Критерии периодизации психического развития

Проблема периодизации психического развития

В возрастной психологии до сих пор не решена проблема периодизации психического развития. Попытки разрешить ее осуществляется разными авторами по-разному. Различия проявляются в:

— критериях периодизации (разные авторы предлагают различные критерии)

— возрастных границах:

ü В связи с акселерацией меняются рамки возрастов.

ü На возрастные рамки влияет социальная ситуация, в которой живет человек. (Например: пожилой возраст в России 55-60 лет, в Японии 70 лет, в Норвегии 67 лет, в Америке 65,5 лет)

ü Тесно связана с продолжительностью жизни.

Также следует отметить, что проблема возрастной периодизации имеет большое значение для общества, т.к. из нее вытекают проблемы воспитания и образования.

Все вышесказанное объясняет, почему периодизация психического развития является проблемой.

Также в связи с периодизацией психического развития мы касаемся понятия возраста. Возраст – качественно своеобразный период физического, психического и поведенческого развития, характеризующийся присущими только ему особенностями.

Возраст бывает:

— психологический

— биологический

— психологический

Указанные категории подразумевают какое-то объективное, внешнее измерение. Но существует еще и субъективный, переживаемый возраст личности, имеющий внутреннюю систему отсчета. Речь идет о возрастном самосознании, зависящем от напряженности, событийной наполненности жизни и субъективно воспринимаемой степени самореализации личности. Здесь за основу взято самоощущение человека, соответственно субъективный возраст может быть меньше, больше или равен объективному.

Также мы затрагиваем понятие возрастной нормы психического развития. Это понятие вводится условно для анализа уровня развития, т.е это среднестатистическая характеристика для уровня развития определенного феномена или характеристики.

· Инфантилизм – застревание развития

· Акселерация – ускорение развития

· Ретардация – развитие вспять

Когда в отечественной психологии встала проблема периодизации Выгодский проанализировал уже существующие периодизации, и выделил их в три основные группы:

1. Периодизации, построенные по аналогии со ступенчатообразным построением других процессов развития.

2. Периодизации, в которых за основу взят один признак.

Периодизация П.П. Блонского. В качестве основания использовал дентицию и выделял соответственно беззубое детство, молочнозубое детство, период смены зубов, стадии прорезывания премоляров и клыков, постояннозубое детство.

Периодизация Ш.Бюллер.В основе – интенциональность (формирование намерений, целеполагание, планирование). Периоды: 1) до 15 лет – отсут. точной цели 2) 15-20 лет – отрочество и юность, человек осознает свои потребности, возможности, интересы 3) 20-25 до 40-45 – зрелость, человек ставит четкие цели и достигает их 4) 45-65 лет – солидный возраст, человек подводит итоги, пересматривает цели 5) от 65 лет – старческий возраст, человек перестает преследовать свои, силы тратит на досуг и отдых.

3. Периодизации, в основе которых находится целый комплекс критериев

Периодизация Э.Эриксона. В основе 3 критерия – соматическое Я, сознательное Я, социальное развитие. 8 периодов, в каждом центральное новообразование, которое может пойти по положительному или отрицательному пути. Периоды: 1) орально-сенсорный (0-1) – доверие или недоверие 2) мышечно-анальный (2-3) – автономия или стыд и сомнение 3) локомоторно-генитальная (4-5) – инициатива или чувство вины 4) латентная (6-11) – трудолюбие или чувство неполноценности 5) отрочество и юность (12-18) – идентичность или смешение ролей 6) молодость и ранняя взрослость – близость или изоляция 7) взрослость – генеративность или стагнация 8) зрелость – целостность эго или отчаяние.

На основе проведенного анализа отечественные психологи выделили основные принципы построения возрастной периодизации:

— исторический подход

— смена к темтной психического развитиятечественные психологи выделили принципы построения периодизации:

тельному пути. ), стадия формаведущих типов деятельности

— учет новообразований

— динамика психического развития

Периодизация Л.С. Выгодского. В основе – чередование кризисов и стабильных (литических) периодов.

1) Кризис новорожденности – младенческий период

2) Кризис 1 года – раннее детство

3) Кризис 3 лет – дошкольный возраст

4) Кризис 7 лет – школьный возраст

5) Кризис 13 лет – пубертатный период

Периодизация Д.Б. Эльконина. В основе – соотнонешие 2 сфер, сферы аффекта и сферы интеллекта. И хотя эту проблему поставил еще Ж.Пиаже, акцент у него был на сфере интеллекта. Эльконин же акценты сместил по-другому.

Он выделяет 3 эпохи:

1) Эпоха раннего детства: младший возраст (0-1), вед.деятельность – эмоциональное общение; раннее детство

(1-3), вед.деятельность – предметно-орудийная

3) Подростковый возраст: подростковый возраст (11-15), вед.деятельность – общение в системе общественно-полезной деятельности, старший или взрослый возраст (15-17), вед.деятельность – учебно-профессиональная.

Периодизация А.В. Петровского. В основе – логика вхождения человека к социальную группу

Выделяет 3 эпохи:

1) Эпоха детства: адаптация преобладает над индивидуализацией

2) Эпоха отрочества (11-15): индивидуализация преобладает над адаптацией

3) Эпоха юности (15-17): интеграция преобладает над индивидуализацией

Периодизация В.И. Слободчикова (лучше не рассказывать, но вдруг спросят). В основе – развитие субъективности (формируется через изменение форм взаимодействия ребенка с окружающим миром).

5 ступеней развития:

1) Оживление

2) Одушевление

3) Персонализация

4) Индивидуализация

5) Универсализация

Каждая ступень – завершенный цикл, который включает в себя два периода: период становления событийности и период реализации событийности. В свою очередь каждый период состоит из кризиса и литической стадии.

Таким образом, проблема периодизации по-разному решается и отечественными и зарубежными психологами.

метки: Психология, Психический, Возрастной, Ребенок, Теория, Период, Психологический, Основной

Тема: Введение в возрастную психологию

1. Предмет, задачи и проблемы возрастной психологии. Связь с другими науками.

2. Стратегии исследования психического развития.

3. Факторы, определяющие развитие возрастной психологии как науки.

4. Детство как предмет психологического исследования.

5. Классификация и характеристика методов исследования в возрастной психологии: наблюдение, экспери­мент, биографический метод, тестирование, анализ продуктов деятельности, сравнительное исследование нормы и патологии как метод изучения психиче­ского развития.

Тема: Краткий исторический очерк развития возрастной психологии

  1. Предпосылки формирования возрастной психологии как науки:

1) требования педагогической практики

2) разработка идеи развития в биологии

3) появление экспериментальной психологии и разработка объективных методов исследования.

  1. Формирование психологии развития в XIX — XX вв. за рубежом.

1) педология — комплексная наука о детях

2) роль А. Бине в становлении возрастной психологии как науки.

3) теория персонализма В. Штерна.

  1. История развития отечественной возрастной психологии. Культурно-историческая теория развития Л.С. Выготского.
  2. Соотношение основных психологических школ в детской психологии ХХ в.

Задания для обсуждения и размышления:

1.Проанализируйте позиции ученых о соотношении обучения, воспитания и развития. Какой точки зрения придерживаетесь вы? Обоснуйте свой выбор.

Семинарское занятие № 3

Тема:Основные категории и закономерности психического развития

1. Категории возраста и развития. Принцип развития в психологии. Подход к проблеме развития в основных психологических направлениях.

2. Принцип развития в психологии. Механизмы развития и защиты.

3.Условия и факторы, определяющие развитие психики.

4. Биологизаторские и социологизаторские концепции развития. Теория конвергенции двух факторов.

5. Особенности психического развития в периоды возрастных кризисов.

10 стр., 4580 слов

Психология возрастная и социальная

… . Психология возрастная и социальная — Стр 2 Совокупный анализ типа ведущей деятельности и ее продуктов, т. е. психических новообразований на фоне социальной ситуации развития … тактики молчания и принуждения. Авторы данного исследования смотрят на природу манипуляции с точки зрения эволюционной теории. Они придерживаются того мнения, что естественный …

Семинарское занятие № 4

Тема: Проблема периодизации психического развития.

1.Взгляды Л.С. Выготского на стадиальность развития в культурно-исторической концепции. Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в онтогенезе.

2. Критерии периодизации возрастного развития: ведущая деятельность, социальная ситуация развития, психологические новообразования. Периодизация психического развития по Д.Б. Эльконину. Характеристика ведущих видов деятельности.

3. Психологические механизмы перехода от одного возрастного периода к другому. Кризисы развития.

4. Периоды и стадии развития по В.И.Слободчикову (оживление, одушевление, персонализация, индивидуализация, универсализация).

5. Развитие личности в экстремальных условиях и в условиях депривации. Отклонения в психическом развитии.

Вопросы для обсуждения и размышления:

1. Вставьте пропущенные слова:

А) «Детская психология — наука, изучающая… и… психического развития ребенка: развития его …, развития психических … и качеств и формирования его…». В.С. Мухина.

Б) «Сензитивные периоды — возрастные периоды особой … к пределенного рода влияниям … действительности». Л.А. Венгер.

3. Сравните основные взгляды на развитие психики ребенка представителей биологизаторского и социологизаторского направлений и проанализируйте их. Дайте критический анализ этих направлений.

4. Раскройте основные подходы к проблеме соотношения обучения и развития. В чем сущность положения Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития?

5. Как вы кратко сформулировали бы, применительно к возрастной психологии, суть культурно-исторической теории Л.С. Выготского, развиваемой ныне московской школой психологов — учеников и последователей Выготского?

Семинарское занятие № 5

Тема:Периодизации психического и личностного развития в зарубежных психологических теориях

2 стр., 520 слов

Развитие ребенка 2−3 лет

… коньках, лыжах. Социально-нравственное и личностное развитие ребенка 2 — 3 лет Ребенок активно взаимодействует со взрослыми и детьми; эмоционально реагирует на удовлетворение и неудовлетворение … уборку квартиры, ухаживание за животными и растениями. Речевое развитие ребенка 2 — 3 лет Ребенок сопровождает отдельными звуками совершаемые им, другими людьми и объектами …

1. Периодизация психического развития в психоанализе. Психоаналитические стадии как стадии психического генеза в течение жизни ребенка (оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная стадии).

2. Стадии развития личности по Э. Эриксону (младенчество, раннее детство, детство, школьный возраст, отрочество и юность, ранняя зрелость, средний возраст, поздняя зрелость).

Идентичность личности как психосоциальная тождественность и условие психического здоровья. Кризисы — «поворотные пункты», моменты выбора между прогрессом и регрессом.

3. Периодизация интеллектуального развития по Ж. Пиаже. Процесс развития интеллекта как смена трех больших периодов (сенсомоторный интеллект, репрезентативный интеллект и конкретные операции, формальные операции).

Эгоцентризм детского мышления.

4. Развитие морального сознания как последовательный процесс (по Л. Колбергу).

Стадии и уровни развития (доморальный уровень, конвенциональная мораль, автономная мораль).

Семинарское занятие № 6

Тема:Психическое развитие ребенка в младенческом и раннем возрасте

1. Предпосылки и условия психического развития новорожденного. Безусловные рефлексы и их значение для развития ребенка. Комплекс оживления.

2. Общая психологическая характеристика развития ребенка первого года жизни. Основные достижения: развитие речи; развитие соотносящих и орудийных действий; освоение замещений; развитие знаковой функции сознания; вхождение в мир постоянных вещей.

3. Общение и речь. Развитие предметного восприятия и наглядно-действенного мышления. Особенности развития воображения и памяти. Особенности первых представлений о себе.

4. Психологические новообразования, развивающиеся в предметной деятельности. Вхождение ребенка в мир вещей. Развитие предметной деятельности. Игра и продуктивные виды деятельности.

5. Характеристика кризиса трех лет.

Семинарское занятие № 7

Тема:Особенности развития психики ребенка — дошкольника

1. Особенности развития познавательных процессов в дошкольном возрасте: развитие словаря и функций речи, сенсорное развитие, развитие мышления. Особенности развития внимания, памяти и воображения.

24 стр., 11986 слов

Психологические особенности гиперактивных детей

… развитии ребенка: невнимательность, отвлекаемость, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, повышенная активность при нормальном уровне интеллектуального развития. Первые признаки гиперактивности могут, наблюдаются в возрасте … , невозможность долго заниматься одним делом могут быть особенностями возраста ребенка или его характера. В последнее время специалистами …

2. Этапы общения ребенка со взрослыми (М.И.Лисина).

Развитие потребности в общении со взрослым.

3. Особенности личностного развития дошкольника. Формирование системы мотивов. Особенности развития самосознания и самооценки. Детская ложь. Детская зависть. Роль моральных эталонов в формировании личности.

4. Общая характеристика игровой деятельности. Игровые отношения детей. Реальные отношения детей в ситуации игры. Влияние игры на общее психическое развитие ребенка. Влияние игры на развитие функций речи.

5. Психологическая готовность дошкольника к обучению в школе. Личностная и интеллектуальная готовность.

Основные понятия: комплекс оживления, эгоцентризм, эмоциональное общение, предметно-орудийная деятельность, речевое развитие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, сюжетно-ролевая игра, личностная и интеллектуальная готовность к обучению.

Практическая часть:

1. Познакомиться с банком диагностических методик:

2. Изучение мотивов поведения в ситуации выбора;

3.Определение доминирования познавательного или игрового мотива ребенка;

4.Определение у старших дошкольников сформированности «внутренней позиции школьника»;

5.Методика определения самооценки дошкольников;

Вопросы для обсуждения и размышления:

1. Является ли ребенок существом социальным с самого рождения?

2. В каком возрасте и в какой последовательности дети овладевают предметными действиями?

3. В какой последовательности развивается речь малыша? По каким причинам может произойти задержка речевого развития ребенка?

4. Как взрослый должен удовлетворять потребность младенца в общении? Как развивать такое общение?

7 стр., 3160 слов

Формирование и развитие личности

… личности — самоактуализация, развитие потребности в саморазвитии. Если обычные потребности могут быть удовлетворены, то особенность самоактуализации состоит в том, что с возрастом … Формирование и развитие личности На формирование и развитие личности человека большое значение оказывают биологические факторы: наследственность, физиологические особенности пребывания в среде обитания …

5. В каких видах деятельности происходит психическое развитие дошкольника? Элементы каких видов деятельности начинают формироваться в игре?

6. Что составляет основное содержание сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте?

7. Какова специфика и условия развития воображения дошкольника?

8. Приведите примеры импульсивного поведения дошкольника. Почему ребенку трудно управлять своим поведением?

Семинарское занятие № 8

Тема:Младший школьный возраст

1. Особенности социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте. Смена социальной ситуации развития, отношения ученик-учитель.

2. Учебная деятельность как ведущий вид деятельности и основной фактор психического развития в младшем школьном возрасте.

3. Основные новообразования младшего школьника: рефлексия, произвольность, внутренний план действия, самоконтроль.

4. Особенности развития познавательных процессов. Характеристика восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи.

5. Личностное развитие младшего школьника. Формирование самооценки младшего школьника.

6. Особенности коллективных взаимоотношений младших школьников. Социальный статус и отношение со сверстниками.

Практическая часть:

1.Проведите беседу с ребенком 6−7 лет о школе. Проанализируйте его ответы с точки зрения готовности к школе.

2.Познакомиться с банком диагностических методик:

3. Проективный рисунок «Что мне нравится в школе?» (по Н.Г.Лускановой);

4. Проективный рисунок «Я в прошлом, я в настоящем, я в будущем»;

5. Социометрическая проба «День рождения»;

6. Подберите методики для диагностики детей к школьному обучению.

7. Разработайте тематику консультаций для родителей детей, которые еще не готовы к школе.

Вопросы для обсуждения и размышления:

1.Сравните развитие познавательных процессов в дошкольном и младшем школьном возрасте.

2.Особенности социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте. Постройте логическую схематическую модель социальной ситуации развития младшего школьника.

20 стр., 9926 слов

Организация учебной деятельности с учетом особенностей различных типов темперамента подростков

… возраста. Глава 1. Особенности проявления типа темперамента подростков в учебной деятельности .1 Характеристика учебной деятельности в подростковом возрасте Учебная деятельность подростков отличается от учебной деятельности … развития трудности в поведении и воспитании детей. В среднем школьном возрасте ведущую роль играет общение со сверстниками в контексте собственной учебной деятельности подростка …

3.Развитие личности (эмоционально-потребностная сфера, мотивационная сфера, самосознание).

4. Докажите, что учебная деятельность является ведущей для младшего школьника.

5. Докажите важность приобретения младшими школьниками навыков учебной деятельности.

6. Перечислите учебные умения, которыми должен овладеть младший школьник. Дайте психологический анализ.

7. Охарактеризуйте социальные мотивы младшего школьника. С чем связано осознание общественной значимости учения?

8. Охарактеризуйте значение игры для младшего школьника. Приведите пример использования игр как средства организации, активизации учебной (трудовой) деятельности.

Семинарское занятие № 9

Тема:Особенности развития младших школьников «группы риска»

1. Кризис семи лет. Его характеристика, особенности.

2. Психогенная школьная дезадаптация в младшем школьном возрасте. Причины и особенности проявления кризиса адаптации.

3. Эмоциональные нарушения в младшем школьном возрасте.

4. Особенности поведения и развития психики леворуких детей.

5. Дети с синдромом гиперактивности и дефицита внимания.

Задания для обсуждения и размышления:

1.Охарактеризуйте основные причины школьной неуспеваемости детей младшего школьного возраста.

2.Подготовьте рекомендации по оказанию психокоррекционной помощи дезадаптированным младшим школьникам.

3.Подготовьте рекомендации родителям и учителю по индивидуализации обучения и воспитания.

Семинарское занятие № 10

Тема:Психологические особенности развития в подростковом возрасте

1. Теории подросткового возраста (Ст. Холл, Э. Шпрангер, Ш. Бюлер, Э. Эриксон и др.).

2.Социальные факторы как ведущие детерминанты психического развития и формирования личности подростков.

3. Биологические факторы как условия, влияющие на особенности психического развития подростка. Физиологическая основа пубертатного кризиса.

13 стр., 6479 слов

Особенности смысложизненных ориентаций личности, переживающей кризис середины жизни

… и разработать индивидуальные стратегии психологического сопровождения личности взрослого человека в период проживания кризиса среднего возраста. Выявление особенностей смысложизненных ориентаций является в настоящее время … выбрана не случайно. Одной из актуальных в психологии развития человека является проблема переживания личностью кризиса середины жизни. Однако, хотя известно, что жизненный …

4. Основные новообразования подросткового возраста. Чувство «взрослости». Способность к сопереживанию и эмпатии.

5. Учебная деятельность подростков. Развитие познавательных мотивов. Избирательность отношения к учебным предметам.

6. Особенности развития познавательных процессов и их учет в учебной деятельности. Сравнение характеристики памяти, внимания, мышления с младшим школьным возрастом.

Основные понятия: чувство взрослости, агрессивность, пубертат, акселерация, акцентуации характера, аффективное поведение, гипер­сексуальность, девиантное поведение, дисморфофобия, дружба, иден­тичность, референтная группа, эмансипация, теоретическое мышление, Я- концепция.

Вопросы для обсуждения и размышления:

1. Назовите и охарактеризуйте внешние и внутренние предпосылки изменения социальной ситуации развития в этот период.

2.Заполните пробелы. Кризис личности подростка связан с_________ изменениями __________ созреванием, поиском_______ среди других, потерей __________.

Практическая часть:

Познакомиться с банком диагностических методик:

— Школьный тест умственного развития

— Тест «Личностный опросник Айзенка»;

— Тест «Определение доминирующего типа темперамента» (А.В.Белов)

Семинарское занятие № 11

Тема:Особенности развития личности в подростковом возрасте

1. Развитие личности подростка. Особенности самосознания. Формирование самооценки. Уровень притязаний подростка.

2. Кризис личности в отрочестве. Кризис идентификации со своей внешностью и со своими представлениями о себе. Подростковая суицидальность.

3. Потребность в самовоспитании. Волевая сфера. Формирование направленности личности, развитие моральных суждений и нравственных убеждений.

4.Типичные подростковые поведенческие реакции (группирования со сверстниками, хобби-реакции, эмансипации, реакции, обусловленные сексуальным влечением).

5. Проявления акцентуаций характера в подростковом возрасте. Характеристика и учет в общении основных типов акцентуаций характера в подростковом возрасте.

6. Психологические особенности проблемного развития подростка.Противоправное поведение подростков. Алкоголизм и наркомания в подростковом возрасте.

Вопросы для обсуждения и размышления:

1. Охарактеризуйте чувство взрослости подростка как особенность личности. Приведите примеры его проявления у подростков.

2. Охарактеризуйте возрастные особенности подростков, которые могут спровоцировать суицидальное поведение.

3.При каких условиях типичные подростковые реакции могут стать причиной девиантного поведения.

4. Сформулируйте рекомендации педагогам по управлению процессом самовоспитания подростков.

5.Разработайте рекомендации по работе с подростками разных типов акцентуации характера.

Практическая часть:

Познакомиться с банком диагностических методик:

— Опросник Леонгарда-Шмишека «Определение типов акцентуаций характера»;

— Опросник Басса-Дарки,

— Определение склонности к суициду.

Семинарское занятие № 12

Тема:Социально-психологические аспекты развития подростка

1. Особенности и структура кризиса подросткового кризиса. Л.С. Выготский о 2-х фазах подросткового возраста. Возрастной кризис и проблема трудновоспитуемости.

2. Понятие «чувство взрослости». Психологическая сущность самоутверждения на подростковом этапе. Особенности поведения подростков в переходный период.

3. Интимно-личностное общение, как ведущий вид деятельности в подростковом возрасте. Подростковые группировки. «Коллективное сознание» подростка. Роль общения со сверстниками в психическом развитии.

4. Общение со сверстниками. Дружба. Совместное отчуждение от взрослых. Потребность в развитии речи как средстве общения. Автономная речь в подростковых группах. Общение и половая идентификация. Первая любовь.

5. Потребность в доверительном общении со взрослым Особенности общения подростков с родителями и другими взрослыми. Общение с учителями в школе.

Вопросы для обсуждения и размышления:

1. Постройте логическую схематическую модель социальной ситуации развития подростка. Дайте психологическую характеристику.

2. Докажите, что половое созревание — явление не только биологическое, но и социальное.

3. Подросток не всегда быстро реагирует на обращение к нему. Каковы возможные причины этого явления? Ваша стратегия поведения по отношению к подростку.

4. Выделите психологические отличия младших подростков от старших подростков.

5. Приведите данные опроса подростков (девочек и мальчиков) о том, как они себе представляют, что такое «настоящая женщина» и «настоящий мужчина».

6. Сформулируйте рекомендации по индивидуальному подходу к подросткам с разными типами акцентуаций характера.

7. Проведите изучение познавательных интересов подростка с помощью методов беседы и наблюдения. Определите: каково содержание интересов, их объем, глубина. Связаны ли они с планами на будущее?

Семинарское занятие № 13

Тема:Юность как стадия жизненного пути

1.Психофизиологическая характеристика юношеского возраста.

2. Социальная ситуация развития старшеклассника. Кризис юности.

3. Развитие личности в юношеском возрасте. Типы личностного развития. Развитие самосознания, ценностных ориентаций.

4. Основные новообразования в юношеском возрасте.

5. Самовоспитание в юношеском возрасте. Формирование жизненной позиции и этических убеждений. Воспитание чести, совести, чувства собственного достоинства. Юношеские дневники и их значение, формирование мировоззрения.

6.Особенности эмоциональной сферы. Различия с эмоциональной сферой подростка.

Вопросы для обсуждения и размышления:

1. Определите сходство и различие социальной ситуации развития в подростковом и юношеском возрасте.

2. Изучите работы И.С. Кона по проблеме психологии ранней юности. Основные характеристики в юношеском возрасте отразите схематично.

Практическая часть:

Познакомиться с банком диагностических методик:

— Измерение мотивации достижения,

— Диагностика инте5ресов и склонностей. Анкета интересов.

— Профессионально-диагностический опросник (ПДО).

Семинарское занятие № 14

Тема:Старшеклассник как субъект учебной деятельности

1.Учебно-профессиональная деятельность как ведущий вид деятельности юношеского возраста. Особенности мотивов учебной деятельности старшеклассников.

2. Совершенствование познавательных процессов. Развитие общих и специальных способностей.

3. Формирование профессиональной направленности и профессиональное самоопределение. Психологические особенности выбора профессии. Переход к самообразованию и самовоспитанию.

4. Формирование мировоззрения.

5. Развитие творческой активности как самовыражения. Мечты и идеалы в юношеском возрасте и др.

Вопросы для обсуждения и размышления:

1. Сравните особенности развития познавательных процессов в подростком и юношеском возрастах.

2. Что вы понимаете под «личностным» и «профессиональным» самоопределением старшеклассников?

Практическая часть:

Познакомиться с банком диагностических методик:

— Изучение мотивов обучения в ВУЗе (Т.И.Ильина)

— Оценка коммуникативных и организаторских способностей в процессе первичной профконсультации.

— Методики изучения мотивации профессиональной деятельности.

Семинарское занятие № 15

Тема:Общение в ранней юности

1. Дружба в юношеском возрасте. Потребность в общении с кумиром и референтной группой.

2. Проблема отцов и детей. Построение нового типа отношений с родителями. Потребность в освоении продуктивных приемов общения и развития речи.

3. Психосексуальное развитие и взаимоотношения юношей и девушек. Межполовые различия. Межполовая коммуникация. Романтическая любовь.

4. Феномен молодежной субкультуры, его психологическое значение.

5. Неформальные и формальные молодежные объединения и группировки.

Основные понятия: учебно-профессиональная деятельность, самосовершенствование, самоопределение, мировоззрение, ценностные ориентации, идеалы, профессиональные склонности и интересы, любовь, «интеллектуализм», аскетизм, максимализм.

Вопросы для обсуждения и размышления:

1. Постройте логическую схематическую модель социальной ситуации развития в период ранней юности. Дайте психологическую характеристику.

2. Охарактеризуйте основные особенности физического развития в юности.

3. Вскройте причины противоречий половой и социальной зрелости в юношеский период.

4. Учебно-профессиональная деятельность как ведущая. С чем связана ее устойчивость и эффективность? Покажите единство познавательных и профессиональных интересов. Чем определяется выбор профессии? Необходима ли индивидуализация обучения?

5. Охарактеризуйте процесс мотивации учебно-профессиональной деятельности в юности.

6. Самоуважение и его функции в юности. Покажите особенности его формирования в юности.

7. Проведите сравнительный анализ самооценок подростка и юноши.

Практическая часть:

— Тест «Смысложизненные ориентации»,

— Методика экспресс-диагностики эмпатии (И.М.Юсупов)

Семинарское занятие № 16

Тема: Психическое развитие в молодости

1. Психология молодости: авторство собственного образа жизни.

2. Возрастные задачи развития. Развитие личности в молодости.

3.Особенности общения и самосознания в молодости.

4. Психологические особенности кризиса молодости.

5.Особенности семейных взаимоотношений.

Задания для обсуждения и размышления:

1. Каковы задачи развития в молодости? Как определить возрастные границы молодости?

2. Выявите особенности профессионального самоопределения. Кто в вашей жизни оказал решающее влияние на личностное и профессиональное самоопределение.

3. Охарактеризуйте кризис 30 лет, выделите его особенности.

4. Какой структурный компонент самосознания в молодости претерпевает наиболее существенную динамику и почему? Какова специфика общения с друзьями и родителями в молодости?

5. Как изменяется идентичность женщин и мужчин с рождением ребенка?

6. Какие бы советы вы дали вашей подруге (другу), собирающейся выйти замуж (жениться)?

7.Изучите особенности развития личности в молодости, используя предложенные диагностические методики.

Практическая часть

Познакомиться с банком диагностических методик:

— Методика «Ценностные ориентации» (М.Рокич),

— Определение направленности личности (ориентационная анкета),

— Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, — Тест супружеских отношений.

Семинарское занятие № 17

Тема:Особенности психического развития в период зрелости

1. Акмеология. Общая характеристика зрелости. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность.

2. Психологические особенности личности зрелых людей. Кризис середины жизни.

3. Когнитивное развитие и профессиональная деятельность в зрелом возрасте.

4.Особенности эмоциональной сферы, общения и структуры самосознания.

5.Кризис поздней зрелости.

Задания для обсуждения и размышления:

1. Охарактеризуйте особенности социальной ситуации развития в зрелости.

2. Сравните особенности проявления кризисов в зрелом возрасте и в молодости (в других возрастах).

3. Факторы, содействующие и препятствующие достижению вершин профессионализма («акме»).

4. В чем состоит специфика кризиса середины жизни? Какие переживания сопутствуют этому кризису? Есть ли половые различия в переживании кризиса?

5. Что такое профессиональная деформация и профессиональное сгорание? В чем их общность и различие? Каковы основные источники профессионального стресса.

Практическая часть:

Познакомиться с банком диагностических методик:

— Методика диагностики ригидности. Томский опросник ригидности (ТОР).

— Тест-опросник уровня субъективного контроля (Е.Ф.Бажин, Е.А.Голынкина, А.М.Эткинд)

— Тест «Можешь ли быть руководителем?»

Семинарское занятие № 18

Тема:Психология позднего возраста. Геронтопсихология

1.Общая характеристика старости. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность.

2. Особенности личности пожилого человека. Деформация структуры личности. Эмоциональная жизнь в позднем возрасте. Одиночество в старости.

3.Новообразования пожилого и старческого возраста. Реституализация.

4. Механизмы адаптации и компенсации в позднем возрасте. Творчество в пожилом возрасте.

5. Особенности интеллекта и познавательных функций в позднем возрасте.

6. Портрет успешно адаптированного пожилого человека. Роль семьи в старости. Психологическая помощь пожилым людям.

Основные понятия: акмеология, молодость, взрослость, генеративность, жизненный кризис, кризис середины жизни, социальная зрелость, инволюция, одиночество, образ жизни, личностное самоопределение, самоактуализация, кризис идентичности, половая идентификация, опыт, персонализация, предстарческий психоз, старение, суицид, смерть, эвтаназия

Задания для обсуждения и размышления:

1. Проанализируйте закономерности развития в стадии поздней зрелости.

2. Характеристика личности старого человека.

3. Кризис индивидуальной жизни в стадии старости.

4. Как формулируются основные задачи развития в старости? В чем сущность кризиса встречи со старостью?

5. Что такое адаптация в старости и от чего зависит ее успешность? Каковы семейные функции бабушек и дедушек?

6. Как вы полагаете, должна ли проводиться подготовка к старости, если да, то в каком возрасте?

7. Как вы полагаете, показателем чего является умение человека бесконфликтно общаться с пожилыми людьми?

Проведите диагностику, используя приведенные ниже методики:

— Шкала одиночества, Шкала депрессии.

Принципы возрастной периодизации

В основе возрастных периодов лежат определенные закономерности развития, знание которых необходимо педагогу при обучении и воспитании развивающейся личности.

При этом советские психологи опираются на положение Л. С. Выготского о том, что возрастная периодизация должна основываться на сущности самого процесса развития. Как указывалось выше, развитие ребенка—это присвоение им исторического опыта в ходе организованной взрослыми деятельности и общения.

Исходя из этого выделяются два основных принципа в подходе к развитию ребенка: принцип историзма и принцип разлития в деятельности. Эти принципы были выдвинуты и раскрыты советскими психологами С. Выготским, П. П. Блонским, А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным, В. В. Давыдовым и др.

Раскрывая сущность принципа историзма, Л. С. Выготский подчеркивал конкретно — историческую природу детства я его периодов. Периодизация детства и содержание каждого периода зависят от конкретно — исторических условий жизни социальной обстановки, которые через воспитание и обучение, организованное обществом, влияют на развитие ребенка.

Всякие изменения в общественной жизни, связанные с техническим и культурным прогрессом, изменяют и образовательно-воспитательный уровень работы в дошкольных учреждениях, и систему обучения подрастающего поколения в школе.

Таким образом, изменения, происходящие в жизни общества, влияют на развитие детей, ускоряя его, и соответственно изменяют возрастные границы. Так, в связи с тем, что психолого-педагогическая наука и практика обучения и воспитания вскрыла возросшие умственные и физические возможности ребенка, стало возможно обучение детей с семилетнего возраста.

Дальнейший прогресс в развитии нашего общества позволил выявить новые возможности детей младшего школьного возраста. В настоящее время XXVI съездом КПСС выдвинута новая задача — решить проблему обучения детей в школе с 6 лет. Таким образом, возросшая культура общества привела к изменению возрастных границ дошкольного и школьного детства.

деятельностного подхода к развитию психики глубоко разработан в трудах А. Н. Леонтьева. Сущность этого принципа заключается ч том, что личностью не рождаются, ею становятся. Ребенок рождается лишь индивидом, он имеет лишь биологические предпосылки стать личностью. И только в совместной деятельности с другими людьми он развивается как личность.

Исходя из двух вышеизложенных принципов, советские психологи раскрывают качественное своеобразие каждого периода развития ребенка на основе таких понятий, как социальная ситуация развития и ведущая деятельность.

3. Основные показатели: социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, возрастные новообразования, внутренняя позиция, кризисы и т.д

Социальная ситуация развития — это “совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной”.

Возрастной кризис — это особый период преобразования социальной ситуации развития : новообразование предшествующего периода разрушает старую ситуацию развития и провоцирует образование новой. По Выготскому, возрастной кризис — норма онтогенеза.

Понятие социальная ситуация развития было введено Л.С. Выготским как единица анализа динамики развития ребенка, т.е. совокупность законов, которыми определяется возникновение и изменения структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе. Социальная ситуация развития обусловливает образ жизни ребенка, его » социальное бытие», в процессе которого им проявляются новые свойства личности и развиваются психические новообразования. Являясь продуктом возрастного развития, новообразования появляются к концу возрастного периода и приводят к перестройке всей структуры сознания ребенка, к изменениям системы его отношений к миру, другим людям, себе самому. Появление новообразований есть особый знак распада старой социальной ситуации развития и складыванием новой социальной ситуации развитии, что сопровождается кризисами возрастного развития.

Понятие социальная ситуация развития было определено Б.Г. Ананьевым и по его мнению оно направлено на преодоление представлений о среде как о факторе, механически определяющем развитие личности. В дальнейшем это понятие получило развернутый анализ в макросоциально-психологическом контексте и применялось для описания, например, онтогенетического развития личности ребенка Л. И. Божовичем , Д.Б. Элькониным , который определял возраст характеризующийся следующими главными показателями: 1) определенной социальной ситуацией развития — той конкретной формой отношений, в которые вступает ребенок со взрослыми в данный период; 2) основным или ведущим типом деятельности; 3) основными психическими новообразованиями, приобретаемыми на данном этапе развития (от отдельных психических процессов до свойств личности). А так же как относительно замкнутый период, значение которого определяется прежде всего местом на общей кривой детского развития. .

Таким образом социальная ситуация развития является специфической для каждого возрастного периода, определяющейся системой отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми. возрастной период личность детство

Объект исследования: дети от периода младенчества до подросткового возраста.

Принципы возрастной периодизации;

Процесс развития ребенка – процесс стадиальный. Каждый возраст характеризуется следующими показателями:

1.Определенной социальной ситуацией развития или той конкретной формой отношений, в которые вступает ребенок со взрослыми в данный период. Социальная ситуация – это сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которые являются типичными для каждого возрастного этапа и обусловливают динамику и новообразования развития .

2.Основным или ведущим видом деятельности (для каждого возраста он свой).

3.Основными психическими новообразованиями. В свою очередь новообразования меняют социальную ситуацию.

Выделяют 2 основных принципа в подходе к развитию ребенка:

— принцип историзма (ребенок развивается в конкретно-исторических условиях жизни и социальной обстановке, которая ускоряет или замедляет данный процесс);

— принцип развития в деятельности (развитие происходит в совместной деятельности, личностью не рождаются, личностью становятся), А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов.

Психическое развитие детей происходит неравномерно – имеются периоды относительно медленных, постепенных изменений, и периоды резких, скачкообразных изменений. Эти скачкообразные переходы называются кризисами развития, и благодаря им и появилась специфика или принципы возрастной периодизации (в периодизации Л. С. Выготского).

Педагог должен помнить, что переход от одного периода развития к другому может протекать литически (спокойно) и критически (с кризисами). Наиболее яркие кризисы:

1. Кризис новорожденности.

2. Кризис1 года.

3. Кризис 3 лет.

4. Кризис 7 лет.

5. Кризис 11-12 лет.

6. Кризис подросткового возраста.

7. Кризис 17 лет и т.д.

До сих пор ученые не определились, как же происходит развитие – стихийно или нормативно. Поэтому основная проблема периодизации – неизвестно, от чего нужно отталкиваться при построении периодизации – от реально складывающегося опыта ребенка и развития или от теоретических возможностей развития при идеальном обучении и воспитания.

Особенностью психического развития человека является неравномерность развития. Для формирования и развития психологических и поведенческих свойств индивида есть свой специфический период, наиболее благоприятный. Это сензитивный период – возрастной период, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у человека определенных психологических свойств и видов поведения (например, для речи сензитивный период –от 1 до 3 лет). Если упущен сензитивный период, то в дальнейшем соответствующие качества развиваются с трудом и не достигают совершенства.

Особую роль в законах возрастного развития играет ведущий вид деятельности – деятельность, в наибольшей степени способствующая психического развитию ребенка в данный период его жизни и ведущая за собой, формирующая новообразования. Новообразование возраста – появлений каких-то особенностей, характерных для данного возраста.

Наиболее точно представлены периоды в периодизации Д. Б. Эльконина:

1. Младенческий период (от рождения до года). Ведущий вид деятельности (ВВД) – эмоциональное общение. Новообразование – потребность в общении с другими людьми и определенное эмоциональное отношение к ним.

2. Раннее детство (от года до 3 лет). Ведущий вид деятельности (ВВД) – предметно-орудийная (манипулятивная) деятельность в сотрудничестве со взрослыми. Новообразование – речь и наглядно-действенное мышление.

3. Дошкольный возраст (3 — 7 лет). Ведущий вид деятельности (ВВД) – ролевая игра. Новообразование – потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности.

4. Младший школьный возраст (7-11 лет). Ведущий вид деятельности (ВВД) –учение. Новообразование – произвольность психических процессов, внутренний план действий, самоконтроль, рефлексия.

5. Подростковый возраст ( 11 – 15 лет). Ведущий вид деятельности (ВВД) – общение со сверстниками. Новообразование –стремление ко «взрослости» и самостоятельности, формирование самооценки, критическое отношение к окружающим людям, умение подчиняться нормам коллективной жизни.

6. Старший школьный возраст (15-17 лет). Ведущий вид деятельности (ВВД) –учебно-профессиональная деятельность. Новообразование – мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечты и идеалы.

Тема: Психическое развитие детей раннего возраста

План:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *