Философия спинозы и лейбница

Философские системы Б. Спинозы и Г. Лейбница.

Г. Лейбниц (17–18) стремился сочетать эмпиризм и рационализм. Он признает главный тезис сенсуализма – «ничего нет в разуме, что не прошло через наши чувства». Чувственное познание – это предпосылка рационального знания. Истины разума – это утверждения логики, математического знания, то есть, тех сфер, где работает метод дедукции.

Лейбниц излагает свое учение о монадах, которое составляет ядро его философской системы. Мир состоит из мельчайших монад – активных духовных элементов бытия. Философ не признает единой субстанции. Субстанция, по его мнению, есть множество монад, которые находятся в единстве и согласованности. Монады просты и неделимы. Лейбниц выделял 3 вида монад: 1) низшая форма (характеризуется «перцепцией», пассивностью восприятия, неясными представлениями, соответствующими неживой природе); 2) монады души(более ясные представления, соответствующие животному миру); 3) монады духа (они способны к «апперцепции» – имеют познавательные способности, наделены сознанием). Монады не пространственны, чувственно не воспринимаемые, постижимы только разумом, способны к саморазвитию. При этом нет ни возникновения, ни гибели монад, а есть лишь их качественные изменения. Каждая монада содержит в себе свое будущее и прошлое.

Б. Спиноза (17 в.) Он доказывал, что мир вечен и представляет собой единую, неделимую субстанцию, которая вечна во времени и бесконечна в пространстве.

Как рационалист, он считал, что в самом разуме заключено соответствие образуемых идей с сущностью познаваемых вещей. Критерием истины для Спинозы является разум. Универсальным методом познания выступает математика, а именно – геометрия. А идеи в разуме – это результат интеллектуальной интуиции, ведь только интуиция открывает истину. Источник истинного знания – разум, в нем заключено соответствие идей вещам, то есть в разуме содержится критерий истины (ясность и отчетливость).

Спиноза отрицал наличие у человека врожденных идей, но признавал врожденную способность приобретать знания. Выделяет 4 способа получения знания: 1) знание понаслышке (метод религии); 2) знания из беспорядочного опыта, это случайные наблюдения, житейские знания, они не определяются разумом; 3) научный путь – выяснение причинно-следственных связей (это рассудочное знание, которое оперирует общими понятиями); 4) интуиция (знание, заключенное в общих понятиях, единственное, которое способно познать сущность или природу вещей).

Спиноза разработал монистическоеучение о материальности мира. Мир – это единая неделимая природа, существующая в двух формах – материальной и идеальной, которые слиты в единую субстанцию.

Спиноза был последовательным детерминистоми считал, что все существующее обусловлено объективными причинами. Человек как единство души и тела, где первично тело, также находится в состоянии жесткой обусловленности: состояние тела – обусловливает состояние души.

Британская философия XVIII в.: Дж. Беркли и Д. Юм.

Беркли Джордж (17—18) — англ. философ и религиозный деятель, один из наиболее ярких и последовательных представителей имматериализма (отрицание существования материи) в Новое время.

Одной из главных целей Б. является обоснование с помощью гносеологии(теория познания)тезиса «Бог близок к каждому из нас». Эта близость непосредственно обнаруживается в связности и гармоничности мира, каким он представляется каждому человеку. Б., как и Декарт, рассматривает субъекта, некоторое Я, в качестве носителя сознания, мысли. Помимо собственного существования, субъекту непосредственно дано также и содержание сознания — идеи. Б. отвергаетразделение идей на «первичные» и «вторичные». Философ формулирует знаменитый принцип: «Существовать значит быть воспринимаемым». Б. не допускает существования к.-л. иного бытия, кроме бытия сознания, т.е. бытия духовного, то следует признать существование какого-то др. духовного бытия, от которого зависит наше перцептивное поле. Бог — творец всех чувственных восприятий, всех носителей сознания и их единственным координатором.

ЮМ

Д.Юм. указывал на то, что и в философии, и в естествознании шли бурные споры о материи (есть ли она, и если есть, то что она собой представляет), Д.Юм заявлял, что все эти споры доказывают лишь одно: вопрос о существовании вещей, материальных объектов не имеет строго научного решения. Интересно, что сам Д.Юм в своей житейской практике не сомневался в существовании материальных вещей, но вместе с тем доказывал, что надо различать житейскую практику, в которой многое принимается на веру, и научную деятельность, в которой в силу ее специфики все должно строго доказываться. А поскольку, рассуждал далее Д.Юм, существование материальных объектов теоретически недоказуемо, постольку наука не должна пытаться что-либо говорить об этих материальных объектах. По мнению Д.Юма, мы должны ограничить задачу науки установлением устойчивых связей между непосредственными впечатлениями нашего внешнего опыта, т.е. между нашими ощущениями, нашими чувственными восприятиями. Но почему о материи нельзя ничего говорить, а об ощущениях можно? Д.Юм полагал, что в отличие от материи ощущения обладают преимуществом непосредственной очевидности. Иллюзорными считал Д.Юм и все наши суждения об объективных причинно-следственных связях.

Д.Юм не допускает в науку не только суждения о материи, но и суждения о боге. Он допускает причиной порядка, гармонии в мире нечто подобное разуму, лежащему в основе мира, но он отвергает при этом и традиционное учение о боге, и отмечает, в частности, дурное влияние религии на нравственность и гражданскую жизнь.

Философия Б. Спинозы и Г. Лейбница

Б. Спиноза (1632 — 1677) — нидерландский философ. За отход от иудаизма еврейская община Амстердама, членом которой он был, подвергла его «великому отлучению».

Главная идея Спинозы — тождество Бога и природы, которую он понимал как вечную, бесконечную, не имеющую никаких внешних оснований, т.е. как причину самой себя (единая субстанция). Мыслитель был убежден, что мир представляет собой математическую систему и может быть познан геометрическим способом.

Знание о мире Спиноза разделил на три рода: чувственное («источник смутных идей»), «понимание», соединяющее рассудок и разум, и интуитивное. Интуиция — высшая ступень познания, она обеспечивает постижение вещей «с точки зрения вечности», не как случайных и разрозненных, а как необходимых, причастных универсальному единству.

Человек — часть природы. Телесное и духовное в нем не зависят друг от друга, они «параллельны». Душа есть совокупности идей, объектом которых является тело. Душа — это еще и частица «бесконеч­ного разума Бога». Спиноза отвергал свободу воли. Свобода — это познанная необходимость. Свободный человек руководствуется только разумом. Он «ни о чем так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни».

Г. Лейбниц (1646 — 1716) — немецкий философ, математик, физик, юрист, историк, языковед.

Основа философской системы Лейбница — учение о монадах (монадология). Монада — простая неделимая субстанция. Монад существует бесконечное множество, они активны, нематериальны. Каждая монада — самостоятельная единица бытия. Монады не имеют пространственных характеристик, они чувственно непостижимы.

Философ различал монады трех видов: монады «нижней ступени» с пассивной способностью восприятия образуют «неясные представления», монады «средней ступени» способны иметь ощущения и относительно ясные представления; и, наконец, высшие монады (монады-духи) наделены полноценным сознанием. Соответственно этому тела, состоящие из монад первого рода, относятся к неживой природе; тела, в которых монады способны к ощущениям, составляют живой мир; человек — носитель монад, наделенных сознанием. В каждой монаде заключена возможность ее дальнейшего развития и «возвышения».

Хотя ни одна монада не оказывает никакого воздействия на другие, тем не менее, движение и развитие каждой из них находится в полном соответствии с движением и развитием других. Это связано с «предустановленной гармонией» в устройстве мирового целого, заложенной Божественной волей.

Б. Спиноза и Лейбниц — тождество и различие их учений о субстанции

Философы Нового времени пытались решать не только проблемы познания и общественной жизни, но и представить свои соображения в систематизированной форме, сведя их на надежном фундаменте. Таким фундаментом систематической философии голландский философ Б. Спиноза (1632 — 1677) считал учение об общих принципах мира, то есть — о субстанции (от лат. «Стоять под …», «быть в основе»). Спиноза был страстным поклонником и последователем Р.Декарта, однако считал, что философия Декарта получила бы еще большей стройности и убедительности, как бы была сопряжена с необходимым для нее форме. Такую форму, способную сделать философию надежной, Б. Спиноза видел в так называемом «геометрическом методе» доводки, который он и применил в своих философских трудах, отойдя наконец от Декарта и создав свою собственную философскую концепцию. В своем основном трактате под названием «Этика» Спиноза развивает свои мысли путем формулировки некоторых аксиом, истинность которых засвидетельствована высшей умственной очевидностью, аксиомы возникают основой для теорем, а теоремы доказываются с использованием некоторых дополнительных предположений и аксиом. Сказанное позволяет увидеть Б.Спиноза как сторонника рационализма, но, кроме того, подтверждает высокий уровень и полноту достигнутого в то время теоретического знания. Так, за Спинозой, геометрический метод позволяет утверждать, что субстанция может быть только одна — единственная, поскольку по определению субстанция — это причина самой себя, т.е. она не может иметь еще какой-то причине, потому что тогда перестанет быть основой для всего. Субстанция единая и всеобъемлющая, а это значит, что она включает в свое содержание все возможные явления действительности, в том числе — мышление и протяженность, которые теперь, в отличие от рассуждений Декарта, возникают не отдельными субстанциями, а атрибутами (первыми неотъемлемыми качествами ) единой субстанции. Такой ход мысли позволяет Б.Спиноза утверждать, что в мироздании Бог и природа есть то же, то есть субстанция время абсолютное мышление и вся реальность. К тому же становится понятным, что в мире порядок идей и порядок вещей принципиально совпадают, а все вещи и явления предстают лишь различными степенями сочетание — модусами — мышление и протяженности (нет абсолютно материального, как и чисто духовного). Человек представляет собой наиболее яркое и выразительное сочетание модуса-тела и модуса-души. Казалось бы, она обречена на то, чтобы находиться в истинном отношении к действительности (порядок идей соответствует порядку вещей), однако ее активное свойство — воля — превосходит разум, а потому страсти и желания сбивают человека с пути истины, вводят ее в рабство страстей. Поскольку полная свобода предстает характеристикой только самой субстанции, то, по мнению Б. Спинозы, человек, если хочет свободы, должен преодолеть силу желаний и страстей, а для этого она должна пройти путем восхождения к высшему типу познания — интеллектуальной интуиции, которая позволяет видеть все «под углом зрения вечности», т.е. в соответствии с субстанциальной природе мышления.
Немецкий философ Лейбниц (1646-1716) увлекался философией Б. Спинозы, но считал, что таким образом осмыслена субстанция не позволяет нам понять, почему мир является подвижным и многообразным. В отличие от Б. Спинозы, Лейбниц подчеркивал, что многообразие, подвижность и неповторимость считать характеристиками самой субстанции .. Первый принцип его философии — принцип «всеобщей различий»: в мире нет ни одной вещи, которая была бы тождественна другой (ни на уровне клетки, ни на уровне атомов, ни на уровне мельчайших тел). Нарушает сходство уже даже то, что одно дело по нумерации является первым, а другая — второй. Так, кстати тождественны сами с собой (отличные от других) и занимают только им присущее место в мире (так же, как точки на линии).
Лейбниц постулирует положение, согласно которому между полярными явлениями существует много переходных моментов. На «линии точек» нет пропусков, каждая вещь «прилегает» к соседней вещи. Согласно принципу непрерывности никакая вещь не может быть нулем, потому что всегда найдется меньше и проще нее. Благодаря принципу непрерывности дело стремится к нулю, а по первому принципу (тождества) никогда его не достигает. Поэтому точка — это предельный случай минимальных отрезков, а линия — граница кривых. Физической пустоты не существует, не существует и абсолютного покоя (покой — это очень «медленное движение»), а в познании заблуждение предстает как очень «малая» истина. На время Лейбница этот принцип должен эвристическое значение, и сегодняшнее научное знание снимает границы между различного вида движениями (например, указывает на тесную связь живого и неживого).
Недостижимость нуля кладет определенный предел изменениям вещей, благодаря чему они являются монадами как единство тождества и различия. Так, если между монадами нет пустоты, и они связаны между собой переходами, то мир в целом содержит в себе всю полноту возможных движений, мир сам по себе самодосконалий. Характеристику мира охватывает принцип полноты и всеобщей совершенства.
Г. Лейбниц постулирует также принцип всеобщему связи, когда взаимосвязь предстает как «заранее предустановленная гармония» и вытекает из принципа непрерывности. Иллюстрацией этого в познании является аналогия (возможность мысленно сочетать вещи разного рода) и теоретические законы (последние отражают связь явлений; под законы можно подвести любые факты). Исходя из понятия бесконечности и принципа полноты, каждое явление можно считать как совершенным, так и нет, поэтому каждое явление чем-то порождается и в то превращается или порождает другое явление. Монады Лейбница простые, неделимые, поэтому вечные (смерти подлежит лишь то, что разлагается, теряет свою структуру, а монадам нечего «терять»). Они не физические точки (последние делимые), не математические (они абстрактны, не реальные), а особые — «метафизические», т.е. надфизични, одновременно и телесные, и духовные. Монады очень активны. Они порождают духовное движение, материальный движение и физические процессы. Существуют три класса монад: первый представляет неорганический мир, второй — мир животных и третий класс — это люди, причем каждом последующем классу присущи черты предыдущих. По Лейбница, не существует предела ни в одном из направлений развития монад — ни в сторону наименее развитых, ни в сторону наиболее развитых. И поэтому его монадология вступала в противоречие с религиозным трактовкой Бога как единственно самодосконалого.
В философии Лейбница любое суждение человека является или истинным, или ложным. Истинным является то, что не содержит в себе противоречие. Исходя из «заранее установленной гармонии», Лейбниц было очень трудно объяснить существование в мире зла и свободы воли. Он считал, что без существования зла человек не смог бы понять добра.
Идеи Лейбница опережали взгляды на мир как субатомный, а также в значительной степени повлияли на формирование философских взглядов И. Канта и Гегеля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *