Внутренняя структура партии

Структура политических партий

Политическая партия как часть политической системы

Определение 1

Политическая партия – это организация, объединяющая единомышленников и представляющая интересы отдельных классов, социальных групп и граждан, целью которой является реализация данных интересов путем прихода к государственной власти и участия в ее осуществлении.

Политические партии в современном обществе являются обязательной составляющей любой политической системы. Партии представляют собой общественные организации, которые стремятся принимать участие в осуществлении власти и непосредственно ее представлять.

Взаимодействие государства и общества осуществляется специфическим способом – через политику. Именно общественно-политические движения и политические партии выступают связующим звеном между государством и обществом. Партии, выступая структурным элементом гражданского общества, позволяют эффективно влиять на политику государства.

От общественно-политических организаций политические партии отличаются по ряду признаков: нацеленность на овладение властью; четкая организационная структура; претензии на выражение интересов широких масс населения; конкретная система идеологических ориентаций; групповая стратегия и тактика действий.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Сущность политических партий можно представить разными способами, когда партия выступает, как: группа индивидов, которая придерживается общей идеологической доктрины; выразитель интересов отдельных классов; организация, функционирующая в системе государства; как носитель определенной идеологии и др.

Все представления о сущности политических партий можно представить кратко тремя группами:

  1. Классовый подход. Становление партий происходит в связи с формированием больших социальных групп — классов, партии являются наиболее активной и организованной частью определенного класса, выражает интересы этого класса. В современном мире наблюдается размывание классов, поэтому данный подход встречает все больше критики.
  2. Идеологический подход. Становление партий происходит в связи с выделением групп людей, объединенных едиными идеологическими взглядами (а не социально-экономическим положением). Партия – это группа людей, поддерживающих одну политическую доктрину.
  3. Функционально-прагматический подход. Создание партий связано с целью завоевания власти, а сами партии представляют группы людей, стремящихся прийти к власти.

Замечание 1

В современной политике доминирующее положение занимает функционально-прагматический подход.

Структура политических партий

Структура политических партий – это достаточно сложный механизм, включающий ряд компонентов:

  • штаб и политический лидер — выполняют руководящую роль, а именно, принимают наиболее важные решения, манипулируют поведением и сознанием партийных масс, концентрируют все данные и всю информацию о деятельности партии в своих руках;
  • бюрократический аппарат – осуществляет связи между нижестоящими и вышестоящими партийными структурами, исполняет приказы и указания руководства (в отдельных случаях бюрократический аппарат способен брать партийное руководство в свои руки и/или обосабливаться от других партийных звеньев);
  • активные члены партии – участвуют в жизни партии, способствуют реализации программы партии, в бюрократический аппарат не входят;
  • пассивные члены партии – входят в состав политической партии, но в ее жизни практически не участвуют и не помогают реализовать политическую программу партии;
  • электорат партии, или социальная база партии – отдельные слои населения, на которые ориентирована программа партии; данные слои поддерживают программу партии, голосуют за эту программу на выборах.

Процессы появления внутрипартийной иерархии, зарождение отношений вертикальной зависимости нашли закрепление в нормах уставов партий. Политические партии свободны в определении своей внутренней организации (исключение составляют позиции, которые отнесены в соответствии с законодательством к сфере публично-правового регулирования).

Внутрипартийные правила по своему содержанию неодинаковы. Одни из них относятся исключительно к сфере собственно партийной жизни, другие – тем или иным образом связаны с созданием и деятельностью различных государственных институтов. Являясь по форме исключительно партийными, данные нормы и правила по своей роли и содержанию выходят за рамки только партийных установлений, оказывают воздействие (иногда довольно значительное) на функционирование отдельных звеньев государственного механизма.

В отдельных случаях структура организации не зависит в полной мере от выбора самой партии. Как правило, схему политической игры определяет государство, которое законодательно может регулировать моменты, относящиеся к функционированию и внутреннему устройству партий, принуждая соответствовать определенным требованиям по численности, структуре, территориальному масштабу деятельности партии. Когда государство стремится к стабильности политической системы, оно воздействует на правила определения партийного построения.

Замечание 2

Партийное строительство представляет собой совокупность разных мер, реализуемых органами партийного управления по вопросам организации и поддержания функционирования партии в политическом пространстве.

Проблемы правового регулирования внутренней организации партий лежат сфере поиска необходимого баланса между уровнем правовой регламентации каких-либо общественных отношений и мерой их внутренней саморегуляции.

Внутреннюю структуру политических партий можно оценить по ряду качественных параметров:

  • централизация власти;
  • степень соответствия между общими установками политической партии и поведением ее отдельных членов, единство парламентариев при голосовании в представительных органах, то есть согласованность действий;
  • наличие/ отсутствие внутрипартийных организаций;
  • степень структурной автономии политической партии от других организаций и институтов;
  • степень вовлеченности в партию ее членов.

Организационная структура политических партий

Организационная структура политических партий современности очень разнообразна и зависит от множества факторов, среди которых первостепенное значение имеют исторические особенности партии, ее специфика и национальные традиции.

В политической партии институт членства представляет собой совокупность политических и организационных прав и обязанностей, связей, которые вытекают из принадлежности индивида к той или иной политической партии. Политико-организационные связи регулируются главным образом закрепляемыми в уставах партии корпоративными нормами, но отдельные правовые требования, которым должны соответствовать уставные положения, могут найти отображение и в национальном законодательстве. Это дает возможность утверждать в правовом отношении о членстве в партии.

Организационную структуру современных политических партий можно представить двумя основными типами:

  • Организационно оформленные политические партии. Члены партии платят взносы и получают партийные билеты.
  • Организационно неоформленные политические партии. Нет официально установленного членства в партии. Для того, чтобы стать членом данной партии, необходимо согласие комитета партии.

Оба типа партий имеют партийный аппарат — организованную группу людей, партийная политическая деятельность которых является их профессиональной деятельностью.

В партиях выделяют отдельные фракции – группы людей, которые выдвигают свои собственные политические программы, имеющие некоторые отличия от основной, общей программы политической партии. Наличие в партии нескольких фракций позволяет сохранить влияние среди разных групп избирателей и делает политику партии более гибкой, соблюдающей разные интересы.

Политика партии создается и вырабатывается в процессе политической внутрипартийной борьбы между разными течениями и фракциями. Руководящие органы во многих партиях формируются, основываясь на представительстве от разных фракций. Как правило, в программах партии подчеркивается намерение служить интересам большинства граждан всей страны.

Замечание 3

На практике политические партии стараются учесть интересы всех категорий избирателей для того, чтобы одержать победу на демократических выборах.

В уставах современных политических партий прописаны варианты порядка приема новых членов в партию:

  • вопрос решается в первичной партийной организации;
  • вопрос решается в первичной партийной организации с утверждением вышестоящим партийным органом;
  • вопрос решается в местной или региональной партийной организации.

В некоторых партия (КПРФ) для вступления необходимо заявление и рекомендации двух членов, которые уже имеют партийный стаж не менее одного года.

В Законе «О политических партиях» предусмотрено, что членство в любой политической партии не может быть ограничено признаками национальной, расовой, социальной, профессиональной или религиозной принадлежностями, происхождением, полом, местом жительства или имущественным положением. Для отдельных категорий граждан (судей, военнослужащих, работников прокуратуры) устанавливаются ограничения на вступление в политическую партию, обязанность приостановления членства после назначения на должность.

Политическая партия: понятие, структура, функции

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ

Политика – это специфический способ взаимодействия государства и общества. Связующим звеном между ними выступают политические партии и общественно-политические движения. Являясь элементом гражданского общества, они позволяют ему эффективно воздействовать на политику государства.

Политическая партия – это организованная группа граждан, выражающая интересы тех или иных социальных слоев и стремящаяся к реализации своих целей путем борьбы за государственную власть и ее использование.

Что отличает партию от других общественно-политических организаций и групп давления?

1. Организационная оформленность: устойчивые внутрипартийные отношения и наличие разветвленной структуры на общенациональном, региональном и местном уровнях (выборные центральные органы и сеть региональных отделений).

2. Открытая нацеленность на власть. Этот признак отличает партии не только от общественных движений, но и от групп давления. Последние порой обладают реальной властью, но не афишируют этого, предпочитая озвучивать свои интересы через партийных лидеров.

3. Поиск массовой опоры: непосредственно активных членов и избирателей. Это требует от партии проведения агитационной работы, пропаганды своих доктрин.

4. Идеологичность партийных доктрин. Правда, в современной практике широко распространен феномен электоральных партий, в которых идеология отступает на задний план, а главными функциями становятся выдвижение кандидатов и мобилизация избирателей в поддержку кандидата. По мнению известного французского политолога М. Дюверже, таковыми являются демократическая и республиканская партии США – своего рода команды специалистов по завоеванию голосов и административных постов. Но в любом случае партия предлагает своим последователям определенную систему ориентаций в отношении стратегии развития общества.

5. Наличие программной цели – определенного проекта развития общества. Программа отражает интересы отдельной социальной группы, либо претендует на выражение интересов более широких масс.

Эти черты отличают реальную партию не только от общественных движений, но и от карликовых партий, партий-«однодневок», столь характерных для стран, осуществляющих переход к демократии.

Несмотря на наличие значительной литературы, посвященной партиям, единства в понимании их сущности нет.

Наиболее распространенными являются следующие подходы:

— классовый. Становление партий связывается с выделением больших социальных групп (классов), а сами партии представляют собой наиболее активную и организованную часть какого-либо класса, выражающую его интересы. Этот взгляд на партию получил обоснование в работах К. Маркса, Ф. Энгельса и В. Ленина. Сегодня классовый подход встречает все больше критики, что связано с размыванием самих классов;

— идеологический. Становление партий связывается с выделением групп, основанных не столько на общности социально-экономического положения, сколько на общности взглядов. Сама же партия, как писал Б. Констан, являет собой группу людей, признающих одну и ту же политическую доктрину;

— институциональный. Партия понимается как организация, действующая в системе государства (М. Дюверже);

— функционально-прагматический. Становление партий связывается с постановкой цели завоевания власти, сами они трактуются как группы людей, ставящих перед собой цель прихода к власти. Именно данный подход доминирует в современной политологии.

Партии призваны выражать и защищать специфические интересы определенных групп и слоев общества. В этом смысле партийные образования существовали уже в Древнем мире. В частности, о них упоминает Аристотель, выделяющий среди граждан Афинского государства партии жителей горы, равнины и побережья. Аналогичные группировки существовали в Риме. В Риме впервые возникает и сам термин «партия», что в переводе с латинского означает «часть» – часть какой-либо большой общности.

Для всех партий указанного периода были характерны следующие черты: сословный характер, немногочисленность, неустойчивость (любое изменение ситуации вело к распаду группы), организационная неоформленность, слабая связь с массами (группировки носили элитарный характер). Аналогичные аморфные группировки возникали и в период европейского Средневековья. Например, известна борьба партий «черных» (феодалов-нобилей) и «белых» (богатых горожан) во Флоренции в ХI веке. Буржуазные революции дали импульс для появления множества партий в форме политических клубов. Они отличались от аристократических группировок большей организационной оформленностью и идеологическими ориентациями. Так, Французская революция 1789 г. привела к формированию политических клубов фельянов, жирондистов и якобинцев.

Существенное влияние партий на политику стало ощущаться лишь к середине XIX века. В это время формируются первые массовые партии в таких странах как, США (1828 г. – Демократическая партия, 1854 г. – Республиканская партия) и Великобритания (1850 г. – Либеральная партия, 1867 г. – Консервативная партия). В других странах партии появляются позднее. Общей тенденцией развития партий в Европе и США являлось формирование первоначально буржуазных и лишь затем рабочих партий. Иначе ситуация складывалась в России. Здесь первой возникает рабочая партия (РСДРП). Она была образована в 1898 году. Буржуазные партии появляются лишь после царского манифеста от 17 октября 1905 г., легализовавшего общественные организации в стране.

Усилению роли партий в политическом процессе в XIX–XX вв. способствовало несколько причин:

— формирование элементов демократизма в сфере общественного управления. Только система, допускающая разноголосицу мнений (идеологический плюрализм), могла стать основой для политических партий;

— осознание большими социальными группами (буржуазия, пролетариат, крестьянство, интеллигенция, жители колоний, нации и т.д.) общности своих внутренних интересов и стремление их реализовать;

— расширение избирательных прав граждан, оформление политического плюрализма, а также необходимость проведения избирательных кампаний и агитации за конкретных кандидатов.

Обозначенные факторы способствовали тому, что партии, обретя совершенно новые черты (обзаведясь управленческим аппаратом, местными организациями, институтом фиксированного членства, уставами и программами), превратились из второстепенных вспомогательных организаций в один из значимых элементов политических отношений. Они занимают центральное место в организации избирательных кампаний, в мобилизации электората в поддержку конкретных лидеров и программ.

С XIX в. обозначились и основные способы формирования партий. Партии могут возникнуть:

— из электоральных структур: ассоциаций по регистрации избирателей (Либеральная и Консервативная партии Великобритании), комитетов в поддержку конкретных кандидатов (Республиканская и Демократическая партии США); избирательных блоков («Яблоко», СПС, «Единство»);

— из парламентских фракций (например, фракция Государственной Думой «Народный депутат» была преобразована в Народную партию Российской Федерации);

— по инициативе общественных организаций: профсоюзов, экологических, молодежных движений и др. Типична в этом плане история британской лейбористской партии, созданная по инициативе Конгресса тред-юнионов (профсоюзов) в 1899 г. В создании собственных партий бывают заинтересованы и другие организованные корпоративные группы интересов – союзы предпринимателей, аграрные объединения, религиозные, этнические общины.

Кроме этого, в литературе выделяют и другие способы формирования партий.

В зависимости от того, как инициируется создание партии, выделяют:

— путь «сверху». В данном случае члены партии рекрутируются из чиновников государственного аппарата, членов политической элиты, из парламентских групп или партийных функционеров, после раскола какой-либо партии;

— путь «снизу». Существенную роль играют массы, ориентирующиеся на ту или иную доктрину или лидера;

— комбинированный путь, совмещающий черты двух первых способов.

Значимость партий для политической жизни раскрывается в функциях, которые они выполняют в отношении общества и государства.

В их числе:

— активизация и интеграция крупных общественных слоев;

— артикуляция, т.е. преобразование расплывчатых мнений людей в конкретные пакеты требований и их озвучивание и агрегация интересов, т.е. согласование требований представляемых слоев населения, их оформление в политические программы;

— политическая социализация и формирование общественного мнения;

— разработка политической идеологии и программ развития общества;

-рекрутирование в политическую элиту и выдвижение лидеров. Во многих государствах правительства и представительные органы формируются из членов крупных политических партий, а президенты и премьер-министры, как правило, возглавляют правящие партии;

— мобилизация избирателей на выборах;

— участие в борьбе за государственную власть посредством выборов;

— осуществление государственного управления с приходом к власти или контроль за деятельностью власти;

— рекрутирование новых членов партии.

Говоря о столь значительной роли партий в политической жизни общества, следует отметить, что часть западных исследователей уже с начала 70-х гг. поднимают вопрос о кризисе партий. Под кризисом понимается снижение влияния на общество, что проявляется в сокращении их численности и в потере избирателей, традиционно голосовавших за эти партии.

Падению роли партий способствует ряд факторов:

— снижение накала социальных конфликтов,

— ослабление классового раскола общества;

— возросшая социальная и географическая мобильность и, как следствие, фрагментация классов и ослабление групповой солидарности;

— конкуренция со стороны СМИ, которые сильно потеснили в осуществлении таких функций, как мобилизация электората в период избирательных кампаний, политическая социализация и формирование общественного мнения;

— падение интереса к традиционным идеологиям. Люди часто голосуют за имидж лидера, а не за идеологическую доктрину партии;

— конкуренция со стороны новых движений и корпоративных структур, ориентированных на решение отдельных проблем, посредством которых человек пытается выразить актуальные для него культурные, эстетические, профессиональные, половозрастные и другие интересы.

Но ставить вопрос об уходе партий с политического пространства было бы преждевременно. Как справедливо замечает отечественный политолог К. Г. Холодковский, их история будет продолжена, хотя сами партии потеряли монопольное положение на этом пространстве.

Существенное влияние на определение роли партий в политике оказывает государство. Оно может либо поднимать, либо принижать статус партий, тем самым упрощая или усложняя их деятельность. Отношения партий и государства, как правило, регулируются законом, гарантирующим их взаимные права и обязанности.

В наиболее общем виде к правам партий относят:

— право выдвигать кандидатов на выборные должности;

— право критики правительства;

— право свободно распространять информацию о своей деятельности;

— право на свободу внутрипартийной жизни;

— право на государственные дотации и компенсации в период избирательных кампаний;

— право на обладание имуществом.

Наиболее общими обязанностями партий являются:

— обязанность признавать легальность существующего строя;

— обязанность соблюдать конституцию;

— обязанность соблюдать правила, регламентирующие деятельность партий.

В структурном плане партия представляет собой сложный организм, состоящий из следующих компонентов:

— высший лидер и штаб, которые выполняют руководящую роль: принимают важнейшие решения; концентрируют в своих руках всю информацию о деятельности партии; манипулируют сознанием и поведением партийных масс;

— бюрократический аппарат, осуществляющий связи между выше- и нижестоящими партийными структурами и исполняющий приказы руководства. Иногда бюрократический аппарат может обосабливаться от прочих звеньев партии и даже брать партийное руководство в свои руки. Классический пример: выдвижение в 20-е гг. в РКП(б) секретариата ЦК во главе со Сталиным на первое место в структуре партии;

— активные члены партии, участвующие в ее жизни, способствующие реализации партийной программы, пропагандирующие ее идеи, но не входящие в бюрократию;

— пассивные члены партии, которые, входя в ее состав, практически не участвуют в жизни организации, не способствуют реализации партийной программы;

— социальная база партии, т.е. те слои населения, которые ориентируются на нее и могут поддерживать ее в финансовом отношении. Часть социальной базы партии, которая не только поддерживает ее программу, но и постоянно голосует за нее на выборах, называется электоратом данной партии.

Основные этапы партогенеза

1.2. Основные этапы партогенеза.

Кристаллизация партийных функций, становление структуры партий и выработка их наиболее типичных способов деятельности в политической системе осуществлялись в многовековом процессе формирования и функционирования этого политического института (партогенезе). Сегодня, по прошествии нескольких столетий политической истории партий, можно выделить три его наиболее крупных исторических этапа.

Начальный этап партогенеза уходит корнями в конец XVII — начало XVIII в. Это был период, когда зарождались политические системы раннебуржуазных государств Западной Европы и Америки. Политические процессы того времени, сопровождавшиеся Гражданской войной в США, буржуазными революциями во Франции и Англии, свидетельствуют о том, что появление партий отражало раннюю стадию борьбы между сторонниками различных направлений формировавшейся новой государственности: аристократами и буржуа, якобинцами и жирондистами, католиками и протестантами. Знаменуя собой определенный этап в усложнении политической системы индустриального типа, партии возникли как инструмент ограничения абсолютной монархии, включения в политическую жизнь «третьего сословия», утверждения в обществе всеобщего избирательного права, развития представительной системы. С их помощью изменение состава политической элиты, рекрутирование правящих кругов стало постепенно превращаться в дело избирательного корпуса.

Определяющую роль в возникновении партий играли классовые, социальные, национальные и прочие конфликты. Однако свое влияние оказывали и социокультурные особенности развития отдельных стран, демографические процессы и даже религиозные мотивы (например, возникновение католических партий в Германии и Бельгии в XVIII в.).

Партии не сразу стали полноправным политическим институтом, способным оказывать существенное влияние на власть. Первоначально они представляли собой объединения знати, различного рода клубы, литературно-политические образования, являвшиеся формой общения единомышленников (например, Клуб кордельеров времен Великой Французской революции или «Реформ Клаб», возникший в Англии в 30-х гг. XIX в.).

Непосредственное же влияние на превращение партий в активных участников политического процесса оказали предоставление личности политических прав, возникновение избирательных систем и парламентов. Так, первые партии, боровшиеся против феодальной власти, были созданы сторонниками либеральных воззрений (виги в Великобритании, прогрессивная партия в Германии, Бельгийская либеральная партия и др.).

Однако, выражая групповые интересы и так или иначе проявляя свою самостоятельность и оппозиционность государству, партии в то время практически однозначно воспринимались как источник кризисов и раскола общества. Антипартизм был наиболее распространенным идейным и психологическим течением. Его основной причиной было повсеместно распространенное убеждение, что только государство является выразителем народного суверенитета (либеральная традиция) и общей воли общества (феодально-аристократическая и монархическая традиции). Не случайно многие выдающиеся ученые и политики того времени отрицательно оценивали деятельность партий как нарождающегося и набирающего силу политического института. Исключительно популярной была идея заговора партий против государства, К примеру, Ф. Бэкон писал: «…усиление партий и раздоров между ними указывает на слабость государя и весьма вредит их славе и успеху их дел». Т. Гоббс прямо указывал на то, что «…партии приводят к мятежам», а Дж. Вашингтон в «Прощальном послании» американскому народу предупреждал об опасных последствиях «партийного духа», характеризуя партии как «готовое оружие» для подрыва власти народа и узурпации правительственной власти. И только немногие политические деятели той эпохи были более лояльны к партиям. Например, Н. Макиавелли, хотя и считал, что «образование партий — зло, а безнаказанность зла порождает во всех стремление разделяться на партии», все же оценивал их по-своему полезными, поскольку граждане, «умудренные пагубным опытом других» (подразумевалось: тех, кто испытал порожденные партиями вражду и раздоры), «научились бы сохранять единство».

В XIX столетии партии в основном укрепили свое положение в политической системе, став важным механизмом представительства интересов общества. В то же время начавшийся с первой четверти столетия процесс формирования массовых, в основном социалистических, партий обозначил ряд качественно новых тенденций, обусловивших, в частности, изменение ведущих типов партий и их роли в политическом процессе различных стран и позволивших говорить о втором этапе партогенеза.

Так, Р. Михельс, М. Вебер, М. Я. Острогорский подметили зарождавшиеся в лоне социалистических партий тенденции к нарастанию роли партийного аппарата в ущерб рядовому членству, к бюрократизации партийных объединений, к все возрастающему господству партийных лидеров и элит. Так, Михельс в книге «Политические партии. Социологическое исследование олигархических тенденций современной демократии» (1911) писал, что чем больше расширяется и развивается официальный аппарат партии, тем больше вытесняется из нее демократия, заменяемая всесилием исполнительных органов. Причины отрыва партийного руководства от рядовых членов партии он видел в технической неспособности большой массы людей к управлению, а также несменяемости руководителей, в их закоренелом негативном отношении к рядовым членам.

Подтверждая этот тезис, Острогорский указывал на то, что основная часть членов партии становится объектом манипулирования со стороны партийной элиты («кокуса»). Под их влиянием партии пытались вырвать из рук парламента законодательную функцию, подавить спонтанное выражение политически информированных групп, разрушить либеральную демократию. Поэтому, считал он, на место партий с жесткой организацией «должны быть поставлены свободные общественные ассоциации, движения, ставящие перед собой более конкретные и выполнимые задачи разного рода, причем участие в одной из них не должно исключать участие в другой, так, чтобы два человека, оказавшиеся противниками по одному вопросу, стали затем союзниками по другому».

Помимо нарастающей бюрократизации партий ученые подметили и то, что в связи с встраиванием партий в избирательные процессы их идейные принципы, которые ранее привлекали рядовых граждан и стимулировали их членство, стали препятствием для завоевания партийной элитой электоральной поддержки. Поэтому идеология постепенно приносилась в жертву голому прагматизму, успеху на выборах. Партийные лидеры больше ориентировались на завоевание массовой поддержки, опасаясь отождествления их партии с определенным классом и соответствующей идеологической доктриной. Партии превращались в ассоциации «хватай всех», беря па себя функцию выражения интересов большинства нации.

Усиление централизации и прагматизации деятельности партий, с точки зрения М. Вебера, позволяло рассматривать их как объединения, члены которых пытаются добиться власти для своих лидеров, способных в дальнейшем обеспечить «духовные или материальные преимущества» для их «активного членства».

Наряду с оценками этих представителей романо-германской школы в науке в то время сформировались и другие теоретические позиции. Так, марксисты, делавшие упор на классовых основаниях возникновения партий, возвестили о возникновении коммунистических партий (партий «нового типа»), обладавших способностью возглавить политическое движение прогрессивных классов и выступить в роли ведущей и направляющей преобразования силы. В противоположность такому пониманию сторонники рыночной теории рассматривали партии как «свободного игрока» на политической сцене, способного «вступать в сделки» в интересах «политической игры» и потому не обладавшего никакими «своими», в том числе классовыми, позициями.

Современный этап парюгенеза свидетельствует о том, что партии стали не просто органическим, но и одним из основных элементов организации политического порядка и функционирования публичной власти. По мере развития парламентских, конституционных основ буржуазной государственности, партии укрепляли свой политический и правовой статус. После Второй мировой войны в конституциях разных стран появились соответствующие статьи, а в 70-х гг. сложилось достаточно развернутое законодательство, регламентирующее их деятельность. Поощряя плюрализм политической жизни, партии стабилизировали систему власти, основанную на устойчивом представительстве интересов граждан. Таким образом, в данное время партии представляют собой такой институт власти, без которого не могут осуществляться выборы как основной механизм формирования государственности, легальное завоевание различными слоями населения ведущих политических позиций.

В то же время в разных странах партии играют весьма не однозначные роли. Так, в стабильных демократических государствах, несмотря на статус партий, органическую встроенность их в механизмы государственной власти, деятельность партий сочетается с активностью множества других участников избирательного процесса, причем не только многочисленных групп интересов, СМИ, но и успешно конкурирующих с ними независимых кандидатов. Взаимоотношения населения с властью стали более непосредственными, сильнее ориентированными на индивидуальные позиции граждан. Как писал С. Хантингтон, чем быстрее росла «приверженность американцев своим политическим убеждениям», тем равнодушнее относились они к групповым формам выражения своих политических интересов.

Вместе с тем многие партии, привыкнув к роли постоянного звена в процессе принятия государственных решений, зачастую стали усматривать свою главную цель в борьбе против правительства, а не в завоевании электората. В этом смысле, по мнению немецкого теоретика К. фон Бойме, партии, усилив свою роль в отборе политических элит, в определенной степени утратили влияние на политическую социализацию граждан. Весьма ощутимой тенденцией во многих западных демократиях стало и снижение партийной идентификации. Поэтому, укрепив демократические ценности в политической жизни своих стран, партии кое-где начинают «уходить в тень», повышая шансы менее формализованных и гибких посредников в отношениях между населением и властью. В самих партиях эти веяния времени стимулируют тенденции децентрализации и усиления роли местных организаций, ослабления требований к партийной дисциплине, расширения связей с разнообразными неформальными объединениями граждан, различными структурами гражданского общества.

В то же время в странах, переживающих этап модернизации, получили развитие иные тенденции в эволюции партийных институтов. В частности, в посттоталитарных государствах, переживших период жестких идеологических требований к членству в правящих партиях, сохранилось существенное неприятие партийного членства. Это мешает полноценному использованию партийных институтов для возвращения людей в политическую жизнь. Правда, борьба за выбор направления общественного развития, поиск консолидирующих социум ценностей порождают мощные источники формирования новых политических партий. При этом во вновь образующихся партиях сосуществуют тенденции к превращению их как в идеологически нейтральные организации, рассчитанные на максимально широкую социальную поддержку, гак и в объединения с жесткими идейными требованиями к своим членам, централизованной организацией управления и авторитарной ролью лидеров. Отличительной чертой развития партий в этих странах является и перманентное изменение у многих из них идейной ориентации, радикализация их политических требований, тесная связь с группами давления, а в некоторых случаях даже криминальными структурами.

Информация о работе «Партии и партийные системы» Раздел: Политология
Количество знаков с пробелами: 55242
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

76287 0 0

… ; 2. наличие или отсутствие доминирующей партии или коалиции; 3. уровень соревновательности между партиями. Дж.Сартори в работе «Партии и партийные системы» выделяет семь основных типов партийных систем, руководствуясь критериям движения от властного монизма к все большему политическому плюрализму. При этом учитываются только крупные партии, обладающие либо «потенциалом для коалиции», либо » …

33812 0 0

… государстве. Исходя из организационной структуры и членства выделяются партии: централизованные, организованные иерархически, с сильным руководящим центром и строгой дисциплиной; децентрализованные – в основном это партии, выступающие в политической системе, где партийная система играет второстепенную роль. Кадровые партии, деятельность которых нацелена, прежде всего, на выборы, ориентированы …

Вопрос:
Понятие, функции, основные этапы партогенеза политических партий

Ответ:

Понятие, функции, основные этапы партогенеза политических партий

Партия – специализированная, организационно упорядоченная группа, объединяющая наиболее активных приверженцев тех или иных целей (идеологий, лидеров) и служащая для борьбы за завоевание и использование высшей полит. власти.

Функции политических партий. Внутренние: формирование партийного бюджета, выборы руководства, поддержание отношений партийной бюрократии и рядовых членов и др. Внешние: нацеленность на борьбу за завоевание и использование политической власти в интересах поддерживающей ее группы населения. Партии претендуют на изменение высшей политической власти (в центре и на местах). Партии обеспечивают связь населения с государственными структурами, ин ституциализацию политического участия граждан. Отбор и рекрутирование политических лидеров и элит для всех уровней политической системы. Политическая социализация граждан, формирование у них соответствующих качеств и навыков участия в отношениях власти. Способы решения задач политическими партиями: выдвижение своих кандидатов на выборах, обращение партийных программ ко всем гражданам общества с целью завоевания как можно большего числа сторонников, а также определенное изменение состава правящего класса за счет своих представителей.

Основные этапы партогенеза. Начальный этап: конец XVII- начало XVIII века. Зарождались политические системы раннебуржуазных государств Западной Европы и Америки. Партии возникли как инструмент ограничения абсолютной монархии, включения в политическую жизнь «третьего сословия», утверждения в обществе всеобщего избирательного права, развития представительной системы. Первоначально партии представляли объединения знати, различные клубы, литературно-политические образования, являвшиеся формой общения единомышленников. Первые партии, боровшиеся против феодальной власти, были созданы сторонниками либеральных воззрений (виги в Великобритании, прогрессивная партия в Германии, Бельгийская либеральная партия). Второй этап. Процесс формирования массовых, в основном социалистических, партий. Михельс, Вебер, Острогорский: тенденции к нарастанию роли партийного аппарата в ущерб рядовому членству, к бюрократизации партийных объединений, ко все возрастающему господству партийных лидеров и элит. Современный этап. Партии стали одним из основных элементов организации политического порядка и функционирования публичной власти. По мере развития парламентских, конституционных основ буржуазной государственности, партии укрепляли свой политический и правовой статус. Партии стабилизировали систему власти, основанную на устойчивом представительстве интересов граждан. В данное время партии представляют собой институт власти, без которого не могут осуществляться выборы как основной механизм формирования государственности, легальное завоевание различными слоями населения ведущих политических позиций.

Политология
Иваньков А.Е.
2008

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *