Естественно научные предпосылки философии возрождения

Предпосылки возникновения философии Возрождения и ее характерные черты

Термин Возрождение или Ренессанс был введен Джузеппе Вазари, известным итальянским живописцем, архитектором и историком искусства, для обозначения переходной эпохи между Средневековьем и Новым Временем. Хотя идея обращенная к античности сложилась еще в позднем средневеко­вье, деятели Возрождения не думали о слепом подражании античности, а считали себя продолжателями искусственно прерванной античной истории.

Широко распространена трактовка Возрождения (особенно с 18 в.) как начало эпохи гуманизма и стремление человека к свободе от тех ограниче­ний, которые на него наложила средневековая церковь. Возрождение отделя­лось от Средневековья тем, что в течении этой эпохи происходит постепен­ное освобождение наук и искусства от опеки богословия, зарождается национальная литература и модифицируется христианская этика.

Но Возрождение отличается и от Нового времени. Несмотря на самостоятельность в сфере наук и искусства, культура этого времени не может обойтись без авторитетов, без мировоззренческой опоры в прошлом. Такой опорой и выступила Античность.

Античность для новой эпохи являлась образцом, идеалом прекрасной жизни, прекрасных чувств и прекрасного искусства. Из-за переходного периода в исторической культуре трудно ограничить эпоху Возрождения определенными хронологическими рамками. Иногда это время определяют так: от Данте до Микеланджело. Оно охватывает прибли­зительно 2.5-3 века. От раннего гуманизма 14 века до натурфилософии кон­ца 16 начала 17 века.

Эта эпоха началась в Италии в ее городах государства, в чем-то аналогично полисам Древней Греции. Затем переносится во Фран­цию и другие страны севера Европы. В 15-16 веках Возрождение распро­странилось на север страны, территориально близкие к Италии, но сущест­вующие в более суровых климатических условиях.

В конце 16 начала 17 века Возрождение достигает Германии, Англии, Нидерландов. Особенностью се­верного Возрождения было сильное влияние прогрессивных достижений итальянской гуманистической культуры.

Эпоха Возрождения — эпоха воз­никновения нового искусства, первых шагов современного естествознания, становление национального государства, возникновение новых политических и социальных концепций, и появление социалистических утопий. И хотя эта эпоха не оставила великих философских систем, но зато обосновала идею доверия естественному человеческому разуму и заложила основу философ­скому, свободной от религии, мировоззрению.

Эпоха Возрождения — период синтеза философии, искусства и науки. И поэтому она создает определенные предпосылки возникновения:

— экономические — кризис феодализма, развития ремесла и торговли, усиления городов, превращения их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимо от феодалов и церк­ви. Растущее влияние утверждавшегося капиталистического строя, движущая сила которого — частная собственность на общественное создание культуры и мораль общества;

— социальные — наличие городского населения в среде которого формировалась светская культура с ее духом свободы и раскрепощенности индивида;

— политические — укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти, появление первых парламентов;

— географические — великие географические открытия Колумба, Васко де Гама, Марка Поло, Магеллана, которые принципиально изменили географию. Кругосветные путешествия Магеллана опровергали ан­тичное средневековое представление о том, что Земля является плоской, доказав что существует шар. Цивилизацию средних веков называли морской, поскольку она развивалась вокруг двух морей Средиземноморского и Балтийского; Возрождение открыло новую эпоху — океанскую. Два богатых континента Западного полушария были откры­ты для освоения старым светом. Таким образом, эпоха Возрождения совпала с открытием нового света и повторным открытием Антично­сти;

— научно-технические — бурное развитие науки (естествознания) и значительного рост ее авторитета. Научно-технические открытия, изобретения огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микро­скопа и телескопа, а также открытия в области медицины и астроно­мии. В 16-17 веках произошла революция в астрономии, изменившая космологию. На смену представления о том, что центром мира явля­ется Земля (геоцентризм), пришли представления о центральном положении солнца (гелиоцентризм) Николай Коперник, Галилео Галилей, и даже о том, что во Вселенной нет никакого центра (ацентризм) Джордано Бруно. В работах Иогана Кеплера и Галилео Галилей получил обоснованный экспериментальный метод, ставший основой новой науки.

— духовные предпосылки — отставание от жизни, кризис церкви и схоластической (церковной) философии. Изобретение книгопечата­ния привело к увеличению уровня образованности в Европе в целом. Языком эпохи становится латынь. Сюда же относится влияние пере­довой античной мысли, в которой имело место обращение к теме чело­века, как к уникальному явлению космоса, призванному к особой со­зидательной миссии.

Характерные черты:

— антропоцентризм и гуманизм — преобладание интереса к человеку, вера в его безупречные возможности и достоинства, в его духовный и физический потенциал, стремление умень­шить всемогущество Бога и доказать самоценность человека;

— антицерковная и антисхоластическая направленность — оппозиционность к церкви и церковной идеологии, т. е. отрицание не самой религии и Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также критика застывшей догматически обслуживающей интересы церкви философии – схоластики;

— принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружаю­щего мира. Шарообразности, а не плоскости Земли, ее вращение вокруг Солнца, а не наоборот;

— большой интерес к социальным проблемам общества и государства. Создание политических учений, основанных на жизненной практике и предлагающих утилитарно-прогматические решения проблем управления обще­ства. В сфере социально политических воззрений Возрождения особое место занимает утопизм, предлагающий человечеству идеальные модели современного общества (Томас Мор и Томмазо Кампанела) Широкое распространение идеи социального равенства и теории естественных прав человека;

— торжество индивидуализма — эта эпоха создала тип культурного индивидуализма, который имеет общече­ловеческое значение. Гуманистический индивидуализм ориентирован не на практическую, экономическую деятельность, а на духовную культу­ру. Сущность его заключается в концепции индивидуального совершенство­вания личности, путем приобщении к культуре. Цель человеческой жизни усматривается теперь в творчестве, в служении людям и обществу, а не толь­ко в служении Богу;

— жизнеутверждающий и оптимистический характер эпохи, а также ярко выраженная эстетическая художественная направленность. Человек творец начинает рассматриваться как соавтор бога-творца. Отсюда и стремление изобразить человека как воплощение духовно и физически гармоничного. Неслучайно символом эпохи Возрождения является Леонардо Да Винчи, представляющий собой идеал всесторонне развитой личности.

ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Исторические предпосылки философии Возрождения

В середине XIV в. в Европе начинаются большие изменения. Связаны они были с разложением феодального общества и появлением в его лоне новых политических, экономических и культурных тенденций. Развитие ремесел, оживление торговли, интенсивный рост городов-республик, появление первых мануфактур способствовало экономическому подъему европейских государств. Он сопровождался укреплением светской власти — королевских монархий.

В философии нарастало противодействие средневековой схоластике. Все это объективно стимулировало процесс секуляризации, т.е. освобождения общества от господства религии и тотального влияния церкви. Феодальные отношения и церковный догматизм на определенном этапе превратились в серьезные препятствия на пути исторического прогресса. Поэтому социальная идеология Возрождения приобретает явный антифеодальный характер.

Средневековая культура и образ жизни постепенно начинают вытесняться возрожденной моделью культуры античного мира. Отсюда возникает и устоявшееся название этой эпохи — Ренессанс, или Возрождение (от фр. Renaissance). Конечно, античная культура не могла быть реставрирована в первозданном виде, так как это было во времена Древней Греции и Древнего Рима. Влияние предыдущего исторического этапа, т.е. европейского Средневековья, оказалось значительным.

В области философии на первый план снова выходят учения Платона и неоплатоников. Переосмысливается Аристотель, Эпикур и эпикурейцы, античные стоики. Разумеется, господство и идейное доминирование средневековой религиозной философии как европейской, так и арабской, преодолевается далеко не одномоментно. Но все же центр философской мысли постепенно смещается от трансцендентного бога к земному человеку. Таким образом, антропоцентризм становится важнейшей характерной чертой философии Возрождения. В этот период она выступает в содружестве с активно развивающимся гуманитарным знанием и искусством.

Три основных периода в развитии культуры и философии эпохи Возрождения

  • 1. Раннее Возрождение (XIV в.). В средневековой европейской культуре и философии появляются антифеодальные и аитисхоластические тенденции. В Италии возникает новый (возрожденческий) тип культуры.
  • 2. Расцвет Возрождения (XV—XVI вв.). В конце XV в. итальянское Возрождение достигает апогея. В философии доминирует гуманистическая проблематика. В XVI в. Возрождение становится общеевропейским культурным явлением. Усиливается интерес к изучению природы. На первый план начинают выдвигаться натурфилософские проблемы и естественные науки.
  • 3. Закат философии Возрождения — начало философии Нового времени (конец XVI — начало XVII в.). Период начала активной критики метафизической философии и формирования первой научной картины мира.

Если Возрождение рассматривать как общее европейское культурное явление, то оно охватывало в основном XV и XVI вв.

Социо-культурные предпосылки философии Возрождения

Возрождение или Ренессанс – это период политической и культурной истории Западной Европы с XIV по XVI век. Такое название этот период европейской цивилизации получил от имевшегося в это время возрождения интереса к культуре Античности.

Период Возрождения накладывается на средневековый период в истории Европы. Данный парадокс объясняется тем, что возрождение – это период не политической, а культурной истории, для которой характерны такие черты, как:

1) складывание национальных государств, абсолютных монархий на месте

разваливающейся Римской империи;

2) зарождение капиталистических отношений;

3) реформация;

4) великие географические открытия.

Эпоха Возрождения — период синтеза философии, искусства и науки. И поэтому она создает определенные предпосылки возникновения:

— экономические — кризис феодализма, развития ремесла и торговли, усиления городов, превращения их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимо от феодалов и церк­ви. Растущее влияние утверждавшегося капиталистического строя, движущая сила которого — частная собственность на общественное создание культуры и мораль общества;

— социальные — наличие городского населения в среде которого формировалась светская культура с ее духом свободы и раскрепощенности индивида;

— политические — укрепление, централизация европейских государств,
усиление светской власти, появление первых парламентов;

— географические — великие географические открытия Колумба, Васко де Гама, Марка Поло, Магеллана, которые принципиально изменили географию. Кругосветные путешествия Магеллана опровергали ан­тичное средневековое представление о том, что Земля является плоской, доказав что существует шар. Цивилизацию средних веков называли морской, поскольку она развивалась вокруг двух морей Средиземноморского и Балтийского; Возрождение открыло новую эпоху — океанскую. Два богатых континента Западного полушария были откры­ты для освоения старым светом. Таким образом, эпоха Возрождения совпала с открытием нового света и повторным открытием Антично­сти;

— научно-технические — бурное развитие науки (естествознания) и значительного рост ее авторитета. Научно-технические открытия, изобретения огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микро­скопа и телескопа, а также открытия в области медицины и астроно­мии. В 16-17 веках произошла революция в астрономии, изменившая космологию. На смену представления о том, что центром мира явля­ется Земля (геоцентризм), пришли представления о центральном положении солнца (гелиоцентризм) Николай Коперник, Галилео Галилей, и даже о том, что во Вселенной нет никакого центра (ацентризм) Джордано Бруно. В работах Иогана Кеплера и Галилео Галилей получил обоснованный экспериментальный метод, ставший основой новой науки.

-духовные предпосылки — отставание от жизни, кризис церкви и схоластической (церковной) философии. Изобретение книгопечата­ния привело к увеличению уровня образованности в Европе в целом. Языком эпохи становится латынь. Сюда же относится влияние пере­довой античной мысли, в которой имело место обращение к теме чело­века, как к уникальному явлению космоса, призванному к особой со­зидательной миссии.

Современное научное мировоззрение. Системность знания, институционализация науки

Вместе со становлением индустриального общества наука превращается в один из решающих факторов общественного развития. Она становится не только «производительной силой» и обязательным условием успешного технико-экономического развития, но и оказывает сильнейшее влияние почти на все сферы человеческой деятельности, решительно меняет устаревшие представленияоб окружающем мире, космоке, живой и неживой природе, биологических основах человеческой жизни, раскрывает тайны мозга и психики. Овладение научными знаниями становится необходимым условием формирования человеческой личности, причем процесс этот начинается с первых классов общеобразовательной школы, продолжается в профессиональной высшей школе, но на этом не заканчивается. Динамично развивающееся современное общество требует от человека постоянного овладения новыми научными знаниями, необходимыми для профессионального роста. Сфера образования испытывает наиболее сильное воздействие науки и научных открытий, она постоянно меняет свои образовательные программы, включая в них сведения о новейших научных открытиях, и, готовя высоко профессиональные кадры, способствует дальнейшему прогрессу науки и техники. Благодаря небывалому триумфу науки в 20 веке научная рационализация охватила почти все сферы человеческой жизни, а сам человек науки – ученый стал одной из влиятельных фигур общественной жизни. Институционализация науки — это одно из ключевых понятий современной социологии науки, которое позволяет раскрыть основные особенности и закономерности формирования развития системы научного знания, превращения ее в социальный институт. Институционализация науки предполагает рассмотрение процесса ее развития с трех сторон: 1) создание различных организационных форм науки, ее внутренней дифференциации и специализации, благодаря чему она выполняет свои функции в обществе; 2) формирование системы ценностей и норм, регулирующих деятельность ученых, обеспечивающих их интеграцию и кооперацию; 3) интеграция науки в культурную и социальную системы индустриального общества, которая при этом оставляет возможность относительной автономизации науки по отношению к обществу и государству.

Как отмечалось ранее, зачатки научной деятельности, первые системы эмпирического знания появились еще в эпоху древних цивилизаций Востока и Эллады, а вместе с ними возникли и первые формы организации исследовательской деятельности. Особенно зримо это проявляется в эпоху Древней Греции, история которой характеризуется борьбой различных школ и направлений. Среди них наиболее известными были академия Платона и лицеон Аристотеля. Особенностью развития науки в тот период было то обстоятельство, что научно-исследовательская деятельность тесно соприкасалась с преподаванием, с процессом образования. Тенденция взаимосвязи научных исследований и образования набирает силу в эпоху Средневековья, а особенно в период Возрождения, когда светская культура отпочковывается от религии. Появление в 12-13 вв. университетов в Европе создает новую, более благоприятную среду для развития науки, которая, с одной стороны, базировалась на античном культурном наследии, а с другой – привнесла в научные исследования дух экспериментирования, идею «испытания» природы, зародившиеся в эпоху Возрождения (Ленардо да Винчи, Б. Телезио и др.). Университетская среда способствовала накоплению и систематизации знаний в области физики, химии, медицины и других естественных наук. В то же время в силу известного консерватизма университетов, их духовной и религиозной направленности они и тормозили и стимулировали развитие научного знания. Достаточно сказать, что передовые философы Нового времени Р. Декарт, Т. Гоббс, Дж. Локк создавали свои труды вне стен университетов. Вот почему в ряде стран Европы в 17 веке стали создаваться принципиально новые формы организации деятельности ученых. В 1662 г.

открывается английское Королевское общество, в 1666 г. – Французская академия, а в 1725 г. по указу Петра I создается Российская академия. Эти научные организации ставили своей задачей оказание помощи ученым в проведении экспериментов, налаживании коммуникаций между ними (обмен информацией, опытом исследовательской деятельности). С образованием научных академий исследовательская деятельность перестает быть делом гениальных одиночек, приобретает принципиально иной, коллективистский характер. Благодаря этому обстоятельству формируется особая инфраструктура науки – сложная многоканальная система научных коммуникаций, стимулируемая и поддерживаемая научными журналами, сборниками, проведением конференций и других организационных мероприятий. Формирование академий означало вместе с тем, что деятельность ученых как особая профессия начинает получать признание в обществе, хотя следует признать, что в 17 в. и особенно в 18 в. ученый в общественном сознании воспринимается не столько как профессионал, компетентный в какой-то узкой сфере исследований, сколько как просветитель, носитель истинного знания, борец с невежеством. В эпоху Просвещения, когда социальная роль церкви ослабевает, происходит окончательное отпочкование науки от религиозных верований, формирование собственной научной идеологии и научной этики. Идеал объективной, этически нейтральной науки, независимой от каких-либо религиозных, моральных, философских или политических воззрений, получает широкое распространение во второй половине 19 в. Утвердившийся к тому времени в странах Западной Европы новый капиталистический порядок с присущими ему либерально-буржуазными ценностями, провозгласив свободу личности и неприкосновенность частной собственности, сделал возможным утверждение автономной системы ценностей в науке. Вторая половина 19 в. ознаменовала начало решающего этапа на пути институционализации науки, интеграции ее в социальную систему, прежде всего в технико-индустриальный комплекс. Именно с этого времени набирает силу процесс внедрения научных открытий в различные сферы промышленности, сельское хозяйство, производство вооружений и др. Особенно важную роль начинают играть химия (производство удобрений и красителей), электромеханика (создание электроламп, а затем электродвигателей), теплофизика (усовершенствование тепловых двигателей). Технический прогресс, осуществляемый в прежние годы отдельными гениальными ремесленниками-самоучками (напомним, что изобретение паровоза было осуществлено шахтером Джоржем Стефенсоном, паровой машины – лаборантом Джеймсом Уаттом и т.д.), теперь сливается с научно-прикладными исследованиями, и таким образом технические изобретения получают строгое научное обоснование. Уникальный синтез науки, техники и производства стал осуществляться специальными исследовательскими институтами и лабораториями. Численность ученых, занятых прикладными исследованиями, быстро растет и в конечном счете приводит к созданию так называемой «большой науки», включающей в себя широко разветвленную сеть исследовательских учреждений, занимающихся разработкой проблем, актуальных для развития производства. Появление этого типа научных исследований привело к изменению ценностных ориентаций ученых. Если прежде для них важен был сам процесс достижения истины, прирост нового знания, то теперь принципиально важным становится практический эффект. Параллельно усилению прикладной функции науки происходит отделение фундаментальной науки от прикладной, как организационно, так и в ценностном измерении. Тесная связь науки с призводством, окончательно укрепившаяся в начале 20 в., означала вместе с тем признание обществом высокой ценности научного познания, которое превращается в мощную производительную силу, оказывающую возрастающее влияние на все стороны общественной жизни. В то же время технический прогресс способствовал совершенствованию материально-технической базы науки, что позволяло проводить сложные эксперименты и тем самым расширить горизонты научного познания. Известный английский ученый и общественный деятель Дж. Бернал, уделявший много времени изучению истории науки, справедливо отмечал, что «результатом соединения промышленности с наукой было то, что в ходе последнего столетия наука постепенно превращается в социальный институт». Другая характерная особенность развития науки на рубеже 19-20 вв. – продолжающаяся дифференциация научных дисциплин, каждая из которых обладает организационной самостоятельностью (кафедры, лаборатории, институты), своими исследовательскими приемами и методами, специально подготовленными научными и инженерными кадрами. Становление дисциплинарной науки окончательно превращает научно-исследовательскую деятельность в особого рода профессию, занимающую весьма престижное место в социально-профессиональной структуре общества. Утверждению науки в качестве особого социального института способствовал целый ряд важных организационных изменений в ее структуре. Вместе с интеграцией науки в общественную систему происходит и определенная автономизация науки от общества. В первую очередь этот процесс реализуется в университетской науке, концентрирующейся на изучении фундаментальных проблем. Автономия социального института науки, в отличие от других социальных институтов (экономики, образования и др.), имеет ряд особенностей. — Она происходит в условиях господства определенной политической системы, а именно – демократического устройства общества, гарантирующего свободу любому виду творческой деятельности, в том числе и научным исследованиям. — Дистанционирование от общества способствует формированию особой системы ценностей и норм, регулирующих деятельность научного сообщества, — в первую очередь это строгая объективность, отделение фактов от ценностей, установление специальных методов определения истинности знания. — Создается особый язык науки, отличающийся строгостью определений, логической четкостью и непротиворечивостью. В развитых естественных науках этот язык настолько сложен и специфичен, что понятен только для посвященных, специалистов. — Социальная организация науки характеризуется существованием особой системы социальной стратификации, в которой престижность ученого, его социальная позиция в этом сообществе оцениваются на основе специальных критериев. Этот тип социальной стратификации существенно отличается от стратификации общества в целом, что также способствует выделению социального института науки в качестве самостоятельного и независимого установления.

Билет 14

1.Возрождение. Гуманизм и антропоцентризм. 1.Как возрождение античных ценностей в общественном сознании, культуре и искусстве.2.Как возрождение приоритета человека в социальном укладе и в общем смысле жизни. философия Возрождениябыла антропоцентристской, где человек понимается как высшее творение, цель и центр всех мировых процессов, которые осуществляет Бог.Если ранее человек понимался, как существо, отпавшее по своей воле от Бога в первородном грехе и недостойное лучшей доли, то теперь человек – это любимое творение Бога и создан для счастья и радости в земной жизни.Мировоззрение философов эпохи Возрождения исходило из принципа – Бог начало всех вещей, а человек центр всего мира. Мировоззрение, таким образом, приобрело в эту эпоху ярко выраженный гуманистический характер,где главной ценностью мира признавались личность человека, его права на свободу и счастье. Человек в новых условиях стал творцом окружающей среды, ее преобразователем, а успех человека впервые стал определяться не его знатностью или положением, а предприимчивостью, умом, знаниями, трудолюбием, волей. Каждый человек стал пониматься как самоценное явление, способное внести неповторимый индивидуальный вклад в преобразование общественной жизни. Необходимость любви и дружбы между людьми, например, обосновывается не морально-этическими установками, а критериями пользы: любовь и дружба всем людям приносят радость, а это приносит пользу, как каждому человеку, так и всему обществу в целом, поэтому любовь и дружба моральны, а неприязнь и вражда аморальны. Гуманистическое мировоззрение не признавало больше над собой церковного надзора, ему претили догматические ограничения мысли, в результате чего в философии возобладал принцип двойной истины – учение о разделении философских и богословских истин,согласно которому истинное в философии может быть ложным в богословии и наоборот. Благодаря этому восторжествовало право на свободное научное исследование, возникла светская наука, литература и искусство. Рост промышленности, торговли, мореплавания, военного дела подтолкнулразвитие науки и техники, что оказало большое влияние на философию Возрождения, которая вновь обращается к изучению природы. Господствующие позиции в натурфилософии (науке о природе) Возрождения занял пантеизм, философское учение, отождествляющее Бога и мир. В пантеизме Бог утрачивает свой внеприродный характер и сливается с природой, благодаря чему последняя обожествляется и приобретает разумные черты и одушевленностьАнтропоцентризм — учение, согласно которому человек является центром Вселенной и целью всех совершающихся в мире событий.Гуманизм — разновидность антропоцентризма, воззрения, признающие ценность человека как личности, его права на свободу и счастье. Петрарка, Пико дела Мирандола, Николло Макиавелли ,Томас Мор, Кампанелла Кузанский, Бруно, Давинчи.

Позитивизм.

Сам «термин «позитивизм» происходит от лат. positivus — положительный.

С точки зрения позитивистов, задача философии состоит в получении «позитивного», основанного на эмпирическом описании фактов знания. Позитивисты считали, что научной ценностью обладает только такое познание, кот опирается на опыт. Т.о., логика и основания развития науки в позитивизме заключались в том, чтобы наблюдать, описывать и систематизировать факты и на этой основе формулировать научные законы и теории.

По мнению неопозитивистов, предметом философии д б язык науки, а также деятельность философов, направленная на анализ знания, выраженного в языке науки. Они рассматривали метафизику как учение, лишенное смысла с позиций логических норм языка. Философские проблемы возникают вследствие неправильного употребления языка. Всех неопозитивистов объединяют след положения:

негативное отношение к метафизике (ложное учение, не имеющего ценности) культ науки (философия должна быть заменена науками в результате логического анализа языка)

-утверждение эмпиризма (лишь эмпирическое знание является ценным для научного познания)-критерий научности знания – верификация (все предложения, кот не были подвержены эмпирической проверке, не имеют значения — бессмысленны)-физикализм (язык физики должен стать универсальным языком науки)На смену философии неопозитивизма пришло новое направление в философии – постпозитивизм. В концепциях постпозитивистов происходит ослабление внимания к проблемам формальной логики и роста научного знания. Критический рационализм – направление внутри постпозитивизма. Его представители пытаются разграничить сферы рациональности и псевдонауки. Основатель – Поппер. Рационализм в понимании представителей данного направления – особая норма поведения ученого, кот при обосновании научных выводов не должен боятся никаких опровержений своих предположений и гипотез. Рационализм предполагает открытость для критики. Рационализм включает в себя принцип фальсификации. Он полагал, что законы науки не сводимы к наблюдению и, следовательно, не верифицируемы. В соответствии со своей концепцией Поппер рассматривает рост научного знания не как движение от одного истинного знания к другому, а как постоянный переход от одних проблем к другим. Согласно точке зрения Поппера, в обществе нет никаких объективных законов развития, поэтому и нет возможности социального прогнозирования.

26.Философский иррационализм. Шопенгауэр. Иррационализм — направление в философии, определяющее инстинкт, внутреннее чувство, интуицию, любовь как главные источники, которые предшествуют рациональному познанию.Он образовался как реакция на негативные проявления человеческого разума в общественной жизни. Иррационализм интересуют бессознательные эмоционально-волевые процессы, такие как интуиция, инстинкты, воля.Культ разума вытесняется резкой критикой иррационализма, знание — верой, исторический оптимизм — пессимизмом, а идея прогресса — неверием в него.Иррационализм выступил с критикой против гордого и высокомерного разума. Согласно иррационализму мир неразумен и неупорядочен, он противостоит человеку как нечто внешнее и абсурдное, стихийное и неподвластное.

Артур Шопенгауэр (1788–1860). Одной из ярчайших фигур иррационализма является Артур Шопенгауэр, который был неудовлетворен оптимистическим рационализмом и диалектикой Гегеля.В основе мира, согласно Шопенгауэру, лежит воля, которая подчиняет себе интеллект. Насколько воля сильнее интеллекта, по словам Шопенгауэра, можно судить по собственным поступкам, потому что почти все они продиктованы не доводами разума, а инстинктами и желаниями. Самым сильным инстинктом в жизни является продолжение рода, а на самом деле — воспроизводство новых поколений для страданий, мук и неминуемой гибели.

Шопенгауэр отрицал все догматы христианства, в том числе и бессмертие души.

Философия эпохи Возрождения

⇐ ПредыдущаяСтр 71 из 130

1. Социокультурные предпосылки философии Возрождения

2. Философская антропология Возрождения

3. Социальная философия Возрождения

Ключевые слова: Секуляризация, ренессанс, светская культура, гуманизм, антропоцентризм, личность, свобода, творчество, универсализм, гражданское самосознание, социальное мировоззрение, реформации, протестантская этика.

Антисхоластичность мысшления, рациональность, пантеизм, реабилитация природы, Вселенная, бесконечность, гелиоцентризм, научный закон. Естественнонаучная картина мира.

1. Социокультурные предпосылки философии Возрождения.Эпоха Возрождения – это отрезок европейской истории, охватывающий XV и XVI века. Содержанием этой эпохи был переход от средневекового состояния общества (феодального и религиозного) к новоевропейскому (буржуазному и светскому). Комплекс преобразований в социально-экономической и духовной сферах, сопровождавших рождение нового общества, получил название секуляризации (от лат. saecularis – светский). Под секуляризацией понимается процесс высвобождения различных сфер общественной жизни из-под контроля и диктата католической церкви, в ходе которого из недр старого общества рождается новое, ранее никогда не существовавшее – буржуазное и светское. Начало секуляризационным процессам положила Италия еще в начале XIV века; к XV веку они достигают здесь своего расцвета, а к XVI веку охватывают большинство стран Европы, обретая общеевропейский характер.

В социально-экономической сфере секуляризация проявляется в виде распада корпоративно-цеховых структур средневекового города с образованием нового социального слоя предпринимателей (свободных пополанов) – носителей уклада жизни и ценностных ориентаций, альтернативных традиционным. По мере роста этого слоя и усиления их социальной роли растет и потребность в мировоззрении, способном выразить общий дух эпохи и обеспечить ценностно-смысловые и рациональные основания нарождающегося жизненного идеала.

В формировании такого мировоззрения нашел свое выражение духовный аспект секуляризации, связанный со становлением светского искусства и светской философии. Светское искусство и светская философия, будучи ответом на мировоззренческий вызов своего времени, оказались не только средствами осознанного выражения гуманистического идеала Возрождения, но и сферой осуществления этого идеала в лице своих ведущих представителей. «Титаны Возрождения», явившие миру впечатляющие примеры реализации творческого потенциала освобожденной личности, послужили живым прототипом нового понимания человека и его места в мироздании.

Формирование идеала всестороннего и гармоничного развития человека осуществлялось с опорой на античные представления о самоценности человека и на понимание человечности в качестве важнейшего результата развития культуры, а обоснование этого идеала потребовало пересмотра христианского представления о человеке и границах его свободы. Это предполагало отказ от теоцентристской картины мира, обосновывающей абсолютную зависимость творений от Творца, и замену ее антропо-центристской и натуроцентристской картиной, для которой характерно признание человека и природы в качестве самодостаточных оснований и конечных объяснительных принципов. Создание новой картины мира, отличительными особенностями которого были гуманизм и пантеизм, основывалось на синтезе античных представлений о человеке и природе с христианским пониманием Бога и личности. В ходе осуществления данного синтеза философской мыслью возникают антропологические и натурфилософские концепции Возрождения, подготовившие почву для окончательной рационализации и атеизации мировоззрения Нового времени.

2. Философская антропология Возрождения.Понимание человека в духе гуманизма основывалось на решении двух важнейших антропологических проблем: проблемы соотношения души и тела и проблемы свободы.

2.1. Проблема соотношения души и тела и варианты возрожденческого гуманизма. Пересмотр христианского решения вопроса о соотношении души и тела осуществлялся философами Возрождения с опорой на различные античные источники, открытие которых стало своеобразным знаковым событием данной эпохи.

Первой философской работой, в которой решение этого вопроса представлено достаточно развернуто, было сочинение Джаноццо Манетти (1396-1459) «О достоинстве и превосходстве человека».

Для позиции автора был характерен отказ от истолкования человека в качестве униженного, тварного, греховного существа и обоснование его достоинства и величия. Само название трактата, в котором излагаются взгляды философа, по тем временам звучало вызывающе, но очень точно выражало основную идею произведения. Это был своеобразный гимн человеку: пожалуй, нет такого хвалебного эпитета, который автор не использовал бы для характеристики своего героя; в конце концов в своих восхвалениях он доходит до провозглашения его «смертным богом».

Манетти уравнивает человека с богом по творческой функции, заявляя, что в мире культуры человек является таким же богом, каким христианский бог выступает по отношению к миру в целом: точно так же, как христианский бог творит универсум, человек творит великий и прекрасный мир культуры. Далее философ ставит вопрос о причине величайших достижений человека в области культурного творчества и усматривает таковую в наличии у него столь совершенного инструмента, как тело. Человеческое тело не просто реабилитируется, оно рассматривается как равноценная душе составляющая человеческого существа, а основание гармонии между ними усматривается в творчестве.

2.1.1. Примат тела и эгоистические версии гуманизма. Важнейшую роль в реабилитации человеческой телесности и обосновании земного призвания человека сыграл эпикуреизм, ставший известным интеллектуальному сообществу благодаря Диогену Лаэртскому и Лукрецию Кару.

Эпикуреизм в эпоху Возрождения чаще всего воспринимался в его вульгаризированной форме, что не могло не отразиться на характере решения вопроса о соотношении души и тела. Типичной особенностью такого рода решений была абсолютизация телесного начала в жизни человека, послужившая основой для формирования эгоистической версии гуманизма, наиболее ярко представленной в антропологии Лоренцо Валлы (1407-1457).

В своем трактате «О наслаждении» Валла рассматривает человеческое тело не столько в качестве условия и предпосылки познания и духовного творчества, сколько в качестве орудия осуществления «истинного блага», под которым понимаются чувственные наслаждения. В своей увлеченности телесной чувственностью Вала зачастую теряет чувство меры и доходит до утверждений, которых не позволяли себе не только эпикурейцы, но даже и киренаики. Начав с призыва «Да здравствуют наслаждения в любом возрасте и для любого пола!», он заканчивает гимном вину, обостряющему человеческие чувства.

На почве воинствующего гедонизма Валла возводит столь же воинствующее эгоистическое учение, заявляя: «Человек должен прежде всего заботиться о своих личных удовольствиях; даже о родителях своих он должен думать во вторую очередь, а о других людях и говорить не стоит». Другие люди интересуют философа исключительно как средство получения удовольствий, только в этом качестве. Такое отношение к людям традиционно называют эгоистическим, и Валла с этим вполне согласен. Не согласен он только с отрицательной оценкой этого человеческого качества, полагая, что именно эгоизм и является тем фундаментом, на котором стоит все общественное здание, начиная с его простейшей ячейки – семьи и кончая всей совокупностью социальных институтов. Единственный вид добродетели, который признается Валлой – это польза, без которой не может жить ни отдельный человек, ни общество. Добродетельно все, что полезно, и наоборот. На этом принципе строятся все отношения в обществе, именно благодаря этому общество сохраняет свою стабильность.

Валла был своеобразным романтиком эгоизма, склонным к ценностным преувеличениям в отношении этого человеческого качества. Более взвешенное отношение к утилитарным ценностям и более реалистическую оценку человеческого эгоизма мы обнаруживаем у другого видного представителя философии Возрождения – Никколо Макиавелли (1469 – 1527). Во многом солидаризируясь со своим предшественником, он далеко не полностью принимает его ценностные ориентации. Макиавелли согласен с тем, что телесно-чувственная жизнь для человека приоритетна, о чем недвусмысленно свидетельствует провозглашаемый им жизненный принцип: «Сначала жить – потом философствовать». Согласен Макиавелли и с тем, что по своей природе человек – существо эгоистическое: его «влечет нажива и отпугивает опасность», Однако, в отличие от Валлы он далек от поэтизации эгоизма, считая его скорее неизбежным злом, с которым приходится мириться, но из которого следует извлекать общественную пользу. Следует отметить также, что Макиавелли предлагает и отличную от валловской интерпретацию самого эгоизма — не гедонистическую, а социальную. Для него эгоизм выражается не в стремлении к удовольствиям и наслаждениям, а в материальном интересе, то есть в стремлении к сохранению и преумножению собственности. Это стремление столь же естественно для человека, как и стремление к самосохранению, поскольку собственность – это «социальное тело» человека и, следовательно, условие его социальной жизни. А это означает, что утрата собственности равноценна социальной смерти, и человек «скорее простит смерть отца, чем потерю имущества». Понимание добродетели у Макиавелли отличается от христианского, но и не является утилитарным, как у Валлы. Для обозначения его он вводит понятие доблести, которое играет существенную роль как в его антропологии, так и в политической философии. В содержательном плане это понятие включает в себя два момента: а) наличие у человека «большой цели», которой он руководствуется в своей жизни; б) обладание необходимыми субъективными качествами для реализации этой цели. Под большой целью понимается могущество и процветание страны, достижение которой предполагает наличие у человека таких способностей, как ум, воля, трудолюбие и упорство. Использование доблести в качестве критерия оценки человека приводит Макиавелли к неутешительному выводу: большинство людей выбирают «средние пути, наиболее губительные, и потому оказываются неспособными достичь величия ни в плохом, ни в хорошем». Сами по себе такие люди не представляют какой-либо ценности, их ценностная характеристика является сугубо социальной, и обнаруживается она только через соучастие в достижении большой цели. Девальвацию индивидуалистического эгоизма Макиавелли старается компенсировать эгоизмом социальным, для выражения которого и вводится понятие большой цели.

Последовательное развитие идеала утилитаризма приводило к положениям, не укладывающимся в рамки здравого смысла и потому потребовавшим метафорических форм выражения. Показательным в этом отношении является творчество выдающегося просветителя Эразма Роттердамского(1469-1536), избравшего для выражения своих гуманистических взглядов жанр сатиры. Его знаменитые произведения «Похвала глупости» и «Разговоры запросто» в гротескном виде формулируют те выводы, которые в скрытом виде содержались уже в самом принципе примата телесно-чувственной жизни. Объявив глупость неотъемлемым свойством человеческой природы (в обществе «все делается дураками и среди дураков»), Эразм подводит под свой тезис следующую мировоззренческую базу. Жизнь в основе своей иррациональна и недоступна познанию посредством разума, который по этой причине не может служить надежным ориентиром для человека. Таким ориентиром может быть только зов иррациональной природы, звучащий в человеческом теле. Разум не способен обуздать стихию человеческой чувственности, поскольку его опорой является один лишь мозг, в то время как опорой чувственности выступает все остальное тело. И хотя в общественном мнении человек, игнорирующий требования разума, выглядит глупцом, тем не менее именно глупость как выражение иррациональности самой жизни придает ей вкус и приятность. Разумеется, основной критический пафос Эразма направлен против схоластической мудрости, но нельзя не увидеть в глупости не только антипод аскетического разума, но и оборотную сторону натурализированной человеческой сущности. Сам Эразм, усматривая в природных задатках лишь предпосылки человеческого существования, решающее значение придавал воспитанию и образованию.

Тенденция к натурализации человека с новой силой заявила о себе в философии Мишеля Монтеня (1533-1592), предпринявшего попытку полной десакрализации человека и всей созданной им культуры. Характерное для Монтеня стремление свести все способности человека к природным предпосылкам приводит его к отрицанию своеобразия жизни людей по сравнению с животными. По мнению философа от животного человек отличается не более, чем один человек отличается от другого; только непомерная гордыня заставляет его приписывать себе божественные способности и претендовать на исключительное положение в природе. На самом же деле и сознанием своим, и способностями к различным видам деятельности человек обязан животным и природе вообще. «Здоровый разум», поэтому, ориентируется на природу, сообразуя поведение человека с ее общим строем. Под здоровым разумом Монтень понимает здравый смысл, который наиболее силен в простом народе, наиболее близко стоящем к «матери-природе».

Бросающееся в глаза сходство позиций Монтеня и Эразма Роттердамского не должно, однако, заслонять существенного различия в их отношении к той реальности, которую они описывают. Если Эразм следование требованиям природы называет глупостью, а народ изображает в виде исполинского многоголового зверя, то Монтень вполне серьезно рассматривает это состояние человека в качестве идеала, освободив последний от всех трансцендентных характеристик, не укладывающихся в схемы здравого смысла.

Карикатурные черты, которые обретал гуманизм в сочинениях наиболее рьяных последователей идеи примата тела над душой, были обусловлены не только полемической формой утверждения антиаскетических ценностей, но и адекватным выражением буржуазного идеала в его откровенном, неприукрашенном виде. Отталкивающий характер как самого этого идеала, так и, в особенности, его реальных осуществлений был очевиден уже на самых ранних стадиях возрожденческого движения.

2.1.2. Примат духа и обоснование нравственного гуманизма. Своеобразной реакцией на устойчивую тенденцию примитивизации человека и профанации самой идеи гуманности явился всплеск антииндивидуалистических настроений, получивший выражение в различных вариантах коллективистского (гражданского) гуманизма. Имея различные политические и идейные истоки, социально-гуманистические учения опирались на единую философскую основу – неутилитаристскую концепцию ценностей, занимавшую в вопросе о соотношении души и тела позицию, свободную от односторонностей как христианского аскетизма, так и вульгаризированного эпикуреизма. Наиболее значимые образцы гуманизма оставили последующим поколениям как раз те мыслители, которым удалось, встав над политико-идеологической злобой дня, преодолеть узость буржуазного мировоззрения и избежать негативистского отношения к духовно-нравственным ценностям.

Уже Леонардо Бруни (1374-1444), старший современник Д.Манетти, в вопросе о соотношении материальных и духовных ценностей безусловное предпочтение отдавал последним, усматривая в этом необходимую предпосылку достижения гармонии телесного и духовного начал в человеке. Основывая свой гуманистический идеал на этико-социальных идеях Аристотеля, Бруни пытается отстоять неэгоистическое понимание природы человека, неотъемлемыми свойствами которой он провозглашает дружбу, любовь и сострадание к другим людям. Благо общества, совпадающее с развитием высокой нравственности, — вот что, по мнению философа, быть важнейшим мотивом человеческой деятельности. Характер долженст-вования, столь свойственный рассуждениям Бруни, явно свидетельствует о несоответствии его представлений реальностям того времени, но в то же время позволяет оценить непоколебимость его философской позиции, питаемой более истинами чистого созерцания, чем конъюнктурой текущего момента.

В русле нравственного гуманизма развивал свои идеи и глава Платоновской академии во Флоренции Марсилио Фичино (1443-1499), усилия которого были направлены на совершенствование христианского идеала человека посредством уяснения универсальных оснований человеческого бытия. С этой целью он занимается переосмыслением философского наследия Платона, в теологии которого находит идейные опоры в своем противостоянии пантеистическому решению вопроса о соотношении бога и мира и натуралистическому истолкованию природы человека. И платоновский бог как идея абсолютного блага, и моровая душа как форма ее проекции в мире интерпретируются Фичино как абсолютизированные образы человеческой души, призванные обосновать ее безусловную первичность в ценностном плане. Провозглашая вслед за Платоном любовь, красоту и добро в качестве космических принципов, Фичино тем самым закладывает онтологический фундамент в здание неутилитаристского гуманизма.

На почве флорентийского платонизма вырос и крупнейший гуманист итальянского Возрождения Пико дела Мирандола (1464-1494). В «Речи о достоинстве человека» он попытался совместить антропоцентризм с платоновской идеей внеприродного бога, в результате чего возникает представление о человеке как на духовном центре вселенной, занимающем промежуточное положение между земными и небесными созданиями. Характеризуя его в этом качестве, Мирандола использует понятие «субстанции свободы», отмечая при этом, что достоинство человека дано ему лишь в качестве возможности, и от него самого зависит, сможет ли он оправдать свое высокое предназначение. Будучи наделенным «семенами и зародышами разнообразной жизни», человек способен выбирать между возвышенным и низменным, между ангельским совершенством и животным состоянием. Мирандола наделяет человека максимумом свободы как предпосылкой достижения максимального величия: и действительно, человек, свободно сделавший свой выбор и достигший в трудной жизненной борьбе высшего духовного совершенства, заслуживает большего восхищения, чем ангелы, которые получают свое достоинство от создателя в качестве прямого дара. Правильный жизненный выбор Мирандола ставит в прямую зависимость от знания истины, поиски которой способствуют самопознанию и самосовершенствованию человека, помогают уяснить соотношение телесно-чувственных и интеллектуально-нравственных ценностей, без чего оказывается невозможным разумное ограничение страстей и достижение гармонической меры человеческого существования.

2.2. Свобода как антропологическая проблема.Исключительный интерес к проблеме человеческой свободы красной нитью проходит через всю возрожденческую философию, выражая стремление пересмотреть христианскую концепцию предопределения человеческой судьбы богом. В этой связи наряду с традиционным понятием свободы воли вводится античный термин «фортуна», концептуальная разработка которого во многом обусловила решение вопроса о предпосылках и границах свободы человека светскими мыслителями.

Date: 2016-05-18; view: 760; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *