Жизненный цикл семьи

Содержание

Дайте ответы на тест А1 | Жизненный цикл семьи в социальном смысле начинается с: момента знакомства юноши и девушки; заключения брака; отдельного от родителей проживания в собственном доме (квартире); появления первого ребенка. | А2 | Верны ли следующие суждения о типах семьи? А. В России и европейских странах на современном этапе наиболее распространенной является нуклеарная семья. Б. В России и европейских странах на современном этапе все большее развитие получает расширенная семья. Верно только А; верно только Б; верны оба суждения; оба суждения неверны. | A3 | Основной функцией семьи является: организация производства с целью получения прибыли; проведение совместного досуга; воспитание детей; контроль за порядком в обществе. | А4 | Супруги Петровы развелись. После развода Анна Петровна вместе с двумя сыновьями переехала жить в деревню к своей матери. Это пример: нуклеарной семьи; патриархальной семьи; неполной семьи; многодетной семьи. | А5 | Наиболее распространенной причиной развода в современном обществе является: несходство характеров супругов; отсутствие общих интересов; алкоголизм одного из супругов; верно все вышеперечисленное. | А6 | Верны ли следующие суждения о роли семьи? А. В семье происходит формирование индивида как личности. Б. Семья изначально определяет принадлежность человека к определенному социальному слою общества. Верно только А; верно только Б; верны оба суждения; оба суждения неверны. В1 I Найдите черты сходства и отличия нуклеарной и расширенной семьи. Не включает дальних родственников; состоит из трех и более поколений; проживает совместно; существует в современном обществе; 5)включает только детей и родителей Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия. Черты сходства Черты отличия В2.Найдите в предложенном списке характеристики семьи. Фундаментальный институт общества; малая социальная группа; преемственность поколений; раздельное проживание; единство политических взглядов. ВЗ Установите соответствие между понятиями и их определениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПОНЯТИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ А) Семья. 1) Основанная на браке или кровнород ственной связи малая группа, характеризующаяся общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Б) Нация. 2) Историческая общность людей, скла дывающаяся в процессе формирования общности их экономических связей, языка, некоторых особенностей культуры и характера. Запишите в таблицу выбранные цифры. А Б В4 | Все перечисленные ниже характеристики, за исключением одной, относятся к понятию «семья». Общность быта, общий уровень образования, правовая ответственность, преемственность поколений.

Привести примеры товаров с: а)одинаковой меновой и потребительской стоимостью б)с разной меновой и потребительской стоимостью УМОЛЯЮ ПОМОГИТЕ ОТДАЮ ВС Е СВОИ БАЛЛЫ Подготовьте сообщение какие профессии связанные с творчеством пожалуйста Кто первый увидит корабль человек на берегу или на дереве Кто такой покупатель?его обязанности ? Сообщение на тему «Что создается в результате труда» или «Зачем человеку трудиться» или «Как оценивается труд и примеры» Право собственности есть творческий и охранительный принцип всякого общества. Объясните эту фразу по плану: 1) Вступление 2) Аргумент 3) Тезис 4) Арг умент 5) Тезис 6) Вывод Составить кроссворд не менее чем из 12 слов, используя изученные понятия Глав 1 и 2 (вопросы к словам обязательно записать в тетрадь) ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ.составить кроссворд не менее чем из 12 слов,используя изученные понятия.Глава 1и2(вопросы к словам обязательно записать в тетрадь). Какие религиозные центры объединяют мусульман России? А. Совет муфтиев России В. Государственная Дума Б. РПЦ Г. координационный центр мусульман Герой Великой Отечественной войны Алексей Маресьев в воздушном бою получил тяжёлое ранение, оказался на территории противника. 11 дней он добирался до своих, испытывая голод и жуткие мучения (у него были раздроблены ноги). Врачи ампутировали ему ноги. Влюблённый в небо Маресьев страшно переживал, но не позволил себе впасть в отчаянне. Он много занимался, тренировался на протезах, и в результате, несмотря на мнение всех, кто знал о его травме, вернулся в строй, стал снова летать на боевых самолётах. Какие личностные качества позволили Маресьеву

1 Определение понятия жизненный цикл семьи

. Определение понятия «жизненный цикл семьи».

Стадии жизненного цикла.

Семья не является чем-то статичным, с течением времени она меняется. Для описания изменений, происходящих с се­мьей на протяжении всего ее существования, используется понятие «жизненный цикл семьи». Считается, что оно вве­дено в науку американским демографом Полом Гликом в кон­це 40-х годов XX в.

Словарь Ожегова дает два значения слова «цикл»: закончен­ный ряд чего-либо (например, цикл песен) и совокупность явле­ний, составляющая кругооборот в течение какого-то промежут­ка времени. Оба толкования, предложенные Ожеговым, очень точно определяют присущие семье изменения. С одной сторо­ны, можно говорить о законченном ряде явлений — отдельная семья начинается с момента заключения брака и заканчивает­ся в момент распада семьи или смерти супругов. С другой сто­роны, рожденные и выращенные в этой семье дети через опре­деленное время создают свои семьи, повторяя таким образом цепь характерных для семьи событий и позволяя говорить о кругообороте за определенный период времени.

В настоящее время понятие «жизненный цикл семьи» ис­пользуется в первую очередь для описания ряда характер­ных для нуклеарной семьи важнейших событий, а «расстоя­ние» от одного события до другого называется «стадией жизненного цикла».

Существуют различные подходы к выделению стадий жиз­ненного цикла семьи. Так же, как и в вопросах периодизации индивидуального развития, это зависит от того, что служит критерием для деления.

В социологической литературе в большинстве случаев цикл семейной жизни рассматривают как организованный вокруг развития ребенка или по последовательности стадий родительства. С точки зрения этого подхода, в развитии семьи различ­ными учеными выделяются примерно одни и те же этапы. Так, еще П. Сорокин выделял 4 стадии:

♦ брачная пара в момент образования;

♦ семья с маленькими зависимыми детьми;

♦ семья по крайней мере с одним взрослым ребенком;

♦ стадия отделения всех детей.

Отечественный социолог А.И. Антонов (1998) выделяет пять семейных событий (заключение брака, рождение первен­ца, рождение последнего ребенка, отделение от родителей взрослых детей или, точнее, рождение первого внука, смерть одного и другого супругов прародителей), образующих в свою очередь 4 стадии семейного цикла (схема):

♦ стадия предродительства;

♦ стадия репродуктивного родительства;

♦ стадия социализированного родительства;

♦ стадия прародительства.
Содержание стадий следующее.

Стадия предродительства — это период вступления в брак и зачатия первенца. Супруги готовятся стать родителями и сформировать семью в строгом смысле слова, ибо, по словам А.И. Антонова, «лишь рождение детей превращает брачную пару в семью».

Стадия репродуктивного родительства — это стадия, на которой появляется первый ребенок и возможно рождение вто­рого и последующих детей — в зависимости от потребности семьи в детях. Эта стадия может быть короче или длиннее в связи с числом рождений.

Стадия социализированного родительства — это стадия воспитания детей, которая для многих родителей может не за­кончиться никогда, но которую следует ограничить либо дос­тижением совершеннолетия детьми, либо моментом отделения последнего из взрослых детей. На этой стадии возможна задерж­ка в отделении детей, например, из-за отсутствия жилья; ва­риантами этой стадии могут стать «продолженная социализа­ция», когда вступление взрослых детей в брак откладывается из-за учебы или каких-то других обстоятельств; либо «затяж­ная социализация», когда взрослый человек остается холостя­ком, продолжая жить со своими родителями.

Стадия прародительства наступает с появлением перво­го внука, что превращает родителей-основателей в прародителей, в бабушку и дедушку, хотя это не означает прекраще­ния стадии «социализированного родительства», если в семье еще есть несовершеннолетние дети. Стадия прародительства длится до смерти супругов.

Подобный цикл А.И. Антонов именует полным циклом.

Используя ста­тистические данные среднего возраста вступления в брак и средней продолжительности жизни мужчин и женщин в Рос­сии, он попытался приблизительно определить длительность каждой из предложенных им стадий:

I стадия — примерно 1,1 года;

II стадия — 2,5 года;

III стадия (если считать от момента рождения до паспортного совершеннолетия первого ребенка) — 14,9 лет плюс 8 лет периода «продолженной социализации»;

IV стадия — 19,9 лет.

В психологической литературе критериями для деления жизненного цикла семьи на стадии являются изменения от­дельных функций семьи, структуры семьи, способов внут­рисемейной коммуникации. Обычно одновременное измене­ние всех названных показателей происходит при рождении в семье детей, поэтому чаще всего стадии выделяются следу­ющие (схема):

1. период добрачного ухаживания;
2. молодая брачная пара без детей;

3. семья с маленькими детьми;

4. семья с детьми-школьниками или подростками;

5. отделение детей от родителей;

6. супружество в позднем возрасте.

Развитие семьи можно рассматривать по аналогии с разви­тием индивида как чередование этапов спокойного и бурного развития. Момент перехода от одной стадии развития к другой обозначается как кризис. При этом семья так же, как и ин­дивид, при прохождении кризиса сталкивается с двумя воз­можными результатами его исхода. Кризис является одновре­менно «опасностью и надеждой» — он либо приводит к скачкообразному переходу системы на новый, более высокий уровень развития, требующий новых смыслов и новых навы­ков; либо приводит к разрушению системы.

Наиболее вероятными моментами, когда семья будет нуж­даться в психологической или психотерапевтической помо­щи для продолжения своего существования, являются как раз моменты кризисов. Задачей психолога, таким образом, будет помощь в преодолении кризиса, перехода из одной стадии жизненного цикла семьи в другую.

Жизненный цикл и функции семьи

Итак, семья является важным элементом структуры общества, одной из его подсистем. деятельность которой регулируется как брачно-семейным законодательством, так и морально — этическими, нормами, религиозными, обычаями, традициями. Как социальный институт семья проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в жизненный цикл семьи. Исследователи семьи обычно выделяют следующие фазы этого цикла:

  • 1. вступление в первый брак — образование семьи;
  • 2. начало деторождения — рождение первого ребенка;
  • 3. окончание деторождения — рождение последнего ребенка;
  • 4. «пустое гнездо» — вступление в брак последнего ребенка и выделение его из семьи;
  • 5. прекращение существования семьи — смерть одного из супругов.

На каждом из этапов семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками. В течение жизненного цикла происходит изменение семейных ролей: изменяется их распределение, одни роли исчезают, а другие появляются, переходят от одного члена семьи к другому Многие социальные роли сохраняется на протяжении всего цикла, но изменяются содержание и внешние проявления. Например, сначала роль матери состоит в контроле и опеке над детьми, позже меняется на роль советчика и партнера. Когда у детей появляется собственная личная жизнь и они меньше обращаются за советом к родителям, последние воспринимают изменение их поведения как признак отчуждения, хотя на самом деле это не так: просто меняются роли и модели поведения.

Основное назначение семьи — удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и вытекают основные функции семьи: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, организации досуга и отдыха.

Функции семьи:

  • 1) репродуктивная (воспроизводственная) — это воспроизводство в детях численности родителей (по мнению демографов, для простого воспроизводства населения России, чтобы примерно 50% семей имело по двое детей и 50% — по трое. Чтобы через 25-30 лет уровень населения в нашей стране не снизился, количество детей в каждой семье должно быть не менее двух;
  • 2) воспитательную — семья оказывает на своих членов влияние, не сравнимое по силе воздействия ни со школой, ни с общественностью. т. е., для полноценного развития ребенка семья жизненно необходима, и ее нельзя заменить никакими другими институтами или общественными учреждениями. Психологи и педагоги отмечают, что если с рождения до трех лет ребенок лишен достаточного количества внимания, заботы, тепла, непосредственного эмоционального контакта со взрослыми и прежде всего с матерью, то естественное формирование многих социально значимых качеств детей нарушается, растягивается на продолжительное время, а в некоторых случаях блокируется полностью, становится невосполнимым.

Существенное влияние на формирование личности ребенка оказывает и атмосфера внутри семьи. Установлено, что пьянство родителей является одной из важнейших причин негативных отклонений в поведении детей и детской преступности. По некоторым данным, у несовершеннолетних правонарушителей более чем в 80% случаев пьянствовали один или оба родителя. Большинство фактов детского аморализма и преступности подростков связано с употреблением спиртного.

Социологи выделяют три типа семейного воспитания:

  • — детоцентризм, когда вся деятельность семьи направлена на воспитание детей, т. е., всепрощенческое отношение к детям, ложно понимаемая любовь к ним. В таких семьях дети вырастают избалованными, не приемлют разумных запретов и обязанностей, в том числе и долга перед родителями. Как правило, их полностью обслуживают старшие члены семьи. Подобная тенденция наиболее характерна для тех семей, в которых растет один ребенок и (или) воспитание возложено на бабушек и дедушек, оберегающих своих внуков от жизненных трудностей. В результате вырастают эгоцентричные, инфантильные молодые люди, не умеющие и не желающие брать ответственность на себя;
  • — профессионализм, когда родители в воспитательном процессе больше полагаются не на себя, а на профессиональных педагогов. Профессионализм, т. е., тенденция своеобразного отказа родителей от воспитания детей под предлогом того, что этим должны заниматься педагоги, воспитатели-профессионалы в детских садах и школах. Такие родители считают своим долгом, прежде всего материально обеспечить своих детей. К «воспитательным» воздействиям они прибегают обычно лишь тогда, когда ребенок провинился или «мешает» им. Чаще всего их воспитательные воздействия имеют форму строгого запрета, брани и даже телесных наказаний. Таким образом, родители и дети оказываются выключенными из жизни друг друга, уровень доверительности в их общении минимален, круг совместно обсуждаемых проблем крайне узок. В силу этого у ребенка в такой семье отсутствует опыт диалога со взрослыми, слабо развита потребность во взаимодействии со старшими, что впоследствии может осложнить его социальные контакты;
  • — прагматизм, когда родители ориентируют детей лишь на получение материальной выгоды). Воспитание, цель которого — выработка у детей «практичности», умения «ловко устраивать свои дела», ориентации прежде всего на получение непосредственной материальной выгоды. Очевидно, что существует опасность усиления прагматической тенденции в воспитании при переходе к рыночным отношениям, когда именно утилитаристское поведение расценивается па уровне обыденного сознания как наиболее адекватное новым условиям, как стратегия выживания. Семья оказывает огромное влияние на развитие личности каждого ее члена, расширяя или, наоборот, ограничивая пространство для самореализации не только детей, но и взрослых.
  • 3) хозяйственно-экономическую — ведение домашнего хозяйства, семейного бюджета, распределение домашнего труда, опеку над малолетними и престарелыми. бытовые проблемы семьи ложатся в первую очередь на плечи женщин, усугубляя и без того нелегкий конфликт ролей — противоречия между профессиональной деятельностью женщины и ее семейными обязанностями, между ролью жены, матери и труженицы. Единственный реальный вариант решения проблемы двойной занятости женщин — перераспределение семейно-бытовых обязанностей;
  • 4) рекреационную — организацию рационального досуга и отдыха, взаимообогощение интересов членов семьи. Эта функция семьи приобретает все большее значение в наше время. В условиях убыстряющего ритма жизни, роста всякого рода социальных и психологических нагрузок, увеличения количества стрессовых ситуаций семья принимает на себя особую роль. — она должна стать «оазисом» спокойствия, уверенности, создавать столь важное для человека чувство безопасности и психологического комфорта, обеспечивать эмоциональную поддержку и сохранение общего жизненного тонуса.. Рекреационные аспекты семейной жизни теснейшим образом связаны с культурой семейных отношений, а это, как никогда ранее, влияет на жизнедеятельность семьи вообще, на ее стабильность и, в конечном счете, на само существование брачной пары;
  • 5) социализации — формирование индивида как личности происходит именно в семье;
  • 6) социально — статусная — представление определенного социального статуса членам семьи (наделение наследственными статусами — национальность, религия и т. д.), воспроизводство социальной структуры общества. Статусная функция семьи, состоящая в том, что дети наследуют в той или иной степени социальное положение своих родителей. Данная функция была особенно значима в сословных обществах, где сам факт рождения человека в семье, принадлежащей к определенному сословию как правило определял всю дальнейшую судьбу этого человека. В современном обществе статусная функция также сохраняется, но менее выражена по сравнению с прошлыми историческими эпохами;
  • 7) защитная — физическая, психологическая, экономическая защита членов семьи все функции семьи тесно взаимосвязаны, но их соотношение и удельный вес могут быть различными.

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СЕМЬИ

  • ПОНЯТИЕ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ТОВАРА

    Понятие жизненного цикла товара необходимо для формирования особого отношения к товару — как к некоей живой субстанции. Следует принять, что товар по-своему «живет» — существует в спросе на него. Есть спрос на товар — он живет, упал спрос — жизнь товара прекращается. У каждого товара, как у любой…
    (Маркетинг на предприятиях и в корпорациях: теория и практика)

  • ФАЗЫ, СТАДИИ И ЭТАПЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРОЕКТА

    Подготовка и реализация крупного инвестиционного проекта — длительный и, как правило, очень дорогостоящий процесс, состоящий из ряда фаз, стадий и этапов. В международной практике принято различать четыре основных фазы жизненного цикла проекта (рис. 1.2): 1) предынвестиционную, в которой выделяются стадии:…
    (Разработка бизнес-плана проекта)

  • ЭТАПЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА КОМАНДЫ

    Суть закона развития заключается в непрерывном изменении систем, обусловливающем их переход с одного уровня иерархии на другой и проявление новых эмерджентных свойств. На развитие команды влияют в наибольшей степени два фактора: успешность развития команды как системы и особенности индивидуального развития…
    (Теория организации и организационное поведение)

  • ТЕОРИЯ ЖИЗНЕННЫХ ЦИКЛОВ ОРГАНИЗАЦИИ ПО И. АДИЗЕСУ

    Проблема выживания организаций в быстро меняющейся окружающей среде очень остра во всех развитых странах. Нс менее остра она и в России, которая осуществила переход от планово -директивной экономики к экономике рыночной. При всех особенностях, присущих российской ситуации, нельзя не учитывать опыт, накопленный…
    (Антикризисный менеджмент)

  • КРИВАЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА

    Этапы жизненного цикла организации делятся на две группы: рост и старение (рис.7.1). Рост начинается с зарождения и заканчивается расцветом, после этого наступает старение, начинающееся со стабилизации и заканчивающееся смертью организации. На графике приведены все этапы жизненного цикла организации….
    (Антикризисный менеджмент)

  • ЭТАП ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА — ЗАРОЖДЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

    Выхаживание — это этап зарождения организации. Она еще не существует физически, но бизнес — идея относительно ее будущего уже возникли. Основной акцент делается на будущие возможности. Хотя организация еще физически не существует, эта стадия очень важна для ее будущей жизни. Это время, когда основатель…
    (Антикризисный менеджмент)

  • ЭТАП ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА — МЛАДЕНЧЕСТВО ОРГАНИЗАЦИИ

    На данной стадии внимание перемещается от идей и возможностей к результатам производства — удовлетворению потребностей, ради которых организация создавалась. Как только приходит время рисковать, наступает время действовать. Действия могут измеряться уровнем продаж. Существует парадокс, стоящий перед…
    (Антикризисный менеджмент)

  • ЭТАП ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА — БЫСТРЫЙ РОСТ ОРГАНИЗАЦИИ

    При зарождении организации, как правило, имеется идея, на этапе младенчество она закладывается в основу деятельности. Как только достигается стадия, когда преодолевается нехватка денежных средств и уровень продаж постоянно растет, создается впечатление, что организация не только выжила, но даже процветает….
    (Антикризисный менеджмент)

  • ЭТАП ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА — ЮНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ

    На этой стадии развития организация получает свое второе рождение. Это более длительный и болезненный процесс. Отличительной чертой поведения организации на этом этапе являются конфликты и противоречия. Перечислим некоторые из них: старые и новые сотрудники, противоречивость целей организации, несоответствие…
    (Антикризисный менеджмент)

  • ЭТАП ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА — РАСЦВЕТ ОРГАНИЗАЦИИ

    Расцвет — это оптимальная точка кривой жизненного цикла, где организация достигает баланса между самоконтролем и гибкостью. Основные черты организации на стадии расцвета: наличие систем служебных обязанностей и организационной структуры; институционализированы перспективы развития и творчество; ориентация…
    (Антикризисный менеджмент)

13.5. Жизненный цикл семьи и ее функции

Кроме взаимодействия с внешними условиями, социальными институтами, организациями, общностями, семья живет и очень активной внутренней жизнью. Семья на протяжении своего существования постепенно видоизменяется, приобретает разные формы, переходит из одного статусного состояния в другое и, наконец, как и все на этом свете, заканчивает свое существование. Процесс возникновения, становления, реализации собственных функций и окончания существования брачно-семейных отношений принято называть жизненным циклом семьи (рис. 13.1).

Рис. 13.1. Схема жизненного цикла семьи

Конечно же, жизненный путь каждой отдельной семьи неповторим, часто тернист и сложен, и все же любая уникальность есть отражение общей закономерности. Понятие “жизненный цикл семьи” отражает не состояние и историю каждой отдельно взятой семьи, а логический аспект определенной социальной общности — первичной малой социальной группы.

Подходов к периодизации значимых вех в истории существования семьи существует немало. Все зависит от того основания, на которое опирается та или иная концепция. Жизненный цикл часто сводят к трем основным стадиям: до рождения ребенка, социализацию до отделения от родителей взрослых детей и стадию постепенного распада супружества (смерть одного из супругов).

Рассмотрим более подробно жизненный цикл семьи. Первая стадия — стадия бездетности. История официального рождения любой семьи всегда начинается с заключения брака (по форме это может быть венчание в церкви, составление брачного контракта или регистрация в ЗАГСе). Получая свидетельство о браке, молодожены свидетельствуют государству о серьезности своих намерений. Государство, фиксируя брак между молодыми, также берет на себя определенные обязательства. Через социальные программы цивилизованное государство создает благоприятные условия для дальнейшего развития вновь создаваемых семейных пар.

Идеальные условия для реализации репродуктивной функции семьи создаются в прогрессивные периоды развития общества. И наоборот, в кризисные, переходные периоды рождаемость резко падает, положительные социальнопсихологические мотивы почти полностью сводятся на нет. Государство не в состоянии создать семье необходимые условия для продолжения рода. Российские социологи констатируют кризис семьи. В такие периоды число семей, проживших полный жизненный цикл, резко сокращается. И все же жизнь остановить нельзя.

Вторая стадия — стадия репродуктивного родительства, составляющая основу, укрепляющую семью. На этой стадии реализуется репродуктивная возможность (продолжения рода). Семья становится полнокровной “ячейкой” общественных отношений. Стадия репродуктивного родительства заканчивается с рождением последнего ребенка. Как правило, это самый полнокровный период жизни семьи, хотя и сопряжен с различного рода лишениями и трудностями.

Третья стадия (берет начало одновременно со второй) — стадия социализационного родительства. Эта стадия начинается с рождения первенца, но заканчивается не рождением последнего ребенка, а в момент приобретения им самостоятельности, создания собственной семьи и рождения первенца. В этот момент для родительской семьи начинается следующий этап жизненного цикла.

Четвертая стадия — стадия прародительства. Она берет свое начало в момент появления в отделившейся молодой семье первенца (внука) и заканчивается смертью одного или обоих прародителей, что констатирует распад семьи и завершение ее жизненного цикла.

Подчеркнем, что приведенная схема жизненного цикла семьи носит идеальный характер и отражает лишь логический аспект реальных межличностных отношений, которые, конечно же, гораздо разнообразнее, сложнее и многоцветнее. Жизнь семьи, особенно в серьезные кризисные периоды, периоды войн и стихийных бедствий, подстерегает масса опасностей (вынужденная разлука, измены и предательства, разводы, болезни, смерть и т. п.). И все же семья была и остается единственным социальным институтом, обеспечивающим воспроизводство населения. Именно поэтому государство, заботящееся о своем будущем, должно в первую очередь создавать благоприятные условия для воспроизводства как можно большего количества семей полного жизненного цикла.

Функции семьи связаны с потребностями общества и личности. Без всестороннего удовлетворения потребностей личности семья не будет стабильна и поэтому не сможет в полной мере удовлетворять общественные интересы и потребности. Функции семьи глубоко историчны, тесно связаны с социально-историческими условиями жизнедеятельности общества, и с течением времени меняется как характер функций, так и их иерархия. Анализ отечественной и зарубежной литературы позволяет выделить основные типы функций современной семьи. В одних источниках можно найти три- четыре функции, вбирающие в себя (интегрирующие) более мелкие фкнкции. В других — десять функций.

Важнейшей функцией по праву считается репродуктивная. Репродукция — это биологическое воспроизводство в общественном плане и удовлетворение потребности в детях — в личностном плане. Важным условием существования общества является регулирование рождаемости с целью избежать демографических спадов или взрывов. Статистика показывает, что для простого воспроизводства населения современной России необходимо, чтобы примерно 50% семей имело по двое детей и 50% — по трое. Но социально-демографическая ситуация в настоящее время вызывает большую озабоченность у многих специалистов. Россия начиная с 1992 г. превращается в интернат для престарелых. Для нее характерны снижение уровня рождаемости, старение населения, увеличение количества однодетных и бездетных семей, рост внебрачной рождаемости. Сложившаяся ситуация чревата по меньшей мере двумя опасностями. Первая состоит в том, что ряд регионов оказался перед чертой, за которой может начаться депопуляция. Вторая опасность — возрастание у населения патологического груза, врожденной умственной отсталости и тяжелых наследственных заболеваний.

Причина вымирания населения России заключается в том, что общество испытывает на себе тяжелейший прессинг социально-экономических проблем. Обнищание народа, резкое снижение уровня жизни, структурные процессы перестройки промышленности и связанное с этим вынужденное высвобождение трудовых ресурсов, потери в заработках и престижности профессии — эти и многие другие невзгоды сегодняшней реальной жизни тяжелым бременем лежат на обществе и на семье как его ячейке.

К проблемам современного общества, сдерживающим деторождение, можно отнести и ранние браки, составляющие категорию риска и дающих половину всех разводов. Если в странах Европы брачный возраст составляет 28 лет, в Японии 30~33 года, то у нас планка снижается до 17 лет врачующихся пар. Практически до 24 лет молодые люди — иждивенцы, а по сути 17-летние супруги и остаются иждивенцами до 40 лет, так как ранний брак, за редким исключением, не дает им возможности завершить образование, приобрести профессию, а соответственно, лишает шанса занять более престижное и высокооплачиваемое положение. Нехватка денег, проблема с жильем, нежелательная беременность и роды — все эго усугубляет неустойчивое положение молодой семьи и, как следствие, — развод. Известна тревожная статистика разводов в нашей стране: сейчас половина молодых семей распадается в первый год жизни, две трети — в первые пять лет, в 70% семей, которые еще не распались после трех лет жизни, супруги находятся в напряженных отношениях.

Другая сторона проблемы рождаемости — внебрачные дети. Сейчас каждый третий ребенок в России рождается вне брака, а в возрастной группе матерей в 16-17 лет — почти половина. Большинство таких новорожденных прямо из роддома отправляют в дома малютки, так как мамы от них просто отказываются. И это еще не самое тревожное. Если 20 лет назад рождение больного ребенка было исключением из правил, то сейчас это исключение относится к здоровому ребенку. Растет патологический груз, прежде всего врожденная умственная отсталость.

В связи с названными и другими трудностями жизни почти 20% опрошенных супругов вообще не желают иметь детей. Чаще всего это встречается в семьях интеллигенции. Отмечаются большие различия в рождаемости детей в разных регионах страны. Депопуляция охватила почти 70 (в основном русских) регионов России.

Перспектив на преодоление этого барьера пока не видно. Положение женщин-работниц, особенно матерей-одиночек, таково, что им нелегко прокормить хотя бы одного ребенка, а безработной женщине и самой прожить на пособие по безработице практически невозможно. Фактически семьи до минимума ограничивают репродуктивную функцию, особенно в крупных городах.

Воспитательная функция семьи не может быть заменена никаким другим институтом. По мысли Аристотеля, “семья есть первый вид общений” и, соответственно, важнейший элемент государственного устройства. Александр Иванович Герцен высоко оценивал сплоченность, нравственный потенциал крестьянской русской семьи, считая, что она может послужить примером для Европы. Его “Былое и думы” — апофеоз сыновней, супружеской и родительской любви в ее единстве с любовью к Родине.

Ценности семейной жизни: радости любви, воспитания и т. п. — запечатлены в языке русского народа, в его пословицах, поговорках, в памятниках литературы. “Повесть о Петре и Февронии” (середина XVI в.) написана Ермолаем-Еразмом. “Домострой” — одно из важнейших произведений русской литературы связано с именем Сильвестра, сподвижника Ивана Грозного. “Домострой” изображает образцовый дом и семью, стремясь унифицировать такой идеал домашней жизни, чтобы в доме было “как в рай войти”.

Несомненный интерес представляет литературно-педагогический памятник начала XVIII в. “Юности честное зерцало” (1717), созданный по поручению Петра I его сподвижниками. Содержание его — это наставления о правилах благопристойного поведения и хорошего тона, предназначенные для дворянских людей молодого возраста. Эти наставления в ряде случаев и сегодня не потеряли своего воспитательного значения.

К сожалению, воспитательная роль современной семьи также снижается. В современной семье формально супруги равны. Но большая часть забот лежит фактически на женщине, в том числе и воспитание детей. В этом есть немало и плюсов и минусов. Но часто встречаются семьи, где дети просто предоставлены улице, самим себе или стремятся делать “бизнес” мойкой машин, сбором бутылок и т. д., забывая об учебе в школе. Сейчас в России, по разным источникам, от 4 до 8 млн детей-беспризорников.

Социологи называют несколько типов семейного воспитания:

  • • “детоцентризм” семьи — выражается в чрезмерном обожании своего чада, особенно когда воспитывается один ребенок. Из такого дитя чаще вырастает эгоист, не приспособленный к практической жизни человек;
  • • “профессионализм” — родители перекладывают заботы по воспитанию своего чада на детские сады, школы, училища. В будущем из такого ребенка может вырасти холодный молодой человек, чуждый ласки к родителям, старшим;
  • • “прагматизм”. Все воспитание направлено на формирование такого качества, как “уметь жить”, видеть прежде всего материальную выгоду.

Объективные условия, сложившиеся в современной России, пропагандируемые духовные ценности, особенно электронными СМИ, способствуют воспитанию такого типа личности. Насаждаемый индивидуализм может способствовать войне каждого против всех.

Очень обширна хозяйственно-экономическая функция

семьи. Она включает широкий спектр семейных отношений: ведение домашнего хозяйства, бюджета, организацию потребления и досуга и т. д. Велико значение семьи в организации потребления и быта. В ней не только удовлетворяются, но отчасти и формируются материальные потребности человека, создаются и поддерживаются определенные бытовые традиции, осуществляется взаимопомощь в ведении домашнего хозяйства. Таким образом, можно утверждать, что хозяйственно-экономическая функция семьи состоит в получении материальных средств одними членами семьи для других, экономической поддержке несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов. Ведение членами семьи общего хозяйства, когда все они существуют как одна команда, способствует формированию крепких экономических связей между ними. Семья отражает все проблемы сегодняшней жизни. Она проходит труднейшие испытания. И здесь на помощь семье обязано прийти государство; только тогда оно может надеяться, что у него есть будущее. Пока же государство ограничивается полумерами в оказании помощи молодым, многодетным и неполным семьям. Нет развернутой системы молодежного жилищного строительства, МЖК доживают последние дни, а без жилья жизнь молодой семьи становится еще более непредсказуемой.

Опросы, проводимые социологами — специалистами по семье, показывают, что 54% респонденток-женщин предпочли бы сократить их рабочее время, чтобы иметь возможность больше уделять внимания семье. Итак, желание имеется, нет “пустяка” — возможности его реализовать. Выход видится в том, чтобы разумно перераспределить бытовые семейные обязанности.

Существенное значение для жизни каждого человека (большого или маленького) имеет рекреационная (восстановительная) функция семьи. Как говорилось в “Домострое”, чтобы в семью “как в рай войти”. Специалисты утверждают, что хорошая семья — это половина успеха в карьере, бизнесе, учебе и т. д. Мы живем в условиях гонки за лидером. Американцы не зря говорят: чтобы стоять на месте, надо быстро бежать. Бегут все. И чтобы каждый день преодолевать эту марафонскую дистанцию, надо быть в хорошей форме. Форма восстанавливается и поддерживается в хорошей семье.

Она должна стать местом отдохновения и вдохновения, уверенности в себе, нужности близким и дальним людям, создать очень важное для предприимчивого человека чувство психологического комфорта, обеспечить сохранение высокого жизненного тонуса. Рекреационная функция вбирает в себя, по нашему мнению, досуговую функцию. Рекреационная функция проявляется тем эффективнее, чем выше культура семейно-брачных отношений. И здесь мы выходим еще на один аспект проблемы — культуры семейной жизни как части культуры (духовной, нравственной и т. д.) общества. В этой сфере общества, как и во многих других, мы видим если не регресс, то застой. Общая “варваризация” нравов, культивируемая в России более двадцати лет, болезненно сказалась на семье. Усилились негативные тенденции в ее функционировании. Растет число разводов, обездоленных детей. Ежегодно в России распадается более 900 тыс. семей. В результате около 750 тыс. детей остается без одного из родителей. Динамика разводов возрастает.

Представляет интерес история разводов. В дореволюционной России разводы практически отсутствовали.

Церковный брак мог быть расторгнут только формальным духовным судом, так называемой консисторией, в следующих случаях:

  • 1) доказанного прелюбодеяния другого супруга или неспособности его к брачному сожитию;
  • 2) когда другой супруг приговорен к наказанию, сопряженному с лишением всех прав состояния или к ссылке на житье в Сибирь…;
  • 3) безвестного отсутствия другого супруга.

Не касаясь механизмов бракоразводного процесса, отметим только, что длился он, как правило, полтора-два года. Разводы были крайне немногочисленны. Например, в 1897 г. по всей Российской империи среди православных, составляющих около 70% лиц 20 лет и старше, было зарегистрировано всего 1132 развода.

С победой Октябрьской революции в России была юридически устранена дискриминация женщин, в том числе в сфере брачно-семейных отношений. Брачно-семейное право в СССР постепенно менялось в сторону либерализации разводов.

В 1960 г. в стране было расторгнуто 270 тыс. браков (1,3 — на тысячу населения), в 1970 г. — 636 тыс. (2,6 — на тысячу), в 1980 г. — уже 930 тыс. (3,5 — на тысячу). Резкий скачок в числе разводов произошел в 1966 г., когда оно увеличилось по сравнению с предыдущим годом почти вдвое — с 360 тыс. до 646 тыс. Этим внезапным подъемом мы обязаны упрощению порядка расторжения брака согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 10 декабря 1965 г.

Непрерывный рост числа разводов — характерная черта всех техногенных цивилизаций. Причин здесь чрезвычайно много: и экономическая самостоятельность женщин, и влияние урбанизации, а с ней — рост социальной анонимности, и научно-техническая революция, а также ее влияние на интенсификацию труда, особенно связанного с конвейерным или глубоко технологичным производством, причинами социально-экономического, культурного, этнического, религиозного характера.

Кроме обозначенных функций семья выполняет еще первичный социальный контроль, социально-статусную, защитную функции. Безусловно, надо знать, что невозможно провести какую-либо разграничительную линию между названными функциями. Мы делаем это чисто в учебных целях. Например, функция семьи как сферы первичного социального контроля имеет немало точек соприкосновения с функцией воспитания. Но первичный социальный контроль — это моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего, среднего, младшего поколений.

Социально-статусная функция — это предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры: национальность, место в городской или сельской культуре и др. Семья, как правило, осуществляет ролевую подготовку ребенка к статусам, близким к статусам его родителей и родственников.

Защитная функция— это когда во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов. Особенно это характерно для народов Северного Кавказа.

16. Этапы жизненного цикла семьи.

жизненный цикл семьи – это некая последовательность смены событий и стадий, которые проходит любая семья. Конечно, семья может пропустить тот или иной этап своего развития, например, не родить детей, но некоторые события являются неизменными, например, изменение физического возраста людей.

Условно жизненный цикл семьи может быть разделен следующим образом:

1. Период ухаживания.

2. Фаза проживания супругов без детей (или стадия монады).

3. Семья с маленьким ребенком (или стадия триады)

4. Фаза стабилизации или зрелого брака

5. Фаза, в которой дети постепенно покидают дом

6. Фаза «пустого гнезда»

7. Фаза, в которой кто-то из партеров остается один после смерти другого.

Каждая фаза жизненного цикла семьи ставит перед ее участниками определенные задачи. Функциональная семья – это та семья, которая успешно справляется с поставленными перед ней внешними и внутренними задачами. Дисфункциональная – это та семья, которая с этими задачами не справляется. Это всегда кризис и люди не видят возможности приспособления к новой ситуации или даже не принимают ее.

  1. Период ухаживания

Чтобы успешно пройти эту фазу молодые люди должны разрешить следующие проблемы: достижение эмоциональной и финансовой независимости от родителей; развитие навыков ухаживания и привлечения партнера; занятие адекватного возрасту статуса. Это – очень важная стадия как для индивидуального психического развития, так и для развития его будущей семьи.

  1. Фаза проживания супругов без детей (или стадия монады)

Это – первый кризис, когда люди начинают жить вместе и должны договориться о том, по каким правилам это будет происходить. Есть правила, которые легко выработать, а некоторые очень трудно. Легче всего выработать внешние привила (кто и когда моет посуду т.д.). Труднее выработать правила, связанные с более глубинными вещами ( ожиданиями от супруга).

  1. Семья с маленьким ребенком (или стадия триады)

Это очередной кризис, когда меняется вся структура семьи. Было двое – а стало трое. И снова надо договариваться, так как возникли новые обязанности и новые роли. На этом этапе может возникнуть ревность одного из супругов, если он почувствует, что другой партнер больше привязан к ребенку, чем к нему. Может возникнуть проблема самореализации у матери, которая будет ревновать мужа к активному образу жизни, которого она сейчас лишена. Могут возникнуть проблемы взаимодействия с родительскими семьями, так как бабушки и дедушки могут захотеть влиять на то, что происходит в молодой семье.

  1. Фаза стабилизации

Обычно эта фаза соответствует кризису середины жизни супругов. Середина жизни, как известно, характеризуется сочетанием больших возможностей с серьезными ограничениями. Вроде люди накопили большой опыт, получили определенный социальный статус, но уже не так просто адаптироваться к изменяющимся экономическим обстоятельствам, трудно что-то менять, приходится «плыть по течению» даже тогда, когда это течение тебе не очень нравится. Еще одним типичным стрессом для семьи является необходимость ухода за престарелыми родителями и переживание их смерти.

  1. Фаза, в которой дети постепенно покидают дом

Наиболее серьезные кризисы семья переживает тогда, когда кто-то вступает в семью или покидает ее. Родители могут вдруг обнаружить, что им не о чем говорить друг с другом. Или вдруг обостряются старые разногласия и проблемы, решение которых было отложено из-за рождения детей. В этот период возрастает число разводов.

  1. Последние стадии жизненного цикла семьи

Уход на пенсию может сделать проблему пребывания наедине друг с другом еще более острой. Часто в это время возникает проблема ухода за старым супругом.

  1. Время идет, один из супругов умирает, и жизненный цикл семьи завершается. Наступает стадия монады, только на другом возрастном уровне.

  1. Периодизации развития семьи, основные психологические проблемы каждого этапа.

Рассмотрение функций семьи и ее структуры показало, что семейные отношения не могут быть установлены сразу, что семья — не статичное образование, она развивается. Поэтому, обсуждая понятие семьи, необходимо рассмотреть и периодизацию этапов ее развития.

Зачастую такая периодизация основана на изменении места детей в семейной структуре. Например, Р. Нойберт выделяет этапы жизни вдвоем, жизни после рождения детей, воспитания детей старшего школьного возраста, отделения детей от родителей и воспитания внуков. А. Баркай выделяет семью без детей, семью с малыми детьми, семью с детьми, посещающими детский сад, семью школьника, семью, в которой дети отчасти независимы от родителей, семью, которую оставили дети.

Выделение этапов может быть связано со статистикой кризисов семьи. «Установлено, — пишут Ч. С. Гризицкас и Н. В. Малярова, — что в определенные периоды изменения цикла жизни семьи появляется тенденция к кризисам и конфликтам».

В. Сатир :

Первый кризис: зачатие, беременность и рождение ребенка.

Второй кризис: начало освоения ребенком человеческой речи.

Третий кризис: ребенок налаживает отношения с внешней средой, чаще всего это происходит в школе. В семью проникают элементы другого, школьного мира, нового как для родителей, так и для самих детей. Учителя обычно играют те же роли в воспитании, что и родители, и это в свою очередь требует адаптации как со стороны детей, так и родителей.

Четвертый кризис: ребенок вступает в подростковый возраст.

Пятый кризис: ребенок становится взрослым и покидает дом в поисках независимости и самостоятельности. Этот кризис часто ощущается родителями как потеря.

Шестой кризис: молодые люди женятся, и в семью входят невестки и зятья.

Седьмой кризис: наступление климакса в жизни женщины.

Восьмой кризис: уменьшение сексуальной активности у мужчин.

Девятый кризис: родители становятся бабушками и дедушками. На этом этапе их ждет много радостей и проблем.

Десятый кризис: умирает один из супругов, а потом и второй.

Возможно выделение определенных этапов развития семьи по соответствующим им задачам.

Добрачное общение. На данном этапе необходимо достигнуть частичной психологической и материальной независимости от генетической семьи, приобрести опыт общения с другим полом, выбрать брачного партнера, приобрести опыт эмоционального и делового взаимодействия с ним.

Брак – принятие супружеских социальных ролей. Этот этап тесно связан со следующим, но юридические ограничения брака, включение отношений в паре в более широкий контекст отношений, уже поддерживаемых каждым из супругов, и трудности, возникающие при решении указанных задач, для преодоления которых нередко нужна и профессиональная психологическая помощь, свидетельствуют о том, что данный этап имеет свойственные только ему особенности.

Этап «медового месяца». Данное название может быть и слишком метафорично, но довольно точно отражает эмоциональные проблемы и задачи деятельности, которые решаются на этом этапе. Среди них следует отметить принятие изменений в интенсивности чувств, установление психологической и пространственной дистанции с генетическими семьями, приобретение опыта взаимодействия в решении вопросов организации каждодневного быта семьи, создание интимности, первичное согласование семейных ролей.

Этап молодой семьи. Рамки этапа: решение о продолжении рода — возвращение жены к профессиональной деятельности или начало посещения ребенком дошкольного учреждения. Для данного этапа свойственно разделение ролей, связанных с отцовством и материнством, и их согласование, материальное обеспечение новых условий жизни семьи, приспособление к большим физическим и психологическим нагрузкам, к ограничению общей активности супругов за пределами семьи, к недостаточной возможности побыть в одиночестве и т. д.

Зрелая семья, то есть семья, успешно выполняющая свои функции. Задачи данного этапа определяются созданием новой структуры отношений. Если на четвертом этапе семья пополнилась новым членом, то на пятом она дополняется новой (новыми) личностью. Соответственно изменяются роли родителей. Их возможности удовлетворять потребности ребенка в опеке, в безопасности должны дополняться способностями воспитывать, организовывать социальные связи ребенка. Этап заканчивается, когда дети достигают частичной независимости от родительской семьи. Эмоциональные задачи этапа можно считать решенными, когда психологическое влияние детей и родителей друг на друга приходит к равновесию, когда все члены семьи условно автономны.

Семья людей старшего возраста. На данном этапе возобновляются супружеские отношения, придается новое содержание семейным функциям (например, воспитательная функция выражается участием в воспитании внуков).

Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – С. 144 — 178

  1. Уровни, виды и психологические закономерности супружеской совместимо­сти.

Совместимость – значит близость, похожесть или такая разница, когда характеры, привычки не враждебны, а дополняют друг друга”.

Уровни совместимости

Обычно в психологической литературе различают 3-4 уровня совместимости. Много информации по определению этих уровней мы находим в трудах Н. Н. Обозова.

• психофизиологический • психологический; • социально-психологический (семейно-ролевой)$ •социокультурный.

«Всесторонняя совместимость бывает очень редко. Куда чаще встречается неполная совместимость, и ее обычно хватает для хороших отношений, если только бережно к ней относиться”. Таким образом, брачная пара – это союз:

• хозяйственно-бытовой (функция потребления и бытового обслуживания);

• сексуальный (функция полового удовлетворения);

• психологический (функция моральной и эмоциональной поддержки, организации досуга и создания среды для самореализации и развития личности);

• семейный (функция рождения и воспитания детей)”.

Психофизический уровень совместимости

«Выходит за рамки непосредственного сексуального контакта. Поэтому для физиологического общения имеют значение не только чисто сексуальные характеристики партнеров (тип половой конституции, половой потенциал и т.п.), но и особенности телосложения, реактивность организма, психодинамические характеристики поведения, оформление внешности. Вследствие этого причиной неудовлетворенности является не сексуальный контакт, а форма эротических игр, проявление сексуальной заинтересованности, внешность партнера”.

Старменбаум в своей книге «Любовь против одиночества» приводит следующие варианты комбинаций личностей супругов:

1. Женщина-мать и маленький сын. 2.Мужеподобная женщина.3.Мазохистка и садист.4.Муж – отец и папина дочка.

Психологический уровень совместимости

Предполагает совмещение темпераментов, характеров, потребностей, мотивов поведения супругов.

«Совместимость супругов основывается на возможности совместного удовлетворения в браке ряда основных потребностей (общения, познания, материальных и ролевых потребностей). Наиболее значимы 5 потребностей:

1). Потребность супругов в исполнении определенных ролей в семье: матери, отца; мужа, жены; хозяина, хозяйки; женщины, мужчины; главы семьи, большинство из которых является новыми для вступающих в брак. Одной из причин конфликтов семье служит расхождение представлений супругов об исполнении каждым из них семейных ролей.

2). Потребность супругов в общении друг с другом и с друзьями.

а) брачные партнеры рассматриваются как совместимые или несовместимые по параметру общительность – замкнутость. Предполагается, что в случае ассиметрии этих качеств общительность одного из супругов может вступить в противоречие с аутизмом другого.

б) общение выполняет в семье очень важную психотерапевтическую функцию. В общении, основанном на сопереживании, взаимном уважении, супруги находят поддержку своих поступков, настроений, чувств, переживаний, получают эмоциональную разрядку. И, напротив, взаимное отчуждение, дезорганизующее общение супругов, формирует у них чувство одиночества, незащищенности, взаимной неудовлетворенности, провоцируя семейные конфликты.

3). Познавательные потребности супругов. Проводившиеся ранее исследования показали, что интеллектуальные ценности являются наиболее важными для супругов.

4). Материальные потребности, включающие потребности в совместном приобретении необходимых семье материальных ценностей и в обеспечении благополучия.

5). Потребность в защите «Я — концепции» как совокупности образов «Я» обеспечивающих представление человека о самом себе как об известной целостности и определенности, которая возникает не только на основе восприятия индивида, но и как результат восприятия его другими людьми.

Семейно-ролевой уровень совместимости

Речь идет о согласованности в распределении семейных ролей, о том, какую нагрузку берет на себя каждый из супругов. Это сотрудничество брачных партнеров при реализации семейных функций. Для современной семьи характерны следующие функции: рождение и первичная социализация детей, экономическая поддержка нетрудоспособных, организация бытового потребления, моральная и эмоциональная поддержка, защита и представительство семьи перед более широким социальным окружением, организация досуга. Полнота и благополучие семейной жизни зависит от того, насколько партнеры могут обеспечить выполнение всех семейных функций.

Социокультурный уровень совместимости

позволяет супругам согласовать общую направленность и мотивацию поведения. Духовное общение супругов позволяет им согласовать жизненные позиции, ценностные ориентации, взгляды на окружающий мир и свое место в нем, интересы и мотивы социального поведения. Духовная совместимость проявляется как совпадение вышеназванных установок, оценок, ценностей. Наиболее показательными признаками духовной гармонии являются: высокое взаимопонимание, одобрение жизненных позиций партнера, высокое уважение к нему как к члену общества.

19.Факторы устойчивости семьи. Благоприятный климат (доверие, высокая требовательность членов семьи др. к др., любовь, ответственность). Основные критерии психологического здоровья семьи: — сходство семейных ценностей — функционально-ролевая согласованность — социально-ролевая адекватность в семье — адаптивность в микросоциальных решениях — эмоциональная удовлетворенность — устремленность на семейное благополучие.

20. Струк¬тура и функции современной семьи. Структура семьи: 1. По составу: • Нуклеарная – состоит из мужа, жены и их детей (родители и дети); • Пополненная (расширенна) – увеличенный по своему составу союз это супружеская пар и их дети, и родители других поколений; • Смешанная семья (перестроенная) – образованная в следствии распадов других браков; • Семья родителя одиночки. Личко • Полная семья (мать, отец и их дети) • Неполная (отсутствие одного из родителей) • Искаженная (деформированная) Наличие отчима или мачехи. ФУНКЦИИ: • Воспитательная – формирование личности ребенка, постоянное психолого-педагогическое влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи; • Хозяйственно-бытовая – ведение своего хозяйства -, наличие своего бюджета, организация потребительской деятельности, «сфера домашних дел»; • Интеллектуального общения – духовная близость, эмоциональный контакт, общность взглядов и жизненных ценностей ,особая психологическая близость между супругами (семейное долголетие) • Психологической разрядки – наличие психологической закономерности разрядки в семье, эмоционально0психологическая поддержка супругами друг- друга, умение разнообразить свободное от работы время, общие господствующие эмоциональные состояния и общая интерактивность семьи. • Рекреационная и психотерапевтическая – это сфера абсолютной защищенности, абсолютное принятия человека, вне зависимости от его талантов, жизненных успехов, финансового положения. • Деторождение и сексуальных отношений – цельность сексуальных потребностей, продолжение рода.

21. Супружеская совместимость • Духовная – сходство, подобие духовных укладов супругов. • Персональная – сходство или дополнение темперамента, характера, эмоционально-волевой сфер (бесконфликтное распределение межличностных ролей) • Семейно-бытовая – согласованность представлений о функциях семьи, ролевый ожиданий (основной критерий – эффективность воспитания детей). приспособление супругов др.к др.и к той обстановке, в к-й находится семья; выражается во взаимоуподоблении супругов и во взаимном согласовании мыслей, чувств, поведения. • Физиологическая – сексуальная удовлетворенность от физиологической (интимной) близости.

22. Четыре аспекта супружеской совме­стимости, необходимость разделения которых, по ее мнению, обосно­вана различием свойственных им критериев, закономерностей и про­явлений: 1) духовная совместимость — характеризует согласованность целеполагающих компонентов поведения партнеров: установок, ценностных ориентации, потребностей, интересов, взглядов, оценок, мнений и т. д. (основная закономерность духовной со­ вместимости — сходство, подобие духовных укладов супругов); 2) персональная совместимость — характеризует соответствие структурно-динамических особенностей партнеров: свойств темпе­рамента, характера, эмоционально-волевой сферы: один из критериев персональной совместимости — бесконфликтное рас­пределение межличностных ролей. Основная закономерность этого аспекта совместимости супругов — дополнительность структурных характеристик партнеров; 3) семеино-бытовая совместимость — функциональные особенно­сти брачных партнеров: согласованность представлений о функциях семьи и соответствующем укладе, согласованность ролевых ожиданий и притязаний при реализации этих функций. Критерий — эффективность воспитания детей; 4) физиологическая совместимость. Признаками физической, в том числе сексуальной, совместимости является гармония ласк мужчины и женщины, телесного контакта, удовлетворенность от близости» (Обозов Н. Н.)

23. Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным и как долго продлится брак. Так для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: сплочённость, возможность всестороннего развития личности каждого её члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищённости и эмоциональной удовлетворённости, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. В семье с благоприятным психологическим климатом каждый её член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — ещё и с почитанием, к более слабому — с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление её членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчёркивать достоинства и добрые дела каждого. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи. Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнёра, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие. Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Всё это препятствует выполнению семьёй одной из главных своих функций — психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведёт к депрессиям, ссорам, психической напряжённости, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным. Психологический климат можно определить как характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который является следствием семейной коммуникации, то есть возникает в результате совокупности настроения членов семьи, их душевных переживаний и волнений, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям. Стоит отметить, что эмоциональная атмосфера семьи является важным фактором эфф функций жизнедеят семьи, состояния её здоровья в целом, она обуславливает стабильность брака. Многие западные исследователи считают, что в современном обществе семья утрачивает свои традиционные функции, становясь институтом эмоционального контакта, своеобразным «психологическим убежищем». Отечественные учёные также подчёркивают возрастание роли эмоциональных факторов в функционировании семьи. В. С. Торохтий говорит о психологическом здоровье семьи и о том, что этот «интегральный показатель динамики жизненно важных для неё функций, выражающий качественную сторону протекающих в ней социально-психологических процессов и, в частности, способность семьи противостоять нежелательным воздействиям социальной среды», не тождествен понятию «социально-психологический климат», которое в большей степени применимо для групп (в том числе малых) разнородного состава, чаще объединяющих своих членов на основе профессиональной деятельности и наличия у них широких возможностей выхода из группы и т. д. Для малой группы, имеющей родственные связи, обеспечивающие устойчивую и длительную психологическую взаимозависимость, где сохраняется близость межличностных интимных переживаний, где особо значимо сходство ценностных ориентации, где одновременно выделяется не одна, а ряд общесемейных целей, и сохраняется гибкость их приоритетности, адресности, где главным условием её существования является целостность — более приемлем термин «психологическое здоровье семьи».

Психологи условно разделяют жизненный цикл семьи на восемь основных стадий.

Первая стадия — это супружеская пара без детей. На этом этапе формируются брачные отношения, устраивающие обоих супругов, поднимаются и решаются вопросы по поводу будущей беременности и роли молодых родителей, а также осуществляется вхождение в круг родственников и адаптация в нем.

Следующая стадия связана с появлением в семье детей. В рамках данного периода жизни семьи в ней появляются дети, происходит адаптация к роли родителей, заботе о маленьких детях, происходит организация жизни семьи в соответствии с потребностями данного этапа.

Третья стадия, согласно градации психологов — это жизнь семьи с детьми-дошкольниками (возраст детей — от 2,5 до 6 лет). На данном этапе жизненного цикла семьи происходят такие процессы, как адаптация к основным потребностям и склонностям детей с учетом необходимости содействия их развитию; преодоление трудностей, связанных с усталостью и отсутствием личного пространства.

Четвертая стадия жизненного цикла семьи — это семья с детьми-младшими школьниками (возраст детей — от 6 до 13 лет). Для данного периода характерно: присоединение к семьям с детьми школьного возраста и побуждение детей к достижению успехов учебе.

Следующая стадия — семья с детьми-подростками (дети в возрасте от 13 до 20 лет). В рамках данного периода в семье устанавливается равновесие между свободой и ответственностью, у супругов создается круг интересов, не связанных с родительскими обязанностями, именно на данной стадии возможен процесс карьерного роста, особенно у женщины.

Шестая стадия — это уход детей из семьи, она начинается в тот момент, когда ее покидает старший ребенок и продолжается до женитьбы или замужества младшего из детей. В рамках данного периода родители адаптируются к новым условиям существования, которые заключаются в общении с новыми членами семьи (супругами детей), входят в уже возможную роль будущих бабушек и дедушек. Дети полностью освобождаются от родительской опеки, выстраивая свой собственный новый миропорядок и новые отношения в своих семьях. Дух семьи сохраняется и поддерживается уже на существенно новом качественном уровне.

Седьмая стадия — эта так называемый «средний возраст родителей»: от «пустого гнезда» до ухода на пенсию. В этот период супружеские отношения перестраиваются в соответствии с изменяющейся ситуацией, единство семьи поддерживается дистанционно через общение с семьями детей и посильной заботой о внуках.

И, наконец, последняя стадия — старение членов семьи(от ухода на пенсию до смерти обоих супругов). На данной стадии жизненного цикла семьи происходит адаптация к уходу на пенсию; решение проблем тяжелой утраты и одинокой жизни; сохранение семейных связей и приспособление к старости.

При прохождении от стадии к стадии жизненного цикла семьи она переживает закономерные кризисы развития, подобно тем, которые в своем становлении испытывают организм, личность и социальные группы. Именно в этих точках прежние способы достижения целей, применявшиеся в семье, уже не удовлетворяют возникшие у ее членов новые потребности, поэтому требуются определенные усилия по адаптации семьи к изменившимся условиям. Каждый переходный этап для семьи — это подчас серьезное испытание ее на прочность, повышенная вероятность возникновения стрессовых и кризисных семейных ситуаций характерна для следующих периодов: принятие на себя супружеских обязательств; освоение супругами родительских ролей; принятие факта появления в семье новой личности; включение детей во внешние социальные структуры (детские учреждения); принятие факта вступления ребенка в подростковый период; экспериментирование семьи с независимостью подростка; уход детей из семьи и необходимость для супругов вновь остаться вдвоем; принятие факта ухода на пенсию и старости.

Для каждого переходного этапа жизненного цикла семьи характерны свои кризисные проявления. На самом первом этапе построения новой семьи молодым людям необходимо пройти серьезный процесс отделения человека от родительской семьи за счет достижения эмоциональной зрелости и развития самоидентичности Затянувшаяся зависимость и чрезмерная привязанность к родителям могут вынудить молодого человека выбирать профессию и супруга, исходя из родительских ожиданий. В случае острого эмоционального разрыва с семьей решения часто принимаются из противоречия, либо случайно. Усугубляет ситуацию и чрезмерная привязанность родителей к детям, что может мешать их отделению (например, когда дети стабилизируют несчастливый брак). Частыми также бывают случаи, когда родители на момент ухода детей заняты проблемами болезни или смерти своих собственных родителей, и тогда еще один уход их эмоционально ранит и вызывает протест.

Вступив в брак, молодые люди присоединяются к двум сложным и расширенным родительским системам. Теперь супруги должны не только приспособиться друг к другу, но также понять, какие традиции родительских семей следует сохранить, а какие создать заново. Необходимо также пересмотреть свои отношения с родителями, братьями, сестрами и другими родственниками. Налаживание связи с семьей супруга — один из наиболее сложных аспектов взаимного приспособления. Если супруги разрывают отношения с родительскими семьями, то становятся очень восприимчивы друг к другу, потеряв возможность отреагировать скопившееся напряжение в родной семье. Если один или оба супруга излишне привязаны к родительской семье, то это также может внести сложности в их отношения, поскольку мнения родителей могут доминировать над их собственными; существует вероятность того, что родители будут напрямую вмешиваться в жизнь молодой семьи.

Особенно острые кризисы жизненного цикла семьи могут возникнуть при появлении у молодой пары маленького ребенка. Во-первых, рождение ребенка нередко приводит к охлаждению между супругами по типу: «воспитание детей оставляет мало времени для себя». Во-вторых, выраженная эмоциональная близость ребенка с матерью ослабляет ее связь с отцом. Постоянно накапливающаяся усталость и апатия мешают достижению согласия как в отношениях между супругами, так и в вопросах воспитания. Помощь бабушек и дедушек, рождение второго ребенка частично способствуют снижению напряжения. Задачи на стадии воспитания ребенка заключаются в стабилизации отношений в молодой семье, координации противоречивых потребностей каждого ее члена и взаимной поддержке.

На стадии семьи с детьми подросткового возрастаналичие подростка побуждает его близких отказываться от ряда семейных традиций или их пересматривать. Семья стоит перед необходимостью научиться конструктивно разрешать конфликты между родителями и детьми-подростками. Семью ожидает успех, если она будет поощрять независимость подростка, но возражать против вседозволенности. Степень подготовленности подростка к жизни в большинстве семей определяется его способностью избежать пьянства, наркомании, венерических заболеваний, ранней беременности и других поведенческих отклонений.

Существует множество факторов, которые мешают семье разобраться в проблемах подростка (неудачный брак родителей и их попытки найти любимого человека вне семьи, слишком большая занятость на работе, необходимость ухаживать за пожилыми или больными родственниками и пр.). Во всех этих случаях подросток чувствует, что им не интересуются, ему не доверяют, его осуждают, — и становится одиноким, депрессивным и враждебным.

На стадии ухода взрослых детей из семьи, изменяются физические и эмоциональные особенности семьи. Отказ от родительских ролей иногда дает супругам чувство освобождения, возможность осуществить заветные желания и реализовать свои скрытые возможности. Однако в других случаях это может разрушить семью, привести к ощущению родителями потери и дезинтеграции. Осложняет ситуацию недееспособность или смерть бабушек и дедушек — супруги становятся старшим поколением в семье и должны приспособиться к этому положению вещей.

На закате жизни семьи также могут возникнуть ряд кризисных ситуаций. Слишком тесная близость между пожилыми супругами нередко вносит в их отношения излишнюю напряженность. Это усугубляют проблемы старения: адаптация к уходу на пенсию, сужение социальных связей, болезни, смерть одного из супругов. Старость и болезни ставят пожилых людей в зависимость от тех, кто за ними ухаживает. Семья может оказать поддержку пожилому одинокому человеку. Но нередко его вмешательство в жизнь других поколений является дестабилизирующим фактором и даже может разрушить их семейную жизнь.

Исследование жизненного цикла семьи показывает, что приспособление к переходным периодам развития нередко переносится болезненно, дестабилизирует жизнь семьи в трех поколениях и выступает как причина ее дисфункции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *