Фейербах философия кратко

Содержание

Основные направления философии Фейербаха

Немецкий философ Людвиг Андреас фон Фейербах родился 28 июля 1804 года в Баварии. Его отец был известным криминологом, специалистом по уголовному праву. Сам же Людвиг посвятил жизнь философии. Он придерживался материалистического направления и был одним из самых ярых представителей атеизма.

Биография мыслителя

Фейербах был студентом факультета теологии Гейдельбергского университета. Молодой философ увлеченно изучал богословие, охотно посещал лекции. Его любимым преподавателем был Карл Дауба. Фейербаху нравилось, что профессор читал лекции, донося до студентов живые, интересные мысли. Заставлял их размышлять. Курсы были построены на Философии Гегеля. Людвигу нравилось общаться с этим знаменитым мыслителем. Чтобы продолжить образование, в 1824 году он переезжает в столицу немецкого государства — Берлин.

Позже, Фейербах становится преподавателем философии в Эрлангене. Его лекции по логике, метафизике, новой философии внимательно слушал знаменитый Карл Маркс.

Философия Фейербаха уделяла большое значение мыслям. Мысль в его понимании, это нескончаемый поток, способный сметать все на своем пути. Кто виртуозно владеет мыслями, тот не должен бояться никаких преград. Людвиг говорит о том, что вера в бессмертную душу обесценивает земные старания человека. А ведь ценность каждого определяется тем, что он оставил своим потомкам.

В 1836 году, философ женился на девушке, которая была одной из владелиц небольшого завода по производству фарфора и переехал в небольшую деревеньку Брукберг, где продолжил писать научные труды.

Политическая жизнь не представляла для ученого большого интереса, но в 1872 году он стал членом социал-демократической партии под предводительством Карла Маркса.

В последние годы жизни, философ жил в городке Рехенберг, рядом с Нюрнбергом. Он переехал сюда в 1859 году. Фарфоровый завод, который приносил его семье прибыль долгие годы, обанкротился. Поэтому у Фейербаха возникли серьезные финансовые проблемы.

Философ умер 13 сентября 1872 года и был похоронен в городе Нюнберг. Сегодня, на месте дома, где жил Фейербах находится парк Рехенберг. В нем есть «Философская тропа» с выдержками из трудов Людвига. Память мыслителя увековечена мемориалом — большой каменной глыбой.

Учение Фейербаха о познании

Людвиг Фейербах утверждал, что истина, действительность и чувства не могут находиться друг без друга. Человек понимает только то, что чувствует. Если мы прислушиваемся к чувствам, то перестаем сомневаться. Это главный инструмент познания окружающей действительности и единственный источник истинного знания.

Достоверность происходящего определяется не только тем, что чувствует человек, но и тем, как он относится к другим людям. Мы познаем окружающих и лишь затем — самих себя. Теплые чувства к окружающим, солидарность с ними раскрывают перед нами настоящий смысл жизни. Эта концепция получила название «туизм» (противоположность эгоизма). Жить без осознания нравственного долга – невозможно.

Этика Фейербаха

В философии Людвига Фейербаха, огромное внимание уделяется вопросам этики и религии. Предметом этики является область человеческой воли, которая исходит из стремления к счастью. Не имеет смысла говорить о вопросах нравственности, если человек не стремится к личному счастью. Забота о собственном счастье противоречит стремлению служить на благо других.

Истинная этика основывается не на удовлетворении собственных нужд, а на уважении интересов других людей. Можно стать счастливым лишь, сделав счастливым своего партнера.

Если возникает конфликт между чувством долга и эгоизмом, его можно преодолеть. Мы часто пытаемся находить компромисс между своими интересами и долгом. Даже если поначалу мы чувствуем сопротивление, постепенно приходит удовлетворение и счастье от служения другим.

Основные работы Фейербаха

За свою жизнь, Людвиг Фейербах написал немало работ, ставших значимыми в развитии философской мысли.

В 1830 году вышел труд Фейербаха под названием «Мысли о смерти и бессмертии», где подвергался критике вопрос бессмертия души человека. Этот труд был издан без указания авторства, но многие поняли, кто приложил руку к его созданию. Весь тираж сожгли и Людвигу запретили заниматься преподавательской деятельностью до конца его дней. Несмотря на то, что друзья ученого пытались ему помочь остаться преподавать, они не смогли этого сделать.

Первая книга, которая стала известной — «История новой философии от Бэкона до Спинозы». Первый том был написан в 1833 году. В этой работе чувствуется влияние лекций Гегеля. В ней затрагивается вопрос отношений философии и религии.

В 1837-1838 годах вышли дополнения к этой работе. Автор отвергает учения традиционной теологии о бессмертной душе. В том томе, который был посвящен Бейлю, он заявляет о своем атеистическом взгляде на мир и формулирует принципы личного отношения к религии. Подробно, Фейербах развивает свои мысли в следующих трудах: «Философия и христианство» (1839) и «Сущность христианства» (1841).

В более поздних работах — «Необходимость реформы философии», «Основы философии будущего» (1843), «Сущность религии» (1845) и «Чтения о сущности религии» (1851) — материалист радикально склоняется к роли чувственности в познании.

Он отрицает роль бессмертной души и говорит о том, что каждый «человек есть то, что он ест».

Последнее произведение мыслителя — «Эвдемонизм». Не смотря не то, что Людвиг Фейербах в то время терпел тяжелые лишения, он написал философский труд, пронизанный искренней верой в счастье людей.

Эвдемонизм — особое направление в этике, которое считает главным критерием нравственного поведения людей их стремление к счастью — наивысшему благу.

Работы философа не остались незамеченными. Его идеи сильно повлияли на взгляды Фридриха Энгельса, Карла Маркса и других представителей немецкой социалистической демократии. Представитель русской философии Сергей Булгаков называл его философом и богословом материалистического социализма.

Философские взгляды мыслителя

Людвиг Фейербах в своих трудах уделил внимание изучению человека. Каждый имеет единые тело и душу. Большую роль играет именно тело. Оно является сущностью личности. Фейербах подвергает критике учение идеалистов, с их «абстрактным мышлением». Упор делается на ощущения — зрение, осязание, обоняние и слух. Они по-настоящему реальны и нужны человеку, чтобы изучать психические состояния.

Невозможно ничего познать абстрактно, лишь при помощи разума. Если кто-то предлагает вам подобное — это не более, чем идеалистическая спекуляция.

Это направление в учении Фейербаха называют антропологией. «Объектом» для каждого из людей будет являться другой человек. Между людьми существует внутренняя связь. И поэтому возникает альтруистическая мораль, которая способна стать сильнее «ложной» любви к Богу.

Учение Фейербаха о религии

Людвиг Фейербах имел необычные взгляды на религию. Он пытался показать то, что у людей на протяжении веков формировался взгляд на мир, как нечто созданное Богом. Мысль о том, что именно Бог управляет судьбами всего живого, согласно его учению, тоже есть нечто, сформировавшееся в течение долгих лет. Божественное невозможно понять и осознать, а потому —Бога нет.

В трудах Фейербаха фигурирует такое понятие, как психогенезис духовных религиозных представлений и чувств. Каждый склонен к антропоморфизму (проецирование своих черт во вне). Человеку хотелось бы создать лучшую версию себя. Так создаются образы богов, которым не чужды человеческие мысли, чувства и желания.

Когда мы не достигаем того, чего хотим всей душой, мы испытываем горькое сожаление, душевные терзания. Смягчить эту досаду помогает религиозное творчество. Человек придумывает себе бога и надеется когда-нибудь приблизиться к его чертам. Человек сам создает Бога.

Людвиг Фейербах в своих трудах говорит об антагонизме в философии и религии. Люди, которые готовы обманывать самих себя, которых обманывают те, кто у власти, верят в Бога. Влияет на это и зависимость их от природных стихий.

Ученый считает, что религиозный культ вреден людям. Он препятствует их желанию жить здесь и сейчас. Они ожидают, что обретут вечное блаженство после смерти, но не хотят что-либо делать, чтобы улучшить свою жизнь и мир вокруг.

Ученый говорит о том, что не существует ничего выше и важнее, чем природа. Благодаря появлению на Земле людей, природа созерцает саму себя. Природа это нечто вечное, что не имеет конца. Нескончаемы также пространство и время.

Немецкий философ Людвиг Фейербах привнес в мировую культуру и философию много ярких, свежих мыслей. Его взгляды уже много лет изучаются другими представителями науки. И не только немецкими. Труды Фейербаха читают на разных континентах. Фейербах посвятил свою жизнь постижению человеческой сущности.

Антропологический материализм Фейербаха (кратко)

Выдающийся немецкий философ Людвиг Андреас фон Фейербах был отъявленным атеистом-материалистом, остро и бескомпромиссно критиковал постулаты религии и идеализма. Тем не менее в его взглядах многие узрели истину. В данной статье рассмотрим, что собой представляет антропологический материализм Л. Фейербаха.

Из биографии философа: начало жизненного пути

Людвиг Фейербах родился 13 сентября в 1872 году в городе Нюрнберг в семье специалиста по криминальному праву Пауля Фейербаха. С ранних лет будущий философ тяготел к наукам, разностороннему познанию мира и человека. Его стремление к философскому развитию стало причиной многих неожиданных поворотов как в судьбе мыслителя, так и в истории философии. Это потом уже, в конце XIX — начале XX вв., его труды оказали ощутимое воздействие на философские взгляды общественности, став одной из теоретических основ марксизма наряду с работами Георга Гегеля. А в 1830 году, когда Людвиг Фейербах издал первую противоречащую гегелевским учениям работу под названием «Мысли о смерти и бессмертии», где высказал сомнения по поводу существования нематериальной, метафизической составляющей человека — души, его свободомыслие было жестоко наказано — философа лишили права преподавать в образовательных учреждения Германии.

Период социальной отчужденности

На протяжении 25 лет Фейербах жил в небольшой деревушке Брукберг. Многие считали, что такая изоляция от общества отрицательно скажется на его творчестве. Но сам философ думал иначе. «Я счастлив проводить свое время не на кафедре и не на аудиенциях, а в храме природы и в уединении своего рабочего кабинета», — говорил Л. Фейербах. Антропологический материализм как новое направление в философии уже начал зарождаться в то время.

Основные труды

В 1841 году фундаментальная работа мыслителя под названием «Сущность христианства» стала подтверждением того, что годы затворничества даром не прошли. Интересно, что антропологический материализм Фейербаха получил ярых приверженцев практически с первых дней своего существования. Среди них был и Ф. Энгельс, который позже называл себя преданным «фейербахианцем». Дальнейшее развитие понимания религии и человека было изложено в таких работах мыслителя, как «Сущность религии» и «Основные положения философии будущего».

Так зародилась новая концепция мировой философии — антропологический материализм Фейербаха. Кратко попробуем изложить ее основные идеи. На основании них сделаем некоторые выводы.

Антропологический материализм Фейербаха

Кратко охарактеризовать учение немецкого философа довольно трудно. Но следует сказать, что Людвиг Фейербах в своих рассуждениях пришел к неожиданным для того времени выводам. Он утверждал, что человек является биологическим существом, продуктом природы, которая «создала не только его желудок, но и мозг». И именно проделки мозга заставляют человека создавать высшие идеалы и стремиться к ним на протяжении всей жизни. А потому, по словам мыслителя, не Бог создал человека, а человек — Бога.

Немецкий атеист-материалист говорил, что человек неотделим от природы, и мышление, присущее только его биологическому виду, является ничем иным, как необходимым выражением его физиологической деятельности. Антропологический материализм Фейербаха базируется на идее о том, что философия как наука, изучающая отношение бытия к мышлению, должна быть антропологией, т. е. учением о человеке, ибо только он из всех живых существ умеет мыслить. И именно он, человек, является высшим продуктом природы, единственной реальности, саморегулирующейся и бесконечной в пространстве.

Сущностью же человека разумного мыслитель называет чувственную жизнь его сердца и ума, многообразие его переживаний. Антропологический материализм Фейербаха провозглашает мысль о том, что высший продукт природы и раскрытие его подлинной сущности и являются причиной существования религии и искусства, логики и методологии, философии и науки. Людвиг Фейербах развивал теорию материалистического сенсуализма, считая ощущения единственным источником познания мира человеком.

Критика религиозных постулатов

Как уже упоминалось выше, антропологический материализм Людвига Фейербаха базируется на идеях сенсуализма и эмпиризма, решительно противореча позициям агностицизма. Зарождение религии мыслитель рассматривал как результат зависимости человека от стихийных сил общества и природы.

Людям свойственно стремиться к антропоморфизму, т. е. проецировать свои качества на кого-то. С давних времен, о чем свидетельствуют многочисленные исторические хроники, человек наделял чертами, присущими ему, представителей животного и растительного мира, стихии природы и т. п. Религия, по словам Фейербаха, является важнейшим видом такого антропоморфизма.

Наличие противоположностей в природе, резкие различия между тем, как есть, и тем, как должно быть, наблюдаемые человеком, стали импульсом к обожествлению и одухотворению идеалов. Лучшие проявления своего «Я» люди перенесли в божественную реальность, тем самым создав цель, к которой стоит стремиться. Потому философ утверждает, что не Бог сотворил людей «по образу и подобию своему», а было все с точностью наоборот. Бог — это то, чем человек хотел бы быть, ведь он обладает всеми качествами, доведенными до совершенства. Но этот идеал был вынесен за пределы самого человека — на небеса.

Причины и результаты религиозности

Сущность всех божественных атрибутов, их роль в жизни человека, проблемы и мотивы его стремления к счастью — вот что ставит на первое место антропологический материализм Фейербаха. Философия немецкого мыслителя являет собой нечто вроде аналитического взгляда на теологию и причины ее возникновения. Людвиг Фейербах усматривает причины появления Бога в сложностях, возникающих в жизни людей, которые порождают чувства бессилия, отчаяния, безысходности. В таких условиях человек склонен искать спасение в иллюзорных идеях о посмертном воздаянии и утешении. Так он обретает некую соломинку, за которую можно ухватиться, чтобы стать смиренным.

По словам философа, религия парализует какие-либо стремления человека к лучшей жизни, заставляет его терпеливо ожидать посмертной доли, подменяя реальность сомнительными иллюзиями. Мыслитель утверждал, что традиционная форма религии уже изжила себя, и ее следует заменить на религию нового поколения. По логике Фейербаха, любовь к Богу есть ни что иное как ложная форма истинной любви — любви к природе и людям.

Откровенная критика религии, на которой основан антропологический материализм Л. Фейербаха, вызвала множество споров в обществе и среди признанных мыслителей как во времена деятельности философа, так и после его смерти.

Человек в стремлении к счастью

Как и многие другие, Людвиг Андреас фон Фейербах поднимал тему нравственности и подлинной основы того или иного поведения человека. Следует сказать, что он был ярким представителем эвдемонизма, но и в это этическое направление привнес нечто свое. Антропологический материализм Фейербаха оказал значительное влияние на философию XX века и заставил подвергнуть переосмыслению многие направления этики.

Если средневековые мыслители считали наивысшим счастьем познание Бога и возможность узреть его в грядущей жизни, то немецкий материалист утверждал, что счастье отдельного индивидуума зависит от счастья других, ибо не то, что быть счастливым, а даже существовать без них он не может. Потому стремление к высшему благу разрушает рамки эгоизма и порождает в человеке чувство долга по отношению к другим людям. Так как Бог — это проекция лучших качеств высшего творения природы, то и стремление к счастью заключается в сознательном желании блага для окружающих. Но стоит оговориться, что этот импульс должен быть непринужденным, и даже самопожертвование, если оно связано с радостным сознанием проистекающего из него блага для других, может сделать человека счастливым.

Антропологический материализм Фейербаха: личное мнение автора

Мы рассмотрели основные идеи, которые выдвигал известный немецкий мыслитель конца XIX века. Немало сделал для развития философии Л. Фейербах. Антропологический материализм сам автор предпочитал именовать «реальным гуманизмом». Нельзя не согласиться с тем, что любовь к Богу не может быть истинной без любви к ближнему. И богословие как движущая сила духовного роста каждого индивидуума должно основываться не на слепом подчинении «рабов» авторитету и вере в чудо, а на реальном проявлении всего лучшего, что может быть в человеке.

Если рассмотреть антропологический материализм Л. Фейербаха кратко, то можно сделать вывод, что учение базируется не столько на критике идей теологии, сколько на призыве не игнорировать материальную сторону существования человека и допустить, что он может быть не божьим, а природным творением, а потому человеческую сущность, его чувства и мышление следует изучать с учетом различных точек зрения, как религии, так и науки.

Антропологический материализм Фейербаха имеет право на жизнь, и его учение достойно внимания даже самого религиозного человека. Ведь разве не разумное исследование и изучение закономерности явлений — основа развития личности?

В середине XIX века с острой критикой идеализма выступил немецкий философ Л.Фейербах. С точки зрения Фейербаха, идеализм есть не что иное, как рационализированная религия, а философия и религия по самому их существу, считал Фейербах, противоположны друг другу. В основе религии

лежит вера в догматы, тогда как в основе философии — знание, стремление раскрыть действительную природу вещей.

Материализм Фейербаха характеризуется как антропологический, так как в центре внимания Фейербаха — не отвлеченное понятие материи, а человек как психофизическое единство, единство души и тела. Исходя из такого понимания человека, Фейербах отвергает его идеалистическую трактовку, при которой человек рассматривается, прежде всего как духовное существо. Согласно Фейербаху, тело в его целостности как раз и составляет сущность человеческого ”Я”. Духовное начало в человеке не может быть отделено от телесного, дух и тело — две стороны той реальности, которая называется организмом. Человеческая природа, таким образом, толкуется Фейербахом преимущественно биологически, и отдельный индивид для него — не исторически- духовное образование, а звено в развитии человеческого рода.

Критикуя идеалистическую трактовку познания и будучи недоволен абстрактным мышлением, Фейербах апеллирует к чувственному созерцанию. Полагая, что ощущение составляет единственный источник нашего познания. Только то, что дано нам через органы чувств — зрение, слух, осязание, обоняние, — обладает, по Фейербаху, подлинной реальностью. С помощью органов чувств мы познаем как физические объекты, так и психические состояния других людей. Фейербах не признавал никакой сверхчувственной реальности и отвергал возможность чисто отвлеченного познания с помощью разума, считая последнее изобретением идеалистической спекуляции.

Антропологический принцип Фейербаха в теории познания выражается в том, что он по-новому интерпретирует само понятие ”объект”. По Фейербаху, понятие объекта первоначально формируется в опыте человеческого общения, и поэтому первый объект для всякого человека — это другой человек, ”Ты”. Именно любовь к другому человеку есть путь к признанию его объективного существования, а тем самым к признанию существования вообще внешних вещей. Природа же сама по себе не существует, её создаёт индивидуальное или надындивидуальное сознание.

ФЕЙЕРБАХ О СУЩНОСТИ РЕЛИГИИ

Великий немецкий философ Л. Фейербах в своих произведениях всесторонне рассматривал религию. Говоря о пути собственного духовного развития, Фейербах говорил, что Гегель являлся его учителем и «вторым отцом». Он считал, что обрел «вторую мысль» только благодаря Гегелю. Но в дальнейшем мыслитель принципиально переосмыслил гегелевскую философскую систему. Фейербах пришёл к заключению, что тезис Гегеля о самоотчуждении в природу логической идеи никак не обоснован, так как абсолютная идея, находясь изначально в стихии чистого мышления, может знать лишь только о нем и больше ни о чём.

Фейербах объяснял религию в соответствии с принципами антропологической философии. Он считал, что религия — это проявление, или развитие сущности человека.

По мнению философа, возникновение религии произошло из-за существенного отличия человека от животного (у животных нет религии). Это отличие заключено в сознании, а сознание в свою очередь существует только там, где субъект может понять свой род, свою сущность. Фейербах говорил о сознании бесконечного в религии. Человек осознает не конечную свою сущность, а бесконечную.

Философ пишет о природе как о божественной сущности: «Божественная сущность, раскрывающаяся в природе, есть не что иное, как сама природа; она раскрывается, выявляется и напрашивается человеку как божественное существо» . С верой в то, что в человеке раскрываются демоны, духи, дьявол и, при этом, владеют им, совпадает вера в то, что в природе раскрывается не сама природа, а другое существо. С точки зрения этого религиозного взгляда, природа находится во власти человеческого духа. Его фантазия и чувство бессознательно внедряются в природу, делают её символом и зеркалом своей сущности. Чувственный объект находится вне человека в то время, как религиозный — внутри него, поэтому религиозный объект близок, интимен. Религиозный объект человека является его же объективной сущностью, а, следовательно, сознание Бога — это самосознание человека, а познание Бога — самопознание человека. По Богу можно судить о человеке и, наоборот, по человеку – о Боге. Из этого следует, что человек и Бог — тождественны. Фейербах утверждает, что Бог предстаёт откровением внутренней сути человека, выражением его «Я», а религия – раскрытием всех тайных сокровищ человека, признанием сокровенных его помыслов, открытым исповеданием его тайн любви.

На осознанном уровне Бог является уже отличным от человека существом. Верующий не понимает, что его сознание Бога представляет сознание его собственной сущности. В связи с этим философ уточнял, что религия — это первое, к тому же косвенное самосознание человека. Он писал: «Прежде чем искать свою сущность в себе, он полагает ее вне себя. Свою собственную сущность он объективирует в качестве другой сущности.» . Сущность Бога есть очищенная и освобождённая от индивидуальных границ сущность человека. Эта сущность рассматривается и почитается, как посторонняя, отдельная. Фейербах считал, что сознание и сущность религии исчерпываются тем, что заключено в человеческой сущности, в сознании и самосознании человека. Религия не имеет собственного, особенного содержания. Человек объективирует свою сущность и делает себя предметом этой сущности, которая превращается в субъект или в личность.

Так как, с точки зрения Фейербаха, сущность человека образуют разум, воля и чувства, так же эти свойства составляют и сущность религии, но они предстают уже в качестве объективированных.

Фейербах видел в религии заблуждения, иллюзии и фантазии; свойства, приписываемые воде, вину и хлебу, как что-то отличное от перечисленных естественных веществ, существуют не в действительности, а лишь в представлении, в воображении. То же самое можно сказать о божественной сущности в отличие от сущности природы и человечества. Определения этой сущности — разум, любовь и т.п. — должны иметь отличное значение от определений, относящихся к сущности природы и человека. Эти определения даны только в представлении и воображении, но не в действительности. Однако из этого не следует вывод, будто религия — это бессмыслица и чистая иллюзия. Фейербах полагал, что поскольку человек предстаёт подлинным предметом и содержанием религии, то антропология, религиозные определения Бога выражают и объективируют истинную сущность человека. Показательными здесь являются названия первой и второй частей «Сущности христианства» Фейербаха: «Истинная, или антропологическая» и «Ложная, т. е. богословская сущность религии».

Поиск основы, корня и источника фейербаховской концепции религии являлся её важным моментом. Вот как философ формулировал основной принцип: «Основу религии составляет чувство зависимости человека; в первоначальном смысле природа и есть предмет этого чувства зависимости, то, от чего человек зависит и чувствует себя зависимым.» ; страх есть самое яркое выражение чувства зависимости. Сначала предметом этого чувства была природа с ее драматическими событиями, непостоянством, изменчивостью: природа — первый, изначальный объект религии. Фейербах называл естественными те религии, в которых люди поклоняются природным явлениям. Природа постоянно движется и изменяется, и эти изменения обрекают на неудачу или поощряют желания и намерения людей. Главным образом изменчивость явлений природы возбуждает религиозное чувство. Оно превращает природу в предмет религии. Фейербах называл случайным появление религии. Он говорил, что религиозным человека делает непостоянство природы. Главный предмет религии — случайность, так как она непреднамеренна и непроизвольна, а также независима от человеческого знания и воли, но в то же время от неё зависит судьба человека.

Религию, в которой предметом является дух, духовное существо, а основа оказывается иной, Фейербах отличал от естественной и называл её духовно-человеческой. По мнению философа, человек возвышается над природой в ходе истории и “становится супранатуралистом”, Бог его оказывается “сверхъестественным существом”, и теперь объектом чувства зависимости выступают и общественные силы. Человек превращается в политическое существо из чисто физического. Теперь он становится чем-то отличным от природы. Человек объединяется в общине с другими людьми и, тем самым, разграничивает свою природу и сущность и, следовательно, приходит к Богу, отличному от природы. Фейербах писал, что в такой общине предметом человеческого сознания и чувства зависимости становится сила закона, общественного мнения, чести и добродетели, т. е. отличные от естественных сил политические, моральные и абстрактные силы, данные только в мысли и представлении. Перед моральной и политической властью исчезают власть природы и чувство зависимости от нее. Блеск солнца ослепляет раба природы. В то же время раб политический так ослепляется блеском царского звания, что падает перед ним ниц, точно как перед божественной силой, от которой зависит жизнь и смерть. Случай точно так же действует в обществе, как и в природе. Фейербах в общем описал процессы, которые в настоящее время получили осмысление в таких понятиях, как модернизм, светская религия и секуляризация.

Развивая свою мысль, философ говорил, что периоды человечества отличаются друг от друга только изменениями в религии: только тогда, когда историческое движение захватывает человеческое сердце (а сердце есть сущность религии), оно затрагивает самое основное. В человечестве произошла религиозная революция: у людей больше нет сердца, нет религии. Христианство отвергается даже теми, кто всё еще его сохраняет. За христианство выдаётся даже отрицание христианства. И в этом отрицании заходят настолько далеко, что отбрасывают любую положительную руководящую нить. Фейербах считал утрату критерия, центра, принципа этой религии признаком внутреннего упадка, заката христианства: ни символических книг, ни отцов церкви, ни Библии не признают в качестве мерила христианства. Для прикрытия отпадения от религии, прибегают к традиции или же модифицируют «древнюю книгу законов»: христиане вкладывают смысл в свои священные писания, но этот смысл находится в противоречии с их содержанием. Фейербах считает, что, христианство отвергнуто в духе и сердце, науке и жизни, искусстве и индустрии.

Мыслитель называл философию и политику явлениями, заменяющими христианство. Философия, которая занимает место религии, это его «новая философия». «Новая философия» из недр религии извлекает свой принцип. Однако её согласие с религией не исходит из соглашения с догматикой христианства. Исходя из рассуждений Фейербаха, любовь к человеку составляет практическую тенденцию его философии. Моральные отношения, сами по себе, есть истинно религиозные отношения.

Философ считает, что на место любви к Богу, как единственно истинную религию, надо поставить любовь к человеку, а на место веры в Бога — веру человека в самого себя, в собственную силу. Высшим законом должна являться любовь к человеку.

Философ считал, что, если в наших взглядах есть нечто высшее, которое превращает политику в религию, то и она становится религией. Практическое стремление человечества — это его политическое стремление, стремление к активному участию в государственных делах, в уничтожении политической иерархии и народного неразумия. В государстве люди объединяются, почти полностью отрицая свою религиозную веру. Государство есть неограниченный, бесконечный, абсолютный человек. Отдельный человек не одинок в нём, так как он — член целого. Люди входят в государство потому, что в нем они без Бога, и Богом для них оказывается государство. Политическая энергия становится «религиозным безверием», в ней политика предстаёт религией, а человек отвергает христианство и, тем самым, становится подлинно религиозным.

Список литературы:

Критика религии в философии Л. Фейербаха

На этой странице:

Философия религии ХIХ в. в значительной степени находилась под влиянием идей Г.В.Ф. Гегеля, «великая заслуга которого состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития». В полемике с идеями Г.В.Ф. Гегеля склады вались воззрения на религию Л. Фейербаха, К. Маркса и других философов.

Антропологическая сущность религии

По Фейербаху, идеализм — это рационализированная религия, но религия и философия не совместимы друг с другом: первая зиждится на догматах, вторая — на стремлении постичь действительную природу вещей. В силу этого Фейербах считал первостепенной задачей философии критику религии, в каких бы формах она не проявлялась. В работе «Сущность христианства» (1841) мыслитель попытался осуществить эту задачу.

Согласно Фейербаху, единственными объективными реальными вещами являются природа и человек. Он призывает перейти от размышлений о потусторонних сущностях, как это делают идеалисты, к изучению природы и человека. Основой философии, ее исходным пунктом должен быть человек, а не абсолютная идея. Поэтому Фейербах сам назвал свою философию «антропологией».

Фейербах делает попытку, исходя из антропологического материализма, рассмотреть различные формы общественного сознания и, прежде всего, религию. Не Бог создал человека, а человек Бога. Божественная сущность, утверждает Фейербах, это не что иное, как человеческая сущность, освобожденная от индивидуальных границ, объективированная, а затем — обожествленная, почитаемая в качестве потусторонней сущности, т.е. Бога.

Буквально все вопросы бытия и познания Фейербах рассматривает исходя из человеческой сущности как природной, ибо он не противопоставляет человека природе, а считает человека частью природы.

Антропологический материализм Фейербаха определил его социально-философские воззрения. Дело в том, что при осмыслении проблем сущности религии, морали, истории и др. немецкий философ исходил из своего понимания сущности человека как абстрактного биологического существа. Он характеризовал человека через единство его чувств, мысли и воли. Причем отличие человека от животных видел в наличии у него особого религиозного чувства, которое человек стремится удовлетворить. Именно поэтому, считал Фейербах, появляются всевозможные религии, в том числе христианство.

Религия коренится в существенном отличии человека от животного: у животных нет религии. Поэтому животное живет единой, простой, а человек двоякой жизнью. Внутренняя жизнь животного совпадает с внешней, а человек живет внешней и особой внутренней жизнью. Внутренняя жизнь человека тесно связана с его родом, с его сущностью, человек мыслит, то есть беседует, говорит с самим собой. Животное не может отправлять функций рода без другого индивида, а человек отправляет функции мышления и слова — ибо мышление и слово суть настоящие функции рода, без помощи другого. Человек одновременно и «Я» и «ты»; он может стать на место другого именно потому, что объектом его сознания служит не только его индивидуальность, но и его род, его сущность.

Сущность человека в отличие от животного составляет не только основу, но и предмет религии. Но религия есть сознание бесконечного, и поэтому человек познает в ней свою не конечную и ограниченную, а бесконечную сущность.

Он высказал мысль о том, что Бог — это отчужденная от самого человека и превращенная в абсолют человеческая сущность. Свойства, характеризующие Бога, есть свойства самого человека, которые оторваны от него и «спроецированы» на Бога. Личность Бога, по Фейербаху, есть не что иное, как отделенная объективированная личность человека.

Обосновывая это положение, философ писал: «О человеке можно судить по Богу и о Боге — по человеку. Они тождественны. Божество человека заключается в его духе и сердце, а дух, душа и сердце человека обнаруживаются в его Боге. Бог есть откровение внутренней сути человека, выражение его «я»; религия есть торжественное раскрытие тайных сокровищ человека, признание его сокровенных помыслов, открытое исповедание его тайн любви».

В религии человек раздваивается в самом себе: он противопоставляет себе бога, как нечто противоположное ему. Бог есть не то, что человек, а человек не то, что бог. Бог — бесконечное, человек — конечное существо; бог совершенен, человек несовершенен; бог вечен, человек смертен; бог всемогущ, человек бессилен; бог свят, человек греховен. Бог и человек составляют крайности. Бог понятие положительное, совокупность всех реальностей, человек — понятие отрицательное, совокупность всего ничтожного.

Но человек воплощает в религии свою собственную сокровенную сущность. Следовательно, нужно доказать, что та противоположность, тот разлад между богом и человеком, на котором основана религия, есть разлад человека с его собственной сущностью.

Эта сущность — не что иное, как разум — ум или рассудок. Бог, как противоположность человеку, как нечеловеческая, то есть не индивидуально человеческая, сущность, является объективированной сущностью рассудка. Чистая, совершенная, безущербная божественная сущность есть самосознание рассудка, сознание рассудком своего собственного совершенства. Рассудок не знает страданий сердца; ему чужды желания, страсти, потребности и, следовательно, недостатки и слабости, свойственные сердцу.

Философия Фейербаха

Эпоха, в которую развивалось учение немецкого философа Людвига Андреаса Фейербаха, считалась завершающей стадией классической философии, а также первым этапом развития материализма. Основными чертами этого нового течения стала критика идеализма и обоснование чувственности как лучшего способа познания.

Общая характеристика

Основными чертами, которыми характеризовалось учение Фейербаха, были:

  • разрыв с религией и попытка освободиться от продолжающегося на протяжении многих веков влияния церкви на философию
  • желание и стремление объяснить существование Бога или какой-то высшей силы, исходя из постулатов материализма, а также природы человеческой личности;
  • поиск обоснования проблемам окружающего нас мира, учитывая современные философу достижения науки;
  • огромный интерес к общественно-политическим вопросам;
  • вера в то, что внешний мир можно познать.

Фейербах начал свою деятельность с критики идеализма. Он:

  • отрицал идею о равенстве существования и мышления;
  • не соглашался с мыслью о единстве теологии и философии;
  • утверждал, что окружающий нас мир можно почувствовать;
  • отвергал мысль о реальности абсолютной идеи в качестве первопричины всего сущего.

Именно, основываясь на этих постулатах, философ отвергал идеи Гегеля, считая его мысли обращенными к прошлому, а также не принимающими в расчет прогресс современного научного знания. Так, Фейербах предложил свою теорию, основанную на следующих принципах:

  • человек объединяет в себе материальное и духовное;
  • идея не появляется и не существует сама по себе, она продукт, полученный благодаря людскому сознанию;
  • природа является вечной, у нее нет конца и начала, поэтому уничтожить ее невозможно;
  • никаких других реальностей нет, кроме человека и природы;
  • главным интересом философа должна стать именно личность.

Политические идеи Феёербаха напрямую связаны с антропологическим его учением. Рассмотрим основные положения:

  • сущность человека – биологическая, однако он наделен таким характеристиками, как воля, разум, чувства, желания;
  • основой социума должна стать религия, однако ей следует базироваться не на вере во всемогущее, сверхъестественное создание, а на любви людей друг к другу, а также привязанности в семье, полностью отвечающей реальной природе человека;
  • смысл всего существования личности находится в стремлении к счастью и его поиске;
  • реализация своих желаний возможна лишь в социуме.

Познание

Сначала основным авторитетом для Людвига Фейербаха был Гегель, однако согласно его учению, чувства и ощущения сами не могут дать человеку общего знания. Они слишком субъективны и ненадежны, а также не производят абстрактных категорий. Фейербах же, в свою очередь, главным способом не только восприятия, но и познания считал именно использование органов чувств. Поэтому он и считается материалистом. Он указывал, что все спорные моменты исчезают тогда, когда появляется чувственность, которая тождественна реальности и истине. В некоторых своих размышлениях немецкий философ активно противостоял гегелевской теории, говоря даже, что нет ничего абстрактного и никаких общих понятий. Существуют лишь единичные, конкретные вещи и явления.

Кроме того, философ выступает критиком и оппонентом Канта, который придерживался теории об ограниченных способностях познания человека. Согласно мнению Фейербаха, наши гносеологические возможности не имеют пределов. Однако такая безграничность появляется не сразу, а лишь тогда, когда научно-техническое развитие достигает все больших успехов. Так, философ известен своим высказыванием о том, что все, что не было познано нами, смогут узнать наши потомки.

Материалист Фридрих Ланге отмечал еще одну характеристику учения о познании Фейербаха, называя эту черту «туизмом». Данное слово происходит от латинского «tu», которое переводится, как местоимение 2-го лица – «ты». Реальность существования не может определяться в тех случаях, когда она доступна собственному чувству всего одного человека, важно, чтобы она была действительной и для другого. Любовь между живыми созданиями лежит в основе бытия и раскрывает его истинную сущность. Так, в познании философа большую роль играет не только ощущение, как восприятие, но и эмоциональная составляющая чувственности.

Этика

Огромное внимание в учении Фейербаха уделяется этической составляющей. В то время немецкая этика основывалась на теории Канта. Кант доказал, что нельзя создать общеобязательную этику, которая стремилась бы к достижению индивидуального счастья и благополучия каждого отдельного человека. Взгляды Фейербаха несколько отличаются от господствующего тогда мнения.

Он считал, что этика основывается на нашем личном волеизъявлении, а оно, в свою очередь, опирается на стремление к счастью. Разумеется, «туизм» философа проявлялся и здесь. «Я» никаким образом не может быть отделено от «ты». Поэтому и настоящая этика должна базироваться не на личном удовлетворении, а на том, что принимает в расчет чужие стремления и желания, то есть она не эгоистична, как может показаться сначала.

Биологическая сущность людей такова, что они взаимозависимы друг от друга. Доказывается это существованием разных полов. Согласно этической теории Фейербаха, конфликтная ситуация между эгоистичным стремлением и долженствованием возникнуть может, однако, она разрешима. В процессе развития и взросления человек учится успешно совмещать исполнение обязанностей с личными желаниями и наклонностями. Как результат, следованию долга постепенно начинает сопутствовать чувство удовлетворения и порой даже счастья. Иногда жертвование своей жизнью ради существования другого даже приносит индивидууму наслаждение этического рода.

Теологическая философия

Важное место в учении Фейербаха занимает проблема Бога. Однако он, в отличие от других представителей материалистического направления того периода, категорически отрицал его существование. Основой измышлений Фейербаха всегда оставалась антропология.

Расскажем об основных постулатах немецкого философа в этой области:

  • Бога не существует, он просто продукт человеческого сознания;
  • религию невозможно совместить с реальным миром, это просто идеология, основанная на мифах и фантастическом видении;
  • религия распространяется, потому что человеку слишком тяжело живется. Кроме того, люди ощущают свое бессилие перед внешней средой, они зависят от неё, поэтому нуждаются в каком-то объяснении происходящего;
  • Бог предстает идеальным представлением о том, какой должна быть личность, к чему ей следует стремиться;
  • ни в коем случае не стоит рассматривать Бога как творца, поскольку на самом деле создателем является человек. Мы сами посредством разума сотворяем себе божество.

Учение Фейербаха прошло несколько стадий: от изучения теологии к гегелевской философии, затем – к гносеологическому сенсуализму, а также — антропологии в религии. То есть, в своем развитии он поэтапно освоил три фазы, описанные позитивистом Огюстом Контом: теологическую, метафизическую и позитивную. Философия Фейербаха предстает переходной между немецким классическим учением и материализмом XIX века, а также выступает как комплекс идей, предшествующих марксизму.

ПОДРОБНЫЕ сведения по этой теме — см. в статье Людвиг Фейербах – учение и идеи

Весьма влиятельный в XIX столетии немецкий философ Людвиг Фейербах (1804 – 1872) был талантливым, остроумным писателем, а по характеру – человеком страстным и пылким. Сам определяя эволюцию своих неоднократно менявшихся философских взглядов, Фейербах отмечал: «Бог был моею первой мыслью, разум – второй, человек – третьей и последней». В юности он собирался стать теологом, затем стал увлекаться гегелевской метафизикой, а от нее перешёл – к сенсуализму в теории познания и к антропологической точке зрения в религии. Таким образом, Фейербах, по меткой характеристике историка материализма Ланге, последовал через те самые три фазиса философской мысли, которые основатель позитивистской доктрины Огюст Конт усматривал в истории всего человечества (теологический, метафизический и позитивный).

Людвиг Фейербах

Учение Фейербаха о познании – кратко

Согласно одному из основных положений, подтверждающих материализм Людвига Фейербаха, «истина, действительность и чувства тождественны между собой… Очевидно только чувственное… Только там, где начинается чувственность, исчезает всякое сомнение и всякий спор». Поэтому чувства – главные органы не только нашего восприятия, но и познания вообще. Бывший поначалу главным авторитетом для Фейербаха Гегель доказывал, что одни чувства не могут дать человеку общего знания, что все чувственное текуче и единично, и, следовательно, не содержит в себе никаких абстрактных категорий. Но Фейербах, подобно сенсуалистам XVIII столетия, утверждал, что чувственность – единственный источник истинного знания. Он доходил даже до отрицания существования общих понятий и признавал истинным лишь единичное, конкретное.

Другой важной чертой теории познания Людвига Фейербаха является то, что Ланге называет «туизмом» (от латинского «tu» – ты). Достоверность бытия, считает Фейербах, определяется не только его доступностью собственному чувству человека, но и его реальностью для другого. Я познаю тебя раньше пробуждения собственного моего самосознания. Любовь к другим живым существам, солидарность с ними раскрывают передо мною истинное, реальное бытие. Таким образом, в гносеологии Фейербаха большую роль играет не только «чисто воспринимающее» ощущение, но и любовно-эмоциональная сторона чувственности.

Этика Фейербаха – кратко

Наибольшее внимание философия Людвига Фейербаха уделяет этике и религии. В первой трети XIX века в Германии преобладал взгляд, что Кант неопровержимо доказал невозможность общеобязательной этики, основанной на стремлении к индивидуальному счастью (эвдемонизм). Фейербах и получил широкую известность тем, что, вопреки господствующим тогда системам, провёл эвдемонистическую мораль последовательно и даже радикально. По его взгляду, предмет этики – область человеческой воли, но сама эта воля определяется прежде всего стремлением к счастью. «Нравственность без блаженства, – говорит Людвиг Фейербах, – это слово без смысла». По вопросу о том, как сочетать тягу к личному счастью с противоречащим ей на первый взгляд стремлением к самоограничению и служению на благо других, проповедник «туизма» Фейербах разъясняет: так как «я» неотделимо от «ты», то и истинная этика должна быть основана не на одиночном удовлетворении, а на таком, которое учитывало бы и чужие устремления. Взаимозависимость людей неотделима от самой их природы. Её явным выражением служит различие полов. В половой любви «стремление к счастью можно удовлетворить не иначе, как удовлетворив вместе с тем, хочешь ты того, или нет, стремление к счастью другого лица». Мысль о том, что личное стремление к счастью должно быть неотъемлемо от такой же тяги других, мы усваиваем с самого детства – в процессе человеческого общения. Согласно этической философии Фейербаха, конфликт между эгоизмом и долгом возникать может, но он отнюдь не является неизбежным и непреодолимым. В нашей жизни, мы постоянно учимся сочетать исполнение долга с личными склонностями. В итоге, само следование долгу мало-помалу начинает сопровождаться с ощущением удовлетворения и счастья, даже если поначалу оно и выполняется против воли. Даже жертва собственной жизнью во имя счастья другого может принести человеку высокое этическое наслаждение.

Философия религии Фейербаха – кратко

Больше всего Людвиг Фейербах прославился своей теорией о происхождении религии. Она, в сущности, довольно незатейлива, но среди его современников признавалась очень оригинальной. По философии Фейербаха, человек на протяжении всей своей жизни имеет дело только с данными чувств. Ничего сверхчувственного нет и быть не может. К сверхчувственному, «потустороннему» Фейербах относит и главные религиозные понятия: идеи Бога, свобода воли и бессмертия души, противопоставляя этим «несуществующим вещам» положение: «довольствуйся данным миром».

Однако его философия кардинально расходится с атеистами XVIII столетия в трактовке вопроса об истоках религиозных верований. Большинство «просветителей» XVIII века полагало, что религия возникает из человеческого невежества и суеверия, а также из сознательного обмана в целях установления господства меньшинства над большинством. Фейербах же считает, что тяга измышлять себе богов коренится в неотъемлемом от людского духа стремлении уподоблять внешний мир собственному идеализированному образу. Всякий человек ограничен в своей физической и психической индивидуальности и не может воплощать в себе все возможные людские совершенства и добродетели. Но в каждом индивиде существует желание обрести такой собирательный идеальный образ, реализовать все доступные человеку как виду возможности. Это устремление и ложится в основу религиозных представления о богах. Люди издревле склонны олицетворять лучшие стороны своей натуры в неких вымышленных, несуществующих на деле реальностях. К этому человека толкает всегдашняя резкая противоположность между тем, что есть, и тем, чем он должен быть. Религиозное творчество стремится устранить эту противоположность. Не Бог творит человека «по образу и подобию своему», а наоборот, человек подобным способом творит богов. Кратко этот взгляд формулируется в знаменитом изречении Людвига Фейербаха «человек человеку – бог».

Историческую важность религии философия Фейербаха ничуть не отрицает, говоря даже, что прежде вера в богов воплощала в себе лучшие идеи и чувства человечества. Но в настоящее время нужда в ней отпала. Фейербах убеждён, что его философия и современная ему наука распознала метафизическую иллюзию, лежащую в основе религиозного творчества. Боги тем самым теряют смысл своего существования. Прогрессивное развитие техники, искусств и общественных форм даёт человечеству возможность удовлетворить всё больше самых разнообразных потребностей. Между тем, религия возникала и на почве их неудовлетворённости – теперь устранённой. Ремесленник и поэт ныне уже не нуждаются в покровительстве Гефеста или Аполлона. Человечество научится в будущем искусству быть счастливым и нравственным без содействия религии.

В своём атеизме Фейербах далеко не оригинален. Он имел многих более выдающихся предшественников в XVIII и более ранних веках. Однако его психологическое объяснение процесса возникновения религии создавало впечатление нового слова в философии. «Религиозные» теории Людвига Фейербаха нашли развитие в этнографических исследованиях по первобытной религии Леббока, Тэйлора, Спенсера и других учёных, а также в психологии.

Работы Фейербаха – кратко

Первой значительной философской работой Людвига Фейербаха была «История новой философии от Бэкона до Спинозы» (первый том, 1833). Здесь ещё ясно чувствуется влияние гегельянства, однако уже зарождается главный для Фейербаха вопрос – об отношении философии к религии. Первый том «Истории новой философии» позже был дополнен двумя другими, посвящёнными Лейбницу (1837) и Пьеру Бейлю (1838). Учение традиционной теологии о бессмертии здесь уже отвергается, как и в ранней анонимной работе Фейербаха «Мысли о смерти и бессмертии» (1830). Когда имя её автора стало известным, Фейербах навсегда потерял возможность быть профессором. В томе, посвящённом Бейлю, Фейербах открыто склоняется к атеизму и начинает формулировать главные основы своей психологической трактовки религии. Он подробно излагает её в двух своих последующих известных работах: «Философия и христианство» (1839) и «Сущность христианства» (1841). В сочинениях более позднего периода: «Необходимость реформы философии», «Основы философии будущего» (1843), «Сущность религии» (1845) и «Чтения о сущности религии» (1851) Людвиг Фейербах еще более радикально развивает сенсуализм, натурализм и антропологизм. Он уже склоняется к материализму (его известное изречение «человек есть то, что он ест»), к которому вместе с ним и независимо от него склонились и многие другие представители левого гегельянства.

Философские и религиозные идеи, изложенные в работах Фейербаха, оказали сильное влияние на Маркса, Энгельса и других духовных вождей немецкой социал-демократии (подробнее — см. в статье Маркс и Фейербах). Выдающийся русский философ С. Булгаков писал, что если в Марксе германский материалистический социализм имеет своего политэконома, то Фейербах является его богословом и философом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *