Требования предъявляемые к психодиагностическим методикам

Требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам и ситуациям

Для того чтобы психолого-педагогический эксперимент был достаточно надежным средством исследования и позволял получать вполне достоверные результаты, которым можно доверять и на основе которых можно делать правильные практические выводы необходимо, чтобы используемые в нем психодиагностические методы были научно обоснованными. Такими считают методы, отвечающие следующим требованиям, валидность, надежность, однозначность и точность. Рассмотрим каждое из этих требований в отдельности.

Термин «валидность» — евроязычного происхождения. Он буквально означает: «полноценный», «пригодный», «соответствующий». Характеристика психодиагностической методики как валидной свидетельствует о ее соответствии и пригодности для оценивания именно того психологического качества, для которого она предназначалась по замыслу.

Характеристика валидности методики включает в себя не только сведения о том, что данная методика на самом деле измеряет, но также информацию об условиях, о сфере ее применения.

Есть несколько разновидностей валидности, каждую из которых следует рассматривать и оценивать отдельно, когда стоит вопрос о выяснении валидности психодиагностической методики. Валидность может быть теоретической и практической (эмпирической), внутренней и внешней.

Валидность теоретическая определяется по соответствию показателей исследуемого качества, получаемых с помощью данной методики, показателям, получаемым посредством других методик — таких, с показателями которых должна существовать теоретически обоснованная зависимость. Теоретическую валидность проверяют по корреляциям показателей одного и того же свойства, получаемым при помощи разных методик, опирающихся или исходящих из одной и той же теории.

Валидность эмпирическая проверяется по соответствию диагностических показателей реальному поведению, наблюдаемым действиям и реакциям испытуемого, Если, например, с помощью некоторой методики мы оцениваем черты характера у данного испытуемого, то применяемая методика будет считаться практически или эмпирически валидной тогда, когда мы установим, что данный человек ведет себя в жизни именно так, как предсказывает методика, т. е. в соответствии с имеющейся у него чертой характера.

По критерию эмпирической валидности методику проверяют путем сравнения ее показателей с реальным жизненным поведением или результатами практической деятельности людей.

Валидность внутренняя означает соответствие содержащихся в методике заданий, субтестов, суждений и т. п. общей цели и замыслу методики в целом. Она считается внутренне невалидной или недостаточно внутренне валидной тогда, когда все или часть включенных в нее вопросов, заданий или субтестов измеряют не то, что требуется от данной методики.

Валидность внешняя — это примерно то же самое, что и эмпирическая валидность, с той лишь разницей, что в данном случае речь идет о связи между показателями методики и наиболее важными, ключевыми внешними признаками, относящимися к поведению испытуемого.

При создании методики сразу оценить ее валидность трудно. Обычно валидность методики проверяется и уточняется в процессе ее достаточно длительного использования, тем более что речь идет о проверке по меньшей мере с четырех описанных выше сторон.

Кроме видов валидности, важно знать критерии валидности. Это основные признаки, по которым можно практически судить о том, является или не является данная методика валидной. Такими критериями могут стать следующие:

1. Поведенческие показатели — реакции, действия и поступки испытуемого в различных жизненных ситуациях.

2. Достижения испытуемого в различных видах деятельности: учебной, трудовой, творческой и других.

3. Данные, свидетельствующие о выполнении различных контрольных проб и заданий.

4. Данные, получаемые при помощи других методик, валидность или связь которых с проверяемой методикой считается достоверно установленной.

Надежность методики характеризует возможность получения с ее помощью устойчивых показателей (имеется в виду та степень устойчивости, которая зависит от измерительного инструмента, а не от испытуемого, поведения экспериментатора или изменяемого психологического свойства).

Результаты психологического тестирования зависят от множества трудно контролируемых факторов: качества измерительного инструмента, постоянства релевантных характеристик ситуации психологического тестирования, правильности понимания инструкции испытуемым, поведения экспериментатора, актуального психологического состояния испытуемого. Изменение любого из этих факторов в ходе психодиагностического обследования обычно ведет к снижению степени надежности измерений. Поскольку держать все эти факторы в постоянстве всегда практически невозможно, то рассчитывать на высокую надежность любой психодиагностической методики не приходится. Из всех этих факторов наиболее важным является надежность самой методики, так как все остальные вносят гораздо меньший вклад в постоянство получаемых результатов.

Надежность психодиагностической методики можно установить двумя способами: путем сравнения результатов, получаемых при помощи данной методики разными людьми, и путем сравнения результатов, получаемых при применении одной и той же методики в идентичных условиях.

Точность методики отражает ее способность тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента. Точность психологической методики в определенном смысле можно сравнивать с точностью технических измерительных инструментов. Метр, например разделенный только на сантиметры, будет грубее измерять длину, чем линейка, градуированная по миллиметрам. В свою очередь микрометр — прибор, позволяющий оценивать длины, отличающиеся друг от друга на 0,001 мм, будет намного более точным измерительным инструментом, чем школьная линейка.

Чем точнее психодиагностическая методика, тем тоньше с ее помощью можно оценивать градации и выявлять оттенки измеряемого качества. Однако в практической психодиагностике далеко не всегда требуется очень высокая степень точности оценок. Ее необходимая практическая мера определяется задачей дифференциации, или разделения испытуемых на группы. Если, например, всю исследованную выборку испытуемых нужно разделить всего лишь на две подгруппы, то и точность применяемой методики должна соответствовать именно этому делению, не больше. Если необходимо разделить испытуемых на пять подгрупп, то достаточно применить методику, имеющую измерительную шкалу, состоящую из пяти пунктов, скажем такую: «да», «скорее да, чем нет», «ни да, ни нет», «скорее нет, чем да», «нет».

Однозначность методики характеризуется тем, в какой степени получаемые с ее помощью данные отражают изменения именно и только того свойства, для оценивания которого данная методика применяется. Если наряду с этим свойством в получаемых показателях отражаются и другие, никак не связанные с данной методикой, выходящие за пределы ее валидности, то считается, что методика не соответствует критерию однозначности, хотя при этом частично может оставаться валидной. Например, если экспериментатора интересуют оценки мотивов поведения человека и для того, чтобы их получить, он задает испытуемому прямые вопросы относительно мотивов его поведения, то ответы на эти вопросы вряд ли будут соответствовать критерию однозначности. В них почти наверняка отразятся и степень осознания испытуемым мотивов своего поведения, и его желание предстать в благоприятном свете в глазах экспериментатора, и оценки им возможных последствий диагностического эксперимента, и многое другое.

Критерию однозначности также может не вполне удовлетворять способ оценки знаний учащихся только по успеваемости, так как оценки успеваемости выставляются не всегда объективно. В них, кроме самих знаний учащегося, отражается отношение к нему учителя и поведение учащегося.

Прежде чем применять в практической психодиагностике те или иные методики, экспериментатор должен убедиться в том, что они отвечают требованиям валидности, надежности, точности и однозначности. Самыми важными из названных четырех критериев являются первые два: валидность и надежность, и если измерительный инструмент им не соответствует, то его вообще нельзя использовать как средство психодиагностики. Если же методика не вполне точна и не полностью однозначна, то ее тем не менее можно применять с определенными оговорками. Но при этом необходимо помнить, во-первых, о том, что неточная методика может не позволить установить сравнительно небольшие изменения, которые происходят в результате проведенного эксперимента, и следовательно, может указать на отсутствие изменений там, где они на самом деле есть. Недостаточно однозначная методика не всегда позволяет соотносить величину получаемых показателей со степенью изменения именно оцениваемого качества, а не какого-либо другого.

Кроме применяемой методики, на результаты психодиагностики влияют ситуация, ее понимание испытуемым, получаемая им инструкция, а также личность и поведение самого экспериментатора во время тестирования.

Если ситуация воспринимается испытуемым как экзаменационная, то он будет вести себя в ней соответственно. Высокотревожный человек, вероятно, всегда и всюду будет испытывать повышенное беспокойство, видеть угрозу для своей личности и, следовательно, воспринимать любую ситуацию как потенциально несущую в себе опасность для его личности. Низкотревожный индивид, напротив, даже в реально угрожающей его Я ситуации будет вести себя относительно спокойно.

Поведение испытуемых и результаты, которые они показывают, зависят и от того, как они понимают инструкцию. Поэтому к доступности и точности формулировок инструкции в психодиагностике предъявляются особые требования. Инструкция должна быть достаточно простой и понятной, не содержать в себе неоднозначно трактуемых слов и выражений. Лучше всего, если инструкция будет предложена испытуемым в письменном виде, так как устная инструкция разными людьми произносится с различными паралингвистическими компонентами: жестами, мимикой, пантомимикой, интонациями, темпом, паузами и т. п. Кроме того, устная инструкция довольно быстро забывается испытуемыми и, следовательно, возможны непроизвольные отклонения от нее.

Иногда на результаты исследования влияют личность и поведение экспериментатора. Замечено, например, что если экспериментатор лично симпатичен испытуемым, если его поведение свидетельствует об уважении и добром отношении к испытуемым, то они в свою очередь невольно будут стараться подыграть ему и показать такие результаты, которые должны доставить экспериментатору удовольствие. Напротив, если он вызывает антипатию у испытуемых, демонстрирует недоброе и неуважительное к ним отношение, то они, как правило, отвечают ему тем же: стараются дать такие результаты, которые, по их мнению, не понравятся экспериментатору.

Основная рекомендация, которая касается поведения экспериментатора, заключается в том, чтобы он был спокойным, уравновешенным, а его поведение — достаточно ровным, доброжелательным и уважительным по отношению к испытуемым.

Тесты и тестирование

Тестами в психологии называют стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получать сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств. Под стандартизированностью таких методик имеется в виду то, что они всегда и везде должны применяться одинаковым образом, начиная от ситуации и инструкции, получаемой испытуемым, кончая способами вычисления и интерпретации получаемых показателей.

Сопоставимость означает, что оценки, получаемые при помощи теста, можно сравнивать друг с другом независимо от того, где, когда, как и кем они были получены, если, разумеется, тест применялся правильно. Из всех возможных психодиагностических методик к тестам предъявляются самые строгие требования, касающиеся валидности, надежности, точности и однозначности.

Существует много разновидностей тестов, которые разделяются на группы по нескольким основаниям: по предмету тестирования (тому качеству, которое оценивается с помощью данного теста); по особенностям используемых в тесте задач; по материалу, предъявляемому испытуемым; по объекту оценивания. По предмету тесты делятся на интеллектуальные (оценивают степень развитости у человека различных познавательных процессов), личностные и межличностные. По особенностям используемых задач выделяют практические, образные и словесные (вербальные) тесты. По характеру тестового материала, предъявляемого испытуемым, тесты делятся на бланковые, аппаратурные. По объекту оценки — на процессуальные тесты, тесты достижений, тесты состояний и свойств.

Интеллектуальные тесты предназначаются для оценки уровня развития мышления (интеллекта) человека и его отдельных когнитивных процессов, таких, как восприятие, внимание, воображение, память, речь. Личностные тесты связаны с психодиагностикой устойчивых и индивидуальных особенностей человека, определяющих его поступки; сюда относятся тесты темперамента, характера, мотивации, эмоций, способностей. Среди тестов встречаются такие, которые дают разностороннюю, комплексную оценку состояния личности или степени развитости ее отдельных свойств. Комплексными, например, являются тест Кеттела, ММР1 и другие, к числу частных можно отнести тесты, с помощью которых оцениваются отдельные черты личности человека, мотивы, эмоции, например, акцентуации характера, тревожность, локус контроля, мотив достижения успеха, агрессивность и другие.

Межличностные тесты позволяют оценивать человеческие отношения в различных социальных группах, например, социометрический тест, тест социально-психологической самоаттестации группы как коллектива.

Практические тестовые задания включают в себя задачи и упражнения, которые испытуемый должен выполнить в наглядно-действенном плане, т. е. практически манипулируя реальными материальными предметами или их заменителями.

Образные задания содержат в себе упражнения с образами, с картинками, рисунками, схемами, представлениями. Они предполагают активное использование воображения, мысленных преобразований образов.

Вербальные тесты включают в себя задания на оперирование словами. Они предполагают, например, определение понятий, умозаключения, сравнение объема и содержания различных слов, выполнение с понятиями различных логических операций и т. п.

Многие задания, которые используются в тестах, имеют комплексный характер, т. е. включают в себя и практические, и теоретические, и образные, и вербальные действия и упражнения. Это связано с тем, что большинство задач, с которыми сталкивается человек в реальной жизни, являются комплексными по характеру, а тестирование проводится для того, чтобы предсказать поведение и возможные достижения человека не в искусственной лабораторной ситуации, а в реальной жизни.

Бланковыми называются такие тесты, при использовании которых испытуемый получает тестовый материал в форме различных бланков: рисунков, схем, таблиц, опросников и т. п.

Аппаратурные — это такие тесты, в которых используется различного рода аппаратура для предъявления и обработки результатов тестирования, например аудио- и видеотехника, электронно-вычислительные машины.

Процессуальными называют тесты, с помощью которых исследуется какой-либо психологический или поведенческий процесс, и ему в результате дается точная качественная или количественная характеристика, например процесс запоминания человеком материала, процесс межличностного взаимодействия индивидов в группе.

К группе тестов достижений относят такие тесты, в итоге применения которых оцениваются успехи человека в том или ином виде деятельности, в той или иной сфере познания, скажем продуктивность памяти, логичность мышления, устойчивость внимания, уровень развития вербального мышления и др.

Тесты состояний и свойств касаются диагностики более или менее стабильных психологических качеств человека, таких, например, как черты личности, свойства темперамента, способности и т. п.

В особую группу выделяются проектные тесты. Они основаны не на прямой, а на косвенной оценке тех или иных психологических качеств человека. Такая оценка получается в результате анализа того, как данный человек воспринимает и интерпретирует некоторые многозначные объекты: сюжетно неопределенные картинки, бесформенные пятна, незавершенные предложения и др.

Предполагается, что в оценки и интерпретации подобных объектов человек бессознательно «вкладывает» или «проецирует» самого себя. К этой группе тестов относятся, например, тест Роршаха, Тематический Апперцептивный Тест и многие другие.

К проективным тестам обращаются тогда, когда дело касается психодиагностики скрываемых или не осознаваемых испытуемыми психологических особенностей.

Психодиагностический эксперимент как метод применяется в исключительных случаях и в основном тогда, когда выявить и оценить нужное качество другим способом не представляется возможным.

Процессуальные тесты применяются в тех случаях, если исследователя интересуют особенности протекания психических и поведенческих процессов у испытуемых, а тесты достижений — когда решается задача оценки способностей, умений и навыков людей.

В отдельную группу тестов выделяются тесты интеллекта, к которым обращаются, если возникает необходимость точно определить и количественно оценить общий уровень интеллектуального развития человека.

Как к методам точной психодиагностики к тестам предъявляются особые требования. Первое из них — социокультурная адаптированностъ теста. Это словосочетание. означает соответствие тестовых заданий и тестовых оценок, которые испытуемый получает по этим заданиям, особенностям культуры, сложившимся в том или ином обществе, где данный тест используется, будучи заимствованным в другой стране. Если, например, созданный в Европе тест интеллекта впервые применяется в стране, где доминирующим в структуре интеллекта является не словесно-логическое, а образное или практическое мышление, то он обязательно должен быть социокультурно адаптирован. В противном случае, применяя его в первоначальном, неадаптированном варианте, мы, скорее всего, получим низкие результаты, которые не будут соответствовать уровню развития мышления у жителей данной страны. И, наоборот, используя в качестве теста интеллекта такой, где преобладают задания на практическое мышление, в стране с доминированием вербального интеллекта, мы там можем получить неадекватные показатели умственного развития.

Если тест повторно используется в условиях, которые существенно отличаются от тех, где он был первоначально создан, то почти всегда требуется соотнесение этих условий друг с другом Или адаптация теста к новым условиям. В первую очередь это касается бланковых тестов, заимствованных из другой страны и написанных в оригинале на ином языке. Перевод словесных формулировок тестовых заданий с одного языка на другой никогда не бывает точным по значениям и смысловому содержанию понятий. Для того чтобы в максимально возможной степени снять это неизбежное в силу самой природы языка несоответствие, приходится иногда отказываться от буквального перевода и делать его относительно произвольным, близким не по значениям слов, а по их смыслам.

Второе требование к тестам — простота формулировок и однозначность тестовых заданий. Согласно данному требованию в словесных и иных заданиях теста не должно быть таких моментов (слов, рисунков и т. п.), которые могут по-разному восприниматься и пониматься людьми.

Третье требование — ограниченное время выполнения тестовых заданий. Здесь речь идет о том, что полное время выполнения заданий психологического теста не должно превышать полутора-двух часов, так как в течение большего времени человеку трудно сохранить свою работоспособность на достаточно высоком уровне.

Четвертое требование — наличие тестовых норм для данного теста. Под такими нормами понимаются репрезентативные средние показатели по данному тесту, т. е. показатели, представляющие большую совокупность людей, с которыми можно сравнивать показатели данного индивида, оценивая уровень его психологического развития. Норма теста обычно определяется в результате тестирования большой выборки испытуемым определенного возраста и пола и усреднения полученных оценок с их последующей дифференциацией по возрасту, полу и ряду других релевантных показателей. Норма теста — это средний уровень развития большой совокупности людей, похожих на данного испытуемого по ряду социально-демографических характеристик.

Всякая норма со временем, как правило, изменяется вместе с теми естественными изменениями, которые с годами происходят в психологическом развитии людей. Так, нормы интеллектуального развития, установленные в первой четверти нашего века, не подходят для его последней четверти, так как за это время уровень развития мышления людей значительно возрос. Существует эмпирически установленное правило, в соответствии с которым как минимум один раз в пять лет нормы теста, особенно интеллектуального, должны пересматриваться.

Процедура пересмотра существующих норм и установления новых типична и выглядит следующим образом. Сначала определяется группа людей, на которых предполагается проводить исследования с помощью данного теста. Затем эта группа людей разделяется на подгруппы, различающиеся по своим социально-демографическим характеристикам. Для каждой подгруппы подбирается и посредством разработанного теста изучается достаточно представительная выборка людей. Далее путем усреднения полученных на ней показателей определяется тестовая норма для данной совокупности людей. Заметим, что в описании теста для каждой включенной в него нормы обязательно должно быть указано, где, как, на ком и когда была установлена.

Кроме требований, предъявляемых к нормам теста, существуют определенные, строгие правила проведения тестирования, обработки и интерпретации его результатов. Наиболее важные из этих правил следующие:

1. Прежде чем применять тот или иной тест, психологу необходимо познакомиться с ним и попробовать его на самом себе или на другом человеке. Это позволит в дальнейшем избежать возможных ошибок, связанных с проведением тестирования и обусловленных недостаточно хорошим знанием его нюансов.

2. Важно заранее позаботиться о том, чтобы перед началом выполнения тестовых заданий испытуемые хорошо поняли их и сопровождающую тест инструкцию.

3. Во время проведения тестирования необходимо следить за тем, чтобы все испытуемые работали самостоятельно, независимо друг от друга и не оказывали друг на друга влияния, способного изменить результаты тестирования.

4. Для каждого теста должна существовать обоснованная и выверенная процедура обработки и интерпретации результатов, позволяющая избежать ошибок, возникающих на этом этапе тестирования. Это, в частности, касается приемов математико-статистической обработки первичных данных, которые также должны быть строго и заранее установлены.

Прежде чем приступить к практическому тестированию, необходимо провести определенную подготовительную работу к нему. Она состоит в следующем. Вначале испытуемым представляют тест и объясняют, для чего он предназначен, с какой целью проводится тестирование, какие данные в результате его могут быть получены и каким образом они могут быть использованы в жизни. Затем Дают инструкцию и добиваются того, чтобы она была правильно понята всеми испытуемыми. Убедившись в этом, психолог приступает к тестированию, строго следя за соблюдением инструкции и всех указанных выше условий, обеспечивающих достоверность получаемых результатов.

Контрольные вопросы

1. Чем занимается психодиагностика?

2. Виды психодиагностических методик и их отличие от исследовательских.

3. Что такое валидиость методики и каким образом она определяется?

4. Что такое надежность методики? Методы определения надежности.

5. Что такое точность и однозначность психодиагностической методики?

6. Какие требования предъявляются к инструкции, ситуации тестирования, поведению экспериментатора во время тестирования?

7. Виды тестов и область их использования.

8. Требования, предъявляемые к тестам и к процедуре проведения тестирования.

9. Понятие и способ установления тестовых норм.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

2. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 1. — М., 1982. (Функции и происхождение психологического тестирования: 17—31. Природа психологических тестов и их применение: 31—50. Надежность: 97—126. Валидность. Основные понятия: 126—149. Валидность. Измерение и интерпретация: 149—179- Тесты общего интеллектуального развития: 205—316.)

3. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 2. — М., 1982. (Тесты отдельных способностей: 5—122. Личностные тесты: 122—242.)

5. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. — Киев, 1989. — 199 с.

6. Войтко В. И., Гильбух Ю. З. О некоторых основных понятиях психодиагностики // Вопросы психологии. — 1976. — № 4.

7. Гайда В. К., Захаров В. П. Психологическое тестирование. — Л., 1982. — 100с. (Тесты в психологии: 7—18. Разработка первичной формы теста: 18—54. Подготовка, проведение и обработка результатов тестовых испытаний: 54—67. Обоснование тестов как измерительных инструментов и их интерпретации: 68—100.)

9. Гуревич К. М. Тесты интеллекта в психологии // Вопросы психологии. — 1980. — № 2. — С. 53—64.

12. Кулагин Б. В. Основы профессиональной психодиагностики. — Л., 1984. — 216с. (Валидность и надежность тестов: 48—60.)

13. Мельников В. М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. — М., 1985. (Общие вопросы надежности тестов: 167 — 178. Подходы к исследованию валидности тестов: 187—195. Унифицированная методика конструирования психодиагностических тестов: 195—203.)

14. Методы изучения интеллекта: методические разработки по спецкурсу «Психология». — Л., 1982. — 32 с. (Интеллект и методы его изучения: 2—18. Тесты: 18—25. Аналитические методы исследования интеллекта: 25—29. Тесты-опросники: 29—32.)

15. МургулецЛ. В.Методы социально-психологической диагностики личности: Учебное пособие. — Л., 1990. (Методики оценки деловых и личных качеств руководителя: 8—17. Методы диагностики личности в системе межличностных отношений: 17—33. Психологическая диагностика направленности личности: 34—66. Биографические методы изучения жизненного пути: 67—69.)

17. Практикум по психодиагностике: Учебно-методическое пособие… — Балашов, 1992. (Опросник Айзенка: 12—13. Определение самооценки: 14—15. Исследование уровня притязаний: 15—16. Исследование типов отношений человека к окружающим людям (методика Т. Лири): 22—26. Тест-опросник самоотношения (ОСО): 37—44. Исследование уровня субъективного контроля: 44—49. Исследование способов поведения в конфликтной ситуации: 52—54.)

19. Психологическая диагностика: проблемы и исследования / Под ред. К. М. Гуревича. — М., 1981. — 232 с. (Обзор развития тестов: 35—49.)

Дата добавления: 2016-12-06; просмотров: 2467 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

1.2. Особые требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам

Для уверенности в том, что после проведения психодиагностических исследований будут получены соответствующие объективной действительности результаты, необходимо, чтобы для всех применяемые при проведении эксперимента методов было научное обоснование, т. е. чтобы все методы соответствовали всем предъявляемым к ним требованиям.

Такими требованиями являются.

Валидность – validus (лат.) «сильный» – полноценность, пригодность, соответствие. О валидности применительно непосредственно к психологическому тестированию будет также сказано несколько ниже.

Существует несколько разновидностей валидности.

1. Валидность теоретическая – определяется степенью соответствия полученных результатов определенного свойства или качества, подвергаемого диагностике, получаемых с помощью данной определенной методики, показателям, приобретаемым с помощью применения других методик.

Другими словами, теоретическую валидность проверяют по корреляциям показателей одного и того же свойства или качества личности, получаемым при помощи различных методик, опирающихся на одну и ту же теорию или исходящих из нее.

2. Валидность эмпирическая – проверяется по соответствию диагностических показателей наблюдаемым действиям и реакциям испытуемого, т. е. его реальному поведению. Соответственно, сравниваются показатели применяемой психодиагностической методики с реальным жизненным поведением конкретных людей.

3. Валидность внутренняя – представляет собой соответствие заключающихся в методике заданий, субтестов, суждений и тому подобного общей цели и задаче всей методики в целом. Методика будет считаться внутренне невалидной, когда все или часть вопросов, заданий или субтестов измеряют не то, что требуется от данной методики в целом.

4. Валидность внешняя – это приблизительно то же самое, что и эмпирическая валидность, но здесь речь должна идти о связи между показателями методики и наиболее значимыми внешними признаками, относящимися к поведению испытуемого.

Только в процессе длительного применения методики может быть проверена и уточнена ее валидность.

Выделяют следующие критерии валидности:

1) поведенческие показатели – это действия и поступки, реакции испытуемого в разнообразных жизненных ситуациях;

2) те результаты, которые подвергаемый испытанию индивид достигает во всевозможных видах деятельности: учеба, труд, творчество и т. д;

3) данные о выполнении всевозможных контрольных испытаний, проб, заданий и поручений;

4) данные, полученные от других методик, валидность которых или взаимоотношение с данной применяемой методикой считаются доподлинно установленными.

Надежность – характеризует возможность и достаточную вероятность получения при применении данной методики устойчивых, стабильных показателей.

Надежность любой применяемой психодиагностической методики можно установить двумя доступными способами:

1) путем соотнесения результатов, получаемых после применения этой методики разными людьми;

2) путем сопоставления результатов, получаемых по одной и той же методике, применяя ее в различных условиях.

Однозначностьметодики, как следующее требование любой психодиагностической методики, характеризуется тем, в какой степени приобретаемые с ее помощью данные отражают изменения именно итолько того свойства, для оценки которого данная методика употребляется.

Точность – воспроизводит способность методики чутко прореагировать на малейшие трансформации оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента. Чем точнее психодиагностическая методика, тем выше с ее помощью можно высказывать мнение о градации и выявлять оттенки измеряемого качества соискателя.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

13. Требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам.
К числу основных требований, которые предъявляются к психодиагностическим методикам, относятся: надежность, валидность. стандартизация
Надежность — это свойство метода приводить к одним и тем же результатам разными людьми и тем же человеком при повторном обследовании (А.Анастази).
Н-р. если при проведении обследования с помощью теста интеллекта у
ребёнка стандартный IQ-показатель в понедельник равен 110. а в пятницу 80. тони один из показателей не является правильным: т.е. данный тест не обладаетнадежностью, его надо дорабатывать
Т.о., надежность — это такой критерий, который позволяет судить о том. можноли доверять полученным результатам.Методика признается надежной, если коэффициент надежности не ниже 0.75 — 0.85.
Лучшие по надежности тесты дают коэффициенты порядка 0.90 и более.
Валидность — это соответствие используемого метода измеряемому качеству.
Н-р, при обследовании интеллекта применяются тесты на интеллект.
Термин «валидность» в переводе означает: полноценный, пригодный, соответ-ствующий.Выделяют валидность содержательней. текущую. прогностическую,
экологическую, эмпирическую, критериальную, конструктную.
Валидность прогностическая показывает, можно ли по результатам теста прогно-зировать особенности поведения испытуемого.
Н-р, при приеме на работу сотрудника мы ему предложили тест технических
способностей, он выполнил его хорошо и предпопагается, что он будет успешен в работе Если это так, то тест валиден
Коэффициент вал иди ости признается низким порядка 0.20—0.30. средним —0.30—0.50 и высоким — свыше 0.60.
Стандартизация (А.Анаетази. 1982) — это единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста.
Т. о., стандартизация рассматривается в двух планах: как выработка единых тре-бований к процедуре эксперимента и как определение единого критерия оценки результатов теста
Единообразие процедуры проведения геста включает следующие требования:
1) инструкцию надо сообщать всем испытуемым одинаково: при устных указаниях она дастся в разных группах одними и теми же словами, в одинаковой манере;
2) ни одному испытуемому не дается никаких преимуществ (это касается подска-зок,разъяснений н т.д.);
3) эксперимент с разными группами следует проводить в сходных условиях;
4) временные ограничения в выполнении заданий для всех испытуемых д. б. одинаковыми и тд.
Единообразие оценки результатов теста снятано с критерием, статистической
нормой, которая определяется с номошью выборки сгандартизации.
Выборка, на которой определяются статистические тестовые нормы, называетсявыборкой стандартизации. Её численность д.б. не менее 50 человек, но лучше если их более 200.
Для вычисления статистический кормы психологи-диагносты также обратились кприемам математической статистики. Математики показали, что для опи-сания распределения рассматриваемых величин достаточно знать два показателя – среднюю, арифметическую и стандартное отклонение.
Н-р, для тестов Стэнфорд-Бине границы нормы будут от 84 до 116.
Интерпретируется это так: результаты испытуемых, которые не выходят за этиграницы, находятся в пределах нормы. Те, чьи результаты менее 84, находятсяниже нормы, а те, чьи результаты более 116. — выше нормы.
14. Требования, предъявляемые к пользователям диагностических методик.Требования к психологу как пользователю методик
Пользователь-психолог:
а) должен знать и применять на практике теоретико-методические принципы психодиагностики, владеть основами психометрии, следить за текущей методиче-ской литературой по психодиагностике;
б) отвечает за решения, принимаемые на основе обследования, предупреждает возможные ошибки, допускаемые непрофессионалами, препятствует некоррект-ному и неэтичному применению психодиагностики;
в) пользуется преимущественным правом на проведение диагностики, на получе-ние методических материалов в качестве индивидуальной профессиональной собственности;
г) при подборе методик в комплексную программу обследования исходит из тре-бования максимальной эффективности диагностики: максимум надёжности при минимуме затрат;
д) параллельно с использованием методик ведёт научно-методическую работу, анализируя по собранным данным эффективность применения методики в задан-ной области;
е) при проведении стандартных методик не имеет права отклоняться от стандарта в использовании методики;
ж) обеспечивает конфиденциальность психодиагностической информации, пре-дупреждает испытуемого о том, как может быть использована информация;
з) психолог хранит профессиональную тайну;
и) обязательно рассматривает наряду с наиболее вероятной и
альтернативную диагностическую гипотезу.(см.: Бурлачук, Морозов «Словарь-справочник по психодиагностике»,Бодалёв, Столин «Общая психодиагностика»).
Требования к специалистам-смежникам по использованию методик
1.В качестве пользователей психодиагностических методик могут выступать спе-циалисты в смежных с психологией областях: учителя, врачи, социологи, юристы, социальные работники и др. 2.Специалисты-смежники имеют право использовать только некоторые, хорошо стандартизированные методики, которые не требуют специальных знаний при интерпретации результатов.
3 .Психометрически необоснованные методики не могут использоваться специа-листами-смежниками. 4. Пользователь-смежник должен предварительно проконсультироваться с прак-тическим психологом, о том, какие именно методики м.б. применены для решения поставленных задач.
5. Пользователь, получивший доступ к психодиагностическим методикам, автома-тически берёт на себя обязательство по соблюдению требований профессио-нальной тайны, следует всем этическим нормам в проведении обследования по отношению к испытуемому и к третьим лицам.
6. Специалист-смежник может получать дополнительное образование по психо-диагностике и расширять свою сферу деятельности.(см.: Бурлачук, Морозов «Словарь-справочник по психодиагностике»,Бодалёв, Столин «Общая психодиагностика»).
Все приведенные требования находятся в соот¬ветствии с международными-профессионально-этическими стандартами, принятыми в работе психологов.
Основные идеи этих стандартов могут быть кратко сформулированы в виде следующих принципов: 1) ответственность, 2) компетентность, 3) этическая и юридическая правомочность, 4) квалифицированная пропаганда психологии, 5) конфиденциальность, 6) благополучие клиента, 7) профессиональная коопера-ция, 8) информирование клиента о целях обследования, 9) морально-позитивный эффект исследования, 10) гражданственность и патриотизм.
15. Социально-психологический норматив.
В психодиагностике помимо статистических норм существует и др. подход к
оценке результатов, н-р, социально-психологический норматив, который разра-ботал К.М. Гуревич и его коллеги. СПН можно определить как систему требова-ний, которые общество предъявляет к личностному развитию каждого из его членов. Эти требования могут касаться умственного развития, нравственного, эс-тетического и т.д. Основная суть СПН такова: если за основу берётся 100% вы-полнение теста, то все испытуемые подразделяются по результатам тестирования на 5 подгрупп:
1) наиболее успешные — 10%;
2) близкие к успешным — 20%;
3) средние по успешности — 40%;
4) малоуспешные — 20%;
5) наименее успешные — 10%;
Результаты тестирования отражаются в графике. По каждой подгруппе подсчи-тывается средний % правильно выполненных заданий. Строится система коорди-нат, где по осиабсцисс идут номера подгрупп, по оси ординат — процент выпол-ненных каждой из подгрупп заданий. Построенный график отражает приближение каждой из подгрупп к социально-психологическому нормативу (Головей с. 193). Такая обработка проводится по результатам как теста в целом, так и каждого субтеста в отдельности. Можно сравнивать данные тестирования внутри одного ученического класса и данные по разным классам.
16. Психологическое заключение по результатам психодиагностического обследования.
Психологическая характеристика на индивида, которые проходил психодиагностическое обследование, составляется по-разному в зависимости от того, кто и с какими целями запрашивает характеристику; от возраста испытуемого; от тех методов, которые использовались при изучении личности данного субъекта. Так, очень важная информация может быть получена в процессе наблюдения за поведением индивида в процессе диагностического исследования и в процессе беседы. Беседа по результатам психодиагностического исследования должна всегда дополнять данные, полученные при выполнении тех или иных методик.
В отдельных случаях психолог вынужден писать психологическую характеристику (заключение) «вслепую», не имея возможности обсудить результаты с испытуемым. В таких случаях нужно быть особенно осторожным в выборе формулировок с тем. В любом случае психолог, составляющий заключение, должен руководствоваться принципом «не навреди» и принципом психопрофлактической формы выдачи результатов психодиагностических исследований.
При составлении характеристики (заключения) вначале указывается возраст испытуемого, дата обследования, причина обследования. Психолог указывает, какой именно диагностический инструментарий использован для обследования.
Далее дается развернутое описание психологических особенностей, которые выявились в результате психодиагностического исследования. Описывается уровень выраженности свойств, качеств, состояний; соотношение их с другими особенностями; в осторожной и мягкой форме высказываются предположения (гипотезы), о том, с чем могут быть связаны те или иные факты, обнаруженные при исследовании. Дается прогноз развития или поведения, исходя из полученных данных.
При составлении психологического заключения по результатам методики 16PF Кеттела следует как можно более полно, непротиворечиво и логично писывать личность испытуемого, Отдельные качества объединять в смысловые блоки (например, коммуникативные качества), использовать выражения типа: «Для испытуемого характерно…»; «Скорее всего, испытуемый эмоционально устойчив…». Для облегчения проверки правильности заключения с правой стороны текста на полях указывайте фактор и стен, которые послужили основанием для тех или иных выводов.
При составлении психологического заключения по результатам выполнения методики «Несуществующее животное» следует описывать личностные особенности испытуемого, руководствуясь каталогом признаков. В тексте заключения, однако, не нужно указывать, какие элементы рисунка позволяют интерпретировать его тем или иным образом. Текст также должен быть логично связанным и представлять собой «психологический портрет» испытуемого.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *