Факторы влияющие на развитие одаренности

5. Факторы, влияющие на развитие одаренности

Личность одаренного ребенка несет на себе явные свидетельства его незаурядности, так как и уровень, и индивидуальное своеобразие деятельности ребенка определяется прежде всего его личностью. Понимание личностных особенностей одаренного ребенка особенно важно в случаях так называемой скрытой одаренности, не проявляющейся до определенного времени в успешности деятельности. Именно своеобразные черты личности, как правило, органично связанные с одаренностью, заставляют педагога или школьного психолога предположить у такого ребенка наличие повышенных возможностей.

1. Неравномерность возрастного развития одаренных детей

Представление об одаренном ребенке как о хилом, слабом и социально нелепом существе далеко не всегда соответствует действительности. Возможно и так называемое гармоничное развитие, что подтверждается целым рядом исследований. Однако у части одаренных детей, прежде всего, исключительно одаренных в какой-либо одной области, отмечается действительно дисгармоничное развитие, которое прямо влияет на личность в период ее становления и является источником многих проблем необычного ребенка.

Выше уже указывалось, что у ряда таких одаренных детей наблюдается значительное опережение, скажем, в умственном или художественно-эстетическом развитии, достигающее иногда 5-6 лет. Понятно, что все другие сферы развития — эмоциональная, социальная и физическая — будучи вполне обычными по своему уровню, не всегда поспевают за таким бурным ростом, что приводит к выраженной неравномерности развития.

Другой причиной неравномерности является особая система основных интересов, принципиально отличающаяся у одаренных детей в сравнении с другими детьми: главное место в ней занимает деятельность, соответствующая их незаурядным способностям. Поэтому нередко особое познавательное развитие идет в каком-то смысле за счет других сфер развития. Так, до определенного времени общение со сверстниками в сфере личностных интересов занимает у некоторых одаренных детей гораздо меньше места, чем у других детей того же возраста (речь, конечно, не идет о школьниках, одаренных лидерскими способностями).

Многие особо одаренные дети недостаточно времени уделяют спорту и любой другой, не связанной с их главным интересом, деятельности. В этом случае физическое отставание проявляется как бы в умноженном варианте, когда на естественное возрастное несоответствие накладывается и явное нежелание ребенка заниматься скучным, по его мнению, делом.

2. Семья одаренного ребенка

Семья одаренного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Даже внешне, казалось бы, неблагоприятные условия развития оказываются в большей или меньшей степени безразличны для развития способностей, а вот особенно важные для их развития характеристики, прежде всего повышенное внимание родителей, имеются в полном (иногда даже преувеличенном) объеме. Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания (школы) на развитие личности и одаренности ребенка, во всех случаях значение семьи остается весьма значительным.

3. Взаимоотношения одаренного ребенка со сверстниками и взрослыми.

Большое значение для понимания особенностей личности одаренного ребенка и характера ее становления имеет анализ его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Эти взаимоотношения, являясь следствием необычности самого ребенка, в значительной мере определяют историю его жизни и тем самым формируют его личность.

Сверстники относятся к одаренным детям по-разному, в зависимости от характера их одаренности и от степени нестандартности ее проявлений. Часто многие одаренные дети пользуются большой популярностью в коллективе сверстников. В особенности это относится к детям с повышенными физическими возможностями и, естественно, к детям-лидерам. Гораздо сложнее ситуация с особой одаренностью. Во многих случаях эта одаренность сопровождается необычным поведением и странностями, что вызывает у одноклассников недоумение или насмешку. Иногда жизнь такого ребенка в коллективе складывается самым драматическим образом. В какой-то степени именно в результате этих взаимоотношений со сверстниками дети с таким развитием попадают в группу риска.

Правда, в последнем случае многое зависит от возраста детей и от системы ценностей, принятой в данном детском сообществе. В специализированных школах значительно выше вероятность того, что интеллектуальные или даже учебные способности особо одаренного ребенка или подростка будут по достоинству оценены и, соответственно, его взаимоотношения со сверстниками будут складываться более благоприятным образом.

Учителя также неоднозначно воспринимают свое отношение к одаренным детям. Единственная группа детей, всегда ощущающая их явное расположение, — это дети с повышенными учебными способностями. Во всех других случаях все зависит от личности самого учителя. Взаимоотношения учителей с детьми, проявляющими социальную одаренность, зависят от направленности интересов детей-лидеров, от характера их включенности в школьный социум (позитивный или негативный).

Особенно тяжело приходится детям с любым видом одаренности, у которых ярко выражен творческий потенциал. Некоторые особенности их личности вызывают у учителей негодование, связанное с их представлением об этих детях как об отъявленных индивидуалистах. Именно поэтому понимание особенностей личности одаренного ребенка, особенно проявляющего творческие возможности, является необходимым условием успешной работы учителя с одаренными детьми.

4. Личность одаренного ребенка

Хотя все одаренные дети являются разными — по темпераменту, интересам, воспитанию и, соответственно, по личностным проявлениям — тем не менее, существуют общие особенности личности, характеризующие большинство одаренных детей и подростков.

Наиболее важной характеристикой личности детей с проявлениями одаренности является особая система ценностей, личностных приоритетов, важнейшее место в которой занимает деятельность, соответствующая содержанию одаренности.

Для значительной части одаренных детей характерен так называемый перфекционизм, то есть стремление добиться совершенства в выполнении деятельности. Иногда ребенок часами переделывает уже законченную, добиваясь одному ему известного совершенства. Хотя в целом эта характеристика носит позитивный характер, в будущем превращаясь в залог высокого уровня профессиональных достижений, от учителя и психолога, тем не менее, требуется ввести такую требовательность в разумные рамки. В противном случае это качество превращается в своего рода “самоедство”, в невозможность довести работу до конца.

Свои особенности у одаренных детей имеет самооценка, характеризующая представление ребенка о своих силах и возможностях. Вполне закономерен тот факт, что самооценка у этих детей и подростков весьма высокая, однако иногда, у особо эмоциональных детей, самооценка отличается известной противоречивостью, нестабильностью — от очень высокой самооценки в одних случаях ребенок бросается в другую крайность в других, считая, что он ничего не может и не умеет. И те, и другие дети нуждаются в коррекционной работе и в психологической поддержке.

Очень важной особенностью личности ребенка, проявляющего признаки одаренности, является так называемый внутренний локус контроля, то есть принятие на себя ответственности за результаты своей деятельности (а в дальнейшем и за все происходящее с ним). Как правило, такой ребенок считает, что именно в нем самом кроется причина его удач и неудач. Эта черта одаренного ребенка, с одной стороны, помогает ему справляться с возможными периодами неуспеха и является важнейшим фактором поступательного развития его незаурядных способностей. С другой стороны, эта же черта ведет к не всегда обоснованному чувству вины, самобичеванию, иногда даже к депрессивным состояниям.

У многих одаренных детей наблюдается повышенная впечатлительность и связанная с ней особая эмоциональная чувствительность, которая проявляется в самых разных формах: события, не слишком значительные для более обычных детей, становятся для этих детей источником самых ярких, иногда даже меняющих всю жизнь ребенка, переживаний. Повышенная эмоциональность в некоторых случаях проявляется в склонности к бурным аффектам. В других же случаях она носит скрытый, внутренний характер, обнаруживая себя в излишней застенчивости в общении, трудностях засыпания, а иногда и некоторых психосоматических заболеваниях.

Одна из основных личностных характеристик детей и подростков с повышенными творческими возможностями — независимость (автономность): трудность, а иногда и невозможность действовать, думать и поступать так, как большинство. Дети с творческими возможностями, в какой бы области деятельности ни проявлялась их одаренность, мало, сравнительно с другими людьми, ориентируются на общее мнение, на сложившийся принцип, на устоявшиеся правила. Хотя эта личностная характеристика помогает им в деятельности и даже в определенном смысле формирует сами творческие возможности, тем не менее, именно она делает их неудобными для окружающих. Одаренные дети этого типа ведут себя менее предсказуемо, чем этого хотелось бы окружающим, что приводит иногда к конфликтам.

В целом, видимо, можно говорить об определенной неконформности ярко одаренных, творческих детей. Это, возможно, одна из причин несоблюдения ими социальных норм и требований коллектива.

5. Проблемы одаренных детей

Целый ряд психологических исследований и специальные наблюдения показывают, что одаренные дети в целом гораздо более благополучны, чем другие дети: не испытывают проблем в обучении, лучше общаются со сверстниками, быстрее адаптируются к новой обстановке. Их укоренившиеся интересы и склонности, развитые уже с детства, служат хорошей основой для успешного личностного и профессионального самоопределения. Правда, и у этих детей могут возникать проблемы в том случае, если не учитываются их повышенные возможности: обучение становится слишком легким или же нет условий для развития их творческих потенций.

Наиболее часто встречаются проблемы:

— общения, социального поведения,

— дислексия — слабое развитие речи

— эмоционального развития,

— дисинхронизация развития

— физического развития,

— саморегуляции,

— отсутствие творческих проявлений,

— трудность профессиональной ориентации,

— дезадаптации

С учетом вышесказанного, все формы работы с одаренными детьми должны в полной мере учитывать личностные особенности одаренного ребенка и ориентироваться на эффективную помощь в решении его проблем.

Факторы, влияющие на развитие детской одаренности

1.4 Факторы, влияющие на развитие детской одаренности

Детский возраст имеет наибольшее значение для развития способностей и одаренности.

Существует качественное своеобразие детских особенностей. Это связано с их иной душевной организацией: необычайная чуткость к образным впечатлениям, богатство воображения, любознательность, легкость и прочность формирования некоторых свойств.

Очень важно иметь в виду психологические данные о возрастной чувствительности, т.е особой отзывчивости на окружающее, или избирательной активности, которая по-своему характеризует каждый этап развития. А.В. Запорожец писал: «В каждом возрасте ребенок оказывается особо чувствительным, сенсибильным к определенного рода воздействиям, в связи с чем, у него на данной генетической ступени, при наличии соответствующих социально-педагогических условий наиболее интенсивно развиваются определенные психические процессы и качества…».

Лейтес подчеркивал, что «именно в годы детства на каждом возрастном этапе возникают «временные состояния», выражающие своеобразную готовность к развитию». Согласно современным данным, существуют сензитивные периоды возрастного развития, каждый из которых обладает особо благоприятными возможностями для развития того или иного направления психики, а затем действие таких внутренних условий ослабевает. Согласно Л.С. Выготскому, «незавершенность определенных процессов развития является необходимым условием для того, чтобы данный период мог оказаться сензитивным по отношению к определенным условиям».

Итак, формирование индивидуальных способностей происходит в ходе возрастного развития, и многое зависит от того, что будет развито из тех свойств, которые выступают в различные периоды детства, черты какого именно возраста и в какой мере скажутся на чертах интеллекта. Именно в ходе возрастного развития происходит становление индивидуальных различий по способностям а возрастные черты становятся одновременно и свойствами развивающегося ума.

Следует подчеркнуть, что внутренняя активность человека, присущая самым разным видам его склонностей, одновременно является первейшим условием развития способностей. Один из первых исследователей детской одаренности, Н.С. Лейтес, подробно изучил особенности жизни и деятельности одаренных детей и пришел к выводу, что детская одаренность проявляется в склонностях к труду, в острой потребности таких детей заниматься определенным видом деятельности. «Воспитание трудолюбия – важнейший фактор формирования любых способностей», — справедливо подытожил Б. Алякринский в книге «О таланте и способностях».

При большом разнообразии моделей одаренности, существующих в настоящее время, большинство психологов рассматривают такие внутренние факторы, как интеллект, творчество, мотивационно-личностные особенности, наряду с факторами социального окружения в качестве основополагающих для развития одаренности у детей. Условия обучения, особенности семейного воспитания, культурная среда и т.п. – важнейшие составляющие социального фактора развития. Статистика исследований разных лет (20-30, 80-х г.г. 20 века) показывает доминирующую роль генотипа над средой в развитии детской одаренности. Этой проблемой занимались Н. Ньюман, А. Джонсон, Д. Шилдс, Р. Уилсон, Д. Горн и другие.

За последние десятилетия появилось много исследований, посвященных изучению влияния различных условий обучения на успешность развития одаренных детей. Эти исследования позволили значительно расширить категорию одаренных детей и доказать целесообразность их обучения по специальным программам.

Успехи в развитии этого направления исследований позволяют на новом уровне поставить вопрос о роли семьи в развитии одаренности у детей. Экспериментальные исследования влияния родителей на особенности развития их детей касаются главным образом изучения связи самооценки, успехов детей в той или иной области, их представлений о способностях с социальными ожиданиями родителей. Факты, полученные в результате исследований, свидетельствуют о роли семейных представлений об «идеальной» модели обучения на развитие мотивационно-личностных установок ребенка, способствующих или препятствующих развитию одаренности у детей.

С точки зрения педагогики средовая вариативность показателей интеллекта связана преимущественно с вариативностью внутрисемейной среды. По отношению к ней внешняя, культурная среда выступает как общий фон развития. Таким образом, наибольшее влияние из всех социальных факторов оказывает «внутрисемейная среда»: домашняя обстановка в целом, предметно-пространственное окружение, характер отношений с членами семьи.

О.М. Дъяченко предложила учитывать в качестве дополнительного фактора, обеспечивающего развитие одаренности, реализацию способностей в конкретных детских деятельностях. Модель развития одаренности была представлена ею в виде трех блоков.

Первый блок – это мотивация к соответствующему виду деятельности. В случае умственной одаренности – это познавательная активность, которая носит продуктивный характер и подключена к целостному опыту ребенка. Второй блок – операционный, характеризуемый через понятие способностей, которые в дошкольном возрасте определяются уровнем наглядного моделирования (познавательные способности) и уровнем развития продуктивного воображения (творческие способности). Третий – блок реализации, который предполагает наличие возможности воплотить в реальность свои достижения, оформить результаты решения и т.д. У дошкольников данный блок характеризуется возможностями проявления собственной субъективности в различных видах детской деятельности.

Как известно, дошкольный возраст – возраст игры. Данные исследований показывают, что решающее влияние на обогащение содержания детских игр оказывают организованные и тщательно продуманные взрослыми наблюдения окружающей жизни. Игровая форма занятий в соответствии со стремлениями дошкольника, например в приобщении к миру музыки, помогает развивать дарование ребенка, а умелое сочетание методов руководства игрой максимально способствует развитию творческой одаренности ребенка. В настоящее время доказана тесная взаимосвязь развития способностей с позиции эмоций, которые вызывают у ребенка интерес к деятельности. Ни в какой другой детской деятельности эмоциональный опыт так успешно не накапливается, как в игре. Кроме того, игра может выступать эффективным средством профилактики и коррекции таких личностных проблем одаренного ребенка, как тревожность и агрессия, а также выступать главнейшим фактором развития детской креативности (творческости).

Итак, на развивающуюся личность оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы. Сглаживая их отрицательные и усиливая положительные влияния, можно добиться максимального развития природных задатков, раскрытия потенциала развивающейся личности. Для каждого ребенка должна быть найдена такая область деятельности, такие способы воспитания и обучения, такой подход к взаимодействию, при которых будут обнаруживаться положительные стороны его индивидуальных способностей.

II. Анализ психологических исследований проблемы детской одаренности

Информация о работе «Проблема детской одаренности» Раздел: Психология
Количество знаков с пробелами: 68687
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

172520 7 13

… вопроса о специфике одаренности в раз­личные периоды развития не всегда позволяет в достаточной степени обоснованно использовать различные образовательные технологии, что особенно явно проявляется при работе с ум­ственно одаренными детьми дошкольного возраста. Уже стало типичным создавать для умственно одаренных дошкольников мини-гимназии, мини-лицеи и т.п., где дети дошкольного воз­раста …

211695 4 4

… группы (совместные игры – подвижные, дидактические, сюжетные; совместное выполнение творческих работ – коллажей, картин, плакатов и др.). 2.2 Программа индивидуального подхода к художественно одаренным детям старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности. Частично-поисковый этап эксперимента. Цель: Осуществление индивидуального подхода в работе с художественно одаренными …

87351 0 0

… станции, проведение олимпиад школьников, конкурсов детской художественной самодеятельности и т.д. Забота об О. д. предполагает сочетание развития специальных способностей с широкой общеобразовательной подготовкой и всесторонним развитием личности. (Ю.Б. Гиппенрейтер) 3.3.2. Виды одаренности Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по видам одаренности. К выделенным …

173798 0 0

… в его судьбу, заранее предопределяя его субъективные ожидания. Многие жизненные конфликты одаренных и неодаренных коренятся в неадекватности исходного прогноза их будущих достижений. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талант взрослого человека. Соответственно далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок. С учетом вышесказанного могут …

Факторы, влияющие на развитие одаренности

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5

Личность одаренного ребенка несет на себе явные свидетельства его незаурядности, так как и уровень, и индивидуальное своеобразие деятельности ребенка определяется прежде всего его личностью. Понимание личностных особенностей одаренного ребенка особенно важно в случаях так называемой скрытой одаренности, не проявляющейся до определенного времени в успешности деятельности. Именно своеобразные черты личности, как правило, органично связанные с одаренностью, заставляют педагога или школьного психолога предположить у такого ребенка наличие повышенных возможностей.

1. Неравномерность возрастного развития одаренных детей

2. Семья одаренного ребенка

3. Взаимоотношения одаренного ребенка со сверстниками и взрослыми.

4. Личность одаренного ребенка

5. Проблемы одаренных детей

Целый ряд психологических исследований и специальные наблюдения показывают, что одаренные дети в целом гораздо более благополучны, чем другие дети: не испытывают проблем в обучении, лучше общаются со сверстниками, быстрее адаптируются к новой обстановке. Их укоренившиеся интересы и склонности, развитые уже с детства, служат хорошей основой для успешного личностного и профессионального самоопределения. Правда, и у этих детей могут возникать проблемы в том случае, если не учитываются их повышенные возможности: обучение становится слишком легким или же нет условий для развития их творческих потенций.

Наиболее часто встречаются проблемы:

— общения, социального поведения,

— дислексия — слабое развитие речи

— эмоционального развития,

— дисинхронизация развития

— физического развития,

— саморегуляции,

— отсутствие творческих проявлений,

— трудность профессиональной ориентации,

— дезадаптации

С учетом вышесказанного, все формы работы с одаренными детьми должны в полной мере учитывать личностные особенности одаренного ребенка и ориентироваться на эффективную помощь в решении его проблем.

Заключение

Детская одаренность — сложное и многоаспектное явление. Существует множество подходов к определению одаренности, точек зрения на проблему одаренности. Возникает острая необходимость в особых, научно обоснованных методов работы с детьми с различными видами одаренности.

В реальной практике с одаренными детьми зачастую основное внимание уделяется уже в той или иной степени проявившимся видам одаренности. Возможно, это является своеобразным отражением узко прагматического подхода к феноменам детской одаренности.

Выявляется неадекватность упрощенного подхода к анализу феномена одаренности, ограниченного лишь сферой способностей ребенка. Адекватное рассмотрение уникального по своей природе явления детской одаренности требует подхода, учитывающего как способности, так и особенности личности одаренного ребенка, его нравственного, духовного облика. Анализ всего сложного переплетения семейных, школьных, личностных проблем одаренных детей может служить научно-практической основой для психологического консультирования учителей и родителей.

Выявление одаренных детей должно осуществляться в рамках комплексной и индивидуализированной программы идентификации одаренности ребенка. Подобного рода программа предполагает использование множества различных источников информации, анализ процесса развития ребенка на достаточно длительном отрезке времени, а также применение валидных методов психодиагностики. В частности, диагностика одаренности должна служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребенка. Более того, предъявляются особые требования к специалистам, работающим с одаренными детьми, и предполагает соответствующие формы подготовки этих специалистов.

Список использованной литературы:

1. Словарь практического психолога/Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1998. – 800 с.

2. Сибирский учитель, май-июнь 2001 г. № 3/13

3. Вопросы психологии, №1, 1996

4. Вопросы психологии, №2, 1995

5. Золотое кольцо. 26 апреля, 2002 г.

6. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка //Вопросы психологии 1966. №6. С.80-91.

7. Гильбух Ю.З. Умственно одаренный ребенок. Киев. 1993.

9. Кулемзина А.В. Детская одаренность: психолого-педагогическое
исследование. Томск. 1999.

10.Лейтес Н.С. Умственные способности возраст. М: Педагогика, 1971.

11.Рибо Т. Творческое воображение. Спб.: Эрлих, 1901.

12.Семенов И.Н. Возрастные особенности одаренных детей // Инновационная деятельность в образовании. 1994. №1. С. 56-64.

⇐ Предыдущая12345

Date: 2015-08-24; view: 1134; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Задатки, способности, одаренность, талант. Факторы, влияющие на развитие одаренности.

Задатки, способности, одаренность, талант. Факторы,

влияющие на развитие одаренности.

Расскажите — и я забуду,

Покажи — и я запомню,

Дай попробовать — и я пойму.

Конфуций

Одной из главных задач реформирования современной

общеобразовательной школы является выявление и поддержка одаренной

ребенка, развитие интеллектуальных, творческих способностей, формирование

навыков самостоятельного научного познания, способности к самореализации в

будущей профессиональной жизни. От того, насколько полно и эффективно

реализуются потенциальные возможности одаренной личности, зависят темпы

и качество развития социальных и экономических условий жизни общества.

Одаренные дети в любом обществе должны рассматриваться как

интеллектуальный потенциал государства, они должны быть в центре

специальных педагогических, психологических, социальных программ.

Принципиальной особенностью современных образовательных программ

должно стать создание условий, которые способствуют развитию

инициативности, познавательной активности, способности к творческой

самореализации одаренной молодежи. Поэтому одной из приоритетных задач

современности является выявление, развитие и поддержка одаренных детей и

молодежи, создание условий для всестороннего их развития, надежной

социальной и психологической защиты.

В наше время потребность решения проблемы обучения, поддержки и

развития одаренного ребенка вызвала широкую заинтересованность, как со

стороны государства, так и со стороны ученых-исследователей, педагогов-

практиков. Появилось значительное количество исследований, которые

позволяют нам понять сущность феномена одаренности, закономерностей и

условий ее развития.

Каких детей называют способными? Как проявляет себя одаренный

ребенок? Как происходит его дальнейшее развитие? Что можно сделать для его

поддержки? Что такое — «талант»? Какого человека можно считать гениальным?

Мы попробуем сегодня разобраться.

Одаренность многогранна, она установлена профессионально

компетентными людьми в соответствии со следующими параметрами:

выдающиеся способности, потенциальные возможности в достижении высоких

результатов и уже продемонстрированные результаты в одной или более

областях.

Способности Способности — индивидуально-психологические особенности,

отличающие одного человека от другого, связанные с успешностью

выполнения какой-либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям и

навыкам.

Виды способностей

1. Природные способности — Общие для человека и животных: восприятие,

память, способность к элементарной коммуникации. Данные способности

непосредственно связаны с врожденными задатками. На базе этих задатков у

человека, при наличии элементарного жизненного опыта, через механизмы

обучения, формируются специфические способности.

2. Специфические способности:

— Общие: определяют успех человека в различных видах деятельности.

— Специальные: определяют успех человека в специфических видах

деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и

их развития.

Кроме того, способности делят на теоретические и практические.

Теоретические — предопределяют склонность человека к абстрактно-

теоретическим размышлениям, а практические — к конкретным практическим действиям. Чаще всего теоретические и практические способности не

сочетаются друг с другом.

Существует также деление на учебные и творческие способности.

Первые определяют успешность обучения, усвоения знаний, умений и навыков,

а вторые — возможность открытий и изобретений, создания новых предметов

материальной и духовной культуры. Это умение напрямую зависит от

кругозора человека. В большинстве случаев творческий человек — это в первую

очередь оригинально мыслящий человек, способный на нестандартные

решения.

Уровни развития способностей:

1) задатки — природные предпосылки способностей,

2) способности,

3) одаренность — своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает

человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности;

4) мастерство — совершенство в конкретном виде деятельности;

5) талант — высокий уровень развития специальных способностей;

6) гениальность — высокий уровень развития.

Задатки

Отечественные психологии считают, что способности зависят от

строения мозга и органов чувств, которые отличаются у людей уже при

рождении. Эти особенности определяются как «задатки».

Задатки — это врожденные анатомо-физиологические особенности

каждого отдельного индивида, генетически детерминированы и являются

предпосылками развития способностей (Б. М. Теплов).

Задатки представляют собой лишь предпосылки развития

способностей, но еще не гарантируют проявление и развитие тех или иных

способностей. Они многозначны, то есть, в зависимости от деятельности и

соответствующих условий, на их основе могут развиваться различные

способности. Специальные способности определяются наклоном к отдельным

специальным видам деятельности. Внутри тех или иных специальных

способностей проявляется общая одаренность индивида, соотносится с более

общими условиями ведущих форм человеческой деятельности.

ОдаренностьПонятие одаренности не получила общепризнанного определения.

Наиболее распространенным является определение немецкого психолога В.

Штерна.

Одаренность — это как природный дар, который человек получает по

наследству. Она неразрывно связана со всей жизнью человека и потому

проявляется на разных этапах его развития.

Талант

Талант — высокий уровень способностей человека к определенной

деятельности. Это сочетание способностей, которые дают человеку

возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнить

определенную сложную трудовую деятельность.

Талант — это высокий уровень развития специальных способностей;

совокупность таких способностей, позволяющих получить продукт

деятельности, отличающийся новизной, высоким уровнем совершенства и

общественной значимости. Уже в детском возрасте могут оказаться первые

признаки таланта в области музыки, математики, лингвистики, техники, спорта

и тому подобное. Вместе с тем талант может проявиться и позже.

Формирование и развитие таланта в значительной степени зависит от

общественно-исторических условий жизни и деятельности человека. Талант

может проявиться во всех сферах человеческого труда: в организаторской и

педагогической деятельности, в науке, технике, в самых разнообразных видах

производства. Для развития таланта большое значение имеют трудолюбие и

настойчивость. Для талантливых людей характерна потребность в занятии

определенным видом деятельности, которая порой оказывается в пристрастии к

избранному делу.

Сочетание способностей, которые являются основой таланта, в каждом

случае бывает особым, присущим только определенной личности. О наличии

таланта следует делать вывод по результатам деятельности человека,

которые должны отличаться принципиальной новизной, оригинальностью

подхода.

Гениальность

Гениальность — высшая степень творческих проявлений личности,

проявляется в творчестве и имеет историческое значение для жизни общества.

Гений, образно говоря, создает новую эпоху в своей области знаний. Для

гения характерны творческая производительность, овладение культурным

наследием прошлого и одновременно преодоления старых норм и традиций. Гениальная личность своей творческой деятельностью способствует

прогрессивному развитию общества.

Каких же детей необходимо называть одаренными и что такое

одаренность? В настоящее время существует более 100 (!) определений

одаренности, причем среди них нет ни одного, которое вполне устраивало бы

хоть какую-то часть психологов и педагогов. Дело в том, что прямо определить

способности невозможно. Способности — это возможности человека к

выполнению деятельности. Как бы мы не определяли способности, в центре

внимания всегда будет именно деятельность. Большие возможности для

выполнения деятельности означают и большие способности. Уровень

способностей, который значительно отличается от среднего, как правило,

называется одаренностью. Чем больше разница со средними способностями,

тем выше одаренность.

В новейшем словаре указано, что одаренным (талантливым) является тот,

кто имеет большие способности. Дар (талант) — это выдающиеся природные

способности, талант, одаренность.

Еще одно определение: одаренность — своеобразное сочетание

способностей (отдельных психических качеств, которые обусловливают

возможности человека в той или иной деятельности); одаренность включает в

себя способность к обобщению, интеллектуальный потенциал, высокую

креативность и высокий уровень мотивации.

Типы одаренности

Существуют различные типы одаренности.

Да, наименее изучена лидерская или социальная одаренность. Такая

одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить с

ними конструктивные взаимоотношения, управлять ими.

Существует много вариантов лидерской одаренности: есть

эмоциональные лидеры, своеобразная «жилетка» для каждого, с ними

советуются, их любят, их мнение является во многих случаях решающим;

лидеры действия — умеют принимать решения, важные для многих людей,

определять границу и направление движения, вести за собой.

К сожалению, у многих школьников с выраженными лидерскими

способностями интерес к школьному обучению мал. Многие ученики с этими

способностями не имеют достаточной школьной мотивации и, обладая

сильным характером и независимостью, откровенно ничего не делают в школе.

Невозможность завоевать статус лидера в школе толкает их на улицу, где они

становятся лидерами антисоциальных группировок. Нужна специальная,

иногда длительная и сложная работа, чтобы вернуть таких учеников в школу.Еще один тип одаренности — художественная. Этот тип одаренности, как

правило, проявляется в художественной деятельности — музыка, танцы,

живопись, скульптура, сцена. Как и в предыдущем случае, этот тип

одаренности может проявляться у школьников с разными степенями широты:

дети с разнообразием художественных способностей (ребенок поет, танцует и

еще прекрасно рисует), и есть такие, в которых ярко выражена только одна

способность такого рода.

Психомоторная (спортивная) одаренность проявляется очень заметно,

но в контексте средней общеобразовательной школы не представляет

специального интереса. Ученики со спортивной одаренностью часто не совсем

хорошо учатся. Это связано, прежде всего, с нехваткой времени и должного

желания. Если у школьников, увлекающихся спортом создать

соответствующую мотивацию, то есть настрой, то они, как правило, могут

прекрасно учиться.

Прямое отношение к школе имеют три типа одаренности: академическая,

интеллектуальная и творческая (креативная).

Академическая одаренность представляет собой ярко выраженную

способность учиться. Академически одаренные школьники — это всегда гении

именно в обучении, это блестящие профессионалы школьного труда,

замечательные мастера быстрого, прочного и качественного усвоения

материала. Школьные медалисты – это ученики с академической

одаренностью.

Интеллектуальная одаренность — это не только и даже не столько

способность учиться, сколько умение думать, анализировать, сопоставлять

факты, то есть выполнять сложную интеллектуальную работу. Носители такой

одаренности — умники и умницы. Они иногда блестяще, иногда неплохо, иногда

прекрасно осваивают один из предметов и плохо успевают по другим — это

зависит от их отношения к предмету и к преподавателю. Медалисты среди них

тоже есть, но очень редко.

Творческая одаренность (креативная) — это та, что проявляется в

нестандартном видении мира, в нешаблонном мышлении и в том, что общество

оценивает выше всего. В творческой одаренности много различных вариантов:

есть ученики, которые проявляют незаурядные творческие возможности

буквально в любом виде деятельности, за которую берутся. Но бывают

ученики, у которых такое нестандартное видение проявляется достаточно ярко

лишь в одной сфере. Каждый одаренный (талантливая) ребенок —

индивидуальность и требует особого подхода. Выявить талант должны

психологические службы, а создать условия для развития — сугубо

педагогическая задача.

Критерии для выявления признаков одаренности у детей младшего

школьного возраста:• прекрасная память;

• яркое воображение;

• тонкая моторная координация;

• развитая оперативная память и логическое мышление;

• владение искусством речевой коммуникации, оригинальность словесных

ассоциаций;

• огромная любознательность;

• склонность к активному познанию окружающего мира;

• успех во многих начинаниях;

• установка на творческое выполнение заданий;

• владение основными компонентами умения учиться;

• создание в воображении альтернативных систем;

• настойчивость в своих действиях, нередко приближена к самоуверенности;

• нечеткость в разграничении реальности и фантазии;

• эгоцентризм;

• стремление к общению старших детей и взрослых;

• острая реакция на несправедливость;

• несдержанность чувств и эмоций.

Последние пять признаков говорят сами за себя: воспитание одаренного

ребенка — дело очень сложное и серьезное.

Как же заявляет о себе одаренный ребенок младшего школьного возраста,

и что должны знать взрослые, воспитывая такого ребенка?

— У талантливого ребенка сразу заметны: тонкая наблюдательность,

сосредоточенность, усидчивость, умение настойчиво преследовать

поставленную цель, самостоятельность и независимость в деятельности;

— Немотивированное давление и принуждение, навязывание занятий

задерживают проявления настоящих природных наклонностей;

— Слишком ранняя специализация и «профессионализация» обедняют личность,

затрудняют ее дальнейшую жизнь. Поэтому на первый план целесообразно

выдвигать идею гармоничного развития совокупностей телесных, душевных и

умственных, сил, вооружение ребенка знаниями и умениями, которые составят

реальную пользу в жизни, помогут ученику занять достойное место в обществе;

— Талантливому ребенку необходимо предоставлять не только свободу

самостоятельности, но и возможность в определенных пределах обсуждать со

взрослыми свои намерения. Благодаря такой свободе он познает свои

собственные силы, вырабатывает привычку оперировать своими умственными,

физическими и моральными ресурсами. В результате производится

самоуважение и способность критически оценивать свои способности и

действия;- Интенсивному развитию природных задатков помогают ознакомления с

разнообразной деятельностью, глубокие и умеренно многочисленные

впечатление.

Нужные для творчества краски, звуки, формы, движения талантливые

дети находят в общении с природой, которая пробуждает мышление,

воображение, фантазию.

«Не принуждайте душу ребенка, внимательно присматривайтесь к

законам естественного развития каждого ученика, к ее особенностям,

стремлениям, потребностям».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *