Приемы управления вниманием человека

Часть 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ

МЕТОДЫ ПСИХИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ

То, что мышечная деятельность связана с эмоциональной сферой, замечено давно. В разговорной речи достаточно распространены выражения «окаменевшее лицо», «нервная дрожь». Так характеризуют напряжение мышц при отрицательных эмоциях. Вполне обоснованно выражение «смеяться до упаду», потому что при сильном смехе мышцы так расслабляются, что опускаются руки, подгибаются ноги и человек испытывает желание присесть («упасть»).

В 1922 г. американский нейрофизиолог Э. Джекобсон установил, что между напряжением мышц и психической усталостью существует прямая связь: чем больше человек устал душевно, тем более наряжены его мышцы. После хорошего полноценного отдыха и при отсутствии повышенного нервного напряжения мышцы расслабляются.

По наблюдениям Э. Джекобсона, каждому типу эмоционального возбуждения соответствует напряжение определенной мышечной группы, поэтому, чтобы мышцы расслабились, следует заставить мозг отдыхать. Однако можно вызвать и обратный эффект – расслабить мышцы и тогда станет отдыхать мозг. В дальнейшем Э. Джекобсон предложил собственный лечебный метод, получивший название «метод прогрессирующей последовательной релаксации». Под релаксацией понималось не только расслабление мышц, но и состояние, противоположное психической активности, – «психическая релаксация».

Возможность расслабляться, субъективно и психологически влиять на мышечный тонус – важное условие снятия возбуждения. Для этого подходят методы психической саморегуляции. Процесс преодоления негативного воздействия стресс-фактора можно разделить на четыре этапа: предчувствие, подготовка к воздействию, конфронтация, саморегуляция.

На этапе предчувствия грозящей опасности человек должен уметь предугадать наступление реальной опасности и принять меры по предупреждению паники. На этапе подготовки к воздействию необходимо сориентироваться, убедиться в наличии возможности справиться с опасностью. На этапе конфронтации следует постепенно приспособиться к ситуации, определить оптимальный метод коррекции. На этапе саморегуляции применяется адекватная методика.

Если человек заблаговременно освоил методы саморегуляции, он практически не зависит от внешних условий и ситуаций.

Управление вниманием

Внимание – это избирательная направленность и сосредоточенность сознания на определенных предметах и явлениях. Оно способствует повышению продуктивности, точности и скорости психических процессов. Внимание, как хорошо управляемый луч света, позволяет высвечивать тот или иной предмет, определенное явление или мысленно с четкой последовательностью фиксировать свои ощущения в различных частях организма.

Большое значение для овладения приемами саморегуляции имеет отработка навыков концентрации внимания. Под концентрацией внимания понимают умение человека сосредоточить свое сознание на главном в данном моменте или объекте. Известно, что болевые ощущения вызывают непроизвольную концентрацию внимания на состоянии внутренней среды. Однако можно научиться таким образом управлять вниманием, чтобы даже при сильных болевых ощущениях снижать их значимость, переключая внимание на другие явления или на определенную деятельность. Например, физик Б. Паскаль боролся с зубной болью путем концентрации внимания на решении сложных математических задач.

Внимание и восприятие временных интервалов тесно связаны с другими психическими функциями, в том числе с эмоциями. Это нетрудно проверить с помощью следующего теста.

Посмотрите на часы и постарайтесь запомнить пятисекундный интервал. Теперь засеките время и начинайте его мысленно отсчитывать. Отсчитав 10 пятисекундных интервалов, снова посмотрите на часы. Если вы возбуждены, то 10 интервалов будут отсчитаны быстрее, чем за 50 с. Чем больше вы возбуждены, тем быстрее счет. Тест можно упростить, если засечь время и мысленно просчитать до 20, стараясь «отмерить» 20 с. Если на это ушло меньше 16 с, значит, ваше возбуждение достаточно сильное.

Тренировка концентрации внимания осуществляется различными способами, в том числе сосредоточением на монотонном движении внешних объектов. Для этого можно использовать уже упомянутые часы. На начальных этапах тренировки необходимо фиксировать внимание на секундной стрелке, а затем на минутной. Далее следует переходить к концентрации внимания на некоторых предметах (пуговица, палец и т. д.). Начинать это упражнение нужно с одной минуты и, повторяя его несколько раз в день, следует довести период непрерывного сосредоточения внимания на одном предмете до 4–5 мин.

Для освоения приемов концентрации внимания можно использовать упражнение «три круга», предложенное К. С. Станиславским. Упражнение позволяет управлять объемом внимания. Занимающийся представляет себе три концентрических круга с определенным содержанием и мысленно переходит из большого в меньший. Целесообразно, чтобы мысленные образы большого круга включали представления улицы, дома, в котором живет занимающийся. Тогда легче перейти в средний круг, основным содержанием которого может быть комната, в которой проводится занятие психотренингом. Представив себе основные элементы окружающей его обстановки, занимающийся должен перейти в третий, малый круг своего внимания.

Приемы концентрации внимания при помощи упражнения «три круга» рекомендуется осваивать на первых 2-3-х занятиях, подкреплять их формулами мысленных команд: «Начинаю занятия по концентрации внимания. Мысленно представляю себе три круга: большой, внутри него – средний, а в среднем – малый, первый большой круг моего внимания – это все обозримое и воспринимаемое мной пространство. Это наш город, улица, дом, в котором я живу. В этом большом круге моего внимания есть другой, средний, ограниченный стенами этой комнаты, в которой я занимаюсь психотренингом. Мысленно внимательно рассматриваю стены и обстановку комнаты. Все здесь располагает к приятному и спокойному отдыху. В этой комнате есть еще один условный круг моего внимания, в котором нахожусь только я сам. Когда я обращаю внимание на себя, все окружающее исчезает, становится расплывчатым и туманным. Мысленным взором вижу только свое тело: лицо, руки, ноги, туловище…»

В. Л. Леви рекомендует следующие упражнения, направленные на тренировку внимания.

Непрерывное созерцание – находясь в удобной расслабленной позе, пристально разглядывайте какой-нибудь не слишком сложный предмет (коробок спичек, карандаш, стакан) в течение 3–5 мин, стремитесь не отводить взгляд от предмета (моргать можно). Разглядывайте предмет снова и снова, стараясь найти в нем как можно больше деталей. Делать это упражнение нужно до тех пор, пока не научитесь сравнительно легко удерживать внимание на предмете.

Ритмичное созерцание – вглядывайтесь в выбранный предмет на спокойном вдохе, а на выдохе закрывайте глаза, как бы «стирая» впечатление. Так повторять 30–50 раз. Можно выбрать и иной ритм: смотреть на выдохе, закрывать глаза на вдохе или разглядывать предмет в течение 5 счетов, а закрывать глаза на последующие 5 счетов. Ритмичное созерцание дается легче непрерывного.

Мысленное созерцание – непрерывно или ритмически созерцайте любой предмет в течение 3–5 мин. Затем, закрыв глаза, постарайтесь мысленно вызвать в памяти зрительный образ предмета во всех его деталях (3–5 мин). После этого откройте глаза и сличите «оригинал» с «копией». Повторите упражнение несколько раз. Цель упражнения – добиться отчетливого внутреннего «видения». Это упражнение заимствовано у выдающегося художника Леонардо да Винчи, который рекомендовал его своим ученикам.

Внутренний видеоскоп – внимательно разглядывайте 2–3 мин какой-либо простой предмет (коробок), затем другой (стакан). Закрыв глаза, мысленно «положите» коробок в стакан. Повторите это упражнение несколько раз, усложняя его и комбинируя.

Тренировать внимание можно и при помощи мысленной имитации мышечных движений, так называемых идеомоторных актов (от «идея» – мысль и «моторика» – движение). Для этого представьте себе, что вы держите пальцами руки теннисный мяч, постарайтесь ощутить его размер, вес, степень упругости и даже шероховатость поверхности, обшитой ворсистым сукном. Затем мысленно медленно сжимайте и разжимайте мяч пальцами, при этом следите, чтобы движения были только воображаемыми и пальцы не двигались. Необходимо не забывать про дыхание, оно должно быть спокойным, ритмичным и достаточно глубоким.

Управление вниманием и его применение

Написать нижеизложенное меня побудила статья в Geektimes «Медитация — древний хакинг реальности в современности». В начале я хотел написать небольшой комментарий, который стал большим и вылился в эту статью. Сразу хочу сказать, что не обладаю достаточным знанием или опытом для того, чтобы затрагивать такую глубокую тему, но мне посчастливилось многие годы жить в Индии возле больших Учителей буддизма и йоги и слушать их наставления, а также изучать тексты. Мое понимание теории и практики, понимаемых под «медитациями», все еще в процессе становления, поэтому, эту статью, прошу рассматривать не как истину, а только как направление к размышлению, которое, возможно, поможет другим лучше разобраться в этой теме.
Под термин «медитация» сейчас включили все, что не лень, обозначив им множество практик используемых в духовных традициях (и не только в восточных, к ним можно отнести и христианские бдения как и многое другое). Этот термин не имеет однозначного аналога в индийских (тибетских и т.д.) языках, значение термина «дхьна» — одно из многих, им обобщенных.
Термином «медитация» можно определить практики работы с вниманием в которых мы:
а) концентрируем наше внимание, подчиняем его нашей воле, вследствие чего обретаем навык сосредоточения внимания;
б) подчиненное воле, сосредоточенное внимание направляем на различные аспекты восприятия, включая анализ и переживания внешнего мира, тела, умственных процессов для их изучения и трансформации.
В одном тексте говорится, что наше внимание подобно пламени свечи в ветреную погоду, оно постоянно колеблется, не позволяя рассмотреть фрески ночью на стене. Сосредоточенное внимание подобно пламени свечи, огражденному стеклом, оно горит ровно и помогает рассмотреть все, куда бы его не направили.
Что значит подчинить внимание воле? Для этого существуют практики однонаправленного сосредоточения внимания, которые включают в себя:
— возвращение внимания к выбранному объекту,
— пребывание внимания на выбранном объекте,
— полностью однонаправленное сосредоточение.
Чтобы понять, как это функционирует, нужно обратиться к теории, изложенной в индийской философии (в данном случае буддийской) в которой говорится: «Один момент — одно сознание».
Нам зачастую кажется, что мы можем в один момент одновременно и слышать, и видеть, и размышлять, то есть в один момент происходит много одновременных осознаваний, заполненных разными процессами (сознание видимого, слышимого, обонятельного, вкусового, тактильного, мысленного). Но это не так. Наше сознание существует как последовательный процесс вспышек сознания, где в один момент (крайне малая единица времени) происходит только одно сознание (только восприятие видимого, или слышимого и т. д.). Но так как вспышки сознания-восприятия происходят очень быстро, у нас создается иллюзия их одновременных (двух и более) проявлений.
Если мы условно возьмем 100 последовательных вспышек сознания, то окажется, к примеру, что несколько первых вспышек заняты восприятием видимого, следующие несколько восприятием тактильного, следующие — обонятельного, следующие — слышимого, следующие — вкусового, и следующие — мыслительного. Они могут быть в любой последовательности. Когда мы начинаем практику сосредоточения, мы выбираем один объект, которым намереваемся непрерывно заполнить всю последовательность вспышек сознания. Эти объекты могут быть внешними — точка, камешек и т.д., дыхание, произносимый звук, образ в уме (символ, учитель, божество), представление себя в другом образе (например, божества). Так как наш ум не привык последовательно удерживать в каждом следующем моменте сознания один и тот же объект, то нам приходится прикладывать постоянное усилие к возвращению внимания к выбранному объекту. Для этого мы развиваем:
— Памятование — помнить постоянно то, зачем мы вообще сидим и что тут делаем (обычно нарабатывается в течение всего дня как размышление о пользе сосредоточения и намерение его качественно осуществить),
— Бдительность — замечать, когда внимание отвлеклось,
— Усилие — возвращение к выбранному объекту (ум это делать крайне не хочет и начинает вас уговаривать додумать какую-то мысль, а только затем вернуться к объекту, домечтать о чем-то и т.д.).
Для того, чтобы получить хотя бы минимальный эффект, практику сосредоточения выполняют минимум 2 — 3 раза в день от 35 минут и дольше. Считается, что только за такое время ум совершает минимально необходимое количество действий для вырабатывания навыка. Когда вы возвращаете внимание к выбранному объекту, вы как бы тренируете внимание, вследствие чего обретаете навык сосредоточения. Это подобно тому, как поднятием гантели тренируют мышцу, и как следствие обретают мышечную силу.
Когда вы уже обрели некий навык сосредоточения внимания и, к примеру, из ста последовательных вспышек сознания более пятидесяти заняты выбранным объектом, ваш ум будет естественно пребывать на объекте, вам нужно уже значительно меньше прикладывать усилий, и вы уже можете использовать свое внимание для изучения и трансформации своего переживания мира. Когда же все сто из ста последовательных вспышек сознания заняты одним объектом, то это полностью однонаправленное сосредоточение, где даже переживание себя как субъекта и объекта, как нечто отдельного от вас, прекращается, так как не осталось вспышек сознания, наполненных тактильным или иными восприятиями.
Но только возвращать внимание недостаточно, нужно понимать как это делать, поэтому практика однонаправленного сосредоточения чередуется с практикой сосредоточенного размышления, в которой вы понимаете, как правильно сосредоточение осуществлять.
И это еще не все. Также необходимо создать в уме и повседневной жизни условия, способствующие сосредоточению внимания. Это поступки тела, речи и ума, которые позволяют уму и телу быть не возбужденными и податливыми.
Имея сосредоточенное внимание, мы можем направлять его на сам ум, постигая как он создает совокупность восприятий, именуемых действительностью (где «Я» и «МИР» не являются дуальностью, а порождены сознанием, в котором есть присвоенные переживания, которые мы считаем собой, и не присвоенные, которые мы считаем внешним миром), развивать благие качества (не только прикладывать усилия чтобы поступать хорошо и не поступать плохо, но и обнаружить и устранить причину заблуждений, побуждающую совершать неблагие поступки), трансформировать свое переживание реальности. Без навыка сосредоточения это становится не возможно или крайне не эффективно. Как сказано:
«Что бы ты не делал — мантры читал,
Долгие годы аскезы держался,
Если при этом умом отвлекался,
Все бесполезно, так Мудрый сказал».
Я не буду здесь широко распространяться о целях и методах, которые используют сосредоточенный ум, в силу того, что не обладаю достаточными для этого знаниями и опытом. Но могу сказать одно: даже сама практика сосредоточенности приносит много благ, в том числе упорядочивание жизни, умение осуществлять поставленные цели, вникать в поставленные задачи и решать их наиболее эффективным способом. Еще одним важным результатом практики сосредоточения внимания является возможность отдохнуть от самого себя. В определенных учениях считается, что каждый момент нашего реагирования откладывает в нас отпечатки которые накапливаются на протяжении всей нашей жизни. И эти отпечатки не просто лежат мертвым грузом, а все время требуют нашего внимания и энергии для самоподдержания, которую мы все время им подсознательно отдаем. И чем дольше мы живем, тем больше нашего внимания и энергии ими поглощается, тем меньше остается нам для активной жизнедеятельности. Время начинает бежать быстрее, и мы все больше поглощены разными мыслями и переживаниями, не относящимися к настоящему моменту. Мы устаем от постоянного «пережевывания» мыслей.
Когда мы практикуем сосредоточение внимания, то, возвращая внимание к выбранному объекту, мы постепенно отбираем внимание от всего остального, тем самым лишая отпечатки их «питания», вследствие чего они затухают и становятся менее проявленными. Процессор нашего ума, будучи не занятым открытыми окнами отпечатков, начинает работать более эффективно и с меньшими усилиями, высвобождая свой ресурс в нужном нам направлении. И можно сказать что мы испытываем облегчение. Мы отдыхаем, отдыхаем от самих себя.
В принципе, все эти методы действительно можно назвать «хакингом» реальности, но нужно понимать, что это большой труд, труд над собой и пять минут практики утром и вечером не дадут даже малого результата. Кроме того, это последовательный глубокий метод работы с сознанием, и для того, чтобы он был результативным, нужно обращаться к тем традициям которые проверенны временем и имеют реальных учителей, обладающих необходимыми познаниями, собственной практикой и опытом.
Но мы можем совершать «хакинг» реальности и в более простых вещах — в принятии обдуманных решений и их неуклонном выполнении. В одном тексте говорится, что карма бывает благая, не благая и карма йогинов (иногда еще рассматривается нейтральная). Чем отличается карма йогинов от остальных? Тем, что йогин, зная, что определенные действия приводят к строго определенным результатам, и, зная, какие результаты он хочет получить, принимает обдуманное решение, и неукоснительно его выполняет. Например, решил он каждое утро сосредотачиваться, молиться, бегать, не есть сладкого и т.д. И он это делает. В одно утро у него есть к этому кармическая предрасположенность и ему хочется это делать, и он делает, а в другое утро предрасположенности нет, и ему не хочется, но он все равно это делает. Так он и «хакает» (вскрывает) свой ум. Но прежде чем принять решение делать что-то или нет, важно очень тщательно это обдумать, не браться сразу за большие дела, чтобы не перегореть потом и не сломаться, а, начиная с малого, наполнять всю свою жизнь осознанными поступками.
Прошу меня извинить за довольно сумбурное изложение которое мало что раскрывает, но эта тема довольно часто затрагивается и, возможно, моя писанина создаст для кого-то новое направление в размышлении.

Повышение оригинальности

1 основные характеристики внимания
2 факторы управления вниманием
Содержание
Введение…………………………………..………………………….3
1.Внимание. Общая характеристика внимания………………..…..4
1.1 Основные функции и виды внимания…………………………..4
1.2 Свойства внимания………………………………………………6
2. Факторы, управляющие вниманием……….……………………..8
Заключение……………………………………………………………14
Список литературы…………………………………………………..15
Введение
“Глаза его читали, но мысли были далеко”,- так сказал А.С. Пушкин в своем романе “ Евгений Онегин“. Действительно, мы часто замечаем за собой, что когда начинаем сосредоточенно работать (слушать лекцию, читать трудную тему ), то, вдруг, ловим себя на том, что думаем совсем о другом. Без целенаправленного, устойчивого внимания невозможна никакая серьезная работа и запоминание в том числе. Повышенное внимание необходимо на всех этапах работы памяти, но в особенности на первом этапе — восприятия. Но вряд ли найдется человек, который мог бы сказать: “Я всегда в состоянии управлять своим вниманием”. “Сосредоточенность — вечная тайна всякого совершенства” (Стефан Цвейг. “Мендель — букинист”). Так что же такое внимание ?
1.Внимание. Общая характеристика внимания
Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания, которые предполагают повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.
Благодаря вниманию человек отбирает нужную информацию, обеспечивает избирательность различных программ своей деятельности, сохраняет должный контроль над своим поведением.
1.1 Основные функции и виды внимания
1) Активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психологических и физиологических процессов.
2) Способствование организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями.
3) Обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.
Внимание сопутствует любой деятельности как составной элемент различных психических (восприятие, память, мышление) и двигательных процессов. В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т.п.) внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание, с одной стороны, является сложным познавательным процессом, с другой — психическим состоянием, в результате которого улучшается деятельность. Внимание порождается деятельностью и сопутствует ей, за ним всегда стоят интересы, установки, потребности, направленность личности.
Виды внимания
Существуют несколько разных классификаций внимания. Классификация по признаку произвольности является наиболее традиционной.
Непроизвольное внимание не требует приложения усилий, оно привлекается либо сильным, либо новым, либо интересным раздражителем. Основная функция непроизвольного внимания заключается в быстрой и правильной ориентации в постоянно меняющихся условиях среды, в выделении тех объектов, которые могут иметь в данный момент, наибольшее жизненное или личностное значение. В научной литературе можно встретить разные синонимы для обозначения непроизвольного внимания. В некоторых исследованиях его называют пассивным, оттеняя тем самым зависимость непроизвольного внимания от объекта, который его привлек, и подчеркивают отсутствие усилий со стороны человека, направленных на то, чтобы сосредоточиться. В других — непроизвольное внимание называют эмоциональным, отмечая тем самым связь между объектом внимания и эмоциями, интересами и потребностями. В этом случае также как и в первом отсутствуют волевые усилия, направленные на сосредоточение: объект внимания выделяется в силу соответствия его причинам, побуждающим человека к деятельности.
Произвольное внимание свойственно только человеку и характеризуется активным, целенаправленным сосредоточением сознания, связанным с волевыми усилиями. Синонимами слова произвольное (внимание) являются слова активное и волевое. Все три термина подчеркивают активную позицию личности при сосредоточении внимания на объекте. Произвольное внимание возникает в случаях, когда человек в своей деятельности ставит перед собой определенную цель, задачу и сознательно вырабатывает программу действий. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Этот вид внимания тесно связан с волей, требует волевого усилия, которое переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной задачи. Именно благодаря наличию произвольного внимания человек способен активно, избирательно «извлекать» из памяти нужные ему сведения, выделять главное, существенное, принимать правильные решения, осуществлять планы, возникающие в деятельности.
Послепроизвольное внимание обнаруживается в тех случаях, когда человек, забыв обо всем, с головой уходит в работу. Этот вид внимания характеризуется сочетанием волевой направленности с благоприятными внешними и внутренними условиями деятельности. В отличие от непроизвольного внимания послепроизвольное внимание связано с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. Отличие послепроизвольного внимания от произвольного в отсутствии волевого усилия.
1.2 Свойства внимания
Внимание характеризуется такими свойствами, как объем, переключение, распределение, концентрация, устойчивость и избирательность.
Объем внимания измеряется количеством объектов (элементов), воспринимаемых одномоментно. Установлено, что при восприятии множества простых объектов в течение 1 – 1,5 с объем внимания у взрослого человека в среднем равен 7 – 9 элементам. Объем внимания зависит от профессиональной деятельности человека, его опыта, психического развития. Объем внимания значительно увеличивается, если объекты сгруппированы, систематизированы. Существует закономерность – чем больше интенсивность (сила) внимания, тем меньше объем и наоборот.
Переключение внимания проявляется в преднамеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся обстановке. Это свойство внимания в значительной мере зависит от индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности человека – уравновешенности и подвижности нервных процессов. В зависимости от типа высшей нервной деятельности внимание одних людей более подвижно, других – менее подвижно. Легкость переключения внимания зависит и от соотношения между предшествующей и последующей деятельностью и отношения субъекта к каждой из них. Чем больший интерес представляет эта деятельность для человека, тем легче он переключается на неё. Переключение может обусловливаться программой сознательного поведения, требованиями деятельности, необходимостью включения в новую деятельность в соответствии с изменяющимися условиями либо осуществляться в целях отдыха.

Распределение внимания – это, во-первых, способность поддерживать достаточный уровень сосредоточенности столько времени, сколько целесообразно для данной деятельности; во-вторых, способность сопротивляться отвлекающим обстоятельствам, случайным помехам в работе. Распределение внимания во многом зависит от опыта человека, его знаний и умений.
Устойчивость внимания – это способность длительно задерживать восприятие на определенных объектах окружающей действительности. Известно, что внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям, которые имеют место при продолжительных занятиях человека какой-либо деятельностью. Экспериментальные исследования показали, что в этих условиях непроизвольное отвлечение внимания от объекта происходит через 15 – 20 минут. Наиболее простым способом поддержания устойчивости внимания является волевое усилие, но действие его будет продолжаться до тех пор, пока не будут исчерпаны возможности психики, после чего неизбежно проявится состояние утомления. Если работа однообразна и сопряжена значительными психофизиологическими перегрузками, утомление можно предупредить кратковременными перерывами в работе. Устойчивость внимания можно продлить на определенное время, если попытаться отыскать (раскрыть) в том или ином предмете новые стороны и связи, посмотреть на предмет под другим углом зрения.
Избирательность внимания – это способность к сосредоточению на наиболее важных объектах.
Концентрация внимания проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других. Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией, и эти понятия рассматриваются как синонимы. Однако концентрация внимания на одном объекте приводит к положительному результату только в том случае, если субъект способен своевременно и последовательно переключать его и на другие объекты. Поэтому такие свойства внимания, как концентрация, распределение и объем тесно связаны между собой.
Отвлекаемость — это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой.
Отвлекаемость возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Следует различать внешнюю и внутреннюю отвлекаемость внимания. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей Внутренняя отвлекаемость внимания возникает по влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса к делу, которым занят в данный момент человек.
Внимательность является профессионально важным свойством личности юриста. Формирование её происходит в ходе активного участия в профессиональной деятельности, в результате развития воли, осознания им важности решаемых задач.
2. Факторы, управляющие вниманием
Перечислим факторы, управляющие вниманием — интенсивность, повторение, внезапность, движение, новизна, согласие с наличным содержанием сознания. Как только они выступают в нашем сознании, мы обращаем на них внимание, даже если бы у нас были основания направить свое внимание в другую сторону.
Интенсивность — то, что бросается не только в глаза, но и может оказывать раздражение на слух и т.д. Бывают некоторые случаи, когда наше внимание невольно направляется на какой-нибудь объект и мы бессильны воспрепятствовать этому, или скажем, бывают впечатления, на которые не мы обращаем внимание, а они берут наше сознание штурмом. К этому ряду впечатлений лежат интенсивные возбудители — громкие звуки, яркие световые явления, резкие вкусы и сильные запахи, сильные давления, крайние температуры, сильные боли — все эти впечатления ясны нашему сознанию благодаря своей интенсивности.
То есть, они привлекают наше внимание против нашей воли и пробивают путь к сознанию, какие бы препятствия не встретились нам на пути.
Внезапное возникновение внимания — читаю или работаю, звонок, гость — внезапно требует к себе моего внимания. Прежде происходит перераспределение всех содержаний в сознании. Появляющиеся вновь представления — дело моего друга или содержание телефонного сообщения — стремятся к центру сознания, а все прежнее, как мое занятие, так и впечатления от окружающего, оттесняется к периферии.
Таким образом, даже при простом самонаблюдении оказывается, что распределение содержаний сознания на ясные и темные группы является единственным и характерным признаком внимания как душевного процесса.
Важнейшей характеристикой объектов, привлекающих и отвлекающих внимание, является движение. Человек замечает слабый прочерк падающей звезды на ночном небосклоне, порхающую бабочку и муравья, ползущего по ноге. В толпе, пытаясь привлечь внимание знакомого, мы машем ему рукой.
Повторение — один из способов обратить внимание не только человека, но и животного. Если мы хотим, чтобы сознание ребенка приняло имя, которым мы его назвали, то при обращении к нему стараемся чаще упоминать по имени. Другой пример: многие авторы книг, при написании текста, выражая главные мысли, используют «прием повторения» ключевыми словами, на которые любой читатель начинает обращать внимание. Другими словами, если много раз повторять одно и тоже раздражение, то оно привлечет к себе внимание, даже если в самом начале оно было совсем незаметным. Новизна — все, что как-то выпадает из рутинного хода событий и обычного окружения. Так, мы замечаем остановку едва слышного тиканья часов, новые ботинки или прическу коллеги, высокого человека в толпе, одинокое дерево на поляне, тишину после обильного снегопада.
Согласие с наличным содержанием в сознании. Примеров множество. В отличие от нового или чего-то внезапного, к таким явлениям внимания человек всегда готов. Эти явления происходят во время сильного дождя, когда человек увидев молнию, ожидает гром и в скорее он прогремит, так же идя вечером по аллее и не смотря на часы, мы осознаем, что с наступлением темноты будут включены фонари уличного освещения, и они зажигаются. В данный момент полностью отсутствует эффект удивления.
Здесь объясняется разновидность непроизвольного внимания — это внимание привычное. Побудительный аспект объектов привычного внимания заключается в их сходстве или согласии с текущими и предшествующими, в том числе целевыми, содержаниями сознания. Со стороны субъекта эта форма внимания обусловлена установками, актуализируемыми простым намерением выполнить ту или иную деятельность.
и т.д……………..

Как управлять вниманием: методы, приемы, средства

Бытие определяет сознание. А сознание направляет внимание. Выходит, от того, куда вы направляете свое внимание, в итоге зависит, кто вы и что в этой жизни. Согласитесь, достаточный довод для того, чтобы овладеть основами управления вниманием.

Многие люди думают, что внимание это что-то вроде погоды: им нельзя управлять. Но это не так. Наша сегодняшняя статья посвящена основам управления вниманием.

Что такое внимание

Внимание — направленность сознания на объект, имеющий для личности устойчивую или ситуативную ценность.

Про внимание мы слышим каждый день, но не задумываемся над сутью этого понятия. Это целая система отбора, которая помогает нам отсеивать ненужную информацию и воспринимать то, что необходимо. Психологи выделяют разные виды внимания и классифицируют его свойства.

Противоположность внимания – рассеянность.

Виды и свойства внимания

Виды внимания:

  1. Внешнее. Направлено на окружающий мир.
  2. Внутреннее. Направлено на собственные эмоции и переживания человека.
  3. Непроизвольное. Помогает выжить с доисторических времен. Шорохи в квартире ночью, подозрительные звуки и запахи – все это мы замечаем благодаря непроизвольному вниманию.
  4. Произвольное. Внимание, которое мы направляем усилием воли. Например, читая книгу про квантовую механику.
  5. Послепроизвольное. Допустим, вы поднапряглись и сконцентрировались на чем-то. В определенный момент произвольное внимание становится послепроизвольным. Это значит, что больше не нужно удерживать его силой.

Есть три вещи, которые всегда привлекут внимание: еда, опасность и секс. И это совершенно естественно. Например, люди всегда смотрят на автомобильные аварии. Все дело в том, что мозг на подсознательном уровне обращает внимание на вещи, напрямую связанные с выживанием.

Свойства внимания:

  • концентрация, направленность, устойчивость. Внимание неоднородно, его уровень постоянно меняется;
  • объем. Внимание имеет объем – это значит, что в поле внимания могут находиться сразу несколько объектов. Для взрослого человека нормальный объем внимания составляет 4-6 объектов;
  • переключаемость. Каждые 20 минут (примерно, у каждого человека свои особенности) внимание переключается на новый объект.

Вниманием можно управлять

Как управлять своим вниманием

Давайте начистоту. Если вы умеете управлять вниманием, то вряд ли читаете это. Скорее всего, вам больше знакома следующая ситуация.

Нужно делать курсовую, вы бодро пишете введение, потом случайно вспоминаете про котиков в интернете и вам становится интересно. Внезапно вы уже на википедии. В итоге заканчиваете в три ночи на теме «карибский кризис», а курсач как не был готов, так и есть. А ведь стоило только не отвлекаться. На словах это легко, но если постараться, можно совершить и на деле.

Внимание — один из параметров деятельности психики, который поддается тренировке труднее всего.

Наши авторы — эксперты не только в своих дисциплинах, но и в области управления вниманием. Именно это умение помогает писать диплом от а до я всего за несколько дней.

Практические рекомендации от экспертов:

  1. Нужно уметь осознанно ловить момент, когда внимание хочет переключиться.
  2. Спросите себя, правда ли сейчас нужно переключиться на что-то еще. Ключевое слово — «нужно».
  3. Если нет, то усилием воли удержите внимание.
  4. В конце, когда дело сделано, наградите себя чем-нибудь приятным.

Вот пример:

Представим, что вы занимаетесь любимым делом. Конечно же, пишете курсач.

Внимание! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Вдруг проскочила мысль: «Дай-ка я лучше посмотрю, что нового в facebook?» В этот момент нужно поймать себя на этой мысли и ответить на вопрос: «А оно мне нужно?»

Если вы пишете уже добрых 40 минут, то действительно есть смысл переключиться, расслабиться и сделать перерыв. Ну а если написано всего одно слово, то берите себя в руки и продолжайте. Например, до того момента, как напишете раздел параграфа или страницу. Это потребует усилий, поэтому в конце пойдите и скушайте конфетку.

Умение управлять вниманием и концентрироваться помогает успешнее справляться с задачами в кризисных ситуациях и в условиях стресса.

Что еще поможет сконцентрироваться? Здоровый сон, медитация и комфортные условия. Недосып, шум и общая неудовлетворенность пагубно сказываются на внимании. Перерывы между парами тоже придумали не зря. Вниманию нужно время, чтобы отдыхать. Поэтому не заставляйте себя трудиться часами без перерыва.

Гипножаба — знает толк в управлении вниманием

Как управлять вниманием других людей

Это немного другая область знаний. Чтобы притягивать и удерживать внимание других людей, нужно особым образом взаимодействовать с ними. Существуют приемы для удержания внимания. Не нужно быть профессором психологии, чтобы знать эти хитрости:

  • зрительный контакт. Когда вы смотрите на кого-то, особенно пристально, это обязательно привлечет внимание. Правда, тут нужно знать меру. Не стоит открыто пялиться, иначе вас сочтут странным субъектом. А вот периодический взгляд в глаза при разговоре поможет сделать так, чтобы вас слушали;
  • акценты голоса. Как мы уже говорили, внимание человека постоянно колеблется и хочет переключиться на что-то более интересное. Если речь похожа на монотонное бу-бу-бу, то собеседник скорее начнет скучать и считать ворон в окне. Удержать внимание можно меняя темп и характер речи: громче-тише, быстрее-медленнее;
  • паузы в словах. Перед тем как сообщить что-то важное, можно специально выдержать драматическую паузу. Ожидание повысит концентрацию внимания собеседника до максимума;
  • стиль. Эксцентричное поведение и стиль одежды всегда привлекали внимание. Правда, этот прием хорошо подойдет, если вы рок-звезда. А вот на бизнес-встречах и важных переговорах его нужно использовать крайне аккуратно.

Никто не умеет управлять вниманием с рождения. Чтобы ваше внимание не управляло вами, научитесь управлять им, и любая курсовая работа будет занимать у вас в два раза меньше времени. А если хотите еще быстрее, оставляйте заявку в профессиональном студенческом сервисе.

А вот прекрасный пример управления вниманием.

Факторы, управляющие вниманием

Перечислим факторы, управляющие вниманием — интенсивность, повторение, внезапность, движение, новизна, согласие с наличным содержанием сознания. Как только они выступают в нашем сознании, мы обращаем на них внимание, даже если бы у нас были основания направить свое внимание в другую сторону.

Интенсивность — то, что бросается не только в глаза, но и может оказывать раздражение на слух и т.д. Бывают некоторые случаи, когда наше внимание невольно направляется на какой-нибудь объект и мы бессильны воспрепятствовать этому, или скажем, бывают впечатления, на которые не мы обращаем внимание, а они берут наше сознание штурмом. К этому ряду впечатлений лежат интенсивные возбудители — громкие звуки, яркие световые явления, резкие вкусы и сильные запахи, сильные давления, крайние температуры, сильные боли — все эти впечатления ясны нашему сознанию благодаря своей интенсивности.

То есть, они привлекают наше внимание против нашей воли и пробивают путь к сознанию, какие бы препятствия не встретились нам на пути.

Внезапное возникновение внимания — читаю или работаю, звонок, гость — внезапно требует к себе моего внимания. Прежде происходит перераспределение всех содержаний в сознании. Появляющиеся вновь представления — дело моего друга или содержание телефонного сообщения — стремятся к центру сознания, а все прежнее, как мое занятие, так и впечатления от окружающего, оттесняется к периферии.

Таким образом, даже при простом самонаблюдении оказывается, что распределение содержаний сознания на ясные и темные группы является единственным и характерным признаком внимания как душевного процесса.

Важнейшей характеристикой объектов, привлекающих и отвлекающих внимание, является движение. Человек замечает слабый прочерк падающей звезды на ночном небосклоне, порхающую бабочку и муравья, ползущего по ноге. В толпе, пытаясь привлечь внимание знакомого, мы машем ему рукой.

Повторение — один из способов обратить внимание не только человека, но и животного. Если мы хотим, чтобы сознание ребенка приняло имя, которым мы его назвали, то при обращении к нему стараемся чаще упоминать по имени. Другой пример: многие авторы книг, при написании текста, выражая главные мысли, используют «прием повторения» ключевыми словами, на которые любой читатель начинает обращать внимание. Другими словами, если много раз повторять одно и тоже раздражение, то оно привлечет к себе внимание, даже если в самом начале оно было совсем незаметным. Новизна — все, что как-то выпадает из рутинного хода событий и обычного окружения. Так, мы замечаем остановку едва слышного тиканья часов, новые ботинки или прическу коллеги, высокого человека в толпе, одинокое дерево на поляне, тишину после обильного снегопада.

Согласие с наличным содержанием в сознании. Примеров множество. В отличие от нового или чего-то внезапного, к таким явлениям внимания человек всегда готов. Эти явления происходят во время сильного дождя, когда человек увидев молнию, ожидает гром и в скоре он прогремит, так же идя вечером по аллее и не смотря на часы, мы осознаем, что с наступлением темноты будут включены фонари уличного освещения, и они зажигаются. В данный момент полностью отсутствует эффект удивления.

Здесь объясняется разновидность непроизвольного внимания — это внимание привычное. Побудительный аспект объектов привычного внимания заключается в их сходстве или согласии с текущими и предшествующими, в том числе целевыми, содержаниями сознания. Со стороны субъекта эта форма внимания обусловлена установками, актуализируемыми простым намерением выполнить ту или иную деятельность.

Внимание и отбор. Для такого совмещения процессов хорошо подходит описание возможностей человека. Например, можно быть внимательным к собеседнику среди множества посторонних голосов, они для нас будут не замечаемы, хотя они объективно намного громче, чем та речь, к которой мы прислушиваемся. Так же, приведу простейший пример избирательности внимания, как восприятие содержания и смысла трудной, интересной лекции. Если студент сосредоточен на словах лектора, то он не замечает уличных шумов, различных звуков из коридора, жужжания ламп дневного света, и даже духоты или сквозняков. Работа внимания в данном случае представлена, как аспект его избирательности и сосредоточенности человека. Неотобранные голоса же остаются доступными его восприятию, и какая-то информация может быть замечена за пределами выбранного направленного внимания. Если произносится его имя или рассказывают анекдот, он невольно осознает эти события. Чем больше увлечение объектом, тем больше интенсивность нашего внимания в одном направлении, тем меньше вероятность отвлечения и степень внимания по всем другим направлениям. То есть, происходит распределение внимания. Описание невнимания. К явлениям невнимания относятся, прежде всего, состояния рассеянности. Она возникает в результате усталости, бессонницы, головной боли, монотонной и однообразной деятельности. В другом случае, у человека рассеянность может быть вызвана состоянием мечтательности, оно предполагает погружение в неконтролируемый поток приятных мыслей и ярких образов, что в итоге отвлекает от происходящего вокруг. В пример можно добавить сюда и «старческую» рассеянность, для этого случая достаточно представить пожилого человека ищущего очки, которые находятся у него на голове. Вынужденное, невольное и привычное внимание как разновидности непроизвольного внимания объединяет то, что их побудительные причины лежат вне фокального сознания субъекта. В этом смысле непроизвольное внимание определяют как пассивное. Его субъективные условия закреплены в виде психо-физиологических установок, отчасти врожденных, отчасти трансформированных или сложившихся заново по ходу научения приспособления индивида к природной и социальной среде. Источники внимания произвольного целиком определяются субъективными факторами. Произвольное внимание служит, достижением заранее поставленной и принятой к исполнению цели. Круг объектов произвольного внимания потенциально безграничен, поскольку не определяется особенностями стимуляции, спецификой организма и интересами субъекта. Сознательное намерение обратить и сосредоточить свое внимание на чем-либо — отличительная черта всех случаев произвольного внимания. Однако, реализация этого намерения происходит при различных условиях. Процессы сознательного, намеренного обращения внимания могут протекать легко и без помех. Такое внимание можно назвать собственно произвольным. Здесь действия внимания лежат в русле обслуживаемой деятельности. Необходимость в волевом внимании возникает в ситуации конфликта между выбранным объектом или направлением деятельности и объектами или тенденциями внимания непроизвольного. Наиболее знакомый и простой вариант волевого внимания реализуется в ситуации конфликта во внешнем окружении, например, при действии сильных отвлекающих помех, препятствующих обнаружению и опознанию слабого сигнала. Как особый случай волевого внимания можно рассматривать трудоемкий процесс выработки моторных и когнитивных навыков, умений. Чувство напряжения — характерное переживание процессов внимания данного вида. Акты волевого внимания совершаются вопреки текущим стремлениям, интересам и желаниям субъекта, вынужденно, под прямым давлением социального окружения или благодаря слабому мотиву, лежащему за пределами наличной ситуации. Волевое внимание можно определить как неохотное, если источник конфликта лежит в мотивационной сфере субъекта. Неохотное, хотя и добровольное, внимание обеспечивают личностные инстанции, связанные с чувством долга и принятыми моральными обязательствами, отвлеченными идеями и широкими схемами мысли, установками на самопознание, совершенствование и приближение к идеалу. Активное торможение и отвержение отвлечений переживается здесь в форме чувства усилия как компонента сложного состояния борьбы мотивов. Развитию умений и навыков такого неэгоистического (морального) внимания служит множество техник религиозной практики. В повседневной жизни указанные формы волевого внимания встречаются редко. Борьба с самим собой — суть любых процессов волевого внимания, а их специфика определяется содержанием противоборствующих сторон. Многие философы и религиозные мыслители видели здесь проявление и разрешение конфликтов между свободой и детерминизмом поведения, духом и телом, высшим и низшим, божественным и животным в природе человека. Поэтому область феноменов волевого внимания становилась ареной жарких дискуссий между идеалистами и материалистами, теологами и учеными.

Приемы управления вниманием

А.Айви (2005) выделяет несколько приемов управления вниманием во время выступления. Важным способом фокусировки внимания является прием установления «зрительного контакта». Очень многие пользуются этим приемом, зная его эффективность. Обводя аудиторию взглядом, необходимо смотреть пристально не на одного человека, а фиксировать взглядом нескольких человек в аудитории. Постепенно у каждого появляется впечатление, что с ним лично общаются тоже. Установление зрительного контакта широко используется в любом общении (не только в массовом, но и в межличностном, деловом). Пристально глядя на человека, мы привлекаем его внимание. Постоянно уходя от чьего-то взгляда, мы показываем, что не желаем общаться. Стоит помнить и о том, что наш взгляд должен быть «удобен» человеку, у него не должно появиться впечатление, что мы разглядываем его или тем более оцениваем. Рекомендуется смотреть в среднюю точку лба человека. Зрительный контакт используется не только для привлечения внимания при публичном выступлении, но и для того, чтобы удерживать аудиторию.

Существует такой прием как «повышение голоса»: простейшее средство привлечения внимания. Речь, конечно, не идет о повышении голоса до крика. Это недопустимо не только по морально-этическим, но и тактическим соображениям, так как крик любого человека – явный признак его слабости и бессилия. Но при этом нельзя нужно признать, что некоторое повышение голоса, особенно в начале фразы, не только привлекает внимание, но и оказывает дополнительное воздействие на партнера

Прием «четкость».Он заключается в том, что наша речь должна быть четкой, ясной, логичной и понятной. Монотонность и «бормотание» не только мешают восприятию фраз, но и довольно раздражают людей. При публичном выступлении однозначно стоит исключить из речи слова-паразиты или характерные словесные шаблонные обороты.

Прием «акцентировки». Он используется в тех случаях, когда необходимо обратить особое внимание слушателей на самые важные моменты в сообщении. Данный прием можно реализовать с помощью прямой и косвенной акцентировки. Прямая акцентировка достигается за счет употребления таких фраз, как: «прошу обратить внимание», «важно отметить, что…», «необходимо подчеркнуть, что…» и т. д. Косвенная акцентировка происходит, если места, к которым нужно привлечь внимание, выделяются из общего строя общения так, чтобы контрастировать с окружающим фоном и автоматически привлекать внимание. Это может быть более длинная пауза, выразительный взгляд в зал, какой-то особый жест или повышение/понижение интонации

Прием «навязывание ритма». Согласно психологическим исследованиям, слушатели устают примерно через 20 минут после начала выступления. Кроме того, внимание человека постоянно колеблется. Если специально не прилагать усилий к тому, чтобы все время держать на плаву внимание аудитории во время своего публичного выступления, то оно неотвратимо будет «уходить» или переключаться на что-то другое. Наша речь не должна быть монотонной и однообразной. Иначе даже заинтересованный слушатель будет с трудом удерживать внимание, его будет клонить в сон. Именно здесь и применяется прием «навязывания ритма». Постоянное изменение характеристик голоса и речи – наиболее простой способ задать нужный ритм публичного выступления. Говоря то громче, то тише, то быстрее, то медленнее, то скороговоркой, то нейтрально, собеседник как бы навязывает слушателям свою последовательность переключения внимания, не дает им возможности расслабиться и что-то пропустить

Прием «переформулировки». Заключается в том что, уже высказанная ранее мысль произносится по-новому, иными словами и выражениями. Это целесообразно, когда речь идет о сложных или очень значимых для аудитории вопросах

Прием «гиперболы»: чтобы заострить внимание слушателей, можно прибегнуть к преувеличению, но потом следует четко изложить свою позицию по затронутой проблеме. Для иллюстрации возьмем доклад Остапа Бендера о Нью-Васюках, где он для привлечения внимания жителей Васюков живописно развернул возможную будущность Мирового Шахматного Центра. Остап Бендер не просто преувеличил, он даже раздул до вселенских масштабов перспективу развития маленьких Васюков – и поставил на этом многоточие. Чтобы не оказаться в роли мошенника, берущего пример со знаменитого персонажа Ильфа и Петрова, необходимо после использования приема «гипербола» обязательно сказать, что мы имеем иную или несколько отличную точку зрения от той, что была высказана вами ранее. То есть сделать то, чего не сделал «Товарищ Бендер» – поставить слушающих и верящих нам людей в известность о сделанном вами преувеличении.

Прием «три раза». Учитывая особенности восприятия и запоминания можно самую важную мысль повторить три раза в разных местах публичного выступления. Например, информацию о месте или времени проведения какого-либо мероприятия, номер телефона или название бренда.

«Эффект края». Один из известных законов памяти гласит: «Лучше запоминается первая и последняя информация («с края»). Этот прием также можно удачно использовать при желании акцентировать внимание на определенном материале.

Метафоры в тексте выступления. Они облегчают понимание и усиливают эмоциональное воздействие. Строятся по принципу «Я вижу нечто как …»

Виды:

· Пространственные метафоры;

· Телесные метафоры;

· Ядерные метафоры: природа, механизмы, борьба;

· Универсальные метафоры: драгоценные камни, цветы, геометрические фигуры, музыкальные лады, породы собак и др.)

Использование предикатов (речевых ключей доступа). Каждое образное выражение или метафора имеет уникальный набор слов, соответствующий различным сенсорным системам (визуальной, аудиальной, кинестетической). Пример визуального предиката: «Я могу представить себе это»; аудиального: «Это звучит правильно»; кинестетического: «В наше время налоги задавили всех».

Кроме того существует ряд предикатов, которые не обозначают определенную сенсорную систему, но используются в речи, например, «знать», «понимать», «считать».

Таблица 6. Предикаты, соответствующие различным

Сенсорным системам

Визуальные Аудиальные Кинестетические Полимодальные
Ясно видеть Хорошо звучать Ухватить Понимать
Как в зеркале Отраженное эхо Отскочить Отражать
Видеть Слышать Чувствовать Воспринимать
Пустой Глухой Оцепенелый Отсутствующий
Показывать Объяснять Пройти через Демонстрировать
«Есть глазами» Гармонировать Уступать Соглашаться
Показной Громкий Напыщенный Нарочитый
Обозревать Репетировать Снова пройтись Повторять
Слепой Глухой Бесчувственный Невоспринимающий
Указывать на Упоминать Касаться Ссылаться на

Важно, чтобы в речи использовалась различные предикаты. Речь должна апеллировать к разнообразным органам чувств

Контакт с аудиторией

Любое выступление должно по возможности включать в себя обратную связь. Это достигается с помощью проблемных вопросов, вопросов по изученному материалу, организацию мини – столкновений между слушателями т.д. Стоит помнить о доступности и наглядности материала: невербалика, юмор, примеры, смена видов деятельности, эмоциональность, образность (как показывает статистика: большинство из нас визуалы).

А.А. Инджиев (2007) выделяет несколько аспектов обратной связи с аудиторией, на которые полезно ориентироваться выступающим:

— насколько активно аудитория слушает выступление (необходимы дополнительные средства привлечения внимания). Лучшие индикаторы — кивки слушателей и контакт глаз со слушателями, находящимися в разных частях помещения, в боковой части зала и на «галерке».

— выбор скорости представления материала и управление темпом его подачи. Можно выбрать несколько наиболее быстрых и медленных слушателей, ориентируясь на оба этих полюса маневрируя темпом одних и других

— вовлечение слушателей в обсуждение проблемы, когда их участие уместно. Это можно сделать, напрямую обращаясь к тем, кто обладает знанием, опытом по обсуждаемому вопросу, и, приглашая его высказаться или предоставив слово тому, чьи жесты и движения указывает на желание говорить. Сигналом может быть поднятая рука или сердитая реакция на чье-то замечание, озабоченное выражение лица, кивок головой или внезапное изменение поведение, показывающее, что человека только, что осенила блестящая мысль.

Способы управления вниманием.

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

Обзор

Управление вниманием — это использование приемов, позволяю­щих отслеживать, что происходит на группе в каждый момент вре­мени, и управлять происходящим. Эти приемы аналогичны действи­ям регулировщика движения — вы наблюдаете за тем, что происходит, что будет происходить, кого надо остановить, а кого пропустить вперед, когда необходимо подать сигнал о смене на­правления движения. Без такого спокойного и умелого руководства группа быстро превратится в кашу из идей, чувств и примеров по­ведения и будет напоминать затор на перекрестке.

Внимание или фокус группы может концентрироваться на одном из трех предметов: (а) на упражнении; (б) на любом члене группы (ребенке или ведущем); (в) на определенном содержании, например, на том, что чувствует ребенок пос ле конфликта с учителем. Ведущий управляет вниманием в зависимости от требований момента. Можно выделить три фазы управления вниманием:

• фокусирование,

• переключение,

• поддержание.

Обоснование

Приемы управления вниманием позволяют вам направлять ход занятия и помогают осуществлять терапевтическую работу. Если вы не умеете управлять вниманием группы, ваше время и силы будут растрачены впустую. Групповая работа с детьми обычно состоит из небольшого числа непродолжительных тематических занятий, затрагивающих ограниченный круг вопросов, и любая потеря времени уменьшает вероятность того, что дети получат какую-либо пользу. Поэтому очень важно уметь управлять внима­нием группы.

Управление вниманием, по существу, является управлением энер­гией группы. Каждый этап, включающий фокусирование, пере­ключение, поддержание внимания, преследует свои цели. Фокусирование задает направление обсуждения, тему дискус­сии или цель упражнения. Кроме того, оно включает описание ус­ловий практического задания или упражнения, которое предстоит выполнить.

Переключение — это смена направления. Jacobs, Harvill и Masson (1994) описывают следующие варианты переключения внимания:

• С темы на ребенка («Давайте завершим на этом разговор о ва­шей самостоятельной работе и послушаем, что Джереми хочет сказать нам о решении его папы и мамы снова жить вместе».)

• С темы на упражнение («Мы уже достаточно много поговорили о потерях и выслушали каждого. А теперь приготовьте бумагу и карандаши. Пусть теперь каждый из вас нарисует, что значит для него разлука с близким».)

• С темы на тему («Мне кажется, пора закончить мозговой штурм и посмотреть, что нам удалось сегодня сделать».)

• С упражнения на ребенка («Теперь, когда мы обсудили различ­ные способы выражения гнева, хотелось бы узнать, какой из них больше всего подходит тебе, Андреа».)

• С упражнения на тему («Давайте подведем черту под списком всех «за» и «против» употребления наркотиков и начнем обсуж­дение. Пусть каждый скажет, что он думает по этому поводу».)

• С ребенка на упражнение («Джое, если ты уже рассказал самое важное, давай перейдем к обсуждению сегодняшнего занятия».)

• С ребенка на тему («Ким, я вынуждена тебя прервать, поскольку ты ушел от темы, а нам еще надо успеть обсудить проблему жестокости».)

• С одного ребенка на другого («Ли, спасибо за то, что ты расска­зал нам о своем сводном брате. Теперь ты,______________________________ , не хочешь ли

что-нибудь сказать о новых членах своей семьи?»)

Целью переключения может быть необходимость восстановления сил группы, переход к следующей теме или упражнению, предос­тавления слова другому ребенку или переход к следующему этапу занятия, например, от вступления к рабочему этапу или от рабочего этапа к обсуждению.

Поддержание означает концентрацию внимания группы на опре­деленной теме, вопросе или деятельности. Цель поддержания — продолжать работу над проблемой до тех пор, пока она не будет рассмотрена достаточно полно.

Практические рекомендации

Для начинающих руководителей приемы управления вниманием могут показаться очень сложными, если вообще возможными. Нередко может возникнуть ситуация, когда вы начинаете занятия с опреде­ленной темы или задаете некоторое направление работы и вдруг выясняете, что дети пришли на занятие с совершенно другими воп­росами. Что вам делать — разбираться с насущными проблемами детей, продолжать запланированную тему или перейти к упражне­нию, которое поможет всем сфокусироваться на теме? На что вам направить внимание, то есть на что направить энергию детей в дан­ный момент времени? Приведенные ниже рекомендации помогут вам освоить эти приемы.

Привлечение внимания

На этом этапе лучше всего применять прямые указания. Например: Начало занятия: «Сегодня мы обсудим, что важно вдружбе между мальчиком и девочкой. Мне хотелось бы, чтобы каж­дый из вас рассказал остальным, что он считает важным втакой дружбе».

Начало рабочего этапа: «Итак, мы услышали много интерес­ного о том, что произошло за последнюю неделю, и, похо­же, некоторые из вас попробовали справиться со своим стрессовым состоянием. А теперь давайте перейдем к ос­новной части занятия и обсудим, как стресс влияет на наше здоровье».

Начало обсуждения: «Давайте подведем итог сегодняшнему занятию. Что из того, что мы изучили, вы хотели бы попро­бовать использовать на практике между занятиями?»

Кроме такого рода утверждений вы можете использовать упражне­ния, которые помогут включиться в работу над темой. Например, это может быть любая творческая деятельность: рисование, музы­ка, пение, анкетирование, работа с незаконченными фразами, со­ставление списка «за» и «против» по какому-либо вопросу и т.п.

Переключение внимания

Для переключения внимания скажите что-нибудь такое, что ясно го­ворит о необходимости завершить текущую деятельность и перей­ти к чему-то другому. Это поможет детям перестроиться. Дети при­выкли ктому, что смена деятельности обозначается каким-нибудь внешним сигналом, например звонком. Поэтому явное переключе­ние внимания будет для них знакомым и понятным. Если вы работаете с детьми младшего возраста или с детьми, кото­рые не умеют удерживать внимание достаточно долго, вам не сле­дует проводить длинные обсуждения и упражнения. Кроме того, не­обходимо четко обозначать цель переключения внимания. Например: «Давайте закончим рисовать, соберемся все вместе и обсудим наши рисунки». Дополнительная осторожность нужна при переключении с одной темы на другую (например, с темы, касающейся насилия в семье, к теме об ответственности родителей за детей). Дети могут устать от длинной серии обсуждений, поэтому их лучше чередовать с активными упражнениями.

Поддержание внимания

Дети легко забывают о теме разговора, и, если вы не будете под­держивать их внимание, они в одно мгновение перейдут к чему-нибудь другому. Они могут заскучать во время выступления другого ребенка или выполнения упражнения и заняться своими делами. Обычно это происходит непреднамеренно, просто они быстро уста­ют и нуждаются во внимании.

Попробуем сегодня детально разобрать такую тему, как управление вниманием. Что это в теории, зачем нам это вообще нужно и как можно этого добиться.

Тема реально заслуживает отдельной статьи, так как любая наша деятельность требует умения сосредоточить своё внимание на данной работе. В противном случае, будет как в поговорке – смотрю в книгу, вижу фигу. Т.е. также как при чтении книги без внимания, не сможете даже понять, о чем там написано.

Из определения: внимание, это способность сосредоточить свое сознание и избирательно направлять её на определённые предметы, действия или явления. Это важно для повышения результативности, продуктивности проводимой работы, а также точности процессов. Концентрация внимания, это умение индивидуума направить свое сознание на главный в данный момент времени предмет (объект), явление или выполнение конкретного действия (проводимой в текущий момент работы).

Отсюда и возникает острая потребность у большинства людей в управление вниманием. За примерами ходить далеко не нужно. Очень опасно водителю не думать и не концентрировать свое внимание за дорогой, и тому, что там происходит. Очень опасно токарю не управлять своим вниманием и думать о чём-либо кроме своей работы, когда станок режет металл на огромной скорости.

Управление вниманием. Немного теории.

Внимание человека – величина далеко не постоянная. Она меняется в течение времени и зависит от очень многих факторов. Среди них можно отметить и интерес индивидуума к процессу или предмету, знания о нём, усталость, физическое здоровье (помните, как сложно сосредоточится, на чём-либо, когда болит голова?), психологическое состояние и так далее.

Опять-таки сильно на восприятие и внимание влияет личный опыт. Например, обычный письменный стол для кого-то лишь место для работы, а для кого-то произведение резного искусства и дизайна.

Отсюда вытекает факт номер 1. На уровень внимания влияет не только желание самого человека, но и масса других внешних и внутренних факторов, на которые он сам влиять — не способен.

Тем не менее, очень мало людей рождаются со способностью постоянно и без перерывов концентрировать свое внимание на чём-то конкретном. Однако, может кто-нибудь из Вас представить себе военного разведчика, который не будет сконцентрирован на своей работе на чужой местности и обстановке, идти вразвалочку и думать о своем доме или подруге Марусе? Т.е. военных обучают, дают способности и навыки в управление вниманием. И таких примеров множество (не знаю, почему мне именно данный пример пришёл сейчас в голову).

Отсюда вытекает факт номер 2. Своим вниманием можно и нужно научиться управлять. И научившись этому, Вы решите свою проблему низкой продуктивности физической и интеллектуальной деятельности, чем бы Вы, не занимались по жизни.

Тренировка управления вниманием.

Если пороетесь в интернете, то обязательно найдете множество способов повышения Вашей способности управлять и концентрировать свое внимание. Я лишь перечислю самые популярные.
1. Непрерывное созерцание. Сядьте в удобную позу (диван, кресло – не имеет значение), расслабьтесь, и смотрите на любой выбранный Вами предмет – желательно не очень сложной формы. Стакан, стул, да хоть расчёска – не имеет значение. Смотрите как можно дольше – минимум 5 минут. Не отводите взгляда, моргать можно свободно. Самое сложное в этом упражнении в том, что пока смотрите на этот сравнительно простой предмет, нужно найти как можно больше деталей в нем.

Легко? Ну-ну. Настолько легко, что вряд-ли кто из Вас выдержит выполнять данное упражнение хотя бы 10 дней. А нужно выполнять его до тех пор, пока не научитесь концентрироваться на простых предметах на долгое время.

2. Мысленное созерцание. Начало похожее – непрерывно смотрите минут 5 на любой выбранный предмет простой формы (со временем можно будет выбирать предметы более сложной формы). Потом закрываете глаза и уже мысленно представляете его же стараясь вспомнить или представить максимальное число деталей в нём. Потом открываете глаза и сравниваете фактический предмет с тем, что Вы представили в мыслях.

3. Воображаемая имитация мускульных движений. Интересная игра со своим воображением, которая очень помогает в управление вниманием. Вообразим себе, что Вы держите в руках какой-либо физический объект – например, теннисный мячик. Постарайтесь прочувствовать его размер, цвет, вес, упругость, определите, из какого он материала он сделан, какие тактильные ощущения он вызывает (чувствуете шероховатость поверхности?). Представьте, что Вы его сжимаете и разжимаете, но при этом сами мышцы на руках не должны у Вас двигаться. Т.е. весь процесс идет только в мыслях.

В случае с теннисным мячиком в качестве примера, наибольший результат получают те, кто никогда в жизни не держал его в руках, а видел лишь по телевизору. Любопытно, правда?

Любимое упражнение.

4. Секундная стрелка. Ну и самый популярный способ научится управлять вниманием, это концентрация по 2-3 минуты на секундной стрелке часов. Очень эффективный способ, но и очень сложный. Почему? Да Вы просто попробуйте и заметите, что уже через 20-30 секунд Ваши мысли будут скакать галопом по всей галактике, но не думать о стрелке часов. В начале, на короткое время, сконцентрироваться не сложно, а вот удержать внимание на бессмысленном действии просто нереально тяжело. А ведь Вам нужно держать внимание только на ней, как будто ничего больше нет важнее на всем белом свете.

Поищите в интернете и другие варианты тренировок. Какой-то будет интересен и эффективен именно для Вас. Мне помогли именно упражнения со стрелкой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *