Умаление чести в римском праве

20. Ограничения правоспособности. Умаление чести

Умаление правоспособности физического лица называлось capitis deminutio. Различали три степени ограничения правоспо­собности физических лиц: утрата свободы (status libertatis) рас­сматривалась как capitis deminutio maxima, утрата гражданства (status civitatis) составляла capitis deminutio media, а изменение в семейном статусе (status familiae) признавалось capitis deminutio minima.

Утрата (изменение) любого из статусов существенно влияла на возможность быть субъектом права вообще, а следователь­но, и участником частных правоотношений.

Утрата правоспособности (capitis deminutio maxima) проис­ходила в случае утраты свободным лицом статуса свободы. Capitis deminutio maxima подвергались:

1) римляне при попадании их в плен к неприятелю, а также те, кто в момент объявления войны находился на вражеской территории. При возвращении пленного римского граждани­на живым на родину (на территорию одного из дружествен- •и,I ч i Римом государств), его правоспособность восстанавли- нились;

.?) с вободные при обращении их в рабов. Это могло про- и пин п в силу следующих причин:

при неявке во время ценза для внесения своего имуществен­ною положения в списки (указанное правило действовало до пичала республики);

при проявлении непочтительности или неблагодарности иольноотпущенником своему патрону;

несостоятельные должники (в конце республики это ограни­чение исчезло);

лица старше 20 лет, сознательно допустившие продать себя I» рабство с тем, чтобы потом, по объявлении себя свободным, получить часть вырученных при продаже денег. Такие лица становились рабами покупателя, которого они хотели обма­нуть;

лица, осужденные к смертной казни или на работу в руд­ники;

при поступлении лица в гладиаторы. При заключении лицом договора с устроителями игр (хозяином гладиаторской шко­лы), оно брало на себя обязательство принимать участие в качестве гладиатора в поединках в цирках (на арене), в том числе рискуя быть убитыми («быть сожженным, в кандалы иверженным, мечом умерщвленным»). По отношению к устро­ителям игр гладиаторы находились на положении, подобном рабскому: они теряли свободу передвижения и личную свобо­ду, а с этим и возможность пользоваться гражданскими пра­вами.

Среднее ограничение правоспособности (capitis deminutio

media) наступало тогда, когда свободный римлянин сохранял состояние свободы, но утрачивал римское гражданство при переселении его в латинскую или перегринскую общину, при переходе к врагу с осуждением к «изгнанию из Рима», при де­портации или ссылке.

Минимальное ограничение правоспособности (capitis deminutio minima) наступало в случаях изменения семейного положения человека, например если лицо самостоятельное подпадало под чужую власть.

Наряду с capitis deminutio, римское право в разные периоды истории устанавливало ограничения правоспособности лиц, которые в силу различных причин заслуживали нравственного и общественного осуждения. Основными случаями такого огра­ничения были: intestabilitas, infamia и turpitudo.

Intestabilitas (лишение права быть свидетелем) являлось наи­более древним случаем ограничения правоспособности физи­ческого лица. Оно сводилось к объявлению лица, принявшего участие в качестве свидетеля при совершении юридических дей­ствий, а впоследствии отказавшегося подтвердить совершение таких действий или их содержание, недостойным и негодным в свидетели.

Такое ограничение включало в себя как неспособность лица быть свидетелем, так и невозможность приглашать быть Свиде­телями в интересах данного лица других лиц и приводило на практике к исключению его из jus commercii, поскольку в ту эпоху почти все юридические действия совершались в торже­ственной форме, требовавшей участия свидетелей.

Infamia (покрытие позором) поражала всех тех лиц, кто вслед­ствие совершения действий, считавшихся глубоко безнравствен­ными, утрачивал уважение в обществе. Различали:

infamia mediata (косвенное бесчестье) как следствие осуж­дения за определенные бесчестящие проступки (например, за совершение кражи, мошенничества) или осуждения по опре­деленным категориям гражданских дел, основывавшимся на принципе добросовестности (дела об опеке, о поручении, о хра­нении);

infamia immediate (непосредственное бесчестье), которое на­ступало в силу закона, т. е. вследствие самого факта соверше­ния позорящих действий (например, за ложное банкротство, двоеженство, вступление женщины в повторный брак до исте­чения года после расторжения предыдущего брака и т. д.).

Указанные разновидности infamia ограничивали не только публичную правоспособность лица (утрату им права голоса и права занятия общественных должностей), но и влекли за со­бой существенные ограничения частной правоспособности. На­пример, лица, на которых распространялась infamia, не могли выступать в суде представителем другого лица, быть опекуном и т. д.

Лица 53

I ut iiltudo представляло собой умаление чести, связанное

• |йнмшем некоторыми профессиями, считавшимися недо- I и.иными благородных римлян, например, актера, проститутки

с I in pitudo устанавливалось по решению претора и влекло ••♦вторые ограничения гражданской правоспособности (на­пример, ограничение наследственных прав).

22. Умаление гражданской правоспособности (capitis deminutio). Инфамия (infamia).

Умаление гражданской правосп-ти по РП выр-ется в отпадении у лица одного/неск-их статусов.

capitis deminutio(отпадение статусов):

· capitis deminutio minima – отпадение сем. статуса (напр, при усыновлении)

· capitis deminutio media – отпадение статуса гражд-ва (! автоматически также и семейного статуса, если он был), напр.

при высылке рим. гражданина из Рима(и, соотв-нно, лишение его гражд-ва)

· capitis deminutio maxima – отпадение статуса свободы(автом-ски также статуса гражданства и статуса семейного, если они были), означает полное прекращение правоспособности. Обст-вами, влекущими макс. утрату правосп-ти: — пленение римлянина врагом(до его возвращения в Рим); — продажа римлянина в рабство(в древнейшее время за долги); — осуждение римлянина к смертной казни или на пожизненную работу в рудниках (такое наказание назначалось за тягчайшие, обычно гос-нные, преступления)

Иные формы умаления правоспособности.

1. infamia (умаление гражданской чести) назначалось в порядке ответст-сти за нек-рые правонарушения(напр, недобросовестное опекунство). присуждалась по нек-рым искам (напр. из договоров поручения и товарищества). применялась при нарушении нек-рых норм брачно-семейного права (напр, двоеженство) . Лицо, подвергнутое infamia, не могло осущ-ть ряд публичн. ф-ций(напр, быть представителем, опекуном, избранным на обществ. должности)

intestibilitas подвергались лица, отказывавшиеся подтвердить действительность цивильной сделки, если участвовали в ней в кач-ве свидетелей или весовщиков. последствия сходня с последствиями infamia (в частн, такие лица не могли в дальнейшем участвовать в сделках, требующих присутсвие свидетелей, ни в качестве свидетелей, ни в качестве сторон)

Умаление правоспособности римских граждан (capitus deminuto)

Римское гражданство утрачивалось с естественной смертью лица или его гражданской смертью. Гражданская смерть знаменовалась утратой римлянином его гражданских прав. «Умаление в правоспособности есть изменение положения» (D. 4. 5. 1).

Существовали следующие виды умаления правоспособности римских граждан: максимальное (maxima), среднее (media) и минимальное (minima). При максимальном умалении римский гражданин утрачивал свободу, превращался в раба. Имущество его переходило к господину. Максимальное умаление наступало в следующих случаях:

  • – если римский гражданин попадал в плен к врагу;
  • – если римский гражданин был продан в рабство;
  • – при осуждении на смертную казнь или некоторые пожизненные виды работ (например, на рудниках).

При среднем умалении правоспособности римский гражданин не терял свободу, но его правоспособность приравниваюсь к правоспособности латинов и перегринов. Среднее умаление наступало в следующих случаях:

  • – в случае переселения к латинам и перегринам;
  • – если гражданин перебежал к врагу и был осужден на изгнание из Рима (ссылку).

Минимальное умаление правоспособности римских граждан наступало с изменением семейного состояния одного из супругов.

Умаление гражданской чести

Ограничение правоспособности римского гражданина могло наступить вследствие умаления гражданской чести. Существовало несколько видов умаления гражданской чести, среди которых самым серьезным была предание бесчестью (infamia). Фактически ограничения правоспособности лица были непосредственно связаны с тем фактом, что гражданин утрачивал уважение в обществе в связи со своим неблаговидным поведением.

Опосредованное бесчестье (infamnia mediata) наступало:

  • – в случае осуждения лица за уголовное преступление или за особо порочащее частное правонарушение (кража, мошенничество);
  • – в результате присуждения по искам из таких отношений, где предполагается особая честность (например, из договора поручения, товарищества, хранения, из отношений по поводу опеки и т.п.);
  • – вследствие продажи всего имущества с аукциона в связи с невозможностью оплатить требования кредиторов.

Непосредственное бесчестье (infamnia immediata) наступало непосредственно в силу нарушения некоторых правовых норм и совершения позорящих действий, например касающихся брака (бесчестной (infamis) считалась вдова, вступившая в новый брак до истечения года после смерти первого мужа). Разновидностью непосредственного бесчестья являлся позор (turpitude) – умаление гражданской чести ввиду занятий позорной профессией: сводничеством, актерством и т.п.

По характеру своего поведения personae turpes признавались бесчестными и ограничивались в области наследования.

На personae infames налагались значительные ограничения. Такие лица не могли представлять других в процессе, а также назначать процессуального представителя себе; таким лицам не разрешалось вступать в законный брак с лицом свободнорожденным, они были ограничены в области наследственного права, семейного права (не могли быть опекунами и попечителями). Бесчестие ограничивало в выполнении публичных функций: personae infames не могли избираться на общественные должности.

Существовала также особая форма бесчестья – intestabilitas. Ее суть сводилась к тому, что лицо, участвовавшее в сделке в качестве свидетеля, а затем отказавшееся давать показания в суде по поводу этой сделки, признавалось intestabilis. Данному лицу запрещалось участвовать (ни в качестве стороны, ни в качестве свидетеля) в совершении сделок, требующих участия свидетелей. Это было очень серьезным ограничением. В более позднее время intestabilitas признавались также лица, которые участвовав в создании или распространении пасквилей – «Осужденный за составление пасквиля не способен быть свидетелем» (D. 22. 6. 21).

Между тем справедливо замечено, что это определение соответствует только браку cum manu, ибо в браке sine manu не было divi- ni et humani iuris communcatio: чужая агнатической семье мужа, жена не участвовала в религиозном культе этой семьи, не связывали ее с мужем и никакие связи светского права. Однако память о браке cum manu была, по-видимому, настолько яркой, что Мо-дестин включил di- vini et humani iuris communicatio в число признаков всякого брака. Живучесть брака cum manu подтверждается и тем, что наименование materfamilias, которое в более позднее время давалось всем состоявшим в браке женщинам (D. 50. 16. 46. 1), еще во времена Цицерона, по собственному его свидетельству, давалось только женщинам, состоявшим в браке cum manu. С другой стороны поэт Энний (II в. до н. э.) упоминает о расторжении отцом брака sine manu своей подвластной дочери. Таким образом можно думать, что во второй половине II в. до н.э. брак sine manu был уже привычным явлением. Однако существование брака sine manu можно усмотреть и во времена гораздо более древние. Еще законы XII таб- лиц допускали установление manus путем своеобразной «приобретательной давности» — истечением года непрерыв- ной совместной жизни с женой. Возможно, однако, что ис- течение года превращало в этих случаях фактическое со- жительство в iustum matrimonium, а потому сообщало и manus. Но нельзя не указать и еще на одно постановление законов XII таблиц, подтверждающее существование в мо- мент их издания брака sine manu: женщина, вступившая в брак без совершения брачных формальностей, может пре- дупредить возникновение manus посредством так называе- мой usurpatio trinoctii — покинув на три ночи дом мужа, она прерывает «давность», в силу которой возникла бы по истечении года manus mariti. Можно сделать вывод, что, ежегодно повторяя usurpatio trinoctii, жена может прев- ратить брак на все время его существования в брак sine manu. Все указанное позволяет сказать, что признание брака sine manu находит себе выражение уже в законах XII таблиц. Но какие социальные предпосылки определили возникно- вение брака sine manu? Понятно, что если нет увереннос- ти в моменте его появления, то еще труднее объяснить это появление по существу. Возможно, что первоначально это была некоторая юридически неполноценная разновид- ность брака между патрициями и плебеями, между которыми ius conibii было признано лишь после издания законов XII таблиц законом Canuleia 445 г. до н. э. Может быть, это была исконная форма плебейского брака, впоследствии усвоенная также и патрициями. Как бы то ни было, в эпо- ху классических юристов брак cum manu — уже историчес- кий пережиток. Создавая совершенно различный строй отношений между мужем и женой, брак cum manu и брак sine manu резко от- личались один от другого и в порядке заключения и прек- ращения. Заключение брака cum manu требовало совершения определенных обрядов, это был акт формальный. Брак sine manu рассматривался как некоторое фактическое состоя- ние: с ним связывались определенные юридические пос- ледствия (в отношениях отца с детьми, позднее и в неко- торых отношениях между мужем и женой), но для того,что- бы эти последствия возникли, нужно было одно: вступле- ние жены в дом мужа при наличии согласия брачующихся, а при соответствующих условиях также и лиц, осуществляв- ших над ними patria potestas. Заключение брака sine ma- nu было актом неформальным. Понятно, что глубоко различен был и порядок прекра- щения того и другого брака: в браке cum manu, в котором юридическая личность жены поглощалась личностью мужа, развод мог иметь место только по инициативе мужа и был, в сущности, «отторжением» жены от мужа. Брак sine manu мог быть расторгнут не только по соглашению супругов (divortium), но и односторонним волеизъявлением как му- жа, так и жены (repudium). Основные начала брака sine manu и, в частности, сво- бода развода сказались, однако, целым рядом отрицатель- ных последствий на жизни римского общества в последние годы республики и в начале принципата. Огромный рост богатств одних общественных кругов при обнищании других и резкое падение нравов сильно расшатали семейную жизнь. Стремясь парализовать неустойчивость брачных от- ношений и злоупотребления свободой развода, нередко с чисто спекулятивными целями, стимулировать вступление в брак и деторождение. Август внес ряд значительных изме- нений в действовавшее до того семейное право. Lex lulia de adulteriis (18 г. до н. э.) установила уголовную ответственность за нарушение супружеской вер- ности (adulterium), карая при этом не только виновных, но и попустителей, к числу которых относились отец и муж виновной жены, не возбудившие против нее обвинения. Карая adulterium, Август изъял от наказания внебрач- ные сожительства лиц, между которыми брак был воспрещен законом, как, например, браки между лицами сенаторского сословия и вольноотпущенниками. Такое сожительство с намерением установить брачные отношения и если ни одна из сторон не состояла в законном браке, называлось кон- кубинатом и рассматривалось как inaequale coniugium, неполноценный брак. Дети от такого сожительства, liberi naturales, в отличие от других рожденных вне брака де- тей (vulgo concepti) наделялись некоторыми правами наследо- вания после родителей, был установлен порядок их узаконения и т. п. Ряд прав был признан и за конку- биной. В то же время lex Iulia de maritandis ordini- bus, изданная либо также в 18 г. до н. э., либо в 4 г. н. э., и дополнившая его lex Papia Poppea 9 г. н. э. (оба эти закона обыкновенно объединяются юристами под единым названием lex lulia et Papia Poppea) установили для мужчин в возрасте от 25 до 60 лет и для женщин в возрасте от 20 до 50 лет, не состо- явших в браке и не имевших детей, ряд ограничений в имущественных правах: не состоящие в браке (сое-libes), не могут получать имущества по завещаниям, а состоящие в браке, но бездетные (orbi) могут получать только по- ловину того, что им завещано. При этом понятие бездетности является условным и различным для мужчин и для женщин: мужчина не бездетен, если у него один ребенок, женщина — только если у нее трое, а у вольноотпущенниц даже четверо детей. Женщины, удовлетворяющие этим требованиям, имеющие так называе- мое ius trium liberorum, помимо неограниченного права получать по завещаниям, пользуются и рядом других преи- муществ. Все то, чего не могут получить по завещанию лица, не состоящие в браке, или бездетные, объявляется caducum и обращается в пользу других лиц, назначенных в том же завещании, или в пользу казны. Все эти постанов- ления, не сыгравшие никакой положительной роли в исто- рии римского брака, просуществовали, однако, до начала IV в. н. э., когда и были отменены. Эти и некоторые другие меры (см. п. 139) не поколе- бали основной концепции брака sine manu как свободно устанавливаемого и свободно прекращаемого союза мужа и жены. Вытеснение древнего брака cum manu этой концепци- ей составляет одну из интереснейших черт римского брач- ного права. 137. Заключение брака. Совершению брака обыкновенно предшествовало обручение (sponsalia). В древнейшее вре- мя обручение лиц alieni iuris совершалось их patresfa- milias без участия брачую-щихся. Позднее обручение со- вершали жених и невеста с согласия patresfamilias обо- их. Обручение совершалось в форме двух стипуля-ций (п. 433): по одной — patresfamilias невесты обязывался пе- редать ее жениху, а по другой — обязывался принять не- весту в качестве жены, а в самое древнее время может быть в форме односторонней стипуляции, по которой толь- ко patresfamilias невесты обязывался передать ее жени- ху, не принимавшему на себя никаких обязанностей и имевшему затем право прекратить брак односторонним во- леизъявлением. В более позднее время допускалось, по-видимому, совершение обручения и путем неформального соглашения. В древнейшее время нарушение sponsalia давало другой стороне право потребовать возмещения причиненного ущер- ба. По преторскому праву нарушение sponsalia влекло за собою только infamia и ограничение права выступать в суде в качестве представителя чужих интересов. В период империи было установлено, что сторона, без серьезных оснований нарушившая sponsalia, теряла право на возвра- щение сделанных ею по случаю обручения подарков (arrhae sponsaliciae, donatio ante nuptias); другой стороне сделанные ею подарки возвращались. В законодательстве IV в. утрата права на возвращение donatio ante nuptias была связана с христианским обычаем предбрачного поце- луя (osculum): в случае смерти жениха osculo interveni- ente невеста или ее наследники сохраняли половину предбрачных подарков. 138. Способы установления manus. Древнейшее римское право знало три способа совершения брака или точнее три способа установления manus, неразрывная в то время с браком: a) confarreatio, б) coemptio, в) usus. (1) Confarreatio, которую ряд историков счита- ет патрицианской формой совершения брака, по взгляду некоторых (Жирар, Пост) никогда не ставшей доступной плебеям, была религиозным обрядом. Название обряда произошло от panis farreus, особого хлеба, который во время брачной церемонии вкушали брачующиеся, а затем приносили в жертву Юпитеру. Церемония соверша- лась certis verbis в присутствии жрецов — pontifex ma- ximus и flamen Dialis и 10 свидетелей, представлявших, быть может, древнейшие 10 курий (данной трибы). Только человек, рожденный от брака, заключенного per confarre- ationem, и состоящий в таком браке, мог занимать долж- ности rex sacrorum и flamen Dialis. (2) Coemptio является светской и, как думают, преи- мущественно плебейской формой брака. Эта «воображаемая» покупка жены мужем была, вероятно, пережитком подлинной купли. Она производилась в тех же формах, в каких поку- пались наиболее ценные вещи — а именно земля и рабы, и устанавливались права на лиц in mancipio, а именно в форме mancipatio. Правда,слова, которые при этом произ- носятся, отличны от слов, произносимых при купле в собственном смысле, однако, в остальном это по форме купля. По описанию, которое дает этой форме заключения брака Гай, а также по отдельным замечаниям Цицерона и других писателей, coemptio представляется так: В присутствии пяти свидетелей и весовщика, libri- pens, которые участвовали во всякой mancipatio (п. 196), а также paterfamilias невесты, а равно и жениха, если он persona alieni iuris, жених спрашивает невесту: an tu mihi materfamilias esse velis и, получив утвер- дительный ответ, сам отвечал установленными словами на соответствующий ее вопрос, также заданный в точно опре- деленных словах. Ответ невесты, видимо, гласил: ubi tu Gaius, ibi ego Gaia (Cicero, Pro Murena. 12. 27). Затем жених произносил слова, установленные для совершения всякой купли путем mancipatio и передавал paterfamilias невесты, в виде покупной цены, слиток металла, якобы взвешенный весовщиком. (3) Usus представлял собою своеобразное применение института приобретательной давности к области брач- ных отношений. Из этих трех форм заключения брака раньше других отпал usus. Если usus еще существовал во времена Цицерона, то Гай уже говорит о нем как о форме, отчасти отмененной законом, отчасти просто забытой. По-видимому, в начале I в. н.э. редко встречались уже и браки per confarreationem. По крайней мере Гай, а также Тацит сообщают, что в 23 г. н.э. был издан закон, в силу которого, в целях поощрения браков per confarre- ationem, с ними стала связываться не светская, а только религиозная manus (единство культа), которой достаточно было для того, чтобы лица, происшедшие от такого брака, могли быть верховными жрецами (Tacitus, Annales. 4. 16). Однако, с таким ограниченным кругом действия con- farreatio продолжала существовать до падения язычества. Coemptio, видимо, существовала еще во времена Гая (1. 113. 114). Менее достоверно, чтобы ее считали действующим институтом юристы III века, несмотря на упоминания о ней Папиниана и Павла (Жирар). Парал- лельно с отмиранием или ослаблением роли старых форм заключения брака шел процесс утверждения неформаль- ного совершения брака путем простого соглашении бра- чующихся (consensus facit nuptias — брак совершается соглашением) (D. 35. 1. 15), за которым должно было, однако, необходимо следовать de- ductio feminae in domum mariti. Поэтому Павел и ука- зывал: vir absens uxorem nubere potest, femina ab- sens nubere non potest (Sent. 2. 19. 8). 139. Условия вступления в брак. Для совершения брака с соот- ветствующими правовыми последствиями надо было, что- бы брачующиеся удовлетворяли определенным условиям. Одни из этих условий были абсолютными, должны были быть в наличии для заключения всякого римского брака. Другие практически играли роль условий относительных, наличие которых было необхо- димо для совершения брака между лицами, принадлежав- шими к разным общественным группам. Первым условием вступления в брак было достижение брачующимися брачного возраста, который, совпадая с возрастом со- вершеннолетия, после некоторых колебаний был уста- новлен в 14 лет для мужчин и в 12 лет для женщин. Вторым условием было согласие на брак. В древнейшее время это было согласие одного только paterfamilias. Жених выражал свою волю, если он был persona sui iu- ris; невеста sui iuris нуждалась в согласии опекуна, auctoritas tutoris. Однако постепенно сложился дру- гой взгляд: для вступления в брак лица alieni iuris нужно прежде всего его согласие и, наряду с ним, согласие paterfamilias невесты и согласие как pater- familias жениха, так и лица, под отеческой властью которого жених может оказаться со смертью paterfamilias. Так согласие на брак внука дает не только его paterfamilias, — дед, но и отец, подчиненный patria potestas того же деда, ибо после смерти деда внук окажется in patria potestate своего отца, которому сын не вправе навязать наследни- ков, будущих детей от заключаемого брака. Наоборот, внучка, вступая в брак, не только не навязывает наслед- ников своему деду и отцу, но и сама перестает быть их наследницей, вступая в агнатическую семью своего мужа. На выход из старой агнатической семьи и дает согласие невесте ее paterfamilias. Таким образом, первоначально все положения о согла- сии на брак исходили из той же идеи власти, на которой покоилась агнатическая семья вообще. Отец давал согла- сие на брак детей не потому, что он был отцом, а потому что он был paterfamilias, носителем отцовской власти. Но по мере того, как личность детей начинает эманци- пироваться от когда-то неограниченной власти paterfa- milias, интересы и воля детей начинают все больше при- ниматься во внимание и в вопросе о согласии paterfami- lias на вступление в брак. Так закон lulia (4 г. н. э.) предоставил нисходящим право обжаловать магистрату не- основательный отказ paterfamilias в согласии на брак. Затем детям было разрешено вступать в брак и без согла- сия paterfamilias, если он взят в плен или безвестно отсутствует. Был, наконец, и один случай, в котором согласие на брак испрашивалось не у агнатического родственника, а у родственников по крови: женщина sui iuris, которая, состоя под опекой, могла вступать в брак не иначе, как получив auctoritas tutoris, после отпадения опеки над женщинами, была обязана испрашивать разрешение на брак у отца, а за отсутствием отца — у матери или у других близких родственников. Третьим условием вступления в римский брак является наличие у брачущихся ius conubii (о нем — выше, п. 102). Препятствия к вступлению в брак за отсутствием этого условия могли возникать либо из принадлежности жениха и невесты к различным слоям об- щества (позднее сословиям), либо из родственной связи между ними или иногда из других, существовавших между ними отношений. Так, прежде всего до lex Canuleia (445 г. до н. э.) не допускались браки между патрициями и плебеями. До первого брачного закона Августа, lex Iulia (18 г. до н. э.), не допускались браки вольноотпущенни- ков со свободнорожденными, а после закона lulia — с ли- цами сенаторского сословия. Далее, родство, и притом как агнатическое, так и когнатическое, служило препятствием к браку: в прямой линии без ограничения степеней, в боковых линиях — в древнейшее время, по-видимому, до шестой степени; по упразднении этого правила и до конца республики — между consobrini, т. е. между лицами, матери которых были сестрами, а отцы братьями; наконец, в период империи только между лицами, из которых хотя бы одно является нисходящим первой степени общего для обоих предка, нап- ример, между дядей и племянницей, теткой и племянником и т. д. В это общее правило императорские постановления не раз вносили изъятия. В период империи стало препятствием к вступлению в брак также и свойство по прямой линии без ограниче- ния степеней, а при христианских императорах — и в боковых линиях между зятем и золовкой. Кроме того, были запрещены браки между опекуном и подопечной, правителем провинции и жительницами последних. Lex Iulia de adulteriis запретила браки между супругом, виновным в прелюбодеянии, и его сообщником.

Текст книги «Римское право. Ответы на экзаменационные билеты»

13. Субъект права

Субъект права – это лицо, которое обладает определенными правами и несет установленные обязанности. В Риме лицами, или субъектами прав, были как отдельные люди – физические лица, так и объединения физических лиц (род, цех, корпорация) или независимые от них учреждения – юридические лица. Понятие юридического лица только появилось в Риме, юридические лица не приобрели большого значения в ходе развития хозяйственной жизни Рима.

Признание правоспособности каждого человека даже в области частноправовых отношений не было принципом римского права.

Рим был рабовладельческим государством. Поэтому правоспособность была превращена в привилегию определенных слоев населения, т. е. на всех стадиях своего развития римское право признавало правоспособными только свободных людей. Но даже не все свободные люди признавались субъектами прав, например, свободный чужеземец не имел по крайней мере полной правоспособности, а то и вовсе рассматривался как враг, который в любой момент может быть обращен в рабство, а имущество его будет захвачено римскими гражданами. При переходе Рима от республики к империи возникли новые формы эксплуатации труда наряду с сохранением рабства, которые обусловили при расширении правоспособности одних групп населения возникновение ограничений для других групп.

Субъект права именовался в римском праве persona

В римском праве понятие субъекта права не может быть изучено без характеристики исторических изменений в правовом положении отдельных групп населения.

Человек для обладания полной правоспособностью во всех областях человеческих отношений (политических, семейных, имущественных) должен соответствовать следующим условиям:

1) в отношении свободы: быть свободным, а не рабом;

2) в отношении гражданства: принадлежать к числу римских граждан, а не чужеземцев;

3) в отношении семейного положения: не быть подчиненным власти главы семьи.

Правоспособность (caput) определяется тремя состояниями (статусами):

1) status libertatis – состояние свободы;

2) status civitatis – состояние гражданства;

3) status familiae – семейное состояние, в силу которого данное лицо не подвластно главе семейства. Данный статус имел только домовладыка (paterfamilias), ему подчинялась семья, которая представляла собой союз людей, не связанных кровными узами, т. е. члены семьи правоспособности в сфере частного права не имели. Отпадение или изменение одного из этих статусов влекло за собой прекращение, изменение объема или содержания правоспособности.

Всякое изменение правового положения (capitis deminutio):

1) maxima (лишение свободы, попадание в плен, продажа себя в рабство с целью присвоения покупной цены после освобождения;

2) связь свободной с чужим рабом против запрета господина, обращение в рабство за преступление (до Юстиниана);

3) media – утрата римского гражданства (ссылка), но сохранение iuris gentium;

4) minima – изменение семейного положения, не только уменьшение, но и расширение правоспособности.

Таким образом, deminutio следует понимать как прекращение старого статуса и появление нового.

Человек считался субъектом права с рождения, если его правоспособность удовлетворяла вышеперечисленным требованиям, и до смерти.

Cуществовало положение, установленное юристами, в силу которого еще не родившийся ребенок тоже признавался субъектом прав во всех случаях, когда это соответствовало его интересам: «Зачатый ребенок охраняется наравне с уже существующими во всех случаях, когда вопрос идет о выгодах зачатого» (D.1.5.7). Сюда, например, относится случай наследования неродившимся ребенком имущества отца, если отец умер во время беременности матери.

14. Умаление чести

Римское право знало ограничения правоспособности вследствие умаления гражданской чести. Умаление чести – лишение равноправия римского гражданина вследствие бесчестия, которое наступало с определенными обстоятельствами. Важнейшими случаями такого ограничения правоспособности были:

1) intestabilitas;

2) infamia;

3) turpitude.

Intestabilitas – это ограничение правоспособности лица, которое было свидетелем или весовщиком при совершении соответствующих гражданских сделок, а затем отказывалось подтвердить совершение такой сделки или ее содержание, также в более позднее время ограничение правоспособности лиц, виновных в составлении и распространении пасквилей (carmen famosum).

Эти лица больше не могли быть свидетелями и прибегать к помощи свидетелей при совершении гражданских сделок, что было весьма важно в древнейшие времена, когда совершение большей части важнейших сделок требовало участия свидетелей. Но постепенно исчезновение старых формальных сделок привело к тому, что intestabilitas утратила свое значение.

Infamia – умаление чести, приводило к особым юридическим последствиям вследствие бесчестья и заключалось в том, что римские магистраты не допускали к осуществлению тех или иных публичных функций лиц с сомнительной репутацией. Это явление распространялось на римских граждан и фактически ограничивало их правоспособность. Основаниями для бесчестья могли быть основания фактические и законные. Фактическое бесчестье вытекало из нравственного осуждения обществом равных морального облика или поведения лица, т. е. это как бы нравственное лишение равноправия: лицо, характеризующееся как turpitude, устранялось из числа возможных свидетелей (вообще от решения общественно-

нравственных вопросов), возможных опекунов, кандидатов в должностные лица; turpitude создавало вполне достаточное основание для лишения данного лица прав наследства. Законное бесчестье – это ограничение правоспособности в силу конкретного распоряжения закона или вообще гражданского права. Законное бесчестье могло быть непосредственным или опосредованным. Непосредственное законное бесчестье лица (mfamia juris immediata) следовало в случае, если это лицо было причастно к осужденному законом образу жизни или поведению (например, проституция, ростовщичество, занятие сценическими искусствами, позорная отставка солдата) и не требовало никаких индивидуально-правовых постановлений. Опосредованное законное бесчестье (infamia juris mcdiata) наступало в том случае, если лицо совершило какое-либо уголовное преступление (как сопутствующее основному наказанию) или вследствие неисполнения ряда частноправовых обязательств, отнесенных к особому типу позорящих, а также обязанностей по опеке. Цензор был вправе вычеркнуть то или иное лицо, например, из списка сенаторов или из всаднических центурий. Консул, который руководил выборами в магистраты, мог отказать в выставлении кандидатуры лица, опорочившего себя, по мнению консула. Претор мог не допускать то или иное лицо к выступлению в суде. Когда же контроль цензоров и консулов с падением республики отпал, преторская infamia стала прочным институтом гражданского права.

Turpitude представляла собой умаление чести, связанное с занятием некоторыми профессиями (например, актера), и влекла за собою также некоторые ограничения гражданской правоспособности.

Существовало пожизненное и временное умаление чести.

В любом случае восстановление могло быть реализовано либо только тем же властным органом, который наложил в свое время бесчестье, либо верховной властью от имени римского народа.

15. Правовое положение граждан Рима, рабов. Вольноотпущенники

Римское гражданство приобреталось с рождением (если ребенок рожден в римском браке или рожден женщиной-римлянкой, не состоявшей в браке); с освобождением римским гражданином своего раба; усыновлением римским гражданином чужеземца; с предоставлением римского гражданства отдельным лицам, общинам, провинциям особыми актами государства.

С точки зрения своего правового положения римские граждане делились на две большие группы:

1) свободнорожденные, ingenui;

2) освобожденные из рабства римским гражданином, вольноотпущенники, libertini, подвергавшиеся и в качестве римских граждан некоторым ограничениям в правах.

Свободнорожденные римские граждане были носителями полной правоспособности. Женщины не имели политических прав.

Вольноотпущенники всегда имели ограниченную правоспособность в сфере публичных (например, они не служили в римских легионах, не имели права быть включаемыми, так же как и их дети, в число сенаторов) и частноправовых отношений. В период империи сложился институт присвоения вольноотпущенникам полной политической правоспособности и в сфере частного права специальным постановлением императора или путем присвоения императором золотого перстня.

Патронат – это отношения между бывшим господином (патроном) и его вольноотпущенником (клиентом), состоят из правоотношений, которые делятся на группы:

1) obsequium – совокупность личных и имущественных, семейного характера, прав патрона;

2) орегае – обязанность вольноотпущенника оказывать патрону личные услуги;

3) bona – взаимная обязанность вольноотпущенника и патрона помогать друг другу в материальной нужде, давать алименты; патрон также имел право наследования по закону после вольноотпущенника, не оставившего наследников и умершего без завещания.

Патрон утрачивал свои права, если отказывал вольноотпущеннику в алиментах, если возбуждал против него судебное обвинение, грозившее смертной казнью, а также в случаях, когда патрон пытался на возмездных началах передать другому лицу свое право на operae.

Римское гражданство утрачивалось при жизни чаще всего с утратой свободы (например, римлянин мог попасть в плен).

Эти основания утраты римского гражданства впоследствии отпали, но на их месте появилось обращение в рабство в связи с наказаниями (бессрочные каторжные работы или ссылка), налагавшимися за некоторые тяжкие преступления. Вольноотпущеннику, выдававшему себя за свободнорожденного, установлена уголовная ответственность.

Собственниками рабов были отдельные лица, муниципии, существовало государственное рабство. Рабов признавали не субъектами, а объектами прав.

Изначально, когда раб чаще всего был жителем соседней общины, взятым в плен непосредственно господином, который знает, что он сам может быть взят в плен и обращен в рабство кем-либо из родственников того же раба, когда число рабов было невелико и рабы жили и работали в постоянном и непосредственном общении с рабовладельцем и его семьей и являлись для него лишь подсобной силой, условия жизни рабов тогда не слишком отличались от условий жизни их собственников. Рабство носило еще патриархальный характер. Но с течением времени число рабов сильно возросло, рабов, привезенных из далеких стран, стали покупать. Рабы стали работать в отдаленных от Рима огромных имениях и под надзором надсмотрщиков. Сложилась система античного рабства. Правовые нормы в случае спора в пользу признания человека свободным по существу направлены на создание более тонких форм эксплуатации рабов и на некоторое прикрытие этой эксплуатации. Все это привело к многочисленным восстаниям рабов, которые в итоге привели Рим к гибели.

16. Правовое положение латинов и перегринов

Latini – это жители Лациума и их потомство. Также к латинам относятся жители отдельных италийских общин за пределами Лациума – latinitas, которым правовое положение latini предоставлялось Латинским союзом особыми актами Римской империи. Также категорией latini наделяются лица, освобожденные из рабства господином-латином. С момента появления закона Lex lunia Norbana (19 г. до н. э.) latini становятся освобожденные из рабства (при определенных условиях) римским гражданином, они несколько ограничиваются в правоспособности и после перехода их в число свободных людей.

Правовое положение latini приобретается:

1) рождением, при этом ребенок, рожденный в браке, следует состоянию отца; ребенок, рожденный женщиной, не состоящей в браке, следует состоянию матери;

2) присвоением правового положения латина актом государственной власти;

3) добровольным переходом римского гражданина в число latini в целях приобретения земель, раздаваемых населению колоний;

4) освобождением из рабства господином – латином или римлянином – при условиях, предусмотренных законом lunia Norbana

Латины не имели права служить в римских легионах, но при этом, если они находились в Риме, могли участвовать в голосовании и народных собраниях.

Latini делятся на три группы:

1) latini veteres;

2) latini coloniarii;

3) latini luniani.

Правовое положение латинов зависело от принадлежности к той или иной группе. Latini veteres имели ius conubii и ius commercii. Остальные латины, не имея ius conubii, имели ius commercii, которое ограничивалось для latini luniani. Latini luniani не имели права составлять завещание, все их имущество переходило к господину, некогда освободившему умершего из рабства, без обременения господина имущественными обязательствами умершего. Имущественные споры всех латинов разрешались в тех же судах и тем же порядком, что и споры римских граждан.

Римское гражданство латины приобретали в силу общих постановлений, касавшихся целых категорий латинов при определенных обстоятельствах, либо в силу специальных актов государства, наделявших правами гражданства отдельных латинов или целые группы их. Римское гражданство присваивалось latini veteres, переселившимся в Рим. Война, возникшая между Италией и Римом, привела к присвоению римского гражданства всему населению Италии. Имущественные споры латинов разрешались в тех же судах и тем же порядком, что и споры римских граждан.

Перегрины – население территорий, завоеванных Римом, не обращенное в рабство. Они не имели римского гражданства.

Правовое положение перегринов приобретается:

1) с рождением от брака перегринов или от не состоявшей в браке перегринки;

2) присуждением уголовным судом к aquae et ignis interdictio в период республики;

3) присуждением к высылке в период империи. Политических прав перегрины не имели. В частно правовой сфере перегрины подчинялись своим нацио нальным системам права.

Leges provinciae – формальное основание действия национальных систем, устанавливавшее правовое положение отдельных провинций. Развитие торговли затруднялось из-за множества систем частного права (в каждой провинции была установлена своя система частного права) и из– за отсутствия норм, которые регулировали бы отношения перегринов и римлян. Для решения этих проблем преторами и юристами была выработана правовая система – ius gentium.

Римское гражданство приобреталось перегринами либо в силу законов, которые присваивали римское гражданство в награду за различные услуги, оказанные римскому государству, либо в силу специальных актов государственной власти, присваивавших отдельным группам перегринов римское гражданство.

17. Юридические лица

В римском праве термина «юридическое лицо» не было. В жизни Рима юридические лица не играли значительной роли. Однако сама основа юридического лица как прием юридической техники для введения в оборот имущественной массы, так или иначе обособленной от имущества физических лиц, была выражена римским правом отчетливо. Это было необходимо потому, что в имущественных отношениях участвовали наряду с физическими лицами и некоторые их объединения, определенным образом организованные и располагавшие известными имущественными средствами.

Изначально в Риме существовали частные корпорации: союзы с религиозными целями, профессиональные союзы ремесленников.

Во время республиканской формы правления появляется много новых корпораций: таковы collegia apparitorum, т. е. корпорации служителей при магистратах, объединения взаимопомощи (например, похоронные корпорации), collegia funeraticia; таковы collegia publicanorum (обладали наиболее крупными средствами), которые имели большое значение в хозяйственной и политической жизни Рима; объединения предпринимателей, которые брали на откуп государственные доходы. Существовали договоры с государством, в соответствии с которыми такие объединения управляли государственными имениями, производили для государства крупные строительные работы и др.

Объединение collegia publicanorum составляло договоры с третьими лицами. Существовала система определенных правил, по которым осуществлялись взаимоотношения внутри объединения и отношения с третьими лицами.

Историки считают, что скорее всего все дошедшие до нас положения древнейшего цивильного права касаются только отношений между отдельными лицами, а не их объединений, общее имущество корпораций рассматривалось древним правом либо по началам товарищества, т. е. как имущество, которое принадлежало каждому из его участников в определенной доле, либо как имущество, принадлежащее одному из участников (казначею), который вел дела объединения.

Существуют споры по поводу правового положения римского государства. Есть мнение, что римское государство являлось юридическим лицом. Другие считают, что римское государство обладало многочисленным имуществом, которое постоянно эксплуатировало, и по крайней мере не применяло к своим имущественным отношениям положений частного права, а действовало по некоторым особым нормам публичного права. По мере развития экономики государства зарождаются некоторые основы идеи юридического лица в жизни корпораций и в хозяйственной деятельности государства.

Постепенно в корпорации появляется следующая тенденция: имущество корпорации не делят больше на отдельные части, принадлежащие в той или иной степени каждому члену корпорации (разделение не благоприятствовало устойчивости имущественных отношений корпорации). Отдельный член корпорации теперь не мог в любой момент получить свою долю в имуществе корпорации. Появилось урегулирование имущественных последствий выхода отдельного члена из состава корпорации и т. п.

Выражение идеи юридического лица наиболее отчетливо проявилось в правовом положении, сложившемся при содействии претора для муниципий, т. е. городских общин, которые римское государство включило в свой состав и наделило их жителей римским гражданством, и, главное, предоставило право на самоуправление и хозяйственную самостоятельность. Таким образом муниципии были подчинены в их имущественных отношениях частному праву: претором установлено за муниципиями право отвечать в суде через особых представителей, которые назначались для каждого дела декретом муниципального совета. После муниципий были признаны процессуально правоспособными частные корпорации.

18. Опека и попечительство. Усыновление и узаконение

Patria potestas предполагала рождение ребенка в римском браке. Над детьми, рожденными вне брака, patria potestas могла быть установлена путем узаконения legitimatio. Это понятие возникло лишь в период существования империи и допускалось только в отношении liberi naturales, т. е. детей, рожденных от конкубината.

Конкубинат – неполноценный брак, внебрачное сожительство лиц, между которыми брак воспрещен законом, но с намерением установить брачные отношения, если ни одна из сторон не состояла в законном браке.

Существовали три способа legitimatio:

1) legitimatio per oblationem curiae, т. е. внебрачного сына представляли в ordo местных декурионов с наделением его известным имущественным цензом;

2) legitimatio per subsequens matrimonium, т. е. путем последующего брака родителей;

3) издавался специальный императорский указ. Patria potestas могла быть установлена и над чужими детьми путем усыновления.

Виды усыновления:

1) arrogatio, если усыновляемый был persona sui iuris;

2) adoptio, если усыновляемый был persona alieni iuris. Arrogatio производилась в народном собрании при участии pontifex maximus, в присутствии усыновителя и усыновляемого. Происходило расследование обстоятельств дела pontifex maximus, далее предлагалось народному собранию rogatio об усыновлении. Каждая arrogatio была законом и была применима лишь к тем, кто имел право участвовать в народных собраниях. В период, когда народные собрания уже не имеют прежнего значения, arrogatio превращается в публичное оформление соглашения усыновителя с усыновляемым.

Adoptio совершалась путем использования правила Законов XII таблиц о троекратной mancipatio. Для adoptio дочери или внука достаточно было одной mancipatio. Юстиниан ввел более упрощенную систему: заменил эту сложную процедуру простым заявлением перед судом.

До Юстиниана adoptio и arrogatio вводили усыновленного в агнатическую семью усыновителя. При Юстиниане лишь устанавливалось право наследования усыновленного после усыновителя.

Опека – помощь и охрана при осуществлении своей гражданской правоспособности лицу sui iuris в связи с возрастом, состоянием здоровья или некоторым особым положением. Лицами, нуждающимися в опеке, были несовершеннолетние, расточители, женщины и безумные, т. н. миноры (т. е. не достигшие 25 лет). Различие между опекой и попечительством выражалось в порядке деятельности опекуна и попечителя. Опекун формальным актом согласия придает юридическую силу сделкам, к совершению которых подопечный неспособен; попечитель же выражает свое согласие неформально.

Изначально опека защищала интересы ближайших наследников подопечного, а не личные его интересы. Опекун обладал определенной властью над имуществом и личностью. В случае, когда опекун не был назначен в завещании, порядок призвания к опеке совпадал с порядком призвания к наследованию. Опекун был ближайшим агнатом подопечного.

Постепенно в связи с ослаблением родовых связей права опекуна начинают пониматься как средство для осуществления его обязанностей, а не власти, как это было раньше.

Государство начинает контролировать деятельность опекунов, устанавливая особые основания, по которым можно отказать в назначении опекуном. От опекуна требуется постоянный отчет о ведении дел подопечного. В случае непредставления отчетов, в случаях не только растраты, но и нерадивого ведении дел опекуну предъявляется иск. Потом от опекуна стали требовать при вступлении его в должность представления обеспечения, а в период империи вводится законная ипотека подопечного на все имущество опекуна.

9. Правоспособность и ее элементы. Умаление правоспособности.

Правоспособность (caput) – способность иметь права, быть субъектом права, а следовательно, получать законную защиту со стороны всех институтов римского государства.

Правоспособный субъект – persona.

Рабовладельческое общество признавало лицом (persona), т.е. существом, способным иметь права, не ка­ждого человека.

В Риме существовал многочисленный класс людей — рабы, которые были не субъектами, а объектами прав. Варрон (I в. до н.э.) делит орудия на немые (например, повозки); издающие нечленораздельные звуки (скот) и одаренные речью (рабы). Раб называется instrumentum vocale, говорящим орудием.

Элементы правоспособности:

  • статус свободы (status libertatis) – все население делилось на свободных и рабов;

  • статус гражданства (status civitatis) – население делилось на римских граждан и неграждан;

  • статус главы семьи, фамилии (status familiae) – делились на никому не подвластных («отцов семейства») и подвластных.

Таким образом, полная правоспособность предполагала:

  • свободное состояние,

  • римское гражданство,

  • самостоя­тельное положение в семье.

Основной хозяйственной единицей выступала семья, которую возглавлял глава семейства. Только при наличии всех трех статусов лицо признавалось субъектом римского права, т. е. могло от своего имени осуществлять права и нести обязанности. По различным причинам лицо могло утратить один из статусов. В данной ситуации его правоспособность либо утрачивалась, либо ограничивалась.

Изменение правоспособности называлось capitis deminutio и в начальный период римского права приравнивалось к гражданской смерти, т. е. лицо фактически существовало, но у него в собственности не могло быть имущества, и он не мог им распоряжаться.

Правоспособность возникала:

  • естественным путем – рождением – необходимо, чтобы выход ребенка был из утробы матери; чтобы младенец вышел живым (независимо от состояния, продолжительности жизни и того, как он себя проявит, – движением, криком); чтобы младенец был доношен; наличие «образа человеческого»;

  • искусственным путем, например при освобождении раба римским гражданином он становился вольноотпущенником и приобретал правоспособность.

Статус свободы и статус главы семьи могли быть установлены с помощью судебного процесса по частным искам; были выработаны специальные иски – средства защиты или оспаривания статуса. Не мог устанавливаться судом только статус гражданства – принадлежность к римскому гражданству определялась публично-правовыми средствами и гарантировалась публично-правовым порядком. Не подлежал оспариванию объем гражданских прав лица в зависимости от возрастной, половой и сословной характеристики субъекта.

Не обладали полной правоспособностью:

  • женщины (в том числе римские гражданки), невзирая на положение в семье, никогда не могли претендовать на таковое;

  • несовершеннолетние в гражданско-правовом смысле (даже если в отношении публичного права они были полноправными гражданами).

Существовало изменение правоспособности, в котором различали три степени:

1) утеря лицом статуса свободы и превращение в раба;

2) утрата римского гражданства;

3) изменение семейного положения лица. Для обладания полной правоспособностью

Степени утраты правоспособности:

  • capitis deminutio maxima – полная потеря правоспособности, связанная с утратой статуса гражданства; (изменение в status libertatis)

  • capitis deminutio media – промежуточное ограничение правоспособности (если гражданин оставлял Рим и переезжал в провинцию); (изменение status civitatis)

  • capitis deminutio minima – изменение в семейном статусе (не только уменьшение, но и расширение правоспособности) (изменение status familiae)

Существовали следующие виды умаления правоспособности римских граждан:

  • максимальное (maxima) – римский гражданин утрачивал свободу, превращался в раба. Имущество его переходило к господину. Максимальное умаление наступало в следующих случаях:

— если римский гражданин попадал в плен к врагу;

— если римский гражданин был продан в рабство;

— при осуждении на смертную казнь или некоторые пожизненные виды работ (рудники).

  • среднее (media) – римский гражданин не терял свободу, но его правоспособность приравнивалась к правоспособности латинов и перегринов. Среднее умаление наступало в следующих случаях:

— в случае переселения к латинам и перегринам;

— если гражданин перебежал к врагу и был осужден на изгнание из Рима (ссылку).

  • минимальное(minima)–наступало с изменением семейного состояния одного из супругов

Ограничение правоспособности – умаление гражданской чести:

– intestabilitas – применялась к лицу, которое было свидетелем или весовщиком при совершении гражданской сделки, а затем отказывалось подтвердить факт такой сделки или ее содержание. Позже поражала лиц, виновных в составлении или распространении пасквилей. Заключалась в лишении права быть свидетелем и прибегать к помощи свидетелей при совершении гражданских сделок. С исчезновением формальных сделок утратила свое значение;

– infamia (бесчестье) – влекла за собой лишение права быть представителем в суде, опекуном, избранным на общественные должности. Магистраты не допускали к осуществлению публичных функций лиц с сомнительной репутацией. Цензор мог вычеркнуть такое лицо из списка сенаторов или из всаднических центурий. Консул мог не допустить к выборам в магистрат, а претор – к выступлению в сенате;

– turpitudo (позор) – влекла ограничение в правоспособности в связи с занятием некоторыми профессиями, например профессия актера.

Объем правоспособности на протяжении всей истории римского права не был постоянным. Постепенно с развитием общества и государства различия между группами свободного населения стирались. Но это не относилось к взаимоотношениям свободных и рабов, которые оставались в прежнем положении.

Император Римской империи Антонин Каракалла в 121 г. даровал права римских граждан всему свободному населению империи, что формально уравняло всех свободных людей в частном праве.

Лица. Правоспособность. Умаление правоспособности.

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 9

Термином «лицо» (persona — букв. «маска») обозначается субъект права. Лицами в римском обществе были отдельные люди — физические лица, сообщества физических лиц (например, родовая организация) и независимые от физических лиц учреждения — юридические лица. Людям, сообществам и учреждениям качество лица придает правоспособность (caput) — социально-юридическая категория, исходящая от государственной власти и состоящая в возмож­ности иметь права и обязанности (caput habere).

Правоспособность возникает с рождением человека и пре­кращается с его смертью. В исключение из этого правила субъектом права признается зачатый, но еще не родившийся ребенок. Правоспособность человека в сфере частноправовых от­ношений складывается из двух элементов: 1) jus conubi — пра­во вступать в римский брак; 2) jus commercii— право быть субъектом имущественных правоотношений (всщных и обяза­тельственных). Указанные возможности, а также возможность быть субъ­ектом права в политической сфере, осуществимы при наличии условий (предпосылок) приобретения правоспособности: » состояние свободы (status libertatis), » состояние гражданства (status civitatis), » семейное состояние (status familiae). Только при наличии всех трех статусов возникала полная правоспособность. Утрата одного из них влекла за собою прекращение правоспособности либо изменение ее со­держания. Существовали категории лиц, не способных, с точки зрения римлян, со знанием дела самостоятельно совершать юридические акты (в связи с воз­растом, полом, состоянием здоровья). Соответствующие дей­ствия за них выполняли опекуны. Но, разумеется, сами ограниченные в дееспособности оставались лицами, т. е. субъек­тами права. Определяющее условие правоспособности человека — состояние свободы. Примени­тельно к нему римское общество делилось на две категории — свободных (liberi) и рабов (servi).

Предпосылкой правоспособности в сфере частного права является определенное положение человека в семье, что выте­кает из разделения членов римской семьи (familiae) на две категории: = «лиц своего права» (persona sui juris) и = «лиц чужого права» (persona alieni juris). К первой категории относились главным образом отцы фамилии (pater familias), ко второй — все остальные ее члены.

Умаление правоспособности римских граждан (capitus deminuto).

Римское гражданство утрачивалось с естественной смертью лица или его гражданской смертью. Гражданская смерть знаменовалась утратой римлянином его гражданских прав. «Умаление в правоспособности есть изменение положения» (D. 4. 5. 1).

Существовали следующие виды умаления правоспособности римских граждан: максимальное (maxima), среднее (media) и минимальное (minima). При максимальном умалении римский гражданин утрачивал свободу, превращался в раба. Имущество его переходило к господину. Максимальное умаление наступало в следующих случаях:

— если римский гражданин попадал в плен к врагу;

— если римский гражданин был продан в рабство;

— при осуждении на смертную казнь или некоторые пожизненные виды работ (например, на рудниках).

При среднем умалении правоспособности римский гражданин не терял свободу, но его правоспособность приравнивалась к правоспособности латинов и перегринов. Среднее умаление наступало в следующих случаях:

— в случае переселения к латинам и перегринам;

— если гражданин перебежал к врагу и был осужден на изгнание из Рима (ссылку).

Минимальное умаление правоспособности римских граждан наступало с изменением семейного состояния одного из супругов.

Дееспособность. Ограничения дееспособности.

В праве дееспособностью называется гражданская способность отвечать за противоправные деяния и совершать от своего имени определённые правом действия.

В римском праве дееспособность гражданина в первую очередь зависела от того сколько человеку лет. Считалось, что чем старше становится гражданин, тем осмысленнее он руководит собственными поступками.

Выделялось два основных возрастных критерия:

1. Несовершеннолетние:

· Частично недееспособные (девочки от семи до двенадцати лет, а мальчики от семи до четырнадцати лет)

· Полностью недееспособные (все дети, не достигшие семилетнего возраста).

2. Совершеннолетние:

· Полностью дееспособные (все лица старше двадцати пяти лет)

· Частично дееспособные (девушки с двенадцати до двадцати пяти лет и молодые люди с четырнадцати до двадцати пяти лет).

При этом частично недееспособные имели право покупать имущество, а также совершать определённые сделки, которые касались приобретения имущества. Кроме того, они могли вступать в брак и составлять завещание.

Также в римском праве существовал самостоятельный институт для ограничения дееспособности. Так, например, к ограниченно дееспособным относились замужние женщины, бесчестные лица, душевнобольные и расточители.

Дееспособность расточителей ограничивалась по той причине, что всё римское общество относилось с большой критикой к людям, ведущим аморальный образ жизни. В период кризиса душевнобольные признавались вовсе недееспособными, однако их дееспособность восстанавливалась в промежутки ментальных просветлений, что и было основной причиной того, что их признавали ограниченно дееспособными.

Бесчестными считали лжесвидетелей, а также лиц с сомнительной репутацией и тех, кто занимался определённым видом профессии, например шпионов или актёров. Ограничение правоспособностей замужних женщин связывалось с тем, что после замужества она была подвластна фактически новой семье во главе с мужем (домовладыкой). Кроме того, дееспособность женщины во многом зависела от вида брака и её положения. Например, находясь в браке, но без власти мужа, она могла отстаивать свои права, а также распоряжаться имуществом.

Также согласно римскому праву не обладали дееспособностью дети до семи лет, но над ними ставилась опека как над лицами, которые могут стать дееспособными.

Правовое положение рабов.

Рим строился на основе существования двух больших групп населения – рабовладельцев и рабов. Рабы в период республики превращаются в основной угнетенный и эксплуатируемый класс. Рабы были государственные и частновладельческие. Государственными рабами становилась большая часть военнопленных. Они эксплуатировались в рудниках и государственных мастерских.

Положение частновладельческих рабов непрерывно ухудшалось. Если в период патриархального рабства они входили в состав семей римских граждан, то в период расцвета республики эксплуатация труда рабов интенсифицировалась. Античное рабство становится такой же основой римской экономики, как и труд мелких свободных производителей. Только мелкие производители считались гражданами и имели права, а рабы не считались гражданами и прав не имели.

Рабы носили в римском праве такое же наименование, как орудия труда и скот, – res mancipi, то есть за ними отрицались все три статуса, положенные римскому гражданину:

– status libertatis – состояние свободы;

– status civitatis – состояние гражданства;

– status familiae – семейное состояние.

Человек признавался рабом, если:

– родился от матери-рабыни (статус отца значения не имел);

– был взят в плен или захвачен из страны, не имеющей договора с Римом;

– был продан в рабство (характерно для древнейшей эпохи, позднее продажа соотечественника в рабство законами была запрещена);

– совершил преступление, за которое был приговорен к смертной казни или к работе на рудниках (своего рода помилование пожизненным рабством).

Правовое положение рабов определялось тем, что раб – не субъект права; он – одна из категорий наиболее необходимых в хозяйстве вещей. Власть рабовладельца над рабом беспредельна; господин может раба продать, женить, изувечить и даже убить. Раб не может вступать в брак, признаваемый законом; союз раба и рабыни – отношение чисто фактическое. Раб являлся собственностью своего хозяина и рассматривался как часть его имущества. Власть хозяина над рабом была неограниченной. Прекращение рабства было возможно только через отпущение на свободу.

Вопрос Умаление (изменение) правоспособности и гражданская честь

⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 72

Правоспособность и дееспособность в римском праве не носили столь существенные различия, какие они носят в современном праве, таким образом, далее говоря о правоспособности, я буду иметь в виду как правоспособность и дееспособность, как составляющие одно понятие. Далее я хотела бы рассмотреть эти категории более подробно и остановиться на их элементах.

Так, субъект права именовался в римском праве persona.

Правоспособность обозначалась словом caput. Быть правоспособным означалось caput habere.

Отдельный человек, обладавший полной правоспособностью во всех областях политических, семейных и имущественных отношений должен был удовлетворять трояким требованиям:

а) в отношении свободы: быть свободным, а не рабом;

б) в отношении гражданства: принадлежать к числу римских граждан, а не чужеземцев;

в) в семейном положении: не быть подчиненным власти главы семьи.

Таким образом, правоспособность определяется трояким состоянием:

а) состояние свободы – status libertatis;

б) состоянием гражданства- status civitatis;

Отпадение или изменение одного из этих состояний, влекло за собою прекращение либо изменение объёма содержания правоспособности.

Полная правоспособность человека в области частноправовых отношений, в свою очередь, складывалась из двух элементов:

а) ius conubii-право вступать в регулируемый римским правом брак, создать римскую семью;

б) ius commercii – право быть субъектом всех имущественных правоотношений и участником соответствующих сделок.

Правоспособность признавалась возникшей в момент рождения человека, удовлетворявшего указанным выше требованиям, и прекращалась со смертью его.

раничения правового положения римских граждан. В силу различных оснований граждане Рима могли быть в полном объеме или частично лишены правоспособности и ограничены в правах.

Полное или ограниченное лишение правоспособности римских граждан могло иметь место:

— вследствие естественной смерти гражданина;

— при утрате отдельных статусов (статуса свободы, статуса гражданства или семейного статуса) лица как необходимых условий правоспособности;

— при умалении гражданской чести;

— по другим основаниям.

Естественная смертьпрекращала все права умершего и открывала наследство. Однако с момента открытия наслед ства до его принятия допускалась фикция, что правоспособность умершего продолжается до тех пор, пока не определены наследники и они не получили наследство.

Ограничение правоспособности при утрате отдельных статусов лица (capitis deminutio). Римское право различало три степени утраты правоспособности: максимальную (capitis deminutio maxima), среднюю (capitis deminutio mediae) и минимальную (capitis deminutio minima).

Максимальная утрата правоспособности имела место при утрате состояния свободы. С потерей статуса свободы лицо теряло состояние гражданства и семейное состояние. Это влекло полную потерю правоспособности. Обстоятель ствами, влекущими максимальную утрату правоспособности, являлись: пленение римлянина врагом, продажа римлянина в рабство, осуждение римлянина к смертной казни или на пожизненную работу в рудниках. Если взятый в плен возвращался в Рим, он вновь приобретал все права римского гражданина. В том случае, если он умирал в плену, по закону Корнелия все его имущество переходило наследникам. В случаях продажи гражданина в рабство, осуждения к смертной казни или на работу в рудниках восстановление правоспособности не предусматривалось.

Средняя утрата правоспособности влекла за собой потерю состояния гражданства и семейного состояния. При этом сохранялся статус свободы. Основаниями, влекущими данную степень утраты правоспособности, являлись переселение римского гражданина в латинскую или перегринскую общи ну, присуждение к изгнанию из Рима (например, за переход к врагу) или к ссылке. Лица, утратившие статус граждан ства, переходили в сферу действия права народов. Однако в по следующем допускалось восстановление римского граждан ства, если потеря его не была связана с осуждением.

Минимальная утрата правоспособности наступала при утрате семейного состояния (например, при вступлении женщины в брак, в результате чего она переходила под власть мужа).

Умаление гражданской чести.Наряду с capitis deminutio римское право ограничивало права лиц, чье поведение по общему мнению или согласно правовым нормам признавалось недопустимым. Это так называемое умаление гражданской чести (бесчестье).

Умаление гражданской чести.Ограничение правоспособности римского гражданина могло наступить вследствие умаления гражданской чести. Существовало несколько видов умаления гражданской чести, среди которых самым серьезным была предание бесчестью (infamia). Фактически ограничения правоспособности лица были непосредственно связаны с тем фактом, что гражданин утрачивал уважение в обществе в связи со своим неблаговидным поведением.

Опосредованное бесчестье (infamnia mediata) наступало:

— в случае осуждения лица за уголовное преступление или за особо порочащее частное правонарушение (кража, мошенничество);

— в результате присуждения по искам из таких отношений, где предполагается особая честность (например, из договора поручения, това рищества, хранения, из отношений по поводу опеки и т. п.);

— вследствие продажи всего имущества с аукциона в связи с невозможностью оплатить требования кредиторов.

Непосредственное бесчестье (infamnia immediata) наступало непосредственно в силу нарушения некоторых правовых норм и совершения позорящих действий, например касающихся брака (бесчестной (infamis) считалась вдова, вступившая в новый брак до истечения года после смерти первого мужа). Разновидностью непосредственного бесчестья являлся позор (turpitude) — умаление гражданской чести ввиду занятий позорной профессией: сводничеством, актерством и т. п.

По характеру своего поведения personae turpes признавались бесчестными и ограничивались в области наследования.

Ha personae infames налагались значительные ограничения. Такие лица не могли представлять других в процессе, а также назначать процессуального представителя себе; таким лицам не разрешалось вступать в законный брак с лицом свободнорожденным, они были ограничены в области наследственного права, семейного права (не могли быть опекунами и попечителями). Бесчестие ограничивало в выполнении публичных функций: personae infames не могли избираться на общественные должности.

Существовала также особая форма бесчестья — inte stabilitas. Ее суть сводилась к тому, что лицо, участвовавшее в сделке в качестве свидетеля, а затем отказавшееся давать показания в суде по поводу этой сделки, признавалось intestabilis. Данному лицу запрещалось участвовать (ни в качестве стороны, ни в качестве свидетеля) в совершении сделок, требующих участия свидетелей. Это было очень серьезным ограничением. В более позднее время intestabilitas признавались также лица, которые участвовали в создании или распространении пасквилей — «Осужденный за составление пасквиля не способен быть свидетелем»

Другие основания ограничения правоспособности. В Риме существовали ограничения правоспособности для отдель ных категорий населения: женщин, детей, варваров, еретиков, евреев и колонов.

Женщины и дети были ограниченно правоспособными. Они относились к категории alieni juris и были лишены права выступать субъектами вещных и обязательственных отношений (jus commersii). Однако с классического периода за ними, правда, в ограниченном виде, было признано это право.

Варвары (чужеземцы), еретики, евреи с победой христианства были ограничены в правовом положении, особенно в наследственном праве. Ограничения были введены и для колонов. В частности, им было запрещено менять профессию и заключать браки с лицами других профессий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *