Политический радикализм виды

Политический радикализм и его разновидности

Вера в самобытность России и ее особый путь развития вошла также в концепцию революционного переустройства общества. В России существовали условия для культивирования радикальных идей социального преобразования: низкий уровень жизни значительной массы населения, заметный разрыв в доходах различных групп общества, сословные привилегии одних и ограничения для других, отсутствие гражданских и политических прав, эксплуатация и произвол чиновников.

Родоначальник идеи революционного низвержения самодержавия – мыслитель, писатель, публицист Л. Н. Радищев (1749–1802). Вместо монархии он предлагал народное правление в форме добровольной федерации вольных городов но примеру древнего Новгорода. Народное правление, по его мнению, соответствует «человеческому естеству», поскольку основано на принципах народного суверенитета и неотчуждаемости естественных прав личности. Во главе федерации должны стоять достойные люди, выдвинутые народом. Отметим, что идея непосредственного правления народа была утопической, ее реализация возвращала общество в прошлое – к вечевым порядкам.

Вслед за Радищевым идею революционного переустройства стремились реализовать декабристы. Монархия, по проекту П. И. Пестеля (1793–1826), должна уступить место республиканскому правлению, гарантирующему естественные права и свободы личности. Он отрицал принцип разделения властей, но высшие органы власти (Народное Вече, Державную Думу, Верховный Собор) предлагал формировать путем реализации всеобщего избирательного права.

Во второй половине XIX в. политическая мысль России испытывала значительное влияние европейского социализма и анархизма. Это активизировало те силы в России, которые отрицали сложившиеся в ней формы государственности. Однако представители радикальной политической мысли больше внимания уделяли средствам реализации своих идеалов.

Революционеры-демократы В. Г. Белинский (1811 – 1848), А. И. Герцен (1812–1870), Я. Г. Чернышевский (1828–1889), Д. И. Писарев (1840–1868) считали вооруженное восстание единственным средством свержения самодержавия. По их мнению, это должна быть крестьянская революция, которая установит «социальную республику» с верховной властью народа. Основой будущего экономического и политического строя они считали крестьянскую общину. В этом проявлялся их утопизм, поскольку уже тогда община не представляла собой единого образования, она расслаивалась. В «социальной республике» законодательная власть принадлежит народу, а правительство должно быть ответственно перед ним, считал Чернышевский. Право народа, представленного Народным Собранием, – контролировать исполнительную власть.

Неприязнь к западному либерализму и конституционализму, сложившимся на Западе государственным институтам отчетливо прослеживается и в русском анархизме. Его сторонники негативно относились не только конкретно к русскому, призывая к его свержению, по к любому государству и праву, ограничивающим свободу индивидов.

Представители анархизма М. А. Бакунин (1814–1876) и Я. А. Кропоткин (1842–1912) исходили из тезиса о том, что государство есть зло, поскольку мешает естественному существованию людей.

Анархия, по М. А. Бакунину, – «это вольный союз земледельческих и фабричных рабочих товариществ, общин, областей и народов, и, наконец, в более отдаленном будущем – общечеловеческое братство, торжествующее на развалинах всех будущих государств». Бакунин критиковал идею К. Маркса о диктатуре пролетариата, считая ее формой подавления одной части общества другой.

П. А. Кропоткин назвал идеал будущего устройства «анархическим коммунизмом». Под ним он понимал вольный союз самоуправляющихся общин, основой которого станут свободные взаимосоглашения людей. Над ними не будет никакой верховной центральной власти. Конечно, идеалы анархистов несбыточны, однако их критика государственного социализма, развращающего

Михаил Александрович Бакунин

влияния власти на личность, требования справедливости и уважения прав и свобод индивида определяют их значимость в истории политической мысли России.

Мысли о политике

В коем царстве люди богаты, то и царство то богато, а в коем будут убоги, то и царству тому не можно слыть богатому.

И. Т. Посошков

Государственный смысл партий состоит в умении понимать истинную сторону в мнениях противников. При такой постановке вопроса, очевидно, все сводится к своевременности принимаемых мер.

Б. Н. Чичерин

Пока существует империя, она будет заедать наш народ. Последняя конституция для народа может быть только одна: разрушение империи.

М. А. Бакунин

  • Бакунин М. А. Избранные произведения. М., 1989. С. 324.
  • Кропоткин П. А. Записки революционера. М., 1988. С. 276.

Радикализм

Смотреть что такое «Радикализм» в других словарях:

  • РАДИКАЛИЗМ — (от позднелат. radicalis коренной, лат. radix корень), социальнонолитич. идеи и действия, направленные на решит. изменение существующих институтов. Р. соотносит. термин, обозначающий разрыв с признанной традицией. Исторически он… … Философская энциклопедия

  • РАДИКАЛИЗМ — (ново лат.). Политическая система радикалов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РАДИКАЛИЗМ Правила и стремления политической партии радикалов. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление … Словарь иностранных слов русского языка

  • Радикализм — и радикальная партия. Радикализм (от лат. radix, корень)политический (иногда церковный, религиозный или даже философский) естьпринцип или направление. Этим термином обозначается стремление доводитьполитическое или иное мнение до его конечных… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • радикализм — а, м. radicalisme m. 1. Мировоззрение радикалов, политика, осуществляемая радикалами. БАС 1. Он прочел руководящую статью, в которой объяснялось, что в наше время совершенно напрасно поднимается вопль о том, что будто бы радикализм угрожает… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • РАДИКАЛИЗМ — РАДИКАЛИЗМ, радикализма, мн. нет, муж. 1. Политическое направление и движение радикалов (полит.). История радикализма в Англии. 2. перен. Образ мыслей и действий, свойственны радикалу (см. радикал1 во 2 знач.; книжн.). Научный радикализм.… … Толковый словарь Ушакова

  • РАДИКАЛИЗМ — РАДИКАЛИЗМ, а, муж. 1. Политическое течение, ориентирующееся на проведение демократических реформ в рамках существующего строя. 2. Решительный образ действий. | прил. радикалистский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.… … Толковый словарь Ожегова

  • радикализм{ –} — 1) политическое направление и движение радикалов (см. радикал 1); 2) отстаивание и применение радикальных методов в решении вопросов теории и практики, в частности – политических. Большой словарь иностранных слов. Издательство «ИДДК», 2007 … Словарь иностранных слов русского языка

  • радикализм — сущ., кол во синонимов: 1 • ультрарадикализм (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

  • РАДИКАЛИЗМ — (от лат. radio; корень) англ. radicalism; нем. Radikalismus. 1. Стремление, склонность к решительным мерам, к крайним решениям. 2. Соц. полит. идеи и действия, направленные на решительное изменение существующих институтов, наиболее характерно… … Энциклопедия социологии

  • Радикализм — идейно политическое течение и политическая деятельность, требующие решительного и глубокого, коренного изменения основных политических институтов и ценностей общества. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И … Политология. Словарь.

  • Радикализм — ■ Чем более скрытен, тем более опасен … Лексикон прописных истин

ЭСБЕ/Радикализм и радикальная партия

Радикализм и радикальная партия. — Радикализм (от лат. radix, корень) политический (иногда церковный, религиозный или даже философский) есть принцип или направление. Этим термином обозначается стремление доводить политическое или иное мнение до его конечных логических и практических выводов, не мирясь ни на каких компромиссах. Возможен, таким образом, как радикальный консерватизм, так и радикальный социализм; яркими представителями первого могут считаться граф Шамбор и его приверженцы, крайние и последовательные роялисты во Франции, в противоположность сторонникам Орлеанской династии. В этом точном филологически смысле Р. противоположен оппортунизму (см.) или поссибилизму и является скорее делом темперамента, чем убеждения. На практике, однако, термином Р. обозначают обыкновенно только крайний либерализм (иногда социализм) в политике, а в религии и философии — те учения, которые совершенно не мирятся с господствующими (атеизм, материализм). Обыкновенно радикалами называют республиканцев (в монархических государствах). В Германии термин Р. имеет именно только такое, несколько неопределенное значение; там он применяется к южногерманской народной партии в противоположность свободомыслящей, а внутри свободомыслящей — к более крайним ее элементам; говорят также (особенно с конца 1898 г.) о радикальных социал-демократах в противоположность умеренным. В Англии именем радикалов обозначается левое крыло либеральной партии, стремящееся к социальным реформам, под предводительством прежде Чамберлена, теперь Асквита; его применяют также к группе рабочей партии (Бернс), входящей в состав либеральной. Вместе с тем в Англии чаще, чем где бы то ни было, говорят о «радикальном торизме» (Черчиль). В Австрии есть несколько мелких групп, именующих себя радикальными: просто радикалы, радикальные немцы, словинцы, итальянцы и т. д.; но крупное значение имеет только галицийская «русько-украiньска радикальна партiя», ее основателем был Драгоманов (см.); его ближайшие последователи — малороссийский беллетрист и публицист Ив. Франко и публицист Павлик. В 1890 г. партия сформировалась и выработала программу (пересмотренную на съезде во Львове 1895 г.); выступила неудачно на выборах в рейхсрат 1891 г., с блестящим успехом — на выборах 1897 г. Несмотря на грубое давление полиции и на явную фальсификацию результатов выборов, она собрала в V курии (всеобщего голосования) 109000 голосов против 27000, полученных другими русинскими партиями, и 37000 в IV (сельской) курии против 47000; в парламенте она провела трех представителей (Франко был забаллотирован вследствие злоупотреблений полиции, заблаговременно арестовавшей несколько сот его выборщиков). Партия выступила решительно не только против правительства, но и против других русинских партий: старорусинов, или русофилов, и младорусинов, или украйнофилов (см. Романчук), из которых ни первая, ищущая опоры за границей, ни вторая, готовая заключать компромиссы с правительством, не идут дальше чисто национальных требований. Напротив, Р. партия, относясь к отторжению Галиции от Австрии — или иному измнению политических границ европейских держав — как к не имеющей значения утопии, стремится к переустройству австрийской государственной организации на началах широкого федерализма, возможной децентрализации (самоуправления областей, провинций, общин) и всеобщей подачи голосов; в частности, как националистическая партия, она хочет разделения Галиции на восточную (русинскую) и западную (польскую) и присоединения к первой северной части Буковины. Она требует свободы слова, совести и ассоциаций, отмены постоянной армии, бесплатного обучения, отмены поземельных сборов и введения прогрессивного подоходного дохода (а пока существуют первые — нового кадастра и облегчения податного бремени крестьян), — затем регулирования рек (часто причиняющих в Галиции наводнения), свободы рыболовства, права стачек. Прежний социалистический характер партии в последней программе совершенно исчез; слабый намек на него представляет только последний пункт. Из журналов партии замечательны «Жите и Слово» (1896—97), «Громадський голос» (c 1895), оба под ред. Франко. См. Франко, «Як я став казенним радiкалом»; его же, «Панщина» (Львов, 1898); «Хлопська библiотека», Львов (ряд брошюр, из которых особенно см. «Програма р. у. радикальной партии», 1897); «Программа р. у. рад. партии, пояснена Даниловичем» (1898); «Радiкали и радiкалiзм» (1896); «Радiкальна тактика» (Здр., 1898); ст. Павлика в «Social-politische Jahrbücher» (Цюрих, 1881); ст. Р. в «Вестн. Европы» (1893). Р. партия в Сербии, как и в Галиции, является по преимуществу крестьянской партией. Основанная в середине 1870-х гг. молодыми людьми, воспитавшимися за границей под влиянием отчасти Бакунина, отчасти немецких социал-демократов, она сперва носила мечтательно-социалистический, частью народнический характер. После ряда политических процессов, оканчивавшихся смертными казнями (Ефрем Маркович) и продолжительными тюремными заключениями (Пера Тодорович), партия сплотилась, стала на более практическую почву чисто крестьянских требований, провела нескольких своих членов в скупщину и добилась нескольких важных законов (освобождение необходимого крестьянского инвентаря от продажи за недоимки и т. п.). Обессиленная борьбой с полицейским произволом, партия попыталась вызвать революцию (так наз. зайчарский бунт 1883 г.), но неудачно; вожди ее были арестованы и приговорены к смертной казни, замененной долголетним тюремным заключением (Пера Тодорович, Таушанович, Раша Милошевич); Пашич (см.) успел бежать за границу. Поражение Сербии в войне 1885 г., а также финансовое и политическое банкротство, к которому привело хозяйство напредняков, принудили короля дать заключенным амнистию. Реформа конституции 1889 г. доставила Р. партии власть, но руководители ее пошли на компромиссы, а Тодорович даже прямо перешел в противоположный лагерь. Партия старалась опираться то на короля, то на королеву, не умела справиться с дефицитом, ничего не делала для реформирования государственного строя и в заключение потеряла власть, не предусмотрев и не сумев предупредить военного пронунциаменто 1894 г. С тех пор партия частью была в оппозиции, но чрезвычайно бездеятельной, частью образовывала компромиссные министерства с другими партиями. Из нее выделилось в 1895—97 гг. более левое крыло (Таушанович, Дзяйя), которое ведет энергичную борьбу за восстановление конституции 1889 г. и реформу финансовой системы. В иностранной политике радикальная партия всегда искала опоры в России. Во Франции Р. партия никогда не была организована, как отдельная партия, но всегда существовала. Собственно, этот термин как технический в ходу только со времени второй империи, преимущественно с 1863 г., еще более — с 1869 г.; ранее радикалы назывались якобинцами, монтаньярами, республиканцами. При Тьере и Мак-Магоне Гамбетта признавался вождем Р. партии. Когда он стал оппортунистом, руководительство партией перешло к Клемансо. Период времени с 1880 по 1889 г. был эпохой наибольшего блеска Р. партии. К ней причисляло себя около 150 депутатов; она решала судьбу министерств. В ее программу входили главным образом три пункта: пересмотр конституции (избираемый сенат или полная его отмена), отделение церкви от государства, подоходный налог; кроме того, партия была решительно враждебна колониальной политике большинства кабинетов. Несмотря на свое могущество, партия ничего не добилась, кроме некоторых изменений в организации сената. В 1886 г. она выдвинула на министерский пост генерала Буланже, который выделился из нее, увлек за собой часть радикалов и основал особую партию буланжистов, стремившуюся к диктатуре своего вождя. Остальная часть радикалов, с Клемансо во главе, повела в союзе с правительством ожесточенную кампанию против Буланже, окончившуюся полной победой. Но раскол и союз с правительством погубил партию; она ослабела в 1889 г. и окончательно растаяла на выборах 1893 г. Клемансо был забаллотирован; его сторонники разошлись по разным группам. Теперь есть правительственные или умеренные радикалы (Изамбер, Фрейсине, отчасти Гобле) и радикалы-социалисты (Пельтан); часть радикалов (Мильеран) перешла прямо в социалистический лагерь. В Италии радикалы делятся на две группы: ирредентистов (Имбриани) и «крайнюю левую» (Кавалотти, † 1897); их отличительная черта — верность гарибальдийским традициям. Они стремятся к присоединению Триеста и Триента, враждебны Австрии, Тройственному союзу и папству, ищут опоры во Франции, противятся милитаризму и колониальной политике правительства, стоят за подоходный налог. Определенной и резкой границы между ними и социалистами нет.

В. Водовозов.

Дополнение

Радикализм. Англия. См. W. Harris, «The history of radical party in parliament» (Л., 1885). В Сербии со времен государственного переворота 1903 г., доставившего корону Карагеоргиевичам, радикалы стояли у власти; но они распались на старорадикалов (Пашич), в руках которых главным образом и была власть и которые стали партией по существу консервативной, и младорадикалов, представлявших левое крыло и по временам находившихся в оппозиции. Во Франции радикальный кабинет был сформирован Комбом (1902—05); кабинет Рувье (1905—06) опирался в значительной степени на радикалов, а кабинет Саррьена — Клемансо (1906) стал вновь радикальным и радикально-социалистическим. В окт. 1906 г. вышел в отставку кабинет Саррьена и сформировался кабинет Клемансо, опирающийся главным образом на партию радикалов-социалистов. В России термин радикализм долгое время не отличался достаточной определенностью. Радикалами в общем смысле именовались революционеры, а также левое крыло либералов; иногда же (преимущественно в печати реакционной) это имя применялось также ко всем либералам, что имело явную тенденцию смешать легальных умеренных либералов с активными революционерами. Когда в 1905 г. началась у нас организация политических партий, то возникла и партия, присвоившая себе наименование радикальной. Первое общее собрание ее имело место в Петербурге 27 ноября. Общее число лиц, записавшихся в партию, доходило в СПб. до 300 и в провинции тоже до нескольких сот. Программа парии окончательно выработана не была; был выработан только проект ее, который, предполагалось, должен быть утвержден на учредительном собрании парии, но оно не состоялось. Главные пункты этого проекта следующие: судьба России должна быть решена учредит. собранием, созванным на основе всеобщего, равного, прямого и закрытого голосования. Партия будет отстаивать: федеративный республиканский строй, однопалатный парламент, широкое местное самоуправление, свободу личности, восьмичасовой рабочий день и вообще развитое фабричное законодательство; образование государственного земельного фонда посредством безвозмездной экспроприации земель государственных, удельных, церковных и возмездной — землевладельческих, для передачи трудящимся в арендное пользование. В комитет партии вошли М. С. Маргулиес, профессор А. С. Гинзберг, Л. М. Рейнгольд и др. Партия с 15 янв. 1906 г. издавала газету «Радикал» (ред. Маргулиес); вышло 6 №№, из которых 2 конфискованы; на № 6 газета запрещена, с привлечением редактора к суду. В феврале 1906 г. в партии начались разногласия, и она фактически в марте или апреле прекратила свое существование. Ее программа (в первоначальной ред.) напечатана в «Сборнике программ политич. партий в России», изд. под ред. Водовозова, вып. II, СПб., 1906.

В. В—в.

Последователи радикализма, основные идеи.

РАДИКАЛИЗМ ПОЛИТИЧЕСКИЙ

от лат. radicalis — коренной) — практическая и идеологическая ориентация политики, цель которой выступает принципиальное изменение общества и политической структуры средствами решительных, кардинальных действий. Радикализм противоположен консерватизму, умеренности, традиционализму.

Основаниями радикализма являются: стремление угнетенных слоев населения изменить свое социальнополитическое положение в обществе и различные интеллектуальные концепции, представители которых критически относятся к существующим политикокультурным отношениям и считают, что данная ситуация может быть изменена при помощи политических и организационных действий. Так, в марксизме подобная ориентация вытекает из объективной необходимости. Люди, особенно вожди, осознают эту необходимость и реализуют ее в своей деятельности. Противоположной позицией можно считать подход Л. Н. Гумилева, который считал, что радикализацию осуществляют пассионарии — люди, практически бессознательно проявляющие активность в том или ином направлении и создающие новую форму общества и политики.

Формы радикализма можно различать по степени активности его представителей, а также в зависимости от глубины планируемых преобразований. Умеренные радикалы стремятся к реформированию общества щадящими средствами с минимумом насилия (либералы, социал-демократы). Экстремисты настаивают на самых решительных способах достижения целей, вплоть до террора. Революционеры пытаются осуществить глубокие преобразования всех общественных институтов на принципиально новой основе (например, общественная собственность на средства производства).

В любом обществе есть политики, настроенные радикально. Они отличаются, в сущности, по соответствию их идеологических и политических позиций реальным условиям, существующим в обществе. Особенно радикализм характерен для социальных образований с обилием противоречий. Чем сложнее противоречия, тем ярче выражена идеология радикализма. Радикализм активизируется в переломные исторические моменты, когда социальные и политические противоречия осознаются и порождают политическую активность.

Радикализм может быть легальным и нелегальным. Крайней формой нелегального радикализма является терроризм. Нелегальный радикализм находится вне закона, он очень опасен, поскольку тесно связан с насилием и авантюризмом. Исторически оправданный радикализм для уменьшения негативных последствий нуждается в сдержках и противовесах, желательно, чтобы он был интеллектуально и культурно обоснован. Россия переживает господство полутаровекового радикализма политиков различных партийных ориентаций, деятельность которых сильно запутала политическую и социальную ситуацию.

Оцените определение:

РАДИКАЛИЗМ (от позднелат. radicalis– коренной, лат. radix – корень) – буквально бескомпромиссное стремление идти до конца, добиваться коренных изменений и наиболее полных результатов в любой преобразовательной деятельности. Термин возник в Англии в конце 18 в. и затем, уже в 19 в. получил распространение в континентальной Европе и обозначал социальную и политико-философскую мысль, ориентированную на общественные, политические, экономические и культурные преобразования и соответствующую реформаторскую практику. В эпоху промышленного переворота и буржуазных антифеодальных социальных революций радикализм выступил в качестве альтернативного варианта эволюционного общественного развития, который прочно утвердился в социальной и политической мысли и политической практике Европы и др. частей света 19 и большей части 20 в. Радикализм оказался гораздо более серьезным ответом на Французскую революцию конца 18 в., чем традиционализм (А.Росмини и др.), консерватизм (Э.Бёрк и др.), клерикально-монархический авторитаризм (Ж. де Местр, Л. де Бональд и др.) или прямая политическая реакция Священного союза. Радикализм стал альтернативой не только революции, но и всем этим формам реакции на нее. Исторический процесс наиболее развитых частей мира, включая и Россию, на протяжении более двухсот лет определяли и продолжают определять конкуренция, чередование и взаимодействие этих двух начал – платоновского, революционного (и утопического) пути и аристотелевского – пути постоянных, но постепенных преобразований. Именно движение, получившее наименование «радикализм», позволило создать также новый тип динамической социальной стабилизации в условиях ускоренных массовых экономических, политических, культурных, научно-технических процессов и высокую антикризисную адаптацию общества.

Появление радикализма, так же как и революций 18–19 вв., было подготовлено Просвещением с его новыми требованиями к человеку, его сознанию и общественному бытию, с требованиями промышленного развития, с экспансией индивидуализма, борьбой против монархического авторитаризма (на родине радикализма, в Англии, дополнительно с освободительным движением в американских колониях). Основные идеи английского радикализма формировались под влиянием утилитаризма И.Бентама и Дж.С.Милля и конкретизировались в требованиях ограничения королевской власти, в программах судебных реформ, реализации фундаментальной бентамовской концепции общего блага как критерия любого политического действия, всеобщего избирательного права, способного обеспечить политический суверенитет народа и его представительство в парламенте.

Во Франции периодов реставрации, правления Луи-Филиппа и «либеральной империи» Наполеона III движение радикализма объединило всех подлинных республиканцев, бывших «якобинцев» и потенциальных жертв политических преследований, боровшихся за демократизацию общества и либерализацию политического режима. Итальянские радикалы двух разных направлений – республиканского во главе с А.Бертани и монархического, вдохновляемого идеями национального освобождения Дж.Мадзини и К.Каттанео, вели такую же, общую для всего европейского радикализма, борьбу за политический и социальный прогресс: налоговые реформы, введение всеобщего, бесплатного и светского начального образования, полное невмешательство церкви в политику и т.д.

Несмотря на структурную и организационную слабость, европейский радикализм повсеместно выступал в роли идеологического и культурного фермента социальных преобразований. Разобщенные группировки радикалов объединялись вокруг виднейших общественных деятелей, определявших прогрессивную политическую культуру своих стран. В Англии центром притяжения радикально-мыслящих деятелей были в начале 19 в. журнал «Вестминстерское ревю», а с 1816 – «Еженедельное политическое обозрение» У.Коббетта, реформаторы – Э.Чедвик, Дж.Проупп, Ф.Плейс, Дж.Хьюм, Дж.Ф.Ребек; во Франции такими притягательными личностями были Л.Гамбетта, Ж.Клемансо, П.Пеллетон, Ш.Флокэ и др. Аналогичным образом радикальные реформаторы группировались в России – вокруг журнала «Современник», вокруг инициаторов земских, судебных, школьных и др. реформ. Тем не менее вплоть до конца 19 в. радикалам не удалось ни в одной стране объединиться и создать собственные политические партии. Сотрудничество английских радикалов с вигами и тори, либералами и консерваторами завершилось в 1900 их слиянием с партией лейбористов; только в 1901 разрозненные группы французских радикалов после первых попыток обособиться в 1883–85 объединились в Республиканскую радикальную и радикал-социалистическую партию, которая неоднократно становилась правящей партий в 1-й пол. 20 в. В 1904 в Италии возникла монархическая партия радикалов. Все основные социальные, культурные и политические преобразования 19–20 вв. достигнуты не в ходе революций, а усилиями радикальных реформаторов. Революции, как правило, прокламируют реформы и в лучшем случае готовят для них условия, реально же их осуществляют реформаторы в борьбе за социальный прогресс. Это можно проследить на примере проведения коренных реформ в Англии, за которые шла долгая парламентская борьба: реформа избирательного права (1832), отмена запрещения рабочих организаций, создание основ общественного здравоохранения, системы всеобщего начального обучения (1840), либерализация колониальной политики (1832), новая избирательная реформа Дизраэли (1867) и др. Аналогичным образом проходили преобразования в других странах.

В 20 в. функции радикализма в значительной мере продолжали осуществлять социал-демократические, социалистические и другие левые, неолиберальные, а также и современные неоконсервативные партии и движения.

Особый тип радикализма – революционный радикализм, ориентированный на преодоление любых препятствий с применением насилия, характеризующийся нетерпимостью и жертвенностью. Радикализм такого рода имеет давнюю политическую и идеологическую историю борьбы за власть, территории и идеи, включая религиозную и этническую нетерпимость.

Литература:

И.И.Кравченко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *