Гетчинсон периодизация психического развития

Фазы психического развития, открытые К.Гетчинсоном

К.Гетчинсон создал периодизацию психического развития, критерием которой был способ добывания пищи (ведущий не только для биологического, но и для психического развития). Было выделено пять основных фаз.

1.От рождения до пяти лет –стадия рытья и копания. Дети любят игры с песком, манипуляции с ведерком и совочком.

2. От пяти до одиннадцати лет –стадия охоты и захвата. Дети начинают бояться чужих, у них появляется агрессивность, жестокость, желание отгородиться от взрослых, особенно посторонних, стремление сделать что-либо тайком.

3. От восьми до двенадцати лет -пастушеская стадия. Дети стремятся иметь свой собственный уголок, строят свои укрытия во дворе, в поле, в лесу, но не в доме. Стараются завести домашних животных, чтобы было о ком заботится, кому покровительствовать. У девочек появляется стремление к ласке, нежности.

4. От одиннадцати до пятнадцати лет –земледельческая стадия. Интерес к природе, погоде, любовь к садоводству, у девочек к цветоводству. Появляются наблюдательность, осмотрительность.

5. От четырнадцати до двадцати лет –стадия промышленности и торговли, стадия современного человека. Осознается роль денег, значение арифметики и других точных наук. Стремление обмениваться различными предметами.

С восьми лет (пастушеской стадии) начинается эра цивилизованного человека. С этого возраста детей можно систематически обучать. Обучение должно надстраиваться над определенным этапом психического развития, так как созревание организма подготавливает основу для обучения. Прохождение каждой стадии обязательно для каждого нормального развития, а фиксация на каком-либо одном приводит к появлению аномалий в психике.

Определения возраста. Периодизация психического развития

Если онтогенез рассматривается как последовательность отно­сительно самостоятельных и отграниченных друг от друга отрез­ков, это означает, что введено представление о периодизации он­тогенеза. Понятие периодизации тесно связано с понятием разви­тия в онтогенезе, хотя они и не полностью совпадают.

Развитие можно понимать двояко:

а) изменения, происходящие во времени в строении тела, пси­хике и поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды ;

б) процесс, характеризующий качественные преобразования в рассматриваемом предмете — поведении, психическом развитии, интеллектуальном или эмоциональном развитии и т. п.

Первое определение характерно для западной психологической -•радиции, второе — для отечественной. Суть их различия состоит в том, что в первом случае в основу положен количественный харак-«1 гр происходящих изменений, а во втором — качественный. И мета­форические представления тоже, естественно, оказываются разны­ми: развитие характеризуется «метафорой холма» и «лестницы».

Различие в этих двух подходах центрируется вокруг механизма перехода от периода к периоду. Во многих теориях периодизации постулируется членение онтогенеза на отдельные периоды, но са­ми переходы между периодами не рассматриваются специально. Наиболее ярким примером такого взгляда на онтогенез является теория Э.Эриксона. В ней онтогенез состоит из восьми периодов, каждый из них описан весьма подробно, вскрыто их психологиче­ское содержание. Однако за рамками рассмотрения остается во­прос о природе и содержании перехода — смены периодов.Теории первого и второго рода могут совпадать в признании существования периодов развития, но коренным образом расхо­дятся в ответе на вопрос о содержании переходов.

Какие же периоды жизни можно выделить? Совершим неболь­шой экскурс в историю психологической мысли.

Одной из первых в современной психологии теорий детского развития и соответственно первой периодизацией была теория рекапитуляции Стэнли Холла. По мысли С. Холла, в основе дет­ского развития лежит своеобразное повторение стадий историче­ского развития человечества. Такой подход известен из биологии и носит название теории рекапитуляции. Периодизация психиче­ского развития, основанная на идеях Холла, была предложена К. Гетчинсоном. В ней также стадии детского развития соотносят­ся с периодами исторического развития общества. Обратим вни­мание, что границы стадий, по Гетчинсону, не всегда совпадают, стадии могут «перекрываться».

От рождения до 5 лет — стадия рытья и копания; дети этого пе­риода жизни любят копаться в песке, манипулировать с предме­тами, в частности, с ведерком и совочком. От 5 до 11 лет — стадия охоты. Возникает стремление отгородиться от чужих, возможны агрессивность, жестокость. От 8 до 12 лет — пастушеская стадия -стремление иметь собственное пространство, ухаживать за жи­вотными, покровительствовать кому-то. От 11 до 15 лет — земле­дельческая стадия, которая связана с интересом к окружающему миру, к садоводству. От 14 до 20 лет — стадия промышленности и торговли (стадия современного человека).

По мысли Гетчинсона, пастушеская стадия, начинающаяся в 8 лет, маркирует момент, когда возможно начало обучения. Ста­дии, по Холлу и Гетчинсону, являются врожденными, обучение возможно на основе психического развития, т.е. может лишь «надстраиваться» над развитием.

Эрнст Мейман частично также основывал свою периодизацию на идеях Холла, хотя испытал и большое влияние ассоцианисти-ческого подхода Селли. Его периодизация имеет в своей основе стадии интеллектуального развития, От рождения до 7 лет — ста­дия фантастического синтеза. На этой стадии идет интенсивное обобщение ощущений; поскольку интеллект еще слаб, огромна роль олицетворения и чувствования. От 7 до 12 лет — стадия ана­лиза. В этом возрасте детей можно начинать обучать, поскольку ведущей является дифференциация — разложение общего на со­ставляющие элементы. От 12 до 16 лет — стадия рассудочного син­теза. Появляется возможность интеграции изолированных пред­ставлений в целостности. Периодизации начала века, как мы ви­дим, несколько умозрительны. Они создаются как обобщение бы­тового представления о ребенке; их авторы не анализируют основания для выделения отдельных периодов онтогенеза. В современной психологии широко известны периодизации Ж. Пиаже, Э. Эриксона, Р. Селмана, Дж. Ловингер и др.

Периодизация Ж. Пиаже возникла в связи с решением задачи изучения внутренних механизмов развития интеллекта. В основе его деления онтогенеза на отдельные периоды лежит представление об интеллектуальной структуре. По Пиаже, от 0 до 2 лет продолжа­ется стадия сенсомоторного интеллекта, затем от 2 до 6-7 лет -дооперациональная стадия, от 6-7 до 12 — стадия конкретных операций, затем, начиная g 12 лет, — стадия формальных опера­ций. Последовательность стадий, по Пиаже, врожденна, но сами стадии возникают лишь как следствие индивидуальных действий ребенка с предметами окружающего мира. Особенностью перио­дизации Пиаже (в отличие от отечественных периодизаций) яв­ляется то, что он не только теоретически описал содержание стадий развития интеллекта, но и ввел в научный обиход кон­кретные методы их определения. В частности, это стало воз­можным из-за конкретизации самого предмета анализа. Пиаже, базируясь на предложенных им методах, рассматривает перио­дизацию развития интеллекта, т.е. четко определяет и конкрети­зирует предмет периодизации

Указанные периодизации создавались в первой половине XX столетия и во многом отражали «объектный» взгляд на человека. Периодизация Пиаже с этой точки зрения — пограничная. Ставя в центр исследования интеллект, т. е. изучая возможности человека как деятеля, он исследует его внутренние характеристики.

В середине XX в. свою периодизацию предлагает Э.Эриксон, вводя представление о восьми возрастах человека. Каждая стадия (каждый возраст) определяется по своему возможному результату: так, первый возраст (от 0 до 1 года) является возрастом становле­ния базового доверия. Каждый отрезок онтогенеза — возраст — на­зывается кризисом. В концепции Эриксона термин «кризис» оп­ределяется как период развития данного новообразования и, если сравнить его с принятым в отечественной психологии, скорее со­ответствует стабильному периоду, по Л.С.Выготскому.

Помимо этих наиболее известных периодизаций существуют и менее популярные. В 70-е годы появилась и приобрела популяр­ность периодизация Левинсона На основании исследования 40 мужчин в возрасте от 35 до 45 лет (интервью, воспоминания и т. п.) жизненный путь был разбит на три эры продолжительно­стью приблизительно по 20 лет. Каждая эра делится на периоды. Эра характеризуется особой структурой жизни, которая составля­ет основу образа жизни, опосредуя отношения личности и обще­ства. Эры разделяются переходными периодами — в них прежняя структура жизни подвергается сомнению, а потом и разрушается, а ее место занимает новая структура, характеризующая уже сле­дующий этап жизни человека. Приблизительно в то же время появляется и периодизация Дж.Ловингер (1976) и Р.Кегана (1982). Эти периодизации направ­лены на анализ стадий формирования Я-концепции. Дж.Ловингер основывала свои исследования на периодизации психоанализа, а также использовала и некоторые аспекты периодизации развития моральных суждений Колберга. По Ловингер, периодизация стро­ится на взаимодействии двух типов структур — смысловых и харак­тера. По результатам исследования большой выборки испытуемых были выделены семь основных стадий развития и три переходные стадии. Стадии не связаны прямо с хронологическим возрастом. Большинство людей не достигает высших стадий, «застревая» на промежуточных.

По Р. Кегану, развивающийся индивид находится в состоянии выделения себя из окружающего мира и одновременно испытыва­ет свою связь с ним. Кеган предложил следующую периодизацию:

О — инкорпоративная стадия (0-2 года) — отсутствие разделения себя и другого;

1 — импульсивная стадия (2-7 лет) — импульсивное поведение, эгоцентризм;

2 — имперская (7-12 лет) — стремление к независимости, дости­жениям, мастерству;

3 — интерперсональная (13-19 лет) — перестройка структуры половых отношений;

4 — институциональная (ранняя взрослость) — реинтеграция взаимосвязанных компонентов Я;

5 — интериндивидуальная (взрослость).

Р.Гоулд, также придерживающийся стадиального взгляда на развитие, полагает взросление процессом отказа от детских иллю­зий и ложных предположений в пользу уверенности в своих силах и самопринятия. Его стадии определяются теми иллюзиями, от которых отказывается человек, переживающий данную стадию.

16-22 года — «я навсегда связан с родителями»;

22-28 лет — «успеха можно достичь, идя по пути родителей, но, если я не добьюсь успеха, они мне помогут»;

28-34 года — «жизнь проста, и ею можно управлять»;

35-45 лет — «расцвет жизни» — люди, пережив потери и приняв конечность собственной жизни, избавляются от детских иллюзий и потребности в безопасности. Это собственно вершина развития и полное автономное взрослое сознание и самопринятие.

Мы видим, что развитие идей стадиальности онтогенеза в це­лом шло от объектного представления о человеке к изучению его субъектных, личностных характеристик. В западной тради­ции стадиальные теории развивались как своеобразный контра­пункт теориям устойчивости личности. Основная критика тео­рий периодизации, захватывающих взрослость, касается непред­сказуемости жизненных событий: различные индивидуальные варианты проживания собственной жизни, несводимость ее к единому для всех плану — вот одна из сторон критики стадиаль­ных теорий.

Итак, существует два типа теорий периодизации психического развития. Те, в которых предметом исследования являются сами стадии развития, и те, в которых наряду с содержанием стадий исследуются и механизм, и условия перехода к следующей стадии.

Периодизации психического развития, в которых описывает­ся не только содержание стадий онтогенеза, но и механизм пере­хода, составляют блок психологических концепций, построенных на диалектических принципах. Диалектика как основание для введения представления о развитии, как собственно учение о раз­витии было в своем основном и законченном виде сформулирова­но Г.Гегелем (1770-1831).

В теориях обоих типов периодизации используются представ­ления о возрасте (или более конкретно — интеллектуальном воз­расте). В каждой из теорий основанием периодизации является та исходная модель или схема, которая описывает возраст (научное понятие, соответствующее эмпирическому понятию возраста).

Возрасты могут полагаться в принципе однопорядковыми. Это означает, что все возрасты описываются одной и той же моделью. А могут они быть и разнопорядковыми: тогда вводятся разные модели для описания разных возрастов. Поясним сказанное на примере периодизации Д.Б.Эльконина: в ней выделяются три ти­па стадий развития — эпохи, периоды и фазы. В периодизации же Л.С.Выготского стадии развития однопорядковы, они названы возрастами (хотя возрасты полагаются двух типов — стабильные и критические). В периодизации Ж.Пиаже вводится модель двух порядков — стадии и периоды.

Переход от одной стадии к другой, как мы уже знаем, может вообще не быть предметом особого анализа. Но в теориях перио­дизации возникает «место» потенциального анализа — смена ста­дий развития.

Таким образом, представление о возрастном переходе является производным, вторичным относительно общей теории развития в онтогенезе.

Исходным для введения представления о кризисах возрастного развития является членение онтогенеза на отдельные этапы. Только в случае, если взросление (или развитие на протяжении всей жизни) полагается состоящим из отдельных фаз, этапов или периодов — из отдельных отрезков жизненного пути, — появляется возможность исходно допустить существование критического перехода от одно­го периода к другому. Если же некоторая психологическая концеп­ция, даже оперирующая термином «развитие», не включает в себя представление об отдельных отрезках онтогенеза, идея кризиса, пе­рехода, смены не возникает. При таком подходе бессмысленно вообще ставить вопрос о кризисе, критическом возрасте. Таким образом,
для рассмотрения базовых представлений о возрастных кризисах не­
обходимо в первую очередь обратиться к основным периодизациям
психического развития. Но следует признать, что исходная перио-,
дизация является лишь необходимым, но не достаточным условием1
возникновения представления о критическом переходе.

Периодизации психического развития С.Холла, К.Гетчинсона.

от 13.08.2019Лекции по педагогической психологии

Лекции по дисциплине “Педагогическая психология”

Исследуя психическое развитие ребёнка, Холл пришёл к выводу, что в его основе лежит биогенетический закон, сформулированный Э.Геккелем. Однако Э.Геккель говорил о том, что зародыши в своём эмбриональном развитии проходят те же стадии, что и весь этот род за время своего существования. Холл же распространил действие биогенетического закона на психику человека, доказывая, что онтогенетическое развитие психики ребёнка кратко повторяет все стадии филогенетического развития психики человека (теория рекапитуляции).

Ученик С.Холла К.Гетчинсон на основании теории рекапитуляции создал периодизацию психического развития, критерием в которой был способ добывания пищи. Он выделил в психическом развитии детей пять основных фаз, границы которых небыли жесткими, так что конец одной фазы не совпадал с началом следующей.

Периодизация психического развития по К.Гетчинсону: 1) стадия рытья и копания (от рождения до 5 лет); 2) стадия охоты и захвата (5 – 11 лет); 3) пастушеская стадия (8 – 12 лет); 4) земледельческая стадия (11 – 15 лет); 5) стадия промышленности и торговли, или стадия современного человека (14 – 20 лет).

Шпаргалка по «Возрастной психологии»

В результате внешних воздействий у субъекта проис­ходит включение нового объекта в уже существующие схемы действия. Этот процесс называется ассимиляцией. Если новое воздействие не полностью охватывается су­ществующими схемами, то происходит перестройка этих схем, их приспособление к новому объекту. Этот процесс прилаживания схем субъекта к объекту называется акко­модацией.

Одно из самых важных понятий в концепции Пиа­же — понятие схемы действия. В узком смысле слова схема — это сенсомоторный эквивалент понятия. Она позволяет ребенку экономно и адекватно действовать с различными объектами одного и того же класса: или с различными состояниями одного и того же объекта. С самого начала ребенок приобретает свой опыт на основе действия: он следит глазами, поворачивает голову, иссле­дует руками, тащит, ощупывает, схватывает, исследует ртом, двигает ногами и т.п. Весь приобретенный опыт оформляется в схемы действия. Схема действия, по Пиа­же, — это то наиболее общее, что сохраняется в действии яри его многократном повторении в разных обстоя­тельствах. Схема действия, в широком смысле слова, — это структура на определенном уровне умственного раз­вития. Структура, по определению Пиаже, — это ум­ственная система или целостность, принципы активности которой отличны от принципов активности частей, кото­рые эту структуру составляют. Структура — саморегули­рующаяся система. Новые умственные структуры форми­руются на основе действия.

В течение всего онтогенетического развития, считает Пиаже, основные функции (адаптации, ассимиляции, аккомодации) как динамические процессы неизменны, наследственно закреплены, не зависят от содержания и от опыта. В отличие от функций, структуры складывают­ся в процессе жизни, зависят от содержания опыта и качественно различаются на разных стадиях развития. Такое соотношение между функцией и структурой обес­печивает непрерывность, преемственность развития и его качественное своеобразие на каждой возрастной ступени.

Подробно характеризуя субъект деятельности, Пиаже практически не раскрывает понятие объекта. В концеп­ции Пиаже объект — это всего лишь материал для мани­пулирования, это только лишь «пища» для действия.

Согласно Пиаже, формула S-R недостаточна для харак­теристики поведения, так как нет одностороннего воздей­ствия объекта на субъект, а есть взаимодействие между ни­ми. Для того чтобы стимул вызвал реакцию, надо, чтобы

субъект был чувствителен, сензитивен к этому стимулу. Еще в 30-х годах Пиаже отметил, что любой поведенческий акт, даже новый для организма, не представляет собой абсолют­ной новизны, поскольку всегда основывается на предше­ствующих схемах действия. «Вначале был ответ!» — говорят в Женевской школе.

Пиаже ввел в область детской психологии эпистемо­логическое различие между формой и содержанием по­знания. Содержание детского познания — все то, что приобретается благодаря опыту и наблюдению. Форма познания — та схема (более или менее общая) мысли­тельной деятельности субъекта, в которую внешние воз­действия включаются.

С биологической точки зрения, познаваемому содер­жанию соответствует некая сумма влияний, которые окружающая среда сказывает на организм. Форма позна­ния, с этой точки зрения, есть специальная структура, придаваемая содержанию организмом. Влияние окруже­ния никогда не может быть воспринято в «чистом виде», так как на каждый внешний стимул всегда имеется ответ, внутренняя реакция. Когда познание начинает развивать­ся, у субъекта уже готовы, сформированы определенные моторные схемы, которые по отношению к познанию играют роль формы. Как говорит Пиаже, человек усваи­вает то, что его окружает, но он усваивает это соответ­ственно своей «умственной химии». Познание реальности всегда зависит от господствующих умственных структур. Это — непреложный закон. Одно и то же знание может быть разного достоинства в зависимости от того, на ка­кие мыслительные структуры оно опирается. Это очень важно знать, -чтобы различать простое натаскивание от подлинного развития и никогда не удовлетворяться пер­вым.

Важнейший исходный принцип исследования для Пиаже состоит в том, чтобы рассматривать ребенка как существо, которое ассимилирует вещи, отбирает и усваи­вает их согласно своей собственной умственной структу­ре. В познании, с точки зрения Пиаже, определяющую роль играет не сам объект, который выбирается субъек­том, а прежде всего доминирующие умственные структу­ры, субъекта.

Центральное понятие теории Ж.Пиаже — операции. Это мысленные действия ребенка, Которые обладают очень важным свойством — обратимостью, заключающейся в том, что индивид Может вернуться к началу мыслительного процесса. Овладение операциями — ядро умственного развития ребенка. Основные механизмы, с помощью которых/ребенок переходит от одной стадии когнитивного развития к другой, — ассимиляция, аккомо­дация, равновесие:

ассимиляция стремление индивида взаимодействовать с окружающей средой таким образом, чтобы подогнать ее к уже существующим у него структурам;

аккомодация — это стремление индивида измениться в ответ на требования окружающей среды, т.е. изменить действия и представления в соответствии с новой ситуацией;

равновесие ~ это когнитивная гармония. Когда нарушается равновесие, процессы ассимиляции и аккомодации стремятся восстановить его.

Эти процессы функционируют на протяжении всей жизни. С их помощью человек приспосабливает собственное поведение и собственные мысли к изменяющимся условиям.

Ж.Пиаже выделил четыре стадии когнитивного развития.

1, Сенсомоторная стадия (от рождения до 18 месяцев).

Когнитивное развитие опирается на рефлекторные реакции, на основе которых возникают целенаправленные сенсорные и моторные действия. Последний период сенсомоторной стадии характеризуется тем, что ребенок может подражать действиям других. Он приходит к новым способам решения задач, комби­нируя ранее усвоенные схемы и знания, и на протяжении короткого отрезка времени становится субъектом, способным к симво­лическому мышлению.

2. Дооперациональная стадия (от 18 месяцев до 7 лет).

Основная характеристика этой стадии — использование сим­волов, в том числе слов. Ребенок пользуется символами прежде всего в процессе подражания, т. е. воспроизведения действий, виденных в прошлом, а также в предметной и ролевой игре. Ог­раниченность дооперационального мышления проявляется преж­де всего в эгоцентризме, который характеризуется тем, что ребенку чрезвычайно трудно представить себе, как видят другие то, . что видит и наблюдает он сам.

3. Стадия конкретных операций (от 7 до 12 лет).

Главным на этой стадии становится использование гибких и обратимых умственных действий. Дети способны теперь пони­мать определенные логические правила и давать логические обоснования. Ребенок более свободно, чем раньше, переходит от одной точки зрения к другой, становится более объективным в оценках.

Хотя мышление детей на стадии конкретных операций обла­дает рядом преимуществ по сравнению с дооперациональным мышлением, особенно в том, что касается рассуждения, решения задач и понимания логических принципов, оно все-таки ограничено некоторыми особенностями конкретных операций. У детей на этой стадии уже есть понятие сохранения количества и числа, они могут ранжировать и классифицировать реальные объекты, но не могут еще рассуждать об абстрактных понятиях, гипотети­ческих предположениях или воображаемых событиях.

4. Стадия формальных операций (после 12 лет).

Одна из наиболее характерных особенностей этой стадии — способность рассуждать о гипотетических проблемах, представ­лять возможность так же легко, как действительность. Бели на стадии конкретных операций ребенок может мысленно произво­дить действия с реальными объектами и событиями, то на стадии формальных операций он манипулирует идеями о гипотетиче­ских ситуациях. Другой существенной характеристикой этой ста­дии интеллектуального развития является системный поиск ре­шений.

Понятие о функциональной и генетической периодизации, их достоинства и недостатки.

Одна из первых психологических периодизаций была создана уче­ником ХоллаК.Гетчинсоном на основании теории рекапитуляции. Кри­терием деления детства на периоды в ней являлся способ добывания пищи. При этом особенности, наблюдаемые у детей определенного воз­раста, объяснялись изменением способа добывания пищи, который, по мнению Гетчинсона, определяет не только биологическое, но и психи­ческое развитие. Он выделил пять основных фаз в психическом раз­витии детей, границы которых не были жесткими, так что конец одной стадии не совпадал с началом следующей:

от рождения до 5 лет — «стадия рытья и копания». В этот период дети любят играть в песке, делать куличики и манипулировать с ведер­ком и совочком;

от 5 до 11 лет — «стадия охоты и захвата». На этом возрастном отрез­ке дети начинают бояться чужих, у них появляются агрессивность, жестокость, желание отгородиться от взрослых, особенно посторонних, и стремление делать многие вещи тайком;

от 8 до 12 лет — «пастушеская стадия». В этот период дети стремятся иметь свой собственный уголок, причем они строят свои укрытия обыч­но во дворах или в поле, в лесу, но не в доме. Они любят домашних животных и стараются их завести, чтобы было о ком заботиться и кому покровительствовать. У детей, особенно у девочек, в это время появля­ется стремление к ласке и нежности;

от 11 до 15 лет — «земледельческая стадия». Появляется интерес к погоде, явлениям природы, а также любовь к садоводству, а у девочек и к цветоводству. В это время у детей зарождаются наблюдательность и осмотрительность;

от 14 до 20 лет — «стадия промышленности и торговли, или стадия современного человека». В это время дети начинают осознавать роль денег, а также значение арифметики и других точных наук. Кроме того, у ребят возникает стремление меняться различными предметами.

Гетчинсон считал, что с 8 лет, т. е. с «пастушеской стадии», наступа­ет эра цивилизованного человека и именно с этого возраста детей мож­но систематически обучать, что невозможно на предыдущих этапах. При этом он исходил из идеи Холла о том, что обучение должно надстраи­ваться над определенным этапом психического развития, так как со­зревание организма подготавливает основу для обучения. И Холл, и Гет­чинсон были убеждены, что прохождение каждой стадии обязательно для нормального развития, а фиксация на какой-то из них ведет к появ­лению отклонений и аномалий в психике.

Необходимость определения психологического содержания, харак­терного для каждого возрастного периода, была очевидна и для боль­шинства ученых, и для практиков, занимавшихся обучением и воспита­нием детей. В то же время критерий, введенный Гетчинсоном, был в достаточной степени умозрительным и внешним по отношению к пси­хическому развитию. Поэтому в первой трети XX в. появилось сразу несколько периодизаций, в основу которых был положен объективный; а следовательно, в большей степени биологический, а не психологи­ческий критерий.

Так, Штратце считал, что критерием должно стать развитие поло­вого влечения. Поэтому он выделил периоды минимального влияния сексуального влечения, его умеренного роста и с 16 лет — максимально­го роста и влияния на психическую жизнь человека.

Сходная периодизация была разработана А.Гезеллом, который в ка­честве критерия предложил темп психического развития. Он выделил три периода — от рождения до года, от года до трех и от трех до 18 лет, причем первый период характеризуется максимально высоким темпом психического развития, второй — средним, а третий — низким темпом развития психики.

Объективный и легко диагностируемый критерий был и в периоди­зации, разработанной П. П. Блонским. Он считал, что человеческая жизнь состоит из трех этапов — детства, размножения, угасания. При этом дет­ство есть эпоха прогрессирующего роста, предшествующего этапу раз­множения. Первый этап — детство — он разделил на три периода, а кри­терием деления возраста на периоды явилась дентиция, т. е. смена зу­бов. Так появились периоды беззубого, молочнозубого детства и дет­ства постоянных зубов. В качестве дополнительного параметра, харак­теризующего психическое становление, Блонский упоминал темпера­мент, связывая развитие личности с конституцией и темпераментом ребенка. Он доказывал, что на каждом возрастном этапе существует типичный для всех детей темперамент, а потому определенные лич­ностные качества — упрямство и негативизм двух — трехлетних детей, неуверенность в себе, закрытость подростков — связывал с особенно­стями темперамента этого периода.

Еще одной тенденцией в теориях периодизаций было использование также внешнего и объективного, но уже социального критерия, вытекаю­щего из условий жизни и деятельности людей. К этой группе теорий мож­но отнести периодизации Р.Заззо, в которой периоды выделяются исходя из ступеней образования, Ш.Бюлер и Л. Сэва. Две последних имеют бо­лее сложное основание, чем теория Заззо, и частично могут быть отнесе­ны к мотивационно-личностной группе периодизаций (Бюлер) или к пе­риодизациям, критерием в которых является смена деятельности (Сэв). Тем не менее ведущим для обеих периодизаций остается чисто внеш­няя, социальная сторочд ролевой позиции человека. Так, Бюлер выде­лила следующие пять этапов, или, как она пишет, пять фаз жизнен­ного пути личности:

Проблемы возрастной периодизации в психологии

Общеизвестно, что в процессе индивидуального развития индивид проходит ряд стадий, ступеней, которые качественно отличаются друг от друга и характеризуются специфическим функционированием и соотношением психических процессов, а также особыми личностными образованиями.

Однако возникают трудности в определении возрастных границ этих стадий и критериев периодизации. Главная трудность заключается в том, что индивидуальное развитие личности происходит в трех системах отсчета, осями которых является время: биологическое, социальное и психологическое.

Проблема критериев периодизации развития в психологической науке поднималась неоднократно, при этом в основу классификации возрастных периодов закладывались биологические, социальные и психологические параметры, которые нередко смешивались между собой. Первая календарная периодизация была предложена Пифагором. В жизни человека им было выделено четыре периода.

  1. Весна, до 20 лет — период становления, характеризуемый как «время не работать».
  2. Лето, до 40 лет — молодость, возраст, рассматривающийся как «время работать».
  3. Осень, до 60 лет — расцвет сил, период, когда наступает «время работать с наибольшей отдачей».
  4. Зима, 60-80 лет — старость и угасание, время спада работоспособности.

Таким образом, в основу этой периодизации был положен социальный критерий — способность приносить пользу обществу.

В возрастной и детской психологии выделяется группа периодизаций, основанных на биологическом принципе, например периодизации Ст. Холла, А. Гезелла, 3. Фрейда, П. П. Блонского и др.

Анализ и систематизация имеющихся подходов в решении вопроса о периодизации психического развития были осуществлены Л. С. Выготским. В соответствии с теоретическими основами предложенных в науке схем периодизации детского развития он подразделял их на три основные группы.

В первую группу вошли периодизации, предусматривающие не расчленение самого хода развития ребенка, а выделение периодов на основе ступенчато образного построения других процессов, так или иначе связанных с детским развитием. К этой группе Л. С. Выготский отнес периодизации, базирующиеся на биогенетическом принципе, где за основу принимаются этапы филогенетического развития. Таковы, например, концепции К. Бюлера, Гетчинсона, в которых обнаруживается стремление рассматривать периоды детского развития по аналогии с развитием животного мира или этапами человеческой культуры.

К. Бюлер никогда не причислял себя к биогенетикам, однако его взгляды свидетельствуют о приверженности теории рекапитуляции: этапы развития ребенка отождествлялись им со ступенями развития животных. В развитии ребенка, так же как и в развитии животного, К. Бюлер выделял три ступени развития: инстинкт, дрессура и интеллект.

Гетчинсон, ученик Ст. Холла, на основании теории рекапитуляции создал периодизацию психического развития, критерием в которой был способ добывания пищи. При этом действительные факты, наблюдавшиеся в развитии ребенка, объяснялись изменением способа добывания пищи, который является, по мнению Гетчинсона, ведущим не только для биологического, но и для психического развития. Он выделил пять фаз, границы которых не были жесткими, поэтому конец одной стадии не совпадал с началом другой:

  • от рождения до 5 лет — стадия рытья и копания: на этой стадии дети любят играть в песке, делать куличики и манипулировать с ведерком и совочком;
  • от 5 до 8 лет — стадия охоты и захвата: эта ступень развития характеризуется тем, что дети начинают бояться чужих, у ни появляются агрессивность, жестокость, желание отгородиться от взрослых, особенно посторонних, и стремление делать многие вещи тайком;
  • от 8 до 12 лет — пастушеская стадия: в этот период дети стремятся иметь собственный уголок, строят его обычно во дворе, в лесу, но не в доме; любят животных и стремятся их завести, чтобы было о ком заботиться и кому покровительствовать; у детей, особенно у девочек, появляется стремление к ласке и нежности;
  • от 11 до 15 лет — земледельческая стадия: связана с интересом к погоде, явлениям природы, с любовью к садоводству; в это время у детей появляются наблюдательность и осмотрительность;
  • от 14 до 20 лет — стадия промышленности и торговли, или стадия современного человека: в это время дети начинают осознавать роль денег, значение арифметики и других точных наук, возникает стремление меняться различными предметами.

Гетчинсон считал, что эра цивилизованного человека начинается с пастушеской стадии, то есть с 8 лет, и именно с этого возраста человека можно систематически обучать, что было невозможно на предыдущих стадиях.

Как отмечал Л. С. Выготский, не все попытки периодизаций этой группы в одинаковой мере несостоятельны, так как в ней присутствуют классификации в соответствии со ступенями воспитания и образования ребенка, со структурой системы образования, принятой в данной стране. К этой группе можно отнести периодизацию французского психолога Р. Заззо, в которой детское развитие в соответствии с принятыми ступенями обучения подразделено на следующие периоды: отО до 3 лет, 3-6 лет, 6-9 лет, 9-12 лет, 12-15лет, 15-19 лет. И хотя подход к выделению периодов на основе ступеней образования рассматривался Л. С. Выготским как ошибочный, он в значительной мере приближается к истинному определению стадий детства, поскольку само разделение воспитания на ступени опирается на большой педагогический опыт.

Ко второй группе Л. С. Выготским были причислены многочисленные попытки, направленные на выделение какого-либо одного признака как условного критерия разделения детства на периоды. Типичным примером могут служить периодизации П. П. Блонского и 3. Фрейда.

П. П. Блонский видел в детском возрасте последовательную смену трех эпох, определяемую дентицией, то есть появлением зубов: беззубое детство (от 8 месяцев до 2—2,5 лет), детство молочных зубов (приблизительно до 6,5 лет) и детство постоянных зубов (заканчивается с появлением третьих задних коренных зубов — «зубов мудрости»). В прорезывании молочных зубов, в свою очередь, П. П. Блонский различал три стадии: абсолютно беззубое детство (первое полугодие), стадия прорезывания зубов (второе полугодие), стадия прорезывания промуляров и клыков (третий год жизни).

В других периодизациях, построенных по тому же принципу, выдвигаются психологические критерии. Такова периодизация В. Штерна. Он различал раннее детство, для которого характерна лишь игровая деятельность (до 6 лет), следующим идет период сознательного учения с разделением игры и труда; период юношеского созревания (14—18 лет) характеризуется развитием самостоятельности личности и определением планов дальнейшей жизни. В то же время следует отметить, что В. Штерн, как и другие его современники, был сторонником теории рекапитуляции, поэтому развитие ребенка связывалось им с этапами эволюции животного мира и человечества.

В соответствии со взглядами В. Штерна, ребенок в первые месяцы младенчества с еще неосмысленным рефлекторным и импульсивным поведением находится на стадии млекопитающего’, во втором полугодии он осваивает схватывание предметов и отличается подражательностью, что свидетельствует о достижении стадии высшего млекопитающего — обезьяны. В дальнейшем, овладев вертикальной походкой и речью, ребенок достигает начальных ступеней человеческого состояния; в первые пять лет игры и сказок он стоит на ступени первобытных народов; поступление в школу, связанное с овладением более широкими социальными обязанностями, говорит о вступлении ребенка в культуру с ее государственными и экономическими организациями и т. п.

З. Фрейд, в соответствии со своей сексуальной теории психики, сводил стадии развития психики к стадиям преобразования и перемещения по разным эрогенным зонам сексуальной энергии. Каждая стадия, по Фрейду, имеет свою сексуальную зону, возбуждение которой создает либидозное удовольствие.

  • Оральная стадия (0—1 год). Источник удовольствия сосредоточен на зоне активности, связанной с кормлением. Ведущей эрогенной зоной является рот — орудие питания, сосания и первичного обследования предметов. Эта стадия подразделяется на две фазы: раннюю (первое полугодие), когда ребенок еще не отделяет своих ощущений от объекта, которым они были вызваны, и позднюю (второе полугодие), когда начинает формироваться представление о другом объекте (матери), существе, независимом от него.
  • Анальная стадия (1—3 года). На этой стадии энергия либидо концентрируется вокруг ануса, который становится предметом внимания ребенка, приучаемого к контролю за естественными отправлениями организма. Отмечается, что к этому моменту уже полностью образована инстанция «Я» и она способна контролировать импульсы «Оно».
  • Фаллическая стадия (3—5 лет). Ведущей эрогенной зоной становятся генитальные органы. Дети начинают осознавать половые различия, испытывают привязанность к взрослым людям, прежде всего к родителям. На этой стадии дифференцируется инстанция «Я». Таким образом, к концу фаллической стадии все три психические инстанции уже сформированы и находятся в постоянном конфликте друг с другом.
  • Латентная стадия (5 — 12лет) характеризуется снижением полового интереса. Инстанция «Я» полностью контролирует потребности «Оно». Энергия либидо переносится на освоение общечеловеческого опыта и установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения.
  • Генитальная стадия (12 — 18лет). Этой стадии присуще возрастание детских сексуальных устремлений: все бывшие эрогенные зоны объединяются и подросток, сточки зрения 3. Фрейда, стремится к одной цели — нормальному сексуальному общению. Однако такого рода общение может быть затруднено, и тогда можно наблюдать феномены фиксации или регресса к той или иной из предыдущих стадий развития со всеми их особенностями.

По мнению Л. С. Выготского, периодизации этой группы также отличает определенная несостоятельность в силу следующих обстоятельств. Во-первых, авторами берется за основу субъективно выбранный критерий, в зависимости оттого, на какой стороне остановит свое внимание исследователь. Во-вторых, недостатком является выделение единого критерия для всех возрастов, в то время как в ходе развития изменяется ценность, значение выбранного признака. Например, признак полового созревания важен для подросткового возраста, но не имеет существенного значения в предшествующих возрастах. Третий недостаток указанных схем, подчеркивал Л. С. Выготский, состоит в том, что они ориентированы на исследование внешних признаков, а не внутренней сущности детского развития, внутренних закономерностей этого процесса.

Третья группа попыток разделить детское развитие на стадии характеризуется стремлением перейти от «чисто симптоматического и описательного принципа к выделению существенных особенностей самого детского развития»‘. В то же время обращает на себя внимание и половинчатость в разрешении поставленной задачи выделения периодов развития. В качестве примера Л. С. Выготский предлагал рассматривать здесь периодизацию А. Гезелла, построенную в соответствии с внутренним темпом и ритмом детского развития.

Гезелл обратил внимание на снижение темпов развития с возрастом, на основе чего им был сделан вывод о том, что чем моложе ребенок, тем быстрее происходят изменения в его психике. Л. С. Выготский, соглашаясь с положением о максимальном темпе развития элементарных функций в ранних возрастах, подчеркивал, однако, что нельзя в развитии ограничиваться схемой «больше—меньше»: если рассматривать формирование высших психических функций, то здесь результат будет обратным — темп и ритм их является минимальным в первые годы жизни и максимальным в ее финале.

Проблема периодизации детского развития и поиска ее критериев не стала менее актуальной в последующие годы. И хотя ученые опирались при этом на психологические критерии (например, в концепции Ж. Пиаже стадии психического развития отождествляются со ступенями развития интеллекта), значительная часть периодизаций не смогла решить правильно вопрос о выделении периодов развития ребенка.

Из зарубежных концепций психического развития заслуживает внимания концепция французского психолога А. Валлона, в которой намеченные стадии отражают становление личности ребенка.

А. Валлон считал, что психическое развитие представляет собой последовательную смену стадий. Переход от одной стадии к другой — это не просто результат накопления количественных изменений, а качественная реорганизация психики. Согласно его представлениям, детское развитие подразделяется на следующие стадии.

  1. Стадия внутриутробного развития.
  2. Стадия моторной импульсивности — до 6 месяцев. Это период начала формирования условных рефлексов, возникновения комплекса оживления.
  3. Эмоциональная стадия — до 1 года. В этот период ребенок полностью погружен в свои эмоции, благодаря этому он сливается с соответствующими ситуациями, которые вызывают эти эмоциональные реакции. Ребенок не способен воспринимать себя как существо, отличное от других людей, как отдельного человека.
  4. Сенсомоторная стадия — 1 -3 года. На этой стадии проявляется интерес к внешнему миру, формируются навыки хождения, речи. Поведение ребенка показывает, что в этот период он постоянно чем-то занят: исследует предметы, играет, общается со взрослыми и детьми, постоянно меняясь ролями с партнерами. Но при этом он еще не может отделить своих действий от действий партнера — они остаются для него частью целого. К трехлетнему возрасту слияние взрослого и ребенка неожиданно исчезает, и личность вступает в период утверждения и отстаивания собственной самостоятельности, что приводит ее ко многим конфликтам.
  5. Стадия персонализма — от 3 до 12—13 лет: включает в себя два периода, смена которых происходит в возрасте около 7 лет. Это стадия позитивного становления личности, ее самосознания и возрастания самостоятельности. В первый период воспитание ребенка, как указывает А. Валлон, должно быть насыщено симпатией, привязанностью к людям. Если лишить ребенка этой привязанности, это может привести к страхам и тревожным переживаниям.
  6. Стадия полового созревания и юношества — 12—18 лет.

Итак, в истории детской психологии неоднократно предпринимались попытки расчленения детского развития на периоды. Однако следует признать, что выделяемые большинством ученых критерии не отражают объективных внутренних законов детского развития.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *