Общество и его типы

Общество и его типы. Основные сферы общественной жизни

Общество- в широком смысле — часть материального мира, неразрывно связанная с природой и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения

— в узком смысле — совокупность людей, наделенных волей и сознанием, осуществляющих действия и поступки под влиянием определенных интересов, мотивов, настроений. (напр., общество книголюбов и т.п.)

Понятие «общество» неоднозначно. В исторической науке есть понятия — «перво­бытное общество», «средневековое общество», «российское общество», означающие определен­ный этап исторического развития человечества или конкретную страну.

Под обществом обычно понимают:

— определенный этап человеческой истории (первобытное общество, средневековое и т. д.);

— людей, объединенных общими целями и интересами (общество декабристов, общество книголюбов);

— население страны, государства, региона (европейское общество, российское общество);

— все человечество (человеческое общество).

Функции общества:

• производство жизненных благ;

• систематизация производства;

• воспроизводство и социализация человека;

• распределение результатов труда;

• обеспечение законности управленческой деятельности государства;

• структурирование политической системы;

• формирование идеологии;

• историческая передача культуры и духовных ценностей

Человеческое общество включает в себя ряд об­ластей — сфер общественной жизни:

— экономическую — отношения между людьми в процессе производства, распределения, обме­на и потребления материальных и нематери­альных благ, услуг и информации;

— социальную — взаимодействие больших социальных групп, классов, слоев, демографичес­ких групп;

— политическую — деятельность государствен­ных организаций, партий и движений, связан­ная с завоеванием, удержанием и осуществле­нием власти;

— духовную — мораль, религия, наука, образова­ние, искусство, их влияние на жизнь людей.

Под общественными отношениями понима­ются многообразные связи, возникающие между людьми в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельнос­ти. Различают отношения в сфере материально­го производства, в духовной жизни.

Проявление сфер общества:

а) Политико-правовая сфера:

— ратификация международного договора

— введение поправок к закону

— проведение выборов в парламент

б) Экономическая сфера:

— рост числа акционерных предприятий

— увеличение денежной массы в стране

— уменьшение производства товаров

— введение нового налога

— отношения собственности

в) Социальная сфера:

— демографические изменения в государстве

Типы обществ:

1) доиндустриальный (традиционный)- состязание человека с природой

Для него характерно преобладающее значение земледелия, рыболовства, скотоводства, горнодобывающей и деревообрабатывающей промышленности. В этих областях хозяйственной деятельности занято около 2/3 работоспособного населения. Доминирует ручной труд. Использование примитивных технологий, основанных на обыденном опыте, передававшемся из поколения в поколение.

2) индустриальный — состязание человека с преобразованной природой

Для него характерно развитие производство товаров массового потребления, которое осуществляется за счет широкого применения различного рода техники. В хозяйственной деятельности преобладает централизм, гигантизм, единообразие в труде и жизни, массовая культура, низкий уровень духовных ценностей, угнетение людей, разрушение природы. Время гениальных умельцев, которые могли без фундаментальных специальных знаний изобрести ткацкий станок, паровой двигатель, телефон, самолет и т.п. Монотонный конвейерный труд.

3) постиндустриальный — состязание между людьми

Для него характерно не только повсеместное использование достижений науки и техники во всех областях человеческой деятельности, но и целенаправленное совершенствование самой техники на основе развития фундаментальных наук. Без применения достижений фундаментальных наук невозможно было бы создать ни атомный реактор, ни лазер, ни компьютер. Человек заменяется автоматизированными системами. Один человек с помощью вооруженной компьютером современной техники может произвести конечный продукт, причем не в стандартном (массовом), а в индивидуальном исполнении в соответствии с заказом потребителя.

4) Новые информационные технологии, по мнению современных ученых, могут привести к кардинальным изменениям во всем нашем образе жизни, а их повсеместное применение ознаменует создание нового типа общества — информационного.

Понятие общества. Его типы, признаки, функции, этапы становления

Общество – социальное образование, которое представляет собой главное условие жизнедеятельности людей, воплощённое в конкретно-исторических формах и типах. Общество является многозначным понятием, которое в общепринятом смысле означает группу людей, характеризующихся общими интересами, а также культурными, религиозными, благотворительными, научными, политическими, экономическими и другими целями. Кроме того, общество имеет свои собственные социальные и политические институты, позволяющие ему функционировать в форме народностей и наций.

Взаимоотношения людей в рамках общества называют социальными. Кроме отдельных людей существуют их объединения: сообщества, общины, ассоциации, союзы и т.п. Отдельным видом общества является человечество – сообщество всех людей. Кроме коллективного для всех общества – человечества, различают отдельные общества, в основном по территориальным или культурным признакам. Каждое такое отдельное общество имеет собственные культурные и исторические достояния, общественные нормы и установки. В каждом обществе есть свои субъекты социального общения: личность, семья, класс, группа, нация, государство и др. Основными составляющими, определяющими общество, являются собственность, труд и семья.

Признаки общества

Что такое общество? Трудно однозначно ответить на этот вопрос. Общество – очень нежная и сложная материя.

Слово «общество» имеет широкий смысл: первобытное общество, феодальное общество, капиталистическое общество, французское общество, демократическое общество и др. А если брать это слово в общем смысле, то под ним понимается собрание всех народов мира. Иными словами, это средство взаимосвязей между людьми и часть мира, отличающаяся от природы, которая состоит из форм сплочения людей.

  • Во-первых, общество – это способ жизни человека. Без общества нет человека, без человека нет общества.
  • Во-вторых, общество не существует без отдельных людей, оно отражает взаимоотношения этих отдельных людей.
  • В-третьих, каждый индивид входит в общество через коллектив. Он становится членом нескольких коллективов (семейных, трудовых, партийных, профсоюзных и др.).

Выделяют ряд обязательных признаков общества:

  • наличие определённой совокупности наделённых волей и сознанием индивидов;
  • существование общих интересов;
  • взаимодействие и сотрудничество во имя общих целей;
  • создание государства и регулирование через него различных интересов;
  • возможность развития и совершенствования общественных институтов путём их реформирования и др.

При этом первичной единицей общества считается абстрактный индивид, а само общество ассоциируется с совокупностью индивидов. Однако эти признаки не считаются исчерпывающими и не принимаются в качестве совокупного критерия для определения человеческого общества.

Социологи неоднократно пытались постичь сущность понятия «общество», выяснить характерные черты, отличающие его от других социальных групп и сообществ. Так, американский социолог Эдвард Шилз выделяет следующие критерии сообщества, которые необходимы ему для того, чтобы считать его обществом:

  • сообщество не входит ни в какие объединения, которые делают его частью более крупной системы;
  • браки заключаются между членами сообщества;
  • сообщество имеет целостную территорию, которую считает собственной;
  • пополняется главным образом за счёт детей тех людей, которые уже считаются общепризнанными представителями сообщества;
  • сообщество имеет общую систему управления;
  • сообщество имеет своё название и собственную историю;
  • существование общины дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;
  • у сообщества существует специфическая культура – общая система ценностей, что обеспечивает согласие между её членами.

Типология обществ

В обиходе понятие «общество» часто используется довольно свободно, определяя различные категории или социальные слои, например, «общество шахтёров», «общество учителей» и т.п. Используется он также для обозначения всего живого человечества, то есть глобального общества.

Из-за большой разницы между современными и историческими обществами выделяется общества по степени развития:

  • традиционные (аграрные);
  • индустриальные;
  • постиндустриальные.

По Марксистской типологии обществ (с точки зрения исторических) выделяют:

  • первобытнообщинное;
  • рабовладельческое;
  • феодальное;
  • капиталистическое;
  • и социалистическое.

В период формирования индустриального общества выделяются такие типы общества как:

  • массовое;
  • гражданское;
  • открытое;
  • плюралистическое;
  • поликультурное;
  • демократическое;
  • коммунистическое;
  • тоталитарное;
  • классовое;
  • капиталистическое;
  • городское;
  • сельское.

В постиндустриальных обществах, которые начали возникать во 2-й пол. XX в., используются также альтернативные типологии обществ:

  • либеральное;
  • постмодернистское;
  • потребительское;
  • инновационное;
  • трансгрессивное;
  • глобальное;
  • сетевое;
  • информационное;
  • общество знаний;
  • общество мудрости;
  • общество досуга;
  • общество изобилия;
  • общество риска.

Структура общества и социальная стратификация

Только самые простые общества не имеют развитой социальной структуры. Но даже у них есть возрастные группы, имеющие свои роли в рудиментарном разделении труда, а также семьи, роды, племена и т.п. В пределах возрастных групп все индивидуальные члены простого общества имеют одинаковые права и одинаковый социальный статус. С развитием общества возникает неравенство и развивается стратификация. Общество приобретает сложную структуру.

Социологи различных школ кладут в основу классификации общественных стратификаций различные критерии.

В марксизме, например, таким критерием являются производственные отношения и, соответственно, общественно-экономические формации. Общества делятся на бесклассовые (неантагонистичные) и классовые (антагонистические). К бесклассовым обществам относятся первобытное общество и будущее гипотетическое коммунистическое общество. Классовые общества сменяют друг друга со сменой строя – рабовладельческое, феодальное, капиталистическое (буржуазное), социалистическое. В рабовладельческом обществе основные социальные классы – рабовладельцы и рабы, в феодальном – феодалы (землевладельцы) и крестьянство, в капиталистическом – капиталисты и рабочие, в социалистическом – рабочие и крестьяне. Противоречие между городом и деревней, рабочими и крестьянством, провозглашается движущей силой социалистического общества, но в то же время отмечается, что это противоречие не является неантагонистическим.

Западные социологи, например, Макс Вебер и Пьер Бурдье тоже используют понятие социального класса, хотя вкладывают в него несколько иное значение, чем марксизм. Стратификация общества по Веберу использует три фактора:

  • класс;
  • статус;
  • и власть.

Бурдье, выделяя классы, учитывал не только отношение к собственности на средства производства, но и такие факторы, как поведенческая матрица и осознанность себя как класса.

Популярным подходом к социальной стратификации в западном обществе является разбиение общества по имущественному принципу (имущество не тождественно собственности) на слои, которые тоже называют классами. Выделяются высший класс (белые воротнички), средний класс и низший класс (синие воротнички).

Отдельные исторические типы обществ имеют особые стратификации, которые закреплены легально или культурой соответствующего общества. Так, в сословном обществе, типичного для доиндустриальной Европы, существовали социальные состояния с различными юридическими правами. Например, во Франции – дворянство, духовенство и третье сословие. В Индии существовала и существует до сих пор, хотя запрещённая законом, кастовая система – разделение людей на варны.

Существуют общечеловеческие ценности, единые для всего человечества, иначе бы его нельзя было назвать человеческим обществом.

Социальные группы и отношения

Люди в обществе относятся к определённой социальной группе, классу, нации. Многоотраслевые связи и действия социальных групп, классов, национальностей в экономической, социальной, политической, культурной жизни называются общественными отношениями.

Таким образом, чтобы понять общество как способ жизни людей, необходимо знать общественные отношения, обеспечивающие их существование. Общественные отношения характеризуются следующими особенностями:

  • существуют виды отношений, которые необходимы обществу;
  • субъект (индивид, человек, гражданин) носит групповой характер;
  • общество имеет объективный характер, т.е. общество живёт независимо от того, хотят ли люди вступить в эти отношения.

Необходимо различать отношения общества в области материального производства и духовной сферы. Первые создают материальные условия для жизни и развития общества. Вторые (идеологические, политические, правовые, нравственные и т.д.) являются результатом взаимосвязи людей в создании духовно-культурных ценностей, материальных и духовных отношений.

Общество и политика

Общество и политика – это те понятия, которые представляют собой диалектическую связь между политической наукой и другими социально-гуманитарными дисциплинами. Общество – целостная система отношений и взаимосвязей между людьми. Его составной частью являются сложные организованные социальные системы или сферы.

Крупнейшие сферы общественной жизни – это экономическая, политическая, духовная, нравственная, религиозная, эстетическая, правовая, научная и др., которые тесно взаимосвязаны друг с другом.

Политика в рамках общества в целом осуществляет регулирование взаимодействия людей в различных сферах жизни общества.

Эволюция общества

Общество – динамическая система, оно непрерывно изменяется. На протяжении истории человечества общество развивалось благодаря усложнению общественных связей и социальной структуры, разделения труда, стратификации и др.

Существуют прообразы общества у животных – стадо и стая. Чем сложнее становится ментальная организация каждого человека в обществе, тем более сложным становится общество. Большую роль в этом процессе играет государство через создание правовых механизмов, организации систем обучения и воспитания. Однако возникновение общества предшествовало возникновению национальных государств. Общество существовало и во времена, когда не было государственных границ, и племена свободно кочевали с места на место.

Чем значительнее изменения в культуре, образовании, численности и составе населения в пределах одной территориальной общины, тем динамичнее всё общество.

Стадии развития человеческого общества

Западная социология обычно выделяет доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную исторические стадии человеческого общества, классифицируя их по основным способам производства. В доиндустриальном аграрном обществе обычно преобладает сельское хозяйство. Социолог Д. Ленски выделял и другие типы общества, например, рыболовное, пастушье и т.п. До изобретения человечеством животноводства и земледелия, т.е. до неолитической революции, основными способами добывания пищи у людей были охота и собирательство. Охотники-собиратели имели своё общество со своей культурой.

В индустриальном обществе, которое сложилось после промышленной революции, основным типом деятельности стало промышленное производство. Соответственно, изменилась доля рабочих в общем составе населения, возросла роль капитала.

Мнение о том, что на смену индустриальному обществу пришло постиндустриальное, выразил американский социолог Д. Белл. В постиндустриальном обществе основным видом производства становится производство услуг, растёт роль знаний и образования, а в составе трудового населения начинают доминировать специалисты. Аналогичные процессы описывал Элвин Тоффлер в своей книге «Третья волна».

Гражданское общество

В конце XX – начале XXI вв. широко дискутируется идея гражданского общества как системы негосударственных и некоммерческих институтов, обеспечивающих самоорганизацию и развитие населения. За этой концепцией организации общества граждан и государства формируется базис реального общества, независимого от политической системы. Оно дополняет функции исполнительных структур государства.

Информационное общество

Современные тенденции общественного развития принято всё чаще обозначать как движение в сторону информационного общества – принципиально новой стадии существования человечества. Если представить информацию как набор сведений, передающихся от автора к адресату при помощи упорядоченного набора сигналов, то информационным можно назвать такое общество, в котором информация становится решающим ресурсом развития и высшей ценностью. Концепция информационного общества отражает растущую значимость информации и информационных (прежде всего, компьютерных) технологий в нашей жизни.

Экономические цели общества

Экономические цели общества – комплекс потребностей и требований национального общества. Ни одна нация или группа наций не может полностью достичь своих целей. Эта неспособность возникает из непоследовательности и конфликтов целей как на национальном, так и на международных уровнях. Она возникает по причине несовершенства политических инструментов. В результате возникают конфликты между частными и национальными, внутренними и внешними целями. Смягчение таких конфликтов и поиск возможностей удовлетворения первоочередных, значимых целей является задачей экономической политики.

История исследования общества

Исследование общества – область общественных наук, особенно философии, социологии и антропологии, для которых общество является основополагающей категорией.

Первые представления об обществе, как системе жизни людей вырабатывались с древнейших времён формирования интеллектуальной культуры человечества. Большой вклад в определение общества внесли древние мыслители, китайский философ Конфуций, античные мыслители Платон и Аристотель, их ученики и последователи. В теоретически-философском воображении древних мыслителей общество отождествлялось с государством. Аристотель видел человека как политическое или государственное существо. Закономерности формирования общества и государства отождествлялись.

В отличие от мыслителей античности философы средневековья заметили разницу между социумом и государством, но скрывали это в религиозных мистификациях. Никколо Макиавелли был одним из первых, кто определил государство, как одну из составляющих социума, более широкого и фундаментального образования. Мыслители позднего средневековья в исследовании общества продолжали уделять большое внимание государству, его подразделениям и структурам. Первые представления об обществе и его исследования как специфического образования и формы человеческого общежития были робкими и непоследовательными. О главном объекте – социуме как целостной системе – социальная философия могла сказать чрезвычайно мало. Много авторов новейшей истории даже не попытались более-менее серьёзным образом прояснить себе природу элементарных социальных явлений.

В эпоху Просвещения возникла теория общественного договора, по которой отдельные люди, образуя общество, поступаются частью своих интересов и суверенных естественных прав ради общего блага, предотвращения анархии и войны «всех против всех». Её формированию способствовали научные открытия в юриспруденции, которые сформулировали концепцию естественного права.

В XIX веке зародились социология и антропология. Основатель социологии Огюст Конт ставил перед собой цель сделать исследование общества положительной (точной) наукой. Одновременно на XIX век приходится период творчества основоположников исторического материализма Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Они указали на антагонистический характер современного им общества и ввели идею классовой борьбы, что, по их мнению, в конце концов приведёт к установлению неантагонистического коммунистического общества. Марксизм стал влиятельной идеологией, которая в значительной степени сформировала историю XX и XXI вв.

Поиск теоретических моделей, которые бы адекватно воспроизводили природу и сущность социального, историю его развития и механизмы функционирования, продолжается до сих пор. Сейчас есть ряд научных концепций, которые описывают историческое развитие общества. Одной из них является волновая концепция Тоффлера, по которой исторические общества подразделяются на три волны: аграрную, индустриальную и постиндустриальную.

Футурология пытается на основе анализа общественных явлений предсказать тенденции будущего развития общества. Среди прогнозов развития человеческого общества существует концепция будущего информационного общества, основой которого гипотетически будет единое глобальное информационное пространство.

Понятие общества и типы обществ

Общество (в широком смысле слова) — это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой формы объединения людей и способы их взаимосвязи.

В узком смысле, общество — это:

  1. Группа людей, объединенных одним интересом и деятельностью (кружок шахматистов, клиенты фитнес-клуба)
  2. Отдельное, конкретное общество какой-либо страны (русское общество, английское, испанское)
  3. Этап в развитии человечества (первобытное общество, феодальное)

В любом обществе различают четыре сферы:

  1. Экономическую (производство материальных и духовных благ, обмен, торговля, денежные отношения)
  2. Социальную (отношения между группами людей, забота о населении — услуги образования, медицины, социальная защита)
  3. Политическую (управление обществом)
  4. Духовную (искусство, ралигия, мораль, наука)

Общество всегда состоит из людей, а люди всегда образуют связи или общественные отношения.

Общественные отношения — это многообразные формы взаимодействия и взаимосвязи, возникающие в процессе совместной деятельности между социальными группами, а также внутри них.

Кроме того, в любом обществе существуют социальные институты, обеспечивающие его функционирование.

Социальный институт — исторически сложившаяся форма организации людей, на основе специальных норм регулирующая их деятельности и обеспечивающая фундаментальные человеческие потребности.

Человеческое общество не статично. Оно постоянно меняется. Когда-то, к примеру, существовало рабство и это не осуждалось, тогда как сейчас — все ровно наоборот. Когда-то большинство людей были сельскими жителями, занимавшимися земледелием, в то время как сейчас городские жители превысили количество сельских.

Иными словами, общество развивается, меняется, ученые пытаются выявить причины изменений и дать названия старым и новым обществам.

В XX веке американский социолог Даниел Белл предложил делить все известные человеческие общества на три типа: доиндустриальное (=традиционное, аграрное), индустриальное и постиндустриальное (=информационное).

Традиционное общество существовало в рабовладельческую и сменившую её феодальную эпоху. Основным занятием людей было земледелие. На следующем историческом этапе — в эпоху капитализма — на смену традиционному обществу приходит аграрное. Люди по-прежнему занимаются земледелием, но оно уже не главная сфера экономики, главная — промышленность. Постиндустриальное общество возникло совсем недавно — в 1970-х гг. XX в. Оно развивается в экономически сильных странах, в отсталых государствах общество по-прежнему индустриальное или даже традиционное. Главная сфера постиндустриального общества — сфера услуг (вытеснила сельское хозяйство и промышленность).

В вопросах на тему типов общества в ЕГЭ проверяется знание черт всех трёх обществ. Их следует выучить и не путать.

Характерные черты традиционного (аграрного, доиндустриального) общества:

  1. Ручной труд и примитивные технологии
  2. Преобладание сельского хозяйства
  3. Сословный строй
  4. Низкая социальная мобильность
  5. Преобладание ценностей коллективизма
  6. Влияние церкви на общественную жизнь
  7. Патриархальная семья

Характерные черты индустриального общества:

  1. Преимущественное развитие промышленности
  2. Серийное машинное производство и автоматизация
  3. Превращение науки в общественный институт
  4. Рождение массовой культуры
  5. Классовый строй
  6. Предоставление прав и свобод людям

Характерные черты постиндустриального (информационного) общества:

  1. Развитие сферы услуг
  2. Единицей товара становится информация (=знания)
  3. Развитие информационных технологий
  4. Профессиональное деление общества
  5. Широкое использование компьютерных технологий
  6. Глобализация экономики
  7. Осуществление научно-технической революции
  8. Доминирование семьи партнерского типа

**Определения по теме приведены по пособию Баранова, Воронцова, Шевченко «Полный справочник для подготовки к ЕГЭ»

Понятие общества. Сферы общественной жизни

  1. Экономическая сфера — система экономических отношений, возникающая и воспроизводимая в процессе материального производства. Основой экономических отношений и важнейшим фактором, определяющим их специфику, выступает способ производства и распределения материальных благ в обществе.
  2. Социальная сфера — система социальных отношений, т.е. отношений между группами людей, занимающими различное положение в социальной структуре общества. Изучение социальной сферы предполагает рассмотрение горизонтальной и вертикальной дифференциации общества, выделение больших и малых социальных групп, изучение их структур, форм реализации социального контроля в данных группах, анализ системы социальных связей, а также социальных процессов, протекающих на внутри- и межгрупповом уровне.
  3. Политическая сфера (политико-правовая) — система политических и правовых отношений, возникающих в обществе и отражающих отношение государства к своим гражданам и их группам, граждан к существующей государственной власти, а также отношения между политическими группами (партиями) и политическими массовыми движениями. Таким образом, политическая сфера общества отражает отношения между людьми и социальными группами, возникновение которых определяется государством.
  4. Духовная сфера (духовно-нравственная) — система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство. Значимость духовной сферы определяется ее приоритетной функцией как системы ценностей общества, которая, в свою очередь, отражает уровень развития общественного сознания и его интеллектуально-нравственный потенциал. Необходимо отметить, что однозначное разделение сфер общества возможно лишь в рамках его теоретического анализа, однако в реальной жизни характерна их тесная взаимосвязь, взаимозависимость и взаимопересечение (что отражается в названиях, например, социально-экономические отношения). Именно поэтому важнейшей задачей обществознания становится достижение целостности научного понимания и объяснения закономерностей функционирования и развития общественной системы в целом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *