Общенаучные методы теоретического познания

5. Общенаучные методы теоретического познания.

Общенаучные методы теоретического познания

(абстрагирование, формализация, индукция, дедукция)

Абстрагирование — метод теоретического познания, заключающийся в мысленном отвлечении от несущественных свойств.

Результат, получаемый в процессе абстрагирования — абстракция.

Формализация — метод теоретического познания, заключающийся в использовании специальной символики, позволяющей отвлечься.

Индукция-метод теоретического познания, основывающийся на формально-логическом умозаключении.Различают следующие виды индукции:

Неполная индукция. Общий вывод получается из посылок, не охватывающих всех предметов класса.

Полная индукция. Вывод об общем классе предметов делается на основании изучения всех предметов класса.

Эмпирическая индукция. Рассуждение, основанное на непосредственном исследовании элементов

Научная индукция. Установление повторяемости признака у некоторых явлений класса на основе обнаружения причинной зависимости этого признака от определенных свойств явления.

Дедукция — метод теоретического исследования, когда вывод о некотором элементе множества делается на основании знания общих свойств всего множества.

В науке Нового времени основным пропагандистом дедуктивного метода был крупнейший французский математик и философ Р. Декарт (1596‑1650).

6.Электромагнитная картина мира и ее ограниченность. Наибольший вклад в формирование электромагнитной картины мира внесли работы Фарадея и Максвелла. После создания Максвеллом теории электромагнитного поля стало возможным говорить о появленииэлектромагнитной картины мира.

Свою теорию Максвелл разработал на основе открытого Фарадеем явления электромагнитной индукции. Проводя эксперименты с магнитной стрелкой, Фарадей пришел к выводу, что вращение магнитной стрелки обусловлено особым состоянием окружающей среды, которое возникало в месте нахождения магнитной стрелки. В связи с этим он ввел понятие поля как множества магнитных силовых линий, пронизывающих пространство и способных определять и направлять электрический ток. Это открытие привело Фарадея к мысли о необходимости замены корпускулярных представлений о материи новыми непрерывными. Так в физику была введена новая реальность — электромагнитное поле. Теория электромагнитного поля Максвелла ознаменовала собой начало нового этапа в физике. В соответствии с этой теорией мир стал представляться единой электродинамической системой, построенной из электрически заряженных частиц, взаимодействующих посредством электромагнитного поля. Важнейшими понятиями новой теории являются:заряд, который может быть как положительным, так и отрицательным;напряженность поля — сила, которая действовала бы на тело, несущее единичный заряд, если бы оно находилось в рассматриваемой точке. Когда электрические заряды движутся друг относительно друга, появляется дополнительная магнитная сила. Поэтому общая сила, объединяющая электрическую и магнитную силы, называетсяэлектромагнитной. Считается, что электрические силы соответствуют покоящимся зарядам, магнитные силы— движущимся зарядам. Все многообразие этих сил и зарядов описывается системой уравнений классической электродинамики, известных как уравнения Максвелла.Сущность уравнений классической электродинамики сводится к закону Кулона, который. Расширилось также и понятие движения. Оно стало пониматься не только как простое механическое перемещение, но и как распространение колебаний в поле. Соответственно законы механики Ньютона уступили свое господствующее место законам электродинамики Максвелла. Новая картина мира требовала нового решения проблемы физического взаимодействия. Ньютоновский принцип дальнодействия заменялся фарадеевским принципом близкодействия, который утверждал, что любые взаимодействия передаются полем от точки к точке непрерывно и с конечной скоростью. поля — это абсолютно непрерывная материя, поэтому пустого пространства просто нет. Не менялось в электромагнитной картине мира и представление о месте и роли человека во Вселенной. Его появление считалось лишь капризом природы. Эти взгляды еще более упрочились после появления дарвиновской теории эволюции. Идеи о качественной специфике жизни и разума с большим трудом прокладывали себе путь в научном мировоззрении. Электромагнитная картина мира объяснила большой круг физических явлений, непонятных с точки зрения прежней механической картины мира. Однако дальнейшее ее развитие показало, что она имеет ограниченный характер. Оставалась нерешенной проблема соотношения между полем и зарядом, не удавалось объяснить устойчивость атомов и их спектры, излучение абсолютно черного тела. Все это свидетельствовало об относительном характере электромагнитной картины мира и необходимости ее замены новой физической картиной мира.

7. Взаимосвязь теории и эксперимента. Наблюдение, измерение и лабораторный эксперимент в естествознании. Реальные и мысленные эксперименты.

Эксперимент ставится для проверки правильности теории, для уточнения ее отдельных положений. Наблюдение-организованное восприятие психических явлений с целью их изучения в определённых условиях.

Измерение — совокупность операций для определения отношения одной величины к другой, принятой за единицу, хранящуюся в средстве измерений. Получившееся значение назыв числовым значением измеряемой величины, числовое значение назыв значением физической величины. Физический эксперимент — способ, заключающийся в изучении природных явлений в специально созданных условиях. В отличие от теоретической физики, которая исследует математические модели природы, физический эксперимент призван исследовать саму природу.

Мысленный эксперимент — форма мышления, объективно возникшая как результат активного воздействия человека на природу.Мысленный эксперимент есть эффективное средство получения новых знаний о мире.

Только мысленный эксперимент, сочетается с теоретическим материалом, позволяет оттолкнуться от реальной действительности и пойти дальше — исследовать то, что раньше казалось неразрешимой загадкой. Во всех тех случаях, когда для познания наиболее глубоких сущностей нужен эксперимент при высокой степени абстракции от реальных условий, исследователь обращается именно к мысленному эксперименту.

8.механическая картина мира и ее ограниченность Становление механической картины мира происходило под влиянием метафизических материалистических представлений о материи и формах ее существования. Ее основу составили идеи и законы механики, которая вXVIIв. была наиболее разработанным разделом физики. По сути, именно механика явилась первойфундаментальной физической теорией. Идеи, принципы и теории механики представляли собой совокупность наиболее существенных знаний о физических закономерностях, наиболее полно отражали физические процессы в природе. В широком смысле механика изучает механическое движение материальных тел и происходящее при этом взаимодействие между ними. Под механическим движением понимают изменение с течением времени взаимного положения тел или частиц в пространстве. Примерами механического движения в природе являются движение небесных тел, воздушные и морские течения и т.п. Происходящие в процессе механического движения взаимодействия представляют собой те действия тел друг на друга, в результате которых происходит изменение скоростей перемещения этих тел в пространстве или их деформация. Важнейшими понятиями механики как фундаментальной физической теории стали материальная точка — тело, формы и размеры которого не существенны в данной задаче; абсолютно твердое тело—расстояние между любыми точками которого остается неизменным, а его деформацией можно пренебречь. Оба вида материальных тел характеризуются с помощью следующих понятий: масса —мера количества вещества; вес — сила, с которой тело действует на опору. Масса всегда остается постоянной, вес же может меняться. Эти понятия выражаются через следующие физические величины: координаты, импульсы, энергию, силу. Материя — это вещество, состоящее из мельчайших, неделимых, абсолютно твердых движущихся частиц (атомов). Это и есть корпускулярное представление о материи. Гравитационные силы являются универсальными, т.е. они действуют всегда и между любыми телами и сообщают любым телам одинаковое ускорение. Решая проблему взаимодействия тел, Ньютон предложил принцип дальнодействия. Согласно этому принципу, взаимодействие между телами происходит мгновенно на любом расстоянии.Ньютон предложил концепцию абсолютного пространства и абсолютного времени. Вселенная представляла собой хорошо отлаженный механизм, действующий по законам строгой необходимости, в котором все предметы и явления связаны между собой жесткими причинно-следственными отношениями. Жизнь и разум в механической картине мира не обладали никакой качественной спецификой. Человек в этой картине мира рассматривался как природное тело в ряду других тел, и поэтому оставался необъяснимым в своих «невещественных» качествах.Быстрыми темпами шло развитие техники. Это привело к абсолютизации механической картины мира, и она стала рассматриваться в качестве универсальной. Развитие механической картины мира было обусловлено в основном развитием механики. Успех механики Ньютона в значительной мере способствовал абсолютизации ньютоновских представлений, что выразилось в попытках свести все многообразие явлений природы к механической форме движения материи. Оценивая механическую картину мира как один из этапов развития физической картины мира, необходимо иметь в виду, что с развитием науки основные положения механической картины мира не были просто отброшены.

9.История естествознания. Атомистика древних греков. Особенности античного научного знания, концепция геоцентризма. Античная цивилизация — величайшее и прекраснейшее явление в истории человечества.

Космос осознавался древними греками как материальное,и в то же время одухотворенное, живое целое, образовавшееся из стихии неорганизованного Хаоса. Космос, или Вселенная, представлялись как гармоничное, симметричное, ритмически устроенное целое, находящееся в состоянии постоянного становления, изменения. Космос периодически способен превращаться в Хаос и вновь возрождаться.Непосредственно возникновение европейской науки принято связывать с милетской школой.

Представители милетской школы сформулировали исторически первую и наиболее фундаментальную проблему — проблему первоначала, из которого возникают все вещи и в которое со временем они превращаются. Представители милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен).При всей противоречивости пифагореизма пифагорейская школа внесла величайший вклад в развитие конкретно-научного познания и прежде всего математики. Основные направления математических исследований раннего Пифагорейского союза:

доказательства положений, которые были получены в египетской и вавилонской математике; разработка музыкальной теории;арифметика из простого искусства счета перерастает в теорию чисел.

Особое место в истории античной культуры занимает элейская школа.

Основоположником элейской школы был Ксенофан — один из первых рационалистических критиков мифологического мировоззрения.

Одной из вершин античной культуры являлось атомистическое учение Демокрита, основоположника античного материализма. В противоположность элеатам Демокрит учил, что реально существует не только бытие, но и небытие..

Возникновение и уничтожение вещей объясняются сложением и разделением атомов; изменение вещей — изменением порядка и положения (поворота) атомов. Если атомы вечны и неизменны, то вещи преходящи и изменчивы. По Демокриту, мир в целом — это беспредельная пустота, начиненная многими отдельными мирами. Земля — центр нашего мира, на краю которого находятся звезды. Каждый мир замкнут. Число миров бесконечно.

Птолемей изучал подвижные небесные светила. Он существенно дополнил и уточнил теорию движения Луны, усовершенствовал теорию затмений.Он предполагал, что вокруг неподвижной Земли находится окружность с центром, несколько смещенным относительно центра Земли. Теория Птолемея позволяла предвычислять сложные петлеобразные движения планет.

Общенаучные методы теоретического познания.

⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 45

Теоретический уровень научного познания отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, достигая этого путем рациональной обработки данных эмпирического уровня знания. Поэтому в нем задействованы все формы мышления – понятия, суждения, умозаключения, общелогические методы, а также методы, связанные с мыслительными операциями – абстрагирование, идеализация, формализация и пр. Остановимся подробнее на отдельных методах.

Абстрагирование. Восхождение от абстрактного к конкретному.

Процесс познания как правило начинается с рассмотрения конкретных чувственных предметов и явлений, их внешних признаков, свойств, связей. Только в результате изучения чувственно-конкретного человек приходит к обобщенным представлениям, понятиям, т. е. абстракциям.

Абстрагирование – это мысленное отвлечение от каких-то менее существенных свойств, сторон, признаков изучаемого объекта с одновременным выделением, формированием одной или нескольких существенных сторон, свойств, признаков этого объекта. Результат, получаемый в процессе абстрагирования, именуют абстракцией (абстрактное).

Существуют два вида абстрагирования: отождествления и изоляции.

Абстракция отождествления представляет собой понятие, которое получается в результате отождествления некоторого множества предметов и объединения их в особую группу. Например, такие понятия как вид, род, отряды и т. п., используемые в биологии.

Изолирующая абстракция представляет собой выделение некоторых свойств, отношений, неразрывно связанных с предметами материального мира, в самостоятельные сущности («устойчивость», «растворимость», «электропроводность» и т. п.).

Переход от чувственно-конкретного к абстрактному всегда связан с известным упрощением действительности. Вместе с тем, восходя от чувственно-конкретного к абстрактному, теоретическому, исследователь получает возможность глубже понять изучаемый объект, раскрыть его сущность.

Конечно, в истории науки имели место и ложные, неверные абстракции, не отражавшие ровным счетом ничего в объективном мире, например, эфир, теплород, электрическая жидкость и т. п. Они лишь по-видимости объясняли мир наблюдаемых объектов. Но подавляющее число абстракций отражают сущность и сыграли свою положительную роль в развитии научного знания.

Одним из показательных примеров роли абстракции является создание Максвеллом теории электромагнитного поля. Максвелл создал свою теорию, идя от чувственно-наглядных опытов, эмпирических представлений Фарадея. А она, в свою очередь, открывала новые перспективы.

Поскольку конкретное (т. е. реальные объекты, процессы материального мира) есть совокупность множества свойств, сторон, внутренних и внешних связей и отношений, его невозможно познать во всем его многообразии, оставаясь на этапе чувственного познания, ограничиваясь им. Поэтому и возникает потребность в теоретическом осмыслении конкретного, т. е. восхождении от чувственно-конкретного к абстрактному.

Формирование научных абстракций, общих теоретических положений не является конечной целью познания, а представляет собой только средство более глубокого, разностороннего познания конкретного. Поэтому необходимо дальнейшее движение (восхождение) познания от достигнутого абстрактного вновь к конкретному. Получаемое на этом этапе исследования знание о конкретном будет качественно иным по сравнению с тем, которое имелось на этапе чувственного познания. Логически-конкретное есть теоретически воспроизведенное в мышлении исследователя конкретное во всем богатстве его содержания. Оно содержит в себе уже не только чувственно воспринимаемое, но и нечто скрытое, недоступное чувственному восприятию, нечто существенное, закономерное, постигнутое лишь с помощью теоретического мышления, с помощью определенных абстракций.

Восхождение от абстрактного к конкретному характеризует общую направленность научно-теоретического познания, имеющего целью переход от менее содержательного к более содержательному знанию. Другими словами, исследователь получает в результате целостную картину изучаемого объекта во всем богатстве его содержания.

Идеализация. Мысленный эксперимент.

Идеализация – это особый вид абстрагирования, представляющий собой мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследований. В результате таких изменений могут быть, например, а) исключены из рассмотрения какие-то свойства, стороны, признаки объектов. Примером такого вида идеализации может служить широко распространенная в механике идеализация – материальная точка, причем под ней могут подразумевать любое тело, от атома до планеты.

Другим видом идеализации является б) наделение какими-то свойствами объекта, которые в реальной действительности неосуществимы. Примером такой идеализации является абсолютно черное тело. Такое тело наделяется несуществующим в природе свойством поглощать абсолютно всю попадающую на него лучистую энергию, ничего не отражая и ничего не пропуская сквозь себя.

Спектр излучения абсолютно черного тела является идеальным случаем, ибо на него не оказывает влияние ни природа вещества излучателя, ни состояние его поверхности. Проблемой расчета количества излучения, испускаемого идеальным излучателем – абсолютно черным телом, занялся Макс Планк, который работал над ней 4 года. В 1900 г. ему удалось найти решение в виде формулы, которая правильно описывала спектральное распределение энергии изучаемого абсолютно черного тела. Так работа с идеализированным объектом помогла заложить основы квантовой теории, ознаменовавшей радикальный переворот в науке.

Целесообразность использования идеализации определяется следующими обстоятельствами:

во-первых, идеализация целесообразна тогда, когда подлежащие исследованию реальные объекты достаточно сложны для имеющихся средств теоретического, в частности математического анализа, а по отношению к идеализированному случаю можно, приложив эти средства, построить и развить теорию, в определенных условиях и целях эффективную для описания свойств и поведения этих реальных объектов;

во-вторых, идеализацию целесообразно использовать в тех случаях, когда необходимо исключить некоторые свойства, связи исследуемого объекта, без которых он существовать не может, но которые затемняют существо протекающих в нем процессов. Сложный объект представляется как бы в «очищенном» виде, что облегчает его изучение. Пример, идеальная паровая машина Сади Карно.

в-третьих, применение идеализации целесообразно тогда, когда исключаемые из рассмотрения свойства, стороны, связи изучаемого объекта не влияют в рамках данного исследования на его сущность. Так, если в ряде случаев возможно и целесообразно рассматривать атомы в виде материальной точки, то такая идеализация недопустима при изучении структуры атома.

Если существуют разные теоретические подходы, то возможны и разные варианты идеализаций. В качестве примера можно привести три разных понятия «идеального газа», сформировавшихся под влиянием различных теоретико-физических представлений: Максвелла-Больцмана, Бозе-Эйнштейна, Ферми-Дирака. Однако полученные при этом все три варианта идеализации оказались плодотворными при изучении газовых состояний различной природы. Так, идеальный газ Максвелла-Больцмана стал основой исследований обычных молекулярных разряженных газов, находящихся при достаточно высоких температурах; идеальный газ Бозе-Эйнштейна был применен для изучения фотонного газа, а идеальный газ Ферми-Дирака помог решить ряд проблем электронного газа.

Идеализация в отличие от чистого абстрагирования допускает элемент чувственной наглядности. Обычный процесс абстрагирования ведет к образованию мысленных абстракций, не обладающих никакой наглядностью. Эта особенность идеализации очень важна для реализации такого специфического метода теоретического познания, каковым является мысленный эксперимент.

Мысленный эксперимент – это мысленный подбор тех или иных положений, ситуаций, позволяющих обнаружить какие-то важные особенности исследуемого объекта. Мысленный эксперимент предполагает оперирование идеализированным объектом, которое заключается в мысленном подборе тех или иных положений, ситуаций, позволяющих обнаружить какие-то важные особенности исследуемого объекта. В этом проявляется определенное сходство мысленного эксперимента с реальным. Более того, всякий реальный эксперимент, прежде чем быть осуществлен на практике, сначала «проигрывается» исследователем мысленно в процессе обдумывания, планирования.

Вместе с тем, мысленный эксперимент играет и самостоятельную роль в науке. При этом, сохраняя сходство с реальным экспериментом, он в то же время существенно отличается от него. Это отличие заключается в следующем.

1)Реальный эксперимент – это метод, связанный с практическим, «орудийным» познанием окружающего мира. В мысленном же эксперименте исследователь оперирует не материальными объектами, а их идеализированными образами и само оперирование производится в его сознании, т. е. чисто умозрительно, без всякого материально-технического обеспечения.

2)В реальном эксперименте приходиться считаться с реальными физическими и иными ограничениями поведения объекта исследования. В этом плане мысленный эксперимент имеет явное преимущество перед экспериментом реальным. В мысленном эксперименте можно абстрагироваться от действия нежелательных факторов, проведя его в идеализированном, «чистом» виде.

3)В научном познании могут быть случаи, когда при исследовании некоторых явлений, ситуаций, проведение реальных экспериментов оказывается вообще невозможным. Этот пробел в познании может восполнить только мысленный эксперимент.

Наглядным примером роли мыслительного эксперимента является история открытия явления трения. В течении тысячелетия господствовала концепция Аристотеля, утверждавшая, что движущее тело останавливается, если толкающая его сила прекращается. Доказательством служило движение тележки или шара, которое прекращалось само собой, если воздействие не возобновлялось.

Галилею удалось путем мыслительного эксперимента поэтапной идеализацией представить идеальную поверхность и открыть закон механики движения. «Закон инерции, — писали А. Эйнштейн и Л. Инфельд, — нельзя вывести непосредственно из эксперимента, его можно вывести умозрительно – мышлением, связанным с наблюдением». Этот эксперимент никогда нельзя выполнить в действительности, хотя он ведет к глубокому пониманию действительных процессов.

Мыслительный эксперимент может иметь большую эвристическую ценность, помогая интерпретировать новое знание, полученное чисто математическим путем. Это подтверждается многими примерами из истории науки. Одним из них является мысленный эксперимент В. Гейзенберга, направленный на разъяснение соотношения неопределенности. В этом мысленном эксперименте соотношение неопределенности было найдено благодаря абстрагированию, разделившему целостную структуру электрона на две противоположности: волну и корпускулу. Тем самым совпадение результата мысленного эксперимента с результатом, достигнутым математическим путем, означало доказательство объективно существующей противоречивости электрона как цельного материального образования и дало возможность понять его сущность.

Метод идеализации, весьма плодотворный во многих случаях, имеет в то же время определенные ограничения. Развитие научного познания заставляет иногда отказываться от ранее существовавших идеализаций. К примеру, Эйнштейн отказался от таких идеализаций как «абсолютное пространство» и «абсолютное время». Кроме того, любая идеализация ограничена конкретной областью явлений и служит для решения только определенных проблем.

Сама по себе идеализация, хотя и может быть плодотворной и даже подводить к научному открытию, еще не достаточна для того, чтобы сделать это открытие. Здесь определяющую роль играют теоретические установки, из которых исходит исследователь. Так, идеализация паровой машины, удачно осуществленная Сади Карно, подвела его к открытию механического эквивалента теплоты, которого он не смог открыть, так как верил в существование теплорода.

Основное положительное значение идеализации как метода научного познания заключается в том, что получаемые на ее основе теоретические построения позволяют затем эффективно исследовать реальные объекты и явления. Упрощения, достигаемые с помощью идеализации, облегчают создание теории, вскрывающей законы исследуемой области явлений материального мира. Если теория в целом правильно описывает реальные явления, то правомерны и положенные в ее основу идеализации.

Формализация. Язык науки.

Под формализацией понимается особый подход в научном познании, который заключается в использовании специальной символики, позволяющей отвлечься от изучения реальных объектов, от содержания описывающих их теоретических положений и оперировать вместо этого некоторым множеством символов (знаков). Примером формализации может служить математическое описание.

Для построения любой формальной системы необходимо:

1)задание алфавита, т. е. определенного набора знаков;

2)задание правил, по которым из исходных знаков этого алфавита могут быть получены «слова», «формулы»;

3)задание правил, по которым от одних слов, формул данной системы можно переходить к другим словам и формулам (так называемые правила вывода).

Достоинство формализации состоит в обеспечении краткости и четкости записи научной информации, что открывает большие возможности для оперирования ею. Вряд ли удалось успешно пользоваться, например, теоретическими выводами Максвелла, если бы они не были компактно выражены в виде математических уравнений, а описаны с помощью обычного естественного языка.

Разумеется, формализованный язык не столь богат и гибок как естественный, но зато он не многозначен (полисемия), а обладает однозначной семантикой. Таким образом, формализованный язык обладает свойством моносемичности. Расширяющееся использование формализации как метода теоретического познания связано не только с развитием математики. В химии тоже есть своя символика вместе с правилами оперирования ею. Она представляет собой один из вариантов формализованного искусственного языка.

Язык современной науки существенно отличается от естественного человеческого языка. Он содержит много специальных терминов, выражений, в нем широко используются средства формализации, среди которых центральное место принадлежит математической формализации. Исходя из потребностей науки, создаются различные искусственные языки, предназначенные для решения тех или иных задач. Все множество созданных и создаваемых искусственных формализованных языков входит в язык науки, образуя мощное средство научного познания.

Вместе с тем следует иметь в виду, что создание какого-то единого формализованного языка науки не представляется возможным. Одновременно формализованные языки не могут быть единственной формой языка современной науки, ибо стремление к максимальной адекватности требует использования и неформализованных форм языка. Но в той мере, в какой адекватность немыслима без точности, тенденция к возрастающей формализации языков всех и особенно естественных наук является объективной и прогрессивной.

Общенаучные методы познания: что к ним относится?

В статье описаны основные общенаучные методы познания. Мы подробно рассмотрим каждый в отдельности для того, чтобы сформировать целостную картину.

Немного о теме

Рассмотрение общенаучных методов познания начнем с простой классификации. Отметим, что она не так уж обширна. Основной вехой для этого процесса является фиксация двух уровней познания информации человеком, а именно теоретический и эмпирический. Исходя из этого, абсолютно все общенаучные методы познания можно разделить на три базовые группы:

  • теоретического познания;
  • эмпирического и теоретического познания;
  • эмпирического познания.

Рассмотрим всё по порядку, но начнем, пожалуй, с эмпирических способов.

Общенаучные методы эмпирического познания

Для начала отметим, что основным моментом здесь является чувственное познание, которое чаще всего бывает визуальным. Оно направлено на получение знаний с окружающего мира при помощи определённых материальных предметов и приборов. Многие ошибочно полагают, что наблюдение – это пассивный процесс, но это не так. Оно представляет собой целенаправленную деятельность, которая позволяет опираться на чувственные способности человека и фиксировать определенные свойства предметов.

Общенаучные методы эмпирического познания имеют три отличительные особенности:

  • Первая заключается в определенной целенаправленности, которая может существовать при наличии гипотез и исходных предположений.
  • Вторая особенность – это планомерность. Подразумевается, что всё проходит по четком плану, и соответственно ему.
  • Третья особенность заключается в том, что наблюдение или другой эмпирический процесс всегда активен. Другими словами, исследователь тоже напрямую участвует в познании, используя свои знания.

Описание

К общенаучным методам научного познания относится эмпирическое описание. Любое наблюдение всегда описывается. Поэтому данный метод немного обособлен. Он позволяет зафиксировать при помощи искусственного или естественного языка определённые сведения об объектах окружающего мира. Метод описания является эмпирическим базисом всей науки. Главные требования к нему – это полное, объективное и научное описание.

Оно делится на качественное и количественное. Последнее использует язык математики и различные измерительные методы. Качественное описание сравнивает полученные данные с неким общепринятым эталоном.

Эксперимент

К общенаучным методам познания относятся все эмпирические и теоретические. Мы пока рассматриваем их первый подвид. Эксперимент сложнее описания, но он его включает. Во время эксперимента исследователь непосредственно и очень активно участвует в процессе. Этот вид исследования обладает характерными особенностями:

  • экспериментатор может в любой момент вмешаться и повлиять на ход исследования;
  • возможность воспроизводить эксперимент столько раз, сколько потребуется для получения результата;
  • объект может наблюдаться в искусственно созданных условиях для всестороннего изучения;
  • возможность исследовать что-то в его чистом виде, пренебрегая случайными или лишними факторами.

Таким образом, мы понимаем, что эксперимент – это метод эмпирического исследования, который предоставляет максимально достоверную информацию и позволяет ученым вмешиваться в сам процесс.

Анализ и синтез

Далее мы рассмотрим такие общенаучные и специальные методы познания, как логические. Они могут использоваться как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне.

Анализ – метод общенаучного познания, состоящий из логических приемов эмпирического или теоретического характера, которые позволяют рассмотреть все элементы исследуемого объекта, его свойства. Анализ проводится на начальной стадии для того, чтобы иметь основу для дальнейших исследований и взаимосвязей. Есть три целевые формы анализа:

  • разделение объекта исследования на части с последующим изучением свойств и характеристик;
  • выделение группы характерных признаков и свойств;
  • разделение объектов по их общим характеристикам и признакам.

Завершается анализ тем, что появляется возможность воспроизводить нужный процесс и анализировать его путем логического синтеза, где основная цель заключается в раскрытии определенных закономерностей.

Синтез – общенаучный и частнонаучный метод познания, который может быть использован практически в любой сфере, как и анализ. Он заключается в соединении предметов в единое целое или систему. Это не просто механическое объединение. Оно учитывает структурные взаимосвязи и позволяет увидеть причинные механизмы как бы со стороны. Результат этого метода проявляется в некоторых формах обобщения информации:

  • создание научных понятий;
  • формулировка законов или закономерностей;
  • создание концепций.

Очень часто благодаря синтезу может появиться эмпирическая теория, что, например, случилось с таблицей химических элементов Д. И. Менделеева.

Методы анализа и синтеза не могут применяться по отдельности, так как они дополняют друг друга и являются неотъемлемой частью комплексного исследования.

Индукция

В качестве общенаучного метода познания права очень часто используется индукция. Она основана на исследовании частных фактов для того, чтобы прийти к общему выводу или гипотезе. Важная особенность индуктивного метода заключается в том, что наблюдается повторяемость определенных признаков. Индуктивный вывод касается общих характеристик объекта исследования, которые были обнаружены после исследования множества частных случаев. Этот метод направлен на поиск объединяющего фактора. Индукция может быть полной или неполной. Первая базируется на знании всех предметов, а вторая может быть не настолько наполнена информацией вследствие пространственно-временных ограничений.

Неполная индукция бывает трех типов:

  1. Простое перечисление фактов, касающееся ограниченного числа событий. Действует до тех пор, пока не находится опровергающий случай.
  2. Отбор фактов из общей массы информации по определенным правилам. Чаще всего такой подход используется при проведении соц. опросов.
  3. Изучение на основе причинных связей в пределах определённого явления.

Это простейший метод умозаключений, благодаря которому было выведено много открытий (закон сохранения вещества, принцип неопределенности). Индукция стимулирует мыслительную деятельность и взаимодействует с разными областями знаний.

Дедукция

Этот метод строится на том, что есть достаточное количество обобщающих фактов. Исходя из этого можно переходить к исследования частных моментов. Такой метод использовали известные сыщики, такие как, Коломбо и Шерлок Холмс. В отличие от предыдущего, результатом здесь не является дедуктивное умозаключение. В итоге может получаться целая система. Философские и общенаучные методы познания трудно представить без дедукции, которая основывается на эмпирических теориях и принципах, гипотезах и аксиомах.

Индукция и дедукция неразрывно связаны, так как дополняют друг друга. И тот, и тот метод может ошибаться. При этом дедукция не может дать абсолютно нового знания, но, тем не менее, роль этого метода очень велика, и она постоянно растет, особенно в двух направлениях. Первое – это то, которое связно с недоступным для чувственного восприятия человека миром (быстротечные процессы, микромир). Второе – это математические и логические теории, которые выводятся благодаря методу дедукции.

Абстрагирование

Следующий общенаучный метод познания – это абстрагирование, которое заключается в особом способе мышления. В таком случае исследователь нарочно отвлекается от ряда характеристик исследуемого объекта для того, чтобы сконцентрироваться на его особенных свойствах. В результате появляются различные абстракции. Благодаря этому методу можно выделить основное. Математическая абстракция подразумевает отвлечение от чувственных характеристик, таких как вкус, жесткость или мягкость.

Метод классификации

К общенаучным методам теоретического познания следует отнести классификацию. Это такой метод научного исследования, который заключается в разделении и распределении множества объектов на подклассы по конкретным признакам. Основа классификации – логическая цепочка.

Выделяется три вида такого метода познания:

  1. Искусственные и естественные классификации, которые зависят от степени деления. Существенные классификации могут нести или содержать в себе важную информацию об объекте. Для примера моно привести таблицу периодических элементов. Несущественные или искусственные классификации позволяют понять суть знаний. Для примера можно взять указатель в библиотеке.
  2. Содержательная и формальная классификация. Первая заключается в ориентированном выделении какого-то порядка в элементах. Вторая ориентирована на раскрытии определенных закономерностей.
  3. Описательная и сущностная классификация. Первая касается фиксации наличия определенного факта, а вторая раскрытия важных характеристик объекта.

Моделирование

Общенаучные и частные методы познания невозможны без моделирования. Это комплексный метод познания, который заключается в исследовании реального объекта при помощи создания его эффективной копии, которая называется моделью. При этом важно помнить, что модель заменяет оригинал только по тем параметрам, которые необходимы для познания. Таким образом, все остальные лишние свойства просто исключаются, так как они не актуальны на определенном этапе. Именно благодаря такой сортировке характеристик модели она получается удобной для исследования.

Общенаучный метод научного познания – моделирование – состоит из нескольких этапов:

  1. Построение модели. На этом этапе главной целью является создание полноценного и эффективного замещения, которое будет воспроизводить необходимые параметры. При этом используется идеализация, абстрагирование, упрощение и т. д.
  2. Исследование. На этом этапе происходит получение необходимой информации. Изучение ведется на очень глубоких уровнях, с учетом всех мельчайших деталей. Всё это необходимо для того, чтобы при помощи модели можно было решить конкретную задачу. Исследователь может дополнительно использовать такие общенаучные методы научного познания, как описание, наблюдение и т. д.
  3. Перенос полученных результатов на сам оригинал. Это означает, что исследователь, опираясь на данные моделирования делает выводы и принимает решение об исходе исследования. Если обнаруживаются несоответствия, то модель корректируется и проводятся новые исследования. Физико-математические модели более простые, так как в них просчитать адекватность и несоответствия гораздо проще.

При этом комплекс общенаучных методов теоретического и эмпирического познания позволяет создавать различные модели. Они могут быть материальными, то есть физическими или социальными. Также модели могут быть идеальными, то есть математическими. Из-за развития теоретического уровня, физическое моделирование становится все менее востребованным. Отметим, что математическое моделирование может быть аналоговым, абстрактным и имитационным.

Абстрактное моделирование базируется на возможности описания определённого явления или объекта при помощи языка научной теории. Изначально дают очень четкое и подробное описание, за которым следует такая же точная математическая модель. Таким образом получается математическо-логический комплекс. Аналоговое моделирование заключается в изоморфизме объектов, то есть в их подобии. Благодаря этому исследуются схожие объекты с разной физической основой. Имитационное моделирование заключается в имитации при помощи компьютера определённых свойств или характеристик модели.

Обобщение

Важным методом познания является обобщение. Оно непосредственно касается всех остальных методов. Заключается обобщение в выделении неких общих свойств, закономерностей и связей в некой области. При этом все это происходит путем перехода на более высокий уровень определения и абстракции. Обобщение включает в себя все вышеперечисленные методы, но при этом оно оставляет свой собственный отпечаток и делает собственный вклад в познание. Некоторые исследователи считают, что этот метод можно по праву считать подвидом абстракции.

Однако на самом деле это не так, ведь обобщение намного более глобально и всеобъемлюще. При этом познавательная задача у этих двух способов тоже разнится. Цель обобщения в переходе от частого или отдельного понятия к общему выводу. При этом появляется новое понятие, а не лишь результат умозаключения.

Идеализация

Важным общенаучным методом теоретического познания является идеализация. Этот метод считается подвидом абстрагирования. При этом процессы предельно приближены к идеальным. Для этого они имеют минимальное количество особенных свойств, которые необходимы для решения конкретной задачи. Идеальных объектов не существует, но есть их прообразы в реальном мире. Именно поэтому можно создать идеальную конструкцию, которая позволит провести мысленный эксперимент. Этот метод характеризуется двумя теоретическими особенностями, а именно:

  1. Введение в создаваемый объект таких признаков и свойств, которые у реального объекта существовать не могут.
  2. Отвлечение внимания от реальных характеристик явления или объекта.

Для примера отметим, что Галилей понимал всю сложность природного процесса, и знал, что для его исследования необходимо создать модель.

Мысленный эксперимент

Мы рассмотрели практически все общенаучные методы познания. Философия более всего пользуется таким способом, как мысленный эксперимент. Он заключается в теоретическом исследовании объекта во всей совокупности его свойств и взаимодействий. При мысленным эксперименте можно устанавливать такие условия, которые в ходе практического опыта установить невозможно. Это позволяет выявить новые закономерности. Таким способом были открыты методы Галилея и Эйнштейна. Ученым было достаточно представить что-то у себя в голове, чтобы понять возможные последствия и причины. Современную науку без мысленных экспериментов вообще представить невозможно.

Формализация

Это метод исследования, который заключается в изучении содержания объекта при помощи закономерностей и связей. Во время этого метода любая область знаний, будь то доказательства, рассуждения или поиск фактов, представляется как некая формальная система. Благодаря этому можно абстрагироваться от формы и содержания для того, чтобы увидеть новую предметную область. В таком случае можно изучать структурные закономерности, отвлекаясь при этом от качественных показателей. Готовую модель можно преобразовывать и менять, получая разное содержание. Более того, с каждым разом в объект можно вкладывать новое содержание. Базой для формализации является абстракция, которая осуществляется благодаря математике. Для этого используется частный метод математизации.

Такие области, как лингвистика или логика, тоже имеют характерные особенности формализации. В чем это проявляется? В использовании характерного искусственного языка, который очень часто называют исчислением. Это некая система изучения определенных областей знания, которая устанавливается между конкретными областями теоретического исследования. В математической логике это может быть исчисление классов, предикатов, высказываний и т. д.

Аксиоматизация

Это метод дедуктивного построения умозаключений или теорий в любом разделе знания. При этом на базе выбора изначальных характеристик, которые называются аксиомами, можно логическим путем вывести разные положения теории или знания. К аксиомам относят исключительно базовые или начальные понятия, которые принимаются за истину без любого рода доказательств. Все остальные особенности уже требуют конкретных аргументов. Для примера можно привести геометрию Евклида. Все науки, построенные на базе аксиоматизации, – дедуктивные.

Гипотетико-дедуктивный метод

Этот метод общенаучного познания заключается в выдвижении определенных абстрактных и теоретических предположений, то есть гипотез. Используется для того, чтобы объяснять причины и взаимосвязи в наблюдаемых процессах или явлениях. Такие умозаключения очень просто и удобно можно дальше раскрывать при помощи дедукции. То есть гипотеза развивается из изначального предположения, которое со временем проверяется опытным путем, а потом уточняется (детализируется) и анализируется исследователем.

Частнонаучные методы – это целая совокупность способов, которая используется для анализа и исследования в определенной науке и с учетом её характерных особенностей. Сюда можно отнести исследования в биологии, физики, химии, механики и т. д.

Подводя итоги статьи, хочется отметить, что абсолютно все вышеперечисленные методы активно используются учеными и исследователями на разных уровнях. При этом надо понимать, что абсолютно все способы научного познания очень широки и актуальны. Каждый из них используется более всего в определенной области. При этом иногда учёные используют целые комплексы различных методов для того, чтобы получить очень точную и комплексную информация.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *