Классификация по характеру содержания

Классификация образовательных технологий

В современной педагогике существуют различные подходы к классификации педагогических технологий. При этом разными учеными на основе определенных признаков выделяются различные группы технологий. Так, В.А. Сластенин выделяет технологии конструирования и осуществления педагогического процесса и технологии педагогического общения и установления педагогических целесообразных взаимоотношений.

Наиболее полно классификация педагогических технологий представлена в работах Г.К. Селевко, который в качестве основы характеристики конкретных образовательных технологий использует систему различных критериев.

По сущностным и инструментально значимым свойствам (например, целевой ориентации, характеру взаимодействия учителя и ученика, организации обучения) выделяются следующие классы педагогической технологии. По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии. По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные (сциентистские) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения, и другие разновидности. По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистские технологии. Сегодня общепринято, что личность есть результат совокупного влияния биогенных, социогенных и психогенных факторов, но конкретная технология может учитывать или делать ставку на какое-либо из них, считать его основным. По научной концепции усвоения опыта выделяются: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальттехнологии, интериоризаторские, развивающие. Можно упомянуть еще малораспространенные технологии нейролингвистического программирования и суггестивные.

По ориентации на личностные структуры: информационные технологии (формирование школьных знаний, умений, навыков по предметам – ЗУН); операционные (формирование способов умственных действий – СУД); эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений — СЭН); технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности – СУМ); эвристические (развитие творческих способностей) и прикладные (формирование действенно-практической сферы – СДП).

По характеру содержания и структуры называются технологии: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированые, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии.

По типу организации и управления познавательной деятельностью. В.П. Беспалько предложена такая классификация педагогических систем (технологий):

1. Классическое лекционное обучение (управление – разомкнутое, рассеянное, ручное);

2. Обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное);

3. Система «консультант» (разомкнутое, направленное, ручное);

4. Обучение с помощью учебной книги (разомкнутое, направленное, автоматизированное) — самостоятельная работа;

5. Система «Малых групп» (цикличное, рассеянное, ручное) – групповые, дифференцированные способы обучения;

6. Компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное);

7. Система «репетитор» (цикличное, направленное, ручное) – индивидуальное обучение;

8. «Программное» обучение (цикличное, направленное, автоматизированное), для которого имеется заранее составленная программа.

В практике обычно выступают различные комбинации этих «монодидактических» систем, самыми распространенными из которых являются:

  • традиционная классическая классно-урочная система Я.А. Коменского, представляющая комбинацию лекционного способа изложения и самостоятельной работы с книгой (дидахография);

  • современное традиционное обучение, использующее дидахографию в сочетании с техническими средствами;

  • групповые и дифференцированные способы обучения, когда педагог имеет возможность обмениваться информацией со всей группой, а также уделять внимание отдельным учащимся в качестве репетитора;

  • программированное обучение, основывающееся на адаптивном программном управлении с частичным использованием всех остальных видов.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяются несколько типов технологий: авторитарные технологии; дидактоцентрические технологии; личностно-ориентированные технологии.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания.

По способу, методу, средствам обучения выделяют: догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, программированного обучения, диалогические, коммуникативные, игровые, творческие и др.

По категории обучающихся наиболее важными и оригинальными являются: 1) массовая (традиционная) школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика; 2) технологии продвинутого уровня (углубленного изучения предметов гимназического, лицейского, специального обучения и др.); 3) технологии компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания, и т.п.); 4) различные виктимологические технологии (сурдо-, орто-, тифло-, олигофренопедагогика); 5) технологии работы с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми в рамках массовой школы.

Названия большого класса современных технологий определяются содержанием модернизаций и модификаций, которым в них подвергается существующая традиционная система.

Монодидактические технологии применяются очень редко. Обычно учебный процесс строится так, что конструируется некоторая полидидактическая технология, которая объединяет, интегрирует ряд элементов различных монотехнологий на основе какой-либо приоритетной оригинальной авторской идеи. Существенно, что комбинированная дидактическая технология может обладать качествами, превосходящими качества каждой из входящих в нее технологий.

Обычно комбинированную технологию называют по той идее (монотехнологии), которая характеризует основную модернизацию, делает наибольший вклад в достижение целей обучения. По направлению модернизации традиционной системы можно выделить следующие группы технологий педагогические технологии на основе:

  • гуманизации и демократизации педагогических отношений;

  • активизации и интенсификации деятельности учащихся;

  • эффективности организации и управления процессом обучения;

  • методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала: укрупнение дидактических единиц (УДЕ) П.М. Эрдниева, Технология «Диалог культур» В.С. Библера и С.Ю. Курганова, система «Экология и диалектика» Л.В. Тарасова, технология реализации теории поэтапного формирования умственных действий М.Б. Воловича и др.

А также природосообразные, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка; альтернативные: вальдорфская педагогика Р. Штайнера, технология свободного труда С. Френе, технология вероятностного образования А.М. Лобка; комплексные политехнологии: многие их действующих систем авторских школ (из наиболее известных «Школа самоопределения» А.Н. Тубельского, «Русская школа» И.Ф. Гончарова, «Школа для всех» Е.А. Ямбурга, «Школа-парк» М. Балабана и др.).

Итак, все многообразие педагогических технологий может быть классифицировано по разным признакам. Деление технологий на группы и классы является относительно условным, поскольку каждая конкретная технология, представляя сложное и многомерное явление, может быть охарактеризована с разных точек зрения и с учетом различных критериев.

Классификации технологий обучения

Целью стратегии развития высшего образования является формирование новой модели, способной обеспечить высокое качество обучения и воспитания молодых поколений. Необходимо подчеркнуть, что все современные технологии обучения ориентированы на диалог, в каких бы формах они не осуществлялись.

Классификацию технологий обучения можно осуществлять по разным признакам и основаниям. В настоящее время нет какой-либо общепризнанной классификации, поэтому мы приведем точки зрения различных исследователей. Так, Г. К. Селевко выделяет следующие группы педагогических технологий:

  • • по ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистические технологии;
  • • по ориентации на личностные структуры: информационные, операционные, эмоционально-художественные и эмоциональнонравственные, технология саморазвития, эвристические и прикладные;
  • • по характеру содержания и структуры — обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические и др.

По сущностно и инструментально значимым свойствам Г. К. Селевко выделяет следующие классы педагогических технологий: по уровню применения:

  • • общепедагогические,
  • • частнометодические (предметные),
  • • локальные (модульные);

по ведущему фактору психического развития:

  • • биогенные,
  • • социогенные,
  • • психогенные,
  • • идеалистские;

по ориентации на личностные структуры:

  • • информационные,
  • • операционные,
  • • саморазвития,
  • • эмоционально-художественные,
  • • эмоционально-нравственные,
  • • эвристические,
  • • прикладные;

по характеру содержания и структуры:

  • • обучающие и воспитывающие,
  • • светские и религиозные,
  • • общеобразовательные и профессионально-ориентированные,
  • • гуманитарные и технократические,
  • • монотехнологии, политехнологии и проникающие технологии; по подходу к ребенку:
  • • авторитарные,
  • • личностно-ориентированные,
  • • гуманно-личностные,
  • • технологии сотрудничества,
  • • свободного воспитания,
  • • дидакто-, социо-, антропо-, педоцентрические; по организационным формам:
  • • классно-урочные и альтернативные,
  • • академические и клубные,
  • • индивидуальные и групповые,
  • • коллективный способ обучения,
  • • дифференцированное обучение и др.

Академик В. П. Беспалько предложил классификацию педагогических систем (технологий) по типу организации и управления познавательной деятельностью учащегося. Сочетание различных признаков взаимодействия преподавателя со студентом определяет следующие виды технологий:

  • • классическое лекционное обучение;
  • • обучение с помощью аудиовизуальных технических средств;
  • • система «консультант»;
  • • обучение с помощью учебной книги,
  • • система «малых групп», групповые, дифференцированные способы обучения;
  • • компьютерное обучение;
  • • система «репетитор» — индивидуальное обучение;
  • • «программное обучение», для которого есть заранее составленная программа.

Иной позиции придерживается М. Кларин. На основе анализа зарубежного опыта он выделяет следующие виды технологий:

  • 1. Исследовательские технологии (развитие интеллекта умственной культуры):
    • • технология опытно-экспериментальной работы;
    • • технология научного исследования;
    • • технология развивающего обучения;
    • • технология проектного обучения и т.д.
  • 2. Диалоговые технологии (связаны с общением субъектов образовательного процесса):
    • • технология дискуссии;
    • • технология коллективного способа обучения;
    • • технология диалога культур;
    • • тренинговые технологии и т.п.
  • 3. Игровые технологии (носят развивающий характер):
    • • технология дидактической игры;
    • • технология ролевой игры;
    • • технология деловой игры и т.д.

Заметим, что вопрос о видах технологий так же неоднозначен, как и их классификация, зависящая от того, какие признаки кладутся в основу.

Н. Азизходжаева по направленности действий выделяет:

  • 1) технологии проблемного обучения;
  • 2) игровые технологии:
    • • имитационные игры,
    • • организационные игры,
    • • ролевые игры,
    • • деловой театр,
    • • психодрамма и социодрамма,
    • • игры-дисскусии (эвристический, логический, софистический, авторитарный, критикующий, демагогический, прагматический методы);
  • 3) технологии с применением затрудняющих условий:
    • • технология временных ограничений,
    • • технология внезапных запрещений,
    • • технология новых вариантов,
    • • технология информационной насыщенности,
    • • технология информационной недостаточности,
    • • технология абсурда;
  • 4) технологии мозговой атаки:
    • • технология прямой коллективной «мозговой атаки»,
    • • технология «мозговой атаки»,
    • • технология «мозгового штурма»;
  • 5) технологию решения творческих задач;
  • 6) технологию синектики;
  • 7) интерактивные технологии:
    • • технология критического мышления,
    • • технология дебатов;
  • 8) авторские технологии:
    • • технология педагогического сотрудничества,
    • • технология интенсификации обучения,
    • • технология дифференциации обучения,
    • • технология индивидуализации обучения.

Педагогические технологии подразделяют по различным основаниям на традиционные и нетрадиционные (инновационные). Такой точки зрения придерживается, в частности, Д. В. Чернилевский.

На современном этапе широкое распространение получили инновационные технологии. Это объясняется новым направлением развития образования. Для всех нетрадиционных педагогических технологий характерны общие признаки, это:

  • • самостоятельность деятельности студентов (до 60—90% учебного времени),
  • • индивидуализация (индивидуальная образовательная траектория),
  • • иная деятельность преподавателя (организатор, помощник, наставник и др.).

Таким образом классифицировать педагогические технологии достаточно сложно. Современная педагогическая наука знает более двадцати видов технологий. В данной теме представлены некоторые из них.

Вопросы для самоконтроля

  • 1. Что изменяет технологичность в процессе образования?
  • 2. Охарактеризуйте структуру технологии обучения.
  • 3. Какую классификацию педагогических систем предложил академик В. П. Беспалько?
  • 4. Охарактеризуйте признаки технологичности по М. Чошанову.
  • 5. В чем существенное отличие понятий «педагогическая технология» и «методика преподавания».
  • 6. Возможен ли универсальный характер педагогических технологий? Обоснуйте свой ответ.

Задание для самостоятельной работы

Визуализируйте информацию (таблица, график, схема, коллаж и пр.), представленную в информационном блоке «Технологии обучения управленческим дисциплинам».

Статья на тему Подходы к классификации педагогических технологий»

ПОДХОДЫ К КЛАССИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Беличева О.В.

В современной педагогике существуют попытки дать некую классификацию известных технологий обучения. Вне классификации трудно сравнивать и оценивать, а значит, и выбирать для использования ту или иную технологию.

В научной литературе можно встретить классификации технологий обучения по разным основаниям:

  • по признаку новизны: традиционные, инновационные;

  • по результату обучения: технология полного усвоения, технология развивающего обучения;

  • по ориентации средств и методов обучения на определенные структуры личности: наглядно-образные технологии, операционные технологии, информационные технологии, действенно-практические технологии, технологии самоуправления учебной деятельностью;

  • по доминирующей учебной форме: технология урока, технология групповой работы, технология коллективного обучения, игровые технологии обучения;

  • по характеру педагогического взаимодействия: авторитарные технологии обучения, технологии свободного выбора, интерактивные (диалоговые) технологии.

Все эти классификации имеют существуют в контексте определенных образовательных систем, в рамках различных теоретических концепций в дидактике.

Одной из важнейших характеристик процесса обучения является характер познавательной деятельности учащихся. На основании этого критерия технологии обучения делятся на две обширные группы:

  1. технологии репродуктивной познавательной деятельности;

  2. технологии продуктивной познавательной деятельности.

Технологии первой группы направлены на объяснение знания, они ставят целью добиться непосредственного понимания учащимися явлений и процессов, которые изучаются. Все средства этих технологий служат тому, чтобы ученик логически усвоил предметные понятия, запомнил информацию и был готов ее воспроизводить устно и письменно, применять в адекватных ситуациях.

Технологии продуктивной познавательной деятельности нацелены на то, чтобы ученики от понимания общего для всех смысла того или иного научного факта, взаимосвязей, содержащихся в общепринятых научных определениях, переходили к более высокому уровню понимания – к пониманию как интерпретации, как осмыслению, то есть рождению своего индивидуального смысла. Эти технологии организуют для учащихся собственные пути к новому знанию, переживание открытия знания.

При большом разнообразии педагогических технологий в современной дидактике сложился общий план их анализа. В каждой технологии автор должен видеть:

  • уровень ее применения;

  • философскую основу;

  • ведущую концепцию усвоения знаний;

  • отличительный характер содержания образования;

  • организационные формы обучения;

  • категорию обучаемых.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

В специальной литературе представлены несколько классификаций педагогических технологий – В.Г. Гульчевской, В.П. Беспалько, В.Т.Фоменко и др. В наиболее обобщенном виде все известные в педагогической науке и практике технологии систематизировал Г.К.Селевко, который предложил классификацию по следующим основаниям: по уровню применения, по философской основе, по ведущему фактору психического развития, по концепции усвоения, по ориентации на личностные структуры, по характеру содержания и структуры, по организационным формам, по типу управления познавательной деятельности, по подходу к ребенку, по преобладающему (доминирующему) методу, по направлению модернизации существующей традиционной системы, по категории обучающихся.

По уровню применения выделяются общепедагогические, частно методические(предметные) и локальные(модульные) технологии.

По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистические, свободного воспитания и принуждения и другие разновидности.

По ведущему фактору психического развития :биогенные, социогенные, психогенные и идеалистические технологии. Конкретная технология всегда комплексна, но может считать один из факторов (биогенных, социогенных, психогенных) основным в развитии личности.

По научной концепции усвоения опыта выделяются ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальтехнологии, интериоризаторские, развивающие.

По ориентации на личностные структуры: информационные технологии (формирование ЗУН);операционные(формирование способов умственных действий – СУД); эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений – СЭН); технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности – СУМ); эвристические (развитие творческих способностей) и прикладные (формирование действенно-практической сферы – СПД).

По характеру содержания и структуры: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии.

В монотехнологиях весь педагогический процесс строится на какой-либо одной приоритетной, доминирующей идее, принципе, концепции, в комплексных– комбинируется из элементов различных монотехнологий. Технологии, элементы которых наиболее часто включаются в другие технологии, называются проникающими.

Способ, метод, средство обучения определяют названия многих существующих технологий: догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, программированного обучения, проблемного обучения, развивающего обучения, саморазвивающего обучения, диалогические, коммуникативные, игровые, творческие и др.

По категории обучающихся:

массовая (традиционная) школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика;

  • технология продвинутого уровня (углубленного изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования и др.);

  • технология компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания и т.п.);

  • различные виктимологические технологии (сурдо-, орто-, тифло-, олигофренопедагогикика);

  • технологии работы с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми в рамках массовой школы.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ТИПУ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ (В.П. БЕСПАЛЬКО)

Взаимодействие педагога с обучающимся может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность обучающихся),цикличным(с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем),рассеянным (фронтальным) или направленным(индивидуальным) и ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью средств обучения).

Сочетание этих признаков определяет следующие виды технологий (по В.П. Беспалько – дидактических систем):

  1. классическое лекционное обучение;

  2. обучение с помощью аудиовизуальных технических средств;

  3. система «консультант);

  4. обучение с помощью учебной книги – самостоятельная работа;

  5. система «малых групп» – групповые, дифференцированные способы обучения;

  6. компьютерное обучение;

  7. система «Репетитор» – индивидуальное обучение;

  8. «программное обучение», для которого имеется заранее составленная программа.

В практике обычно выступают различные комбинации этих «монодидактических» систем: традиционная классно-урочная система Я.А.Коменского; современное традиционное обучение; групповые и дифференцированные способы обучения; программированное обучение.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПО ОТНОШЕНИЮ К РЕБЕНКУ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяется несколько технологий:

  1. Авторитарные технологии, в которых предусматриваются «субъект-объектные» отношения. Эти технологии характеризуются жесткой организацией педагогического процесса, подавлением инициативы и самостоятельности обучающихся, применением требований и принуждения.

  2. Высокой степенью невнимания к личности обучающегося отличаются дидактоцентрические технологии, предусматривающие «субъект-объектные» отношения педагога и обучающихся, приоритет обучения над воспитанием. Главными факторами формирования личности считаются дидактические средства.

  3. Личностно ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность обучающегося, обеспечение бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации природных потенциалов. Личностно ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью (личность обучающегося – цель образовательной системы), гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеет целью разностороннее, свободное и творческое развитие обучающегося.

  4. Гуманно-личностные технологии основаны на идеях всестороннего уважения к обучающемуся, оптимистической верой в его творческие силы, отвергают принуждение.

  5. Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в «субъект-субъектных» отношениях педагога и обучающихся.

  6. Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего убеждения, а не от внешнего воздействия.

  7. Эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом (подсознательном) знании – Истине и путях, ведущих к ней. Педагогический процесс – это не сообщение, не обобщение, а приобщение к Истине. В эзотерической парадигме сам человек становится центром информационного взаимодействия со Вселенной.

КОМБИНИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Названия большого класса современных технологий определяются содержанием тех модернизаций и модификаций, которым в них подвергается существующая традиционная технология.

Монодидактические технологии применяются довольно редко. Педагогический процесс строится так, что конструируется некоторая полидидактическая технология, которая интегрирует ряд элементов различных монотехнологий на основе какой-либо приоритетной оригинальной авторской идеи. Комбинированная дидактическая технология может обладать качествами, превосходящими качества каждой из входящих в нее технологий.

По направлению модернизации традиционной системы выделяют следующие группы технологий:

Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений(педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили, система преподавания литературы, как предмета Е.Н. Ильина и др.);

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов «опорных сигналов» В.Ф. Шаталова, коммуникативное обучение Е.И. Пассова и др.);

Педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала: укрупнение дидактических единиц П.М. Эрдниева, технология «Диалог культур» Б.С. Библера и С.Ю.Курганова, система «Экология и диалектика» Л.В. Тарасова, технология реализации теории поэтапного формирования умственных действий М.Б. Воловича и др.;

Природосообразные, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка: обучение по Л.Н.Толстому, воспитание грамотности по А.Кушниру, технология М.Монтессори и др.

Многие действующие авторские школы являются примерами комплексных технологий(«Школа-парк» М.Балабана, «Школа для всех» Е.А.Ямбурга и др.).

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

Интенсификацию педагогического процесса и повышение результативности педагогической деятельности современные теоретики и практики связывают с педагогической технологией, развивающейся в последние 15 – 30 лет.

Сущность педагогической технологии заключается в том, что цель и результат деятельности описываются точно, конкретно, диагностично, что предполагает возможность измерить точной мерой результат деятельности, сравнить его с заданной целью и эталоном и оценить степень достижения цели. Таким образом педагогический процесс становится управляемым, а результат деятельности – предсказуемым.

Педагогическая технология особенно эффективна тогда, когда учебные занятия организуются на репродуктивном уровне. Она продуктивна также на занятиях по выработке у учащихся вербальных и двигательных навыков, способствует взаимодействию учителя с учеником в учебно-воспитательном процессе. Ее может применять педагог, имеющий высокую квалификацию. Между тем есть такие разделы школьных учебных предметов, которые трудно преподавать на технологическом уровне.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Лекция 1.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ.

Существует несколько видов классификаций педагогических технологий. По своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам существующие педагогические технологии имеют сходство, но отличаются по различным параметрам.

По своему определению «педагогическая технология» — это взаимосвязанная деятельность педагога и ученика при обеспечении образовательных потребностей каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями; диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели, инструментарий измерения результатов деятельности

ПАРАМЕТРЫ КЛАССИФИКАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ

По уровню применения технологии бывают:

-общепедагогические (характеризуются целостностью педагогического процесса в регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения).

-частнопредметные (совокупность средств и методов для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках предмета, например, иностранного языка).

-локальные или модульные (используются в отдельных частях учебно-воспитательного процесса).

По организационным формам технологии бывают:

-классно-урочные;

-альтернативные;

-академические;

-клубные;

-индивидуальные;

-групповые;

-коллективных способов обучения;

-дифференцированного обучения.

По типу управления познавательной деятельностью:

-традиционные ( классическое лекционное, с использованием ТСО, обучение по книге);

-дифференцированное ( система малых групп, система » репетитор»);

-программированное ( компьютерное, программное, система «консультант»).

По подходу к ребенку технологии подразделяются на:

-авторитарные (педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик только объект. Эти технологии отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения);

-сотрудничества ( это демократизм. равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учение, находясь в соавторстве вырабатывают общие цели своей деятельности, содержание, дают оценки);

— свободного воспитания (такие технологии предоставляют ребенку свободу выбора и самостоятельности в разных сферах его жизнедеятельности);

-личностно-ориентированные ( они ставят в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия для его развития);

-гуманно-личностные ( отличаются психотерапевтической педагогикой, направленной на поддержку личности. на помощь ей.);

-массовая (традиционная) технология ( школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика);

-технология продвинутого образования (углубленное изучение предметов и типична для гимназического, лицейского, специального образования);

-технология компенсирующего обучения ( используется для педагогической коррекции, поддержки. выравнивания, компенсации).

По ориентации на личностные структуры педагогические технологии подразделяются на:

-информационные (формирование школьных знаний, умений и навыков);

-операционные (обеспечивают формирование умственных действий);

-технологии саморазвития ( направлены на формирование способов умственных действий);

-эвристические (развивают творческие способности учащихся);

-прикладные (обеспечивают формирование действенно-практической сферы личности).

По характеру содержания и структуры технологии бывают:

-обучающие;

-воспитательные;

-светские;

-религиозные;

-общеобразовательные;

-профессиональные;

-гуманистические;

-технократические;

-моно- и политехнологии;

-проникающие.

В педагогике насчитывается более сотни технологий. Большинство из перечисленных в этой лекции подходят для реализации в обучении иностранному языку. Конечно, многое зависит от педагога, от его компетентности и желания работать.

Еще недавно термином «педагогическая технология» в педагогике обозначали обучение с использованием различных технических средств. На современном этапе развития педагогической науки появилась необходимость выделения эффективных методов получения и передачи информации, что привело к выделению ряда технологий обучения в педагогике как эффективных методик образования и воспитания.

Технология обучения — как основная категория педагогики

Что отличает наше время от того, что было значимо для обучения и воспитания 20-30 лет назад? Мы перешли от традиционных средств массовой информации к новым источникам получения данных. В нашу жизнь прочно вошли компьютеры, микроэлектронные устройства, интернет. Все это накладывает отпечаток на нашу жизнь, определяет направления развития педагогики.

Определение 1

Технологии обучения в педагогике – это совокупность форм и методов обучения, приемов воспитания, средств передачи и контроля знаний, которые на постоянной основе применяются в процессе образовательном процессе.

Выделение отдельных технологий позволяет повлиять на эффективность обучения, развитие учащихся и воспитания в них лучших качеств.

Дадим еще одно значимое определение понятия для более глубокого раскрытия темы.

Определение 2

Технология обучения в педагогике – это наука о способах и инновационных технических средствах, которые при их систематическом использовании помогают преподавателю эффективно взаимодействовать с учениками.

Преподаватель, который использует методы, пусть и заимствованные, по сути является творцом технологии, так как в своей работе ориентируется на познавательную активность и уникальные особенности своего учебного процесса.

Классификация педагогических технологий

В педагогике имеется четкая классификация педагогических технологий. Ниже мы приведем классификацию, составленную Г.К. Селевко, одним из наиболее известных авторов по педагогике.

Выделяют следующие группы технологий:

  • частнометодические;
  • локальные;
  • общепедагогические.

С точки зрения философии можно выделить следующие виды технологий:

  • идеалистические и материалистические;
  • диалектические м метафизические;
  • гуманистические и антигуманные;
  • прагматические и экзистенциальные;
  • антропо- и теософские;
  • научные и религиозные.

С точки зрения психологии выделяют следующие группы технологий:

  • социогенные;
  • идеалистические;
  • психогенные;
  • биогенные.

В зависимости от того, как те или иные технологии ориентированы на личностные структуры, можно выделить:

  • приходные и эвристические;
  • эмоционально-художественные и эмоционально нравственные;
  • технологии саморазвития;
  • информационные технологии.

В зависимости от того, как организована структура педагогической технологии и ее содержание, выделяют:

  • проникающие и комплексные;
  • обучающие и направленные на воспитание;
  • частнопредметные и монотехнологии;
  • гуманитарные и технократические;
  • отраслевые;
  • светские и гуманитарные.

В зависимости от преимущественного типа управления и доминирующих способов организации познавательной деятельности учащихся можно упомянуть о таких технологиях как:

  • система «репетитор»;
  • система работы в малых группах;
  • проведение лекций;
  • обучение с помощью учебной книги и аудиовизуальных технических средств.

Сюда же можно отнести и программное обучение.

Немаловажное значение в образовательном процессе имеет налаживание взаимоотношение ученика и преподавателя, а также место ребенка в процессе воспитания и получения знаний. С учетом этого фактора в педагогике идет разделение технологий на такие группы как:

  • субъек-объектные или дидактоцентрические, которые регулируют отношения учителя и ученика;
  • личностно-ориентированные, в центре внимании которых личность ребенка, обеспечение его комфорта;
  • авторитарные, в которых главенствующая роль отводится учителю;
  • эзотерические, в основе которых лежат эзотерические знания;
  • технологии свободного воспитания предполагают предоставление учащимся полной самостоятельности;
  • технологии сотрудничества предполагают равные и партнерские отношения педагога и ученика.

Уровни и структура педагогических технологий

Теперь давайте рассмотрим педагогическую технологию как категорию педагогики. Как мы знаем, любая категория имеет свои уровни и структуру. Структура включает следующие компоненты:

  • процессуальная часть – проект процесса обучения в том виде, как он должэен быть реализован на практике;
  • содержательная часть – система оценки эффективности учебного процесса;
  • дидактическая система, которая фактически представляет собой содержание обучения;
  • диагностическая система, призванная давать оценку педагогической компетентности учителя, уровень подготовленности учеников.

Любую педагогическую технологию можно «разложить» на уровни:

  • элементарный или модульный: технологии отдельный частей учебно-воспитательного процесса (формирование понятий, усвоение новых знаний, воспитание качеств личности, способы организации и проведения урока, повторение и контроль знаний);
  • общепедагогический или общедидактический: характеристика образовательного процесса в целом в разрезе одного региона или одного учебного заведения;
  • частнометодический или предметный: применение способов и методов обучения с целью реализации дидактических целей.

Хоть мы и приводим в статье различные классификации, выделенные нами компоненты системы на самом деле неделимы. Содержание, цели, средства и методы находятся в тесной взаимосвязи.

Государство занимается внедрением образовательных стандартов, что требует от коллектива образовательных учреждений оперативного реагирования на поступающие запросы, предъявлять адекватные требования к качеству подготовки будущих кадров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *