Значение социальной группы для человека

ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

Социальный мир отличается от природного очень многим. У него своя собственная топография, где помечены точки искривления, сгущения и раз­ряжения, а также своеобразная метрика. Например, количество звезд на небе превышает количество возможных звездных скоплений, а число элементов всегда больше числа множеств, групп и классов, в которые они реально вхо­дят. Так в природном мире. Но человеческое общество в этом смысле пред­ставляет исключение.

Общество — совокупность самых разных групп: больших и малых, друже­ственных и враждебных, постоянных и временных, профессиональных и рели­гиозных, национальных и политических. Они сильно разнятся между собой. Некоторые малы по числу входящих в них людей. Причем настолько малы, что фактически все их члены могут видеть друг друга в течение дня, наблюдать за действиями друг друга, их контакты в таком случае часты и тесны. Это малые группы или группы личного контакта. Семья (особенно живущая под одной крышей) — наиболее очевидный, самый наглядный пример такой группы.

Можно также представить себе группу близких и преданных друзей, про­водящих вместе свободное время; футбольную команду, которая борется с соперником за высший титул в своей лиге; производственную бригаду, со­бирающуюся только в рабочее время для решения трудовой задачи и вклю­чающую людей самых разных возрастов, профессий и взглядов.

Для того чтобы попасть в одну группу, мы предпринимаем огромные уси­лия. Так, выпускники средней школы стараются поступить в престижный вуз. Другие группы нам выбирают родители, например музыкальная школа или изокружок.

А есть такие группы, которые ни мы, ни другие нам не выбирают — опре­деляет судьба. Такова семья, выбирать которую каждый из нас не волен.

Правда, не для всех членов семьи она такова. Родители, заключая брач­ный союз, сами выбирают спутника жизни. Они вольны подобрать того или другого партнера. Вольны их родители — теща и тесть, свекровь и свекр, со­ветующие своим детям вступать в брак с этим человеком или нет. Как на­звать такую группу — добровольной или недобровольной или смешанной? Скорее всего, последнее.


Состав семьи лишь отчасти является результатом нашего выбора, тогда как друзей мы можем выбирать и покидать по собственному усмотрению. В та­ких группах мы формируемся сами и формируем свои жизненные ценнос­ти. Здесь мы можем рассказать друг другу самое наболевшее, самое сокро­венное, о том, что с другими группами никогда не поделимся.

Мы можем даже попытаться как-то повлиять на близкого нам человека, его личность. Мы можем упрекать и ругать близких людей за то, что нам не нравится в их поведении, а хвалить и вознаграждать за то, что нравится. Но мы не можем подобное отношение распространить на своего начальника или школьного учителя.

Рис. 46. Мы не можем упрекать и ругать начальника или школьного учителя за то, что нам не нравится в их поведении

Социальная группа — это своеобразный посредник между отдельным че­ловеком и обществом в целом.

В антропологии под группой (band) понимается особый тип социокуль­турной и экономической организации примитивных людей, главным обра-

зом охотников и собирателей, ведущих бродячий образ жизни и насчитыва­ющих менее сотни человек (обычно 40—60).

Социология изучает современное общество, и для нее группа — это взаи­модействующее целое, т.е. тип социальной организации, которую составля­ют ныне живущие люди, объединяющиеся либо общим признаком, напри­мер возраст, пол, профессия, доход, либо общим занятием, деятельностью. В социологическом смысле группа существует при том условии, что состав­ляющие ее индивиды способствуют реализации преследуемых каждым ин­дивидом целей.

В психологическом смысле группа существует, если составляющие ее ин­дивиды воспринимают себя в качестве помогающих достичь каждому инди­виду его целей. Подобное сравнение провел авторитетный американский психолог М. Дойч. Он подчеркнул, что для социолога главное — увидеть объек­тивную взаимосвязь людей в группе, а для психолога — понять, что группа есть эмоционально комфортная среда для людей.

Совокупная численность человеческих групп на Земле превышает числен­ность населения в 1,5—2 раза. Так, на планете проживает более 6 млрд чело­век, а количество групп, по оценкам специалистов, доходит до 10 млрд. Это возможно благодаря тому, что один индивид может состоять в 5—6 группах.

Ученые доказали, что многие особенности человека — способность к аб­страктному мышлению, речь, язык, самодисциплина и нравственность — являются итогом групповой деятельности. В группе рождаются нормы, пра­вила, обычаи, традиции, ритуалы, церемонии, иначе говоря, закладывается фундамент социальной жизни. Человек нуждается в группе и зависит от нее, возможно, в большей мере, чем обезьяны, носороги, волки или моллюски. Люди выживают только сообща.

Таким образом, изолированный индивид — скорее исключение, нежели правило.

Уже в древности люди жили группами: мобильные сообщества первобыт­ных охотников и собирателей численностью 20—30 человек, ведущих бродя­чий образ жизни, передвигались в поисках пищи. И сегодня человек не мыс­лит себя вне группы. Он — член семьи, школьного класса, молодежной ту­совки, производственной бригады, спортивной команды.

Одним из первых обратил внимание на роль и значение социальных групп в структуре и динамике общества австрийский социолог Людвиг Гумплович(1838—1909). Предметом социологического знания являются не индивиды, а социальные группы, объединенные общностью материальных и духовных интересов, стремлений и т.д.1

Гумплович видел в группе высшую надындивидуальную реальность, оп­ределяющую поведение индивидов. Первыми группами в истории, по его мнению, были орды, объединенные антропологическими и этническими признаками. Между ними существовало состояние непрерывной вражды. Сначала они уничтожали друг друга, а затем в ходе социальной эволюции победители порабощали побежденных. Так родилось государство, но меж­групповые конфликты не исчезли. По Гумпловичу, в процессе взаимодей­ствия более сильный элемент (социальный или этнический) стремится под-

1 Гумплович Л. Основы социологии. СПб., 1899.

чинить своим целям более слабый элемент, чтобы заставить его работать на себя, служить средством удовлетворения потребностей.

Ощутить себя частью малых и больших сообществ — человеческая потреб­ность. У заключенного в одиночную камеру преступника обязательно изы­мают все предметы, которыми он мог бы воспользоваться для самоубийства. Он изолирован от группы, а значит, как бы выключен из социальной жизни. Утрата ощущения принадлежности к близкому кругу семьи и друзей, кол­лективу, своему народу или иным малым и большим общностям представ­ляет, быть может, самое тяжкое испытание, которое не все могут выдержать. На языке психологов стремление самоопределиться в многообразных «мы-группах» обозначается понятием социальной или групповой идентификации.

Любая группа состоит из статусных позиций, которые предписывают оп­ределенные обязательства, дают определенные права. Социальная группа имеет писаные и неписаные нормы, которые навязываются членам группы более или менее жесткими способами. Нормы представляют собой стандар­ты потребления, принятые в этой группе. Например, работники банка во всех странах носят на работе строгие деловые костюмы, военные — мундиры, пан­ки и скинхэды — яркий, фантастический наряд, скроенный тем не менее по определенным правилам. Члены группы учатся вести себя в соответствии с нормами и ценностями группы в процессе социализации.

Социальные группы и их классификация. Виды и характеристики социальных групп

Социальная группа – устойчивая форма взаимоотношений, в которой совокупность людей объединена по нескольким чертам, разделяющие ожидание друг друга. Впервые социальную группу выделил Гоббс, назвав её объединением людей, согласно общим интересам, целям и задачам.

В отличии от массовых сообществ социальные группы отделяет: взаимодействие на постоянной основе, приводящее к стабильности и прочности группы; наличие определённых черт, присущих каждому члену группы; создание структурных организаций в обществе.

Характеристики социальных групп и общностей:

  • По демографическому признаку (половозрастная структура);
  • По этническому происхождению (представители определённой нации, племени);
  • По расовому критерию (монголоидная, европеоидная или негроидная раса);
  • По территориальному размещению;
  • По профессиональной деятельности;
  • По уровню образования, измеряемого в годах;
  • По вероисповеданию;
  • По классовому признаку (низший, средний и высший);
  • По политическим взглядам.

Классификация социальных групп

Разновидность социальных групп

1) Характер взаимодействия:

  • Первичная группа – взаимодействие индивидов характеризуется эмоциональной стороной, межличностным характером общения. К примеру: семья, близкий круг общения.
  • Вторичная группа – совокупность индивидов, где взаимодействие обусловлено формальным общением и достижением общих целей и задач без эмоциональной окраски. Главная задача индивида – выполнение поставленных задач. Примерами выступают производства, организации.

2) Способ организации и регуляции действий:

  • Формальная группа – юридически закреплённая совокупность людей, в которой взаимоотношения диктуются формализованными правилами, законами. Такие группы направлены на достижение поставленных целей. В группе чётко закреплённая иерархия и уставной порядок действий (организации, предприятия).
  • Неформальная группа – совокупность индивидов на основе межличностных отношений и общих взглядов и целей. Группа не обладает юридическим статусом. Глава группы представлен неформальным лидером. К примеру: дружеские компании, фанатские сообщества.

3) Принадлежность индивидов к группе:

  • Ингруппа – индивид ощущает свою принадлежность к группе, считая её «своей» (семья, компания).
  • Аутгруппа – индивид, не принадлежащий к группе, и оценивающий её как чужую (другая семья, конфессия, класс).
  • Референтная группа – реально существующая или мнимая группа, в которой главенствует присущая ей система ценностей и правил, которые служат индивиду идеалом. В обществе референтная группа выполняет следующие функции: нормативная – даёт индивиду систему норм, оценок и ценностей, сравнительная – позволяет человеку определить своё место в социальной системе общества, путём сравнения себя и других индивидов.

4) Количество индивидов и форма взаимоотношений:

Малая группа – объединение людей для совместной деятельности, отличающихся межличностным характером общения. Черты малой группы:

  • малый количественный состав (2-30 человек);
  • межличностные отношения и близость индивидов;
  • длительное время существования;
  • наличие общих целей и задач;
  • наличие общевыполняемых правил, целей, норм;
  • высокий уровень информативности каждого члена;
  • наличие лидера;
  • разделение социальных ролей;
  • эмоциональное общение индивидов;

Большая группа – совокупность людей, собранная для достижения определённых целей и получения результатов, носит опосредованный тип (трудовой коллектив)

Виды и характеристика больших социальных групп

Целевые группы – созданные с определённой целью и деятельность. К примеру: студенты высших учебных заведений.

Территориальные группы – обрезывается путём взаимоотношений индивидов на определённой местности. Важной формой выступает этнос – совокупность людей по национальным признакам (язык, религия, культура, традиции), связанных особым отношением.

Общество – самая большая социальная группа.

В больших социальных группах также выделяют: интеллигенцию, военных, представителей физической или интеллектуальной трудовой деятельности.

Коллектив – вид социальной группы, где взаимоотношение индивидов опосредовано путём общих целей. Черты коллектива:

  • общность личностных и общественных интересов;
  • общность задач, целей и ценностей.

Функции коллектива:

  • предметная – достижение поставленных задач;
  • социально-воспитательная – формирование ценностей и норм в обществе.

5) Социально-значимые признаки:

Реальные группы – группы, объединённые по демографическим признакам, этносу, уровню дохода, конфессии и т.д.

Номинальные группы – группы, объединённые для проведения социологического исследования.

Квазигруппа – группа, не имеющая устойчивости, структуры и собственной системы ценностей и норм. Взаимоотношение индивидов безэмоциональное и кратковременное. Примерами квазигруппы служат: лекционная группа, толпа, профессиональные круги.

Субъектами внутригруппового поведения выступают публика и масса.

Публика – группа, носящая кратковременные интересы, но связанные эмоциональной окраской (митинги, демонстрации, выставки).

Масса – объединение людей, не имеющее общие интересы и опосредованные контакты. Масса оказывает формирующее воздействие в моде, субкультуре, вкусах.

Функции социальной группы:

  • первичная и вторичная социализация;
  • ознакомление и принятие ценностей и правил в обществе;
  • даёт ощущение принадлежности к социальной общности.

Также, выделяют группу маргиналов. Маргиналы – индивид или группа индивидов, отличающиеся выходящими за рамки правилами и ценностями, которые приняты в обществе. При позитивном варианте маргиналы приобщаются к иной социальной группы и перенимают характерные ей черты Негативный вариант заключается в закреплении отклоняющегося поведения, в результате чего маргиналы несут деклассированное и паразитическое общение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *