Какие виды ощущений вы знаете

Виды ощущений

В современной науке существуют разные подходы к классификации ощущений.

Английский ученый Ч.Шеррингтон выделил группы ощущений в зависимости от локализации( месторасположения) рецепторов:

1. Экстероцептивные — рецепторы находятся на поверхности тела: зритеольные, слуховые, кожные, обонятельные, тактильные.

2. Интероцептивные — рецепторы находятся на внутренних органах: ощущения голода, жажды, тошноты, сытости, удушья. Связаны с переживанием положительных и отрицательных эмоций.

3. Проприоцептивные — рецепторы находятся в мышцах, связках, суставах, сухожилиях. Это ощущения движения, положения частей тела.

По наличию или отсутствию контакта с раздражителем выделяют:

1. дистантныеощущения — без непосредственного соприкосновения с раздражителем: зрительные, слуховые, обонятельные.

2. контактные ощущения — при соприкосновении органов чувств с раздражителем вкусовые, кожные и кинестезические (двигательные).

В зависимости от характера раздражителей, воздействующих на данный анализатор, и от характера возникающих при этом ощущенийвыделяют такие группы:

1-я группа — ощущения, которые являются отражением свойств предметов и явлений внешнего мира: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные и кожные.

2-я группа — ощущения, отражающие состояние организма — органические, ощущения равновесия, двигательные.

3-я группа — особые ощущения: осязательные, представляющие комбинацию нескольких ощущений, и болевые — ощущения различного происхождения.

Дадим характеристик отдельным видам ощущений.

А) Зрительные ощущения — это ощущения света и цвета. Возникают в результате воздействия световых лучей на чувствительную часть нашего глаза — сетчатку. В сетчатке находятся клетки двух типов — палочки ( около 130 миллионов) и колбочки ( около 7 миллионов). При дневном освещении активны только колбочки, ночью — палочки. Колбочки дают возможность видеть цвета спектра ( хроматические ощ.) и их оттенки. Палочки позволяют видеть серые цвета (ахроматические) — от белого к черному. Чем меньше света, тем хуже видит человек. Поэтому нельзя читать при плохом освещении, в сумерках, чтобы не вызвать излишнее напряжении в работе глаз, что может спровоцировать развитие близорукости. Кроме этого, отражение черно-белых цветов и цветовой гаммы вызывает определенный эмоциональный тон. Н-р, зеленый — успокаивает, голубой — создает ощущение открытого пространства, красный – возбуждает, вызывает тревогу, черный — угнетает, оранжево- желтый — бодрит, создает приподнятое настроение, темно-синий — угнетает. Также красный и темно-синий цвета утомляют глаза. Зная это, можно использовать цветовую гамму для окраски стен класса, чтобы повысить работоспособность уч-ся.

Б) Слуховые ощущения — это ощущения, возникающие под воздействием звуковых волн, которые вызывают колебания барабанной перепонки. Колебания передаются во внутреннее ухо, в котором находится особый аппарат — улитка — для восприятия звуков.

Различают 3 вида слуховых ощущений: речевые, музыкальные и шумы. В этих видах ощущений звуковой анализатор выделяет 4 качества:

— силу звука (громкий — слабый); зависит от амплитуды колебаний.

— высоту (высокий — низкий); зависит от частоты колебаний.

— тембр (своеобразие голоса или музыкального инструмента); отражение форм колебаний звуковых волн.

— длительность звука ( время звучания).

Музыкальные ощущения позволяют различать качества звука (сила, высота, тембр, длительность). Музыкальный слух формируется лучше, если ребенка чем можно раньше приобщать к музыке.

Речевые ощущения позволяют различать звуки речи. Слух к звукам речи называется фонематическим. Он формируется в зависимости от речевой среды, в которой воспитывается ребенок. Овладение иностранным языком затруднено, так как предполагает выработку новой системы фонематического слуха. Речь может вызвать определенный эмоциональный настрой.

Шум — шум мотора, поезда, грома. Шумы могут вызвать определенный эмоциональный настрой ( шум дождя, шелест листьев); служат сигналом опасности (шипение змеи, грохот поезда) или радости ( шаги любимого человека, топот ножек ребенка). Однако замечено, что сильный и продолжительный шум вызывает у людей значительные потери нервной энергии, утомляет нервную систему, наносит ущерб сердечно-сосудистой системе, вызывает рассеянность, снижает работоспособность, понижает слух. Поэтому на уроках учителя должны стремиться к соблюдению тишины.

В) Вкусовые ощущения возникают при помощи органов вкуса — вкусовых почек, расположенных на поверхности языка, глотки и неба. Больше всего вкусовых почек находится на языке. Всего у человека их около 3-х тысяч. Существует всего 4 вида основных вкусовых ощущений: сладкое, горькое, кислое, соленое. Разнообразие вкуса зависит от характера сочетаний этих ощущений: горько-соленое, кисло-сладкое и т.п. Различные участки поверхности языка чувствительны к различным вкусовым ощущениям: задняя поверхность языка — к горькому, по бокам — к кислому и соленому, кончик языка — к сладкому.

Вкусовые ощущения вызываются действием на вкусовые рецепторы веществ, растворенных в слюне или воде. Сухое вещество на сухом языке не дает вкусовых ощущений. Кроме этого, всё, что заставляет атомы двигаться быстрее, н-р, подогрев, усиливает вкусовые ощущения. Поэтому, горячий кофе кажется более горьким, чем холодный, поджаренное соленое сало — более соленым, а горячее мясное блюдо — вкуснее, чем холодное.

На вкус пищи влияет самочувствие, головная боль, тепло, холод, голод (усиливает), сытость (ослабевает). Кроме того, вкусовые ощущения никогда не воспринимаются в чистом виде, они всегда осложнены обонятельными. Кофе, чай, табак, яблоки, апельсины, лимоны в большей степени стимулируют органы обоняния, чем вкуса.

Г) Обонятельные ощущения. Способность чувствовать запахи называется обонянием. Обонятельные ощущения возникают в результате попадания частиц воздуха в носовую полость. В нашей носовой полости запахи воспринимаются чувствительными волосками на обонятельной мембране. Эти волоски погружены корнями в слизистый слой, покрывающий мембрану. Мембрана всегда влажная. Если она высохнет, мы не сможем чувствовать запахи. Если мы просто дышим, то струя воздуха минует мембрану. Поэтому, чтобы почувствовать запах, нам надо принюхиваться, т.е. пропускать воздух над мембраной.

Существует 5 основных типов запахов, которые мы можем улавливать:

— цветочный ( фиалка, роза и т.п)

— пряный (лимон, яблоко)

— гнилостный (сыр, тухлые овощи)

— жжёный ( кофе, какао)

— эфирный (алкоголь, камфора).

У человека обоняние развито не так хорошо, как у животных. В процессе эволюции обоняние человека делается все слабее и слабее, и мы более зависимы от зрительных ощущений.

В нашем носу мембрана занимает с обеих сторон площадь с ноготь., а у собаки эта мембрана, если ее расправить, закроет больше половины ее тела. В человеческом мозгу клетки, которые различают запахи, занимают 20-ю часть, у собаки — треть мозга.

Слабое обоняние человека компенсируется более высоким развитием других органов чувств. У слепо-глухих людей обоняние развито лучше. По запахам они узнают знакомых людей, получают сигналы об опасности.

Обонятельные ощущения позволяют определить качество пищи, предупреждают об опасности ( запах гари, газа), определяют химический состав (парфюмерия). При голоде как и у вкусовых ощущений, повышается чувствительность, при насыщении — снижается.

Д) Кожные ощущения. Различают два вида кожных ощущений: тактильные ( ощущения прикосновения) и температурные ( ощущения тепла и холода). Тактильные ощущения дают знания о качестве предметов, температурные ощущения регулируют теплообмен организма со средой.

На поверхности кожи имеются разные виды нервных окончаний, каждый из которых дает ощущение только прикосновения, только холода, только тепла. Чувствительность различных участков кожи к каждому из этих видов раздражителей различна. Прикосновения больше всего ощущается на кончике языка и на кончиках пальцев. Спина менее чувствительна. К воздействию тепла и холода наиболее чувствительны те участки кожи, которые обычно прикрыты одеждой ( поясница, живот, грудь).

Температурные ощущения имеют весьма выраженный эмоциональный тон. Средние температуры вызывают положительные чувства, холод переживается как бодрящее чувство, теплота — расслабляющее. Высокие показатели тепла и холода вызывают отрицательные эмоции.

Е) Органические ощущения. К ним относятся ощущения голода, жажды, сытости, тошноты, удушья, половые ощущения. Они рассказывают нам о работе нашего организма, наших внутренних органов — пищевода, кишечника и др., в стенках которых находятся соответствующие рецепторы. Если бы их не было, мы не могли бы вовремя распознать нарушения в работе нашего организма и помочь ему. Когда в крови не хватает определенных питательных веществ, ощущается голод. Тогда в «центр голода», расположенный в мозгу, поступает сигнал — работа желудка и кишечника активизируется. Вот почему голодный человек слышит урчание своего желудка.

При нормальной работе внутренних органов отдельные ощущения сливаются в одно ощущение, составляющее общее самочувствие человека.

Ж) Ощущения равновесия. Орган равновесия — вестибулярный аппарат внутреннего уха, дающий сигналы о движении и положении головы. Когда мы впервые садимся на велосипед, становимся на коньки и т.п., нам очень трудно удержать равновесие. При регулярной тренировке устойчивость органов равновесия значительно возрастает. При повреждении лабиринта человек не может ни стоять, ни ходить, он будет все время падать. Органы равновесия связаны с другими внутренними органами. При сильном перевозбуждении органов равновесия наблюдается тошнота, рвота (морская болезнь).

З) Двигательные или кинестезические ощущения — ощущения движения и положения частей тела. Рецепторы двигательного анализатора расположены в мышцах, связках, сухожилиях, суставных поверхностях, а также в пальцах рук, языке, губах (этими органами осуществляются точные и тонки рабочие и речевые движения).

Двигательные ощущения сигнализируют о степени сокращения мышц, о том, насколько, н-р, согнута рука или нога.

Развитие двигательных ощущений — одна из задач обучения. Наиболее способствуют этому уроки труда, физкультуры, рисования, черчения, ритмики.

Без двигательных ощущений мы не могли бы нормально выполнять движения, так как приспособление действий к внешнему миру и друг к другу требует сигнализации о каждой малейшей подробности акта движения.

И) Осязательные ощущения — это сочетание кожных и двигательных ощущений предметов, то есть при прикосновении к ним движущейся руки. Рука — орган осязания. У людей, лишенных зрения, осязание – одно из важных средств ориентировки и познания. В результате тренировки такие люди могут заниматься лепкой, шитьем, приготовлением пищи.

К) Болевые ощущения — сигнализируют об опасности, неблагополучии, возникшем в организме человека, т.е имеют защитное значение. Греки говорили: Боль — это сторожевой пес здоровья.

Болевые ощущения имеют различную природу.

1. Существуют «точки боли» ( спец.рецепторы), расположенные на поверхности кожи и во внутренних органах и мышцах. Механические повреждения кожи, мышц, заболевания внутренних органов дают эти ощущения.

2. Они возникают под воздействием сверхсильного раздражителя на любой анализатор. Оглушительный звук. Ослепляющий свет, резкий запах, холод или тепло могут вызвать болевые ощущения.

Полная нечувствительность к боли — редкая аномалия, и она принесит человеку серьезные неприятности.

3. Закономерности ощущений.

Каждый человек обладает врожденной способностью к ощущениям. Ощущения можно совершенствовать с помощью тренировки. Но даже самая систематическая тренировка не позволяет перейти предел, за которым человек уже не различает предметы, не слышит звуки, не ощущает запахи.

А) Абсолютные пороги.

Чтобы возникло ощущение, раздражение должно достигнуть определенной величины. Слишком слабые раздражители не вызывают ощущений.

Та наименьшая, минимальная сила раздражителя, при которой возникает едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности.

Та наибольшая сила раздражителя, при которой ещё существует ощущение данного вида, называется верхним порогом чувствительности. Дальнейшее увеличение силы раздражителя, действующего на наши рецепторы, вызывает лишь болевые ощущения ( сверх громкий звук, слепящая яркость).

Нижний порог ощущений определяет уровень абсолютной чувствительности данного анализатора. Между абсолютной чувствительностью и величиной порога существует обратная зависимость: чем меньше величина порога, тем выше чувствительность.

Очень велика чувствительность зрительного и слухового анализатора.

Абсолютная чувствительность определенных анализаторов у разных людей различна. Пороги чувствительности изменяются на протяжении жизни: от рождения развиваются и достигают наивысшего развития к юношескому возрасту, а к старости пороги повышаются (ухудшается слух, зрение).

Б) Другая важная характеристика анализатора — его способность различать изменения в силе раздражителя. Так называемый порог различения.

Порогом различения называют относительную величину, показывающую, на какую долю должна увеличится сила раздражителя, чтобы человек почувствовал едва заметное изменение ощущения (н-р, если к хору, состоящему из 100 человек прибавить 10 человек, то мы почувствуем разницу).

Б.Ананьев указывал, что чувствительность к различению является источником сложного мыслительного процесса — сравнения.

В) Следующая закономерность ощущений — адаптация (лат.—привыкание). Адаптация в жизни известна каждому. Когда мы входим в воду, то вода поначалу кажется холодной, а через некоторое время ощущение холода исчезает и вода кажется теплой. Когда из светлой комнаты мы входим в темный коридор, то надо время, чтобы глаза привыкли и мы стали видеть. И наоборот, из темноты в светлую комнату. Приходя из улицы в помещение мы ощущаем все запахи, а через некоторое время уже не замечаем их. Эти примеры говорят о том, что чувствительность анализаторов может меняться под влиянием действующих раздражителей.

Адаптация — это изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя.

Различают 3 разновидности этого явления:

1. полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя (легкий груз, часы на руке, исчезновение запаха и т.п.)

2. притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя (рука в холодной воде, из темноты на яркий свет)

3. повышения чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя (темновая адаптация: глаза в темноте лучше видят через некоторое время; слуховая адаптация — адаптация к тишине).

Первые две разновидности являются негативной адаптацией, так как приводит к снижению чувствительности анализаторов. Третья разновидность адаптации — позитивная, так как приводит к повышению чувствительности.

Адаптация помогает улавливать слабые раздражители и предохраняет органы чувств от чрезмерного раздражения.

Сильная адаптация наблюдается в кожных (тактильных). Зрительных, обонятельных, температурных ощущениях, слабая — в слуховых и болевых. К шуму и боли можно привыкнуть, не обращать на них внимание, но ощущать их не перестанешь.

Г) Ощущения, как правило, не существуют независимо и изолировано друг от друга. Работа одного анализатора может влиять на работу другого.

Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений. Общая закономерность взаимодействия ощущений состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии. Чувствительность зрительного анализатора можно повысить слабыми музыкальными звуками, обтиранием лица холодной водой, кисло-сладкими вкусовыми ощущениями.

Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется сенсибилизацией.

Физиологически это обусловлено тем, что слабый раздражитель вызывает в коре процесс возбуждения, который легко иррадирует. В результате иррадиации процесса возбуждения повышается чувствительность другого анализатора. Под воздействием сильного раздражителя возникает процесс возбуждения, имеющий тенденцию к концентрации. По закону взаимной индукции это приводит к торможению в центральных отделах других анализаторов и снижению чувствительности в них.

Слабые вкусовые ощущения (кислое) повышают зрительную чувствительность, слабые звуковые раздражители повышают цветовую чувствительность глаза, слабые световые — усиливают слуховые ощущения. Это необходимо использовать в процессе обучения.

Кроме этого, сенсибилизация может быть достигнута в процессе упражнений. Н-р, занятия музыкой развивают звуковысотный слух.

Выделяют два вида сенсибилизации:

1. сенсибилизация, к которой приводит необходимость компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота)

2. сенсибилизация, вызванная деятельностью, требованиями профессии (специалисты по окраске тканей различают от 40 до 60 оттенков черного цвета; дегустаторы совершенствуются в обонятельных и вкусовых ощущениях и т.д.)

Взаимодействия ощущений проявляются ещё в синестезии.

Синестезия— это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора.

Н-р, зрительно-слуховая синестезия — при воздействии звуковых раздражителей возникают зрительные образы. Реже возникают слуховые ощущения при воздействии на зрительный анализатор, вкусовых —на слуховой. ( Н-р лимон может вызвать кислый вкус при вкусовых ощущениях, а можно произнести слово «лимон» — и тоже ощутить вкус лимона во рту.

Мы часто говорим «острый вкус», «бархатный голос», «кричащий цвет», «сладкие звуки». Это все синестезия. Синестезия лежит в основе цветомузыки.

На ощущения влияют и ранее действующие раздражители.

Контраст — изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя.

При одновременном действии двух раздражителей возникает одновременный контраст. Н-р, одна и та же фигура на черном фоне кажется светлее, а на белом — темнее. Зеленый предмет на красном фоне кажется более насыщенным.

Последовательный контраст более широко распространен. После холодного тепловой раздражитель кажется горячим, после кислого повышается чувствительность к сладкому и наоборот.

4. Развитие ощущений.

— слух развивается под влиянием музыки и звуковой речи; занятия музыкой

— четкое произношение слов формирует фонематический слух

— занятия живописью способствует развитию зрительных ощущений

— помнить об охране зрения (достаточная освещенность, правильная посадка, не читать лежа)

— помнить об охране слуха ( лучше тихо, чем громко)

— наблюдения в природе

— специальные упражнения, игры

— учет индивидуальных особенностей ощущений у детей( подача материала разными способами: на слух, через органы зрения, кожные, тактильные, вкусовые ощущения и т.п.)

В.Крутецкий Психология с.89-101. И.Дубровина Психология с.91-105. Конспект с.96-103.

Какие виды ощущений существуют в психологии

Абсолютно каждый человек испытывает те или иные ощущения и чувства. Обусловлено это особенностью строения организма человека, наличием в нем специальных рецепторов и клеток, отвечающих за передачу сигналов в мозг. Но не все люди обладают каждым из существующих видов ощущений. На то есть свои причины, связанные с врожденными или приобретенными нарушениями. Давайте подробно разберем эту интересную тему.

Классификация ощущений в психологии

Самой древней классификацией ощущений является ее разделение на 5 пунктов (согласно количеству органов чувств):

  • вкус,
  • обоняние,
  • осязание,
  • слух,
  • зрение.

Английский физиолог Ч. Шеррингтон систематически их классифицировал. Первый уровень содержит 3 основных типа:

  • проприоцептивные,
  • интероцептивные,
  • экстероцептивные

Проприоцептивные отправляют сигналы о положении тела в пространстве общем и, в частности, опорно-двигательного аппарата. Интероцептивные отвечают за сигналы, передающиеся в мозг от внутренних органов, а экстероцептивные за получение внешних сигналов.

Проприоцептивные ощущения

Отвечают за передачу сигналов о положении тела в пространстве и включают следующие ощущения:

  • равновесия (статическое),
  • двигательное (кинестетическое).

Рецепторы этой группы чувствительности располагаются в мышцах и суставах (связках, сухожилиях). Их называют тельцами Паччини.

Ощущения равновесия

Характеризуют положение, которое занимает тело в пространстве. Их дает нам орган, располагающийся во внутреннем ухе. Периферические рецепторы располагаются в полукружных каналах внутреннего уха (вестибулярного аппарата), похожего на раковину улитки и называемой лабиринтом. Органы равновесия тесно взаимосвязаны с другими внутренними органами. Сильное их перевозбуждение приводит к тошноте, рвоте (так называемой морской или воздушной болезни). Благодаря регулярным тренировкам устойчивость органов равновесия сильно возрастает. Вестибулярный аппарат передает сигналы о движениях и положениях головы. При повреждениях лабиринта человек не может ни сидеть, ни стоять, ни тем более ходить.

Двигательные (кинестетические)

Это ощущения положения и движения частей тела. Благодаря деятельности двигательного анализатора человек получает возможность координировать и контролировать свои движения. Рецепторы двигательных ощущений находятся в сухожилиях и мышцах, в пальцах рук, губах и языке, так как именно этими органами осуществляются точные и тонкие рабочие и речевые движения.

Развитие кинестетических ощущений — одна из важнейших задач обучения. Уроки физкультуры, труда, рисования, чтения, черчения необходимо спланировать учитывая возможности и перспективы развития двигательного анализатора. Развитие движений и овладение — ключ к учебной и трудовой деятельности. При изучении иностранного языка требуется выработка речедвигательных движений, нехарактерных русскому языку.

Интероцептивные ощущения

Оказывается, в психологии это самая древняя и наиболее элементарная группа. Внутренние рецепторы воспринимают информацию и передают сигналы о состоянии органов.

К интероцептивным ощущениям относятся органические. Это разные названия, имеющие один смысл.

Как уже говорилось, органические ощущения, а точнее, внутренние рецепторы сигнализируют о работе организма, внутренних органов — желудка, пищевода, кишечника и других, в их стенках и находятся специальные рецепторы. Если человек здоров и сыт, то никаких органических ощущений он не будет испытывать. Почувствует лишь тогда, когда произойдет нарушение какого-либо органа. К примеру, человек принял не очень свежую пищу, то соответственно, может нарушиться работа его желудка и тогда он непременно это почувствует, т. к. появится боль в животе.

Жажда, голод, боль, тошнота, ощущения в связи с работой сердца, органов дыхания и т. д. — все они являются органическими. Их наличие помогает вовремя узнать о болезни и дает возможность вовремя поправить здоровье.

Экстероцептивные ощущения

Отвечают за сигналы из внешнего мира. Они делятся на:

  • дистантные (зрение, обоняние и слух)
  • контактные (осязание и вкус),

Сначала разберем дистантные ощущения.

Зрительные ощущения

Этот тип охватывает ощущения цвета и света. Цвет имеет любой объект, который мы видим. Предметы может быть прозрачными и их человек не видит, такого рода предмет бесцветны. Различают ахроматические цвета (черный и белый), а также промежуточные между этими цветами оттенки серого) и хроматические (различные оттенки желтого, красного, синего, зеленого).

Световые лучи (электромагнитные волны) воздействуют на чувствительную часть глаза, в результате чего возникают зрительные ощущения. Сетчатка является светочувствительным органом глаза. В ней содержатся колбочки и палочки, которые названы так из-за их внешней формы. Их в сетчатке огромное количество — около 7 миллионов колбочек и 130 миллионов палочек.

Колбочки активны лишь при дневном свете (такой свет для палочек слишком ярок). Поэтому человек видит цвета, при этом возникает ощущение всех цветов спектра (хроматических цветов). В сумерках, при довольно слабом освещении колбочки, для которых света недостаточно, прекращают работу, а вместо них за работу берутся палочки, при этом человек различает в основном (все оттенки от белого до черного — ахроматические цвета).

Цвет по-разному воздействует на работоспособ¬ность и самочувствие человека, на эффективность учебы. Психология утверждает, что наиболее приемлемыми цветами для покраски стен в учебных заведениях являются желто-оранжевый и зеленый цвета. Первый цвет создает бодрое и приподнятое настроение, а второй создает ровное и спокойное настроение. Красные тона возбуждают, темно-синие угнетают, и те и другие утомляют глаза.

Нормальное цветоощущение может быть нарушено. Такое встречается у людей, страдающих из-за плохой наследственности, заболеваний и травмы глаз. Часто встречается дальтонизм (красно-зеленая слепота), названная в честь Д. Дальтона, английского ученого, впервые описавшего этот недуг. Люди, страдающие этим недугом, не различают зеленый и красный цвета и не понимают, отчего другие называют один цвет двумя словами. Дальтоники не могут быть летчиками, шоферами, модельерами, художниками-живописцами и модельерами т. п. Редко встречаются случаи, когда у здорового человека отсутствует чувствительность к хроматическим цветам. Человек видит хуже по мере уменьшения доли света.

Именно поэтому нежелательно читать в сумерках, при плохом освещении, дабы не глаза чрезмерно не напрягались. Это может нанести вред зрению, развиться близорукость, особенно у школьников и детей.

Обонятельные ощущения

Обонянием называют способность чувствовать запахи. Органы обоняния находятся в глубине носовой полости и представляют собой особые чувствительные клетки. Частички веществ попадают в нос при вдыхании воздуха — так возникают обонятельные ощущения. У здорового человека эти ощущения играют не самую значимую роль. Но люди, слепоглухие используют обоняние, как зрячие — зрение и слух: узнают при помощи запахов знакомые места, знакомых и родных людей.

Обоняние человека тесно взаимосвязано с вкусовой и помогает оценить качество еды. Обонятельные ощущения сигнализируют человеку о вредной и опасной для здоровья воздушной среде (запах гари, газа). Большим влиянием на эмоциональное настроение обладает благовоние. Потому и существует парфюмерная промышленность, ведь у людей есть эстетическая потребность в приятных запахах.

Слуховые ощущения

Появляются благодаря органу слуха. Слуховые ощущения подразделяют на 3 вида: музыкальные, речевые и шумы. В этих трех видах звуковым анализатором выделяется четыре параметра: сила звука (слабый-громкий), высота (низкий-высокий), длительность звучания, тембр (своеобразие инструмента или голоса). Также выделяют особенности темпа и ритма последовательно воспринимаемых звуков.

Фонематический слух отвечает синтез и анализ фонем, звуков частей речи. Это необходимая основа для понимания смысла услышанного. Формируется исходя из речевой среды, в которой растет ребенок. При овладении иностранным языком наблюдается выработка новой системы фонематического слуха. Последнее, к слову, сильно влияет на письменную речь, на ее грамотность, чаще всего в начальной школе. Подобно речевому слуху формируется и воспитывается музыкальный слух ребенка. В данном случае большую роль играет раннее приобщение ребенка к музыке.

Из-за воздействия шумов у человека может меняться эмоциональное состояние (шум идущего дождя, вой сильного ветра, шелест листьев). Могут служить сигналом надвигающейся опасности (громкий лай собаки, шипение змеи, грохот мчащего поезда) или сигналом радости, восхищения (гром салюта, аплодисменты, топот ног ребенка). В школе чаще всего шум отрицательно влияет: он вызывает утомление нервной системы человека.

Теперь рассмотрим контактные ощущения.

Осязательные ощущения

Является сочетанием двигательных и кожных ощущений при ощупывании предметов, при касаниях движущейся руки. Для маленького ребенка одним из важнейших способов получения информации об окружающих его предметах является осязание, ощупывание предметов.

Осязание для людей, лишенных зрения является одним из важнейших средств познания и ориентировки. При длительных упражнениях достигается большое совершенство. Эти могут шить, готовить пищу, вдевать нитку в иголку, конструировать что-то несложное, заниматься лепкой.

Вкусовые ощущения

Образуются с помощью рецепторов, расположенных на задней стенке глотки, миндалины, мягкого неба, надгортанника, но наибольшее их количество содержится на поверхности языка. Различают 4 вида основных вкуса: горькое, сладкое, соленое, кислое. Разнообразие вкусов образуется при сочетании: кисло-сладкого, горько-соленого и т. п. В пределах кислого, соленого, горького, сладкого возникает множество оттенков, придающих разнообразие.

Вкусовые ощущения человека зависят от того, не голоден ли человек, т. к. в состоянии голода даже невкусная пища становится вкусной. Они сильно зависят от обонятельных. Кончиком языка человек сильнее всего чувствует сладкое. К кислому чувствительны края языка, а к горькому его основание.

Интермодальные ощущения

В психологии этот вид отделили от других, т. к. он не может быть связан с какой-либо определённой модальностью. Сюда относят вибрационную чувствительность, в которой интегрируются слуховые и тактильно-моторные ощущения. Вибрационные ощущения характеризуют колебания упругой среды. Их человек испытывает, например, касаясь железнодорожного рельса, который вибрирует под воздействием приближающегося поезда.

Вибрационные ощущения, у человека, как правило, развиты очень слабо и потому не играют особой роли. Но при этом у многих глухих они частично могут заменять слух, достигнув таким образов очень высокого уровня развития. По мнению Л. Е. Комендантова тактильно-вибрационная чувствительность является одной из форм восприятия звука.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *