Объекты и субъекты стандартов организаций

СТАНДАРТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ

стандарт нормативный документ регулирование

В Федеральном законе «О техническом регулировании» появилась, новая категория документов в области стандартизации — стандарты организаций. Им посвящена ст.17 Федерального Закона «О техническом регулировании», в п.1 которой раскрывается, как следует понимать термин организации, в том числе коммерческие, общественные, научные, саморегулируемые организации, объединения юридических лиц.

Стандарт организаций — это документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, реализации, выполнения работ или оказания услуг .

Используемое в Федеральном Законе понятие «организация» охватывает все те организации, которые в действующем Федеральном Законе «О стандартизации» были названы предприятиями, их объединениями, научно-техническими и инженерными обществами, а так же другими объединениями.

В соответствии с Федеральным Законом стандарты организаций фактически занимают низшую иерархическую ступень в общей системе документов по стандартизации, используемых на территории Российской Федерации, что, не умаляет ни их значимости, ни практической ценности. С точки зрения практического применения в конкретной организации, они являются первостепенными руководящими документами, в которых с учетом соответствующей специфики юридически закрепляются локальные требования, нормы и правила, необходимые для обеспечения деятельности организации в сфере технического регулирования .

Стандарты организаций могут разрабатываться на применяемую в данной организации продукцию, процессы и оказываемые в ней услуги, а также на продукцию, создаваемую и поставляемую данной организацией на внутренний и внешний рынок, на работы, выполняемые данной организацией на стороне, и оказываемые ею на стороне услуги в соответствии с заключенными договорами .

Объекты стандартизации внутри организации

К объектам стандартизации внутри организации относятся:

· процессы организации и управления производством;

· составные части (детали и сборочные единицы) разрабатываемой или изготавливаемой продукции;

· процессы менеджмента;

· технологическую оснастку и инструмент;

· технологические процессы, а также общие технологические нормы и требования с учетом обеспечения безопасности для жизни и здоровья граждан, окружающей среды и имущества;

· методы и методики проектирования, проведения испытаний, измерений и (или) анализа;

· услуги, оказываемые внутри организации (в т.ч. и социальные);

· номенклатуру сырья, материалов, комплектующих изделий, применяемых в организации;

· процессы выполнения работ на стадиях жизненного цикла продукции.

В форме стандартов организаций также можно отразить вопросы, связанные с обеспечением соблюдения требований технических регламентов и применением в конкретной организации национальных российских стандартов, международных и межгосударственных стандартов, национальных стандартов других стран, а также стандартов иных организаций .

В качестве основных объектов для стандартов организаций выступают продукция и услуги, являющиеся результатом работы организаций. Не исключается разработка стандартов организации и на полученные в результате научных исследований принципиально новые виды продукции, процессы, услуги, методы испытаний (на нетрадиционные технологии, принципы организации и управления производством и другими видами деятельности, а также с целью распространения и использования результатов фундаментальных и прикладных исследований, полученных в различных областях знаний и сферах профессиональных интересов). Подобные стандарты организации, как правило, ориентированы на внешнее применение .

В качестве субъектов — потенциальных разработчиков стандартов организаций, выступают организации, под которыми понимаются юридические лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающие по своим обязательствам этим имуществом, способные от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде, а также имеющие самостоятельный баланс или смету и зарегистрированные в установленном порядке в качестве таковых. К таким организациям Федеральный Закон, относит: коммерческие, общественные, научные, саморегулируемые организации .

Документы по стандартизации

Стандарты организаций

Стандарты организаций (в том числе коммерческих, общественных, научных, саморегулирующихся, объединений юридических лиц) могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно, исходя из необходимости применения этих стандартов для совершенствования производства и обеспечения качества продукции (выполнения работ, оказания услуг), а также для распространения и использования результатов исследований (испытаний), измерений и разработок, полученных в разных областях знаний.

Стандарты организации разрабатываются на изготавливаемую в данной организации продукцию, применяемые в ней процессы и оказываемые ею услуги, а также на продукцию, создаваемую и поставляемую данной организацией на внутренний и внешний рынки, на работы, выполняемые данной организацией на стороне и оказываемые ею на стороне услуги в соответствии с заключенными договорами (контрактами).

Объектами стандартизации внутри организации являются:

  • составные части (детали и сборочные единицы) разрабатываемой или изготавливаемой продукции;
  • процессы организации и управления производством;
  • процессы менеджмента;
  • технологическая оснастка и инструмент;
  • технологические процессы, а также общие технологические нормы и требования с учетом обеспечения безопасности для жизни и здоровья граждан, окружающей среды и имущества;
  • методы и методики проектирования, проведения испытаний, измерений и/или анализа;
  • услуги, оказываемые внутри организации, в том числе социальные;
  • номенклатура сырья, материалов, комплектующих изделий, применяемых в организации;
  • процессы выполнения работ на стадиях жизненного цикла продукции.

Стандарты организации могут разрабатываться для обеспечения соблюдения требований технических регламентов и применения в данной организации российских национальных, международных и региональных стандартов (включая межгосударственные), национальных стандартов других стран, а также стандартов других организаций. Стандарты организации разрабатываются на принципиально новые виды продукции, процессов, услуг, методов испытаний, полученных в результате научных исследований, а также на нетрадиционные технологии, принципы организации и управления производством и другие виды деятельности. Целью их разработки является распространение и использование результатов фундаментальных и прикладных исследований, полученных в разных областях знаний, а также профессионального опыта.

Стандарты организации не должны противоречить требованиям технических регламентов и национальных стандартов, содействующих соблюдению требований технических регламентов. В них не следует устанавливать требования, характеристики, параметры и другие показатели, противоречащие национальным стандартам, а также международным стандартам ИСО, МЭК и других международных организаций, к которым присоединилась Россия.

Разработка стандартов организации ведется с учетом стандартов российской Национальной системы стандартизации, а также национальных стандартов, распространяющихся на выпускаемую организацией продукцию, оказываемые услуги, выполняемые работы и осуществляемые процессы.

Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организации устанавливается ею самостоятельно с учетом целей и принципов стандартизации, установленных Федеральным законом «О техническом регулировании».

Утвержденный стандарт организации получает обозначение, состоящее из аббревиатуры СТО (стандарт организации), кода по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций ОК 007-93, позволяющего идентифицировать организацию, регистрационного номера, присвоенного организацией и года утверждения стандарта.

Теги: стандартизация

Объекты стандартов организации

СТО могут разрабатываться на применяемые в данной организации продукцию и оказываемые услуги, а также на продукцию, создаваемую и поставляемую данной организацией на внутренний и внешний рынки, на работы, выполняемые данной организацией на стороне, и оказываемые ею на стороне услуги в соответствии с заключаемыми договорами или контрактами.

Ранее действовавшие стандарты предприятий (СТП) не распространялись на поставляемую продукцию. Включение в объекты стандартизации СТО поставляемой продукции является серьезным и вполне обоснованным нововведением в стандартизацию, так как за рубежомстандарты изготовителей — «фирменные стандарты» на товары, давно ипрочно утвердились в практике.

По сравнению с национальными стандартами они являются более мобильными в части применения повышенныхпоказателей качества и новых международных стандартов. Именно изготовители-лидеры устанавливают в своих стандартах нормы, превышающие требования национальных стандартов, «не дожидаясь, когда подтянутся» другие предприятия отрасли. Поэтому стандарты фирм мировогоуровня «задают тон» в качестве продукции. Только за счет превосходстватребований фирменных стандартов по сравнению с национальными и международными стандартами можно победить в конкурентной борьбе.

Объектом стандартизации могут быть требования к качеству закупаемой продукции. Речь идет о собственных стандартах организаций — потребителей продукции. В этом случае предприятия-изготовители будут ориентироваться на эти требования и, заключив долгосрочный договор на поставку соответствующей продукции с ссылкой на СТО потребителя, начнут ее производство по данному стандарту.

СТО будут разрабатываться на полученные в результате научно—исследовательских работ принципиально новые виды продукции, процессы, услуги, методы испытаний.

Примером являются действующие стандарты общественных объединений. Хорошо известны стандарты Российского общества оценщиков на такую сравнительно новую услугу, как оценка качества и стоимости имущества (имущество физических и юридических лиц). Примерами стандартов на новые виды продукции являются стандарты научно-технического общества (НТО) бумажной и деревообрабатывающей промышленности на унифицированные окна повышенной энергоэффективности для жилых зданий в регионах Сибири. Новые методы испытаний, методология экспертизы являются объектом стандартов того же НТО(по экологической экспертизе малоэтажных жилых зданий), стандартов Торгово-промышленной палаты (по экспертизе качества различных потребительских товаров).


8.Что такое отраслевой стандарт и где он применяется

(ОСТ) Отраслевой стандарт распространяется на продукцию, которая подлежит обязательной государственной стандартизации. Сюда входят правила, нормы, требования и понятия, которые необходимы для поддержания надлежащего качества товаров в отраслях. Также к объектам отраслевой стандартизации может быть отнесен какой-либо отдельный вид товара ограниченного применения. Это может быть инструмент или технологическая оснастка, которая применяется в конкретной области, полуфабрикаты, сырье или материалы, а также различные виды товаров ширпотреба. К объектам также могут быть причислены типовые технологические процессы и технические нормы, относящиеся к данным отраслям, методы, нормы и требования построения в области проектирования: эксплуатации и выпуска товаров ширпотреба и промышленной продукции.

Отраслевые стандарты являются обязательными для организаций и предприятий в тех отраслях, в которых применяются ОСТы. Также ОСТы обязательны для предприятий, которые принимают или потребляют продукцию данной отрасли, подлежащую обязательной стандартизации. Утверждают и контролируют соблюдение отраслевых стандартов министерства (ведомства), которые являются головными (ведущими) в производстве данной продукции. Обязательность соблюдения требования стандартов отраслей определяется предприятиями, применяющими отраслевые стандарты.

Отраслевые стандарты подразделяются на некоторые группы, например:

• ОСТы на транспортные средства. К примеру, ОСТ 37.001.417-90 регламентирует качество фильтров для тонкой очистки масла тракторных, автомобильных и комбайновых двигателей;

• ОСТы, регламентирующие требования к гаражному оборудованию и процессу обслуживания транспортных средств;

• ОСТ на мероприятия, связанные с предпродажной подготовкой (например, ОСТ 37.001.082-92 регламентирует качество процесса предпродажной подготовки автомобильной техники).

На основе комплексной стандартизации в Российской Федерации разработаны и успешно функционируют системы стандартов, каждая из которых охватывает определенную сферу деятельности, проводимой в общегосударственном масштабе или в определенных отраслях народного хозяйства.

Нормативно-техническую и организационно-методическую основу производства конкретных видов, типов, групп продукции составляют отраслевые системы стандартов, регламентирующие технические характеристики, требования к качеству и надежности изделий, способы и методы достижения и контроля этих требований и др. Отраслевые системы включают также комплексы стандартов на термины, определения и обозначения, применяемые в отрасли.

К отраслевым системам относится, например, система стандартизации изделий электронной техники. За основу разработанной системы стандартов (государственных и отраслевых) приняты сферы их действия: проектирование, производство, применение и эксплуатация. В соответствии с этим принципом в систему стан­дартизации электронных приборов входят комплексы стандартов: на конструкции и размеры приборов; на классы приборов; на сферу проектирования приборов; на сферу производства приборов; на сферу применения приборов; на поставку приборов; на организационно-методическую документацию.

Стандарты на конструкции приборов включают габаритные и присоединительные размеры, соответствующие международным рекомендациям на корпуса, на технические требования, конструкции и размеры упаковки. В комплекс стандартов на классы электронных приборов входят стандарты на термины и определения, системы обозначений, системы параметров, ряды параметров, методы измерений и руководство по применению.

В сфере производства в отраслях, как правило, используются единые государственные системы стандартов. Единые государственные системы стандартов обеспечивают единообразие и наивысшую эффективность проведения важнейших видов работ, общих для различных отраслей народного хозяйства. К подобным системам относятся Государственная система стандартизации (ГСС), Единая система конструкторской документации (ЕСКД), Единая система технологической подготовки производства (ЕСТПП), Единая система технологической документации (ЕСТД), Единая система классификации и кодирования технико­экономической информации. Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ), Государственная система стандартов безопасности труда (ГССБТ) и др.

Например, Единая десятичная система классификации и кодирования технико-экономической информации. Огромные масштабы производства в нашей стране, быстрый технический прогресс промышленности и связанное с этим увеличение потоков информации, циркулирующей в народном хозяйстве, требуют оперативной ее обработки для планирования, учета и эффективного управления деятельностью предприятий и отраслей. Этой цели служит общегосударственная автоматизированная система сбора и обработки информации на базе государственной системы вычислительных центров и единой автоматической сети связи страны.

Работа Автоматической системы управления (АСУ) требует применения машинного языка, то есть перевода технико-экономической информации на язык цифровых кодов. Для этого создана Государственная система классификации и кодирования, включающая комплекс взаимосвязанных общесоюзных классификаторов промышленной и сельскохозяйственной продукции, конструкторской документации и технологический классификатор.

9. Правила проведения Госнадзора.

Одной из важнейших составных частей любой системы управ­ления является контроль и надзор за соблюдением определенных требований. В системе управления качеством продукции — это го­сударственный надзор и ведомственный контроль за внедрением и соблюдением стандартов, метрологического обеспечения и каче­ства продукции. В общей системе управления качеством продукции в стране особое место занимает надзор и контроль за соблюдением требований всех категорий стандартов (ГОСТ, ОСТ, ТУ, СТО, ИСО).

Надзор за соблюдением требований, указанных в стандартах, производится с помощью государственного надзора. Надзор за внедрением и соблюдением стандартов осуществляет Госстан­дарт России, его территориальные, областные органы, а также городские лаборатории государственного надзора и соответству­ющие научно-исследовательские институты или организации в соответствии с их компетенцией от имени государства во всех отраслях народного хозяйства, на всей территории Российской Федерации. Госстандарт России не ограничен рамками отдель­ных отраслей народного хозяйства, отдельных видов продукции, что позволяет применять наиболее эффективную форму надзо­ра — комплексные межотраслевые проверки, когда наряду с про­веркой по внедрению и соблюдению технических требований стандартов о соответствии готовой продукции проводят такие же работы по сырью, материалам, комплексным изделиям, уз­лам, агрегатам и т.д. на предприятиях—изготовителях продукции. Анализ материалов комплексных проверок, охватывающий ши­рокий круг предприятий-изготовителей, министерств, ведомств с различными формами собственности, позволяет сделать выводы о качестве выпускаемой продукции и причинах обнаружен­ных недостатков.

Объектами государственного надзора являются:

• нормативные документы по стандартизации и техническая документация;

• продукция, процессы и услуги;

• иные объекты в соответствии с действующим законодатель­ством о государственном надзоре.

Основные задачи органов государственного надзора за соблю­дением стандартов предусматривают:

• содействие предупреждению нарушений законов Российской Федерации, содержащих обязательные требования к объектам стан­дартизации и стандартов;

• проверку соблюдения обязательных требований государствен­ных стандартов Российской Федерации при установлении соот­ветствия отраслевых стандартов, технических условий, стандар­тов предприятий, стандартов научно-технических и инженерных обществ, технической документации обязательным требованиям государственных стандартов России;

• контроль за своевременным включением мероприятий по внедрению стандартов в план развития народного хозяйства и в планы предприятий, организаций, а также за выполнением пла­нов государственной и отраслевой стандартизации;

• надзор за внедрением стандартов и соблюдением их на ста­диях проектирования, производства, испытаний, хранения, транс­портирования, применения, реализации и утилизации продук­ции;

• надзор за соответствием показателей качества проектируе­мой и выпускаемой продукции показателям, предусмотренным стандартами;

• проверку своевременного прекращения действия устаревших и разработки новых стандартов и состояния информации о вновь вводимых и отмененных стандартах и о действующих отечествен­ных и зарубежных стандартах;

• испытания продукции, в том числе сертификационные.

Органы государственного надзора Госстандарта России и дру­гие государственные органы управления в соответствии с их ком­петенцией взаимодействуют с органами управления, обществен­ными организациями потребителей, страховыми обществами (ас­социациями), правоохранительными органами, оказывают им содействие в выполнении возложенных на них задач. Взаимодействие осуществляется в целях совершенствования стандартов и технических условий, повышения качества продукции и эффек­тивности производства, обеспечения безопасности жизни и здо­ровья людей и имущества, охраны окружающей среды. Органы государственного надзора Госстандарта России и других государ­ственных органов управления информируют органы управления и общественность о качестве продукции. Задания по проведению государственного надзора за внедрением и соблюдением стандар­тов включаются в годовые планы, утверждаемые Госстандартом России. Планы должны предусматривать комплексную проверку, т.е. проверку как основного предприятия по выпуску данного из­делия, так и предприятий, изготовляющих и поставляющих для данного предприятия сырье, полуфабрикаты и комплектующие изделия, а также проверку проектных, конструкторских и науч­но-исследовательских организаций, разрабатывающих конструк­цию изделия и технологию его изготовления.

Государственный надзор за внедрением и соблюдением стан­дартов проводится поэтапно:

1-й этап — проверка наличия информации об утверждении стандарта, приказов по внедрению стандарта, плана организаци­онно-технических мероприятий по подготовке производства к выпуску продукции в соответствии с требованиями нового стан­дарта;

2-й этап — проверка выполнения плана организационно-тех­нических мероприятий по внедрению стандарта. На этом этапе проверяют обеспеченность предприятия необходимым сырьем, основным и вспомогательным оборудованием, технологической оснасткой, технической документацией для введения стандарта. Если стандарт не внедряется, то следует установить причину, по которой не внедряется стандарт;

3-й этап — проверка обеспечения выпуска продукции по но­вому стандарту. На этом этапе, проводят проверку соответствия стандарта конструкторской и технологической документации для производства продукции, проверку соблюдения предприятием установленных стандартами программ и методик контрольных испытаний продукции, проверку состояния измерительной тех­ники, связанной с производством данной продукции.

О целях и сроках проверки ставят в известность руководство проверяемого предприятия.

Каков же порядок разработки технического регламента? Технический регламент принимается федеральным законом в установленном порядке, с учётом положений рассматриваемого закона. О разработке технического регламента должно быть опубликовано уведомление в печати федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию, например, в газете или в специальном бюллетене.

С момента опубликования этого уведомления проект общих технических регламентов должен быть доступен заинтересованным лицам для ознакомления, например, коммерческим организациям, отдельным предпринимателям и т.п. В качестве основы для разработки общих технических регламентов могут использоваться полностью или частично международные или национальные стандарты.

В проекте должны быть указаны: информация о том, в отношении какой продукции, процессов производства, эксплуатации, хранении, перевозки, реализации и утилизации разработаны данные требования; обоснование необходимости его разработки и указанием тех разрабатываемых требований, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории Российской Федерации в момент разработки проекта данного технического регламента. При этом должны быть указаны фамилия, имя, отчество разработчика данного проекта общих технических регламентов, почтовый и электронный адреса, по которым должен осуществляться приём в письменной форме замечаний заинтересованных лиц.

Заинтересованные лица должны в письменной форме выдать свои замечания и предложения. С учётом выданных замечаний и предложений разработчик дорабатывает проект общих технических регламентов, организует публичное обсуждение данного откорректированного проекта.

Затем проект общих технических регламентов выносится на обсуждение в Государственную Думу, но при наличии ряда документов:

— обоснование необходимости принятия федерального закона о техническом регламенте;

— финансово-экономическое обоснование принятия федерального закона о техническом регламенте;

— документы, подтверждающие опубликование уведомления о разработке проекта;

— документы, подтверждающие опубликование уведомления о завершении публичного обсуждения проекта;

— перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц.

Внесённый в Государственную думу проект федерального закона о техническом регламенте с приложением всех необходимых документов направляется Думой в Правительство РФ. В течение месяца Правительство направляет в Госдуму отзыв, подготовленный с учётом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию.

Затем проект государственного закона о техническом регламенте, принятый Госдумой в первом чтении, должен быть опубликован в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования (например, по телевидению или радио) в электронно-цифровой форме.

Проект федерального закона о техническом регламенте, подготовленный ко второму чтению, направляется вновь Госдумой в правительство РФ не позднее чем за месяц до рассмотрения данного проекта Госдумой во втором чтении. Правительство РФ вновь направляет в Госдуму отзыв о проекте и только тогда в третьем чтении Госдумой принимается закон о техническом регламенте.

Как мы видим, принятие любого закона Российской федерации идёт долгим, но обоснованным путём.

Однако в исключительных случаях при возникновении обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни или здоровью граждан окружающей среде, Президент Российской Федерации имеет право издать технический регламент без его публичного обсуждения.

Технический регламент может быть принят международным договором, но обязательно с ратификацией в установленном порядке. Ратификация – это утверждение государственной властью международного договора или закона, заключённого её уполномоченным.

Например, в Российской Федерации ратификацией занимается Федеральное собрание

Порядок разработки и утверждения стандартов осуществляется по следующей общей схеме:

1. Национальный орган по стандартизации разрабатывает и утверждает программу разработки национальных стандартов. Разработчик стандарта организует уведомление о разработке национального стандарта, которое должно содержать информацию об имеющихся в проекте положениях, отличающихся от положений соответствующих международных стандартов.Разработчик национального стандарта обеспечивает доступность проекта национального стандарта заинтересованным лицам для ознакомления.

2. Разработчик дорабатывает проект национального стандарта с учетом полученных замечаний заинтересованных лиц, проводит публичное обсуждение проекта. Срок публичного обсуждения проекта национального стандарта не может быть менее чем два месяца.

3. Проект национального стандарта одновременно с перечнем полученных в письменной форме замечаний представляется в Технический комитет (ТК) по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта.По результатам экспертизы Технический комитет готовит мотивированное предложение об утверждении или отклонении проекта национального стандарта. Данное предложениенаправляется национальному органу по стандартизации, который наоснове представленных Техническим комитетом документов принимает решение.Уведомление об утверждении национального стандарта подлежит опубликованию в печатномиздании федерального органа исполнительной власти по техническомурегулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме в течение 30 дней со дня утверждения национального стандарта.

4. Национальный орган по стандартизации утверждает и публикует в печатном издании федерального органа исполнительной власти потехническому регулированию и в упомянутой выше информационнойсистеме перечень национальных стандартов, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований технического регламента.

Процедура разработки и принятия стандартов регламентирована ГОСТ Р 1.2—2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Правила разработки. Утверждения. Обновления и отмены».

Международные и национальные организации по стандартизации большое внимание уделяют участию потребителей в работах по созданию стандартов. Некоторые из них находят средства для участия потребителей в заседаниях рабочих групп Технических комитетов.

Правила обозначения стандартов. Обозначение стандарта состоит из индекса ≪ГОСТ Р≫, регистрационного номера и отделенных от него четырех цифр года утверждения (принятия) стандарта. Если национальный стандарт входит в систему или комплекс общетехнических или организационно-методических стандартов, то его обозначение дополнительно включает одно-, двухразрядный код системы стандартов, отделенный от остальной цифровой части обозначения точкой.

Стандартизация. Стандарты организаций

татья 17. Закона «О техническом регулировании»

1. Стандарты организаций, в том числе коммерческих, общественных, научных организаций, саморегулируемых организаций, объединений юридических лиц могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно исходя из необходимости применения этих стандартов для целей, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.

Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно с учетом положений статьи 12 настоящего Федерального закона.

Проект стандарта организации может представляться разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта. На основании результатов экспертизы данного проекта технический комитет по стандартизации готовит заключение, которое направляет разработчику проекта стандарта.

Комментарий к статье 17. Стандарты организаций

1. В соответствии с Законом стандарты организаций (СТО) фактически занимают низшую иерархическую ступень в общей системе документов по стандартизации, используемых на территории Российской Федерации, что, однако, не умаляет ни их значимости, ни практической ценности. Более того, с точки зрения практического применения в конкретной организации, они являются, пожалуй, первостепенными руководящими документами, в которых с учетом соответствующей специфики юридически закрепляются локальные требования, нормы и правила, необходимые для обеспечения деятельности организации в сфере технического регулирования.

Стандарты организаций могут разрабатываться на применяемые в данной организации продукцию, процессы и оказываемые в ней услуги, а также на продукцию, создаваемую и поставляемую данной организацией на внутренний и внешний рынок, на работы, выполняемые данной организацией на стороне, и оказываемые ею на стороне услуги в соответствии с заключенными договорами.

К объектам стандартизации внутри организации, в частности, можно отнести:

  • процессы организации и управления производством;
  • составные части (детали и сборочные единицы) разрабатываемой или изготавливаемой продукции;
  • процессы менеджмента;
  • технологическую оснастку и инструмент;
  • технологические процессы, а также общие технологические нормы и требования с учетом обеспечения безопасности для жизни и здоровья граждан, окружающей среды и имущества;
  • методы и методики проектирования, проведения испытаний, измерений и (или) анализа;
  • услуги, оказываемые внутри организации (в т.ч. и социальные);
  • номенклатуру сырья, материалов, комплектующих изделий, применяемых в организации;
  • процессы выполнения работ на стадиях жизненного цикла продукции.

В форме СТО также можно отразить вопросы, связанные с обеспечением соблюдения требований технических регламентов и применением в конкретной организации национальных российских стандартов, международных и межгосударственных стандартов, национальных стандартов других стран, а также стандартов иных организаций.

В качестве основных объектов для СТО, комментируемой статьей рекомендованы продукция и услуги, являющиеся результатом работы организаций. Однако не исключается разработка СТО и на полученные в результате научных исследований принципиально новые виды продукции, процессы, услуги, методы испытаний. Например, на нетрадиционные технологии, принципы организации и управления производством и другими видами деятельности, а также с целью распространения и использования результатов фундаментальных и прикладных исследований, полученных в различных областях знаний и сферах профессиональных интересов. Подобные СТО, как правило, ориентированы на внешнее применение.

Примером может служить серия СТО, выпущенная федеральным государственным учреждением «Федеральный центр технической оценки продукции в строительстве» (ФГУ ФЦС). Данная серия СТО посвящена системам качества в строительстве и на сегодняшний день включает 3 стандарта:

1) Основной стандарт — СТО ФГУ ФЦС 06-2004 «Системы обеспечения качества в строительных организациях». Настоящий стандарт устанавливает требования к системе обеспечения качества строительной организации в тех случаях, когда она:

  • ставит своей целью повышение удовлетворенности потребителей, посредством эффективного применения системы, включая процессы постоянного ее улучшения, и обеспечение соответствия требованиям потребителей и обязательным требованиям;
  • стремится к демонстрации своей способности создавать строительную продукцию и выполнять работы и оказывать услуги, отвечающие требованиям потребителей и соответствующие обязательным требованиям, в том числе относящимся к административно-правовому порядку строительства.

2) СТО ФГУ ФЦС 44416204-007-2005 «Методика оценки соответствия систем менеджмента качества строительных организаций требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001» (с приложением).

3) СТО ФГУ ФЦС 44416204-008-2005 «Методика оценки соответствия систем обеспечения качества строительных организаций требованиям СТО ФЦС 06-2004» (с приложением).

В качестве субъектов — потенциальных разработчиков СТО, комментируемая статья называет организации, под которыми понимаются юридические лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающие по своим обязательствам этим имуществом, способные от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде, а также имеющие самостоятельный баланс или смету и зарегистрированные в установленном порядке в качестве таковых. К таким организациям настоящий Закон, в частности, относит: коммерческие, общественные, научные, саморегулируемые организации, объединения юридических лиц (ассоциации, союзы).

Цели разработки СТО аналогичны целям создания национальных стандартов. Эти цели обозначены в ст.11 Закона. Кроме того, положения рассматриваемой статьи предусматривают разработку СТО в целях:

  • совершенствования производства;
  • обеспечения качества продукции, выполнения работ и оказания услуг;
  • распространения и использования полученных в различных областях знаний, результатов исследований, измерений и разработок.

Стандарты организаций не должны противоречить требованиям технических регламентов, а также национальных стандартов, разработанных для содействия соблюдению требований технических регламентов. Стандарты организаций также не могут противоречить национальным стандартам, обеспечивающим применение международных стандартов ИСО, МЭК и других международных организаций, к которым присоединилась Российская Федерация, а также стандартам, разработанным для обеспечения выполнения международных обязательств Российской Федерации.

Требования СТО подлежат соблюдению в организации, утвердившей данный стандарт, и ее структурных подразделениях (в случае корпоративной или ведомственной подчиненности) с момента (даты) введения стандарта в действие. Требования СТО к продукции, процессам, работам и услугам подлежат соблюдению и другими субъектами предпринимательской деятельности и приобретателями, но только в том случае, если эти СТО указаны в сопроводительной технической документации изготовителя (поставщика) продукции, исполнителя работ и услуг в договоре (контракте).

Стандарт организации, разработанный и утвержденный одной организацией, может использоваться другой организацией в своих интересах только по договору с утвердившей его организацией, в котором при необходимости предусматривается положение о получении информации о внесении в стандарт последующих изменений.

В целом можно отметить, что на сегодняшний день стандарты организаций являются важным средством на пути модернизации отечественной нормативной базы в области технического регулирования. Организации, разработавшие и утвердившие СТО на продукцию, поставляемую на внутренний или внешний рынок, могут при необходимости подавать свои предложения для разработки национальных стандартов на базе своих собственных. Порядок представления и оформление предложений в таком случае осуществляется в соответствии с ГОСТ Р 1.2.-2004. Полагаем, что организациям следует максимально использовать предоставленную Законом возможность — разработку и активную апробацию собственных СТО, поскольку именно в них отражаются основные требования к качеству выпускаемой продукции, выполняемым работам и оказываемым услугам.

2. Разработку стандартов организаций осуществляют с учетом национальных стандартов общетехнических систем, а также других национальных стандартов, распространяющихся на продукцию, выпускаемую организацией, выполняемые ею работы или оказываемые услуги. Во внимание должны приниматься также положения ГОСТ Р 1.4-2004.

Конкретный порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены СТО устанавливается организациями самостоятельно. Организациями также самостоятельно устанавливается порядок тиражирования, распространения, хранения и уничтожения утвержденных ими стандартов. Построение, изложение, оформление и содержание стандартов организаций выполняются с учетом ГОСТ Р 1.5-2004.

Стандарты организации утверждает руководитель (заместитель руководителя) организации приказом и (или) личной подписью на титульном листе стандарта в установленном в организации порядке. В случае утверждения стандарта организации приказом, дату введения стандарта в действие устанавливают в приказе. При утверждении стандарта организации личной подписью руководителя (заместителя руководителя) организации, дату введения стандарта в действие приводят на его первой странице. В случае необходимости утверждают также организационно-технические мероприятия по подготовке к применению стандарта.

В большинстве случаев стандарты организаций утверждаются без ограничения срока действия, однако по решению организации, утверждающей стандарт, срок действия СТО может быть ограничен.

Страница 1 из 2 Следующая

Стандарты организаций

Стандарты организаций разрабатываются:

  • • на продукцию, создаваемую и поставляемую данной организацией на внутренний и внешний рынок;
  • • продукцию, применяемую в самой организации, а также на оказываемые ей услуги;
  • • процессы, применяемые в организации;
  • • работы, выполняемые организацией;
  • • услуги, оказываемые организацией на стороне в соответствии с заключенными договорами (контрактами).

Объектами стандартизации внутри организации могут быть:

  • • составные части, детали и сборочные единицы разрабатываемой или изготавливаемой продукции;
  • • процессы организации и управления производством;
  • • процессы менеджмента;
  • • технологическая оснастка и инструмент;
  • • технологические процессы, а также технологические нормы и требования с учетом обеспечения безопасности для жизни и здоровья граждан, окружающей среды, а также имущества физических и юридических лиц;
  • • методики и методы проектирования, проведения испытаний, измерений и (или) анализа;
  • • услуги, оказываемые внутри организации, в том числе социальные;
  • • номенклатура сырья, материалов, комплектующих изделий, применяемых в организации и пр.

Целями разработки стандартов организаций являются:

  • • обеспечение соблюдения требований технических регламентов;
  • • выполнение целей стандартизации;
  • • совершенствование производства;
  • • обеспечение качества продукции;
  • • обеспечение качества выполнения работ и оказания услуг;
  • • закрепление в стандартах характеристик и параметров новых видов продукции, процессов, услуг, методов испытаний, в том числе технологии, принципы организации и управления производством и другими видами деятельности;
  • • распространение и использование знаний, результатов исследований (испытаний), измерений, разработок, полученных в разных областях.

В понятие организации включаются коммерческие организации; общественные организации; научные организации; саморегулируемые организации; объединения юридических лиц.

Применение стандартов не зависит от страны и (или) места происхождения продукции; осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; выполнения работ и оказания услуг; видов и особенностей сделок; лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

Организации самостоятельно разрабатывают, утверждают, учитывают, вносят изменения и отменяют свои стандарты. Однако при этом обязательно учитываются принципы стандартизации, требования технических регламентов и национальных стандартов.

Разработку стандарта организации должны предварять создание программ (планов) стандартизации организации, которая утверждается руководством предприятия.

При разработке стандартов организаций следует предусмотреть свободный доступ к проекту стандарта как сотрудников организации, так и всех заинтересованных лиц.

Перед утверждением стандартов организаций проводят их экспертизу.

Экспертизу проводят на соответствие: законодательству РФ; действующим техническим регламентам и национальным стандартам; метрологическую, терминологическую, научно-техническую, патентную и правовую оценку.

Экспертиза проекта стандарта может проводиться силами самой организации, если в ней работают квалифицированные специалисты и (или) эксперты по стандартизации.

Если таких специалистов в организации нет, то проект стандарта может быть направлен организацией-разработ- чиком в специализированные организации для проведения экспертиз.

После экспертизы стандарт утверждают и вводят в действие.

К стандартам организаций относят стандарты следующих категорий:

  • • стандарты предприятий (СТП);
  • • стандарты объединений (СТО).

Стандарты предприятий (СТП) разрабатываются отдельными предприятиями, а утверждаются их руководителями приказом или личной подписью на первой странице стандарта.

Стандарты предприятий могут разрабатываться предприятием, объединением предприятий, союзом, ассоциацией, концерном, акционерном обществом, межотраслевым, региональным и другим объединением.

Предприятие самостоятельно устанавливает порядок разработки, согласования, утверждения, учета, издания, применения, обновления и отмены стандартов предприятия, но с учетом требований по разработке национальных стандартов.

Стандарты предприятий утверждаются, как правило, без ограничения срока действия. Но по решению самого предприятия срок действия стандарта может быть ограничен.

Главная цель стандартов данной категории – совершенствование организации и управления производством.

Объектами стандартов предприятий являются:

  • • правила по организации работ и управлению предприятием;
  • • продукция и ее составные части;
  • • технологическая оснастка и инструменты;
  • • общие технологические нормы процесса производства продукции;
  • • требования к различным услугам внутреннего характера.

Область применения стандартов предприятия распространяется на эти предприятия. Однако, если в договоре на разработку, производство и поставку продукции, на выполнение работ и оказание услуг сделана ссылка на эти стандарты, то они становятся обязательными для участников договора.

Обозначение стандарта предприятия состоит из:

  • • индекса (СТП);
  • • регистрационного номера, присваиваемого в порядке, установленном на предприятии;
  • • отделенных тире четырех цифр года утверждения стандарта.

Стандарты объединений (СТО) принимаются самостоятельно самими объединениями.

Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены этих стандартов устанавливается объединениями самостоятельно.

Цель стандартов этой категории – динамичное распространение результатов фундаментальных и прикладных исследований, полученных в определенных областях знаний и сферах профессиональных интересов.

Объектами стандартов объединений (СТО) являются:

  • 1) принципиально новые виды продукции (работ и услуг);
  • 2) методы испытаний;
  • 3) нетрадиционные технологии;
  • 4) современные принципы управления производством;
  • 5) другие виды деятельности.

Обозначение стандартов объединений состоит из:

  • 1) индекса (СТО);
  • 2) аббревиатуры объединения;
  • 3) регистрационного номера, присваиваемого в порядке, установленном в научно-техническом и инженерном обществе (союзе, ассоциации и другом общественном объединении) по согласованию с Росстандартом;
  • 4) отделенных тире четырех цифр года утверждения стандарта.

Например: СТО БР ИББС 1.0-2006, где СТО – стандарт объединения; БР – Банк России; ИББС – комплекс стандартов по информационной безопасности банковских систем; 1.0 – регистрационный номер; 2006 – год утверждения.

Характеристика стандартов организаций

⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 15

Стандарты организаций (СТО) — документы по стан­дартизации, введенные ФЗ о техническом регулировании.

СТО, по существу, заменяют две категории стандартов, ранее введенные — стандарты научно-технических, инженерных обществ и других об­щественных объединений.

СТО применяются для совершенствования производства, обеспечения качества продукции, оказывае­мых услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний, результатов ис­следований, измерений и разработок.

Объекты стандартов организации.

СТО могут разрабатываться на применя­емые в данной организации продукцию, процессы и ока­зываемые услуги, а также на продукцию, создаваемую и поставляемую данной организацией на внутренний и внеш­ний рынки, на работы, выполняемые данной организацией на стороне, и оказываемые ею на стороне услуги в соответ­ствии с заключаемыми договорами (контрактами).

Объектом стандартизации могут быть:

— требования к качеству закупаемой продукции (собственные стандарты организаций — потребителей продукции;

— на полученные в результа­те НИР принципиально новые виды продукции, процессы, услуги, методы испытаний;

— внутри организации, выпускающей продук­цию: составные части (детали и сборочные единицы) разрабатываемой и изготавливаемой продукции; процессы выполнения работ на стадиях жизненного цикла продукции; технологическая оснастка и инструмент и пр;

— внутренние доку­менты по обеспечению и улучшению качества.

Поскольку СТО заменяет стандарты отраслей народного хозяйства, общественных объединений, стандарты предпри­ятий, то сфера их действия является различной — от сферы отрасли народного хозяйства и сферы научно-практической деятельности до сферы отдельного предприятия. В отраслях, где существуют крупные корпорации или отраслевые объединения предприятий, стандартизацию на уровне организаций называют «корпоративной стан­дартизацией».

Получат широкое применение СТО, распространяющи­еся на деятельность по торговле, стандарты субъектов РФ — территориальные стандарты.

Date: 2016-05-24; view: 1501; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *