Педагогические основы социальной работы

Педагогические основы социальной работы.

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 48

Педагогика является наукой о воспитании человека, она раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развития личности, процесс образования и обучения.

Педагогика в социальной работе выступает в роли стержня деятельностного компонента социальной работы, потому что информационные задачи, опросы по поводу формирования знаний об обществе, отношениях в группе, воспитания защищенности, развитие готовности личности к самопомощи решаются в основном педагогическими методами. В связи с этим педагогические основы социальной работы должны включать элементы педагогической теории о принципах, содержании, методах, путях и средствах социальной работы.

Педагогика наряду с психологией в структуре социальной работы выполняет объяснительные функции. Решение социальных задач во многом определяется воспитанностью людей, поэтому педагогика выполняет прогностические функции. Педагогике принадлежит ведущая роль в развитии личности субъектов и объектов социальной работы.

Содержание деятельности специалиста по социальной работе охватывает широкий круг вопросов — от адресной помощи клиенту в преодолении трудных ситуаций, восстановлении и сохранении физических и душевных сил до обучения социальным навыкам, формирования умений самостоятельно решать проблемы, ставить и достигать цели, оказывать поддержку не только взрослым, но и детям. Все это требует от социального работника владения комплексом педагогических методов.

Педагогический метод — это средство, способ, прием или ряд действий, выстроенных в определенной последовательности.

Многие авторы, в том числе Н.Ф.Басов, выделяют три группы методов:


1. Методы формирования сознания личности помогают клиенту приобрести знания требуемых норм и правил поведения, сформировать у него понятия и суждения, обеспечивающие уверенность в общественной необходимости и личной полезности определенного типа поведения (лекции, разъяснения, убеждения, внушения).

2. Методы организации деятельности помогают, во-первых, формировать требуемый тип формы поведения клиента и, во-вторых, обеспечивать перевод знаний, социального опыта в личный опыт (требование, воспитывающие ситуации).

3. Методы стимулирования ориентированы на ускорение или торможение определенных действий у клиента (поощрение, наказание, соревнование).

Рассмотрим более подробно некоторые методы:

Беседа.Назначение — расширение знаний клиентов, привлечение их к оценке последствий определенных событий, поступков, формирование у них соответствующего отношения к окружающей действительности, своим обязанностям

Собрание.Собрание при правильной организации обладает большим воспитательным потенциалом прежде всего как орган коллективного управления или самоуправления, выражает волю большинства участников, мобилизует их на активную реализацию принятых решений и т.д. Высока воспитательная роль такой формы собрания, как диспут, на котором формируются и закрепляются умение привлечь и удержать сторонников. Диспут может обнажить разные стороны истины, что в социальной работе случается нередко, и способствовать более глубокому пониманию сути социальных проблем.

Дискуссияпредставляет собой столкновение различных точек зрения. Социальному работнику приходится регулярно вступать в дискуссии с клиентами. В дискуссии должна быть логическая обоснованность и убежденность участников, что позволит им влиять на своих оппонентов.

Педагогические методы в социальной работе независимо от того, какой классификации специалист отдает предпочтение, направлены на решение проблем целостной личности, стимулирование собственной активности клиента, мобилизацию его жизненных ресурсов.

Педагогика располагает целым комплексом методов, которые позволяют социальному работнику создать условия для положительного саморазвития клиента, его социальной адаптации и защиты, т.е. достичь целей и задач социальной работы.

В социальной работе объективно применяется множество педагогических принципов. Они могут быть разделены на дидактические и воспитательные.

Социальная работа может быть представлена как учебный процесс, в ходе которого люди изучают культуру, овладевают навыками социального поведения, включаются в материальные и общественные отношения, в процесс социального научения.В процессе социального научения социальные работники соблюдают принцип систематичности и последовательностив формировании знаний, умений и навыков. Социальное научение эффективно только в условиях дифференциации и индивидуализацииучебно-трудовой деятельности. Если следовать таким дидактическим принципам, как наглядность и практическая направленность просвещения, агитации, организации труда и общественной жизни, социальное научение становится более доступным и действенным.

Приведенные дидактические принципы имеют большое воспитательное значение. Однако можно указать и на специфические воспитательные принципы. Доверие к людям в единстве с проверкой и контролем, осуществляемыми с педагогическим тактом, являются выражением принципа гуманизмасоциальной работы. Специалисты всегда стремятся опираться на положительное, следовать в воспитании оптимистической гипотезе.Крупные социальные задачи решаются на основе коллективной деятельности.

Социальная работа использует факторы развития личности, содержащиеся в учебно-трудовой деятельности и свободном времяпровождении. В конечном счете у людей формируется социальный идеал,соответствующий условиям семейной, общественной жизни, труда, обучения.

Важным педагогическим элементом социальной работы является формирование гуманистических ценностей,определяющих мировоззрение человека, готового к сотрудничеству, умеющего использовать и оказывать помощь.

Необходимым педагогическим элементом социальной работы является формирование социальных действий, умений и навыков, человек при этом овладевает приемами самопомощи.Личностно-деятельностный подход в социально-педагогической работе предполагает формирование социальных чувств,благоприятствующих учебе, труду, общению.

Социальная работа в конечном счете должна подвести личность к самовоспитанию, дать ей возможность реального целеполагания, средства, с помощью которых можно достичь более продуктивного социального поведения, включиться в систему непрерывного образования.

Педагогическое содержание социальной работы определяется коррекцией поведения и перевоспитанием людей. Коррекция — это необходимый элемент любой деятельности, потому что невозможно ни в учебе, ни в труде, ни в общении в один прием достигнуть социально значимого результата.

Педагогические методики прежде всего выявляют потенциал, объективно присущий личности.

Педагогическая задача — воспитание уверенности в себе, правильной самооценки в новых условиях, рационального отношения к обстоятельствам, которые можно не одобрять, но невозможно изменить, — очень часто возникает именно перед социальными работниками, которые оказывают помощь безработным, малоимущим, беженцам и др.

Функцией педагогики работы с семьями является содействие семьям в преодолении школьных трудностей их детей — с использованием диагностики и анализа обучения, инновационных авторских обучающих методик, позволяющих преодолеть затруднения. Кроме того, ведется работа с учителями, педагогическая некомпетентность которых являются причиной школьных трудностей их учеников.

Другая важнейшая часть работы — взаимодействие с семьей «трудного» ребенка, выявление причин его проблем, оказание помощи его близким. Возможно, взрослые члены семьи не обладают нужной компетентностью, чтобы заметить и оценить негативную ситуацию, в которой оказался их ребенок, не знают чем помочь ребенку. Иногда причиной кризиса семейных отношений является малообеспеченность или бедность. Такие семьи нуждаются в помощи. Члены семьи могут быть асоциальными личностями и в ряде случаев, если воспитательная работа с ними не дает результатов необходимо возбуждать вопрос об удалении ребенка из семьи и о дальнейшем устройстве его судьбы.

Наряду с общей социальной педагогикой имеются ее разделы, отличающиеся своеобразием подходов к воспитанию или направленностью на определенную категорию клиентов. Например, кондуктивная педагогика — одно из специфических направлений педагог. Деятельности, предусматривающая работу с детьми-инвалидами и другими детьми, имеющими ограниченные возможности. Специалисты добиваются высоких результатов, используя отдельные положения кондуктивной педагогики: благожелательное отношение к воспитаннику, систему поощрений и наград и т.д.

Успех деятельности социального работника зависит от педагогического мастерства.

Важнейший элемент мастерства соц. работника — определение актуального поля социальной деятельности. В современной обстановке особую значимость имеют выявление контингента нуждающихся в социальной помощи, профилактика алкоголизма и наркомании, укрепление семьи, предупреждение безработицы и т.д. Педагогический аспект этой работы выражается в мобилизации собственной активности людей, нуждающихся в помощи.

Мастерство соц. работника зависит от его культуры, от полученного им общего и профессионального образования. Особую значимость имеет теоретическая и практическая педагогическая подготовка.

Медико-социальная работа.

Медико-социальная работа определяется как вид комплексной профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера, направленной на восстановление, сохранение и укрепление здоровья.

Ее главная цель — достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физической и психической патологией, а также социальным неблагополучием.

Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Основу медико-социальной работы должны составлять:

— возрастно-половые данные пациентов;

— учет профессиональной деятельности, адаптационных ресурсов;

— состояние медико-социальной среды;

В ряде случаев соц.работа может сыграть решающую роль в предупреждении заболеваний, обеспечении эффективности лечения и реабилитации больных, их социальной адаптации, возращении к трудовой деятельности.

При заболеваниях, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь.

Медико-социальная помощь представляет собой комплекс проводимых на государственном и муниципальном уровнях мероприятий. В соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан (1993 г.) медико-социальная помощь — это профилактическая, лечебно-диагностическая, реабилитационная, протезно-ортопедическая и зубопротезная помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами Медико-социальная помощь рассматривается как вид профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера, направленной не только на восстановление, но и на сохранение и укрепление здоровья различных групп населения.

Необходимо четкое разграничение функций медицинских и социальных работников. Обобщенные специальные функции можно разделить на три группы: медико-ориентированные, социально-ориентированные и интегративные

Медико-ориентированные функции:

— организация медицинской помощи и ухода за больными;

— оказание медико-социальной помощи семье;

— медико-социальный патронаж различных групп;

— оказание медико-социальной помощи хроническим больным;

— организация паллиативной помощи хроническим больным и др.

Социально-ориентированные функции:

-обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и оказания медико-социальной помощи;

-представление в органах власти интересов лиц, нуждающихся в медико-социальной помощи;

-содействие в предупреждении общественно опасных действий;

-оформление опеки и попечительства;

-содействие клиентам в решении социально-бытовых и жилищных проблем, получении пенсий, пособий и выплат и др.

Интегративные функции:

— комплексная оценка социального статуса клиента,

— формирование установок клиента, группы, населения на здоровый образ жизни;

— планирование семьи;

— проведение медико-социальной экспертизы;

— социально-правовое консультирование.

Типы медико-социальной работы:

— профилактическая;

— патогенетическая;

Профилактическая медико-социальная работа подразумевает проведение мероприятий по предупреждению социально зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья; формированию здорового образа жизни; обеспечению социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и др. Подразделяется на профилактику первичную и вторичную.

Задача первичной профилактики — предупреждение развития у человека патологических состояний, т.е. проведение социально-экономического анализа, формирование у населения представлений о здоровом образе жизни, активной жизненной позиции по отношению к своему здоровью.

Вторичная профилактика направлена на предупреждение дальнейшего прогрессирования болезни и предусматривает комплекс лечебных и профилактических мероприятий, а также решение целого ряда социальных задач

Важное направление профилактической медико-социальной работы — повышение уровня медицинского образования населения, формирование у него представления о здоровом образе жизни и его значении в предупреждении заболеваний.

Активным направлением профилактической медико-социальной работы является совместная с клиентами работа по предупреждению вредных привычек (курение, злоупотребление алкоголем и т.п.)

Патогенетическая медико-социальная работа включает в себя мероприятия по организации медико-социальной помощи, медико-социальной экспертизы, социальной работы в отдельных областях медицины и здравоохранения.

Приоритетным направлением патогенетической медико-социальной работы является реабилитация больных — комплекс медицинских, социально-экономических, педагогических мероприятий.

Важными направлениями медико-социальной работы становятся:

— наркология;

— планирование семьи, охрана материнства и детства;

— онкология;

Медико-социальная работа в наркологии.

В настоящее время в нашей стране резко обострились проблемы связанные со злоупотреблением алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами.

Алкоголизм, наркомания и токсикомания — наиболее значимые социальные болезни. Указанные заболевания относятся к социальной патологии, т.е. обусловлены преимущественным влиянием социальных факторов на организм человека. Для решения этих проблем необходимо осуществление комплекса правовых, педагогических, психологических, медицинских и иных мероприятий в отношении конкретного индивидуума. Эта работа должна быть направлена не на изоляцию больного, а на оказание ему всесторонней помощи со стороны общества с целью более быстрого избавления от недуга.

Опасность людей, страдающих наркоманией, для общества состоит в том, что они составляют «группу риска» по ВИЧ-инфекции, приобретшей в силу распространенности эпидемии. Тяжесть течения развернутой клинической стадии заболевания (СПИД), высокий процент летальных исходов, сложное психологическое состояние больных, требуют своеобразного подхода к проведению социальной работы с ними. Медико-социальная работа с наркологическими больными предусматривают профилактические, лечебные и специализированные программы.

Профилактические программы направлены на предупреждение потребления алкоголя и наркотиков, злоупотребления ими, а также предупреждение любых форм отклоняющегося поведения. Объекты целенаправленного воздействия — в основном дети и подростки в целом и те группы, в которых риск приобщения к приему психотропных веществ особенно велик. Работа с такими группами риска ведется в учебных заведениях, специализированных учреждениях и др.

Лечебные программы предусматривают ранее выявление и направление на лечение больных с той или иной наркологической проблематикой. Центральное место занимают собственно терапевтические программы, цель которых — оказание больным лечебной помощи, удержание их в режиме трезвости или отказа от приема наркотиков, проведение мер вторичной и третичной профилактики.

Специализированные программы, неразрывно связанные с терапевтическими, предусматривают реабилитацию, реадаптацию, ресоциализацию наркологических больных. В рамках этих программ преодолеваются разрывы и противоречия между личностью и обществом. Бывший больной вновь интегрируются в макро- и микросоциум с максимальным учетом его индивидуальных особенностей, склонностей, возможностей.

Медико-социальная работа в онкологии.

В настоящее время в России заболеваемость злокачественными опухолями имеет тенденцию к росту. Онкологический больной находится в состоянии постоянного стресса. Длительное тяжелое заболевание, госпитализация, отрыв от привычного окружения, инвалидность разрушают привычные стереотипы поведения больного, изменяют систему ценностей, перестраивают его личность и заставляют его адаптироваться к новым условиям жизни.

Важнейшее место в медико-социальной работе с онкологическими больными занимает работа с членами семьи пациента и его ближайшим окружением. Первоочередные меры в этой группе — решение психологических проблем. Социальная работа с данными группами больных подразумевает организацию специализированной медицинской помощи и ухода за больными, находящимися на разных стадиях онкологического заболевания, оказание им социальной поддержки и психологической помощи (открытие центров).

Медико-социальная работа в планировании семьи.

Подавляющее большинство семей в России, как и во всех развитых странах, регулирует число детей и сроки их появления на свет. В России до сих пор одним из методов планирования семьи остается прерывание беременности с помощью искусственного аборта

Необходимо отметить, что около 300 тыс. абортов приходится на молодых женщин в возрасте до 19 лет Уровень контрацепции женщинами детородного возраста весьма низок. Одна из наиболее опасных тенденций в настоящее время — рост заболеваний, передаваемых половым путем, среди молодежи в возрасте от 15 до 19 лет. Основу нормативной правовой базы формирования службы планирования семьи составляют приказы Минздрава России «О мерах по дальнейшему развитию гинекологической помощи населению Российской Федерации» от 15 ноября 1991 г. № 186, «О проведении анкетирования пациентов центров планирования семьи и репродукции в 1997 -1998 гг.» от 26 ноября 1997 г. № 392. Эти документы определили основные направления деятельности службы планирования семьи.

Центры планирования семьи и репродукции организуются преимущественно на базе областных больниц. В ряде случаев они являются самостоятельными учреждениями, а иногда — структурными подразделениями больниц, перинатальных центров, родильных домов, диагностических центров.

Основные направления деятельности таких центров:

-целенаправленная информационная работа с различными категориями населения и специалистами для изменения отношения к планированию семьи;

— оказание медико-социальной и психологической помощи по следующим направлениям: планирование семьи, индивидуальный подбор контрацепции, лечение и профилактика ВИЧ-инфекции, включая экспресс-диагностику, решение психосоциальных проблем, правовая помощь

— обеспечение подростков и молодежи доступными средствами контрацепции и популярной литературой по планированию семьи;

— индивидуальная работа с «трудными» подростками, неблагополучными семьями и инвалидами с целью оказания помощи в вопросах планирования семьи и социально-психологической адаптации в семье и обществе;

— привлечение средств массовой информации для распространения и пропаганды идей планирования семьи в регионе и др.

Педагогические основы социальной работы

Министерство образования Республики Беларусь

УО «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова»

Факультет социальной педагогики и психологии

Кафедра социально-педагогической работы

Контрольная работа

«Педагогические основы социальной работы»

Выполнила:

Студентка II курса, 22 П группы

специальность: Социальная работа

Байда Юлия Вячеславовна

Методист

Терещенко Юлия Анатольевна

Преподаватель

Качан Галина Алексеевна

Витебск, 2010 г.

Задание 1. на тему «Милосердие и благотворительность как предпосылки социально-педагогической деятельности»

План

Введение

Глава 1. Зарождение и развитие идей милосердия. Благотворительность как одна из форм милосердия

Глава 2. Исторические аспекты развития социально-педагогической деятельности в Беларуси и России

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Мы все имеем нужду друг в друге.

Бедный в богатом, богатый в нищем,

ничего не делающий в подающем милостыню,

подающий в принимающем…

Иоанн Златоуст

Теория и практика социальной педагогики связаны с историко-культурными, этнографическими традициями и особенностями народа, зависят от социально-экономического развития государства, опираются на религиозные и нравственно-этические представления о человеке и человеческих ценностях.

Если говорить о социальной педагогике как области практической деятельности, то необходимо четко разграничивать социально-педагогическую деятельность как официально признанную разновидность профессиональной деятельности, с одной стороны, и как конкретную, реальную деятельность организаций, учреждений, отдельных, граждан по оказанию помощи нуждающимся в ней людям, с другой.

Социально-педагогической деятельности как профессии, которая предполагает специальную подготовку людей, способных оказать квалифицированную помощь нуждающимся в социальной, педагогической и морально-психологической поддержке детям и взрослым, до недавнего времени в нашей стране не было. Что же касается реальной деятельности общества по оказанию помощи обездоленным детям, то она имеет в Беларуси глубокие исторические корни.

Известная мечта человечества об «Эре милосердия» в различные исторические эпохи трансформировалась в конкретные практические шаги по её достижению. Проблемы милосердия и благотворительности, оказания социальной помощи нуждающимся актуальны для любой эпохи, для любого общественного строя. Но особенно остро проявляются они сегодня, на одном из переломных этапов истории Беларуси, когда количество обездоленных значительно возросло, а в обществе доминируют тенденции, ранее не характерные для него: безработица, вынужденная миграция, ухудшение криминогенной обстановки, профессиональное нищенство и т.д.

Надо сказать, что на протяжении всего развития человеческой цивилизации любое общество так или иначе сталкивалось с проблемой отношения к тем его членам, которые не могут самостоятельно обеспечить свое полноценное существование: детям, старикам, больным, имеющим отклонения в физическом или психическом развитии и другим. Отношение к таким людям в разных обществах и государствах на разных этапах их развития было различным—от физического уничтожения слабых и неполноценных людей до полной интеграции их в общество, что определялось характерной для данного общества аксиологической (ценностной) позицией, т. е. системой устойчивых предпочитаемых, значимых, имеющих ценность для членов общества представлений. Аксиологическая позиция, в свою очередь, всегда бывает обусловлена идеологическими, социально-экономическими, нравственными воззрениями общества.

История восточных славян показывает, что в их культуре еще в период родоплеменных отношений стали закладываться традиции гуманного, сострадательного отношения к немощным и обездоленным людям и особенно — к детям как наиболее беззащитным и уязвимым среди них. С принятием на Руси христианства эти традиции получили свое закрепление в различных формах милосердия и благотворительности, которые существовали на всех этапах развития белорусского общества и государства.

Глава 1. Зарождение и развитие идей милосердия. Благотворительность как одна из форм милосердия

Зарождение идей помощи, поддержки и защиты в древнейший период связано с развитием письменности и проникновением через христианскую литературу представлений о призрении и милосердии к ближнему..

Милосердие как необходимая составная часть христианской этики осмысляется Феодосием Печерским на материале монастырской жизни. Кормление «убогих странников» — необходимый атрибут монастырской деятельности. Оно тесно связано с нравственным самосовершенствованием личности, с её постоянной «работой» по спасению своей души. Милосердие как принцип равенства между субъектами рассматривается им в произведении – «О вере христианской и латинской». Отстаивая принципы христианской веры, «милование» как высший критерий в подходе к личности в трудной ситуации Феодосий Печерский считает важнейшей среди человеческих добродетелей, за которую следует воздаяние Бога.

Однако милосердие осмысляется не только в контексте проблематики личности, но и христианских добродетелей. Кирилл Туровский последовательно развивает эту идею в притче «О человеческой душе», где по аналогии с мировым деревом жизни даётся классификация христианских добродетелей. Рассматривая категории «смиренномудрие», «покаяние», «милосердие», «нищелюбие» и другие, Кирилл Туровский располагает их в определённой логике и последовательности. Основа дерева жизни – смиреннолюбие, его начало – покаяние. Ствол дерева – благоверие. От него исходят различные ветви. Каждая из них соответствует своему виду покаяния: «слёзы, пост, частая молитва, милостыни, смирение, воздыхания и прочее». На тех ветвях находятся различные плоды, среди которых послушание, любовь, покаяние, нищелюбие. Таким образом, этический и онтологический смысл милосердия раскрывает в данных подходах его же социальную направленность, когда милосердие выступает необходимым атрибутом власти, принципом жизнедеятельности, отражает подходы других древнерусских книжников.

«Милость», «милосердие», «миловати», «милование» — не являются застывшими понятиями. Вот как происходит расширение их семантических значений и образование новых грамматических форм.

XIв.

Милостыня – милосердие, сострадание, сочувствие;

— подаяние;

Милость — милосердие, сострадание, сочувствие;

— благосклонность, особое расположение, любовь;

Милование — сострадание, сочувствие, милосердие;

— прощение, снисхождение;

Миловати — поддерживать, помогать.

XIIв.

Милостыня — благотворение, добрые дела;

Милость — милостыня, подаяние;

— плата, жалование;

Милование — готовность помочь, оказание милости;

Миление — сострадание.

XIIIв.

Милость — прощение, снисхождение;

Милование- благосклонность, любовь.

Впервые тема «милостивой» деятельности и ответственности субъекта за свои поступки появляется у Нестора в «Повести временны лет». По словам Нестора, вся ответственность за бедствия на Руси лежит на её правителях. Но когда они следуют заветам церкви, происходит расцвет Русской земли. Эти положения раскрываются в трудах Илариона и монаха Иакова, где в качестве аргументов они приводили страницы жизнедеятельности князя Владимира. В своей совокупности социальная деятельность князя построена на основе догматов церкви о милосердии, а потому и считалась идеалом и образцом для подражания следующим поколениям.

Важная тема, которая проходит красной нитью в древнерусских сочинениях, — учение о богоустановленности власти, которая приобретает свой особый смысл в контексте концепции милосердия и правды. Будучи помазанниками Божьими, представители власти должны вершить суд не только по справедливости, но и милосердно. Митрополит Алексей в своём поучении обращается к представителям власти: «А князи и бояре и вельможи судите суд милостивно: суд без милости есть не створшему милости хвалится милость на суде…»

Та же тема милосердия и суда находит отражение и в светской литературе, особую роль здесь играет «Поучение» Владимира Мономаха и «Моление» Даниила Заточника. Так, «Поучение» Владимира Мономаха написано им для своих детей на склоне лет. Он считает, милосердие несёт определённое знание о мире, о человеке, о том пути, которому должен следовать «верующий человек», значит, от него требуется «научение», чтобы стать «благочестию свершителем». Милосердие как нравственный путь самосовершенствования – путь спасения не только одного субъекта, не индивидуальный акт. Оно является примером для потомков рода, когда личностное спасение указывает путь спасения «своему» племени.

Анализ основных тенденций концепции милосердия был бы неполным, если бы мы не рассмотрели подходы к милосердию с позиции «теории казней Божьих». Некоторые учёные (Л.Н. Смольникова, В.В. Мильков) считают, что идеи апокрифической литературы находят отражение в древнерусской философии, истории. Эти же идеи проявляются и в концепции милосердия. В сборнике «Мерило праведное» (см. статью «О вдовахъ и сиротахъ, да не обидите ихъ») возмездие за обиду сироты и вдовы принимаются как кара Божья за неправедный суд: кто обидит сироту и вдовицу, неправедно присвоит их имение, тот на себе испытает кары господни. Социальная справедливость рассматривается в концепции христианского милосердия не только в дихотомии смысла правды и неправды, но и в противопоставлении справедливости Бога и несправедливости дьявола. Обижая вдов и сирот, субъект, по сути дела, восстаёт против Бога, принимая сторону дьявола, а посему расплата неминуема.

В теории милосердия в XIVв. – первой половине XVIIв. Происходят существенные перемены. Во-первых, изменяется исторический контекст, во-вторых, мыслители позднего средневековья испытывают на себе влияние различных теоретических школ – Дионисия Ареопагита, Иоанна Лествичника, Филиппа Пустынника и других, в-третьих, христианство как целостное мировоззрение претерпевает различные изменения, проявляются его новые течения – от исихазма на отечественной почве до старообрядческих идей, в-четвёртых, развитие законодательства вносит существенные коррективы в традиционные христианские догматы о милосердии и людях церкви. Всё это в совокупности определило своеобразие подходов к идеям милосердия и оформлению основ «теории призрения», которая со стороны государства первоначально сложилась как «теория нищепитательства».

История восточных славян показывает, что в их культуре еще в период родоплеменных отношений стали закладываться традиции гуманного, сострадательного отношения к немощным и обездоленным людям и особенно — к детям как наиболее беззащитным и уязвимым среди них. С принятием на Руси христианства эти традиции получили свое закрепление в различных формах милосердия и благотворительности, которые существовали на всех этапах развития белорусского общества и государства.

Несмотря на то, что слова «благотворительность» и «милосердие», на первый взгляд, очень близки по своему значению, они не являются синонимами.

Милосердие — это готовность помочь кому-либо из человеколюбия, сострадания, или, по определению В. Даля, «любовь на деле, готовность делать добро всякому». Русская православная церковь с самого своего основания провозгласила милосердие как один из важнейших путей исполнения основной христианской заповеди «возлюби ближнего как себя самого». Причем милосердие как деятельная любовь к ближнему, через которую утверждалась любовь к Богу, должно было выражаться не просто в сострадании, сочувствии к страждущим, а в реальной помощи им. В древнерусском обществе практическое исполнение этой заповеди сводилось, как правило, к требованию подавать милостыню нуждающимся. В дальнейшем получили развитие и другие формы проявления милосердия, наиболее значимая из которых—благотворительность. Благотворительность подразумевает оказание частными лицами или организациями безвозмездной и, как правило, регулярной помощи нуждающимся людям. Возникнув как проявление милосердного отношения к ближнему, благотворительность стала сегодня одной из важнейших составляющих общественной жизни практически каждого современного государства, имеющей свою юридическую базу и различные организационные формы. Однако в каждой стране развитие благотворительности имеет свои исторические особенности.

Глава 2. Исторические аспекты развития социально-педагогической деятельности в Беларуси и России

История развития практики социальной педагогики у славянских народов (белорусов, русских) корнями уходит в глубокую древность. Уже в период родоплеменных отношений существовали традиции сострадательного отношения к больным, немощным, вдовам, детям. С принятием христианства эти традиции получили своё закрепление в милосердии и благотворительности.

На основе изучения ряда источников по истории педагогики, социальной педагогике можно выделить ряд периодов развития социальной педагогики в Беларуси и России.

I.IX – XVI вв. Анализ историко-педагогической литературы показывает, что в этот период стала активно развиваться личная благотворительность князей, просветителей Беларуси и России, церкви. Великий князь Владимир «Красное солнышко» устраивал пиршества на княжеском дворе и занимался вопросами просвещения, открывая для детей школы, училища. Начинания Владимира продолжил его сын Ярослав и правнук Владимир Мономах. Документы, изданные князьями, обязывали оказывать помощь и поддержку нуждающимся людям.

Конкретный историко-педагогический подход к рассмотрению интересующего нас вопроса позволяет говорить, что существовал целый ряд белорусских просветителей, внесших свой вклад в развитие благотворительности и тем самым в развитие практической социально-педагогической деятельности. Одной из них была знаменитая белорусская просветительница и меценатка Ефросинья Полоцкая. В организованной ею школе она занималась призрением бедных детей. Другой известный просветитель Беларуси – Кирилл Туровский. Он уделял большое внимание вопросам милосердия, которое рассматривал в качестве одной из христианских добродетелей. Необходимо отметить, что в своей воспитательной работе и Е. Полоцкая, и К. Туровский сочетали античные и христианские идеи.

Белорусский первопечатник Ф. Скорина смыслом человеческой доброты считал милосердную помощь нуждающимся. Вся его просветительская деятельность была направлена на служение простым людям, на то, чтобы помочь им познать мудрость. В обучении и воспитании Ф. Скорина, С. Будны, В. Тяпинский, Я.Л. Намысловский, Л. Зизаний, К. Лыщинский были приверженцами гуманистических идей античности. С их точки зрения ученик – это неповторимая индивидуальность, и учитель должен гуманно относится к ребёнку, уважать его личностное достоинство.

В период междуусобных воин, проходивших как на Беларуси, так и на Руси, появилось большое количество обездоленных детей. Заботу о них взяли на себя церковь и православные братства. В отличие от западной церкви, которая давала только приют и пропитание, провославная церковь помимо призрения ещё обучала и лечила нуждающихся. При монастырях и храмах открывались больницы, богадельни, приюты.

Помимо князей и церкви помощь оказывали простые люди и в первую очередь – детям. Существовала давняя традиция, когда о ребёнке заботилась вся родовая община. Затем эта традиция переросла в заботу о брошенных детях при скудельницах. При каждой скудельнице были сторожа-старцы, старушки, которые воспитывали и заботились о сиротах.

В XVIв. Начинает осуществлять благотворительную деятельность и государство. Так, царь Иван Грозный говорил о необходимости выявлять всех нуждающихся в помощи и строить для них специальные богадельни, где им будет обеспечен приют и уход. Статуты Великого Княжества Литовского, в состав которого входили белорусские земли, содержали ряд статей, закрепляющих за нуждающимися право на защиту и поддержку.

II. Начало XVII в. До реформ 1861 г. В этот период, как показывает анализ социально-педагогических источников, происходит становление и развитие системы общественного призрения. Основоположником системы призрения нуждающихся явился Пётр I. Он определил категории нуждающихся, урегулировал частную благотворительность и закрепил его законодательно. Воеводы по приказу царя должны были строить больницы, богадельни, сиротские дома. Именно при Петре I впервые детство и сиротство стали объектом государственной заботы. Для этой цели открывались приюты для незаконнорожденных младенцев, куда их принимали с соблюдением анонимности происхождения и на полное государственное обеспечение. Начинания Петра I продолжила императрица Екатерина II, построив в Москве и Петербурге императорские воспитательные дома для «зазорных младенцев». Она же издала указ, обязывающий губернаторов открывать дома общественного призрения. В конце XVIIIв. Воспитательные дома были открыты в Минске, Гродно, Витебске. Забота о нуждающихся стала традицией императорской семьи. Императрица Мария Фёдоровна в 1789 г. Основала Попечительство о глухонемых детях. Отделения Попечительства осуществляли свою деятельность в Минске, Гомеле, Вильно. Из вышесказанного видно, что фактически в это время развивается социальная политика и законодательство государства, связанные с призрением нуждающихся. Если говорить о теоретических разработках в области социальной педагогики, то здесь можно назвать педагога и общественного деятеля И.И. Бецкого, педагога Н.И. Новикова, писателя А.Н. Радищева, которые считали воспитание движущей силой развития личности. Видным белорусским мыслителем и педагогом XVIIв. был С.Полоцкий.

III. С 60-х гг. XIX в. до начала XX в.Наряду с теоретическим осмыслением социально-педагогических проблем, развивалась практическая социально-педагогическая деятельность. Она осуществлялась в форме частной благотворительности и общественного призрения. В этот период наблюдается переход от государственной деятельности к частной благотворительности. В Беларуси и России создаётся сеть благотворительных учреждений и заведений, оказывающих помощь широкому кругу детей с различными социальными проблемами.Среди них общественные филантропические организации: «Императорское Человеколюбивое общество»; Общество попечения о бедных и больных детях «Синий крест», в рамках которого открылось отделение защиты детей от жестокого обращения. В конце XIXв. в Петербурге Обществом призрения калек несовершеннолетнего возраста и идиотов открываются приюты для детей-идиотов и эпилептиков. Приюты для эпилептиков и умственно-отсталых детей функционировали и на территории Беларуси.

Частная благотворительность на Беларуси осуществлялась за счёт личных средств известных князей и магнатов Радзивиллов, Паскевичей, Хрептовичей, Сапеги и др. На их средства строились и содержались ремесленные училища, школы приюты, сиротские дома и т.п. Например, княгиня И.И. Паскевич содержала приют для девочек-сирот, патронировала одарённых приютских детей с целью дать им достойное образование. Е.В. Потанова основала В Беларуси крупное благотворительное общество «Доброхотная копейка», предназначенное для оказания помощи и поддержки всех обездоленных, в том числе и детей.

Приведенные примеры наглядно демонстрируют, что общественно-государственное призрение детей в России и Беларуси представляло собой разветвлённую сеть благотворительных учреждений и заведений. Их деятельность во многом определила появление профессиональных специалистов, подготовка которых осуществлялась на курсах профессионального обучения. «Социальная школа» была образована на юридическом факультете Психоневрологического института, где одной из кафедр была «кафедра общественного призрения». В 1911 г. Был сделан первый набор студентов по специальности «общественное призрение».

В этот период выходит целый ряд книг по педагогике, в которых затрагиваются проблемы социальной педагогики. Это позволяет проследить историю развития социальной педагогики. В середине XIX в. появились работы К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, отражающие проблемы влияния на воспитание и развитие ребёнка окружающей среды, социализации личности и роли в ней педагога.

Педагогическая деятельность А. Пашкевич, Я. Коласа, К. И. Тихомирова и многих других белорусских просветителей строилась на гуманном отношении и любви к детям, признании их самоценности. Аспекты социального воспитания нашли отражение в педагогических трудах многих белорусских учёных: С.К. Павловича, Ф.А. Кудринского, Д.А. Сцепуро и др.

IV. С 1917 г. До начала 90-х гг. XX в.Анализ педагогической литературы показал, что с приходом новой власти наметились и новые тенденции воспитания подрастающего поколения. Советская система образования хотела воспитать нового социалистического человека.В 1920-е годы наметилась тенденция усиления внимания к вопросам социально-педагогического характера. Проблемы социального воспитания подрастающего поколения, защиты и поддержки детей-беспризорников, профилактики детской беспризорности, социализации и постинтернатной адаптации воспитанников детских домов, подготовки кадров для работы в учреждениях системы социального воспитания обсуждались на страницах журналов «Асвета», «Камунiстычнае выхаванне».. Для решения этих вопросов социального воспитания стали создаваться специальные учебно-воспитательные учреждения. Среди них были опытные станции Наркомпросса. Первой из них руководил С.Т. Шацкий. Созданное им воспитательное учреждение «сетлемент» решало ряд социальных проблем детства. И одна из них – охватить детей улицы из малообеспеченных семей, приобщить их к труду, знаниям, культуре. Летняя трудовая детская колония «Бодрая жизнь» послужила началом Опытной станции, которая осуществляла исследовательскую и экспериментальную работу, изучая среду и её влияние на ребёнка. На территории Беларуси также функционировала опытная школа-коммуна Наркомпросса в селе Литвиновичи Рогачёвского уезда Гомельской губернии под руководством П.Н. Лепешинского.

В 1917 году органы частной и общественной благотворительности были упразднены новой властью, а понятие «благотворительность» предано забвению. Советы уничтожили всю существовавшую ранее систему благотворительности. Новая власть взяла на себя заботу об обездоленных детях, число которых в результате войн и революций резко возросло. Сиротство, беспризорность, правонарушения подростков — острейшая социально-педагогическая проблема того времени. В целях борьбы с детской беспризорностью и преступностью открывались приюты, детские дома, приёмники распределители, трудовые колонии и детские коммуны. Известный педагог В.Н. Сорока-Россинский своими работами «Детский дом», «Трудновоспитуемые» внёс большой вклад в теорию и практику воспитания трудных подростков.

Существенный вклад в развитие теории и практики социальной педагогики внёс всемирно известный педагог А.С. Макаренко. Его практическая деятельность, опыт, педагогические статьи – это теория и практика социальной педагогики.

Законодательные документы, изданные в 30-40-е гг., свидетельствуют о том, что главной формой призрения детей в СССР был детский дом. В нём осуществлялось обучение, воспитание, трудовая подготовка, направленная на социализацию и адаптацию ребёнка к самостоятельной жизни. Что касается теоретических и практических разработок по социальной педагогике, то после постановления 1936 г. «О педагогических извращениях в системе Наркомпросса» они прекратились. В годы Великой Отечественной войны, в связи с обострением положения детей, возрождается благотворительность: открываются специальные счета и фонды для перечисления и передачи личных сбережений населения детям. Государство открыло ряд школ-интернатов для эвакуированных детей, расширило сеть детских домов для детей воинов и партизан. На освобождённых территориях создавались суворовские и ремесленные училища, дома-ребёнка, специализированные детские дома, в которые направлялись дети фронтовиков, партизан, партийных работников, погибших во время войны. В 50-е гг. в стране открылось несколько детских домов для одарённых детей-сирот. В 60-70-е у учёных вновь появился интерес к проблемам социальной педагогики. В результате разрабатываются различные варианты работы с детьми по месту жительства и ряд методических рекомендаций в этом направлении (В.Г. Бочарова, М.М. Плоткин и др.). В 80-е г. В.Д. Семёнов с коллегами изучал опыт Молодёжного жилищного комплекса и социально-педагогического комплекса, возродив тем самым понятие «социальная педагогика». В Беларуси в штат учебно-воспитательных учреждений социальный педагог был введён в 1996 г., в России – в 1991 г.

Заключение

Социально-педагогическая деятельность с детьми на территории Беларуси берёт своё начало в славянской духовности и менталитете наших предков, особенностях их жизни и быта, усиленных и оформленных религиозными заповедями христианства, идеями милосердия и благотворительности.

В истории складывания системы благотворительной помощи обездоленным детям на Беларуси весьма значительна роль многочисленных конфессиональных организаций, в первую очередь православных братств с их школами и приютами, а также представителей магнатских белорусских родов с их богатыми пожертвованиями на организацию и содержание приютов, других учреждений для детей-сирот и детей из бедных семей.

Проблемы социально-педагогического характера (социализация, социальное воспитание) находились в поле зрения учёных Беларуси задолго до официального признания социальной педагогики в качестве самостоятельной отрасли научного знания. Практическая социально-педагогическая деятельность в Беларуси в конце XIX века развивалась в форме частной благотворительности и общественного призрения. В 1917 году, в силу коренных политических и социально-экономических изменений, началось создание новой модели защиты обездоленных, которая включала помощь и поддержку нуждающихся государственными структурами и общественными организациями. Имела место и частная благотворительность. Однако широкого распространения она не получила.

Реформирование образования в послеоктябрьский период детерминировало становление социальной педагогики как профессионального вида деятельности. Функционировала сеть учреждений, ориентированных на социально-педагогическую деятельность, которая была направлена на социализацию и оказание помощи, защиты, поддержки нуждающимся детям. Выполняли эту деятельность специалисты, ставшие прообразом современного социального педагога.

Позитивный опыт, накопленный белорусской общественностью на протяжении многовековой истории благотворения на Беларуси, нуждается в тщательном изучении и творческом использовании в современных условиях для организации разумно сбалансированной и эффективной социально-педагогической помощи детям, в первую очередь из многочисленных социально-уязвимых слоёв населения. Он даёт ориентиры и для современной научной рефлексии феноменологии процесса помощи детям в самых разнообразных формах.

Список использованной литературы

3. Григорьев, А.Д. Социальная работа на Беларуси: история, опыт, проблемы./А.Д. Григорьев. – Мн.: Дизайн ПРО, 2000. – 240 с.

4. Костина, Е.Ю. История социальной работы/ Е.Ю. Костина. – Владивосток: ВЛАДИВОСТОК, 2003 – 109 с.

5. Социальная педагогика/ М.А. Галагузова. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 416 с.

6. Фирсов, М.В. История социальной работы в России: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений/ М.В. Фирсов. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 256 с.

Задание 2. Напишите развёрнутую аннотацию на книгу У. Глассера «Школы без неудачников»

милосердие благотворительность педагогический дисгармоничный

Уильям Глассер – американский психолог, психотерапевт и педагог, исследующий «проблему человека». Его книга «Школы без неудачников» основана на опыте работы в качестве консультанта в школах, колледжах и исправительных учреждениях для малолетних преступников. Эта книга посвящена рассмотрению проблем, возникающих у детей разного возраста в процессе обучения в школе. Система образования, считает автор, должна быть построена таким образом, чтобы успех был доступен каждому конкретному ребёнку, независимо от его пола, возраста, расы, социального статуса его родителей или материального положения. Только как этого добиться? И почему успех в жизни доступен не каждому?

В своей книге Глассер подробно описывает многие дисгармоничные факторы, которые действуют на личность в семье и школе, которые в итоге приводят к ощущению заброшенности, отчуждённости, обездоленности и безвыходности, а школа в итоге становится для ребёнка «холодным домом». Книга описывает ряд проблем школы в США (несовершенство системы оценивания, равнение на среднего ученика, ограниченность системы проверки знаний и т.д.), которые ждут своего решения. К тому же многие из перечисленных проблем актуальны и для нашей системы образования. Автор даёт не только много полезных и неординарных методических рекомендаций, конкретных идей и практических советов, адресованных учителям, директорам школ, воспитателям, но и самим ученикам, испытывающих какие либо проблемы в семье и школе, делая уклон на воспитание личной социальной ответственности и самодисциплины.

Педагогика в социальной работе

Педагогические основы социальной работы

Замечание 1

Педагогика является наукой о процессе воспитания человека, его целях задачах, закономерностях. В социальной работе она выступает в качестве стержня ее деятельностного компонента. Педагогические основы социальной работы включают в себя элементы педагогической теории о методах, принципах, содержании данной деятельности.

Педагогика в структуре социальной работы выполняет объяснительные функции. Успех решения социальных задач во многом определяется уровнем культуры отдельных людей, поэтому она выполняет также прогностические функции. Педагогика играет одну из главных ролей в процессе личностного развития субъектов и объектов социальной работы.

В структуру профессиональной деятельности социального работника входит широкий круг задач: это и адресная помощь клиентам, и обучение социальным навыкам, формирование умения самостоятельного решения жизненных проблем. Объектами социальной работы могут быть как взрослые, так и дети. Все это требует компетентности в области педагогическим методов.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Выделяются три группы педагогических методов:

  • Методы формирования сознания личности помогают приобрести объекту педагогического воздействия (в случае с социальной работой это – клиент) знания правил и норм поведения, сформировать у него совокупность ценностей и суждений, обеспечивающих уверенность в личной и общественной полезности определенной модели поведения;
  • Методы организации деятельности помогаю формировать требуемую форму поведения клиента и обеспечивать переход знаний и общественного опыта в личный опыт;
  • Методы стимулирования направлены на ускорение или торможение каких-либо действий объекта педагогического воздействия.

Не лишним будет рассмотреть некоторые из этих методов более подробно. К ним относятся, например, относятся беседа и собрание.

Назначение беседы состоит в расширении знаний клиентов, формирование у них соответствующего отношения к определенным событиям, окружающей действительности, к своим действиям.

Большим воспитательным потенциалом может обладать и собрание. Оно выражает вол большинства участников, мобилизует их на реализацию принятых решений. Значительную роль играет такой вид собрание как диспут. С его помощью формируется учение привлечь и удержать сторонников. Он может поспособствовать более глубоком пониманию различных социальных проблем.

Соотношение педагогики и социальной работы

Педагогика как науки разделена на ряд областей и отраслей. Среди них социальная педагогика. К. Магер определил понятие «социальная педагогика» как «социальное в воспитании». П. Наторп, понимая социальную педагогику как аспект общей, выделил три ее основные функции:

  • содействие половому воспитанию ребенка его ближайшим окружением;
  • развитие социальных, эмоциональных и моторных способностей на основе обучения и воспитания воли;
  • развитие разума через взаимодействие с социумом.

По мнению Наторпа, главная цель социальной педагогики – в воспитании у молодежи общественного начала и солидарности. В дальнейшем она рассматривалась как принцип воспитания человека через общество и для жизни в обществе. Этот принцип пронизывает всю педагогическую деятельность.

Педагогика социальной работы появилась в конце XIX – начале XX вв. и связана с именами М. Ричмонд, Дж. Адамса, А. Дистервега и П. Наторпа.

Роль педагогических знаний в социальной работе

Социальную работу можно рассматривать, в том числе, и как учебный процесс, в ходе которого люди овладевают навыками социального поведения, изучают культуру, включаются в общественные отношения. Социальная работа, основанная на научных знаниях и проработанных методиках, делает процесс социального формирования личности и коллектива целенаправленным.

Формирование гуманистических ценностей – важнейший педагогический элемент социальной работы. Педагогика задает социальной активности нужное направление, ориентируясь при этом на сознательность людей. Необходимым педагогическим элементом социальной работы является формирование социальных умений и навыков, овладение приемами самопомощи.

Замечание 2

Конечным итогом социальной работы как процесса должно стать стремление личности клиента к самовоспитанию, достижение ею социально продуктивного поведения, обретение цели и смысла жизни, включение в систему непрерывного образования.

Важным педагогическим содержанием обладают методы, связанные с достижением успеха в учебной, трудовой, художественной, спортивной и прочих видах общественно ценной деятельности. Такая деятельность сама по себе возвышает личность, при этом зачатую требуются такие приемы ее обеспечения как учет индивидуальных особенностей, научная организация труда, психологическая помощь.

Весомый вклад в социальное развитие вносят всевозможные общественные и творческие группы, в которые люди входят в соответствии со своими способностями и интересами. Профессионализм социального работника зависит во многом от уровня его культуры, общего развития и профессиональных компетенций. Колоссальную значимость имеет подготовка в области педагогики и психологии.

Главной сферой практического применения педагогики социальной работы является содействие воспитанию человека, влияние на его поведение и отношения в обществе. Она ориентирована на работу с самыми разными категориями населения, на создание и развитие системы социальной помощи, условий психологического комфорта.

Для человека, мало разбирающегося в вопросах и проблемах социальной работы, данный вид деятельности может представляться не слишком сложным и довольно ограниченным, сводящимся исключительно к раздаче выделенных государством пособий, помощи нуждающимся. Схожие стереотипы преследуют и профессию социального педагога. Происходит искажение понятий «социальная работа» и «социальная педагогика». Недостаточная обеспеченность специалистами данного профиля ведет к дискредитации профессии и снижению качества их работы. В итоге социальная работа обесценивается и лишается своего гуманистического смысла.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *