Делайте что хотите отвечал им сухо дубровский

Русский язык. Литература

  1. Rustam написал(а):

    1 Часть.
    Русалочка спросила, чем отличаются люди от русалок: «У них есть душа». «Ты тоже обретешь душу, если в тебя влюбится кто-нибудь из людей»,- ответила бабушка. «Я должна быть похожа на людей»,- решила Русалочка и обратилась за помощью к морской ведьме. «Знаю, зачем ты пришла», — проговорила она. «Ты отделаешься от своего хвоста, но взамен отдашь мне свой чудесный голос»,- проговорила ведьма смеясь. «Хорошо»,- ответила Русалочка. Ведьма поставила котел на огонь, чтобы сварить зелье.
    2 Часть.
    1. Предложение с косвенной речью представляют собой:
    1) простое предложение;
    2) сложносочинённое предложение;
    +3) сложноподчинённое предложение;
    4) простое осложнённое предложение.
    2. В схеме предложения с прямой речью «П — а,— П» недостаёт:
    1) точек;
    +2) запятой;
    3) вопросительного знака;
    4) восклицательного знака.
    3. Укажите способ передачи чужой речи в предложении
    По радио сообщили, что завтра ожидаются осадки.
    1) Предложение с прямой речью;
    +2) предложение с косвенной речью;
    3) предложение с вводными словами и предложениями для передачи источника сообщения;
    4) простое предложение с дополнением, называющим тему чужой речи.
    4. При замене прямой речи косвенной в предложении «Я буду ждать тебя где-нибудь поблизости»,— сказала Валя. необходимо употребить:
    +1) союз что;
    2) союз-частицу ли;
    3) союз чтобы.
    5. Укажите неправильно построенное предложение с косвенной речью.
    1) Н. В. Гоголь был убеждён, что у писателя только и есть один учитель: сам читатель.
    2) Никита попросил, или не помогу я ему решить задачу.
    +3) Сосед попросил, чтобы ребята помогли ему завести мотоцикл.
    6. Укажите, какой схеме соответствует данное предложение с прямой речью:
    Уже вечереет сказал мечтательно художник Скоро станет темно и на небе появятся первые звёзды.
    1) «П»,— а.
    2) «П,— а.— П».
    +3) «П,— а,— п».
    7. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
    1) В тишине раздалось: «За мной! В атаку!»
    2) Он обратился с просьбой: «Передайте, пожалуйста, эту книгу в библиотеку».
    +3) «Как хорошо, что я спрятал револьвер в вороньем гнезде». — подумал Павел.
    4) «Ирина, ты опять плачешь», — начал с беспокойством Литвинов.
    8. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
    1) Обрадованная мать уверенно ответила: «Найду что сказать!»
    +2) «Буду, буду летать!» звенело и пело в голове Алексея.
    3)Жухрай встал на площадку и произнес: «Товарищи, мы собрали вас для серьезного и ответственного дела».
    4) «Что же ты не едешь?» — спросил я ямщика с нетерпением.
    9. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
    1) На мой вопрос: «Жив ли старый смотритель?» — никто не мог дать мне удовлетворительного ответа.
    2) «Парю одиннадцатый год!» — сердито говорил папа.
    3) «Говори что хочешь, Михаил, а я знаю одно», — твердила мать.
    +4) «Нам придется здесь ночевать. — сказал Максим Максимыч — в такую метель через горы не переедешь».
    10. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
    1) «Трудами русских в историю исследования Севера вписаны важнейшие страницы», — сказал Г.Я. Седов.
    2) «Делайте что хотите, — отвечал им сухо Дубровский, — я здесь больше не хозяин».
    +3) «Недаром на нем эта кольчуга, — подумал я — уж он, верно, что-нибудь замышляет».
    4) Яшка-то напился да отцу и бухнул прямо в глаза: «Вор!»
    11. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
    +1) Тысячная толпа рявкнула: «К ответу»!
    2) «В четыре руки жить захотел!» — клокотало в ней.
    3) Сидя над чертежами, он изредка вздыхал: «Я рад, что доживу до конца работы».
    4) И боец сказал: «Понятно!»
    12. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
    1) «И зачем вы взяли меня с собой!» — ныл всю дорогу Костик.
    +2) «Подумаешь, — сказал ехидно Илька, — у меня такие тоже есть, только еще лучше.»
    3) «Никогда! — закричала Катя. — Никогда не делайте так!»
    4) «Ну и что же у вас получилось?» — спросила Ольга.
    13. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
    1) «За все ответите!» — грозно сказала мать.
    2) Он тихо произнес: «Можно я зайду к вам вечером?»
    3) «Ужасная погода, — ворчала бабушка, — хороший хозяин в такую погоду собаку не выведет».
    +4) «Уходите!», — твердо сказал Пашка.
    14. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
    1) «Ура!» — кричали люди на площади.
    2) «Наконец-то весна, — подумала мама, — скоро сын вернется».
    3) Ольга удивилась: «Неужели уже вечер? Ведь так еще светло!»
    +4) Многие говорили: «Он несчастный сын богатых родителей.»
    15. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
    1) Деревья шумят, точно шепчут друг другу: «Как страшно в саду!»
    2) «Это что за птица?» — спросила Зиночка.
    3) «Я могу читать, — заговорил Петрусь, — и скоро выучусь писать пером».
    +4) «Позвольте, — заметил один скептик, не от лимона ли этот ящик?»
    16. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
    +1) Ты глянь-ка, — сказал он, — вот как разнесло!»
    2) Павка сказал резко: «Ты потише!»
    3) «Погоди… — крикнул Ленька. — Как ты говоришь? Пыль?»
    4) «Нет, — промолвил Ермолай, — дело не ладно».
    17. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
    +1) Наполеон однажды заметил, что «я могу проиграть эту битву, но не могу потерять минуту».
    2) «Мадам, вам завернуть или так полетите?» — спросил продавец женщину, два с лишним часа выбиравшую в магазине метлу.
    3) По словам Мопассана, «любовь сильна, как смерть, зато хрупка, как стекло».
    4) «Талант! Талант! — говорил он. — Несомненный талант. Ты положительно будешь иметь успех!»
    18. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
    1) «Здор?во, парень, — сказала она печально. — Как живешь?»
    2) Старик шел и, спотыкаясь о траву, повторял: «Какой аромат, граждане! Какой упоительный аромат!»
    +3) По мысли Антуана де Сент-Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце: самого главного глазами не увидишь».
    4) Он хотел узнать у кучера, куда они заехали.

  2. Жарикова Лиза написал(а):

    I) РАсставить знаки препинания:
    Русалочка спасла принца. Она захотела узнать больше о людях. У своей мудрой бабушки Русалочка спросила, чем отличаются люди от русалок. » У них есть душа. Ты тоже обретешь душу если в тебя влюбится кто-нибудь из людей», — ответила бабушка. «Я должна быть похожа на людей», — решила Русалочка и обратилась за помощью к морской ведьме. «Знаю, зачем ты пришла», — проговорила она.» Ты отделаешься от своего хвоста, но взамен отдашь мне свой чудесный голос», — проговорила ведьма, смеясь. «Хорошо», — ответила Русалочка. Ведьма поставила котел на огонь, чтобы сварить зелье.
    II/Тесты по теме «Способы передачи чужой речи»
    1. Предложение с косвенной речью представляют собой:
    3) сложноподчинённое предложение;

    2. В схеме предложения с прямой речью «П — а,— П» недостаёт:
    2) запятой;

    3. Укажите способ передачи чужой речи в предложении
    По радио сообщили, что завтра ожидаются осадки.
    2) предложение с косвенной речью;

    4. При замене прямой речи косвенной в предложении «Я буду ждать тебя где-нибудь поблизости»,— сказала Валя. необходимо употребить:
    1) союз что;

    5. Укажите неправильно построенное предложение с косвенной речью.

    2) Никита попросил, или не помогу я ему решить задачу.

    6. Укажите, какой схеме соответствует данное предложение с прямой речью:
    Уже вечереет сказал мечтательно художник Скоро станет темно и на небе появятся первые звёзды.
    2) «П,— а.— П».
    7. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
    3) «Как хорошо, что я спрятал револьвер в вороньем гнезде». — подумал Павел.

    8. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
    2) «Буду, буду летать!» звенело и пело в голове Алексея.

    9. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
    4) «Нам придется здесь ночевать. — сказал Максим Максимыч — в такую метель через горы не переедешь».
    10. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
    3) «Недаром на нем эта кольчуга, — подумал я — уж он, верно, что-нибудь замышляет».

    11. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
    1) Тысячная толпа рявкнула: «К ответу»!
    12. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
    2) «Подумаешь, — сказал ехидно Илька, — у меня такие тоже есть, только еще лучше.»

    13. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
    4) «Уходите!», — твердо сказал Пашка.
    14. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
    4) Многие говорили: «Он несчастный сын богатых родителей.»
    15. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
    4) «Позвольте, — заметил один скептик, не от лимона ли этот ящик?»

    16. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
    1) Ты глянь-ка, — сказал он, — вот как разнесло!»
    17. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

    1) Наполеон однажды заметил, что «я могу проиграть эту битву, но не могу потерять минуту».
    18. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
    3) По мысли Антуана де Сент-Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце: самого главного глазами не увидишь».

  3. Елизавета написал(а):

    I) РАсставить знаки препинания:
    Русалочка спасла принца. Она захотела узнать больше о людях. У своей мудрой бабушки Русалочка спросила, чем отличаются люди от русалок. «У них есть душа. Ты тоже обретешь душу, если в тебя влюбится кто-нибудь из людей»,- ответила бабушка. «Я должна быть похожа на людей»,- решила Русалочка и обратилась за помощью к морской ведьме. «Знаю, зачем ты пришла»,- проговорила она. «Ты отделаешься от своего хвоста, но взамен отдашь мне свой чудесный голос»,- проговорила ведьма, смеясь. «Хорошо»,- ответила Русалочка. Ведьма поставила котел на огонь, чтобы сварить зелье.
    II/Тесты по теме «Способы передачи чужой речи»
    1. Предложение с косвенной речью представляют собой:
    3) сложноподчинённое предложение;
    2. В схеме предложения с прямой речью «П — а,— П» недостаёт:
    2) запятой;

    3. Укажите способ передачи чужой речи в предложении
    По радио сообщили, что завтра ожидаются осадки.
    2) предложение с косвенной речью;

    4. При замене прямой речи косвенной в предложении «Я буду ждать тебя где-нибудь поблизости»,— сказала Валя. необходимо употребить:
    1) союз что;

    5. Укажите неправильно построенное предложение с косвенной речью.
    2) Никита попросил, или не помогу я ему решить задачу.

    6. Укажите, какой схеме соответствует данное предложение с прямой речью:
    Уже вечереет сказал мечтательно художник Скоро станет темно и на небе появятся первые звёзды.
    2) «П,— а.— П».

    7. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
    3) «Как хорошо, что я спрятал револьвер в вороньем гнезде». — подумал Павел.

    8. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

    2) «Буду, буду летать!» звенело и пело в голове Алексея.

    9. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
    4) «Нам придется здесь ночевать. — сказал Максим Максимыч — в такую метель через горы не переедешь».
    10. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
    3) «Недаром на нем эта кольчуга, — подумал я — уж он, верно, что-нибудь замышляет».

    11. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
    1) Тысячная толпа рявкнула: «К ответу»!

    12. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
    2) «Подумаешь, — сказал ехидно Илька, — у меня такие тоже есть, только еще лучше.»

    13. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
    4) «Уходите!», — твердо сказал Пашка.
    14. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
    4) Многие говорили: «Он несчастный сын богатых родителей.»
    15. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

    4) «Позвольте, — заметил один скептик, не от лимона ли этот ящик?»
    16. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
    1) Ты глянь-ка, — сказал он, — вот как разнесло!»

    17. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
    1) Наполеон однажды заметил, что «я могу проиграть эту битву, но не могу потерять минуту».

    18. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
    3) По мысли Антуана де Сент-Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце: самого главного глазами не увидишь».

  4. Соня Акинина написал(а):

    1 Часть.
    Русалочка спросила, чем отличаются люди от русалок: «У них есть душа». «Ты тоже обретешь душу, если в тебя влюбится кто-нибудь из людей»,- ответила бабушка. «Я должна быть похожа на людей»,- решила Русалочка и обратилась за помощью к морской ведьме. «Знаю, зачем ты пришла», — проговорила она. «Ты отделаешься от своего хвоста, но взамен отдашь мне свой чудесный голос»,- проговорила ведьма смеясь. «Хорошо»,- ответила Русалочка. Ведьма поставила котел на огонь, чтобы сварить зелье.
    2 Часть.
    1. 3
    4.2
    3. 2
    4. 1
    5. 3
    6. 3
    7. 3
    8. 2
    9. 4
    10. 3
    11. 1
    12. 2
    13. 4
    14. 4
    15. 4
    16. 1
    17. 1
    18. 3

  5. Лиза Болога написал(а):

    1 Часть.
    Русалочка спросила, чем отличаются люди от русалок: «У них есть душа». «Ты тоже обретешь душу, если в тебя влюбится кто-нибудь из людей»,- ответила бабушка. «Я должна быть похожа на людей»,- решила Русалочка и обратилась за помощью к морской ведьме. «Знаю, зачем ты пришла», — проговорила она. «Ты отделаешься от своего хвоста, но взамен отдашь мне свой чудесный голос»,- проговорила ведьма смеясь. «Хорошо»,- ответила Русалочка. Ведьма поставила котел на огонь, чтобы сварить зелье.
    2 Часть.
    1)3
    2)2
    3)2
    4)1
    5)3
    6)3
    7)3
    8)2
    9)4
    10)3
    11)1
    12)2
    13)4
    14)4
    15)4
    16)1
    17)1
    18)3

  6. Харламова Ксения написал(а):

    I) РАсставить знаки препинания:
    Русалочка спасла принца. Она захотела узнать больше о людях. У своей мудрой бабушки Русалочка спросила, чем отличаются люди от русалок. «У них есть душа. Ты тоже обретешь душу, если в тебя влюбится кто-нибудь из людей», — ответила бабушка. «Я должна быть похожа на людей!» — решила Русалочка и обратилась за помощью к морской ведьме. «Знаю, зачем ты пришла, — проговорила она. «Ты отделаешься от своего хвоста, но взамен отдашь мне свой чудесный голос», — проговорила ведьма смеясь. «Хорошо», — ответила Русалочка. Ведьма поставила котел на огонь, чтобы сварить зелье.

    II/Тесты по теме «Способы передачи чужой речи»

    1. Предложение с косвенной речью представляют собой:

    3) сложноподчинённое предложение;

    2. В схеме предложения с прямой речью «П — а,— П» недостаёт:

    1) точек;
    2) запятой;

    3. Укажите способ передачи чужой речи в предложении

    По радио сообщили, что завтра ожидаются осадки.

    2) предложение с косвенной речью;

    4. При замене прямой речи косвенной в предложении «Я буду ждать тебя где-нибудь поблизости»,— сказала Валя. необходимо употребить:

    1) союз что;

    5. Укажите неправильно построенное предложение с косвенной речью.

    2) Никита попросил, или не помогу я ему решить задачу.

    6. Укажите, какой схеме соответствует данное предложение с прямой речью:

    «Уже вечереет, — сказал мечтательно художник, — «Скоро станет темно и на небе появятся первые звёзды».

    3) «П,— а, — П».

    7. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

    2) Он обратился с просьбой: «Передайте, пожалуйста, эту книгу в библиотеку».

    8. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

    2) «Буду, буду летать!» звенело и пело в голове Алексея.

    9. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

    4) «Нам придется здесь ночевать. — сказал Максим Максимыч — в такую метель через горы не переедешь».

    10. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

    3) «Недаром на нем эта кольчуга, — подумал я — уж он, верно, что-нибудь замышляет».

    11. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

    1) Тысячная толпа рявкнула: «К ответу»!

    12. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

    2) «Подумаешь, — сказал ехидно Илька, — у меня такие тоже есть, только еще лучше.»

    13. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

    4) «Уходите!», — твердо сказал Пашка.

    14. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

    4) Многие говорили: «Он несчастный сын богатых родителей.»

    15. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

    4) «Позвольте, — заметил один скептик, не от лимона ли этот ящик?»

    16. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

    1) Ты глянь-ка, — сказал он, — вот как разнесло!»

    17. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

    1) Наполеон однажды заметил, что «я могу проиграть эту битву, но не могу потерять минуту».

    3) По словам Мопассана, «любовь сильна, как смерть, зато хрупка, как стекло».

    18. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

    3) По мысли Антуана де Сент-Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце: самого главного глазами не увидишь».

  7. Денис В написал(а):

    I) РАсставить знаки препинания:

    Русалочка спасла принца. Она захотела узнать больше о людях. У своей мудрой бабушки

    Русалочка спросила, чем отличаются люди от русалок. «У них есть душа. Ты тоже обретешь душу,

    если в тебя влюбится кто-нибудь из людей», — ответила бабушка. «Я должна быть похожа на

    людей», — решила Русалочка и обратилась за помощью к морской ведьме. «Знаю, зачем ты

    пришла», — проговорила она. «Ты отделаешься от своего хвоста, но взамен отдашь мне свой

    чудесный голос», — проговорила ведьма смеясь. «Хорошо», — ответила Русалочка. Ведьма

    поставила котел на огонь, чтобы сварить зелье.

    II/Тесты по теме «Способы передачи чужой речи»

    1. Предложение с косвенной речью представляют собой:

    3) сложноподчинённое предложение;

    2. В схеме предложения с прямой речью «П — а,— П» недостаёт:

    2) запятой;

    3. Укажите способ передачи чужой речи в предложении

    По радио сообщили, что завтра ожидаются осадки.

    2) предложение с косвенной речью;

    4. При замене прямой речи косвенной в предложении «Я буду ждать тебя где-нибудь

    поблизости»,— сказала Валя. необходимо употребить:

    1) союз что;

    5. Укажите неправильно построенное предложение с косвенной речью.

    2) Никита попросил, или не помогу я ему решить задачу.

    6. Укажите, какой схеме соответствует данное предложение с прямой речью:

    Уже вечереет сказал мечтательно художник Скоро станет темно и на небе появятся первые

    звёзды.

    2) «П,— а.— П».

    7. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

    3) «Как хорошо, что я спрятал револьвер в вороньем гнезде». — подумал Павел.

    8. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

    2) «Буду, буду летать!» звенело и пело в голове Алексея.

    ответственного дела».

    9. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

    4) «Нам придется здесь ночевать. — сказал Максим Максимыч — в такую метель через горы не

    переедешь».

    10. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

    3) «Недаром на нем эта кольчуга, — подумал я — уж он, верно, что-нибудь замышляет».

    11. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

    1) Тысячная толпа рявкнула: «К ответу»!

    12. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

    2) «Подумаешь, — сказал ехидно Илька, — у меня такие тоже есть, только еще лучше.»

    13. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

    4) «Уходите!», — твердо сказал Пашка.

    14. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

    4) Многие говорили: «Он несчастный сын богатых родителей.»

    15. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

    4) «Позвольте, — заметил один скептик, не от лимона ли этот ящик?»

    16. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

    1) Ты глянь-ка, — сказал он, — вот как разнесло!»

    17. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

    1) Наполеон однажды заметил, что «я могу проиграть эту битву, но не могу потерять минуту».

    18. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

    3) По мысли Антуана де Сент-Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце: самого главного глазами не

    увидишь».

Она молча похлопала его по руке. Ей хотелось сказать ему много ласковых слов, но сердце ее было стиснуто жалостью и слова не шли с языка.

В слободке говорили о социалистах, которые разбрасывают написанные синими чернилами листки. В этих листках зло писали о порядках на фабрике, о стачках рабочих в Петербурге и в южной России, рабочие призывались к объединению и борьбе за свои интересы.

Пожилые люди, имевшие на фабрике хороший заработок, ругались:

— Смутьяны! За такие дела надо морду бить!

И носили листки в контору. Молодежь читала прокламации с увлечением:

— Правда!

Большинство, забитое работой и ко всему равнодушное, лениво отзывалось:

— Ничего не будет, — разве можно?

Но листки волновали людей, и, если их не было неделю, люди уже говорили друг другу:

— Бросили, видно, печатать…

А в понедельник листки снова появлялись, и снова рабочие глухо шумели.

В трактире и на фабрике замечали новых, никому не известных людей. Они выспрашивали, рассматривали, нюхали и сразу бросались всем в глаза, одни — подозрительной осторожностью, другие — излишней навязчивостью.

Мать понимала, что этот шум поднят работой ее сына. Она видела, как люди стягивались вокруг него. И опасения за судьбу Павла сливались с гордостью за него.

Как-то вечером Марья Корсунова постучала с улицы в окно, и, когда мать открыла раму, она громким шепотом заговорила:

— Держись, Пелагея, доигрались голубчики! Ночью сегодня обыск решен у вас, у Мазина, у Весовщикова…

Толстые губы Марьи торопливо шлепались одна о другую, мясистый нос сопел, глаза мигали и косились из стороны в сторону, выслеживая кого-то на улице.

— А я ничего не знаю, и ничего я тебе не говорила и даже не видела тебя сегодня, — слышишь?

Она исчезла.

Мать, закрыв окно, медленно опустилась на стул. Но сознание опасности, грозившей сыну, быстро подняло ее на ноги, она живо оделась, зачем-то плотно окутала голову шалью и побежала к Феде Мазину, — он был болен и не работал. Когда она пришла к нему, он сидел под окном, читая книгу, и качал левой рукой правую, оттопырив большой палец. Узнав новость, он быстро вскочил, его лицо побледнело.

— Вот те и раз… — пробормотал он.

— Что надо делать-то? — дрожащей рукой отирая с лица пот, спрашивала Власова.

— Погодите, — вы не бойтесь! — ответил Федя, поглаживая здоровой рукой курчавые волосы.

— Да ведь вы сами-то боитесь! — воскликнула она.

— Я? — Щеки его вспыхнули румянцем, и, смущенно улыбаясь, он сказал: — Да-а, черт… Надо Павлу сказать. Я сейчас пошлю к нему! Вы идите, — ничего! Ведь бить не будут?

Возвратясь домой, она собрала все книжки и, прижав их к груди, долго ходила по дому, заглядывая в печь, под печку, даже в кадку с водой. Ей казалось, что Павел сейчас же бросит работу и придет домой, а он не шел. Наконец, усталая, она села в кухне на лавку, подложив под себя книги, и так, боясь встать, просидела до поры, пока не пришли с фабрики Павел и хохол.

— Знаете? — воскликнула она, не вставая.

— Знаем! — улыбаясь, сказал Павел. — Боишься?

— Так боюсь, так боюсь!..

— Не надо бояться! — сказал хохол. — Это — ничему не помогает.

— Даже самовар не поставила! — заметил Павел.

Мать встала и, указывая на книжки, виновато объяснила:

— Да я вот все с ними…

Сын и хохол засмеялись, это ободрило ее. Павел отобрал несколько книг и понес их прятать на двор, а хохол, ставя самовар, говорил:

— Совсем ничего нет страшного, ненько, только стыдно за людей, что они пустяками занимаются. Придут взрослые мужчины с саблями на боку, со шпорами на сапогах и роются везде. Под кровать заглянут и под печку, погреб есть — в погреб полезут, на чердак сходят. Там им на рожи паутина садится, они фыркают. Скучно им, стыдно, оттого они делают вид, будто очень злые люди и сердятся на вас. Поганая работа, они же понимают! Один раз порыли у меня всё, сконфузились и ушли просто, а другой раз захватили и меня с собой. Посадили в тюрьму, месяца четыре сидел я. Сидишь-сидишь, позовут к себе, проведут по улице с солдатами, спросят что-нибудь. Народ они неумный, говорят несуразное такое, поговорят — опять велят солдатам в тюрьму отвести. Так и водят туда и сюда, — надо же им жалованье свое оправдать! А потом выпустят на волю, — вот и все!

— Как вы всегда говорите, Андрюша! — воскликнула мать.

Стоя на коленях около самовара, он усердно дул в трубу, но тут поднял свое лицо, красное от напряжения, и, обеими руками расправляя усы, спросил:

— А как говорю?

— Да будто вас никто никогда не обижал…

Он встал и, тряхнув головой, заговорил, улыбаясь:

— Разве же есть где на земле необиженная душа? Меня столько обижали, что я уже устал обижаться. Что поделаешь если люди не могут иначе? Обиды мешают дело делать, останавливаться около них — даром время терять. Такая жизнь! Я прежде, бывало, сердился на людей, а подумал, — вижу — не стоит. Всякий боится, как бы сосед не ударил, ну и старается поскорее сам в ухо дать. Такая жизнь, ненько моя!

Речь его лилась спокойно и отталкивала куда-то в сторону тревогу ожидания обыска, выпуклые глаза светло улыбались, и весь он, хотя и нескладный, был такой гибкий.

Мать вздохнула и тепло пожелала ему:

— Дал бы вам бог счастья, Андрюша!

Хохол широко шагнул к самовару, снова сел на корточки перед ним и тихо пробормотал:

— Дадут счастья — не откажусь, просить — не стану!

Вошел Павел со двора, уверенно сказал:

— Не найдут! — и стал умываться.

Потом, крепко и тщательно вытирая руки, заговорил:

— Если вы, мамаша, покажете им, что испугались, они подумают: значит, в этом доме что-то есть, коли она так дрожит. Вы ведь понимаете — дурного мы не хотим, на нашей стороне правда, и всю жизнь мы будем работать для нее — вот вся наша вина! Чего же бояться?

— Я, Паша, скреплюсь, — пообещала она. И вслед за тем у нее тоскливо вырвалось: — Уж скорее бы приходили они!

А они не пришли в эту ночь, и наутро, предупреждая возможность шуток над ее страхом, мать первая стала шутить над собой:

— Прежде страха испугалась!

Они явились почти через месяц после тревожной ночи. У Павла сидел Николай Весовщиков, и, втроем с Андреем, они говорили о своей газете. Было поздно, около полуночи. Мать уже легла и, засыпая, сквозь дрему слышала озабоченные, тихие голоса. Вот Андрей, осторожно шагая, прошел через кухню, тихо притворил за собой дверь. В сенях загремело железное ведро. И вдруг дверь широко распахнулась — хохол шагнул в кухню, громко шепнув:

— Шпоры звенят!

Мать вскочила с постели, дрожащими руками хватая платье, но в двери из комнаты явился Павел и спокойно сказал:

— Вы лежите, — вам нездоровится!

В сенях был слышен осторожный шорох. Павел подошел к двери и, толкнув ее рукой, спросил:

— Кто там?

В дверь странно быстро ввернулась высокая, серая фигура, за ней другая, двое жандармов оттеснили Павла, встали по бокам у него, и прозвучал высокий, насмешливый голос:

— Не те, кого вы ждали, а?

«Мать». Кукрыниксы

Это сказал высокий, тонкий офицер с черными, редкими усами. У постели матери появился слободский полицейский Федякин и, приложив одну руку к фуражке, а другою указывая в лицо матери, сказал, сделав страшные глаза:

— Вот это мать его, ваше благородие! — И, махнув рукой на Павла, прибавил: — А это — он самый!

— Павел Власов? — спросил офицер, прищурив глаза, и, когда Павел молча кивнул головой, он заявил, крутя ус: — Я должен произвести обыск у тебя. Старуха, встань! Там — кто? — спросил он, заглядывая в комнату, и порывисто шагнул к двери.

— Ваши фамилии? — раздался его голос.

488. Спишите, заменяя прямую речь косвенной. Особое внимание обратите на употребление местоимений.
1) «Душевно рад, — начал он , — и благодарен за доброе намерение посетить нас». 2) «Живей, живей, ребята, подсобляйте!» — воскликнул Николай Петрович. 3) «А это впереди, кажется, наш лес?» — спросил Аркадий. 4) «Где же твой новый приятель?» — спросил он Аркадия. 5) «Мой дед землю пахал», — с надменной гордостью отвечал Базаров. 6) «Вам больше чаю не угодно?» — промолвила Фенечка. 7) «Да, да, я знаю вас, Базаров, — повторила она . — Хотите сигару?» 8) «Меня зовут Аркадий Николаевич Кирсанов, — проговорил Аркадий, — и я ничем не занимаюсь». 9) «Пойдёмте гулять завтра поутру, — сказала Анна Сергеевна Базарову, — я хочу узнать от вас латинские названия полевых растений и их свойства». 10) «Спустите штору и сядьте, — промолвила Одинцова, — мне хочется поболтать с вами перед вашим отъездом». 11) Аркадий с прежней улыбкой сказал Базарову:»Евгений, возьми меня с собой, я хочу к тебе поехать». 12) «Душевно рад знакомству, — проговорил Василий Иванович, — только уж вы не взыщите: у меня здесь всё по простоте, на военную ногу. Арина Власьевна, успокойся, сделай одолжение: что это за малодушие?» (И. Тургенев)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *