Субъекты физической культуры и спорта

Содержание

Субъекты физической культуры и спорта в Российской Федерации

К субъектам физической культуры и спорта в Российской Федерации относятся:

1) физкультурно-спортивные организации, в том числе спортивные (физкультурно-спортивные, спортивно-технические, спортивно-оздоровительные) клубы;

2) детско-юношеские спортивные школы, детско-юношеские клубы физической подготовки, детско-юношеские спортивно-технические школы, специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва, училища олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства, центры спортивной подготовки, центры олимпийской подготовки;

3) образовательные учреждения, физкультурно-спортивные учреждения и научные организации в области физической культуры и спорта;

4) спортивные федерации;

5) Олимпийский, Параолимпийский, Сурдоолимпийский комитеты и Специальная олимпиада России;

6) федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта, муниципальные органы в области физической культуры и спорта, подведомственные им организации;

7) профессиональные союзы в области физической культуры и спорта;

8) граждане, занимающиеся физической культурой, спортсмены, спортивные судьи, а также тренеры и иные специалисты в области физической культуры и спорта.

Полномочия Российской Федерации в области физической культуры и спорта

К полномочиям Российской Федерации в области физической культуры и спорта относятся:

1) внедрение в образовательный процесс обязательных для выполнения обучающимися в образовательных учреждениях нормативных требований по физической подготовленности;

2) организация мероприятий по подготовке и участию в Олимпийских играх и других международных спортивных соревнованиях;

3) участие в пределах своей компетенции в организации на территории Российской Федерации всероссийских соревнований, а также Олимпийских игр, чемпионатов и кубков мира и Европы, иных международных соревнований на основании решений соответствующих международных спортивных организаций;

4) организация проведения всероссийских и международных спортивных соревнований среди инвалидов и подготовка к ним, включая Параолимпийские и Сурдоолимпийские игры, Всемирные специальные олимпийские игры;

5) организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области физической культуры и спорта;

6) разработка правил и требований к спортивному инвентарю и оборудованию с учетом международных норм безопасности жизни и здоровья человека при занятиях физической культурой и спортом;

7) финансовое, материально-техническое (включая экипировку), научно-методическое, медико-биологическое, медицинское и антидопинговое обеспечение сборных команд Российской Федерации;

8) организация проведения всероссийских смотров физической подготовки граждан допризывного и призывного возраста к военной службе, разработка программ и методических рекомендаций по их физической подготовке;

9) осуществление пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни;

10) участие в разработке мер по обеспечению общественного порядка и безопасности при проведении спортивных и спортивно-зрелищных мероприятий на спортивных сооружениях;

11) организация проведения всероссийских массовых физкультурных мероприятий (спартакиад, физкультурно-спортивных фестивалей), иных мероприятий физкультурно-оздоровительного характера;

12) разработка единой государственной системы информационного обеспечения в области физической культуры и спорта;

13) программное и научно-методическое обеспечение физической культуры и спорта, а также организация издания научной, учебной и научно-популярной литературы по физической культуре и спорту;

14) организация строительства и реконструкции спортивных сооружений с целью подготовки сборных команд Российской Федерации и спортивного резерва в установленном порядке;

15) разработка и утверждение программ и примерных учебных планов занятий физической культурой и спортом для различных категорий и групп населения;

16) организация проведения общероссийского мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи;

17) организация научных исследований в области физической культуры и спорта;

18) установление федеральных почетных званий, наград, премий и иных форм поощрения в области физической культуры и спорта;

19) организация размещения государственного задания (контрольных цифр приема) на подготовку специалистов с профессиональным образованием в области физической культуры и спорта;

20) осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 5. Субъекты физической культуры и спорта в Российской Федерации

Комментарий к статье 5 Комментируемая статья определяет перечень субъектов физкультуры и спорта в России, т. е. перечень лиц и органов, являющихся участниками регулируемых комментируемым Законом отношений (следует обратить внимание на то, что данный перечень сформулирован как закрытый).

Подобный перечень содержался и в Законе 1999 г. о физкультуре и спорте, но как перечень субъектов физкультурного (физкультурно-спортивного) движения в России. Так, в статье 5 названного Закона предусматривалось, что физкультурное (физкультурноспортивное) движение в России включает в себя: спортивные клубы, коллективы физкультуры, действующие на самодеятельной и профессиональной основах в образовательных учреждениях, иных организациях независимо от форм собственности и по месту жительства граждан; детско-юношеские спортивные школы, детско-юношеские клубы физической подготовки, детско-юношеские спортивно-технические школы, специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва, училища олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства, центры олимпийской подготовки, находящиеся в ведении соответственно государственных органов в области физкультуры и спорта, образования, профессиональных союзов, других организаций; образовательные учреждения и научные организации в области физкультуры и спорта всех типов и видов независимо от организационно-правовых форм; общероссийские физкультурно-спортивные объединения — физкультурно спортивные организации, общероссийские федерации (союзы, ассоциации) по различным видам спорта, общественно-государственные физкультурно-спортивные общества, оборонные спортивно-технические организации; Олимпийский комитет России; федеральный орган исполнительной власти в области физкультуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов РФ в области физкультуры и спорта, подведомственные им организации, муниципальные организации физкультуры и спорта. Как видно, в отличие от приведенных положений в комментируемой статье в качестве самостоятельного вида субъектов физкультуры и спорта в России выделены физкультурно-спортивные организации. Однако в Законе 1999 г. о физкультуре и спорте понятие физкультурно-спортивных организаций также использовалось. При этом физкультурно-спортивная организация рассматривалась как одна из организационноправовых форм физкультурно-спортивного объединения. В названном Законе содержалась отдельная статья, посвященная физкультурно-спортивным объединениям и физкультурно-спортивным организациям, а также давались определения понятий указанных объединения и организации (см. комментарий к ст. ст. 2 и 10 Закона). Физкультурно-спортивным организациям в целом посвящена статья 10 комментируемого Закона. В отдельной ст. 13 данного Закона говорится о местных и региональных спортивных федерациях, а в ст. ст. 14 — 18 — об общероссийских спортивных федерациях. Создание и деятельность спортивных клубов регламентирует отдельная ст. 19 Закона (см. комментарий к указанным статьями). Остальным же видам физкультурноспортивных организаций, указанным в комментируемой статье, уделено внимание в отдельных нормах комментируемого Закона. Под образовательными учреждениями, осуществляющими деятельность в области физкультуры и спорта, в комментируемой статье понимаются, прежде всего, образовательные учреждения, осуществляющие подготовку спортсменов. Указанным учреждениям посвящена ст. 33 комментируемого Закона, в ч. 1 которой предусмотрено, что в целях подготовки спортсменов создаются и осуществляют деятельность физкультурно-спортивные организации и образовательные учреждения, осуществляющие учебно-тренировочный процесс, в том числе подготовку спортивного резерва и подготовку спортсменов высокого класса. Согласно ч. 3 данной статьи к образовательным учреждениям, осуществляющим указанные задачи, относятся образовательные учреждения дополнительного образования детей, осуществляющие деятельность в области физкультуры и спорта, и образовательные учреждения среднего профессионального образования, осуществляющие деятельность в области физкультуры и спорта (см. комментарий к указанной статье). Оборонные спортивно-технические организации упоминаются только в ч. 6 ст. 29 комментируемого Закона, предусматривающей, что физическая подготовка граждан к защите Отечества может осуществляться на основании договоров между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обороны, и физкультурно-спортивными организациями, оборонными спортивно-техническими организациями. При этом подразумевается, прежде всего, Российская оборонная спортивно-техническая организация — РОСТО (правопреемник Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту СССР (ДОСААФ) на территории России). Указом Президента РФ от 23 июля 1993 г. N 1053 «О деятельности Российской оборонной спортивно-технической организации» поддержана деятельность РОСТО по патриотическому воспитанию граждан, развитию технических, прикладных и авиационных видов спорта, технического творчества молодежи, подготовке кадров массовых технических профессий и военно-обученных специалистов для Минобороны России, других министерств и ведомств России. САПП РФ. 1993. N 31. Ст. 2863. В отношении указанных в комментируемой статье научных организаций, осуществляющих исследования в области физкультуры и спорта, следует отметить, что данные организации в других положениях комментируемого Закона не упоминаются. В отличие от данного Закона в Законе 1999 г. о физкультуре и спорте содержалась отдельная ст. 12 «Научно-методическое и техническое обеспечение развития физической культуры и спорта», в п. 1 которой предусматривалось, что в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» организацию, проведение фундаментальных, поисковых, опытно-конструкторских, технологических, прикладных и других научно-исследовательских работ в области физкультуры и спорта осуществляют государственные научные центры, научно-исследовательские институты, лаборатории, образовательные учреждения в области физкультуры и спорта, созданные в установленном порядке и осуществляющие свою деятельность на основании государственных и иных заказов. Как определено в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» , научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующие в соответствии с учредительными документами научной организации. Там же предусмотрено, что научные организации подразделяются на научно-исследовательские организации, научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования, опытноконструкторские, проектно-конструкторские, проектно-технологические и иные организации, осуществляющие научную и (или) научно-техническую деятельность. СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4137. Статус Олимпийского комитета России определен в ст. 11 комментируемого Закона, согласно ч. 2 которой олимпийское движение России возглавляется Олимпийским комитетом России — общероссийским общественным объединением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ об общественных объединениях, Олимпийской хартией Международного олимпийского комитета и на основе признания Международным олимпийским комитетом, а также в соответствии со своим уставом (см. комментарий к указанной статье). Паралимпийский комитет России, Сурдлимпийский комитет России и Специальная олимпиада России не только не были указаны в ст. 5 Закона 1999 г. о физкультуре и спорте в качестве субъектов физкультурного (физкультурно-спортивного) движения в России, но и вообще не упоминались в названном Законе, что представляется явной его недоработкой. Паралимпийскому комитету России, Сурдлимпийскому комитету России, Специальной олимпиаде России посвящена ст. 12 комментируемого Закона, согласно ч. 2 которой паралимпийское движение России, сурдлимпийское движение России, Специальная олимпиада России возглавляются соответственно Паралимпийским комитетом России, Сурдлимпийским комитетом России, Специальной олимпиадой России — общероссийскими общественными объединениями, осуществляющими свою деятельность в соответствии с законодательством РФ об общественных объединениях, уставами соответствующих международных спортивных организаций и на основе признания международными спортивными организациями, а также в соответствии со своими уставами. Федеральный орган исполнительной власти в области физкультуры и спорта — это сокращение, введенное в юридико-технических целях в п. 9 ст. 3 комментируемого Закона для обозначения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по проведению государственной политики, нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг (включая противодействие применению допинга) и управлению государственным имуществом в сфере физкультуры и спорта. Однако, как говорилось выше (см. комментарий к ст. 4 Закона), в настоящее время данные функции распределены между двумя органами: федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физкультуры и спорта, является Минспорттуризм России (Положение о Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 г. N 408 «О Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации»); федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг (включая противодействие применению допинга) и управлению государственным имуществом в сфере физкультуры и спорта, является Росспорт (Положение о Федеральном агентстве по физической культуре и спорту, утв. Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 г. N 410 «О Федеральном агентстве по физической культуре и спорту»). Названные Постановления Правительства РФ изданы после вступления в силу комментируемого Закона (т.е. после 30 марта 2008 г., см. комментарий к ст. 43 Закона). Однако причиной их издания явился не данный Закон, а Указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», которым образован Минспорттуризм России с возложением на него функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в этой сфере, а также установлено, что Росспорт находится в ведении данного Министерства. До издания же Постановления Правительства РФ от 29 мая 2008 г. N 410 деятельность Росспорта регулировалась Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 904 «О Федеральном агентстве по физической культуре и спорту» , которым также было утверждено Положение о Федеральном агентстве по физической культуре и спорту. В пункте 2 данного Положения на основании соответствующих указов Президента РФ предусматривалось, что руководство деятельностью Росспорта осуществляет Правительство РФ. Соответственно, в Законе 1999 г. о физкультуре и спорте подразумевался один федеральный орган исполнительной власти в области физкультуры и спорта — Росспорт. СЗ РФ. 2005. N 2. Ст. 162. В отличие от Закона 1999 г. о физкультуре и спорте в комментируемом Законе говорится об органах исполнительной власти субъектов РФ, а не об органах исполнительной власти субъектов РФ в области физкультуры и спорта (следует отметить, что в ч. 8 ст. 20, ч. ч. 7 и 10 ст. 22 комментируемого Закона понятие «органы исполнительной власти субъектов РФ в области физкультуры и спорта» все же использовано; однако в подавляющем большинстве других норм данного Закона использовано понятие органов исполнительной власти субъектов РФ). Как представляется, данное изменение согласуется с основанным на норме ч. 1 ст. 77 Конституции РФ положением п. 4 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 11 декабря 2004 г. N 159-ФЗ ) о том, что структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ (см. также комментарий к ст. 8 Закона). СЗ РФ. 2004. N 50. Ст. 4950. Из приведенных выше положений ст. 5 Закона 1999 г. о физкультуре и спорте видно, что в них не содержалось упоминание об органах местного самоуправления, а также о подведомственных этим органам организациях. Однако это представляется не более чем некоторой недоработкой названного Закона, поскольку участие данных органов и организаций в физкультурном (физкультурно-спортивном) движении в России прямо предусматривалось в других положениях этого Закона. О структуре органов местного самоуправления см. комментарий к ст. 9 Закона. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие руководство развитием военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта, не назывались в ст. 5 Закона 1999 г. о физкультуре и спорте в качестве субъектов физкультурного (физкультурно-спортивного) движения в России. В названном Законе понятие данных органов вообще не использовалось, но они подразумевались в п. 1 ст. 17 под понятием «соответствующие федеральные органы исполнительной власти», инструкциями и нормативными актами которых должны определяться организация физической подготовки в Вооруженных Силах РФ и правоохранительных органах, а также управление такой подготовкой и ее финансирование. В соответствии с ч. 7 ст. 29 комментируемого Закона федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие руководство развитием военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта, как и перечень данных видов спорта, должны быть определены Правительством РФ (см. комментарий к указанной статье). Профессиональные союзы в области физкультуры и спорта не были указаны в ст. 5 Закона 1999 г. о физкультуре и спорте в качестве субъектов физкультурного (физкультурно-спортивного) движения в России, однако им был посвящен ряд норм названного Закона (наряду с прочим в п. 2 ст. 24 предусматривалось, что для представительства и защиты своих прав и законных интересов спортсмены- профессионалы, тренеры могут в соответствии с Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» объединяться в профессиональные союзы). В комментируемом же Законе прослеживается обратная ситуация: профессиональные союзы в области физкультуры и спорта названы в комментируемой статье в качестве субъектов физкультуры и спорта в России, но не упоминаются ни в одной другой норме данного Закона. В этой связи необходимо отметить следующее. Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, являются предметом регулирования Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» , что закреплено в его ст. 1. Там же указано, что данный Закон устанавливает правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами. СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 148. Как определено в п. 1 ст. 2 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», профсоюз — это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Там же установлено, что все профсоюзы пользуются равными правами. Граждане, занимающиеся физкультурой, спортсмены и их коллективы (спортивные команды), спортивные судьи, тренеры и иные специалисты в области физкультуры и спорта не указывались в ст. 5 Закона 1999 г. о физкультуре и спорте в качестве субъектов физкультурного (физкультурно-спортивного) движения в России. Однако это представляется не более чем некоторой недоработкой названного Закона. Следует обратить внимание на то, что перечень специалистов в области физкультуры и спорта подлежит утверждению федеральным органом исполнительной власти в области физкультуры и спорта, т.е. Минспорттуризмом России (см. выше). Данное положение является одним из нововведений комментируемого Закона, и сведений об издании Минспорттуризмом России соответствующего нормативного правового акта до настоящего времени нет.

Спортсмен как субъект спортивной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

СПОРТСМЕН КАК СУБЪЕКТ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Л. А. Небытова, старший преподаватель кафедры физкультуры Северо-Кавказского государственного технического университета

(г. Ставрополь)

В статье рассмотрена необходимость перехода от отношения к спортсмену как объекту воздействия к отношению к нему как субъекту деятельности. Обозначен ряд причин, обусловливающих использование в учебно-тренировочном процессе не только принципов спортивной тренировки, но и других психо-лого-педагогических технологий, в частности психологического сопровождения для помощи субъекту в освоении деятельности и достижении высокорезультативных показателей.

На сегодняшний день в спорте наблюдается несоответствие между социально-педагогическим заказом на получение спортсменами стабильных, высокорезультативных показателей в определенные сроки и невозможностью подтверждать их постоянно по технико-тактическим и индивидуально-типологическим характеристикам. Одна из причин такого положения кроется в изменившейся структуре системы спортивных соревнований в годичном цикле подготовки: в увеличении числа международных соревнований (Кубок мира, Гран-при и пр.) у спортсменов и команд, особенно высокой квалификации, а также коммерческих стартов со значительными призовыми фондами и большой психической напряженностью.

Научно обоснованный учебно-тренировочный процесс, базовая подготовка с опережающим развитием физической и функциональной подготовленности, формирующие новый уровень технико-тактического арсенала и соревновательной деятельности, сами по себе должны предотвращать подобные противоречия. Однако пример последних Олимпийских игр показал, что использование для прогноза спортивных результатов ориентировочного соотношения сил между ведущими мировыми спортивными державами, которое определяется по итогам главных соревнований сезона — чемпионатов мира, и соотношения сил, определяемого по рейтингу, составленному на основе экспертных оценок и итогов

континентальных чемпионатов, без учета человеческого фактора не оправдывает себя.

Естественно, динамика роста спортивных результатов в значительной степени является следствием совершенствования организации процесса тренировки. Наиболее значимым моментом повышения его эффективности выступает процесс управления. Однако, как правило, тренеры не используют возможность управлять изменением спортивных результатов и фактически управляют лишь действиями спортсменов (задают определенную тренировочную нагрузку и добиваются ее правильного выполнения, не учитывая индивидуально-типоло-гические характеристики личности спортсмена). Это обусловлено тем, что спортивные педагоги в большинстве своем не только незнакомы с последними разработками в области психологического обеспечения спортивной деятельности, но и в связи со своей психологической невооруженностью не понимают необходимости углубленной интеграции спортивной педагогики и психологии и важности перехода от отношения к спортсмену как объекту воздействия к отношению к нему как субъекту деятельности, ведь человек существует в спорте не только в качестве средства достижения результатов.

© Л. А. Небытова, 2007

разование человеческой реальности, интегрирующее такие ее характеристики, как активность, рефлексивность, инициативность, творчество.

Для выяснения особенностей спортсмена — субъекта спортивной деятельности необходимо иметь представление о самой спортивной деятельности. Наиболее полное и развернутое определение рассматриваемого понятия дали Ю. М. Блудов и В. А. Плахтиенко: «Спортивная деятельность — это многолетний, активный, целенаправленный на высшие спортивные достижения процесс совершенствования мастерства спортсмена»1. Как и всякая другая, она предметна. Однако предмет ее весьма своеобразен. Это сам человек, занимающийся спортом. Объектом сознания и воли человека служит прежде всего его собственное тело. В спорте происходит слияние объекта и субъекта деятельности. Интенсивные физические и психические нагрузки нередко бывают предельными для организма и психики спортсмена. Специфический продукт деятельности в спорте — спортивный результат, что предполагает обязательность соревнований, где в экстремальных условиях спортсмен проявляет весь имеющийся у него арсенал физических, технических и, особенно, психических качеств2.

Характерную черту спортивной деятельности составляет то, что она неравномерно распределена во времени по физическим и эмоциональным нагрузкам, ответственности отдельных периодов, по требованиям, предъявляемым к субъекту. Другая ее особенность заключается в стремлении к спортивному совершенству, которое вытекает из концепции взаимосвязи физического и психического развития личности. Основные теоретические положения этой концепции, в том числе положение о целостности развития человека, его единства как организма и личности, субъекта деятельности, индивидуальности, отражены в работах Б. Г. Ананьева и А. Н. Леонтьева. Субъектная деятельность спортсмена.

будучи внешне направленной лишь на совершенствование двигательной активности, согласно принципу обратной связи, совершенствует и самое себя.

Раскрыть особенности личности спортсмена как субъекта спортивной деятельности, рассмотреть в целостном развитии ее различных особенностей (коммуникативных, эмоционально-воле-вых структур и др.) и свойств, взятых во взаимосвязи и взаимообусловленности с важнейшими объективными характеристиками жизнедеятельности вообще, позволяет деятельностный подход. Личность спортсмена в рамках данного подхода предстает целостным образованием, отражающим социальную сущность конкретного индивида — сознательного субъекта спортивной деятельности и возникающих здесь межличностных отношений.

Таким образом, спортсмен — это социальный индивид, соединяющий в себе черты общественно значимого и индивидуально-неповторимого. Реализуя свои внутренние свойства в процессе занятий спортом, личность выступает по отношению к предметам, явлениям как субъект сознания и деятельности, как источник активности, преобразующий их для удовлетворения своих и общественных потребностей. В процессе обучения, тренировки и общения личность спортсмена испытывает сопротивление предметов и явлений. С одной стороны, это физическое сопротивление, которое необходимо преодолевать физическими силами, а с другой — проявление усилия мысли, чтобы понять сущность того, что происходит в действии. В результате этого личность открывает в предметах и явлениях их природные свойства, а в себе — способности, тем самым расширяя умения управлять собой, своими движениями, действиями. Продукт ее деятельности — результат — определяет меру способностей спортсмена. В процессе тренировки спортсмен должен овладеть исторически сложившимися способами выполнения спортивных дей-

ствий и переработки сенсорной и перцептивной информации, идущей в его сознание от движений. Личности предстоит освоить то, что создано мышлением и действиями предшествующих поколений. В действии спортсмен, используя свои природные способности психического отражения, проектирования и порождения движений, реализует то, что может быть осуществлено в действительности. Способности спортсмена активно строить свое движение в пространстве и времени сообразно с формой предмета своей деятельности говорят о нем как о субъекте деятельности. В процессе деятельности вследствие воздействия на спортсмена происходит изменение психологического склада личности.

Наивысшую потребность личности как субъекта деятельности составляет самореализация заложенных в ней возможностей, т. е. потребность реализовать свой потенциал. Чем выше спортсмен ставит перед собой цели, тем выше должны быть его активность и мобилизация психических возможностей. Без учета психических проявлений в спортивной деятельности невозможно добиться полной реализации потенциала спортсмена. При этом его психические проявления следует рассматривать как системообразующий фактор мобилизации функциональных ресурсов и резервов для достижения поставленных им целей. Таким образом, личность характеризуется определенной системностью, единством и устойчивостью своих качеств.

Целостность личности как субъекта деятельности обеспечивается интеграцией эмоций, мотивов, воли. Основная роль мотивов — мобилизация способностей^ функциональных возможностей, опыта спортсмена, направление их на достижение поставленных целей, результатов деятельности. Эмоции и мотивы побуждают спортсмена к проявлению определенных черт характера, а воля, через волевые усилия, осуществляет реализацию деятельности с помощью этих черт характера. Известно, что воля слу-

жит внутренним источником деятельных проявлений человека и регулятором его активности. Основные задачи, относящиеся к воспитанию воли в процессе спортивной деятельности, состоят в том, чтобы обеспечить формирование мотивационных, интеллектуальных и нравственных основ, которые обеспечивают волевые проявления применительно к данной деятельности; всестороннее развитие волевых качеств, необходимых в каждом виде деятельности (целеустремленность, настойчивость, решительность, самообладание и т. д.); формирование на этой основе стержневых черт характера, которые проявляются не только в условиях спортивной деятельности, но и в многообразных ситуациях жизнедеятельности вообще.

Развитие личности спортсмена как субъекта деятельности не может рассматриваться в отрыве от коллектива, в котором он тренируется, от системы отношений, в которые он вступает. В зависимости от специфики вида спорта или соревновательного процесса взаимоотношения участников спортивного состязания могут носить характер либо сотрудничества, либо взаимодействия. При этом главным условием взаимодействия становится соответствующая степень организованности команды. Наблюдается определенная зависимость взаимодействия в команде от численности ее членов. По существу, эта связь характеризует необходимую для спортсмена долю участия в победе, является отражением собственного вклада в нее. Ряд исследователей выделяют основные критерии управления совместной деятельностью спортсменов в командах, относя к их числу уровень притязаний, групповую сплоченность, потребность в общении, физическое взаимодействие. Составляя важнейшие характеристики личности как субъекта деятельности, они обеспечивают спортсмену соответственно устойчивый уровень надежности и успешности; чувство сыгранности и общности членов команды, проявление

межличностного притяжения, взаимных симпатий, формирующих психологическую атмосферу взаимопонимания и целостность команды как микросоциума; способность координировать свои действия с партнерами.

Таким образом, спорт как специфический вид деятельности представляет собой одну из важнейших сфер самореализации и самоутверждения личности и ее формирование в процессе спортивной деятельности происходит прежде всего посредством стремления к физическому совершенству. Данное стремление выражается качественным преобразованием личности спортсмена, его психических способностей, эмоций, воли, мышления в экстремальных условиях спортивной деятельности, действий на пределе человеческих возможностей. В процессе занятий спортом человек производит, создает сам себя, овладевает своими природными свойствами и приобретает социальные качества, учится корректному общению.

Личность, способная не только присваивать мир предметов и идей, но и производить их, преобразовывать, создавать новые, является субъектом деятельности. Субъект как носитель сознания, самосознания характеризуется способностью к саморегуляции, самореализации соответственно своим замыслам и намерениям. Самоопределяясь через включение в деятельность, он к ней не сводится. Деятельность выступает как значимая форма активности субъекта, организующая и реализующая способы существования его субъектности.

Включение личности спортсмена в состав субъекта совместной деятельности предполагает его участие в организации и регуляции совместных действий, в выработке общей программы (ответственность за совместный продукт труда, совместная оценка труда, принятие коллективных решений). У спортсмена как участника совместной деятельности должны формироваться особые, индивидуальные, качества, от которых зависит согласованность действий в группе: спо-

собность, желание и умение соотносить свои цели и действия с целями и действиями коллектива на основе установления определенных отношений в нем, умение мобилизовать активность не только в желаемом, но и в нужном направлении, проявлять инициативу, решительность и дисциплинированность

Все сказанное убеждает в том, что в учебно-тренировочном процессе необходимо использование не только принципов спортивной тренировки, но и других психолого-педагогических технологий для помощи субъекту в освоении деятельности, ее надежном выполнении и достижении высокорезультативных показателей в ней.

В последнее время многие исследователи в качестве одного из наиболее важных условий для решения обозначенных выше задач выделяют психологическое сопровождение спортивной деятельности, которое понимается как целостный процесс изучения, формирования, коррекции и становления личности. Философским основанием системы психологического сопровождения личности является концепция свободного выбора как условие развития. Исходным положением для формирования теоретических основ психологического сопровождения стал личностно ориентированный подход. Важным положением данного подхода выступает приоритет опоры на внутренний потенциал субъекта, следовательно, на его право самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность. Внимание к психологическому сопровождению в спорте обусловлено тем, что деятельность специалистов данной службы направлена на обучение приемам саморегуляции, которые помогают формированию особых психических состояний, способствующих оптимальному использованию своих возможностей для наиболее эффективного выполнения деятельности, коррекции неадекватной нервно-психической активности, развитию самоконтроля.

Таким образом, сущность сопровождения заключается в предоставлении

субъекту деятельности орудий и приемов, которые позволяют ему активно овладевать своим поведением, перестраивать непродуктивные структуры деятельности и тем самым выводить себя на более высокий уровень развития. Это имеет большое социальное и моральное значение и служит основой формирования психически и физически здоровой личности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Полноценная реализация психологического потенциала личности спортсмена и удовлетворение потребностей субъекта деятельности, развитие навыков самопознания, самопонимания и

рефлексии, изменение отношения к себе и другим, восстановление веры в себя и свои возможности, повышение резистентности личности к дестабилизирующим внешним и внутренним факторам, развитие эмоциональной гибкости — все это предъявляет особые требования к психологической компетентности тренера.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Плахтиенко В. А. Надежность в спорте / В. А. Плахтиенко, Ю. М. Блудов. М., 1983. С. 14.

2 См.: Пуни А. Ц. Предмет психологии физического воспитания и спорта / А. Ц. Пуни. М., 1984. С. 157—161.

Поступила 15.12.05.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДИАГНОСТИКИ И ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ УСПЕШНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

И. А. Гришанова, доцент кафедры психолого-педагогических дисциплин филиала Глазовского государственного педагогического института им. В. Г. Короленко в г. Ижевске

Статья содержит обоснование дидактических условий, способствующих формированию коммуникативной успешности у младших школьников. Автором приводится описание специального способа, фиксирующего успех в коммуникативной деятельности учащихся.

Концепция формирования коммуникативной успешности у младших школьников базируется на идеях Л. С. Выготского о связи между коммуникативным развитием личности и социально-культурной средой1.

Для младших школьников социальнокультурными условиями является учебная деятельность, представляющая собой деятельность учебного общения, под которым понимается процесс межличностного взаимодействия учащихся на школьных занятиях. Именно в условиях взаимодействия школьников на занятиях и формируется их коммуникативная успешность.

В педагогике успешность рассматривается как качественная характеристика результатов деятельности, имеющая

протяженность во времени. Коммуникативная успешность младших школьников определяется нами как результат положительного опыта коммуникативной деятельности, проявляющегося в стремлении учащихся включиться в учебное общение на уровне своего развития, обученности, воспитанности.

В основе процесса формирования коммуникативной успешности у младших школьников находится специально разработанная система дидактических условий, представляющая собой комплексное использование элементов дидактического процесса, к которым относится интеграция средств педагогической коммуникации и учебной информации; в частности, интеграция игровых методов, групповых форм организации учебного © И. А. Гришанова, 2007

метки: Человек, Деятельность, Изучать, Психика, Личность, Спортивный, Результат, Социальный

Назвать предмет и сформулировать задачи общей психологии. Сделать выводы о значении психологии в спортивной деятельности и профессиональной подготовке тренера по виду спорта.

Психология — это наука о психике и внутреннем мире человека, которая изучает психические явления.

Предмет психологии изучает психику в целом, а точнее психические процессы, состояния, психические особенности личности как отражение в мозгу предметов и явлений действительности.

1. Научится понимать сущность психических явлений;

2. Научится управлять психическими явлениями;

3. Использовать полученные знания для повышения эффективности различных отраслей практики;

4. Быть теоретической основой практики психологической службы

Особенное место в психологическом обеспечении спортивной деятельности занимает мотивация, которая побуждает людей заниматься спортом. Сама спортивная жизнь, как среда окружения, является мощным фактором воздействия на психику человека, особенно в период его становления. Спорт психологичен по своей сути, как модель жизненной борьбы представляет собой прекрасный полигон для научных исследований. Особое значение в спортивной психологии отводится изучению деятельности спортсменов в экстремальных, стрессогенных условиях тренировки и соревнований, поскольку именно в спортивной деятельности, как ни в какой другой, создаются условия для изучения личности.

Выделить отрасли психологии и определить их содержание. Раскрыть основные принципы психологии.

1. Возрастная психология — изучает особенности людей в разном возрасте и этапе развития.

2. Педагогическая психология — изучает закономерности развития личности в процессе обучения и воспитания

3. Социальная психология — изучает человека среди других людей в больших и малых группах.

10 стр., 4601 слов

Психология спортивной деятельности

… . Заключение Спортивная психология — одно из тех направлений психологии, которые изучают специфику конкретных видов деятельности человека: таких, как психология труда, психология игры, педагогическая психология (психология обучения, воспитания, психология учителя). Место спортивной психологии в системе …

4. Психология труда — изучает состояния человека в производственных процессах.

5. Военная психология — изучает поведение людей в условиях боевых действий.

6. Сравнительная психология — сравнение человека и животного, поиски чего-то общего.

7. Психология управления — изучает человека в процессе руководства и подчинения.

8. Парапсихология — психология паранормальных явлений (видения, предсказания).

9. Психология спорта — изучает закономерности развития психики человека в условиях тренировочной и соревновательной деятельности.

Принципы психологии.

1. Принцип детерминизма. Объясняет причины развития психики, её истока. Психика человека обусловлена и выступает результатом взаимодействия факторов биологического, природного, социального характеров. Вместе с тем психика не просто продукт, а результат взаимодействия и воздействия на человека социальных, биологических и природных факторов. Таким образом, психика способна изменяться и развиваться.

2. Принцип развитияРаскрывает истоки человеческой психики, как динамического феномена. Психика может быть правильно понята, если рассматривается как результат социального взаимодействия, взаимодействия человека с социальной и природной средой как результат его деятельности и общения с другими людьми, результат его обучения и воспитания.

3. Принцип единства сознания личности и деятельности

Сознание, личность и деятельность — три тесно взаимосвязанные общепсихологические категории, отражающие 3 взаимодействующие феномена, которые определяют специфические свойства человека, отличающие его от животного

Описать психологию спорта как область психологии. Дать характеристику личности спортсмена как субъекта спортивной деятельности.

Психология спорта — это область психологической науки, изучающая закономерности психических проявлений человека в процессе тренировочной и соревновательной деятельности. 2 стр., 724 слов

Особенности личности при психопатии

Психология Особенности личности при психопатии Реферат 17 2007 700 Координаты: электронная почта acher@ … в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII — XIX вв., сфера исследований значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека. В …

В первую очередь она помогает повысить эффективность тренировки, а все благодаря формированию двигательных навыков и различных умений. Можно развить выносливость, ловкость движений, а также создать условия, чтобы достичь высоких показателей

Структуру личности составляют: способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.

Лишь зная индивидуальные особенности личности спортсмена, можно наиболее полно развить и эффективно использовать его возможности. Платонов К.К. анализируя общую систему личности, разделил все особенности и черты на четыре группы, образующие основные стороны личности:

  1. социально-обусловленные особенности (направленность, моральные качества);
  2. биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности);
  3. опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек);
  4. индивидуальные особенности различных психических процессов.

Эмоции и мотивы побуждают спортсмена к проявлению определенных черт характера, а воля (через волевые усилия) осуществляет реализацию деятельности с помощью этих черт характера.

В стрессовых ситуациях проявляется установка спортсмена на достижение успеха или избежание неудачи. Спортсмены, у которых преобладает установка на достижение успеха, часто рискуют в острых ситуациях спортивного поединка. Спортсмены, у которых преобладает установка на избежание неудачи, более осмотрительны, ставят перед собой посильные цели, реже рискуют.

1 стр., 476 слов

V. Особенности личности и индивидуально-психологические особенности.

… деятельности и навыков самообслуживания. V. Особенности личности и индивидуально-психологические особенности. 1. Особенности эмоциональной сферы. Преобладающее настроение, адекватность эмоциональной реакции … утомляемости). III. Особенности внимания и познавательной деятельности. 1. Особенности внимания. Зависимость внимания от характера деятельности, основные свойства произвольного …

Спорт хорошее средство для воспитания личностных качеств. Роль спортивной деятельности в формировании характера заключается в том, что она образует те своеобразные потенциальные основы действий, в которых выражается характер человека, его индивидуальные особенности, воля. Но для того, чтобы выполняемые спортсменом действия в процессе тренировки стали устойчивыми, надежными, они должны сформироваться в систему навыков, благодаря которым в экстремальных условиях соревнований спортсмен проявляет бойцовский характер и способен совершать поступки без длительного размышления и колебаний.

Психологические аспекты спортивной деятельности

Несмотря на довольно широкое развитие исследовательских работ в области психологии спорта, вопрос о специфических особенностях и о психологической структуре спортивной деятельности до сего времени остается недостаточно исследованным.

Между тем спорт в его различных видах представляет собой благоприятную базу для психологического анализа данной специфической деятельности человека.

Этому способствует высокая конкретность и высшая степень определенной спортивной деятельности, разнообразие ее видов, обусловленность участием всех без исключения психических функций человека, наличие обостренных ситуаций. Все это облегчает возможность наблюдать и исследовать психические функции и черты личности спортсменов в самых различных взаимосвязях и степенях выраженности. Для понимания специфики спортивной деятельности актуальное значение приобретает проблема классификации видов деятельности, свойственных человеку.

В психологии существует традиционное деление деятельности на три вида, к которым почти все авторы относят труд, игру, учение с их многочисленными подразделениями .

В настоящее время ознакомление с деятельностью человека во всем ее многообразии заставляет признать эту классификацию недостаточной, упускающей наличие других важных видов деятельности человека, требующих серьезного психологического изучения.

Кроме трех указанных видов деятельности существуют и такие: творческая и исполнительская деятельность в области различных искусств, общественно-политическая деятельность, физические упражнения и спорт, активный отдых, развлечения и много других.

Любой вид человеческой деятельности наряду с присущими ему специфическими чертами, позволяющими выделить его как отдельный вид, характеризуется и определенными общими чертами. Спорт также помимо специфических содержит и основные общие черты человеческой деятельности, которые часто играют не меньшую роль в обеспечении эффективности спортивной деятельности, чем ее специфические черты. Эти общие для всех видов деятельности черты выступают в спорте не менее ярко, чем специальные, что позволяет использовать психологическое изучение спортивной деятельности также и для решения ряда вопросов общей психологии, касающихся проблемы деятельности.

Личность спортсмена как субъекта спортивной деятельности

Личность — понятие многогранное и глобальное. Чаще всего личность определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств.

О структуре личности подробно говорилось во введении.

А личность в спорте — что же это такое?

Как любая частная ветвь науки опирается в своих изысканиях и решениях на фундаментальные положения общих основ научной мысли, теории и практики, так и в решении психологических задач, касающихся личности спортсмена, невозможно обойтись без знания психологических основ личности человека в целом.

В спорте, как и в других видах деятельности человека, большое значение имеет индивидуальность.

Лишь зная индивидуальные особенности личности спортсмена, можно наиболее полно развить и эффективно использовать его возможности.

В начале этой работы была представлена структура личности. В большинстве учебников по психологии, личность характеризуется именно так как на странице 5: направленность, темперамент, характер и способности.

В спорте направленностью личности во многом предопределяется мотивация высших достижений .

Спортсмен испытывает потребность в предельных физических усилиях, в переживании состояния сильной психической напряженности, в преодолении соперника, а самое главное — потребность показать высокий спортивный результат.

Характерно, что в мотивации достижения цели у спортсменов преобладают мотивы надежды на успех. Другими словами, спортсмены реже, чем другие люди, также мотивированные на достижения, думают перед началом деятельности: “Как бы чего не вышло! Как бы не проиграть!”

Считается, что в содержание мотива человека входят: 1) стремление к победе; 2) эмоциональный фактор; 3) способности “бороться до конца” .

В играх мотивация достижений менее выражена, чем у представителей других видов спорта, но она более сложна и связана с различными чертами личности.

Если большинство игроков в команде мотивированы на достижение успеха, то команда чаще предпочитает атакующий стиль игры, и наоборот, если в команде преобладают потребности в избежании неуспеха, то команда чаще защищается и действует на контратаках, несмотря на ранее разученные атакующие варианты .

В ходе исследований была установлена связь между мотивацией достижений и таким свойством личности спортсмена, как тревожность.

Под тревожностью понимается относительно устойчивая предрасположенность личности отвечать на угрожающие ситуации эмоциональными состояниями тревоги или страха.

Различают социальную тревожность (свойство личности) и психодинамическую (свойство темперамента). Интенсивность стремления к эффективному завершению деятельности (сила мотива) определяет состояние тревоги. Чем сильней сила мотива, тем тревожней спортсмен. В то же время преобладание в мотивации достижений стремления добиться успеха в большей мере свойственно спортсменам со слабо выраженной тревожностью, а преобладание страха перед неудачей — спортсменам с сильно выраженной тревожностью .

Следующий компонент структуры личности — черты характера. Относительно спортсменов, наиболее типичными являются: эмоциональная устойчивость, стремление к лидерству, склонность к риску, расчетливость, самоконтроль, общительность .

Термин “характер” часто встречается в обыденной и научной речи в самых разных значениях.

Г.Е. Леевик в своей работе “Личность и деятельность спортсмена-парашютиста” приводит несколько точек зрения на тему характера. К примеру П.Ф. Лесгафт считал, что характером можно назвать проявление воли человека, основанные на истинах, которые твердо усвоены разумом .

Известные отечественные психологи С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Б.М. Теплов основным качеством характера считают направленность человека .

К.К. Платов считал, что характер, как бы каркас личности .

Характер — это всегда индивидуальное сочетание черт. Нет двух людей с одинаковым характером. Свойства характера человека устойчиво проявляются в его поведении при определенных типических обстоятельствах. Поэтому, зная характер, можно предугадать поведение человека в определенной ситуации. В одной и той же ситуации, например, столкнувшись с опасностью, трус промолчит, увернется, убежит, а мужественный человек будет с ней бороться .

Занятия любым видом спорта требуют развития у спортсмена вполне определенных черт характера.

А.Ц. Пуни считает, что целеустремленность, увлеченность, трудолюбие, добросовестность, самостоятельность и творчество, настойчивость и упорство являются типичными чертами характера спортсменов .

К этому набору качеств спортивные психологи также добавляют: силу воли, волю к победе, смелость, активность, инициативность и мужество .

Достижение сколько-нибудь важных высот в спорте невозможно без осознанного регулирования своих действий и поступков, без борьбы и преодоления внутренних и внешних трудностей, без значительных усилий воли.

А.Ц. Пуни обнаружил, что каждое волевое проявление личности состоит из трех компонентов: интеллектуального, ибо воля деятельная сторона разума; эмоционального, ибо воля деятельная сторона моральных чувств; операционного (умение, навык), ибо проявление воли связаны с преодолением препятствий различной степени трудности. Эти три компонента с большей или меньшей степенью выраженности присутствуют в любом проявлении воли .

Конкретные проявления воли получили названия волевых качеств. В спорте особенно важны следующие волевые качества: целеустремленность, настойчивость и упорство, смелость и решительность, инициативность, самостоятельность, выдержка и самообладание.

Главное качество, объединяющее всю структуру воли, — целеустремленность. Она характеризуется ясностью целей и задач, планомерностью деятельности и конкретных поступков, сосредоточенностью действий, мыслей и чувств на стремлении к достижению намеченной цели. Цель выступает как главный регулятор деятельности человека. Она создает и активизирует целеустремленность — важное волевое качество личности, проявляющееся в умении ставить и достигать общественно значимые цели .

Большая спортивная цель, подчиняющая помыслы и поступки спортсмена в течение многих лет, является мощной поддержкой на сложном спортивном поприще, где имеется немало взлетов и падений.

В заключение обзора по теме характер, нужно отметить, что спортсмен может иметь сильную волю, но в конкретном соревновании ее не проявить. Волевые качества наиболее полно проявляются лишь тогда, когда они опосредуются личностной направленностью спортсмена на результат своей деятельности.

Во введении уже говорилось, что спортивная деятельность в играх представляет собой решение оперативных задач и протекает в нестационарной среде. Очевидно, в такой деятельности более вероятно будут реализовываться определенные особенности личности спортсмена, оптимизирующие поведение в конфликтных ситуациях борьбы с соперником. Темперамент — одна из таких особенностей личности.

Темперамент непосредственным образом влияет на формирование индивидуального стиля деятельности спортсмена, и как было показано в ряде исследований, за счет именно индивидуального стиля деятельности с различными свойствами темперамента могут достигать высоких результатов .

Изучение влияния темперамента на деятельность спортсмена в данной работе не предполагалось, так как существует множество исследований по этой теме, поэтому можно отметить влияние темперамента на процесс спортивной деятельности, опираясь на уже известные результаты проводимых исследований.

В спортивных играх сочетание невротизма с экстраверсией, пожалуй, часто приводит к игровым ошибкам при организации взаимодействий, оно часто обуславливает срывы в виде аффективных реакций, ситуативных отказов от деятельности .

Сочетание невротизма с чрезмерной эктравертированностью особенно неблагоприятно для спортсменов, исполняющих в команде роль делового лидера. Аффективные срывы, удаление с поля за грубость, чрезмерно жесткая атака соперника у таких игроков чаще всего бывают в наиболее напряженных играх, со снижающейся мерой успеха. И при этом такие спортсмены склонны действовать активно, напористо, особенно если игра складывается удачно.

Остался еще один компонент структуры личности — это способности.

Развитие способностей зависит от направленности личности и от ее психодинамических свойств. Считается, что способности, и темперамент мало поддаются изменению.

Кроме общих способностей спортсмены должны отличаться и высоким уровнем развития специальных способностей, многие из которых не могут не зависеть от темперамента .

В спортивной деятельности особенности личности связаны с выбором стратегии их реализации: стратегией индивидуализации и стратегией избавления от недостатков. Стратегия индивидуализации предполагает широкий учет индивидуальных особенностей личности, формирование индивидуального стиля деятельности.

СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ

Кандидат педагогических наук, доцент В.Н. Анненков
Волгоградский государственный педагогический университет, Волгоград

Ключевые слова: система физической культуры и спорта, Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы», структура системы физической культуры и спорта.

Понятие «система физической культуры» используется в научной литературе достаточно часто. Так, в Федеральном законе от 29 апреля 1999 г. № 80 ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (Гл. I, ст. 2) сказано, что система физической культуры и спорта — это «совокупность государственных и общественных организаций, осуществляющих деятельность в целях физического воспитания на селения и развития спорта в Российской Федерации». Хотя И. И. Переверзин утверждает, что важнейшими элементами физической культуры и спорта как сложной социально-педагогической системы являются: 1) люди с их потребностями и физкультурными и спортивными интересами; 2) спортивная наука, включая совокупность принципов, средств и методов физического воспитания и спортивной тренировки; 3) результаты физического совершенствования; 4) педагогические физкультурные кадры, профессиональные и общественные; 5) материально-технические и финансовые ресурсы физкультурно-спортивного движения; 6) физкультурно-спортивная информация.

Однако набор различных элементов ещё не означает, что это есть система. Ученые, занимающиеся теорией систем, считают, что, проводя системный анализ изучаемой проблемы, нужно прежде всего отобразить ситуацию с помощью как можно более полного определения системы. Затем, выделив наиболее существенные компоненты, влияющие на принятие решения, сформулировать «рабочее» определение, которое может уточняться, расширяться или сужаться в зависимости от хода анализа.

Не повторяя уже известное, отметим, что, хотя категория «система» рассматривается учеными по-разному, обычно имеется в виду, что она представляет собой отграниченное и автономное множество взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, образующих в своем единстве целостность, которая обладает качественной определенностью и собственными законами структуры, функционирования и раз вития.

В принципе практически любой объект можно представить как систему, состоящую из элементов, где каждый элемент предназначен для решения соответствующих подцелей или задач. У системы всегда есть общая определенная цель, а любой из ее элементов сам является системой (подсистемой данной системы), имеющей собственную цель (подцель) и собственный результат действия. Когда мы говорим «общая определенная цель», мы имеем в виду не цели элементов системы, а ту генеральную цель, которая достигается путем их взаимодействия.

Наиболее целесообразным и оптимальным вариантом функционирования системы является адекватность результатов целевым установкам деятельности системы. При этом специалисты подчеркивают, что в основном два существенных признака определяют качество и количество результатов действия любых систем — состав элементов и их взаимоотношения.

Вопрос о том, какие причины и источники лежат в основе образования целостных объектов, их функционирования и развития, далеко не нов. Ученые пытаются ответить на него уже многие тысячелетия. Но и сегодня однозначного ответа нет. Можно лишь констатировать, что для некоторых конкретных системных объектов эти факторы более или менее познаны.

Одним из наиболее значимых среди этих факторов является результатообразующий. Его не следует путать с целью. Последняя всегда ставится человеком и поэтому субъективна в своей основе. Результат же — это конечное состояние, к которому стремится любая система. Как системообразующий фактор результат придает движению связей и отношений системы целостную направленность. Он выступает в качестве объединяющего начала. Все элементы системы как единого целого работают на достижение ее конечного состояния, приближающегося к равновесному. Результат подчиняет своим законам движение всех компонентов объекта.

Учитывая, что система физической культуры и спорта в субъектах РФ в большей мере должна быть направлена на развитие массового спорта, в работе акцентируется внимание именно на этой позиции. В соответствии с принятой Федеральной целевой программой «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» результатом функционирования системы физической культуры и спорта как в Российской Федерации, так и в ее субъектах в массовом спорте к 2015 г. должны стать:

— доля граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 30 % от общего числа граждан Российской Федерации;

— обеспеченность спортивной инфраструктурой: до 30 объектов на 100 тыс. жителей;

— количество квалифицированных тренеров и тренеров преподавателей физкультурно-спортивных организаций, работающих по специальности, до 300 тыс. человек;

— ежегодный прирост количества граждан, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, на 30 %;

— снижение среднего числа дней временной нетрудоспособности по всем причинам на 15 % по сравнению с 2004 г.;

— увеличение расходов граждан Российской Федерации на физическую культуру (в расчете на душу населения);

— ежегодный экономический эффект от реализации Программы в размере 13 млрд рублей (в ценах 2006 г.).

Анализ ожидаемых результатов функционирования системы физической культуры и спорта в РФ показывает, что главным результатом следует считать «долю граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физической культурой и спортом, и количество граждан, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях», которые обеспечиваются выполнением трех необходимых условий (обеспеченность спортивной инфраструктурой; количество квалифицированных тренеров и тренеров преподавателей физкультурно-спортивных организаций; увеличение расходов граждан Российской Федерации на физическую культуру (в расчете на душу населения). Достижение же обозначенного результата должно иметь последствия: снижение среднего числа дней временной нетрудоспособности по всем причинам; ежегодный экономический эффект от реализации Программы в размере 13 млрд рублей.

Для достижения запланированных результатов в Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» сформулирована цель: создание условий для укрепления здоровья населения путем развития инфраструктуры спорта, популяризации массового и профессионального спорта (включая спорт высших достижений) и приобщения различных слоев общества к регулярным занятиям физической культурой и спортом. На основе такой цели предполагается решение определенных задач, или под целей, которые возлагаются на подсистемы:

— повышение интереса населения Российской Федерации к занятиям физической культурой и спортом;

— развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом в образовательных учреждениях и по месту жительства;

— создание и внедрение в образовательный процесс эффективной системы физического воспитания, ориентированной на особенности развития детей и подростков;

— целевая поддержка научных и методических разработок в области спорта высших достижений;

— развитие материально-технической базы спорта высших достижений, в том числе для подготовки олимпийского резерва.

В соответствии с ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» элементами системы физической культуры и спорта на федеральном уровне должны быть: субъекты физкультурного (физкультурно-спортивного) движения в Российской Федерации (ст. 5), включающие:

— спортивные клубы, коллективы физической культуры, действующие на самодеятельной и профессиональной основах в образовательных учреждениях, иных организациях независимо от форм собственности и по месту жительства граждан;

— детско-юношеские спортивные школы, детско-юношеские клубы физической подготовки, детско-юношеские спортивно технические школы, специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва, училища олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства, центры олимпийской подготовки, находящиеся в ведении соответственно государственных органов в области физической культуры и спорта, образования, профессиональных союзов, других организаций;

— образовательные учреждения и научные организации в области физической культуры и спорта всех типов и видов независимо от организационно правовых форм;

— общероссийские физкультурно-спортивные объединения: физкультурно-спортивные организации, общероссийские федерации (союзы, ассоциации) по различным видам спорта, общественно государственные физкультурно-спортивные общества, оборонные спортивно технические организации;

— Олимпийский комитет России;

— федеральный орган исполни тельной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта, подведомственные им организации, муниципальные организации физической культуры и спорта.

Таким образом, на основе проведенного анализа представляется возможность сформулировать рабочее определение «системы физической культуры и спорта Российской Федерации». Это — множество взаимосвязанных государственных и общественных организаций, образующих в своем единстве целостность для осуществления деятельности в целях физического воспитания населения и развития спорта в Российской Федерации.

Учитывая, что Российская Федерация является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления, а Конституция Российской Феде рации узаконила статус 89 субъектов Федерации, определение «система физической культуры и спорта субъекта РФ» будет иметь некоторые отличия от приведенного выше.

Итак, «система физической культуры и спорта субъекта Российской Федерации» — это территориально обособленная и относительно самостоятельная часть федеральной системы физической культуры и спорта, ограниченная в пределах административно территориальных единиц, имеющая свои органы управления и осуществляющая деятельность в целях физического воспитания населения и развития спорта в отдельном субъекте Российской Федерации.

На основании теории систем все представленные в Законе компоненты могут быть выделены в под системы:

1. «Подсистема представительной и законодательной власти»: Президент Российской Феде рации (Совет при Президенте Российской Федерации по физической культуре и спорту); Федеральное Собрание Российской Федерации: Совет Федерации (Комиссия по де лам молодежи и спорта) и Государственная Дума (Комитет Государственной Думы РФ по физической культуре, спорту и делам молодежи).

2. «Подсистема исполни тельной власти» первого уровня: Правительство Российской Федерации: Федеральное агентство по физической культуре и спорту; Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Федеральное агентство здравоохранения и социального развития); Министерство образования и науки (Федеральное агентство по образованию); Олимпийский комитет России, в который входят более 60 федераций по олимпийским и неолимпийским видам спорта, представители всех 89 спортивных организаций регионов России; 12 региональных олимпийских академий и 20 других спортивных организаций федерального уровня.

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по физической культуре и спорту Федеральное агентство по физической культуре и спорту осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями».

«Подсистема исполнительной власти» первого уровня напрямую зависит от «подсистемы законодательной власти», так как на основании нормативно правовых актов подчиняется ей. Это относится и к Олимпийскому комитету России, несмотря на то что это общественная, а не государственная организация, но многие проекты Олимпийского комитета финансируются из государственных источников.

3. «Подсистема исполнительной власти» второго уровня: органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта. На примере Волгоградской области это: Комитет по физической культуре и спорту; Комитет по делам молодежи; Комитет по образованию; Комитет по здравоохранению, областные федерации по различным видам спорта, советы ДФСО. В других субъектах органы исполнительной власти могут иметь и другие названия: Министерства, Департаменты и т. д.

«Подсистема исполнительной власти» второго уровня имеет менее выраженную зависимость от «подсистемы исполнительной власти первого уровня, так как основной объем финансирования физической культуры и спорта в субъектах РФ осуществляется за счет самого субъекта. При этом, конечно, существует и государственное финансирование по линии Правительства РФ (Федерального агентства по физической культуре и спорту), но его роль незначительна. Важно, что назначение на руководящие посты (Комитет по физической культуре и спорту; Комитет по делам молодежи; Комитет по образованию; Комитет по здравоохранению; областные федерации по различным видам спорта) осуществляется непосредственно на местах, и к вышестоящей «подсистеме» не имеет никакого от ношения. Исключение составляют руководители советов ДФСО, которые назначаются вышестоящими организациями.

4. «Подсистема исполни тельной власти» третьего уровня — органы муниципальной власти: городские и районные Комитеты по физической культуре и спорту, Комитеты по делам молодежи; Комитеты по образованию; Комитеты по здравоохранению, городские и районные федерации по видам спорта, физкультурно-спортивные объединения.

Так, в Волгоградской области 6 городских и 33 сельских районных Комитетов по физической культуре и спорту. Кроме этого в состав городского Комитета по физической культуре и спорту г. Волгограда входят 7 районных комитетов этого города.

«Подсистема исполнительной власти» третьего уровня еще меньше зависит от «подсистемы исполнительной власти» второго уровня, чем та от первого уровня. Местное самоуправление решает все вопросы, связанные с физической культурой и спортом. Руководящие органы субъекта РФ, в данном случае

Волгоградской области, имеют очень мало вариантов воздействия на городские и районные Комитеты по физической культуре и спорту, так как они относятся к ведению местных властей. Естественно, и финансирование сферы физической культуры и спорта осуществляется в основном за их счет.

5. «Подсистема исполнителей»: в соответствии с ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» ст. 5 включает в себя: спортивные клубы, коллективы физической культуры, действующие на самодеятельной и профессиональной основах в образовательных учреждениях, иных организациях независимо от форм собственности и по месту жительства граждан; детско-юношеские спортивные школы, детско-юношеские клубы физической подготовки, детско-юношеские спортивно технические школы, специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва, училища олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства, центры олимпийской подготовки, находящиеся в ведении соответственно государственных органов в области физической культуры и спорта, образования, профессиональных союзов, других организаций; образовательные учреждения и научные организации в области физической культуры и спорта всех типов и видов не зависимо от организационно правовых форм, общественно государственные и физкультурно-спортивные общества, оборонные спортивно-технические организации, муниципальные организации физической культуры и спорта.

К этой группе исполнителей целесообразно также отнести различные средства массовой информации: печатные издания, радио и телевещание, региональные и районные электронные СМИ. Только на территории Волгоградской области существует более 80 средств массовой информации, которые прямо или косвенно освещают проблемы физической культуры и спорта как областного уровня, так и всероссийского и международного.

Необходимо подчеркнуть, что образовательные учреждения в области физической культуры, которые также находятся на территории области, выполняют еще одну очень важную функцию — подготовку профессиональных кадров для сферы физической культуры и спорта.

«Подсистема исполнителей» практически независима от «подсистемы исполнительной власти» третьего, то есть местного, уровня. Исключение составляют муниципальные организации физической культуры и спорта, которые находятся в их ведении. Остальные коллективы существуют практически самостоятельно, организуя свою деятельность вне связи с органами местной власти.

Заключение. Таким образом, в существующей системе физической культуры и спорта Российской Федерации можно выделить пять подсистем. Причем, чем ниже их уровень в иерархической структуре, тем меньше их зависимость друг от друга. Это приводит к тому, что основные исполнители — «коллективы физической культуры», по сути, не подчиняются всей вышестоящей структуре «исполнительной власти».

К тому же результативность функционирования системы физической культуры и спорта на уровне субъекта РФ как открытой сложной системы зависит не только от ее структуры и взаимодействия всех элементов, но и от многочисленных факторов, воздействующих на нее. Причем, чем сложнее система, тем разнообразнее воздействия, на которые она реагирует.

Анализ литературных источников позволил конкретизировать факторы, влияющие на результативность федеральной системы физической культуры и спорта. Влияние этих факторов вполне справедливо перенести и на аналогичную систему субъектов РФ.

Перечислим их в порядке убывания силы воздействия: нормативно-правовое регулирование деятельности в сфере физической культуры и спорта на всех уровнях власти; финансирование отрасли; строительство спортивных сооружений; подготовка профессиональных кадров; информационно-пропагандистская деятельность; организация и проведение спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий; научно-методическое обеспечение; уровень жизни населения; особенности национальной культуры субъекта РФ; климатогеографические условия субъекта РФ.

На главную В библиотеку Обсудить в форуме

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *