Задачи мониторинга окружающей среды

Сущность и задачи мониторинга окружающей среды

Получение объективной информации о природной среде и характере антропогенных воздействий на нее требуют постоянного наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды — организации системы мониторинга.

Мониторингом окружающей природной среды называют постоянные, непрерывные комплексные наблюдения за состоянием окружающей природной среды и ее загрязнением, природными явлениями, которые происходят в ней, а также оценка и прогноз состояния окружающей природной среды и ее загрязнения. В систему мониторинга входят наблюдения за состоянием природных сред — воздушной среды, поверхностных вод и водных экосистем, геологической среды и наземных экосистем. Мониторинг состояния природных ресурсов включает наблюдение и контроль за состоянием атмосферного воздуха, водных, минерально-сырьевых и биологических ресурсов; результаты его включаются в отраслевые кадастры природных ресурсов.

По содержанию различают несколько видов мониторинга. Биосферный (глобальный) — слежение за общемировыми процессами и явлениями в биосфере Земли и предупреждение о возникающих экстремальных ситуациях. Медицинский (санитарно-токсикологичес-
кий) — слежение и контроль за показателями качества окружающей человека среды, соблюдение которых обеспечивает условия, благоприятные для жизни и безопасные для здоровья; прогноз состояния здоровья населения в условиях многофакторного воздействия окружающей среды. Импактный — слежение за природными процессами и явлениями, а также их изменениями под влиянием антропогенных факторов в особо опасных для состояния природной среды районах и точках. Как подсистемы импактного мониторинга рассматривают-
ся — мониторинг чрезвычайных ситуаций (при угрозе и возникновении аварий, катастроф, стихийных бедствий, эпидемий) и локальный мониторинг (наблюдение за воздействием на окружающую среду промышленных объектов или отдельных источников). Биологичес-
кий — слежение за биологическими объектами (растительностью и животным миром), проводится с помощью биоиндикаторов, чаще всего на базе биосферных заповедников.

Базовый (фоновый) мониторинг — слежение за общебиосферными в основном природными явлениями без наложения на них региональных антропогенных воздействий. Объектами наблюдения и контроля являются — атмосферный озон, сейсмический режим на территории страны, физические явления и факторы (акустические, вибрационные, инфразвуковые, электромагнитные).

Требует более детального анализа экологический мониторинг, иначе — организованный мониторинг окружающей среды, при котором, во-первых обеспечивается постоянная оценка экологических условий среды обитания человека и биологических объектов, а также производится оценка состояния и функциональной деятельности экосистем; во-вторых, создаются условия для определения корректирующих действий в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий жизни не достигаются.

Главная цель экологического мониторинга состоит в обеспечении системы управления экологической безопасности современной и достоверной информацией. Он ориентирован также на достижение специальных программных целей, связанных с обеспечением необходимой информацией организационных мер по выполнению конкретных проектов, международных соглашений в области охраны окружающей среды. Основными задачами экологического мониторинга являются наблюдение за источниками и факторами антропогенного воздействия, за состоянием природной среды и происходящими в ней процессами, оценка фактического состояния природной среды, прогноз ее динамики и состояния в будущем.

В качестве составляющих экологического мониторинга рассматриваются следующие подсистемы:

мониторинг атмосферного воздуха, который представляет собой систему сбора и накопления результатов длительных регулярных наблюдений, проводимых по определенной программе для оценки существующего его состояния и прогноза изменения в будущем;

мониторинг гидросферы — система сбора и накопления результатов длительных регулярных наблюдений за состоянием поверхностных и подземных вод для оценки современного состояния и прогноза изменений в будущем;

мониторинг земель (почв) — система регулярных наблюдений за состоянием земельного фонда, почв и почвенного покрова с целью получения объективной и полной информации об изменении параметров их состояния как основа для принятия решений по защите земельных угодий от негативных воздействий;

радиационный мониторинг — система длительных и регулярных наблюдений с целью оценки и прогноза изменения в будущем радиационного состояния атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почвы.

14.2. Организация системы наблюдения за состоянием окружающей среды в Беларуси

Наблюдение за состоянием природной среды на территории Беларуси проводилось в течение многих веков (первые сведения по гидрологии рек относятся к XI—XII вв.), однако систематизированный характер приняло на рубеже XIX—XX вв. В тот период действовал ряд метеорологических станций и гидрологических постов транспортных, мелиоративных и других организаций. Их общее число в 1913 г. достигло 129. С созданием Гидрометеорологической службы Беларуси (1930 г.) наблюдения за состоянием природной среды значительно расширились и в 1941 г. функционировало 464 станции и поста.

Во второй половине XX в. гидрометеорологическая служба интенсифицирует свою деятельность, широко использует достижения научно-технического прогресса, полнее обеспечивает народное хозяйство и население страны метеорологической, гидрологической и агрометеорологической информацией, занимается контролем природной среды. Развивается специализированное обслуживание авиации, сельского хозяйства, транспорта, линий связи, электропередачи, крупных новостроек. Используются автоматические станции, радиолокаторы, позволяющие получать данные на высотах до 40 км, поступает информация с метеорологических спутников Земли. Наряду с гидрометеорологической формируется санитарно-эпидемиологи-
ческая служба системы здравоохранения и другие ведомственные сети мониторинга окружающей среды.

Закон Республики Беларусь «О гидрометеорологической деятельности» (1999 г.) закрепил ведущее положение государственной гидрометеорологической службы в осуществлении мониторинга окружающей природной среды (ст. 26). Она обязана в дальнейшем обеспечивать проведение мониторинга состояния атмосферного воздуха, поверхностных вод, почв и радиоактивного загрязнения окружающей среды. Гидрометеорологическая сеть Беларуси состоит из
4 гидрометеорологических обсерваторий (Минская головная, Гомельская, Брестская и Витебская зональные), которые выполняют широкий комплекс наблюдений и обобщают материалы исследований: метеорологических станций (в Минске 9 станций и по 2—3 станции в других крупных городах); гидрологических станций и постов.

Мониторинг атмосферного воздуха в системе гидрометеослужбы организован на стационарных постах в 16 городах страны, ежесуточно (3—4 раза) производится отбор проб на основные (пыль, диоксид серы, оксид углерода, диоксид азота) и специфические загрязняющие вещества, перечень которых устанавливается на основании данных о составе и количестве выбросов вредных веществ по каждому городу. Кроме того, проводятся экспедиционные или эпизодические наблюдения за уровнем загрязнения атмосферного воздуха еще в 14 городах.

Мониторинг состояния поверхностных вод Беларуси проводится в 93 пунктах на 146 створах; регулярными наблюдениями охвачено 58 рек, 10 озер, 5 водохранилищ; часть водных объектов обследуется экспедиционным путем. Контроль качества поверхностных вод проводится по гидрохимическим и гидробиологическим показателям в соответствии с утвержденными стандартами. Гидрохимические наблюдения включают до 60 ингредиентов и показателей качества воды, характеризующих как естественный состав поверхностных вод, так и специфические загрязняющие вещества.

Мониторинг земель (почв) включает наблюдения за загрязнением почв пестицидами и токсичными веществами промышленного происхождения. Отбор проб проводится на 100 пунктах, расположенных равномерно по территории Беларуси, анализируются 2—4 ингредиента. Загрязнение почв тяжелыми металлами и другими токсичными веществами контролируется на территории 40 крупных и средних городов страны.

Чернобыльская катастрофа обусловила создание на всей территории Беларуси нового вида мониторинга — радиационного. В рамках гидрометеослужбы работает центр радиационного контроля и мониторинга природной среды, который совместно с сетевыми подразделениями гидрометслужбы осуществляет ежедневное измерение на 54 станциях (постах) доз гамма-излучений. Контролируется уровень радиоактивных выпадений из приземного слоя на
22 станциях. Ежемесячно ведется контроль за содержанием радионуклидов в поверхностных водах рек Беларуси (Днепр, Припять, Сож, Ипуть, Беседь). Радиационно-химический мониторинг почвы проводится на 18 ландшафтно-геохимических полигонах и 181 площадке. Создана и эксплуатируется информационно-вычислительная система радиационно-экологического мониторинга, которая позволяет оперативно обеспечивать центральные и местные органы государственного управления и население необходимой информацией.

Наблюдение за состоянием окружающей среды Беларуси продолжительное время осуществляет также санитарно-эпидемиологи-
ческая служба, функционирующая в системе здравоохранения. Одним из основных аспектов ее деятельности с 70-х годов является контроль за проведением общегосударственных мероприятий, направленных на ликвидацию и предупреждение загрязнений окружающей среды. Санитарно-эпидемиологическая служба сосредоточивает главное внимание на вопросах охраны здоровья населения и состояние окружающей среды учитывается в той мере, в какой оно влияет на здоровье людей. Имеются 152 стационарных пункта, которые выполняют отбор и анализ проб воздуха, контролируют качество питьевой воды. В наиболее крупных городах небольшое количество постоянных станций мониторинга создается в жилых районах, они дополняют сеть станций, действующих под управлением гидрометеослужбы.

На крупных и средних предприятиях санэпидемслужба выполняет мониторинг воздушной среды в пределах санитарно-защитных зон с целью контроля за соблюдением норм гигиены труда. Используются мобильные станции мониторинга для отбора проб микрочастиц в воздушной среде. Лаборатории в системе санэпидемслужбы оборудованы для выявления около 100 загрязнителей.

Функционируют и другие виды мониторинга. Широко представлена мониторинговая сеть стационарных пунктов наблюдения подземных вод, она включает 112 фоновых постов (555 скважин) и
56 постов в районах хозяйственных объектов. Существует государственная, ведомственные и локальные сети лесного мониторинга, а также элементы сетей мониторинга луговой и водной растительности. Сейсмический мониторинг состоит из двух обсерваторий («Плещеницы» и «Нарочь»), региональных станций («Брест», «Гомель», «Солигорск»); наблюдения носят круглосуточный характер. При Белорусском государственном университете создан Национальный научно-учебный центр мониторинга озоносферы.

В связи с принятием Закона «Об охране окружающей среды» (1992 г.) возникла необходимость изменить структуру государственного экологического мониторинга, устранить параллелизм и дублирование функций в работе его органов, обеспечить эффективность государственного управления и контроля качества окружающей среды. Это достигается в ходе создания Национальной системы мониторинга окружающей среды (НСМОС), обеспечивающей выполнение государственной политики в области природопользования и охраны окружающей среды. Целью создания НСМОС является обеспечение всех уровней управления необходимой экологической информацией для определения стратегии природопользования и принятия оперативных управленческих решений (программа формирования НСМОС утверждена правительством страны в 1995 г.).

НСМОС призвана решать следующие задачи:

выполнять регулярные наблюдения за состоянием природных экосистем;

осуществлять сбор, обработку (обобщение), хранение и использование экологической информации;

проводить оценку фактического состояния природных экосистем, выявление критических ситуаций и источников экологической опасности;

формировать оптимальную структуру сети мониторинга;

составлять краткосрочные и долгосрочные прогнозы состояния окружающей среды;

осуществлять оповещение о катастрофах, стихийных бедствиях и экологически опасных явлениях;

подготавливать информацию для органов управления и общественности.

НСМОС состоит из отдельных структурных групп
(см. рис. 9.1.). Непосредственное ведение наблюдений и сбор мониторинговой информации в соответствии со структурой НСМОС осуществляется соответствующими министерствами и другими центральными органами. Управление НСМОС осуществляет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды и его подразделения. Функционирование всех элементов НСМОС базируется на принципах взаимодействия и координации, сопоставимости и совместимости получаемых экологических данных с применением единой системы нормативов качества, интеграции в международные системы мониторинга и глобальные базы данных. Поэтапный ввод НСМОС Республики Беларусь намечается осуществить в 1999—
2005 гг. Общая ответственность за координацию работы НСМОС возлагается на органы государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды.

Эффективность функционирования НСМОС Республики Беларусь во многом обусловлена взаимодействием и координацией всех ее звеньев на локальном и региональном уровнях, взаимосвязью с Глобальной системой мониторинга.

На данном этапе необходимо прежде всего совершенствование системы локального мониторинга окружающей среды. Его проведение должно соответствовать достижению следующих целей:

получению полной, достоверной и сопоставимой информации о влиянии источников загрязнения на окружающую среду;

оперативному выявлению опасных уровней загрязнения окружающей среды;

оценке эффективности осуществляемых природоохранных мероприятий;

обеспечению органов местного управления и самоуправления достоверной экологической информацией о влиянии источников загрязнения на окружающую среду для принятия соответствующих решений.

Рис. 9.1. Организация Национальной системы мониторинга
окружающей среды Республики Беларусь.

Система локального мониторинга в Беларуси приобретает двухуровневый режим функционирования. Первый уровень системы (самомониторинг) базируется на использовании средств и возможностей существующей сети ведомственных и производственных лабораторий, его осуществляют субъекты хозяйствования. Второй уровень системы предполагает создание территориальных центров локального мониторинга в областных и Минском городском комитетах природных ресурсов и охраны окружающей среды для накопления, хранения, обработки информации о состоянии объектов окружающей среды, контроля за ведением локального мониторинга первого уровня. Одновременно устанавливается более тесная взаимосвязь со следующим уровнем мониторинга — региональным.

Региональный (территориальный) мониторинг развивается на уровне областей городов и районов. Проводится сбор, обработка (обобщение), хранение экологической информации; дается оценка состояния окружающей природной среды в регионе; составляются местные прогнозы.

Материалы национальной службы наблюдения и контроля окружающей природной среды создают базу для развертывания эффективного и целенаправленного экологического контроля в планетарном масштабе. На конференции ООН по охране окружающей среды в Стокгольме (1972 г.) была предложена система наблюдения за элементами окружающей среды в пространстве и времени с определенной программой и целями, которая получила название мониторинга. В 1974 г. было проведено I-е международное совещание по мониторингу, изложены основные положения и цели программы глобального мониторинга. В процессе деятельности ЮНЕП (Программа ООН по охране окружающей среды) эта идея была осуществлена на практике, начала функционировать Глобальная система мониторинга окружающей среды и как ее составные части — Международная справочная система источников информации по окружающей среде
(ИНФОТЕРРА) и Международный регистр потенциально токсических химических веществ. Гидрометслужба Беларуси принимает участие в системе мониторинга стран СНГ, Европейской программе мониторинга и оценки состояния окружающей среды, Программе создания сети станций для мониторинга фонового загрязнения воздушной среды под эгидой Всемирной организации метеорологии и в рамках Экологической программы ООН.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *