Теория промышленного штандорта вебера

Теория промышленного штандорта А. Вебера

Основной труд немецкого экономиста и социолога А. Вебера (A. Weber) «О размещении промышленности: чистая теория штандорта» был опубликован в 1909 г. А. Вебер поставил перед собой задачу создать общую «чистую» теорию размещения производства на основе рассмотрения изолированного предприятия. Он делает существенный шаг вперед по сравнению с Й.Тюненом и В.Лаунхардтом, введя в теоретический анализ новые факторы размещения производства в дополнение к транспортным издержкам и ставя более общую оптимизационную задачу: минимизацию общих издержек производства, а не только транспортных.

А. Вебер создал подробную классификацию факторов размещения по их влиянию, степени общности и проявлениям. Фактором размещения он называет экономическую выгоду, «которая выявляется для хозяйственной деятельности в зависимости от места, где осуществляется эта деятельность. Эта выгода заключается в сокращении издержек по производству и сбыту определенного промышленного продукта и означает, следовательно, возможность изготовлять данный продукт в одном каком-либо месте с меньшими издержками, чем в другом месте».

В результате отсеивания элементов производственных издержек, не зависящих от местоположения, А. Вебер оставляет три фактора: издержки на сырые материалы; издержки на рабочую силу; транспортные издержки. Однако первый из них — разницу в ценах на используемые материалы — можно, как считает А. Вебер, выразить в различиях транспортных издержек, исключив из самостоятельного анализа. Все же остальные условия, влияющие на размещение предприятия, он рассматривает как некоторую «объединенную агломерационную силу», или третий штандортный фактор. Таким образом, в конечном счете анализируются три фактора: транспорт, рабочая сила, агломерация.

Дальнейший анализ проводится последовательно по трем факторам. Соответственно выделяются и три основные ориентации в размещении: транспортная, рабочая и агломерационная.

Транспортная ориентация. Согласно А. Веберу, величина транспортных издержек зависит от: 1) веса перевозимых грузов и 2) расстояния перевозки. Под влиянием транспортных издержек промышленное предприятие будет притягиваться к тому пункту, в котором с учетом местоположения потребительского центра и источников сырья имеет место минимальная величина транспортных издержек. Этот пункт есть транспортный штандорт (транспортный пункт). Для нахождения этого пункта используется весовой (локационный) треугольник В. Лаунхардта. При этом важную роль играют два показателя: материальный индекс и штандортный вес.

Например, для производства 100 т продукта требуется 300 т одного материала и 200 т другого. Тогда материальный индекс будет равен (300 + 200)/100 = 5. Штандортный вес составит 300 + 200 + 100 = 600 (т), или 6 в пересчете на 1 т готового продукта, т.е. штандортный вес равен материальному индексу плюс единица. Существуют производства, у которых материальный индекс меньше единицы. Исходя из соотношения указанных показателей легко установить, что производства с высоким материальным индексом тяготеют к пунктам производства сырья и материалов, а производства с небольшим индексом — к центру потребления.

Рабочая ориентация. Далее, учитывая различия издержек на рабочую силу (рабочих издержек), определяется рабочий пункт, т.е. пункт с наиболее низкими рабочими издержками. Рабочий пункт будет притягивать производство к себе, в результате чего производство либо останется в транспортном пункте, либо переместится в рабочий пункт. Такое перемещение может произойти тогда, когда экономия на рабочих издержках в данном пункте перекрывает перерасход в транспортных затратах из-за перемещения производства.

Для определения промышленного штандорта с учетом совместного влияния факторов транспортных издержек и рабочей силы А. Вебер прибегает к построению так называемых изодапан (isodapane), смысл которых заключается в следующем. Приросты транспортных затрат, обусловленные перемещением производства из транспортного пункта в рабочий, увеличиваются с удалением от транспортного пункта, причем более или менее равномерно в любом направлении удаления. Поэтому в каждом направлении должны существовать такие пункты, для которых приросты транспортных затрат (или издержки отклонения) будут одинаковыми. Линии, соединяющие эти пункты одинаковых издержек отклонения, и называются изодапанами.

Рис. 3.3. Транспортный и рабочие пункты и изодапаны.

Графически (рис. 3.3) такие линии можно представить в виде замкнутых кривых, которые описываются вокруг пункта транспортного минимума (Р) и соединяют точки одинаковых отклонений в транспортных издержках при перемещении производства в рабочие пункты (L1 или L2). При этом изодапана, соединяющая точки, в которых отклонения транспортных издержек равны экономии на рабочих издержках, называется критической изодапаной для данного рабочего пункта.

Если данный рабочий пункт лежит внутри своей критической изодапаны, то перемещение производства из транспортного пункта в рабочий пункт выгодно, если вне ее, то перемещение невыгодно. Например, если для рабочего пункта L1 критической изодапаной является A3, то предприятие предпочтительнее разместить в транспортном пункте Р. Если жг критической изодапаной является А4, то предприятие целесообразно разместить в рабочем пунктеL1.

Агломерационная ориентация. Анализ влияния агломерационных факторов на размещение промышленного предприятия А. Вебер строит на основе оценки изменений, вызываемых процессами агломерации, в оптимальной схеме транспортной и рабочей ориентации. Для этого он вводит дополнительное понятие — индекс сбережений. Смысл этого понятия поясним на следующем простом примере.

Пусть различным объемам агломерированной массы (например, годовым выпускам продукции) соответствуют различные удельные издержки:

  1. 100 т → 10 руб;
  2. 400 т → 6 руб;
  3. 1600 т → 4 руб;
  4. 6400 т → 3 руб.

Уменьшение удельных издержек при росте объема производства отражает эффект концентрации. Разница в издержках для этих агломерированных масс по сравнению с первым уровнем концентрации производства составит: для 2-го уровня 4 (10 — 6); для 3-го — 6 (10 — 4); для 4-го — 7 (10 — 3). Полученные величины (4; 6; 7) и представляют собой те сбережения, которые получаются для различных степеней агломерации и которые повышаются при укрупнении производства. Эти величины А. Вебер и называет индексами сбережений при агломерации.

Проводимый анализ влияния фактора агломерации на размещение производства предполагает отсутствие влияния всех других факторов, кроме транспортного. Исходя из транспортной ориентации отыскиваются отклонения производства от транспортных пунктов, обусловленные действием фактора агломерации. Такие отклонения целесообразны, если издержки отклонения перекрываются сбережениями в агломерационных пунктах.

Для определения места размещения агломерированного производства вокруг транспортных пунктов проводятся изодапаны, среди которых выделяется критическая изодапана, т.е. геометрическое место точек, в котором перерасход транспортных затрат равен экономии от агломерации производства. А. Вебер утверждает, что отклонение изолированных производств от их транспортных пунктов имеет смысл только тогда, когда все отклоняющиеся производства, не выходя за пределы своих критических изодапан, соединятся в каком-то одном месте. Таким местом является площадь общего сегмента, образованного пересекающимися критическими изодапанами, так как только внутри этого сегмента издержки отклонения для каждого производства не превышают той выгоды, которая получается от соединения, т.е. не превышает агломерационных сбережений. Иллюстрацией этого рассуждения является рис. 3.4.

Агломерируемые производства должны размещаться в заштрихованном сегменте. Выбор точки размещения внутри сегмента осуществляется с учетом транспортного фактора. В более общем случае несколько предприятий образуют не один, а несколько сегментов.

А.Вебер рассматривает различные ситуации при осуществлении агломерации, конкретизируя методику нахождения штандорта. Он предлагает формулы агломерационных эффектов.

Рис. 3.4. Транспортные пункты и площадь агломерации производств

Пусть М — производственная масса какого-либо крупного производства. Величина сбережений от агломерации в расчете на единицу продукта будет выражаться в виде функции сбережения — φ(М). Тогда общая величина сбережений на всю производственную массу будет равна:

Э1 = М * .φ(M)-

Допустим, что с крупным производством сливается мелкое производство с производственной массой т. Тогда общая сумма сбережения для двух производств составит:

Э2 = (М + т) * φ(М + т).

Определим приращение сбережения, получаемого в результате слияния двух производств:

ΔЭ = Э2 — Э1 = (М + т) * φ(М + т) — М * φ(М).

Слияние мелкого производства с крупным происходит, согласно А. Веберу, в том случае, если величина сбережения от слияния предприятий больше (или по крайней мере не меньше) перерасхода транспортных затрат из-за переноса производства т в пункт производства М, т.е.:

ΔЭ > ARSm,

где А — штандортный вес, R — радиус отклонения, S — ставка транспортного тарифа (т * км).

Отсюда можно определить величину наибольшего, экономически допустимого, радиуса отклонения:

Определяем первую производную функции φ:

Обозначим:

Функция f(M), называемая функцией агломерации, служит выражением притягательной силы крупного производства по отношению к рассеянным мелким производствам. Так как f(M) = ARS, то R=f(M)/AS, т.е. максимально допустимый радиус отклонения прямо пропорционален функции агломерации и обратно пропорционален штандортному весу и тарифной ставке.

Выведенная формула агломерации f(M) = ARS включает три фактора, от которых зависит агломерация. Требуется учесть еще одно условие — производственную плотность.

Обозначим через р производственную плотность, под которой здесь понимается объем продукции, приходящейся на единицу площади с радиусом R, при равномерном распределении производства на данной площади. Тогда вся производственная масса, притягиваемая к агломерационному центру, будет равна πR2p= M.

Отсюда:

Сравнивая полученную формулу с ранее выведенной, получаем окончательную формулу агломерации:

А. Веберу первому удалось выработать многофакторную теорию размещения промышленного предприятия, опирающуюся на методы количественного анализа (математическое моделирование). Так же как и его предшественник В. Лаунхардт, А. Вебер не вышел за рамки проблемы размещения отдельного предприятия. Однако его исследования стали мощным стимулом для создания более общих теорий размещения.

ТЕОРИЯ ШТАНДОРТА ПРОМЫШЛЕННОСТИ А. ВЕБЕРА

Как известно, XIX в. ознаменовался широким распространением промышленной революции в мире. Сформировались крупные промышленные районы, чье значение выходило далеко за рамки национальных границ все более интенсивно. Шли процессы концентрации производства и капитала. Вывоз капитала привел к формированию первых международных компаний — предшественников современных ТНК. Практические задачи оптимального размещения промышленности стимулировали теоретические поиски. Ответом науки стала работа немецкого ученого А. Вебера. Уже в названии книги «О штан- дортс промышленности» (1909 г.) Вебер ввел в научный оборот новое понятие — «штандорт» (фактор размещения), которое описывало не реальное, а предлагаемое оптимальное размещение производства.

С методологических позиций теории Вебера был начат анализ реальной картины размещения промышленности и ее отраслей в Германии и других странах; множились попытки ее практического применения и появились критические работы, где уточнялись предпосылки и выводы, оспаривались некоторые положения теории.

В России пристальный интерес к теории Вебера проявился в 20-х гг. XX в. со становлением государственной плановой экономики. В своем предисловии к переводу книги Вебера Н.Н. Баранский, в частности, писал, что «всякое продвижение вперед к пространственному размещению промышленности возможно только через теорию Вебера».

По Веберу, общими региональными факторами являются издержки на сырье и топливо, рабочую силу и транспорт. Путем ряда выкладок Вебер показал, что издержки на сырье и топливо можно ввести в транспортные издержки: более высокая оплата единицы сырья или топлива повышает транспортные издержки, а более низкая как бы сокращает их. Поэтому Вебер остановился на анализе только двух видов издержек, определяющих два основных штандортных фактора: транспортные издержки (транспортная ориентация) и издержки на рабочую силу (ориентация на трудовые ресурсы).

Транспортная ориентация. Согласно Веберу, величина транспортных издержек зависит от веса перевозимых грузов и расстояния перевозки. Под влиянием транспортных издержек промышленное предприятие будет притягиваться к тому пункту, в котором с учетом местоположения потребительского центра и источников сырья транспортные издержки минимальны. Этот пункт есть транспортный штандорт (транспортный пункт). Для его нахождения используется весовой (локационный) треугольник В. Лаунхардта. При этом важную роль играют два показателя: материальный индекс и штандортный вес.

Например, для производства 100 т продукта требуется 300 т одного материала и 200 т другого. Тогда материальный индекс будет равен (300 + 200) : 100 = 5. Штандортный вес составит 300 + 200 + + 100 = 600 (т), или 6 в пересчете на 1 т готового продукта, т.е. штандортный вес равен материальному индексу плюс единица. Существуют производства, у которых материальный индекс меньше единицы. Исходя из соотношения указанных показателейлегко установить, что производства с высоким материальным индексом тяготеют к пунктам производства сырья материалов, а производства с небольшим индексом — к центру потребления.

Рабочая ориентация. Учитывая различия в издержках на рабочую силу (рабочих издержек), определяется рабочий пункт, т.с. пункт с наименьшими рабочими издержками. Рабочий пункт будет притягивать производство к себе, в результате чего производство либо останется в транспортном пункте, либо переместится в рабочий пункт. Такое перемещение может произойти тогда, когда экономия на рабочих издержках в данном пункте перекрывает перерасход в транспортных затратах из-за перемещения производства.

Для определения промышленного штандорта с учетом совместного влияния факторов транспортных издержек и рабочей силы Вебер прибегает к построениям так называемых изодапан, смысл которых заключается в следующем. Приросты транспортных затрат, обусловленные перемещением производства из транспортного пункта в рабочий, увеличиваются с удалением от транспортного пункта, причем более или менее равномерно в любом направлении удаления. Поэтому в каждом направлении должны существовать пункты, для которых приросты транспортных затрат (или издержки отклонения) будут одинаковыми. Линии, соединяющие эти пункты одинаковых издержек отклонения, и называются изодапанами.

Графически такие линии можно представить в виде замкнутых кривых, которые описываются вокруг пункта транспортного минимума (Р). Далее соединяются точки одинаковых отклонений в транспортных издержках при перемещении производства в рабочие пункты (Р, или Р2) (рис. 4.2). При этом изодапана, соединяющая точки, в которых отклонения транспортных издержек равны экономии на рабочих издержках, называется критической изодапаной для данного рабочего пункта.

Рис. 4.2. Транспортный и рабочие пункты и изодапаны

Если данный рабочий пункт лежит внутри своей критической изодапаны, то перемещение производства из транспортного пункта в рабочий пункт выгодно, а если вне ее, то перемещение невыгодно. Например, если для рабочего пункта Р{ критической изодапаной является А3, то предприятие предпочтительнее разместить в транспортном пункте Р. Если критической изодапаной является А4 то предприятие целесообразно разместить в рабочем пункте Pt

Презентация: Промышленный штандорт А. Вебера (15 слайдов)

Тема: Промышленный штандорт А. Вебера (15 слайдов)

Раздел: Бесплатные рефераты по региональной экономике и управлению

Тип: Презентация | Размер: 153.26K | Скачано: 100 | Добавлен 05.01.17 в 12:39 | +1 | Еще Презентации

Слайд 1

Описание слайда:

Промышленный штандорт А. Вебера

Слайд 2

Описание слайда:

Альфред Вебер

  • немецкий экономист и социолог;
  • «Теория штандорта промышленности» (1909 г.)
  • Промышленный штандорт: оптимальное место размещения производства определяется по принципу наименьших издержек

Альфред Вебер (нем. Alfred Weber; 30 июля 1868, Эрфурт — 2 мая 1958, Гейдельберг) — немецкий экономист и социолог. Второй сын Макса Вебера старшего (1836—1897) и Элены Вебер (1844—1919), урождённой Фалленштайн. Младший брат всемирно известного социолога, историка и экономиста Макса Вебера.
В 1909 г. вышла книга немецкого экономикогеографа Альфреда Вебера «Теория штандорта промышленности». Ее суть в том, что оптимальное место размещения производства определяется по принципу наименьших издержек. Предполагается, что издержки производства (прежде всего транспортные) пропорциональны расстоянию и весу и не зависят от характера перевозимой продукции. Главная цель теории «штандорта» (размещения) промышленности А. Вебера – выявление факторов размещения промышленности и установление пространственно-временных закономерностей действия этих факторов.

Слайд 3

Описание слайда:

Допущения при построении теории:

  • объектом изучения являются отдельные производственные единицы, производящие только один продукт, и охватываются все стадии производственного процесса;
  • уровень заработной платы и интенсивности производства постоянны для каждого места;
  • трудовые ресурсы неограниченны, исключается их миграция между районами;
  • единственный используемый вид транспорта – железнодорожный;
  • места добычи сырья, центры потребления и рынки труда строго фиксированы для каждой территории.

Слайд 4

Описание слайда:

Анализируемые факторы:

  • транспорт;
  • рабочая сила;
  • агломерация.

1) транспортная ориентация, т.е. стремление размещения предприятий в пунктах, обеспечивающих наименьшие издержки на транспорт, что зависит от веса перевозимой продукции и расстояния перевозок;
2) рабочая ориентация, т.е. приближение промышленных предприятий к районам с наиболее дешевой рабочей силой;
3) агломерация, т.е. стремление предпринимателей размещать свои предприятия в центрах концентрации других промышленных предприятий с целью сокращения транспортных издержек, затрат на строительство инфраструктурных сооружений.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+1 Размер: 153.26K Скачано: 100 05.01.17 в 12:39olechka532

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).

Чтобы скачать бесплатно Презентации на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Презентации для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу

Если Презентация, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *