Законодательный процесс на федеральном уровне

Законодательный процесс на федеральном уровне

Согласно ст. 105, 108 Конституции РФ на федеральном уровне существуют два вида законов — федеральные законы и федеральные конституционные законы.

Если возникнет вопрос о внесении изменений и дополнений в Конституцию РФ, то все зависит оттого, чего они касаются. Согласно ст. 135 Конституции, когда речь пойдет о положениях гл. 1,2,9 и палаты примут большинством в три пятых голосов каждой палаты решение о необходимости их пересмотра, придется созвать Конституционное Собрание, которое либо подтвердит неизменность действующей Конституции, либо разработает проект новой Конституции. Этот проект принимается двумя третями общего числа членов Конституционного Собрания либо выносится на референдум Российской Федерации (по обращению Конституционного Собрания его назначает Президент РФ). Таким образом, по данной процедуре возникает не просто закон Российской Федерации, а новая Конституция.

В ст. 136 Конституции РФ сказано, что поправки к гл. 3—8 Конституции принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ. По запросу Думы постановлением от 31 октября 1995 г. Конституционный Суд РФ дал толкование ст. 136: поправки в смысле ст. 136 Конституции РФ принимаются в форме особого правового акта — закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ. Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» был принят в 1998 г.

Таким образом, можно говорить о трех видах законов Российской Федерации:

  • — законы РФ о поправках к Конституции РФ;
  • — федеральные конституционные законы;
  • — федеральные законы.

Различие между этими актами может быть проведено по двум критериям :

Во-первых, по предмету.

законы о поправках имеют целевое назначение — вносят изменения в Конституцию;

федеральные конституционные законы принимаются по строго определенному перечню вопросов, перечисленных в Конституции РФ; федеральные законы принимаются по широкому, строго не определенному кругу вопросов, исключая, однако, те, по которым принимаются законы о поправках к Конституции или федеральные конституционные законы.

Во-вторых, по требуемому большинству и процедурам при принятии федеральные законы нуждаются в простом большинстве голосов в каждой из палат, допускают сначала отклонение верхней палатой, преодолеваемое нижнем палатой, для принятия закона в прежней редакции, двумя третями голосов, затем возможно вето Президента, преодолеваемое в обеих палатах двумя третями голосов;

федеральные конституционные законы принимаются последовательно двумя третями голосов в Государственной Думе и тремя четвертями голосов в Совете Федерации (если не будет три четверти голосов в этой палате, закон считается не принятым, и Дума ничего не может сделать, ее возможности преодолеть решение Совета Федерации относительно федерального конституционного закона не предусмотрено), после чего подлежат подписанию и обнародованию Президентом (его вето по этому виду актов не предусмотрено);

закон о поправках принимается по приведенной процедуре конституционного закона, но после этого подлежит одобрению органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ. На рассмотрение закона о поправках субъектам дается срок до одного года. Далее Совет Федерации на своем первом заседании, следующем за днем истечения данного срока, устанавливает результаты рассмотрения закона в субъектах и принимает соответствующее постановление. В течение семи дней со дня установления результатов Советом Федерации его Председатель направляет закон Президенту. Не позднее 14 дней со дня получения закона Российской Федерации о поправке Президент подписывает закон и осуществляет его официальное опубликование. Со дня официального опубликования закон вступает в силу, если им самим не установлена иная дата вступления закона в силу.

Стадию законодательного процесса в самом общем виде можно определить как некую совокупность процессуальных действий, способствующих достижению определенного правового результата.

Но по поводу понятия «законодательный процесс» в целом и конкретно в Российской Федерации существуют различные мнения. Говоря обобщенно, законодательный процесс — это совокупность стадий, начиная от осуществления права законодательной инициативы, т.е. внесения законопроекта на рассмотрение парламента, далее рассмотрение и принятие закона в парламенте, подписание и обнародование закона компетентным органом; действий непосредственно парламента, начиная от принятия законопроекта к рассмотрению и кончая принятием закона.

Если считать законодательный процесс совокупностью взаимосвязанных и взаимообусловленных действий, то категорию «законотворческий процесс» из-за слишком широкого толкования процесса рождения закона нельзя поддержать — законопроекты создаются иногда очень долго, иногда быстро, но пока их не внесли официально в парламент, законодательный процесс еще не начался. Но и в слишком узком понимании законодательного процесса исключаются из законодательной процедуры те шаги (официальное внесение законопроекта в парламент, подписание и опубликование закона), без которых появление закона и его вступление в действие попросту немыслимо.

Поэтому надо отдать предпочтение первому подходу.

Известные ученые-юристы Е.И. Козлова и О.Е. Кутафин в учебнике «Конституционное право России» выделяют 7 (семь) стадий законодательного процесса, которые именуют следующим образом:

  • 1) право законодательной инициативы,
  • 2) предварительное рассмотрение законопроектов,
  • 3) рассмотрение законопроектов в Государственной Думе,
  • 4) принятие закона,
  • 5) рассмотрение и одобрение законов Советом Федерации,
  • 6) особая стадия законодательного процесса — преодоление разногласий между палатами Федерального Собрания,
  • 7) завершающая стадия — подписание и обнародование закона.

Юристы-практики насчитывают значительно большее число стадий, причем это зависит от парламентских традиций и от особенностей политической системы. Однако, как правило, в работах концептуального характера, посвященных данному вопросу, выделяются четыре основные стадии законодательного процесса:

  • 1) внесение законопроекта или законодательного предложения (законодательная инициатива);
  • 2) рассмотрение законопроекта в палатах, комитетах (комиссиях) парламента (обсуждение законопроекта);
  • 3) принятие закона;
  • 4) опубликование закона.

Предпарламентская стадия.

Законодательный процесс начинается с внесения законопроекта в Государственную Думу субъектом права законодательной инициативы. Часть 1 статьи 104 Конституции РФ определяет 6 таких субъектов. Правом законодательной инициативы обладают следующие субъекты: Президент РФ, Правительство РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, Государственная Дума, депутаты Государственной Думы, законодательные органы субъектов РФ, а так же Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды (только по вопросам их ведения). Государственная Дума обязана рассмотреть внесенные данными субъектами законопроекты. Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Государственную Думу проектов федеральных законов и федеральных конституционных законов, законопроектов о внесении поправок в действующие законы и поправок к законопроектам. Часть 3 статьи 104 Конституции РФ устанавливает набор обязательных документов, необходимых для реализации права законодательной инициативы в форме законопроекта:

  • — Пояснительная записка, содержащая предмет законодательного регулирования и концепцию законопроекта;
  • — Текст законопроекта (на титульном листе — указание о том, кто его внес);
  • — Перечень правовых актов, подлежащих изменению/отмене/приостановлению/дополнению;
  • — Законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, должны сопровождаться также заключением Правительства РФ. Отрицательное заключение не является основанием для отклонения законопроекта.

Регламент Государственной Думы определяет следующие положения, которые подлежат обязательному включению в законопроект:

  • — о сроке и порядке вступления в силу ФЗ, ФКЗ или отдельных их положений;
  • — о признании утратившими силу и о приостановлении действия ранее принятых правовых актов в связи с принятием данного ФЗ/ФКЗ.

Факт регистрации законопроекта можно считать завершением предпарламентской стадии законодательного процесса.

Парламентская стадия.

  • — Предварительное рассмотрение законопроекта в Государственной Думе. Задача этапа предварительного рассмотрения — проверка текста законопроекта со всеми сопровождающими материалами требованиям ч. 3 ст. 104 Конституции РФ и ст. 105 Регламента Государственной Думы. Законопроект вносится в Государственную Думу на имя её председателя и направляется им со всеми документами в депутатские объединения и комитет палаты, в ведении которого находится предметная область законопроекта. Данный комитет проверяет совместно с Правовым управлением Аппарата Государственной Думы законопроект на соответствие требованиям ст. 104 Конституции РФ и ст. 105 Регламента Государственной Думы и в течение 14 дней представляет его вместе с заключением в Совет Государственной Думы. При несоответствии законопроекта указанным требованиям Совет Государственной Думы возвращает его инициатору для их выполнения. После выполнения этих требований субъект права законодательной инициативы вправе вновь внести данный законопроект. Если же законопроект соответствует требованиям, Совет Государственной Думы назначает ответственный по законопроекту комитет и включает проект в примерную программу законопроектной работы палаты на текущую сессию. Данное действие означает признание законопроекта официально внесенным в Государственную Думу.
  • — Рассмотрение законопроекта в первом чтении.

Основная цель этапа подготовки и проведения первого чтения — принятие или отклонение палатой концепции законопроекта. Он начинается с того, что в соответствии со ст. 109 Регламента Государственной Думы законопроект направляется Советом Государственной Думы в комитеты, комиссии и депутатские объединения Государственной Думы, Президенту РФ, в Совет Федерации, Правительству РФ, а так же в Конституционный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и Верховный Суд РФ по предметам их ведения для подготовки и предоставления отзывов, замечаний и предложений. Законопроекты по предметам совместного ведения РФ и её субъектов направляются в высшие законодательные органы субъектов для подготовки предложений и замечаний в срок не позднее, чем за 45 дней до дня рассмотрения их в Государственной Думе. Совет Государственной Думы устанавливает сроки подготовки законопроекта к первому чтению. До принятия законопроекта в первом чтении внесший его субъект законодательной инициативы имеет право изменить его текст или отозвать его на основе письменного заявления. Ответственный комитет имеет право направить законопроект в государственные органы или другие организации для подготовки отзывов, предложений и замечаний или проведения экспертиз. Отзывы всех органов, в которые был направлен законопроект, подлежат обязательному рассмотрению на заседаниях ответственного комитета. Так же любой член такого органа имеет право присутствовать на заседании ответственного комитета с правом совещательного голоса. Законопроект обязан пройти правовую экспертизу, цель которой — установить соответствие законопроекта Конституции, ФЗ и ФКЗ; проверка внутренней логики законопроекта; проверка перечня актов законодательства, подлежащих отмене или изменению. Экспертное заключение Правового управления Государственной Думы, которое проводит данную экспертизу, является обязательным документом для рассмотрения законопроекта в первом чтении. Основной результат подготовки проекта к первому чтению — заключение ответственного комитета (и комитетов-соисполнителей) с мотивированным обоснованием необходимости принятия либо отклонения законопроекта. Оно принимается голосованием на заседании комитета.

Не позднее, чем за 14 дней до внесения на рассмотрении палаты ответственный комитет направляет законопроект в Совет Государственной Думы. Совет на основании предложения ответственного комитета включает законопроект в порядок работы палаты и назначает дату его рассмотрения в первом чтении. Не позднее, чем за 3 дня до рассмотрения законопроект и сопутствующие материалы направляются Президенту РФ, в Совет Федерации, депутатам Государственной Думы и внесшему его субъекту права законодательной инициативы.

Первое чтение регулируется ст. 118 и 119 регламента Государственной Думы. Обсуждается концепция законопроекта, соответствие Конституции, актуальность и практическая значимость законопроекта. Решение о принятии проекта федерального закона в первом чтении принимается простым большинством голосов (больше половины депутатов), а федерального конституционного закона — квалифицированным (2/3 от общего числа депутатов) большинством голосов. Если законопроект не набрал необходимое количество голосов, он считается отклоненным без дополнительного голосования и дальнейшему рассмотрению не подлежит. В случае принятия устанавливается срок внесения поправок в законопроект (15 дней, по предметам совместного ведения — 30). Государственная Дума может также принять решение о всенародном обсуждении принятого законопроекта.

— Рассмотрение законопроекта во втором чтении.

Подготовка и проведение второго чтения состоят в принятии и отклонении поправок к законопроекту. Поправки вправе вносить только субъекты права законодательной инициативы. При подготовке ко второму чтению ответственный комитет изучает и обобщает поступившие поправки и имеет право их экспертизы на соответствие Конституции и ФКЗ. Данный комитет может согласиться с поправками и включить их в текст законопроекта, рекомендовать Государственной Думе принять таблицу одобренных комитетом поправок, внести в палату таблицу поправок, рекомендованных к отклонению и таблицу поправок, по которым не было принято решение. Правовое управление Аппарата Государственной Думы проводит постатейную правовую и лингвистическую экспертизу законопроекта с включенными поправками и подготавливает соответствующее заключение. Завершив работу, ответственный комитет направляет в Совет Государственной Думы:

  • — Проект постановления Государственной Думы по законопроекту;
  • — Таблицу рекомендуемых к принятию поправок;
  • — Таблицу рекомендуемых к отклонению поправок;
  • — Таблицу поправок, по которым не было принято решение;
  • — Текст законопроекта с учетом рекомендуемых к принятию поправок;
  • — Заключение Правового аппарата Государственной Думы на законопроект.

Совет Государственной Думы определяет дату рассмотрения законопроекта на заседании палаты. Вместе с тем законопроект с поправками направляется Президенту РФ, Правительству РФ, в Совет Федерации, субъекту права законодательной инициативы не позднее, чем за 15 дней до рассмотрения.

В процессе обсуждения законопроекта поочередно ставится на голосование каждая поправка из всех трех таблиц поправок. Все поправки, не набравшие необходимое для принятия число голосов (для ФЗ — простое большинство, для ФКЗ — квалифицированное), считаются отклоненными. После голосования по поправкам на голосование ставится предложение о принятии законопроекта во втором чтении. Если он не набрал необходимого количества голосов, то он направляется в ответственный комитет на доработку. По решению Совета Государственной Думы он может быть рассмотрен повторно. Если не набраны голоса и после повторного рассмотрения, проект считается отклоненным.

— Рассмотрение законопроекта в третьем чтении.

Задача третьего чтения — принятие законопроекта в качестве закона. При подготовке проекта к третьему чтению производится доводка формального качества законопроекта (взаимосвязь статей, редакционная правка и т.п.) По завершении этой работы ответственный комитет направляет законопроект в Совет Государственной Думы, который назначает дату третьего чтения. Если законопроект претерпел изменения во после принятия во втором чтении, он направляется в Совет Федерации, Правительству РФ и депутатам. При рассмотрении в третьем чтении внесение поправок не допускается. Оно носит скорее формальный процедурный характер. Законопроект, не принятый в третьем чтении снимается с дальнейшего рассмотрения. ФЗ принимается простым большинством, а ФКЗ — квалифицированным. Одобренные ФКЗ и принятые ФЗ в течение пяти дней передаются на рассмотрение в Совет Федерации.

  • — Рассмотрение и одобрение федеральных законов Советом Федерации. Совет Федерации реализует вторую часть парламентской стадии законодательного процесса. Не все законы подлежат обязательному рассмотрению. Подлежат обязательному рассмотрению только законопроекты по вопросам:
  • — Федерального бюджета;
  • — Федеральных налогов и сборов;
  • — Валютного, финансового, таможенного и кредитного регулирования;
  • — Денежной эмиссии;
  • — Ратификации и денонсации международных договоров РФ;
  • — Статуса и защиты государственной границы РФ;
  • — Войны и мира.

Поступивший из Государственной Думы принятый ФЗ или одобренный ФКЗ вместе с сопровождающими документами в течение 1 часа регистрируется в Совете Федерации и в срок не более 24 часов направляется всем его членам. Отсутствие заключения Правительства РФ по законопроектам, предусматривающим использование средств федерального бюджета, может служить основанием их отклонения Советом Федерации. По законопроекту, как и в Государственной Думе, назначается ответственный комитет. Также могут быть назначены комитеты-соисполнители. Ответственный комитет предварительно рассматривает законопроект, принимает на заседании соответствующее заключение простым большинством голосов. Предварительное рассмотрение происходит открыто. Если законопроект направлен нескольким комитетам, каждый из них представляет своё заключение. Ответственный комитет в заключении обязан указать, подлежит ли законопроект обязательному рассмотрению. Если законопроект затрагивает предметы совместного ведения, в заключении должна быть указана позиция органов государственной власти субъектов РФ. В заключении ответственного комитета дается оценка законопроекта и одно из решений:

— Рекомендация Совету Федерации отклонить ФЗ или ФКЗ;

— Рекомендация Совету Федерации одобрить ФЗ или ФКЗ.

В заключении излагаются мотивы, по которым комитет предлагает отклонить закон. Комитет имеет право предлагать изменения и дополнения к тексту закона. Заключение комитета предоставляется Председателю Совета Федерации.

Принятый Государственной Думой закон считается одобренным Советом Федерации, если за его одобрение проголосовало простое большинство членов палаты. ФКЗ считается одобренным, если за это проголосовало квалифицированное большинство (не менее 3/4) членов палаты. Закон считается отклоненным, если он не набрал необходимое количество голосов. В этом случае создается согласительная комиссия. Законопроект может быть не рассмотрен Советом Федерации в течение 14 дней «14-дневный срок рассмотрения закона Советом Федерации не означает, что именно в этот временной период должна уложиться палата, рассматривая и одобряя закон. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 23 марта 1995 г. о толковании ч. 4 ст. 105 и ст. 106 Конституции РФ пояснил, что Совет Федерации должен начать рассмотрение закона, названного в ст. 106 Конституции РФ, в 14-дневный срок с момента его поступления в палату. Если Совет Федерации в течение этого срока не завершит рассмотрение закона, то он не может считаться автоматически одобренным, а его рассмотрение продолжается на следующем заседании Совета Федерации до вынесения решения о его одобрении или отклонении». Принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации закон в пятидневный срок со дня принятия направляется Президенту РФ для подписания и официального опубликования. На этом заканчивается парламентская стадия законодательного процесса.

— Рассмотрение и одобрение федеральных законов согласительной комиссией. Согласительная комиссия создается в случае отклонения законопроекта Советом Федерации. Отклоненный закон передается ответственному комитету Государственной Думы с рекомендацией создания согласительной комиссии, принятия закона в ранее одобренной редакции или снятия его с рассмотрения. Согласительная комиссия может быть создана по инициативе любой из палат. Она рассматривает лишь положения, по которым между палатами возникли разногласия. Решение комиссии принимается раздельным голосованием депутаций палат и считается принятым при большинстве голосов каждой депутации. Далее Советом Государственной Думы определяется дата повторного рассмотрения проекта. Государственной Думой рассматриваются только предложения согласительной комиссии. Решение по предложениям принимается простым большинством членов палаты. ФЗ считается принятым в новой редакции, если за него проголосовало простое большинство, ФКЗ — квалифицированное. В течение 5 дней закон направляется на повторное рассмотрение в Совет Федерации. Государственная Дума может преодолеть вето Совета Федерации в отношении ФЗ, если за его принятие в предыдущей редакции проголосовало более 2/3 депутатов. Затем он в течение 5 дней направляется Президенту для подписания и обнародования.

Послепарламентская стадия.

Законодательный процесс завершает послепарламентская стадия. В соответствии со ст. 107 Конституции РФ принятый ФЗ «Конституционным Судом РФ в постановлении от 22 апреля 1996 г. № 10-П дано толкование понятия «принятый федеральный закон», под которым понимаются: 1) законы, принятые Государственной Думой и одобренные Советом Федерации; 2) законы, повторно принятые Государственной Думой в случае ее несогласия с решением Совета Федерации; 3) законы, одобренные Государственной Думой и Советом Федерации в ранее принятой редакции» в течение 14 дней с момента поступления подписывается и обнародуется Президентом РФ. Ему предоставляется право отклонить закон (право вето) — «В постановления Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 г. №2-П и от 22 апреля 1996 г. установлено, что отклонение федерального закона означает принятое в течение 14 дней с момента получения закона решение Президента РФ об отказе в его подписании с указанием мотивов такого отказа. В этом случае палаты Федерального Собрания обязаны вновь рассмотреть данный закон в установленном Конституцией РФ порядке. Если отклоненный Президентом РФ федеральный закон не был повторно рассмотрен Советом Федерации, он не может считаться одобренным этой палатой, а вето — преодоленным. Федеральное Собрание может согласиться с Президентом, изменить закон или вообще отказаться от его принятия. Если же палаты настаивают на своем первоначальном решении, то квалифицированным большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы они могут преодолеть вето Президента РФ». Если после повторного рассмотрения палатами отклоненного закона он одобрен в принятой ранее редакции, он подлежит обязательному подписанию и обнародованию. Отклоняя закон, Президент обычно обосновывает свое решение, хотя делать этого не обязан. Права вето на ФКЗ у Президента нет.

Опубликование и вступление в силу законов регулируется Федеральным законом №5-ФЗ от 14.06.1994. Согласно ему, на территории РФ применяются только официально опубликованные законы. Официальное опубликование — помещение полного и точного текста в «Российской газете», «Парламентской газете» или в «Собрании законодательства РФ». При публикации закона указываются все его реквизиты. Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня опубликования, если иное им не предусмотрено. Содержание законов может быть изменено после его вступления в силу только решением Конституционного Суда РФ.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ

  1. B. C. Соловьёв о праве, государстве и историческом процессе.
  2. I. Повышение управляемости организации при внедрении процессного подхода.
  3. II. Начало процесса исторического развития общества.
  4. III. Технологическое проектирование строительных процессов.
  5. III.1.1) Формы уголовного процесса.
  6. IV.3.2) Виды легисакционного процесса.
  7. IV.4.1) Происхождение и смысл формулярного процесса.
  8. IV.4.3) Общий ход формулярного процесса.
  9. IV.5. Когниционный процесс
  10. VI. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса

Субъект законодательной инициативы представляет законопроект в Государственную Думу.

Затем проект обсуждается в профильном комитете Го­сударственной Думы,в случае необходимости по нему проводятся парламентские слушания («нулевое чтение»), а также правовая экспертиза законопроекта. Затем зако­нопроект принимается (отклоняется) в первом чтении;в случае принятия он дорабатывается, ведется работа над предложенными поправками, которые принимаются (от­клоняются) во втором чтении,после этого осуществляется редакционная правка текста законопроекта, затем он принимается в целом в третьем чтении.

Законопроекты о федеральном бюджете принимаются в четырех чтениях. Вкаждом чтении законопроект принима­ется обычным большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (как минимум 226 голо­сов). Принятый Государственной Думой федеральный закон в течение 5 дней передается на рассмотрение Совету Федерации. Там он прорабатывается в профильном коми­тете (постоянной комиссии). Совет Федерации в течение 14 дней одобряет (отклоняет) принятый Государственной Думой федеральный закон. Если в течение 14 дней Совет

Федерации не рассмотрел принятый Государственной Ду­мой федеральный закон, он считается одобренным Сове­том Федерации, кроме федеральных законов по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регу­лирования, денежной эмиссии, ратификации и денонса­ции международных договоров РФ, статуса и защиты Го­сударственной границы РФ, войны и мира.

В случае отклонения Советом Федерации принятого Государственной Думой федерального закона может быть создана согласительная комиссия с участием членов Со­вета Федерации и депутатов Государственной Думы, при­званная создать компромиссный текст законопроекта, который вновь будет проходить все чтения в Государ­ственной Думе; либо ветоСовета Федерации может быть преодолено нижней палатой,если за принятый Государ­ственной Думой федеральный закон повторно проголосу­ют не менее 2/3 Депутатов Государственной Думы. Приня­тый федеральный закон (после одобрения Советом Феде­рации) в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования(на это у него есть 14дней). Президент РФ вправе не подписать принятый федераль­ный закон (наложить на него вето), в таком случае палаты Федерального Собрания РФ либо принимают новый феде­ральный закон, либо преодолевают президентское вето, т.е. за принятый Федеральным Собранием РФ федераль­ный закон повторно голосуют последовательно не менее 2/3 депутатов Государственной Думы и не менее 2/2 членов Совета Федерации. В последнем случае принятый феде­ральный закон в течение 7 дней подлежит подписанию и обнародованию Президентом РФ.

Федеральный конституционный закон должен быть принят не менее 2/} депутатов Государственной Думы, одобрен не менее 3/4 членов Совета Федерации. Принятый федеральный конституционный закон в обязательном по­рядке должен быть подписан и обнародован Президентом РФ в течение 14 дней.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ И ЕГОСТАДИИ

Законодательная деятельность — это основная деятельность Го­сударственной Думы. Путем осуществления законодательной дея­тельности Дума утверждается как представительный орган, ветвь законодательной власти. Законы являются итогом работы Думы по созданию закона, которая называется законодательным процессом. Законодательный процесс сострит из следующих стадий:

1) законодательной инициативы;

2) экспертизы законопроекта;

3) обсуждения законопроекта;

4) принятия законопроекта;

5) обнародования закона.

Субъектами ‘законодательной инициативы являются депутаты, президент, Правительство, Верховный Суд и Высший Арбитраж­ный Суд (по вопросам их ведения) и др.

Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Думу:

а) законопроектов;

б) законопроектов о внесении изменений и дополнений в дейст­вующие законы либо о признании этих законов утратившими силу;

в) поправок к законопроектам.

Субъектом права законодательной инициативы должны быть представлены:

1) пояснительная записка к законопроекту, содержащая и изло­жение концепции предлагаемого законопроекта;

2)текст законопроекта;

3) перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, до­полнению или принятию в связи с принятием данного закона;

4) финансово-экономическое обоснование;

5) заключение Правительства.

Законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства. Если внесенный в Думу законопроект не соответствует требованиям Конституции, Совет Государственной Думы принимает решение о возвращении законопроекта инициатору. Совет Государственной Думы назначает ответственный комитет и принимает решение о включении законопроекта в примерную про­грамму законопроектной работы Думы на текущую сессию.

Законопроект направляется в комитеты, комиссии и депутатские объединения, Президенту, в Совет Федерации, в Правительство, а также в Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбит­ражный Суд — по вопросам их ведения для подготовки и представ­ления отзывов, предложений и замечаний.

Обсуждение законопроекта в комитетах проходит открыто. Рас­смотрение законопроектов осуществляется в трех чтениях, кроме Закона о бюджете. При рассмотрении Думой законопроекта в пер­вом чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствия Конституции, его актуальности и практической значимости.

По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Ду­ма может:

1) принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом предложений и замечаний в виде поправок;

2) принять закон (кроме законопроекта по предметам совместно­го ведения РФ и субъектов РФ);

3) отклонить законопроект.

Дума может принять решение о. всенародном обсуждении зако­нопроекта, принятого в первом чтении. Ответственный комитет представляет законопроект на рассмотрение во втором чтении. Во втором чтении осуществляется голосование по поправкам. Совет Думы назначает третье чтение законопроекта для голосования в

целях его принятия в качестве закона. При рассмотрении законопроекта в третьем чтении не допускаются внесение в него поправок и возвращение к обсуждению законопроекта в целом либо к обсуж­дению его отдельных частей. Если законопроект не принят в треть­ем чтении, он считается отклоненным. Федеральный закон прини­мается большинством голосов. Проект закона РФ о поправках к Конституции, федеральный конституционный закон считаются одо­бренными, если за их одобрение проголосовало не менее чем две трети депутатов. Одобренные проекты законов в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

Законодательный процесс: стадии, законодательная инициатива.

Подзаконодательным процессомследует понимать упорядоченную деятельность парламента и главы государства при возможном участии правительства и иных заинтересованных органов по созданию и принятию закона.

Нормативной основой федерального законодательного процессаявляется Конституция РФ, Регламент Государственной Думы и Регламент Совета Федерации. Специального закона о федеральном законодательном процессе не принято. Многие положения Конституции РФ о федеральном законодательном процессе получили конкретизацию в целом ряде постановлений Конституционного Суда РФ.

Основными стадиями федерального законодательного процесса в России являются 1) внесение законопроекта, 2) принятие закона Государственной Думой, 3) одобрение закона Советом Федерации, 4) подписание и обнародование (промульгация) закона Президентом РФ. В ходе федерального законодательного процесса 5) Совет Федерации и Президент РФ могут налагать вето на законы, т.е. отклонять их, 6) для урегулирования разногласий субъекты законодательного процесса, как правило, создают согласительные комиссии. Последние две стадии федерального законодательного процесса являются необязательными, т.е. возникают в случае выражения соответствующей инициативы уполномоченного органа власти.

Первая стадия федерального законодательного процесса – внесение законопроектов.Законопроекты вносятся в Государственную Думу. Вносить законопроекты в «нижнюю» палату могут субъекты права законодательной инициативы, круг которых определен в Конституции РФ.

Под законодательной инициативойследует понимать внесение в парламент уполномоченными органами или лицами проекта закона.Право законодательной инициативы на федеральном уровне власти принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам власти субъектов РФ. Каждый член Совета Федерации и депутат Государственной Думы могут реализовать право законодательной инициативы. Государственная Дума в целом в отличие от Совета Федерации не может быть субъектом законодательной инициативы. Правом внесения законопроектов обладают также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения, т.е. вопросам, связанным с осуществлением судебной власти. Граждане РФ не обладают правом законодательной инициативы не федеральном уровне власти.

В Конституции РФ специально перечисляются субъекты законодательной инициативы, правомочные вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. К ним относятся Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Отсутствие в этом перечне таких субъектов законодательной инициативы как отдельные депутаты или члены Совета Федерации свидетельствует об особой значимости предмета такой инициативы и необходимости ее поддержки определенной группой лиц или соответствующим органом власти в целом.

Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ. Без заключения Правительства РФ законопроект может быть внесен в Государственную Думу при наличии положительного решения профильного комитета о соответствии законопроекта требованиям положений Регламента палаты. Заключение Правительства РФ обязательно должно быть представлено, как правило, к первому чтению.

Законодательная инициатива может реализовываться в форме внесения поправок к законопроектам.

К внесенному законопроекту должны прилагаться следующие документы: 1) пояснительная записка к законопроекту, содержащая предмет законодательного регулирования и изложение концепции предлагаемого законопроекта; 2) текст законопроекта с указанием на титульном листе субъекта (субъектов) законодательной инициативы, внесшего (внесших) законопроект; 3) перечень законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием данного закона; 4) финансово-экономическое обоснование (в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует материальных затрат); 5) заключение Правительства Российской Федерации (по законопроектам, предусмотренным частью 3 статьей 104 Конституции РФ); 6) документы и материалы, предусмотренные Бюджетным кодексом РФ (по законопроектам о принятии и исполнении федерального бюджета, изменении его параметров); 7) документы, предусмотренные Федеральным законом от 15.06.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (по законопроекту о ратификации, прекращении или приостановлении действия международных договоров Российской Федерации); 8) официальные отзывы Правительства РФ и Верховного Суда РФ (по законопроекту о внесении изменений в Уголовный кодекс РФ); 9) документы, предусмотренные Федеральным законом «О техническом регулировании» (по законопроекту о техническом регламенте); 9) заключение Правительства РФ и решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, на территории которого расположены соответствующие участки недр (по законопроекту о соглашении о разделе продукции и по законопроекту о внесении изменений в соответствующий федеральный закон о соглашении о разделе продукции); 10) документ, подтверждающий согласование законопроекта о передаче перемещенной культурной ценности с органом государственной власти субъекта РФ, на территории которого находится региональное учреждение культуры, осуществляющее оперативное управление объектом культуры, представляющим собой культурную ценность (по законопроекту о передаче культурной ценности, перемещенной в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящейся на территории Российской Федерации); 11) документ, подтверждающий согласование законопроекта по вопросу определения общего числа мировых судей и количества судебных участков субъекта РФ соответственно с Верховным Судом РФ и субъектом РФ (по законопроекту по вопросу определения общего числа мировых судей и количества судебных участков субъекта РФ).

В тексте законопроекта должны содержаться положения о сроке и порядке вступления в силу закона, а также о признании утратившими силу и о приостановлении действия ранее принятых законов и других нормативных правовых актов или их отдельных положений в связи с принятием данного закона. Иные, не названные в Регламенте Государственной Думы документы, не могут быть затребованы от субъекта законодательной инициативы.

Законопроекты по отдельным вопросам могут быть внесены только определенным субъектом законодательной инициативы. Например, международные договоры вносятся в Государственную Думу на ратификацию только Президентом РФ или Правительством РФ в зависимости от того, какой из названных органов принимал решение об их подписании. В соответствии с Конституцией РФ проект федерального закона о федеральном бюджете и отчет об исполнении федерального бюджета могут вноситься только Правительством РФ.

Законопроект и прилагаемые к нему материалы направляется на имя Председателя Государственной Думы. Законопроект регистрируется в Управлении документационного и информационного обеспечения Аппарата палаты и Системе автоматизированного делопроизводства и документооборота Государственной Думы, ему присваивается регистрационные номер и на него заводится электронная регистрационная карта. В ней фиксируется весь путь движения законопроекта. Председатель Государственной Думы направляет законопроект и материалы к нему в профильный комитет, который оценивает соответствие законодательной инициативы формальным требованиям Регламента «нижней» палаты и вносит на рассмотрение Совета Государственной Думы предложения по дальнейшему движению законопроекту.

В случае соответствия законопроекта и материалов к нему формальным требованиям Регламента Государственной Думы Совет палаты назначает комитет(ы), ответственный(ые) по законопроекту, включает законопроект в примерную программу законопроектной работы палаты, направляет его в комитеты, комиссии, фракции и другим субъектам законодательной инициативы. В противном случае по предложению профильного комитета Совет Государственной Думы возвращает законопроект и материалы к нему субъекту(ам) законодательной инициативы для приведения их в соответствии с требованиями Регламента палаты.

Комитет, ответственный по законопроекту, готовит его к рассмотрению Государственной Думой. С этой целью обобщаются поступившие заключения, отзывы, предложения и замечания к законопроекту; законопроект и материалы к нему обсуждаются на заседаниях комитета, а также созданной рабочей группы с участием заинтересованных органов, экспертов и специалистов; в Аппарате палаты, государственных органах, Общественной палате РФ и других организациях в зависимости от специфики их деятельности могут проводиться научная, правовая, юридико-техническая, лингвистическая экспертизы. Подготовленный к первому чтению законопроект поступает из комитета, ответственного по законопроекту, в Совет палаты, который вносит этот законопроект на рассмотрение Государственной Думы в первом чтении.

Вторая стадия федерального законодательного процесса — принятие закона Государственной Думой. Государственная Дума рассматривает законопроекты, как правило, в трех чтениях. Каждое чтение имеет свое целевое назначение. В первом чтении депутаты обсуждают концепцию законопроекта, оценивают соответствие основных положений законопроекта Конституции РФ, его актуальность и практическую значимость. Во втором чтении депутаты обсуждают поправки к законопроекту, предложенные субъектами законодательной инициативы, и голосуют за принятие или отклонение поправок. В третьем чтении депутаты голосуют за законопроект в целом. Внесение поправок до или после проведения третьего чтения не допускается. На этом этапе устраняются возможные внутренние противоречия в тексте законопроекта, устанавливается правильная взаимосвязь статей, делается редакционная правка.

После первого и второго чтений депутаты могут проголосовать за принятие федерального закона или одобрение федерального конституционного закона, исключая процедуры соответственно второго и третьего или третьего чтений. Такое решение может быть принято депутатами только при наличии заключения Правового управления Аппарата Государственной Думы, отражающего результаты правовой, юридико-технической и лингвистической экспертиз. Принятия законопроекта в первом чтении, минуя процедуры второго и третьего чтений невозможно в отношении законопроектов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Государственная Дума может принять решение о всенародном обсуждении законопроекта, принятого в первом чтении.

Между чтениями над законопроектом работает комитет, назначенный Советом Государственной Думы ответственным за подготовку законопроекта. Ответственный комитет готовит проекты решений Государственной Думы по законопроекту, изучает и обобщает поступившие на этапе второго чтения поправки. Поправки оформляются в виде трех таблиц. На пленарном заседании депутаты могут голосовать как в целом по таблицам поправок, так и по каждой поправке, включенной в одну из таблиц, в отдельности. «За» или «против» поправки из третьей таблицы депутаты голосуют в отдельности. Решение о направлении законопроекта на второе и третье чтение принимается Советом палаты после представления ответственного комитета о готовности документа к соответствующему чтению.

Государственная Дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов палаты, т.е. от 450 депутатов (Постановление Конституционного Суда РФ от 12.04.1995 № 2-П «По делу о толковании статей 103 (часть3), 105 (часть 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3), 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации»). Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

Третья стадия федерального законодательного процесса – одобрение закона Советом Федерации. Поступивший из Государственной Думы закон регистрируется в Совете Федерации и направляется всем его членам. Вместе с принятым законом в Совет Федерации направляются постановление Государственной Думы о принятии закона, стенограмма заседания «нижней» палаты, документы и материалы, которые были представлены при внесении законопроекта. Председатель или по его поручению заместитель по согласованию с председателями комитетов, комиссий «верхней» палаты определяют комитет (комиссию), ответственный(ую) за рассмотрение федерального закона. Комитет (комиссия) готовит заключение по данному закону к пленарному заседанию Совета Федерации.

В таком заключении дается оценка рассматриваемого закона и формулируется одно из следующих решений: 1) рекомендовать парламентариям одобрить федеральный закон, принятый Государственной Думой; 2) рекомендовать отклонить такой федеральный закон.

В соответствии со статьей 106 Конституцией РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификации и денонсации международных договоров России, статуса и защиты государственной границы РФ, войны и мира. Ответственный комитет (комиссия) должен указать в заключении, подлежит ли федеральный закон обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

Совет Федерации обязан принять к рассмотрению поступивший из Государственной Думы закон в течение 14 дней и закончить его рассмотрение на следующем заседании принятием решения об одобрении или отклонении соответствующего федерального закона (Постановление Конституционного Суда РФ от 23.03.1995 № 1-П «По делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции Российской Федерации»). Совет Федерации большинством голосов от общего числа его членов принимает решение одобрить или отклонить федеральный закон без обсуждения либо обсудить его на заседании палаты. По результатам обсуждения закона Совет Федерации принимает одно из следующих решений: 1) одобрить принятый Государственной Думой федеральный закон; 2) отклонить принятый Государственной Думой федеральный закон.

В случае если 14-дневный срок рассмотрения федерального закона, не подлежащего обязательному рассмотрению палатой, истекает до очередного заседания Совета Федерации, то Совет палаты вправе принять одно из следующих решений: 1) поручить Председателю Совета Федерации направить Президенту РФ для подписания и обнародования федеральный закон, считающийся одобренным Советом Федерации в обычном конституционном порядке; 2) поручить Председателю Совета Федерации созвать внеочередное заседание палаты для рассмотрения федерального закона, по которому у комитетов (комиссий) имеются замечания.

При рассмотрении федерального закона на заседании Совета Федерации он считается одобренным, если за него проголосовало более половины от общего числа парламентариев, т.е. от установленного Конституцией РФ полного численного состава верхней палаты (Постановление Конституционного Суда РФ от 12.04.1995 № 2-П «По делу о толковании статей 103 (часть3), 105 (часть 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3), 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации»).

Решения Государственной Думы и Совета Федерации в ходе федерального законодательного процесса оформляются постановлениями.

Четвертая стадия федерального законодательного процесса — подписание и обнародование (промульгация) закона Президентом РФ.Подписание и обнародование главой государства принятого парламентом закона в ряде зарубежных стран и литературе может называться также промульгацией. Способами обнародования являются 1) опубликование федерального закона в предусмотренных официальных источниках опубликования; 2) оглашение посредством общедоступных средств массовой информации – телевидения и радио. Специальных указаний в законодательстве нет, но, в будущем, возможно, и Интернета. Принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент РФ в течение четырнадцать дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Условия начала действия закона определяются Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов, федеральных конституционных законов, актов палат Федерального Собрания».

В качестве необязательной стадии федерального законодательного процесса можно назватьотклонение законов Советом Федерации или Президентом РФ. Совет Федерации в случае неодобрения большинством голосов принятого Государственной Думой федерального закона выражает несогласие с мнением «нижней» палаты Федерального Собрание. Отклонение Советом Федерации принятого Государственной Думой закона может расцениваться в качестве вето «верхней» палаты, которое депутаты могут преодолеть. Государственная Дума полномочна повторно принять соответствующий закон не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов. Таким образом, вето Совета Федерации преодолевается квалифицированным большинством голосов парламентариев нижней палаты. Неодобрение Советом Федерации федерального конституционного закона не может быть преодолено Государственной Думой в рассмотренной процедуре.

Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления федерального закона может наложить на него вето, т.е. не подписать и не обнародовать этот закон. В этом случае Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федерального закона он будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, вето главы государства считается преодоленным и отклоненный им ранее закон подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию. Президент РФ не обладает правом вето в отношении федеральных конституционных законов.

В качестве необязательной стадии федерального законодательного процесса можно назвать создание согласительных комиссий. Для преодоления возникших разногласий в федеральном законодательном процессе уполномоченные субъекты – палаты и Президент РФ – могут образовывать согласительные комиссии. Например, в случае отклонения федерального закона Советом Федерации или Президентом РФ создается согласительная комиссия с участием Государственной Думы. Согласительные комиссии могут создаваться в случае отклонения в Государственной Думе проекта федерального закона о федеральном бюджете в первом чтении. Решение в согласительной комиссии считается принятой стороной, если за него проголосовало большинство присутствующих на заседании согласительной комиссии представителей данной стороны. Решение считается принятым, если за его принятие проголосовали все депутации. Решение, против которого возражает хотя бы одна сторона, считается несогласованным. После работы согласительных комиссий проект федерального закона, как правило, возвращается на тот этап законодательного процесса, который им не был пройден.

В особом порядке рассматриваются федеральные конституционные законы. В отличие от федеральных законов федеральные конституционные законы принимаются квалифицированным большинством голосов парламентариев. За принятие федерального конституционного закона должно проголосовать две трети депутатов Государственной Думы. Одобрить такой закон должны три четвертых членов Совета Федерации. Если федеральный конституционный закон не набирает необходимого количества голосов в Совете Федерации, преодолеть такое несогласие верхней палаты Государственная Дума не может. В этом случае необходимо создавать согласительную комиссию и (или) снова принимать федеральный конституционный закон в другой редакции. Президент РФ также не может накладывать вето на федеральные конституционные законы. В течение семи дней с момента поступления к нему таких законов глава государства обязан подписать их и обнародовать.

В особом порядке принимается Закон РФ о поправке к Конституции РФ. Порядок его принятия устанавливается в Конституции РФ и Федеральном законе «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Закон РФ о поправке к Конституции РФ инициируется субъектами, определенными в статье 134 Конституции РФ. Перечень этих субъектов РФ отличается от перечня субъектов законодательной инициативы по федеральным конституционным законам и федеральным законам. Закон РФ о поправке к Конституции РФ принимается в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона. Однако для вступления в силу названного Закон необходимо одобрение данных поправок органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ. Результаты рассмотрения Закона РФ о поправке к Конституции РФ законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ подводит Совет Федерации. При наличии необходимого числа решений об одобрении поправок соответствующими региональными органами Закон РФ о поправке к Конституции РФ передается на промульгацию Президенту РФ.

В особом порядке принимается федеральный закон о бюджете на очередной финансовый год и плановый период.Порядок разработки и обсуждения федерального закона о бюджете устанавливается в Конституции РФ, Бюджетном кодексе РФ, Регламенте Государственной Думы, Регламенте Правительства РФ и других нормативных правовых актах. Законопроект о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Государственную Думу вносит Правительство РФ. Составление проекта бюджета осуществляется Министерством финансов РФ с участием других федеральных органов исполнительной власти, в том числе Центрального банка РФ, Счетной палаты РФ.

Проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ составляются и утверждаются сроком на три года – очередной финансовый год и плановый период. В подготовке и рассмотрении законопроекта о федеральном бюджете участвуют несколько комитетов Государственной Думы, одним из которых обязательно является комитет по бюджету. Другие комитеты-соисполнители по рассмотрению отдельных разделов и подразделов федерального бюджета. Одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете вносятся следующие законы: 1) об утверждении отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ; 2) о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ; 3) о страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В ходе федерального законодательного процесса обычно проводится «нулевое» чтение законопроектов, как таковое не предусмотренное Регламентом Государственной Думы. «Нулевое» чтение является неформальным институт, позволяющим согласовать до внесения законопроекта существующие противоречия субъектов федерального законодательного процесса и избежать конфликта сторон в будущем. «Нулевое» чтение осуществляется по проекту федерального закона о федеральном бюджете, а также может проводиться в отношении других законопроектов, имеющих общественную и государственную значимость. «Нулевое» чтение проводится до внесения соответствующего проекта в нижнюю палату парламента. На заседании, проводимом под эгидой «нулевого» чтения встречаются заинтересованные государственные органы, как правило, депутаты и представители исполнительной власти, имеющие принципиальные спорные позиции по предмету законопроекта.

В особом порядке рассматриваются проекты федеральных законов о технических регламентах. Этот порядок определяется Федеральным законом «О техническом регулировании». Предметом технического регламента являются обязательные для исполнения и применения требования к объектам технического регулирования – продукции или связанных с требованиями к ней процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Порядок опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания. Федеральный конституционный закон: отличия от федерального закона.

Подписание и обнародование главой государства принятого парламентом закона в ряде зарубежных стран и литературе может называться также промульгацией. Способами обнародования являются 1) опубликование федерального закона в предусмотренных официальных источниках опубликования; 2) оглашение посредством общедоступных средств массовой информации – телевидения и радио. Специальных указаний в законодательстве нет, но, в будущем, возможно, и Интернета. Принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент РФ в течение четырнадцать дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Условия начала действия закона определяются Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов, федеральных конституционных законов, актов палат Федерального Собрания».

Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции.

Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации.

Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней после дня их принятия.

Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».

Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом Российской Федерации. Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем.

«Парламентская газета» является официальным периодическим изданием Федерального Собрания. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат обязательному опубликованию в «Парламентской газете». Обязательному опубликованию в «Парламентской газете» подлежат те акты палат Федерального Собрания, по которым имеются решения палаты, принявшей эти акты, об обязательном их опубликовании.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме.

Законы, акты палат Федерального Собрания и иные документы могут быть опубликованы также в виде отдельного издания.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

«Собрание законодательства Российской Федерации» является официальным периодическим изданием, в котором публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, решения Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации и о соответствии Конституции Российской Федерации законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации или отдельных положений перечисленных актов.

Момент вступления в силу нормативных правовых актов определяется различными способами. Первый способ. Нормативный акт вступает в силу после определенного срока со дня его опубликования. Второй способ. Нормативный акт вступает в силу с указанной в нем конкретной календарной даты. Третий способ – вступление закона в силу со дня его официального опубликования – стал приоритетным в последнее время. Четвертый способ. Закон вступает в силу при наступлении определенного события или при условии совершения каких-либо действий.

Федеральный конституционный закон: отличия от федерального закона:

— большая юридическая сила ФКЗ по сравнению с ФЗ;

— ФКЗ принимается по вопросам, предусмотренным самой Конституцией РФ, а ФЗ по любому вопросу, отнесенному к исключительному ведению РФ, а также к совместному ведению РФ и ее субъектов;

— усложненный порядок принятия ФКЗ по сравнению с ФЗ (принимается большинством голосов от общего количества депутатов ГД и членов СФ).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *