Выразительные признаки характера

Выразительные признаки характера

Поступки и действия (сознательные и преднамеренные действия позволяют судить о том, что представляет собой человек).

Особенности речи (громкая или тихая, быстрый или замедленный темп, многословие и замкнутость, эмоциональность и сухость и т.д.). Все это выражает определенные свойства характера.

Внешний облик (улыбающееся или хмурое лицо, выражение глаз, как человек ходит, размашисто или мелкими шажками, как стоит) – все это также характеризует человека.

Определение характера по всем этим признакам – дело сложное, у некоторых людей внутреннее содержание характера замаскировано внешней игрой. Чтобы изучить характер, необходимы длительные наблюдения человека в различных ситуациях жизни, сопоставление слов и дел человека.

Определенные профессии накладывают свой отпечаток на человека, на его индивидуально-психологические свойства, и в первую очередь, на характер. В этом смысле говорят о профессиональном характере врача, военнослужащего, художника, актера и т.д. В равной мере возможен характер учителя. Нетребовательность, несправедливость, бестактность и другие отрицательные качества в характере учителя являются серьезной помехой в педагогической деятельности.

О чем говорят ваши инициалы

Существует давний способ определения характера по инициалам. Если верить ему, то ваши инициалы обозначают следующее:

А – сила и власть;

Б – способность к большим чувствам;

В – непостоянство, отсутствие систематичности;

Г – таинственность;

Д – общительность, умение притягивать людей;

Е – умение мобилизоваться, жизнестойкость;

Ж – неуверенность;

З – склонность к сомнениям, материальные трудности, неудовлетворенность;

И – впечатлительность, напряжение;

К – большие запросы и нервозность в их достижении;

Л – мелочность, логика, большая изобретательность;

М- трудолюбие и педантичность;

Н – большая энергия и творческие амбиции;

О – большая эмоциональность, таинственные волнения;

П – скромность, дистанция, но и одиночество;

Р – постоянное напряжение, сильная эмоциональность;

С – частые депрессии, угнетенность, нервозность;

Т – бесконечные поиски, погоня за идеалом;

У – расстройства, испуг, интуиция;

Ф – нежность, умение приспособиться;

Х – сексуальные проблемы, непостоянство чувств;

Ц – склонность к внешнему проявлению внутренних переживаний;

Ч – верность;

Ш – ревность, бескомпромиссность;

Щ – мстительность, развитые интеллектуальные способности;

Э – поиск психологического равновесия;

Ю – отсутствие систематичности большие амбиции;

Я – интеллигентность, творческие способности.

очередь наличием или отсутствием должного навыка, и поэтому характерологическую показательность такого предпочтения можно установить при сопоставлении с другими проявлениями характера.13

Нередко в жизни для суждения о характере человека прибегают к темпоказателям, которые дает его лицо. Есть пословица: “Лицо — зеркало души”.

Говорят о людях симпатичных и несимпатичных, указывая тем самым на положительность или отрицательность черт их харак­тера, поскольку они находят выражение в чертах лица. Когда говорят про человека, имея в виду его внешний облик, что этот человек “красив, но несимпатичен”, это часто означает, что в красивых чертах его лица выражены отрицательные качества, как, например, надменность, высокомерие, эгоизм, пренебрежение к другим людям.

Показатели характера на лице человека можно разделить на статические и динамические. К статическим показателям относят­ся особенности строения головы очертания глаз, губ, лба, носа. По телесной физиономии можно судить о физиономии духовной. К дина­мическим показателям относится мимика, то есть выразительные движения лица, все те изменения в лице, которые являются не случайными и ситуативными, но некоторым образом связаны с психическим обликом человека.

Жесты иногда выдают характер человека больше, чем его внешний вид. Можно различать людей с богатой и бедной жести­куляцией. Будучи связаны с эмоциональной возбудимостью, жес­ты выражают нередко темперамент человека: обильной жестику­ляции мы ожидаем скорее от сангвиника и холерика, чем от меланхолика и флегматика. Но обильная жестикуляция может иметь разное характерологическое значение. Она может говорить о невыдержанности, а также о неестественности. Подобным об­разом скупость жестов в одних случаях означает общую заторможенность, стеснительность, в других — большую выдержку, подтянутость, умение владеть собой.

Некоторых людей называют манерными, потому что их жесты деланные, показные, искусственные.

Даже костюм человека и его вещи иногда, представляют важ­ную деталь в его характеристике.

Все указанные особенности внешнего облика человека имеют характерологическое значение, не только каждая в отдельности, но и в сочетании одна с другой”.14

Внешний облик человека может интерпретироваться по-разному. Часто смеющийся человек не всегда жизнерадостный, а плаксивый не всегда пессимист. Только имея некоторые знания о характере человека по другим проявлениям (прежде всего по деятельности), можно сказать, о какой черте свидетельствует смешливость или плаксивость данного человека.

Связь между проявлениями и чертами характера в каждом конкретном случае должна рассматриваться в зависимости от ситуации, роли человека в ситуации, особенностей рассматривае­мой черты, ее связи с другими, а также от того, желает ли чело­век обнаружить свою черту или, наоборот, скрыть.

Характер человека зависит не только от настоящих жизнен­ных веяний, условий жизни и деятельности, но и от прошлых воздействий, от всей истории жизни, обусловливающей характер человека. Вот почему при изучении характера нужно знать не только настоящие условия жизни, но и всю сложность и много­образие ситуаций и воздействий, которые формировали личность.

В зависимости от различных ситуаций, в которых находится человек, и различных требований, которые ему предъявлялись раньше и предъявляются теперь, он может быть настойчив в одном и ненастойчив в другом.

Противоречивость или непоследовательность поведения неко­торых людей в разных жизненных ситуациях объясняется отсут­ствием цельности характера, частичным развитием отдельных его черт.

Характер в целом и в особенности его моральные свойства формируются в коллективе — в системе межличностных отно­шений.

Формирование черт характера проходит три стадии:

первая стадия — когда человек приобретает знание о способах поведения, но это знание еще не подкреплено его собственным опытом;

вторая стадия — стадия психических состояний, которые еще не стали свойствами личности, так как носят временный ситуативный характер, но уже дают человеку собственный эмоциональ­ный опыт при реализации усваиваемых способов поведения, в которых выражаются ее отношения;

третья стадия — закрепление усваиваемых способов поведения в различных видах деятельности и ситуациях.

Важнейшим средством воспитания является труд. В труде воспитываются черты, характеризующие не только отношение личности к труду (трудолюбие, ответственность, добросовестность, инициативность, настойчивость), но и такие черты, как дисципли­нированность, коллективизм, самокритичность, аккуратность, бережливость, характеризующая общин психический склад человека, его отношение к другим людям, к себе, к вещам.

Поскольку характер человека закаляется в преодолении труд­ностей, необходимо наличие ясно осознаваемых перспективных линий (близких, средних, дальних перспектив, достижение кото­рых требует возрастающих усилий по преодолению внешних иг внутренних препятствий).

Немаловажна также и роль самовоспитания в процессе фор­мирования характера. Но самовоспитание обуслов­лено соответствующей мотивацией. Человек прежде всего должен осознать потребность самовоспитания”.15

Характер не только формируется в деятельности и общении, но„ и, со своей стороны, влияет, обусловливает осуществление разных видов деятельности и процессы общения. Эти влияния становятся особенно резко выраженными в результате проявле­ния различных акцентуаций. Акцентуация характера — это чрез­мерное усиление отдельных черт характера, проявляющееся в избирательном отношении личности и определенного рода психо­логическим воздействием при хорошей и даже повышенной устой­чивости к другим. Различные комбинации чрезмерно усиленных черт дают различные типы характеров. Из русской характероло­гии наиболее значительные типологии были предложены Лесгаф-том и Лазурским.

Лесгафт разделил типы на две категории. “К первой категории принадлежат типы с деятельно-повышенными проявлениями:

1) лицемерный;

2) честолюбивый;

3) добродушный;

Вторая категория—типы .с инертно-умственными проявле­ниями:

4) злостно забитый;

5) мягко забитый;

6) угнетенный.

Кроме этих шести типов, Лесгафт наметил представляемый в идеале нормальный тип, для которого показательна гармония между умственным и физическим развитием, рассудительность, активность, чуткости, простота во всех проявлениях и действиях. В нем сочетаются лучшие черты добродушного и угнетенного типа”.16

Существуют другие типологии, предложенные как отечественны­ми, так и зарубежными психологами.

Всякая типология людей должна служить цели углубленного понимания характера, для чего необходимо тщательным образом изучать каждый индивидуальный характер.

Раскрытие структуры характера — его черт и проявлений по­зволяет наметить и основные пути его изучения.

К характерологическим методам относятся: наблюдение, само­наблюдение и самоанализ, эксперимент естественный и лабора­торный, беседы и анкеты, свободное сочинение, анализ продуктов деятельности.

Материалы, служащие источником познания характера: письма, дневники, мемуары, автобиографии, биографии, литературно-ху-дожественные произведения.

Итак, характер — это совокупность индивидуально-своеобраз­ных свойств личности, определяющихся ее отношениями и прояв­ляющихся в типичных для данной личности способах деятель­ности.

В характере каждого человека надо видеть единство устойчи­вых и динамических свойств.

Характер может маскировать один из врожденных проявле­ний, усиливать другие, тормозить третьи за счет образования и упрочения новых рефлекторных связей.

Следовательно, с естественнонаучной точки зрения, характер есть сплав черт типа нервной деятельности и жизненных впечат­лений, закрепляющихся в виде определенных временных нервных связей в коре головного мозга.

Характер является следствием отражения всей сложности жизненных впечатлений, формируется в процессе активного взаи­модействия личности и среды.

Характер находит свое выражение не только в поступках и действиях, но и в речи, мимике и пантомимике, а также накла­дывает печать на внешний облик личности и отражается в типи­ческой позе.

Характер, отражая жизнь, в свою очередь влияет на образ жизни.

Характер имеет большое значение не только для самой лич­ности, но и для общества.

Характер—это целостное образование, система свойств личности, находящихся в определенных отношениях друг к другу. В структуре характера выделяют содержание и форму. Со­держание характера отражает общественные воздействия, влия­ния, составляет жизненную направленность личности, т. е. ее ма­териальные и духовные потребности, интересы, идеалы и социаль­ные установки.

В разных формах характера выражаются способы проявления отношений, закрепившиеся эмоционально-волевые особенности поведения, темперамента. Люди отличаются друг от друга по привычкам, манерам поведения.

На характер влияют потребности, интеллект и способности, воля, эмоции, направленность, темперамент.

Характер формируется в процессе воспитания и самовоспи­тания.

Совокупность отличительных существенных, типических черт

образует тип характера, который отражает типичные условия жизни людей.

Изучается характер по определенным методикам, с помощью определенного инструментария и методов.

Характер—одно из интереснейших свойств личности, которая требует.неординарного внимания и изучения.

Физиологические основы характера

Объясняя физиологические основы характера, И. П. Павлов писал, что их составляет система прочно закрепленных реакций человека на многократные воздействия человеческой среды Характер опирается на сплав черт типа ВНД и сложных систем условных рефлексов, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта через влияние социума.

Свойства высшей нервной деятельности определяют в характере такие черты, как уравновешенность-неуравновешенность, подвижность-инертность, коммуникабельность-замкнутость. Нервная система влияет и на другие проявления характера — на тонус чувств, речи, внешнее выражение движений. Но тип высшей нервной деятельности не определяет содержательной стороны личности в целом. Например, такие черты характера как принципиальность, честность, вежливость можно выработать на основе любого типа нервной системы. Высшая нервная деятельность влияет на процесс формирования отдельных черт характера (легкость, скорость, темп). Например, страстная, порывистый настойчивость быстрее и легче формируется у человека с неуравновешенной нервной системой, а спокойная, медленная манера поведения — на основе уравновешенной.

В течение жизни у человека образуются динамические стереотипы, то есть системы нервных связей в коре больших полушарий головного мозга, которые возникают под влиянием различных раздражений, действующих в определенной последовательности и определенной системе. Многократные повторения таких

Характер часто определяют как навык социального поведения — в его физиологические механизмы входит сложный динамический стереотип, что обеспечивает проявление отдельных черт в обычной среде. Изменение характера происходит сложно: часто из-за прекращения привычных дел, потерю близкого человека и

раздражений способствуют образованию прочных нервных связей, которые потом оказываются все легче и автоматичнише, без особого нервного напряжения.

Динамические стереотипы образуют фундамент привычных действий, черт характера.

Структура черт характера и его выразительные признаки

Характер как одна из существенных особенностей психического склада личности является целостным образованием, характеризующий человеческое «Я» как единство. Понимание характера как единства его черт не исключает выделения в нем некоторых цепей с целью более глубокого познания его сущности. То есть создание структуры черт характера опирается на его условное деление. И. П. Павлов, не отрицая целостности характера, отстаивал необходимость выделения его структурных компонентов.

Определить структуру характера означает выделить в нем главные компоненты, без которых целостность характера представить нельзя:

Рис. 3.6.1. Структура черт характера

Направленность является главной составляющей структуры характера личности. Она выражается в выборочном положительном или отрицательном в отношении личности к действительности, к поступкам и деятельности, к людям и к самому себе.

В свою очередь, направленность, является интегральной характеристикой человека, объединяет отношение 1) к труду, 2) к себе, 3) к другим людям и 4) к природе, вещей.

Отношение к труду проявляется через положительные или отрицательные черты характера — трудолюбие, уважение к труду, исполнительность, дисциплинированность, организованность или пренебрежение к труду, лень, равнодушие, халатность и непоследовательность.

Отношение к себе зависит у человека от уровня развития его самосознания, способности оценивать себя. Такие черты характера, как застенчивость, чувство собственного достоинства, требовательность к себе, ответственность являются положительными и полезными качествами человека. Вместе с тем, проявляются и черты — нескромность, хвастовство, гордыня, самоуверенность, эгоизм, беспринципная покорность, безосновательная пренебрежение или обесценивание себя.

Отношение к людям возникает в результате многочисленных контактов с другими личностями и обусловлено общественными условиями жизни. Отношение к другим людям проявляется в зависимости от обстоятельств и характера оценивания поступков как в положительных, так и в отрицательных чертах характера. Среди позитивов, присущих культурному человеку, справедливость, соблюдение слова, щедрость, вежливость, доброжелательность, честность и принципиальность. В их основе лежит гуманизм личности. К отрицательным чертам характера относятся отчужденность, хвастовство, снобизм, мелочность, грубость, наглость и тому подобное.

Среди разнообразия черт характера заметны и те, что выражают отношение личности к природе и вещей. Бережливость, заботливость, аккуратность, бережливость, бережное отношение к природе возвышают человека, оцениваясь как положительные. Антиподами этих черт является небрежность, вандализм, транжирство, неаккуратность и тому подобное.

Умственные черты характера проявляются в рассудительности, наблюдательности, умеренности. Наблюдательность и рассудительность способствуют быстрой ориентации в обстоятельствах. Безрассудные люди легко хватаются за любое дело, действуют под влиянием импульса. Умственная инертность, наоборот, оказывается в пассивности, равнодушия, медлительности, когда нужно принять решение, или в этажном отношении к делу без учета ее важности.

Эмоции становятся основой таких черт характера, как вспыльчивость, вспыльчивость, чрезмерная или мнимая участливость, всепрощение или грубость, грубость, «толстокожесть», нечувствительность к страданиям других, неспособность сочувствовать.

Воля как составляющая структуры характера предопределяет его силу, стойкость. Итак, свобода, как считают ученые, представляет собой стержневой компонент сформированного характера. Сильная воля делает характер самостоятельным, устойчивым, непоколебимым, мужественным. Человек с таким характером способна достигать желаемой цели. Людей со слабой волей называют слабохарактерными. Даже имея много знаний и большой опыт, они не способны настаивать на справедливости и часто проявляют нерешительность, страх.

Характер человека оценивают по определенным внешним проявлениям:

Рис. 3.6.2. Отчетливые признаки характера

Характер Вопросы для обсуждения на семинаре

  • Предмет психологии Вопросы для обсуждения на семинаре

    1. Примеры явлений, которые изучает психология, их отличие от явлений, исследуемых другими науками. 2. Историческое преобразование определений предмета психологии. 3. Основные понятия, с помощью которых описываются психологические явления, их классификация. Контрольные вопросы 1. Что такое психология…
    (ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ. МЕТОДЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ)

  • Основные этапы развития представлений о предмете психологии Вопросы для обсуждения на семинаре

    1. Общая характеристика кризиса в психологии. 2. Бихевиоризм как новое направление в психологии. 3. Гештальт-психология. 4. Психоанализ. 5. Гуманистическая психология. 6. Когнитивная психология. Контрольные вопросы 1. Как понимали душу древние мыслители? Какую жизненную роль они ей отводили? 2….
    (ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ. МЕТОДЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ)

  • Отрасли психологии и задачи психологической практики Вопросы для обсуждения на семинаре

    1. Фундаментальные и прикладные отрасли психологической науки. 2. Общие и специальные отрасли психологии. Контрольные вопросы 1. Назовите отрасль психологии, которая занимается изучением психологических особенностей людей различных возрастов. 2. Что такое практическая психология и чем она отличается…
    (ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ. МЕТОДЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ)

  • Методы психологии Вопросы для обсуждения на семинаре

    1. Проблема метода исследования в психологии. 2. Наблюдение и его разновидности. 3. Типы и виды опроса. 4. Экспериментальный метод в психологии. 5. Психологические тесты. Контрольные вопросы 1. Каков метод психологии? 2. Что такое методика? 3. Как соотносится метод и методика? 4. В чем состоят…
    (ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ. МЕТОДЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ)

  • Зарождение и эволюция психики Вопросы для обсуждения на семинаре

    1. Отличие психики от других явлений, существующих в мире. 2. Стадии и уровни развития психического отражения у животных по А. Н. Леонтьеву и К. Э. Фабри. Контрольные вопросы 1. Укажите разницу между раздражимостью и чувствительностью? 2. В чем суть экспериментального исследования светочувствительности…
    (ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ. МЕТОДЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ)

  • Происхождение и развитие психики человека Вопросы для обсуждения на семинаре

    1. Определение сознания. 2. Предпосылки и условия возникновения сознания. 3. Возникновение и развитие сознания. 4. Сознание и речь. 5. Основные направления фило- и онтогенетического развития сознания. 6. Сознание и бессознательное. 7. Проявление бессознательного в психических процессах, свойствах и состояниях…
    (ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ. МЕТОДЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ)

  • Ощущение и восприятие Вопросы для обсуждения на семинаре

    1. Значение ощущений в жизни человека и их происхождение. 2. Виды ощущений. 3. Адаптация и сенсибилизация органов чувства. 4. Изменение и измерение ощущений. 5. Закон Вебера-Фехнера. 6. Представление о субсенсорных ощущениях. 7. Физические свойства среды, порождающие ощущения различной модальности. 8….
    (ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ. МЕТОДЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ)

  • Память Вопросы для обсуждения на семинаре

    1. Значение памяти в жизни человека. 2. Теории и законы памяти. 3. Основные процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. 4. Основные линии развития памяти человека в филогенезе и онтогенезе. 5. Виды памяти и их особенности. 6. Индивидуальные различия памяти у людей. 7. Память и мотивация…
    (ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ. МЕТОДЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ)

  • Воображение Вопросы для обсуждения на семинаре

    1. Понятие о воображении. 2. Основные функции воображения. 3. Определение и виды воображения. 4. Роль воображения в жизни человека. 5. Воображение и мышление. 6. Воображение и органические процессы. 7. Воображение и познавательные процессы. 8. Воображение и средства психотерапевтического воздействия….
    (ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ. МЕТОДЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *