Данная система основана на сочетании выборных местных органов с назначаемыми правительством полномочными пред­ставителями, осуществляющими административный надзор за их работой.

Во Франции реформой 1982 г. такой надзор был смягчен, однако суть системы осталась прежней: Комиссар Рес­публики (представитель государства) наблюдает за правильным осуществлением полномочий департаментскими службами. Че­рез административный суд он может аннулировать акты комму­нального, департаментского и регионального уровней.

Таким образом, французская модель местного самоуправле­ния предполагает сильный и достаточно эффективный контроль государства посредством назначаемых Президентом префектов, контролирующих избираемые населением коммунальные и регио­нальные советы. Руководствуясь принципом «разрешено все, что не запрещено законом», органы местного самоуправления во Франции вправе обжаловать действия префекта непосредственно Президенту, тогда как их собственные нелегитимные акты могут быть отменены лишь решением административного суда.

В унитарных государствах общий контроль за местными органами осуществляется центральным правительством (в лице одного или нескольких министерств). Во Франции этим ведает Министерство внутренних дел.

Административный контроль выражается в праве государ­ственных властей утверждать некоторые акты и санкциониро­вать определенные действия местных органов, а также смещать их должностных лиц. Есть вопросы (предметы ведения), по которым представительные органы на местах вообще не могут принимать самостоятельные решения. Обычно это касается не­которых категорий финансов, налогов, вопросов приобретения и продажи земельной собственности, сделок с муниципальным имуществом, застройки населенных пунктов.

В законодательстве предусматриваются определенные санк­ции к местным органам в случае ненадлежащего выполнения ими своих функций. Это может быть отстранение от должности глав администрации, муниципальных служащих, наложение на них различных взысканий, отмена актов местных органов, пе­редача тех или иных полномочий последних правительствен­ным агентам и т. д. Префект, например, может отстранить от должности избранных мэров сроком на один месяц. Серьезным рычагом воздействия на местное самоуправление являются фи­нансовые меры: применение более жестких условий бюджетно­го кредитования, отказ в предоставлении финансовой помощи местному бюджету при несоблюдении определенных условий. Наиболее радикальной из возможных санкций во Франции яв­ляется роспуск местных органов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *