Правовое положение субъектов малого предпринимательства

3.3. Правовое положение субъектов малого предпринимательства

Правовое положение субъектов малого предпринимательства определено Федеральным законом от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

К субъектам малого предпринимательства относятся индивидуальные предприниматели и малые предприятия.

Под малыми предприятиями понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 % и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

1) в промышленности, строительстве, на транспорте – 100 человек,

2) в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек,

3) в оптовой торговле – 50 человек,

4) в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек,

5) в остальных отраслях и бытовом обслуживании населения – 60 человек.

Численность определяется с учетом всех работников организации, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений данного юридического лица. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные) относятся к малым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Приобретение статуса субъекта малого предпринимательства дает право на получение государственной поддержки, которая состоит в применении к ним следующих мер:

• формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

• создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

• установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

• поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

• организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий (ст. 6 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Правовое положение субъектов малого предпринимательства

Правовое положение кредитных организаций

Правовое положение страховых компаний

Правовое положение товарных и фондовых бирж

Правовое положение финансово-промышленных групп

Правовое положение казенных (государственных) предприятий

Правовое положение субъектов малого предпринимательства

Предпринимательской деятельности

Федеральный закон от 14 июня 1995 г. «О госу­дарственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» определяет правовое поло­жение субъектов малого предпринимательства и ка­кие организации можно считать таковыми.

В ст. 3 этого Закона указывается, что под субъек­тами малого предпринимательства понимаются ком­мерческие организации, в уставном капитале кото­рых доля участия Российской Федерации, субъек­тов Российской Федерации, общественных и рели­гиозных организаций (объединений), благотвори­тельных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридичес­ким лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% ив ко­торых средняя численность работников за отчет­ный период не превышает следующих предельных уровней:

* в промышленности — 100 человек;

* в строительстве — 100 человек;

* в сельском хозяйстве — 60 человек; » в оптовой торговле — 50 человек;

* в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек;

* в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, и фермерские хозяйства.

Предприятия, занимающиеся несколькими видами деятельности (многопрофильные),относятся к числу малых предприятий по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли. Малые предприятия могут функционировать в любой отрасли хозяйства, выполнять несколько видов деятельности, обладают самостоятельностью в выборе выпускаемой продукции и рас­поряжении прибылью.

2. Различают 3 вида малых предприятий в зависимости от стратегии поведения на рынке:

• коммутанты — взаимодействуют с крупными предприятиями,. будучи связанными с ними производственными связями, осуще­ствляя изготовление отдельных деталей для крупного произ­водства или промежуточную сборку. В этом случае они нахо­дятся в определенной зависимости от крупного производства и не имеют большой степени свободы в выборе деятельности;

• патиенты— самостоятельные предприятия, которые выпуска­ют одежду, обувь, продукты питания, осуществляют ремонтные и строительные работы, т. е. работают на локальных рынках сбы­та. Благодаря своей мобильности и специализации могут конку­рировать с крупными предприятиями;

• эксплеренты— инновационные предприятия, ведущие исследо­вательские работы в области высоких технологий, занимаются научными и конструкторскими разработками, предлагая свои продукты интеллектуальной деятельности (опытные образцы, программы, базы данных, технические новинки и т. д.) круп­ным предприятиям.

3. Малые предприятия имеют налоговые льготы и упрощенный порядокрасчета налогов, получают льготные кредиты.

Например, малые предприятия, работающие в некоторых сферах деятельности (производящие и перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию, товары народного потребления, занимающиеся строительством и ремонтно-строительными работами), имеют право в первые 2 года работы не уплачивать налог на прибыль при условии, что выручка от реализации в этих видах деятельности не превышает 70%.

В третий год работы малые предприятия уплачивают налог в размере 25% от основной ставки, в четвертый — 50% от основной ставки, если выручка от приоритетных видов деятельности составляет 90% от общей выручки реализованной продукции, выполненных работ, оказанных услуг.

4. К достоинствам малых предприятий относятся:

• высокая мобильность, возможность быстрого реагирования на из­менения рыночной конъюнктуры и изменения вкусов потребителей;

• гибкость и оперативность в организационной и управленческой деятельности, при необходимости могут быстро изменить специализацию;

• возможность более экономичного использования ресурсов.

5. К недостаткам малых предприятий относятся:

• высокая степень риска;

• недостаточная ресурсная финансовая и материально-техническая база, возможность быстрого разорения;

• необходимость больших затрат на рекламу и поиск клиентов, поскольку такие предприятия мало известны потребителям;

• сложность получения кредита;

• трудности привлечения высококвалифицированных кадров;

• невозможность использования средств на развитие новых техни­ческих изобретений, поскольку такие проекты требуют высо­ких затрат и связаны с большим риском

6. Значение функционирования малых предприятий для экономики страны заключается в том, что они:

• быстро заполняют рынок товарами, пользующимися спросом потребителей;

• способствуют быстрому обновлению товарного ассортимента; обеспечивают необходимую мобильность в условиях рынка, создают специализацию и кооперацию;

создают новые рабочие места;

пополняют большую часть бюджета страны налогами; создают атмосферу конкуренции;

создают ту среду и дух предпринимательства, без которых ры­ночная экономика невозможна.

В соответствии со ст. 3 Закона о малом предпринимательстве под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

— в промышленности — 100 человек;

— в строительстве — 100 человек;

— в сельском хозяйстве — 60 человек;

— в оптовой торговле — 50 человек;

— в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек;

— в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.

Следует иметь в виду, что средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений данного юридического лица.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, т.е. индивидуальные предприниматели.

Приобретение статуса субъекта малого предпринимательства дает право на получение государственной поддержки. Статьей 6 Закона о малом предпринимательстве определены меры такой поддержки, среди которых:

— формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

— создание льготных условий использования государственных финансовых*(376), материально-технических и информационных ресурсов;

— установление упрощенного порядка регистрации, лицензирования, сертификации, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

— поддержка внешнеэкономической деятельности, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

— организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий и др.

Нужно отметить, что отдельные льготы, предусмотренные Законом о малом предпринимательстве, не нашли отражения в специальных законах. Впрочем, в Законе о малом предпринимательстве не все нормы декларативны. Ряд предусмотренных Законом о малом предпринимательстве льгот конкретизирован в специальном законодательстве и активно применяется на практике.

Льготы в сфере налогообложения предусмотрены НК РФ в виде специальных налоговых режимов.

Льготы в отношении учета и отчетности. Согласно ст. 5 Закона о малом предпринимательстве государственная статистическая и бухгалтерская отчетность малых предприятий представляется в утверждаемом Правительством Российской Федерации порядке, предусматривающем упрощенные процедуры и формы отчетности, содержащие в основном информацию, необходимую для решения вопросов налогообложения. В силу ст. 6 указанного Закона в качестве одного из направлений государственной поддержки малого предпринимательства определено установление упрощенного порядка представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности. В специальном законодательстве эти положения получили следующее развитие.

Льготы в сфере государственного контроля. В отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по контролю может быть проведено не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.

Безусловно, закрепление на законодательном уровне трехлетних «каникул» для субъектов малого предпринимательства для проведения мероприятий по государственному контролю следует рассматривать как серьезную меру их государственной поддержки. Однако при этом нельзя не обратить внимание на следующие обстоятельства.

Во-первых, как известно, из сферы действия Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» исключены отдельные виды контроля (налоговый, бюджетный, валютный, страховой, оперативно-разыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия и др.). Следовательно, на проведение плановых контрольных мероприятий в отношении субъектов малого предпринимательства по исключенным из сферы действия Закона видам контроля льгота не распространяется.

Во-вторых, льгота распространяется лишь на плановые проверки и не касается проверок внеплановых.

Тема 7. Правовые основы несостоятельности (банкротства)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *