Фактический расход

Понятие кассовых расходов и фактических расходов

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 8

Организации расходуют бюджетные средства, а также средства, полученные в соответствии со сметой доходов и расходов по внебюджетным средствам, средства целевого назначения и средства, полученные из иных источников в соответствии с действующим законодательством, в меру выполнения мероприятий, предусмотренных сметами доходов и расходов, соблюдая финансовую дисциплину и целевое направление средств, обеспечивая экономию материальных ценностей и денежных средств.

При исполнении сметы расходов по бюджету, сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам, целевым и иным средствам ведется бухгалтерский учет кассовых и фактических расходов.

Кассовый расход — это операция по списанию средств со счета в банке или со счета органа казначейства в оплату обязательств организации, подлежащих оплате за счет средств соответствующего бюджета.

В организациях, не финансируемых через казначейскую систему, кассовыми расходами считаются все выплаты, произведенные с текущих счетов в банке как наличными деньгами, так и путем безналичных перечислений.

Таким образом, кассовыми расходами считаются операции по выдаче денежных средств с текущего счета бюджетной организации или с единого казначейского счета Министерства финансов Республики Беларусь (ЕКС) наличным и безналичным путем.

Примеры кассовых расходов:

1. Перечислены средства с текущего счета территориального органа казначейства или с текущего счета организации в банке:

-поставщику за товарно-материальные ценности; подрядной организации за работы по капитальному ремонту помещения; в бюджет подоходный налог, удержанный из заработной платы; средства, удержанные из заработной платы работников за товары, проданные работникам в кредит; алименты, удержанные из заработной платы по исполнительным листам судебных органов.

2. Получены наличные денежные средства с текущего счета в кассу:

-для выплаты аванса на командировку; для выплаты заработной платы.

Фактические расходы — это действительные затраты организации, оформленные соответствующими документами, включая расходы по неоплаченным счетам кредиторов, обязательствам перед бюджетом, по начисленной заработной плате и стипендиям.

Примеры фактических расходов:

1. Стоимость материальных ценностей, израсходованных в отчетном месяце.

2. Сумма начисленной заработной платы работникам.

3. Сумма использованных денежных средств согласно авансовому отчету (отчету об израсходованных суммах) по командировке.

4. Стоимость капитального ремонта помещения согласно акту приемки выполненных работ.

Фактические и кассовые расходы за отчетный период, как правило, не совпадают.

Например, сумма начисленной заработной платы за февраль месяц не может быть равна сумме израсходованных денежных средств со счета органа казначейства или со счета организации за этот же месяц на заработную плату в связи с тем, что выплата заработной платы за февраль будет произведена в марте месяце. В феврале же со счета органа казначейства или со счета организации расходуются денежные средства на заработную плату за январь месяц.

Сумма, перечисленная со счета органа казначейства или со счета организации поставщикам за материалы в феврале месяце, не может быть равна сумме израсходованных за этот же месяц материалов, так как расходоваться могут материалы, оставшиеся на складе с прошлого месяца. Кроме этого, не все материалы, за которые уплачено поставщикам в феврале, в феврале будут получены на склад организации и израсходованы.

Объекты бухгалтерского учета бюджетных организаций

Объектами бухгалтерского учета в бюджетных организациях являются расходы, доходы, денежные средства бюджета и их движение в процессе исполнения бюджета, расчеты, резервы, фонды, материальные ценности, валютные средства:

1. Материальные ценности (основные средства, отдельные предметы в составе оборотных средств, материалы, продукты питания и др.);

2. Денежные средства на счетах в банке и в кассе;

3. Расходы по исполнению смет расходов по бюджету;

4. Расходы по исполнению смет доходов и расходов по внебюджетным средствам;

5. Финансирование из бюджета и др. источники средств;

6. Расчеты.

Доходы и расходы являются основными объектами бюджетного учета. Они функционируют на всех стадиях исполнения бюджета.

Учреждения, организации, непосредственно участвующие в исполнении бюджета, являются субъектами бюджетного учета.

Тема 9. План счетов бухгалтерского учета бюджетных организаций. Система счетов

9.1. План счетов бухгалтерского учета исполнения смет расходов организаций, финансируемых из бюджета.

9.2. Характеристика синтетических счетов (субсчетов)

9.3. Классификация счетов

План счетов бухгалтерского учета исполнения смет расходов организаций, финансируемых из бюджета

Бухгалтерский учет исполнения смет расходов по бюджетным средствам, смет доходов и расходов внебюджетных средств, по средствам целевого назначения и иным источникам ведется в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета исполнения смет расходов организаций,финансируемых из бюджета с составлением единого бухгалтерского баланса по всем источникам получения средств.

План счетов бухгалтерского учета исполнения смет расходов организаций, финансируемых из бюджета, является типовым для всех организаций независимо от отраслевой принадлежности. На основании типового плана счетов организация утверждает план счетов бухгалтерского учета организации (рабочий план счетов), содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов. Организация выбирает те счета, которые ей необходимы для отражения хозяйственной деятельности. Порядок ведения аналитического учета устанавливается исходя из нормативных правовых актов по отдельным разделам учета.

План счетов бухгалтерского учета организации – это систематизированный перечень счетов, разработанный организацией на основе типового плана счетов бухгалтерского учета с учетом отраслевых и других особенностей хозяйственной деятельности.

Счета являются одним из основных и наиболее характерных элементов метода бухгалтерского учета, главным источником информации в бухгалтерском учете. Они позволяют осуществлять систематизированную группировку необходимой для управления информации, всесторонне характеризующей финансово-хозяйственную деятельность организаций.

9. 2 Характеристика синтетических счетов (субсчетов)

В основу группировки счетов положены экономическое содержание учитываемых на них хозяйственных средств и особенности хозяйственных процессов.

В соответствии с этим в Плане счетов выделяются 12 разделов.

В каждом разделе приводится перечень синтетических счетов, объединенных определенной группой хозяйственных средств.

Синтетическим счетам присвоены цифровые двузначные коды, построенные порядковым способом.

Всего в План счетов включено 27 счетов. При этом некоторые коды не использованы и являются резервными.

Для повышения аналитических возможностей учетной информации синтетические счета первого порядка подразделяются на синтетические счета второго порядка. Их называют субсчетами.

Код субсчетатрехзначный и состоит из кода счета первого порядка и порядкового номера (начиная с нуля) в пределах одного синтетического счета первого порядка. Планом счетов предусмотрено 111 субсчетов.

В Плане счетов предусмотрены счета:

— для учета исполнения смет расходов, финансируемых из бюджета;

— для учета внебюджетных средств и источников их формирования.

Отдельные счета могут применяться для учета как бюджетных, так и внебюджетных средств.

В связи с необходимостью раздельного учета операций, осуществляемых за счет бюджетных и внебюджетных источников, рекомендуется каждому субсчету, предусмотренному в рабочем плане счетов, присваивать отличительный признак в виде номера:

— по бюджетным средствам – 1;

— по предпринимательской деятельности – 2;

— по целевым средствам и безвозмездным поступлениям — 3.

Классификация счетов

План счетов, в основу которого положена классификация поэкономическому признаку, показывающая, что учитывается на счете, не включает подразделений счетов на активные, пассивные и активно-пассивные. Вместе с тем такая группировка необходима для правильного отражения на счетах хозяйственных операций.

Активные счета — 01, 03 — 13, 20, 21.

Пассивные счета — 02, 23 — 27.

Активно-пассивные счета — 14 — 19, 28, 41.

В самостоятельную группу в Плане счетов выделены забалансовые счета. Они предназначены для учета хозяйственных средств и расчетов, которые исключены из оборота организации и не отражаются в балансе, но требуют специального контроля.

На забалансовых счетах хозяйственные операции отражаются без применения двойной записи, т.е. учет на них ведется по простой системе. Все забалансовые счета активные.

Учет кассовых и фактических расходов бюджетных организаций Украины

Учет кассовых и фактических расходов бюджетных организаций

Одной из главных задач бухгалтерского учета в бюджетных организациях является постоянный учет и контроль за осуществлением расходов. С целью выполнения этой задачи все расходы бюджетных организаций группируются по экономическим признакам с детальным распределением средств по их предметным признакам.

В бюджетных учреждениях все расходы учитываются в соответствии с бюджетной классификацией, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 27.12.2001 г. № 604.

Расходы бюджетных организаций определяются как сумма средств, использованных бюджетной организацией в процессе хозяйственной деятельности в пределах сумм, предусмотренных сметой. Учет расходов в бюджетных учреждениях имеет характерное отличие – разделение их на кассовые и фактические.

Кассовыми расходами считаются все суммы, выданные учреждением банка или органами Госказначейства с текущих бюджетных регистрационных счетов как путем безналичной оплаты счетов, так и наличными.

Фактические расходы – это действительные расходы учреждения, оформленные соответствующими документами, включая расходы по неоплаченным счетам кредиторов, по начисленной зарплате и стипендиям.

Приведем пример кассовых и фактических расходов в разрезе кодов экономической классификации (КЭКР):

КЭКР Фактические расходы Кассовые расходы
1110 Начислена заработная плата Получены в кассу денежные средства для выплаты заработной платы, перечислена зарплата на картсчета в случае использования пластиковых карт
1120 Начислены взносы в Пенсионный фонд, фонд соцстрахования от несчастного случая на производстве; в фонд соцстрахования на случай безработицы; фонд страхования в связи с временной потерей трудоспособности Получены в кассу (или перечислены) средства для выплаты по больничным листам, перечислены со счета взносы в страховые фонды, Пенсионный фонд
1131 Списаны канцелярские, хозяйственные принадлежности Перечислено по счетам поставщикам за канцтовары, хозяйственные товары
1132 Списаны использованные медикаменты Перечислено поставщикам за медикаменты
1133 Списаны продукты питания Перечислено поставщикам за продукты питания
1135 Списан бензин, запчасти, начислен налог с владельцев транспортных средств Перечислено по счетам поставщикам, уплачен налог
1137 Списаны расходы на текущий ремонт помещения согласно акту выполненных работ Перечислено по счету исполнителю
1140 Списаны командировочные расходы согласно авансовому отчету Получены наличные для выдачи под отчет
1161 Списана сумма расходов за фактическое количество потребленной теплоэнергии на основании подтверждающих документов Перечислено согласно платежному документу теплоснабжающей организации
1342 Начислена стипендия студентам, аспирантам Получены средства в кассу для выплаты стипендии
2110 Списаны расходы при оприходовании материальных ценностей согласно накладной Перечислено поставщику за мебель, компьютерную технику

На практике, как правило, осуществление кассовых и фактических расходов не совпадает во времени. Кассовые расходы отражаются в учете в момент получения наличных средств или перечисления денежных средств с текущего бюджетного или регистрационного счета. Возмещение кассовых расходов отражается в момент зачисления на такой счет сумм, внесенных, например, по объявлению о взносе наличных или перечисленных дебиторами согласно платежному поручению. Фактические – в момент их совершения согласно актам списания, накладным, актам выполненных работ, приема-передачи, счетов-фактур и т.д. Например, фактические расходы по КЭКР 1110, 1120, 1300, как правило, опережают во времени кассовые. Связано это с тем, что начисление зарплаты, стипендии и взносов на социальное страхование осуществляется раньше, чем перечисление платежей и получение денежных средств в кассу для выплаты.

Кассовые расходы будут соответствовать фактическим во времени при приобретении основных средств, поскольку приобретенные основные средства сразу списываются на фактические расходы.

По другим кодам экономической классификации расходов бюджета чаще всего кассовые расходы опережают фактические. Так, при приобретении бензина, канцелярских, хозяйственных товаров, медикаментов, продуктов питания вначале происходит оплата по счету (кассовый расход), затем приход оплаченных ценностей, а затем уже их списание (фактический расход).

Если фактические расходы превышают кассовые – это свидетельствует о погашении дебиторской задолженности, которая числилась на начало отчетного периода, либо о создании из-за получения товаров, работ, услуг без предварительной оплаты кредиторской задолженности на конец отчетного периода. Кроме тог, по статьям расходов на питание, медикаменты, канцтовары, расходы на содержание автотранспорта, капитальный ремонт, превышение фактических расходов над кассовыми может быть следствием списания в отчетном периоде имущества, которое было приобретено раньше.

Если фактические расходы меньше кассовых – это свидетельствует о погашении кредиторской задолженности, которая числилась на начало отчетного периода. Осуществление предоплаты бюджетными учреждениями ограничено.

Кассовые и фактические расходы взаимоувязываемые и неразрывно связаны между собой. Такое разделение и одновременно взаимосвязь позволяют при анализе расходов иметь более четкую картину использования бюджетных средств, контроля за их целевым использованием. Увязать кассовые расходы с фактическими в разрезе КЭКР можно по формуле:

Фактический расход за год (период) + Кредитовый остаток на начало года (периода) – Дебетовый остаток на начало года (периода) – Кредитовый остаток на конец года (периода) + Дебетовый остаток на конец года (периода) = Кассовый расход за год (период).

Увязывая подобным образом кассовые и фактические расходы по всем КЭКР и в отдельности по расходам, произведенным за счет доходов общего фонда бюджета и специального фонда бюджета (по каждому виду доходов), можно не только получить представление о причинах несоответствия сумм кассовых и фактических расходов за счет влияния дебеторско-кредиторской задолженности либо остатков материальных ценностей на начало и конец периода, за который производится увязка, но и выявить свои ошибки. Если, допустим, стоимость запчастей, приобретенных за счет средств спецфонда, списана на бюджетные расходы, то при увязке кассовых расходов с фактическими по расходам, произведенным за счет доходов общего фонда бюджета по КЭКР 1135, расходы не увяжутся на сумму неверного списания. На такую же сумму не увяжутся расходы по КЭКР 1135, произведенные за счет доходов специального фонда бюджета. В конце года такая ошибка может привести к искажению результатов исполнения сметы по общему и специальному фондам бюджета. Если начисленная зарплата, отраженная в учете как фактический расход по КЭКР 1111, получена за счет средств, предназначавшихся для расхода по КЭКР 1120, то при увязке кассовых расходов с фактическими по кодам 1111 и 1120 расхождение будет равно сумме завышения кассовых расходов по КЭКР 1120.

Учет кассовых расходов ведется на синтетических счетах 31 «Счета в банках» и 32 «Счета в казначействе» в разрезе соответствующих субсчетов. Кассовые расходы накапливаются по кредиту данных счетов, а по дебету записываются суммы, направленные на восстановление кассовых расходов, суммы поступившего финансирования.

Как видим из таблицы 1 по своей сути эти счета похожие. В чем же разница? А разница лишь в том, что субсчета счета 31 (кроме 318) используются учреждениями, которые финансируются из местных бюджетов и обслуживаются в учреждениях банков, а также учреждениями, которые финансируются госбюджетом, которые не переведены на казначейское обслуживание смет доходов и расходов. А так, как согласно постановления КМУ № 963 учреждения образования с 1997 года должны перейти на казначейское обслуживание, то счет 31 применяется очень редко, и в тех случаях, когда учреждения открывают счет в других банках, кроме госазначейства.

Таблица 1

Субсчета счета 31 «Счета в банках» Субсчета счета 32 «Счета в казначействе» Короткая характеристика субсчетов
311 «Текущие счета на расходы учреждения» 321 «Регистрационные счета» Предназначены для учета поступление и использование средств, необходимые для содержания учреждения или для централизованных мероприятий, предусмотренных общим фондом учреждения
312 «Текущие счета для перевода подведомственным учреждениям» 322 «Лицевых счета» На счетах учитываются средства (их поступление и использование), какие вышестоящие учреждения распределяют подведомственным учреждениям.
313 «Текущие счета для учета средств, полученных как плата за услуги» 323 «Специальных регистрационных счета для учета средств, полученных как плата за услуги» Учитываются средства, которые поступили учреждению как плата за услуги, также средства, от хозяйственной или производственной деятельности; плата за сдачу в аренду имущества; средства, от реализации имущества и т.д.
314 «Текущие счета для учета средств, полученных по другим источникам собственных поступлений» 324 «Специальных регистрационных счета для учета средств, полученных по другим источникам собственных поступлений» Учитываются средства (поступление и использование), предназначенные для выполнения отдельных поручений, а также гранты, подарки, благотворительные взносы, инвестиции, которые получают учреждения.
315 «Текущие счета для учета депозитных сумм» 325 «Специальные регистрационные счета для учета депозитных сумм» Учитываются средства (поступление и использование), предназначенные для временного распоряжения учреждением образования.
316 «Текущие счета для учета других поступлений специального фонда» 326 «Специальные регистрационные счета для учета других поступлений специального фонда» Учитываются средства учреждений, которые относятся к другим поступлениям специального фонда бюджета.
317 «Текущие счета сельских, поселковых и городских (городов районного подчинения) бюджетов» 327 «Регистрационные счета сельских, поселковых и городских (городов районного подчинения) бюджетов» Учитываются средства сельских, поселковых и городских (городов районного подчинения) бюджетов . Для нашего случая (учет в учреждениях образования) не используется.
318 «Текущие счета в иностранной валюте» Предназначенный для учета средств в иностранной валюте, которые принадлежат учреждению образования.
319 «Другие текущие счета» 328 «Другие счета в казначействе» Предназначенный для учета средств, которые поступают учреждению и не могут быть отнесены на другие субсчета. Например, ведется учет средств, которые поступили от предприятия — заказчика на выполнение работ или услуг.

Аналитический учет кассовых расходов ведется в карточке кассовых расходов, утвержденной приказом Государственного казначейства от 06.10.2000 г. № 100 в разрезе КЭКР. По каждому коду функциональной классификации расходов по общему и специальному фондам, по каждому виду денежных средств специального фонда ведутся отдельные карточки.

Учет фактических расходов ведется на синтетических счетах класса 8 «Расходы» Плана счетов бюджетных учреждений:

1. Счет 80 «Расходы общего фонда», который имеет субсчета:

801 «Расходы из госбюджета на содержание учреждения и прочие мероприятия»;

802 «Расходы из местного бюджета на содержание учреждения и прочие мероприятия»;

2. Счет 81 «Расходы специального фонда», который имеет субсчета:

811 «Расходы по средствам, полученным как оплата за услуги»;

812 «Расходы по другим источникам собственных поступлений»;

813 «Расходы по другим поступлениям специального фонда»;

3. Счет 82 «Производственные расходы», который имеет субсчета:

821 «Расходы производственных (учебных) мастерских»;

822 «Расходы подсобных (учебных) сельских хозяйств»;

823 «Расходы на научно-исследовательские работы по договорам»;

824 «Расходы на изготовление экспериментальных устройств»;

825 «Расходы на заготовку и переработку материалов»;

826 «Расходы к распределению».

По дебету этих счетов записываются суммы фактических расходов, произведенных в течение года. По кредиту в конце года списываются суммы фактических расходов на результат исполнения сметы в зависимости от источника финансирования этих расходов, при этом дебет счета 431 «Результат исполнения сметы по общему фонду» корреспондирует с кредитом субсчетов счета 80, а дебет счета 432 «Результат исполнения сметы по специальному фонду» с кредитом субсчетов счетов 81,82.

Аналитический учет фактических расходов ведется в разрезе КЭКР по каждому коду функциональной классификации расходов по общему и специальному фонду и по видам средств специального фонда в Карточке аналитического учета фактических расходов, форма которой утверждена приказом Государственного казначейства от 06.10.2000г. № 100.

Литература

1. Закон України «Про бухгалтерський облік та фінансову звітність в Україні» № 996 від 16.07.99

2. Постановление КМУ от 28 февраля 2002 года № 228 «Об утверждении Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к исполнению смет бюджетных учреждений»

3. Приказ Главного управления Государственного казначейства Украины, Министерства финансов Украины от 10.12.99 г. № 114 «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Порядка применения Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений»

4. Письмо Государственного казначейства Украины от 02.08.2000 г. № 07-08/803-5690 «О направлении средств специального фонда государственного бюджета на бюджетные расходы и их возмещении»

5. Матвеева В. Бюджетные организации: бюджетный учет и налогообложение. — Харьков.: Фактор 2002. — 666 с.

6. Сахарцева И.И. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях (учебное пособие) – К.: «Кондор». –2003.-328 с.

5.2. Анализ соотношения кассовых и фактических расходов больницы

Изучение соотношения между кассовыми и фактическими расходами позволяет выявлять причины, направления и размеры отклонений расходов, возникающих в процессе исполнения сметы.
Как отмечалось ранее, фактические расходы — это затраты отчетного периода на содержание бюджетного учреждения.

Их изучение позволяет судить об эффективности использования бюджетных средств, устанавливать степень соответствия расходов объему выполненных учреждением работ (услуг).
Кассовыми расходами называются затраты бюджетных средств в пределах сумм, выданных банком бюджетному учреждению наличными деньгами или в порядке безналичных расчетов через систему казначейства.
Анализ соотношения между кассовыми и фактическими расходами проводится в целом по смете и по отдельным ее статьям с использованием данных отчета об исполнении сметы расходов (форма № 2), баланса об исполнении сметы расходов (форма № 1), аналитических карточек кассовых и фактических расходов по отдельным статьям и видам. В табл. 5.6 приведены показатели по детской больнице, необходимые для общей характеристики соотношения между ними.
Таблица 5.6
Анализ отклонений кассовых и фактических расходов, млн руб.

В целом по больнице кассовый расход больше фактического на сумму 28 411,6 млн руб. Превышение кассовых расходов над фактическими имело место по расходам на приобретение канцелярских принадлежностей и хозяйственных материалов (132,8 млн руб.), по оплате транспортных услуг на сумму 55,4 млн руб. Наибольшее отклонение в пользу кассовых расходов произошло по статье «Капитальный ремонт» — 30 874,8 млн руб.
Фактические расходы были выше кассовых по следующим статьям: продукты питание (762,5 млн руб.); оплата труда рабочих и служащих (609,2 млн руб.); оплата коммунальных услуг (456,5 млн руб.).
В ходе дальнейшего анализа выясняются причины отклонений кассовых и фактических расходов по отдельным статьям.
По подстатье 1.10.01.00 «Оплата труда рабочих и служащих» фактические расходы, как правило, выше кассовых. Обычно это обусловлено тем, что начисление заработной платы предшествует ее выдаче. В отчетном периоде отклонение составило 609,2 млн. руб. в связи с начислением заработной платы за вторую половину декабря, срок выплаты которой будет в январе следующего года.
Фактические расходы могут быть выше кассовых в тех случаях, когда по балансу учреждения на начало отчетного года имеется дебиторская задолженность за финансовым органом по налогам с рабочих и служащих (перечислено было больше, чем фактически удержано). При таком положении дел в отчетном году учреждение будет перечислять финансовому органу меньшую сумму налогов, чем фактически удержано из заработной платы.

Если кассовые расходы превышают фактические по статье «Оплата труда рабочих и служащих», обязательно надо проанализировать расчеты по платежам в бюджет (субсчет 173) или с торгующими организациями по расчетам за товары в кредит, приобретаемые работниками учреждения (субсчет 182). Наличие такой задолженности свидетельствует о том, что учреждение перечислило в бюджет и торговым организациям большую сумму, чем удержало с рабочих и служащих. Такие случаи встречаются на практике не часто и указывают, как правило, на недостатки в организации бухгалтерского учета и финансового контроля за состоянием расчетов.
Для выявления факторов, влияющих на соотношение кассовых и фактических расходов, необходимо изучить не только обороты по счетам, но и состояние остатков по ним. Для примера рассмотрим обороты и остатки по субсчетам: расчеты с персоналом по оплате труда и стипендиатами (180), расчеты с депонентами (177), расчеты с бюджетом (173), на которых отражаются начисления и удержания по заработной плате (табл. 5.6, стр. 1).
Анализ соотношения кассовых и фактических расходов по оплате труда проведем на основании данных баланса об исполнении сметы расходов (табл. 5.7).
Таблица 5.7
Остатки на субсчетах по расчетам с рабочими и служащими, млн руб.

Как видно из данных табл. 5.6 и 5.7, основными причинами превышения фактических расходов над кассовыми по статье «Оплата труда рабочих и служащих» были увеличение размера оплаты труда, рост депонентской задолженности и кредиторской задолженности перед бюджетом. Об этом свидетельствует увеличение к концу года остатков по расчетам с персоналом, депонентами и бюджетом соответственно на 2 859,2 млн, 139,2 млн и 1 483,5 млн руб.
Увеличение размера оплаты труда могло произойти за счет роста средней заработной платы сотрудников или увеличения их количества. Результаты анализа влияния этих факторов на размер оплаты труда по категориям персонала больницы приведены в табл. 5.8.
Таблица 5.8
Анализ фонда заработной платы по категориям персонала

Рост численности работников привел к увеличению фонда заработной платы на 28,9 млн руб. , а повышение средней заработной платы — на 215,8 млн руб. . Основное влияние на перерасход по фонду заработной платы происходило по категории средний медицинский персонал. По данной категории работников участие фактора численности составило 69,9% (22,2 / 28,9 ? 100) в общем влиянии этого фактора на изменение фонда заработной платы. В свою очередь удельный вес увеличения средней заработной платы среднего медицинского персонала занимал 66,2 % (162,1 / 244,7 ? 100) в общем перерасходе по статье «Оплата труда рабочих и служащих».
Перерасход фонда заработной платы за счет роста среднего уровня оплаты труда может быть оправдан, во-первых, когда это было обусловлено необходимостью обеспечивать воспроизводство рабочей силы в связи с инфляцией и, во-вторых, когда это связано с увеличением количества и качества выполняемых работ (услуг), а также с повышением квалификации работников учреждения, увеличением стажа их работы.
По подстатье 1.10.02.00 «Начисления на оплату труда» к кассовым расходам относятся средства, полученные на оплату больничных листов, выплату различных пенсий, пособий, а также средства, перечисленные фонду социальной защиты населения (ФСЗН). К фактическим расходам по этой статье относятся суммы, начисленные на государственное социальное страхование (в процентах к фонду заработной платы, отнесенному на фактические расходы по подстатье 1.10.01.00).
Кассовые расходы по подстатье 1.10.02.00 могут превышать фактические в случаях, когда:
• учреждение оплатило больничные листы и пенсии на сумму, превышающую начисления на заработную плату (это означает, что ФСЗН должен возместить учреждению указанное превышение);
• учреждение по балансу на начало отчетного года имело дебиторскую задолженность ФСЗН и в отчетном году погасило ее.
Фактический расход по этой статье может быть выше кассового, если учреждение на отчетную дату не перечислило ФСЗН разницу между суммой начислений и выплатой по больничным листам и пенсиям.
По подстатье 1.10.03.00 «Приобретение предметов снабжения и расходных материалов» кассовые и фактические расходы, как правило, не совпадают. Фактические расходы меньше кассовых тогда, когда приобретенные материальные ценности не израсходованы полностью в отчетном периоде (то есть когда запасы этих ценностей увеличиваются на конец отчетного периода по сравнению с запасами на начало года). Это свидетельствует о нерациональном расходовании денежных средств по данной подстатье, а также о недостатках при проведении сметного планирования.
Превышение кассовых расходов над фактическими может быть в случаях, когда образуется дебиторская задолженность за счет неполучения от поставщиков уже оплаченных материальных ценностей. Такие факты являются следствием недостатков в работе по контролю за состоянием расчетной дисциплины по поставкам.
Превышение фактических расходов над кассовыми по подстатье 1.10.03.00 может объясняться уменьшением остатков материалов по сравнению с их остатком на начало года (в связи с использованием на нужды учреждения), образованием кредиторской задолженности за приобретенные и израсходованные материальные ценности или оказанные услуги или же снижением остатков дебиторской задолженности, в счет которой получены и израсходованы материалы для хозяйственных нужд.
Таким образом, отклонения фактических расходов от кассовых по подстатье 1.10.03.00 непосредственно связаны с изменением остатков по материальным и расчетным счетам. Непосредственно из баланса эти данные получить нельзя, так как в балансе все материальные ценности объединены в одну статью «Материалы и продукты питания», дебиторская и кредиторская задолженность показана без подразделения по ее видам. В активе имеется статья «Прочие дебиторы», а в пассиве — «Прочие кредиторы».
Информация об изменении остатков хозяйственных материалов и канцелярских принадлежностей находится в форме № 6 «Отчет о движении материальных ценностей», где показывается движение материалов за отчетный период по их видам. Расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности по видам и причинам образования приводится в объяснительной записке к годовому отчету. В условиях инфляции при проведении анализа этих форм на начало года необходимо корректировать на индекс изменения потребительских цен за год.

По всем элементам подстатьи 1.10.03.00 отклонения фактических расходов от кассовых анализируются аналогично, то есть с учетом изменений остатков соответствующего вида материальных ценностей и расчетных статей баланса. При анализе расходов по этим элементам особое внимание обращается на недопустимость образования сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей и выявление причин их образования. Результаты анализа используются при разработке сметы на последующий плановый период.
Рассмотрим более подробно анализ отклонения кассовых и фактических расходов по элементу 1.10.03.04 «Продукты питания» отчета об исполнении сметы расходов детской больницы (табл. 5.9).
Таблица 5.9
Анализ задолженности по продуктам питания, млн руб.

Как видно из таблицы, стоимость остатков продуктов питания уменьшилась на конец года на 169,7 млн руб., что означает превышение фактических расходов над кассовыми. В то же время в счет погашения дебиторской задолженности получено продуктов питания 184,4 млн руб. Это говорит об уменьшении кассовых расходов по сравнению с фактическими на сумму 184,4 млн руб. Увеличение кредиторской задолженности на 408,4 млн руб. за приобретенные и израсходованные продукты питания также отражает уменьшение кассовых расходов. Такое положение можно оценить позитивно, так как оно свидетельствует о соблюдении финансовой и расчетной дисциплины в детской больнице.
На следующем этапе анализа устанавливают причины, по которым может иметь место несвоевременная оплата счетов за материалы (отсутствие средств на текущем счете, плохое состояние расчетной дисциплины и др.). При этом анализ расходования продуктов питания должен осуществляться в неразрывной связи с оценкой таких показателей, как соблюдение плановой нормы питания в день, количество койко-дней и др., которые отражаются в отчете об исполнении плана по сети, штатам и контингентам.
По подстатье 1.10.04.00 «Командировки и служебные разъезды» в качестве кассовых расходов выступает выдача работнику учреждения денежного аванса на командировочные расходы. Если работник представил отчет о командировке и расходы приняты к возмещению, то они отражаются как фактические расходы учреждения. Отклонения фактических расходов от кассовых могут иметь место в случае, если работник, получивший из кассы учреждения денежный аванс на командировочные расходы, в конце года в силу каких-то причин (не вернулся из командировки, заболел и др.) не сдал отчет о фактически израсходованных в командировке средствах. При этом в отчете учреждения образуется превышение кассовых расходов над фактическими, так как деньги из банка были получены, но на фактические расходы они списаны не были. В следующем же году это обстоятельство, наоборот, повлечет превышение фактических расходов над кассовыми, поскольку работник отчитается в израсходовании полученных в прошлом году на командировку средств, а кассовых расходов по этой командировке в этом году не было.
Фактические расходы также превысят кассовые при одновременном соблюдении следующих условий:
1. Работник израсходовал на командировку средств больше, чем получил из кассы учреждения.
2. Работник отчитался по командировке, но учреждение на дату составления отчета не возместило ему размер превышения фактически израсходованных средств над полученной из кассы суммы авансом.
В следующем году это, напротив, приведет к превышению кассовых расходов над фактическими, так как работнику будет возмещена указанная разница, а фактический расход по данной командировке будет отражен в отчете прошлого года.
При анализе отклонений фактических расходов от кассовых на приобретение оборудования и инвентаря (подстатья 2.40.01.00) необходимо учитывать следующие особенности их формирования:
1. Фактические расходы включаются затраты на изготовление оборудования или инвентаря из имеющихся в учреждении материалов.
2. Излишнее и неиспользуемое оборудование может быть реализовано, а вырученные средства зачислены на восстановление кредита, что уменьшит кассовые расходы.
3. Приобретаемое оборудование может быть оплачено в централизованном порядке вышестоящей организацией.
Анализ расходов, связанных с приобретением оборудования и инвентаря, проводится по данным формы № 5 «Отчет о движении основных средств». Особое внимание следует уделять фактам роста стоимости излишнего и неиспользуемого оборудования, что является следствием нерационального расходовании средств и недостатков в работе по реализации такого оборудования. В нашем примере по подстатье 2.40.01.00 «Приобретение оборудования и предметов длительного пользования» кассовые расходы соответствуют фактическим.
По подстатье 2.40.03.00 «Капитальный ремонт» превышение фактических расходов над кассовыми говорит об образовании кредиторской задолженности ремонтно-строительным организациям, что может быть вызвано производством ремонтных работ сверх утвержденной сметы и выделенных ассигнований. Это является серьезным нарушением сметно-финансовой дисциплины. Если фактические расходы по этой статье меньше кассовых, то, следовательно, учреждение или не выполнило планируемые ремонтные работы или составленная на них смета была завышена. Дальнейший анализ должен показать причины такого расхождения.
Таким образом, о соотношениях между кассовыми и фактическими расходами судят по характеру изменения остатков по материальным и расчетным счетам баланса об исполнении сметы расходов. Однако следует учитывать, что имеются операции, которые ведут к изменению остатков, но не влияют на сумму кассовых и фактических расходов. К ним относятся:
• списание за счет учреждения безнадежных долгов и недостач материальных ценностей;
• оприходование излишков материальных ценностей и денежных средств;
• списание кредиторской задолженности по истечении срока исковой давности;
• оприходование материалов от ликвидации основных средств;
• перенесение стоимости отдельных материальных ценностей со счетов материальных ценностей на счета основных фондов, и наоборот.
Результаты перечисленных операций отражаются в форме № 6 «Отчет о движении материальных ценностей» и в справке к балансу об исполнении сметы расходов. Поэтому в процессе анализа соотношения между кассовыми и фактическими расходами выявленные изменения остатков необходимо корректировать на величину перечисленных операций.

После выявления и объяснения причин отклонения кассовых расходов от фактических необходимо проводить анализ отклонений кассовых и фактических расходов от сметных ассигнований.

Тема: Кассовые и фактические расходы

Быстрый переход Бюджетный учет Вверх

  • Навигация
  • Кабинет
  • Личные сообщения
  • Подписки
  • Кто на сайте
  • Поиск по форуму
  • Главная страница форума
  • Форум
  • Бухгалтерия
    1. Общая бухгалтерия
      1. Бухучет и Налогообложение
      2. Оплата труда и кадровый учет
      3. Документация и отчетность
      4. Учет ценных бумаг и валютных операций
      5. Внешнеэкономическая деятельность
      6. Внешнеэкономическая деятельность. Таможенный союз
      7. Алкоголь: лицензирование и декларирование
      8. Онлайн-ККТ, БСО, эквайринг и кассовые операции
    2. Отрасли и спецрежимы
      1. Индивидуальные предприниматели. Спецрежимы (ЕНВД, УСН, ПСН, ЕСХН)
      2. Учет в НКО и жилищном хозяйстве
      3. Бухгалтерский учет в строительстве
      4. Бухгалтерский учет в туризме
    3. Бюджетные, автономные и казенные учреждения
      1. Бюджетный учет
      2. Программы для бюджетного учета
    4. Банки
    5. МСФО, GAAP, управленческий учет
  • Юридический отдел
    1. Правовая помощь
    2. Регистрация
    3. Опыт проверок
  • Управление предприятием
    1. Администрирование и управление на предприятии
    2. Аутсорсинг
  • Автоматизация предприятия
    1. Программы для ведения бухгалтерского и налогового учета
      1. Инфо-Бухгалтер
      2. Другие программы
    2. 1C
    3. Электронный документооборот и электронная отчетность
    4. Прочие средства автоматизации труда бухгалтеров
  • Гильдия клерков
    1. Взаимоотношения на работе
    2. Бухгалтерский бизнес
    3. Обучение
    4. Биржа труда
      1. Ищу работу
      2. Предлагаю работу
  • Клуб Клерк.Ру
    1. Пятница
    2. Частные инвестиции
    3. Политика
    4. Спорт. Туризм
    5. Встречи и поздравления
    6. Авторские форумы
      1. Интервью
      2. Простое, как мычание
      3. Авторский форум Goblin_Gaga
        1. Бухгалтера можно…
        2. опусник Гаги
  • Интернет-конференции
    1. Кому я должен — всем прощайте: все о банкротстве физлиц
    2. Архив Интернет-конференций
      1. Интернет-конференции
        1. Обмен электронными документами и сюрпризы от ФНС
        2. Нарушение прав граждан при трудоустройстве и увольнении
        3. Новый порядок сдачи отчетности по НДС в электронном формате
        4. Подготовка годовой финансовой/бухгалтерской отчетности за 2014 год
        5. Все, что вы хотели спросить у оператора обмена электронными документами
        6. Как финансовый кризис превратить в окно возможностей?
        7. НДС: изменения в нормативном регулировании и их реализация в программе «1С:Бухгалтерия 8»
        8. Обеспечение достоверности результатов инвентаризационных мероприятий
        9. Защита персональных данных. Применение ЗПК «1С:Предприятие 8.2z»
        10. Формирование учетной политики компании: возможности сближения с МСФО
        11. Электронный документооборот на службе бухгалтера
        12. Учет времени при различных системах оплаты труда в программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8»
        13. Полугодовой отчет по налогу на прибыль: раскроем все секреты
        14. Межличностные отношения на рабочем месте
        15. Облачная бухгалтерия 1С. Стоит ли уходить в облако?
        16. Банковские депозиты: как не потерять и выиграть
        17. Больничные листы и другие пособия за счет ФСС. Порядок расчета и начисления
        18. Клерк.Ру: задайте любой вопрос руководству сайта
        19. Правила расчёта НДС при осуществлении экспортно-импортных операций
        20. Как сдать отчетность в Пенсионный фонд за 3 квартал 2012 года
        21. Отчетность в ФСС за 9 месяцев 2012 года
        22. Подготовка отчетности в ПФР за 2 квартал. Сложные вопросы
        23. Запуск электронных счетов-фактур в России
        24. Как снизить затраты на ИТ-оборудование, ПО и ИТ-персонал с использованием облачных мощностей
        25. Отчетность в ПФР за 1 квартал 2012. Основные изменения
        26. Налог на прибыль: нюансы заполнения декларации за 2011 год
        27. Годовая отчетность в ПФР. Актуальные вопросы
        28. Новое в бухгалтерской отчетности за 2011 год
        29. Отчетность в ФСС в вопросах и ответах
        30. Полугодовая отчетность в ПФР в вопросах и ответах
        31. Расчет пособий по временной нетрудоспособности в 2011 году
        32. Электронные счета-фактуры и электронные первичные документы
        33. Формирование бухгалтерской отчетности за 2010 год
        34. Расчет больничных в 2011 году. Декретные и пособия в переходный период
        35. Новое в законодательстве о налогах и страховых взносах в 2011 году
        36. Изменения в финансовой отчетности в 2011 году
        37. DDoS атаки в России как способ нечестной конкурентной борьбы.
        38. Банковские продукты для физлиц: кредитование, депозиты, спецпредложения
        39. Документ в электронной форме — эффективное решение актуальных проблем
        40. Как найти работу с помощью Клерк.Ру
        41. Предоставление сведений перс. учета за первое полугодие 2010 года
        42. Налоговая ответственность: кто и за что отвечает?
        43. Проверки, взыскание, возврат/зачет налогов и др.вопросы ч.1 НК РФ
        44. Расчет больн. листов и страховых взносов в свете квартальной отчетности
        45. Замена ЕСН страховыми взносами и другие нововведения 2010 года
        46. Ликвидация коммерческих и некоммерческих организаций
        47. Бухгалтерский и налоговый учет товарно-материальных ценностей
        48. Обязательная перерегистрация фирм в соответствии с Законом №312-ФЗ
        49. PR и маркетинг в сфере профессиональных услуг своими силами
        50. Клерк.Ру: смена дизайна
        51. Построение личного финансового плана: мечты и реальность
        52. Подготовка бух. отчетности. Изменения в рос. стандартах учета в 2009 году
        53. Откаты в сфере продаж: за и против
        54. Потеря работы в период кризиса. Что делать?
        55. Все, что вы хотели знать о Клерк.Ру, но стеснялись спросить
        56. Кредит в кризис: условия и возможности
        57. Сохранение капитала во время кризиса: стратегии для частных инвесторов
        58. НДС: вычеты по авансам. Вопросы с ответами и без
        59. Пресс-конференция Деда Мороза
        60. Изменения в Налоговый кодекс, вступающие в силу с 2009 года
        61. Налог на прибыль с учетом последних изменений и разъяснений Минфина
        62. Российский кризис: угрозы и возможности
        63. Сетевой бизнес: качественные товары или развод на деньги?
        64. КАСКО: страховка без секретов
        65. Выплаты физическим лицам
        66. Рейдерство. Как защитить собственный бизнес?
        67. Актуальные вопросы исчисления и возмещения НДС
        68. Спецрежимы: ЕНВД и УСН. Особенности и сложные вопросы
        69. Налог на прибыль. Расчет, особенности исчисления, спорные моменты
        70. Учетная политика для целей бухучета
        71. Налоговые проверки. Практика применения новых правил
        72. НДС: порядок расчета
      2. Аутсорсинг в вопросах и ответах
      3. Как бухгалтеру выполнить требования Закона «О персональных данных»
      4. Идеальный архив бухгалтерских документов
  • Служебные форумы
    1. Архив
      1. FAQ (Часто задаваемые вопросы)
        1. FAQ: Часто задаваемые вопросы по бухучету и налогам
      2. Игры и тренинги
        1. Тренинг по воспитанию самоуверенности
        2. ВЭД в условиях суровой действительности
    2. Книга жалоб и предложений
      1. Дневники

Анализ кассовых и фактических расходов

Все расходы бюджетных учреждений подразделяются на кассовые и фактические.

Кассовыми расходами(КР) считаются все суммы, перечислен­ные с текущего счета в отделении казначейства в оплату своих обязательств на счета поставщиков за товары, оказанные услуги, выполненные работы, а также на счета получателей средств по обязательным расчетам и нетоварным операциям (платежам в бюд­жет, переводам из заработной платы, погашению задолженности по ссудам). Кассовыми расходами считают­ся все суммы, выданные банком как наличными деньгами, так и путем безналичных расчетов.

Кассовые расходы показывают средств, полученных учреждением из бюджета, что позволяет располагать данными о кассовом исполнении смет и об остатках неиспользованных средств на каждую конкретную дату. На величину кассовых расходов оказывают влияние факторы:

— остатки денежных средств организации на начало года,

— сумма полученных средств из бюджета;

— остатки денежных средств организации на конец года.

КР = О н.г. + П – О к.г.

Фактические расходы(ФР) — это действительные затраты уч­реждения, оформленные соответствующими документами, включая расходы по неоплаченным счетам кредиторов, по начисленной заработной плате, стипендиям. Данные расходы отражают фактическое выполнение расходных норм, утвержденных по смете, и являются показателями окончательного исполнения сметы расходов.

Взаимосвязь фактических расходов и основ­ных групп факторов, под влиянием которых формируется их ве­личина, может быть записана в следующем виде:

ФР = КР – (Δ ЗК + Δ ОМ + Δ ЗД + Δ ПЛ)

где Δ — изменение всех факторов представлено в виде разницы их величины на начало и конец отчетного года.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что кассовые рас­ходы характеризуют движение денежных средств, выделенных уч­реждению, а фактические расходы — полноту их использования.

Важнейшим этапом анализа расходов является изучение соот­ношения между кассовыми и фактическими расходами. Оно может характеризоваться равенством между ними, превышением кассо­вых расходов над фактическими или фактических расходов над кассовыми. Исследование существующей между ними объективной взаимосвязи и зависимости позволяет выявить производственные и финансовые ситуации, возникшие в процессе исполнения сметы.

Однако на практике равенство возможно лишь в том случае, когда дви­жение средств на текущем счете учреждения и списание расходов происходят одновременно, например, при оплате оказанных услуг по предъявленному счету (взнос абонентской платы за пользование телефоном, потребление электроэнергии, воды, за отопление и др.).

В большинстве же случаев кассовые и фактические расходы по времени осуществления и абсолютной величине не совпада­ют. Это связано с тем, что не все денежные средства, перечис­ленные с текущего счета в казначействе или в обслуживающем банке, могут быть списаны и отнесены на фактические расходы непосредственно в момент их получения.

Например, сумма на­численной заработной платы за декабрь может не равняться сумме израсходованных денежных средств со счета в банке за этот же месяц, так как выплата заработной платы за последний месяц года будет произведена в январе. Кроме того, учреждение может оплатить счет за оборудование, приборы, инструменты, но в отчетном году их не получить. Значит, кассовые расходы были произведены, а для отражения фактических расходов основания нет. Оно наступит после получения оплаченных материальных ценностей и ввода их в эксплуатацию. Уплаченная за оборудование сумма бюджетных средств переходит на следующий финансовый год и отражается в балансе об исполнении сметы расходов
в виде дебиторской задолженности. Характерно, что в описанной ситуации остатки расчетов с прочими дебиторами и креди­торами увеличатся по сравнению с их наличием на начало года.

Содержанием анализа исполнения смет расходов является оценка эффективности выделенных учреждению материальных, трудовых и финансовых ресурсов, вы­явление отклонений фактических расходов от сметных назначений, а также количественная оценка влияния факторов, вызвавших эти отклонения.

Основными задачами исполнения смет расходов являются:

— изучение соблюдения сметных назначений в целом, а также в разрезе отдельных статей и экономических элементов расходов;

— изучение состава и структуры расходов;

— оценка причин, вызвавших отклонения фактических рас­ходов от предусмотренных в сметах;

— выявление резервов повышения эффективности использо­вания ресурсов бюджетных и научных учреждений; обоснование мероприятий, направленных на повышение эффективности управления бюджетными средствами.

Источники информации:

— отчет об исполнении сметы расходов бюджетных учрежде­ний (форма № 2);

— баланс исполнения смет расходов бюджетных учреждений (форма № 1);

— карточки учета расходов и данные первичного учета затрат материальных ресурсов, труда и заработной платы;

— акты ревизий и проверок;

— данные бюджетных учреждений по учету кассовых и фак­тических расходов.

Тема30 Анализ финансирования учрежденийУИС

§ Анализ финансирования предполагает изучение обеспеченности учреждения бюджетными средствами, а также полноты их использования. Для этого плановое финансирование сравнивается с фактическим, и производится сравнение поступивших сумм бюджетных средств с кассовыми расходами учреждения.

§ Основным источником информации при этом является «Отчет об исполнении сметы расходов формы №2».

Анализ структуры доходов бюджета учреждения УИС

Таблица 1

Смета доходов бюджета Учреждения УИС

(руб.)

Доходы Доходы, утвержден-ные Кассовое исполнение бюджета Неисполненные назначения Удельный вес, %

Анализ данных таблицы 1 показал, что смета доходов выполнена учреждением с превышением на 10,53% за счет госпошлины от регистрации прав на недвижимость (9.24%) и плата о предоставлении информации о правах на недвижимое имущество (0,84%). Однако по некоторым статьям наблюдается недовыполнение сметы доходов, например, по статье «оказание платных услуг и компенсация затрат». Доходы, фактически полученные бюджетными учреждениями от платных услуг и иной предпринимательской деятельности при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете и сверх сметы доходов и расходов, в соответствии с пунктом 1 статьи 232 Кодекса направляются на финансирование расходов данных бюджетных учреждений. Таким образом, все доходы, полученные сверх утвержденных направляются на финансирование самого учреждения, что является дополнительным стимулом к их получению.

На основании данных отчетов о движении основных средств составлена таблица 2, отражающая динамику стоимости основных средств за период с 2005 по 2007 годы в разрезе по показателям.

Рассмотрим более подробно смету расходов и ее исполнение в динамике для того, чтобы разработать рекомендации по совершенствованию системы исполнения бюджета.

Таблица 3

Смета расходов бюджета на 01.01.2010г.

(руб.)

Расходы Бюджетные ассигнования Кассовое исполнение бюджета Неисполненные назначения Удельный вес, %
Заработная плата
Прочие выплаты
Начисления на оплату труда
Услуги связи
Транспортные услуги
Коммунальные услуги
Арендная плата
Услуги по содержанию имущества
Прочие услуги
Прочие расходы
Увеличение стоимости основных средств
Увеличение стоимости МПЗ
Перечисления другим бюджетам
ИТОГО

Анализ исполнения сметы расходов показал, что в данной организации смета расходов исполнена практически полностью в соответствии с лимитами бюджетных обязательств.

Содержание анализа исполнения сметы внебюджетных средствопределяет следующие его задачи: — анализ производственных показателей по каждому конкретномувнебюджетному средству; — анализ соответствия сумм полученных доходов суммамосуществленных расходов; — изучение соблюдения сметно-финансовой дисциплины по сметам

внебюджетных средств

Первый снег сразу превращался в мокрую кашу под ногами, запутывался в Юлькиных кудрях и превращался в стеклянные горошины на плечах.

-Ну что тут непонятного? Касса — то, что истратили с расчетного счета, а факт — то, что на самом деле истратили.

-В смысле? Это же — одно и то же? Истратили — и истратили.

-Нет. Не одно. Вот смотри..

Юлька,мой гуру на новой работе, вытащила меня поискать вместе новые сапоги: её старые протекали безобразно. И все её попытки растолковать мне простую идею о том, что в бухгалтерском учете есть расходы кассовые, а есть фактические, упирались в моё тотальное непонимание. Был вечер рабочего дня, но желание разобраться во всём не покидало меня.

Итак, почему же они не равны, и зачем нам нужно знать про них всё?

Кассовый расход — это те деньги, которые уже истрачены с начала этого года. Хотите увидеть кассовый расход вашей организации? Откройте лицевой счет на начало месяца. Там — все цифры по статьям расходов. И когда нам нужно отчитаться о средствах, о деньгах, которые истрачены, то это — именно то, что нужно. Эти же цифры по статьям попадут в ежемесячный отчет по форме 0503737(0503127 для казенных учреждений).Важно правильно провести все заявки на расход, все возвраты — и с формой у вас проблем не будет.

Что же про фактический расход? Вы встречаетесь с ним в отчете о финансовых результатах 0503721 (0503121).

Можно привести простой пример с яблоками (водой, канцтоварами, электричеством,ремонтом). Вы договорились с соседом по даче, что он продаст вам три ведра яблок из своего сада. По рублю ведро. До конца месяца. Яблоки разных сортов созревают, постепенно. Рубли у вас тоже появляются неравномерно и отдавать деньги вы будете по мере возможности.

Сначала вы забрали два ведра — и заплатили два рубля. И до конца месяца съели одно ведро и заплатили за третье, но забрать его еще не успели.

Чувствуете как к концу месяца всё запутывается? Появляется дебиторка или кредиторка, и кассовый расход и фактический, и остатки тоже тут как тут, которые бухгалтеру в конце отчетного периода стоит проверить.Итак, что будем иметь на конец нашего отчетного периода?

1.Конечно, кассовый расход — ровно три рубля, которые заплатили соседу.

2.Расход фактический, это то ведро яблок, которое мы съесть успели. Раз съели — значит списали, на счет 40120(или, как прописано в учетной политике) Фактический расход равен одному рублю.Значит в форму 0503737(127) попадет сумма — 3 руб, а в форму 0503721(121) сумма 1 руб. По той статье, что предусматривает такую закупку.

Проверяющий обязательно спросит, почему разница, попросит показать остатки.

3.Остатки. Итак, где же остатки? Ведро яблок точно еще осталось, соответственно, остатков ровно на рубль в наличии имеется. Обязательно формируем ведомость о движении материальных запасов, подписываем — и свои остатки подтверждаем. И еще проверяем их в форме 0503768(168): они должны быть на конец отчетного периода.

Как же подтверждается отчетами то ведро, которое мы соседу оплатили, а забрать в этом месяце не успели?Конечно, нужно заглянуть в форму 0501769(о кредиторской и дебиторской задолженности)В нашем случае мы оплатили, но не получили товар — получилась дебиторка по соответствующему счету. Сосед нам еще должен, да он и не отказывается: яблоки пусть созреют.В итоге всё всегда совпадает: кассовый расход 3 рубля = Фактический расход 1 рубль + Остатки 1 рубль + Дебиторская задолженность 1 рубль-Кредиторская задолженность 0 рублей.

В этом простом примере вы увидели, что проверить правильность кассового и фактического расхода перед отчетным периодом — задача архиважная и ответственная. Поэтому мы готовим осенний курс именно по подготовке отчетов.На нашем курсе вы узнаете тонкости и правила проверки всех отчетных форм, поймете, как и почему связаны между собой цифры в формах, разберётесь в сложной, но четко выстроенной системе, которой отчеты связаны между собой. Как проверить свои расходы в программе? Мы подготовили для вас инструкции, где пошагово расскажем, как проверять свои кассовые и фактические расходы в ваших программах: куда заходить, что формировать, какие цифры сравнивать. Чтобы получить инструкции, просто подпишитесь на рассылку от Лаборатории бюджетного учета, а заполняя форму, укажите инструкцию для какой программы вы хотите получить. Подписаться и получить инструкцию по расходам.

Open Source Content Management

ПОНЯТИЕ О РАСХОДАХ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Одной из главных задач бухгалтерского учета в бюджетных организациях является достоянный учет и контроль за осуществлением расходов. С целью выполнения этой задачи все расходы бюджетных организаций группируются по экономическим признакам с детальным распределением средств по их предметным признакам.

В бюджетных учреждениях все расходы учитываются в соответствии с бюджетной классификацией, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 27.12.2001 г. № 604. Состав расходов бюджетных организаций подробно рассмотрен в п. 2.4.2 подраздела 2.4.

Расходы бюджетных организаций определяются как сумма средств, использованных бюджетной организацией в процессе хозяйственной деятельности в пределах сумм, предусмотренных сметой. Учет расходов в бюджетных учреждениях имеет характерное отличие — разделение их на кассовые и фактические.

Кассовыми расходами считаются все суммы, выданные учреждением банка или органами Госказначейства с текущих бюджетных, регистрационных счетов как путем безналичной оплаты счетов, так и наличными.

Фактические расходы — это действительные расходы учреждения, оформленные соответствующими документами, включая расходы по неоплаченным счетам кредиторов, по начисленной зарплате и стипендиям.

Приведем пример кассовых и фактических расходов в разрезе кодов экономической классификации (КЭКР) (табл. 4.1).

Таблица 4.1.

КЭКР

Фактические расходы

Кассовые расходы

Начислена заработная плата

Получены в кассу денежные средства для выплаты заработной платы, перечислена зарплата на картсчета в случае использования пластиковых карт

Начислены взносы в Пенсионный фонд, фонд соцстрахования от несчастного случая на производстве, в фонд страхования в связи с временной потерей трудоспособности, фонд соцстрахования на случай безработицы

Получены в кассу (или перечислены) средства для выплаты по больничным листам, перечислены со счета взносы в страховые фонды, Пенсионный фонд

Списаны канцелярские, хозяйственные принадлежности

Перечислены по счетам поставщикам за канцтовары, хозяйственные товары

Списаны использованные медикаменты

Перечислены поставщикам за медикаменты

Списаны продукты питания

Перечислены поставщикам за продукты питания

Списан бензин, запчасти, начислен налог с владельцев транспортных средств

Перечислены по счетам поставщикам, уплачен налог

Списаны расходы на текущий ремонт помещения согласно акту выполненных работ

Перечислены по счету исполнителю

Списаны командировочные расходы согласно авансовому отчету

Получены наличные (перечислены на картсчета) для выдачи под отчет

Списана сумма расходов за фактическое количество потребленной тепло-энергии на основании подтверждающих документов

Перечислены согласно платежному документу теплоснабжающей организации

Начислена стипендия студентам, аспирантам

Получены средства в кассу для выплаты стипендии

Списаны расходы при оприходовании материальных ценностей согласно накладной

Перечислены поставщикам за мебель, компьютерную технику

На практике же. как правило, осуществление кассовых и фактических расходов не совпадает во времени. Кассовые расходы отражаются в учете в момент получения наличных средств или перечисления денежных средств бюджетного или регистрационного счета. Возмещение кассовых расходов отражается в момент зачисления на такой счет сумм, внесенных, например, по объявлению о взносе наличных или перечисленных дебиторами согласно платежному поручению. Фактические — в момент их совершения согласно актам списания, накладным, актам выполненных работ, приема-передачи, счетов-фактур и т. д. Например, фактические расходы по КЭКР 1110, 1120, 1300, как правило, опережают во времени кассовые. Связано это с тем, что начисление зарплаты, стипендии и взносов на социальное страхование осуществляется раньше, чем перечисление платежей и получение денежных средств в кассу для выплаты.

Кассовые расходы будут соответствовать фактическим во времени при приобретении основных средств, поскольку приобретенные основные средства сразу списываются на фактические расходы.

По другим кодам экономической классификации расходов бюджета чаще всего кассовые расходы опережают фактические. Так, при приобретении бензина, канцелярских, хозяйственных товаров, медикаментов, продуктов питания вначале происходит оплата по счету (кассовый расход), затем приход оплаченных ценностей, а затем уже их списание (фактический расход).

Если фактические расходы превышают кассовые — это свидетельствует о погашении дебиторской задолженности, которая числилась на начало отчетного периода, либо о создании из-за получения товаров, работ, услуг без предварительной оплаты кредиторской задолженности на конец отчетного периода. Кроме того, по статьям расходов на питание, медикаменты, канцтовары, расходы на содержание автотранспорта, капитальный ремонт, превышение фактических расходов над кассовыми может быть следствием списания в отчетном периоде имущества, которое было приобретено раньше.

Если фактические расходы меньше кассовых — это свидетельствует о погашении кредиторской задолженности, которая числилась на начало отчетного периода, либо о создании из-за проведения предоплаты дебиторской задолженности на конец отчетного периода. Осуществление предоплаты бюджетными учреждениями ограничено месячным сроком в соответствии с приказом Министерства финансов Украины от 06.04.1998 г. № 83.

Кассовые и фактические расходы взаимоувязываемы и неразрывно связаны между собой. Такое разделение и одновременно взаимосвязь позволяют при анализе расходов иметь более четкую картину использования бюджетных средств, контроля за их целевым использованием.

Увязать кассовые расходы с фактическими в разрезе КЭКР можно по формуле:

Увязывая подобным образом кассовые и фактические расходы по всем КЭКР и в отдельности по расходам, произведенным за счет доходов общего фонда бюджета и специального фонда бюджета (по каждому виду доходов), можно не только получить представление о причинах несоответствия сумм кассовых и фактических расходов за счет влияния дебиторско-кредиторской задолженности либо остатков материальных ценностей на начало и конец периода, за который производится увязка, но и выявить свои ошибки. Если, допустим, стоимость запчастей, приобретенных за счет средств спецфонда, списана на бюджетные расходы, то при увязке кассовых расходов с фактическими по расходам, произведенным за счет доходов общего фонда бюджета по КЭКР 1135, расходы не увяжутся на сумму неверного списания. На такую же сумму не увяжутся расходы по КЭКР 1135, произведенные за счет доходов специального фонда бюджета. В конце года такая ошибка может привести к искажению результатов исполнения сметы по общему и специальному фондам бюджета. Если начисленная зарплата, отраженная в учете как фактический расход по КЭКР 1111, получена за счет средств, предназначавшихся для расхода по КЭКР.

Характеристики кассовых и фактических расходов бюджета

Рейтинг этой статьи 0 баллов.

Осуществленные на протяжении года бюджетным учреждением расходы делятся на кассовые и фактические.

Кассовыми расходами считаются все выплаты, осуществленные с расчетных и текущих счетов как денежной наличностью, так и путем безналичных перечислений, т.е. кассовые расходы — это все оплаченные любым способом расходы. Возвращение денежного средства на счета приводит к применению их восстановлению, а именно к уменьшение кассовых расходов. Основной задачей учета кассовых расходов является обеспечение контроля над целевым расходованием бюджетных средств согласно сметным ассигнованиям. Определенные ассигнования и получают частные компании, которые продают такие товары, как насосы, трансформаторы и т.п.

Фактические расходы — это действительные, конечные расходы учреждения, оформленные соответствующими документами, включая расходы по еще неоплаченным счетам кредиторов, расходы по начисленной, но не выплаченной заработной плате и стипендиям. Эти расходы отражают фактическое выполнение норм, целей и обязательств, утвержденных сметой. Эти расходы являются показателями окончательного использования сметы учреждением. При выполнении планового объема работ они должны отвечать суммам ассигнований, установленных сметой.

Кассовые расходы характеризуют движение денежного средства, выделенных бюджетному учреждению, а фактические расходы — полноту их использования. Кассовые расходы не отображают фактического выполнения сметы, так как полученные денежные средства могут быть направлены на образования запасов материальных ценностей, увеличение дебиторской задолженности и на другие цели. Поэтому для осуществления анализа важно иметь данные о фактических расходах учреждения.

Основные этапы анализа выполнения сметы за кассовыми и фактическими расходами включают:

  • Определение объемов кассовых и фактических расходов в целом и по отдельным видам;
  • Анализ соотношения между кассовыми и фактическими расходами в целом и по отдельным видам;
  • Анализ соблюдения сметных назначений на основе сравнения кассовых и фактических расходов со сметой в целом и по отдельным видам;
  • Определение причин отклонения кассовых и фактических расходов от сметы;
  • Обобщение результатов анализа выполнения сметы;

таким образом, смета бюджетного учреждения является основным плановым и финансовым документом, который подтверждает полномочие относительно получения и распределения доходов, и осуществление расходов, контролирует и определяет объем и направления средств для выполнения учреждением своих функций и достижение целей, определенных соответственно бюджетным назначением. Под расходами бюджетного учреждения понимают государственные платежи, которые не подлежат возвращению, т.е. не создают и не компенсируют финансовые требования. Правильность ведения учета доходов и расходов для предприятий, которые продают такие товары, как вентиляторы, электродвигатели, так и бюджетных учреждений обеспечивается единством системы бюджетного учета и бюджетной классификацией.

Расходы фактические

Смотреть что такое «Расходы фактические» в других словарях:

  • расходы фактические — Действительные, произведенные затраты предприятия, учреждения, оформленные соответствующими документами. Тематики бухгалтерский учет … Справочник технического переводчика

  • РАСХОДЫ, ФАКТИЧЕСКИЕ — действительные, произведенные затраты предприятия, учреждения, оформленные соответствующими документами … Большой бухгалтерский словарь

  • Фактические затраты на приобретение материально-производственных запасов — к ним относятся: суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу); суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материально производственных запасов; таможенные… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

  • фактические расходы — Денежные средства, уплаченные ОКОИ в качестве заработной платы, по заказу на поставку или по контракту. EN actual expenses (AE) actuals Money paid out by… … Справочник технического переводчика

  • Фактические реальные инвестиции — фактические инвестиционные расходы фирм на товарных рынках … Современные деньги и банковское дело: глоссарий

  • Фактические затраты на приобретение нематериальных активов — ими могут быть: суммы, уплачиваемые в соответствии с договором уступки (приобретения) прав правообладателю (продавцу); суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением нематериальных активов; … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

  • РАСХОДЫ БУДУЩИХ ПЕРИОДОВ — DEFERRED CHARGESВ бухучете некоторые затраты, фактически понесенные, однако отнесенные на хоз. деятельность в течение последующих лет путем учета их в качестве активов. Примерами являются неамортизированная скидка по облигациям, расходы на… … Энциклопедия банковского дела и финансов

  • Личные расходы — (Personal expenses) Личные расходы это ежемесячный индекс, отражающий изменения расходования средств для удовлетворения личных потребностей Личные потребительские расходы, учет, оптимизация и контроль личных расходов, планирование расходов… … Энциклопедия инвестора

  • Затраты фактические на приобретение нематериальных активов — могут включать: суммы, уплачиваемые в соответствии с договором уступки (приобретения) прав правообладателю (продавцу); суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением нематериальных активов; … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

  • Общепроизводственные расходы — 43.1. Общепроизводственные расходы включают в себя расходы на организацию производства и управление отдельными отраслями производства и подразделениями, а также различные производственные затраты, которые непосредственно нельзя отнести на ту или… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *