Сотрудникам органов внутренних дел является гражданин

Статьёй 10 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее ФЗ «О службе в ОВД» определены основы правового положения сотрудника органа внутренних дел. Открывает данную статью норма, которая установила, что сотрудником органа внутренних дел является гражданин при одновременном выполнении двух условий: во-первых, гражданин взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава, и, во-вторых, гражданину в установленном комментируемым Законом порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава.

Ранее в норме ч. 1 ст. 1 Положения 1992 г. о службе в органах внутренних дел было определено, что сотрудниками органов внутренних дел являются граждане РФ, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах МВД России, которым в установленном названным Положением порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Соответственно, в ч. 1 ст.10 ФЗ «О службе в ОВД» учтена формулировка нормы ч. 1 ст. 25 Закона о полиции, определяющей, что сотрудником полиции является гражданин РФ, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание, предусмотренное статьей 26 названного Закона.

Частью 2 статьи 10 предусмотрены случаи, когда сотрудник проходит службу в органах внутренних дел, не замещая при этом должность в органе внутренних дел:

прежде всего, непосредственно названы случаи нахождения сотрудника в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, и прикомандирования сотрудника органа внутренних дел к федеральному органу государственной власти, иному государственному органу или к организации;

наряду с этим предусмотрено, что федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации могут быть установлены другие случаи прохождения сотрудником службы в органах внутренних дел, когда он не замещает должность в органах внутренних дел. Ранее нормативные акты, регламентировавшие службу в органах внутренних дел на такую возможность не указывали. Не содержится подобного указания и в ФЗ «О полиции».

Частью 3 статьи 10 предусмотрено, что правовое положение (статус) сотрудника органа внутренних дел определяется как ФЗ «О службе в ОВД», так и иными федеральными законами, регулирующими особенности прохождения службы в ОВД. Речь идет, прежде всего, о Законе о полиции и Законе о соцгарантиях сотрудникам ОВД, предметы регулирования которых самым тесным образом связаны с предметом регулирования ФЗ «О службе в ОВД». Эти три Закона образуют единую законодательную основу службы в органах внутренних дел.

Частью 4 статьи 10 предусмотрена выдача сотруднику органа внутренних дел служебного удостоверения и специального жетона с личным номером. При этом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел делегированы полномочия по утверждению образцов служебного удостоверения и специального жетона сотрудника и порядка их выдачи. Кроме того, непосредственно определено, что служебное удостоверение сотрудника органа внутренних дел: является документом, подтверждающим личность сотрудника, его принадлежность к федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальному органу или подразделению, должность и специальное звание сотрудника; подтверждает его право на ношение и хранение огнестрельного оружия и (или) специальных средств, иные права и полномочия, предоставленные сотруднику законодательством РФ. Данные положения в отношении служебного удостоверения сотрудника ОВД законодательно ранее закреплены не были.

Правовой отдел УМВД России по Камчатскому краю

Правовой статус сотрудника органов внутренних дел

Рассмотрение правового статуса сотрудника органов внутренних дел предполагает, прежде всего, необходимость определения указанных субъектов.

В соответствии со статьей 1 Положения о службе в органах внутренних дел таковыми являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах МВД России и имеющие специальные звания.

Правовой статус сотрудника органов внутренних дел произведен от правового статуса органов внутренних дел. На данную особенность обращает внимание Б.М. Манохин. Он, в частности, отмечает, что полномочия государственных служащих вытекают из компетенции государственного органа, реализация которой и составляет содержание деятельности входящего в орган личного состава.

Следовательно, правовой статус сотрудника органов внутренних дел в самом общем виде можно определить как совокупность возложенных на него обязанностей в сфере обеспечения безопасности личности, общества и государства, а также предоставленных ему государством и закрепленных в нормативных правовых актах прав.

Главным элементом правового статуса сотрудника органов внутренних дел, безусловно, является должность, концентрирующая в себе все другие элементы, без которых было бы невозможно определение правового положения служащего данных органов как представителя государственной власти.

Должность — отправное начало формирования как в целом правового положения сотрудника органов внутренних дел, так и основ его правового статуса.

Важное место в структуре правового статуса сотрудника ОВД занимают государственно-властные полномочия, которыми он наделен и которые есть не что иное, как предоставляемые законодательством Российской Федерации права в сфере охраны общественного порядка, обеспечения личной и общественной безопасности.

Между тем правовой статус сотрудника, кроме государственно-властных полномочий, содержит еще и обязанности, так как регулировать деятельность служащего без их определения было бы невозможно. Это неотъемлемый элемент правового статуса.

Права, сопровождающие деятельность сотрудника органов внутренних дел, — четвертый элемент его правового статуса. К ним мы относим:

право на обращение в суд для разрешения споров, возникших в процессе государственной службы;

право на постоянное хранение и ношение табельного огнестрельного оружия и специальных средств;

право на повышение квалификации и переподготовку;

право на государственную защиту, а также ряд других прав, установленных действующим законодательством.

Теперь остановимся более подробно на элементах правового статуса сотрудника органов внутренних дел.

Исходным, основополагающим элементом правового статуса сотрудника ОВД, как отмечалось, является должность, как верно подметил Ю.А. Розенбаум, собственно должностью определяется правовое положение служащего, его функциональная роль, место в государственном органе и системе органов. Именно она является объективным фактором, важной предпосылкой для распространения на служащего органов внутренних дел всего комплекса прав и обязанностей.

Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» определяет, что государственная должность — это должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Должность в органах внутренних дел:

1) является структурной единицей федерального органа исполнительной власти;

2) учреждается в установленном федеральным законодательством порядке;

3) наделяет государственно-властными полномочиями сотрудника органов внутренних дел как представителя федеральной исполнительной власти, а также его обязанности и права;

4) включает денежное содержание, устанавливаемое Правительством Российской Федерации.

Каждая должность в органах внутренних дел образуется в распорядительном порядке. Правовыми актами федеральных органов государственной власти определяется ее место в служебной иерархии, название, а также порядок замещения.

Анализ Положения о службе в органах внутренних дел показывает, что система должностей в этих государственных органах включает в себя должности рядового, младшего, среднего, старшего и высшего начальствующего состава. Совершенно очевидно, что такая систематизация основана на ранжировании специальных званий и не отвечает той классификации государственных должностей, которая установлена статьей 6 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации». В частности, законодатель подразделяет все государственные должности на младшие, старшие, ведущие, главные и высшие.

Кроме должностного положения, сотрудники имеют специальные звания, которые, в отличие от должностей, не являются элементами структуры органа, а присваивается по должности персонально.

Существует связь между должностями, с одной стороны, и специальными званиями — с другой, но связь эта не абсолютно определенная, так как иногда лицо, имеющее более низкое специальное звание, но занимающее вышестоящую должность, является начальником лица, имеющего более высокое звание, но занимающего нижестоящую должность. Кроме того, специальные звания служащего органов внутренних дел, в отличие от должности, являются пожизненными, а при прекращении службы к имеющемуся званию добавляются слова «в отставке».

Другим определяющим элементом правового статуса сотрудника органов внутренних дел являются государственно-властные полномочия, обусловленные занимаемой должностью. Осуществление сотрудниками правоохранительных функций невозможно без наделения их государственно-властными полномочиями.

Сотрудники уполномочены государством от его имени разрешать в пределах своей компетенции возникающие вопросы и ситуации. Их властные полномочия характеризуются совокупностью следующих признаков:

а) право давать основанные на законе распоряжения и указания лицам, не находящимся по отношению к ним в непосредственном подчинении;

б) выступать от имени государственного органа, в котором они проходят службу, и государства в целом, которое предоставило им властные полномочия;

в) в необходимых случаях имеют право применять меры государственного принуждения.

В то же время, учитывая неодинаковую направленность властных полномочий сотрудников органов внутренних дел, различие в объеме власти и характере мер государственного принуждения в порядке обеспечения предоставленных им полномочий, можно подразделить на:

1) наделенных властными полномочиями как по отношению к лицам и структурным звеньям, подчиненным им по службе, и правом осуществлять государственное принуждение мерами дисциплинарного воздействия, так и полномочиями по отношению к третьим лицам, не связанным с ними служебными отношениями, и правом осуществлять в отношении их меры административного воздействия;

2) наделенных властными полномочиями по отношению к третьим лицам и правом осуществлять меры административного воздействия.

Совершенно очевидно, что государственно-властные полномочия предоставляются сотруднику органов внутренних дел для реализации служебных обязанностей. Это третий элемент его правового статуса.

Обязанности являются самостоятельным элементом правового статуса сотрудника органов внутренних дел и характеризуют сущность его государственно-служебной деятельности.

Их анализ позволяет говорить об общих (служебных) обязанностях, которые возведены в ранг нормативных предписаний и устанавливаются законодательством для всех либо для определенного круга государственных служащих, и конкретных (должностных) обязанностях, которые определяются должностными инструкциями и положениями.

К служебным обязанностям сотрудника можно отнести, например, следующие: добросовестное их исполнение; обеспечение защиты прав и законных интересов граждан; сохранение государственной и иной охраняемой законом тайны, а также неразглашение ставших ему известными сведений, затрагивающих частную жизнь, честь и достоинство граждан; оказание помощи гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев; принятие мер к спасению людей, по предотвращению и пресечению правонарушений, задержанию лиц по подозрению в их совершении.

Это далеко не полный перечень служебных обязанностей, возлагаемых на сотрудников органов внутренних дел. Их круг сводится к обеспечению соблюдения Конституции Российской Федерации, реализации федеральных законов, а также законов субъектов Федерации. Именно они характеризуют правовой статус сотрудника органов внутренних дел как представителя власти.

Должностные обязанности, как отмечалось выше, определяются должностными инструкциями, положениями, уставами, которые разрабатываются на основе квалификационных требований, установленных федеральным законодательством о соответствующих государственных органах, и утверждаются руководителями этих органов и их структурных подразделений. Посредством данных актов конкретизируется выполнение соответствующих функций, совокупность служебных обязанностей, взаимодействие структурных подразделений, система связей между служащими, а также их персональная ответственность за порученный участок деятельности.

Должностные обязанности устанавливаются не персонально для каждого сотрудника, а для должности, т.е. они определяются тем служебным местом, которое сотрудник занимает в структуре органа внутренних дел.

Спектр должностных обязанностей широк и обусловлен, в первую очередь, множеством самих должностей, а также наличием других факторов, к которым следует относить: наименование должности; уровень компетенции органа, где учреждена эта должность; объем, специфику задач и функций, выполняемых органом или его структурным подразделением; район, в котором расположен орган внутренних дел; степень укомплектованности органа персоналом и т.п.

Последним элементом в структуре правового статуса сотрудника органов внутренних дел являются права, сопровождающие его государственно-служебную деятельность. Права, а точнее соблюдение их, создают условия защищенности, как в правовой, так и в социальной сферах.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации сотрудники в полной мере пользуются всеми правами и свободами, которые гарантируются им как гражданам. Вместе с тем для успешного осуществления деятельности им предоставляются соответствующие права.

Анализ законодательства, регламентирующего прохождение государственной службы в органах внутренних дел, позволяет говорить о двух группах прав служащих.

Первую группу составляют права, способствующие непосредственному выполнению служебных и должностных обязанностей. Среди них мы в первую очередь выделяем следующие права:

1) на ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности;

2) на получение информации, необходимой для исполнения служебных обязанностей;

3) на посещение организаций, независимо от форм собственности, если это необходимо для выполнения им должностных обязанностей;

4) на принятие решений и участие в их подготовке;

5) на постоянное хранение и ношение табельного огнестрельного оружия и специальных средств.

Ко второй группе относятся служебные права, опосредовано (косвенно) влияющие на выполнение служебных обязанностей, сопровождающие государственно-служебную деятельность служащего органов внутренних дел.

К ним относятся:

1) право на участие в конкурсе на замещение вакантной должности;

2) право на продвижение по службе, увеличение денежного содержания;

3) право на ознакомление с материалами своего личного дела;

4) право на переподготовку и повышение квалификации;

5) право на проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

6) право на объединение в профессиональные союзы;

7) право на внесение предложений по совершенствованию государственной службы в органах внутренних дел;

8) право на обращение в суд для разрешения споров, возникших в процессе государственной службы;

9) право на государственную защиту. А также ряд других прав, установленных действующим законодательством. Эти права являются общими для всех служащих органов внутренних дел. Они гарантированны законодательством Российской Федерации о государственной службе, в том числе и законодательством о службе в органах внутренних дел.

Поступая на государственную службу, сотрудники добровольно принимают ряд учрежденных законодательством ограничений и запретов. Поэтому в рамках данного элемента правового статуса необходимо рассматривать ограничение их общегражданских прав, которые устанавливаются государством и призваны обеспечить эффективное функционирование государственной службы в органах внутренних дел по исполнению государственно-властных полномочий, препятствовать возможному злоупотреблению, создать необходимые условия для независимости государственно-служебной деятельности.

Они действуют по отношению к сотруднику органов внутренних дел в течение всего времени пребывания его на службе, а, например, запрет на получение вознаграждений от физических и юридических лиц, связанных с исполнением должностных обязанностей, и после окончания службы.

Как представляется, установленные законодательством ограничения и запреты, связанные с прохождением государственной службы в органах внутренних дел, необходимо рассматривать в четырех основных аспектах:

1) несовместимость государственно-служебной деятельности с другими видами оплачиваемой деятельности, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

2) недопустимость получения вознаграждения от третьих лиц за исполнение должностных обязанностей;

3) строгое соблюдение государственно-служебной дисциплины;

4) политическая нейтральность.

Таковы четыре основных элемента правового статуса сотрудника органов внутренних дел.

Вместе с тем анализ литературных источников свидетельствует, что некоторые авторы включают в структуру правового статуса в качестве основного элемента ответственность.

Безусловно, ответственность — устойчивая основа всех элементов, образующих административно-правовой статус служащего органов внутренних дел. Однако, с нашей точки зрения, она не обладает теми качествами, которые характеризуют правовое положение сотрудника. Ответственность служит важным средством обеспечения законности и дисциплины, поэтому ее следует считать способом контроля.

Таким образом, ответственность присуща всякой деятельности: и той, которая осуществляется при исполнении государственно-служебных полномочий, и той, в результате которой осуществляются служебные обязанности, и той, при которой реализуются права служащего органов внутренних дел.

Ответственность обусловливает единство полномочий, обязанностей и прав служащего, которое и выражается во включении ее в их содержание. Она присутствует во всех элементах правового статуса и устанавливает наличие отклонений в процессе их реализации.

Основным видом юридической ответственности сотрудников является дисциплинарная ответственность, реализующаяся в дисциплинарных взысканиях, установленных в статье 38 Положения о службе в органах внутренних дел. Перечень этих взысканий является исчерпывающим, что означает недопустимость применения к служащим органов внутренних дел каких-либо иных мер взыскания. Вместе с тем, если неправомерные действия (превышение полномочий, несоблюдение ограничений и запретов и т.п.) либо бездействие (невыполнение обязанностей) сотрудника причинили существенный вред государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам или интересам граждан, то они образуют состав уголовного преступления.

Учитывая сказанное, можно сделать следующие основные выводы по теме.

Служба в органах внутренних дел Российской Федерации — это разновидность правоохранительной федеральной государственной службы, осуществляемой в соответствии с федеральным законодательством и основанном на нем законодательством субъектов Российской Федерации, на государственных должностях рядового, младшего, среднего и старшего начальствующего состава, устанавливаемых министром внутренних дел Российской Федерации, а также на государственных должностях высшего начальствующего состава, устанавливаемых Президентом Российской Федерации, и финансируемых за счет средств федерального бюджета (если иное не установлено федеральным законом), по организации и непосредственному обеспечению государственных функций в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, личной безопасности граждан и общественной безопасности, охраны собственности и общественного порядка; предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования преступлений и административных правонарушений на всей территории Российской Федерации.

Принципы службы в органах внутренних дел представляют собой основные исходные положения, прямо или косвенно установленные в правовых нормах и концентрирующие в себе юридические требования, обязательные для всех участников государственно-служебных отношений.

Правовой статус служащего органов внутренних дел представляет собой содержание государственно-служебных отношений, урегулированных правовыми нормами по занимаемой должности и раскрываемых через установленные законодательством Российской Федерации государственно-властные полномочия, обязанности в сфере обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности, защиты прав и свобод личности, а также вытекающие из них и гарантируемые государством права.

Правовой статус сотрудников органов внутренних дел

В МВД России в соответствии с законодательством Российской Федерации о службе в органах внутренних дел и о военной службе введены должности сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск, в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе — должности федеральных государственных гражданских служащих, в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации — должности работников.

Сотрудники органов внутренних дел являются представителями государственной власти и находятся под защитой государства.

Правовую основу службы в органах внутренних дел составляют Конституция РФ, ФЗ «О Полиции», Федеральным законом от 30. 11. 2011 № 342-ФЗ (ред. от 21. 03. 2014) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», индивидуальный контракт о службе в органах внутренних дел, другие нормативные акты Министерства внутренних дел РФ.

Сотрудник органов внутренних дел — лицо, состоящие на службе или в кадрах органов внутренних дел, которому в установленном порядке присвоено специальное звание.

Специальные звания в системе МВД присваиваются в зависимости от подразделения, в котором проходит службу сотрудник, и могут быть званиями полиции, внутренней службы или юстиции. При переходе сотрудника из одного подразделения в другое ему может быть присвоено аналогичное специальное звание в порядке переаттестации. Перечень специальных званий сотрудников органов внутренних дел и порядок их присвоения определяется законодательством (Законом о полиции, Законом о службе в органах внутренних дел).

Сотрудникам органов внутренних дел в подтверждение их личности и полномочий выдаются удостоверения и жетоны установленного образца. К сотрудникам органов внутренних дел трудовое законодательство применяется в той мере, в какой оно не противоречит Положению о прохождении службы лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Трудовые отношения специалистов и рабочих органов внутренних дел регулируются законодательством Российской Федерации о государственной службе и труде.

Сотрудник органов внутренних дел выполняет обязанности и пользуется правами в пределах своей компетенции по занимаемой должности в соответствии с законодательством, Присягой и контрактом.

Сотрудник органов внутренних дел в своей служебной деятельности руководствуется требованиями законов и не может быть ограничен решениями политических партий, общественных объединений и массовых общественных движений, преследующих политические цели.

За противоправные действия или бездействие при исполнении служебных обязанностей, ненадлежащее исполнение служебных обязанностей сотрудник органов внутренних дел несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Вред, причиненный физическим и юридическим лицам противоправными действиями или бездействием сотрудника органов внутренних дел, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

На службу в органы внутренних дел принимаются в добровольном порядке граждане Российской Федерации, которые должны соответствовать установленным в законе требованиям (табл. 18).

Таблица 18

ПРАВОВОЙ СТАТУС СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ

В соответствии со ст. 25 Закона «О полиции» сотрудником полиции является гражданин РФ, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание, предусмотренное Законом «О полиции».

Можно также выделить ряд атрибутивных особенностей статуса сотрудника полиции:

  • • лица, принимаемые на службу в полицию, в обязательном порядке проходят специальное профессиональное обучение или переподготовку;
  • • сотрудникам полиции присваиваются специальные звания, им выдаются служебное удостоверение, специальный жетон с личным номером, нагрудный знак;
  • • они принимают присягу сотрудников органов внутренних дел;
  • • сотрудники полиции имеют форменную одежду. На форменной одежде сотрудника полиции, несущего службу в общественных местах, размещается нагрудный знак, позволяющий идентифицировать сотрудника полиции;
  • • сотрудники полиции подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации;
  • • они имеют право на ношение и хранение огнестрельного оружия и специальных средств;
  • • профессиональная служебная деятельность сотрудника полиции осуществляется в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией), утверждаемым (утверждаемой) руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем;
  • • на гражданина, поступающего на службу в органы внутренних дел, оформляется личное поручительство, которое состоит в письменном обязательстве сотрудника органов внутренних дел, имеющего стаж службы не менее трех лет, о том, что он ручается за соблюдение указанным гражданином ограничений и запретов, установленных для сотрудников федеральными законами. Порядок и категории должностей, при назначении на которые оформляется личное поручительство, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел;
  • • обусловленные особенностями службы ограничения некоторых общегражданских прав и свобод сотрудников полиции устанавливаются федеральными законами и обеспечиваются соответствующими социальными гарантиями.

Служба в органах полиции регулируется как собственно Законом «О полиции», так и Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также Федеральным законом от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с Федеральным законом «О службе в органах внутренних дел…» служба в органах внутренних дел — федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях в органах внутренних дел РФ, а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены соответствующими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента РФ.

Права и обязанности сотрудника полиции в настоящее время складываются из прав и обязанностей именно как сотрудника правоохранительного органа и как государственного служащего. Первый объем изложен в гл. 3 Закона «О полиции» и направлен на регулирование внешних отношений, когда сотрудник полиции взаимодействует с гражданами и юридическими лицами при выполнении своего профессионального предназначения. Второй объем закреплен в гл. 3 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел…» и связан с регулированием внутренних служебных отношений.

На службу в органы внутренних дел вправе поступать граждане не моложе 18 лет независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, владеющие государственным языком РФ, соответствующие квалификационным требованиям, установленным российским законодательством, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел.

Устанавливается предельный возраст поступления на службу в ор ган ы в нутр е н н их дел:

  • 1) для замещения должностей в органах внутренних дел — 35 лет;
  • 2) для поступления в образовательные учреждения высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме — 25 лет.

Граждане, поступающие на службу в полицию, проходят в обязательном порядке психофизиологические исследования (обследования), тестирование, направленные на выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами.

Не могут быть приняты на службу в полицию граждане, имеющие либо имевшие судимость. Ограничение распространяется на граждан с погашенной или снятой судимостью. Более того, не могут служить в полиции граждане в случае прекращения в отношении их уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием. Не может поступить на службу в полицию гражданин, если он неоднократно в течение года, предшествовавшего дню поступления на службу в полицию, подвергался в судебном порядке административному наказанию за совершенные умышленно административные правонарушения.

Для поступающего в полицию устанавливается испытательный срок от трех до шести месяцев в зависимости от уровня подготовки и должности, на которую он поступает. В период испытательного срока указанное лицо является стажером по должности без присвоения специального звания.

Как было отмечено выше, обязанности и права полиции закреплены в гл. 3 Закона «О полиции». Их условно можно обозначить единым термином — «полномочия». Разделим их на группы. В первую группу полномочий следует включить обязанности и права, которые полиция исполняет по отношению к гражданам, их правам и интересам. К таковым, в частности, относятся полномочия:

• принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных

правонарушениях, о происшествиях; выдавать заявителям на основании личных обращений уведомления о приеме и регистрации их письменных заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством РФ, информировать заявителей о ходе рассмотрения таких заявлений и сообщений в сроки, установленные законодательством РФ, но не реже одного раза в месяц; передавать (направлять) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в государственные и муниципальные органы, организации или должностному лицу, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, с уведомлением об этом в течение 24 часов заявителя; информировать соответствующие государственные и муниципальные органы, организации и должностных лиц этих органов и организаций о ставших известными полиции фактах, требующих их оперативного реагирования;

  • • прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия;
  • • оказывать первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует;
  • • обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах.

Данную группу полномочий объединяет их характер — содействие гражданам в реализации ими своих прав и интересов.

Следующая группа полномочий в зависимости от цели — предупредить возможное правонарушение — следует именовать контрольно-предупредительные. К ним, в частности, относятся такие полномочия:

  • • патрулировать населенные пункты и общественные места, оборудовать при необходимости контрольные и контрольно-пропускные пункты, выставлять посты, в том числе стационарные, и заслоны, использовать другие формы охраны общественного порядка;
  • • принимать в соответствии с федеральным законом меры, направленные на предупреждение, выявление и пресечение экстремистской деятельности общественных объединений, религиозных и иных организаций, граждан;
  • • участвовать в мероприятиях по противодействию терроризму и в обеспечении правового режима контртеррористической операции, а также в обеспечении защиты потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан, в проведении экспертной оценки состояния анти-террористической защищенности и безопасности объектов;
  • • осуществлять контроль за деятельностью частных детективов, а также участвовать в контроле за деятельностью образовательных учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку и повышение квалификации частных детективов, по соблюдению ими требований и условий, установленных законодательством РФ;
  • • осуществлять контроль (надзор) за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом в соответствии с федеральным законом запретов и ограничений; участвовать в осуществлении контроля за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или наказание в виде лишения свободы условно;
  • • требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатов представительных органов муниципальных образований, членов избирательных комиссий, комиссий референдума, а также деятельности общественных объединений;
  • • проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом; проверять у граждан, должностных лиц, общественных объединений и организаций разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности;
  • • производить регистрацию, фотографирование, аудио-, кино-и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, заключенных под стражу, обвиняемых в совершении преступления, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, иных задержанных лиц, если в течение установленного срока задержания достоверно установить их личность не представилось возможным, а также других лиц в соответствии с федеральным законом.

Следующая группа полномочий носит пресекательный характер, единственная их цель — пресечение правонарушения. К таковым будут относиться полномочия:

  • • осуществлять оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, обеспечения собственной безопасности, а также в иных целях, предусмотренных федеральным законом;
  • • пресекать административные правонарушения;
  • • содержать, охранять, конвоировать задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, а также лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста; исполнять решения суда (судьи) о лишении права управления транспортным средством, о направлении несовершеннолетних правонарушителей в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа органа управления образованием;
  • • осуществлять административное задержание;
  • • применять физическую силу, специальные средства, огнестрельное оружие.

Полиция также наделена юрисдикционными полномочиями, т.е. полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях по существу.

Необходимо отметить, что приведенные сгруппированные полномочия лишь в общем представляют объем прав и обязанностей полиции. Закон «О полиции», как уже отмечалось, существенно детализирует полномочия полиции, поэтому их перечисление заняло бы значительный объем учебного пособия. Кроме того, полиция руководствуется также федеральными законами «Об оперативно-розыскной деятельности», «О безопасности дорожного движения», «Об оружии», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и многими другими.

  • Собрание законодательства РФ. 2011. № 30 (ч. I). Ст. 4595.

Правовой статус работника органов внутренних дел

⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 21

Сотрудники органов внутренних дел РФ — граждане РФ, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава овд или в кадрах мвд РФ, которым присвоены спец звания рядового и начальствующего состава овд.

Сотрудники овд имеют форменную одежду, образцы которой утверждаются Правительством РФ. Им выдаются служебные удостоверения и жетоны.

Сотрудники после прохождения соответствующей подготовки имеют право на постоянное ношение и хранение табельного огнестрельного оружия и спец средств. Сотрудники делятся на руководителей и специалистов, спецы подразделяются на выполняющих внутренние и внешние функции.

Сотрудники явл гос служащими. Право быть принятым на службу в овд имеет любой гражданин России, достигший 18-летнего возраста, способный по состоянию здоровья, образованию выполнять возложенные на овд обязанности. На учебу в образовательные учреждения могут приниматься лица, достигшие ко дню поступления возраста 17 лет.

Сотрудник имеет право:
— на условия, необходимые для выполнения служебных обязанностей и проф развития;
— на ознакомление с должностным регламентом (должностной инструкцией)
— на отдых — на ден довольствие, явл основным средством его материального обеспечения и стимулирования выполнения им служебных обязанностей;
— на получение информации и материалов, необходимых для выполнения служебных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности фед органа исполнительной власти в сфере внутренних дел;-

— на доступ к сведениям, составляющим гос тайну, если выполнение служебных обязанностей связано с использованием таких сведений;
— на доступ в связи с выполнением служебных обязанностей в гос и мун органы, общ объединения и организации;
— на продвижение по службе в овд с учетом результатов служебной деятельности, стажа службы, уровня квалификации и проф образования;
— на проф подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку
на обязательное гос страхование жизни и здоровья
— на гос защиту его жизни и здоровья, жизни и здоровья членов его семьи, а также принадлежащего ему и членам его семьи имущества;
— на гос пенсионное обеспечение — на медицинское обслуживание
— на применение физ силы, спец средств и огнестрельного оружия
— на создание и участие в деятельности общ объединений, не преследующих полит целей, в свободное от выполнения служебных обязанностей время, если это не влечет за собой возникновение конфликта интересов.

Сотрудник обязан:

— знать и соблюдать крф, законодательные и иные нпа в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение; проходить регулярные проверки знания законов
— знать и исполнять должностной регламент (должностную инструкцию)

— соблюдать при выполнении служебных обязанностей права и законные интересы граждан, общ объединений и организаций;
— соблюдать внутренний служебный распорядок фед органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, в возможно короткие сроки сообщать непосредственному руководителю (начальнику) о происшествиях, наступлении временной нетрудоспособности и об иных обстоятельствах, исключающих возможность выполнения сотрудником своих служебных обязанностей;
— не разглашать сведения, составляющие гос тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
— беречь гос имущество,
— представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущ характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущ характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
— рассматривать в пределах служебных обязанностей и в установленные сроки обращения граждан и организаций;

46) Федеральная служба безопасности Российской Федерации: назначение, система органов и основные направления деятельности.

ФСБ России — единая централизованная система органов фсб , осущ решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности РФ Руководство деятельностью ФСБ России осущ Президентом РФ. Создана в июне 1995 г. путём переименования Федеральной службы контрразведки РФ.

Направления деятельности:контрразведывательная деятельность;борьба с терроризмом;борьба с преступностью;разведывательная деятельность;пограничная деятельность;обеспечение информ безопасности.

К органам фсб относятся: Федеральная служба безопасности РФ; управления (отделы) по отдельным регионам и субъектам РФ (территориальные органы безопасности); управления (отделы) в Вооружённых Силах РФ, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках); управления (отделы, отряды) по пограничной службе (пограничные органы); другие управления (отделы), осущ отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов ФСБ (другие органы безопасности); авиационные подразделения, центры спец подготовки, подразделения спец назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения.

47) Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков: задачи, система органов, основные направления деятельности и полномочия.

(ФСКН России) — Федеральная служба, находящаяся в непосредственном ведении Президента России. Главная цель деятельности ФСКН — борьба с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также контроль за соблюдением установленных норм при их легальном обороте.

Основными задачами ФСКН России являются: обеспечение контроля за оборотом наркотиков; выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и предварительное расследование преступлений, отнесённых к подследственности ФСКН России; координация деятельности органов исполнительной власти по противодействию незаконному обороту наркотиков;

создание и ведение единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотиков, а также противодействия их незаконному обороту.

Основные функции: обеспечивает исполнение законодательства о наркотических средствах, псих веществах и их прекурсорах; осущ оперативно-розыскную деятельность; осущ контроль за обращением наркотических лекарственных средств и псих веществ; ведёт единый банк данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, псих веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту; осуществляет приём граждан, рассматривает их предложения, заявления и жалобы

Федеральная служба обеспечивает работу Государственного антинаркотического комитета и его подразделений вфедеральных округах.

Систему органов ФСКН России составляют центральный аппарат, а также региональные управления ФСКН России, управления ФСКН России по субъектам федерации, иные организации и подразделения, созданные для реализации задач, возложенных на эту правоохранительную структуру.

Подразделения специального назначения:

Управление спец назначения и охраны ФСКН вкл в себя оперативно-боевые отряды (5-й оперативно-боевой отдел «Ника» ФСКН России и региональные отделы спец назначения «Гром») и кинологическую службу

В 2012 году ОСН «Гром» включён в состав Коллективных сил оперативного реагирования антинаркотических ведомств и овд государств – членов Организации Договора о коллективной безопасности

48) Федеральная служба охраны Российской Федерации: задачи, состав, основные направления деятельности.

Федеральная служба охраны РФ (ФСО России) — фед орган исполнительной власти РФ осущ функции по выработке гос политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере гос охраны, президентской, правительственной и иных видов спец связи и информации, предоставляемых фед органам гос власти, органам гос власти субъектов.

Основными задачами ФСО России явл:

1) обеспечение безопасности объектов гос охраны в местах их постоянного и временного пребывания и на трассах проезда.

2) прогнозирование и выявление угрозы жизненно важным интересам объектов гос охраны, осущ комплекса мер по предотвращению этой угрозы;

3) предупреждение, выявление и пресечение противоправных посягательств на объекты гос охраны и охраняемые объекты — здания, строения и сооружения, в которых размещены фед органы гос власти.

4) предупреждение, выявление и пресечение преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах, в местах постоянного и временного пребывания объектов гос охраны и на трассах их проезда;

5) защита охраняемых объектов;

6) участие в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом;

7) организация и обеспечение эксплуатации, безопасности, совершенствования спец связи и информации, предоставляемых гос органам;

8) участие в разработке и реализации мер по обеспечению информационной безопасности, противодействию техническим разведкам и защите сведений, составляющих гос тайну;

9) осущ гос политики в области правовой информатизации рф и координация работ, производимых в этой сфере;

10) информационно-технологическое и информационно-аналитическое обеспечение гос органов, техническое обслуживание и программное сопровождение информационно-телекоммуникационных систем и ситуационных центров, а также информационное обеспечение управления государством в военное время и при чрезвычайных ситуациях;

11) обеспечение собственной безопасности.

Федеральная служба охраны

Руководство: Служба безопасности Президента, Служба охранных мероприятий

· Служба коменданта Московского Кремля, Президентский полк, Президентский оркестр, Служба специальной связи и информации, Служба инженерно-технического обеспечения, Служба хозяйственного обеспечения, гараж особого назначения

Подразделения ФСО России, осущ отдельные полномочия ФСО России: Гос комплекс «Завидово», Гос комплекс «Таруса», Гос комплекс «Ужин», Служба охраны в Северо-Западном Федеральном округе (г. Санкт-Петербург), Служба охраны на Северном Кавказе (г. Сочи), Служба охраны в Крыму (г. Симферополь), Управления спец связи и информации в фед округах, центры спец связи и информации в субъектах Федерации , Центры связи спец назначения, образовательные и научно исследовательские учреждения, фед унитарные предприятия

49) Служба внешней разведки Российской Федерации: назначения, структура, основные полномочия.

СВР России) — основной орган внешней разведки РФ.

Служба внешней разведки РФ является Федеральной службой, органом исполнительной власти России, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Р

СВР России) предназначена для защиты безопасности личности, общества и государства от внешних угроз. СВР осущ разведывательную деятельность в целях:

· обеспечения Президента, Федерального Собрания и Правительства разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в полит, эконом, военно-стратегической, научно-технической и экологической областях;

· обеспечения условий, способствующих успешной реализации политики в сфере безопасности; содействия эконом развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности.

В процессе разведывательной деятельности СВР имеет право использовать гласные и негласные методы и средства, без причинения вреда жизни и здоровью людей и нанесения ущерба окружающей среде.

Разведывательная информация предоставляется Президенту, палатам Федерального Собрания, Правительству и определяемым Президентом фед органам исполнительной и судебной власти, предприятиям, учреждениям и организациям.

Руководители Службы внешней разведки несут персональную ответственность перед Президентом за достоверность, объективность разведывательной информации и своевременность ее предоставления.

Структура: Директор СВР России, Группа консультантов, Аппарат директора, Протокольный отдел, Статс-секретарь, 1 заместитель директора СВР, Заместитель директора по кадрам, Заместитель директора по науке , Управление НТР, Управление опертехники, Управление информатики, Академия СВР, Заместитель директора по операциям , Оперативные отделы, Заместитель директора по материально техническому обеспечению , Служба эксплуатации и обеспечения

Кроме того, впервые в практике российских спецслужб было создано Бюро по связям с общественностью и сми Функционирует и Коллегия СВР России, куда входят заместители Директора, начальники подразделений.

50) Федеральная таможенная служба Российской Федерации: назначение, система органов, осовные функции.

Фед таможенная служба — фед орган исполнительной власти, осущ функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и спец функции по борьбе с контрабандой,

функции:

• ведение реестров лиц, организаций и объектов, вкл в область таможенного дела (таможенные брокеры, объекты интеллектуальной собственности и др.)

• выдача свидетельств и разрешений на право деятельности в опред сферах таможенного дела

• определение порядка и непосредственное осущ таможенного оформления и контроля

• классификация товаров в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) (а также ведение ТН ВЭД), определение страны происхождения и таможенной стоимости перемещаемых через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств

• правоохранительная деятельность — борьба с правонарушениями в области таможенного дела

• некоторые консультативные услуги, оказываемые на бесплатной основе участникам внешнеэкономической деятельности

Особо выделяется функция взимания таможенных платежей — таможенных пошлин и таможенных сборов.

Территориальная структура ФТС РФ:

• Региональные таможенные управления (соответствуют федеральным округам РФ) региональные таможни (часто, но не всегда соответствуют субъектам РФ)

Таможенные посты

аможни центрального подчинения (например, таможни московских аэропортов, Центральная акцизная таможня и др.)

51) Федеральная налоговая служба: назначение, система органов, основные направления деятельности.

Федеральная налоговая служба — явл фед органом исполнительной власти, осущ функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов.

ФНС является уполномоченным фед органом исполнительной власти, осущ гос регистрацию юр и физ в качестве ип и крестьянских (фермерских) хозяйств.

ФНС осущ свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими фед органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов, омс и гос внебюджетными фондами, общ объединениями и иными организациями.

Date: 2015-08-15; view: 673; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *