Основные направления зарубежной психологии

Основные направления зарубежной психологии

В зарубежной психологии выделяют несколько основных направлений (рис. 5).

Фрейдизм

Рис. 5. Основные направления зарубежной психологии

Психоанализ – одно из наиболее известных направлений зарубежной психологии, возникшее в начале XX в. Оно основывается на идее о том, что поведение определяется не только и не столько сознанием, сколько бессознательным.

Психоанализ восходит к идеям З. Фрейда и его последователей. Психоанализ – первая теория, пытавшаяся объяснить динамику развития личности. Основополагающая роль в процессе формирования, развития человека отводится сексуальным влечениям и инстинктам. Основными методами психоанализа являются метод анализа свободных ассоциаций, толкование сновидений, анализ и толкование различных ошибочных и непреднамеренных симптоматических действий человека.

Психоанализ не соотносится только с именем своего основателя. Ученики и последователи З. Фрейда, А. Адлер, К. Юнг развивали собственные учения о бессознательном и психической жизни.

Фрейдизм – философско-психологическое учение З. Фрейда и его последователей, объясняющее развитие и структуру личности антагонистическими сознанию психическими факторами и использующее основанную на этих представлениях технику психотерапии.

Фрейдизм ввел в психологию ряд важных проблем:

· мотивации бессознательного;

· соотношения нормальных и патологических явлений психики;

· защитных механизмов психики;

· роли социального фактора;

· влияния детских травм на поведение взрослого;

· сложного строения личности;

· противоречий и конфликтов в психической организации субъекта.

В трактовке этих проблем фрейдизм отстаивал положения о подчиненности внутреннего мира и поведения асоциальным влечениям, о всесилии либидо, о противопоставлении сознания и бессознательного.

Неофрейдизм – направление в современной философии, социологии, психологии, развившееся на основе фрейдизма. Его сторонники пытаются преодолеть биологизм классического фрейдизма и ввести его основные положения в социальный контекст (К. Хорни, Г. Салливан, Э. Фромм, Э. Эриксон).

Лидеры неофрейдизма подвергли критике некоторые фундаментальные подходы и утверждения З. Фрейда и акцентировали роль социальных и культурных детерминант в жизнедеятельности личности и общества.

Бихевиоризм – направление в зарубежной психологии, возникшее в начале XX в. и отрицающее сознание как предмет научного исследования, сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды.

Основоположником бихевиоризма является Д. Уотсон, который открыто провозгласил, что психологию можно считать наукой, лишь когда она выработает объективный подход к исследуемым явлениям. Поэтому психология должна ограничиться описанием и количественной оценкой форм поведения, возникающих в определенных ситуациях. Для достижения этой цели вполне достаточно выполнить три условия: точно описать само поведение, выяснить те физические стимулы, от которых оно зависит, и установить связи, существующие между стимулами и поведением.

Основными научными понятиями бихевиоризма стали «стимул» (раздражитель из внешней среды), «реакция» (ответ организма на раздражение) и «связь» (ассоциации) между стимулом и реакцией. Простота схемы S -> R давала возможность легко использовать количественное описание психологического явления и применять математические методы для обработки результатов его исследования. Отношение S -> R было объявлено единицей поведения.

Перед психологией ставились следующие задачи:

· выявить и описать типы реакций;

· исследовать процесс их образования;

· изучить законы их комбинаций.

Но исходя из схемы S -> R оказалось невозможным понять, как появляются новые действия, поэтому довольно скоро обнаружилась ее чрезвычайная ограниченность для объяснения поведения.

Заслуга бихевиористов была в том, что они ввели в психологию объективный метод, основывающийся на регистрации и анализе внешне наблюдаемых фактов, процессов, событий, благодаря чему получили бурное развитие инструментальные приемы исследования психических процессов.

Основной недостаток бихевиоризма состоит в недостаточном учете сложности психической деятельности, излишнем сближении психики животных и человека, игнорировании процессов сознания, высших форм научения, творчества, самоопределения личности и пр.

Необихевиоризм – направление в американской психологии, возникшее в 30-е гг. XX в. Главными его представителями явились Э. Толмен и К. Холл. Восприняв главный постулат бихевиоризма о том, что предмет психологии – объективно наблюдаемые реакции организма на стимулы внешней среды, необихевиоризм дополнил его понятием переменных промежуточных, под которыми понимались внутренние процессы. К ним относятся такие образования, как цели, намерения, гипотезы и т.д. Хотя эти переменные были функциональными эквивалентами сознания, вводились они как «конструкты», о которых следовало судить только по свойствам поведения. Схема приобрела вид S->V->R.

Появление необихевиоризма свидетельствовало о кризисе классического бихевиоризма, неспособного объяснить целостность и целесообразность поведения. Необихевиоризм стремился преодолеть ограниченность исходной доктрины, сохранив ее основную установку на биологизацию человеческой психики.

Гештальтпсихология – направление, возникшее в Германии в первой трети XX в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур – гештальтов. Это направление связано в первую очередь с именами немецких ученых М. Вертхаймера, К. Коффки и В. Келлера. Гештальтпсихология выступала против выдвинутого психологией структурного принципа расчленения сознания на элементы и построения из них сложных психических феноменов. В противовес ассоцианистским представлениям была выдвинута идея целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементов. В связи с этим следует подчеркнуть роль гештальтпсихологии в становлении системного подхода. По мнению теоретиков гештальтпсихологии, мир состоит из организованных форм и восприятие мира тоже организованное целое, а не просто сумма его частей.

Итак, восприятие не сводится к сумме ощущений, свойства фигуры не описываются через свойства частей. Идея о том, что внутренняя, системная организация целого определяет свойства и функции образующих его частей, была применена к экспериментальному изучению восприятия (преимущественно зрительного).

Гуманистическая психология – одно из ведущих направлений современной западной (преимущественно американской) психологии, признающее главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а открытую возможность самоактуализации. Гуманистическая психология основана на вере в возможность расцвета каждого человека, если предоставить ему право самому выбирать свою судьбу и направлять ее. Это направление прежде всего связано с именами Г. Олпорта, А. Маслоу, К. Рождерса.

Основные положения гуманистической психологии:

· человек должен изучаться в его целостности;

· каждый человек уникален;

· человек открыт миру;

· жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;

· человек наделен потенциями непрерывного развития и самореализации;

· человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в выборах;

· человек – активное, творческое существо.

Гуманистический подход дальше других отходит от научной психологии, отводя главную роль личному опыту человека.

Трансперсональная психология – новое направление в западной психологии, появившееся в 60-е гг. XX в. Представители данного направления ищут новую теоретическую парадигму, позволяющую описывать явления, не получившие достаточного обоснования в рамках психоанализа, бихевиоризма и гуманистической психологии. В первую очередь это относится к предельным возможностям психики: мистическим переживаниям, мистическому сознанию, т.е. формам особого духовного опыта, требующим взгляда на психику человека не с традиционных научных позиций.

В центре трансперсональной психологии находятся так называемые измененные состояния сознания, переживание которых сможет привести к смене фундаментальных ценностей, духовному перерождению и обретению целостности. Согласно мнению сторонников данного направления, рождение, смерть, возрождение связаны со страданием и его преодолением, ведут к высвобождению души и вступлению ее в новые, более целостные отношения с миром.

ОСНОВНЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ

В первой половине XX в. в Европе и США формируется ряд самостоятельных психологических школ, отличающихся друг от друга различным пониманием предмета психологии, методов исследования и системы основных психологических понятий.

Это — бихевиоризм, фрейдизм, гештальтпсихология, когнитивизм, гуманистические теории

Бихевиоризм (англ. behaviour — поведение) — одно из направлений в зарубежной психологии, программу которого провозгласил в 1913г году американский исследователь Джон Уотсон, который считал, что предметом изучения должно быть не сознание, а поведение. Изучая непосредственные связи стимулов и реакций (рефлексов), бихевиоризм привлёк внимание психологов к изучению навыков, учения, опыта; противостоял ассоцианизму, психоанализу. Бихевиористами применялось два основных направления для исследования поведения — проведение экспериментов в лабораторных, искусственно создаваемых и управляемых условиях, и наблюдение за субъектами в естественной для них среде обитания.

Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:

  • Аудирование
  • Грамматика
  • Речь
  • Письмо

Проверить

Фрейдизм — названное по имени австрийского психолога З. Фрейда направление, объясняющее развитие и структуру личности иррациональными, антагонистическими сознанию психическими факторами и использующее основанную на этих представлениях технику психотерапии. Возникнув как концепция объяснения и лечения неврозов, фрейдизм в дальнейшем возвел свои положения в ранг общего учения о человеке, обществе и культуре, приобретя большое влияние. Ядро фрейдизма образует представление об извечной тайной войне между скрытыми в глубинах индивида бессознательными психическими силами (главной из которых является сексуальное влечение — либидо) и необходимостью выжить во враждебной этому индивиду социальной среде.

Так, Карл Густав Юнг (1875 — 1961) — швейцарский психиатр и психолог, основатель аналитической психологии. Юнг выступил против постулата Фрейда об определяющей роли сексуальных влечений в психической регуляции жизнедеятельности индивида. Психоаналитическую концепцию, разработанную К.Юнгом, иногда называют «аналитической психологией». В соответствии с ней психика представляет собой сложное целое, относительно независимые части которого своеобразно отделены друг от друга. Центр человеческой индивидуальности составляет так называемый «комплекс Я». С ним связаны два типа бессознательного: личное и коллективное. Первое представлено тем, что приобретено человеком в ходе индивидуального жизненного опыта; второе передается ему по наследству и отражает общественный опыт, накопленный человечеством.

Личное бессознательное (вытесненные побуждения, забытые, травмировавшие впечатления) формируется в жизни индивида. Коллективное бессознательное — сверхличное бессознательное, древнейшая (архаичная) психика, сформированная в процессе исторического развития человечества. Форма проявления коллективного бессознательного — инстинкты и архетипы — различные верования, мифы, предрассудки, архетипические образы и символы.

Гештальтпсихология — направление в зарубежной психологии, исходящее из целостности человеческой психики, не сводимой к простейшим формам. Гештальтпсихология исследует психическую деятельность субъекта, строящуюся на основе восприятия окружающего мира в виде гештальтов. Гештальт (нем. Gestalt — форма, образ, структура) — пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путем суммирования свойств их частей. Одним из ярких тому примеров, по Келлеру, является мелодия, которая узнается даже в случае, если она транспонируется на другие элементы. Когда мы слышим мелодию во второй раз, то, благодаря памяти, узнаем ее. Но если состав ее элементов изменится, мы все равно узнаем мелодию, как ту же самую.

Гуманистическая психология — ряд направлений в современной психологии, которые ориентированы прежде всего на изучение смысловых структур человека. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х годов XX века, как протест против доминирования бихевиоризма и психоанализа в США, получив название третьей силы. К данному направлению могут быть отнесены А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, С. Джурард и др.

Узнай стоимость написания работы Получите ответ в течении 5 минут. Скидка на первый заказ 100 рублей!

Генетическая психология. Основателем этого направления является Жан Пиаже (1896-1980), выдающийся психолог нашего времени швейцарского происхождения. Данное направление непосредственно связано с изучением психического развития ребенка, его интеллекта. Широкое применение в концепции Пиаже нашли понятия логики и математики, а само интеллектуальное развитие представлено в виде учения о развитии логического мышления у детей с рождения до раннего юношеского возраста.

Современные направления зарубежной психологии

В зарубежной психологии в настоящее время широко исследуются проблемы стратегии жизни, влияние критических обстоятельств жизни человека на его поведение. Значительное внимание уделяется представленности в сознании индивида не только внешнего мира, но и его собственной жизни. Широкое распространение получает психобиографический метод исследования личности.

Одним из основных направлений современной зарубежной психологии становится когнитивная (от лат. cognitio — познание) психология, которая в противовес бихевиоризму постулирует знание как основу поведения. Когнитивная психология — раздел психологии, изучающий когнитивные, т. е. познавательные, процессы человеческого сознания. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений. Многие положения когнитивной психологии лежат в основе современной психолингвистики.

Это направление возникло в связи с развитием кибернетики, информатики, математического программирования ЭВМ и в определенной степени явилось отрицательной реакцией на недостатки всех психологических концепций, игнорирующих сознание и принижающих роль мышления в детерминации поведения человека.

В рамках когнитивной психологии исследуются закономерности познавательной деятельности (Джером Сеймур Брунер), психология индивидуальных различий (М. Айзек), психология личности (Дж. Келли).

В связи с развитием кибернетики и актуализацией проблемы управления сложными системами возникает повышенный интерес к структуре человеческого поведения (Д. Карнеги, Т.Харрис, Р.Фишер….).

В современной зарубежной социальной психологии значительное внимание уделяется психологии межличностного взаимодействия (интеракции), поведению человека в социальной организации, психологии организации жизненной среды человека, психологии менеджмента, маркетинга и социального управления. Интенсивно развиваются исследования в области психофизиологии.

Отечественные теории психологии

Отечественная психологическая мысль также имеет давние традиции. Своими корнями они уходят в XIX в. Исторически появление интереса к психологии в нашей стране было связано с теми же процессами, которые предшествовали ее выделению в качестве самостоятельной науки за рубежом (до революции история нашей страны повторяла основные шаги европейской цивилизации).

Развитие отечественной психологии, так же как и мировой, первоначально осуществлялось в русле двух основных направлений — философско-религиозного и естественно-научного.

В. М. Бехтерев (1857-1927) развивал экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов исследования.

Усилия И. П. Павлова (1849-1936) были направлены на изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма. Его работы значительно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности.

В послереволюционной период возникли новые психологические теории, в основе которых лежали идеи рефлекторной теории. Так, К.Н. Корнилов разрабатывал «реактологию», М.Я.Басов — теорию поведения, В.М. Бехтерев – «рефлексологию». В работах других ученых использовались элементы бихевиоризма, гештальтизма и психоанализа.

Для периода 30-60-х годов характерно возникновение и развитие нескольких школ и направлений:

Одно из них возникло в Грузии, его возглавил Д. Н. Узнадзе (1886-1950). Школа Д.Н.Узнадзе взяла на вооружение понятие установки и широко использовала его для анализа многих психологических явлений.

Другое, пожалуй, самое сильное, направление оказалось связанным с именем Л.С. Выготского. Его в основном придерживались ученые, работающие в Москве, в частности, в МГУ, ряде научных институтов. В центре внимания этой группы ученых находились в основном вопросы общей и педагогической психологии.

Третью школу создал С.Л. Рубинштейн, руководивший в свое время научными исследованиями на кафедре психологии МГУ и в Институте общей и педагогической психологии. С.Л. Рубинштейну принадлежит заслуга написания первого и единственного в нашей стране по фундаментальности содержания и широте охвата психологической проблематики труда под названием «Основы общей психологии» (впервые появился в начале 40-х годов и был переиздан в 1989 г.). В эту работу вошли (насколько позволяла жесткая цензура того времени) передовые достижения отечественной и мировой психологической науки.

Основные достижения отечественной психологической науки касались в основном следующих ее разделов:

— общей психологии;

— возрастной и педагогической психологии;

— психофизиологии.

Б.Г. Ананьев внес большой вклад в изучение вопросов восприятия, психологии педагогической оценки, общих интегральных вопросов человекознания, в котором психология играет роль ведущей науки.

А.Н. Леонтьев также внес существенный вклад в разработку проблем восприятия, памяти, сознания, личности и развития психики. Им была разработана теория, получившая название психологической теории деятельности, в русле которой оригинальную трактовку приобрели познавательные процессы.

А.В. Запорожец совместно с Д.Б. Элькониным заложил основы детской психологии. В сферу основных научных интересов А.В. Запорожца, организатора и многолетнего руководителя Института дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР, входили вопросы возрастного развития, воспитания детей. Д.Б. Эльконин известен как автор весьма популярного учебника по детской психологии, теории детской игры, концепции периодизации возрастного развития и новой концепции обучения детей младшего школьного возраста.

Значительный вклад в развитие педагогической психологии внесли труды П.Я. Гальперина. Из его немногочисленных, но основательных работ наибольшую известность получила теория планомерного (поэтапного) формирования умственных действий, которая открыла практически эффективный путь обучения умственным и другим операциям взрослых и детей.

Благодаря А.Р. Лурии было сказано новое слово в нейропсихологии — области знаний, которая занимается изучением анатомо-физиологических основ высших психических функций, т.е. того, как восприятие, внимание, память, воображение и мышление представлены в головном мозге человека. Особое значение имели научные труды А.Р. Лурии, посвященные исследованию нейрофизиологических основ памяти и мышления человека. Они заложили научно-психологическую базу для современной медицинской психологии, широко применяются в настоящее время в диагностических и терапевтических целях в медицинской практике.

Широкую мировую известность получили работы психофизиолога Е.Н. Соколова. Совместно с сотрудниками он создал теорию цветового зрения, теорию, объясняющую восприятие человеком формы предметов, нейрофизиологическую теорию памяти, изучал многие механизмы, объясняющие на нейронном уровне процессы восприятия и памяти. Е.Н. Соколов детально исследовал ориентировочный рефлекс, вошедший в объяснительную структуру нейрофизиологических основ внимания.

С 80-х годов ХХ в.начался процесс перестройки отечественной психологической науки, ее интеграции в мировое психологическое знание. И можно надеяться, что в скором времени отечественная психология вновь займет достойное место в мире.

Основные направления психологии

После выделения психологии в середине XIX в. в самостоятельную научную дисциплину произошла ее дифференциация на несколько направлений (или течений). Основные направления развития психологии в XX в.:
• бихевиоризм;
• психоанализ, или фрейдизм;
• гештальтпсихология;
• гуманистическая психология;
• генетическая психология;

• индивидуальная психология;
• и другие.
Бихевиоризм – одно из ведущих направлений, получившее широкое распространение в разных странах и в первую очередь в США. Родоначальники бихевиоризма – Э. Торндайк (1874–1949) и Дж. Уотсен (1878–1958). В данном направлении психологии изучение предмета сводится, прежде всего, к анализу поведения, которое широко трактуется как все виды реакций организма на стимулы внешней среды. При этом из предмета исследования исключается сама психика, сознание. Основное положение бихевиоризма: психология должна изучать поведение, а не сознание и психику, которые невозможно наблюдать непосредственно. В качестве основных задач ставились следующие: научиться по ситуации (стимулу) предсказать поведение (реакцию) человека и, наоборот, по характеру реакции определить или описать вызвавший ее стимул. Согласно бихевиоризму человеку присуще относительно небольшое число врожденных поведенческих феноменов (дыхание, глотание и т.п.), над которыми надстраиваются более сложные реакции, вплоть до сложнейших «сценариев» поведения. Выработка новых приспособительных реакций происходит с помощью проб, осуществляемых до тех пор, пока одна их них не даст положительный результат (принцип «проб и ошибок»). Удачный вариант закрепляется и в дальнейшем воспроизводится.
Психоанализ, или фрейдизм – общее обозначение различных школ, возникших на базе психологического учения З. Фрейда (1856–1939). Для фрейдизма характерно объяснение психических явлений через бессознательное. Его ядром является представление об извечном конфликте между сознательным и бессознательным в психике человека. По мнению З. Фрейда, действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от сознания. Он создал метод психоанализа, основой которого является анализ ассоциаций, сновидений, описок и оговорок и т.д. С точки зрения З. Фрейда, корни поведения человека находятся в его детстве. Основополагающая роль в процессе формирования человека отводится его сексуальным инстинктам и влечениям.
Гештальтпсихология – одно из крупнейших направлений зарубежной психологии, возникшее в Германии в первой половине XX в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения ее организации и динамики в виде особых неделимых образов – «гештальтов». Предметом изучения стали закономерности формирования, структурирования и трансформации психического образа. Первые экспериментальные исследования гештальтпсихологии были посвящены анализу восприятия и позволили в дальнейшем выделить ряд феноменов в этой области (например, соотношение фигуры и фона. Главные представители этого направления – М. Вертгеймер, В. Келлер, К. Коффка.
Гуманистическая психология – направление зарубежной психологии, в последнее время бурно развивающееся и в России. Главным предметом гуманистической психологии является личность как уникальная целостная система, которая представляет собой не нечто заранее заданное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. В рамках гуманистической психологии заметное место занимает теория личности, разработанная американским психологом А. Маслоу (1908–1970). Согласно его теории все потребности выстраиваются в своеобразную «пирамиду», в основании которой лежат низшие, а на вершине – высшие потребности человека (рис. 11. Ведущие представители этого направления: Г. Олпорт, К. Роджерс, Ф. Бэррон, Р. Мэй.
Генетическая психология – учение, разработанное Женевской психологической школой Ж. Пиаже (1896–1980) и его последователями. Предмет изучения – происхождение и развитие интеллекта у ребенка, главная задача – исследование механизмов познавательной деятельности ребенка. Интеллект исследуется как показатель индивидуального развития и как предмет действия, на основе которого возникает мыслительная деятельность.
Индивидуальная психология – одно из направлений психологии, разработанное А. Адлером (1870–1937) и исходящее из концепции наличия у индивида комплекса неполноценности и стремления к его преодолению как главного источника мотивации поведения личности.
Психология прошла длинный путь становления. На протяжении всего развития психологической науки в ней параллельно развивались разные направления. Учения, основанные на материалистических взглядах, прежде всего, способствовали развитию естественнонаучного понимания природы психических явлений и становлению экспериментальной психологии. В свою очередь, благодаря идеалистическим философским воззрениям в современной психологии рассматриваются такие проблемы, как нравственность, идеалы, личностные ценности и др.
Источник: Луковцева А. К. «Психология и педагогика. Курс лекций»

12

Тема 2

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

Этапы развития психологии

Основные направления зарубежной психологии

Вклад отечественных психологов в развитие психологической науки

Этапы развития психологии

С позиций методологии науки история психологии может быть описана как последовательность этапов становления представлений о ее предмете, методе и принципах в рамках научных парадигм (таблица 1).

1-й этап.На протяжении многих столетий психология оставалась областью описательных знаний, прежде чем стать наукой, изучающей процессы активного отражения человеком объективной реальности в форме ощущений, восприятий, мышления, чувств и других процессов и явлений психики.

В древности считалось, что душа присутствует в природе везде, где есть движение и теплота. Первое философское учение, основанное на вере во всеобщую одухотворенность мира, получило название «анимизм»
(от лат. anima – душа, дух). Его основой выступало убеждение в том, что у всего, что существует на свете, есть элементы души. В дальнейшем
анималистическое представление о душе уступило место гилозоизму
(от гр. hyle – вещество, материя и zoe – жизнь). У ионийских натур-философов – Фалеса, Анаксимена и Гераклита – душа трактуется как оживотворяющая людей и животных форма элемента, образующего первоначало мира (вода, воздух, огонь). Границы между живым, неживым и психическим не проводилось. Все это рассматривалось как порождение единой первичной материи (праматерии).

Позже сложились две противоположные точки зрения на психику: материалистическая Демокрита (460 – 370 гг. до н.э.) и идеалистическая Платона (427 – 347 гг. до н.э.). Согласно Демокриту, душа – это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и подвижных. Все душевные явления Демокрит пытался объяснить физическими и даже механическими причинами.

Таблица 1

Этапы развития психологии как науки

Этап Определение предмета психологии Характеристика этапа
1-й Психология как наука о душе Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека
2-й Психология как наука о сознании Возникает в XVII в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов
3-й Психология как наука о поведении Возникает в XX в. Задача психологии – наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть (поведение, поступки, реакции человека). Мотивы, вызывающие поступки, не учитывались
4-й Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики Психология как наука сформировалась на базе материалистического взгляда на мир. Основой современной российской психологии является закономерное осмысление теории отражения

По мнению мыслителя, ощущения человека возникают потому, что атомы души приводятся в движение атомами воздуха или атомами, непосредственно «истекающими» из предметов. Со смертью тела, как считал философ, умирает и душа. Из вышесказанного следует, что материализм Демокрита носил наивный механистический характер.

В работах Платона изложен взгляд на душу как на самостоятельную субстанцию. Душа, по его мнению, не имеет ничего общего с материей и, в отличие от последней, идеальна. Душа – начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело – начало зримое, преходящее, тленное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом. Учение Платона о судьбе души после смерти тела облечено философом в форму мифа и преследует этические, государственно-педагогические цели. Покидая тело после смерти человека душа, в зависимости от того, какой образ жизни вел человек, устремляется или в идеальный мир, или обречена на вечные скитания вблизи земли. Люди должны верить, что после смерти душа ответствует за все действия тела. Эта вера заставит каждого бояться возмездия в будущей жизни, чтобы не впасть в отрицание всякой морали и долга. Идея бессмертия души скрывает еще один смысл: духовный опыт не умирает со смертью человека, он вечен. Платон является родоначальником дуализма в психологии, трактующего материальное и духовное, тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала. Платон говорил об ощущении, памяти и мышлении. Причем он был первым ученым, который определил память как самостоятельный психический процесс. Он открыл роль внутренней речи и активность мышления в процессе познания.

Идея Сократа (ок. 470 – 399 гг. до н.э.), одного из самых заме-чательных мыслителей Древней Греции, состояла в том, чтобы с помощью определенным образом подобранных вопросов помочь собеседнику найти истинный ответ и тем самым привести его от неопределенных пред-ставлений к логически ясному знанию обсуждаемых предметов. Философ рассматривал широкий круг «житейских понятий»: о справедливости и несправедливости, добре и красоте, мужестве и т.д. Девиз Сократа «Познай самого себя» подразумевал анализ поступков, нравственных оценок и норм человеческого поведения в различных житейских ситуациях. Все это вело к новому пониманию сущности души, к новому отношению человека к самому себе как носителю интеллектуальных и нравственных качеств.

Первая попытка систематизации знаний о психике была сделана философом-энциклопедистом Аристотелем (384 – 322 гг. до н.э.), которого по праву считают основателем не только психологии, но и целого ряда других наук. Заслуга Аристотеля состояла в том, что он первым постулировал функциональную взаимосвязь души (психики) и тела (организма). Сущность души, по Аристотелю, – реализация биологического существования организма. Учение Аристотеля заложило основы нового психологического мировоззрения – душа перестала трактоваться как мифологический двойник тела и впервые была осмыслена как организующий механизм жизнедеятельности живых организмов. Аристотелю принадлежит заслуга в разработке таких проблем психологии, как ощущения, представления, активность психики, психический образ, основные ассоциации (связи) по сходству, смежности и контрасту. Аристотель одним из первых на многие века определил содержательную сторону психологического знания: рациональное, чувственное, волевое.

Значительный вклад в развитие представлений о естественнонаучной основе психологии внесли древнегреческие, древнеримские и древневосточные врачи.

Древнегреческий врач Гиппократ (460 – 370 гг. до н.э.) – основоположник научной медицины, обогативший медицинскую психологию врачебной этикой, а психологию учением о темпераментах. В Ш в. до н.э. александрийские врачи Герофил и Эразистрат отделили нервы от сухожилий и связок и установили их взаимосвязь с работой мозга. Римский врач Гален (II в. до н.э.) расширил представление о физиологической основе психики, приблизился к понятию сознания, расчленил движения на произвольные и непроизвольные.

Античные ученые поставили проблемы, веками направляющие развитие наук о человеке. Именно они впервые попытались ответить на вопросы, как соотносятся в человеке телесное и духовное, разумное и иррациональное и мн. др.

Мостиком, связующим античную философию и философию Средневековья, явилось неоплатоническое учение Плотина (III в.), впоследствии развитое Августином Блаженным (IV – V в.). В учении последнего понятие души приобретает религиозное содержание и понимается им как божественная, вечная и независимая от материи сущность.

В эпоху Средневековья значительных успехов достигла арабоязычная наука, ассимилировавшая культуру эллинов, народов Средней Азии, Индии и Китая. Крупнейшими представителями являются Авиценна (Ибн-Сина, 980 – 1037) и Аверроэс (Ибн-Рушд, 1126 – 1098). В трудах этих ученых проводится мысль об обусловленности психических качеств естественными причинами, о зависимости психики от условий жизни и воспитания. Душа отныне становится объектом исследования медиков.

С усилением роли религии (христианства католического) в общест-венной жизни Европейского континента понимание сознания, психики человека начинает приобретать все более идеалистическую, религиозно-богословскую окраску. В эпоху Средневековья церковно-богословская концепция души становится определяющей, в том числе и под влиянием инквизиции.

В эпоху Возрождения переход от феодальной культуры к буржуазной в значительной степени решил проблему освобождения науки и искусства от догматов и ограничений церкви. Активно стали развиваться естественные, биологические и медицинские науки, возрождаться и преобразовываться различные виды искусств. Эпоха Возрождения привнесла новое миропонимание, в котором культивировался исследовательский подход к явлениям действительности. Было создано общест-во естествоиспытателей, возрос интерес к психологии творчества, человеческой личности. Приоритетное значение в науке получило экспериментирование.

2-й этап. В XVII в. были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Душа начинает трактоваться как сознание, деятельность которого непосредственно связана с работой мозга. Формируются принципы научного познания, которые переносятся и на изучение человека. Отныне природа рассматривается как грандиозный механизм, действующий по физическим законам, а человек – как особый механизм, в котором уже нет места для мистической души. Выдающийся мыслитель нового времени Френсис Бэкон (1561 – 1626) обосновал идею о решающей роли эксперимента в научном познании, накопления экспериментальных знаний, их анализа и обобщения.

Становление психологических воззрений в этот период связано с деятельностью ряда ученых. Выдающийся французский ученый, математик, философ и физиолог Рене Декарт (1596 – 1650) заложил основы детерминистской концепции поведения и интроспективной концепции сознания. По мнению ученого, причина поведенческой активности человека лежит вне его и определяется внешними факторами, а сознание не принимает участия в регуляции поведения. В своем учении Р. Декарт противопоставляет душу и тело, утверждая, что существуют две независимые друг от друга субстанции – материя и дух. В истории психо-логии это учение получило название дуализма (от лат.dualis – двойственный). Введя в науку понятие рефлекса (отражения), Р. Декарт впервые объяснил психические проявления как материально обусловленные отражательно-регуляционные рефлекторные процессы. На основе его взглядов в психологии возникли важнейшие ее понятия – рефлекса и ассоциаций. Декарт ввел в науку и понятие сознания (как непосредственное знание души о себе), а также наметил путь познания сознания. Сознание есть то, по мнению ученого, как оно выступает в самонаблюдении.

Попытку преодолеть дуализм и механические представления Р. Де-карта о психике предпринял нидерландский философ-материалист Бене-дикт Спиноза (1632 – 1716), который отстаивал идею единства мира, счи-тая, что сознание является такой же реальностью, как и материальный мир. Б. Спиноза утверждал, что «порядок и связь идей те же, что и порядок и связь вещей» и что все духовные явления порождены действием мате-риальных причин и законов. Он убедительно обосновал один из ведущих принципов научной психологии – принцип детерминизма.

Выдающийся немецкий мыслитель Готфрид Лейбниц (1646 – 1716) ввел понятие бессознательной психики, полагая, что в сознании субъекта непрерывно идет скрытая от него работа психических сил в виде особой динамики неосознаваемых восприятий.

В XVII – XIX вв. широкое распространение получила так называемая эмпирическая психология. Одним из родоначальников эмпиризма является английский философ Джон Локк (1632–1704), исповедовавший опытное происхождение всей структуры человеческого сознания. В самом же опыте Д. Локк выделил два источника: деятельность внешних органов чувств (внешний опыт) и внутреннюю деятельность ума, воспринимающего собственную работу (внутренний опыт). Сознание, по Локку, – это восприятие человеком происходящего в его уме. Этот постулат Локка стал исходной базой двухвекового господства в психологии парадигмы интроспекционизма.

Д. Локку принадлежит заслуга введения в науку понятия «ас-социация», под которой понимались сочетание, связь идей. После Д. Локка в психологии утвердился всеобщий объяснительный принцип человеческой психики – принцип ассоциации (связи) идей, образов. Понятие об ассоциации стало наиболее простым и универсальным объяснительным механизмом формирования и приобретения человеком опыта.

В XVIII в. появилась ассоциативная теория, возникновение и развитие которой связано с именем Дейвида Гартли (1705 – 1757). Установленные им закономерности образования ассоциаций – смежность воздействия и частота их повторения – стали, по существу, первыми закономерностями психологии. Д. Гартли обогатил психологию многими основоположениями, а его научные идеи оказали решающее влияние на последующее развитие психологии.

Немецкий ученый Христиан Вольф (1705 – 1757) издал первые круп-ные научно-психологические труды «Эмпирическая психология» (1732) и «Рациональная психология» (1734) и ввел в научный оборот термин «пси-хология».

Крупные достижения в психологии в XVIII в. неразрывно связаны с достижениями в естествознании, кардинальными изменениями в мировоззрении, философском осмыслении бытия. Возникает концепция историзма: жизнь людей соотносится с развитием общества как законо-мерного исторического процесса. Появляются первые ростки понимания культурно-исторической обусловленности индивидуальной психики. Отныне психика человека начинает рассматриваться в соотношении не только с телом и мозгом человека, не только с окружающей средой, но и с культурно-историческим развитием общества.

Конец XVIII – начало XIX в. характеризуется крупными изменениями в исследовании нервной системы, физиологии головного мозга, органов чувств.

Кардинальное значение в этой области имели исследования чешского физиолога Йиржи Прохазки (1749–1820). Он впервые дал классическое определение рефлекса и показал, что рефлекс возникает лишь на те раздражители, которые имеют для организма приспособительную значимость. Й. Прохазки установил, что по рефлекторному принципу функционируют все отделы нервной системы (как низшие, так и высшие), и все формы психической деятельности направлены на приспособление организма к условиям окружающей среды, подчиняясь общему закону «сохранения живого тела». Психика понимается им как способность дифференцировать внешние воздействия, оценивать их в соответствии с потребностями организма и на основе этого осуществлять избирательные, приспособительные действия. На основе исследований и концептуальных обобщений, сделанных Й. Прохазкой, нейрофизиологи обратились к изучению «рефлекторной дуги».

Огромную популярность приобретает френология (от гр. «френ» – душа, ум), автором которой является австрийский анатом Франс Галль (1758–1829). Он предложил карту мозга, в соответствии с которой различные способности размещены в определенных участках. Френология побудила ученых к экспериментальному изучению размещения, локализации психических функций в головном мозге. Ф. Галль считал, что извилины в коре больших полушарий головного мозга и являются местом локализации «умственных сил».

Теория эволюции Чарльза Дарвина (1809 – 1882), появившаяся в середине XIX столетия, анатомически сблизила человека и животных и объяснила общность их телесного устройства. В своих трудах («Происхождение человека», 1870; «Выражение эмоций у животных и человека», 1872) Ч. Дарвин анализирует психику человека, сравнивает ее с психикой животных и приводит убедительные доводы к доказательству того, что эмоции есть не только у человека, но и у животных. В рамках дарвинизма возникла одна из основных категорий психологии – категория поведения. В работе «Происхождение видов» (1859) ученый показал роль приспособительных механизмов и внутривидовой борьбы в биологическом развитии. Под влиянием дарвинизма возникают новые отрасли психологии: зоопсихология, генетическая, сравнительная.

Естествоиспытатели первой половины XIX в. обеспечили открытие ряда психофизиологических закономерностей и содействовали изучению психических явлений естественнонаучными методами, способствовали становлению психологии как научно-экспериментальной отрасли знаний.

Основателем экспериментальной психологии стал немецкий философ, психолог и физиолог Вильгельм Вундт (1832 –1920), создавший в Лейпциге первую в Европе экспериментально-психологическую лабораторию, ставшую вскоре Международным центром психологических исследований. Благодаря исследованиям В. Вундта к концу XIX столетия экспериментальная психология получила развитие во многих странах мира. Впоследствии в Германии были открыты еще несколько лабораторий
(в Геттингене, Бонне, Берлине, Бреславле и Мюнхене).

Следует отметить, что все крупные достижения в развитии психологии были неразрывно связаны с достижениями в естествознании, кардинальными сдвигами в мировоззрении, новым философским осмыслением бытия.

3-й этап. Важную роль в выделении психологии как самостоятельной отрасли знания сыграли разработка метода условных рефлексов в физиологии и практика лечения психических заболеваний, а также проведение экспериментальных исследований психики.

В начале XX в. основатель бихевиоризма Д. Уотсон предложил программу построения новой психологии. Бихевиоризм признавал в качестве единственного объекта психологического изучения поведение, поведенческие реакции. Сознание как явление, не поддающееся наблюдению, было исключено из сферы бихевиористской психологии.

4-й этап. Для него характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую прикладную область знания, обслуживающую интересы практической деятельности человека. Особенности развития психологии как науки отражены на рис. 1.

Научные течения в психологии различаются по своему предмету, изучаемым проблемам, понятийному полю, объяснительным схемам. Психологическая реальность человека предстает в них под определенным углом зрения, отдельные стороны его психической жизни выступают на первый план, изучаются основательно и детально, другие либо совсем не изучаются, либо получают слишком узкую интерпретацию.

1. Исторически развитие психологии как самостоятельной науки было связано с поиском своего предмета исследования, которым в разное время являлись разные абстрактно выраженные стороны психологии человека: сознание и его проявления, поведение, бессознательная психика, целостные психические структуры, личность, деятельность и т.д.

2. Отдельные проекции целостной психологии человека в качестве базовых категорий объяснительных принципов природы психического оформлялись в отдельные научные школы и направления

3. Каждая научная школа на основе своей категории и одностороннего представления о природе психического строила собственное представление о человеке, на основе которого создавались различные практики и психотехники

4. Односторонность и неполнота представлений о психологии человека во многих научных школах ограничивали возможность решения разнообразных жизненно важных проблем реальных людей

Рис. 1. Особенности развития психологии как науки

Основные направления зарубежной психологии

В зарубежной психологии выделяют несколько основных направлений (рис. 2).

Психоанализ– одно из наиболее известных направлений зарубежной психологии, возникшее в начале XX в. Психоанализ основывается на идее о том, что поведение определяется не только и не столько сознанием, сколько бессознательным.

Психоанализ

Бихевиоризм

Гештальтпсихология

Гуманистическая психология

Трансперсональная психология

Основные направления зарубежной психологии

Когнитивная психология

Фрейдизм

Рис. 2. Основные направления зарубежной психологии

Психоанализ восходит к идеям З. Фрейда и его последователей. Психоанализ – первая теория, пытавшаяся объяснить динамику развития личности. Основополагающая роль в процессе формирования, развития человека отводится сексуальным влечениям и инстинктам. Основными методами психоанализа являются метод анализа свободных ассоциаций, толкование сновидений, анализ и толкование различных ошибочных и непреднамеренных симптоматических действий человека.

Психоанализ не соотносится только с именем своего основателя. Ученики и последователи З. Фрейда А. Адлер, К. Юнг развивали собственные учения о бессознательном и психической жизни.

Фрейдизм– философско-психологическое учение З. Фрейда и его последователей, объясняющее развитие и структуру личности антагонистическими сознанию психическими факторами и использующее основанную на этих представлениях технику психотерапии.

Фрейдизм ввел в психологию ряд важных проблем:

· мотивации бессознательного;

· соотношения нормальных и патологических явлений психики;

· защитных механизмов психики;

· роли социального фактора;

· влияния детских травм на поведение взрослого;

· сложного строения личности;

· противоречий и конфликтов в психической организации субъекта.

В трактовке этих проблем фрейдизм отстаивал положения о подчиненности внутреннего мира и поведения асоциальным влечениям, о всесилии либидо, о противопоставлении сознания и бессознательного.

Неофрейдизм– направление в современной философии, социологии, психологии, развившееся на основе фрейдизма. Его сторонники пытаются преодолеть биологизм классического фрейдизма и ввести его основные положения в социальный контекст (К. Хорни, Г. Салливан, Э. Фромм, Э. Эриксон).

Лидеры неофрейдизма подвергли критике некоторые фунда-ментальные подходы и утверждения З. Фрейда и акцентировали роль социальных и культурных детерминант в жизнедеятельности личности и общества.

Бихевиоризм – направление в зарубежной психологии, возникшее в начале XX в. и отрицающее сознание как предмет научного исследования, сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды.

Основоположником бихевиоризма является Д. Уотсон, который открыто провозгласил, что психологию можно считать наукой, лишь тогда, когда она выработает объективный подход к исследуемым явлениям. Поэтому психология должна ограничиться описанием и количественной оценкой форм поведения, возникающих в определенных ситуациях. Для достижения этой цели вполне достаточно выполнить три условия: точно описать само поведение, выяснить те физические стимулы, от которых оно зависит, и установить связи, существующие между стимулами и поведением.

Основными научными понятиями бихевиоризма стали «стимул» (раздражитель из внешней среды), «реакция» (ответ организма на раздражение) и «связь» (ассоциации) между стимулом и реакцией. Простота схемы S—>R давала возможность легко использовать количественное описание психологического явления и применять математические методы для обработки результатов его исследования. Отношение S —> R было объявлено единицей поведения.

Перед психологией ставились следующие задачи:

· выявить и описать типы реакций;

· исследовать процесс их образования;

· изучить законы их комбинаций.

Но исходя из схемы S —>R оказалось невозможным понять, как появляются новые действия, поэтому довольно скоро обнаружилась ее чрезвычайная ограниченность для объяснения поведения. Заслуга бихевиористов была в том, что они ввели в психологию объективный метод, основывающийся на регистрации и анализе внешне наблюдаемых фактов, процессов, событий, благодаря чему получили бурное развитие инструментальные приемы исследования психических процессов.

Основной недостаток бихевиоризма состоит в недостаточном учете сложности психической деятельности, излишнем сближении психики животных и человека, игнорировании процессов сознания, высших форм научения, творчества, самоопределения личности и пр.

Необихевиоризм – направление в американской психологии, возникшее в 30-е гг. XX в. Главными его представителями явились Э. Толмен и К. Холл. Восприняв главный постулат бихевиоризма о том, что предмет психологии – объективно наблюдаемые реакции организма на стимулы внешней среды, необихевиоризм дополнил его понятием переменных промежуточных, под которыми понимались внутренние процессы. К ним относятся такие образования, как цели, намерения, гипотезы и т.д. Хотя эти переменные были функциональными эквивалентами сознания, вводились они как «конструкты», о которых следовало судить только по свойствам поведения. Схема приобрела вид S—>V—>R.

Появление необихевиоризма свидетельствовало о кризисе классического бихевиоризма, неспособного объяснить целостность и целесообразность поведения. Необихевиоризм стремился преодолеть ограниченность исходной доктрины, сохранив ее основную установку на биологизацию человеческой психики.

Гештальтпсихология– направление, возникшее в Германии в первой трети XX в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур – гештальтов. Это направление связано в первую очередь с именами немецких ученых М. Вертхаймера, К. Коффки и В. Келлера. Гештальтпсихология выступала против выдвинутого психологией структурного принципа расчленения сознания на элементы и построения из них сложных психических феноменов. В противовес ассоцианистским представлениям была выдвинута идея целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементов. В связи с этим следует подчеркнуть роль гештальтпсихологии в становлении системного подхода. По мнению теоретиков гештальтпсихологии, мир состоит из организованных форм, и восприятие мира тоже организованное целое, а не просто сумма его частей.

Итак, восприятие не сводится к сумме ощущений, свойства фигуры не описываются через свойства частей. Идея о том, что внутренняя, системная организация целого определяет свойства и функции образующих его частей, была применена к экспериментальному изучению восприятия (преимущественно зрительного).

Гуманистическая психология – одно из ведущих направлений современной западной (преимущественно американской) психологии, признающее главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а открытую возможность самоактуализации. Гуманистическая психология основана на вере в возможность расцвета каждого человека, если предоставить ему право самому выбирать свою судьбу и направлять ее. Это направление, прежде всего, связано с именами Г. Олпорта, А. Маслоу, К. Роджерса.

Основные положения гуманистической психологии:

· человек должен изучаться в его целостности;

· каждый человек уникален;

· человек открыт миру;

· жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления бытия человека;

· человек наделен потенциями непрерывного развития и самореализации;

· человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в выборах;

· человек – активное, творческое существо.

Гуманистический подход дальше других отходит от научной психологии, отводя главную роль личному опыту человека.

Когнитивная психология– направление в психологической науке, изучающее зависимость поведения субъекта от познавательных процессов.Главное в когнитивной психологии – выделение некоторых общих компонентов, структур, процессов, характерных для познания в целом. В этом плане когнитивная психология – это современная психология познавательных процессов. Первоначально (конец 50-х – начало 60-х гг. ХХ столетия) главной задачей когнитивной психологии явилось исследование переработки информации от момента ее попадания на рецепторные поверхности до получения ответа. Были введены понятия о кратковременной и долговременной памяти. Далее когнитивная психология доказывала решающую роль знания в поведении человека, изучала соотношение вербальных и образных компонентов в процессах запоминания и мышления, связь познавательных процессов и эмоций, индивидуальные различия. Когнитивная психология расширила проблематику исследования и диапазон применяемых методических средств (моделирование, экспериментирование и др.), решила ряд обще-психологических вопросов трансформации сенсорной информации, ее сохранения, извлечения и использования.

В когнитивной психологии выделяют два наиболее перспективных направления. Это разработка обучающих программ, предназначенных для развития интеллекта, и научная экспертиза свидетельских показаний. Одной и важнейших задач когнитивной психологии в ближайшем будущем является создание прикладной теории.

Трансперсональная психология – новое направление в западной психологии, появившееся в 60-е гг. XX в. Представители данного направления ищут новую теоретическую парадигму, позволяющую описывать явления, не получившие достаточного обоснования в рамках психоанализа, бихевиоризма и гуманистической психологии. В первую очередь это относится к предельным возможностям психики: мистическим переживаниям, мистическому сознанию, т.е. формам особого духовного опыта, требующим взгляда на психику человека не с традиционных научных позиций.

В центре трансперсональной психологии находятся так называемые измененные состояния сознания, переживание которых сможет привести к смене фундаментальных ценностей, духовному перерождению и обретению целостности. Согласно мнению сторонников данного направ-ления, рождение, смерть, возрождение связаны со страданием и его преодолением, ведут к высвобождению души и вступлению ее в новые, более целостные отношения с миром. Трансперсональная психология опирается на целостное видение человека в перспективе его духовного роста, классическую и неклассическую философскую антропологию, мировые духовные традиции, разнообразные способы самопознания и психотерапии, такие как медитация, холотропное дыхание, телесно ориентированная психотерапия, терапия искусством, работа со сновидениями и т.д. Лидерами

современной трансперсональной (надличностной) психологии являются

С. Гроф, К. Уилбер, Ч. Тарт и др.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *