Героический эпос зрелого средневековья

Развитие театра (Софокл, Еврепид). Преемственный характер римской литературы. Героический эпос зрелого средневековья. «Песнь о Роланде». Рыцарская литература средневековья (куртуазия)

Вопрос №6. развитие театра (Софокл, Еврепид).

Софокл – это второй после Эсхила греческий поэт. В своих трагедиях Софокл ставит насущные проблемы: отношение к религии, конфликт между божественными неписанными законами и законами государственными(«Антигона»), свободная воля человека и воля богов(«Эдип-царь»). Трагедия «Антигона» называется в поэме по имени главной героини, дочь царя Эдипа. Полиник – брат Антигоны оказывается предателем. Он предал Фивы и погиб в войне со своим родным братом Этеоклом. Царь Креонт запретил хоронить предателя и приказал отдать его тело псам. Вопреки приказу Антигона похоронила брата, а за это Креонт велел замуровать ее в пещеру, но она покончила жизнь самоубийством. Креонт любил Антигону, он пронзает себя кинжалом. Его мать также лишает себя жизни – Эвредика. Мораль: Креонт признал свое ничтожество и смирился перед волей богов.

«Эдип-царь» — -Софокл показывает силу характера человека, его стремление направить жизнь по собственному желанию. Софокл будучи продолжателем Эсхила вносит в трагедию ряд новшеств. Каждая трагедия это законченно целое, поскольку поэта волнует судьба отдельного человека, а не целого рода. Интерес к личности вызван введением в драму третьего актера, что дало диалогу придать большую живость, глубже открыть характер персонажей. Герои индивидуализированы, а поэтому более жизненны. Софокл часто использует прием контраста.

Еврепид – большая часть его творческой деятельности проходила в период упадкак Афинской республики. Им написано более 90 трагедий, до нашего времени дошло лишь 13. «медея», «ипалид». Чародейка Медея, дочь Колхицкого царя, внучка солнца, полюбила Ясона, одного из аргонафтов, прибывших за золотом. Ради любимого человека она оставила дом и семью, помогла ему овладеть золотым руном. Медею возмущают ловкие доводы мужа, который пытается убедить ее, что в брак он вступает ради их маленьких сыновей, которые станут наследниками их царства. Оскорбленная в своем чувстве, Медея понимает, что движущей силой является стремление к богатству и власти. Она жестока мстит , сначала она убивает соперницу, потом детей, поскольку они останутся для нее детьми варварками. Медея вопреки нормам идет на преступление, ошибочно считая, что человек может поступать так, как диктуют его страсти, личное стремление.

Как глубокий психолог Еврепид не мог не показать волю терзаниям души Медеи, в ней борются 2 чувства: ревность и любовь к детям, страсть и чувство долга пред детьми. Эта мучительная борьба является кульминационной точкой в ходе трагедии. Он раскрывает душу человека истерзанного борьбой.

Еврепид поставил и разрешил с прогрессивных позиций ряд актуальных вопросов своего времени: вопрос о долге и личном счастье, о гос-ве и его законах. Он выступал против захватнических войн и критиковал религиозные традиции, и именно поэтому он не был до конца понят своими современниками, так как выходил за рамки своей идеологии.

Вопрос №7.

Преемственный характер римской литературы.

Для обеих античных литератур общей чертой являлось то, что они вырастают на почве 2 общественно-экономических формаций отечественной истории. Поэтому эти литературы очень близки к земным материальным потребностям человека, и во многом лишены духовного характера, которым отличается последующая средневековая литература.

Вторая общая особенность в том, что обе литературы проходят одинаковые периоды развития. Однако у римской лит-ры можно выделить 3 специфических особенности:

-лит-ры более позднего периода, поэтому более зрелая римская воспользовалась уже готовым результатом развития греческая лит-ры

-римская лит-ра возникает и развивается в тот период, который для Греции был уже периодом упадка. Этот период наз. Эллинистическим и характеризуется крупным рабовладением, что создавало с одной стороны черты универсализма, а с другой черты крайнего индивидуализма.

-нигде в античной литературе не было такого трезвого анализа действительности, как у римских сатириков.

Высшим достижением в области поэзии второй половины 1-го века до н.э. стало творчество Вергилия(марона). «Энеида» главное произведение. писалось в течении ряда лет и была закончена в год его смерти. Взяв за образец «одиссею» Гомера Вергилий избирает героем противника греков – троянца Энея. После разгрома Трои он отправился в путешествие, нашел приют в Италии. Использование этого мифологического героя была не случайной — тогдашний император Август вел свой род от императора Энея. Главным прогрессивным шагом вперед в этой поэзии является психологическая мотивировка поведения героев.

Гораций прославил себя одами и посланиями. В начале своей деятельности писал сатиры, в которых критиковал пороки римского общества – жадность, зависть. Его оды построены как обращения: к человеку, музе, какому-либо предмету. Одна из основных мыслей – творчество поэта сохраняет память о нем крепче египетских пирамид. Гораций также создает основные постулаты для поэтического творчества, в которых требует соблюдения единства формы и содержания, а также простоты и цельности избранного стиля, которые нельзя смешивать с другими.

Вопрос № 8. героический эпос зрелого средневековья. «Песнь о Роланде».

Классическим памятником рыцарского героического эпоса «Песнь о Роланде» — ориентировочно создано в 10-11 веке. Ее историческая основа эпизод войн Карла Великого. В сюжете песни 2 основных конфликта: 1-отношения Роланда с его отчимом Ганелоном. 2- отношения с его другом мером Франции Граф Оливье.

Конфликт 1. возникает из-за попытки Роланда отправить отчима с посольством в маврам , что означает верную смерть. Фактически Роланд замышляет отцеубийство, поэтому Ганелон в праве считать себя оскорбленным и отомстить. В соответствии с нормами морального феодального права он объявляет об этом при свидетелях. Однако чтобы отомстить он идет на сговор с маврами. Возникает вопрос: нарушил ли Ганелон меру мести? В текстах песни Ганелон назван вторым Иудой. т.е. с точки зрения автора песни и с точки зрения феодальной морали он должен быть обвинен, тем не менее суд вассалов его оправдал. Конфликт с Оливье еще менее понятен: Роланд отказал Оливье в его просьбе призвать на помощь Карла, фактически погубил отряд. Оливье не может простить этого другу и умирая называет его безумцем. Однако почему то посланец с небес спускается за душой безумного Роланда, а не мудрого Оливье. Ко всему прочем божий суд оправдывает несостоявшегося отцеубийцу, которого не оправдал суд человеческий.

Чтобы понять эти парадоксы надо иметь ввиду, что Роланд не только безупречный вассал Карла Великого, но и вассал Бога и его воин. Поэтому мавры для него это не противники на поле боя, как для Оливье, а язычники т.е. враги бога. С ними не возможен никакой мир и война с ними это его долг при любом соотношении сил. В образе Роланда раскрывается суть рыцарского идеала: убивать можно и должно, но только врагов бога, не соблюдающих заповедей.

При этом смысл образа несколько сложен, такое рвение Роланда как вассала бога не отменяет его вины ни перед Ганероном, ни тем более пред Оливье, и даже перед франкским отрядом, павшим из-за его самонадеянности и гордыни. Как же понять это противоречие? Поступки Роланда оцениваются с 2 точек зрения: мудрости людей и мудрости бога. Земная мудрость заставляет признать Роланда безумцем и почти отцеубийцей. – небесная мудрость – воином бога.

Вопрос №9-№10. рыцарская литература средневековья (куртуазия).

Слово куртуазия происходит от фр.слова, что означает дворянскую учтивость, придворные манеры. В качестве научного термина обозначает особый тип культуры, который включает три элемента: этика (мораль), этикет (манеры), выражения того или другого в определенных литературных жанрах. Куртуазная этика – принципы, на которых строятся отношения между рыцарем и дамой. Смысл этих отношений любовь-служение. Это значит, что женщина становится объектом рыцарского служения наряду с королем и богом.

Впервые в истории человечества женщина удостаивалась такого возвеличивания( госпожа) наравне с богом. Куртуазная любовь ни столько чувство, сколько ритуал социальный, в котором у рыцаря активная роль, у дамы пассивная. Южно-французский вариант куртуазной культуры возник в Провансе в 11-12 и создали его поэты-трубадуры, (т.е. изобретатели). Среди них были простые горожане, сеньоры-т. е. различные сословия. В современную им европейскую поэзию трубадуры внесли ряд новшеств: 1.- первыми ввели рифму, заимствовав ее у арабов. 2.- соединили поэзию и музыку, поскольку пели свои стихи. 3- разработали более 60 новых размеров для рифмования. 4- создали систему жанров лирической поэзии.

Жанр-кансона: тема – прославление дамы и любви к ней. Особенность ее в том, что она могла посвящаться и вымышленному лицу. Среди них – Альба- утренняя песнь, чаще всего пелась от имени стража. –плач- стихотворение об умерших. Сервента – антипод Кансоны. Если в кансоне дается почти религиозное умиление и восторг, то в Сервенте отрицание, направленное против политических противников трубадура и прочих недостойных дам.

Северо-французский вариант был создан в 12 веке и свое литературное выражение нашел в рыцарском романе и создан был труверами(изобретателями) – роман о Тристане и Изольде.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *