Принципы групповой работы

Организация групповой работы в начальной школе методическая разработка по теме

Организация групповой работы в начальной школе.

Мы знаем, что в школе развитие личности происходит в процессе учебной деятельности. К концу обучения в начальной школе мы должны сформировать у младшего школьника основные компоненты этой ведущей деятельности: учебно-познавательные мотивы, учебные действия, контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования нацеливает на приоритетное направление по формированию общеучебных умений и навыков. Здесь важна активная позиция ученика для решения учебной задачи. А это возможно при особой организации учащихся в учебном процессе, а именно при использовании парной и групповой работы, где ребенок вооружается навыками самостоятельной деятельности, становится в позицию исследователя, становится равноправным участником обучения.

Любой учитель стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремится обучить детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Психологи давно определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей.

Цель групповой работы:

активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

Задачи групповой работы:

  1. Активизация познавательной деятельности.
  2. Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его.
  3. Развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т.д.).
  4. Совершенствование межличностных отношений в классе.

Плюсы и минусы групповой работы.

Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств. Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы.

Плюсы:

  1. Повышается учебная и познавательная мотивация.
  2. Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.
  3. В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.
  4. Улучшается психологический климат в классе.

Минусы.

Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.

  1. Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.
  2. Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.
  3. При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.
  4. Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично.
  5. В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для учителя.

Принципы групповой работы.

С целью успешного проведения групповой работы важно соблюдать следующие принципы:

  1. Учитывать уровень образовательных возможностей учащихся.
  2. Учитывать особенности состава группы.
  3. Составлять задания исключительно для совместного поиска решения, т. е. справиться с которыми за ограниченное время посильно только в группе.
  4. Распределять роли между участниками группы.
  5. Организовывать коммуникацию в группе и между группами.
  6. Анализировать способ деятельности. Итогом групповой работы должна быть рефлексия учебной деятельности.

Варианты комплектования групп.

Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы. Способов разделения существует множество, и они в значительной степени определяют то, как будет протекать дальнейшая работа в группе, и на какой результат эта группа выйдет.

1. По желанию.

Объединение в группы происходит по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах:

  • Разделитесь на группы по … человек.
  • Разделитесь на … равные группы.

2. Случайным образом.

Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая) дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам.

Этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед учителем стоит задача научить детей сотрудничеству. Метод также может использоваться в классах, в которых между учениками сложились в целом доброжелательные отношения. Но в любом случае педагог должен обладать достаточной компетентностью в работе с межличностными конфликтами.

Способы формирования «случайной» группы: жребий; объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса); с помощью импровизированных «фантов» (один из учеников с закрытыми глазами называет номер группы, куда отправится ученик, на которого указывает в данный момент педагог) и т.п.

3. По определенному признаку.

Такой признак задается либо учителем, либо любым учеником. Так, можно разделиться по первой букве имени (гласная – согласная), в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы), по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые) и так далее.

Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить детей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще испытывают эмоциональную неприязнь, а с другой – изначально задает некоторый общий признак, который сближает объединившихся учащихся. Есть нечто, что их роднит и одновременно отделяет от других. Это создает основу для эмоционального принятия друг друга в группе и некоторого отдаления от других (по сути дела – конкуренции).

4. По выбору «лидера».

«Лидер» в данном случае может либо назначаться учителем (в соответствии с целью, поэтому в качестве лидера может выступать любой ученик), либо выбираться детьми. Формирование групп осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план.

В том случае если в классе есть явные аутсайдеры, для которых ситуация набора в команду может быть чрезвычайно болезненной, лучше или не применять этот способ, или сделать их «лидерами».

5. По выбору педагога.

В этом случае учитель создает группы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды. При этом организатор групповой работы может объяснить принцип объединения, а может уйти от ответа на вопросы участников по этому поводу.

Виды групповой работы.

Назовем несколько видов групповой работы, которые можно использовать на уроках в начальной школе.

  • Работа в парах.
  • Мозговой штурм.
  • Игра «Продолжи».
  • Охота за сокровищами.
  • Снежный ком.
  • Мозаичная группа или Пазлы.
  • Прием «Зигзаг». (Метод пилы).

Мозговой штурм.

  • Используется для генерации идей.
  • Соблюдается жесткий регламент.
  • Распределяются роли внутри группы (ведущего, секретаря, хронометриста).
  • После выработки коллективного решения внутри группы делаются доклады / сообщения от разных групп.

Игра «Продолжи».

Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке».

Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при написании сочинения, на уроке природоведения при составлении рассказа о каком-либо животном, на истории при составлении обзора исторических событий).

Охота за сокровищами.

Учитель составляет вопросы.

Вопросы могут требовать как знаний фактов, так и осмысления или понимания.

Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета, дополнительную литературу, учебник.

Снежный ком.

Работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их.

После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее.

Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.

В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.

Пазлы.

Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы.

После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы.

Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы.

В заключение работы делают выводы.

Прием «Зигзаг». Или метод пилы.

Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты.

Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».

Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы).

Поведение учителя во время проведения групповой работы.

Учитель, работающий на занятиях с малыми группами, может вести себя по-разному:

  1. Он может контролировать.
  2. Организовывать.
  3. Оценивать работу учеников.
  4. Участвовать в работе группы.
  5. Предлагать участникам разные варианты решений.
  6. Выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.

А вот чего не следует делать учителю, который хочет организовать эффективную групповую работу:

  • сидеть за своим столом, проверяя тетрадки;
  • воспринимать групповую работу как «законную передышку», когда можно позволить себе выйти из класса;
  • уделять все свое внимание одной группе, забывая об остальных;
  • исправлять допущенные ошибки (кроме тех случаев, когда ученики просят об этом сами);
  • оказывать давление на участников или мешать им высказываться.
  • нельзя исправлять или критиковать первые высказывания, даже если они содержат грубейшие ошибки, эту работу должны выполнить ученики в доброжелательной форме;
  • нельзя давать слишком категоричных оценок – они действуют на участников подавляюще;
  • не следует отвечать на вопрос, если на него может ответить кто-то из учеников.
  • и не следует ходить по классу или стоять около учеников в начале групповой работы: ученики часто стесняются высказываться в присутствии учителя. Но ближе к концу обсуждения, когда участники уже разговорились, учитель тоже может включаться в работу: слушать, как идет обсуждение в группах, направлять и поддерживать участников, отвечать на вопросы.

Принципы выбора заданий для групповой работы.

1. Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех членов группы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить каждый из участников, если бы работал один.

Целесообразно использовать:

  • задания, которые требуют выполнения большого объема работы;
  • задания, которые требуют разнообразных знаний и умений, всей совокупностью которых не владеет ни один из детей индивидуально, но владеет группа в целом;
  • задания на развитие творческого мышления, где требуется генерировать максимальное количество оригинальных идей;
  • задания, требующие принятия решений, непосредственно касающихся будущей деятельности данной группы.

2. Содержание работы должно быть интересно детям.

3. Задания должны быть доступны детям по уровню сложности.

4. Задания должны быть проблемными, создавать определенное познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний.

Советы учителю.

В заключение несколько советов по учителю по организации групповой работы:

  • нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;
  • следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;
  • групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах;
  • нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);
  • нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.

В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.

Основные принципы групповой работы

Интерес к групповым формам работы проявился в 1970—80-е гг. ХХ века после серии публикаций Э. Коен, Д. Джонсона, Р. Джонсона, С. Кагана и других исследователей, выполненных преимущественно в США. Используя результаты фундаментальных работ по теории кооперации и конкуренции в малых группах, а также материалы из других областей психологии, проведя свои многочисленные эксперименты, исследователи и их коллеги сформировали основы современной педагогической техники групповой работы. Сегодня этой техникой успешно пользуются миллионы педагогов во всех странах мира.

В основе данной техники (или совокупности взаимодополняющих техник) лежат психологические теории, рассматривающие групповую работу учащихся с трех точек зрения:

  • — социально-психологической (представление о взаимозависимости членов группы);
  • — когнитивной психологической теории (представление о развитии познавательных функций человека);
  • — бихевиористской теории научения (представление о положительном подкреплении результативной работы группы) Уваров 2001: 15.

В мировой школе используются три организационные формы обучения: индивидуальная, групповая и фронтальная. На разных исторических этапах предпочтение отдавалось то одной, то другой из них.

В современной российской школе преобладает фронтальная форма, которая характерна для классно-урочной системы. А обучающие и воспитательные возможности групповой работы явно недооцениваются. Тем более, что она строится на совсем других принципах. Принципы кооперации в обучении — это набор теоретически обоснованных и практически проверенных утверждений, описывающих условия, которые необходимо соблюдать, чтобы группа совместно работающих учащихся становилась эффективной группой. А.Ю. Уваров относит к ним следующие:

  • · позитивная взаимозависимость;
  • · индивидуальная оценка результатов учения;
  • · максимизация непосредственного взаимодействия учащихся;
  • · целенаправленное обучение навыкам групповой работы, этикету кооперации и их обязательное использование;
  • · систематическая процедура рефлексии хода учебной работы;
  • · сознательное использование эффективных структур взаимодействия учащихся.

Некоторые авторы дополняют этот перечень принципом равноправного участия всех школьников в коммуникации Там же: 20.

Эстонский ученый Х.И. Лийметс определяет правила организации групповой работы:

  • · класс делится на несколько небольших групп — от трех до шести человек;
  • · каждая гуппа получает свое задание. Задания могут быть одинаковыми или дифференцированными;
  • · внутри каждой группы между ее участниками распределяются роли;
  • · процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками;
  • · выработанные в группе решения обсуждаются всем классом Лийметс 1975.

Для такой работы характерно непосредственное сотрудничество между учащимися, которые становятся активными субьектами собственного учения. Это принципиально меняет в их глазах смысл и значение учебной деятельности: они учатся творчески подходить к решаемой проблеме, взаимодействовать друг с другом, выслушивать мнение другого члена группы и высказывать свое, отстаивать свою точку зрения и принимать критику на нее, а также умение защитить групповую работу перед классом. Данные учебные действия позволяют развивать в личности ученика уверенность в себе, независимость, общительность, умение отстаивать свою точку зрения и легко взаимодействовать с другими людьми.

Доказано, что работа в условиях кооперации — весьма эффективный режим учебной деятельности. И дело не только в том, что кооперация в обучении позволяет лучше освоить материал и дольше его помнить. Как показывают многочисленные эксперименты, учение в условиях кооперации демонстрирует и другие важные преимущества по сравнению с обучением в условиях конкуренции.

  • 1. Повышение уровня осмысления материала. Работы, выполненные в условиях кооперации, отличаются большей логичностью, обоснованностью, их положения глубже и серьезнее аргументированы, чем аналогичные работы, выполняемые индивидуально или в условиях конкуренции. Это относится не только к устным сообщениям членов групп, но и к письменным работам.
  • 2. Рост числа нестандартных решений. В условиях кооперации члены группы существенно чаще выдвигают новые идеи, предлагают неожиданные варианты решения стоящих перед ними задач. Как показывают эксперименты, кооперация членов группы порождает больше «познавательных» ситуаций по сравнению с индивидуальной работой или работой в условиях конкуренции.
  • 3. Перенос. Знаменитое высказывание Л. С. Выготского: «То, что дети могут сегодня сделать только вместе, завтра они в состоянии сделать самостоятельно» — хорошо подтверждают эксперименты по проверке переноса знаний и умений, приобретенных в группах, в ситуацию индивидуальной работы школьников.
  • 4. Позитивное отношение к изучаемому материалу. Школьники лучше относятся к материалу, который они изучали в условиях кооперации, чем к материалу, который им приходится осваивать индивидуально или в условиях конкуренции. Они с большей готовностью возвращаются к предшествующим темам, углубляют и расширяют полученные знания. Это положительное отношение в равной мере распространяется как на саму предметную область, так и на весь учебный процесс.
  • 5. Готовность не отвлекаться от решаемой задачи. В условиях кооперации школьники реже отвлекаются от учебной задачи и в среднем занимаются ею в отведенный промежуток времени больше, чем школьники, работающие самостоятельно или в условиях конкуренции Уваров 2001: 22.

При отборе учебного материала необходимо уточнить, какие виды знаний будут представлены в предлагаемом для совместного выполнения задании (понятия, факты, законы, методические знания, оценочные знания и т.д.). Не всякий учебный материал подходит для групповой работы, он должен соответствовать особым требованиям:

  • · по своей структуре задание должно быть таким, чтобы его можно было бы расчленить на отдельные подзадачи и подпункты, что обеспечивало бы решение проблемы поэтапно, то есть от частного к общему;
  • · задание должно быть достаточно трудным, желательно проблемным, допускать разные точки зрения, предполагать несовпадение позиций;
  • · «трудность» задания должна быть высокой: чем больше информации необходимо для его правильного выполнения, тем интенсивнее идет взаимодействие между участниками группы.

Итак, преимущество групповой работы в том, что ученик учится высказывать и отстаивать собственное мнение, прислушиваться к мнению других, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других. Вырабатываются навыки контроля за действиями других и самоконтроля, формируется критическое мышление. Групповое обсуждение, дискуссия оживляют учебно-познавательную и поисковую активность учащихся.

«Организация работы в группах»

Организация работы в группах

С введением ФГОС изменились цели современного образования, результатом обучения и воспитания в начальной школе должна стать готовность детей к овладению современными средствами информации и способность актуализировать их для самостоятельного постижения знаний, т.е. речь идёт о развитии у детей общеучебных умений и навыков (интеллектуальных, коммуникативных, организационных).

Задача педагога – воспитать ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, научить детей учиться, т.е. сформировать способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, приобретать навыки эффективного общения и работы с информацией. Я постоянно ищу пути для того, чтобы воспитывать и развивать в ребёнке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях.

Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы.

Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методической системы учителя. Учебно-образовательные учреждения на сегодняшний день переходят на ФГОС . Меняются цели и задачи которые ставит перед нами общество.

Задачей современной школы сегодня является воспитание ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Одной из наиболее эффективных форм работы в начальной школе является групповая. Младшим школьникам очень нравится работать в группах, поэтому я стараюсь применять эту форму работы как можно чаще. Поэтому выбрала данную тему и работаю над проблемой самообразования : групповые формы работы –способ формирования УУД младших школьников в сфере ФГОС.

Цель групповой работы: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

Задачи групповой работы:

1. Активизация познавательной деятельности.

2. Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его.

3. Развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т.д.).

4. Совершенствование межличностных отношений в классе.

Плюсы групповой работы.

1. Повышается учебная и познавательная мотивация.

2. Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.

3. В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.

4. Улучшается психологический климат в классе.

Минусы групповой работы.

1. Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.

2. Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.

3. При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.

4. Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично.

5. В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для учителя.

Принципы групповой работы. С целью успешного проведения групповой работы важно соблюдать следующие принципы:

1. Учитывать уровень образовательных возможностей учащихся.

2. Учитывать особенности состава группы.

3. Составлять задания исключительно для совместного поиска решения, т. е. справиться с которыми за ограниченное время посильно только в группе.

4. Распределять роли между участниками группы.

5. Организовывать коммуникацию в группе и между группами.

6. Анализировать способ деятельности. Итогом групповой работы должна быть рефлексия учебной деятельности.

Варианты комплектования групп.

1. По желанию.

Объединение в группы происходит по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах:

· Разделитесь на группы по … человек.

· Разделитесь на … равные группы.

2. Случайным образом.

Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая) дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам.

Этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед учителем стоит задача научить детей сотрудничеству. Метод также может использоваться в классах, в которых между учениками сложились в целом доброжелательные отношения.

Способы формирования «случайной» группы: жребий; объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса); с помощью импровизированных «фантов» (один из учеников с закрытыми глазами называет номер группы, куда отправится ученик, на которого указывает в данный момент педагог) и т.п.

3. По определенному признаку.

Такой признак задается либо учителем, либо любым учеником. Так, можно разделиться по первой букве имени (гласная – согласная), в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы), по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые) и так далее.

Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить детей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще испытывают эмоциональную неприязнь, а с другой – изначально задает некоторый общий признак, который сближает объединившихся учащихся. Есть нечто, что их роднит и одновременно отделяет от других. Это создает основу для эмоционального принятия друг друга в группе и некоторого отдаления от других (по сути дела – конкуренции).

4. По выбору «лидера».

«Лидер» в данном случае может либо назначаться учителем (в соответствии с целью, поэтому в качестве лидера может выступать любой ученик), либо выбираться детьми. Формирование групп осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план.

В том случае если в классе есть явные аутсайдеры, для которых ситуация набора в команду может быть чрезвычайно болезненной, лучше или не применять этот способ, или сделать их «лидерами».

5. По выбору педагога.

В этом случае учитель создает группы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды. При этом организатор групповой работы может объяснить принцип объединения, а может уйти от ответа на вопросы участников по этому поводу.

Виды групповой работы в начальной школе.

· Работа в парах.

· Мозговой штурм.

· Игра «Продолжи».

· Охота за сокровищами.

· Снежный ком.

· Мозаичная группа или Пазлы.

· Прием «Зигзаг». (Метод пилы).

Мозговой штурм.

· Используется для генерации идей.

· Соблюдается жесткий регламент.

· Распределяются роли внутри группы (ведущего, секретаря, хронометриста).

· После выработки коллективного решения внутри группы делаются доклады / сообщения от разных групп.

Игра «Продолжи». Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке».

Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при написании сочинения, на уроке природоведения при составлении рассказа о каком-либо животном, на истории при составлении обзора исторических событий).

Охота за сокровищами.

Учитель составляет вопросы. Вопросы могут требовать как знаний фактов, так и осмысления или понимания. Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета, дополнительную литературу, учебник.

Снежный ком.

Работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их.

После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее.

Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.

В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.

Пазлы.

Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы.

После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы.

Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы.

В заключение работы делают выводы.

Прием «Зигзаг». Или метод пилы.

Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты.

Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».

Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы).

Одной из актуальных форм развития коммуникативных возможностей является организация групповой деятельности на уроке. Групповая работа – это прежде всего игра, игра в организацию, игра в обучение. Игровые приемы помогают ученикам глубже понять учебную тему, выявить пробелы в своих знаниях. Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся. Важно научить ребят учиться вместе. Чтобы новые знания дети открывали совместными усилиями, обдумывали, решали проблемы сообща.

Одним из способов вовлечения ребёнка в групповую работу является распределение ролей в группе. Это позволяет каждому из учеников занять активную позицию в общей деятельности, поскольку приходится отвечать за свой «участок» работы и быть лидером группы в данный момент.

Распределение ролей в группе учителем на первых этапах формирования групп необходимо, т.к. ученики только учатся совместной работе над заданием. В дальнейшем, по мере освоения методики работы в группе, учитель делегирует право распределения ролей самим ученикам.

Какие роли должны быть в группе? Здесь есть много вариантов, например:

  • организатор – отвечает за работу группы в целом;
  • чтец – читает вслух;
  • секретарь – записывает от лица группы;
  • докладчик (спикер)– рассказывает, что решила группа;
  • хронометрист – следит за временем
  • критик – высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения;
  • контролёр – проверяет, все ли поняли принятое решение.
  • «Почемучка» — задает уточняющие вопросы.
  • Наблюдатель – следит за соблюдением правил групповой работы и вмешивается в случае их нарушения.

Роли могут быть связаны с общим ходом решения учебной задачи, а могут отражать специфику выполнения конкретного учебного задания в группе. Например, при решении задачи на уроках математики эти роли могут соответствовать общему ходу работы над задачей:

Этапы работы = Роли в группе

1.Анализ задачи — Аналитик — задаёт вопросы по содержанию задачи

2.Запись краткой записи или схемы — Схематист — отвечает за точность схемы

3.Составление плана решения задачи — Плановик — организует составление плана задачи

4.Запись решения — Оформитель — записывает решение задачи

5. Докладчик — представляет результат работы

Таким образом, каждый член группы, вне зависимости от уровня владения вопросом, имеет свои обязанности, и каждый вносит вклад в общую работу.

Организуя работу в группах нужно, чтобы каждый ее член выполнял свою роль. Это позволит быстро и качественно выполнить задание. Работа может быть распределена следующим образом:

1) Группа выполняет общее задание, но каждый член группы делает часть общей работы независимо друг от друга. Таким образом можно организовать решение задачи, изготовление поделок на уроках технологии.

2) Общее задание выполняется последовательно каждым членом группы. Например, при определении главных членов предложения каждый проговаривает ход рассуждений.

3) Задача решается при непосредственном одновременном взаимодействии каждого члена группы со всеми остальными.

Перераспределение, обмен ролями – обязательный принцип организации групповой работы, нацеленный на то, чтобы учить детей различать и координировать свою точку зрения и точку зрения партнеров, согласовывать разные способы действий, учитывать замыслы другого человека.

Поведение учителя во время групповой работы:

Учитель может контролировать,

организовывать,

оценивать работу учеников,

участвовать в работе группы или предлагать участникам разные варианты решений,

выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.

На таких уроках у детей усилено внимание к содержанию изучаемого материала, повышена работоспособность, а также чувство ответственности за успехи своих товарищей и свои лично. Групповой момент способствует созданию познавательного мотива.

Поведение учителя во время проведения групповой работы.

Учитель, работающий на занятиях с малыми группами, может вести себя по-разному:

1. Он может контролировать.

2. Организовывать.

3. Оценивать работу учеников.

4. Участвовать в работе группы.

5. Предлагать участникам разные варианты решений.

6. Выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.

Принципы выбора заданий для групповой работы.

1. Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех членов группы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить каждый из участников, если бы работал один.

Целесообразно использовать:

· задания, которые требуют выполнения большого объема работы;

· задания, которые требуют разнообразных знаний и умений, всей совокупностью которых не владеет ни один из детей индивидуально, но владеет группа в целом;

· задания на развитие творческого мышления, где требуется генерировать максимальное количество оригинальных идей;

· задания, требующие принятия решений, непосредственно касающихся будущей деятельности данной группы.

2. Содержание работы должно быть интересно детям.

3. Задания должны быть доступны детям по уровню сложности.

4. Задания должны быть проблемными, создавать определенное познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний.

Правила совместной работы.

В начальной школе возможно предложить детям простые правила совместной работы, с помощью который учащиеся смогут контролировать себя и провести рефлексию. В 3-4 классах такие правила (или критерии оценки работы) ученики могут вырабатывать сами.

Критерии эффективности групповой работы.

В начальной школе возможно предложить детям простые правила совместной работы, с помощью которых учащиеся смогут контролировать себя и провести рефлексию. В 3-4 классах такие правила (или критерии оценки работы) ученики могут вырабатывать сами.

Советы учителю.

· нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;

· следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;

· групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах;

· нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);

· нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.

В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.

Список использованной литературы:

1. Воронцов А.Б. Основные составляющие развивающего эффекта образовательной системы Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. – М.,2000

2. Глазкова А. Организация индивидуальной, групповой, коллективной деятельности / Глазкова А. // Начальная школа.- 1999.-№ 10

4. Носова И.В. Особенности работы в малых группах. – ж.»Начальная школа плюс до и после»,№6 – 2004 г., стр. 69

5. Танцоров С. Групповая работа в развивающем образовании. Исследовательская разработка для учителя. – Рига: ПЦ »Эксперимент», 1997

7. Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь . Ч. I, II / Цукерман Г.А., Поливанова К.Н.-М.: Новая жизнь,1994.

ПРИНЦИПЫ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

⇐ Предыдущая123456

1. Начать там, где группа стоит и вместе с ней двигаться вперёд. Исходить из интересов группы. Например: В социологии или в возрастной психологии вы учили, что подростки возраста 15 – 18 лет обычно интересуются музыкой. Вы хотите организовать молодежный клуб и применить там это знание. Вы приглашаете на вечер, где каждый из молодых людей принесёт кассету или компакт-диск со своей самой любимой музыкой. 12 молодых людей пришли. Они вместе слушают эту музыку. Каждый рассказывает, почему именно эта песня ему особенно нравится. Ничего особенно не происходило в этот вечер, но группа пришла в движение. Она нашла общий интерес. Может быть не музыка, а что-то другое является общим интересом для группы. Необходимо найти это, так же как мы находим темы для общения с незнакомыми нам людьми. Отношения переходят в следующую стадию, только когда мы нашли общий интерес. Также и в группе, группа тогда сможет перейти на следующую стадию отношений, когда лидер сможет найти то, что будет волновать всех членов группы. Давайте подумаем, что может объединять нас вместе, какой интерес? Как можно построить общение в группе на этой теме, чтоб получилось занятие, которое смогло бы сблизить нас и принести пользу каждому из нас?

2. Работать со способностями каждого отдельного человека. Например: В детском доме, возникает желание провести творческий вечер. Лидер знает, что одна девушка, которую другие не любят, умеет делать из бумаги интересные поделки (оригами). Лидер с ней вместе подготавливает некоторые поделки для групп, которые они вместе показывают другим с целью обучения их тому же. Что явилось следствием этого? Группа имела поль-зу от способностей этой девушки. Девушка получила больше уважения в группе, могла записать личное переживание успеха в свой архив и получила больше уверенности в се-бе. Необходимо помнить, что каждый человек имеет какие-то таланты. Конечно, не у каждого это легко заметить и выделить для окружения. Для этого необходимо больше и ближе общаться с участниками группы. И как мы сказали выше, эффективен тот педаго-гический процесс, в котором используются все возможные формы, в том числе и индивидуальная работа, для построения взаимоотношений.

3. Совместная работа лучше, чем конкурс одиночек. Выделяя возможности одного чело-века, мы ни в коем случае не пытаемся унизить остальных или установить вид взаимо-действия между участниками группы напоминающий конкурс «слабо» или «минута сла-вы». В реальности, совместная работа сближает. Основное время обучения или какой-либо другой деятельности мы проводим вместе и на равных. Именно поэтому мы и рабо-таем в группе, потому что можем вместе добиться больших и лучших результатов. И да-же когда кто-то один несет ответственность за определенное дело, все вместе мы несем ответственность за результат нашей совместной работы. И поэтому мы поддерживаем и помогаем друг другу, потому что от результатов каждого члена команды зависит наш общий результат.

4. Дать возможность для решений. Сколько свободы решения позволяют группе, зависит от возраста и зрелости группы. Чем группа более зрелая, тем больше возможности можно ей дать, участвовать в совместном принятии решения. Педагог должен помогать своей группе таким образом, чтобы она училась принимать решение, и одновременно учитыва-ла возможные отрицательные последствия своего решения. Если мы дадим возможность для принятия решений, тогда мы одновременно будем способствовать готовности, высказывать своё мнение, обмениваться мыслями, формировать мнение по теме, принимать совместно решение. Например: группа получила помещение. Лидер предлагает вместе обдумать порядок использования помещения. Очевидно, что все участвующие в этом процессе будут относиться более ответственно к поддержанию порядка, из-за того, что сами принимали участие в принятии данного решения.

5. Очертить нужные границы с точки зрения педагогики. Когда мы говорим о свободе решения, нам надо одновременно говорить о необходимых границах. Существуют госу-дарственные законы, например, об употреблении спиртных напитков, о курении и другие правила защиты населения, которые мы обязаны соблюдать. И существуют библейские нормы и воспитательные принципы, которые нам важны. Нам необходимо защищать слабых в группе. Если мы видим, что в группе возник конфликт между двумя или более участниками, это может быть даже скрыто от лидера, но тем не менее лидеру необходимо включиться, особенно если это мешает эффективной работе или негативно сказывается на других членах группы. А также не допускать разрушительных методов разрешения конфликта. Конечно, вмешательство лидера зависит от степени разрушительности конфликта, не все конфликты разрушают, некоторые напротив являются созидательными. Лидер поддерживает дисциплину группы, и наблюдает за состоянием отношений в группе.

6. Лидер должен заботиться о том, чтобы можно было обойтись без него. В каждой группе должно наступать время, когда отдельные члены группы могут выполнять задачи, которые пока мог выполнить только лидер группы. По мере того, как лидер группы поручает всё больше и больше своей ответственности другим, он может отступать на задний план. Его задачей будет в большей быть лишь советником группы. Он может позволить, чтобы группа пережила неудачу. В этом случае только важно, чтобы он помог группе сделать правильные выводы из неудачи, извлечь урок из ошибок.

УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ГРУППЫ

ü Люди идут в группу для удовлетворения их личных нужд. Каждый человек имеет нужду, и она двигает им в процессе его жизнедеятельности. Это необходимо учитывать при создании группы. Люди могут идти в группу для удовлетворения потребности в об-щении (обычно это домашние группы), для получения необходимых им знаний или чу-жого опыта в области, например, воспитания детей, или свидетельства ближнему, или это может быть желание весело провести время (дети чаще всего именно поэтому посещают воскресные школы). Также может быть интерес к изучению Библии, быть ближе к Богу или поделиться своим духовным опытом. Чтобы это ни было, люди идут для того, чтобы получить ответ на свою нужду.

ü Человек останется в группе, если его привлекут цели группы. В течение первых двух, трех встреч, человек, посетивший группу, делает для себя вывод, придет он снова или нет. Чаще всего решение зависит от того, по пути ли вам. Если группа способна удовле-творить нужду участника и делает это таким образом, как он ожидает, значит, вы пойдете вместе.

ü Люди предпочитают группу одинакового возраста. Человеку проще рассказать о своих проблемах и поделиться своим опытом среди таких же как он, предполагая, что они ис-пытывают похожие трудности и могут более правильно понять друг друга и поддержать. Обычно можно отметить, если присутствует в группе человек, сильно отличающийся по возрасту от других участников, то общение либо сосредотачивается среди него, либо от-сутствует. Это не значит, что мы не можем никого приглашать в группу, но необходимо соблюдать баланс, так как участники группы приходят, чтобы высказаться и быть не только услышанными, но и понятыми.

ü Участие людей в группе уменьшается с увеличением размера группы. Чем больше людей, тем сложнее начать общение, и тем сложнее быть искренним. Обычно в большой аудитории преподавателю дольше приходится ожидать ответа от студентов, несмотря на то, что естественно, количество знающих ответ, значительно больше, чем в маленькой учебной группе. Это объясняется тем, что ответственность распределяется на всех, и ни-кто не чувствует что именно он должен начать, а также, присутствует неуверенность в себе отвечать при большем количестве людей. Поэтому, чем больше Вы ожидаете актив-ности участников группы, тем меньшей она должна быть.

ü Должен быть конкретный лидер. Если люди решили стать участниками группы, то это решение также было принято исходя из того, кто лидер группы. Они приняли этого человека и изъявили желание получить от него какие-либо знания, жизненный опыт, и согласились развиваться в группе именно под его руководством. Лидеров может быть и двое, но необходимо предупредить об этом участников группы. Даже если лидеру необходима замена всего для нескольких занятий, проявлением уважения к группе будет, предупредить заранее о том, что Вам необходимо отсутствовать и вас заменит другой человек. Также необходимо получить у группы согласие, на предлагаемую Вами замену.

ü Правила поведения дают людям защищенность. На группе люди откровенны, именно для этого многие из них и пришли в группу, и бывает очень неприятно для них, когда они узнают что информация, которую они рассказали группе, как просьбу для молитвы, распространилась и приобрела, конечно же, невообразимые формы. Правила поведения, это всегда свобода. Свобода высказать вслух свои мысли и не быть осмеянным, свобода от слухов, свобода быть самим собой. Необходимо перед началом групповых встреч, совместно составить такие правила поведения, которые будут одобрены всеми, чтобы со-блюдать их и чувствовать себя уютно в обществе других участников группы.

ФАЗЫ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ

Рождение и время младенчества – 1 месяц. Группа основана и произошли первые встречи – очень многое зависит от лидера, как он определит отношения в группе, как пока-жет цель и наладит совместную работу, члены группы настроены на лучшее. На этой стадии проявляются особенности человека, возникшие из его предыдущего социального опыта. Общая цель и задачи, представление о которых имеется у каждого участника группы, побужда-ет незнакомых доселе людей объединиться. Группа возникает в том случае, когда участники считают, что участие в ней — оптимальный способ достижения поставленной цели

Детство – 2 и 3 месяц. Группа шаг за шагом получает свой профиль, свою идентичность. Определяются правила, которые действуют в группе, есть определенные рамки для встреч. Группа зависит от лидера, отношения между членами углубляются и определяются роли. Роль лидера – поддерживать процесс идентичности группы, чтобы группа могла найти свой собственный характер. Распределение ролей внутри группы составляет содержание первого этапа этой стадии.

Юношество – с 3 по 5 месяцы. Стоит вопрос – что происходит в группе, начинается критика по отношению к тому, как проходят встречи и невозможно ли по другому, члены группы решают уровень взаимоотношений – как близко кто друг к другу находится. После того как все роли распределены, и каждый участник занял свою «нишу» с учетом собствен-ного желания и мнения остальных, группа проверяет саму себя на «устойчивость» извне, в борьбе с «внешним врагом. Взрослость – с 5 по 18 месяцы. Если руководитель сможет обеспечить хорошее об-щение и объединить общей целью, тогда это будет плодотворное время для всей группы. Люди достаточно открыты, они могут встречаться вне группы. Участники стоят за цель группы, у них есть внутреннее убеждение в поддержку правил группы. Члены группы рас-крепощаются, они уже ощущают необходимость работать на свой авторитет, на свой статус. Группа вступает в фазу устойчивой работоспособности.

Зрелость – от 18 и дальше. Критическое время в группе. Время привыкания. Привы-кание связано со скукой. Важно или найти новую цель или разделиться, иначе произойдет распад группы. Лидеру необходимо дать группе новую перспективу, или узнать тот момент, когда стоит закончить встречи группы. Например, если это группа по изучению Библии, и разбор Послания к Римлянам уже закончен, то стоит узнать, имеют ли члены группы жела-ние изучать другое послание или книгу, или может быть на данный момент времени для них достаточно той информации, которую они уже получили. Очень важны чувства, с которыми люди выходят из этой группы – добрый конец есть хорошее начало для основания новой группы. Группа должна закончить свое существование как социальная структура, полностью выполнив все поставленные перед ней задачи, или сформулировать новые и «возродиться» снова.

К распаду группы могут привести следующие причины:

⇐ Предыдущая123456

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *