Этика деловых отношений

Предмет, цели и задачи дисциплины «деловая этика»

Эффективность предпринимательства в немалой степени обуславливается отношением человека к труду, уровнем его профессиональной подготовки, пониманием личной ответственности, умением держать слово. Этический аспект этой деятельности включает в себя оценку конечного продукта, результата этой деятельности, се нравственную ценность для всего общества и конкретной личности. Имеет большое значение также этическая оценка самой деловой активности, се сущности, содержания, целей, задач, средств и способов достижения целей с точки зрения их соответствия общечеловеческим нормам морали.

Этика как теория морали

Этическая регламентация экономической сферы жизни в целом и предпринимательства в частности крайне необходима для стабильного развития всего общества. Сказанное не только определяет особую значимость соблюдения этических норм деловыми людьми, но и порождает необходимость их специальной этической подготовки посредством изучения дисциплины «Деловая этика».

Цель дисциплины — подготовить теоретически и методически в этическом отношении делового человека к выполнению профессионального долга.

Задача дисциплины состоит в следующем:

  • а) дать необходимый минимум общетеоретических знаний об этике и морали;
  • б) раскрыть специфику нравственных проблем и нравственных отношений в экономике и бизнесе;
  • в) проанализировать этические аспекты деятельности делового человека;
  • г) сформировать нравственную мотивацию и способствовать выработке высоких моральных качеств у будущих профессионалов.

Предмет дисциплины — это система знаний о профессиональной этике, включающей в себя этические нормы, принципы, ценностные ориентации, с позиций которых осуществляется предпринимательство в современном российском обществе.

Изучение дисциплины следует начинать с рассмотрения исходных понятий «этика» и «мораль», их сущности, содержания, особенностей, соотношения и функций.

Именно этика определяет сущность таких понятий, как честь, достоинство, справедливость, порядочность, обязательность, а также определяет то, что связано с внутренней жизнью личности: чувство стыда за скверный поступок, осознание вины, раскаяние. Вместе с тем она выявляет и негативные моральные качества личности, такие как алчность, корыстолюбие, стремление к наживе любой ценой, разгильдяйство и расхлябанность, легкомыслие и беспечность, лень и нежелание жить своим трудом.

Сегодня мораль и нравственность выступают мощным ресурсом развития российского общества, в том числе и его экономики. По словам известного российского ученого, академика О. Т. Богомолова: «Как бы совершенны ни были законы и государственные институты, устанавливающие рыночные правила и следящие за их соблюдением, нужны еще и нравственные устои и принципы, которых придерживаются участники рынка. Только тогда можно надеяться, что он станет цивилизованным и будет способствовать процветанию страны».

Этика является важнейшим элементом человеческой культуры. Изучение этики закладывает основы интеллигентности человека, воспитывает благородство и добропорядочность, формирует гражданственность личности. Именно этика занимается вопросами, связанными с внутренним миром человека. Ведь каждый человек задумывается над тем, как надо поступать в той или иной ситуации, что есть добро и зло, где честь и бесчестье, что такое справедливость, в чем смысл жизни. Может возникнуть вопрос: какое это имеет отношение к деловому общению? Ответ очевиден: деловое общение является сердцевиной экономической, финансовой и бизнес-деятельности предприятия, отрасли и страны в целом. Но чего стоит деловое общение без ее главного действующего лица — человека, который только и способен создавать морально окрашенные материальные и духовные ценности.

Аристотель образовал прилагательное «этический» для обозначения человеческих качеств характера, назвав их этическими добродетелями (добро, честность, щедрость), а науку, изучающую их, — этикой. Греческому слову «этос» соответствовало латинское mos, от которого Цицерон образовал прилагательное moralis (относящееся к нравам), а затем возникло и слово moralitas — мораль. Таким образом, изначально термины «этика» и «мораль» в смысловом значении совпадали.

Помимо «морали» часто употребляется слово «нравственность». Как они соотносятся? Одни авторы рассматривают их как синонимы, выражающие одно и то же понятие. Другие истолковывают мораль как сугубо духовное явление: как форму общественного сознания или как субъективные переживания, оценки, замыслы совершаемых человеком поступков.

Под нравственностью следует понимать практические действия, поступки и их последствия с точки зрения их духовной и моральной оценки.

Мораль (нравственность) включает в себя три компонента: моральное сознание, моральные отношения, моральную деятельность.

Моральное (нравственное) сознание — форма общественного и индивидуального сознания, включающая совокупность моральных норм, принципов, ценностей, знаний, убеждений, идеалов, чувств, эмоций людей с точки зрения их представлений о добре и зле, чести и бесчестии, справедливости, долге и т.д.

Моральные нормы (правила) характеризуют какую-то одну сторону поведения людей (уважать старших, заботиться о детях). Моральные принципы характеризуют линию поведения людей (честность, справедливость, патриотизм).

Нравственный идеал — это совокупность положительных нравственных качеств. Он может быть персонифицирован в определенной личности, а может носить собирательный характер. Идеал выступает как цель, образец поведения человека.

Моральные (нравственные) отношения — это вид общественных отношений, выражающий характер связи между личностью и обществом, коллективом, другим человеком па основе существующих моральных норм и понятий.

Они складываются независимо от воли и желания людей и в этом смысле объективны, но характер их определяется нравственной позицией человека, и в этом смысле они субъективны. Нравственные отношения включают в себя моральные оценки, ориентации, установки, в том числе и самооценки (рефлексии).

Моральная (нравственная) деятельность (практика) — сфера морали, в которой реализуется моральное сознание и отношение, воплощаясь в конкретные дела.

В чистом виде нравственной деятельности не существует, она «растворена» в экономической, правовой, политической, религиозной и других видах деятельности и выступает неотъемлемой стороной, аспектом этих видов деятельности. Следует различать нравственный поступок и нравственное поведение. Последнее выражает последовательность и постоянство поведения личности, что важно для более точной оценки ее нравственного облика. Нравственная деятельность, помимо этого, включает в себя моральный выбор, конфликт, компромисс, воздаяние.

В реальной жизни все компоненты находятся во взаимопроникновении и взаимодействии. Наиболее предметно мораль человека проявляется в его поведении, поступках, где конкретно реализуются моральное сознание и отношения. Кроме того, нравственная деятельность не существует в чистом виде, она неотъемлемая сторона экономической, политической, правовой и других видов человеческой деятельности.

Из такого понимания морали следует два важных вывода.

Первый вывод — при оценке нравственных качеств человека важен учет не только его морального сознания, представления о добре, зле, долге и т.д., но и его реального поведения, конкретных поступков.

Второй вывод в том, что формировать высокие моральные качества людей не только можно, но и нужно, используя все виды человеческих отношений, всю совокупность видов и форм деятельности, в том числе и деловую.

К специфическим чертам морали как общественного явления можно отнести следующее.

Во-первых, поскольку мораль охватывает все виды умственной и физической деятельности людей, то сфера ее влияния гораздо шире сферы влияния экономических, политических, правовых, религиозных и других видов воздействия на людей.

Во-вторых, в отличие от правовых норм, устанавливаемых и поддерживаемых в обществе силой, а иногда и с помощью организованного государственного насилия, моральные нормы возникают стихийно и поддерживаются в основном общественным мнением.

В-третьих, вследствие этого у морали нет четко оформленной системы институтов. Конечно, существуют организации, которые берут и должны брать на себя функцию нравственного воспитания людей, и для общества плохо, когда такие организации распадаются, а государство оказывается в стороне от решения моральных проблем. Сегодня в российском обществе церковь в значительной мере стремится взять на себя функцию лидера нравственного воспитания па основе религиозной идеологии. Но все же она не является специальным нравственным институтом, а служит в основном для удовлетворения религиозных потребностей людей.

Мораль не является совокупностью раз и навсегда сформировавшихся норм, принципов, ценностей, идеалов, традиций и т.д. Как любое общественное явление, она изменчива и отражает всю совокупность социальных преобразований в ходе исторического развития общества. Поэтому попытки создать нравственность, приемлемую для всех времен и всех народов, неизменно терпели неудачу.

Но в то же время в содержании морали есть устойчивые непреходящие нормы, нс утрачивающие со временем ценность. Это общественные нормы нравственности, к которым относятся забота о тех, кто часто не имеет возможности обеспечить себя: детях, стариках, больных; отказ от посягательства на человеческую жизнь; неприменение насилия в отношении женщин и детей и др. Так, в Библии (да и в Коране, Трипитаке и других духовных книгах различных религий) этим и другим нормам придана форма религиозных заповедей, но они являются общечеловеческими именно потому, что отражают основные условия самосохранения человечества.

Поскольку общество дифференцированно в профессиональном, национально-этническом, социально-классовом и других отношениях, то с полным основанием различают сословную, классовую, профессиональную, коллективную, групповую мораль, мораль, отражающую этнонациональные особенности людей, их конфессиональную принадлежность или принадлежность к определенным институтам или видам деятельности (например, к деловой).

Социальная роль морали выражается в выполняемых функциях. К их числу относятся:

  • • мировоззренческая (нравственные знания, нормы, принципы, убеждения являются важнейшими элементами взглядов человека на мир и понимание своего места и поведения в нем);
  • • регулятивная (выражается в том, что ее нормы и принципы определяют характер взаимоотношений между людьми, а также их отношения к выполняемому долгу, профессии, семье, коллективу);
  • • аксиологическая, или ценностная (заключается в том, что сами моральные нормы не только относятся к разряду духовных ценностей, но и являются отправными точками, критериями построения ценностных систем во многих сферах человеческой деятельности);
  • •коммуникативная (выражается в сплачивающей, объединяющей способности морали).

Мораль — духовно-практическая сторона общественной жизни, сложная ценностно-нормативная система, определяющая отношения и деятельность людей с позиций исторически меняющихся представлений людей о добре, зле, справедливости, долге на основе добровольного и осознанного выбора.

Если мораль возникла на заре становления человеческого общества, то этика возникает значительно позже, в период разложения родоплеменного и образования классового общества. В основе возникновения этики лежит ряд причин.

Во-первых, человеческая рефлексия, т.е. развивающаяся способность к самоанализу и самооценке: справедливо я поступаю или нет, творю я добро или зло?

Во-вторых, потребность проанализировать стихийно сложившиеся нравственные нормы, выразить их в форме понятий, суждений и сформулировать в качестве критериев праведной или неправедной жизни.

В-третьих, это потребность осмыслить причины противоречия между должным и сущим, т.е. между идеалом, нормой и действительностью в сознании и поведении людей.

Наконец, в-четвертых, возникает потребность нравственно обосновать справедливость существующего экономического уклада, социального неравенства и эксплуатации людей. Таким образом, возникновение этики обусловлено причинами как гносеологического (познавательного), так и социального порядка.

Назвав этику теорией морали, мы в основном определили се суть и объект познания. Но изучением различных сторон морали занимаются и другие науки: педагогика, психология, социология и т.д. Поэтому необходимо выделить специфику именно этического знания о морали, иными словами, определить предмет этики. Можно сказать, что этика — это система научных знаний о сущности, законах развития морали как общественного явления и формирование нравственной личности. Этика обращена к обществу в целом, видам социальных общностей и каждому человеку.

В развернутом виде предмет этики включает в себя:

  • • выяснение сущности, структуры и содержания морали как духовно-практического явления;
  • • изучение закономерностей и тенденций возникновения, развития и функционирования морали с учетом конкретных исторических условий;
  • • анализ и обоснование моральных норм, принципов, ценностей общества;
  • • изучение и разработку путей и методов нравственного воспитания и разрешения нравственных проблем общества;
  • • изучение исторических этапов и особенностей развития морали и этических учений;
  • • анализ основных тенденций нравственного развития современного общества и возможностей воздействия на них;
  • • анализ взаимодействия морали с другими сферами общественной жизни и этики с другими областями знания;
  • • изучение специфики профессиональной морали и этики.

При определении этики как пауки, ее предмета и круга решаемых задач приобретают важность ответы на вопросы:

  • 1. Является ли она самостоятельной наукой или разделом философии?
  • 2. Как она соотносится с практикой, в том числе и с деловой?
  • 3. Каков характер ее связи с другими отраслями знания?

С одной стороны, этика является относительно самостоятельной наукой, поскольку у нее есть предмет, система закономерностей функционирования и развития, категориальный аппарат, а также основной вопрос -соотношение должного и сущего в нравственном поведении людей.

С другой стороны, этике присущ остро философский характер.

Во-первых, потому, что нравственные отношения носят всеобщий универсальный характер, поскольку затрагивают все стороны человеческих отношений, все сферы человеческой жизни. Экономические, политические, религиозные, юридические и другие виды деятельности содержат в себе нравственный аспект и подвержены этической оценке. Следовательно, философский статус этики вытекает из всеобщности морали.

Во-вторых, нравственные проблемы относятся к разряду вечных проблем, что также придает им философский характер. Перед каждым новым поколением и отдельным человеком в различные исторические эпохи и в разных цивилизациях встают одни и те же вопросы: что есть добро и зло, справедливость и несправедливость? А своеобразие исторического времени, социальных условий и индивидуальной судьбы определяет и своеобразие ответов на эти вопросы в системе этического знания.

В-третьих, вопрос о соотношении должного и сущего в нравственном поведении людей есть одна из форм проявления более общего вопроса о соотношении духовного и практического, материального в содержании человеческой деятельности.

В-четвертых, философский характер этики выражается в том, что она покоится на определенном философском мировоззрении и философской методологии, является их своеобразным приложением к рассмотрению проблем морали. Не случайно И. Кант называл этику «моральной философией».

Что же касается характера связи этики с другими областями знания, то она прежде всего выражается в регулятивном воздействии этических принципов и норм на деятельность ученых любой области знания и в использовании данных различных паук для этических обобщений и выводов. Кроме того, эта взаимосвязь выражается в возникновении пограничных областей исследований в виде педагогической, медицинской, биологической, юридической и других видов этики.

В содержательном отношении этика включает в себя:

  • 1. Общую теорию морали или метаэтику, занятую анализом методологических, гносеологических, мировоззренческих и других проблем этики и морали.
  • 2. Историю этики и морали, исследующую их возникновение, развитие, специфику на каждом этапе, особенности школ и учений, а также проблемы нравственного прогресса.
  • 3. Содержание и взаимосвязь основных этических норм и принципов, анализ категориального аппарата этики.
  • 4. Теорию управления нравственными процессами, нравственного воспитания и разрешения нравственных конфликтов.
  • 5. Нравственные аспекты важнейших сфер жизнедеятельности и наиболее актуальных социальных проблем (экология, демография, общество потребления и др.).
  • 6. Виды профессиональной этики.

Социальная роль этики находит выражение прежде всего в выполняемых ею функциях. К ним относятся:

  • а) мировоззренческая функция состоит в том, что этика является важным элементом системы научного мировоззрения, формируя взгляд человека на роль и место морали в жизни людей, на содержание нравственных отношений, на осознанную приверженность к определенным нравственным ценностям и принципам;
  • б) методологическая функция заключается в способности человека, обладающего этическими знаниями, осознанно применять их к анализу нравственного состояния общества, воздействию па нравственные процессы, разрешению нравственных коллизий на индивидуальном и групповом уровнях, а также в умении анализировать иные этические теории;
  • в) регулятивная функция — люди посредством знаний о нормах, принципах, нравственных идеалах и ценностях регулируют отношения между собой, причем знания выступают в качестве мотивов конкретных практических действий;
  • г) гносеологическая (познавательная) функция состоит не только в отрешенности этики от исторического прошлого, но и в более глубоком проникновении в сущность практических нравственных процессов и порождающих их причин;
  • д) воспитательная и прогностическая функции этики состоят в стремлении предвидеть с большей или меньшей степенью вероятности возможные тенденции в изменении общественной морали.

Таковы наиболее общие и существенные положения, характеризующие этическую теорию и мораль как важную сторону духовно-практической жизни общества. Усвоение их является необходимой исходной теоретической базой для рассмотрения последующих вопросов деловой этики.

  • Богомолов О. Т. Экономика и общественная среда // Экономика, финансы, безопасность. 2005. № 2. С. 9.

Этика деловых отношений

Современный бизнес представляет собой не только товарно-денежные отношения. Если отодвинуть на второй план экономическую составляющую, то можно заметить что немалую роль в заключение прибыльных сделок, карьерном росте или успешном руководстве компанией играют деловые отношения.

Этика бизнеса и деловых отношений – это важнейший элемент в формировании профессионализма. Цивилизованный мир вынуждает любого делового человека знать элементарные правила хорошего тона. Заключая сделки на международном уровне и выходя рамками приличия, деловой человек рискует потерять деловые связи и как минимум лишиться репутации у заграничных коллег. Поэтому культура и этика деловых отношений является основным фактором успешной деятельности после экономической составляющей.

Этика и этикет деловых отношений

От отношений, которые установлены внутри организации, во многом зависит ее дальнейшая деятельность и успешность развития. Для того, чтобы осуществлять эту деятельность на должном уровне каждый сотрудник вне зависимости от того какую должность он занимает, обязан соблюдать основные принципы этики деловых отношений. Этичным считается такое поведение менеджера или всей компании, когда оно способствует развитию, не нарушая каких-либо этических норм. Иными словами, поведение каждого сотрудника это образ всей организации в целом, и от его умения строить общение будет зависеть отношение к организации деловых партнеров, клиентов и окружающих.

Этика деловых отношений в организации строится на ряде принципов:

  • менеджер обязан терпимо относиться к моральным устоям, существующим в других странах и регионах;
  • в работе менеджера при принятии решений должны разумно сочетаться индивидуальное и коллективное начала;
  • поскольку соблюдение этических норм базируется на социально-психологических методах, то для получения нужного результата необходимо их длительное применение.

Также этика деловых отношений предусматривает наличие принципов личности и профессионализма. К первому виду принципов относятся положения о том, что честь дороже прибыли, насилие и угрозы не являются способами достижения деловых целей, а основа отношений – это уважение участников общего дела и самоуважение. К принципам профессионализма относятся ведение дела сообразно средствам, оправдание доверия клиентов и партнеров, стремление завоевать надежную репутацию и достойная конкуренция.

Этика бизнеса и деловых отношений, как и любая часть культуры, предполагает наличие определенных норм и правил. В бизнесе эти правила выглядят следующим образом:

  1. Будьте пунктуальны. Любое опоздание сотрудника мешает работе всей организации и характеризует его как личность, на которую нельзя положиться. Рассчитывать время на выполнение определенной задачи, а также выделять запас времени на случай возникновения проблем, крайне важно для делового человека.
  2. Не стоит говорить лишнего. У каждой организации есть свои секреты. Многие сотрудники при приеме на работу подписывают договор о неразглашении тайн компании. Этого же правила стоит придерживаться в вопросах личной жизни коллег по работе.
  3. Учитывайте интересы третьих лиц. Успех ведения дел заключается в учете мнения партнеров, клиентов и коллег. В работе нельзя зацикливаться лишь на своих интересах и необходимо терпимо относится к тем, кто мыслит иначе.
  4. Одежда должна соответствовать дресс-коду компании. В любой организации необходимо выделяться не одеждой, а трудоспособностью. Речь должна быть грамотной. Умение говорить влияет на его образ в глазах окружающих. Деловые люди обязаны владеть искусством риторики и уметь убеждать своих собеседников.

Этика деловых отношений должна соблюдаться всеми сотрудниками организаций. Для успешной и плодотворной деятельности компании, руководители должны установить позитивные отношения с подчиненными и внедрить правила этики, основанные на истинных человеческих ценностях, которые будут соблюдаться внутри организации. В конечном итоге организация должна стать единым организмом, идущем к общей цели, а соблюдение этики бизнеса и деловых отношений будет прекрасной помощью в формировании команды единомышленников и профессионалов своего дела.

Деловые отношения

Деловые отношения — отношения, определяемые задачами дела (бизнеса) и установками руководства. Деловые отношения направлены в результату, в отличие от личных отношений, чаще мотивируемых процессом.

Деловые отношения обычно более формальны, чем отношения личные. С другой стороны, эффективные деловые отношения могут быть совершено живыми и неформальными, если партнеры умеют пользоваться такой формой, таким форматом отношений.

Деловые отношения предполагают внутреннюю и внешнюю дисциплину и предполагают определенный уровень развития личности. Дети, так же как и человек-ребенок, не понимают деловых отношений и не способны к ним. Деловые отношения более понятны результатникам и менее близки процессникам.

Деловые отношения между близкими людьми

Между людьми находящимися в близких личных отношениях (отец и сын, муж и жена), установление (когда-то) деловых отношений — не простая, творческая задача. Этому может помочь:

  • Объяснение Почему и Зачем. Когда это понято обоим, на это согласиться легче.
  • Опыт обоих, умение обоих быть в деловых отношений. Если кто-то никогда не был в деловых отношениях и не представляет по факту, что это такое, он будет постоянно сползать в личные отношения, «отношаться».
  • Знаки и ритуалы. Если люди договорились и предупреждают: «Деловые отношения!», такие отношения запустить проще. Договаривайтесь и предупреждайте.

Близкие понятия

Межличностные отношения, — неформальные отношения, управляемые чувствами и эмоциями.

Личные отношения

деловые отношения

Смотреть что такое «деловые отношения» в других словарях:

  • Деловые отношения в организации — выступают как взаимоотношения, определяют сущность и психол. содержание деловых контактов работников, ориентированных на согласование действий и поступков. Они регулируются распределением прав, обязанностей и ответственности между подразделениями … Психология общения. Энциклопедический словарь

  • ОТНОШЕНИЯ — Сон, в котором вы завязываете тесные и прочные деловые отношения с новыми партнерами, предвещает болезни и неудачи, а также предупреждает о том, что следует быть поосторожнее с противниками, иначе они доставят вам слишком много неприятностей … Сонник Мельникова

  • отношения — (взаимное общение, связь между кем л.) кого и между кем. В отношениях людей всего больше было чувства подстерегающей злобы (Горький). Установились деловые отношения между людьми определенного круга … Словарь управления

  • отношения — Взаимное общение, дружеская, любовная или деловая связь между кем либо. Амикошонские (устар. яразг.), амурные (разг.), безупречные, бесцеремонные, близкие, враждебные, давние, деликатные, деловые, добрососедские, добрые, дружеские, дружественные … Словарь эпитетов

  • Деловые шахматы — Рис. № 1. Общий вид партии в деловые шахматы … Википедия

  • Деловые игры — Деловая игра метод имитации принятия решений руководящих работников или специалистов в различных производственных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком с ЭВМ в диалоговом режиме, при наличии конфликтных… … Википедия

  • Отношения межличностные — субъективно переживаемая связь между людьми. Существуют разнообразные виды отношений межличностных деловые,личные, приятельские, товарищеские, супружеские. Выделяются эмоционально непосредственные отношения, межличностные, характерные для так… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ — усвоение знаний методом активного обучения; создание формальной модели конфликтной ситуации, в которой участвуют различные стороны, наделенные различными интересами. Предметным содержанием деловой игры является имитация конкретных условий и… … Словарь по профориентации и психологической поддержке

  • Агентурные отношения — деловые отношения, складывающиеся между органами государственной безопасности и их агентами в ходе использования агентов и решении конкретных контрразведывательных (разведывательных) задач. В агентурных отношениях участвуют две стороны:… … Контрразведывательный словарь

  • Интертипные отношения — разрабатывавшаяся в соционике теория об отношениях между представителями социотипов, обусловленных отличиями этих социотипов. Содержание 1 14 видов интертипных отношений по модели А … Википедия

  • Российско-итальянские отношения — В данной статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из за отсутствия сносок … Википедия

Этика деловых отношений 5 (стр. 1 из 7)

Основные данные о работе

Версия шаблона 1.1
Филиал Тульский
Вид работы Курсовая работа
Название дисциплины Психологические основы управления и самоменеджмент (для магистр.)
Тема Этика деловых отношений
Фамилия студента Кузнецова
Имя студента Светлана
Отчество студента Владимировна
№ контракта 03203094621001

Введение……………………………………………………………………………3

Основная часть…………………………………………………………………….6

1. Сущность психологии и этики деловых отношений…………………………6

1.1 Общие сведения об этической культуре……………………………………..6

1.2. Деловой этикет и его принципы……………………………………………..8

1.3.Этикет деловых отношений…………………………………………………..11

2. Виды деловых отношений……………………………………………………..15

2.1. Деловое общение……………………………………………………………..15

2.2. Презентация…………………………………………………………………..18

2.3. Переговоры……………………………………………………………………21

3. Психодиагностика готовности личности к деловому общению…………….25

3.1. Цели, задачи и методы диагностики коммуникативной компетенции делового человека………………………………………………………………………..25

3.2. Психодиагностические средства оценки установок, стратегий, навыков личности в общении……………………………………………………………………..27

3.3.Психодиагностические методики……………………………………………30

Заключение………………………………………………………………………..34

Глоссарий…………………………………………………………………………36

Список использованных источников……………………………………………38

Приложения……………………………………………………………………….40

Введение

История развития бизнеса у нас в стране и зарубежом убедительно подтверждает тот факт, что успех любого дела в системе товарно-денежных отношений в решающей степени определяется состоянием «человеческого фактора» в сфере производства и потребления товаров и услуг. Бизнес делается не только на экономической основе, но и на этической. Как недопустимо нарушать общепринятые правила предпринимательства в коммерции, так недопустимо нарушать и правила делового этикета.

Осваивая цивилизованный рынок, современные предприниматели должны знать, что лишь 10-15% желающих утвердиться в рыночном мире добиваются своих целей. И именно следование правилам делового этикета и этике делового общения является залогом успеха в бизнесе. Другими словами, соблюдение правил делового этикета и деловой этики — один из необходимых элементов профессионализма каждого человека.

Более того: мировые экономические связи обязывают деловых людей знать правила хорошего тона и других стран. Здесь нарушение правил этикета могут привести даже к разрыву деловых связей и обернуться потерей рынков сбыта. А между тем, правила делового этикета со временем меняются. Некоторые из них в настоящее время утратили свою обязательность, например, элементы поведения по отношению к женщине.

Рынок ставит организацию (фирму) в принципиально новые отношения с государственными организациями, с производственными и иными партнерами, работниками. Устанавливаются новые экономические и правовые регуляторы. В связи с этим меняются деловые отношения между руководителями организаций, между руководителями и подчиненными, между всеми работниками внутри организации. Помимо этого, профессиональная роль любого сотрудника организации неотъемлемо связана с выполнением им этических норм, правил поведения и взаимоотношений со своим внешним окружением (коллегами, подчиненными, клиентами и партнерами). Соблюдение этики деловых отношений является одним из главных критериев оценки профессионализма, как отдельного сотрудника, так и организации в целом. Но что следует понимать под термином «этика»?

Под этикой понимается система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни. Соответственно этика деловых отношений выделяет одну из сфер общественной жизни. Понятно, что этические нормы служебных отношений базируются на общечеловеческих нормах и правилах поведения, но имеют некоторые отличительные особенности.

Таким образом, объектом исследования данной курсовой работы является производственная сфера, а предметом – этика деловых отношений.

Целью написания данной курсовой работы является рассмотрение такой темы, как «Этика деловых отношений». Для ее раскрытия необходимо решение следующих задач:

— дать понятие этике деловых отношений в целом;

— рассмотреть общие этические принципы и виды деловых отношений;

— проанализировать этические и культурные требования к подготовке презентаций, проведению переговоров, осуществлению эффективного делового общения;

— изучить литературу по данной тематике;

— провести анализ полученной информации и сделать выводы.

Кроме того, в рамках данной работы будет уделено большое внимание психодиагностике готовности личности к деловому общению. Часто неадекватная оценка своих собственных коммуникативных возможностей, компетентности в данной области способны вызвать осложнения в осуществлении профессиональной деятельности — вплоть до разрыва деловых отношений. И, наоборот, от того, как руководителям фирм удастся выбрать, «просчитать» и наладить деловой контакт с реальными и потенциальными партнерами по бизнесу, зависят устойчивость и перспективы их функционирования. Наконец, от умения вызывать доверие, уважение, расположение потребителей производимых предприятием товаров и услуг зависят объемы их производств, масштабы бизнеса, реальные показатели его успеха. А добиться данных результатов возможно лишь при знании и умелом использовании своих коммуникативных знаний, навыков, умений, работой по их совершенствованию и по приобретению недостающих.

Таким образом, проблема исследования заключается в том, что недостаточное внимание к этике деловых отношений может негативным образом сказаться на деятельности любой организации.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что выбранная для данной курсовой работы тема «Этика деловых отношений» является, на сегодняшний день, достаточно актуальной. Однако она довольно обширна и возможности ее раскрытия и освещения ограничиваются узкими рамками курсовой работы.

В связи с этим, многие важные аспекты изучаемой проблемы будут лишь упомянуты в данной работе, без подробного рассмотрения и описания. Так, не будут рассмотрены: этикет деловой переписки и телефонных переговоров, этикет внешнего вида и офисного гостеприимства, дорожный и застольный этикет, требования конфиденциальности и т.д. Мы остановимся на таких видах деловых отношений, как: деловое общение, презентация (включая самопрезентацию, имидж и авторитет делового человека) и переговоры, но и о них можно было бы сказать больше.

Но какие бы аспекты изучаемой темы мы бы не выбрали для рассмотрения, приходишь к выводу, что в практике деловых отношений очень важно умение видеть себя со стороны, нацелить себя на терпеливую и нудную работу над собой, глубже понять себя и других, реализовать свой творческий потенциал. Все это поможет стать конкурентоспособным специалистом, востребованным на рынке труда. И основными задачами каждого человека, вступающего в деловые отношения, является: познание самого себя, приобретение навыков управления своими эмоциями, умения слышать и понимать другого человека, жить в согласии с окружающими.

1Сущность психологии и этики деловых отношений

1.1. Общие сведения об этической культуре

В течение жизни человек вступает в деловые отношения с другими людьми. Одним из регуляторов этих отношений является мораль. В ней выражены наши представления о добре и зле, о справедливости и несправедливости. Мораль дает человеку возможность оценить поступки окружающих, понять и осмыслить, правильно ли он живет, и к чему надо стремиться. Человек может сделать общение эффективным, достичь определенных целей, если он правильно понимает моральные нормы и опирается на них в деловых отношениях. В противном случае общение становится невозможным или вызывает трудности.

Кто же создал правила человеческого поведения? Почему одно поведение одобряется обществом, а другое – осуждается? На эти вопросы дает ответ этика.

Этика – это одна из древнейших отраслей философии, наука о морали (нравственности). Термин «этика» (от греч. ethos – обычай, нрав) был введен Аристотелем (384 – 322 гг. до н.э.), причем этика считалась «практической философией), которая должна дать ответ на вопрос: что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки?

Мораль (от лат. moralis – нравственный) – это система этических ценностей, которые признаются человеком. Она регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни – в труде, в быту, в личных, семейных и международных отношениях.

Нормы морали получают свое идейное выражение в заповедях и принципах о том, как должно себя вести. Одно из первых в истории правил нравственности формулируется так: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе». Это правило появилось в VI — V вв. до н.э. одновременно и независимо друг от друга в различных культурных регионах – Вавилоне, Китае, Индии, Европе. Впоследствии оно стало именоваться «золотым», так как ему придавалось большое значение. В наши дни оно остается так же актуальным, и всегда надо помнить, что человек становится человеком только тогда, когда он утверждает человеческое в других людях. Потребность относиться к другим, как к самому себе, возвышать других через возвышение других и составляет основу нравственности.

Этические нормы деловых отношений

В процессе жизнедеятельности в трудовых коллективах возникают самые разнообразные отношения между работниками, имеющими различные побуждения и потребности, интересы, вкусы, чувства.

Все отношения делятся на положительные, которые активизируют психические и физические силы человека, ведут к повышению производительности труда, иотрицательные, которые тормозят развитие способностей человека, повышают неудовлетворенность работой, собой, людьми.

Взаимоотношения, складывающиеся в трудовом коллективе, подразделяются на такие три вида: «сверху вниз», «снизу вверх» и «по горизонтали», т.е. общение руководитель—подчиненный, подчиненный—руководитель и работник—работник. Эти виды отношений применимы как к межличностному общению, так и к общению между предприятиями. Несоблюдение этики делового общения, особенно между людьми, не равными по своему социальному статусу, например между руководителем и подчиненными, приводит к возникновению в коллективе нездоровой моральной атмосферы, вследствие чего работники могут испытывать дискомфорт из-за нравственной или юридической незащищенности.

Этические нормы отношений «сверху вниз» регулируют образцы поведения руководителей. Он всегда «на виду» у подчиненных. Как ведет себя руководитель, так рано или поздно будут вести себя и все его подчиненные.

Нормы этичного поведения руководителя — правила, основанные на знаниях и навыках этики, определяющих уважительное отношение руководителя к своим подчиненным и внешнему окружению.

Культура профессионального поведения руководителя определяется общим уровнем его образования и воспитания. Общечеловеческие нормы и правила поведения, универсальные основы этики и морали безусловно действуют и находят свое проявление в деятельности руководителя. Однако профессиональное поведение руководителя требует от него определенных специфических знаний и навыков, которые во многих случаях позволяют предотвратить возникновение конфликта или стрессовой ситуации во взаимоотношениях с подчиненными сотрудниками.

Деловые нормативы рекомендуют руководителю:

О стремиться превратить организацию в сплоченный коллектив, приобщать работников к целям организации. При идентификации человека с коллективом он чувствует себя более комфортно, особенно если при этом он не утрачивает и собственной индивидуальности;

О проявлять интерес к людям, стремиться помогать подчиненным преодолеть свои слабости и неуверенность в собственных силах;

О делать замечания подчиненным в соответствии с этическими нормами, т.е. в вежливой форме, на основании возможно более полной собранной информации. Замечания и порицания следует высказывать один на один, а поощрения публично: это позволит проявить уважение к достоинству и чувствам человека;

О критиковать действия и поступки работника, а не его личность. Не следует бесконечно попрекать человека его слабостями и недостатками. Это не поможет ему от них избавиться, а, наоборот, будет способствовать снижению самооценки и уверенности в себе. Во всех случаях, когда это возможно, критику необходимо совмещать с комплиментами; нельзя унижать чувство собственного достоинства собеседника;

О не обрастать любимчиками, относиться к работникам как к равноправным членам коллектива и ко всем одинаково;

О поощрять коллектив даже в том случае, если успех главным образом достигнут благодаря успехам самого руководителя;

О укреплять у подчиненных чувство собственного достоинства. Хорошо выполненная работа заслуживает не только материального, но и морального поощрения;

О доверять подчиненным;

О признавать собственные ошибки в работе;

О защищать подчиненных, быть им преданным;

О не советовать подчиненным, как поступать в личных делах.

Современный руководитель достаточно демократичен в отношениях с подчиненными, однако он должен уметь держать необходимую дистанцию, не допускать фамильярности, грубости и бестактности. Чтобы активнее располагать к себе людей, руководитель может прибегнуть к таким приемам:

О прием «имя собственное» основан на произношении вслух имени и отчества человека, с которым руководитель вступает в отношения. Звук собственного имени, по мнению психологов, вызывает у человека не всегда осознаваемое им чувство приятного. Когда к человеку обращаются и произносят его имя, это вольно или невольно воспринимается им как знак внимания. Это не может не вызывать чувства удовлетворения, которое сопровождается положительными эмоциями. А известно, что человек вызывающий положительные эмоции, располагает к себе (как говорят психологи, формирует аттракцию);

О прием «зеркало отношений». Следует внимательно контролировать мимические реакции, следить за выражением лица. Лицо — зеркало не только души, но и отношений. Приятное выражение лица, приветливая улыбка свидетельствуют о добром расположении человека к другому;

О прием «зол отые ел ова», т.е. слова поддержки, одобрения действий подчиненного. По сути, они являются комплиментами (от фр. compliment — лестное замечание в адрес кого-либо, похвала, т.е. слова, которые содержат небольшое преувеличение положительных качеств человека). Комплименты способствуют образованию положительных эмоций и обусловливают расположенность человека к руководителю при выполнении его распоряжений. Самый эффективный комплимент — комплимент на основе антикомплимента себе;

О прием «терпеливый слушатель». Руководителю следует быть внимательным к подчиненным, терпеливо, не перебивая, их выслушивать.

Этические нормы отношений «снизу вверх» регулируют поведение подчиненных с руководителем. Подчиненным следует:

О стараться помогать руководителю в создании в коллективе доброжелательной нравственной атмосферы, упрочении справедливых отношений;

О не пытаться навязывать руководителю свою точку зрения или командовать им. Такое отношение подрывает авторитет руководителя. Высказывать предложения и замечания подчиненный должен тактично и вежливо;

О предлагать руководителю свое решение сложных проблем;

О не разговаривать с руководителем категорическим тоном;

О проявлять преданность, быть надежным;

О не обращаться к высшему руководству, минуя собственного руководителя. В противном случае это может быть расценено руководителем как неуважение.

Этические нормативы деловых отношений «по горизонтали» (т.е. между коллегами, рядовыми членами коллектива) предписывают:

О не требовать к себе какого-либо особого отношения или особенных привилегий со стороны другого;

О пытаться достичь четкого разделения прав и ответственности в выполнении общей работы;

О не преувеличивать своей значимости и деловых возможностей;

О не относиться к коллегам с предвзятостью;

О называть своих коллег по имени, имени и отчеству;

О не давать обещаний, которые невозможно выполнить;

О не спрашивать коллег о состоянии их личных дел, а тем более о проблемах;

О уважать коллег как личности.

Реализация данных нормативов может способствовать улучшению деловых отношений на всех уровнях и в разных сферах деятельности организации. Их игнорирование может увеличить возможность возникновения нервозности, конфликтности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *