Налоговое регулирование деятельности предприятий

Налоги предприятий

Около 34 бюджета России состоит из федеральных налогов, которые и стали основным источником. Стоит отметить, что пока они не в полную силу выполняют регулирующую функцию (НДС, акцизы, налог на прибыль, налог на доходы от капитала, взносы в государственные внебюджетные фонды, государственные пошлины, таможенные пошлины и сборы, налог на пользование недрами, лесной налог, водный налог и некоторые другие).

К региональным налогам и сборам относятся: налог на имущество организаций, налог на недвижимость, дорожный и транспортный налоги, налог на игорный бизнес, региональные лицензионные сборы.

К местным налогам можно отнести налог на рекламу, на землю и местные лицензионные сборы. Налог на прибыль стал одним из главных в классе прямых налогов в России. Он взимается с различных компаний. Данный налог направлен в первую очередь на доход, который получает налогоплательщик. Краткая характеристика основных налогов, уплачиваемых предприятиями, представлена в таблице 1.

Таблица 1

Налог

Объект налогообложения

Налоговые ставки

Налоговый период

Источник уплаты

Налог на добавленную стоимость

Выручка от реализации

18 %, 10 %, 0 %

квартал

выручка

Налог

Объект налогообложения

Налоговые ставки

Налоговый период

Источник уплаты

Налог на прибыль

Налогооблагаемая прибыль

20 %, 2 %, 18 %

год

финансовый результат

Налог на имущество организаций

Среднегодовая стоимость имущества

2,2 % (может понижаться региональными органами власти)

год

расходы

В системе прямых налогов, действующих в Российской Федерации и взимаемых с предприятий, ведущее место принадлежит налогу на прибыль. Теоретически окончательным плательщиком налога на прибыль выступают организации, которые получают эту прибыль. Другими словами, реальным плательщиком налога на прибыль является получатель дохода, т.е. данный налог не перекладывается на конечного потребителя продукции как при косвенном налогообложении.

Налогом облагается прибыль, которая является целью функционирования организации и источником уплаты налогов. Это позволяет государству регулировать экономические процессы, достаточно эффективно влиять на развитие производства. В то же время налоги — очень острый инструмент. Поэтому установленные государством чрезмерно высокие ставки налога могут привести к свертыванию производства. Именно обложение прибыли — конечного финансового результата деятельности организации — позволяет государству широко использовать налоговые методы в регулировании предпринимательской деятельности и экономики в целом, а также иметь существенный источник доходов бюджета.

Плательщиками налога на прибыль являются все предприятия и организации (включая бюджетные), являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, а также предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Кроме того, плательщиками этого налога являются и не располагающие статусом юридических лиц филиалы предприятий и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный счет.

Объектом налогообложения является валовая прибыль предприятий и организаций, представляющая собой сумму прибыли от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

В налогооблагаемую прибыль не включаются дивиденды и проценты, которые получены по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятиям, а также доходы от долевого участия в деятельности других предприятий (предприятий с иностранными инвестициями, акционерных обществ и др.), кроме доходов, полученных за пределами Российской Федерации.

Налог на прибыль определяется исходя из облагаемой прибыли и установленной ставки налога. Ставка налога, зачисляемого в федеральный бюджет, установлена в фиксированном размере 20%, из которых: 2% зачисляется в федеральный бюджет, 18% (но не ниже 13,5%) — в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Объектом обложения налога на имущество организаций согласно ст. 374 НК РФ признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность).

Необходимость налога на имущество обусловлена наличием в современной России предприятий разных форм собственности. Именно конкуренция между ними вызывает необходимость взимания налога не только с получателей доходов, но и со стоимости имущества, которое прямым или косвенным образом способствует росту доходов предприятия.

При взимании налога на имущество реализуются обе функции налога: и фискальная и регулирующая. Фискальная функция за счет того, что посредством налога на имущество обеспечиваются небольшие, но стабильные поступления в доходы бюджетов. Регулирующая функция реализуется через заинтересованность предприятий в уплате меньших сумм налога путем освобождения от лишнего, неиспользуемого, не приносящего дохода имущества.

Таким образом, стимулирование эффективности использования имущества с помощью налога на имущество организаций происходит путем повышения ставки, когда нерентабельные предприятия вынуждены продавать неиспользуемое имущество.

Плательщиками налога на имущества предприятий и организаций в России являются:

· предприятия, организации, учреждения;

· филиалы и другие обособленные подразделения предприятий, имеющие отдельный баланс и расчетный счет;

· иностранные юридические лица, международные объединения и их обособленные подразделения на территории РФ.

Что касается косвенных налогов, то важнейшим из них, взимаемых с юридических лиц, является налог на добавленную стоимость (НДС). Ему принадлежит одно из первых мест по общему объему налоговых поступлений.

НДС является формой изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства, и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Механизм действия этого налога следующий:

· при отгрузке продукции предприятие в платежные документы включает сумму НДС и добавляет ее к цене;

· по окончании налогового периода в бюджет выплачивается разница между НДС, полученным от потребителей, и НДС, оплаченный поставщикам;

Максимальная ставка НДС в Российской Федерации составляет 18 %, для некоторых продовольственных товаров и товаров для детей в настоящее время действует также пониженная ставка 10 %; для экспортируемых товаров — ставка 0 %.

Особую группу налогов, действующих на территории Российской Федерации, составляют платежи, связанные с использованием и охраной природных ресурсов. Наиболее важными из них являются плата за землю и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Кроме того, при пользовании отдельными видами природных ресурсов установлены специфические обязательные платежи (например, платежи за использование недр, плата за воду, забираемую из водохозяйственных систем, лесной доход, акцизы на добычу нефти и газа). Имеются и платежи за загрязнение природной среды.

В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством, все предприятия, объединения и организации обязаны перечислять средства в Пенсионный фонд РФ, в Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, а также в Фонд обязательного медицинского страхования РФ. В том числе предприятия с иностранными инвестициями и иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность через постоянные представительства и расположенные на территории Российской Федерации, также обязаны осуществлять данные платежи. Эти платежи не поступают непосредственно в доход соответствующих бюджетов, а имеют целевую направленность для решения тех или иных социальных задач. Однако в силу своей обязательности носят для плательщиков налоговый характер. Все они включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) предприятий и организаций.

Следует также отметить, что все предприятия, организации и учреждения, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, должны вносить обязательные платежи в дорожные фонды РФ, которые осуществляются в форме уплаты налога на пользователей автомобильных дорог, налога на владельцев транспортных средств, налога на приобретение автотранспортных средств, а также налога на реализацию горюче-смазочных материалов. За счет средств этих фондов (федерального и региональных) осуществляется финансирование затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования.

Помимо обязательных отчислений в государственные внебюджетные социальные и дорожные фонды по отдельным отраслям народного хозяйства (электроэнергетика, металлургия и т.д.), а также для предприятий определенного профиля предусмотрены отчисления в ряд отраслевых внебюджетных фондов, за счет которых осуществляется решение общеотраслевых проблем.

налог предпринимательский ответственность правонарушение

Система налогового регулирования деятельности предприятий

ГОУ ВПО «БАШКИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»

Кафедра финансов, бухучета и анализа

Направление экономика

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А

На тему «Система налогового регулирования деятельности предприятий»

Руководитель _____________ Музипова А.Ф.

Студент 2 группы _____________ Калкаманова Е.Ф.

УФА 2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

В последнее десятилетие минувшего века в России произошли серьезные изменения в налоговой политике и, безусловно, наиболее значимым явлением стало вступление в силу Налогового кодекса. Однако дискуссию о теоретических основах и методах реализации этой политики, развернувшуюся в экономической литературе, нельзя считать завершенной, так как «новая налоговая конституция» нуждается в совершенствовании.

Налоговая система России по-прежнему выполняет в основном фискальные функции и не стимулирует экономический рост и тем самым расширение налогооблагаемой базы. С исчезновением ценового и иного административного контроля, когда возможности государства оказывать воздействие на экономические процессы в обществе значительно сузились, по сути дела, лишь налоговое регулирование осталось реальным каналом обратной экономической связи государства с бизнесом. Но полноценное использование налогов как инструмента экономического регулирования производственной деятельности организаций в Российской Федерации осложняется, по крайней мере, двумя обстоятельствами.

Во-первых, налоговая система России создается практически заново, с минимальной преемственностью опыта советской эпохи и со значительной долей копирования западного опыта и западных теорий. Это обстоятельство формирует противоречивые результаты. Не разрешив старые противоречия формирования доходной базы государственного бюджета, налоговая система породила новые. Прежде всего это отсутствие стимулов повышения деловой активности хозяйствующих субъектов.

Во-вторых, сказывается временной фактор — вся история развития рыночной экономики в России не выходит за рамки одного десятилетия.

Многолетняя мировая практика свидетельствует об объективной необходимости активного вмешательства государства в развитие экономики. Саморегулирование, присущее рыночной экономике, имеет определенные пределы, не всегда обеспечивает решение назревших экономических, экологических проблем и сопровождается возникновением социальных противоречий.

Процесс реализации налоговой политики государства связан с оптимизацией решения этой проблемы. При этом налоговый механизм выступает как экономический рычаг регламентации системы налоговых отношений, который формирует совокупность условий и правил реализации на практике положений налоговых законов. Принятие оптимального налогового механизма означает выбор разумных налогов, а также правил их исчисления и уплаты в бюджет.

Целью работы является рассмотрение системы налогового регулирования деятельности предприятий.

Задачами работы являются:

-дать характеристику социально-экономической и регулирующей сущности налогов;

— провести анализ налогообложения предприятия ООО «Спектр».

Предметом исследования работы является налоговое регулирование деятельности предприятий. Объектом исследования является ООО «Спектр».

Характеризуя степень научной разработанности проблематики, следует учесть, что данная тема уже анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях.

Теоретико-методологическую базу исследования составили три группы источников: авторские издания по исследуемой проблематике, учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература, комментарии к законодательству) и научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

1 Социально-экономическая и регулирующая сущность налогов

1.1 Понятие и функции налогов

Важным инструментом регулирования структуры экономики и предпринимательской деятельности являются налоги.

Налоги и сборы являются источниками бюджетных поступлений и важнейшими структурными элементами рыночного типа1.

В Налоговом кодексе сформулированы основные понятия, применяемые в налоговом законодательстве. В соответствии с Налоговым кодексом РФ налог и сбор стали разными понятиями. Порядок уплаты, последствия неуплаты и другие аспекты регулирования у налогов и сборов различаются.

Налог есть обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и граждан в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства (п. 2 ст. 8 НК РФ).

Сбор есть обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов госорганами, органами местного самоуправления юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав на выдачу разрешений (лицензий) (п. 2 ст. 8 ПК РФ).

Необходимость налогов обусловлена потребностями общественного развития и вытекает из функций и задач государства, выполнение которых требует средств.

Налоги в результате изъятия становятся собственностью государства и используются им для выполнения политических, экономических, внешнеэкономических, оборонных, социальных и других функций.

С помощью налогов государство достигает относительного равновесия между общественными потребностями и ресурсами для их удовлетворения.

Налоги позволяют государству решать различные социальные и другие общественные задачи, в том числе и задачу выравнивания уровня доходов своих граждан.

Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями государства, хозяйствующих субъектов и граждан по поводу формирования государственных финансов.

Источником налогов выступает национальный доход — вновь созданная стоимость, образуемая в процессе производства посредством использования труда, капитала и природных ресурсов.

Следовательно, в условиях рыночной экономики налоги — это экономическая категория, поскольку они являются главным методом мобилизации доходов в бюджет государства и способствуют государственному регулированию экономической деятельности юридических и физических лиц.

Налоги в реальном налоговом механизме — безвозвратная, безэквивалентная и срочная форма принудительного взыскания с налогоплательщиков части их дохода с целью удовлетворения общественно необходимых потребностей. Исходя из этого, следует, что сущность налогов заключается в следующем2:

  1. налоги — обязательные, преимущественно денежные платежи, устанавливаемые, исходя из реалий экономического базиса, но строго императивно;
  2. в налогах выражен повсеместный охват доходов, групп граждан, видов деятельности, типов предприятий, отраслей, а также территорий;
  3. налоги обеспечивают определенность (по объему финансовых ресурсов и сроку) поступления государственных доходов;
  4. налоги, используемые для пополнения доходов бюджета, не должны препятствовать развитию производства на новой структурно-технической основе; в налогах заложены органическое сочетание и относительное равновесие двух функций: фискальной и регулирующей.

При финансовой стабильности и отлаженной налоговой системы налоги могут быть3:

    1. инструментом воздействия на хозяйственную активность экономических субъектов;
    2. средством влияния на инвестиционную деятельность;
    3. способом развития и расширения производства.

Экономическая сущность налогов непосредственно вытекает из их функций.

Функция налога — это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

В условиях развитых рыночных отношений налогам присуши следующие функции: фискальная, регулирующая, стимулирующая, распределительная, контрольная.

Фискальная функция (фискас — государственная казна) проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Это основная функция, характерная для всех государств на различных этапах развития. Посредством ее образуется центральный денежный фонд государства. С развитием рыночных отношений значение фискальной функции возрастает.

Фискальная функция налогов, формируя государственные финансовые ресурсы, создает объективные условия для вмешательства государства в экономику и этим обусловливает регулирующую функцию налогов.

Регулирующая. Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:

    1. регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении «правил игры», т. е. разработке законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношения товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т. п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;
    2. регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном выгодном обществу направлении.

Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами — путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народно-хозяйственных программ и т. п.

Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс и социально-экономическую деятельность приоритетных для государства направлений, увеличивает число рабочих мест.

Эта функция проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др4.

Распределительная, или, вернее, перераспределительная. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народно-хозяйственных проблем, как производственных; так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ — научно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции, капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др. Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции и многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджетных средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *