Введение потоварного налога уплачиваемого продавцом

Потоварный налог, потоварная дотация, фиксированная цена

Потоварный налог

Рис. 4. Воздействие на рыночное равновесие потоварного налога, если он уплачивается продавцами.

Непосредственными плательщиками в государственный бюджет этих налогов являются обычно продавцы. Ставки потоварного налога устанавливаются либо в определенном проценте от цены товара, либо в абсолютной сумме (в рублях и копейках) с каждой единицы товара.

Рассмотрим рис. 4. Вначале, до введения налога, линия спроса занимала положение D1, а линия предложения — S1. Равновесная цена составляла P1, равновесный объем продаж — Q1.

Допустим теперь, что правительство ввело налог на данный товар в сумме Т руб. на каждую единицу этого товара. Предположим сначала, что налог вносится в госбюджет продавцами.

Это вызовет параллельный сдвиг линии предложения вверх на величину Т. Почему? Если ранее производители согласны были предложить на рынке количество товара, скажем, Q1 по цене P1, то теперь они согласятся предложить на рынке то же количество товара, если только цена брутто (с включением налога) будет на Т руб. выше, чем P1. В этом случае производители получат цену нетто (без включения налога), равную прежней цене. Это рассуждение применимо к любой точке линии предложения. Поэтому все точки линии предложения переместятся вверх на Т руб. Линия предложения займет положение S2.

Рис. 5. Воздействие на рыночное равновесие потоварного налога, если он уплачивается покупателями.

Новое равновесие характеризуется тремя величинами: Q2, P+, P-. Объем рынка Q2 будет меньше первоначального Q1. Цена, которую платит покупатель, P+, окажется выше первоначальной P1. Цена, которую фактически получает продавец (без налога), P-, окажется ниже первоначальной. Общая сумма налога, поступающая в госбюджет, будет соответствовать площади прямоугольника P+АВР -. Обратим внимание на следующий факт. Несмотря на то, что весь налог вносится в госбюджет продавцами, часть налогового бремени возлагается на покупателей.

Можно представить себе такую ситуацию, когда потоварный налог непосредственно вносится в госбюджет не продавцами, а покупателями. Предположим, например, что покупатели, придя в магазин, платят за товар цену без потоварного налога и тут же уплачивают налог присутствующему в магазине налоговому инспектору. В этом случае происходит параллельный сдвиг линии спроса вниз на величину Т (рис. 5).

Действительно, если ранее покупатели согласны были приобрести количество товара, скажем, Q2 по цене P1, то теперь они согласятся приобрести то же количество товара, если только его цена без налога будет на Т руб. ниже. Тогда покупатели заплатят цену с включением налога, равную прежней цене.

Нетрудно убедиться, что новый объем продаж О, цены P+ и P- будут точно такими же, что и в случае, когда налог вносится в бюджет продавцами. Таким образом, не имеет никакого значения, кто является непосредственным плательщиком потоварного налога: продавец или покупатель. Результат будет один и тот же. Введение потоварного налога вызывает сокращение равновесного объема рынка, повышение цены, фактически уплачиваемой покупателями, и снижение цены, фактически получаемой продавцами.

Но правительство может отнестись к этой дополнительной прибыли как к «незаслуженному», «не заработанному» доходу и попытаться изъять ее с помощью потоварного налога. Допустим, правительство вводит потоварный налог размером P2 — P1 в расчете на единицу продукции. Вся дополнительная прибыль изымается в госбюджет. Но одновременно исчезают все стимулы к расширению производства данного товара. Линии предложения в коротком и в длительном периодах сдвинутся вертикально вверх на величину налога и займут положения соответственно SS2 и LS2. Точка E2 станет точкой равновесия, как в коротком, так и в длительном периодах. «Справедливость» вроде бы восторжествовала, но, в конечном счете, основная часть налогового бремени оказалась возложенной на потребителей.

Потоварная дотация

Дотации — это денежная выплата, которую государство выделяет производителям товара для того чтобы поддержать производство некоторых товаров и услуг. Дотации устанавливаются государством на те товары и услуги, которые имеют большую социальную и стратегическую значимость. Дотации могут быть установлены для покупателя и производителя.

Рассмотрим рис. 6. Допустим, что линии спроса, и предложения сначала занимали положения соответственно D1 и S1. Равновесный объем продаж составлял Q1, а равновесная цена — P1.

Предположим, правительство ввело дотации из госбюджета производителям данного товара размером V руб. в расчете на единицу продукции. Это приведет к сдвигу линии предложения на V руб. вниз. Действительно, если ранее производители согласны были предложить на рынке количество товара, скажем, Q1 по цене P1 , то теперь они согласятся предложить на рынке то же количество товара, если цена без дотации будет на V руб. ниже P1. В результате объем продаж увеличивается до Q2 цена для покупателей снижается до P-, цена, фактически получаемая производителями, повышается до P+.

Рис. 6. Воздействие на рыночное равновесие нетоварной дотации.

Фиксированная цена

Помимо использования налогов и дотаций государство может применять и гораздо более грубые методы вмешательства в рыночные механизмы. В частности, государство может устанавливать фиксированные цены.

Рис. 7. Фиксированные цены.

Фиксированные цены, превышающие цены равновесия, устанавливаются в некоторых странах на сельскохозяйственную продукцию. Эта практика в значительной мере объясняется тем политическим давлением, которое оказывают на правительство сельскохозяйственные производители. Обратим внимание на то, что правительство не может ограничиться только установлением фиксированной цены. Ведь возникает избыток продукции, с которым нужно что-то делать. Правительству не остается ничего другого, как закупать весь этот избыток на деньги налогоплательщиков. Сумма денег, направляемых на эти цели из госбюджета, соответствует площади прямоугольника Q’DABQ’S

Но на этом проблемы не заканчиваются. Правительство не может «выбросить» закупленную продукцию на внутренний рынок, так как это неизбежно приведет к понижению цен. Не решает проблему и экспорт продукции в другие страны, поскольку это может привести к сокращению частного экспорта сельхозпродукции из данной страны и опять же к понижению внутренних цен. Правительству приходится увеличивать государственные запасы сельхозпродукции без ясной перспективы их дальнейшего использования.

Введение потоварных налогов

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ

Основные переменные, влияющие на сдвиги кривых спроса и предложения.

Причины сдвига Направление сдвига
Кривая спроса
1. Рост цен замещающего товара П
2. Понижение цен замещающего товара Л
3. Рост цены дополняющего товара Л
4. Понижение цены дополняющего товара П
5.Рост дохода потребителя (нормальный товар) П
6. Уменьшение дохода потребителя (нормальный товар) Л
7. Рост дохода потребителя (низший товар) Л
8. Уменьшение дохода потребителя (низший товар) П
9. Предпочтение товара покупателями растет П
10. Предпочтение товара покупателя падает Л
11. Уменьшение потребительских ожиданий по поводу будущего состояния рынка (в зависимости от конкретных обстоятельств) ЛилиП
Кривая предложения
1. Рост цен на ресурсы Л
2. Понижение цен на ресурсы П
3. Появление технологий, сокращающих затраты на производство П
4. Рост цены на товар, производимый из тех же ресурсов, что и данный товар Л
5. Понижение цены товара, производимого из тех ресурсов, что и данный товар П
6. Изменение ожиданий производителя по поводу будущего состояния рынка (в зависимости от конкретных обстоятельств) ЛилиП

Рынки передают информацию в форме цен людям, которые покупают и продают товары и услуги. Продавцы и покупатели планируют свою деятельность на основе этой информации и своих знаний. Как показывают кривые спроса и предложения, люди планируют купить или продать определенное количества товара при каждой данной цене.

Чтобы рассмотреть взаимодействие спроса и предложения, необходимо совместить кривые спроса и предложения на одном графике.

P избыток S

Qизб. = QS1 – QD2

P1 Qдеф. = QD2 – QS2

дефицит D

QS2 QD2 Q

QD1 QE QS1

Равновесие – это ситуация, когда планы покупателей и продавцов на рынке совпадают полностью, так что при данной цене(равновесная цена) объем спроса равен объему предложения (равновесный объем).

Государственное регулирование проводится через введение налогов или дотаций.

Ставка налога или дотации может устанавливаться в виде абсолютной величины (в руб.) или в процентах к цене (%). И в том и в другом случае рыночное равновесие изменится. При введении налога равновесный объем сократится, а равновесная цена раздвоится. Для покупателей она будет больше PE (P+), а для продавца будет меньше PE (P-).

P+

PE QE <= T

При введении дотации (субсидии) равновесный объем обязательно увеличится, а равновесная цена раздвоится так, что покупатель будет платить меньше (P-), а продавец получать больше (P+).

P+

PE QE <= S

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *