Цели и результаты обучения

Определение, цель, содержание и результаты обучения

Признанный путь формирования знаний, умений, навыков у конкретного индивида — обучение. Оно может осуществляться как в интересах усвоения содержания образования (т.е. в интересах некоторой системы), так и при обучении по отдельным элементам объективизированного опыта (т.е. вне целей и подчинения какой-либо долговременно реализуемой системе).

Определение обучения как передачи знаний от учителя ученику широко использовалось в 60—70-х гг. XX в., однако, понимая, что это не главное, иногда пояснялось, что знания — это не предмет, который можно просто передать из руте в руки. Для передачи знаний нужна активность ученика.

В традиционной педагогической литературе последних двадцати лет обучение чаще всего определяется процессуально:

«Процесс обучения — это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования, коммунистического воспитания и общего развития обучаемых»1.

«Обучение — целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого происходит усвоение знаний, умений и навыков, осуществляется воспитание и развитие учащихся» .

«Обучение есть целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений».

«Обучение — общение, в процессе которого происходит управляемое познание, усвоение общественно-исторического опыта, воспроизведение, овладение той или другой конкретной деятельностью, лежащей в основе формирования личности».

«Обучение — целенаправленная, организованная, систематическая передача старшим и усвоение подрастающим поколением опыта общественных отношений, общественного сознания, культуры и производительного труда, знаний об активном преобразовании и охране окружающей среды».

«Обучение—упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели».

В свете рассмотренных в предыдущем разделе сведений о деятельности и активности сформулируем следующие определения.

Обучение — совместная деятельность или система действий преподавателя и субъектов учения, направленная на усвоение последними избранных преподавателем или предписываемых программой учебной дисциплины элементов объективизированного опыта человечества.

— совокупность тех действий, которые выполняют преподаватель и учебная группа для решения на конкретном занятии выбранной дидактической задачи (для усвоения субъектами учения определенной части содержания объективизированного опыта человечества, объекта изучения).

В традиционной дидактике под содержанием обучения обычно понимается то, что подлежит изучению (учебная информация или изучаемый объект). Это естественно следует из рассмотрения обучения как процесса передачи информации, поскольку обозначает то, что передается в обучении. При этом игнорируется, что ученик должен что-то делать во время обучения. При использованном здесь деятельностном подходе содержанием обучения становится не то, что передается, а то, что делается для усвоения учебной информации. При этом акцентируется не то, что передается, а то, какими действиями обеспечивается усвоение объекта изучения.

Объект изучения (изучаемый объект, изучаемые сведения) — часть содержания объективизированного опыта человечества, выделенная и подготовленная преподавателем для усвоения субъектом учения при обучении на конкретном занятии.

Учебная информация — информация, описывающая объект изучения.

Учебная информация — не только вербальные сведения, но и подлежащие практическому освоению присущие объекту изучения процессуальные, операционные сведения, действия и их структуры.

Субъект обучения — учебная группа вместе с преподавателем, хотя преподаватель (субъект преподавания) осуществляет преподавание (деятельность по управлению усвоением избранных элементов объективизированного опыта субъектами учения), а субъекты учения (учащиеся, студенты, слушатели) при этом осуществляют учение (действия или деятельность, направленные на усвоение изучаемого объекта).

Субъект учения — индивид, осуществляющий учение.

Напомним, что для любого образования прямое или опосредованное (через посредство программ, методических рекомендаций, учебных пособий) участие преподавателя в обучении принципиально необходимо, именно оно вносит в деятельность субъекта учения системность результатов, предусмотренных избранным образованием. Именно в действиях преподавателя воплощена часть объективизированного опыта человечества, связанная со сведениями о процессах управляемого усвоения его элементов. Этой частью объективизированного опыта субъект учения не владеет, поскольку для этого нужна соответствующая психолого-дидактическая подготовка, однако именно внесение преподавателем в обучение результатов подготовки и делает управляемое усвоение более эффективным и целенаправленным, чем самостоятельное.

Даже самостоятельно усваивая содержание рекомендованных учебных пособий и осуществляя таким образом самостоятельную работу, субъект учения участвует в обучении, поскольку учебные пособия подготовлены преподавателем и даже рекомендованная очередность усвоения содержания учебных пособий представляет собой управление усвоением.

Целью любого обучения является овладение субъектом учения деятельностью определенного вида.

Приведенное утверждение является психологическим положением, оно заимствовано из работы Н. Ф. Талызиной, однако для излагаемой частной теории обучения это утверждение становится базовым, поскольку без него невозможна реализация деятельностного подхода к обучению. В традиционной педагогической литературе обычно рассматривается не цель обучения, а его функции: образовательная (передача содержания образования), развивающая, воспитывающая.

Цель обучения — формирование у субъекта учения умения осуществлять осваиваемую деятельность или ее элементы, совокупность которых и составляет умение осуществлять осваиваемую деятельность:

  • — ценностные ориентации (знания и убеждения, необходимые для выбора способа удовлетворения потребности);
  • — ориентировочную основу деятельности (знания, теории и закономерности, необходимые для планирования деятельности);
  • — ориентировочную основу действий, потенциально необходимых для осваиваемой деятельности;
  • — интеллектуальные навыки планирования деятельности;
  • — систему действий и навыков выполнения соответствующих им операций.

Результаты обучения — изменения в психике субъекта учения, создающие условия для выполнения им деятельности нового для него вида.

Принятая формулировка цели обучения сразу определяет значение каждого частного результата обучения. Основным результатом является формирование умений, поскольку именно умения являются деятельностями, освоив которые индивид развивается сам (обогащая свою психику новыми психическими возможностями) и приобретает новые убеждения (поскольку освоенная деятельность позволяет ему самому убедиться в справедливости изученного).

Знания имеют важнейшее значение для освоения деятельности, обеспечивая прежде всего эрудицию, без которой невозможно формирование мотива деятельности. Выбор способа реализации мотива производится на основе правовых знаний и убеждений, составляющих ценностные ориентации личности. Для сознательного планирования любой деятельности субъект нуждается в знании ее закономерностей, в ориентировочной основе деятельности. Для выполнения действия необходимо знание ориентировочной основы действия. Знания способствуют и расширению у индивида потребностей, того, что становится необходимым ему для полноценной жизни.

Навыки необходимы для выполнения с требуемым качеством операций, входящих в состав любого действия, поскольку именно выполнение операций и реализует запланированную активность индивида, а убеждения обеспечивают ценностные ориентации индивида.

«Таким образом, вместо двух проблем — передать знания и сформировать умения и навыки их применения — перед обучением теперь стоит одна: сформировать такие виды деятельности, которые с самого начала включают в себя заданную систему знаний и обеспечивают их применение в заранее предусмотренных пределах…

Анализ целей обучения должен быть проведен вначале на макроуровне — указание всех тех изменений, которые должны быть внесены в личность учащихся на данной ступени обучения или в процессе изучения данного предмета. После этого необходим микроанализ. При определении целей обучения на этом уровне анализ должен быть доведен до указания конкретных видов». Напомним, что необходимую деятельность по структуре можно сформировать и латентно, предписывая выполнение субъектом учения специфических действий, входящих в эту деятельность.

Дидактическая задача занятия — цель обучения, подлежащая достижению на конкретном занятии, сформированная в виде результатов, которые должны возникнуть у субъекта учения после занятия.

Необходимость введения этого понятия обусловлена тем, что конечная цель обучения — освоение деятельности определенного вида — чаще всего не может быть достигнута на одиночном занятии: прежде всего необходимо изучить (или дополнить на лекции) ориентировочную основу (теорию) для планирования осваиваемой деятельности; рассмотреть средства и способы такой деятельности, применяемые при различных условиях; сформировать на практическом занятии (или на тренировке) необходимые операционные навыки. Для достижения конечной цели обучения субъекту обучения приходится решить несколько дидактических задач, в каждой из которых достигаются частные цели, обеспечивающие достижение цели обучения.

Таким образом, для конкретного занятия преподавателем выбирается объект изучения, формулируется дидактическая задача занятия и разрабатывается содержание обучения. Соотношение содержания обучения и его результатов показано на рис. 17.

В содержании преподавания можно выделить три важнейшие группы действий: направление действий субъектов учения (указание объектов изучения или содержания информации, подлежащей изучению, источников информации, рекомендации по очередности и методикам изучения) ; контроль хода учения (основной целью которого является анализ хода усвоения с целью оказания помощи субъектам учения и корректирования учения); информирование субъекта учения (непосредственное сообщение субъектам учения информации, подлежащей усвоению, или разъяснение непонятного при консультировании).

В высшей школе ведущим в преподавании должно быть направление действий субъектов учения, поскольку студенты — люди взрослые, добровольно выбравшие путь достижения определенного образования и осознающие те потребности, которые они удовлетворяют получением высшего образования. Отмеченные обстоятельства позволяют рассматривать студентов вузов как субъектов деятельности, создав все условия для того, чтобы учение стало подлинной деятельностью, т.е. чтобы оно и планировалось, и в основном осуществлялось самим студентом (что соответствует андрагогической парадигме).

Рис. 17. Содержание и результаты обучения

В зависимости от того, какая структура действий становится ведущей в деятельности преподавателя, можно различать три вида преподавания, рассмотренные в табл. 5.

Особое значение в действиях преподавателя по управлению учением имеет выбор действий субъекта учения.

Утверждение об адекватности учения: для усвоения любого изучаемого объекта необходимо обеспечить выполнение субъектом учения деятельности или действий, адекватных деятельности, воплощенной в этом объекте; действий, которые должны применяться при использовании этого объекта по назначению, чтобы реализовать существенные свойства этого объекта.

Игнорирование этого положения может привести к получению совсем не тех результатов обучения, на которые рассчитывает преподаватель. Например, изучение художественной литературы в общеобразовательной школе с акцентом на выделение и анализ «образов» действующих лиц вряд ли можно считать адекватными действиями по усвоению элементов объективизированного опыта: ведь эти произведения создавались совсем не для такого разбора. Подобные действия формируют у учащихся искаженное отношение к художественной литературе, которая рассматривается уже не как источник наслаждения и средство сопереживания, а как простой источник информации, подлежащий сухому рассудочному анализу. Эмоциональный заряд таких произведений при этом отходит на второй план.

Таблица 5

Зависимость вида преподавания от степени сформированности деятельности студентов

Уровень

осознанности

потребностей

студентами

Уровень

сформированности учения как деятельности

Структура действий преподавателя

1. Предписывающее (информирующее) преподавание

Не осознана

Не сформирован

Разъяснение потребности, возбуждение интереса, увлечение, стимулирование, формулирование мотива, акцент на долженствование, информирование, контроль и оценивание усвоения

2. Поддерживающее (консультирующее) преподавание

Осознана

Навыки планирования деятельности у студента не сформированы

Актуализация потребности, поддержание мотивации, помощь в конкретизации цели и плана деятельности, помощь в выполнении наиболее трудных действий, оценивание в интересах стимулирования активности

3. Направляющее преподавание (руководство)

Осознана

Навыки планирования и реализации деятельности у студента сформированы

Направление внимания студента на узловые моменты; селекция направлений поиска, осуществляемого студентом; усиление положительных эмоций достижения цели; рецензирование результатов; обсуждение самооценки

Следствие недостаточности описания: невозможно освоить работу с любым объектом только на основе вербальных репродукций для усвоения описания требуемых действий с объектом.

Возможно, это утверждение кому-то покажется трюизмом, однако практика обучения при недостаточной доле практических занятий до сих пор сохраняется, и не только для технических учебных дисциплин. Объясняется это и недостатком ресурсов, помещений, оборудования, и просто тем, что учебный процесс, состоящий из одних лекций, проще и организовать, и обеспечить.

Консультации преподавателя объективно необходимы, поскольку для развития интеллекта учение должно требовать от студента волевых усилий, разрешения учебных проблем в еще не освоенной деятельности (аналог зоны ближайшего развития у детей), т.е. в той сфере, в которой помощь преподавателя в той или иной мере необходима. Поэтому контроль хода учения должен быть не столько стимулирующим (принуждающим к систематическому «выполнению уроков», как это установилось в школьной практике), сколько корректирующим методику учения, рекомендующим изменить составленный план, обращающим внимание на пропуски существенного в выполненных действиях, помогающим студенту преодолеть возникшие трудности, превысившие достигнутые им возможности.

Контроль глубины усвоения предписанного содержания образования на экзаменах преследует в основном цели сертификации получаемого студентом образования, по уровню усвоения содержания конкретной учебной дисциплины, который удовлетворяет требования общества (государства) к образованию этого вида или к осваиваемой специальности.

Непосредственное сообщение студентам информации, подлежащей усвоению, необходимо в эпоху массовых тиражей учебников и широкого распространения средств информатизации только при чтении лекций по проблемным вопросам, требующим синтеза многих источников информации и еще не освещенным в учебной литературе. Н. И. Пирогов в середине XIX в. призывал сделать лекции ничем не заменимыми. К сожалению, непосредственное информирование приходится применять в условиях недостаточного количества учебной литературы, при котором источники учебной информации становятся малодоступными для студентов. Именно поэтому Н. Е. Жуковский в 30-е гг. XX в. считал, что лекция была и остается наиболее экономным способом передачи информации студентам. Часто и до сих пор сообщение информации является наиболее привычным содержанием преподавания.

Возвращаясь к рис. 17, следует отметить, что среди действий, составляющих учение в высшей школе (содержание учения), можно выделить три важнейшие группы действий: восприятие учебной информации, ее осмысление и запоминание, формирование операционных навыков и освоение деятельности в целом. Ведущими действиями для учения в высшей школе являются действия по освоению изучаемой деятельности; все остальные действия осуществляются в интересах достижения именно этой цели.

В условиях направленности экзаменов на репродукцию усвоенной информации без опоры на необходимые для любого специалиста справочники и утвержденные методики ведущим становится запоминание информации (к сожалению, порой без должного ее понимания). Конечно, запоминание в ходе учения необходимо, но оно должно касаться смысловых аспектов, запоминания точных формулировок (когда искажение формулировки может приводить к искажению смысла), запоминания источников, которые будут использоваться при осуществлении осваиваемой деятельности и способов ориентировки в них.

Простейшими результатами обучения являются навыки, которые могут формироваться неосознанно — в процессе многократного повторения операций. Различие уровней результатов обучения отражено на рис. 18.

Рис. 18. Отражение уровней элементов деятельности в результатах обучения

Примечание: обратите внимание на то, как разная символика линий увеличивает информативность схемы: деятельность управляется мотивом (штрихпунктир- ная линия) и представляет собой умение (сплошная стрелка), на умение влияют ценностные ориентации (пунктирная), но управляет им знание ООД (штрихпун- ктирная стрелка); на действие влияют знание ООд и наличие навыка (пунктирные стрелки), но управляется оно частной целью (штрихпунктирная линия) и т.д.

Навык — автоматизированное выполнение операции, не требующее постоянного контроля сознания. Это уровень освоения операции, при котором она выполняется как бы автоматически, рефлекторно, на уровне умственных действий без постоянного контроля сознания.

Навык — результат операционного уровня, не связанный с целепо- лаганием, поэтому применительно к действиям это понятие не должно применяться.

Знания — усвоенные или познанные индивидом вербальные, образные, символические или операционные (манипулятивные) сведения, произвольно воспроизводимые или используемые в речи или действиях.

Критерий знаний также неотделим от действий. Знать — это всегда выполнять какую-то деятельность или действия, связанные с данными знаниями. Знание — понятие относительное. «Степень (качество) усвоения знаний определяется многообразием и характером видов деятельности, в которых знания могут функционировать». Таким образом, и знания (а не только умения) связаны с деятельностью, при которой они усваиваются.

Умение — уровень освоения составного действия или деятельности, позволяющий индивиду осуществлять ее осознанно и с необходимым уровнем качества.

Убеждения — знания или способы действия, осознанно принятые субъектом в качестве эталонов для принятия решений или оценивания.

Убеждения суть продукт убеждающего обучения и усвоения избранной системы или совокупности элементов объективизированного опыта (в убеждения входят и ценностные ориентации).

Вновь обратимся к рис. 17. Совокупность первичных результатов обучения — навыков и знаний — обеспечивает овладение субъектом учения операционной основой осваиваемой деятельности или навыками выполнения операций, ориентировочной основой деятельности ООД, обеспечивающей планирование осваиваемой деятельности, и ориентировочной основой действий ООд, обеспечивающей выбор операций и безошибочное выполнение действий, формирование убеждений, а на их основе и ценностных ориентаций личности, обеспечивающих нравственное становление субъекта, целеполагание и выбор им способа удовлетворения осознанной потребности, расширение эрудиции субъекта и его развитие. Совокупность перечисленных результатов приводит к совершенствованию существующих и становлению новых качеств личности, требуемых для выполнения осваиваемой деятельности с требуемым качеством.

Наряду с этим в результатах обучения нельзя игнорировать и эмоциональные аспекты. Как следует из рассмотренного, результаты обучения весьма широки и разнообразны. Традиционный акцент на знания недопустимо редуцирует как само учение, так и контроль его результатов на экзаменах, приводит к перегрузке памяти и практически проверяет не уровень усвоения, а способность индивида к запоминанию изученного. Тем не менее очень часто контроль результатов обучения называют контролем знаний, создавая неправильную ассоциацию, выделяющую знания как главный и единственный объект контроля (а следовательно, как главную цель обучения).

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

Смотреть что такое «ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ» в других словарях:

  • ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ (ОБРАЗОВАНИЯ) — характеристика ожидаемых или планируемых результатов, соответствующих требованиям общества и личностного развития. Различают глобальные и локальные цели. Локальные диагностируемы, глобальные недиагностируемы и выражают идеал. Глобальная цель… … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • Цели и задачи обучения — активное владение языком, владение языком, владение языком активное, воспитательная цель обучения, вторичная языковая личность, грамматическая компетенция, задачи обучения, коммуникативная задача, коммуникативная компетенция, коммуникативная… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ — запланированные результаты педагогической деятельности, состоящие в обеспечении такого развития и таких условий, которые дадут учащемуся возможность раскрыть и довести до полного расцвета свои потенциальные возможности (физические, духовные и… … Профессиональное образование. Словарь

  • Цели, задачи и принципы психологической подготовки к действиям в экстремальных условиях — Основной целью психологической подготовки (ПП) является формирование профессионально психологической подготовленности и повышение готовности сотрудников ПОО к действиям в экстремальных условиях. Она призвана обеспечить эффективную деятельность и… … Энциклопедия современной юридической психологии

  • Цели воспитания — это предвидение педагогом, родителями и учащимся результатов воспитательных отношений, направленных на развитие личности учащегося. Конкретное содержание целей воспитания зависит от многих факторов: внутренних (уровень развития учащегося, его… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • Цели образования — это предвидение педагогами, родителями и самим учащимся результатов обучения, достигаемых образовательным учреждением. Общей целью образования является формирование опыта жизни и деятельности учащегося в определенных условиях природной и… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ — педагогически обоснованная, последовательная, непрерывная смена актов обучения, в ходе к рой решаются задачи развития и воспитания личности. В П. о. участвуют во взаимосвязанной деятельности его субъекты учитель и ученик. Как элементы П. о. могут … Российская педагогическая энциклопедия

  • СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ — СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ. Базисная категория методики; совокупность основных компонентов учебного процесса, определяющих отбор материала для занятий, формы его подачи, методы и средства обучения, а также способы его организации. С позиций системного… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • ЭТАП ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКУ — ЭТАП ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКУ. Относительно завершенный период изучения языка, на протяжении которого достигаются планируемые цели обучения. Э. о. я. характеризуется следующими особенностями: 1. Процесс овладения языком может состоять из нескольких этапов … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Андрагогические принципы обучения — наиболее общие принципы организации процесса обучения взрослых людей.1. Приоритет самостоятельного обучения. Самостоятельная деятельность обучающихся является основным видом учебной работы взрослых обучающихся.2. Принцип совместной деятельности.… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Содержание и цели обучения

включает в себя знания в тесной связи с умениями, навыками, опытом творческой деятельности и эмоционально-ценностным отношением к миру. Его характер и объем определяется социальным заказом образовательной системы. Каждая эпоха формирует это содержание в соответствии с характерной для нее культурой, философией и педагогической теорией. Основным документом, определяющим содержание различных уровней и направлений обучения, является государственный образовательный стандарт, на основе которого разрабатываются учебные планы, программы, учебники и т.п. Так, содержание общего образования дает человеку возможность участия в социальной, непрофессиональной деятельности, формирует гражданскую позицию, его отношение к миру и определению своего места в нем, а специальное образование дает человеку знания и умения, необходимые в конкретной области деятельности.

Цели обучения — организующее и направляющее начало учебного процесса, определяющее его содержание, методы и формы. Включают в себя общечеловеческие, социально-групповые, индивидуально-личностные задачи обучения. Цели обучения меняются, как и содержание обучения, по мере изменения и развития общества.

Субъект обучения — центральное звено в системе элементов процесса обучения. Преподаватель, обеспечивающий руководство деятельностью обучаемых, выступающих в качестве объектов обучения.

Содержание и цели обучения: стандарты, планы, программы, учебники

Под содержанием обучения понимается определенная информация, которая используется в процессе обучения. Содержание обучения включает в себя четыре основных элемента: знания, умения, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности. Вся совокупность учебной информации определяется социальным заказом системе образования со стороны личности, общества и государства и адаптируется, приспосабливается к условиям данной образовательной системы. Каждая историческая эпоха, вырабатывая свою культуру, создавая свойственные ей педагогические теории, соответствующим образом перестраивает содержание обучения.

Основными документами, определяющими содержание обучения в современных образовательных системах, являются стандарты, учебные планы, программы и учебники.

Содержание общего образования дает человеку возможность участия в социальной, непрофессиональной деятельности, формирует гражданскую позицию, его отношение к миру и понимание своего места в нем.

Содержание специального образования лает человеку знания и умения, необходимые в конкретной области деятельности.

При определении содержания обучения обращается внимание на выполнение следующих основных требований, предъявляемых к этому важнейшему компоненту процесса обучения:

1. дидактическая обработка учебного материала, его адаптация, приспособление к условиям обучения, реальному бюджету времени. Это требование предполагает тщательный учет тех существенных различий, которые всегда имеются между той или иной наукой и соответствующим учебным предметом. Учебная дисциплина отличается от конкретной науки как совокупностью понятий, так и самой логикой изложения. Мастерство преподавателя, его высокий профессионализм проявляется не только в глубоком знании содержания научной дисциплины, но и в искусстве селекции, отбора из него той части, которая соответствует конкретным условиям обучения. Наука превращается в учебный предмет только при условии ее синтеза, слияния с дидактикой;

2. психологизация содержания обучения предполагает, что при отборе учебной информации для ее эффективного усвоения обязательно нужно учитывать психологические особенности обучаемых, их возрастные характеристики и уровень подготовки.

Но при этом как дидактическая, так и психологическая обработка материала науки ни в коем случае не должна осуществляться в ущерб его объективности, научности, с чем и связана одна из главных трудностей разработки содержания обучения;

3. обеспечение связи теории с практикой, обучения с воспитанием предполагает, что даже при определении содержания теоретических дисциплин, таких, как математика, философия и др., не следует отвлекаться от реальной действительности. Даже отвлеченная, абстрактная теория в учебном процессе по возможности должна сочетаться с формированием умений, навыков, приобретением творческого опыта, способности правильно оценивать действительность;

4. содержание обучения должно соответствовать поставленным перед системой образования социальным целям развития человека, общества и государства, которые диктуются характером данной цивилизации, культуры, уровнем развития науки.

Цели обучения

Проблема целей обучения заслуживает того, чтобы на ней остановиться подробнее. Цель обучения — это его определяющее, всепроникающее начало, влияющее на все его стороны: содержание, методы, средства. Известное замечание римского философа Сенеки о том, что для корабля, не имеющего гавани, никакой ветер не будет попутным, применимо и к целеполаганию в системе образования. Бесцельное обучение неизбежно будет и безрезультатным. В разные исторические периоды, в разных странах перед обучением ставились самые разнообразные цели в зависимости от специфики разных эпох, народов и цивилизаций. Цели отличались и по своим масштабам, они могли быть общечеловеческими, социально-групповыми, индивидуально-личностными. Однако в любой образовательной системе выделялась главная цель, которой подчинялись все остальные, и которая определяла весь характер данной воспитательной системы. Именно цели обучения отличают одну воспитательную систему от другой.

Всю историю педагогики можно представить как цепь сменяющих друг друга целей воспитания, их зарождения, осуществления и отмирания. Целей воспитания одинаково пригодных для всех времен и народов не существует. Как и все в мире, они подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер. Они задаются, детерминируются уровнем экономического и культурного развития общества, достижениями философской и педагогической мысли, возможностями существующей системы учебно-воспитательных учреждений, кадров преподавателей.

Два противоположных по целям типа воспитания сложились в Древней Греции. Они основывались на полярных представлениях о сравнительной ценности личности и общества.

Спартанский тип был ориентирован в первую очередь на потребности общества и подчинение им интересов личности.

Афинский тип в качестве главной цели воспитания рассматривал личность, всестороннее развитие способностей, заложенных в ней природой. Уже тогда этот второй тип воспитания обнаружил свою высокую жизнеспособность. Однако в его рамках по мере исторического развития оформились два разных варианта определения целей и задач обучения:

  • «сообщающее», «репродуктивное» обучение, рассматривающее в качестве главной цели обучения усвоение основ наук, полезных для жизни знаний. Это направление, сохранившееся до сих пор, иногда называют академическим;
  • «развивающее», «продуктивное» обучение, в качестве главной цели обучения указывает на развитие мышления, логики, творческих способностей личности.

Истина в этом споре, по-видимому, расположена где-то посредине. Сегодня большинство специалистов по теории обучения приходят к выводу, что развивать творческие способности человека, не создав ему прочной базы в виде определенной суммы научных знаний, невозможно. Опираясь на богатый исторический опыт определения конструктивных целей обучения, современная дидактика формулирует их в виде совокупности следующих задач:

  • усвоение обучаемыми определенного объема знании о самом себе, других людях, природе. Причем речь идет не только о какой-то сумме фактов, но и о необходимости объяснения связей между ними, а также об умении применять знания в конкретных ситуациях, а в идеале — об умении решать проблемы с опорой на знания из разных областей;
  • развитие способностей обучаемых, их мышления, логики, памяти, воображения, чувств, воли, познавательных и практических умений; первостепенное значение при этом придается формированию способности к самообразованию, что особенно важно в современную эпоху, когда полученные знания быстро устаревают и становится необходимым непрерывное обучение, в том числе и путем самостоятельного обучения;
  • овладение профессиональными знаниями по избранной специальности, подготовка к творческой работе по своей профессии с цслыо достижения в ней высокого уровня мастерства, зрелости профессионализма;
  • развитие культурных потребностей, гражданских, нравственных, эстетических мотиваций и интересов.

Постановка целей обучения ориентирует преподавателей и учащихся на достижение конечного результата обучения. Ясная цель позволяет точно отбирать содержание обучения, выделять в нем основные дидактические единицы и соответствующие им методы обучения, упорядочивает всс стороны процесса обучения, придает ему необходимую целостность и единство.

Свидетельством определяющей роли целеполагания является процесс развития отечественною образования. В течение более чем семидесяти лет советская педагогика провозглашала высокие демократические цели: воспитание всесторонне и гармонически развитой личности, сочетающей в себе высокое умственное развитие, моральную чистоту и физическое совершенство. Однако слова часто расходились с делом. В реальной жизни происходило подавление прав и свобод личности, осуществлялось жесткое подчинение всей системы воспитания монопольно господствующей идеологии.

Однако сегодня нет оснований отказываться от ранее провозглашенной цели, поскольку ей нет разумной альтернативы. Но при ее реализации необходимо учесть ранее допущенные ошибки.

Кроме того, должны быть смещены некоторые ее акценты. Если раньше в качестве основной цели обучения и воспитания выдвигалась подготовка специалиста, способного работать на благо государства и общества, то сегодня акцент смешается на задачу самореализации личности, удовлетворение ее потребностей. Эти изменения способствуют воссоединению современного российского образования с мировой и отечественной гуманистической традицией воспитания.

Национальной особенностью российской культуры и образования издавна было усиленное внимание к внутреннему миру человека, его индивидуальной нравственной позиции. Выдающийся философ XVIII в. Г.С. Сковорода (1722-1794) призывал своих читателей:

Брось коперникански сферы.

Глянь в душевные пещеры…

Важнейшее тебе

Найдешь ты сам в себе.

А в обустройстве этого внутреннего мира человека главной задачей воспитания является утверждение позитивного отношения к миру и людям, идеалов добра и справедливости в качестве высших ценностей. «Мы смело высказываем убеждение, — писал К.Д. Ушинский, — что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями». Другой известный русский педагог М.И. Демков считал, что громадную роль в жизни людей играют религия и нравственность. Укрепление их влияния составляет задачу нравственно-религиозного воспитания.

Отказываться от этих традиционных для России целей воспитания сегодня нет никаких оснований. Необходимо лишь создать условия для их осуществления.

Содержание обучения, определяемое его целями, выражается в ряде основополагающих педагогических документов, так называемых «носителях содержания образования». Среди них главными являются:

  • стандарты;
  • планы;
  • программы;
  • учебники.

Рассмотрим кратко особенности каждого из этих документов.

1. Стандарты образования, устанавливаемые, как правило, государством, определяют обязательный минимум знаний по тому или иному уровню или направлению, специальности подготовки, а также по каждому из предметов преподавания. (Закон РФ «Об образовании», ст. 9, п. 6).

В них указывается объем времени, необходимый для обучения, перечень изучаемых дисциплин, перечень дидактических единиц, определяющих минимум содержания каждой из них. При этом перечень дисциплин обычно подразделяется на циклы социально-гуманитарных, естественно-научных, специальных и других дисциплин. По соотношению времени, отводимого на изучение этих циклов, можно судить о целевых установках данной образовательной системы. Так, увеличение времени на гуманитарный цикл свидетельствует о целевой установке на гуманизацию, демократизацию, что и характеризует в настоящее время российское образование.

Стандарт — исходная и наиболее стабильная часть содержания обучения, на ней базируется все его содержание.

Через создание и внедрение стандартов государство реализует свою руководящую роль в системе образования. Соблюдение стандартов обязательно для всех типов учебных заведений независимо от форм собственности. Главная цель их введения состоит в том, чтобы не допустить снижения уровня образованности граждан, создать равные условия для получения образования для всех типов учебных заведений, установить одинаковые для всех требования к знаниям, умениям и навыкам выпускников. На основе стандарта осуществляется равное для всех измерение качества обучен- ности, а для выпускников общеобразовательных школ — единый государственный экзамен (ЕГЭ). Государственный образовательный стандарт является своеобразной гарантией качества обучения.

2. Учебные планы составляются на основе стандартов и конкретизируют их применение в реальных условиях данного учебного заведения. Для упорядочения этой работы государство обычно предлагает однотипным учебным заведениям типовой учебный план, на основе которого они разрабатывают свои рабочие планы. В типовых планах по каждому направлению или уровню подготовки указываются федеральный, региональный и индивидуальный (для конкретного вуза, школы) компоненты. На их основе учебным заведениям отдельных регионов (республик, краев, областей), отдельным учебным заведениям предоставляется право разрабатывать индивидуальные рабочие планы при условии соблюдения образовательных стандартов. Тем самым решается двуединая задача, с одной стороны, сохранения единого образовательного пространства в стране, а с другой создаются условия для дифференцированного обучения, учитывающие специфические потребности отдельных контингентов обучаемых, т.е. реализуется важнейший принцип социального развития: единство в многообразии.

Рабочий учебный план — это основной документ учебного заведения, определяющий общую продолжительность обучения, длительность учебного года, семестров, каникул, экзаменационных сессий, полный перечень изучаемых предметов и объем времени, выделяемого на каждый из них, структуру и продолжительность практикумов. Учебный план представляет собой применение госстандарта к конкретным условиям данного учебного заведения.

3. Учебная программа — еще один из основных документов, определяющих содержание обучения. Она составляется по каждому из предметов, входящих в учебный план, и на основе госстандарта по соответствующей учебной дисциплине. Учебная программа, как правило, содержит введение с изложением целей изучения данного предмета, основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучаемых, тематический план изучения материала с его распределением по времени и видам учебных занятий, перечень необходимых средств обучения, наглядных пособий, рекомендуемую литературу. Основной частью программы является перечень подлежащих изучению тем с указанием основных понятий, составляющих содержание каждой темы. В программы включаются также данные о формах изучения курса (лекции, уроки, семинары, практические занятия), а также сведения о формах контроля.

Программы разрабатываются кафедрами вузов, предметными объединениями школ и являются основными руководящими документами для работы преподавателя.

Одна из современных новаций в этом деле — предоставление права отдельным преподавателям создавать в одном и том же учебном заведении альтернативные учебные программы, учитывающие особенности различных по уровню развития и характеру интересов групп учащихся. Однако способы практического применения подобных программ разработаны еще слабо.

4. Учебник — еше один из главных носителей содержания обучения. Учебник подробно отражает содержание образования по конкретному предмету. Учебник создается в соответствии со стандартом и программой по данной дисциплине, что обычно удостоверяется соответствующим грифом государственного надзорного органа. Сегодня учебник может быть представлен не только в печатной, но и в электронной форме. Электронные учебники, так называемые компьютерные обучающие программы (КОПРы) особенно широко используются в дистанционной форме обучения в виде кассет, дисков, а также сайтов Интернета.

Учебник, в какой бы форме он ни был представлен, призван выполнять несколько функций:

  • информационную, состоящую в представлении того объема знаний, который определяет соответствующая учебная программа;
  • обучающую, с помощью которой осуществляется управление познавательными действиями обучаемого. С этой целью в учебнике даются вопросы, упражнения, задания:
  • контрольную, которая представлена в виде контролирующих тестов, контрольных работ и т.п.

В идеале учебник должен выполнять роль модели всего учебного процесса.

Во всяком случае, хороший учебник должен отвечать таким элементарным требованиям, как краткость, доступность, структурированность, т.е. четкое разделение на блоки, модули и т.п.

К сожалению, многие современные учебники, как печатные, так и электронные, ограничиваются только первой из указанных функций, т.е. дают лишь учебную информацию и не показывают, как с ней нужно работать, предоставляя это решать самому читателю, который к этому не всегда готов.

Для обеспечения качественного усвоения содержания учебных предметов издаются и другие виды учебной литературы: справочники, книги для дополнительною чтения, атласы, сборники задач и упражнений и т.п. От качества учебной литературы во многом зависят результаты обучения. Признается необходимость комплексного применения различных видов учебной информации, как на бумажных, так и на электронных носителях, так как каждый из них имеет свои достоинства и недостатки.

Следует подчеркнуть, что при всем значении содержания обучения для общих результатов образовательной деятельности этот фактор все же не является самым важным. Признается, что из трех основных факторов, влияющих на качество обучения, — качество работы преподавателя, уровень активности обучаемых и содержание обучения — этот последний фактор по своей значимости занимает лишь третье место. На первом же месте оказывается эффективность деятельности преподавателя. Именно преподаватель является центральной фигурой всего учебного процесса.

«В воспитании, — говорил Ушинский, — все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный механизм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не могут заменить личности в деле воспитания».

Поэтому наряду с содержанием обучения еще одной и более важной дидактической проблемой является проблема качества деятельности преподавателя, применяемых им методов обучения, от чего прежде всего зависит общая эффективность любой сис темы образования.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *