Общие основы экономического развития

Библиотека Гумер — Экономика и менеджмент

Ваш комментарий о книге

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Как следует из предыдущих тем, современная экономика — это наука о рациональном распределении ограниченных ресурсов общества для удовлетворения потребностей людей. В данной теме мы проанализируем потребности людей и способы их удовлетворения, целевую функцию экономической деятельности людей, рассмотрим, какие ресурсы необходимы для производства экономических благ, что означает ограниченность ресурсов и к каким последствиям она ведет, проблему выбора и основные вопросы любой экономической системы.
Основные вопросы темы:
Вопрос 1. Экономические потребности и блага.
Вопрос 2. Производство и факторы производства.
Вопрос 3. Производственные возможности.
Вопрос 4. Проблема выбора и экономические системы.

  1. Экономические потребности и блага

Потребности — это выражение надобности в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности и общества в целом. Именно потребности побуждают людей к производству, к экономической деятельности.
Потребности формируются под влиянием многочисленных факторов. На потребности влияют биологическая природа человека, его духовный мир, социально-экономические условия его жизни, научно-технический прогресс, природно-климатическая среда и т.д.
Существует множество вариантов группировки, классификации потребностей. Можно выделять потребности:

  1. первичные (потребность в средствах существования, которые не могут быть ничем заменены, — питание, одежда, жилье) и вторичные (потребности выбора — автомобили, развлечения, путешествия);
  2. материальные (в пище) и духовные (в чтении книг);
  3. личные (образование) и общественные (обороноспособность страны, охрана окружающей среды).

При характеристике потребностей и отнесении их к той или иной группе надо иметь в виду условный (относительный) характер той или иной группировки. Границы между видами потребностей довольно зыбки.

Например, в высокоразвитых странах потребность в умении читать, писать относится к первичным потребностям, а в отсталых странах — к потребностям вторичным.
Широко известна классификация потребностей, разработанная американским ученым А. Маслоу. В предложенной им системе все потребности представлены в виде пирамиды, в основании которой — физиологические потребности. Над ними возвышаются духовные потребности человека (рис. 3.1).
‘ потребность^ в саморазвитии
потребность в уважении
потребность в социальных контактах
потребность в безопасности
физиологические потребности
Рис. 3.1. Пирамида потребностей А. Маслоу
Согласно А. Маслоу первые две нижние группы потребностей — это потребности низшего порядка, и пока они не удовлетворены, потребности высшего порядка неактуальны (три верхние группы потребностей).
По мере развития общества потребности людей постоянно расширяются и усложняются, при этом возрастает доля духовных, интеллектуальных потребностей.
Возрастание потребностей создает постоянный стимул к производительному труду.
Потребности людей удовлетворяются с помощью благ.
Благо — это все, что обладает полезностью для человека и удовлетворяет его потребности. Блага могут иметь вещную форму (материальный объект) или выступать в виде услуги. Услуга — нематериальное благо, имеющее форму полезной людям деятельности. Услуги не могут накапливаться, так как процессы их создания и потребления совпадают.
Все блага, с помощью которых человек удовлетворяет свои потребности, подразделяются на безграничные — даровые блага природы и ограниченные (экономические), большая часть которых создается в процессе производства.
Экономические блага ограничены — это означает, что:

  1. их недостаточно для удовлетворения всех потребностей людей;
  2. объем благ может быть увеличен лишь путем затрат факторов производства;
  3. блага приходится тем или иным образом распределять.

Экономические блага подразделяются на две большие группы:

  1. потребительские блага, непосредственно удовлетворяющие потребности людей (пища, одежда, жилье и т.п.);
  2. средства производства — блага производственного характера, удовлетворяющие потребности людей опосредованно (станки, машины, оборудование, полезные ископаемые).

Далее, все блага можно подразделить на долговременные, предполагающие многократное использование, и краткосрочные, предназначенные для одноразового применения.
Многие экономические блага связаны между собой: они могут либо замещать друг друга, либо дополнять друг друга. В связи с этим различают:

  1. взаимозаменяемые блага (блага-субституты) — блага, обладающие способностью удовлетворять потребности за счет друг друга (нефть — газ, маргарин — масло, дерево — кирпич и т.п.) При этом взаимозаменяемость может быть полной (абсолютной), когда одно благо может полностью заменить другое (шариковая — капиллярная ручка; конфеты — сахар — варенье и т.п.), и относительной, когда блага в большей или меньшей степени могут быть приравнены друг к другу (натуральные и искусственные ткани, розы и гвоздики, бензин или мазут);
  2. взаимодополняющие (комплиментарные) блага — блага, удовлетворяющие потребности людей лишь в комплексе друг с другом (магнитофон и кассета, фотоаппарат и пленка, автомобиль и бензин и т.п.). Взаимодополняемость может быть жесткой (абсолютной) и относительной. В первом случае одному благу должно соответствовать определенное количество другого блага (магнитофон — кассета), во втором — такая жесткая определенность отсутствует (кофе и сахар, рубашка и галстук).

Понимание взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ имеет большое значение для анализа поведения хозяйствующих субъектов и закономерностей ценообразования в условиях рыночной экономики.
Вопросы для самопроверки

  1. Что такое потребность? Что влияет на формирование потребностей?

Как можно сгруппировать потребности?

    Проанализируйте пирамиду потребностей А. Маслоу.

  1. Как развиваются потребности?
  2. Что такое блага? Какие блага являются экономическими? Как их можно сгруппировать?
  3. Охарактеризуйте взаимозаменяемые блага и взаимодополняемые блага.
  4. Производство и факторы производства

    Большинство экономических благ создается в процессе производства. Производство — это процесс создания экономического блага и сопутствующее ему преобразование ресурсов. (Ресурсы — это все то, что затрачивается на производство товаров и услуг.)
    Все производство принято делить на две сферы:

    1. сферу материального производства, включающую производство благ в материально-вещественной форме (уголь, обувь, станки, ткани и т.п.) и оказание услуг материального характера (транспорт, почта, химчистка, прачечная и т.п.);
    2. непроизводственную сферу, включающую духовную, интеллектуальную деятельность, результатом которой являются нематериальные блага (научные открытия, изобретения, книги, картины), и оказание услуг нематериального характера (просвещение, здравоохранение, культура и т. п.).

    Схематично структуру производства можно представить следующим образом:

    Общественное производства

    Сфера материального производства

    Непроизводственная
    сфера

    Производство продукта в материальновещественной форме (промышленность, сельское хозяйство, строительство и др.)

    Оказание услуг
    материального
    характера
    (транспорт,
    связь, бытовое
    обслуживание)

    Оказание услуг нематериального характера (просвещение, здравоохранение, искусство и т. п.)

    Духовная, интеллектуальная деятельность, результатом которой являются нематериальные блага (научные открытия, изобретения, книги, картины)

    Сфера услуг

    Блага, создаваемые в производстве, служат средством удовлетворения потребностей. Таким образом, конечной целью всякого производства являются потребности людей. Сам процесс удовлетворения потребностей — это потребление.
    Для того чтобы произвести какие-либо блага, необходимы ресурсы. Ресурсы, участвующие в производстве товаров и услуг, называются факторами производства. Основные факторы производства — это труд, земля, капитал и предпринимательская деятельность.
    Труд (L) — целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей. Это затраты физической и умственной энергии, позволяющие создавать полезные для общества товары и услуги.
    Земля (T) — все природные ресурсы, которые используются в производстве. Когда о земле говорят как о факторе производства, то имеют в виду пахотные и другие земли, леса, полезные ископаемые, воду и т.п.
    Капитал (C) — товары длительного пользования, используемые для производства других товаров. К капиталу относят: здания, сооружения, станки, оборудование и другие средства производства. Капитал позволяет увеличить отдачу земли и труда в производственном процессе.
    Предпринимательская деятельность (E) — целесообразная деятельность людей, направленная на получение прибыли. Функции предпринимателя в производстве состоят в:

    1. соединении факторов производства в одном производственном процессе;
    2. нахождении наиболее эффективных вариантов соединения этих факторов;
    3. принятии на себя риска (предприниматель рискует своим капиталом, деньгами, авторитетом и т.п.)

    Все факторы производства можно рассматривать как:

    1. вещественные, или имущественные (земля и капитал);
    2. личные (труд и предпринимательская деятельность).

    Личные факторы производства воплощают в себе как врожденные способности людей, так и приобретенные ими в процессе обучения и практической деятельности знания, умения, навыки. Эти интеллектуальные способности и практические навыки людей, увеличивающие их производственные возможности, образуют человеческий капитал. Вложения в человеческий капитал (образование, переподготовку, повышение квалификации кадров) приобретают особое значение в современном мире. Отдача от вложений в человеческий капитал превышает отдачу от вложений в вещественные факторы производства, поэтому темпы роста вложений в личные факторы производства сегодня превышают темпы роста вложений в вещественные факторы производства.
    Сразу необходимо обратить внимание на то, что деньги не являются фактором производства. Из денег нельзя ничего сделать, но они являются необходимым условием приобретения факторов производства. Денежные средства используются для покупки факторов производства у их владельцев, и тем самым обеспечивается реальная возможность соединить ресурсы в едином производственном процессе.
    Проблема производства состоит в том, что человеческие потребности практически не ограничены, тогда как в любом обществе имеется ограни- ценное количество ресурсов. Ограниченность ресурсов — объективный факт, диктующий необходимость соответствующего хозяйственного поведения людей. В каждый момент жестко фиксировано количество трудовых, природных, капитально-технических ресурсов, которые могут принимать участие в производстве. Ограниченность всех экономических ресурсов остается и даже возрастает по мере развития общества. Это обусловлено не только истощением природных ресурсов, но и тем, что потребности постоянно возрастают, давая импульс производству новых товаров и услуг, требующих новых ресурсов.
    Следствием ограниченности ресурсов становится:

    1. необходимость решать вопрос о предпочтительности того или иного направления применения ресурсов;
    2. появление конкуренции, соперничества, состязательности за доступ к более эффективным ресурсам;
    3. необходимость эффективного и по возможности полного использования ресурсов общества;
    4. возможность возникновения уравнительного распределения ресурсов (рационирование).

    Вопросы для самопроверки

    1. Что такое процесс производства? Какие отрасли народного хозяйства Вы отнесете к сферам материального и нематериального производства?
    2. Какие ресурсы необходимы для организации производства? Охарактеризуйте каждый из них. Как группируются все факторы производства?
    3. Являются ли деньги фактором производства?
    4. Как Вы понимаете тезис об ограниченности ресурсов? Она абсолютна или относительна?
    5. Какие проблемы возникают в связи с ограниченностью ресурсов?
    6. Производственные возможности

      Ограниченность ресурсов ставит предел возможностям производства. Использование ресурсов для создания одного продукта означает отказ от производства другого. Это заставляет делать выбор: какие продукты производить, какие потребности удовлетворять в первую очередь.
      Суть проблемы выбора в условиях ограниченности ресурсов можно понять, использовав кривую производственных возможностей (КПВ). Кривая производственных возможностей — график, показывающий все множество вариантов использования имеющихся ресурсов для производства двух альтернативных видов экономических благ. (Альтернативный — допускающий одну из двух или нескольких возможностей.)
      Разберем хрестоматийный пример. Предположим, что общество нуждается в производстве двух продуктов — масла и пушек.
      Возможные объемы производства двух продуктов при полном использовании ограниченных ресурсов представлены в табл. 1.1.

      Таблица 1.1
      Альтернативные возможности производства масла и пушек

      Вариант

      Масло, млн. т.

      Пушки, тыс. шт.

      А

      Отложив на осях координат два товара и соединив точки, отражающие разные сочетания объемов производства этих продуктов, мы получим кривую производственных возможностей (рис. 3.2).


      Рис. 3.2. Кривая производственных возможностей

      Анализ кривой производственных возможностей (см. рис. 3.2) позволяет сформулировать ряд важнейших экономических положений.

      1. Закон замещения, который гласит, что при полном использовании ресурсов и неизменной технологии увеличение производства одного продукта приводит к сокращению другого. Действительно, мы видим, что с увеличением производства масла выпуск пушек сокращается, и наоборот.

      Для иллюстрации действия закона замещения часто приводят следующий пример. В СССР накануне начала Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) существовала полная занятость, все трудовые ресурсы использовались полностью, безработицы не было. Когда началась война, увеличить производство военной продукции можно было только сократив производство гражданской. В США перед войной (1939 г.) трудовые ресурсы недоиспользовались, безработица достигала 17,2%. С началом Второй мировой войны США смогли увеличить производство и военной, и гражданской продукции. К 1944 г. безработица сократилась до 1,2%.

      1. Если производство находится внутри КПВ, в точке N, это значит, что имеющиеся ресурсы используются не полностью: есть возможность увеличить производство и пушек, и масла. Точка N свидетельствует о недопроизводстве, неэффективном использовании ресурсов.
      2. Точка М при данных ресурсах и имеющейся технологии для производства недостижима. Но это совсем не означает, что производственные возможности не могут увеличиться. Существует два способа расширения производственных возможностей: увеличение количества используемых ресурсов (экстенсивный путь) и совершенствование технологии, НТП, позволяющие при данных ресурсах производить больше благ (интенсивный путь).
      3. Любое производство является эффективным, если оно обеспечивает полное использование ресурсов, следовательно, любая точка, лежащая на кривой производственных возможностей, является эффективной. Распределение ресурсов, при котором невозможно увеличить выпуск одного экономического блага без уменьшения выпуска другого, называется Паре- то-эффективным, или Парето-оптимальным. (Это положение впервые было сформулировано в работах итальянского экономиста Вильфредо Парето (1848-1923 гг.) и широко используется в экономической теории.)

      Предположим, что фирма располагает определенным станочным парком и определенным количеством работников и выпускает два продукта. Если станочный парк используется полностью, все работники загружены, то, чтобы увеличить производство одного продукта, придется сократить производство другого. Если можно увеличить производство одного продукта, не сократив производства другого, это значит, что имеющиеся ресурсы недоиспользуются, т.е. производство неэффективно.

      1. Поскольку увеличение производства одного продукта ведет к сокращению производства другого, то стоимость (издержки производства) одного продукта может быть выражена в количестве продукта, от которого приходится отказаться в связи с производством первого. Так, из рис. 3.2 следует, что увеличение производства масла с нуля до 2 млн. т «обошлось» в 3 тыс. пушек, от производства которых пришлось отказаться. Можно сказать, что 2 млн. т масла стоят 3 тыс. пушек. В экономике такая стоимость или такие издержки производства называются вмененными, или альтернативными.

      Альтернативные (вмененные) издержки производства, или издержки упущенных возможностей — это издержки производства или стоимость одного товара, выраженная в количестве другого товара, от производства которого приходится отказаться, чтобы произвести дополнительную единицу данного товара.

      1. Вы, наверное, обратили внимание (рис. 3.2) на то, что каждые два последующие миллиона тонн масла обходятся все дороже и дороже.

      Первые 2 млн. т стоили 3 тыс. пушек; вторые 2 млн. т — уже 6 тыс. пушек; третьи 2 млн. т — 9 тыс. пушек; четвертые 2 млн. т — 9 тыс. пушек.
      Почему? Почему кривая производственных возможностей имеет выпуклую форму? Дело в том, что здесь четко проявляется действие одного из важнейших экономических законов — закона убывающей отдачи, или закона возрастающих вмененных издержек производства. Закон возрастающих альтернативных (вмененных) издержек производства гласит: в условиях полного использования ресурсов и неизменной технологии для получения каждой дополнительной единицы одного товара приходится отказываться от все возрастающего количества других товаров.
      Объясняется это тем, что при увеличении производства масла приходится использовать ресурсы, технологически приспособленные для производства пушек и непригодные для производства масла. Причем чем больше масла мы хотим произвести, тем менее пригодные для этого ресурсы нам приходится использовать.
      Таким образом, в силу того, что в разных процессах производства ресурсы обладают разной производительностью, переключение их из одной сферы применения в другую обусловливает возрастание вмененных издержек производства.
      Вопросы для самопроверки

    7. Что такое кривая производственных возможностей? В чем суть закона замещения? При каких условиях он действует?
    8. Как можно охарактеризовать состояние экономики, если она находится в точке, расположенной внутри КПВ?
    9. Как можно расширить производственные возможности? Что происходит, если КПВ сдвигается вправо, влево?
    10. Какое производство считается эффективным? Что такое Парето-эффек- тивность?
    11. Что такое альтернативные издержки производства?
    12. Почему КПВ выпукла вправо вверх? В чем суть возрастающих вмененных издержек? Почему и при каких условиях они возрастают?
    13. Проблема выбора и экономические системы

      Ограниченность производственных возможностей (ресурсов, которые могут быть использованы в процессе производства) порождает проблему альтернативности их применения и поиска лучшего сочетания факторов производства, т.е. проблему выбора, которая стоит не только перед обществом в целом, но и перед каждой фирмой, семьей, отдельным человеком.
      Отражением данной проблемы является постановка трех основных вопросов экономики:
      Что и сколько производить — какие товары и услуги и в каком количестве должны быть произведены в данном экономическом пространстве и в данное время?
      Как производить — при какой комбинации производственных ресурсов, с использованием каких технологий и способов организации производства должны быть произведены выбранные из возможных вариантов товары и услуги?
      Поскольку количество созданных товаров и услуг ограничено, то возникает проблема их распределения или третий вопрос — для кого производить, кто будет потреблять произведенные товары?
      Эти три вопроса обычно формулируются как: «Что? Как? Для кого?».
      Ответы на эти вопросы зависят от существующей в обществе экономической системы. Экономическая система — это набор организационных механизмов, с помощью которых происходит распределение ограниченных ресурсов общества, необходимых для удовлетворения потребностей людей. Характер экономической системы зависит от формы собственности на факторы производства и от механизма координации (согласования) действий отдельных хозяйствующих субъектов.
      В зависимости от сочетания этих двух признаков принято выделять следующие экономические системы (экономики).
      Традиционная экономика — экономическая система, в которой господствует частная собственность, а традиции, обычаи, опыт определяют, что производить, как использовать производственные ресурсы. Традиционная экономика была характерна для средневековой Западной Европы, сегодня такие экономические системы существуют в некоторых слаборазвитых странах. Техника производства, обмен, распределение доходов базируются на освященных столетиями обычаях. Технический прогресс с большими трудностями проникает в такие системы, так как вступает в противоречия с традициями.
      Командная (плановая) экономика — централизованно-управляемая экономическая система, которая базируется на государственной собственности и в которой ответы на все основные вопросы экономики дает государство. Все ресурсы составляют собственность государства, и именно оно координирует действия хозяйствующих субъектов: распределяет ресурсы между отраслями и предприятиями, определяя, что производить, какими способами производить, как распределять произведенные товары. Все эти решения принимаются на основе долговременных планов, часто приводящих к отрыву производства от непрерывно меняющихся потребностей общества.
      Рыночная экономика — экономическая система, базирующаяся на частной собственности на факторы производства и на решениях, принимаемых частными лицами и фирмами, преследующими индивидуальные цели самостоятельно, независимо друг от друга. Независимые решения отдельных экономических субъектов координируются рынком. Рынок же и дает ответы на основные вопросы экономики.
      Смешанная экономика. Необходимо отметить, что в чистом виде рыночная экономика не существует. В каждой даже самой «разрыночной» экономике государство выполняет определенные регулирующие функции, принимая участие в решении основных экономических проблем. В современных условиях государство часто берет на себя производство продуктов, невыгодных частному бизнесу, но необходимых обществу; всячески стимулируя научно-технический прогресс, оно влияет на выбор способов производства; решая социальные проблемы, оно корректирует рыночное распределение продукта. Таким образом, для большинства развитых стран сегодня характерна смешанная экономика, которая регулируется рыночным механизмом и государством.
      Наряду с устоявшимися, сложившимися экономическими системами сегодня в мире существуют страны с переходными экономиками — экономическими системами, которые характеризуются наличием старых экономических форм, элементами новых, а также смешанных (переходных) форм и отношений. Наглядным примером переходной экономики служит экономика бывших социалистических стран, в том числе России, осуществляющих переход от плановой к смешанной экономике.

      Вопросы для самопроверки

      1. В чем суть проблемы выбора и почему она возникает?
      2. Что такое экономическая система и каковы ее основные признаки?
      3. Как на основные вопросы экономики отвечает традиционная экономика?
      4. Каковы основные черты командной экономики и как она отвечает на вопросы «Что? Как? Для кого?»
      5. Охарактеризуйте рыночную экономику и способы ее ответа на основные экономические вопросы.
      6. В чем отличия смешанной экономики от командной и рыночной?

      Основные понятия и термины

      Потребности, пирамида потребностей А. Маслоу, экономические блага, взаимозаменяемые блага, взаимодополняющие блага, производство, сфера материального производства и непроизводственная сфера, потребление, экономические ресурсы, земля, капитал, предпринимательская деятельность, проблема выбора, кривая производственных возможностей, закон замещения, эффективность производства, альтернативные издержки, закон возрастающих альтернативных издержек, основные вопросы экономики, экономические системы, традиционная, плановая, рыночная, смешанная экономики.

      Выводы

      1. Любая экономическая деятельность людей порождается необходимостью удовлетворения их потребностей. Потребности людей постоянно растут количественно и качественно. Основная их часть удовлетворяется экономическими (ограниченными) благами, создаваемыми в производстве. Различают взаимозаменяемые блага — блага, обладающие способностью удовлетворять потребности за счет друг друга, и взаимодополняющие блага — это блага, удовлетворяющие потребности людей лишь в комплексе друг с другом.
      2. Производство представляет собой процесс приспособления ресурсов общества для удовлетворения потребностей людей. Основные факторы производства — это труд, земля, капитал и предпринимательская деятельность. Поскольку потребности общества безграничны в то время как ресурсы, используемые для их удовлетворения, ограничены, возникает проблема оптимального распределения ограниченных ресурсов общества.
      3. Кривая производственных возможностей представляет собой модель, иллюстрирующую альтернативные возможности использования ограниченных ресурсов. Любая точка, расположенная на кривой производственных возможностей, свидетельствует о полном, эффективном использовании ресурсов. Точка внутри КПВ показывает, что ресурсы используются неполно и возможно увеличение производства двух товаров. В условиях полного использования ресурсов увеличение производства одного продукта влечет за собой уменьшение производства другого. Отсюда: издержки производства дополнительной единицы одного продукта могут быть измерены количеством другого продукта, от производства которого приходится отказаться в связи с увеличением производства первого продукта. Такие издержки производства называются альтернативными. В условиях полного использования ресурсов действует закон возрастания альтернативных издержек производства: каждая последующая дополнительная единица продукта обходится все дороже и дороже, т.е. для ее производства приходится отказываться от все большего и большего количества другого продукта.
      4. Ограниченность экономических ресурсов порождает три основных вопроса экономики: «что, как и для кого?» Разные экономические системы по-разному отвечают на эти фундаментальные вопросы. Характер экономической системы зависит от господствующей формы собственности и механизма координации хозяйственных решений, принимаемых отдельными экономическими агентами. В зависимости от сочетания этих признаков выделяют: традиционную, рыночную, плановую, смешанную и переходную экономику.

      Ваш комментарий о книге
      Обратно в раздел Экономика и менеджмент

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 1 page

Стр 1 из 9

Общая экономическая теория

1. Введение в экономику. Общие основы экономического развития……………8

1.1. Предмет экономики. Экономический анализ, его значение и методы……..8

1.2. Ограниченность ресурсов и проблема выбора. Кривая производственных возможностей. Производственная функция………………………………………11

1.3. Экономические системы и их классификация. Смешанная экономика……15

1.4. Понятие, типы и формы собственности……………………………………..16

1.5. Словарь основных терминов………………………………………………….19

1.6. Вопросы для самоконтроля……………………………………………………20

1.7. Учебные задания и задачи…………………………………………………….21

Микроэкономика

1. Функционирование конкурентного рынка…………………………………….24

1.1. Рыночная структура. Виды рынков………………………………………….24

1.2. Преимущества и недостатки рыночной экономики. Этапы развития

рыночной экономики………………………………………………………………27

1.3. Словарь основных терминов…………………………………………………28

1.4. Вопросы для самоконтроля…………………………………………………..30

1.5. Учебные задания и задачи……………………………………………………31

2. Рыночный механизм……………………………………………………………32

2.1. Понятие рыночного механизма………………………………………………32

2.2. Спрос. Сдвиг кривой спроса…………………………………………………33

2.3. Предложение. Сдвиг кривой предложения…………………………………36

2.4. Рыночное равновесие и рыночная цена. Устойчивость равновесия………38

2.4.1. Словарь основных терминов……………………………………………….41

2.4.2. Вопросы для самоконтроля…………………………………………………41

2.4.3. Учебные задания и задачи………………………………………………….42

2.5. Основы теории поведения потребителя……………………………………..45

2.5.1. Полезность и спрос. Понятие о теории предельной полезности…………45

2.5.2. Индивидуальный спрос и спрос на рынке в целом……………………….47

2.5.3. Концепция кривых безразличия……………………………………………48

2.5.4. Словарь основных терминов……………………………………………….55

2.5.5. Вопросы для самоконтроля…………………………………………………56

2.5.6. Учебные задания и задачи………………………………………………….57

3. Особенности воспроизводства на отдельном предприятии………………….58

3.1. Сущность и организационно-экономические формы предприятия….……58

3.2. Фирма и формы фирменной организации…………….…………………….60

3.3. Фирма и конкуренция……………………………………………………….61

3.4. Риск: понятие, виды, уровни. Банкротство………………………………..63

3.5. Инвестиции фирмы………………………………………………………….64

3.6. Выручка, издержки и прибыль фирмы …………………………………….64

3.7. Издержки и поведение фирмы в краткосрочном периоде………………..69

3.8. Издержки и поведение фирмы в долгосрочном периоде…………………71

3.9. Словарь основных терминов……………………………………………….75

3.10. Вопросы для самоконтроля……………………………………………….77

3.11. Учебные задания и задачи…………………………………………………78

4. Ценообразование, максимизация прибыли и поведение фирмы

в различных рыночных структурах…………………………………………….80

4.1. Общие положения…………………………………………………………..80

4.2. Фирма в условиях совершенной конкуренции……………………………82

4.3. Фирма в условиях «Чистой монополии»………………………………….84

4.4. Фирма в условиях несовершенной конкуренции…………………………86

4.4.1. Монополистическая конкуренция……………………………………….86

4.4.2. Олигополистическая конкуренция (олигополия)………………………87

4.5. Словарь основных терминов………………………………………………88

4.6. Вопросы для самоконтроля………………………………………………..88

4.7. Учебные задания и задачи…………………………………………………89

5. Виды рынков………………………………………………………………….93

5.1. Рынок конечных продуктов и услуг………………………………………93

5.1.1. Правительственный рынок………………………………………………93

5.1.2. Потребительский рынок…………………………………………………94

5.1.3. Сущность маркетинга……………………………………………………95

5.1.4. Товародвижение. Виды торговли. Товарная биржа……………………97

5.1.5. Ценообразование………………………………………………………..101

5.1.6. Словарь основных терминов……………………………………………101

5.1.7. Вопросы для самоконтроля…………………………………………….103

5.1.8. Учебные задания и задачи……………………………………………..103

5.2. Финансовый рынок……………………………………………………….104

5.2.1. Понятие и структура финансового рынка…………………………….104

5.2.2. Рынок кредита…………………………………………………………..105

5.2.3. Рынок ценных бумаг……………………………………………………108

5.2.4. Финансовые инструменты и их основные характеристики………….109

5.2.5. Финансовые посредники……………………………………………….112

5.2.6. Словарь основных терминов…………………………………………..114

5.2.7. Вопросы для самоконтроля…………………………………………….115

5.2.8. Учебные задания и задачи……………………………………………..116

5.3. Рынок факторов производства……………………………………………117

5.3.1. Общая характеристика рынка факторов производства………………117

5.3.2. Рынок земли и землепользования…………………………………….121

5.3.3. Рынок капитала………………………………………………………..123

5.3.4. Рынок труда……………………………………………………………126

5.3.5. Словарь основных терминов………………………………………….131

5.3.6. Вопросы для самоконтроля…………………………………………..133

5.3.7. Учебные задания и задачи……………………………………………134

ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемый учебный комплекс по микроэкономики подготовлен для всех студентов, изучающих экономику, но прежде всего для студентов неэкономических направлений и специальностей, для которых данный предмет не является профилирующим. Название является в определенной степени условным, т.к. кроме материала по микроэкономике в данном учебном пособии содержится раздел, посвященный проблемам общей экономической теории.

Основная цель данного издания заключается в формировании у студентов основного понятийного аппарата, необходимого для оценки происходящих на микроуровне экономических процессов и явлений.

Использование учебного комплекса по микроэкономике не избавляет студентов от необходимости изучения другой учебной литературы, но позволяет получить информацию по экономике в сжатой и доступной форме.

Для повышения эффективности учебного процесса в учебном комплексе по микроэкономике помимо теоретического материала содержится: словарь основных терминов, вопросы для самоконтроля, учебные задания и задачи. Все эти методические дополнения предназначены для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическим занятиям в аудитории. Их использование призвано облегчить студентам понимание отдельных тем и вопросов курса экономики.

В конце учебного комплекса приводится библиографический список, позволяющий студентам расширить и углубить свои знания по тем вопросам, которые рассматриваются авторами пособия в сжатом виде. Кроме того, литература из этого списка может использоваться при подготовке студентами докладов на практических занятиях и конференциях и при написании рефератов.

Экономические процессы и явления рассматриваются в пособии в определенной последовательности. Каждое новое понятие базируется на знании предыдущего материала. Движение происходит от простого к сложному, поэтому авторы призывают студентов к последовательности в работе над пособием, к стремлению понять, а не заучить предлагаемый материал, к вдумчивой и осмысленной оценке экономических процессов и явлений, к поиску путей решения возникающих в нашей экономике проблем не на основе эмоций, а на почве твердого знания и понимания, умения обосновать свои предложения и отстоять их перед возможными оппонентами.

ОБЩАЯ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

ТЕОРИЯ

1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ.

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Объектом изучения экономической науки является экономика – особая сфера жизнедеятельности людей. Особенности этой сферы, ее содержание, элементы определяют границы экономической науки в целом и экономической теории как ее основной части.

В обыденном сознании представления об экономике часто связаны с рациональным ведением своего хозяйства, эффективным использованием денег и т.д. «Экономика» — управление домашним хозяйством, домоводство. (Ксенофонт). В то же время у всех нас в сознании существует и другое, более широкое понятие экономики — состояние дел в народном хозяйстве в целом, изменение цен, доходов, внешнеэкономических связей и т.д. Еще одно понимание экономики связанно с постоянным изменением социальной роли и функций участников экономической жизни, субъектов экономики. Люди одновременно выступают в роли производителей благ и их потребителей; получателей доходов и плательщиков налогов из тех же доходов; владельцев акций (собственников) и в то же время производителей. К тому же положение в самой экономике и положение ее субъектов постоянно изменяется. Увидеть за изменением разных показателей, множеством ролей субъектов экономики устойчивые тенденции, взаимосвязи, принять правильные решения – может только экономическая наука.

1.1. ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИКИ.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ, ЕГО ЗНАЧЕНИЕ И МЕТОДЫ

В данном учебном пособии речь будет идти об экономике как учебной дисциплине, поэтому мы будет учитывать все вышеприведенных значения, но основу будет составлять понимание экономики как отрасли знаний

Экономика изучает поведение людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов. Её главная задача – исследовать проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека.

Экономика является наукой, базирующейся на фактах реальной экономической жизни. Но она не является сводом фактов. Экономика — это отрасль знаний, использующая для понимания сущности экономической жизни, так называемый научный подход, позволяющий на основе анализа разнообразного и многочисленного фактического материала вскрыть логику явлений, установить закономерности их развития, их взаимосвязь и взаимозависимость.

По сути дела это модельный подход: построение некоторой модели процесса, явления или механизма функционирования хозяйственных структур и получение на основе её (модели) анализа новых знаний об экономическом объекте. Результативность такого подхода зависит от адекватности описанной модели реалиями экономической жизни.

Экономический анализ содержит исследование параметров модели, оценку эффективности её функционирования, обоснование различных вариантов её развития, выявление резервов, позволяющих получить большие результаты при меньших затратах.

Важно, чтобы для анализа использовалась полная, достоверная и сопоставимая информация.

Совокупность специальных приёмов, применяемых для обработки экономической информации, называется методикой.

К таким приёмам:

1. сравнение – выражение данного явления через другие однородные явления;

2. сводка – выявление общего результата действия различных факторов на тот или иной процесс;

3. группировка – выделение в изучаемых явлениях тех или иных групп по тем или иным признакам;

4. определение относительных величин – определение коэффициентов, т.е. соотношение двух величин, одна из которых принимается за единицу, или процентов, где за базис принимается 100;

5. определение средних величин, т.е. величин, выражающих отличительную особенность данной совокупности факторов. Используются при характеристике массовых количественно однородных явлений;

6. ряды динамики – используются для определения абсолютного прироста. Например, объём производства возрос с 1000 млн. шт. до 1500 млн. шт. Абсолютный прирост – 500 млн. шт., темп роста 150% или в 1,5 раза, темп прироста – 50%;

7. определение структуры, т.е. удельного веса элементов в их совокупности.

8. способ цепных подстановок используется при анализе явлений, определяемых множеством факторов. Заменяя плановое значение фактора на фактическое, мы получаем информацию о влиянии изменившегося фактора на явление. Этот способ является одним из приёмов элиминирования (изменение одного фактора » при прочих равных условиях «).

Экономический анализ позволяет сформировать позитивные знания о том, каково фактическое состояние экономики. Это необходимо для обоснования экономической политики на различных уровнях хозяйствования. В ходе её разработки на основе полученных экономической наукой данных о том, что есть, принимается решение о том, что, должно быть. Особенно важным при этом является правильное определение целей экономического развития и установление характера взаимосвязей между различными целями. При этом надо иметь в виду, что достижение одной цели может привести к осуществлению других целей, но может быть ситуация, когда цели взаимно исключают друг друга. Важно, чтобы цель была чёткой и конкретной.

В отличие от технических и многих естественных наук возможности проведения эксперимента в экономике ограничены, а то и вообще отсутствуют. Поэтому анализ моделей остается практически основным в экономике. В связи с этим так важно при создании и анализе моделей следовать некоторым правилам «корректного вывода»:

1. Правило «при прочих равных условиях». Так как большинство экономических процессов зависит от многих факторов, то для изучения влияния одного из них необходимо так построить модель, чтобы значения других факторов были незначительны (т.е. их влияние исключалось).

2. Избегать в выводах ошибок типа «после — вследствие». Эта ошибка связана с тем, что следствие может быть результатом влияния многих факторов, и нельзя делать вывод о результатах изменения только на основе изучения влияния одного фактора. Например, спрос изменился, но это не значит, что это произошло только под влиянием изменения цены, т.к. действуют и неценовые факторы.

3. Избегать «ошибок композиций» вывода, когда то, что справедливо для части, формально распространяется на целое.

Необходимо различать позитивные и нормативные суждения в экономике.

Позитивные суждения отвечают на вопросы, что и как будет происходить в народном хозяйстве при определенных действиях в конкретных условиях.

Нормативные суждения отвечают на вопросы, насколько хорошо, справедливо то или иное решение, т.е. затрагивают проблемы этического, оценочного характера. Эти суждения важны, но на них не существует ответа с позиции экономической науки, т.к. это сфера политический решений.

1.2. ОГРАНИЧЕННОСТЬ РЕСУРСОВ И ПРОБЛЕМА ВЫБОРА.

КРИВАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ.

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ

Всё изучаемое экономической наукой связано с тем, что материальные потребности людей безграничны, а средства их достижения (экономические ресурсы) ограничены или редки.

Потребности могут быть материальными, духовными и социальными. Экономическая наука имеет дело с материальными потребностями. Они удовлетворяются с помощью материальных продуктов и услуг.

Материальный продукт существует после процесса его создания, а услуга – только в процессе её оказания.

Материальные продукты и услуги удовлетворяют личные потребности (предметы потребления) и производственные потребности (средства производства).

Экономические ресурсы – это все природные, людские и произведённые человеком ресурсы, которые могут быть использованы в процессе производства продуктов и оказания услуг, имеющихся в ограниченном количестве. Экономические ресурсы, уже используемые в процессе производства, называются факторами производства. Виды ресурсов: природные, трудовые, инвестиционные, финансовые, информационные.

В ручном производстве преобладают трудовые и природные ресурсы, в машинном – инвестиционные, в современном производстве в условиях НТР возрастает роль информационных ресурсов.

Основными ресурсами являются природные, трудовые и инвестиционные. Финансовые и информационные ресурсы являются производными от них.

Природные ресурсы (или земля) – это всё естественные ресурсы (земля, лес, вода, полезные ископаемые и т.д.).

Инвестиционные ресурсы (или капитал) – это всё произведённые средства производства, используемые в производстве и доставке продуктов конечному потребителю. Средства производства являются реальным капиталом. Они включают средства труда (здания, сооружения, машины, оборудование) и предметы труда (сырьё, материалы).

Людские ресурсы включают труд – полезную, целесообразную деятельность людей в процессе производства. В процессе труда люди – работники расходуют рабочую силу – способность к труду, совокупность физических и умственных способностей, которыми они располагают. Особым видом людских ресурсов является предпринимательская способность, рассматриваемая в рыночной экономике как особый ресурс. Для её осуществления необходимы определённые данные – инициативность, новаторство, готовность к риску.

Собственник каждого ресурса, предоставляя его для использования в процессе производства, стремится к получению дохода. Земля приносит её собственнику ренту, рабочая сила – заработную плату, предпринимательская способность – прибыль, капитал-процент.

Экономические ресурсы ограничены, поэтому встаёт проблема их выбора: что, как, и для кого производить. Эту проблему можно рассматривать с двух сторон.

1. Что, т.е. какие продукты и услуги и в каком количестве можно произвести? В этом случае анализируется таблица и график производственных возможностей.

2. Как, т.е. с помощью каких ресурсов и технологий производить эти необходимые обществу продукты и услуги?

3. Для кого производить эти продукты и услуги, с какой целью?

Таблица и кривая производственных возможностей

Для упрощения анализа мы делаем ряд допущений:

1) экономика функционирует в условиях полного использования всех пригодных для этого ресурсов и эти ресурсы используются таким образом, чтобы они вносили наиболее ценный вклад в общий объём производства (т.е. ресурсы распределяются эффективно);

2) ресурсы постоянны как по количеству, так и по качеству;

3) технология неизменна;

4) в экономике производится не бесконечное множество продуктов и услуг, а только два:

— предметы потребления представляет хлеб.

— средства производства представляет станок.

Эти допущения означают, что мы будем анализировать статичную, не растущую экономику.

В силу ограниченности ресурсов и с учётом наших допущений общество не может увеличить выпуск обоих продуктов. Нужно выбирать, какие объёмы каждого продукта произвести при полном использовании имеющихся ресурсов.

Таблица 1

Возможные варианты производства хлеба и станков

Виды продукта Производственные альтернативы
А В С Д Е
Хлеб (млн. т)
Станки (тыс. шт.)

Эту таблицу можно изобразить графически (рис.1).

Кривая производственных возможностей

( кривая трансформации)

хлеб

(млн. т) W

5

4 D

С

2 B

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 станки

(тыс. шт.)

Рис. 1.

Наращивая производство станков, мы отказываемся от производства части хлеба. Количество хлеба, от которого мы должны отказаться, чтобы увеличить производство станков, называется вменёнными издержками производства станков или издержками упущенных возможностей..

Увеличение производства обоих продуктов возможно в динамичной, растущей экономике, когда количество и качество ресурсов возрастают, а технология совершенствуется. В этом случае происходит смещение (сдвиг) кривой производственных возможностей. Характер сдвига зависит от того, ресурсы производства какого из продуктов возросли, и технология какого производства усовершенствовалась. Расстояние, на которое может произойти сдвиг кривой в будущем, зависит от выбранного в данный момент времени соотношения между производством » товаров для будущего » (средств производства, научных исследований, образования, профилактической медицины) и » товарами для настоящего » (чисто предметы потребления).

Следовательно, экономика – процесс преобразования имеющихся в распоряжении общества ресурсов в продукты, которые должны удовлетворять как производственные, так и непроизводственные потребности общества. (простейшее определение). В этом случае процесс функционирования экономики схематически представляется следующим образом (рис.2):

Необходимость осуществлять выбор из возможных вариантов принятия решений по производству, распределению, обмену и потреблению благ требует хозяйствования – это совокупность мер и действий экономических субъектов, направленная на принятие наиболее экономичных решений, предполагающих удовлетворение потребностей и достижение целей с наименьшими затратами. Хозяйствование предполагает постоянное соизмерение результатов и затрат и осуществление эффективной деятельности. Эффективность в общем виде – это соотношение результатов и затрат. В реальной экономике эффективность имеет множество форм выражения (исходя из разных форм выражения результатов и затрат).

В своих рассуждениях об эффективности использования ресурсов экономисты предполагают, что человек в экономике ведет себя рационально (разумно). Рациональное экономическое поведение может быть совсем нерациональным с точки зрения морали и нравственности. Оно заключается в стремлении получить максимальный экономический результат при имеющихся ограниченных ресурсах. Потребитель максимизирует свою полезность, фирма – прибыль. Государство – общественное благосостояние.

Производственная функция

Это отношение между любым набором факторов производства и максимально возможным объёмом продуктов и услуг, производимым из этого набора факторов. Она строится для данной технологии. Изменение технологии отражается новой производственной функцией.

Двухфакторную производственную функцию можно изобразить графически. Кривая, отражающая все различные варианты комбинаций ресурсов, которые могут быть использованы для производства данного объёма продуктов, называется изоквантой (рис.3).

Изокванта, соответствующая объёму

производства 200 единиц продукции в месяц

Время

работы 400 A

машин

в месяц 300

200 C

Часы труда в месяц

100 200 300 400 500

Рис. 3

Каждая точка на кривой обеспечивает производство заданного объёма продукции (200 ед.), но при разном сочетании затрат труда и капитала.

1.3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ.

СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА

Совокупность взаимосвязанных и определенным образом упорядоченных элементов экономики представляет собой экономическую систему. Классификация экономических систем может производиться на основе различных критериев (признаков). Наиболее характерная для науки классификация экономических систем состоит в выделении следующих типов экономических систем на основе социально-экономических критериев:

а) Натуральное или патриархальное хозяйство, или традиционная экономика, в которой производство и потребление непосредственно соединены, а координация действий осуществляется на основе традиций и внеэкономического принуждения к труду (рудименты натуральных хозяйственных отношений сохраняются, на пример, в виде бартера).

б) Рыночная экономика (или товарное производство), в которой связь между производством и потреблением, координация экономической деятельности осуществляется путем купли-продажи товаров на рынке в условиях конкуренции.

в) Плановое хозяйство (экономика), командная, командно-административная: господство командных методов регулирования- тупиковая экономика.

г) Смешанная экономика, соединяющая воедино рыночный механизм и государственное регулирование (рынок и план).

В настоящее время смешанная экономика — целостная система, выступающая адекватной формой современного развитого общества. Образующие ее элементы объективно требуют дополнения рынка системой государственного регулирования. В зависимости от сочетаний рынка, государственного регулирования и традиций выделяются американская, германская, шведская, японская, китайская модели смешанной экономики.

1. Сущность и основы развития экономики

Происхождение термина «экономика» относится кVIII-VIIвв. до н.э. Авторство термина принадлежит древнегреческому поэту Гесиоду. Он употребил этот термин, соединив два слова: «ойкос» (дом, хозяйство) и «номос» (знаю, закон). Дословный перевод означает знание, искусство, свод правил ведения домашнего хозяйства. Однако, в научный оборот термин введён позже, вIVв. до н.э., древнегреческими мыслителямиКсенофонтом (430 — 354 гг. до н.э.) иАристотелем(384 — 322 гг. до н.э.).

В работах «Домострой» и «Экономикос» Ксенофонт употреблял этот термин, описывая правила ведения домашнего хозяйства и земледелия. Причём домохозяйство он понимал широко – как хозяйство, основанное на рабовладении.

Аристотеля условно можно назвать первым экономистом. В его наиболее известных работах «Этика» и «Политика» поставлен вопрос о сравнимости всего, что «подвергается обмену», высказаны идеи о полезности как основе ценности хозяйственных благ, о правильном обмене хозяйственных благ как обмене эквивалентов, предпринята попытка выявления законов образования и изменения производства (продуктивная деятельность). Поскольку физический труд в условиях рабовладения у свободных граждан считался делом недостойным, то продукт им оценивался с позиций не труда, а полезности. Аристотель выделял понятия «экономика» (естественная хозяйственная деятельность, связанная с производством продукта) и «хрематистика» (искусство наживать богатство, делать деньги).

В настоящее время термин «экономика» употребляется в нескольких значениях.

1. Система хозяйствования данной страны, совокупность хозяйственных отраслей или одна из них: промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство и т.д. Хозяйство всего мира, группы стран или региона (мировая экономика, экономика стран ЕС, региональная экономика).

2. Совокупность отношений между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления благ, свойственных данной исторической ступени развития общества. При подходе к периодизации исторических эпох, предложенном К. Марксом, выделяются экономики рабовладения, феодализма, капитализма и коммунизма, при распространённом ныне подходе к периодизации — экономики доиндустриальной, индустриальной и постиндустриальной эпох.

3. Система научных взглядов, научные дисциплины, занимающиеся изучением:

  • социально-экономических отношений между людьми (экономическая теория);

  • отдельных сфер хозяйственной жизни (экономика труда, экономика народонаселения, экономика предприятий, экономика образования и т.д.);

  • специфики отраслей хозяйства (экономика транспорта, экономика сельского хозяйства и т.д.).

Таким образом, под экономикой чаще всего подразумевается хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путём создания и использования необходимых жизненных благ.

Возникновение хозяйственной жизни связано с переходом человечества от присваивающих (собирательство, охота, рыболовство) к производящим видам деятельности (земледелие, скотоводство).

Большую роль в экономическом развитии сыграло и продолжает играть разделение труда. Современная система разделения труда включает:

  • индивидуальную специализацию – сосредоточение деятельности людей на определённом занятии, овладение профессией (родом трудовой деятельности, требующей определённой подготовки и являющейся, как правило, источником существования) и специальностью (видом занятий в рамках одной профессии, например в рамках профессии экономиста существуют специальности: экономическая теория, финансы и кредит, экономика труда и т.д.);

  • разделение труда на предприятии, заключающееся в специализации работников на отдельных видах работ и операций в трудовом процессе (рабочие, инженерно-технические работники, служащие, управленческий персонал; работники основного и вспомогательного производств и т.д.);

  • обособление деятельности в масштабах отрасли и подотрасли народного хозяйства (н-р, в рамках промышленности – народнохозяйственной отрасли — выделяются машиностроение, металлургия, электроэнергетика и т.д., в рамках машиностроения – народнохозяйственной подотрасли – выделяются автомобилестроение, тяжёлое и транспортное машиностроение и т.д.);

  • разделение национального хозяйства на крупные отрасли (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство, лесное хозяйство, связь, наука, образование, здравоохранение, культура, искусство) и подотрасли (н-р, жилищное и промышленное строительство – в строительстве, фундаментальная и прикладная наука – в науке, театр, кино, изобразительное искусство – в искусстве, машиностроение, лёгкая, пищевая, горнодобывающая промышленность – в промышленности и т.д.);

  • разделение народного хозяйства на сферу материального производства, где производятся вещественные блага (промышленное, сельскохозяйственное и строительное производство), и сферу услуг – отрасли народного хозяйства, продукция которых выражается в предоставлении удобств. Услуги подразделяются на материальные (транспорт, связь, бытовое обслуживание), социальные (торговля, финансовые, юридические и жилищно-коммунальные услуги, здравоохранение) и духовные (образование, искусство, физическая культура, наука);

  • территориальное разделение труда внутри страны, заключающееся в специализации различных регионов государства на производстве определённых продуктов;

  • международное разделение труда, состоящее в специализации отдельных стран на производстве определённых видов изделий и последующем товарно-денежном обмене этими изделиями.

Значимость роли разделения и специализации труда в народном хозяйстве определяется тем, что в результате их углубления обеспечивается экономия времени на производство единицы продукции, повышается уровень знаний и умелости работников, изобретаются и внедряются в производство новые виды машинной техники. Всё это способствует повышению производительности труда, являющемуся важнейшим условием обеспечения общественного прогресса.

Источником самодвижения и развития в природе и обществе является, согласно закону диалектики, противоречие – взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон какого-либо процесса или явления. Эти противоположные стороны вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении.

В экономической жизни существуют две противоречащие друг другу аксиомы:

  1. общественные и личные потребности в каждый данный момент времени безграничны и полностью неутолимы;

  2. возможности производства по удовлетворению этих потребностей в каждый данный момент времени ограничены.

Действительно, опыт развития человеческой цивилизации показывает, что потребности отдельных людей и общества в целом постоянно растут и в количественном, и, в ещё большей мере, качественном отношении. В то же время экономические ресурсы, имеющиеся в распоряжении человечества в целом, отдельных государств, предприятий и домохозяйств, количественно и качественно ограничены. Их заведомо недостаточно для удовлетворения всего многообразия существующих потребностей.

Все ресурсы, связанные с землёй (полезные ископаемые, вода, животный и растительный мир, пахотные земли и земли промышленного назначения, воздушный бассейн) имеют пределы использования и многие из них невозобновляемы. Трудовые ресурсы ограничены их физическим наличием, возможностью трудовой отдачи, количеством рабочего времени, квалификацией. Средства производства в виде машин, оборудования, зданий, сооружений, материалов ограничены пределами возможности их создания, использования и воспроизводства. Финансовые ресурсы, являясь денежным эквивалентом производственных и натуральных ресурсов, также ограничены. Имеют пределы и накопленные человечеством знания, и возможности получения информации.

Противоречие между указанными аксиомами возникает объективно. По существу речь идёт о противоречии между производством и потреблением. Это противоречие является источником хозяйственного развития во все времена и на всех уровнях экономической системы. Домохозяйства, предприятия, государства в целом, будучи объективно поставлены перед необходимостью удовлетворения разнообразных потребностей в условиях ограниченности ресурсов и производственных возможностей, должны постоянно поддерживать и развивать своё хозяйство.

Опыт показывает, что успешность разрешения этого противоречия, а, соответственно, и хозяйственного развития на всех уровнях экономической системы, зависит от полноты решения трёх взаимосвязанных задач. Первая задача состоит в определении производственных возможностей хозяйствующего субъекта (государства, отрасли хозяйства, фирмы или домохозяйства). При этом на основе установления общей величины всех природных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов выявляется наибольший объём производства, который этот хозяйствующий субъект сможет достичь.

Вторая задача состоит в выявлении наиболее насущных потребностей, без удовлетворения которых невозможно дальнейшее продолжение жизнедеятельности данного хозяйственного звена. Здесь возникает проблема альтернативного выбора – из множества вариантов набора благ, удовлетворяющих потребности, необходимо выбрать тот, при котором указанные потребности могут быть удовлетворены. При этом возникает понятие цены замены (альтернативной стоимости). Это цена того продукта, от производства которого приходится отказываться, чтобы направить ресурсы на производство другого, более необходимого продукта.

Третья задача заключается в выборе такого варианта развития, при котором, затрачивая минимум ресурсов, можно получать наибольшие конечные результаты в производстве.

Основы экономики

Термин «экономика» происходит от греческих слов oikos — дом, родина, nomos — учение, закон. Он означает искусство ведения домашнего хозяйства. Термин «экономия» был впервые введен древнегреческим мыслителем Аристотелем. В настоящее время этот термин приобрел иное значение. Сегодня он означает эффективное, рациональное, бережливое расходование ресурсов и сокращение затрат.
По мере развития общества экономика прошла множество стадий своего развития от собирательной до производящей. Первоначальной сферой ее функционирования было сельское хозяйство, затем строительство, промышленность, и в настоящее время — сфера нематериального производства.
Наиболее распространенным определением экономики является следующее:
Экономика — наука о наиболее рациональном использовании ограниченных ресурсов людьми для производства продукции и эффективном ее распределении.
Экономисты выделяют несколько значений этого термина. Во-первых, экономика — совокупность производственных отношений исторически определенного способа производства, преобладающих в той или иной стране или в различное время. Во-вторых, экономика — это народное хозяйство страны, включающая различные виды и отрасли производства: промышленности, сельского хозяйства, торговли и т.д. В-третьих, экономика — отрасль науки, изучающая различные стороны экономических отношений.
В зависимости от типа экономики, функционирующей в данном обществе, различают следующие виды экономических систем:
1. Рыночная экономика представляет собой экономику свободного предпринимательства, включающая производство, распределение, обмен и потребление общественного продукта.
2. Административно-командная экономика характеризуется жестким регулированием развития экономики из единого центра.
3. Натуральное хозяйство характеризуется производством материальных благ и услуг для внутреннего потребления.
Основными вопросами, которые изучает экономика, являются: какие товары, в каком количестве и когда следует производить; каким образом, из каких ресурсов, при помощи какой технологии производить и как распределить полученную продукцию.
В условиях рыночной экономики большое внимание уделяется предприятию, т.к. именно здесь решаются основные вопросы экономики.
Экономика предприятия изучает использование ограниченных ресурсов для производства продукции и ее распределения в рамках отдельно взятого предприятия. Именно то предприятие, которое наиболее верно решит эти проблемы, сможет выжить и нормально функционировать в условиях рынка.
В экономической теории выделяют микроэкономику и макроэкономику.
Микроэкономика изучает функционирование отдельно взятого предприятия; макроэкономика исследует экономику в целом.
2. Использование графиков в экономике.Экономическую науку нельзя приравнять к точным естественным отраслям знаний, так как она имеет дело с постоянно меняющимися величинами.
Экономическая теория является гуманитарной лишь по типу изучаемых объектов, а по характеру используемого методического материала входит в разряд точных дисциплин. Наиболее быстрыми темпами математизация экономики происходила в первой половине XX века.
Количественные зависимости экономических величин отражаются с помощью графиков. Графики помогают представить себе наиболее полно экономические модели. Они объясняют связи между двумя экономическими величинами, в какой мере изменяется одна величина относительно другой. Для построения графика используются числовые данные. Например, рассмотрим зависимость между потреблением яблок и их ценой на рынке (причем все факторы, которые могли бы повлиять на спрос остаются неизменными, например, качество яблок одинаковое).
Приведем данные в таблице:

Цена за кг. яблок (в тыс. руб.) Потребление яблок (в кг. за неделю)
3 3
6 2
9 1
12 0,5

Отразим эту зависимость графически:

Этот график показывает обратную, или отрицательную зависимость между ценой и объемом потребления яблок, так как эти величины изменяются в противоположном направлении. Цена является основным фактором, который вызывает изменения в спросе. То есть, при увеличении цены яблок от 3 до 12 рублей, объем потребления яблок снижается с 3 до 0,5 кг.
В результате действия некоторых факторов может произойти сдвиг графика в ту или иную сторону. Предположим, что потребители теперь предпочитают покупать не яблоки, а апельсины. Следовательно, произойдет снижение объема спроса на яблоки. Это отразится на нашем графике, и будет выражаться в смещении синей кривой влево, вниз (красная кривая). Как видно из графика, изменение вкусов потребителей, при неизменной цене, привело к уменьшению спроса на яблоки.
3. Производство, развитие и торговля.Общественное производство делится на несколько фаз:
1. Производство.
2. Обмен.
3. Распределение.
4. Потребление.
Основная характеристика процесса производства — труд. Субъектом труда является работник, который, используя предметы труда, создает продукт. Обмен — акт получения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен. Следующая фаза распределения связывает две предыдущие стадии общественного производства. На этой стадии происходит распределение результатов производства, то есть произведенной продукции. Противоположным производству является потребление. Оно предполагает покупку товаров и услуг на рынке. Чем богаче общество, тем больше совокупное потребление.
Результатом производственного процесса является товар. Товар — все, что может удовлетворить потребность и предлагается на рынке с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Товар, для того чтобы его купили, должен обладать способностью удовлетворять какую-либо потребность. То есть он должен быть полезным. Например, продукты питания обладают способностью удовлетворять потребность людей в пище, теплая верхняя одежда необходима для людей, живущих в холодном климате. Эта способность товара удовлетворять потребности называется потребительской стоимостью этого товара.
Каждый товар в процессе своего существования проходит несколько циклов. Выделяют четыре стадии жизненного цикла товара: внедрение, рост, зрелость и спад, которые можно представить в виде кривой жизненного цикла товара (график см. «Современный бизнес», том 2, стр. 68). На стадии внедрения происходит разработка товара, его продвижение на рынке. Это обычно сопровождается огромными расходами на рыночные исследования, создание товара, на рекламную компанию.
На стадии роста объем производства начинает возрастать, а издержки наоборот снижаться. Это ведет к увеличению прибыли производителя. И издержки, затраченные на первой стадии, начинают покрываться. Однако, рост конкуренции на этой стадии вынуждает производителя снижать цену на товар.
На стадии зрелости объем продажи данного товара остается стабильным. Производителям приходится прилагать большие усилия, чтобы удержать на уровне конкурентоспособность своего товара. Этого можно достичь путем усовершенствования товара, улучшением внешнего вида товара и проведением дополнительной рекламной компании.
В конце своего существования товар вступает в стадию спада. Прибыль предприятия и объем продаж уменьшаются под воздействием различных факторов (например, при изменении предпочтений потребителей). В результате предприятие вынуждено отказаться от выпуска данного товара.
Конечной целью производства товара является его продажа, то есть торговля на рынке. Различают сферы оптовой и розничной. Оптовые торговцы являются связующим звеном между производителем товара и розничным торговцем. Оптовые торговцы приобретают продукцию у производителя большими партиями для ее перепродажи розничным торговцам с определенной наценкой. Оптовый торговец может предоставлять различные услуги розничному, например, транспортные услуги, предоставление кредитов, хранение продукции. В свою очередь розничные торговцы продают эти товары конечным потребителям с добавлением наценки. Они также могут предоставлять услуги потребителю, например, наличие разнообразного ассортимента, качественного обслуживания.
4. Спрос и предложение.Человеку для удовлетворения своих потребностей необходимо приобретать различные товары и услуги. Каждый человек на рынке товаров и услуг является покупателем. Совокупность этих покупателей формирует СПРОС на товары и услуги. Следовательно, постоянно возрастающие потребности формируют спрос. Но для удовлетворения потребностей одного желания недостаточно. Это желание должно быть подкреплено платежеспособностью. В экономической теории существует общепринятое определение спроса.
Спрос -платежеспособная потребность потребителей в различных товарах и услугах, количество товаров и услуг, которое потребители хотят и могут купить по данной цене в данное время.
Различают следующие виды спроса:
1. Отрицательный — покупатели избегают покупки этого товара, они не заинтересованы и безразличны к нему.
2. Скрытый — потребность может существовать, но ее невозможно удовлетворить на рынке товаров и услуг.
3. Падающий — уменьшение спроса на один или несколько товаров, производимых предприятием.
4. Нерегулярный — сезонный спрос.
5. Полноценный — уровень спроса, который полностью удовлетворяет предприятие.
6. Чрезмерный — уровень спроса превышает количество предлагаемого товара.
7. Нерациональный — спрос на товары, вредные для здоровья.
На спрос влияет несколько факторов (неценовых): вкусы и предпочтения потребителей, количество покупателей на рынке, цены на товары-заменители, уровень дохода покупателей, потребительские ожидания относительно будущих цен, дохода и наличия товаров.
Цена товара и количество спроса на этот товар — обратно пропорциональные величины. Эту обратную связь экономисты называют законом спроса. То есть, при понижении цены на товар объем спроса на этот товар возрастает, при прочих равных условиях. Эту связь можно отразить графически с помощью кривой спроса, которая имеет нисходящий характер (смотри «Экономикс», том 1, стр. 63). Но исключением здесь является спрос на алмазы (бриллианты), связь между ценой на них и объемом спроса прямая. Смещение кривой спроса вызывают неценовые факторы.
Производители товаров исходят из потребностей людей и производят товары и услуги, которые продаются на рынке. Совокупность товаропроизводителей обеспечивает людям удовлетворение их платежеспособного спроса, то есть формирует ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Предложение есть желание и способность производителей предоставлять товары для продажи на рынке. Способность предоставлять товары связана с использованием ограниченных ресурсов, которых не всегда достаточно, чтобы удовлетворить потребности всех людей.
Таким образом, предложение — количество товаров и услуг, которое продавец может и хочет продать по данной цене в данное время. Изменения в предложении могут вызвать следующие факторы (неценовые):

  • цены на ресурсы,
  • используемые при производстве товаров,
  • эффективность применяемой в производстве технологии,
  • налоги и дотации, цены на другие товары,
  • ожидания изменений цены данного продукта,
  • число продавцов этого товара на рынке.
    В общем случае изменение цены товара ведет к изменению объема предложения этого товара. Эта взаимосвязь отражается графически в виде кривой предложения, которая имеет восходящий характер (смотри «Экономикс», том 1, стр. 69). Смещение кривой предложения вызывают неценовые факторы предложения.
    Таким образом, на рынке, с одной стороны, встречаются Производители со стороны предложения и Потребители со стороны спроса. Следовательно, рынок — это реальное или воображаемое место, где встречаются люди и заключают сделку, т.е. покупают и продают. На рынке происходит встреча Производителя и Потребителя, Спроса и Предложения, в результате которой осуществляется купля-продажа товаров. Известные американские экономисты К. Макконнелл и С. Брю определяют рынок так: » Рынок — это механизм, сводящий вместе продавцов и покупателей отдельных товаров и услуг».
    Графически пересечение кривых спроса и предложения определяет равновесное состояние рынка: равновесную цену товара и равновесный объем этого товара. Точка пересечения этих графиков показывает, что потребности покупателей в данном товаре соответствуют количеству этого товара, которое производители способны предложить на рынок (смотри «Экономикс», том 1, стр. 72). Изменение либо спроса, либо предложения вызывает изменение равновесной цены и равновесного количества продукта.
    5. Эластичность спроса.Теория эластичности спроса изучает степень чувствительности потребителей к изменению цен на товары и услуги. На изменение цен некоторых товаров потребители реагируют более чутко, чем на изменение цен других. То есть, при малом изменении цены на какой-либо товар происходит значительно большее увеличение объема спроса на этот товар, либо, наоборот, при значительном изменении цены товара спрос на него практически не изменяется. В первом случае следует говорить, что потребители чувствительны к изменениям цен, а во втором нет.
    Эластичность спроса — колебания совокупного спроса, вызванные изменением (понижением или повышением) цен на товары и услуги.
    Степень ценовой эластичности или неэластичности спроса измеряется при помощи коэффициента Ed, вычисляемого по формуле:
    Ed = процентное изменение количества спрашиваемой продукции
    процентное изменение цены

    В зависимости от степени эластичности спрос делят на:
    1. Эластичный спрос — Ed>1, т.е. изменение цены на товар вызывает изменение выручки от реализации этого товара в противоположном направлении. Если цена товара увеличивается, то это ведет к уменьшению общей выручки, а если цена уменьшается, то общая выручка повышается.
    2. Неэластичный спрос — Ed<1, т.е. изменение цены вызывает изменение общей выручки в том же направлении. Если цена товара увеличивается, то общая выручка тоже увеличивается.
    3. Единичная эластичность спроса — Ed=1, т.е. на рынке сложилась четкая равновесная цена, царит спокойствие и целесообразнее не подвергаться риску на рынке. Любое изменение цены оставит объем реализации без всяких изменений.
    Различают эластичность спроса по доходу и эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу — отношение процентного изменения величины спроса на товар к заданному процентному изменению доходов потребителей при прочих равных условиях.
    Эластичность спроса по цене — отношение процентного изменения величины спроса на товар к заданному процентному изменению его цены при прочих равных условиях.
    Существует два крайних случая эластичности. В первом случае, когда изменение цены не приводит ни к какому изменению количества спрашиваемой продукции, можно говорить о совершенно неэластичном спросе. Кривая совершенно неэластичного спроса вертикальна. Примером является спрос хронически больных людей на лекарства. Во втором случае, когда небольшое понижение цены товара приводит к предельному увеличению закупок этого товара, речь идет о совершенно эластичном спросе. Кривая совершенно эластичного спроса горизонтальна. (График см. «Экономикс», том 2, стр. 15).
    Выделяют несколько факторов, влияющих на изменение эластичности спроса: во-первых, большее количество товаров-заменителей на данный товар делает спрос на этот товар более эластичным; во-вторых, чем большую часть своего дохода потребитель тратит на этот продукт, тем более эластичен спрос на него; в-третьих, спрос на предметы роскоши является эластичным, а на предметы первой необходимости совершенно неэластичен. Например, для большинства людей хлеб — это продукт первой необходимости, и любое повышение цены на него не заставит людей отказаться от его приобретения. Четвертый фактор — временной, т.е. чем длиннее период времени на принятие решения о покупке товара, тем эластичнее спрос на данный товар.

    6. Рынки в действии.Рынок это наиболее эффективный инструмент развития экономики. Основная особенность рынка заключается в его способности к саморегулированию. Поскольку производители, учитывая спрос потребителей, решают, что и сколько производить. В основе функционирования рынка лежит конкуренция. Она является основным мотивом, побуждающим предприятие к борьбе за место на рынке. На рынке, где встречается потребитель и производитель, происходит уравновешивание спроса и предложения товаров.
    Рынок — это совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи. По мнению Ф. Котлера, рынок — это «совокупность существующих и потенциальных покупателей товара». По определению К. Р. Макконнелла и С. Л. Брю, рынок — это «всякий институт или механизм, который сводит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) конкретного товара или услуги.»
    Субъектами рынка являются самостоятельные домохозяйства и предпринимательские организации, которые образуют частный сектор и государство, образующее государственный сектор. Несмотря на то, что рынок является саморегулирующимся, государство принимает меры по его регулированию: устанавливает предельный уровень цен на определенные товары и услуги, минимальный уровень заработной платы, ограничивает конкуренцию на отдельных рынках и т.д.
    Различают следующие виды рынков:
    1. Потребительский. Это совокупность всех потребителей на рынке, приобретающих товары и услуги. На решение потребителя о покупке определенного вида товара могут повлиять такие факторы как: политические, социальные, экономические, культурные, демографические и др.
    2. Рынок производителей. Представляет собой совокупность производителей, предлагающих свои товары и услуги.
    3. Рынок промежуточных продавцов. К нему относятся посреднические организации, то есть те, которые приобретают товары и услуги для их перепродажи в целях получения прибыли.
    4. Рынок государственных учреждений. Он включает в себя государственные и общественные организации, которые приобретают и используют товары и услуги в сфере коммунальных услуг либо в социальных целях.
    5. Международный рынок. Характеризуется наличием участников из разных стран.
    Рынки можно разделить на рынок товаров, рынок услуг, средств производства, инвестиций, денег, валюты, ценных бумаг, жилья, рабочей силы и т.д.
    В упрощенном варианте в рыночной системе выделяют два основных типа рынков: рынок ресурсов и рынок продуктов. Взаимодействие этих двух рынков описывает модель кругооборота ресурсов, продуктов и дохода (смотри «Экономикс», том 1, стр. 57). В качестве субъектов на этих рынках выступают предприятия и домохозяйства. Домохозяйства предоставляют свои ресурсы (земля, труд, капитал, предпринимательская способность) предприятиям на рынок ресурсов и получают за них денежный доход (заработная плата, рента, процент, прибыль), в то же время домохозяйства тратят заработанный доход на рынке продуктов для приобретения товаров и услуг предприятия. В свою очередь, предприятия приобретают ресурсы, предоставляемые домохозяйствами на рынке ресурсов, в результате чего несут некоторые издержки. На рынок продуктов предприятия предоставляют свои товары и услуги, получая от их продажи выручку. Таким образом, цены на ресурсы формируются на ресурсном рынке в результате предложения домохозяйств и спроса предприятий. Аналогично, цены на готовую продукцию формируются на рынке продуктов в результате предложения предприятия и спроса домохозяйств. Результатом этого является непрерывный и одновременный поток ресурсов и денежных средств.

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *